Образец устава общественной организации 2021 год минюста
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец устава общественной организации 2021 год минюста». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Министерство юстиции РФ подготовило рекомендации по составлению модельного устава НКО, найти их можно на сайте Минюста.
Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики. Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).
Среди требований Регламента и рекомендаций Минюста к подготовке устава некоммерческой организации 2018 — 2019 годов можно отметить:
- Отказ от обязательного оформления титульного листа.
- Сквозную нумерацию всех страниц.
- Разделение документа на разделы, нумеруемые римскими цифрами, главы и статьи.
- Описание символики или герба НКО в виде приложения к уставу.
- При разработке названия организации соблюдение требования к его ясности, четкости и информационной насыщенности. Если НКО имеет намерение использовать в своем бренде наименование российского государства, ему потребуется получить разрешение в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753.
Устав некоммерческой организации — образец 2021 года
Устав НКО предполагает возможность структурирования управления НКО наиболее удобным для учредителей способом. Так, в компетенцию коллегиального органа может быть передано принятие решения:
- о создании других юридических лиц и участии в них;
- создании филиалов в других регионах и открытии представительств.
На усмотрение учредителей для отражения в уставе остаются и такие вопросы, как:
- указание в уставе данных об учредителях;
- указание на право НКО заниматься приносящей доход деятельностью в соответствии с ее генеральными целями и конкретные виды этой деятельности, направление прибыли на конкретные цели;
- право на формирование целевого капитала;
- регламенты функционирования высшего и исполнительного органа управления, периодичность проведения заседаний, порядок их проведения.
В отличие от ООО, типовой формы устава НКО, облегчающей процесс регистрации, Минюст не предлагает. Об облегчении процедуры регистрации на основе типовых документов можно узнать из статьи Образец устава ООО.
Образец устава некоммерческой организации 2021 года можно скачать по ссылке: Устав НКО 2021 — образец.
Внесение изменений в устав НКО, аналогично процедуре его принятия, осуществляется на общем собрании участников, по решению учредителя или, если это предусмотрено уставом, высшим коллегиальным органом. Процедура внесения изменений должна отражаться в отдельном разделе устава.
В том числе они вносятся в случае изменения законодательства, регулирующего деятельность НКО. Ряд изменений, в частности в составе учредителей, смене юридического адреса, видов участников, отражению в уставе не подлежат, но информация о них должна быть внесена (и при необходимости изменена) в ЕГРЮЛ.
Ограничивается возможность предусмотреть порядок изменения устава в нем самом специальными правилами, установленными Правительством РФ или высшими исполнительными органами региона, поселения — для казенных предприятий соответствующего уровня.
Регистрация изменений производится в соответствии с требованиями Регламента Минюстом РФ, на его же плечи ложится обязанность по передаче информации об изменениях в ЕГРЮЛ. Пакет документов для внесения изменений включает:
- обязательные новые редакции (в 3 экземплярах);
- протокол об их принятии;
- заявление по форме Р13001;
- сведения об учредителях;
- данные об оплате пошлины.
Для НКО процесс изменения юридического адреса не обязательно влечет за собой внесение изменений в устав. Согласно п. 2 ст. 4 закона № 7-ФЗ указываемое в уставе местонахождение общества совпадает с местом регистрации и отражается в уставе только как наименование населенного пункта. Минюст РФ при регистрации не требует обязательного указания в уставе конкретных данных, таких как:
- наименование улицы;
- индекс;
- номер помещения.
Все эти сведения вносятся в заявление о регистрации.
Таким образом, при смене местонахождения в пределах одного населенного пункта, если конкретные данные изначально не были внесены в устав, вносить изменения в него в связи со сменой юридического адреса НКО не потребуется. При этом сведения об изменениях необходимо будет в обязательном порядке внести в ЕГРЮЛ, подав соответствующие заявления.
***
При составлении устава НКО законодатель не ограничивает НКО строгой регламентацией и дает возможность отразить в документе ту систему управления, тот порядок внесения изменений в устав, которые будут удобны для организации. Исключения сделаны для казенных предприятий, в отношении которых нормы об уставе вводятся компетентным органом.
Решение №115 от 15.03.2021 г.
Устав с изменениями от 15.03.2021 г.
Для регистрации изменений в устав НКО в Минюсте вам потребуются:
- для смены места нахождения некоммерческой организации нужны документы, подтверждающие право пользования помещением
- при смене руководителя, иного лица, действующего без доверенности (если он указан в уставе) нужно проверить кандидатуру в реестре дисквалифицированных лиц
- при включении в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, на государственную регистрацию представляется заверенная уполномоченным лицом некоммерческой организации копия соответствующего разрешения на использование имени, выданное Минюстом
Изменения вносятся либо с оформлением новой редакции устава, либо отдельным документом — приложением к уставу. Первый вариант удобнее для дальнейшего представления устава для ознакомления или уточнения информации в уставе. Однако если устав достаточно большой и отсутствует в формате Word для редактирования, то можно прибегнуть к второму варианту внесения изменений.
Порядок утверждения изменений в устав зависит от вида некоммерческой организации.
- Изменения в устав АНО утверждаются коллегиальным высшим органом управления (Правлением, Президиумом, Советом и т.д.)
- Изменения в устав Ассоциации утверждаются общим собранием членов Ассоциации
- Изменения в устав фонда утверждаются высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя
- Изменения в устав потребительского кооператива утверждаются общим собранием пайщиков
- Изменения в устав общественной организации утверждаются высшим органом управлением (съездом или общим собранием)
При утверждении новой редакции устава необходимо соблюсти формальности созыва и проведения общего собрания участников или собрания высшего коллегиального органа управления НКО, предусмотренные уставом. Требования к оформлению решений данных органов управления НКО также содержаться в действующем уставе НКО.
Обратите внимание! Статьей 67.1 ГК РФ протокол общего собрания участников должен быть нотариально удостоверен, если иной способ (например, подписание протокола всеми участниками или частью участников — председателем и секретарем собрания) не предусмотрен уставом некоммерческой организации либо решением общего собрания участников, принятым участниками единогласно. Если протокол общего собрания подлежит нотариальному удостоверению, то протокол подписывается участниками собрания при нотариусе, нотариус удостоверяет подписи.
Заполните в заявлении в любом случае титульный лист и лист Н (сведения о заявителе). Остальные листы заполняются в зависимости от тех сведений, которые нужно внести в устав. При этом наименование листов соответствует изменениям, в отношении которых они заполняются. Подписывает заявление руководитель НКО в присутствии нотариуса, удостоверяющего его подпись. При направлении документов в электронном виде подпишите их усиленной квалифицированной электронной подписью.
Последние изменения в законодательстве для НКО в 2021 году
К заявлению о регистрации изменений в ЕГРЮЛ необходимо приложить протокол общего собрания (решение учредителя) о внесении изменений. В зависимости от регистрируемых изменений могут потребоваться дополнительные документы (например, при изменении места нахождения — документы, подтверждающие права на адрес). Все документы подаются в 2 экземплярах. Также необходимо предоставить паспорт заявителя для ознакомления. Для регистрации изменений в ЕГРЮЛ или устав вы можете также обратиться к специалистам, в этом случае необходимо выдать представителю нотариальную доверенность для регистрации изменений (заверяется вместе с заявлением о регистрации) от имени организации (а не от заявителя-физического лица).
Регистрирующим органом для некоммерческих организаций является Минюст (для местных и межрегиональных организаций — территориальный отдел Минюста, для общероссийских, международных НКО, политических партий — Центральный аппарат Минюста РФ).
При невыполнении этой обязанности или нарушении срока подачи заявления (уведомления) о внесении изменений в ЕГРЮЛ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Срок рассмотрения документов Минюстом:
- 33 дня в отношении общественных объединений
- 30 дня — политических партий
- 1 месяц и 3 дня или 6 месяцев и 3 дня (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — религиозных организаций и их отделений
- 17 рабочих дней — иных некоммерческих организаций
Срок регистрации изменений в ЕГРЮЛ налоговым органом (сведения в налоговый орган направляются Минюстом) — 5 рабочих дней.
По результату регистрации получите выписку и лист записи, подтверждающий регистрацию.
В случае предварительной регистрации сведений в ЕГРЮЛ подача заявления о регистрации устава возможна только по истечении определенного срока (например, при смене места нахождения — 20 дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ).
Для регистрации новой редакции устава или иного учредительного документа НКО в Минюст предоставляются следующие документы:
- заявление по форме № Р13014 — 2 экз.
- решение (протокол) об утверждении изменений в учредительный документ (утверждении новой редакции устава, иного учредительного документа) — 2 экз.
- изменения в учредительный документ (учредительный документ в новой редакции) — 3 экз.
- квитанция об оплате госпошлины. Данный документ не является обязательным, но рекомендуем его представить.
Для общественной организации дополнительно предоставляется:
- сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением
- протоколы съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного или общероссийского общественных объединений
- в случае внесения изменений в сведения об отделении (организации) общественного объединения в связи с изменениями, внесенными в устав общественного объединения, на основании которого данное отделение (организация) действует, представляется также устав общественного объединения, заверенный его центральным руководящим органом в 2 экземплярах
Сроки регистрации изменений в устав аналогичные.
1.1. Общероссийская общественная организация «», именуемая в дальнейшем Организация, является основанным на членстве общественным объединением, созданным на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан и юридических лиц – общественных объединений.
1.2. Полное наименование Организации на русском языке: Общероссийская общественная организация «», сокращенное наименование на русском языке: РОО «», полное наименование на языке: «», сокращенное наименование на языке: «».
1.3. Организация осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации.
1.4. Место нахождения Организации: .
1.5. Организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке.
1.6. Организация создается без ограничения срока.
1.7. Организация может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права в соответствии с целями деятельности Организации, предусмотренными уставом Организации, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
1.8. Организация имеет круглую печать с полным наименованием Организации на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием.
1.9. Организация может иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику. Символика Организации не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с символикой иностранных государств. Символика Организации не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. Символика Организации подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.10. Организация вправе в установленном порядке открывать расчетный, валютный и другие банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
1.11. Требования устава Организации обязательны для исполнения всеми органами Организации и ее членами.
1.12. Организация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены Организации не несут ответственность по обязательствам Организации. Организация не отвечает по обязательствам государства и его органов, а государство и его органы не отвечают по обязательствам Организации.
1.13. Организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.
3.1. Членами Организации могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения: .
3.2. Условием членства в Организации является: .
3.3. Принятие в состав Организации новых членов осуществляется на основании: .
3.4. Новый член принимается в Организацию при представлении необходимых документов, указанных в п.3.3, и выполнения условий, указанных в п.3.2 устава, по решению общего собрания членов Организации.
3.5. Основания для выхода из состава Организации или утраты членства (исключения из членов) Организации:
3.5.1. .
3.5.2. .
3.6. Оформление выхода из членов Организации производится в течение дней с момента представления необходимых документов и выполнения требований, указанных в п.3.5.1 устава, по решению общего собрания членов Организации.
3.7. Оформление исключения из состава Организации или утраты членства производится в течение дней с момента представления необходимых документов или иных обстоятельств, указанных в п.3.5.2 устава, по решению общего собрания членов Организации.
4.1. Члены Организации вправе:
- участвовать в управлении делами Организации в порядке, установленном уставом и иными нормативными актами Организации;
- избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы Организации;
- в установленном порядке получать информацию о деятельности Организации;
- передавать Организации имущество или права пользования имуществом, нематериальные права.
4.2. Член Организации вправе по своему усмотрению выйти из Организации. При выходе член Организации (не) вправе требовать возврата ему внесенного им имущества, прекращения предоставленных им прав пользования имуществом и (или) нематериальных прав, а также передачи ему части имущества организации в следующем порядке: . В отношении исключенного члена или утратившего членство Организации применяются правила, применяемые к членам, выходящим из Организации по своему усмотрению.
4.3. Вступление в Организацию нового члена не может быть обусловлено его ответственностью по обязательствам Организации, возникшим до его вступления.
4.4. Члены Организации обязаны:
- соблюдать положения устава Организации, иных нормативных актов Организации, выполнять решения руководящих органов Организации;
- принимать участие в деятельности Организации;
- своевременно и в полном объеме выполнять взятые на себя по отношению к Организации обязательства;
- предоставлять информацию, необходимую для решения вопросов, связанных с деятельностью Организации;
- оказывать Организации содействие в ее деятельности.
4.5. Члены Организации могут иметь также иные права и нести иные обязанности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, иными нормативными документами Организации, а также заключенными с Организацией договорами.
Регистрация изменений в ЕГРЮЛ или уставе НКО
5.1. Высшим руководящим органом Организации является общее собрание (Конференция, Съезд) членов Организации (далее – общее собрание). Постоянно действующим руководящим коллегиальным органом управления Организации является правление, выбираемое общим собранием и ему подотчетное.
5.2. Основная функция общего собрания – обеспечение соблюдения Организацией целей, в интересах которых она была создана.
5.3. К исключительной компетенции общего собрания относится решение следующих вопросов:
- изменение устава Организации;
- определение приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества;
- образование правления Организации и досрочное прекращение его полномочий;
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- утверждение финансового плана Организации и внесение в него изменений;
- создание филиалов и открытие представительств Организации;
- участие в других организациях;
- реорганизация и ликвидация Организации;
5.4. Общее собрание собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
5.5. Каждый член Организации обязан присутствовать на общем собрании и принимать участие в его работе.
5.6. Каждому члену Организации при голосовании принадлежит 1 (один) голос.
5.7. Общее собрание членов Организации правомочно, если на указанном собрании присутствует (представлено) более половины ее членов.
5.8. Решение общего собрания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании.
5.9. Решение общего собрания по вопросам исключительной компетенции общего собрания принимается единогласно.
5.10. На общих собраниях ведется протокол.
5.11. Для практического текущего руководства деятельностью Организации в период между созывами общих собраний избирается правление Организации – постоянно действующий руководящий орган Организации.
5.12. Правление Организации избирается общим собранием сроком на ___ лет (года) из числа членов Организации в количестве, установленном общим собранием.
5.13. Правление Организации может быть переизбрано по истечении срока полномочий на новый срок. Вопрос о досрочном прекращении его полномочий может быть поставлен на общем собрании по требованию не менее 1/3 его членов.
5.14. К компетенции правления относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления Организацией.Правление регулярно информирует членов Организации о деятельности Организации.
5.15. Работу правления организует избранный на заседании правления председатель правления. На заседаниях правления, проводимых не реже в , ведется протокол.
5.16. Председатель правления действует от имени Организации без доверенности.
5.17. Правление находится по месту нахождения Организации.
6.1. Организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6.2. Организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, членам Организации и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.3. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Организации, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Организации, представляемых членам Организации, кредиторам и в средства массовой информации, несет правление.
6.4. Организация хранит следующие документы:
- устав Организации, изменения и дополнения, внесенные в устав Организации, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании Организации, документ о государственной регистрации Организации;
- документы, подтверждающие права Организации на имущество, находящееся на его балансе;
- внутренние документы Организации;
- положение о филиале или представительстве Организации;
- годовые отчеты;
- документы бухгалтерского учета;
- документы бухгалтерской отчетности;
- протоколы общих собраний, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) Организации;
- заключения ревизионной комиссии (ревизора) Организации, аудитора Организации, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
- иные документы, предусмотренные федеральным законодательством;
- иные документы, предусмотренные внутренними документами Организации, решениями общего собрания, правления Организации, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Организация обязана обеспечить членам Организации доступ к указанным выше документам.
6.5. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Организации общим собранием избирается из числа членов Организации ревизионная комиссия в составе ___ членов сроком на год. Выбытие отдельных членов ревизионной комиссии, а также избрание ее новых членов не является основанием для сокращения или продления срока деятельности всей ревизионной комиссии. Для организации работы ревизионной комиссии избирается ее председатель.
6.6. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) Организации включает следующие полномочия:
- проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности Организации по итогам деятельности за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания или по требованию члена Организации;
- истребование у органов управления Организации документов о финансово-хозяйственной деятельности;
- созыв общего собрания;
- составление заключения по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности, в котором должны содержаться:
- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов Организации;
- информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
6.7. Порядок деятельности ревизионной комиссии (или ревизора) Организации определяется внутренним документом Организации – положением (регламентом и т.п.), утверждаемым общим собранием.
6.8. По решению общего собрания членам ревизионной комиссии (ревизору) Организации в период исполнения ими своих обязанностей (не) выплачивается вознаграждение и (или) компенсируются расходы, связанные с исполнением ими (им) своих обязанностей.Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания.
6.9. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации общее собрание назначает и утверждает аудитора Организации.
6.10. Аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности Организации в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого между Организациям и аудитором договора. Размер оплаты услуг аудитора определяется общим собранием.
6.11. Государственные органы контролируют деятельность Организации в соответствии со статьей 38 Федерального закона «Об общественных объединениях».
7.1. Организация может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения своей деятельности, указанной в уставе. В собственности Организации могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств Организации в соответствии с ее уставными целями.
7.2. Имущество Организации формируется на основе вступительных и членских взносов. Иными источниками формирования имущества Организации в денежной и иных формах являются:
- добровольные взносы и пожертвования;
- поступления от проводимых Организацией лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- доходы от гражданско-правовых сделок;
- доходы от внешнеэкономической деятельности Организации;
- долгосрочные и краткосрочные кредиты, займы;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от собственности Организации;
- другие, не запрещенные законом доходы и поступления.
7.3. Порядок регулярных и единовременных поступлений от членов Организации устанавливается общим собранием Организации
7.4. Доходы от предпринимательской деятельности Организации не могут перераспределяться между членами Организации и должны использоваться только для достижения уставных целей.
7.5. Организация принимает пожертвования в виде денежных средств и иного имущества на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов, только в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О политических партиях» и законодательством Российской Федерации о выборах.
7.6. Организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам за участие в общем собрании, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в общем собрании.
7.7. За счет целевых взносов членов и полученной прибыли Организация создает следующие фонды:
- капитальных вложений;
- оплаты труда;
- представительский, резервный и другие – по решению общего собрания членов Организации.
7.8. Состав, назначение, размеры и порядок образования и направления расходования соответствующих фондов определяются решением общего собрания членов Организации.
7.9. Размер и порядок уплаты членами целевых взносов устанавливаются общим собранием Организации.
7.10. Собственность Организации охраняется законом.
7.11. Допускается использование Организацией своих средств на благотворительные цели.
8.1. Деятельность Организации может быть приостановлена в соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об общественных объединениях».
8.2. Организация может быть реорганизована в соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об общественных объединениях».
8.3. Организация может быть ликвидирована добровольно в порядке, установленном статьями 61 – 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом требований статей 18 – 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
8.4. Организация может быть ликвидирована принудительно в соответствии со статьей 26 или статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях».
8.5. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Организации. Правление прекращает свою деятельность.
8.6. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы объединения «»; документы по личному составу (приказы, личные дела, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив , на территории которого находится Организация. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств Организации в соответствии с требованиями архивных органов.
8.7. При ликвидации Организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами, направляется на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели в порядке, определенном общим собранием Организации (такой порядок может быть установлен в уставе).
8.8. В случае если использование имущества ликвидируемой Организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
Начальный этап инструкции, что нужно для открытия НКО, заключается в определении вида создаваемой организации. Действующим законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих структур:
- казачьи общества;
- общины коренных малочисленных народов РФ;
- государственные корпорации и компании;
- ассоциации (союзы), например, ассоциации инвалидов или ветеранов;
- потребительские кооперативы;
- общественные и религиозные организации (объединения);
- нотариальные палаты;
- ТСЖ;
- фонды;
- некоммерческие партнерства;
- государственные, бюджетные и частные учреждения;
- автономные некоммерческие организации.
Правовое регулирование вопросов деятельности некоммерческих структур определено в нескольких категориях нормативных актов, в них указано, что необходимо для открытия НКО. Основными документами являются:
- Гражданский кодекс РФ.
- Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 «Об НКО».
Эти нормативы обязаны применять все НКО без исключения. А вот для отдельных видов организаций и предприятий предусмотрены дополнительные регламентирующие акты:
- Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ.
- Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ.
- Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ.
- Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ.
В пункте 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2017) перечислены все документы для открытия некоммерческой организации.
Учредители, то есть создатели экономического субъекта, должны отвечать сразу нескольким обязательным требованиям. В роли создателя могут выступать лишь дееспособные и совершеннолетние граждане. Полномочия по учреждению НКО имеются у юридических лиц, уже зарегистрированных на территории РФ. Право на создание закреплено за публично-правовыми образованиями. Это Российская Федерация, субъекты и муниципалитеты нашей страны.
Число учредителей не ограничено нормами действующего законодательства. Следовательно, при регистрации нового субъекта могут принять участие любое количество учредителей. А вот требования к количеству участников НКО установлены в зависимости от организационно-правовой формы. Учитывайте следующие нормативы:
- При создании общественной организации участников должно быть не менее 3 (ст. 123.5 ГК РФ).
- При учреждении союза — закрепляется 2 участника и более (ст. 123.9 ГК РФ).
Создание некоммерческой организации возможно только в трех случаях (ст. 13 закона № 7-ФЗ):
Учреждение нового субъекта |
Создание совершенно нового юридического лица |
---|---|
Реорганизация субъекта, имеющего аналогичный вид организационно-правовой формы |
На базе действовавшего субъекта с конкретным ОПФ создается новое юридическое лицо. Организационно-правовая форма остается неизменной |
Реорганизация субъекта, имеющего иную ОПФ |
Создание нового юридического лица осуществляется путем преобразования старой НКО с изменением организационно-правовой формы на иную |
Этапы создания некоммерческой организации
Порядок учреждения НКО отличается от регистрации коммерческой фирмы или ИП. Отличий много. Требуется соблюсти юридические процедуры, подготовить проекты документов, провести заседания. Но по сути, пошаговая инструкция по открытию некоммерческой организации 2020 состоит всего из четырех этапов.
Этап № 1. Подготовка.
На подготовительном этапе учредителям некоммерческой организации придется выполнить следующие действия:
- Согласовать со всеми участниками, создателями и учредителями порядок создания нового экономического субъекта.
- Определить порядок функционирования предприятия.
- Обозначить место нахождения учреждения и получить официальное заверение, что создаваемая НКО вправе вести деятельность и находиться по этому адресу.
- Подготовить проекты документов, обязательных для регистрации экономического субъекта.
Этап № 2. Обсуждения.
Второй этап предполагает организованную встречу участников, создателей и учредителей будущего юридического лица. Собрание или заседание участников проводится с целью решения следующих вопросов:
- принять коллегиальное решение об учреждении НКО;
- утвердить уставную и прочую учредительную документацию;
- закрепить органы управления (дирекцию) компании;
- утвердить распоряжение о регистрации юрлица;
- оформить протокол собрания в установленном порядке.
Этап № 3. Регистрация.
На третьем этапе пошаговая инструкция открытия НКО предусматривает регистрацию юридического лица в государственных ведомствах. Для этого необходимо:
- заполнить заявление по установленному образцу (форма Р11001);
- уплатить государственную пошлину (ст. 333.33 НК РФ);
- подать заявление в Министерство юстиции РФ по месту нахождения создаваемого юрлица.
Затем придется дождаться официального решения государственного ведомства.
Этап № 4. Начало деятельности.
Получив документы о регистрации в Минюсте, необходимо встать на учет в Росстате, ФСС и ПФР. Затем следует открыть расчетный счет в банковской организации. При необходимости изготовить печать или штамп. Теперь организация может приступать к осуществлению деятельности.
Заявление для регистрации в Минюсте
Один из обязательных документов к предоставлению при регистрации — это заявление установленного образца. Обычные компании и фирмы регистрируются через налоговую инспекцию. Некоммерческие организации — через Министерство юстиции РФ.
Бланк заявления един для всех юридических лиц. Формуляр закреплен Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Структура документа довольно сложная. Учитывайте важные требования по оформлению:
- Отразите в форме полное наименование юридического лица, регистрируемого в Министерстве юстиции. Этот реквизит должен полностью соответствовать уставу НКО.
- Если компанию создают сразу несколько учредителей, то придется оформить сведения по каждому в отдельности.
- Заявителем при регистрации должен быть указан конкретный гражданин. Это может быть физическое лицо — учредитель, директор организации, выступившей учредителем, либо иное уполномоченное лицо. Если заявителей несколько, то придется оформить листы отдельно на каждого.
- Подпись заявителя должна быть удостоверена в нотариальной конторе. Подпись в готовой форме следует ставить только в присутствии нотариуса.
- К заявлению придется приложить полный пакет документов, обозначенных в п. 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2017).
ВАЖНО! Срок подачи документов на регистрацию в Минюст — три месяца с момента утверждения протокола о создании НКО.
А вот период рассмотрения заявления зависит от категории регистрируемого экономического субъекта:
- 17 дней — в общих случаях;
- 33 дня — для общественных организаций;
- 30 дней — для политических партий;
- 33 дня — для религиозных компаний, либо 6 месяцев и 3 дня — при необходимости проведения госэкспертизы.
Особенности составления устава НКО + образец оформления
Титульный лист не обязателен, но если он сформирован, то в следующем варианте:
- На нем пишется слово «Устав»;
- Полное название некоммерческой компании в родительном падеже;
- Информация об утверждении уставного документа;
- Год его утверждения;
- Также первый лист может содержать прочие сведения и отметки, предусмотренные законом, например, о согласовании документа.
Важно понять, что первично руководитель НКО — это должностное лицо. Он действует без доверенности, и это право фиксируется в выписке из ЕГРЮЛ, любой желающий может проверить полномочия руководителя по ИНН организации на сайте налоговой. Вводите ИНН и получаете выписку из ЕГРЮЛ.
Назначают руковолителя учредители согласно решению или протоколу при создании. Уже после регистрации руководитель исполняет решение учредителей и выпускает первый приказ о своем назначении.
Важно! Он не сам себя назначает, а исполняет решение учредителей. Этот приказ можно отнести к уставным документам и назначению руководителя как должностного. Тут всё относительно понятно.
Большинство не понимает, что налоговая, банки, нотариус, контрагенты и.т.д взаимодействуют с руководителем как с должностным лицом. Они проверяют выписку из егрюл, решение/протокол и уставной приказ о назначении.
Оформление кадрового приказа и трудового договора руководитель может произвести после своего оформление. По большому счету это внутренние документы организации для регулирования отношений руководителя с организацией. Вот тут начинается самое интересное.
Гражданский кодекс говорит, что трудовые отношения с руководителем должны быть установлены. Соответственно, должен быть заключен трудовой договор. Трудовой кодекс говорит, что трудовой договор не может быть без зарплаты. Крепостное право отменили в 1861 году :).
С другой стороны, ФЗ о НКО говорит, что любое физическое лицо имеет право внести в некоммерческую организацию добровольный взнос или пожертвование денежными средствами или трудом. Получается, что руководитель НКО имеет право вносить свой труд безвозмездно, также как это делают ,например, волонтеры.
Четкого ответа нет и по сей день. Руководитель НКО имеет право потребовать оформления с собой трудового возмездного договора. Но на практике, если он так не сделает, то гос органы не признают это нарушением и не оштрафуют некоммерческие организации. Ответственность за нарушение ТК руководитель несет перед собой. Жалоб в защиту труда на себя мы еще не встречали.
Как компромисс, некоторые руководители НКО заключают с собой гражданско-правовые договора о безвозмездном оказании услуг руководителя. Это не на 100% соответствует и ГК и ФЗ об НКО, но четко фиксирует, что руководитель безвозмездно вносит свой труд как пожертвование с целью развитие социально-ориентированной некоммерческой организации.
Устав местной общественной организации
1. Общество с ограниченной ответственностью (далее – Общество), действующее на основании настоящего Типового устава, создано в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Участники Общества имеют права и несут обязанности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Федеральный закон “Об обществах с ограниченной ответственностью”).
——————————–
Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2018, N 22, ст. 3044.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 785; N 28, ст. 3261; 1999, N 1, ст. 2; 2002, N 12, ст. 1093; 2005, N 1, ст. 18; 2006, N 31, ст. 3437; N 52, ст. 5497; 2008, N 18, ст. 1941; N 52, ст. 6227; 2009, N 1, ст. 20; N 29, ст. 3642; N 31, ст. 3923; N 52, ст. 6428; 2010, N 31, ст.
4196; 2011, N 1, ст. 13, 21; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4576; N 50, ст. 7347; 2012, N 53, ст. 7607; 2013, N 30, ст. 4043; N 51, ст. 6699; 2014, N 19, ст. 2334; 2015, N 13, ст. 1811; N 14, ст. 2022; N 27, ст. 4000, 4001; 2016, N 1, ст. 11, 29; N 27, ст. 4276, 4293; 2017, N 1, ст. 29; N 31, ст. 4782; 2018, N 1, ст.
65, 70; N 18, ст. 2557.
3. Участник Общества вправе продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или ее части в уставном капитале Общества одному или нескольким участникам данного Общества.
4. Участник Общества вправе продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или ее части в уставном капитале Общества третьим лицам с согласия остальных участников Общества.
5. Доли в уставном капитале Общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками Общества.
6. Участник Общества вправе передать в залог принадлежащую ему долю или часть доли в уставном капитале Общества другому участнику Общества. Залог доли или части доли в уставном капитале Общества третьему лицу не допускается.
7. Выход участника из Общества не предусмотрен.
8. Высшим органом Общества является общее собрание участников Общества.
Порядок созыва, проведения и компетенция общего собрания участников Общества, а также порядок принятия им решений определяются Федеральным законом “Об обществах с ограниченной ответственностью”.
9. Принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем подписания протокола общего собрания участников Общества всеми участниками Общества, принявшими участие в соответствующем общем собрании участников Общества.
10. Каждый участник Общества является единоличным исполнительным органом Общества (директором) до тех пор, пока не перестанет быть участником Общества, и самостоятельно действует от имени Общества.
11. Права и обязанности единоличного исполнительного органа Общества, а также его компетенция определяются Федеральным законом “Об обществах с ограниченной ответственностью”.
Как оформить руководителя НКО в 2021 году
Готовый устав можно заказать у профессиональных регистраторов, но стоят их услуги обычно недешево, что не всегда оправданно. Вы можете самостоятельно составить устав одним из следующих способов.
В интернете можно найти множество уставов ООО. Некоторые начинающие бизнесмены используют их в качестве образца, чтобы не писать устав с нуля. Для примерного ознакомления это может быть полезно: разные образцы помогают понять примерную структуру устава.
Однако брать устав другой организации полностью и менять только персонализированные данные (адрес, название и т.п.) — довольно рискованный вариант. Даже ООО с одним учредителем редко бывают абсолютно идентичными между собой.
Поэтому при изменении готового устава нужно проверить, подходит ли вам направление деятельности компании, порядок назначения органов управления, варианты входа других участников и т.п.
Министерство юстиции РФ в 2016 году подготовило рекомендации по составлению модельного устава НКО, найти их можно на сайте Минюста. Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики. Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).
Среди требований Регламента и рекомендаций Минюста к подготовке устава некоммерческой организации 2018 — 2019 годов можно отметить:
- Отказ от обязательного оформления титульного листа.
- Сквозную нумерацию всех страниц.
- Разделение документа на разделы, нумеруемые римскими цифрами, главы и статьи.
- Описание символики или герба НКО в виде приложения к уставу.
- При разработке названия организации соблюдение требования к его ясности, четкости и информационной насыщенности. Если НКО имеет намерение использовать в своем бренде наименование российского государства, ему потребуется получить разрешение в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753.
Устав НКО предполагает возможность структурирования управления НКО наиболее удобным для учредителей способом. Так, в компетенцию коллегиального органа может быть передано принятие решения:
- о создании других юридических лиц и участии в них;
- создании филиалов в других регионах и открытии представительств.
На усмотрение учредителей для отражения в уставе остаются и такие вопросы, как:
- указание в уставе данных об учредителях;
- указание на право НКО заниматься приносящей доход деятельностью в соответствии с ее генеральными целями и конкретные виды этой деятельности, направление прибыли на конкретные цели;
- право на формирование целевого капитала;
- регламенты функционирования высшего и исполнительного органа управления, периодичность проведения заседаний, порядок их проведения.
Внесение изменений в устав НКО, аналогично процедуре его принятия, осуществляется на общем собрании участников, по решению учредителя или, если это предусмотрено уставом, высшим коллегиальным органом. Процедура внесения изменений должна отражаться в отдельном разделе устава. В том числе они вносятся в случае изменения законодательства, регулирующего деятельность НКО. Ряд изменений, в частности в составе учредителей, смене юридического адреса, видов участников, отражению в уставе не подлежат, но информация о них должна быть внесена (и при необходимости изменена) в ЕГРЮЛ.
Ограничивается возможность предусмотреть порядок изменения устава в нем самом специальными правилами, установленными Правительством РФ или высшими исполнительными органами региона, поселения — для казенных предприятий соответствующего уровня.
Регистрация изменений производится в соответствии с требованиями Регламента Минюстом РФ, на его же плечи ложится обязанность по передаче информации об изменениях в ЕГРЮЛ. Пакет документов для внесения изменений включает:
- обязательные новые редакции (в 3 экземплярах);
- протокол об их принятии;
- заявление по форме Р13001;
- сведения об учредителях;
- данные об оплате пошлины.
Регистрация АНО (автономной некоммерческой организации)
Согласно статье 123.1 ГК РФ, НККО — юридические лица, которые:
- не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
- не распределяют полученную прибыль между участниками;
- учредители НККО приобретают право участия (членства) в них наравне с другими участниками (членами);
- высшим органом НККО является общее собрание (конференция, съезд) участников (членов).
НККО создается по решению ее учредителей, принятом на общем собрании учредителей, где формируются органы управления НККО и утверждается устав НККО, который является основным учредительным документом. НККО является собственником своего имущества.
К НККО относятся:
Федеральным законодательством четкого определения всему классу НКУО, в отличие от НККО, не дано. Основное отличие — участие в них не основано на членстве, хотя имущественные вложения как физических, так и юридических лиц формируют собственность НКУО. Основным учредительным документом является устав.
К НКУО относятся:
- фонд — не имеет членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели;
- учреждение — создано собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (государственное, муниципальное, частное учреждение);
- автономная НКО — не имеет членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности;
- религиозная — добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица.
Устав некоммерческой организации разрабатывается с учетом особенностей ее деятельности, отнесения к корпоративной (основанной на членстве) или унитарной. Устав должен содержать следующие сведения:
- о наименовании и месте нахождения;
- предмете и целях ее деятельности;
- о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений;
- о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации.
Основным учредительным документом Автономной Некоммерческой Организации является устав. Устав АНО должен соответствовать требованиям статьи 14 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.
Устав Автономной Некоммерческой Организации должен содержать:
Устав Автономной Некоммерческой Организации подлежит государственной регистрации.
Образец устава АНО:
Необходимо тщательно разработать цели создания, предмет и виды деятельности. Наименование автономной некоммерческой организации должно быть наиболее оригинальным, не дублировать наименования других некоммерческих организаций и отражать основную цель создания АНО. Иными словами, наименование из полного наименования ано должно быть максимально понятно, для чего создана данная автономная некоммерческая организация. Имя (фамилию) гражданина в наименовании можно использовать только с согласия данного гражданина. Слова «Москва», «Россия» и их производные используются только при наличии официального разрешения от уполномоченных органов.
Для входа новых участников в состав учредителей нужно провести несколько этапов, для начала понадобиться подготовить комплект документов;
- Протокол (решение) заседания учредителей со 100-процентной явкой всех учредителей и положительным решением о приеме новых учредителей от всех действующих учредителей (2 (два) экземпляра);
- Заявление по форме Р14001 с заполненными листами на вход новых участников (в случаях если в Уставе содержатся сведения о ее учредителях, то потребуется представить в регистрирующий орган заявление по форме Р13001 для внесения изменений в учредительные документы, а также Устав с новым составом учредителей). Всего понадобиться два экземпляра один, из которых заверяется нотариально, а другой просто подписывается руководителем организации;
- Устав (если в него вносятся изменения) понадобиться 3 (три) экземпляра;
- Доверенность на представителя (если регистрацией изменений занимается не сам руководитель);
- Госпошлина (если подается только заявление по форме Р13001 и в Устав вносятся изменения).
На следующем этапе комплект документов подается в территориальный орган Минюста РФ. Процедура регистрации изменений занимает 1,5 (полтора) месяца.
Нужно обратить внимание, что в данном виде регистрации изменений могут быть допущены такие ошибки как неправильный выбор заявления по форме либо не оплата госпошлины, при изменении которые затрагиваю внесение изменений в Устав.
Остался вопрос? Звоните!
8-495-0034571 (МСК), 8-812-6290003 (СПБ), 8-968-878389 (по России).
Типовой устав некоммерческой организации
3.1. Фонд создаётся для достижения общественно полезных целей.
3.2. Целями Фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов и иных незапрещенных законом поступлений, и направление их на:
3.2.1. поддержку проектов, направленных на развитие сети Интернет, как безопасной среды, дружественной ко всем пользователям;
3.2.2. содействие правоохранительным органам России, другим организациям и частным лицам в борьбе с противозаконным использование Интернет – контента, а также иными незаконными действиями в сети Интернет;
3.2.3. проведение и поддержку научных исследований в области информационных технологий;
3.2.4. содействие развитию правового обеспечения в сети Интернет;
3.2.5. организацию и проведение симпозиумов, конференций, семинаров и других мероприятий, связанных с информационными технологиями и развитием сети Интернет.
4.1. Источниками формирования имущества Фонда в денежной или иной форме являются:
4.1.1. регулярные и единовременные поступления от Учредителя Фонда;
4.1.2. доходы, получаемые от собственности Фонда;
4.1.3. выручка от реализации товаров, работ и услуг;
4.1.4. дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
4.1.5. иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
4.2. Фонд вправе иметь на праве собственности здания, сооружения, ценные бумаги, денежные средства в рублях и иностранной валюте и иное имущество, не запрещенное российским законодательством.
4.3. Собственностью Фонда также является созданное им, приобретённое или переданное гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями имущество, включая денежные средства, акции и другие ценные бумаги.
4.4. Фонд отвечает по всем обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
4.5. Всё имущество Фонда, доходы от предпринимательской деятельности является его собственностью и не могут перераспределятся Учредителем Фонда.
4.6. Фонд осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с его назначением и только для выполнения уставных целей.
4.7. Имущество Фонда отражается на его балансе.
4.8. Учредитель Фонда не обладает правами собственности на имущество Фонда, в том числе на ту часть, которая образовалась за счет его взносов и пожертвований.
6.1. Органами управления Фонда являются:
6.1.1. Совет;
6.1.2. Генеральный директор;
6.1.3. Попечительский совет.
7.1. Высшим органом управления Фонда является Совет.
7.2. Совет состоит из лиц, назначенных Учредителем Фонда.
7.3. Учредитель формирует Совет после государственной регистрации Фонда
7.4. Очередное собрание Совета проводится 1 раз в год.
7.5. Собрания, организуемые помимо ежегодного собрания, являются внеочередными.
7.6. К компетенции Совета относится:
7.6.1. изменение и дополнение Устава Фонда;
7.6.2. определение приоритетных направлений деятельности;
7.6.3. определение принципов формирования и использования имущества и денежных средств Фонда;
7.6.4. утверждение годового бюджета Фонда, внесение в него изменений, утверждение годового отчёта и бухгалтерского баланса Фонда;
7.6.5. избрание и освобождение от должности лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа Фонда;
7.6.6. утверждение состава Попечительского совета;
7.6.7. утверждение положения о единоличном исполнительном органе Фонда;
7.6.8. создание филиалов и открытие представительств Фонда;
7.6.9. создание хозяйственных обществ, участие в других организациях;
7.6.10. утверждение положения о Попечительском совете;
7.6.11. утверждение положений о филиалах и представительствах Фонда;
7.6.12. реорганизация Фонда.
7.7. Формой работы Совета является заседание Совета. Заседание Совета правомочно решать вопросы, отнесенные к компетенции Совета, если на нем присутствует не менее 2/3 членов Совета.
7.8. Решения по вопросам, указанным в п.п. 7.6.1., 7.6.2., 7.6.3., 7.6.5, 7.6.12. принимаются не менее чем 2/3 голосов от общего числа представленных на заседании Совета. Решения по остальным вопросам принимаются простым большинством голосов, представленных на заседании.
9.1. Попечительский совет является органом, осуществляющим надзор за деятельностью Фонда.
9.2. Первый состав Попечительского совета формирует учредитель. Новые члены Попечительского совета вводятся в его состав по приглашению продолжающих работу членов Попечительского совета с обязательным утверждением кандидатуры Советом.
9.3. Для работы в составе Попечительского совета приглашают лиц, обладающих авторитетом, пользующихся уважением и выразивших поддержку целям, для достижения которых создан Фонд.
9.4. Попечительский совет состоит не менее чем из 3−х членов. Срок полномочий Попечительского совета и каждого отдельного члена не ограничен.
9.5. Заседание Попечительского совета проводится 1 раз в год. Внеочередное собрание Попечительского совета созывается по мере необходимости по решению Совета.
9.6. Выход членов из Попечительского совета возможен по:
9.6.1. личному заявлению;
9.6.2. решению большинства остальных членов Попечительского совета с обязательным утверждением этого решения Советом;
9.6.3. решению Совета.
9.7. Все решения принимаются большинством голосов от числа членов Попечительского совета.
9.8. Попечительский совет вправе:
- требовать предоставление отчета о деятельности Фонда от Совета и Генерального директора;
- давать рекомендации органам управления Фондом о порядке деятельности Фонда.