Обмен налоговой информацией между странами 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обмен налоговой информацией между странами 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Обновлённый список юрисдикций утвержден приказом Федеральной Налоговой Службы № ЕД-7-17/788@ под названием “Об утверждении перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией”. Он вступил в силу 21 декабря 2020 года и является актуальным на дату написания данной статьи.

С помощью указанного списка фискальные органы реализовывают отдельные положения НК РФ, касающиеся регулирования деятельности контролируемых иностранных компаний (КИК). Список помогает определить, возможно ли применять следующие предусмотренные НК России освобождения от налогообложения:

  • к прибыли КИК, если её доход облагается в юрисдикциях регистрации по ставке, которая составляет свыше 75% средневзвешенного показателя налога на прибыль в России.
  • к прибыли КИК, являющейся лицензированным банком или страховой организацией.
  • к прибыли КИК, которая эмитирует обращающиеся облигации.

Контролируемая иностранная фирма с постоянным местонахождением в юрисдикции, которая включена в список ФНС, не может воспользоваться вышеуказанными освобождениями.

В данном случае у оффшорной компании возникает обязательство представить аудиторское заключение по своей финансовой отчётности. Его подает в налоговый орган контролирующее лицо в России вместе с налоговой декларацией и финансовой отчетностью. Если аудиторское заключение отсутствует, ФНС не признаёт размер указанной прибыли КИК в финансовой отчётности, несмотря на то, что она составлена строго по законам юрисдикции инкорпорации.

Вместо списка стран, ведущих обмен налоговой информацией с Россией, составленного ФНС, применяется перечень оффшорных зон (от Минфина РФ) в ситуациях, когда необходимо определить возможность применения следующих инструментов:

  • Нулевая ставка налога на дивиденды у источника.
  • Признание сделки “контролируемой”.
  • Освобождение от налогообложения прибыли оффшорной фирмы, признанной “активным холдингом” или “активным субхолдингом”.

Государства Территории
Австралия
Андорра
Австрия
Антигуа и Барбуда
Азербайджан
Аргентина
Аруба
Багамские Острова
Барбадос
Бахрейн
Белиз
Бельгия
Болгария
Бразилия
Вануату
Венгрия
Гана
Германия
Гренада
Греция
Дания
Доминика
Израиль
Индия
Индонезия
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Катар
Кипр
Китай
Колумбия
Корея, Южная
Коста-Рика
Кувейт
Латвия
Ливан
Лихтенштейн
Люксембург
Маврикий
Маршалловы острова
Малайзия
Мальта
Мексика
Монако
Науру
Нигерия
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
ОАЭ
Пакистан
Панама
Польша
Португалия
Румыния
Самоа
Сан-Марино
Саудовская Аравия
Сейшелы
Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Люсия
Сент-Китс и Невис
Сингапур
Словакия
Словения
Турция
Уругвай
Финляндия
Франция
Хорватия
Чехия
Чили
Швейцария
Швеция
Эстония
ЮАР
Япония
Бермуды
Британские Виргинские острова
Гибралтар
Гонконг
Гренландия
Кюрасао
Макао
Монтсеррат
Острова Кайман
Острова Кука
Острова Теркс и Кайкос
Фарерские острова

Обновление списка ФНС юрисдикций, ведущих обмен налоговой информацией с Россией происходит ежегодно. Как было сказано выше, изменения для текущего года вступили в силу 21 декабря 2020 года.

Напомним, что в начале прошлого года из списка ФНС были вычеркнуты Великобритания и Литва. Одновременно с Соединенным Королевством из перечня исключили три ее оффшорные территории: остров Мэн, острова Джерси и Гернси. Зато были добавлены сразу четыре юрисдикции: Панама, Доминика, Гана и Израиль.

Покидание Великобритании списка стран, ведущих обмен налоговой информацией с России был предопределено её отказом от автоматического обмена финансовыми данными с нашей страной еще в первой половине 2019 года.

Появление Израиля в этом списке по автоматическому обмену налоговой информацией оказалось сюрпризом для наших граждан.

По истечении 2020 года список стран, ведущих обмен налоговой информацией с Россией пополнился двумя юрисдикциями: Нигерией и Турция. К сожалению, наши соотечественники часто выбирают Турцию для ведения бизнеса, получения ВНЖ за покупку недвижимости и открытия валютных счетов.

В отличие от прогнозов многих экспертов, Британские Виргинские острова не покинули перечень ФНС и по-прежнему ведут с Россией обмен налоговой информацией в автоматическом режиме.

Напомним, что с 2021 года наши сограждане могут получать деньги на счета, зарегистрированные в “хороших” юрисдикциях на имя физических лиц без ограничений. Если годовое движение денежных средств по счёту физлица из такой страны не превысило 600 000 российских рублей в эквиваленте, отчитываться о нём перед нашими налоговиками не нужно.

Теперь “валютный” закон ссылается конкретно на список ФНС стран, ведущих обмен налоговой информацией с Россией. Раньше в нём просто перечисляли страны, которые осуществляют обмен финансовыми данными. Такая ситуация приводила к противоречиям.

Автоматический обмен информацией о финансовых счетах — это современный способ взаимодействия с обменом данными между национальными налоговыми администрациями. ФНС России осуществляет такой автоматический обмен, как и другие указанные в списке страны, по Единому стандарту отчётности (CRS). Его разработала Организация экономического сотрудничества и развития. У каждого государства целью использования автоматического обмена является установление личности своих налоговых резидентов, которые имеют зарубежные счета. Фискальные органы получают важную информацию для налогового администрирования.

Налоговики СНГ обменяются данными о доходах и имуществе бизнеса и граждан

ФНС обновляет и публикует обратный список стран, ведущих обмен налоговой информацией с Россией минимум один раз за год. Последний обновлённый список юрисдикций утвержден приказом Федеральной Налоговой Службы № ЕД-7-17/788@ под названием “Об утверждении перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией”. Он вступил в силу 21 декабря 2020 года и является актуальным на дату написания данной статьи.

Список помогает определить, возможно ли применить следующие предусмотренные НК России освобождения от налогообложения:
К прибыли КИК, если её доход облагается в юрисдикциях регистрации по ставке, которая составляет свыше 75% средневзвешенного показателя налога на прибыль в России.
К прибыли КИК, являющейся лицензированным банком или страховой организацией.
К прибыли КИК, которая эмитирует обращающиеся облигации.

Поправки в Налоговый кодекс РФ о международном автоматическом обмене финансовой информацией и документацией по международным группам компаний были внесены в 2017 году.

Согласно им, ФНС в рамках соответствующих международных договоров в автоматическом режиме осуществляет обмен финансовой информацией, полученной от российских организаций финансового рынка, об их клиентах, не являющихся налоговыми резидентами РФ, с компетентными органами иностранных юрисдикций.

Действующей международно-правовой основной для такого автоматического обмена является Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 года, которая начала применяться в отношении Российской Федерации с 1 июля 2015 года, и многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года, подписанное ФНС России в мае 2016 года.

В марте ФНС прокомментировала появившиеся в СМИ сообщения о том, что Великобритания якобы не будет сообщать ФНС информацию о зарубежных финансовых счетах российских налоговых резидентов в банках Соединенного Королевства.

Российские налоговики сообщили, что Великобритания и РФ продолжают обмениваться налоговой информацией по запросу, при этом между двумя странами на данный момент нет автоматического обмена.

«Между ФНС России и HMRC налажен качественный обмен налоговой информацией по запросам, а также автоматический обмен межстрановыми отчетами (CbCreporting) в соответствии с Многосторонней конвенцией административной помощи в налоговых делах. Что касается принятия решения о присоединении к автоматическому обмену налоговой информацией о финансовых счетах — это право каждого государства», — заявила ФНС.

ФНС сообщала, что в ближайшее время более 100 стран станут полноценными участниками автоматического обмена информацией, о чем было заявлено на Форуме налоговых администраций ОЭСР в Чили.

Также ведомство напомнило о продлении добровольного декларирования зарубежных активов и счетов еще на год с 1 мая 2019 года и порекомендовало всем, кто еще не воспользовался этой возможностью, «добровольно сообщить о своих активах и счетах в ФНС России, не дожидаясь, пока эта информация будет раскрыта зарубежными налоговыми органами».

С 1 января 2020 года вступают в силу поправки в закон о валютном регулировании, принятые летом, которые позволят гражданам РФ не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по зарубежным вкладам.

Граждане смогут не отчитываться перед ФНС за счета, открытые в банках, расположенных на территории ОЭСР и ФАТФ, в случае, если общая сумма движений по счету гражданина за год (либо остаток на счете) не превышают 600 тыс. рублей. При этом страны должны заключить с Россией соглашение об автоматическом обмене информацией. Согласно действующему законодательству, от предоставления отчетов в ФНС о движениях по зарубежному счету освобождены только граждане РФ, которые проживают за пределами страны более 183 дней в году.

Написать комментарий

      В соответствии с пунктом 1 статьи 142.3 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2017; № 49, ст. 7312) и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 40, ст. 3961; 2017, № 15, ст. 2194), в целях обеспечения исполнения международных обязательств Российской Федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам и в связи с изменением состава юрисдикции по международному автоматическому обмену финансовой информацией с Российской Федерации приказываю:

      1. Утвердить Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

      3. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 21.11.2019 № ММВ-7-17/582@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 04.12.2018 № ММВ-7-17/784@» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24.12.2019, регистрационный номер 56967).

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по двустороннему и многостороннему международному сотрудничеству по налоговым вопросам.

      Руководитель Федеральной
      налоговой службы
      Д.В. Егоров

      Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2020 г.

      Регистрационный № 61363

      Приложение
      к приказу ФНС России
      от 03.11.2020 г.
      N ЕД-7-17/788@

      Автоматический обмен налоговыми данными: стоит ли бояться?

      Сентябрь

      • Январь
      • Февраль
      • Март
      • Апрель
      • Май
      • Июнь
      • Июль
      • Август
      • Сентябрь
      • Октябрь
      • Ноябрь
      • Декабрь

      Актуально на 01.05.2021 г.

      После присоединения России к Международной Конвенции ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией мировое сообщество вело активные споры по поводу того состоится ли по факту автоматический обмен налоговой информацией с Россией или нет. Главным аргументом в пользу того, что обмена не будет было отсутствии подписанных с Россией двусторонних соглашений об обмене. Напоминаю, что для осуществления обмена между конкретными двумя странами необходимо одновременное соблюдение двух условий: обе страны должны присоединиться к Конвенции ОЭСР и эти страны должны подписать между собой двустороннее соглашение об автоматическом обмене.

      Россия подписала такие двусторонние соглашения со многими странами. С какими именно и как на практике происходит автоматический обмен финансовой информацией по состоянию на 2021 год — об этом в настоящем обзоре.

      ВАЖНО!

      После


      В конце марта 2019 г. было проанонсировано, что Великобритания не будет обмениваться с Россией в автоматическом режиме за 2018-й год, т.к. в одностороннем порядке отказалась от автоматического обмена с Россией. Т.е. первый обмен в 2018-ом за 2017 -й, должен был состояться, а вот обмена в 2019-ом за 2018 -й — не будет.

      В ФНС данную информацией подтвердили, но напомнили, тем не менее, что с Великобританией продолжает существовать обмен данными по запросу.


      Если у Вас есть иностранная компани, то в ФНС РФ будет передана информация только в отношении «Контролирующего лица» (Controlling Person) — лицо прямо или косвенно контролирующее более 25% акций компании либо иное лицо, осуществляющее фактический контроль над компанией, являющегося налоговым резидентом РФ.

      Если у Вас есть личный счет в иностранном бынке, то в ФНС РФ в любом случае будет передана информация о счете.


      Обязанность по сбору информации о контролирующем лице и передаче ее в местный налоговый орган лежит на RFI – reporting financial institution), под которыми понимаются банки, брокеры, депозитарии, инвест компании, фонды, управляющие активами, страховые компании (рег.агенты, проф посредники, правоохранительные органы под автоматический обмен и обязанность выгружать известные им сведения НЕ подпадают).

      Иными словами, подпасть под обмен можно в первую очередь открыв счет в банке страны, которая обменивается информацияей с Россией. Если счет открывается на компанию, то большинство банков мира в рамках проведения процедур compliance и KYC попросит клиента заявить бенефициара бизнеса — информация о нем и будет собираться и передаваться при определенных условиях в ФНС РФ.


      Обмен финансовой информацией: список стран утвержден

      Информация будет передавать банком в налоговый орган своего государства, а налоговый орган обязан будет направить:

      • в налоговый орган страны нахождения компании будет передана информация о счете — как для «активных», так и для «пассивных» компаний
      • в налоговый орган страны налогового резидентства контролирующего лица будет передана информация о счете и о контролирующем лице, НО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЕСЛИ компания подпадает под статус «пассивная НФО» по критерию вида дохода. «Пассивная НФО» — доля пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, рента, консалтинг и т.д.) составляет более 50% за отчетный период.

      Для путешествий

      Запасной аэродром

      Для детей

      Doblhoffgasse 9, 1010

      +43 (650) 540-49-79

      Большинство юристов уверено, что постепенно обмен будет налажен между всеми странами, где так или иначе присутствует российский бизнес. Однако в Великобритании придерживаются своего мнения.

      Если за 2017 год эта страна в рамках CRS направила в Россию отчеты о банковских счетах, которые российские резиденты (физ- и юрлица) открывали на британской территории, то за 2018-й и последующие годы таких отчетов не будет. Это решение приняло Управление по налогам и таможенным пошлинам Великобритании. Теперь получить у британских налоговиков информацию можно будет только по специальным запросам касательно отдельных лиц или компаний. Поэтому де-юре обмен данными полностью не прекратился.

      Если человек получает налогооблагаемые доходы в одной стране, но постоянно проживает в другой, то он считается нерезидентом. Именно по этой причине при открытии счета банки в первую очередь будут запрашивать адреса проживания, доставки почты и телефон. В случае возникновения сомнений, финансовый институт может проверить IP-адрес, с которого клиент использует интернет-банкинг, и резидентство того, кому выдается доверенность на распоряжение счетом. Постоянные переводы денежных средств в другую юрисдикцию часто вызывают подозрения.

      Обмен налоговой информацией между странами СНГ

      Во всем мире действуют единые стандарты обмена. Они предусматривают передачу следующих данных.

      • Счета физлиц («подотчетных лиц»), являющихся налоговыми резидентами стран, которые участвуют в соглашении
      • Корпоративные счета компаний, фондов, трастов. Обмен будет производиться в случае, если эти счета подконтрольны одному или нескольким подотчетным лицам напрямую либо через пассивную нефинансовую структуру. К такой будет любой бизнес, в котором 50% дохода идет из пассивных источников, таких как недвижимость, дивиденты, роялти.

      К счетам с низким уровнем риска относят:

      • пенсионные счета
      • срочного страхования жизни
      • условно-депозитные
      • счета юрлиц, открытые до 2016 года, остаток на которых не превышает 250 тыс. долл. на 31 декабря соответствующего отчетного года
      • Имя, дату, место рождения, адрес проживания, налоговое резидентство, ИНН – проще говоря основные сведения о контролируемом лице: и
      • Номер счета. Если счет не номерной, то передается другой идентифицирующий признак
      • Финансовая информация: валюта счета, текущий баланс, полученная прибыль от пассивных инвестиций
      • Информация о том финансовом учреждении, где был открыт счет

      Не все экономические агенты, за которыми осуществляют контроль финансовые регуляторы, отчитываются по CRS: краудфандинговые платформы, платежные институты, институты электронных денег, криптобиржи, учреждения, выпускающие карты с овердрафтом, страховые брокеры, поставщики информационных услуг, обменники, не подпадают под требования такой отчетности.

      Разработаем индивидуальное решение, подберем страну и статус, которые решат ваши задачи, сопроводим весь процесс.

      В настоящее время международный обмен налоговой информацией по запросу между Россией и другими странами может осуществляться на основании:

      • Соглашений РФ об избежании двойного налогообложения (имеются с 83 странами; объём и условия обмена могут различаться), либо
      • Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (вступила в силу для России с 1 июля 2015 года).

      Кроме того, Постановление Правительства РФ от 14.08.2014 № 805 предполагает возможность заключения отдельных двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией. Заключение таких соглашений планировалось в первую очередь с классическими офшорными зонами, которые не имеют СИДН с Россией (например, Британские Виргинские острова, Гернси, Джерси, Кайманы и др.). Однако, до настоящего времени ни одного такого соглашения заключено не было.

      Статья 4 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам предусматривает, что стороны обмениваются любой информацией, которая предположительно является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция (то есть – любых, поскольку в статье 2 Конвенции перечислены практически все существующие в мировой практике налоги).

      По запросу запрашивающего государства, запрашиваемое государство предоставляет любую информацию, упомянутую в статье 4, относительноотдельных лиц или операций.

      При недостаточности такой информации для удовлетворения запроса, запрашиваемое государство обязано принимать все необходимые меры для ее получения.

      Поскольку участниками Конвенции (в редакции Протокола 2010 г.) наряду с Россией являются более 100 государств и территорий, Конвенция на сегодняшний день выступает единственным международно-правовым основанием для обмена налоговой информацией между Россией и странами, с которыми у России отсутствуют СИДН и вообще какие-либо двусторонние договоренности об обмене (в первую очередь – с классическими офшорами).

      Например, с 1 июля 2015 года (дата вступления в силу Конвенции для России) обмен по запросу формально стал возможен между Россией и Британскими Виргинскими и Каймановыми островами; с 1 октября 2015 года – возможен обмен с Сейшелами; c 1 декабря 2016 года – с государством Сент-Китс и Невис; с 1 июля 2017 года – с Панамой; с 1 августа 2018 года – с Багамами и т.д.

      Обмен информации, как и иные формы административной помощи в рамках Конвенции, осуществляется с учётом оговорок, содержащихся в инструментах ратификации, депонированных странами-участниками.

      Оговорки, сделанные Россией при ратификации Конвенции, содержатся в Федеральном законе от 4 ноября 2014 г. № 325-ФЗ. Применительно к обмену информацией по запросу, значимы следующие оговорки:

      • РФ оставляет за собой право не оказывать какой-либо помощи (в том числе, не обмениваться информацией по запросу) в отношении региональных и местных налогов;
      • в связи с деяниями, преследуемыми в запрашивающем государстве в уголовно-правовом порядке, РФ оставляет за собой право оказывать административную помощь (включая обмен информацией по запросу) которая относится к налоговым периодам в пределах трёх лет, предшествующих году вступления в силу Конвенции для России (т.е. 2015 году). Другими словами, эта оговорка ограничивает ретроспективное применение Конвенции Россией по налоговым делам, связанным с уголовно наказуемыми деяниями, тремя годами.

      MCMAATM регламентирует процесс обмена информацией по налоговым вопросам между государствами-участниками, является многофункциональным инструментом, используемым для борьбы с неплательщиками и минимизаторами. Со времени Лондонского саммита «Большой двадцатки» в 2009 году страны G20 последовательно агитируют за присоединение к MCMAATM, обеспечивая все большее количество участников.

      В настоящее время к Конвенции присоединились уже 113 стран, включая «большую двадцатку», страны БРИКС и ОЭСР, крупные финансовые центры.

      В целях содействия международному сотрудничеству в вопросах налогообложения путем обмена информацией, а также для того, чтобы Конвенция была работоспособной, рабочей группой Глобального форума ОЭСР по эффективному обмену информацией были разработаны типовые положения Соглашений об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreements или TIEA).

      Целью TIEA является установление единых стандартов эффективного обмена информацией, связанной с конкретным уголовным или административным налоговым расследованием, для достижения задач инициативы ОЭСР направленной на борьбу с «вредными налоговыми практиками». TIEA, таким образом, являются основой межправительственных соглашений в этой области.

      Не считая имеющийся в наличии инструментарий достаточным для достижения поставленных задач, в 2014 году ОЭСР, по запросу правительств G20, был разработан и внедрен Общий стандарт отчетности (Common Reporting Standard — CRS).

      Общий стандарт отчетности (CRS) является информационным стандартом для обмена информацией о налогах и финансах между странами-участниками. CRS, подобно вышеперечисленным инструментам, направлен на борьбу с уклонением от налогов. Правовой основой CRS является MCMAATM.

      Соглашение о присоединении к CRS обязывает государства-участники получать информацию от своих финансовых учреждений и автоматически обмениваться этой информацией с другими государствами на ежегодной основе. В стандарте устанавливается, какая именно информация о финансовом счете подлежит обмену, перечни финансовых учреждений, обязанных предоставлять информацию, различные типы счетов и налогоплательщиков, а также общие процедуры due diligence, которым должны следовать финансовые учреждения.

      По состоянию на 2016 год 83 страны подписали соглашение о ее осуществлении. Россия стала 81-й страной-подписантом.

      Чтобы CRS начал полноценно функционировать, необходима его имплементация, предполагающая не только подписание и ратификацию данного стандарта полномочными органами власти, но и приведение внутреннего законодательства государства-подписанта в соответствие с положениями CRS.

      Чтобы юридически утвердить CRS в качестве основного стандарта на международной арене, в 2014 году была пущена в жизнь Многосторонняя конвенция о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией по стандарту CRS (Multilateral Competent Authority Agreement), она же — MCAA, развивающая и продолжающая дело MCMAATM.

      Сегодня, чтобы CRS заработало, государство обычно подписывает Конвенцию MCMAATM, после чего присоединяется к MCAA. Впрочем, достаточно участия в одной только MCAA — открытой конвенции, не требующей приглашения от действительных участников, среди которых в настоящее время насчитывается 95 государств.

      Впервые обмен отчетностью состоялся в сентябре этого года. Очевидно, что наибольшую заинтересованность в обмене информацией проявляют страны с высоким уровнем налогов, поскольку подобные соглашения позволяют им запрашивать информацию от иностранных банков об их клиентах — налоговых резидентах запрашивающей стороны, которые подозреваются в удержании средств в банковской системе страны, которой адресован запрос.

      С 2017 года основными странами, обменивающимися налоговой информацией в рамках MCAA являются страны ЕС, Индия, некоторые страны Центральной и Южной Америки.

      Прежде всего стоит понимать, что обязанность по предоставлению данных возлагается на все финансовые учреждения, оперирующие на внутреннем рынке государства-участника Конвенции. К таким учреждениям относятся банки, инвестиционные фонды, торговцы ценными бумагами, все виды финансовых посредников и даже страховщики.

      Так, например, любой банк, находящийся в стране, которая присоединилась к Конвенции, не будет теперь ждать получения официальных запросов от государства, где вы значитесь налоговым резидентом. Отныне банк обязан предоставлять информацию о вас и ваших счетах полномочным органам другого государства ежегодно.

      Более того, общий объем передаваемой информации будет включать данные о вас персонально, включая дату и место рождения, фактический адрес проживания, ИНН. В случае же, если вы распоряжаетесь корпоративными счетами, банк сообщит название компании, ее юридический адрес, номер в госреестре, номера и виды открытых счетов, валюту счета и данные о наличии и размере средств на нем, перечень лиц, имеющих доступ к счетам и бенефициаров, с указанием их анкетных данных, а также данные о прибыли от осуществления коммерческих операций и пассивной прибыли. Полученные данные анализируются налоговыми органами, с дальнейшим выдвижением ими налоговых требований резиденту.

      Россия, например, наряду с Китаем, Швейцарией и Канадой относится к числу тех, кто не выполнили ни одного из пунктов плана ОЭСР. Она собирается присоединиться к процессу обмена не ранее 2018 года.

      Так или иначе, чтобы ваши данные были переданы другому государству, налоговым резидентом которого вы являетесь, необходимо стечение целого ряда факторов. Прежде всего, государство, где пущены в оборот ваши средства, должно быть участником Конвенции MCAA, а также присоединиться к CRS. Далее, между таким государством и государством, в котором вы по закону обязаны выплачивать налоги, должны быть заключены двусторонние договоры об обмене налоговой информацией. Наконец, подобная информация должна быть равноценна той информации, которую государство рассчитывает получать в обмен.

      Сложно представить, что страны, торгующие паспортами в обмен на инвестиции, будут стремиться разобраться в нюансах финансовых дел, лиц, вкладывающих реальные средства в их экономику. По той же причине они не спешат сейчас имплементировать CRS, ограничиваясь на деле лишь декларациями о готовности к сотрудничеству.

      Каждое двустороннее соглашение об обмене финансовой информацией имеет свою специфику. В некоторых из них информация и каналы ее получения трактуются довольно широко и выходят за рамки двусторонних взаимоотношений, особенно если эти моменты касаются международных (не межгосударственных) обязательств, например в рамках ОЭСР.

      Вторые имеют преимущественное право над первыми. А это важно, если учесть популярность банков Казахстана, Армении, Беларуси, Азербайджана у компаний из Англии, Сингапура, Кипра, бенефициарами которых являются налоговые резиденты Украины.

      Живой практики в этом вопросе пока нет, ведь глобальные процессы CRS только запускаются в 2021—2022 годах. Но учитывая динамику и системность подхода в выявлении и последующем налогообложении доходов на уровне бенефициаров независимо от места их возникновения, одесситу, чья швейцарская компания имеет счет в Azer-Turk Bank, стоит задуматься.

      Данные о доходах, которые будут подлежать обмену между налоговыми органами СНГ:

      – дивиденды;

      – роялти, в том числе доходы от объектов интеллектуальной собственности;

      – доходы по долговым обязательствам;

      – доходы от сдачи в аренду/отчуждения имущества, ценных бумаг, акций, долей, паев;

      – другие доходы.

      Также в поле зрения налоговых органов автоматически попадают данные о доходах компаний, получаемые через постоянное представительство, в том числе о суммах дохода, применяемых налоговых ставках и размере начисленных налогов.

      Налоговые службы получат доступ к данным об отдельных видах имущества, включая транспорт и недвижимость, которое физически находится или зарегистрировано на территории одной страны (например, России) и его собственниках, которые являются резидентами другой страны (например, Беларуси).

      В частности, компетентные службы получат сведения о виде имущества и его спецификациях (транспорт — дата постановки на учет, вид и марка; недвижимость — дата регистрации, местонахождение), сумме налоговой базы, сумме начисленного налога.

      Допустим, белорусская ИТ-компания получает дивиденды от своей дочерней компании в России.

      Выплата дивидендов в России облагается налогом на доходы у источника и взимается с нерезидентов, которые получают на территории иностранного государства доход без открытия своего постоянного представительства в этом государстве – например, в виде дивидендов, процентов или роялти. В нашем случае налог будет взиматься с белорусской материнской компании в России.

      В таком случае у компании-источника выплаты, то есть российской дочерней компании, которая выплатила дивиденды белорусской материнской компании, есть обязанность подать налоговую декларацию и уплатить налог за материнскую белорусскую компанию.

      Далее Федеральная налоговая служба России отправляет в Министерство налогов и сборов Беларуси все необходимые сведения. В эти данные включена сумма начисленных дивидендов, дата начисления, применяемые ставки налогов и сумма начисленного налога по соглашению об избежании двойного налогообложения, заключенному между Беларусью и Россией.

      Дальше белорусские налоговые органы могут действовать следующим образом. Они могут проверить, есть ли расхождение между информацией, полученной от российских коллег, и данными, которые уже есть в их распоряжении об этом налогоплательщике.

      В случае расхождений белорусская налоговая служба может начать стандартную контрольную деятельность: например, запросить у компании пояснения о расхождении и начать плановую или внеплановую проверку.

      • налоги
      • закон
      • бизнес

      Международный обмен налоговой информацией по запросу

      • О проекте
      • Миссия и ценности
      • Правила перепечатки
      • Рубрики
      • Теги
      • Архив
      • PDF-номера
      • Гид по сайту
      • Правила публикации материалов
      • Правила комментирования и общения

      Одним из важнейших инструментов, который способствует обнаружению необлагаемых заграничных доходов, является Многосторонняя конвенция о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией (Multilateral Competent Authority Agreement). Еще один важный документ — Конвенция ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией.

      Обмен по запросу имеет некоторые отличия от автоматического:

      1. Объем данных:

      • обмен «по запросу» предусматривает передачу от одного государства другому финансовой информации о конкретном лице либо организации;
      • обмен «автоматический» позволяет предоставлять большой объем информации о нерезидентах, которые обслуживаются финансовыми предприятиями страны-участницы обмена.

      2. Предоставляемая информация:

      • «по запросу» может предоставляться любая, предположительно важная, информация для органов управления, которая обеспечивает соблюдение налогового законодательства;
      • «автоматически» передаются только данные о счетах нерезидентов, информация о которых имеется в финансовых учреждениях.

      3. Время и форма обмена:

      • «по запросу» данные передаются в письменном варианте в ответ на поступивший запрос;
      • «автоматически» данные передаются в электронном варианте один раз в год.

      Глобальный обмен налоговой информацией уже начинает работать

      Данные будут собираться о личных счетах юридических и физических лиц и счетах корпораций, трастов и частных фондов.

      Если собственник счета значится как налоговый резидент государства, с которым будет осуществляется обмен налоговыми данными, то он попадет под автоматический обмен. Такие физические лица будут именоваться «подотчетными лицами», а их счета — «подотчетными счетами».

      Исходя из типа счёта, будут происходить сбор и передача следующей информации:

      1. Личные данные, адрес проживания, государство, которому резидент платит налоги, идентификационный код, дата и место рождения собственника счёта.
      2. Номер открытого банковского счета.
      3. Международный идентификационный номер финансовой организации и ее наименование.
      4. Состояние и баланс счета на конец подотчетного года или дату закрытия счета.
      5. Общая сумма начисленных процентов по счету.
      6. Валюта счёта и остаток денежных средств на балансе.

      При присоединении к Конвенции MCAA любое государство имеет право следовать «Принципу невзаимности». Это предполагает, что такая страна-участница обязуется передавать финансовую информацию о счетах налоговых плательщиков-резидентов других государств-участников Конвенции, но не будет получать от них данные о собственных резидентах-налогоплательщиках.

      При подаче в финансовое учреждение запроса из зарубежной уполномоченной организации на предоставление информации, перед тем как дать ответ, финучреждение должно оповестить местный орган налогообложения и предоставить информацию, которая необходима зарубежной организации. Срок передачи сведений составляет десять дней. Налоговый орган имеет полномочия запретить передачу данной информации.

      Автоматический обмен налоговой информацией

      Согласно ст. 6 Конвенции 1988/2010 процедуры автоматического обмена определяются по взаимной договоренности двух или более сторон. На практике за основу взята модель многостороннего соглашения, в силу чего странам, подписавшим такое соглашение, уже не потребуется подписывать между собой отдельные двусторонние соглашения.

      К СВЕДЕНИЮ

      На 28.06.2016 Многостороннее соглашение компетентных органов подписали 83 юрисдикции. Часть стран обязалась осуществить первый (по сути — тестовый) автоматический обмен информацией в сентябре 2017 г., часть — в сентябре 2018 г.

      В сентябре 2017 г. осуществить первый автоматический обмен обязались Ангилья, Аргентина, Барбадос, Бельгия, Бермуды, Болгария, Британские Виргинские острова, Великобритания, Венгрия, Германия, Гернси, Гибралтар, Гренландия, Греция, Дания, Джерси, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Каймановы острова, Кипр, Колумбия, Корея (Южная), Кюрасао, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Монтсеррат, Нидерланды, Ниуэ, Норвегия, Остров Мэн, острова Теркс и Кайкос, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сейшельские острова, Словакия, Словения, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония, ЮАР.

      В сентябре 2018 г. осуществить первый автоматический обмен обязались Австралия, Австрия, Албания, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Гана, Гренада, Израиль, Индонезия, Канада, Китай, Коста-Рика, Маврикий, Малайзия, Маршалловы острова, Монако, Науру, Новая Зеландия, Острова Кука, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Синт-Маартен, Чили, Швейцария, Япония.

      В рамках автоматического обмена компетентные (обычно налоговые) органы участвующей юрисдикции будут:

      • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц — резидентов других стран — участников MCAA;
      • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран;
      • получать от компетентных органов других стран — участников MCAA информацию о счетах физических и юридических лиц — резидентов своей страны.

      Обмен информацией будет осуществляться между компетентными органами стран — участниц MCAA (полученной ими от подотчетных финансовых учреждений в своих странах) ежегодно на автоматической основе в унифицированном электронном формате.

      Подотчетными финансовыми учреждениями (Reporting Financial Institutions) являются любые финансовые учреждения юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене (банки, брокеры, депозитарии, страховые и другие компании), за исключением правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

      Обмен информацией за конкретный календарный год между компетентными органами соответствующих стран может осуществляться при условии, если:

      • для данных органов MCAA вступило в силу;
      • в их странах имеется и действует внутреннее законодательство, требующее от подотчетных финансовых учреждений отчитываться за такой календарный год в объеме и порядке, предусмотренном Стандартом CRS.

      ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

      Подписывая MCAA, каждое государство определяет месяц и год начала обмена информацией. Обмен должен быть осуществлен в течение 9 месяцев после окончания календарного года, за который предоставляется информация.

      Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает (п. 2 ст. 2 MCAA):

      • имя физического лица, наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, дата и место рождения физического лица, адрес юридического лица, а также имя, ИНН, дата и место рождения физических лиц, контролирующих юридические лица (после проведения процедуры due diligence компетентными органами в соответствии со Стандартом CRS);
      • номер банковского счета (или аналогичный по функции эквивалент, если номер счета отсутствует);
      • наименование и идентификационный номер подотчетного финансового учреждения (банка);
      • остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года или на момент закрытия счета, если счет был закрыт в этом году;
      • по cчетам депо (Custodial Account):

      — общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период;

      — общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчетное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета;

      • по депозитным счетам (Depository Account) — общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период;
      • по остальным типам счетов — общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период.

      Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об существующих счетах (уже открытых на определенную дату). Эти даты каждое государство указывает в приложении к подписываемому MCAA.

      Банки передают информацию о подотчетных счетах в налоговые органы своей страны в календарном году, следующем за годом, к которому данная информация относится.

      До начала автоматического обмена все банки (и другие подотчетные финансовые учреждения) стран — участниц MCAA должны будут осуществить специальные процедуры due diligence в отношении существующих и вновь открываемых счетов своих клиентов (как физических, так и юридических лиц). Цель — категоризация счетов для целей последующей передачи данных в налоговые органы и восполнение недостающей для этого информации.

      Информацию банки будут выявлять на основе:

      • имеющихся сведений о клиенте, полученных в результате принятых данным банком процедур AML/KYC («знай своего клиента»);
      • информации, отдельно заявляемой самим клиентом (self-certification).


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *