Закон о табаке 2021 полностью
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о табаке 2021 полностью». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 8, ст. 721; 2020, N 31, ст. 5062) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую информационно-коммуникационную стратегию по борьбе с потреблением табака или потреблением никотинсодержащей продукции на период до 2030 года.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 677 «Об утверждении Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года».
Министр | М.А. Мурашко |
Информационно-коммуникационная стратегия по борьбе с потреблением табака или потреблением никотинсодержащей продукции на период до 2030 года (далее — Стратегия) определяет цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в области информирования граждан о вреде потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О стратегическом планировании в Российской Федерации», «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 2732-р, а также иные правовые акты и документы, в том числе документы Всемирной организации здравоохранения.
Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации, акцент государственной демографической политики на формирование здорового образа жизни, осуществление мер по снижению масштабов потребления табачной продукции и профилактику курения табака позволит сократить показатели смертности.
Потребление табака является причиной возникновения заболеваний, связанных с его воздействием на организм, приводящим к инвалидности и преждевременной смертности, и создает социально-экономическое бремя для системы здравоохранения и общества в целом.
Ключевым компонентом табака, вызывающим и поддерживающим зависимость, является никотин. Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, табачная (никотиновая) зависимость, являющаяся следствием потребления табака, признана заболеванием, связанным с расстройством поведения.
По данным Всемирной организации здравоохранения, потребление табака является одной из значимых угроз для здоровья человека и ежегодно приводит почти к 7 млн случаев смерти, из которых более 6 млн случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака и более 890 тыс. случаев — среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Потребление табака представляет существенную угрозу для здоровья граждан Российской Федерации и влечет за собой негативные медицинские, демографические и другие социально-экономические последствия.
Согласно данным глобального опроса взрослого населения Российской Федерации о потреблении табака, проведенного в 2016 году (Global Adult Tobacco Survey (GATS), Российская Федерация, 2016 год), реализация Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее — Федеральный закон N 15-ФЗ) привела к снижению распространенности потребления табака среди взрослого населения Российской Федерации с 39,4% в 2009 году до 30,9% в 2016 году. Кроме того, в 2 раза снизилась распространенность пассивного курения дома, а в общественных местах — в 2,5 раза. В среднем в 2 раза снизилась доступность табачных изделий.
По данным мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, предусмотренных Федеральным законом N 15-ФЗ (далее — мониторинг), потребление табака в Российской Федерации ежегодно снижается. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики распространенность курения табака среди взрослого населения старше 15 лет снизилась, с 34% в 2009 году до 21,5% в 2020 году. По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения, распространенность потребления табака среди взрослого населения в России снизилась с 41% в 2009 г. до 28% в 2020 году.
Благодаря снижению спроса на табачную продукцию в связи с проведением законодательных антитабачных мер объем производства табачной продукции, начиная с 2013 года, снижается (по сравнению с 2010 годом производство сигарет и папирос в России в 2018 году снизилось на 147,4 млрд штук, или на 36,5%).
По данным Федеральной службы государственной статистики, продажа сигарет на душу населения снизилась с 2,5 тыс. штук в год на человека в 2012 году до 1,6 тыс. штук в год на человека в 2018 году.
Указанные данные свидетельствуют о том, что в обществе достаточно прочно укрепилась необходимость соблюдения установленных антитабачных мер, а также о том, что в целом антитабачное законодательство работает эффективно. Однако показатели распространенности курения в России все еще остаются высокими. Для сравнения, в странах Европейского союза, по данным Всемирной организации здравоохранения, распространенность курения составила в среднем 24%. Более того, распространение получают новые виды курительных табачных изделий, потребляемых с помощью специально разработанной курительной принадлежности — устройства для нагревания табака, а также никотинсодержащая продукция. Такая продукция приобрела популярность, особенно среди молодежи, в том числе ранее не потреблявшей табачные изделия или никотинсодержащую продукцию. Так, по данным мониторинга, в настоящее время происходит рост потребления такого вида никотинсодержащей продукции, как электронные системы доставки никотина, в том числе среди детей и подростков. Распространенность потребления такого вида никотинсодержащей продукции среди лиц 18-24 лет составляет 19,1%, что более чем в 10 раз выше, чем во всех остальных возрастных группах.
Таким образом, с учетом того, что сохраняется проблема достаточно высокого потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, Правительством Российской Федерации реализуется ряд мер, наиболее эффективными из которых являются меры нормативного регулирования оборота и потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции. Кроме того, широко используются меры по информированию населения о вреде потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, в том числе за счет проведения широкомасштабных информационных кампаний. С 2019 года данная работа проводится в рамках мероприятий информационно-коммуникационной кампании федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья)» национального проекта «Демография».
Целью Стратегии является снижение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции путем проведения информационных мероприятий для населения.
Основными задачами Стратегии являются:
повышение уровня информированности граждан в отношении негативных последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции;
мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни и отказу от потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
Маркировка табака (новый ЕГАИС): что это, закон и правила продажи продукции
В результате реализации Стратегии ожидается:
повышение информированности населения Российской Федерации об основных последствиях потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, факторах риска развития хронических неинфекционных заболеваний, а также о существующих возможностях для их диагностики и коррекции;
снижение распространенности потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
В законе сказано, что реализация потребителям ранее произведенной или ввезенной табачной продукции с максимальными розничными ценами, установленными на уровне ниже единой минимальной цены табачной продукции, действующей на момент реализации указанной продукции, но не ниже единой минимальной цены табачной продукции, действовавшей в период, непосредственно предшествующий дате применения новой единой минимальной цены табачной продукции, допускается в течение трех месяцев с даты применения новой единой минимальной цены табачной продукции.
Иными словами, продавать сигареты с МРЦ ниже 108 рублей можно в течении трех месяцев с даты вступления в силу закона, а это 1 апреля 2021 года. Таким образом, продажа сигарет с такими МРЦ разрешена только до 1 июля 2021 года. При этом не важно, по какой цене вы будете реализовывать такие сигареты.
В наших решениях работа с единой минимальной ценой на табачную продукцию уже реализована. Мы проверим МРЦ на пачке, сверим ее с действующей ЕМЦ и предупредим кассира о том, что такую пачку нельзя продавать.
На изделие (меховую, лекарственную, алкогольную) наносится специальный штрихкод, где предмету торговли присваивается свой идентификационный номер. Это необходимо для отслеживания движения его от начала производства до конечного пункта потребления. Это делается для того, чтобы население не пользовалось недоброкачественным товаром, который либо подделывается, либо ввозится неправомерно из других республик. Изготовители контрафакта нигде официально не зарегистрированы и не покупают лицензии. Поэтому проверяющие органы не в состоянии контролировать процесс производства и определять качество сырья.
Успешный эксперимент по обороту спиртосодержащей продукции подтолкнул думу внести поправки в закон и записать новые правила продажи и обязательной маркировки сигарет в 2021 году. Это делается для того, чтобы государство могло контролировать процесс производства, перемещение каждой пачки от оптовика до магазина, а потом и до потребителя. В конечном итоге правительство заинтересовано, чтобы продукт дошел надлежащего качества и оригинального содержимого. Контрафакт без нанесения штрихкода не попадет на прилавки магазинов.
Ввод минимальный цен на сигареты в 2021 году
С марта месяца правительство выпустило и утвердило три основополагающих норматива, по которым производителей обязали установить оборудование, а розничные сети — адресовать в ИС МОТП сведения о передвижении каждой пачки:
-
федеральные за № 272 и № 487;
-
распоряжение за номером 792.
Внедрение структуры чипирования обеспечит обеление коммерческой деятельности, подстегнет конкурентную борьбу и значительно снизит уровень контрабандной продукции на территории РФ. Опыт показал, что после этой процедуры и перехода на онлайн-кассы увеличился оборот на 50 процентов меховых и на 30% — спиртосодержащих товаров.
Для частных предпринимателей оборудование по считыванию кода помогает в больших супермаркетах уменьшить количество сотрудников, оптимизировать рабочее время.
Для маленьких магазинов, торгующих продуктами, водкой и табаком не очень выгодно иметь три системы:
-
ЕГАИС для реализации спиртосодержащих товаров.
-
ФГИС «Меркурий» для продовольствия с животно содержащим составом.
-
ИС МОТП для сигарет.
Они между собой не контактируют. Приходится закупать разное оборудование и устанавливать три программы. Кроме этого, необходимо обзавестись онлайн-кассой для передачи информации в ФМС (налоговая инспекция) обо всех операциях купли-продажи. Для объединения всех нормативов в одну платформу законодательные власти решили с 2024 года ввести единый механизм нанесения меток для всех видов.
С начала года все участники процесса производства и сбыта могли принять участие в отладке технологий, обеспечивающих оборот с индивидуальными шифрами.
Заводы установили новое оборудование, розничные сети приобрели сканеры и устройства для передачи информации. С осени к этому процессу подключились импортеры.
Для того чтобы быть готовым к тотальному чипированию, необходимо:
-
Иметь двумерный сканер, способный считывать DataMatrix.
-
Убедиться, что ваша касса допускает перепрошивку под новое требование.
-
Проверить готовность вашего учетного аппарата работать с ЭДО.
С 1 марта по 1 июля следует установить оборудование, настроить программное обеспечение и обучить персонал новым операциям. С 1. 07. всем розничным точкам надлежит подключиться к ИС. К этому времени реализовываются все немаркированные изделия. Полностью прекращается их производство.
С 2021 года идентификационные знаки наносятся не только на пачку, но и на весь ассортимент сигарет. Бухгалтерия должна отказаться от бумажных носителей и перейти на работу с УПД при помощи операторов электронного документооборота. С 1 июля 2020 года табак без нанесения радиочастотной метки категорически нельзя продавать.
Показатель минимальной цены будет рассчитывать Минсельхоз на основе минимальной ставки акциза на единицу потребительской упаковки, налога на добавленную стоимость и повышающего коэффициента. Таким образом, в 2021 году этот показатель составит 108 рублей за пачку из 20 сигарет.
Единая минимальная цена табачной продукции должна применяться с даты применения ставки акциза на табачную продукцию, на основании минимального значения которой она рассчитывается. Такая цена подлежит опубликованию не позднее 30 дней до даты применения новых ставок акциза на табачную продукцию.
Продажа табачной продукции потребителям будет осуществляться по максимальным розничным ценам, установленным в соответствии с законодательством о налогах и сборах. При этом реализация такой продукции по ценам ниже действующей единой минимальной цены табачной продукции запрещается.
Исключение могут составить только случаи продажи, ранее произведенной или ввезенной табачной продукции в течение трех месяцев с даты применения новой единой минимальной цены по ценам не ниже единой минимальной цены табачной продукции, действовавшей в период, предшествующий дате применения новой единой минимальной цены табачной продукции.
Таким образом, минимальная розничная цена = 75% от максимальной розничной цены. Продажа табачных изделий ниже максимальной розничной цены, указанной на пачке изделия, но не менее 108 рублей за пачку на 20 сигарет.
Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ
504-ФЗ Статья 2, пункт 3 гласит:
«Табачная продукция, произведенная или ввезенная на территорию РФ до 1 апреля 2021 года, с указанной на потребительской упаковке (пачке) табачной продукции максимальной розничной ценой, ниже установленной единой минимальной цены табачной продукции может быть реализована до 1 июля 2021 года»
Другими словами, необходимость соблюдать ЕМЦ не распространяется на продукцию, введенную в оборот до 1 апреля 2021 года. Ее можно будет продавать по цене ниже установленного показателя до 1 июля.
С 1 июля сигаретами на которых указана цена ниже ЕМЦ – торговать запрещено.
Напомним, если минимальную цену неправомерно занизить, должностному лицу грозит дисквалификация до 3 лет или штраф 50 000 руб.
Для юридических лиц штраф составит до 100 000 руб.
Не исключено, что размеры штрафов за нарушения ЕМЦ к 1 июля 2021 года будут откорректированы.
Прочие изменения
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 506-ФЗ – вносит изменения в ст. 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».
Данные поправки запрещают перемещение по территории России физлицами немаркированной специальными акцизными марками табачной продукции и табачных изделий, в том числе продукции, являющейся товарами ЕАЭС, за исключением случаев, если такая продукция перемещается совершеннолетним гражданином в количестве не более 200 сигарет или 50 сигар, или 250 граммов табака, или указанных табачных изделий общим весом не более 250 граммов на человека.
Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных и максимальных розничных цен такой продукции. В силу Федерального закона от 22.12.2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (далее — Технический регламент), сведения о максимальной розничной цене в рублях, должны наносится на потребительскую упаковку табачных изделий, согласно которому на одной из наружных сторон каждой потребительской упаковки (пачки) сигарет и папирос должны быть нанесены:
- максимальная розничная цена, по которой сигареты и папиросы могут быть реализованы потребителям;
- сведения о месяце и годе изготовления сигарет и папирос.
В силу ч. 2 ст. 187.1 НК РФ максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями; максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий. Там же определено, что под маркой (наименованием) в целях названной главы понимается ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) одним или несколькими из следующих признаков — индивидуализированным обозначением (названием), присвоенным производителем или лицензиатом, рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой.
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Изменение МРЦ на сигареты
1. Розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции или никотинсодержащей продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
5. Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией без потребительской тары, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в следующих местах: (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
Признать утратившими силу:
1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);
2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ «О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 4);
3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);
4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4847);
5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3433).
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года.
3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1 — 5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.
4. Пункты 1 и 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 530-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ)
5. Части 2 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 471-ФЗ)
Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН
Акциз на сигареты начнет расти с 2021 года
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.
1. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ)
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.
Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции являются:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма, потреблением табака или потреблением никотинсодержащей продукции;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, непрерывность и последовательность их реализации;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
4_1) всестороннее объективное изучение последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, в том числе последствий для жизни и здоровья человека, среды его обитания, а также связанных с этим медицинских, демографических и социально-экономических последствий;
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ)
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции относятся:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
3) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, лечение табачной (никотиновой) зависимости, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
4) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, включение указанных мероприятий в установленном порядке в федеральные целевые программы в сфере охраны и укрепления здоровья граждан, в государственную развития здравоохранения;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции относятся:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территориях субъектов Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
2) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территориях субъектов Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
3) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения на территориях субъектов Российской Федерации по оказанию гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, лечение табачной (никотиновой) зависимости, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
4) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, сокращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, на территориях субъектов Российской Федерации, а также информирование органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В России запрещается продажа табачных изделий по цене выше максимальной розничной цены (МРЦ) и ниже единой минимальной розничной цены (ЕМЦ).
До 1 апреля устанавливались максимальные розничные цены самостоятельно производителями, а минимальная розничная цена составляла 75% от максимальной. Часто продавцы устанавливали минимальную цену на сигареты и выдавали ее за скидку. А это запрещено законом.
С 1 апреля минимальную стоимость табачных изделий определяет Минсельхозпром. Она будет единой для всех розничных продавцов. Единая минимальная розничная цена (ЕМЦ) рассчитывается по специальной формуле с учетом ставки акциза, НДС и повышающего коэффициента 1,4. ЕМЦ будет индексироваться каждый год.
Предпринимателю придется самостоятельно отслеживать новости по изменению ЕМЦ сигарет. В 2021 году ЕМЦ на пачку сигарет из 20 штук составляет 108 рублей, в 2022 году она повысится до 112 рублей.
Введение Единой минимальной розничной цены не отразилось на средней цене пачки качественных сигарет, считают представители ведущих табачных компаний. Цена на сигареты должна учитывать все налоги и издержки (производственные, логистические и т. д.), а цены крупных легальных производителей уже их учитывают.
Основное влияние на стоимость сигарет в розничной торговле оказывает рост акцизов. В 2020 году пачка обходилась покупателю в среднем в 120 рублей. В 2021-ом, с учетом акцизов, которые выросли на 20%, ее рекомендованная розничная цена (РРЦ) составляет 140 рублей. Для сравнения, стоимость контрафактной пачки – 50-60 рублей.
Все МТС Кассы поддерживают работу с СБП (системой быстрых платежей), что помогает рознице существенно экономить на комиссиях за эквайринг.
-
Ставка в СБП гораздо ниже, чем по эквайрингу – от 0,4 до 0,7%.
С МТС Кассой терминал эквайринга и дополнительные гаджеты для приема безналичных платежей через СБП не требуются.
За стимулирование продажи табака продавец привлекается к ответственности по статье 14.3.1 КоАП РФ:
-
ИП – от 5 до 15 тысяч рублей;
-
юридические лица – от 80 до 150 тысяч рублей.
За нарушение порядка ценообразования табачных изделий по статье 14.6 КоАП РФ предусмотрены следующие размеры штрафов:
завышение цен:
-
ИП – 50 тысяч рублей или дисквалификация до трех лет;
-
юридические лица – двукратный размер полученной выручки.
занижение цен:
-
ИП – 50 тысяч рублей или дисквалификация до трех лет;
-
юридические лица – 100 тысяч рублей.
Также продавцов ждут штрафы за продажу сигарет без маркировки:
-
5 000 — 10 000 руб. для ИП;
-
50 000 — 100 000 руб. для юридических лиц.
и за отсутствие номенклатуры в чеке:
-
1 500 — 3 000 руб. – для должностных лиц;
-
5 000 — 10 000 руб. – для ИП и ООО.
Дата публикации: 05.04.2021
- Все
- Краевые порталы
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим потребление табачной продукции в общественных местах на территории Российской федерации, является Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Курение запрещено во всех общественных местах, в том числе на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных, медицинских услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, во всех видах общественного транспорта, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов.
Подробный перечень общественных мест, в которых действует запрет на курение, указан в ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ.
На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.
Также курение разрешено в специально выделенных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, и зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом, таким образом, чтобы была исключена возможность наблюдения за курением табака из других помещений.
Согласно ст. 23 Федерального закона № 15-ФЗ за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность.
Дисциплинарная ответственность применяется к работникам в рамках нарушения ими трудовой дисциплины в случае несоблюдения норм о запрете курения табака на рабочих местах. Выбор мер дисциплинарной ответственности за нарушение норм указанного Федерального закона в данном случае является компетенцией конкретного работодателя.
Гражданско-правовая ответственность связана с возмещением вреда жизни или здоровью человека, и порядок ее применения нормативно регламентирован в статьях 1084 — 1094 Гражданского кодекса РФ.
Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 рублей (ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ). Более жесткое наказание – от 2000 до 3000 рублей предусмотрено для тех, кто курит на детских площадках (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ).
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
В статье 6.24 КоАП РФ установили административную ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Размер штрафа не изменился и составляет от 500 до 1500 рублей для граждан.
Частью 2 статьи 6.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на детских площадках. Размер штрафа на граждан — от 2000 до 3000 рублей.
В статье 6.25 КоАП РФ изменили название на «Несоблюдение требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».
Установлена административная ответственность за несоблюдение законодательных требований:
- к знаку о запрете потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов;
- к выделению и оснащению специальных мест потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов;
- к исполнению обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции.
Размер штрафа составляет:
- для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
- для юридических лиц — от 30 000 до 60 000 рублей.
Изменение КоАП РФ с 28 января 2021 года
Напомним историю вопроса. Ограничения для курильщиков в России начали вводить с 2013 года, когда был принят закон об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака. Если отвлечься от вейпов и кальянов, самым последним ударом по курильщикам должно было стать резкое повышение акцизов на табак и табачные изделия с 1 января этого года — сразу на 20%. По оценкам экспертов, в среднем пачка сигарет в связи с этим должна была подорожать на 20 рублей. На никотинсодержащие заменители обычного курева рост акцизов, впрочем, тоже распространялся.
Курильщикам надо готовиться и к еще большему увеличению затрат. Поскольку почти все, что возможно, уже запретили и ограничили, дальше бороться с ними предполагается в основном финансовыми методами — повышая каждый год акцизы. А стало быть, и стоимость курева в том или ином виде.
Движение табачной продукции отслеживается через систему маркировки и оборота — ИС МОТП, входящую в состав Единой национальной ИС МП «Честный ЗНАК». Контроль прохождения товара на каждом этапе происходит посредством двумерного штрихового кода Data Matrix, который должен быть нанесен на каждую пачку, блок или коробку. Идентификатор используется однократно, а содержащаяся в нем информация хранится в базе ИС МОТП. На каждом этапе механизм выглядит следующим образом:
- Производитель или импортер — регистрируется в системе мониторинга, заказывает коды и наносит их на выпускаемую продукцию. Информирует систему о маркировке, а также передает сведения об агрегации (о том, какие пачки упакованы в конкретный блок и в какой коробке он уложен). Это позволит избежать ошибок при дальнейшем оптовом или розничном перемещении продукции. Формирует УПД (универсальный передаточный документ), в котором содержатся штрихкоды со всех пачек и блоков, входящих в партию.
Производство табачной продукции без маркировки подпадает под действие ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ. В зависимости от субъекта, совершившего правонарушение, к административной ответственности могут привлечь:
- должностных лиц;
- юридическое лицо.
В первом случае штраф составит от 10 до 15 тысяч рублей, во втором — от 100 до 150 тысяч. Предмет правонарушения конфискуется без права возврата.
1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.
Штрафы за продажу сигарет без маркировки предусмотрены не только для юридических лиц и ИП, но и для граждан, участвующих в обороте. Размеры прописаны в ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ. Максимальное наказание:
- юрлицам — до 300 тыс. рублей;
- должностным лицам и индивидуальным предпринимателям — до 15 тыс. рублей;
- гражданам — до 5 тыс. рублей.
Вся продукция при этом конфискуется.
Если оборот совершен в крупном или особо крупном размере, то предприниматели привлекаются к уголовной ответственности наравне с производителями по ч. 5 ст. 171.1 УК РФ.
Новые антитабачные законы изменят жизнь курильщиков и вейперов
- В чем кроется смысл великой «Рапсодии» Фредди Меркьюри
- Молящий о пощаде Ефремов переложил часть вины на Волчек
- Стала известна неутешительная оценка запасов нефти в России
- «Исполосовали меня»: попавший под нож хирурга Крутой тает на глазах
- «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива»: Собчак высказалась после интервью с МакSим
- Арбузы назвали провокаторами онкологии
- Супруг Наташи Королевой рассказал о разводе и улетел на курорт
- Президент экстренно ушел на самоизоляцию
- Период обучения теперь входит в стаж для досрочного выхода на пенсию
- В Госдуме решили переучить выпускников школ и заменить ими трудовых мигрантов
Запрет на курение в больницах и поликлиниках, образовательных учреждениях, в аэропортах, на вокзалах и в поездах действует и сейчас. Он закреплен в Федеральном законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». За его нарушение предусмотрен штраф по ст. 6.24 КоАП РФ («Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах») — от 500 до 1 500 рублей.
С 1 января 2021 года за курение на таких объектах будет предусмотрена ответственность и по ст. 20.4 КоАП («Нарушение требований пожарной безопасности»). Она предполагает более высокий штраф для граждан: от 2 тыс. до 3 тыс. рублей, а в случае возникновения пожара из-за такого нарушения — до 5 тыс. рублей.
Поскольку во всех одноразках и картриджах используется солевой никотин, который попадает под запрет о крепости жидкостей, они постепенно начнут пропадать с прилавков. Например, поэтому и накладывается запрет на HQD в России. Конечно, этого не произойдёт за один день и сразу везде.
Можно предположить, что как только начнутся проверки, крупные сетевые магазины начнут убирать с прилавков одноразки. Пока также неизвестно, будет ли администрация ТЦ контролировать наличие в магазинах крепких жидкостей, так что пока сложно что-то сказать с уверенностью.
Но точно можно утверждать, что одноразки и картриджи начнут пропадать и уже спустя пару месяцев после вступления в силу нового закона о вейпах в 2021 году они полностью исчезнут.
Вероятно, что купить ту же HQD, не смотря на запрет, можно будет в сети через группы ВК. Уверен, найдутся те, кто захотят заработать на таком запрете. Останется лишь решить вопрос цены, а она точно будет завышена.
По сути, запрещать никобустеры нет смысла. Ведь они используются для жидкостей с низкой крепостью, которая не попадает под запрет о никотиновых жидкостях. Однако, не будет удивительно, если и никобустеры запретят к продаже.
Так что советуем вам закупиться никобустерами и хранить их у себя дома с запасом. Лучше всего, ставить банки в холодильник и плотно закрывать крышкой, так они продержатся гораздо дольше.