Уголовный кодекс РБ 2021 года с последними изменениями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовный кодекс РБ 2021 года с последними изменениями». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Сдам 1,5 квартиру по ул. Жукова
  • Продам гараж в г/к 2
  • Ремонт квартир, домов
  • Продам кольца ЖБИ
  • Продам ворота гаражные

Уголовный Кодекс Республики Беларусь

  • В Слуцке из окна выпала 6-летняя девочка, ее брат прыгнул следом за ней
  • Уроженец Копыля вернул китайской студентке потерянные 6 тыс. долларов
  • Программа праздничных мероприятий в Слуцке, посвящённых Дню народного единства
  • 13 сентября перекроют движение транспорта по ул. Софии Слуцкой
  • В Слуцком районе подъем заболеваемости ковидом
  • В Слуцке открыли котельную на фрезерном торфе
  • Житель Солигорска два года орудовал на дорогах Минщины
  • Почему поиски 10-летнего Максима Мархалюка не увенчались успехом
  • Официальный Сайт Президента Республики Беларусь
  • Официальный сайт Витебского облисполкома
  • Каталог ресурсов государственных органов
  • Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
  • Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
  • Интернет-портал «Молодежь Беларуси»
  • Информация о либерализации экономической деятельности
  • БРСМ в Витебске
  • Витебское областное управление МЧС РБ
  • Национальное агентство по туризму
  • Фонд ”Витебскоблимущество“
  • Сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
  • Коммунальное унитарное производственное предприятие «Витебское городское жилищно-коммунальное хозяйство»
  • Совет Республики
  • Министерство по налогам и сборам
  • ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь»
  • РУП «Национальный центр электронных услуг»
  • Проверка контрагентов
  • Гражданское право и гражданский процесс
  • Жилищное право
  • Наследственное право
  • Семейное право
  • Трудовое право
  • Корпоративное право
  • Уголовное право и уголовный процесс
  • Административное право и административный процесс
  • Налоговое право
  • Экономическая деятельность
  • Адвокатская деятельность
  • Земельное право
  • Исполнительное производство

31 мая 2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

16 декабря 2004 г. № 12

О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424–428 УК)

Изменения и дополнения:

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 8 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 240, 6/778) ;

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 2 июня 2011 г. № 2 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 69, 6/1037) ;

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 31 марта 2016 г. № 2 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.04.2016, 6/1534)

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел о преступлениях против интересов службы (злоупотребление властью или служебными полномочиями, превышение власти или служебных полномочий, бездействие должностного лица, служебный подлог, служебная халатность) Пленум Верховного Суда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обратить внимание судов, что уголовная ответственность за преступления против интересов службы призвана способствовать защите общества и его граждан от коррупции и общественно опасных деяний должностных лиц, совершаемых по службе посредством использования или ненадлежащего исполнения предоставленных им служебных полномочий, что подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, угрожает моральным устоям общества. Суды должны учитывать особую общественную значимость дел о таких преступлениях.

В ходе судебного разбирательства необходимо устанавливать круг и характер служебных полномочий должностного лица, фактические обстоятельства, свидетельствующие о связи деяния должностного лица с его служебными полномочиями, наличие причинной связи между общественно опасным деянием по службе и наступившими вредными последствиями, а также мотивы и цели содеянного.

2. Разъяснить судам, что субъектами преступлений против интересов службы, предусмотренных ст.ст. 424–426, 428 УК, могут быть только должностные лица, признанные таковыми в строгом соответствии с положениями ч. 4 ст. 4 УК, а служебного подлога (ст. 427 УК) – должностные и иные уполномоченные на выполнение соответствующих действий работники.

3. Судам надлежит иметь в виду, что наряду с лицами, прямо указанными в п. 1 ч. 4 ст. 4 УК, представителями власти являются также лица, состоящие на государственной службе, которые в пределах возложенных на их полномочий на осуществление властных функций вправе отдавать распоряжения или приказы либо принимать решения относительно не подчиненных им по службе лиц. На этом основании к представителям власти могут быть отнесены работники правоохранительных органов, работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, судебные исполнители, военнослужащие пограничной службы (при непосредственном выполнении обязанностей по охране Государственной границы), военнослужащие внутренних войск (при непосредственном выполнении обязанностей по охране общественного порядка, конвоированию и охране исправительных учреждений), сотрудники государственных органов, осуществляющие контрольные и надзорные функции, и др.

4. К представителям общественности (п. 2 ч. 4 ст. 4 УК) относятся лица, не состоящие на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия. К таким лицам, в частности, относятся члены добровольной дружины, внештатные сотрудники правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, участники объединений граждан, содействующих правоохранительным органам в охране правопорядка (Закон Республики Беларусь от 26 июня 2003 года «Об участии граждан в охране правопорядка»), общественные инспекторы, народные заседатели.

5. Судам нужно учитывать, что выполнение лицами, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающими в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей либо совершение лицами юридически значимых действий, на которые они уполномочены в установленном порядке, являются самостоятельными признаками должностного лица и наличие любого из них служит достаточным основанием для признания лица должностным.

6. К занимающим должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, необходимо относить лиц, осуществляющих руководство деятельностью учреждения, организации или предприятия, их структурных подразделений, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы работников, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т.п.

  1. Уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов, подлежащих исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, –

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

  1. То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы

на срок от трех до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

  1. Представление уполномоченному органу документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо заведомо ложных сведений иным способом в целях необоснованного возврата налогов, сборов при отсутствии признаков более тяжкого преступления (налоговое мошенничество), повлекшее причинение ущерба в крупном размере, –

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.

  1. Налоговое мошенничество, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, –

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

  1. Умышленные неначисление и неуплата обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (уклонение от уплаты страховых взносов), повлекшие причинение ущерба в крупном размере, –

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом.

  1. Уклонение от уплаты страховых взносов, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, –

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Примечание. Крупным размером ущерба в настоящей статье признается размер ущерба на сумму, в две тысячи пятьсот и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером – в пять тысяч и более раз превышающую такой размер базовой величины.».

Вступают в силу изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь

Сейчас в Уголовном кодексе предусмотрена ответственность лишь за руководство и создание экстремистских формирований. А подписанный президентом закон криминализирует другие составы. Речь идет об участии в экстремистских формированиях, склонении к экстремистской деятельности, подготовке и обучении экстремистской деятельности, а также ее финансировании. Максимальное наказание в зависимости от преступления и обстоятельств его совершения может составить до восьми лет лишения свободы.

Новый закон устанавливает уголовную ответственность за неоднократное нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия. Максимальное наказание по этой статье – лишение свободы на три года.

Документ вводит ответственность за распространение владельцем интернет-ресурса запрещенной информации в течение года после привлечения к административной ответственности, а также за незаконные сбор и распространение персональных данных, несоблюдение требований по их защите. Если идет речь о разглашении информации о частной жизни, либо персональных данных в отношении лица в связи с его служебными обязанностями, выполнением общественного долга, то предусмотрено наказание в виде лишения свободы до пяти лет.

Также предусмотрена ответственность за незаконный сбор, либо получение сведений, составляющих государственные секреты, с целью их распространения, но при отсутствии признаков измены государству или шпионажа.

Прописана ответственность вплоть до лишения свободы на срок до четырех лет за пропаганду или публичное демонстрирование нацистской символики или атрибутики, совершенные неоднократно.

Усилена ответственность за убийство сотрудника милиции, сопротивление лицам, охраняющим общественный порядок, насилие, либо угрозу его применения в отношении таких лиц, а также судей, публичное оскорбление представителя власти или его близких в связи с выполнением им служебных обязанностей.

Появились новые формулировки, в ряде случаев наказания стали более суровыми.

Например, статья 369 УК «Оскорбление представителя власти» дана более развернуто. В частности, указано, что заявления в интернете тоже считаются. Наказание при этом не стало строже — до трех лет лишения свободы со штрафом.

Зато за дискредитацию РБ (ст. 369-1) максимальное наказание увеличено до четырех лет со штрафом (было два года). Имеется в виду «распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, деятельности государственных органов».

Статья 369-3 УК, которая называлась «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий», будет переименована. Новое название — «Публичные призывы к организации или проведению незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях». Увеличен максимум по ней — с трех лет лишения свободы до пяти.

За сопротивление сотруднику органов внутренних дел (ст. 363) или «иному лицу», охраняющим общественный порядок, максимальный срок увеличен до семи лет (было пять).

За финансирование экстремистской деятельности полагаются до восьми лет плюс штраф (было — до шести лет).

В УК добавляется статья 130-1, «Реабилитация нацизма». Самый тяжелый вариант, за «действия группой либо повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия», предусматривает до двенадцати лет колонии.

Появилась статья 341-1 — «Пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики». Максимум по ней, при повторности, — лишение свободы на четыре года. При этом деяние признается совершенным неоднократно, если человека дважды в течение года подвергали взысканию по статье 19.10 КоАП (пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики).

Новой является статья 342-2 — «Неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий». Повторность считается в течение года. Диапазон наказаний — от ареста или ограничения свободы до трех лет колонии.

Также появляются «экстремистские» статьи 361-4 и 361-5, которых у нас раньше не было. В них сформулированы наказания за содействие экстремистской деятельности и подготовку других людей к ней. Предусмотрен максимум в семь лет лишения свободы.

Еще одна новая статья — 375-1 — «Незаконные собирание либо получение сведений, составляющих государственные секреты». По ней максимальное наказание (если нет признаков измены или шпионажа) — лишение свободы до пяти лет.

Новая статья 198-1 «Нарушение законодательства о средствах массовой информации» изложена так: «Распространение владельцем интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, информации, распространение которой запрещено на интернет-ресурсах в соответствии с законодательными актами, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наказывается общественными работами, или штрафом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок».

Добавляются две статьи (203-1 и 203-2), касающиеся распространения информации о частной жизни и персональных данных. Определено, что «умышленные незаконные сбор, предоставление информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина» влекут до пяти лет лишения (в самом тяжелом варианте, если преступление совершено в отношении лица или близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга).

Вечером в эфире «Панорамы» на телеканале «Беларусь 1» некоторые изменения в сфере уголовного законодательства прокомментировала заместитель начальника управления Генеральной прокуратуры Евгения Парамонова.

«В данном законе достаточно много новых норм, которые направлены на предупреждение преступлений в сфере общественной безопасности. Они обусловлены событиями, которые произошли во второй половине 2020 года. Прежде всего это нарушение порядка проведения массовых мероприятий и публичные призывы к проведению таких мероприятий. Если лицо дважды привлечено к административной ответственности за такие деяния и административные взыскания не возымели действия, предусматривается уголовная ответственность», — уточнила Парамонова.

Она заострила свое внимание и на новых нормах, направленных на противодействие всем видам экстремизма. Теперь под уголовную ответственность подпадает не только создание экстремистского формирования или формирования, реабилитирующего нацизм, но и участие в нем, а также его финансирование.

«Все виды экстремистской деятельности на сегодняшний день у нас криминализированы. У государства, правоохранителей появились новые правовые инструменты для противодействия этим проявлениям. Это достаточно весомый пакет изменений, которые должны выполнить предупредительный и профилактический эффект — они ради этого принимались».

По словам представителя Генеральной прокуратуры, принятие нового закона усовершенствует досудебное производство и повысит качество предварительного расследования, «чтобы в суд поступали еще более выверенные уголовные дела».

Корректировке подверглись меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залог. Изменения направлены на их оптимизацию, обеспечение максимально индивидуализированного подхода при назначении с учетом личности подозреваемого или обвиняемого, их возраста и состояния здоровья, рода занятий, семейного и имущественного положения и так далее.
Введена новая мера пресечения — запрет определенных действий. Среди них:
— нахождение в некоторых местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещение каких-либо мероприятий и участие в них;
— пребывание в общем с потерпевшим жилом помещении и распоряжении совместным имуществом;
— общение с определенными лицами;
— отправление и получение почтово-телеграфных отправлений;
— использование средств связи и Интернета;
— управление авто (если совершенное преступление связано с нарушением ПДД и эксплуатации транспортных средств).
Важное дополнение вносится в ст. 126 УПК, которая регулирует применение самой жесткой меры пресечения — заключение под стражу. Теперь ее могут назначить лишь при условии, что «цели уголовного преследования не могут быть достигнуты применением более мягкой меры пресечения», что подчеркивает ее исключительный характер.
Кроме того, в новой редакции излагается ст. 124 УПК, касающаяся применения такой меры пресечения, как залог. Установлены минимальные пороги размера залога в зависимости от категории преступления.

Ужесточается ответственность за преступления, совершенные нетрезвыми водителями: с 5 до 8 лет увеличивается максимальный срок, на который можно лишиться водительских прав за управление подшофе автомобилем, в том числе повлекшее смерть человека либо тяжкое телесное повреждение (ст. 51 УК). Кроме того, увеличивается срок лишения свободы за управление маломерным судном (ч. 4 ст. 316 УК) или автомобилем (ч. 4 ст. 317 УК) в состоянии опьянения, повлекшее смерть либо тяжкое телесное повреждение. Сейчас такой срок составляет до 7 лет без нижнего предела, по новому законодательству — от 3 до 8 лет.

Изменения в Уголовный кодекс вступят в силу через 10 дней

При фиксации следственных действий в УПК закрепляются порядок и форма получения звуко- и видеозаписей как самостоятельных источников доказательств. Дополнены нормы о составлении протокола допроса в «краткой» форме. Это позволит сэкономить время и материальные ресурсы при закреплении доказательств, расширит возможности по объективному отражению обстановки производства следственного действия, а также сведет к минимуму случаи некомпетентности в восприятии показаний участников процесса.

Три состава — уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 242 УК), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 246 УК), нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ч. 1 ст. 321 УК) — переведены в дела частно-публичного обвинения. Теперь они будут возбуждаться по требованию потерпевшего.

Сейчас наказание за ДТП, совершенное в состоянии алкогольного опьянения и повлекшее смерть либо тяжкое телесное повреждение человека, составляет до 7 лет лишения свободы (без нижнего предела) и до 5 лет лишения водительских прав. В новой редакции УК «вилка» наказания будет составлять от 3 до 8 лет лишения свободы, а запрет на управление авто может также растянуться до 8 лет. Эти нормы вступят в силу через три месяца после официального опубликования закона.

Изменения в Уголовный кодекс

А вот в обновленной статье 88-1 теперь четко прописан размер компенсации, при уплате которой обвиняемый будет освобожден от уголовной ответственности в связи с добровольными возмещением причиненного ущерба. По экономическим преступлениям придется возместить 100% причиненного ущерба, по должностным – 200%. Эти нормы вступят в силу в апреле нынешнего года.

Из новой версии Уголовного кодекса исключена статья 189 «Оскорбление», но ст. 188 «Клевета» осталась. Ужесточено наказание за хулиганство, совершенное группой лиц (ч. 2 ст. 339 УК): по ней нижняя планка поднята с года до трех лет лишения свободы. Изменена формулировка статьи 369-2 УК, связанная с получением иностранной безвозмездной помощи в нарушение законодательства. Здесь слово «получение» заменили на «использование», поэтому теперь именно использование иностранных средств для террористической и иной запрещенной деятельности в Беларуси будет караться уголовным преследованием. Поправка вступает в силу с 1 марта нынешнего года.

Изменения коснулись также ст. 118 (освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности), ст. 222 (незаконный оборот средств платежа и/или инструментов), ст. 271 (нарушение правил охраны недр), ст. 304 (нарушение правил пожарной безопасности) и еще нескольких статей УК РБ

Это изменение касается уже Уголовно-процессуального кодекса, который дополняется новой статьей 123-1. В соответствии с ней на любом этапе уголовного производства обвиняемому могут запретить:

  • находиться в определенных местах, ближе установленного расстояния до определенных объектов, а также посещать определенные мероприятия и участвовать в них;
  • находиться в одном помещении с потерпевшим, распоряжаться совместной собственностью (по преступлениям против членов семьи);
  • общаться с определенными людьми;
  • отправлять и получать почту;
  • пользоваться связью, интернетом;
  • управлять автомобилем (по преступлениям в связи с нарушением ПДД).

Количество запретов, которые можно применять одномоментно, не ограничено. В том числе, любой из запретов может быть совмещен, например, с домашним арестом.

Важное дополнение вносится и в ст. 126 УПК, которая регулирует применение заключения под стражу. Теперь оно может быть назначено при условии, что «цели уголовного преследования не могут быть достигнуты применением более мягкой меры пресечения».

Конфискация имущества исключена из перечня дополнительных наказаний.


Справочно.
Ранее конфискация имущества могла применяться в отношении лиц, совершивших такие экономические преступления, как:

  • Изготовление, хранение либо сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 221 УК);
  • Изготовление либо сбыт поддельных платежных средств (ст. 222 УК);
  • Нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и (или) камнями (ст. 223 УК);
  • Незаконные действия с простыми и (или) переводными векселями (ст. 226-2 УК);
  • Контрабанда (ст. 228 УК);
  • Незаконные экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля (ст. 229 УК);
  • Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК);
  • Незаконная предпринимательская деятельность (ст. 233 УК);
  • Лжепредпринимательство (ст. 234 УК);
  • Легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем (ст. 235 УК);
  • Установление или поддержание монопольных цен (ст. 245 УК).

  • При этом для лиц, совершивших преступления против порядка осуществления экономической деятельности, конфискация заменяется штрафом.

    Согласно ч. 2 ст. 50 УК штраф устанавливается в размере от 300 до 5 000 базовых величин.

    Кроме того, наряду с уголовной ответственностью, к таким лицам может применяться специальная конфискация.

    Определение специальной конфискации закреплено в ст. 46-1 УК — это принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства:

    • имущества, добытого преступным путем или приобретенного на средства, добытые преступным путем;

    • дохода, полученного от использования этого имущества, а также предметов преступления, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу;

    • орудий и средств совершения преступления, принадлежащих лицу, совершившему преступление;

    • вещей, изъятых из оборота.

    В этом состоит основное отличие специальной конфискации от конфискации (ранее ст. 61 УК) — последняя предполагала безвозмездное изъятие всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.

    Декриминализация коснулась таких деяний, как:

    1. Сделка с драгоценными металлами и (или) камнями, совершенная в нарушение установленных правил (ч. 1 ст. 223 УК),

    2. Нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь (ст. 224 УК),

    3. Незаконные использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в средствах массовой информации либо доведения иным образом до сведения неограниченного круга лиц, совершенные лицом, которому такие сведения или информация известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, и повлекшие причинение ущерба в крупном размере (ч. 1 ст. 226-1 УК),

    4. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 232 УК),

    5. Осуществление предпринимательской деятельности, запрещенной в соответствии с законодательными актами либо без государственной регистрации (ч. 1 ст. 233 УК),

    6. Лжепредпринимательство (ст. 234 УК),

    7. Нарушение антимонопольного законодательства (ст. 244 УК),

    8. Дискредитация деловой репутации конкурента (ст. 249 УК),

    9. Умышленное разглашение коммерческой или банковской тайны без согласия ее владельца при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 226-1 и 254 УК, лицом, которому такая коммерческая или банковская тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, повлекшее причинение ущерба в крупном размере (ч. 1 ст. 255 УК).

    Лица, осужденные по указанным выше статьям УК, освобождаются от наказания (основного и дополнительного), а также применения иных мер уголовной ответственности (ст. 6 Закона № 171-З).

    Изменения в Уголовный кодекс: какие статьи ужесточат, а какие – смягчат

    Так, в УК введена часть 2 примечания к гл. 25, в которой закрепляется следующее положение:

    лицу, впервые осуждаемому за совершение экономического преступления, не представляющего большой общественной опасности, или менее тяжкого преступления (за исключением контрабанды, незаконных экспорта или передачи в целях экспорта объектов экспортного контроля, легализации («отмывания») средств, полученных преступным путем), наказание в виде лишения свободы не назначается.

    Также в указанном примечании в гл. 25 УК указывалось, как определяется крупный и особо крупный размер сделки / ущерба / дохода, который принимается во внимание при квалификации преступления и назначении наказания. Со вступлением в силу изменений он существенно увеличен:

    Знание Уголовного кодекса крайне необходимо не только людям, профессионально связанным с юриспруденцией (адвокатам, сотрудникам правоохранительных органов, судьям и др.). Уголовный кодекс Украины призван не только предотвращать преступления за счет информирования неблагонадежных граждан о последствиях их действий, но и за счет информирования населения о том, жертвой каких преступлений можно стать.

    Огромное значение знание норм этого нормативно-правового акта имеет и для подростков, которые в силу возраста склонны к тому, чтобы нарушать общественный порядок. Осознание того, что любое неправомерное деяние может повлечь за собой наказание, может заставить сдержать порывы к нарушению порядка.

    Знание современного законодательства — то качество, которое может оказаться полезным любому гражданину Украины, поэтому крайне важно знать, какие действия могут расцениваться как преступления, а какие нет.

    Уголовный кодекс Украины содержит 20 основных разделов, которые содержат 447 статей.

    Каждый раздел посвящен отдельному понятию:

    • 1-й раздел описывает, что такое преступление, его виды и стадии;
    • 2-й раздел – лица, которые могут быть подвергнуты уголовному преследованию;
    • 3-й раздел – вина и ее формы;
    • 4-й раздел – соучастие в преступлении и др.

    Также в кодексе описаны виды наказания за противоправные деяния, ответственность граждан, порядок назначения наказания и освобождение от него, особенности уголовного наказания граждан, не достигших совершеннолетия, и т. д.

    Объектом мошенничества является сложившийся в обществе и охраняемый государством порядок, закрепляющий неприкосновенность собственности.
    В качестве предмета мошенничества выступают имущество либо право на имущество, а именно:

    • вещи (движимые и недвижимые);
    • деньги и документы, выполняющие роль денежного эквивалента (ценные бумаги, знаки почтовой оплаты, талоны на проезд на транспорте и т.п.), которые непосредственно дают право на получение материальных ценностей или услуг;
    • именные ценные бумаги;
    • имущественные права (долговые обязательства и т.д.);
    • исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг.

    Обман как способ введения в заблуждение состоит в умышленном сообщении не соответствующих действительности сведений либо умалчивании об их наличии, либо в действиях (например, в предоставлении фальсифицированного товара или иного предмета сделки) и т.п., однако не может охватывать личные оценки («самый лучший автомобиль, поэтому очень дорого стоит»).

    Злоупотребление доверием при мошенничестве состоит в использовании заблуждения потерпевшего относительно намерений дальнейшего поведения виновного при передаче ему имущества либо права на имущество и не связано с каким-либо искажением фактических обстоятельств (обманом). Юридической литературе отмечается, что доверие может быть основано на предшествующих совершению хищения личных взаимоотношениях между виновным и потерпевшим, в силу служебного положения, родственные (семейные) отношения и т.д.

    Мошенничество считается оконченным с момента, когда в результате обмана или злоупотребления доверием чужое имущество поступило в незаконное владение виновного или других лиц, и они получили реальную возможность пользоваться им или распорядиться по своему усмотрению.

    Ч. 1 ст. 209 УК РБ предусматривает уголовную ответственность за мошенничество на сумму:

    • от 10 до 250 базовых величин (от 230 до 5750 рублей) в отношении юридического лица;
    • от 2 до 250 базовых величин (от 46 до 5750 рублей) в отношении физического лица;
    • независимо от суммы — при хищении путем мошенничества ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР.

    Преступное мошенничество, предусмотренное ч. 1 ст. 209 УК РБ относится к категории менее тяжкого преступления, срок давности привлечения к ответственности со дня совершения преступления составляет пять лет.

    Санкция ч. 1 статьи 209 УК РБ в редакции Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 241-З предусматривает следующее альтернативные основные виды наказания:

    • общественные работы на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов;
    • штраф от тридцати до одной тысячи базовых величин (от 690 до 23000 рублей);
    • исправительные работы на срок от шести месяцев до двух лет с удержанием из заработка в доход государства от 10 до 25%, но не менее одной базовой величины ежемесячно;
    • арест на срок от одного до трех месяцев;
    • ограничение свободы на срок от 6 месяцев до трех лет;
    • лишение свободы на срок от 6 месяцев до трех лет.

    Ч. 2 ст. 209 УК РБ предусматривает уголовную ответственность за мошеннические действия, подпадающие под ч. 1 ст. 209 УК РБ, которые совершены повторно. Хищение признается совершенным повторно, если ему предшествовало какое-либо из преступлений предусмотренных ст.ст. 205 – 212, 294, 323, 327, 333 УК РБ и лицо не было освобождено от уголовной ответственности либо судимость за это преступление не была погашена или снята в установленном законом порядке.

    Необходимо отличать повторное хищение от продолжаемого, т.е неоднократное противоправное безвозмездное завладение имуществом с корыстной целью, складывающееся из ряда тождественных преступных действий, если они совершены при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у лица общей цели и единого умысла на хищение определенного количества материальных ценностей. При продолжаемом хищении его размер определяется суммированием стоимости имущества по всем эпизодам хищения.

    По ч. 2 статьи 209 УК РБ квалифицируются также мошеннические действия совершенные группой лиц на сумму до 250 базовых величин (до 5750 рублей), при этом минимальной суммы мошенничества не установлено. Мошенничество признается совершенным группой лиц, если хотя бы два лица совместно участвовали в совершении данного преступления в качестве его исполнителей, т.е. участвовали непосредственно в обмане (злоупотреблением доверием) и завладении имуществом путем мошенничества.

    Таким образом, важно отличать исполнительство от пособничества, подстрекательства, организации. В случае если мошеннические действия совершены организованной группой ответственность наступает по ч. 4 статьи 209 УК РБ.

    Преступное мошенничество, которое относится к ч. 2 ст. 209 УК РБ относится к категории менее тяжкого преступления, срок давности привлечения к ответственности со дня совершения преступления составляет пять лет.

    Санкция ч. 2 статьи 209 УК РБ с изменениями в редакции Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 241-З предусматривает следующее альтернативные основные виды наказания:

    • штраф от тридцати до одной тысячи базовых величин (от 690 до 23000 рублей);
    • исправительные работы на срок от шести месяцев до двух лет с удержанием из заработка в доход государства от 10 до 25%, но не менее одной базовой величины ежемесячно;
    • арест на срок от одного до трех месяцев;
    • ограничение свободы на срок от 6 месяцев до четырех лет;
    • лишение свободы на срок от 6 месяцев до четырех лет.

    Ч. 3 ст. 209 УК РБ предусматривает уголовную ответственность за мошенничество совершенную на сумму свыше 250 до 1000 базовых величин (свыше 5750 рублей до 23000 рублей).

    Преступное мошенничество, предусмотренное ч. 3 ст. 209 УК РБ относится к категории тяжкого преступления, срок давности привлечения к ответственности со дня совершения преступления составляет десять лет.

    Санкция ч. 3 статьи 209 УК РБ в редакции Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 №227-З предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества либо без конфискации.

    Ч. 4 статьи 209 УК РБ предусматривает уголовную ответственность за мошенничество совершенное на сумму свыше 1000 базовых величин (свыше 23000 рублей) либо независимо от размера похищенного при совершении преступления организованной группой.

    Мошенничество считается совершенным организованной группой в случае если хотя бы два лица предварительно объединившись в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности совместно участвовали в совершении данного преступления в качестве его исполнителей, т.е. участвовали непосредственно в обмане (злоупотреблением доверием) и завладении имуществом путем мошенничества.

    Преступное мошенничество, квалифицированное по ч. 3 ст. 209 УК РБ относится к категории тяжкого преступления, срок давности привлечения к ответственности со дня совершения преступления составляет десять лет.

    Санкция ч. 4 статьи 209 УК РБ с изменениями в редакции Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 №227-З предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.

    • Изменения в Закон о рекламе 08.07.2021
    • Нюансы получения разрешения на работу в Беларуси
    • Изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь 2021
    • Дистанционная торговля 2021 Беларусь

    О внесении изменений в Уголовный кодекс: что нужно знать белорусам

    В настоящей статье я прокомментирую наиболее важные изменения, внесенные в Уголовный кодекс Республики Беларусь Законом от 9 января 2021 года.

    Из системы наказаний исключен такой вид дополнительного наказания как конфискация имущества. Вместе с тем в УК вводится статья о специальной конфискации, под которой понимается принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства имущества, добытого преступным путем, предметов преступления, орудий и средств совершения преступления, вещей, изъятых из оборота. Вместо конфискации имущества в качестве дополнительного наказания будет применяться штраф.

    Статья о заражении ВИЧ дополнена примечанием, согласно которому лицо освобождается от уголовной ответственности в случае, если другое лицо, поставленное в опасность заражения либо зараженное ВИЧ, было своевременно предупреждено о наличии у первого лица этого заболевания и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения.

    Клевета и оскорбление будут влечь уголовную ответственность только в случаях, если они будут содержаться в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в СМИ, либо в сети Интернет, иной сети электросвязи, а также клевета, содержащая обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

    Исключается уголовная ответственность за незаконную организацию деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности.

    В настоящий момент обсуждаются конкретные формулировки правил определения ущерба. Например, «сумма списанной дебиторской задолженности при ее невзыскании», «сумма завышения стоимости строительно-монтажных работ», «сумма списанного имущества, выбывшего из владения», «сумма убытков при реализации имущества ниже себестоимости» и т.д. (всего около 10 пунктов). Формулировки правил вызывают ожесточенные дебаты, и вот почему. Как видно из текста, в предложенных формулировках основной акцент делается не на правилах о расчете размера вреда, а на отнесении тех или иных деяний к преступлениям. Фактически указываются конкретные составы, являющиеся новыми по отношению к существующим.

    Однако признаки уголовных преступлений могут содержаться только в Уголовном кодексе, а не в постановлении Совета Министров. На практике принятие акта с такими формулировками может привести к тому, что конкретные правоприменители в силу низкой квалификации будут считать эти признаки исчерпывающими признаками преступления без учета иных обстоятельств. Например, списание дебиторской задолженности без принятия мер по ее погашению может расцениваться как преступление, в том числе если непринятие мер вызвано экономической нецелесообразностью (сумма затрат на взыскание, которое только теоретически закончится получением реальных денежных средств, может превышать сумму задолженности). Это категорически неправильно.

    Введены три новые статьи для «борьбы с экстремизмом». Обращаем внимание, что используются довольно широкие формулировки, такие как «иное содействие экстремистской деятельности», что именно будут под этим понимать, пока непонятно.

    Статья 361−4 «Содействие экстремистской деятельности»: 1. Вербовка, иное вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности, — наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет. 2. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, — наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет. Статья 361−5 «Прохождение обучения или иной подготовки для участия в экстремистской деятельности»: Прохождение лицом обучения или иной подготовки, заведомо для обучающегося имеющих целью его последующее участие в экстремистской деятельности, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок. Статья 423−1 «Неисполнение решения о признании организации экстремистской и (или) приостановлении ее деятельности»: Неисполнение должностным лицом организации вступившего в законную силу судебного решения о признании организации экстремистской в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а равно неисполнение должностным лицом организации постановления о приостановлении деятельности организации в случае выявления фактов (получения сведений о фактах), свидетельствующих об экстремистской деятельности такой организации, — наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    Также к уголовной ответственности будут привлекать за публичные призывы к нарушению территориальной целостности Республики Беларусь (арест либо лишение свободы до 5 лет), а если призывы были в СМИ или интернете — до 7 лет лишения свободы (ст. 361 УК).

    За надругательство над государственными символами (герб, флаг, гимн) наказание ужесточено. В новом УК за это предусматривается наказание до 3 лет ограничения или лишения свободы.

    Еще одно новшество в уголовном законе — привлекать к уголовной ответственности граждан, которые в течение года дважды привлекались к административной ответственности за участие в несанкционированных массовых мероприятиях. То есть на третий раз уже могут завести «уголовку», и наказание за это — арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок.

    Статья 342−2 (Неоднократное нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий). Нарушение установленного порядка организации и проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, в том числе публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий), если это деяние совершено неоднократно, — наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

    Предусмотрено и ужесточение наказания за публичные призывы к организации или проведению незаконных собраний, митингов, шествий (ст. 369−3): максимальный срок лишения свободы увеличили с трех до пяти лет.

    В новом УК существенно поменялась статья 369−1 (Дискредитация Республики Беларусь). Если ранее преступлением считалось предоставление иностранному государству, иностранной или международной организации заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь или ее органы власти, то теперь уточнение про иностранное государство и иностранные организации исчезло, используется максимально широкая формулировка:

    «Распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, деятельности государственных органов, дискредитирующих Республику Беларусь, совершенное в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в СМИ, либо в информации, размещенной в интернете, направленное на причинение существенного вреда государственным или общественным интересам».

    И если ранее по ст. 369−1 УК наказание было арест или лишение свободы на срок до двух лет, то теперь предлагается и в этой части внести изменения: арест, или ограничение свободы на срок до четырех лет, или лишение свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.

    Кроме того, в новом УК появилась статья за нарушение законодательства о средствах массовой информации (ст. 198−1), специально для сайтов, у которых статуса СМИ нет (регистрация все еще является добровольной). За распространение «запрещенной» информации владельца сайта будут наказывать в уголовном порядке (общественные работы, или штраф, или ограничение свободы на срок до двух лет, или лишение свободы на тот же срок), если в течение года он уже дважды привлекался к административной ответственности за такое же нарушение.

    Допускается любое использование публикаций сайта, при условии размещения прямой активной ссылки на источник. Эта ссылка должна быть размещена в первом абзаце перепечатанного материала в виде фразы: «Сообщает Деловой Гомель (здесь размещается гиперссылка на страницу-источник)».

    В настоящей статье я прокомментирую наиболее важные изменения, внесенные в Уголовный кодекс Республики Беларусь Законом от 9 января 2019 года.

    Из системы наказаний исключен такой вид дополнительного наказания как конфискация имущества. Вместе с тем в УК вводится статья о специальной конфискации, под которой понимается принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства имущества, добытого преступным путем, предметов преступления, орудий и средств совершения преступления, вещей, изъятых из оборота. Вместо конфискации имущества в качестве дополнительного наказания будет применяться штраф.

    Статья о заражении ВИЧ дополнена примечанием, согласно которому лицо освобождается от уголовной ответственности в случае, если другое лицо, поставленное в опасность заражения либо зараженное ВИЧ, было своевременно предупреждено о наличии у первого лица этого заболевания и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения.

    Клевета и оскорбление будут влечь уголовную ответственность только в случаях, если они будут содержаться в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в СМИ, либо в сети Интернет, иной сети электросвязи, а также клевета, содержащая обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

    Исключается уголовная ответственность за незаконную организацию деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности.

    Смягчается уголовная ответственность за хищение путем использования компьютерной техники по ч. 4 ст. 212 УК, предусматривается ответственность в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет (ранее был предусмотрен срок от 6 до 15 лет).

    Увеличен размер крупного и особо крупного ущерба (дохода) влекущего за собой уголовную ответственность по экономическим преступлениям:

    • крупный размер повышается с 250 до 1000 базовых величин;
    • особо крупный размер повышается с 1000 до 2500 базовых величин.

    Вводится правило о недопустимости назначения наказания в виде лишения свободы впервые осуждаемому лицу, совершившему не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое преступление против порядка осуществления экономической деятельности (за исключением контрабанды, незаконных экспорта или передачи в целях экспорта объектов экспортного контроля, легализации («отмывания») средств, полученных преступным путем).

    Отдельные составы экономических преступлений исключены из УК (ст. 224 — нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь, ст. 232 — воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, ст. 234 — лжепредпринимательство, ст. 244 — нарушение антимонопольного законодательства, ст. 249 — дискредитация деловой репутации конкурента).

    Ст. 233 УК о незаконной предпринимательской деятельности изложена в новой редакции, уголовную ответственность будет влечь только безлицензионная предпринимательская деятельность, т.е. осуществление деятельности без лицензии в случае, когда лицензия обязательна.

    Ст. 243 УК об уклонении от уплаты сумм налогов, сборов изложена в новой редакции, для целей данной статьи крупным размером ущерба будет признаваться ущерб на сумму не менее 2000 базовых величин (ранее – 1000 базовых величин), особо крупным размером – не менее 3500 базовых величин (ранее – 2500 базовых величин).

    Ст. 327 УК о хищении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов дополнена примечанием о том, что крупный размер наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов устанавливается Правительством.

    Ст. 328 УК о незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов в части возможных видов основного наказания не изменяется, заменяется лишь дополнительное наказание в виде конфискации имущества штрафом.

    Вводится уголовная ответственность за пропаганду самоубийства, т.е. за умышленное распространение в любой форме информации в целях возбуждения у индивидуально неопределенного круга лиц решимости совершить самоубийство.

    Смягчается уголовная ответственность за изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера по ч. 2 ст. 343 УК путем введения альтернативного лишению свободы наказания в виде ограничения свободы на срок от 2 до 4 лет.

    Корректируется норма об освобождении от уголовной ответственности за дачу взятки и посредничество во взяточничестве (ст. 431 и 432 УК), вводится как условие освобождения от уголовной ответственности не только добровольное заявление о содеянном, но и одновременное при этом активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления.

    Номер документа: 275-З
    Дата принятия: 09/07/1999
    Состояние документа: Действует
    Начало действия документа: 01/01/2001
    Органы эмитенты: Парламент


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *