Основания расторжения церковного брака

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания расторжения церковного брака». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Цер­ков­ное брач­ное пра­во, в том чис­ле нор­мы, каса­ю­щи­е­ся рас­тор­же­ния бра­ка, фор­ми­ро­ва­лось на про­тя­же­нии сто­ле­тий. При этом кано­ни­сты опи­ра­лись на еван­гель­ские запо­ве­ди, хотя им при­хо­ди­лось учи­ты­вать осо­бен­но­сти свет­ско­го законодательства.

Основ­ные усло­вия заклю­че­ния и рас­тор­же­ния бра­ка, запе­чат­лён­ные в кано­нах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, заим­ство­ва­ны из Визан­тии, одна­ко со вре­ме­нем они пре­тер­пе­ли неко­то­рые изме­не­ния, впро­чем, не очень существенные.

Когда раз­вод на осно­ва­нии лишь вза­им­но­го согла­сия супру­гов был исклю­чён из визан­тий­ской пра­во­вой прак­ти­ки, сохра­ни­лось несколь­ко при­чин, давав­ших закон­ное осно­ва­ние для рас­тор­же­ния бра­ка: преж­де все­го, изме­на, а так­же те слу­чаи, кото­рые мож­но было рас­смат­ри­вать как ана­ло­гию супру­же­ской невер­но­сти или смерти.

Изме­на одно­го из супру­гов дока­зы­ва­лась в суде с помо­щью сви­де­тель­ских пока­за­ний, либо фак­том рож­де­ния ребён­ка или бере­мен­но­стью, при усло­вии дол­го­вре­мен­но­го отсут­ствия мужа. К измене при­рав­ни­ва­лось и добрач­ное рас­пут­ство жены, в том слу­чае, если муж не знал о нём до свадьбы.

Изме­на пере­ста­ва­ла быть при­чи­ной для раз­во­да, если обе сто­ро­ны ока­зы­ва­лись винов­ны в ней, а так­же, если постра­дав­шая сто­ро­на уже про­сти­ла супру­гу его пре­ступ­ле­ние пря­мо или кос­вен­но, т.е. про­дол­жая с ним жить семей­ной жизнью.

Госу­дар­ствен­ный пре­ступ­ник лишал­ся граж­дан­ских прав, поэто­му супру­га была обя­за­на пре­кра­тить брак.

В Рос­сии до 1917 года не тре­бо­ва­лось обя­за­тель­но раз­во­дить­ся с поли­ти­че­ским пре­ступ­ни­ком (всем изве­стен слу­чай с жёна­ми декаб­ри­стов), одна­ко лише­ние сво­бо­ды на дли­тель­ный срок или ссыл­ка на веч­ное посе­ле­ние в Сибирь дава­ло пра­во дру­гой сто­роне тре­бо­вать развода.

Развод по-христиански?

При­чи­на­ми без­услов­но­го рас­тор­же­ния семей­но­го сою­за, не свя­зан­но­го с про­ступ­ком одно­го из супру­гов, явля­лась, напри­мер, неспо­соб­ность к супру­же­ско­му сожи­тию, при­об­рё­тен­ная до вступ­ле­ния в брак (жена мог­ла искать раз­во­да по этой при­чине лишь через 2 года с момен­та нача­ла семей­ной жизни).

Бес­пло­дие жены, в отли­чие от язы­че­ско­го рим­ско­го пра­ва, не при­зна­ва­лось осно­ва­ни­ем для раз­во­да. Сума­сше­ствие супру­га, будучи пре­пят­стви­ем к бра­ку, не мог­ло слу­жить осно­ва­ни­ем для его рас­тор­же­ния, если про­яв­ля­лось уже после созда­ния семьи.

По визан­тий­ским нор­мам без­вест­ное отсут­ствие одно­го из супру­гов в тече­ние 5 лет для граж­дан­ско­го лица и 10 лет для вои­на, про­пав­ше­го на войне, при­рав­ни­ва­лось к смер­ти, и остав­ший­ся супруг был волен заклю­чить новый союз.

В том слу­чае, если после вступ­ле­ния жены во вто­рой брак пер­вый муж воз­вра­щал­ся, он имел пра­во вер­нуть свою супру­гу. Одна­ко пле­не­ние вои­на не явля­лось осно­ва­ни­ем для раз­во­да с ним.

Брач­ный союз так­же рас­тор­гал­ся при обо­юд­ном про­из­не­се­нии супру­га­ми мона­ше­ских обе­тов, рав­но как и в силу мона­ше­ско­го постри­га одно­го из них с согла­сия дру­го­го. При этом граж­дан­ские зако­ны Визан­тии, при­рав­ни­вая мона­ше­ство к есте­ствен­ной смер­ти, не лиша­ли остав­ше­го­ся в миру воз­мож­но­сти вступ­ле­ния во вто­рой брак.

Если бра­ку пред­ше­ство­ва­ли обсто­я­тель­ства, делав­шие его заклю­че­ние невоз­мож­ным, это так­же было осно­ва­ни­ем для рас­тор­же­ния семей­но­го сою­за. В част­но­сти, это каса­лось воз­рас­та вступ­ле­ния в брак. В визан­тий­ском пра­ве он состав­лял 12–13 лет для жен­щи­ны и 14–15 для мужчины.

В Рос­сии в нача­ле XIX века было вве­де­но так назы­ва­е­мое граж­дан­ское брач­ное совер­шен­но­ле­тие: 16 лет для жен­щи­ны и 18 лет для муж­чи­ны соот­вет­ствен­но (визан­тий­ские нор­мы оста­лись дей­стви­тель­ны­ми для Кавказа).

Если супру­ги по фак­ту ока­зы­ва­лись моло­же, брак немед­лен­но дол­жен был быть пре­кра­щён при­ну­ди­тель­но, если толь­ко не родил­ся ребё­нок или не насту­пи­ла беременность.

По дости­же­нии брач­но­го совер­шен­но­ле­тия семей­ные отно­ше­ния мог­ли быть воз­об­нов­ле­ны без повтор­но­го вен­ча­ния. Если муж и жена отка­зы­ва­лись от это­го, семей­ный союз счи­тал­ся рас­торг­ну­тым. При вступ­ле­нии во вто­рой брак такие лица счи­та­лись вто­ро­брач­ны­ми и на них кано­на­ми нала­га­лись соот­вет­ству­ю­щие ограничения.

Воз­раст­ные огра­ни­че­ния каса­лись и вдов­ству­ю­щих, и ста­рых дев, и ста­рых жени­хов в рав­ной сте­пе­ни. Пре­дель­ным воз­рас­том для вступ­ле­ния в брак для жен­щин счи­та­лось 60 лет, для муж­чин пре­дель­ный воз­раст кано­на­ми не был определён.

Вопро­сы, свя­зан­ные с рас­тор­же­ни­ем бра­ка, рас­смат­ри­ва­лись на Помест­ном Собо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 1917 году. Пере­чень осно­ва­ний для раз­во­да в ито­го­вых доку­мен­тах Собо­ра был зна­чи­тель­но расширен.

К их чис­лу отне­се­но под­твер­ждён­ное отпа­де­ние одно­го из супру­гов от Пра­во­слав­ной Церк­ви, систе­ма­ти­че­ское изде­ва­тель­ство одно­го супру­га над дру­гим либо тяжё­лая, неиз­ле­чи­мая душев­ная болезнь одно­го из них, при­чём при­об­ре­тён­ная в браке.

При­чи­ной рас­тор­же­ния семей­но­го сою­за при­зна­ва­лось так­же неиз­ле­чи­мая тяж­кая зараз­ная болезнь, в част­но­сти, сифи­лис и проказа.

Возможно ли развенчание церковного брака в Православии? Чтобы дать развёрнутый ответ на этот вопрос, необходимо рассказать о православном взгляде на брак. Мужчина и женщина созданы Творцом как два образа человеческого бытия. Они призваны восполнять другу друга и совместно духовно совершенствоваться. Для этого Всевышний и благословил людей вступать в брак. В этом состоянии супруги пребывают в тесной связи:

«Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24).

Православная Церковь утверждает нерасторжимость брака. Господь заповедал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Двое навсегда стали одной плотью и ничто не сможет это отменить. Их единство носит не столько психологический или социальный характер, сколько духовно-бытийный. Поэтому единобрачие в Православии является идеалом, к которому все мы призваны. По церковным канонам, священник может быть женатым лишь единожды, поскольку должен служить примером для прихожан.

Однако, даже в христианской среде некоторые семьи разрушаются. И нередко у бывших супругов возникает вопрос «Как развенчаться?». Выше уже было сказано, что совершённое Таинство отменить нельзя, поэтому «развенчание церковного брака» невозможно. В некоторых случаях Церковь может лишь признать церковный брак утратившим свою каноническую силу. Невиновная сторона при этом имеет право получить благословение на второй брак. Виновной же стороне это благословение может быть дано только при условии покаяния и выполнения епитимии. В крайних случаях допускается и третий брак, но не более. Благословение даётся только епархиальным архиереем.

В Ветхозаветные времена мужчина имел право законно развестись с женой по самому незначительному поводу. Достаточно было всего лишь написать разводное письмо. После исхода из Египта еврейский народ был испорчен язычеством и имел низкий духовной-нравственный уровень. Моисей был вынужден ввести закон о разводных письмах, чтобы хоть как-то поддерживать порядок.

В Новом Завете Господь отменяет это временное правило, чтобы вернуть человека к первоначальному Божественному замыслу о браке:

«Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:8-9).

В отличие от грубого ветхозаветного, обновлённый человек Нового Завета призван к любви и прощению. Поэтому Христос указывает лишь одно уважительное основание для развода – супружескую неверность, которая является страшным грехом.

Интимные отношения мужа и жены (пусть даже и невенчанных) делают их одним целым. Они скрепляют и развивают взаимную любовь двух людей. Если же один из супругов вступает в плотскую связь с посторонним человеком, он предаёт вторую половину и оскверняет свои тело и душу. Благословлённый Богом священный союз попирается в угоду эгоизму и похоти. Супружеская неверность растлевает душу, разрушает любовь и семью. Прелюбодеяние разрывает единение с Богом, и без покаяния душа грешника умирает для спасения:

«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).

В то же время измена не обязательно должна заканчиваться разводом. Протоиерей Сергий Гусельников отмечает:

«Есть случаи супружеской измены, которые всё же бывают поправимы. Совершивший измену осознаёт её как тяжкий грех, просит прощения и кается в этом грехе на Исповеди, обещая перед Богом больше не совершать предательства. И если вторая половина находит в себе душевные силы простить, принять покаяние, то семья восстанавливается. Хотя рана может остаться на всю жизнь. Мне такие случаи известны».

В течение веков Церковь, учитывая реалии нашей жизни, добавляла и другие причины для расторжения брака. Приведём основные из них, ориентируясь на положения Архиерейского Собора РПЦ 2017 года.

Отказ одного из супругов от православной веры. Это делает невозможной совместную жизнь супругов во Христе, ради которой было совершено Таинство. Также на этой почве могут возникнуть проблемы в воспитании детей.

Противоестественные пороки одного из супругов. То есть половые извращения, которые препятствуют христианской семейной жизни и считаются тяжким грехом.

Опасное для второй половины заболевание, а также хронический алкоголизм и наркомания. Как правило, всё это исключает нормальные супружеские отношения. Поэтому из милости к здоровым членам семьи Церковь может расторгнуть брак.

Семейное насилие также является веским поводом для развода. В этому случае существует угроза жизни и здоровью членам семьи.

Злонамеренный уход одного из супругов из семьи или же его безвестная пропажа на 3 года. В таких случаях Церковь проявляет снисхождение к оставшемуся в одиночестве члену семьи и констатирует расторжение фактически распавшегося брака.

Также уважительными причинами для развода Церковь считает намеренное прерывание женой своей беременности без согласия мужа или принуждение им к аборту. Искусственное прерывание беременности в христианстве рассматривается как тяжкий грех. Православная церковь учит, что душа у человека возникает в момент зачатия. Таким образом, аборт является убийством нерождённого ребёнка.

Согласно церковным канонам, брак прекращается и со смертью одного из супругов. Апостол Павел учил:

«Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1Кор. 7:39).

Приведём слова протоиерея Павла Гумерова:

«Люди перестали видеть в семье высшую ценность. Все это усугубилось полной вседозволенностью и нравственной деградацией. Мы поддались духу времени, не хотим работать над собой, трудиться над своей семейной жизнью. Если Церковь просто ужесточит меры и сделает церковный развод очень трудным актом, думаю, это ничего не даст.

У христианского брака есть две стороны: духовная и гражданская, правовая. Одна без другой не существует. До революции и заключением браков, и разводами занималась Церковь. Сейчас – государство. Мы не можем не дать человеку развод, если его брак и де факто и де юре больше не существует».

Развенчание церковного брака – возможно ли такое?

Когда речь заходит о том, как происходит церковный развод, у многих обывателей сразу всплывает в памяти понятие «развенчание». Однако это понятие вовсе не означает развод, что говорит церковь. Развенчание — это повторное венчание в православной церкви после развода, благословенное архиереем. Таинство проходит так же как и в первый раз, без одной существенной детали — на головы молодым не возлагают венцы.

Людям, которые решились на развод после венчания в церкви, последствия грозят исключительно духовного плана. В православии допускается трехкратное венчание при условии, что верующему не исполнилось 50 лет. Вступление в церковный брак более трех раз православие не разрешает — это является тяжким грехом перед Богом. За такое прегрешение на верующего даже может быть наложена епитимья. История знает красноречивый пример, когда в 1575 году было наложена церковная кара на Ивана Грозного, позволившего себе четвертый брак.

Под развенчанием подразумевают развод по разрешению священнослужителя. Во времена правления церкви браки заключались только с согласия священников. Они выполняли роль современного ЗАГСа. Развод тоже давали священники. При этом должны быть веские основания для завершения брака, прописанные в церковном уставе. Пока супруги не получили свидетельство о развенчании, они не могли жениться, выходить замуж повторно.

В наши дни официальным органом, регистрирующим браки, является ЗАГС. Развод тоже происходит по заявлению одного из супругов либо двух. Несмотря на это, осталась «привычка» венчаться в церкви, а значит, и получать развенчание нужно тоже в случае развода. С одной стороны, так и должно быть, ведь люди, которые начинают «играть» по правилам православия, должны полностью их придерживаться. Однако на самом деле нет никаких последствий, если процедура развенчания не будет выполнена.

Многие верующие уверены, что в процессе венчания в церкви происходит благословение Бога на брак, а значит, он будет счастливым. Если быть точным, Бог венчает пару в тот момент, когда происходит знакомство женщины и мужчины, а если копнуть вглубь, то в момент рождения. Бог каждому создал пару и в определенный момент делает так, чтобы супруги встретились.

Другими словами, нужно понимать, что церковные правила, общественные (ЗАГСа) и божеские — три разные вещи. Таким образом, если решено венчаться в церкви, значит, потребуется проходить и процедуру развенчания.

На самом деле точного ответа на этот вопрос нет. Если руководствоваться правилами православия, развенчаться могут все пары при наличии оснований, указанных выше. Если повторный брак окажется неблагополучным, можно развестись в ЗАГСе и церкви, а затем снова его заключить с другим человеком. Основное условие расторжения — наличие веских оснований, прописанных в уставе.

В то же время в Библии написано следующее: «Кто вступает в брак с разведенным или разведенной, тот прелюбодействует, а значит, совершает грех». Таким образом, никакого повторного венчания быть не может. Но на это утверждение мало кто обращает внимание.

Во времена правления церкви отказ получали все, кто не представлял неправдивую информацию, а также не имел доказательств своих слов. В наши дни отказы случаются крайне редко. При наличии подтверждающих документов они предоставляются, при отсутствии — нет. Священники руководствуются заявлением мужа или жены. Правдивость слов никто не проверяет. В этом случае действует только одно правило — мораль. Если человек получает развенчание и при этом лжет, лучше бы он вообще не обращался в церковь, жил и дальше по своим правилам, законам.

В идеале супруги либо один из них должен обратиться в ту церковь, где происходил обряд венчания. Если такой возможности нет, идут в любой православный храм. Изначально происходит беседа со священником. Человек рассказывает о своем браке, указывает причину такого решения. Далее пишется заявление. Указывается дата венчания, нюансы совместной жизни, причины развода. Прилагаются соответствующие документы.

Отправляется пакет документов в вышестоящую инстанцию. Затем нужно дождаться разрешения.

Развод после венчания в церкви

Никаких подготовительных процедур не требуется. Если имеется возможность получить подтверждающую документацию, нужно ее получить. Затем следует отправляться в церковь писать заявление. В иных ситуациях просто идут в храм.

Процедура развенчания не предусматривает специального обряда. Просто пишется заявление, ожидается результат. Окончательное развенчание происходит при заключении следующего церковного брака.

Православная церковь не запрещает повторные брачные союзы, если произошло развенчание с предыдущим партнером. Также она не указывает точного количества, сколько раз это может происходить. Кроме того, можно снова венчаться с бывшим мужем, если произошло повторное воссоединение семьи. Но существует одна ремарка! Не можно проводить венчание с тем человеком, по вине которого распался предыдущий брак. Однако если виновник искренне покается, обряд становится возможным.

Развенчаться в церкви в наши дни довольно просто. Никаких препятствий для этого нет. Нужно посетить храм, рассказать священнику историю своей жизни и пояснить причину развода.

Если между супругами все-таки возникли непримиримые разногласия и было решено развестись, то необходимо обратиться в отдел ЗАГС, где будет пройдена формальная процедура расторжения брака.

Церковный же брак заключается не на бумаге, а перед Богом, именно перед ним супруги несут ответственность за свою семейную жизнь.

Для церкви, как для института, понятия «развенчание» не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место.

Развенчиваться — это значит заключать новый брак на небесах, венчаться повторно.

Вот хорошее видео о гражданском браке и развенчании.

Как уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием.

Православная церковь допускает повторное венчание людей, уже бывших в браке, и для этого необходимо будет обратиться в Епархиальное управление. Итак, как правильно развенчаться?

  • На имя архиерея необходимо подать прошение, приложить необходимые документы и ждать ответа.
  • Вам предстоит пройти собеседование со священником, который пожелает узнать причины, подтолкнувшие вас к разводу. Помните о том, что в случае, если причина не является уважительной для церкви, то вам могут отказать в повторном венчании.
  • Если же вы получите благословение, то можете повторно обвенчаться в любом выбранном вами храме.

Так как такой процедуры, как развенчание, по факту не существует, а есть лишь благословение на повторное венчание, то приходить с бывшим мужем или бывшей женой не требуется.

Для повторного церковного брака обязательно лишь присутствие вас и вашего нового избранника, бывший супруг на повторном венчании присутствовать совершенно не обязан.

Если вы решили расторгнуть предыдущий союз и вступить в брак повторно и пройти процедуру венчания во второй раз, то вам будет необходим следующий перечень документов, чтобы правильно подать прошение:

  1. Паспорт,
  2. Свидетельство о расторжении первого брака,
  3. Свидетельство о заключении брака церковного,
  4. Если развенчание происходит по причине того, что супруг потерял дееспособность, болен неизлечимой болезнью, то следует предоставить медицинские документы, подтверждающие это, а также свидетельство о смерти, если первый супруг умер.

Вместе с этими документами вы должны подать в Епархию прошение о разрешении на проведение повторного обряда венчания. Иногда вместо него подают прошение о развенчании. Как ни странно, не смотря на отсутствие такого понятия и процедуры, обряда, заявление о развенчании (о снятии венцов, о снятии благословения) есть.

На вопрос о том, сколько раз можно венчаться, церковь отвечает довольно однозначно. Если получить согласие на венчание во второй раз вы можете без особых проблем, то когда вы пойдете за разрешением на венчание в третий раз, на вас посмотрят откровенно осуждающе. Не исключено, что попытаются наставить на путь истинный, напомнив, что метаться от жены к жене (от мужа к мужу) не достойно истинно верующего человека.

Фактически, максимальное количество раз, которое человек может венчаться — три. Особенно, если вам еще не исполнилось 50 лет. Но третий раз могут и не благословить.

Церковь допускает, но не поощряет ни разводы, ни вторичные браки, отстаивая христианские заповеди о единственном супруге на всю жизнь. Все же с недавних пор не исключение благословение даже на третий брак, но только исходя из тех соображений, что уж лучше разрешить свадьбу, чем допустить откровенный блуд.

Четвертая женитьба, по мнению Церкви, непозволительна. Недаром родилась поговорка: «Первая жена – от Бога, вторая – от людей, а третья – от лукавого». Четвертая жена даже в народную мудрость не поместилась!

Согласно церковным канонам брачный союз прекращается со смертью одного из супругов: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор 7:39). При жизни супругов брак должен сохраняться. Существуют обстоятельства, при которых Церковь признает брак утратившим каноническую силу:

а) отпадение одного из супругов от Православия;
б) прелюбодеяние (измена) одного из супругов (Мф 19:9) и противоестественные пороки;
в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет, при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);
и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

05

Нет, но для него нужно благословение духовника или архиерея. Церковь может благословить в отдельных случаях даже третий брак, а вот четвертый — нет, венчать супругов уже нельзя.

06

Какие условия для повторного брака?

Второй брак по умолчанию разрешается невиновному супругу. Супругу, брак которого был расторгнут по его вине, второй брак разрешается после покаяния и выполнения епитимии (церковное наказание). В исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии увеличивается.

07

Обряд расторжения церковного брака нужно проводить после совершения официального развода. По правилам, развенчание проходит черед две-три недели после развода. Мужу и жене необходимо посетить приход, где они венчались и, по возможности, пообщаться именно со священником, который их венчал. В крайнем случае, можно посетить храм поблизости. С супругами общается настоятель, целью которого является узнать причины желания супругов разойтись, после чего на их основе – принять решение, уведомив супругов о возможных последствиях.

Супруги пишут прошение, в котором описывают историю своей совместной жизни и причины, приведшие их к решению о разводе. К прошению прикладываются заверенные документы.

К непосредственно самому прошению следует приложить свидетельство, выданное при венчании, свидетельство об официальном расторжении союза, согласие второго супруга на расторжение, а также свидетельство о том, что один из бывших супругов заключил новый брачный союз, в случае, если таковое имело место быть. Помимо этого, прикладываются различные справки, которые могут подтвердить причины желания мужа и жены расторгнуть брак.

Как развенчать церковный брак: процедура, причины, основания

Католическая церковь относится к разводам, с одной стороны, гораздо непримиримее, а с другой – мягче, нежели православная. Для католиков нормальным считается гражданский развод и раздельное проживание. В некоторых случаях это даже не будет являться грехом. А вот развенчание, снятие с себя данных перед Богом клятв, – совершенно неприемлемо.

Развестись после венчания сложно, но возможно. Конечно, стоит заранее осознавать, что таинство соединит вас с определённым человеком на всю жизнь, поэтому подходить к венчанию нужно осознанно. Если ошибка уже совершена, то дело церкви – помочь её исправить. Уважительные причины, искреннее раскаяние и желание жить в православной традиции позволят пережить развод с минимальными потерями, а «очищенные» бывшие супруги смогут спокойно двигаться к новому союзу.

В случае проведения обряда венчания происходит и развенчание церковного брака. Но это кажется логичным только нам, жителям XXI века. Для самой церкви процесса развенчания, как оказалось, не существует. Причина такого казуса заключается в первую очередь в ее негативном отношении к самому разводу, благодаря чему такого понятия как «разрыв священных уз» попросту не бывает. В любом храме вам скажут, что семья – это не игра, которой вы какое-то время увлекались, а после того, как надоело, решили выйти из нее и развестись. Тем не менее, православная церковь более снисходительно относится к грешным душам своих прихожан и время от времени допускает процесс повторного венчания, не переставая упрекать в метании между женами или мужьями. Единственным случаем, когда церковь не будет мешать вам вновь прийти к алтарю остается только смерть венчанного супруга.

Как было сказано выше, такой обряд возможен по нескольким причинам, установленным еще в 1918 году. К ним относят следующее:

  • Прелюбодеяние – по праву считается одной из самых весомых причин.
  • Отхождение от православной веры или принятие одним из супругов любой другой веры
  • Вступление также одним из супругов или сразу двумя во второй брак.
  • Невозможность совместной жизни в виду самокалечения мужа или жены.
  • Наличие таких тяжелых заболеваний, как сифилис, проказа и пр.
  • Длительное (более пят5и лет) отсутствие одного из партнеров (пропавшие без вести).
  • Посягательство на жизнь члена семьи.
  • Снохачество и сводничество.
  • Обнаружение неизлечимой душевной болезни, в результате развития которой партнер не может отвечать за свои поступки.
  • Осуждение и тюремное заключение одного из партнеров.
  • Бесплодие.
  • Отсутствие законных оснований для заключения брака, в том числе наличие других супругов либо союз между близкими родственниками.

Тем не менее, в современном мире жизнь развивается так стремительно, что в 2000 году церкви пришлось немного пересмотреть этот список и добавить туда еще несколько позиций, допускающих развенчание в церкви. С того момента достаточным основанием для развенчания после обычного развода можно считать и следующие причины:

  • Алкоголизм, наркомания или зараженность СПИДом, которые были подтверждены специальным медицинским заключением.
  • Сделанный без согласия мужа аборт. В этом случае исключения составляют ситуации, когда на это были медицинские показания либо беременность могла в дальнейшем нести угрозу жизни будущей матери.

О канонических аспектах церковного брака

Помните, если все ваши усилия по сохранению семейного очага не увенчались успехом, и вы ушли от венчанного супруга, следует начать искать спасение в молитве. Чаще молитесь о том, чтобы Бог даровал вам достойного партнера. Только тогда вы сможете встретить человека, с которым вновь обретете счастье и сможете начать новую счастливую жизнь. Всегда старайтесь максимально тщательно анализировать все свои прошлые ошибки дабы не повторить их вновь. Старайтесь быть более терпеливым к недостаткам вашего нового венчанного мужа или жены и храните любовь в своем сердце. В таком случае вы сможете пронести это чувство через года и вам не придется вновь задумываться о развенчании.

До революции 1917 года церковь признавалась людьми на государственном уровне. По законам того времени венчанная пара не имела права на развод. Неудачные отношения, отсутствие понимания и любви в семье считались наказанием Небес, эдаким крестом, который оба супруга вынуждены были нести всю жизнь.

Создание новой семьи было возможно только в одном случае — смерть одного из супругов. Женщины, брошенные мужьями, уходили в монастыри, ибо у них не было никакой возможности обеспечить себя самостоятельно. Вырастить детей, вывести их в люди было законом жизни. При этом никто и думать не мог о разрушении церковного венчания.

Никто не утверждает, что все христианские пары, а других в то время не было, были счастливы. Многие мужчины жили на две семьи, рождались дети вне брака, но все эти действия не поощрялись Богом и людьми.

Официальный церковный брак всегда был под защитой Создателя, которого почитали, признавали и боялись все, богатые и бедные.

Нелогично даже говорить о том, что распад христианской пары, особенно, если в ней уже растут дети, благословлен церковью, это чисто человеческое решение.

Иисус, живший как человек, видел воочию похотливую человеческую душу, оставил только одно условие прекращения взаимоотношений между мужем и женой — измена.

Таинство венчания — это завет любви, подписанный Самим Богом. Разорвать брачные отношения можно только после установления факта прелюбодеяния. При этом четко сказано, что вступать в союз с людьми, совершившими прелюбодеяние, означает покрыть себя грехом блуда. (Мат. 19:9)

Церковный союз основан на взаимоотношении жениха Иисуса и невесты Церкви.

В современном мире царит беззаконие, свобода действий и отсутствие боязни перед Богом. Некоторые православные решили, что могут самостоятельно вершить свои судьбы и переступают через заветы, данные у Божьего алтаря.

В результате неограниченной свободы даже среди православных христиан появились хронические алкоголики, наркоманы, прелюбодеи, которые своими греховными усилиями разрушили семейные отношения, сделав жизнь противоположной половины невыносимой.

Русская Православная Церковь признает брачный союз расторгнутым в особых случаях:

  • доказанное прелюбодеяние;
  • новый союз без благословения церкви;
  • уход одного из супругов из Православия;
  • противоестественные наклонности;
  • заболевание сифилисом, СПИДом;
  • душевные болезни;
  • длительное тюремное заключение;
  • посягательство на здоровье и жизнь одного из членов семьи;
  • аборт, совершенный женщиной без согласия мужа.

Хотя в церковном Уставе нет понятия, как разрыв освященных церковью уз, Священство с пониманием относится к тому, что в жизни встречаются разные ситуации. Священник проводит обряд нового венчания, постоянно напоминая, что метания между выбором супругом не приветствуется церковным Уставом.

Планируя второе венчание, те супруги, которые уже были у алтаря в первом или втором браке, обязаны подать заявление главе епархии и копию свидетельства о разводе.

Число современных православных разводов достигло таких размеров, что в епархии имеются стандартные бланки для подачи заявления о разводе, разрешении на второе венчание. При себе необходимо иметь паспорт для подтверждения личности.

Внимание! Положительный ответ епископа на поданное заявление является разрешением на церковный развод, развенчание, и повторный союз.

При этом нет никакой информации об оставленных детях, физическом и душевном состоянии второй половины. Вся ответственность перед Всевышним лежит только на людях.

Ни один священник не имеет полномочий совершить Таинство второго венчания без разрешения с епархии, а на это может уйти несколько недель. Данную информацию следует учесть, планируя дату венчания.

Людям, вступающим в брак по церковному обряду второй раз, следует быть готовым к тому, что венчание будет проводиться по «второму чину» без возложения венцов.

При условии, что один из брачующихся, жених или невеста, не были венчаны прежде, Таинство венчания проходит со всей торжественностью.

Венчальные атрибуты, оставшиеся от предыдущего брака, не несут в себе никакой мистической силы. Свечи можно сжечь, атрибуты раздать.

Если разрешение на второе венчание просит человек, ставший причиной развода предыдущего союза, то церковь накладывает на грешника епитимию для искреннего раскаяния в совершенных проступках по отношению к прежнему венчанному супругу. Срок епитимии зависит от величины греха, и заранее никто определить его не сможет.

После развала семейного очага христиане находят утешению в молитве, по которой Бог дает новые отношения.

По церковным законам, основной причиной развода — и наиболее частой! — является измена.

Если прелюбодеяние в браке имело место, в этом случае брак считается оскверненным. Согласно Евангелию, верность должна храниться как со стороны мужа, так и жены, так что сторона тут неважна.

Если виновник признает измену и готов расторгнуть брак, следует обратиться в церковь того патриархата, в котором был заключен церковный брак, и попросить о развенчании.

Есть менее популярные, но все же веские причины для того, чтобы развенчаться. Среди них Церковь признает такие:

  1. Тяжелая душевная болезнь одного из супругов (медицински засвидетельствованная), а также официально подтвержденные хронические алкоголизм или наркомания.
  2. Заболевание проказой или сифилисом (несколько устаревшая норма, — тем не менее, она действует).
  3. Заболевание одного из супругов СПИДом (ВИЧ-позитивных носителей эта норма не касается).
  4. Совершение женой аборта без согласие на то мужа.
  5. Посягательство на жизнь супруга/супруги либо общих детей (должны быть официальные бумаги, подтверждающие этот факт).
  6. Неспособность одного из супругов к деторождению (только в случае, если она наступила до брака либо в результате самокалечения).

Как происходит развенчание церковного брака? При каких условиях православный человек может развенчаться с бывшим супругом, существует ли такой церковный обряд? Рассказываем!

  • Если между супругами все-таки возникли непримиримые разногласия и было решено развестись, то необходимо обратиться в отдел ЗАГС, где будет пройдена формальная процедура расторжения брака.
  • Церковный же брак заключается не на бумаге, а перед Богом, именно перед ним супруги несут ответственность за свою семейную жизнь.
  • Для церкви, как для института, понятия «развенчание» не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место.

Развенчиваться — это значит заключать новый брак на небесах, венчаться повторно.

  1. Вот хорошее видео о гражданском браке и развенчании.
  2. Правда, если вы придете в церковь, и скажете, что желаете выйти замуж или жениться повторно со скуки, вам могут отказать. Церковь считает довольно весомыми для расторжения брака некоторые определенные причины причины:
  • Измена одного из супругов,
  • Аборт, сделанный женой без согласия мужа, без необходимости по медицинским показателям,
  • Смена веры одним из супругов,
  • Неспособность к супружеской жизни, а как следствие к продолжению рода, потеря дееспособности мужа или жены,
  • Болезни, угрожающие здоровью будущих детей (СПИД, сифилис и другие),
  • Вступление мужа или жены в другой брак,
  • Алкоголизм и наркомания одного из супругов,
  • Риск нанесения ущерба здоровью одним из супругов второму,
  • Сводничество,
  • Длительное отсутствие одного из партнеров,
  • Несоответствие христианским канонам: брак между родственниками, брак до достижения совершеннолетия.

Таким образом, вы сами можете ответить на вопрос, нужно ли развенчивание первого брака. Оно возможно только посредством заключения повторного церковного брака. А можно ли это сделать, зависит от приведенных выше причин.

Как уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием.

Православная церковь допускает повторное венчание людей, уже бывших в браке, и для этого необходимо будет обратиться в Епархиальное управление. Итак, как правильно развенчаться?

  • На имя архиерея необходимо подать прошение, приложить необходимые документы и ждать ответа.
  • Вам предстоит пройти собеседование со священником, который пожелает узнать причины, подтолкнувшие вас к разводу. Помните о том, что в случае, если причина не является уважительной для церкви, то вам могут отказать в повторном венчании.
  • Если же вы получите благословение, то можете повторно обвенчаться в любом выбранном вами храме.

Как Церковь относится к разводам?

Процесс развенчания — это повторное венчание во втором браке с другим человеком, с которым вы предварительно вступили в брачные отношения.

Происходить венчание во второй раз будет так же, как и в первый, с той лишь разницей, что не будет возложения венцов на головы супругов.

Возложить венец могут лишь на того, кто венчается впервые. В остальном все тонкости обряда сохраняются в первозданном виде.

Если вы решили расторгнуть предыдущий союз и вступить в брак повторно и пройти процедуру венчания во второй раз, то вам будет необходим следующий перечень документов, чтобы правильно подать прошение:

  1. Паспорт,
  2. Свидетельство о расторжении первого брака,
  3. Свидетельство о заключении брака церковного,
  4. Если развенчание происходит по причине того, что супруг потерял дееспособность, болен неизлечимой болезнью, то следует предоставить медицинские документы, подтверждающие это, а также свидетельство о смерти, если первый супруг умер.

Вместе с этими документами вы должны подать в Епархию прошение о разрешении на проведение повторного обряда венчания. Иногда вместо него подают прошение о развенчании. Как ни странно, не смотря на отсутствие такого понятия и процедуры, обряда, заявление о развенчании (о снятии венцов, о снятии благословения) есть.

Образец этого заявления можно скачать по ссылке. ⇐

Однако, какой формой заявления воспользоваться, лучше уточнить в той церкви, в которой вы собираетесь проходить обряд венчания повторно. В церкви вам расскажут, как и какое прошение написать, либо продемонстрируют образец, скажут, в какую епархию и на чье имя писать.

Письмо подается на имя правящего архиерея. Срок ожидания варьируется в зависимости от занятости Епархии, когда ваше заявление будет рассмотрено, вас вызовут на беседу со священнослужителем, где будет решено, можно ли развенчивать ваш брак. Прийти подавать прошение может только муж или только жена, присутствие обоих необязательно. Такова процедура развенчания в церкви.

За венчание не предусмотрена плата, лишь добровольное пожертвование, сумму которого назовет вам священник в том храме, где вы решили повенчаться с вашим супругом.

На вопрос о том, сколько раз можно венчаться, церковь отвечает довольно однозначно.

Если получить согласие на венчание во второй раз вы можете без особых проблем, то когда вы пойдете за разрешением на венчание в третий раз, на вас посмотрят откровенно осуждающе.

Не исключено, что попытаются наставить на путь истинный, напомнив, что метаться от жены к жене (от мужа к мужу) не достойно истинно верующего человека.

Фактически, максимальное количество раз, которое человек может венчаться — три. Особенно, если вам еще не исполнилось 50 лет. Но третий раз могут и не благословить.

  • Вот толковое видео по этому вопросу, в частности о третьем браке:
  • Однако некоторые священники могут иметь другое мнение.

Проходить процедуру венчания более трех раз считается тяжким грехом! Да и в принципе в представлении церкви жениться более одного раза, без объективных на то причин, не следует. Получить разрешение на повторное венчание без порицания по церковным канонам может только вдовец (вдова).

Подходите к процедуре венчания достаточно ответственно и серьезно, обращайтесь в храм, только если вы уверены в крепости ваших брачных уз и готовы заключить союз не только перед людьми, но и перед Богом.

Помните о том, что ответственность за сохранность брака несут двое людей и вы должны быть уверены в своем партнере, с которым решили связать жизнь, в том, что оба вы готовы сделать все, чтобы ваш брак не распался.

Рубрика: Церковные Таинства, Церковный этикет

Возможно ли развенчание церковного брака в Православии? Чтобы дать развёрнутый ответ на этот вопрос, необходимо рассказать о православном взгляде на брак.

Мужчина и женщина созданы Творцом как два образа человеческого бытия. Они призваны восполнять другу друга и совместно духовно совершенствоваться. Для этого Всевышний и благословил людей вступать в брак.

В этом состоянии супруги пребывают в тесной связи:

«Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24).

Православная Церковь утверждает нерасторжимость брака. Господь заповедал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Двое навсегда стали одной плотью и ничто не сможет это отменить.

Их единство носит не столько психологический или социальный характер, сколько духовно-бытийный. Поэтому единобрачие в Православии является идеалом, к которому все мы призваны.

По церковным канонам, священник может быть женатым лишь единожды, поскольку должен служить примером для прихожан.

Однако, даже в христианской среде некоторые семьи разрушаются. И нередко у бывших супругов возникает вопрос «Как развенчаться?». Выше уже было сказано, что совершённое Таинство отменить нельзя, поэтому «развенчание церковного брака» невозможно.

В некоторых случаях Церковь может лишь признать церковный брак утратившим свою каноническую силу. Невиновная сторона при этом имеет право получить благословение на второй брак. Виновной же стороне это благословение может быть дано только при условии покаяния и выполнения епитимии.

В крайних случаях допускается и третий брак, но не более. Благословение даётся только епархиальным архиереем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *