Санпин новый для школ 2021 с 1 января

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санпин новый для школ 2021 с 1 января». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Образовательным организациям необходимо изучить новые требования действующего СанПиН, касающихся организации питания.

  1. Организованные перевозки групп детей, мероприятия

При организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов допускается использовать набор пищевой продукции («сухой паёк»), свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23:00 до 7:00) – должно быть организовано горячее питание.

При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребёнок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребёнка.

Также определены требования для организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях. Например, должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приёма пищи, а также сбора и хранения отходов, соблюдений правил личной гигиены. Чтобы ознакомиться с требованиями подробнее, обратитесь к пункту 8.7.

  1. Питьевой режим

Питьевой режим должен быть организован посредством установки стационарных питьевых фонтанчиков, устройств для выдачи воды, выдачи упакованной питьевой воды или с использованием кипячёной питьевой воды.

  1. Кухонный инвентарь

По новому СанПиН стало необязательным использование специальных обозначений для маркировки кухонного инвентаря. Теперь его можно маркировать любым удобным способом. Главное, чтобы маркировка была чёткой и понятной.

Однако работники вправе использовать и старые способы маркировки.

Также, согласно правилам, разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен обрабатываться и храниться раздельно в производственных цехах (зонах, участках).

Столовая и кухонная посуда и инвентарь одноразового использования должны применяться в соответствии с маркировкой по их применению. Повторное использование одноразовой посуды и инвентаря запрещается.

  1. Выдача работникам халатов и обеспечение одноразовыми перчатками

Всем работникам пищеблока необходимо выдать по одному халату. Его работники смогут использовать во время посещения санузла, надевая поверх рабочей одежды. Однако в случае, если халата нет, при посещении санузла работники пищеблока по-прежнему обязаны снимать рабочую одежду.

Персоналу, который порционирует блюда, готовит холодные закуски и салаты, необходимо надевать одноразовые перчатки. Нормы выдачи перчаток не регламентированы, поэтому Вы можете определить их самостоятельно.

  1. Обязательная вакцинация

Ранее требования к обязательной вакцинации поступающих на работу в организации общественного питания сотрудников не были прописаны, теперь же при отсутствии прививок могут привлечь к ответственности за нарушение правил документа.

  1. Совместная перевозка пищевой продукции

Ранее допускалась только раздельная перевозка (транспортирование) продовольственного (пищевого) сырья, полуфабрикатов и готовой пищевой продукции, однако теперь разрешена совместная перевозка, при условии наличия герметической упаковки, а также при соблюдении температурно-влажностных условий хранения и перевозки.

  1. Хранение продукции

Теперь для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается хранение пищевого сырья и готовой к употреблению пищевой продукции в одном холодильнике при условии их нахождения в закрытых контейнерах и гастроёмкостях.

  1. Обработка сырья

Согласно действующему правовому акту допускается обработка продовольственного (пищевого) сырья и изготовление из него кулинарных полуфабрикатов в одном цехе при условии выделения раздельных зон (участков) и обеспечения раздельным оборудованием и инвентарём.

  1. Дополнительное питание

Ассортимент дополнительного питания (буфетной продукции) должен приниматься с учётом ограничений, изложенных в приложении 6.

Также для организации дополнительного питания детей допускается реализация пищевой продукции через аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции. Перечень допустимой для реализации продукции приведён в п.8.3.2.

СанПин с 01.01.2021 для детских садов, школ и т.д. (СП 2.4.3648-20)

Обращаем Ваше внимание на то, что в СанПиН отсутствуют некоторые прямые требования, которые раньше необходимо было соблюдать. Они касались:

  • мытья посуды в нескольких секциях ванны и при определённой температуре;
  • обязательного присутствия естественного освещения;
  • дезинфекции и мойке уборочного инвентаря в конце смены;
  • прямого запрета на использование посуды со сколами;
  • хранения чистой кухонной посуды на стеллажах установленной высоты;
  • наличия инструкции о мытье посуды;
  • наличия при себе медицинской книжки у курьера;
  • хранения муки и крупы на установленной высоте;
  • запрета на приготовление макарон по-флотски, яиц-глазуньи;
  • хранения пищевых отходов в отдельном холодильнике;
  • конкретной температуре горячих блюд;
  • использования ветоши;
  • соблюдения процедуры обработки яиц;
  • выполнения специальных этапов при обработке овощей;
  • выноса отходов.

При необходимости соблюдение этих требований может продолжаться, однако в ходе санитарной проверки оценивать их исполнение не будут.

Таким образом, в данной статье мы рассказали Вам об основных изменениях и нововведениях, которые отображены в СанПиН 2.3/2.4.3590-20. При необходимости мы советуем Вам ознакомиться с новым СанПиН самостоятельно.

Также мы рады сообщить, что наша программа «Школа: Питание» уже обновлена в соответствии с действующим правовым актом и доступна пользователям!


Согласно гл. IV.1 «Организация питания детей», введенной не так давно в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в образовательных организациях основное питание детей должно включать горячее питание.

К сведению: под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (п. 8.1.2). Сухой паек (набор пищевой продукции) допускается использовать только при организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов. При этом, если продолжительность таких перевозок (массовых мероприятий) свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00), также должно быть организовано горячее питание.

Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.

Здесь также отметим требования к температуре готовых горячих блюд (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):

  • горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;

  • готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.

В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:

  • среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);

  • требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);

  • суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);

  • количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).

Помимо соблюдения перечисленных требований, меню для детей должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:

а) при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5 % соответственно;

б) при 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и «уплотненного» полдника с включением блюд ужина и с распределением калорийности суточного рациона 30 %;

в) допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/– 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в таблице 3 приложения 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, по каждому приему пищи;

г) на период летнего отдыха и оздоровления (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни, при повышенной физической нагрузке (спортивные соревнования, слеты, сборы и т. п.) нормы питания, включая калорийность суточного рациона, должны быть увеличены не менее чем на 10 % в день на каждого человека.

СанПиН-2021: что изменится в работе общеобразовательных организаций

Среди новшеств в организации детского питания следует выделить особенности, установленные для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании. Согласно п. 8.2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для таких детей в организованных детских коллективах должны соблюдаться следующие требования:

1) должно быть организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. При этом индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача);

2) выдача детям рационов питания должна осуществляться в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в организации;

3) допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, если обеспечены условия для мытья рук. Данная возможность предусмотрена в любых организациях, осуществляющих питание детей. Введение такой нормы позволяет закрыть наболевший вопрос о возможности использования домашней еды, к примеру, детьми-аллергиками, в обычных образовательных учреждениях, которые не имеют возможности обеспечить питание таких детей по индивидуальному меню.

В соответствии с п. 8.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 питьевой режим в детских организациях, а также при проведении массовых мероприятий с участием детей должен соблюдаться таким образом:

1) должно осуществляться обеспечение питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям (Технический регламент Таможенного союза (ТР ЕАЭС 044/2017), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 45);

2) питьевой режим должен быть организован посредством:

а) установки стационарных питьевых фонтанчиков. При этом чаша фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств;

б) установки устройств для выдачи воды (например, кулеров);

в) выдачи упакованной питьевой воды. Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих ее происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям;

г) использования кипяченой питьевой воды. Организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды допускается при условии соблюдения следующих требований:

  • кипятить воду нужно не менее 5 минут;

  • до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась;

  • смену воды в емкости для ее раздачи необходимо проводить не реже чем через 3 часа. Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме.

При организации питьевого режима с использованием упакованной питьевой воды промышленного производства, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), кипяченой воды должно быть обеспечено наличие посуды из расчета количества обслуживаемых (списочного состава), изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения (п. 8.4.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца (п. 8.4.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

К сведению: более подробные рекомендации к мойке и санитарной обработке ручных помп и кулеров приведены в приложении 2 к МР 2.3.6.0233-21.

При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка (п. 8.4.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:

1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;

2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;

3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;

4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;

5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);

6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).

* * *

Новые санитарные правила к организации общественного питания (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) приняты в рамках реализации поставленной Президентом РФ цели сохранения здоровья нации, определенной Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и федеральным проектом «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография», а также поручений Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих установление с 1 января 2021 года актуализированных обязательных требований.

При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.

Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.

Особое место в новом документе занимают требования к организации детского питания. Им посвящена самая объемная гл. VIII санитарных правил.

В целях реализации новых СанПиН Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21).

Помимо указанных документов, при организации питания детей образовательным учреждениям также следует учитывать:

  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20) (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);

  • Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020);

  • Методические рекомендации в части родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях (МР 2.4.0180-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).

В основе новых требований для общепита лежат несколько ключевых принципов.

СанПиН прописывает требования с учетом биологических, химических, физических и иных факторов.

К биологическим факторам относятся микробиологические и паразитарные загрязнения, размножение патогенных микроорганизмов. Чтобы предотвратить эти риски, сотрудники должны соблюдать ряд требований и придерживаться строгих правил при организации рабочего процесса.

В частности, они обязаны сообщать о случаях заболевания кишечными инфекциями своих родственников, с которыми проживают. Также сотрудники должны использовать одноразовые перчатки, когда готовят холодные закуски и салаты. Если целостность перчаток нарушается, то их следует менять на новые.

Для устранения биологических факторов нужно придерживаться правил при раздаче и реализации блюд. Так, например, готовые блюда, требующие разогревания перед употреблением, не должны находиться на раздаче более трех часов с момента изготовления. Готовые блюда нельзя замораживать и продавать на следующий день.

Соусы к блюдам подаются в индивидуальной потребительской упаковке.

К химическим факторам следует относить загрязнения токсичными веществами. Чтобы не допустить их попадания в продукты, моющие и дезинфицирующие средства нужно применять по инструкции и хранить в специальных местах.

Общепиту нельзя использовать ртутные термометры.

К физическим факторам относится тепловое воздействие. В правилах указано, что температура горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам.

Новые требования к детскому питанию

Новый СанПиН смягчает некоторые требования для маленьких заведений, не рассчитанных на высокие потоки посетителей. Определяющим признаком в этом случае является количество посадочных мест. Если у вас их менее 25, то можете рассчитывать на послабления.

  • Допускается наличие одного туалета для посетителей и персонала. Но при этом вход у него должен быть изолирован от производственных и складских помещений.
  • Возможно хранение сырой и готовой продукции в одном холодильнике. Но есть условие: она должна находиться в закрытых контейнерах.

Из новых правил исчезло требование о привлечении отдельного персонала для уборки туалета, что немаловажно для микробизнеса, для которого лишний сотрудник влечет дополнительные траты. Эту обязанность могут выполнять другие сотрудники, главное — соблюдать нормы безопасности.

В актуализированных правилах учтены новые форматы бизнеса. В частности, кейтеринг, доставка, продажа навынос. Сказано, что такого рода услуги теперь не требуют оформления декларации о соответствии пищевой продукции, как это было ранее.

С 1 января 2021 года технологическая карта становится важной частью работы предприятий общепита. Правилами установлено, что блюда нужно готовить в соответствии с этим документом, поскольку в нем описан весь производственный процесс.

Ко всем сотрудникам, которые занимаются приготовлением блюд и имеют непосредственный контакт с продуктами и сырьем, требования ужесточились. Теперь они каждый день должны проходить осмотр на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела. Прежде чем допустить персонал к работе, нужно убедиться в отсутствии признаков инфекционных заболеваний.

До 2021 года такие требования распространялись лишь на некоторых сотрудников, а именно на тех, кто работал в холодном, горячем и кондитерском цехах.

В новых правилах не указан четкий перечень журналов, которые обязательны для общепита. Предполагается, что все эти документы разрабатываются в рамках внедрения ХАССП на конкретном предприятии.

Кроме того, на усмотрение самого бизнеса отдали решение таких вопросов, как:

  • мытье посуды (исчезло требование к наличию инструкции по мытью);
  • высота стеллажей для хранения посуды (ранее была определена минимальная высота — 0,5 м от пола);
  • обработка яиц и овощей (если ранее указывались конкретные требования, то сейчас их нет);
  • использование губок (ранее их нельзя было использовать в принципе, с 1 января запрет перестал действовать, но бизнесу нужно позаботиться о смене губок, чтобы в них не скапливались бактерии);
  • использование алюминиевой посуды (ранее ее разрешали использовать только для временного хранения);
  • периодичность генеральных уборок (если ранее это нужно было делать как минимум раз в месяц, то сейчас бизнес сам определяет, как часто проводить тщательную уборку);
  • использование моечных ванн (из правил убрали требования к их количеству, но при этом важно, чтобы столовая, кухонная посуда и подносы для посетителей мылись отдельно);
  • организация кондитерского цеха (из новых правил убрали подробный раздел о кондитерских цехах);
  • работа при отключении водоснабжения (ранее в таком случае нужно было закрыть заведение, сейчас бизнес принимает решение в зависимости от обстоятельств и с учетом возможности соблюдения требований по безопасности пищевой продукции);
  • хранение чистой посуды (ранее были требования хранить ее в перевернутом виде и на перфорированных стеллажах).

Требования к площади комнат стали конкретнее. В старом СанПин были указаны нормы площади игровых комнат и спален для каждого ребенка. Теперь сказано о площади физкультурного зала: он должен быть не менее 75 кв.м.

Утром детям нужно бесконтактно измерять температуру. Теперь детям каждое утро при приеме в детский сад нужно проводить бесконтактную термометрию.

Режим дня стал свободнее. По крайней мере в новых СанПин ничего не сказано о нем. Сказано только, что виды деятельности нужно чередовать, проводить время на свежем воздухе и проводить подвижные игры и физкультурные занятия.

Санитарные правила для школ: что изменится в 2021 году

Вендинговые автоматы. Для дополнительного питания можно установить автоматы для продажи готовой продукции. В них можно продавать соки, нектары, стерилизованное молоко, питьевую воду, орехи кроме арахиса, сухофрукты и мучные изделия в отдельной упаковке. У продуктов должны быть сертификаты качества и соблюдены условия и сроки хранения. Автоматы нужно мыть и дезинфицировать по мере загрязнения, но не меньше двух раз в месяц.

Дежурство детей. Дети могут быть допущены к дежурству по кухне: чистить и резать сырые овощи, нарезать хлеб, сервировать и убирать стол, мыть посуду под присмотром взрослых. Дети должны работать на кухне в фартуках и головных уборах.

Больше запрещенных продуктов. Расширен список запрещенных продуктов. В нем есть все продукты из старого списка, а также концентрированные диффузионные соки, блюда из (или на основе) сухих пищевых концентратов, в том числе быстрого приготовления, картофельные и кукурузные чипсы, снеки, творожные сырки, молоко и молочные напитки стерилизованные менее 2,5% и более 3,5% жирности; кисломолочные напитки менее 2,5% и более 3,5% жирности, готовые кулинарные блюда, не входящие в меню текущего дня, реализуемые через буфеты.

  • Методические рекомендации по составлению общеобразовательной общеразвивающей программы кружкового объединения
  • Модель сопровождения одаренных детей в региональной системе образования
  • Подготовка специалиста по выстраиванию образовательных траекторий на цифровой платформе в рамках реализации мероприятий по формированию региональной модели дополнительного образования «территория интеллекта»
  • Наши партнеры
  • Медиа и развлечение
  • Организации

Согласно новым правилам, на территории образовательных учреждений не должно быть объектов, которые не относятся к их деятельности. По словам директоров, в школах сейчас таких объектов осталось мало.

Примерно 10-15 лет назад в Барнауле началась активная работа по освобождению школьных территорий от посторонних строений, в частности, от погребов и гаражей. Их в 1990-х и нулевые активно строили везде, где только можно, в том числе и на школьных территориях. Сейчас от этого «багажа» практически избавились.

Но некоторые строения все же придется приспосабливать. Например, когда-то во многих школах были свои теплицы, которые использовали на уроках биологии. Сейчас многие из них пришли в запустение. Большинство из них снесли, но кое-где они еще остались, и теперь их надо будет либо восстанавливать и использовать, либо тоже сносить.

Есть объекты, дальнейшая судьба которых пока не совсем понятна. Например, на территории гимназии № 22 расположена ледовая коробка ДЮСШ «Хоккей» им. Алексея Черепанова, которая к школе не имеет отношения. По словам Андрея Громова, директора гимназии, что теперь будет с этим объектом, он не в курсе.

«Мы ничего не планируем делать с ледовой коробкой. Не я ее ставил, не мне ее убирать. Это вопрос не моей компетенции, он принимался на другом уровне. Территория гимназии – это территория гимназии, а все, что под коробкой, – это территория ДЮСШ», – прокомментировал Громов.

Важные пункты в СанПиНах, которые перекочевали из старых правил, – освещение, ограждение и озеленение территорий. Определенные требования были всегда, сейчас их прописали заново и объединили в один пункт, рассказывает Инна Борисенко. Причем в некоторых моментах есть даже послабления.

Согласно старым правилам, 50% территорий должно быть озеленено. Сейчас добавили, что в условиях плотной городской застройки «зеленая» территория может быть сокращена до 25%, уточнила директор.

СанПиН — 2021: что изменилось для общепита

В документе теперь есть блок «формирование ответственного отношения к здоровью». В одном из пунктов прописано: если ребенок отсутствовал по болезни, он обязан предоставить справку из медучреждения, что он здоров и может посещать школу. Раньше в правилах об этом не говорилось. Кроме того, есть пункт о том, что необходимо информировать и о случаях заболевания в семье.

«Немного непонятно, как это будет реализовано. Кто и как это будет контролировать», – прокомментировала Борисенко.

С нововведениями для школ по СанПин в 2022 году можно ознакомиться в таблице:

Тема

Было в СанПиН 2.4.2.2821-10

Стало в СП 2.4.3648-20

1. Использование подвальной и цокольной площади Нельзя размещать в подвале кабинеты, мастерские, медпункт, залы (пункт 4.2). В цокольном этаже можно устроить гардероб (пункт 5.19.2). Конкретно указано, что тир, книгохранилища, хозяйственные и иные подсобные помещения могут находиться в подвалах зданий (пункт 2.3.1., девятый, десятый абзацы).
2.Полифункциональность Только указано, где лучше размещать спортивный зал (пункт 4.13). Большое внимание уделяется состоянию рекреаций (пункт 4.20). Официально разъяснено, что в школе можно совмещать назначение помещений: столовую использовать как актовый зал, в библиотеке проводить уроки, в рекреациях заниматься физкультурой (пункт 2.3.2).
3. Питание Установлены требования к пищеблокам (пункт 5.19.3).

Количество приемов пищи определяется временем нахождения учащихся в школе (пункт 5.19.4, второй абзац).

Указано, что в случае работы пищеблока на полуфабрикатах использование сырья запрещено (пункт 2.3.3).

Определено конкретное время: более 4-х часов. В этом случае обучающиеся обеспечиваются горячим питанием (пункт 2.3.1, восемнадцатый абзац).

4. Оборудование Если в кабинете имеется интерактивная доска, то свет должен падать на всю ее поверхность (пункт 5.7). При оборудовании учебного помещения интерактивной доской нужно обеспечить доступ учащихся ко всей площади электронного средства. На уроках следует использовать проектор без слепящего эффекта (пункт 2.4.4).
5. Водоснабжение Качество воды только высокое (пункт 8.3).

Питьевой режим – в соответствии с нормами (пункт 8.6).

Нельзя брать воду для хозяйственных нужд из батарей центрального отопления (пункт 2.6.4).

Добавлено о возможности использовать воду в таре (пункт 2.6.6).

6. Отопление Переносные обогреватели не используются (пункт 6.1, шестой абзац). Деталь: не допускается использование переносных отопительных приборов с инфракрасным излучением (пункт 2.7.1., четвертый абзац).
7. Инновации Инновации в образовании допустимы, если они не несут вред здоровью учащихся (пункт 10.14) Особенности дистанционного и электронного обучения расписаны подробно: обязательны сертификаты соответствия, запрет на использование более двух электронных средств на одном уроке одновременно, нельзя обучать с помощью телефона. Учтен момент санитарной обработки оборудования (пункт 3.5)

Каждой школе для обеспечения функционирования выделяется земельный участок, который необходимо содержать в чистоте. Как часто убирать пришкольную территорию, решает сама организация на месте. Главное – надлежащее состояние. Если школьный двор закрыт для посторонних, а учащиеся никогда не бросают бумагу на землю, если не прошел сильный снегопад зимой или ураган летом, то можно организовывать работу один раз в день либо через сутки. Однако опыт подсказывает, что пришкольную территорию надо убирать два раза в день: утром и вечером, тогда будет порядок. Для этой цели в штате предусмотрены дворники.

По СанПиН в 2022 году мусор на школьной территории следует складывать в специальные закрывающиеся емкости и не допускать заполнения более 2/3 контейнера. Отходы нельзя сжигать на пришкольной территории, их надо вывозить с помощью техники, подавая заявку в специализированную организацию. В зимний период при очищении двора от снежных заносов нельзя использовать химические средства. За их применение руководителя ожидает штраф.

Ранее по СанПиН считалось, что в каждом классе должно быть по 25 человек. В 2022 году такого конкретного требования нет. В расчет включается площадь учебного помещения: на одного человека должно быть не меньше 2,5 кв. м.

В основной массе общеобразовательных организаций кабинеты достаточно просторные, и если посчитать, то можно выйти как раз на число 25 (то есть столько детей должно обучаться в одном классе). Если здание школы нетиповое, то и число учащихся будет иным, чем в других организациях.

Требования к отоплению и вентиляции в школах по СанПиН 2022 года:

  • соответствие нормативам, предъявляемым к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях;
  • соблюдение режима проветривания;
  • организация измерения температуры в помещениях термометрами.

Указанных в третьей норме приборов должно быть достаточное количество, желательно их иметь по одному в каждом кабинете, так как иначе процесс будет занимать много времени.

Изучаем новый СанПиН 3.3686-21

По СанПиН для школы в 2022 году уроки проводятся в первую либо вторую смену, третья запрещена. Учащиеся первых, пятых, девятых, десятых, одиннадцатых классов, а также дети в группах с ограниченными возможностями здоровья всегда обучаются в первую смену. Если таких классов в школе много, то следует пересмотреть план приема детей на обучение, потому что указанное выше требование нарушать нельзя.

На парты, столы и стулья наносится цветовая маркировка, соответствующая росту детей. Меньшие по размеру столы ставят первыми в рядах, большие – за ними. Реже используются конторки. Если они есть, то обычно размещаются у задней стены кабинета.

Педагогам школы вменяется в обязанность следить за тем, чтобы в классах, где они проводят уроки, мебель не переставлялась.

Ранее на первом вопросе внимание не акцентировалось, потому что не так много учебных заведений ремонтировали капитально: в основном обходились текущими и косметическими работами, которые успевали сделать во время летних каникул. Сейчас эта тема актуальна.

Итоговая аттестация, которая проводится не в стенах той школы, в которой учились старшеклассники, сопровождается волнениями и переживаниями, поэтому важен каждый момент, в том числе не является мелочью, сколько выпускники будут ожидать ЕГЭ или ОГЭ: час или 30 минут.

Так, в документе прописаны многие аспекты и правила школьной жизни. Занятия должны начинаться не ранее 8 часов утра, проведение «нулевых» уроков и обучение в три смены не допускается. Уроки второй смены должны заканчиваться не позднее 19:00. Продолжительность каникул — не менее недели.

Продолжительность урока не должна превышать 45 минут (кроме первых классов, там могут быть занятия и по 40 минут). В СП прописаны максимальные нагрузки для учеников разных классов:

— для первоклашек в день не может быть более 4 уроков, допускается 5 уроков (за счет физкультуры) раз в неделю. При этом первые классы могут учиться только в пятидневку и первую смену. Нагрузка прибавляется постепенно: в сентябре, октябре по 3 урока по 35 минут, в ноябре-декабре — по 4 урока, а в январе-мае — уже 4 урока по 40 минут. В середине третьей четверти — дополнительные каникулы.

— в остальных классах начальной школы должно быть не более 5 уроков в день, и один раз в неделю — 6 уроков (за счет физкультуры). В 5-6 классах — не более 6 уроков, в 7-11 классах — не более 7 уроков.

Продолжительность перемен между уроками — от 10 минут, также в течение дня должна быть предусмотрена большая перемена — 20-30 минут для приёма пищи.

Правилами регламентируется использование электронных средств обучения на уроке (кроме сотовых телефонов, которые использовать нельзя):

— интерактивной доски для детей до 10 лет — 20 минут, старше 10 лет — 30 минут,

— компьютера для детей 1-2 классов — 20 минут, 2-4 классов — 25 минут, 5-9 классов — 30 минут, 10-11 классов — 35 минут.

При этом запрещено в школах использовать мониторы на основе электронно-лучевых трубок. Электронное оборудование необходимо ежедневно дезинфицировать.

В процессе обучения необходимо проводить физкультминутки, гимнастику для глаз.

В детских садах игрушки должны мыть ежедневно в конце дня, а кукольную одежду стирать по мере загрязнения и проглаживать. Игрушки, которые не подлежат влажной обработке, допускается использовать в качестве демонстрационного материала.

Разработан новый СанПин для заведений общепита. Вступает в силу с 1 января

  • 16 Февраля 2012, 16:02 17 В Тверской области многодетные семьи будут получать региональный материнский капитал
  • 16 Февраля 2012, 15:02 30 В школе и детском саду Оленинского района замерзают дети
  • 07 Февраля 2012, 18:02 18 В Твери стартовала акция по регистрации кандидатов в волонтёры Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи

Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.

СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.

  • для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
  • для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

В начале 2021 года были внесены изменения в СанПин для школы

  • на школьных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспорта, который перевозит учеников;
  • если школа состоит из нескольких строений, они должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой;
  • не допускается установка уличных туалетов для учеников, если нет централизованной канализации (в этом случае следует предусмотреть внутреннюю канализацию).
  • количество учеников зависит от площади, которая приходится на каждого ребенка;
  • документ определяет количество уроков для каждой возрастной группы, таким образом расписание уроков должно составляться согласно нормативам (например, для первого класса не должно быть более четырех уроков ежедневно, к последнему классу их может быть 7-8);
  • учебный год первоклассников может включать дополнительные каникулы;
  • учителя должны раз в два года проходить переподготовку, а после этого аттестацию.

Школа должна быть безопасным и продуктивным учреждением, которое дает полноценные знания обучающимся. Изменения, вносимые в СанПин, должны совершенствовать требования, которые были установлены более ранними законодательными документами.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

СанПин для общепита 2021. Что изменилось?

39. Помещения в учреждениях должны иметь естественное освещение.

Естественное освещение допускается не предусматривать в помещениях учреждений согласно приложению 7.

40. Направление основного светового потока естественного освещения в учебных помещениях (помещениях для занятий) должно быть левостороннее.

Верхнее или верхнее и боковое естественное освещение допускается предусматривать для рекреаций, холлов, лекционных аудиторий, спортивных и танцевальных залов, ванн плавательных бассейнов.

В лекционных аудиториях на 200 и более мест необходимо предусматривать двустороннее расположение светопроемов.

При глубине учебных помещений более 6 м от окон при естественном боковом левостороннем освещении должно предусматриваться устройство правостороннего подсвета.

41. В учреждениях в учебных помещениях (помещениях для занятий) окна не должны быть затенены цветами, декоративными шторами, мебелью.

Поверхность интерьера учебных помещений должна быть матовая светлых тонов, потолки должны быть белые.

Учебные, жилые, спальные и другие помещения при необходимости должны оборудоваться регулируемыми солнцезащитными устройствами.

При использовании интерактивной доски должно быть предусмотрено затемнение окна (окон).

42. Все помещения учреждений должны иметь равномерное искусственное освещение.

Организация световой среды, уровни естественной и искусственной освещенности основных помещений учреждений должны соответствовать установленным гигиеническим нормативам.

При трудовом (производственном) обучении (практике) и в лабораториях при выполнении точных работ применяется система комбинированного (общего и местного) искусственного освещения рабочих мест. Уровень освещенности рабочих мест должен обеспечиваться в соответствии с характером и точностью (разрядом) проводимых работ по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности, нормируемой для учебных помещений.

В пасмурные дни искусственным освещением в учреждениях необходимо пользоваться в течение всего рабочего дня.

43. В учебных помещениях в качестве электросветильников должны использоваться преимущественно люминесцентные лампы с электронной пускорегулирующей аппаратурой, предусматриваться дополнительное освещение классной доски с размещением над доской либо на потолке.

Неисправные и перегоревшие газоразрядные лампы должны своевременно заменяться, собираться в контейнер в специально выделенном помещении для дальнейшей отправки на утилизацию.

44. В учреждениях должны использоваться строительные, в том числе отделочные, материалы, мебель (детская, ученическая, бытовая и другая), наглядные и учебные пособия, игры и игрушки, электронные средства обучения, медицинская техника и изделия медицинского назначения, электросветильники, моющие средства и средства дезинфекции, произведенные в соответствии с техническими нормативными правовыми актами и разрешенные к применению законодательством.

45. В учреждениях размеры, конструкция детской, ученической, бытовой мебели должны соответствовать функциональным ростовым параметрам обучающихся и установленным стандартам.

Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера. Использование вместо стульев табуреток и скамеек запрещается.

Ученическая мебель для учащихся 1-ГУ классов по мере износа должна заменяться на парты.

Мастерские, производственные (учебно-производственные) мастерские и лаборатории в учреждениях должны оснащаться в соответствии с реализуемыми образовательными программами и требованиями технологического процесса.

Химические лаборатории должны быть оборудованы вытяжными шкафами в соответствии с требованиями к шкафам демонстрационным и лабораторным вытяжным.

Основные размеры столов и стульев детских и ученических, кроватей, требования к расстановке детской и ученической мебели, производственного оборудования в мастерских, производственных (учебно-производственных) мастерских установлены согласно приложению 8.

46. В учреждениях мастерские, производственные (учебно-производственные) мастерские и лаборатории должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты и страховочными средствами с учетом вида деятельности, профиля осваиваемой специальности, моющими средствами и средствами для защиты и очищения кожи, аптечками первой помощи универсальными, перечень вложений в которые определяется Министерством здравоохранения.

47. В учреждениях:

  • кровати должны использоваться с твердым ложем;
  • для детей в возрасте до 3 лет и для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата ложе кроватей должно быть ограждено с четырех сторон, использование двухъярусных кроватей запрещается;
  • для детей в возрасте от 3 до 17 лет, за исключением учреждений для детей с круглосуточным пребыванием детей на протяжении более 6 месяцев, допускается использование двухъярусных кроватей (в которых второй ярус должен быть огражден на высоту не менее 30 см и расстояние между ярусами должно обеспечивать возможность сидения на первом ярусе с прямой спиной), пристенных кроватей-трансформеров двухъярусных или ленточных, трехуровневых кроватей из комплекта мебели для групп продленного дня;
  • кровати должны расставляться так, чтобы постельные принадлежности и постельное белье стоящих рядом кроватей не соприкасались.

В местах проживания обучающихся для каждого проживающего должны предусматриваться кровать, тумбочка и стул, шкаф (место в шкафу) для хранения личных вещей, одежды и обуви, стол (рабочее место).

48. Требования к кабинетам учебно-вычислительной техники в учреждениях, режиму работы с электронными средствами обучения установлены согласно приложению 9.

49. В учреждениях для детей старше 6 лет и взрослых допускается организация локальной сети передачи данных с использованием радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа при соблюдении следующих требований:

на каждое радиоэлектронное средство широкополосного беспроводного доступа с эквивалентной изотропной излучаемой мощностью более 100 мВт, имеющее внешнюю антенну, установленную вне зданий и сооружений, в соответствии с санитарно­эпидемиологическими требованиями к электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона должен оформляться санитарный паспорт;

радиоэлектронные средства широкополосного беспроводного доступа должны размещаться вне учебных помещений на высоте не менее 2,4 м;

сеть передачи данных с использованием радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа должна использоваться обучающимися только для реализации образовательных программ.

50. В учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях организация локальной сети передачи данных с использованием радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа в образовательных целях запрещается.

61. Образовательный процесс в учреждениях для детей, учреждениях высшего образования должен осуществляться в соответствии с типовыми учебными планами, утвержденными в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании, при их соответствии санитарно-эпидемиологическому законодательству.

Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, за исключением детских школ искусств, в учреждениях дополнительного образования взрослых должен осуществляться в соответствии с учебными планами (программами), разработанными и утвержденными в установленном законодательством порядке.

Образовательный процесс и воспитание в учреждениях должны быть организованы с учетом необходимости:

  • сохранения здоровья обучающихся, поддержания их работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года, обеспечения требуемой двигательной активности;
  • обеспечения продолжительности прогулок, дневного и ночного сна в учреждениях для детей.

62. В учреждениях высшего образования обязательная недельная учебная нагрузка (в режиме шестидневной или пятидневной учебной недели) для студентов первого и второго курсов должна быть не более 40 учебных часов без учета учебных часов, предусмотренных учебными планами для самостоятельной работы.

63. В учреждениях для детей:

  • продолжительность обязательных компонентов режима дня детей в учреждениях с круглосуточным пребыванием предусматривается согласно приложению 11;
  • продолжительность пребывания детей на открытом воздухе в учреждениях с круглосуточным пребыванием должна быть увеличена во время каникул на 1,5-2 часа;
  • отдельные учебные занятия (занятия), кроме учебных занятий (занятий) по физической культуре, допускается проводить на открытом воздухе при температуре не ниже +10 °С;
  • руководитель (иное должностное лицо) учреждения должен принимать решение о сокращении длительности (или запрещении) прогулок для детей на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях (дождь, сильный ветер) и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при скорости движения воздуха более 3 м/с и температуре атмосферного воздуха -15 °С и ниже — для детей в возрасте до 3 лет, -18 °С и ниже — для детей в возрасте от 3 до 7 лет, -22 °С и ниже — для детей в возрасте от 7 лет;
  • во время прогулки должны быть обеспечены двигательная активность детей, соответствующие погодным условиям одежда и обувь.

Местными исполнительными и распорядительными органами должно приниматься решение о временном приостановлении образовательного процесса в учреждениях общего среднего и специального образования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера или температуре атмосферного воздуха в 7.00-25 °С и ниже при скорости движения воздуха более 3 м/с.

Решение о сокращении (запрещении) прогулок или учебных занятий может приниматься при более высоких температурах атмосферного воздуха, чем указано в настоящем пункте, но при сильном ветре.

64. Требования к режиму учебных занятий (занятий) в учреждениях установлены согласно приложению 12.

65. Допускается объединять, за исключением учебных занятий по учебным предметам (учебным дисциплинам) «Физическая культура» и «Физическая культура и здоровье», учебные занятия:

  • по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования, в учреждениях для взрослых;
  • по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в учреждениях при проведении контрольных и лабораторных работ, практических работ (занятий), курсовых проектов (курсовых работ), зачетов (дифференцированных зачетов) и экзаменов;
  • по учебному предмету «Трудовое обучение», кроме Г-ГУ классов, в учреждениях общего среднего, специального образования на уровне общего среднего образования;
  • по отдельным учебным предметам в виде сдвоенных уроков, изучаемых на повышенном уровне в VШ-ГX классах учреждений общего среднего образования;
  • по одному учебному предмету в виде сдвоенных уроков в Х-ХГ (XII) классах учреждений общего среднего образования, в которых отдельные учебные предметы изучаются на повышенном уровне.

Допускается объединять два учебных занятия по учебным предметам (учебным дисциплинам) «Физическая культура» и «Физическая культура и здоровье» при получении:

  • высшего образования;
  • среднего специального образования — на основе профессионально-технического образования;
  • среднего специального и профессионально-технического образования — на основе общего среднего образования, общего базового образования на III и IV курсах.

В остальных случаях в учреждениях для детей допускается объединять два учебных занятия по учебному предмету (учебной дисциплине) «Физическая культура и здоровье» только при проведении учебных занятий по лыжной подготовке.

66. Обучающимся учреждений дошкольного образования, I классов, при нахождении в санаторно-курортных организациях, на стационарном лечении в организациях здравоохранения домашние задания задаваться не должны.

67. Контрольные работы (за исключением учреждений для взрослых), курсовые проекты (курсовые работы), зачеты (дифференцированные зачеты) и экзамены в учреждениях должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения (заместителем руководителя по учебной работе) не более чем по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в день в одном классе (учебной группе).

Дата Название семинара Время Стоимость
ЗАПИСЬ эфира от 10 февраля 2021 года ВЕБИНАР! Упрощенная система налогообложения в 2020 — 2021 году. Главные правила работы туристской организации 3 часа 500 руб.
запись вебинара ВЕБИНАР: Перенос и возврат денежных средств: турпродукт, гостиницы, авиабилеты 1 час 35 минут 500 руб.
запись вебинара ВЕБИНАР: Форс-мажор в туризме в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Освобождение от ответственности и последствия расторжения договоров. Меры государственной поддержки 1 час 41 минута 500 руб.
запись вебинара ВЕБИНАР: Юридические особенности организации проектов экотуризма на особо охраняемых природных территориях 90 минут
открытая дата Юридическая безопасность турагента (мастер-тренинг Георгия Мохова) 11:00-15:00 4 500 руб.
открытая дата ТУРБИЗНЕС: защита персональных данных 15:00 — 18:00 4 000 руб.
по запросу РЕГИОНАМ! ВЕБИНАРЫ и ВЫЕЗДНЫЕ СЕМИНАРЫ

Новые актуальные СанПиН на 2021 год

Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающихся на креслах-колясках, в учреждениях для детей:

  • должны быть предусмотрены лифты, пандусы или подъемники для входа в здание, доступа на первый и другие этажи здания;
  • при перепаде уровней пола в пределах этажа должны предусматриваться лестницы с поручнями или пандусы;
  • должны предусматриваться поручни на всех путях передвижения обучающихся (коридоры, рекреации, санитарные узлы, лифты и другое);
  • ширина коридоров должна обеспечивать возможность двустороннего движения детей;
  • габариты помещений и отдельных их зон, проходов, коридоров, лифтов, пандусов должны соответствовать эргономическим характеристикам кресел-колясок;
  • ребра ступеней должны быть закруглены;
  • в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м, горизонтальные членения в ограждениях не допускаются;
  • плавательный бассейн должен предусматривать устройства, обеспечивающие возможность спуска в чашу бассейна и подъема из нее обучающихся, периметр чаши бассейна должен быть оборудован поручнями.

Для детей с нарушениями зрения в учреждениях для детей:

  • лестницы должны иметь двусторонние поручни и ограждение или сплошное ограждение сеткой;
  • допускается вместо лестниц использовать пандусы, снабженные поручнями на разных уровнях (на высоте 0,5, 0,7 и 0,9 м);
  • для отделки стен используются материалы разной фактуры (затертый кирпич, бетон, дерево) и разной окраски в зависимости от назначения помещений;
  • материал для покрытия полов должен быть звукопроводимым, контрастного цвета по отношению к стенам, лестницам или пандусам;
  • все опасные зоны внутри здания (торцевые стены коридоров, опоры внутри помещений, выступы и другое) окрашиваются в красный цвет (или красный с белыми полосами), при окраске стен синие и фиолетовые цвета использоваться не должны;
  • в строящихся зданиях конструктивные решения должны исключать наличие внутренних опор в помещениях для пребывания детей, в действующих зданиях опоры должны иметь круглое сечение.

Для детей с нарушением слуха в учреждениях для детей:

  • помещения должны оснащаться хорошо различимой визуальной информацией;
  • помещения наряду со звуковой системой пожарной сигнализации оснащаются световой сигнализацией.
17 авг Трехстороннее соглашение подписано.
17 авг Аркаим 2021
4 авг Проверка готовности
14 июня Завершился турслёт
2 июня Гордимся победами наших коллег!
25 мая Слёт единомышленников
15 мая Талкас не обманул ожиданий

1. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32.

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, в том числе при организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг.

2. СП 2.2.3670-20 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 №40.

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда.Санитарные правила не распространяются на условия труда водолазов, космонавтов, условия выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач.

3. СП 2.1.3678-20 Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 №44.

Настоящие санитарные правила (далее — правила) направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд (далее — услуги), а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам.

Новые санитарные правила изменяют требования к покрытию внутренних проездов, подходов и дорожек на территории образовательной организации. Если ранее в СанПиН содержалось требование о необходимости асфальтового, бетонного или иного твердого покрытия, то сейчас оно исключено. В соответствии с новой версией документа:

Покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов.

Пункт 2.2.4 Санитарных правил

Это довольно странное и нелогичное для санитарных правил требование. Кроме того, из документа непонятно, что подразумевается под «дефектами» покрытия проездов, подходов и дорожек. Никаких определений повреждений и дефектов, равно как и определения нормы, в документе не содержится.

Без мобильных, но со второй сменой: школам предписали новые правила работы

В документе (обращаем внимание − федерального (!) уровня) есть существенные проблемы и с другой, имеющей непосредственное отношению к образованию, терминологией. К примеру, для одних и тех же объектов используются разные названия: «классная доска» в начале раздела и «учебная доска» далее по тексту:

«…Учебные доски, для работы с которыми используется мел, должны…»

Пункт 2.4.4 Санитарных правил

Учебная и классная доска это одно и то же или нет? Вопрос, видимо, стоит адресовать авторам, знать бы только, кто они.

Более того, при прочтении создается ощущение, что составители плохо знакомы как с российской системой образования в целом, так и с особенностями организации образовательных пространств в частности. Так, в новых санитарных правилах требования к классам распространяются и на дошкольные образовательные организации. Но в отечественных детских садах классов не бывает, и это должно быть известно авторам.

Подобных нестыковок в новых санитарных правилах множество, расскажем о них далее.

Авторы новых правил пытаются детально регламентировать требования к интерактивному оборудованию. На наш взгляд, лучше бы они не пытались этого делать. Если в предыдущих версиях документа такие требования были минимальными или не устанавливались вовсе, то сейчас они стали избыточными и местами невыполнимыми.

При оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью), нужно учитывать ее размер и размещение, которые должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы. Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения. Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой.

Пункт 2.4.4 Санитарных правил

Мы попытались вникнуть в суть этого нововведения, и вот к каким вопросам это привело.

Во-первых, не понятно, относится ли требование «диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см» и к другим интерактивным устройствам, например, интерактивным столам? Они широко используются в детских садах и школах (например, интерактивный анатомический стол 3D «Пирогов»), но диагональ интерактивной панели стола, как правило, меньше.

Во-вторых, неясно, какие требования предъявляются непосредственно к интерактивным панелям? Создается ощущение, что авторы документа не знают, что интерактивный стол, интерактивная панель и интерактивная доска – это не одно и то же. Все вышеперечисленное в новых СП названо досками.

Разработчики санитарных правил снова продемонстрировали позицию «внедряем, не вникая в суть вопроса». Создается ощущение, что им неизвестно, какое оборудование поставлялось в школы последние годы. Или же действовали они, руководствуясь высокой целью: чтобы школы и детские сады как можно скорее избавились от того, что закупили, и обновили образовательные пространства.

Вот из чего следуют такие печальные выводы:

Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта.

Пункт 2.4.4 Санитарных правил

Разъясним: слепящий эффект возникает при использовании наиболее распространенного в силу экономичности оборудования с проекционным отношением, при котором проектор устанавливается на расстоянии 3–4 м от экрана (интерактивной доски). При использовании таких проекторов слепящего эффекта для пользователя невозможно избежать. Приведенное выше требование обязывает работать на более дорогостоящих моделях – короткофокусных и ультракороткофокусных. Но что делать с уже закупленными? Правильно, выбросить и приобрести новые. В противном случае школу ждет штраф.

Это же требование исключает возможность использования мобильных решений «проектор плюс интерактивная приставка», которые не так давно массово закупались образовательными организациями в рамках проекта «Комплекс мер по модернизации региональных систем образования» (МРСО), и в 2011–2013 годах на это было потрачено 120 миллиардов рублей. Мобильные решениях, которые благодаря МРСО теперь есть в очень многих отечественных школах, включают именно длиннофокусные модели. Что делать? Ответ смотрите выше.

И снова налицо промах в оценке реалий отечественной школы. Невозможно не процитировать:

Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука не менее 39,6 см, планшета − 26,6 см.

Пункт 2.4.5 Санитарных правил

Все мы помним широкоразрекламированный нацпроект «Образование», а также федеральные проекты «Цифровая образовательная среда» и «Точки роста». Но какое оборудование было рекомендовано закупать для реализации этих проектов? Вы, наверное, уже догадались, к чему мы ведем. Конечно, закупленное в рамках упомянутых проектов оборудование не соответствует требованиям новых санитарных правил. Переводим из сантиметров в дюймы: требования СП − 15,6» для ноутбуков; требования в федеральных проектах (в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения к закупкам) – ноутбуки-трансформеры с диагональю 14» для педагогов и 11» для учеников.

С рекомендациями, касающимися электронных средств обучения (ЭСО), в новых санитарных правилах тоже не все гладко. Заметим, что авторы документа хотя бы в части времени их использования пошли по проторенной дорожке и ничего не стали менять. Хотя без курьезов не обошлось и тут.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски: для детей до 10 лет – 20 минут, старше 10 лет – 30 минут; компьютера: для детей 1–2-х классов – 20 минут, 3–4-х классов – 25 минут, 5–9-х классов – 30 минут, 10–11-х классов – 35 минут. Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Пункт 2.10.2 Санитарных правил

Кажется, авторы вновь «забыли», какое именно оборудование используется в отечественных школах, и не учли интерактивные панели и интерактивные столы. Интерактивная доска работает по принципу отраженного свечения, а интерактивная панель по сути является жидкокристаллическим экраном. Значит ли это, что панели приравниваются к мониторам компьютеров? Возможно, да, а возможно, и нет − ответа в санитарных правилах не найдено. Так же как и нет в СП отдельных требований к использованию экранов отраженного свечения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *