Гарантия автосервиса на работы по ремонту автомобиля по закону

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гарантия автосервиса на работы по ремонту автомобиля по закону». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Владельцу автомобиля лучше всего поддерживать отношения с продавцом. Потому что в соответствии с нормами Закона обязательство о гарантийном ремонте берет на себя именно продавец.

Сервисный центр не может взять на себя гарантийные обязательства, именно поэтому и спрос с них невелик. Согласно Закону «О защите прав потребителей» производители отвечают за то, чтобы их продукция бесперебойно работала в течение гарантийного периода.

Договор, который заключается между покупателем и продавцом, должен содержать условия, соответствующие законодательным нормам. При этом не должно быть ухудшение условий для покупателя. Продавец может их только улучшить.

Если вас заинтересовали условия, на основании которых существует возможность гарантийного ремонта,ознакомьтесь с содержимым сервисной книжки. Этот документ составляется производителем и находится со всей технической и прочей документацией на автомобиль. Стоит отметить, что сроки и условия гарантийного ремонта у разных производителей разные.

Одним из самых важных этапов в эксплуатации автомобиля являются первые 15 дней после передачи товара покупателю.

Именно в этот период вы имеете право не только требовать бесплатно устранить проявившиеся неисправности. Вы можете смело требовать заменить автомобиль или вернуть затраченные на покупку средства.

Правда стоит сказать, что поломка не должна быть ничтожной. Если у вас просто перегорела лампочка, вам никто менять машину не будет.

Все неисправности, которые обнаружатся после данного срока, не могут быть поводом для безоговорочного возврата денег или замены машины. Тут уже начинают действовать другие правила.

Закон О защите прав потребителей

После ремонта при передаче машины вам должны выдать следующие документы – наряд на выполнение работ (накладная, составленная в программе 1 С) и кассовый чек.

Если машина находится на гарантийном сроке, в сервисной книжке должна быть сделана запись о произведенных ремонтных работах.

Как заполняется наряд на выполнение работ?

В этот документ вносятся сведения о выполненных работах, затраченном времени, стоимости одного часа и стоимость работы в целом. Кроме этого, в наряд записываются использованные расходные материалы, ГСМ, запчасти.

Какие права имеет клиент при обращении в сервисный центр:

  • В сервисном центре вам не должны оказывать дополнительные услуги, о которых вы не договаривались, тем более, вы не обязаны их оплачивать;
  • СТО не имеет права заставлять вас приобретать детали, аргументируя это тем, что в противном случае они не смогут выполнить заказ;
  • Когда вы самостоятельно приобрели какие-то запчасти, но они не подходят или имеют плохое качество, персонал сервисного центра обязан вас известить об этом факте. Если вы попросили не выполнять замены до тех пор пока вы не найдете другого выхода, работы, соответственно будут приостановлены. Если исполнитель не предупредил владельца о данной ситуации, он не может использовать данный факт в своих целях. Предположим, что вы сами приобрели деталь для машины, но она оказалась некачественной. Никто вас об этом не проинформировал. Результатом недоговоренности стала новая поломка автомобиля. Понятно, что вы будете недовольны качеством ремонта и предъявите исполнителю претензии. Но СТО не сможет оправдать свои действия тем, что именно вы предоставили им некачественную деталь. Продолжая рассматривать предыдущий пример, стоит отметить, что если вы не прислушались к замечаниям мастеров по поводу плохого качества запчастей, о влиянии их установки на работу машины в целом, СТО может требовать расторжения договора на выполнение ремонтных работ;
  • Если в автосервисе были обнаружены дополнительные неисправности, которые могут стать угрозой вашей безопасности на дорогах, вас должны известить о данном факте. Вы получили информацию, но отказываетесь от дополнительных ремонтных работ, СТО обязана вписать во все возможные документы, относящиеся к ремонту данной машины, сведения об обнаруженных поломках. Записи должны быть подписаны исполнителем и вами.
  • Вполне законным является требование о составлении сметы. Ее необходимо изучить, подтвердить подписью и приложить к договору. Кстати если нет указаний на то, что смета приблизительная, она автоматически становится твердой. Твердая смета подразумевает ее неизменность, то есть, вы не можете ее уменьшить, а СТО – повысить. Хотя в некоторых ситуациях повлиять на размер сметы возможно, речь идет об увеличении стоимости запчастей, работы и других нюансах, которые было невозможно предусмотреть. В том случае, когда вы не соглашаетесь изменить твердую смету, СТО может расторгнуть ваш с ним договор через суд. Если исполнитель видит необходимость в увеличении сметы, он обязан вас предупредить. В случае вашего отказа сервис вправе расторгнуть договор. При этом его требование об оплате выполненных работ соответствует нормам закона. Когда вам не сказали, что смета будет превышена, они не могут требовать большей оплаты, чем указано в документе;
  • Сроки выполнения ремонтных работ не должны нарушаться;
  • Когда на машину были установлены новые детали, вам должны выдать справку-счет;
  • Ремонтники обязаны представить вам подробный отчет об использованных запчастях, материалах, прочее. Неиспользованные материалы возвращают клиенту или на них снижается цена;
  • Неисправные детали, которые были заменены на СТО, возвращаются клиенту;
  • В том случае, если вы недовольны качество выполненных работ, вы может требовать проведения специальной проверки. В данном случае оплачивает экспертизу автосервис. Если экспертиза докажет, что все выполненные работы имеют высокое качество, а исполнитель выполнил условия договора, расходы будут возложены на вас. Но если на проверке настаивали обе стороны, то они должны разделить расходы поровну;
  • Представляя для ремонта свои запчасти и материалы, СТО несет ответственность за их качество.

Далее будут рассмотрены основные правила исчисления сроков: определение даты их начала и их исчисление.

Обращаем внимание, что в случае если проблема с нарушением сроков ремонта возник между двумя юридическими лицами, Вам необходимо воспользоваться нашей услугой юрист в арбитражный суд.

Дата начала исполнения

Срок исполнения начинает исчисляться с момента, когда ТС было передано исполнителю для проведения обслуживания. Такая дата определяется в соответствии с документацией, которой были оформлены отношения с мастерской (заказ-наряд, как указано выше).

Срок проведения ремонта

Срок проведения ремонта автомобиля устанавливается в договоре между организацией и потребителем, где указывается точное количество дней.

При отсутствии в договоре указания на подобные сроки следует руководствоваться нормативами проведения ремонта транспортных средств, а также принципом разумности сроков. Следует отметить, что при отсутствии указания сроков ситуация с доказыванием превышения нормативных или разумных сроков обслуживания осложняется.

Максимальные сроки в некоторых случаях зависят в том числе от конкретных обстоятельств:

1) Максимальный срок гарантийного ремонта

Гарантийный ремонт не может продолжаться более 45 дней, согласно Закону о защите прав потребителей.

  1. Потребитель наделяется правом потребовать неустойку в размере 1% от стоимости ТС за каждый день превышения указанного предела.
  2. Клиент вправе осуществить возврат ТС продавцу и потребовать вернуть деньги за ТС.
  3. Штраф в размере 50% от всей присужденной суммы, в случае судебного разбирательства.

! Если ТС находится в ремонте более 30 дней за год (совокупно, по всем случаям устранения неисправностей), клиент также вправе вернуть деньги за ТС от продавца.

2) Максимальный срок при обращении в мастерскую за свой счет

Если отношения между физическим лицом и сервисом выстроены напрямую (без участия автосалонов, страховых, итд.), то сроки определяются на основании соответствующего договора (заказ-нряда и сопутствующей документации (смотрите выше)).

Сроки проведения работы должны быть установлены в договоре. Если таковые установлены не были, то следует руководствоваться принципом разумности и нормами, установленными в Положении о техническом обслуживании (подробнее смотрите ниже).

  • Неустойка в размере 3% от стоимости работ за каждый день просрочки исполнения;
  • Штраф в размере 50% от всей суммы спора, в случае судебного спора.

3) Максимальный срок ремонта по КАСКО и ОСАГО

Такой срок должен быть установлен в договоре страхования. Однако, даже если такой срок установлен не был, клиент вправе апеллировать к нормам, установленным Положению о техническом обслуживании (подробнее смотрите ниже).

Потенциально возможны следующие ситуации:

  1. Страховая не направляет на ремонт ((а) страховая обязан направить в течение 20 дней с момента получения всех документов по ОСАГО; и (б) в соответствии с договором страхования — по КАСКО);
  2. Сервис не принимает ТС, направленное страховщиком;
  3. Сервис не приступает к ремонту;
  4. Сервис не осуществляет ремонт в срок; и
  5. Назначенный сервисом срок, слишком велик.

Ответственность будет зависеть от вида страхования (ОСАГО или КАСКО), а также от того, кто нарушил обязательства (сервис или страховая). Каждый случай требует отдельного анализа, с учетом специфики договорных отношений.

В большинстве случаев ответственность наступает именно для страховой организации, так как юридически отношения оформлены таким образом, что клиент не имеет правоотношений с сервисом.

Ответственность наступает в виде обязанности выплатить неустойку в размере 3% от стоимости ремонта за каждый день просрочки его осуществления, а также в виде штрафа в 50% от всей суммы спора, если дело дойдет до суда.

Гарантийный срок на выполненные работы по ремонту автомобиля

Согласно Положению о техническом обслуживании сроки ремонта ТС не должны превышать следующие пределы:

  • ТО: 2 дня;
  • текущее обслуживание (без кузова): 10 дней;
  • капитальная починка двигателя: 2 дня;
  • окрашивание с удалением старых слоев: 15 дней;
  • окрашивания без удаления старых слоев: 10 дней;
  • полное окрашивание всего кузова с удалением старых слоев: 20 дней;
  • полное окрашивание всего кузова без удаления старых слоев: 15 дней;
  • работы по кузову и связанные с варкой: 20 дней;
  • работы по кузову и связанные с варкой работы повышенной сложности: 30 дней;
  • работы по кузову и связанные с варкой работы с окрашиванием: 35 дней; и
  • работы по кузову и связанные с варкой работы повышенной сложности с окрашиванием: 50 дней.

Время, за которое дилер должен исправить поломку, ограничено. На ремонт по гарантии ему дается 45 дней (согласно п.1 ст.20 закона о защите прав потребителей «Устранение недостатков товара изготовителем»). Если этот срок прошел, то недостаток признается существенным. Тогда по закону о защите прав потребителей можно отказаться от договора купли-продажи, требовать возврата денег или обмена автомобиля. Нужно учитывать, с какого времени дилер рассчитывает 45-дневный срок, потому что на практике с этим возникают проблемы, особенно если машину надо транспортировать в другой город.

Должны ли потребители уплачивать госпошлину по искам, связанным с нарушением их прав? Узнайте из материала «Судебная защита прав потребителей» в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Суд первой инстанции удовлетворил далеко не все требования истца – в частности, согласился с тем, что с продавца нужно взыскать неустойку за нарушение сроков устранения недостатков товара и компенсировать покупателю моральный вред, но расторгать договор купли-продажи и возвращать деньги гражданину он не стал. Суд обосновал свою позицию тем, потребитель вправе выбрать только один из указанных в законе способов защиты своего права. То есть, так же, как и в ранее рассмотренном деле, он решил, что если гражданин уже потребовал безвозмездно устранить недостатки товара – провести гарантийный ремонт, он не может одновременно отказаться от исполнения договора и потребовать возврата денег либо замены автомобиля. Именно таким образом суд истолковал положения ст. 18 закона о защите прав потребителей.

Спорным моментом также стало наличие существенного недостатка в автомобиле. Гражданин полагал, что сам факт превышения максимально допустимого срока для устранения недостатков уже свидетельствует о том, что недостаток является существенным. Из этого К. сделал вывод о том, что вправе требовать возврата уплаченной за автомобиль суммы. Суд же указал на недоказанность наличия в автомобиле существенного недостатка.

На стадии апелляции с выводами суда первой инстанции согласились.

Составить ее необходимо в двух экземплярах, один останется у вас. Проследите, чтобы на обеих копиях поставили подпись и печать – это свидетельство того, что их претензию приняли в работу.

В претензии вы можете указать, какую компенсацию хотите:

  • Устранение недостатков без дополнительной оплаты.
  • Уменьшение цены за работы.
  • Выполнение работы по устранению возникших недостатков без дополнительной оплаты.
  • Компенсация за то, что вы устраняете недостатки своими силами.

Для проверки, в чем истинная причина недостатков, автосервис может провести экспертизу.

Гарантия автосервиса на работы по ремонту автомобиля

В случае некачественного ремонта автомобилясотрудниками СТО, заказчик имеет право потребовать возмещение полученного ущерба, в виде безвозмездного ремонта или возврата денежных средств. Получить компенсацию можно тремя способами:

  • Подать претензию руководству автомастерской.
  • Подать жалобу в Роспотребнадзор.
  • Подать исковое заявление в суд.

Зачастую достаточно просто обратится к руководству автосервиса, чтобы решить возникшие проблемы, но в некоторых случаях, начальство отказывается возмещать ущерб и тогда приходиться принимать более серьезные меры.

Любое заявление необходимо подкреплять доказательствами, указывающими, что именно этот автосервис выполнял ремонт и по его вине образовалась поломка. В качестве основных доказательств выступают:

  • Гарантийный талон на обслуживание.
  • Чек оказания услуг.
  • Заказ-наряд, включающий все условия выполнения работы.

Помимо перечисленных доказательств, при составлении жалобы или иска к заявлению обязательно должно прилагаться акт независимой экспертизы.

Без предоставления заключения от независимого эксперта сложно доказать свою позицию в суде, поэтому перед составлением иска или жалобы необходимо поручить провести осмотр вашего транспортного средства независимому эксперту. Экспертиза позволит выявить:

  • Нарушения.
  • Причины поломки (вина автослесаря, некачественные запчасти и т.д.)
  • Стоимость проведения ремонта.
  • Затраты на устранение последствий некачественного оказания услуги.

На основе перечисленных выше данных, заказчик сможет потребовать от автосервиса компенсацию в размере суммы поломки.

Важно! Претензию можно писать без прикрепления акта независимой экспертизы, но при обращении в суд или Роспотребнадзор его наличие значительно повысить шансы на успех.

Независимая экспертиза должна проходить за счет СТО, но если автомастерская отказывается возмещать убытки, стоимость процедуры оплачивает заказчик. Потраченные средства будут компенсированы за счет ответчика, если заказчик выиграет дело в суде.

Если автосервис плохо отремонтировал автомобиль, первым действием заказчика должно стать составление претензии на имя руководства СТО. Этот вид заявления позволяет урегулировать конфликт без судебных разбирательств.

Для составления претензии имеются стандартные шаблоны, но при этом форма написания может быть абсолютно свободной. Претензия на имя руководства автомастерской составляется следующим образом:

  • Шапка. Указываем полное название предприятия, в котором выполнялся ремонт и его адрес, а также Ф.И.О заявителя и адрес его фактического проживания.
  • Первая часть. В начале претензии необходимо написать: дату заключения договора, марку и гос. номер автомобиля, а также номера кузова, двигателя и шасси. Следом необходимо указать оплаченную сумму и виды работ, которые обязывались выполнить сотрудники автосервиса.
  • Подробнее о нарушениях. В этой части необходимо указать, какие повреждения были выявлены в ходе работы автомобиля, после его починки на данном СТО.
  • Требования. Согласно статье 29 закона РФ о «Защите прав потребителей» заявитель может потребовать у станции тех. обслуживания: повторного ремонта, устранения повреждений или компенсацию за потраченные средства на ремонт своими силами.
  • Предупреждение. В завершении претензии можно указать, что если требования будут не удовлетворены, следующим шагом будет подача искового заявления в суд.
  • Приложения. К претензии можно прикрепить копии чека, заказ-наряда и заключения независимой экспертизы.

Полезно знать! Для написания более грамотной претензии, со ссылками на нормы законодательства и более убедительным языком, можно обратиться за помощью к юристу. Квалифицированный специалист поможет составить претензионное письмо так, чтобы убедить руководство не доходить до суда.

Ответ на отправленную претензию стоит подождать до 5 дней. Если по окончанию этого срока руководитель автосервиса не соизволит объявить о своем решении, это можно расценивать, как отрицательный ответ и обращаться в следующую инстанцию.

Суд является финальной инстанцией, в которую подается исковое заявление. Оформлением иска должен заниматься юрист или человек хорошо знакомый с юриспруденцией и способный юридически грамотно составить документ. Основными пунктами искового заявления, предусмотренными процессуальным законодательством, являются:

  1. Полное название суда.
  2. Ф.И.О и адрес проживания истца.
  3. Полное название автосервиса.
  4. Суть нарушения прав заявителя и его требования.
  5. Размер компенсации потраченных средств на ремонт автомобиля.
  6. Обстоятельства, побудившие подать исковое заявление.
  7. Доказательства, подтверждающие вину автосервиса.
  8. Требования истца.
  9. Список приложенных доказательств.
  10. Дата.
  11. Подпись истца или его представителя, действующего по доверенности.

Исходя из судебной практики, суд с автосервисом за некачественный ремонтпри наличии достаточной доказательной базы заканчивается в пользу истца.

Выиграв дело в суде, заявитель может взыскать с руководства автосервиса:

  • Полную стоимость ремонта.
  • Штраф в размере 50% от стоимости ремонта.
  • Неустойку в размере 3% от стоимости ремонта за каждый день просрочки, но не более стоимости ремонта.
  • Затраты на оплату услуг юристов.
  • Судебные издержки.

В итоге, истец может добиться компенсации, превышающей стоимость ремонта на 50-150%.

Для получения бесплатной юридической консультации, помощи в составлении заявлений и представительства в суде, вы можете обратиться в общество по защите прав потребителей «Правовой надзор». Специалисты помогут вам получить законную компенсацию за некачественный ремонт автомобиля.

Автовладельцы, желающие вернуть машину, обычно допускают такие ошибки:

  • обращаются с требованием одновременно к дилеру и производителю;
  • пишут взаимоисключающие требования или два и более требований;
  • не собирают заказ-наряды и идут «качать права» без доказательств;
  • передают машину на проверку качества или экспертизу, не зная, как при этом действовать;
  • начинают анализировать закон, пытаясь понять, что такое недостаток, и обращаются в суд, не имея на то никаких оснований.

До возврата автомобиля в салон вам нужно узнать:

  • как пользоваться машиной, чтобы не потерять гарантию (технические тонкости);
  • как правильно себя вести при подготовке машины к возврату (юридические тонкости);
  • что такое существенный недостаток автомобиля;
  • какой у вашего автомобиля срок гарантийного ремонта и что делать, если в ремонте отказали.

Обо всем этом я и расскажу ниже.

Рассмотрим 10 реальных примеров, когда автовладельцам отказывают в гарантийном ремонте и возврате автомобиля из-за неправильного использования.

1. Несвоевременное обращение в техническую службу.

2. Владелец не выполняет свои обязательства согласно регламенту, ТО или нарушает правила эксплуатации автомобиля.

3. Владелец решил починить свою машину в другом техцентре.

4. В ходе очередного ТО было обнаружено, что в машине появилась «чужая» деталь, и официальный дилер к ее установке никакого отношения не имеет.

5. ДТП (в этом случае необходимо обращаться сначала в страховую службу).

6. Автомобиль был поврежден по вине третьих лиц, в результате чего вышли из строя агрегаты, узлы и прочие крупные компоненты, без которых его эксплуатация невозможна.

7. Участие в гонках или превышение скоростных возможностей автомобиля, не предназначенного для активного стиля вождения (если это не спортивная машина).

8. Эксплуатация легкового автомобиля на тяжелом бездорожье.

9. Тяжелые климатические условия.

10. Повреждения автомобиля, связанные с природными катаклизмами.

Это неполный список, он может быть дополнен. И чтобы потом в суде можно было доказать свою правоту, нужно соблюдать правила обращения с автомобилем на гарантии.

В этом вам помогут несколько рекомендаций.

Правило № 1. Обязательно прочитайте руководство по эксплуатации автомобиля. Особенно ту часть, где написано о двигателе и коробке передач. Обратите внимание на правила эксплуатации и обслуживания узлов и элементов, которые не осматриваются при плановом ТО, но следить за которыми ваша обязанность.

Изучите требования производителя, соблюдение которых гарантирует выполнение им бесплатного ремонта. Например, для любого автомобиля есть такой пункт: осмотр лакокрасочного покрытия раз в год. Это должен делать владелец у дилера по заявлению. В сервисной книжке должно быть указано, что контроль проведен, дефекты лакокрасочного покрытия не выявлены. Только в этом случае вы сможете относительно легко доказать свою правоту в случае проявления производственных дефектов лакокрасочного покрытия автомобиля.

Имейте в виду: подобных требований производителя немало, причем они меняются с течением времени и в зависимости от пробега – за этим надо следить.

К каждому автомобилю в комплекте прилагается руководство по эксплуатации. Оно может называться сервисной или гарантийной книжкой. В нем написано, как пользоваться автомобилем, чтобы он не ломался, ну или хотя бы не ломался быстро. Неумелое обращение с ним или невыполнение требований эксплуатации может привести к поломке, которая не будет покрываться гарантией.

Приведу несколько примеров из практики.

Ко мне как-то обратились ребята-стритрейсеры на спортивных BMW. Они загоняли машины, и у них потек редуктор заднего моста. От производителя BMW они ничего скрывать не стали, так и написали – «разгоняли машины до 200 км/ч» и т.д. Естественно, это ведет к поломке автомобиля, а потому запрещено руководством по эксплуатации. В таком случае о его ремонте или возврате по гарантии речи быть не может.

Был случай, когда владельцы Peugeot вовремя не заливали масло, у них сломался двигатель, и они решили вернуть авто. В ходе предварительной экспертизы наш эксперт обнаружил, что двигатель сломался из-за неправильной эксплуатации.

Правило № 2. По возможности не экспериментируйте с тюнингом и дополнительным оборудованием.

Если вы хотите усовершенствовать автомобиль за счет дополнительного оборудования, лучше это делать у дилера. Он будет нести ответственность не только за выполненную работу и новые запасные части, но и за последствия, если автомобиль сломается из-за установленного им оборудования. Это важно, поскольку оно может стать причиной сбоя в работе основного оборудования.

Например, в моей практике был случай, когда сигнализация автомобиля Mitsubishi Outlander влияла на работу его электроники: не выключался или самопроизвольно включался ближний свет фар, и на парковке разряжался аккумулятор. Наш эксперт выехал в Москву, у официального дилера была проведена диагностика, дилер заменил блок управления, но неисправность появилась вновь. Во время повторного осмотра наш эксперт обратил внимание на то, что на задней стороне блока управления автомобилем был закреплен блок управления сигнализацией. Он предложил отключить сигнализацию и оставить машину на пару дней для теста. Проверка показала, что автомобиль перестал жить своей жизнью. Проблема была в том, что при активации сигнализации она давала сбой в фоновом режиме на блок управления автомобилем, а тот, в свою очередь, давал команду включить свет. По итогам данной экспертизы представительство марки всем дилерам и специализированным мастерским разослало бюллетень, в котором говорилось, что блок управления сигнализацией нельзя устанавливать на блок управления автомобилем. Так эта проблема была решена.

Правило № 3. Старайтесь не использовать приобретенные самостоятельно запчасти.

Авторизованный дилер и сервис продают их по завышенным ценам. И все же рекомендую покупать запчасти только у официального дилера, даже если их нет в наличии и ждать поставки долго. Иначе потом поломки в автомобиле сервис может обосновать использованием неоригинальной запчасти. Любое несанкционированное вмешательство в системы автомобиля и ремонт с использованием неоригинальных запасных частей могут привести к лишению гарантии.

Правило № 4. Не пользуйтесь неавторизованным сервисом.

Правило № 1. Любую передачу автомобиля в сервис сопровождайте письменным заявлением.

Заранее подготовьте заявление в двух экземплярах. В нем опишите недостаток автомобиля и потребуйте устранить его немедленно. Затем приезжаете в сервисный центр, на ресепшене передаете заявление и просите на втором экземпляре поставить дату подачи заявления, ФИО принявшего его сотрудника и подпись, печать.

Для тех, кому этот совет покажется странным («Все равно выдадут заказ-наряд, зачем еще и заявление писать?»), – объясняю. Вы расскажете о проблемах с автомобилем, а мастер-приемщик опишет их своими словами. И делать он это будет в интересах сервиса, а потому может изменить формулировку. Придется долго настаивать на том, чтобы он написал именно так, как вы сказали, но проще параллельно подать заявление.

Правило № 2. При обращении по гарантии заберите экземпляр своей заявки с датой ее принятия, даже если поломка несущественная.

Отдав в ремонт авто, не забудьте получить акт о приемке или заменяющий документ с описанием состояния автомобиля, подписью и печатью. С момента вашего обращения начинается отсчет времени, в течение которого должен быть выполнен гарантийный ремонт.

Правило № 3. Если автомобиль не едет, требуйте у дилера бесплатный эвакуатор.

Любой крупногабаритный товар и товар весом более 5 кг на ремонт и обратно должен доставляться силами и за счет дилера. И время, которое тратит дилер на транспортировку, входит в срок ремонта. А нарушение этого срока – повод для возврата авто. Про право требовать бесплатный эвакуатор написано в п. 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителей.

Правило № 4. При подтверждении гарантийности случая оставьте автомобиль на площадке у дилера до окончания ремонта.

При этом не забудьте зафиксировать даты, когда сдали и забрали автомобиль.

Нарушите это правило – дилер скажет, что вы ездили на ломаной машине, а значит, неверно ее эксплуатировали, либо что недостаток не мешал вам пользоваться машиной.

Правило № 5. Не забирайте автомобиль после ремонта без документов.

Когда сервис забирает автомобиль на ремонт, составляется акт приемки или заказ-наряд в двух экземплярах. Один из них остается у вас. Его могут потребовать при получении автомобиля после ремонта и обратно, скорее всего, не вернут. И неважно, как они это будут объяснять. Факт остается фактом: у вас на руках не останется документа, подтверждающего, с какой проблемой вы обращались в сервис.

Поэтому всегда сохраняйте заказ-наряды. Документы, которые вам выдают в сервисе, дополнительно фотографируйте. Если не дают заказ-наряд, сделайте хотя бы фото монитора, на который он выведен, – если там виден номер, можно будет его использовать.

После завершения ремонта вместе с автомобилем нужно будет забрать документы. В них должны быть указаны даты обращения в ТС, передачи машины в дилерский центр, устранения недостатков и возврата автомобиля, там же должна быть информация о поломках, замененных деталях и материалах, которые использовались для проведения ремонта.

И не верьте, что без заказ-наряда автомобиль выдать нельзя. Собственник вправе требовать возврата своего автомобиля, и для этого достаточно только паспорта. Как вариант: заранее сделайте копию заказ-наряда и потребуйте ее заверить подписью и печатью, только после этого можете отдать оригинал документа.

Приведу примеры диалога с дилером – вам точно пригодится.

Диалог с дилером перед сдачей автомобиля.

– Прошу выдать мне мой экземпляр заказ-наряда.

– Зачем он вам? Мы вам выдадим документ, но потом как будете забирать машину? (Возможен такой вариант: «Это внутренний документ. Поскольку ремонт гарантийный, плательщик не вы, а завод. Потому вам документы выдавать мы не должны»).

– А в чем проблема? Это мое право. Вы обязаны выдать мне заказ-наряд и акт приемки в соответствии с п. 18 Правил оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290.

Диалог с дилером перед получением автомобиля.

– Прошу вас выдать мне документы с информацией о дате обращения с требованием об устранении недостатков автомобиля, датах его передачи и устранения недостатков с их описанием, об использованных запчастях (деталях, материалах) и о дате выдачи автомобиля после ремонта.

– Зачем вам это? У нас вся информация хранится в базе. Не переживайте, она никуда не денется. В случае необходимости мы ее вам предоставим.

– Моя машина на гарантии. Мне важно знать, что вы продлили ее на то время, которое занял ремонт. Вы обязаны предоставить мне документы с перечисленными данными в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона о защите прав потребителей. Я не приму машину без них.

Правило № 6. После ремонта проверьте даты принятия и выдачи автомобиля в документах.

Даты эти должны соответствовать реальным. В противном случае требуйте их исправить. Ссылайтесь на свое заявление (см. правило № 1).

Заказ-наряд составляется при передаче автомобиля на ремонт. Поступившая позднее просьба продавца подписать новый наряд свидетельствует о том, что сервисный центр пытается избежать выплаты неустойки за нарушение сроков устранения недостатков.

«Подтасовка сроков» – любимая уловка дилеров. Приняли машину – указали дату приемки. Вернули машину владельцу, забрали старые документы и выдали новые. А по новым документам ремонт длился всего один день.

Правило № 7. Не подписывайте соглашение о продлении срока ремонта.

Гарантийный срок на ремонт автомобиля в автосервисе по закону

Снова обратимся к ст. 18 Закона о защите прав потребителей. По истечении 15 дней со дня покупки товара требования потребителя подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

  • обнаружение существенного недостатка товара;
  • нарушение установленного законом срока устранения недостатков товара – 45 дней;
  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Как видите, одно из оснований – это существенный недостаток, а два других основания касаются сроков. О том, что срок ремонта составляет максимум 45 дней, написано в ст. 20 Закона о защите прав потребителей. Я сразу вставил его для наглядности.

Вот в этих-то основаниях люди и путаются. Давайте разложим все по полочкам.

Определение этого понятия надежно спрятано в Законе о защите прав потребителей. Про существенный недостаток говорится в ст. 18 этого закона, а вот само определение содержится во введении к закону, поэтому его не все находят.

Закон описывает существенный недостаток через перечисление его видов:

  • неустранимый недостаток;
  • недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени;
  • недостаток, выявленный неоднократно;
  • недостаток, который проявляется вновь после его устранения.

Чтобы было проще понять, что все это значит, рассмотрим каждый вид отдельно.

Такой недостаток не может быть ликвидирован посредством проведения мероприятий с целью приведения автомобиля в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом.

Примерами неустранимого недостатка могут быть:

  • нарушение геометрии кузова, из-за чего невозможно правильно установить двери, багажник, стекла и т.п., а также отрегулировать развал-схождение, выставить углы установки колес (схождение-развал) и т.д.;
  • отверстие под люк автомобиля сделано с нарушением формы или технологии, из-за чего люк протекает или плохо закрывается/открывается;
  • некачественная окраска автомобиля. Неустранимым недостатком считают, например, появление коррозии. Дело в том, что покраска кузова, способная устранить коррозию, которая проводится в салонах и мастерских, отличается от заводской. Поэтому такой недостаток считается неустранимым. Встречаются дефекты окраски, исправить которые можно только очисткой кузова до голого металла. Например, если нарушили состав, очередность, технологию или условия нанесения слоев покрытия, перепутали полярность электродов при обработке кузова и вместо упрочнения покрытия получили обратный эффект.

Ко мне однажды обратился владелец автомобиля Škoda Superb. Дилер признал, что на заднем правом крыле были дефекты лакокрасочного покрытия производственного характера, и согласовал окраску по гарантии завода-изготовителя. Но тут есть тонкость: наши сервисы не умеют хорошо красить автомобили и, конечно, не восстановят вам заводское лакокрасочное покрытие. В чем это проявляется? Обязательно будут включения (сорины), риски, раковины, а также непрокрасы и ступеньки в случаях, когда потребуется сделать переход нового слоя краски к старому.

Проблемы с лакокрасочным покрытием характерны для таких марок авто, как: Kia/Huyndai – сорность, непрокрасы, раковины; Renault – коррозия задних арок, крышки багажника; Škoda/VW – сорность, вспучивание краски; Land Rover Range Rover – сорность; Ford – сорность, плохая адгезия; Mercedes – тонкий слой ЛКП, слабая износостойкость; китайские автомобили двух-, трехлетней давности – коррозия скрытых полостей.

Гарантия не распространяется (негарантийные случаи):

  • на естественный износ
  • на диагностические работы
  • на различного рода регулировки
  • на запчасти (узлы, агрегаты, материалы) заказчика
  • на запчасти (узлы, агрегаты), непредусмотренные к использованию изготовителем
  • на запчасти (узлы, агрегаты), приобретенные у нас, некорректно установленные не нами
  • на расходные материалы (технические жидкости, свечи, фильтры и т. п.)
  • на изнашиваемые детали (тормозные диски, колодки, диски сцепления, ремни и т. п.)
  • на любые механические повреждения, вызванные не нами
  • на б/у запчасти полностью не восстановленные или не отреставрированные нами
  • на частично восстановленные запчасти (узлы, агрегаты)
  • на перегорание электрических компонентов ТС не по нашей вине
  • на появившиеся дефекты (неисправности) из-за использования неподходящих технических жидкостей
  • на неисправности, вызванные несвоевременным устранением других неисправностей
  • на неисправности, вызванные агрессивной эксплуатацией ТС
  • на неисправности, вызванные вмешательством посторонних лиц в работу механизмов ТС
  • при нарушении правил эксплуатации ТС, заявленных заводом-изготовителем
  • при несоблюдении наших рекомендаций (по ремонту, обслуживанию, эксплуатации, уходу за ТС и т. п.)
  • на другие возникшие дефекты (неисправности), независящие от нас (ДТП, воздействие третьих лиц, агрессивная среда, повышенная нагрузка, пожар, наводнение и т. п.)
  • на любые другие запчасти (узлы, агрегаты), по которым мы не проводили ремонтные работы и прямо не приведшим к неисправностям (дефектам) других запчастей (узлов, агрегатов)

Авто на гарантии: вернуть деньги или добиться ремонта

Если наступил гарантийный случай, свяжитесь с нами любым доступным нам и удобным вам способом связи — личный приезд в сервис, телефон, мессенджер, электронная почта. Согласуем дату и время осмотра ТС, осмотрим и, если подтвердится наступление гарантийного случая, приступим к ремонтным работам.

При обращении по гарантии представьте документ, подтверждающий обслуживание в нашем сервисе, к примеру, договор или наряд-заказ, а также паспорт ТС.

Замененные по гарантии запчасти переходят в нашу собственность.

Если в результате проведения диагностики будет установлен факт нашей непричастности к выявленным неисправностям (дефектам), а равно их отсутствию, вы оплачиваете диагностику ТС.


  • Что входит в гарантийный ремонт автомобиля

  • Каковы сроки гарантийного ремонта автомобиля по закону

  • По каким причинам могут отказать в гарантийном ремонте автомобиля

  • Что делать, если вам незаконно отказали в гарантийном ремонте

Приобретая новый автомобиль, покупатель надеется на гарантийный период эксплуатации. Гарантия – это возможность бесплатно починить машину в случае ее неисправности. Однако существует огромное количество моментов, влияющих на этот процесс. Данная статья поможет разобраться, что же такое гарантийный ремонт автомобиля, в какие сроки он должен осуществляться и когда продавец может отказать владельцам транспортных средств в бесплатном ремонте.

В законе о защите прав потребителей прописано, что производитель автомобилей или его законный представитель должны обеспечивать исправную работу транспортных средств во время всего гарантийного срока эксплуатации, который указывается в договоре при покупке машины. Следует отметить, что условия гарантии у разных автодилеров могут сильно отличаться. Будьте готовы столкнуться с неполным перечнем узлов автомобиля и с различными сроками гарантийного обслуживания на них.

При покупке машины вам в пользование выдается договор купли-продажи и сервисная книга, которая регламентируется заводом, где был выпущен автомобиль.

Права владельцев машины указаны в статье 18 закона №2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992.

В ситуации, когда автомобиль ломается в течение 15 дней с момента покупки, владелец вправе вернуть его или заменить на новый, если по результатам экспертизы, которая проводится автосалоном, будет обнаружен производственный брак.

Что же такое гарантия? По сути, это то время, когда продавец обязан обеспечить гарантийный ремонт автомобиля в случае его неисправности. Чаще всего этот срок составляет 3 года, что обязательно прописывается в договоре купли-продажи.

Но в данном разделе речь пойдет о другом вопросе. В течение какого же периода времени автомобиль обязаны починить по гарантии? В законе все сроки четко прописаны, но, к сожалению, продавцы зачастую их нарушают.

Сроки гарантийного ремонта согласно ст. 20 ФЗ:

  • ремонт должен быть закончен в срок, установленный законом, если собственник и исполнитель не заключили договор с указанием иного временного периода;

  • ремонт может длиться до 45 суток.

Гарантийный срок на работу автосервиса

Бесплатная починка ТС может произведена только в том случае, если поломка связана с недоработками производителя. Если же машина стала неисправной из-за действий владельца, то претендовать на гарантийный ремонт не следует.

Существует два типа причин для отказа в гарантийном обслуживании:

  • законные;

  • незаконные.

Законным поводом для отказа в бесплатном ремонте является независимая экспертиза, по результатам которой выяснилось, что дефект ТС возник из-за неправильной его эксплуатации автовладельцем, третьими лицами или под воздействием какой-либо непреодолимой силы.

Есть ряд способов, которые могут помочь вам добиться бесплатной починки ТС по гарантии, но применять их нужно только в том случае, если вы на 100 % уверены в своей правоте. Следует сразу сказать, что пугать работников дилерского центра или угрожать им бессмысленно. Как правило, они сотрудничают с хорошими юристами, которые смогут обернуть ваши угрозы против вас.

В такой ситуации действовать нужно размеренно, уравновешенно и осознанно. Если дело дойдет до суда, будет необходимо найди профессионального адвоката.

Собственник имеет право отремонтировать авто самостоятельно, а после потребовать с продавца компенсирование понесенных расходов. Такая необходимость может быть оправданна, например, когда поломка произошла во время дальней поездки.

Закон и Положение не содержат обязанности владельца производить гарантийный ремонт только в установленных салоном автосервисах. Даже наличие соответствующего пункта в договоре не может запретить обратиться в другую мастерскую, но тогда обязанность по доказыванию, что устраненный недостаток был гарантийным, ложится на хозяина машины.

Возмещению подлежат следующие расходы:

  • стоимость запчастей и расходы, связанные с их доставкой;
  • стоимость расходников;
  • стоимость одноразовых приспособлений, необходимых для проведения работ;
  • цена, уплаченная автомобильной мастерской.

Все расходы должны быть документально подтверждены чеками на материалы, актами выполненных работ.

В условиях гарантии может быть установлена обязанность обращаться только в организации, имеющие право производить данные работы. Если окажется, что у сервиса отсутствует необходимое разрешение, дилер может отказать в возмещении расходов, а также снять дальнейшую гарантию на авто. При этом аккредитация продавца для сервиса не нужна, это требование незаконно.

Подтверждения, что произведенные работы включены в гарантию, может быть недостаточно для возмещения. Продавец имеет право произвести экспертизу квалифицированности ремонта, направленную на определение соответствия работ принятым стандартам. Отрицательное заключение будет основанием для отказа в возмещении расходов.

Гарантия на детали и агрегаты, замененные в стороннем сервисе, снимается.

Дополнительно владелец автомобиля может получить:

  1. Неустойку за превышение срока ремонта в размере 1% за день просрочки.
  2. Сумму, уплаченную за аренду авто, при просрочке возврата машины хозяину.
  3. Возмещение расходов на проведение экспертизы, если основанием был отказ дилера от гарантийного ремонта.
  4. Возврат денег за юридические услуги.
  5. Компенсации морального вреда в соответствии с нормами ГК РФ.
  6. Штраф с продавца, если разрешение конфликта происходит в суде. Сумма составит 50% от всех взысканных в пользу покупателя денежных средств.
  7. Замену автомобиля или возврат его стоимости.

Права водителя на территории… автосервиса

Согласно п. 3 ст. 5 Закона гарантия устанавливается временным отрезком или другими единицами измерения и начинается с даты покупки. Гарантийный срок не может быть меньше указанного в законодательстве и обычно составляет или 2 или 3 года или 100 тысяч км пробега. Во втором случае наступление одного из условий прекращает гарантийные обязательства.

Пункты 4.16.1 и 4.16.2 Положения указывают, что отказ будет законным, если:

  1. Закончен гарантийный срок.
  2. Владельцем установлены детали, не разрешенные производителем.
  3. Поставлено оборудование, не соответствующее оригинальному.
  4. Нарушены правила эксплуатации авто.
  5. Не пройдены обязательные ТО.
  6. Повреждение машины в результате ДТП или возгорания, если доказано, что причиной стал не производственный дефект. Авто после ДТП по вине изготовителя восстанавливается по гарантии, а не по КАСКО.
  7. Починку и разборку выполнила автомастерская без допуска.
  8. После обнаружения недостатка собственник продолжал пользоваться автомобилем.
  9. Машина принимала участие в гонках или используется как учебная.

Владелец может следить за обслуживанием своего авто и контролировать качество работ на основании Гражданского кодекса РФ. Допускается присутствие в производственных помещениях с соблюдением техники безопасности. По требованию сервисного центра необходимо пройти инструктаж и расписаться в соответствующем журнале.

В процессе работы автослесарь не обязан объяснять свои действия. Делать фото или видео можно, но снимать людей без их согласия нельзя.

Можно потребовать остановить работы и вернуть автомобиль, подписав необходимые документы.

Продолжительность выполнения гарантийного ремонта установлена статьей 20 Закона. Если срок не определен сторонами, то должен составлять минимальный период времени, необходимый для устранения поломки.

Время ремонта не может превышать 45 дней. Даже если покупатель подписал договор, в котором срок установлен больше, дилер обязан починить автомашину за 45 дней.

Продление возможно только при заключении соглашения сторон при наличии объективной причины. Основанием для продления не может быть отсутствие запчастей или оборудования.

В случае долгого устранения дефекта автомагазин в соответствии со статьей 23 Закона обязан выплатить неустойку в размере 1% от цены автомобиля.

На заметку: чтобы избежать уплаты неустойки, сервис может попросить подписать новый заказ-наряд или соглашение о продлении срока. При отсутствии объективных причин идти на такое не стоит.

При нарушении срока необходимо написать претензию дилеру, в которой должна содержаться следующая информация:

  • данные автовладельца;
  • данные машины;
  • сведения о гарантийном сроке на момент сдачи;
  • дата и место передачи;
  • требование о завершении ремонтных работ и об уплате неустойки;
  • реквизиты для перечисления денег.

К претензии необходимо приложить копию заказ-наряда. Документ вручается продавцу лично или направляется заказным письмом с описью вложения.

Если требование не будет удовлетворено, владелец может обратиться с заявлением в суд. В иске указывается информация из претензии и сведения об ответе. Дополнительно к неустойке можно потребовать возмещение расходов на аренду авто, работу юристов, взыскание штрафа и компенсацию морального вреда.

Официальные разъяснения по вопросу некачественного ремонта автомобиля

По результату полученной претензии страховая компания обязана организовать осмотр вашего автомобиля. Делается это по закону в течение 5 дней (пункт 5.3 Правил ОСАГО) – учитываются календарные дни, кроме праздничных нерабочих. То есть обычные суббота и воскресенье включаются в этот срок, а, к примеру, выходные на 1 мая, новогодние каникулы – уже нет. К осмотру, как правило, привлекается представитель автосервиса, в котором вам делали ремонт.

По окончании осмотра составляет соответствующий акт, который обязательно вручается вам на подпись и в котором указывается конкретное решение по результату:

  • если недостаток в срок гарантии признан гарантийным случаем, и его возможно устранить, то вам выдают новое направление на ремонт,
  • если устранить его невозможно, но признаны недоработки сервиса, то вам выплатят деньгами сумму, которая требуется по расчёту страховой по ОСАГО для восстановления этого недостатка,
  • последний вариант – это если недостатки не будут обнаружены, то есть страховщик и СТО сделают вывод, что всё сделано качественно, и откажут в возмещении.

В последнем случае оспорить такое решение вполне возможно, но уже придётся обращаться к финансовому уполномоченному и далее в суд.

Для начала разберемся в понятиях, чтобы не путать гарантийный срок и срок гарантийного ремонта.

Гарантийный срок – это период времени, в течение которого, в случае обнаружения потребителем недостатков товара, продавец обязан удовлетворить его требования, предусмотренные статьей 18 Закона о защите прав потребителей

Указанная выше статья включает в себя ряд требований, в том числе «безвозмездное устранение недостатков товара».

Гарантийный ремонт автомобиля – это удовлетворение требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков автомобиля в течение гарантийного срока.

Срок гарантийного ремонта автомобиля – это соответствующий Закону о защите прав потребителей промежуток времени между предъявлением требования об устранении недостатков автомобиля по гарантии и возвратом автомобиля после ремонта.

Статья 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает следующие сроки ремонта по гарантии:

  • Незамедлительно.Если при передаче машины нигде в документах не указана продолжительность ремонта, то по закону он должен быть произведен незамедлительно, то есть в минимальный необходимый срок.
  • Срок, согласованный дилером и автовладельцем в письменном виде Если у дилера нет возможности устранить недостатки незамедлительно, он может согласовать с вами необходимое ему время, например, в заказ-наряде. Обратите внимание, что оно не может превышать 45 календарных дней.

Рассмотрим несколько вариантов как вам могут предложить согласовать продолжительность ремонта.

Такие случаи редки, но встречаются.

Как мы говорили выше, если продолжительность ремонта не указана вовсе, то вам обязаны всё сделать незамедлительно. Если продолжительность указана, то должны ремонтировать не дольше.

Что делать: можно ничего не делать.

Очень часто дилер (автосервис), пользуясь незнанием потребителя, мелким шрифтом в заказ-наряде указывает 45 дней.

При этом на словах может быть озвучена меньшая продолжительность ремонта, а 45 дней – это просто максимум. Таким образом, дилер страхует себя от ответственности.

Что делать: изучить все документы, которые вам дают подписывать. Если вы в них видите 45 дней, можете смело их зачеркивать и писать, что ремонт осуществляется в соответствии со статьей 20 Закона о защите прав потребителей – незамедлительно.

Возможна такая ситуация, когда работники дилерской станции не дадут вносить изменения в заказ-наряд.

Что делать: написать в свободной форме заявление об устранении недостатков и вручить дилеру под роспись, а дубликат отправить почтой: ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Распространенным нарушением прав потребителей является установление срока гарантийного ремонта, превышающего 45 дней. Этого бояться не следует, так как такое соглашение не имеет никакой юридической силы.

Также может быть указано «45 рабочих дней». Это также является нарушением и не имеет силы, так как законом установлен срок в календарных днях.

Что делать: если вы вовремя заметили незаконные условия, то воспользуйтесь советами, приведенными выше. Если документы уже подписаны, то нужно руководствоваться общим правилом – срок ремонта не может превышать 45 дней.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *