Мотивированный отказ в предоставлении персональных данных по запросу
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мотивированный отказ в предоставлении персональных данных по запросу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Персональные данные – понятие довольно широкое. В него обязательно включаются сведения из паспорта человека: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, адрес проживания, номера ИНН, СНИЛС.
Кроме того, в персональные данные входит информация о национальной и религиозной принадлежности, семейном положении, здоровье, воинском учете, образовании, получаемых гражданином доходах, затратах, льготах, пособиях и субсидиях.
Сюда же причисляются сведения из трудового договора, дополнительных соглашений к нему, результаты профессиональных собеседований, анкет и тестов, заявления, объяснительные и т.п. документы, касаемые деятельности человека по месту работы.
Отказ от предоставления персональных данных
По большому счету, согласие на предоставление персональных данных требуется только в отношении специальных и биометрических сведений. Если говорить проще, общедоступная информация, т.е. информация из паспорта, ИНН, СНИЛС, может использоваться совершенно свободно, конечно, в рамках закона и без нарушения этических и моральных норм.
А вот если кому-либо понадобились данные, касаемые религии или национальности человека, его здоровья или судимостей, взаимоотношений с работодателями (текущим и бывшими) и т.п. очень личные сведения – их можно получать только с согласия гражданина, оформленного в письменном виде.
В соответствии с законодательством РФ, любой человек имеет полное право отказаться от предоставления подобного рода информации, если считает, что она может привести к ущемлению его прав и интересов или даже вовсе без объяснения причин. Никакого наказания за такой отказ не предусмотрено.
И даже если представитель какого-либо учреждения требует предоставления таких сведений, угрожая отказом в предоставлении необходимых услуг (образовательных, медицинских и т.д.), его действия легко можно обжаловать как на уровне руководства, так и в прокуратуре или суде.
Единственное, что нужно помнить, что при обращении в различные муниципальные и бюджетные структуры, а также при трудоустройстве существует установленный законом перечень документов, а значит и персональных сведений, без которых заключение договоров (гражданско-правовых, трудовых и т.д.) будет просто-напросто невозможно.
Если есть сомнения в том, что работник той или иной организации требует документы сверх установленного законом списка, следует обратиться за разъяснениями к юристам или ознакомиться с соответствующими статьями российского законодательства.
В том случае, если перед вами встала необходимость по составлению отказа от предоставления персональных данных, а вы не знаете, как сделать это правильно и без ошибок, прочитайте расположенные ниже рекомендации и посмотрите пример – на его основе у вас без особых усилий получится сформировать собственный документ.
Прежде всего, дадим общую информацию, которая касается всех подобного рода бумаг. Сейчас единого стандарта такого отказа нет, что фактически обозначает то, что писать его разрешается в свободной форме. Также можно сделать его по типу разработанного и утвержденного внутри учреждения шаблону документа, если конечно, таковой имеет место быть.
Для отказа подойдет как обычный лист бумаги любого удобного формата (предпочтительно А5 или А4) или фирменный бланк (как правило, если такое требование устанавливается внутри компании). Отказ допустимо набирать на компьютере (с обязательным последующим распечатыванием), либо же писать собственноручно – в случае необходимости доказать его подлинность этот фактор будет иметь значение.
Отказ нужно делать в двух одинаковых экземплярах, один из которых следует передать адресату, второй – оставить у себя, предварительно заручившись на нем отметкой о вручении копии представителю учреждения.
По своему составу отказ должен отвечать некоторым нормам делопроизводства, а по тексту содержать ряд определенных сведений. К последним можно отнести:
- должность, ФИО руководителя;
- наименование организации;
- ФИО автора отказа;
- его паспортные и контактные данные (для связи).
Это будет «шапка» документа, которая всегда расположена вверху бланка, слева или справа.
В основной части следует обозначить:
- свое несогласие с предоставлением персональных данных;
- обоснование отказа (здесь нужно сослаться на норму закона или Конституции РФ, которые в равной степени дают такое право);
- если вы были ознакомлены с последствием своего отказа, об этом следует сделать соответствующую отметку;
- также дать отметку о том, что за вами остается возможность обжаловать возможные санкции в суде.
Остальную информацию можно вносить в зависимости от потребностей и индивидуальных обстоятельств.
Бланк должен быть обязательно датирован и подписан тем, кто его составил – без его автографа он не обретет законного статуса.
Обработка ПД – это любое действие с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.
Примеры:
- работодатель заключил с вами трудовой договор, и вы передали в отдел кадров свои документы, где была создана папка с вашим личным делом, – работодатель осуществил сбор, запись и хранение ПД;
- работодатель передал ваши данные типографии для печати визитки – он осуществил передачу ПД;
- продавец сжег документы, в которых содержались данные покупателей, – он уничтожил ПД;
- покупатель при покупке товара через интернет передал владельцу сайта свои ПД – указал Ф.И.О., адрес, почту и телефон. Данные были сохранены в электронной базе сайта – его владелец осуществил сбор, запись и хранение ПД.
Из примеров видно, что ваши ПД могут храниться как на бумажных носителях, так и на электронных.
Оператор ПД – любой человек, ИП, компания, органы и учреждения государственной и муниципальной власти, которые осуществляют действия с ПД.
Примеры:
- работодатель, обрабатывающий ПД своих работников;
- продавец, обрабатывающий ПД клиентов-граждан;
- госорганы, обрабатывающие ПД граждан при предоставлении государственных услуг;
- владельцы сайтов, собирающие ПД пользователей сайта.
Согласие на обработку ПД – это добровольно принятое вами решение о предоставлении своих данных оператору для обработки в тех целях, которые им определены.
Согласие на обработку ПД должно быть оформлено:
- письменно, если того требует закон (см. выше);
- в остальных случаях закон допускает оформление согласия в любой иной форме, позволяющей подтвердить факт его получения оператором, например проставление галочки напротив текста о предоставлении согласия на сайте при регистрации (☑).
Пункты, которые обязательно должно содержать письменное согласие:
- Ф.И.О., адрес, реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
- название организации или Ф.И.О. и адрес оператора;
- цель обработки ПД – вы должны понимать, для чего вы даете согласие на обработку данных; если оператор станет обрабатывать ПД в иных целях, это будет считаться нарушением закона;
- перечень ПД, которые будет обрабатывать оператор;
- информация о лице, которое будет обрабатывать ваши ПД по поручению оператора. Например, работодатель передает ваши данные сторонней организации, которая оказывает бухгалтерские или кадровые услуги, – для этого вы должны предоставить свое согласие;
- перечень действий, которые будет осуществлять оператор, т.е. что конкретно он может делать с ПД: собирать и хранить или собирать, хранить и передавать и т.д.;
- срок, на который выдано согласие;
- способ отзыва согласия;
- подпись.
Можно. Предоставление согласия – дело добровольное. Исключением являются те случаи, когда оператор может обрабатывать ПД без вашего согласия (см. выше).
Могут ли отказать в предоставлении товаров, оказании услуг или выполнении работ, если я не хочу давать согласие на обработку ПД?
На практике отказывают довольно часто. Насколько это законно? Рассмотрим конкретные ситуации.
- Госорганы не могут отказывать вам в предоставлении услуг, поскольку у них есть право на обработку ПД без вашего согласия.
- Коммерческие организации, с которыми вы заключили договор оказания услуг (выполнения работ и т.д.), не должны вам отказывать, поскольку имеют право обрабатывать ваши ПД в целях исполнения договора без вашего согласия.
- Вас могут не пустить в здание, особенно если это режимный объект. Если на территории организации установлен особый пропускной режим, то отказ в пропуске может считаться законным, в том числе если вы не желаете дать согласие на обработку ПД.
Вместе с тем операторы, устанавливающие такой пропускной режим, обычно не берут согласий, поскольку:
- считают, что формально вы даете согласие на обработку ПД в момент предоставления своих паспортных данных; данный вывод они делают на основе указания закона о том, что согласие может быть дано не только в письменной форме;
- считают, что могут не брать у вас согласие, так как обработка осуществляется в целях безопасности лиц, находящихся в здании.
С другой стороны, если договор еще не подписан, то обязать коммерческую организацию заключить его с вами получится только в том случае, если она продает свои товары, работы или услуги по публичной оферте (это предложение продавца заключить договор купли-продажи с каждым, кто примет условия его предложения).Например: продавец реализует товар через интернет и готов продать его на условиях, изложенных в опубликованной на сайте публичной оферте. Он обязан заключить договор купли-продажи с каждым, кто пожелает купить этот товар.
Однако оба довода являются спорными.
Причин может быть несколько:
- оператор хочет получить возможность обрабатывать ПД в целях, не связанных с выполнением договора; самый распространенный случай – нужно согласие на рассылку рекламных материалов;
- оператор не понимает или не знает о случаях, в которых не требуется получение согласия;
- оператор хочет перестраховаться.
Как отозвать согласие на обработку персональных данных
Даже если сотрудник дал отказ от обработки персональных данных, последствий, кратко говоря, для компании не будет. Дело в том, что работодатель может обрабатывать персональные данные гражданина без всякого согласия в ряде случаев.
Так, можно без проблем обрабатывать данные человека, чтобы:
- исполнять заключенный с ним трудовой договор;
- достичь целей, установленных законом для осуществления и выполнения на оператора обязанностей и функций, возложенных действующим законодательством.
В частности, можно передавать персональные данные сотрудника без его согласия (ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ):
- в Пенсионный фонд;
- Федеральную налоговую службу;
- военные комиссариаты;
- другие органы, обязанность передачи персональных сведений которым утверждена законодательством (например, органы прокуратуры).
Помимо этого обработка персональных данных без согласия работника производится в следующих случаях (п. 1-5 разъяснений Роскомнадзора от 14.12.2012):
- обработка данных предусмотрена законодательством, в частности, публикация сведений о работнике в Интернете;
- обработка персональных сведений близких родственников работника в соответствии с личной карточкой по форме № Т-2;
- обработка информации в целях получения алиментов, а также оформления социальных выплат и допуска к государственной тайне;
- обработка сведений о здоровье сотрудника осуществляется для проверки возможности выполнения им своих должностных обязанностей;
- обработка персональных сведений связана с выполнением трудовых обязанностей;
- обработка в целях осуществления пропускного режима на предприятии, если работодатель осуществляет эту функцию самостоятельно.
- Черным по белому
- Белым по черному
- Темно-синим по голубому
- Коричневым по бежевому
- Зеленым по темно-коричневому
Даже если сотрудник дал отказ от обработки персональных данных, последствий, кратко говоря, для компании не будет. Дело в том, что работодатель может обрабатывать персональные данные гражданина без всякого согласия в ряде случаев.
Так, можно без проблем обрабатывать данные человека, чтобы:
- исполнять заключенный с ним трудовой договор;
- достичь целей, установленных законом для осуществления и выполнения на оператора обязанностей и функций, возложенных действующим законодательством.
В частности, можно передавать персональные данные сотрудника без его согласия (ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ):
- в Пенсионный фонд;
- Федеральную налоговую службу;
- военные комиссариаты;
- другие органы, обязанность передачи персональных сведений которым утверждена законодательством (например, органы прокуратуры).
Помимо этого обработка персональных данных без согласия работника производится в следующих случаях (п. 1-5 разъяснений Роскомнадзора от 14.12.2012):
- обработка данных предусмотрена законодательством, в частности, публикация сведений о работнике в Интернете;
- обработка персональных сведений близких родственников работника в соответствии с личной карточкой по форме № Т-2;
- обработка информации в целях получения алиментов, а также оформления социальных выплат и допуска к государственной тайне;
- обработка сведений о здоровье сотрудника осуществляется для проверки возможности выполнения им своих должностных обязанностей;
- обработка персональных сведений связана с выполнением трудовых обязанностей;
- обработка в целях осуществления пропускного режима на предприятии, если работодатель осуществляет эту функцию самостоятельно.
Меню
– Новости – Отказ в письменном видео разглашении персональных данных сотрудников
Как оформить увольнение за разглашение персональных данных Также можно сделать его по типу разработанного и утвержденного внутри учреждения шаблону документа, если конечно, таковой имеет место быть.
Для отказа подойдет как обычный лист бумаги любого удобного формата (предпочтительно А5 или А4) или фирменный бланк (как правило, если такое требование устанавливается внутри компании).
Отказ допустимо набирать на компьютере (с обязательным последующим распечатыванием), либо же писать собственноручно – в случае необходимости доказать его подлинность этот фактор будет иметь значение.
Если есть задолженность по кредиту Не каждый заемщик в состоянии погасить вовремя и в полном объеме кредитные обязательства, и тогда появляется огромный риск того, что дело будет передано коллекторам. В этом случае следует внимательно перечитать договор.
Внимание Понятное дело, что банк не вправе разглашать полученную персональную информацию своих клиентов, однако наверняка прописано в договоре, что на протяжении его действия он может ее обрабатывать.
Оформить отзыв своего согласия в такой ситуации не получится, однако есть другой выход. Заемщик вправе обратиться в финансовое учреждение с просьбой о запрете передавать его персональную информацию коллекторам.
При составлении прошения о запрете можно воспользоваться бланком отзыва согласия на обработку персональных данных, слегка подкорректировав его.
Возможность оформления отказа от обработки персональных данных Даже если Вы предоставили предприятию или учреждению сведения о себе, можно в любое время направить предприятию уведомление, в котором Вы сообщаете о своем нежелании того, чтобы предприятие продолжало их обработку. При получении такого отказа сотрудники предприятия должны уничтожить все сведения о работнике, а также прекратить их всякую систематизацию, хранение или сбор.
Предоставление согласия является делом сугубо добровольным, поэтому нельзя дискриминировать человека, который отказался предоставить такое согласие. Правда существуют законодательно определенные ситуации, когда без подобного согласия не получится предоставить человеку определенные услуги.
Допустим, взять на работу без такого согласия Вас не смогут. Дело в том, что в процесс приема на работу потребуется оформить личную карточку, трудовой договор.
Незаконная обработка приватных данных или обработка не соответствующая законным целям Возможно предупреждение или денежное взыскание: гражданам от 1 до 3 тыс. р.; сотрудникам от 5 до 10 тыс. р.; юрлицам от 30 до 50 тыс. р.; Обработка без согласия или с нарушениями Административные санкции: гражданам от 1 до 3 тыс.р.; сотрудникам от 10 до 20 тыс. р.; юрлицам от 15 до 75 тыс. р.
; Нарушения в опубликовании приватных материалов Возможно предупреждение или денежное взыскание: гражданам от 700 до 1 тыс. р.; сотрудникам от 3 до 6 тыс. р.; юрлицам от 15 до 30 тыс. р.; Оператор не предоставил лицу информацию, связанную с обработкой его персональных материалов Возможно предупреждение или штраф: гражданам 1-2 тыс. р.; сотрудникам 4-6 тыс. р.; ИП 10-15 тыс. р.
; юрлицам 20-40 тыс.
Взыскание от 100 до до 300 тыс. р., либо запрет занимать определенные должности и прочее. Отказ в предоставлении лицу информации, связанной с его правами и свободами Штраф до 200 тыс.
р. либо запрет занимать определенные должности от 2 до 5 лет. Незаконный доступ к материалам, искажение и уничтожение как результат Штраф до 200 тыс. р., исправительные работы, ограничение свободы до 2 лет и прочее. Гражданско-правовая Причинение лицу убытков, связанных с личными материалами Возмещение причиненных убытков Моральный вред Возмещение морального вреда Дисциплинарная Разглашение сведений о коллегах, полученных во время работы Увольнение Другие нарушения Выговор и предупреждение Нюансы Если обязательство о неразглашении между подчиненным и организацией отсутствует, гражданин обязан действовать в соответствии с законодательством РФ и его требованиями.
Ответы Роскомнадзора на вопросы о персональных данных
Внимание Отказ уточнять или исправлять частные данные по требованию лица или Роскомнадзора Возможно предупреждение или денежное взыскание: гражданам 1-2 тыс. р.; сотрудникам 4-10 тыс. р.; ИП 10-20 тыс. р.; юрлицам 25-45 тыс. р.
; Несоблюдение условий хранения информации, повлёкшее их публикацию или искажение Штраф: гражданам от 700 р. до 2 тыс. р.; сотрудникам 4-10 тыс. р.; ИП 10-20 тыс. р.; юрлицам 25-50 тыс. р.
; Отказ от обезличивания информации госорганов или муниципальных учреждений Предупреждение или взыскание от 3 до 6 тыс. р. Отказ от передачи информации или передача искаженных сведений Штраф: гражданам 300-600 р.; сотрудникам 300-500 р.; юрлицам 3-5 тыс. р.
; Уголовная Незаконный сбор и распространение Санкции до 200 тыс. р., исправительные работы до 360 часов и прочие Незаконный сбор и распространение при использовании служебного положения Штраф от 100 до 300 тыс.
Получить названные сведения на основе законодательства имеют право:
- Фонд социального страхования РФ.
- Налоговые органы.
- Федеральная инспекция труда.
- Пенсионный фонд РФ.
- Иные органы государственного контроля и надзора за выполнением трудового законодательства.
В этих случаях не требуется получения нового согласия со стороны субъекта, кроме того, что было предоставлено работодателю.
В пункте выше уже были указаны организации, которые по закону имеют право на получение информации. Однако существуют другие лица и организации, которые могут затребовать персональные сведения.
Названные лица имеют право запрашивать любые данные, значимые для дела:
- Справки от уполномоченных лиц.
- Сведения о деятельности гражданина.
- Характеристики.
Но не вся информация подлежит разглашению. Адвокат может получить отказ в следующих случаях:
- Лицо, к которому поступил запрос, не обладает этими документами.
- Нарушены требования по форме запроса.
- Сведения имеют ограниченный доступ (коммерческие, государственные или личные тайны).
Также адвокат не имеет права требовать информацию о персональных данных, за исключением случаев, когда на это дается официальное согласие.
“Отдел кадров коммерческой организации”, 2010, N 4
Вопрос: К нам в организацию иногда поступают телефонные звонки от сотрудников банка с целью проверки, работает у нас конкретный работник или нет. Можем ли мы предоставлять такую информацию по телефону? Не является ли это нарушением законодательства о защите персональных данных работника? Можем ли мы отказать звонящим в предоставлении сведений?
Ответ: В силу ст. 3 Федерального закона от 27.07.
2006 N 152-ФЗ “О защите персональных данных” (далее – Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы. На основании п. 1 ст. 6 упомянутого Закона обработка персональных данных может осуществляться только с согласия их субъекта, причем под обработкой в частности подразумевается распространение (в том числе передача).
Нормами ст. 88 ТК РФ также установлено, что работодатель не вправе сообщать персональные данные третьей стороне без письменного согласия их субъекта.
Нет видео.
(кликните для воспроизведения). |
В силу ст. 87 ТК РФ порядок хранения и использования персональных данных определяется работодателем в локальном нормативном акте – положении о защите и обработке персональных данных, с которым работник должен быть ознакомлен до подписания трудового договора.
Получается, чтобы можно было давать информацию представителям банка, необходимо письменное согласие работника. Обычно оно оформляется отдельным документом, например, заявлением.
Текст его может быть таким: “Не возражаю против сообщения в устной форме сведений о моей работе в организации такой-то и размере заработной платы по запросу такого-то банка с целью получения мной кредита”.
Как только у вас будет на руках подобное согласие, можете смело отвечать на телефонные звонки из банка.
Личная карточка (форма № Т-2 утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г.
№ 1) ФИО сотрудника, место его рождения, состав семьи, образование, данные документа, удостоверяющего личность, другие сведения 8 Копии свидетельств о заключении брака, рождении детей Состав семьи, изменения в семейном положении 9 Справка о доходах с предыдущего места работы ФИО, данные о доходе и удержанном НДФЛ 10 Трудовой договор Сведения о должности, зарплате, месте работы, рабочем месте, другие персональные данные 11 Приказы по личному составу Информация о приеме на работу, переводе, увольнении, назначениях, других событиях, связанных с трудовой деятельностью Положение о персональных данных В первую очередь коммерсант должен составить внутренний документ, где будут урегулированы вопросы хранения и обработки сведений о сотрудниках – положение о персональных данных работников.
Также работодателю следует помнить, что не требуется получать согласие уволенного сотрудника на обработку его персональных данных для целей налогового и бухгалтерского учета.
Не распространяется законодательство о персональных данных и на материалы, переданные в архивную организацию для архивного хранения, поэтому такое хранение не требует получения согласия сотрудника на обработку его персональных данных.
Это следует из положений абзацев 6–10 пункта 5 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.
Все возможные случаи, когда согласие на обработку персональных данных не требуется, приведены в пунктах 2–11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона от 27 июля 2006 г.
№ 152-ФЗ.
- Проверка сотрудников через социальные сети Интернет, кроме удобного поиска сотрудников, дает отличную возможность проверить будущих соискателей при помощи социальных сетей. Как это лучше сделать, на что обратить внимание? Рассказывают Галина Иванова и Вера Макурова, менеджеры по поиску персонала компании Intercomp Global Services
- Проверяем справку о зарплате за 2 предыдущих года Ваш сотрудник принес справку о заработке за два прошлых года, однако документ вызвал сомнения? Прежде чем его использовать, можно проверить сведения о компании, которая его выдала
- Судимость как фактор риска: установлены ограничения на работу с детьми и подростками В Трудовой кодекс внесены изменения, ограничивающие возможность поступления на работу, связанную с обучением и воспитанием несовершеннолетних.
ФИО, паспортные данные, дата рождения, должность, адрес регистрации, ИНН, номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования в целях соблюдения законодательства, обеспечения личной безопасности, контроля выполняемой работы, обеспечения сохранности имущества.
Перечень действий с персональными данными: — формирования кадровых документов и выполнения требований Трудового кодекса; — начисления заработной платы, исчисления и уплаты предусмотренных законодательством налогов, сборов и взносов на обязательное социальное страхование; — представления установленной законодательством отчетности в отношении физических лиц, в том числе сведений персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ; — размещения моих фотографий, фамилии, имени, отчества на интернет-сайте.
В этом случае в заявлении помимо прочего указывается лицо (нанимаемый специалист, фирма), кому будут предоставляться персональные данные.
С другой стороны налоговый агент становится представителем работодателя и, представляя отчетность, действует от его имени, то есть в рамках трудового законодательства.
Что касается сохранности сведений, в договоре с привлекаемыми специалистами всегда присутствует пункт о конфиденциальности. Условие о неразглашении сведений можно предусмотреть в трудовых договорах с сотрудниками, которые будут иметь доступ к персональным данным.
Работодатель обязан отказать в предоставлении персональных данных, если лицо, обратившееся с запросом, не уполномочено федеральным законом на получение такой информации или же отсутствует письменное согласие работника на предоставление сведений о нем лицу, обратившемуся с запросом. В таком случае выдается письменное уведомление об отказе в предоставлении персональных данных. 1.1. Лица и органы, которым могут передаваться персональные данные без согласия работников При несчастном случае с работником работодатель обязан проинформировать соответствующие органы и организации, а при тяжелом несчастном случае (или смерти) — также его родственников. В данной ситуации согласия работника на передачу его персональных данных не требуется (ст. 228 ТК РФ). Перечень оповещаемых органов и сроки направления извещений о несчастном случае установлены ст.
Замечу, что в законодательстве РФ прямо не сказано, в какой срок фирма должна ответить на такой запрос. Однако на практике срок на ответ не должен превышать 30 календарных дней. Внутренние документы системы ФСС РФ по делопроизводству не позволяют тянуть с ответом дольше.
ПРАКТИЧНО, ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ… … сувениры с логотипом могут вручаться партнерам не только на деловых переговорах, но и к определенному празднику. Например, к Новому году или к 8 Марта.
В этом случае стоимость сувениров все равно можно списать в представительские расходы (постановление ФАС Московского округа от 05.10.2010 № КА-А41/11224-10). СПРАВКУ МОЖНО И НЕ ЖДАТЬ Ситуация Работник обратился в бухгалтерию за пособием по нетрудоспособности.
Справок с места работы у него не было. Поэтому бухгалтерия рассчитала пособие в минимальном размере. Позже работник принес справку о доходах с предыдущего места работы.
Сегодня передача личных сведений является широко распространенным явлением.
Предоставлять персональные данные нужно, например, при устройстве на работу, подаче заявлений в садик, школу, другие учебные заведения, больницы, поликлиники, банковские, кредитные учреждения и т.д. А вот если кому-либо понадобились данные, касаемые религии или национальности человека, его здоровья или судимостей, взаимоотношений с работодателями (текущим и бывшими) и т.п.
очень личные сведения – их можно получать только с согласия гражданина, оформленного в письменном виде.
Заявление об отказе предоставления персональных данных
Статья 5.39. Отказ в предоставлении гражданину информации
1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 5.39, являются права граждан на получение информации. При этом виновный посягает на права граждан, закрепленные, в частности:
1) в нормах Федерального закона от 27.07.06 N 152-ФЗ “О персональных данных” о том, что перечни персональных данных, включаемых в состав всех видов информационных ресурсов, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.
Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения;
2) в нормах Закона об информации о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.
Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.
Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
3) в нормах Закона о коммерческой тайне том, что запрещено относить к коммерческой тайне или к информации с ограниченным доступом:
законодательные и другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан;
4) в ст. 5 Закона об ОРД о том, что лицо, чьи права нарушены действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд;
5) в ст. 89 ТК о том, что работник вправе получать любую информацию о персональных данных о нем.
2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный неправомерно (т.е. в нарушение упомянутых выше правовых норм):
1) отказывает гражданину в предоставлении (т.е. в передаче, в выдаче копий, электронного файла) документов, собранных в установленном порядке (например, справок, анкет, личных листков, “объективок”, свидетельств), а также иных материалов (в т.ч. и агентурных, свидетельских показаний, данных наблюдения, проверки), которые непосредственно затрагивают права граждан (например, право на труд, на выезд из Российской Федерации, на передвижение и выбор места жительства в пределах страны);
2) несвоевременно предоставляет упомянутые документы и материалы (т.е. нарушает сроки их предоставления);
3) не предоставляет иную информацию (т.е. сведения о гражданине, о предметах, фактах, событиях, принципах, связанных с его жизнью, независимо от формы их существования);
4) предоставляет эти документы, материалы, информацию не полностью либо предоставляет заведомо недостоверную информацию. Конструкция ст. 5.39 такова, что данное административное правонарушение может быть совершено и в форме бездействия (например, отказ выдать копию документа, непредоставление информации), и в форме действия (например, когда предоставляется заведомо недостоверная информация). Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения любого из указанных действий (бездействия).
3. Субъектом этого правонарушения могут быть только должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5). Чаще всего это должностные лица госорганов, органов местного самоуправления, прокуратуры, дознания (ФСБ, МВД и т.п.), а также работодатели.
4. Субъективная сторона анализируемого административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины (см. коммент. к ст. 2.2).
5. Статья 5.39 допускает назначение только одного вида наказания – административный штраф. Он назначается судьей (см. коммент. к ст. 3.5, 23.1).
Составление отказа от предоставления персональных данных необходимо в случае, когда гражданин не имеет желания давать кому-либо личную информацию.
Что относится к персональным данным
Персональные данные – понятие довольно широкое. В него обязательно включаются сведения из паспорта человека: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, адрес проживания, номера ИНН, СНИЛС.
Кроме того, в персональные данные входит информация о национальной и религиозной принадлежности, семейном положении, здоровье, воинском учете, образовании, получаемых гражданином доходах, затратах, льготах, пособиях и субсидиях.
Сюда же причисляются сведения из трудового договора, дополнительных соглашений к нему, результаты профессиональных собеседований, анкет и тестов, заявления, объяснительные и т.п. документы, касаемые деятельности человека по месту работы.
Сегодня передача личных сведений является широко распространенным явлением. Предоставлять персональные данные нужно, например, при устройстве на работу, подаче заявлений в садик, школу, другие учебные заведения, больницы, поликлиники, банковские, кредитные учреждения и т.д.
Отказ от предоставления персональных данных
По большому счету, согласие на предоставление персональных данных требуется только в отношении специальных и биометрических сведений. Если говорить проще, общедоступная информация, т.е. информация из паспорта, ИНН, СНИЛС, может использоваться совершенно свободно, конечно, в рамках закона и без нарушения этических и моральных норм.
А вот если кому-либо понадобились данные, касаемые религии или национальности человека, его здоровья или судимостей, взаимоотношений с работодателями (текущим и бывшими) и т.п. очень личные сведения – их можно получать только с согласия гражданина, оформленного в письменном виде.
В соответствии с законодательством РФ, любой человек имеет полное право отказаться от предоставления подобного рода информации, если считает, что она может привести к ущемлению его прав и интересов или даже вовсе без объяснения причин. Никакого наказания за такой отказ не предусмотрено.
И даже если представитель какого-либо учреждения требует предоставления таких сведений, угрожая отказом в предоставлении необходимых услуг (образовательных, медицинских и т.д.), его действия легко можно обжаловать как на уровне руководства, так и в прокуратуре или суде.
Единственное, что нужно помнить, что при обращении в различные муниципальные и бюджетные структуры, а также при трудоустройстве существует установленный законом перечень документов, а значит и персональных сведений, без которых заключение договоров (гражданско-правовых, трудовых и т.д.) будет просто-напросто невозможно.
Если есть сомнения в том, что работник той или иной организации требует документы сверх установленного законом списка, следует обратиться за разъяснениями к юристам или ознакомиться с соответствующими статьями российского законодательства.
С того момента, как персональные данные попадают во «вторые» руки, вся ответственность за их огласку возлагается на того, кто их получил.
При этом закон в отношении лиц, разгласивших чью-либо личную информацию довольно суров – он предусматривает наказание, начиная от крупного административного штрафа и вплоть до возбуждения уголовных дел.
По своему составу отказ должен отвечать некоторым нормам делопроизводства, а по тексту содержать ряд определенных сведений. К последним можно отнести:
- должность, ФИО руководителя;
- наименование организации;
- ФИО автора отказа;
- его паспортные и контактные данные (для связи).
Это будет «шапка» документа, которая всегда расположена вверху бланка, слева или справа.
В основной части следует обозначить:
- свое несогласие с предоставлением персональных данных;
- обоснование отказа (здесь нужно сослаться на норму закона или Конституции РФ, которые в равной степени дают такое право);
- если вы были ознакомлены с последствием своего отказа, об этом следует сделать соответствующую отметку;
- также дать отметку о том, что за вами остается возможность обжаловать возможные санкции в суде.
Остальную информацию можно вносить в зависимости от потребностей и индивидуальных обстоятельств.
Бланк должен быть обязательно датирован и подписан тем, кто его составил – без его автографа он не обретет законного статуса.
Персональные данные: ответы на популярные вопросы
Итак, правом на направление запросов наделен широкий перечень субъектов, начиная от Счетной палаты РФ, заканчивая контрольными ведомствами исполнительной власти (Роспотребнадзор, Росздравнадзор и т.д.). В свою очередь, процесс привлечения к уголовной ответственности входит в сферу компетенции только правоохранительных органов, которые запрашивают документацию в связи с расследованием уголовного дела или проведением проверки заявления о совершении преступления (доследственная проверка).
Бизнес в данном случае сталкивается со следующими органами: МВД РФ, ФСБ РФ, Следственный комитет РФ. Негативные последствия для юридических лиц могут иметь место и в случае проведения прокурорской проверки, в рамках которой сотрудники Прокуратуры РФ также вправе направлять запросы о предоставлении документации.
Проявляя интерес к бизнесу, обозначенные субъекты в первую очередь направляют запросы в компанию о предоставлении документации.
Как уже было отмечено, данное действие является первым этапом в процессе проведения проверки (будь то полицейской или прокурской) и реализуется в подавляющем большинстве случаев.
Массовый характер направления запросов обусловлен, во-первых, относительной простотой его подготовки (силовикам достаточно напечатать страницу текста).
Во-вторых, в случае ответа на запрос, правоохранители получают большой объем информации, которая впоследствии может стать доказательствами по уголовному делу.
В результате при получении запроса необходимо дать ему правовую оценку и только после этого принимать решение о предоставлении информации. Для того, чтобы правовой анализ полученного запроса был полноценным и эффективным, прежде всего, необходимо понимать, что из себя представляет действительно законный и обоснованный запрос, получение которого обязывает компанию предоставить необходимую правоохранителям документацию.
Запрос информации и документов — это правоприменительный акт. Иными словами, посредством направления запроса сотрудники правоохранительных органов реализуют, предоставленное им полномочие на получение необходимой документации. Эти полномочия закреплены в федеральном законодательстве, регулирующем основы деятельности отдельных правоохранительных органов:
- МВД РФ наделено обозначенным полномочием п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции». Сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию;
- ФСБ РФ предоставлено право запрашивать информацию в соответствии с п. «м» ст. 13 Федерального закона «О Федерально службе безопасности». Сотрудники ФСБ РФ вправе получать на безвозмездной основе от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей;
- Следственный комитет РФ наделен полномочием на истребование документации и информации в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О следственном комитете», согласно которому следователь вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
- Прокуратура РФ вправе истребовать документацию и информацию, основываясь на ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре», исходя из которого сотрудники прокуратуры при осуществлении своих полномочий могут требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
На основании этих норм правоохранители и направляют в организации запросы о предоставлении документов и информации.
Но надо понимать, что, как и любой иной правоприменительный акт, который предусматривает выполнение каких-либо обязанностей, запрос информации должен обладать двумя свойствами — законность и обоснованность:
- законность — предполагает, что требование о предоставлении документации должно быть основано на нормах закона, которые наделяют сотрудников правоохранительных органов правом запрашивать документацию (обозначены выше);
- обоснованность — заключается в том, что в запросе должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.
- Вышеупомянутый закон «О персональных данных» определяет понятие персональных данных, как информации, которая позволяет достоверно идентифицировать обладателя этих данных. К таким данным относятся:
- фамилия, имя, отчество, паспортные данные (адрес, место рождения и т.п.);
- любые сведения, нотифицированные в личных документах: правах, трудовых книжках, дипломах и т.п.;
- сведения о состоянии здоровья, физических и психических особенностях и др.
Этим же законом определена необходимость заинтересованных лиц запрашивать согласие на обработку в своих целях персональных данных гражданина.
Лицо, которому по желанию гражданина предоставляются для каких-либо целей личные данные, называется оператором персональных данных. В качестве оператора может выступать как государственная организация, так и частная, а также физическое лицо. Оператор несет ответственность за раскрытие третьим лицам полученных персональных данных в рамках действующего законодательства.
Законодательно определен запрет на использование, хранение и передачу личной информации о ком-либо без его на то прямо выраженного согласия, кроме особо оговоренных случаев, которые мы рассмотрим ниже. Согласие должно быть оформлено в письменном виде с соблюдением следующих критериев:
- конкретность. В документе должен быть четко указан тип информации, согласие на работу с которой предоставляется (ФИО, адрес, домашний телефон и т.п.), тип операций, для проведения которых запрашиваются данные, например, предусмотрено только хранение или передача (кому) и т.п.;
- согласие должно быть выражено после того, как субъекту разъяснена его суть;
- согласие должно быть осознанным, то есть данным лицом, в полной мере осознающим смысл подписываемого документа.
В организациях должны быть разработаны внутренние нормативные акты, регламентирующие порядок обращения персональных данных работников, а также порядок дачи и отзыва работником согласия на работу с его персональными данными и действий при отказе работника от предоставления персональных данных (Положение о персональных данных). Кроме того, там же определяется и обязанность уничтожения данных после истечения срока их надобности.
Как правило, формы для согласия на обработку персональных данных, отзыва согласия и отказа от предоставления данных являются приложением к Положение о персональных данных и утверждаются одновременно с ним.
Отказ работника или иного субъекта персональных данных предоставлять персональные данные является его правом. Никакие санкции за это не предусмотрены. Кроме того, работник по своему желанию в любое время имеет право отозвать уже данное согласие на обработку данных. За это также не предусмотрено никакого наказания.
Однако необходимо помнить, что без использования персональных данных невозможно, например, заключение трудового или гражданско-правового договора, а это значит, что отказ от предоставления персональных данных в данном случае будет равноценен отказу от заключения контракта.
Разъяснение юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные
В отдельных, установленных ФЗ «О персональных данных» случаях, личные данные гражданина могут быть использованы без его на то выраженного согласия. В частности, не требуется согласие, если:
- данные вносятся в Архивный фонд РФ;
- информация предназначена для защиты здоровья и жизни гражданина;
- информация используется в целях составления статистических отчетов и является обезличенной (например, процент жителей г. Оренбурга старше 55 лет);
- лицо участвует в судебном производстве;
- если лицо по закону обязано предоставлять такую информацию;
- данные используются членами семьи для личных нужд и нужд семьи, и др.
В связи с внедрением системы ЕГИССО, которая вызывает множество нареканий
, граждане закономерно задаются вопросом о возможности запретить оператору ЕГИССО (ПФР РФ) обработку персональных данных.
Полагаем, такой запрет возможен и не должен влечь негативных последствий с точки зрения оказания госуслуг. Ниже приведена аналитика по вопросу, логику которой можно применять в отношении любых государственных услуг (не только в сфере социальной защиты).
Итак, Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее – ЕГИССО) введена на основании ФЗ РФ от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», которым изменен ФЗ РФ от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ № 178-ФЗ).
Граждане могут реализовывать свои права, в т.ч. на социальную защиту, традиционным образом в рамках бумажного документооборота и без передачи своих персональных данных в ЕГИССО в связи со следующим.
(1) Отсутствие согласия на передачу персональных данных в ЕГИССО – не основание для отказа в предоставлении госуслуг.
Согласно ч. 7 ст. 6_11 ФЗ № 178-ФЗ «Функционирование информационной системы (ЕГИССО) осуществляется с учетом требований законодательства РФ о персональных данных».
Согласно п. 4 Положения о ЕГИССО, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2017 г. N 181 «О единой государственной информационной системе социального обеспечения» (далее – Постановление Правительства № 181) «Создание и обеспечение функционирования информационной системы осуществляется оператором информационной системы совместно с оператором инфраструктуры в соответствии с полномочиями, определенными ФЗ «О государственной социальной помощи», а также в соответствии с положениями ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «О персональных данных» и настоящего Положения».
Согласно п. 26 Положения о ЕГИССО «Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ «О персональных данных»».
В п. 27 Положения о ЕГИССО указано, что «Согласие гражданина на обработку его персональных данных подтверждается заявлением, поданным гражданином в орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки)».
При этом следует учитывать положения ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ № 152-ФЗ), а именно ч. 1 ст. 9, согласно которой «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».
- Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.
- Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.
- Хропанюк, Валентин Теория государства и права / Валентин Хропанюк. — М.: Димов, Ткачев, Дабахов, 1996. — 384 c.
- Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.
- Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.
ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64
Чем мы можем Вам помочь?
Последствия отказа от обработки персональных данных
- Вышеупомянутый закон «О персональных данных» определяет понятие персональных данных, как информации, которая позволяет достоверно идентифицировать обладателя этих данных. К таким данным относятся:
- фамилия, имя, отчество, паспортные данные (адрес, место рождения и т.п.);
- любые сведения, нотифицированные в личных документах: правах, трудовых книжках, дипломах и т.п.;
- сведения о состоянии здоровья, физических и психических особенностях и др.
Этим же законом определена необходимость заинтересованных лиц запрашивать согласие на обработку в своих целях персональных данных гражданина.
Лицо, которому по желанию гражданина предоставляются для каких-либо целей личные данные, называется оператором персональных данных. В качестве оператора может выступать как государственная организация, так и частная, а также физическое лицо. Оператор несет ответственность за раскрытие третьим лицам полученных персональных данных в рамках действующего законодательства.
Законодательно определен запрет на использование, хранение и передачу личной информации о ком-либо без его на то прямо выраженного согласия, кроме особо оговоренных случаев, которые мы рассмотрим ниже. Согласие должно быть оформлено в письменном виде с соблюдением следующих критериев:
- конкретность. В документе должен быть четко указан тип информации, согласие на работу с которой предоставляется (ФИО, адрес, домашний телефон и т.п.), тип операций, для проведения которых запрашиваются данные, например, предусмотрено только хранение или передача (кому) и т.п.;
- согласие должно быть выражено после того, как субъекту разъяснена его суть;
- согласие должно быть осознанным, то есть данным лицом, в полной мере осознающим смысл подписываемого документа.
В организациях должны быть разработаны внутренние нормативные акты, регламентирующие порядок обращения персональных данных работников, а также порядок дачи и отзыва работником согласия на работу с его персональными данными и действий при отказе работника от предоставления персональных данных (Положение о персональных данных). Кроме того, там же определяется и обязанность уничтожения данных после истечения срока их надобности.
Как правило, формы для согласия на обработку персональных данных, отзыва согласия и отказа от предоставления данных являются приложением к Положение о персональных данных и утверждаются одновременно с ним.
Отказ работника или иного субъекта персональных данных предоставлять персональные данные является его правом. Никакие санкции за это не предусмотрены. Кроме того, работник по своему желанию в любое время имеет право отозвать уже данное согласие на обработку данных. За это также не предусмотрено никакого наказания.
Однако необходимо помнить, что без использования персональных данных невозможно, например, заключение трудового или гражданско-правового договора, а это значит, что отказ от предоставления персональных данных в данном случае будет равноценен отказу от заключения контракта.
Как уже было сказано выше, организации и другие операторы персональных данных сами могут разрабатывать форму документа. Как правило, в таком случае работнику будет предложено заполнить уже имеющийся бланк.
Сотрудники правоохранительных органов в запросах обычно ссылаются на Закон «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Это нормально. Здесь, как правило, придраться не к чему.В ходе расследования уголовного дела следователь следственного комитета или МВД вправе сделать запрос, сославшись на нормы уголовно-процессуального кодекса (УПК РФ).
Но формальная ссылка на нормы закона не делает запрос законным в целом. Основное, на что надо обращать внимание – это причина запроса документов. То есть в связи с чем следователю или оперативному сотруднику понадобились ваши документы. Это второй критерий – мотивированность запроса. И вот тут запросы часто «хромают на обе ноги».
На практике, в зависимости от причины запроса документов, запросы можно подразделить на 3 группы.