Закон о трансфертном ценообразовании РК 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о трансфертном ценообразовании РК 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. К субъектам правоотношений, для которых цена сделки сформирована в соответствии с порядком (методикой) определения рыночной цены товаров, реализуемых в рамках соглашений о разделе продукции, включая сделки со сторонами, зарегистрированными в странах с льготным налогообложением, утвержденным Правительством Республики Казахстан до 30 июня 2012 года, методы определения рыночной цены, установленные настоящим Законом, не применяются.

При отклонении цены сделки от цены, сформированной в соответствии с порядком (методикой) определения рыночной цены товаров, реализуемых в рамках соглашений о разделе продукции, включая сделки со сторонами, зарегистрированными в странах с льготным налогообложением, корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится до цены, определяемой в соответствии с таким порядком (методикой).

2. Данная статья применяется к сделкам, заключенным с даты вступления в силу соглашения о разделе продукции.

О трансфертном ценообразовании

Сноска. В тексте статьи 11 слова «связано», «связан», «связаны» заменены соответственно словами «взаимосвязано», «взаимосвязан», «взаимосвязаны» Законом РК от 09.06.2010 № 288-IV (вводятся в действие с 01.01.2010).

Взаимосвязанными сторонами признаются физические и (или) юридические лица, имеющие особые взаимоотношения, оказывающие влияние на экономические результаты сделок (операций) между ними.

Такие особые взаимоотношения включают следующие условия:

1) одно лицо признается аффилиированным лицом другого лица;

2) лицо является крупным акционером, крупным участником (владеющим десятью и более процентами голосующих акций или долей участия) участника сделки;

3) лицо взаимосвязано с участником сделки договором, включая доверительное управление имуществом, в соответствии с которым оно вправе определять решения, принимаемые доверительным управляющим;

4) собственник имущества взаимосвязан с лицом, которому передано одно или несколько правомочий собственника имущества в отношении этого имущества (владение, пользование, распоряжение), в том числе на основании договора о доверительном управлении имуществом, в соответствии с которым собственник вправе определять решения, принимаемые таким лицом;

5) лицо является должностным лицом участника сделки или юридического лица, указанного в подпунктах 2), 3), 6) — 10) настоящей статьи, за исключением независимого директора;

6) юридическое лицо контролируется лицом, являющимся крупным акционером, крупным участником или должностным лицом участника сделки;

7) юридическое лицо, по отношению к которому лицо, являющееся крупным акционером, крупным участником или должностным лицом участника сделки, является крупным акционером, крупным участником, имеющим право на соответствующую долю в имуществе;

8) юридическое лицо, по отношению к которому участник сделки является крупным акционером, крупным участником, имеющим право на соответствующую долю в имуществе;

9) юридическое лицо совместно с участником сделки находится под контролем третьего лица;

10) лицо самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами владеет, пользуется, распоряжается десятью и более процентами голосующих акций или долей участия участника сделки либо юридических лиц, указанных в подпунктах 2), 3), 6) — 9) настоящей статьи;

11) физическое лицо является близким родственником (родитель, сын, дочь, усыновитель, усыновленный, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук), а также свойственником (брат, сестра, родитель, сын или дочь супруга (супруги) физического лица, являющегося крупным акционером, крупным участником либо должностным лицом, за исключением независимого директора участника сделки;

12) два доверительных управляющих взаимосвязаны между собой, если одно и то же лицо является учредителем доверительного управления по обоим договорам доверительного управления имуществом и имеет возможность определять решения, принимаемые ими;

13) доверительный управляющий и организация, в которой учредитель доверительного управления является крупным акционером либо крупным участником (владеющим десятью и более процентами голосующих акций или долей участия), если учредитель доверительного управления имеет возможность определять решения, принимаемые доверительным управляющим;

14) доверительный управляющий по одному договору доверительного управления имуществом и выгодоприобретатель по другому договору доверительного управления имуществом признаются взаимосвязанными, если учредителем доверительного управления по обоим договорам доверительного управления имуществом является одно и то же лицо, которое имеет возможность определять решения, принимаемые доверительным управляющим;

15) участниками сделок применяется цена сделки, по которой имеется отклонение от рыночной цены с учетом диапазона цен, по данным одного из уполномоченных органов.

1. В целях определения рыночной цены используется один из следующих методов:

1) метод сопоставимой неконтролируемой цены;

2) метод «затраты плюс»;

3) метод цены последующей реализации;

4) метод распределения прибыли;

5) метод чистой прибыли.

2. При невозможности применения метода сопоставимой неконтролируемой цены последовательно применяется один из методов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

1. При использовании метода «затраты плюс» рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как сумма произведенных затрат (расходов) и наценки.

2. Для определения затрат (расходов) учитываются затраты (расходы) на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров (работ, услуг), затраты (расходы) по транспортировке, хранению, страхованию и иные затраты (расходы). Наценка определяется таким образом, чтобы обеспечить средний диапазон сложившихся для данной сферы деятельности норм рентабельности, который рассчитывается исходя из диапазона норм рентабельности в сопоставимых экономических условиях.

3. Рентабельность для данной сферы деятельности определяется на основании данных органов государственной статистики Республики Казахстан, органов государственных доходов и других источников информации.

Метод цены последующей реализации — метод, при котором рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как разность между ценой, по которой такие товары (работы, услуги) реализованы покупателем при последующей реализации (перепродаже), и подтверждаемыми затратами (расходами), понесенными покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары (работы, услуги), а также его маржой. При этом маржа должна соответствовать диапазону маржи.

Трансфертное ценообразование 2021: как избежать налоговых рисков

Метод распределения прибыли определяет прибыль от сделки, которая должна быть распределена между участниками сделки.

Такая прибыль распределяется между участниками сделки в соответствии с экономическим обоснованием, функциональным анализом, соглашениями, принятыми в соответствии с принципом «вытянутой руки» и на основе прибыли, которую получили бы эти компании, если бы они были независимыми.

Метод чистой прибыли основывается на определении чистого дохода, который получили бы от этой сделки независимые стороны в сопоставимых экономических условиях.

Чистый доход определяется с учетом одного из следующих показателей, которые сформировались по данным бухгалтерского учета:

1) остаточная стоимость активов;

2) объем реализации;

3) затраты.

Трансфертное ценообразование: как избежать налоговые риски. Судебная практика и новое в законодательстве. Семинар в Москве + Онлайн-трансляция

По итогам семинара слушатели смогут самостоятельно выбирать методы обоснования цен в сделках, производить поиск сопоставимых компаний (бенчмарки), познакомятся с подходами по подготовке защитной документации, а также узнают тренды и планы по налоговой политике в области ТЦО на 2021–2022 годы.

Бухгалтерский учет и налоги

К списку статей

Понятия трансфертного ценообразования в России не существовало вплоть до 2012 года, когда впервые в Налоговом кодексе появились статьи, регулирующие способ установки цен между взаимозависимыми лицами и налогообложении таких сделок. Хотя в мировой практике, ТЦО известен с 60-х годов прошлого века и родом оно из Америки. В то время еще и не существовало самого определения ТЦО, однако действовал закон, регулирующий порядок налогообложения сделок по ценам, отличающимися от рыночных по сделкам между компаниями одного холдинга.

  • 1 Расчет себестоимости Расчет себестоимости – очень сложный процесс. Важно �… 17.03.2020 • Ольга Воробьева
  • 2 PEST-анализ: что это такое и как его провести на примерах Стратегический менеджмент – это работа с неопределе�… 23.08.2019 • Евгения Чернова
  • 3 Анализ финансовых результатов деятельности компании: пошаговый алгоритм Анализ финансовых результатов деятельности предприя… 31.01.2020 • Ольга Воробьева
  • Дополнительный контроль вводится относительно сделок, отличающихся следующими характеристиками:

    • Операции между сторонами, которые зависят друг от друга (в том числе с участием сторонника).
    • Операции между российскими фирмами и представительствами других стран.
    • Сделки, совершаемые на внешнем рынке с биржевой продукцией (к ней относятся, к примеру, металлы). Дополнительная проверка осуществляется только тогда, когда годовая выручка фирмы превышает 60 млн рублей.
    • Один из контрагентов находится в зоне со льготным налогообложением.
    • Для одного из контрагентов действует налоговая ставка 0%.
    • Сделка осуществляется с участием субъекта, который добывает природные ресурсы и перечисляет средства в казну НДПИ.
    • Операции между сестринскими фирмами, если доля их участия в головной фирме равна 25% и более.
    • Сделки между субъектом и его гендиректором.
    • Операции между предприятиями, гендиректор в которых – это один и тот же человек.

    Могут существовать и другие основания для проверок. Однако все они должны подтверждаться законом. Контроль осуществляется только тогда, когда сумма сделки превышает определенный уровень. Как правило, это 60-100 млн рублей.

    ТЦ предполагает расчет стоимости на основании цен, установленных между взаимозависимыми лицами. Но что понимается под взаимозависимыми лицами? Это компании, которые могут воздействовать на финансовые показатели друг друга. На такие фирмы обращается особый контроль со стороны налоговых органов, так как они имеют возможности для снижения фискальной нагрузки и выведения прибыли из-под обложения налогами.

    Взаимосвязанные лица могут воздействовать на следующие показатели друг друга:

    • Стоимость сделок.
    • Размеры дохода и прибыли.
    • Иные экономические параметры.

    Взаимосвязанность лиц определяется по следующим принципам:

    • Прямое или косвенное участие ФЛ или ЮЛ в капитале компании, составляющее не меньше 25%.
    • Родственная связь между ФЛ.
    • Наличие должностной подчиненности.

    Если присутствуют прочие признаки взаимосвязанности, налоговый органы вправе обратиться в суд и установить их. Признаки могут быть признаны компаниями в добровольном порядке.

    На компании, формирующие трансфертные цены, возлагаются следующие обязанности:

    • Ежегодное направление в ФНС о сделках, подлежащих дополнительному контролю. Уведомление нужно направить до 20 мая следующего периода.
    • По запросу налоговых органов компания должна предоставить все документы по совершаемой сделке.

    Компанию могут в любой момент проверить на предмет объективности ценообразования.

    Принцип применения способа цены последующей продажи и затратного метода кроется в том, что в этом случае происходит сопоставление рыночного интервала рентабельности независимых лиц с валовой рентабельностью, приобретенной вследствие сделки с лицом, которое зависит от компании.

    К примеру, компания закупает продукцию у взаимозависимого лица и продает ее в дальнейшем независимому лицу. В этой ситуации актуален метод цены последующей реализации. В его рамках проверяется получение дистрибьютором валовой рентабельности (ВР), объективность закупочных цен. Полученное значение нужно сравнить с ВР независимых дистрибьюторов. Если ВР в рамках сделки находится внутри рыночного интервала, закупочная стоимость признается рыночной.

    Затратный метод подразумевает анализ не закупочных цен, а стоимостей при продаже. Нужно сравнить ВР трат с рыночным интервалом независимых лиц.

    Перечисленные методы применяются достаточно редко. Связано это с тем, что компании достаточно сложно отыскать данные о ВР независимых лиц. Кроме того, сравниваемые сделки должны быть сопоставимыми.

    Добро пожаловать на портал Ирис!

    Данный способ применяется крайне редко. Связано это с тем, что он очень сложен. Суть его заключается в перераспределении прибыли всех участников операции пропорционально функциям, которые ими исполнялись. При распределении можно ориентироваться на особенности распределения между независимыми участниками в рамках сопоставимой сделки.

    Источники получения сведений

    ТЦ предполагает использование определенного перечня данных. Нужные сведения можно брать из таких источников, как:

    • Данные о ценах фондовых и товарных бирж.
    • Таможенная статистика.
    • Информация, размещенная на государственных ресурсах.
    • Сведения, полученные информационно-ценовыми организациями.
    • Данные о сопоставимых операциях, уже проведенных субъектами.
    • Финансовая и статистическая отчетность.
    • Заключение, полученное от независимых оценщиков.

    Также предприятие имеет право использовать прочую информацию, которая нужна для адекватного ценообразования.

    ВНИМАНИЕ! Используемые источники должны быть проверяемыми. Требуется это для обеспечения возможности проверки адекватности ТЦ.

    Управлением ТЦ занимается налоговая служба. Управление необходимо для решения следующих задач:

    • Обеспечение работы по проверке установленных цен со стороны местных налоговых органов.
    • Анализ и оценка процессов, происходящих на рынке.
    • Контроль над соблюдением закона страны.
    • Рассмотрение заявлений, касающихся соглашений о ценообразовании.
    • Формирование предложений по улучшению законодательства в рассмотренной области.
    • Информирование предприятий о нововведениях.
    • Обеспечение стабильной работы контролирующих органов.

    Налоговые органы вправе совершать проверку компаний, запрашивать необходимые документы. На основании совершенной проверки выписываются штрафы.

    В соответствии с изменениями в Закон, МГ – совокупность лиц, являющихся участниками МГ, включая материнскую компанию такой МГ, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

    • лица связаны между собой посредством контроля и (или) участия;
    • в группу лиц, входит хотя бы один резидент Казахстана, либо лицо, осуществляющее в Казахстане предпринимательскую деятельность через структурное подразделение, постоянное учреждение;
    • в их отношении составляется консолидированная финансовая отчетность либо финансовая отчетность которых не учитывается при составлении консолидированной финансовой отчетности исключительно в силу размера или существенности данных в соответствии с МСФО, принимаемыми фондовыми биржами для допуска ценных бумаг к торгам. Важно, что диапазон участников МГ достаточно широк и включает в себя большинство дочерних компаний / филиалов / постоянных учреждений МГ в Республике Казахстан.

    Обязанность по представлению межстрановой отчетности возлагается на одного из следующих участников МГ:

    • материнскую компанию, которая является резидентом Казахстана;
    • уполномоченного участника (если материнская компания предоставила такому участнику полномочия по представлению межстрановой отчетности);
    • резидента Казахстана или нерезидента, осуществляющего предпринимательскую деятельность в Казахстане через структурное подразделение, постоянное учреждение, по требованию уполномоченного органа при соблюдении определенных условий (например, материнская компания не имеет или не исполнила обязательство по представлению межстрановой отчетности согласно законодательству зарубежной юрисдикции ее резидентства или такая юрисдикция не имеет действующего международного договора с Казахстаном, предусматривающего обмен информацией по вопросам налогообложения, либо такой договор не выполняется).
    • при условии, что размер выручки по консолидированной финансовой отчетности МГ за финансовый год, непосредственно предшествующему отчетному финансовому году, составляет не менее суммы:
      • эквивалентной 750 миллионам евро – в случае, если материнская компания МГ является резидентом Казахстана;
      • установленной законодательством иностранного государства, резидентом которого является материнская компания или уполномоченный участник – в случае, если материнская компания или уполномоченный участник не является резидентом Казахстана.

    Межстрановая отчетность за отчетный финансовый год представляется в уполномоченный орган участником МГ не позднее 12 месяцев, следующих за отчетным финансовым годом или со дня получения участником МГ требования о представлении межстрановой отчетности.

    Важно отметить, что положения Закона о межстрановой отчетности вводятся ретроспективно и действуют с 1 января 2016 года.

    При этом, такая отчетность представляется за 2016 год до 1 января 2018 года.

    Разъяснение норм Закона «О трансфертном ценообразовании

    Обязанность по представлению основной отчетности по требованию уполномоченного органа возлагается на следующих участников МГ, которыми в отчетном финансовом году совершались сделки, подлежащие контролю согласно статьи 3 Закона:

    • материнскую компанию, которая является резидентом Казахстана;
    • уполномоченного участника (в случае предоставления такому участнику полномочия по подаче основной отчетности);
    • резидента Казахстана, не являющегося материнской компанией или уполномоченным участником;
    • нерезидента, осуществляющего предпринимательскую деятельность в Казахстане через структурное подразделение, постоянное учреждение, если материнская компания или уполномоченный участник не является резидентом Казахстан.

    при условии, что размер выручки по консолидированной финансовой отчетности МГ за финансовый год, непосредственно предшествующий отчетному финансовому году, составляет не менее суммы, установленной для обязательства по межстрановой отчетности.

    Основная отчетность за отчетный финансовый год представляется в уполномоченный орган участником МГ не позднее 12 месяцев со дня получения участником МГ требования о представлении основной отчетности.

    Положения Закона по основной отчетности вступают в силу с 1 января 2019 года.

    Важно

    • положения Закона охватывают широкий диапазон участников МГ, и уполномоченный орган при соблюдении вышеуказанных условий вправе истребовать основную отчетность у любой дочерней компании / филиала / постоянного учреждения МГ в Казахстане, соответствующей вышеизложенным условиям.

    Обязанность по представлению местной отчетности возлагается на следующих участников МГ, осуществляющих в отчетном финансовом году сделки,
    подлежащие контролю согласно Закону:

    • материнскую компанию, которая является резидентом Казахстана;
    • уполномоченного участника (в случае предоставления такому участнику полномочия по представлению местной отчетности);
    • резидента Казахстана, не являющегося материнской компанией или уполномоченным участником;
    • нерезидента, осуществляющего предпринимательскую деятельность в Казахстане через структурное подразделение, постоянное учреждение.

    при условии, что размер выручки по консолидированной финансовой отчетности МГ за финансовый год, непосредственно предшествующему отчетному финансовому году, составляет не менее пятимиллионнократного месячного расчетного показателя.

    Местная отчетность за отчетный финансовый год представляется в уполномоченный орган участником МГ на ежегодной основе не позднее 12 месяцев, следующих за отчетным финансовым годом.

    Положения Закона по местной отчетности вступают в силу с 1 января 2019 года.

    Номер документа: 67-IV ЗРК
    Дата принятия: 05/07/2008
    Состояние документа: Действует
    Начало действия документа: 01/01/2009
    Органы эмитенты: Парламент

    Текущая редакция принята: 29/06/2020 документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения… № 352-VI ЗРК от 29/06/2020
    Вступила в силу с: 11/07/2020


    Редакция от 02/04/2019, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития… № 241-VI ЗРК от 02/04/2019
    Вступила в силу с: 14/04/2019


    Редакция от 26/12/2017, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного… № 124-VI ЗРК от 26/12/2017
    Вступила в силу с: 01/01/2018


    Редакция от 25/12/2017, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения № 122-VI ЗРК от 25/12/2017
    Вступила в силу с: 01/01/2018


    Редакция от 29/10/2015, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам… № 376-V ЗРК от 29/10/2015
    Вступила в силу с: 01/01/2016


    Редакция от 07/11/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего… № 248-V ЗРК от 07/11/2014
    Вступила в силу с: 19/11/2014


    Редакция от 29/09/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения… № 239-V ЗРК от 29/09/2014
    Вступила в силу с: 13/10/2014


    Редакция от 13/01/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закрепления… № 159-V ЗРК от 13/01/2014
    Вступила в силу с: 26/01/2014


    Редакция от 05/12/2013, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения № 152-V ЗРК от 05/12/2013
    Вступила в силу с: 01/01/2014


    Редакция от 05/07/2011, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пересмотра… № 452-IV ЗРК от 05/07/2011
    Вступила в силу с: 14/10/2011


    Редакция от 06/01/2011


    Редакция от 22/06/2012, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам магистрального… № 21-V ЗРК от 22/06/2012
    Вступила в силу с: 01/01/2009

    Постановление Правительства Республики Казахстан «Об установлении цены сделок по реализации газа на экспорт»

    Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного…»

    Приказ Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Правил заключения Соглашения по применению трансфертного ценообразования»

    Приказ Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Инструкции по детализации методов определения рыночной цены и порядка корректировки…»

    Приказ Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Правил о порядке взаимодействия уполномоченных органов при проведении контроля по…»

    Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Перечня официально признанных источников информации о рыночных ценах»

    Постановление Правительства Республики Казахстан «Об установлении цены сделок, осуществляемых по взаимообмену газом»

    • сегодня
    • неделя
    • месяц
    • Основания уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и(или) других обязательных платежей в бюджет организацийОснования уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и(или) других обязательных платежей в бюджет организаций
    • Право на обжалование решений и действий (бездействия) органов предварительного расследованияПраво на обжалование решений и действий (бездействия) органов предварительного расследования

    03 Июнь 2020

    regulyarka-vhl-«torpedo»-vpervye-vyshlo-na-pervoe-mesto

    kto-ugadal-kurs-v-avguste

    v-prikreplenii-k-poliklinikam-mogut-otkazat

    foto-na-pamyat

    beton-shtopanyj-chast-chetvertaya-uvlazhnennaya

    Компании, работающие на международных рынках, сталкиваются с таким явлением, как трансфертное ценообразование, и Россия здесь не является исключением. Поскольку Закон о Трансфертном Ценообразовании в России претерпел изменения и вступил в силу с 1 января 2012 г., компаниям с дочерними предприятиями в России настоятельно рекомендуется принять во внимание данные изменения. В целом основанные на Модели Конвенции ОЭСР, новые положения трансфертного ценообразования значительно отличаются от предшествующей практики.

    Особенности трансфертного ценообразования

    SCHNEIDER GROUP – 500 экспертов, офисы в восьми странах, ваш универсальный партнер.

    SCHNEIDER GROUP помогает своим международным клиентам выйти на рынок, предлагает консультирование и услуги бэк-офиса, необходимые им для создания и развития своего бизнеса в Армении, Беларуси, Казахстане, Польше, России, Украине и Узбекистане.

    К числу предлагаемых нами услуг относятся: разработка стратегий выхода на рынок, услуги в области бухгалтерского учета и отчетности, консультации по налоговым вопросам, импорт, услуги по внедрению ERP-систем (1C, SAP und Microsoft Dynamics NAV), правовая поддержка в разрешении споров, а также консультации по широкому спектру юридических вопросов, в том числе в областях комплаенса, миграционного, трудового, договорного и корпоративного права.

    SCHNEIDER GROUP – ваш универсальный партнер в русскоговорящих странах и Польше.

    В гл. 14.1 определены понятие и категории взаимозависимых лиц, а также приведен механизм расчета доли участия одной организации в другой (либо же физического лица в организации).

    Определение взаимозависимых лиц схоже с определением, которое представлено в Модельной конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал. В частности, лица признаются взаимозависимыми, если особенности отношений между ними могут оказать влияние на условия или результаты заключенных сделок либо экономические результаты деятельности этих лиц. При этом для признания взаимозависимости учитывается не только участие одного лица в капитале других лиц или состав органов управления, но и наличие соглашений между ними, а также иные факторы, которые предоставляют возможность повлиять на решение контрагента. Исключение составляют случаи влияния на условия или результаты сделок в силу преимущественного положения одной из сторон сделки на рынке или иных подобных обстоятельств — такое влияние само по себе не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.

    Закон значительно расширил список взаимозависимых лиц по сравнению с действующей редакцией ст. 20 Налогового кодекса РФ, включив в него, например, организации с общим составом исполнительного органа или совета директоров. Основным критерием, однако, остается доля прямого или косвенного участия одной организации в другой. При этом, если согласно действующей ст. 20 Налогового кодекса РФ для признания сторон взаимозависимыми размер такого участия должен составлять более 20%, Законом N 227-ФЗ доля участия увеличена до 25%.

    Как и в настоящий момент, стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми и по решению суда, если доказано наличие влияния на условия или результаты сделок в силу отношений между этими сторонами.

    В гл. 14.2 определены основные положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами, особенности признания цен рыночными, критерии сопоставимости сделок. Кроме того, обозначены перечень информации, которая может быть использована для целей сопоставления условий сделок, и особенности определения рыночных цен в сделках, в отношении которых предусмотрено регулирование цен.

    Закон устанавливает особенности признания цен рыночными при применении регулируемых цен. По общему правилу регулируемые цены признаются рыночными. Однако в случае установления минимальной и (или) максимальной предельной цены, ограничений на надбавки к ценам, скидки к ним, а также иных ограничений на размеры рентабельности или прибыли по сделкам необходимо соотносить применяемые цены с интервалом фактически сложившихся на рынке цен (рентабельности) с учетом особенностей расчета интервала, установленных Законом N 227-ФЗ.

    В гл. 14.3 рассмотрены общие положения о методах, используемых при определении рыночных цен, порядок расчета интервала рентабельности, подробно описаны способы и условия применения всех методов. По сравнению с действующей ст. 40 Налогового кодекса РФ, количество методов увеличено до пяти, и они более приближены к методам, рекомендованным ОЭСР. В частности, Законом N 227-ФЗ установлены следующие методы трансфертного ценообразования в целях налогообложения: метод сопоставимых рыночных цен (СРЦ), цены последующей реализации, затратный, сопоставимой рентабельности и распределения прибыли.

    Приоритет по-прежнему отдается методу СРЦ. В отношении остальных будет действовать принцип выбора «лучшего метода», т.е. такого, который с учетом фактических обстоятельств и условий сделки позволит сделать наиболее обоснованный вывод о соответствии примененной цены рыночным ценам. При этом метод распределения прибыли предполагается использовать при невозможности применения других методов или наличии иных оснований.

    Если указанные методы не позволяют определить, соответствует ли примененная цена рыночной, такое соответствие может быть определено исходя из независимой оценки рыночной цены предмета сделки, но только в случае осуществления разовых сделок.

    Как упоминалось ранее, для применения метода СРЦ теперь достаточно наличия хотя бы одной сделки, при условии что продавец не занимает доминирующее положение на соответствующем рынке. Законом также предусматриваются специальные правила для поиска сопоставимых цен (сделок) на нефть и нефтепродукты, товары, являющиеся предметом мировой биржевой торговли, и товары, которые не являются предметом мировой биржевой торговли, но цены на которые привязаны к котировкам на такие товары.

    Затратный метод будет заключаться в сравнении валовой рентабельности затрат тестируемого лица (продавца товаров, работ, услуг) с интервалом валовой рентабельности, определенным на основании анализа сопоставимых организаций.

    Метод сопоставимой рентабельности

    Метод сопоставимой рентабельности (МСР) может использоваться, в частности, в случае невозможности обеспечить достаточную сопоставимость данных бухгалтерского учета, на основе которых можно достоверно определить интервал рентабельности методом цены последующей реализации и затратным методом. При применении данного метода тестироваться должна компания, которая в сравнении со второй стороной сделки осуществляет меньше функций, принимает меньшие экономические (коммерческие) риски и не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень рентабельности.

    Для целей применения данного метода могут использоваться, в частности, следующие показатели рентабельности: рентабельность продаж, валовая рентабельность коммерческих и управленческих расходов (если перепродавец несет незначительные коммерческие риски), рентабельность затрат и рентабельность активов.

    При использовании МСР разрешается применение других показателей рентабельности, при условии что их использование является обоснованным с точки зрения функционального анализа.

    К контролируемым сделкам будут относиться в основном сделки между взаимозависимыми лицами и отдельные виды сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. В отношении сделок в области внешней торговли к контролируемым сделкам будут относиться:

    • все сделки с взаимозависимыми лицами (без ограничений);
    • сделки с третьими лицами, предметом которых являются товары мировой биржевой торговли, входящие в состав следующих товарных групп: нефть и нефтепродукты, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни, при условии что сумма доходов по сделкам превышает 60 млн руб.;
    • сделки, совершаемые с третьими лицами, находящимися в государствах (на территориях), входящих в так называемый черный список, утверждаемый Минфином России, при условии что сумма доходов по сделкам превышает 60 млн руб.

    Согласно Закону документация, обосновывающая рыночный уровень цен (рентабельности) для целей налогообложения, и соответствующие уведомления должны быть подготовлены в отношении всех контролируемых сделок. Данное требование до 1 января 2014 г. применяется в случаях, когда сумма доходов от всех контролируемых сделок, совершенных налогоплательщиком в календарном году с одним лицом, превысит 100 млн руб. в 2012 г. или 80 млн руб. в 2013 г.

    Налоговый орган может запросить документацию у налогоплательщика не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (с учетом вступления Закона в силу 1 января 2012 г. — не ранее 1 июня 2013 г.). Налогоплательщик должен будет представить документацию в течение 30 дней со дня получения запроса от налогового органа.

    Законом предусмотрен ряд исключений, в которых отсутствует обязанность подготавливать документацию, в частности:

    • если цены применяются в соответствии с предписаниями антимонопольных органов или цена является регулируемой;
    • при осуществлении сделок с третьими лицами;
    • при сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
    • в случае заключения соглашения о ценообразовании.

    Налогоплательщик, который участвует в контролируемой операции, должен определять объем его налогооблагаемой прибыли в соответствии с принципом «вытянутой руки».

    Объем налогооблагаемой прибыли, полученной налогоплательщиком, который участвует в одной или более контролируемых операциях, считается соответствующим принципу «вытянутой руки», если условия указанных операций не отличаются от условий, применяемых между несвязанными лицами в сопоставимых неконтролируемых операциях.

    Если условия в одной или более контролируемых операциях не соответствуют принципу «вытянутой руки», прибыль, которая была бы начислена налогоплательщику в условиях контролируемой операции, что соответствует указанному принципу, включается в налогооблагаемую прибыль налогоплательщика.

    Условия, при которых хозяйственные операции признаются соответствующими принципу «вытянутой руки»:

    • если цены (наценки) на товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию согласно законодательству, цена считается соответствующей принципу «вытянутой руки», если она установлена ​​в соответствии с правилами такого регулирования. Это положение не распространяется на случаи, когда устанавливается минимальная (максимальная) цена (наценка) продажи или индикативная цена. В таком случае цена операции, что соответствует принципу «вытянутой руки», определяется в соответствии с настоящей статьей, но не может быть меньше минимальной цены (наценки) или индикативной цены и большей максимальной цены (наценки)
    • если во время совершения сделки обязательным является проведение оценки, стоимость объекта оценки является основанием для установления соответствия принципа «вытянутой руки» для целей налогообложения;
    • в случае проведения аукциона (публичных торгов), обязательность проведения которого определена законом, условия, которые сложились по результатам такого аукциона (публичных торгов), признаются соответствующими принципу «вытянутой руки»;
    • если продажа (отчуждение) товаров, в том числе имущества, переданного в залог заемщиком с целью обеспечения требований кредитора осуществляется в принудительном порядке согласно законодательству, условия, сложившиеся во время такой продажи, признаются соответствующими принципу «вытянутой руки».

    Установление соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» проводится по методам, определенным пунктом 39.3 статьи 39 НКУ, с целью проверки правильности, полноты начисления и уплаты налога на прибыль предприятий.

    Установление соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» осуществляется по одному из таких методов:

    а) сопоставимой неконтролируемой цены (аналогов продажи) — базируется на сравнении цены товаров (работ, услуг), примененной во время контролируемой сделки, с рыночным диапазоном цен на идентичные (а при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги) в сопоставимых операциях;

    б) цены перепродажи — заключается в сопоставлении валовой рентабельности контролируемой операции, полученной при дальнейшей реализации (перепродаже) товаров (работ, услуг), которые были приобретены в контролируемой сделке, с рыночным диапазоном валовой рентабельности ;

    в) “затраты плюс”- заключается в сопоставлении валовой рентабельности себестоимости контролируемой операции с рыночным диапазоном валовой рентабельности себестоимости в сопоставимых операциях;

    г) чистой прибыли — сравнение рентабельности контролируемой операции с рыночным диапазоном рентабельности в сопоставимых операциях;

    д) распределение прибыли — заключается в сопоставлении фактического распределения полученного совокупного дохода между сторонами контролируемой сделки с распределением прибыли, осуществленным на экономически обоснованной основе между несвязанными лицами.

    Соответствие условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» определяется с помощью применения метода трансфертного ценообразования, который является наиболее целесообразным к фактам и обстоятельств совершения контролируемой сделки.

    Наиболее целесообразный метод трансфертного ценообразования избирается с учетом следующих критериев:

    • целесообразности выбранного метода в соответствии с характером контролируемой операции, что определяется, в частности, на основе результатов функционального анализа контролируемой операции (с учетом выполняемых функций, используемых активов и понесенных рисков);
    • наличии полной и достоверной информации, необходимой для применения выбранного метода и / или методов трансфертного ценообразования;
    • степени сопоставимости между контролируемыми и неконтролируемыми операциями, включая надежность корректировок сопоставимости, если такие применяются, которые могут использоваться для устранения разногласий между такими операциями.

    Плательщик налога с учетом указанных критериев использует любой метод, который он считает наиболее целесообразным, однако в случае, когда существует возможность применения и метода сравнительной неконтролируемой цены, и любого другого метода, применяется метод сравнительной неконтролируемой цены.

    В случае, если с учетом таких критериев метод цены перепродажи или метод «затраты плюс» и метод чистой прибыли или распределения прибыли могут применяться плательщиком налога с одинаковой надежностью, применяется метод цены перепродажи или метод «затраты плюс».

    Налогоплательщик может не применять более одного метода для определения того, соответствуют ли условия контролируемой операции принципу «вытянутой руки».

    Если налогоплательщик использовал метод в соответствии с положениями статьи 39 НКУ, установление контролирующим органом соответствия условий контролируемых операций налогоплательщика принципу «вытянутой руки» базируется на том методе трансфертного ценообразования, который применяется налогоплательщиком, за исключением случаев, когда контролирующий орган обоснует, что метод, который применяется налогоплательщиком, не является наиболее целесообразным.

    Контролирующий орган не вправе применять при установлении соответствия условий контролируемых операций налогоплательщика принципа «вытянутой руки» другой метод трансфертного ценообразования, чем указанный в договоре о предварительном согласовании ценообразования.

    Советы по трансфертному ценообразованию

    Крупный налогоплательщик имеет право обратиться в ГФС с заявлением о согласовании цен в контролируемых сделках.

    Предварительное согласование ценообразования в контролируемых операциях является процедурой между крупным налогоплательщиком и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, при которой согласуются критерии для определения соответствия условий контролируемых сделок, совершаемых или тех, которые будут осуществлены крупным налогоплательщиком, принципу «вытянутой руки «на основании договора на ограниченный срок.

    По результатам предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях заключается договор, который подписывается руководителем крупного налогоплательщика или его уполномоченным лицом и руководителем (заместителем руководителя) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику.

    В случае соблюдения условий договора о предварительном согласовании ценообразования в контролируемых операциях контролирующие органы не имеют права принимать решение о доначислении налоговых обязательств, штрафов, пени по контролируемым операциям, являющимся предметом такого договора.

    В случае несоблюдения условий договора о согласовании ценообразования налогоплательщиком такой договор теряет силу с даты вступления в силу. Контролирующие органы имеют право принимать решение о доначислении налоговых обязательств, штрафов, пени по контролируемым операциям, являющимся предметом такого договора, условия которых не соответствуют принципу «вытянутой руки».

    Непредставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях (уточняющего отчета) и / или документации по трансфертному ценообразованию или невключение в такой отчет информации обо всех осуществленных в течение отчетного периода контролируемых операциях в соответствии с требованиями пункта 39.4 статьи 39 Налогового Кодекса влечет наложение штрафа (штрафов) в размере:

    300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, — в случае непредставления отчета о контролируемых операциях;

    1 процента суммы контролируемых операций, незадекларированных в представленном отчете о контролируемых операциях, но не более 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за все незадекларированные контролируемые операции;

    3 процента суммы контролируемых операций, по которым не была подана документация, определенная подпунктами 39.4.6 и 39.4.8 пункта 39.4 статьи 39 Налогового Кодекса, но не более 200 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года за все контролируемые сделки, совершенные в соответствующем отчетном году.

    Непредставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операции (уточняющего отчета) и / или документации по трансфертному ценообразованию по истечении 30 календарных дней, следующих за последним днем ​​предельного срока уплаты штрафа (штрафов), —

    влечет наложение штрафа в размере 5 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день непредставление отчета о контролируемых операциях (уточняющего отчета) и / или документации по трансфертному ценообразованию.

    Несвоевременное представление налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях и / или документации по трансфертному ценообразованию или несвоевременное декларирование контролируемых операций в представленном отчете в соответствии с требованиями пункта 39.4 статьи 39 Налогового Кодекса влечет наложение штрафа (штрафов) в размере:

    одного размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день несвоевременного представления отчета о контролируемых операциях, но не более 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года;

    одного размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день несвоевременного декларирования контролируемых операций в представленном отчете о контролируемых операциях в случае представления уточняющего отчета, но не более 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года;

    двух размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день несвоевременного представления документации по трансфертному ценообразованию, определенной подпунктами 39.4.6 и 39.4.8 пункта 39.4 статьи 39 НКУ, но не более 200 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года.

    более 30 онлайн-сервисов!

    Ставка — от 0.01%

    Срок — до 180 дней

    Сумма — до 20 000 грн.

    295 грн. у місяць

    Онлайн бухгалтерія

    для ФОП і малого бізнесу

    перші 30 днів безкоштовно!

    • Проверки и штрафы Пенсионного фонда

    • Еще раз о базах персональных данных

    • Санитарно-эпидемиологическая служба. Кто выполняет функции СЭС после ее ликвидации?

    • РРО. Кто должен, а кто может не применять регистраторы расчетных операций при продаже товара

    • Налоговые проверки

    • Раскрытие информации о конечних бенефициарах: отчетность, сроки подачи, штрафы

    • Как получить сертификат Торгово-промышленной палаты о действии форс-мажорных обстоятельств?

    • Проверки Гоструда: виды, основания, права и обязанности инспекторов, обжалование результатов

    • Отправляем работника в командировку: пошаговое руководство

    • Продажа алкоголя и табачных изделий несовершеннолетним, аспекты внеплановых проверок

    • Проведение проверок сотрудниками органов пожарной безопасности

    • Ограничения деятельности предприятия

    • Проверки Госпродпотребслужбы по-новому: ежегодные планы проверок с учетом риска, составление акта контроля, повышенные штрафы

    • Финансовый мониторинг по-новому: субъекты, порядок, ответственность

    В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

    1) цена из источников информации — цена, полученная из официально признанных источников информации, данных о биржевых котировках, от уполномоченных органов, а также из других источников информации;

    2) диапазон цен — ряд значений рыночных цен, ограниченный минимальным и максимальным значениями рыночных цен, определенных в результате применения одного из методов определения рыночных цен или источников информации в порядке, установленном настоящим Законом;

    2-1) контроль – контроль, определяемый в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности либо иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, принимаемыми фондовыми биржами для допуска ценных бумаг к торгам.

    1. Контроль при трансфертном ценообразовании (далее — контроль) осуществляется по следующим сделкам:

    1) международным деловым операциям.

    При этом для целей настоящего подпункта:

    экспорт товаров – вывоз товаров с территории Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, а также вывоз товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства – члена Евразийского экономического союза;

    импорт товаров – ввоз товаров на территорию Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории другого государства – члена Евразийского экономического союза;

    2) совершаемым на территории Республики Казахстан, непосредственно взаимосвязанным с международными деловыми операциями:

    по реализуемым полезным ископаемым, добытым недропользователем, являющимся одной из сторон;

    одна из сторон которых имеет льготы по налогам;

    одна из сторон которых имеет убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки.

    2. Контроль осуществляется посредством проведения уполномоченными органами:

    1) мониторинга сделок;

    2) проверок;

    3) иных процедур, установленных законами Республики Казахстан.

    3. Порядок взаимодействия уполномоченных органов при проведении контроля, осуществляемого в соответствии с настоящим Законом, определяется уполномоченными органами.

    4. Контроль не осуществляется по сделкам, совершенным на товарной бирже с биржевыми товарами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах.

    1. Уполномоченные органы для целей осуществления контроля имеют право:

    1) запрашивать от участников сделки, государственных органов и третьих лиц в порядке, установленном законами Республики Казахстан, информацию, необходимую для определения рыночной цены и дифференциала, а также другие данные для проведения мониторинга сделок;

    2) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

    3) осуществлять мониторинг сделок;

    4) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
    5) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

    6) заключать соглашение по применению трансфертного ценообразования в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан;

    7) направить требование участнику международной группы о представлении в уполномоченный орган основной и (или) межстрановой отчетности за отчетный финансовый год в случаях, установленных статьями 7-2 и 7-3 настоящего Закона.

    2. Исключен Законом РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011).

    3. Уполномоченные органы обязаны:

    1) соблюдать права участников сделки и участников международной группы, на которых распространяются положения настоящего Закона;

    2) защищать интересы государства;

    3) рассматривать экономическое обоснование применяемой цены, в том числе документы, подтверждающие цену сделки и дифференциал, информацию о применении одного из методов определения рыночной цены и другую информацию, подтверждающую обоснованность применяемой цены;

    3-1) рассматривать заявление участника сделки на заключение соглашения по применению трансфертного ценообразования в течение девяноста рабочих дней со дня получения от участника сделки заявления;

    3-2) направлять участнику сделки письменный ответ с причинами отказа в заключении соглашения по применению трансфертного ценообразования в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения по результатам рассмотрения заявления участника сделки;

    4) разъяснять порядок заполнения форм установленной отчетности по мониторингу сделок;

    5) соблюдать тайну сведений, полученных в ходе осуществления контроля;

    6) проводить рассмотрение жалоб участников сделки по результатам проверки в соответствии с законами Республики Казахстан.

    4. Уполномоченные органы выполняют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

    1. Мониторинг сделок осуществляется путем наблюдения уполномоченными органами за ценами, применяемыми участниками сделок.

    2. Мониторингу сделок подлежат международные деловые операции по товарам (работам, услугам), перечень которых утверждается уполномоченным органом.

    1. Отчетность по трансфертному ценообразованию, представляемая участником международной группы, состоит из заявления об участии в международной группе и следующих видов отчетности:

    1) местная;

    2) основная;

    3) межстрановая.

    Формы отчетности по трансфертному ценообразованию и порядок их заполнения утверждаются уполномоченным органом.

    2. Отчетность, предусмотренная настоящей статьей, содержащая сведения, составляющие государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах, представляется в части, не содержащей сведений, составляющих государственные секреты.

    3. В случае обнаружения участником международной группы неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленной отчетности такой участник международной группы обязан представить скорректированную отчетность с учетом обновленной информации.

    При этом сроки по представлению отчетности, установленные настоящим Законом, не распространяются на представление скорректированной отчетности.

    4. Непредставление участником международной группы отчетности, предусмотренной настоящей статьей, или представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

    1. Местная отчетность за отчетный финансовый год представляется участником международной группы в уполномоченный орган не позднее 12 месяцев, следующих за отчетным финансовым годом.

    2. Если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи, обязанность по представлению местной отчетности возлагается на следующих участников международной группы:

    1) материнскую компанию международной группы, которая является резидентом Республики Казахстан;

    2) уполномоченного участника международной группы (в случае, если местная отчетность подлежит представлению уполномоченным участником международной группы);

    3) резидента, являющегося участником международной группы и не являющегося материнской компанией международной группы или уполномоченным участником международной группы;

    4) нерезидента, являющегося участником международной группы и осуществляющего предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через структурное подразделение, постоянное учреждение.

    Несмотря на положения подпункта 3) или 4) настоящего пункта, в случае, если местная отчетность будет представлена уполномоченным участником международной группы от имени лица, указанного в подпункте 3) или 4) настоящего пункта, обязанность по представлению местной отчетности считается исполненной таким лицом.

    3. Положения настоящей статьи распространяются на участника международной группы (за исключением указанного в подпункте 2) пункта 2 настоящей статьи), которым за отчетный финансовый год совершены сделки, указанные в статье 3 настоящего Закона, и у которого размер выручки в соответствии с его финансовой отчетностью за финансовый год, предшествующий отчетному финансовому году, составляет не менее пятимиллионнократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

    Трансферные цены, устанавливающиеся при сделках между взаимосвязанными (аффилированными) компаниями, формируются под влиянием нерыночных факторов и могут решать не только прямые коммерческие задачи, но и уменьшить затраты на налоги. Это объясняется возможностью перераспределять прибыль между разными подразделениями компании, уводя ее в сторону более мягких налоговых режимов.

    Российское налоговое законодательство направлено на противодействие схемам налоговой оптимизации в части ТЦО, что характерно для развитых стран.

    Контроль за данным механизмом ценообразования осуществляется налоговой службой согласно положениям статей Налогового Кодекса, в частности, ст. 40. В данной статье, в частности, устанавливается предельное расхождение трансфертной цены с рыночной — не более чем на 20%. Но зачастую такое ограничение необходимо обойти в целях достижения запланированных показателей прибыльности сделки. В таком случае налоговые риски организации можно значительно минимизировать, следуя ряду правил.

    Если трансфертные цены отклоняются от среднерыночных более чем на 20%, целесообразно применять в деятельности организации следующие правила:

    1. Юридически стороны, участвующие в таких сделках, не должны быть связаны (аффилированы) друг с другом.
    2. Организация, предоставляющая товары (услуги) по трансфертным ценам, не должна одновременно осуществлять их реализацию по рыночным ценам. То же правило применимо и для покупателя товаров (услуг).
    3. Низкую трансфертную цену для продавца необходимо обосновать объемами, авансом, обязательствами покупателя по будущим закупкам, либо иными существенными условиями, если не выполняются вышеописанные правила. Правила предоставления таких скидок должны быть описаны и закреплены в локальных нормативных актах продавца.
    4. Высокую трансфертную цену для покупателя обосновывают условиями отсрочки платежа, дополнительными обязательствами продавца по доставке, сервисному обслуживанию, ремонту купленного товара. Все существенные условия, влияющие не цену, должны быть отражены в локальных нормативных актах покупателя.

    Выполнение данных правил на всех уровнях (маркетинг, продажи, бухгалтерская и финансовая отчетность) позволяет существенно снизить налоговые риски организации.

    На данный момент все изменения налогового законодательства в части ТЦО находятся в стадии законопроектов, некоторые из них уже приняты в 1 чтении.

    Основные изменения касаются:

    • сегодня
    • неделя
    • месяц

    Бла-бла-бла от депутатов очковтирателей. Выборы 2021

    10.12.2020 в 10:28

    Kaspi Pay — это мобильный POS и система мобильных платежей от Kaspi.kz

    09.12.2020 в 11:48

    Хотели как лучше… В итоге более 3000 предпринимателей вынуждены закрыться!

    ТЦ предполагает использование определенного перечня данных. Нужные сведения можно брать из таких источников, как:

    • Данные о ценах фондовых и товарных бирж.
    • Таможенная статистика.
    • Информация, размещенная на государственных ресурсах.
    • Сведения, полученные информационно-ценовыми организациями.
    • Данные о сопоставимых операциях, уже проведенных субъектами.
    • Финансовая и статистическая отчетность.
    • Заключение, полученное от независимых оценщиков.

    Также предприятие имеет право использовать прочую информацию, которая нужна для адекватного ценообразования.

    ВНИМАНИЕ! Используемые источники должны быть проверяемыми. Требуется это для обеспечения возможности проверки адекватности ТЦ.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *