Сколько вузов в России 2021 количество

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько вузов в России 2021 количество». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Девятый год подряд на первой строчке рейтинга оказывается Массачусетский технологический институт (англ. Massachusetts Institute of Technology, MIT) в США, получивший итоговый результат в 100 баллов. Три года подряд второе место занимает Стэнфордский университет в США (98,4 балла), а третье — Гарвардский университет в США (97,9 балла). На четвертом месте рейтинга 2021 года — Калифорнийский технологический институт в США (англ. California Institute of Technology, сокр. Caltech) с 97 баллами. Он вытеснил с этой позиции Оксфордский университет (Великобритания) с 96,7 балла, который на этот раз замкнул пятерку лучших вузов мира.

Рейтинг вузов России на 2021 год

Ведущие университеты России впервые превзошли среднемировой уровень по показателю «доля иностранных студентов». По данным рейтинга прошлого года Россия отставала от среднего результата участников рейтинга — 11,3% против 11,4%. Исследование 2021 года зафиксировало рост популярности российских вузов среди иностранцев, показатель у России составил 11,9% против 11,7% в среднем по миру.

Кроме того, отмечают авторы рейтинга, активное развитие онлайн-курсов привело к тому, что сегодня результат российских университетов на 43% выше среднемирового. В частности, Россия опережает Великобританию, Канаду и Францию по взвешенному количеству курсов на ведущих платформах, уступая только Китаю и США.

Россия лишилась одного из традиционных конкурентных преимуществ, которое заключалось в высокой кадровой обеспеченности университетов, добавляют авторы рейтинга. Если еще год назад российские участники рейтинга превосходили конкурентов по численности сотрудников в расчете на студента — 0,110 у России и 0,100 по всем участникам рейтинга, то теперь результат РФ ниже среднемирового — 0,109 в России и 0,112 в мире.

Составители отмечают, что в последние годы растет востребованность публикаций российских ученых, это стало возможным благодаря форсированию развития научных исследований. Так, сегодня нормализованная цитируемость по российскому сегменту рейтинга составила в среднем 0,49, тогда как годом ранее — 0,45. Средний показатель всех вузов-участников рейтинга «Три миссии университета» тоже вырос, увеличившись до 1,00 с 0,95 в прошлом году. Несмотря на улучшение, результат России по глобальной цитируемости по-прежнему ниже среднемирового уровня. По темпам прироста Россия уступила Китаю и Турции, но при этом опередила Японию и Францию.

«В 2021 году РСР инициировал масштабные обсуждения методологии. Оператор рейтинга получил и проанализировал 201 предложение, поступившее от 49 организаций. В результате в методику был внесен ряд изменений, инициированных академическим сообществом. Так, кардинально увеличено количество учитываемых платформ массовых открытых онлайн-курсов (с 2 до 54), значительно расширен круг анализируемых академических премий (с 16 до 30), пересмотрены весовые коэффициенты ряда показателей рейтинга», — сообщил генеральный директор Ассоциации составителей рейтингов, советник президента РСР Дмитрий Гришанков.

«Порядок приема на обучение по программам высшего образования» утвержденный Минобрнауки РФ определяет общие условия, на которых физические лица могут поступить в институт. Важнейшее из них – оконченное среднее образование и наличие документа, который подтверждает это. При поступлении в магистратуру бакалавр также должен иметь подтверждение своей квалификации. Все абитуриенты участвуют в конкурсе на бюджетные места, которые доступны благодаря федеральным и местным бюджетам (пункт № 7).

В 2021 году ВУЗы РФ представили ряд новых условий для поступающих. Главные из них – ужесточение условий по наличию сертификата по профильному предмету и сокращение дополнительных баллов до 10, в некоторых университетах – до 5. Остальные изменения касаются длительности действия сертификатов и распределения мест между абитуриентами:

  • актуальность итогов единого госэкзамена – 5 лет;
  • появилась возможность дистанционной подачи заявления;
  • прием в институты будет осуществлен в два этапа (сначала 80% бюджетников, которых не будет больше 575 тысяч);
  • каждый университет проводит свою политику установления проходных баллов;
  • уменьшение бюджетных мест на заочной форме обучения.

ВУЗы пользуются рейтинговой системой для набора учащихся. Список рекомендованных к зачислению складывается в последовательности:

  • имеющие право на поступление после успешного собеседования;
  • имеющие право на поступление по льготам;
  • поступающие на общих условиях.

Существует 2 волны зачисления. В первую обязательно входят льготники и те, кто поступает без экзамена. После появления списков 1-й волны у них есть сутки для предоставления оригиналов документов в университет для подтверждения зачисления. У остальных категорий 1-й волны есть 5 суток для предоставления.

Экзамены такого типа являются обязательными практически во всех известных институтах. Задания, предлагаемые на экзамене в университете, сложнее, чем те, с которыми выпускники сталкиваются на ЕГЭ: они требуют более высокого уровня знаний, а задачи на них схожи с олимпиадными. Все ВУЗы предлагают сдать экзамен по русскому, а прохождение остальных испытаний и их количество будет зависеть от направления и ВУЗа:

  • математика;
  • химия;
  • физика;
  • биология;
  • география;
  • история;
  • иностранные языки;
  • литература;
  • обществознание.

Иногда результатов ЕГЭ бывает недостаточно для поступления на желаемое направление, вследствие чего ВУЗы проводят дополнительные экзамены для абитуриентов. В университетах они проводятся в письменной или устной форме, а некоторые направления требуют сдачи обоих типов испытаний. Их система оценивания равносильна системе ЕГЭ. Дополнительный экзамен обязательно нужно сдать при поступлении:

  • в мединститут;
  • на факультет физической культуры.
  • на педагогический факультет;
  • в музыкальные и театральные институты;
  • на специальности: живопись, скульптура, журналистика и т.д.

К достижениям причисляются достижения не только в сфере образования и науки, но также в общественной деятельности и спорте. Политика учета таких результатов не фиксирована: каждый ВУЗ определяет возможность их учета в пользу абитуриента и предоставляет информацию об этом до начала вступительной кампании.

Достижения учитываются только при предоставлении документации, подтверждающей их действительность.

Индивидуальные достижения могут быть следующими:

  1. Успехи в спорте, к которым причисляются получение значка ГТО и получение призовых мест на Олимпийских или Параолимпийских играх.
  2. Получение аттестата или диплома СПО с отличием.
  3. Участие в волонтерской работе не менее 4 лет.
  4. Победа в олимпиадах, организованных ВУЗом.

Число вузов в России сократилось наполовину

Абитуриент вправе поступать в рамках большого конкурса в смежных специальностях и направлениях подготовки, так называемых укрупненных группах.

— В ВлГУ такой конкурс объявляется на укрупненную группу 43, в нее входит два направления: туризм и гостиничное дело. Подавая документы на эти направления, абитуриент участвует в многопрофильном конкурсе на все 35 бюджетных мест, которые объявлены по данным направлениям суммарно. И абитуриент может подать заявку еще на 2 направления, например, на экономику и менеджмент. Почему 2, а не 3 направления? Потому что в многопрофильном конкурсе уже есть 2 направления, — поясняет Екатерина Грищенко.

Было: четкий список, что на одно направление нужен русский язык, математика и физика, а на другое — русский, математика и информатика.

Стало: теперь каждый вуз сам решает, какие именно экзамены нужны для зачисления на конкретное направление, и может предложить несколько вступительных испытаний на выбор. Абитуриент выбирает, какие результаты ЕГЭ ему представить: физику или информатику, химию или биологию, историю или обществознание.

— Если вы хотите поступить в ВлГУ после школы, например, на направление «Лазерная техника и лазерные технологии», то в качестве вступительных испытаний мы принимаем 3 результата ЕГЭ: русский язык, математика (профильная) и предмет по выбору. Записавшись и сдав ЕГЭ по физике и информатике, вы можете выбрать лучший результат и уже с ним поступать, — рассказывает Екатерина Грищенко.

Для выпускников колледжей предусмотрены внутренние вступительные испытания в вуз. И у таких ребят вариантов для поступления больше.

— Если абитуриент хочет поступить к нам в вуз после колледжа, то у него преференций значительно больше. Во-первых, как и в предыдущие годы, он может не сдавать ЕГЭ вообще, а сдать вступительные испытания в вузе, — отмечает Екатерина Грищенко.Во-вторых, он может до 1 февраля заявиться на ЕГЭ, а потом еще и сдать вступительные в вузе. И выбрать лучшие результаты из всех экзаменов. Например, у него могут быть зачтены физика и русский по ЕГЭ, а математика – по экзамену в вузе.

Было: основной этап зачисления делился на две волны. Тот, кто не прошел в первую, ждал вторую.

Стало: 30 июля 2021 года состоится приоритетное зачисление, и вуз зачислит целевиков, льготников и тех, кто поступает без экзаменов. А остальные абитуриенты (в общем конкурсе) будут зачисляться 5 августа. Дополнительный набор студентов, если вдруг остались свободные места на очную и очно-заочную форму обучения, пройдет до 31 декабря 2021 года.

Расширен перечень индивидуальных достижений, за которые абитуриенту могут засчитываться дополнительные баллы при поступлении в вуз. Список достижений, за которые можно получить от 1 до 10 дополнительных баллов, стал единым для всех вузов. Но вуз сам решает, какие из достижений принимать: участие и победы в различных олимпиадах, спортивных соревнованиях или волонтерскую деятельность. Для участия в конкурсе, как и прежде, абитуриент должен набрать минимальное количество баллов по каждому предмету вступительного испытания.

— Например, в ВлГУ абитуриенты могут получить дополнительные баллы за участие в олимпиадах (1 балл – за участие, 3 и 5 баллов — призерам и победителям отборочных туров), но только тех, где соучредителем является ВлГУ (таких олимпиад 7). В ВлГУ минимальные баллы в 2021 году стали ниже по сравнению с 2020 годом. Наибольшее снижение баллов произошло по истории и иностранному языку, — поясняет Екатерина Грищенко.

Вузы подвели итоги приемной кампании 2021

  • День открытых дверей. Самый главный совет для детей. Вы должны посетить дни открытых дверей тех вузов, в которые вы планируете поступать. Сейчас дни открытых дверей проводятся только онлайн. Вы должны сесть и внимательно послушать, записывая информацию. Не забудьте спросить про общежитие, про его месторасположение, про количество специальностей, которые вуз будет открывать по приему заявлений.
  • Какие предметы в приоритете. Узнайте, какой приоритет по поступлению в вуз. Например, ребенок сдает 2 предмета: физику и информатику. Какой больше котируется? Случается, что дети сдают ЕГЭ на одинаковое количество баллов. Как вуз будет выбирать среди них, какой критерий самый главный?
  • Репетируйте ЕГЭ. Для тех детей, которые сейчас на дистанционном обучении. Договоритесь со своими репетиторами, чтобы они вам организовали пробный экзамен – генеральную репетицию ЕГЭ. Засекли время, обстановка должна быть как на экзамене: с собой бутылка воды и вход по паспорту. На дистанционке у детей возникает иллюзия: он придет на экзамен, и все пройдет как надо. Нужно обязательно провести пробные экзамены по тем предметам, которые вы будете сдавать в 11-м классе!
  • Не ждите информации от школы. Классный руководитель не скажет вам, уважаемые родители и дети, мол, обратите внимание на то и то, не даст информацию по вузу. Поступление ребенка в вуз – это ваша совместная и самостоятельная работа. Вам нужно самим получать информацию о поступлении от вуза: начинайте звонить туда, переписываться с приемной комиссией, узнавать все нюансы по подаче документов, по датам, по дополнительным баллам и так далее.

Десятый ежегодный рейтинг лучших вузов России RAEX-100 зафиксировал «пробуксовку» показателей международной интеграции и снижение заработка вузов от дополнительных программ. Впрочем, падение могло бы быть и большим, но на выручку вузам пришли онлайн-технологии. Из всех типов вузов наилучшую динамику в рейтинге 2021 года продемонстрировали медицинские и педагогические университеты, развитие которых провозглашено одним из ключевых приоритетов российского образования.

Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) выпустило юбилейный, десятый рейтинг вузов России. Пять лидеров рейтинга сохранили свои позиции: как и годом ранее, возглавил список МГУ им. М.В. Ломоносова, далее следуют МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбГУ и НИУ ВШЭ. МГУ показал высший результат по всем трем группам критериев рейтинга (качество образования, востребованность выпускников работодателями и научная деятельность). У ближайших преследователей Московского университета разные драйверы успеха. НИЯУ МИФИ наиболее высокую оценку получил за научно-исследовательскую деятельность, СПбГУ – за качество образования, НИУ ВШЭ – за востребованность выпускников работодателями. А успех МФТИ базируется сразу на двух факторах – по качеству образования и научной деятельности Физтех опередил все вузы России, кроме МГУ. В топ-10 рейтинга два изменения: МГТУ им. Н.Э. Баумана опередил МГИМО, и занял шестую позицию, а на восьмое место поднялся Томский политехнический университет, обошедший СПбПУ Петра Великого. Рост Бауманки объясняется повышением уровня зачисленных абитуриентов, а также интенсификацией сотрудничества вуза с работодателями. Что же касается Томского Политеха, то он продемонстрировал более динамичный рост статистических показателей образовательной деятельности, чем его визави из Санкт-Петербурга.
Всего в рейтинг RAEX-100 вошли университеты из 31 региона России. Явным лидером по количеству участников рейтинга является Москва: 32 вуза из первой сотни находятся в столице (31 годом ранее). Широко представлены Санкт-Петербург (11 учреждений), Московская и Томская области (по 5 вузов) и Татарстан (4 вуза). По три университета из числа лучших расположены в Воронежской, Курской, Ростовской, Самарской и Тюменской областях.

За прошедший год доступность высшего образования в целом по стране повысилась. Доля первокурсников в вузах из рейтинга RAEX-100, зачисленных на бюджетной основе, выросла: в 2020/21 году она составила в среднем 58,4%, тогда как годом ранее – 56,8%. Что же касается платного обучения, то впервые за всё время составления рейтингов RAEX средняя стоимость учебы на первом курсе в вузах-участниках рейтинга не выросла.
Доступность образования зависит не только от уровня вуза и региона его расположения, но и от интересующей абитуриента сферы. Если посмотреть на соотношение бюджетного и платного приема у участников рейтинга RAEX, то очевиден огромный дисбаланс между возможностями абитуриентов, выбирающих техническую стезю, и молодых людей, стремящихся изучать социальные и гуманитарные науки. Так, в технических вузах из рейтинга RAEX доля бюджетного приема за год выросла с 67,0% до 71,7%. В свою очередь, в экономических и гуманитарных вузах доля первокурсников, зачисленных на бюджетной основе, напротив, сократилась с 33,7% до 31,3%. Спрос абитуриентов на направления, связанные с экономикой и управлением, продолжает оставаться очень высоким. Это наглядно иллюстрируется и тем фактом, что социогуманитарные вузы во главе с МГИМО доминируют в топ-10 вузов по стоимости платного обучения. При этом в десятке самых «дорогих» вузов нет ни одного технического университета.
Высокий платежеспособный спрос наблюдается также на медицинское образование: ведущие медицинские вузы – Сеченовский университет, РНИМУ им. Пирогова и МГМСУ им. Евдокимова – входят в топ лидеров по стоимости платного обучения. Что же касается бюджетного обучения по медицинским специальностям, то в ближайшие годы ожидается резкий рост студентов-целевиков. В прошлом году президент Владимир Путин объявил о существенном изменении порядка приёма в медвузы, в результате которого целевыми станут 70% бюджетных мест по специальности «лечебное дело» и 75% мест по специальности «педиатрия». Надо сказать, целевой прием на медицинские направления и до заявления президента явно выделялся на фоне других специальностей. По результатам приемной кампании 2019/2020 года доля целевиков среди будущих медиков составляла 25,5%, в то время как по всем другим вузам рейтинга RAEX доля целевого приема в среднем находилась на уровне 7,5%.
Медицинские вузы нарастили присутствие в рейтинге RAEX-100. В публикуемый список вошли сразу 15 медуниверситетов, тогда как год назад в сотне лучших их насчитывалось 13. К традиционным преимуществам медицинского образования, высокой обеспеченности студентов штатными преподавателями и популярности среди иностранных студентов, в прошлом году добавились и другие факторы успеха. Среди них – рост бюджета в расчете на студента (в среднем на 20% за год), увеличение объема привлеченных средств от программ дополнительного профессионального образования (рост свыше 70%).

Один из главных выводов рейтинга 2021 года – укрепление позиций вузов, готовящих специалистов для социально значимых сфер – это медицина, педагогика и сельское хозяйство. Интересно, что если медицинские вузы и ранее демонстрировали высокую конкурентоспособность, то синхронное улучшение позиций педагогических и аграрных вузов в рейтинге RAEX-100 наблюдается впервые. Роста в рейтинге 2021 года добились оба вуза сельскохозяйственного профиля, представленные в рейтинге RAEX: РГАУ – МСХА имени К. А. Тимирязева поднялся на 56-е место с 62-го, а Ставропольский ГАУ переместился на 59-ю позицию с 60-й.
Но главным бенефициаром нового выпуска рейтинга следует признать педагогические университеты: в 2021 году позиции в рейтинге улучшили все семь вузов, специализирующихся на подготовке учителей. Этому сопутствует благоприятный информационный фон, который в последние годы стал складываться для данной сферы. Российскому правительству предписано «уделить самое пристальное внимание современной подготовке будущих учителей». В этом году количество бюджетных мест по педагогическим специальностям рекордно увеличится, превысив прошлогодний показатель более чем на четверть (38,4 тыс. мест очной формы обучения против 30,5 тыс. мест годом ранее). Кроме того, государство объявило о выделении 10 млрд. рублей на капремонт зданий и техническое переоснащение педагогических университетов.
Наблюдаемый рост вузов педагогического профиля в рейтинге RAEX 2021 года связан с целым рядом причин. Во-первых, финансирование большинства из них увеличилось – как в расчете на студента, так и в абсолютных цифрах (важную роль сыграло увеличение объема грантов по линии научных фондов). Во-вторых, почти во всех рассматриваемых вузах повысилось качество приёма – и на бюджетные, и на платные места поступили абитуриенты с более высокими результатами ЕГЭ, чем в ходе приемной кампании 2019 года. Третий фактор – повышение оценки педагогических вузов по группе критериев «сотрудничество с работодателями».

Какие российские вузы вошли в рейтинг лучших в мире на 2021 год?

Еще один показатель, демонстрировавший уверенный рост все последние годы, – доля иностранных студентов. Как известно, этот параметр прочно зашит в систему показателей популярных глобальных рейтингов, и стремление вузов нарастить иностранный контингент не в последнюю очередь продиктовано мотивами улучшения позиций в международных табелях о рангах. За пять лет, с 2014 по 2019 год, среднее значение по топ-100 увеличилось более чем на треть – с 8,1% до 11,7%, при том что наращивание доли было свойственно не только лидерам, но и середнякам рейтинга. В 2020 году из-за эпидемических ограничений рост показателя значительно замедлился: средний результат составил 11,9%. Вместе с тем, год назад участники рейтинга давали более печальный прогноз и даже ожидали радикального снижения показателя. Однако этого не произошло – сохранить международную интеграцию помогли дистанционные образовательные технологии и онлайн-форматы. Так, Северо-Кавказский федеральный университет дистанционно привлек 130 иностранных преподавателей и экспертов для чтения лекций, проведения летних/зимних школ, мастер-классов и семинаров для сотрудников и студентов, реализации совместных образовательных программ, участия в конференциях, рассказал ректор СКФУ Дмитрий Беспалов. НИУ ВШЭ, несмотря на пандемию, увеличил набор иностранных студентов на 12%, переведя все процессы по привлечению в цифровой формат. «Мы подписали около 20 новых международных соглашений, запустили программы международной студенческой онлайн-мобильности, провели в онлайн-формате международную олимпиаду для школьников на 4 тысячи участников, ведем переговоры по заключению новых программ двух дипломов и ежемесячно проводим научные конференции с участием зарубежных ученых», – сообщил проектор НИУ ВШЭ Иван Простаков. А в Университете ИТМО отмечают, что интерес иностранных абитуриентов к поступлению в университет и обучению в России не уменьшился, но вопрос в формате обучения. «Большинство абитуриентов ориентируются на приезд в Россию и обучение в оффлайн-формате. В это же время, отмечается тенденция активного развития сетевых программ. В частности, в Китае отмечаются интерес к тому, чтобы по иностранным программам учиться внутри Китая, никуда не выезжая», – говорит Марина Серова, директор Центра обучения иностранных студентов Университета ИТМО.
Несмотря на то, что вузы компенсировали негативное влияние пандемии за счет дистанционных технологий, из-за закрытия границ ощутимо сократилась средняя доля студентов, проходящих стажировки за рубежом — с 0,78% до 0,66%. Стажировки в каждом случае – это индивидуальный проект конкретного кандидата и принимающей стороны, и возникали организационные сложности, поясняет Екатерина Тулугурова, начальник управления международных образовательных программ Университета ИТМО. При этом в Университете ИТМО продолжают реализовываться программы двойного диплома, которые были созданы до 2020 года.

Выход десятого, юбилейного выпуска рейтинга вузов RAEX совпал с изменением приоритетов развития высшей школы России – как ожидается, 2020-е годы будут сильно отличаться от прошедшего десятилетия. 2010-е годы прошли под девизом форсированного развития научных исследований и углубления международной интеграции. Правда, полноценно участвовать в предложенной инициативе смогли далеко не все вузы – когорта вузов, вовлеченных в программу повышения конкурентоспособности и получавших дополнительное финансирование от государства, была ограничена 21 вузом, участвовавшим в проекте «5-100» с совокупным бюджетом свыше 80 млрд. рублей. Рейтинг RAEX свидетельствует, что участники проекта закрепились на ведущих позициях по части развития научных исследований – в топ-10 субрейтинга по научно-исследовательской деятельности вошли сразу 8 фигурантов проекта «5-100» (а также МГУ и СПбГУ, которые в проекте не участвовали). В целом, вузы из проекта «5-100» достигли значительного отрыва от основной массы российских вузов. По количеству научных публикаций в расчете на НПР участники программы повышения конкурентоспособности в 4,3 раза превосходят остальные вузы России. Значительным выглядит превосходство и по средней численности аспирантов в расчете на 100 студентов – у вузов, участвовавших в программе «5-100», показатель составил 4,93, тогда как по остальным университетам значение этого параметра ниже в 1,7 раза – 2,82.
Теперь, похоже, практика раздачи привилегий для узкого круга избранных уходит в прошлое. В этом году стартует программа «Приоритет 2030», которую Минобрнауки называет самой масштабной программой по поддержке вузов в истории России. В «Приоритете» будет намного больше участников, чем в проекте «5-100». Так, по условиям программы не менее чем 100 образовательных организаций будут получать гранты в размере не менее 100 млн. рублей в год (и это только базовая часть гранта). К участию допускаются не только классические, но и отраслевые вузы – транспортные, медицинские, аграрные, педагогические и др. На сегодняшний день подробные детали реализации новой инициативы еще не известны. Но уже сейчас официально объявлено, что фокус внимания будет направлен на поддержку региональных вузов, чтобы дать возможность развиваться тем, кто ранее не участвовал в государственных программах. Впрочем, ответить на вопрос, в какой степени это поможет сократить разрыв между вузами, возможно будет ближе к 2030 году – сроку, на который рассчитана программа.

Цель составления рейтинга вузов – оценка способности вузов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений, исходя из условий для их получения и результатов применения.
Рейтинг лучших вузов России RAEX-100 – интегральная оценка качества подготовки выпускников вуза, определяемая количественными параметрами их образовательной и научно-исследовательской деятельности и качественными характеристиками, отражающими мнение ключевых референтных групп: работодателей, представителей академических и научных кругов, а также студентов и выпускников. В качестве статистической информации используются данные анкетирования вузов, наукометрические показатели и сведения из открытых источников. В рейтинге не могут участвовать вузы творческой и спортивной направленности, а также силовых ведомств. Оценке подлежат только головные вузы, их филиалы не рассматриваются составителями рейтинга.
Для справки: в 2021 г. в анкетировании приняли участие 180 вузов, в 2020 г. – 164 вуза, в 2019 г. – 158 вузов, в 2018 г. – 145 вузов. В опросах 2021 года приняли участие 70 тыс. респондентов.

Определение рейтингового функционала происходит на базе анализа следующих интегральных факторов:

  1. Условия для получения качественного образования (вес = 0,5).
  2. Уровень востребованности выпускников работодателями (вес = 0,3).
  3. Уровень научно-исследовательской деятельности (вес = 0,2).

Значение каждого из интегральных факторов определяется группами показателей, которые в свою очередь объединяют показатели, характеризующие важнейшие аспекты деятельности вуза. Веса групп в рамках рейтингового фактора «условия для получения качественного образования» составляют 0,25. Веса групп в рамках рейтингового фактора «уровень востребованности выпускников работодателями» составляют 0,5. Веса групп в рамках рейтингового фактора «уровень научно-исследовательской деятельности» распределены следующим образом: «научные достижения» – 0,5, «научно-исследовательский потенциал» – 0,3, «исследовательская инфраструктура» – 0,2. Веса каждого из показателей представлены в таблице №1.
По каждому показателю производится расчет индекса, характеризующего позицию вуза относительно других участников рейтинга. Расчет индексов по каждому показателю производится путем сравнения количественного показателя вуза со средним значением данного показателя по всем вузам, участвующим в рейтинге. Экстремально высокие значения количественных показателей, выявляемые экспертным путем, исключаются при расчете среднего показателя.
Индексы показателей рассчитываются по шкале от 1,0 балла (минимальная оценка) до 5,0 балла (максимальная оценка). При расчете индексов по итогам опросов целевых аудиторий используется аналогичная шкала.
Методика рейтинга регулярно обсуждается с представителями ведущих вузов России и дорабатывается с учетом высказанных мнений. В 2020-2021 годах рейтинговое агентство RAEX провело серию экспертных обсуждений методологии ежегодного рейтинга лучших вузов России RAEX-100, в том числе в заочном формате. 28 января 2021 года состоялось онлайн-совещание экспертного совета рейтингов вузов RAEX. В рабочей встрече приняли участие свыше 40 авторитетных экспертов в области высшего образования, среди них представители Министерства науки и высшего образования РФ, а также представители более чем 20 ведущих российских университетов – МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, НИУ ВШЭ, МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбПУ Петра Великого, ИТМО, РУДН, РНИМУ им Н. И. Пирогова, К(П)ФУ, УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, МГТУ им. Баумана, НИТУ «МИСиС», РАНХиГС, РЭУ им. Г. В. Плеханова, МАИ, СКФУ и других.

С учетом мнений участников экспертных обсуждений были приняты следующие решения:

  1. Объединить критерии «Средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных по общему конкурсу на очную форму обучения в вуз по программам бакалавриата и специалитета на бюджетной основе» и «Средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных по общему конкурсу на очную форму обучения в вуз по программам бакалавриата и специалитета с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами». Новое название критерия – «Средневзвешенный балл ЕГЭ студентов, зачисленных по общему конкурсу на очную форму обучения в вуз по программам бакалавриата и специалитета на бюджетной основе, а также с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами».
  2. Добавить в систему критериев следующие показатели:
    • «Доля ППС с учеными степенями в общем количестве ППС» (вес 1%) в группу «Уровень преподавания»;
    • «Количество защит кандидатских диссертаций в диссертационных советах в отчетном году в расчете на 100 обучающихся программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки»;
    • «Отношение численности обучающихся по программам аспирантуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки к численности студентов» (вес 0,8%) в группу «Научно-исследовательский потенциал».
  3. Исключить из системы критериев следующие показатели:
    • «Объем безвозмездной материальной помощи вузу от физических и юридических лиц в календарном году».
    • «Оценка студентами и выпускниками потенциала научного творчества учащихся»
  4. Перераспределить веса оставшихся критериев с учетом добавления и исключения показателей.

Пример МФПУ «Синергия» и всей пятерки частных вузов, вошедших в рейтинг QS EECA University Rankings, наглядно показывает, что в стране построена система негосударственного высшего образования, качественного образования за доступные деньги: если обращаться к тому же рейтингу, то пятерка наиболее эффективных частных вузов идет следующей после 112 (из 497) крупнейших государственных вузов. Российская экономическая школа — один из старейших частных вузов России, основанный в 1992 году, входит в топ-100 международного рейтинга.

Очевидно, что в ближайшие годы сектор российского негосударственного образования будет развиваться, вместе с развитием международных программ сотрудничества частных вузов с ведущими зарубежными университетами будет повышаться уровень российского образования на международном рынке. И возможно, что при должном внимании государства через несколько десятилетий наши негосударственные вузы будут занимать высшие строчки в самых престижных мировых рейтингах вузов.

В Минпросвещения прокомментировали работу школ, колледжей и вузов в день выборов, рассказали, будет ли 17 сентября выходной. Из-за нового формата голосования возникли организационные трудности: придется совместить участки и учебу. Местные власти говорят, что избиратели не должны мешать детям, а они – им.

По информации из Минпросвещения, 17 сентября 2021 года для учителей и педагогов – обычный рабочий день, даже если на занятия не придут дети. К тому же по календарю это будет пятница, будний день. Обычно голосование планируют на воскресенье, календарный выходной, и в том случае все голосуют и отдыхают.

Поскольку выборы растянули на три дня, у того, кто не сможет на них явиться 17 сентября, будет возможность проголосовать 18 и 19 числа. Таким образом, явка в 2021 году должна быть высокой. Трехдневные выборы отменяют дополнительные выходные, поэтому никакие поправки в производственный календарь не вносили.

Количество российских вузов в Шанхайском предметном рейтинге увеличилось

Последние два года отмечалось резкое повышение популярности колледжей в отличие от вузов, где год за годом наблюдалось уменьшение количества абитуриентов.

Примечание: Такая ситуация наблюдается не по всем факультетам. Некоторые специальности по-прежнему имеют повышенный конкурс (например, медицинские, IT и некоторые другие)

● Читайте материал: Колледжи и техникумы хотят превратить в ПТУ. Грядёт реформа среднего специального образования

Сколько стоит обучение в ведущих вузах страны?

Дилемма выбора — школьники массово идут в колледжи

До этого года прием в вузы проводился по результатам трех (иногда четырех) ЕГЭ, определенных для каждой специальности. Все абитуриенты российских университетов должны были предоставить в приемную комиссию результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному ЕГЭ по выбранной специальности, третий предмет вуз выбирал самостоятельно из перечня экзаменов, определенных для данного направления.

Теперь учебные заведения вправе установить третий ЕГЭ на выбор абитуриента из нескольких предложенных. Для вузов это означает увеличение числа абитуриентов для отбора лучших, а для школьников — расширение возможностей поступления с различными наборами ЕГЭ.

Многие вузы активно поддержали это нововведение в правилах приема на 2021 год и дали абитуриентам возможность самим выбрать третий предмет ЕГЭ. Например, для поступления на IT-направления МИРЭА — Российского технологического университета школьники должны будут предоставить результаты ЕГЭ по математике и русскому языку, а третий предмет выбрать самостоятельно — информатика или физика. Поступающие в НИУ ВШЭ на программу «Клеточная и молекулярная биотехнология» сдают биологию и русский язык, а также по выбору — математику или химию. РГУ им. Косыгина предоставил абитуриентам возможность выбрать третий ЕГЭ из трех предложенных. Так, школьники, поступающие на «Товароведение» сдают математику и русский, а по выбору: обществознание, историю или иностранный язык.

Вузы получили возможность проводить единый конкурс по нескольким родственным специальностям. Раньше конкурс можно было проводить только отдельно по каждому направлению подготовки. Теперь вузы смогут отобрать абитуриентов и провести конкурс, например, в целом на факультет, а затем уже после 1-го или 2-го курса обучения распределить студентов по конкретным образовательным программам, учитывая их пожелания.

В последние годы при подаче документов для абитуриентов действовало правило «пять вузов, три специальности в каждом», всего 15 вариантов. В 2021 году возможность подавать документы в пять вузов сохраняется, а вот количество направлений подготовки каждый вуз теперь определяет самостоятельно в интервале от двух до десяти. Прием документов в вузах России стартует, как правило, 20 июня.

В 2021 году абитуриент может подать документы в 5 вузов на 2-10 специальностей по усмотрению учебного заведения.

Абитуриенту-2021: навигатор по 100 лучшим вузам рейтинга RAEX

Теперь вузы вправе самостоятельно определять список вступительных экзаменов для абитуриентов после колледжа. Ранее для участия в конкурсе они должны были сдать те же предметы (ЕГЭ или внутренние экзамены), что и выпускники школ.

Для абитуриентов последних лет зачисление в рамках общего конкурса проходило в два этапа. На I этапе по каждому направлению подготовки вузы закрывали 80% бюджетных мест, на II этапе — оставшиеся 20%. Теперь основная волна зачисления будет только одна. На досрочном этапе вузы примут олимпиадников, поступающих вне конкурса, абитуриентов, имеющих льготы, и целевиков. Если после основной волны останутся свободные места, вуз вправе принять на них абитуриентов из конкурсного списка.

С 2021 года вузы обязаны принимать документы в электронной форме наряду с подачей по почте и личным обращением абитуриента в приемную комиссию. Теперь это общее правило, которое расширит возможности школьников, особенно из отдаленных регионов, по выбору вузов.

Абитуриенты имеют возможность внести изменения в заявление о приеме или подать второе заявление, например, по другой специальности.

Статистическая информация о ситуации в области образования отслеживается специалистами Росстата, Министерством просвещения, Министерством науки и высшего образования. Ежегодно статистиками отдельно подсчитывается:

  • Количество организаций дошкольного образования и воспитанников в них.
  • Общее число школ и обучающихся в них.
  • Количество организаций начального и среднего профобразования и их студентов.
  • Число организаций, реализующих программы дополнительного образования.
  • Общее количество вузов и студентов в них.
  • Количество аспирантов и докторантов.

Для более полной картины, сведения по вышеуказанным категориям нужно рассматривать отдельно.

Это процесс обучения и воспитания детей возраста от 2 месяцев до 7 лет. Оно осуществляется дошкольными образовательными организациями, широко известными как детские сады. По данным статистики, в 2018 году на территории Российской Федерации действовало 47,8 тысяч дошкольных учреждений. Налицо тенденция сокращения количества детских садов, в 2014 году их было 51 тысяча.

Статистика ежегодно даёт ответ на вопрос – сколько школ в России? Для современной России характерно снижение числа школ. Особенно обвально оно происходило с 2000 года (68804) до 2010 года (50793). Но и сейчас эта тенденция, к сожалению, продолжается. В 2013/ 2014 учебном году школ было 45149. А сведения за 2018 дали уже всего 41349. Причём надо помнить, что в вышеуказанные числа входят данные о числе:

  • Начальных школ.
  • Средних и неполных средних общеобразовательных школ.
  • Частных школ.

Общее количество бюджетных мест на 2021-2022 учебный год

По данному показателю в последние 18–19 лет наблюдалась противоречивая динамика. На начало 2000/2001 учебного года в стране было 20553,5 тысяч школьников. На начало 2011/2012 учебного года их было 13737,8. После этого начинается их рост. На начало 2013/2014 учебного года в школах училось 13877,4 тысяч человек. В 2017 году количество школьников составило 15705,9 тысяч человек. В 2018 году школьников было уже 16137,3 тысяч.

Однако судя по динамике рождаемости, обольщаться не стоит. Имевший место рост объяснялся некоторым увеличением рождаемости из-за рождения детьми довольно многочисленным поколением второй половины 80-х годов, введением материнского капитала, некоторым улучшением уровня жизни, которое имело место в России в первое десятилетие XXI века. Сейчас специалисты отмечают новый спад рождаемости, который объясняется двумя факторами:

  • экономическими трудностями в стране и ухудшением уровня жизни за последние 5 лет;
  • вступлением в активный детородный возраст немногочисленного поколения второй половины 90-х годов.

В связи с этим, через несколько лет, количество школьников в России начнёт, скорее всего, сокращаться.

В 2018 году ПТУ, профессиональных лицеев, техникумов и колледжей в нашей стране имелось 3658. По оперативным сведениям статистиков в них обучалось:

  • В учреждениях начального профобразования (ПТУ и лицеях) — 542,1 тысяч студентов (в 2017 году 543,2 тысяч студентов).
  • В колледжах, техникумах и иных организациях, дающих среднее специальное образование в 2018 году, проходило обучение 2464,3 тысяч человек. Для сравнения укажем, что в 2017 году в учреждениях этого типа училось 2387,4 тысяч студентов.

Динамика высших учебных заведений за последний исторический период также противоречива. Сначала их количество росло, составив на начало 2000/2001 учебного года 965, а на начало 2010/2011 -1115. В дальнейшем из-за поглощения мелких вузов более крупными, а также вследствие ужесточения политики государства в данной сфере количество организаций стало падать. На начало 2018/2019 учебного года их было всего 741.

Если говорить об общей динамике развития Российского образования, то она скорее отрицательная. Свидетельством тому сокращение большинства видов образовательных организаций, которое невозможно объяснить только лишь оптимизациями и слияниями. Надо признать, что такое состояние образования соответствует общему состоянию Российского государства.

Формирование правил вступления в ВУЗы еще не завершено. Об этом сообщило в своем письме №ВК-2534/05 Министерство образования и науки России.

  • Дополнительные 10 баллов за сочинение. Так как в стандартном ЕГЭ будет стоять отметка «зачтено/не зачтено», то многие учреждения захотят ознакомиться с качеством написанного материала. Это может стать возможностью поступления на бюджетное место;
  • Плюс 10 баллов за портфолио. При этом будут учитываться следующие достижения: статусы чемпиона в официальном виде спорта; серебряный или золотой значок за сдачу норм ГТО; аттестат о среднем образовании с отличием; подтверждение участия в волонтерской деятельности; участие в школьных олимпиадах;
  • Для медицинских ВУЗов разрешено продлить срок подачи документов.

Скорее всего, не будут опубликованы списки высших учебных заведений, рекомендованных к поступлению. Эта практика показала себя с негативной стороны.

На сегодняшний момент абитуриент может одновременно подать документы для поступления в пять высших учебных заведений. При этом в каждом из них выбрать по три факультета или специальности. На практике сложно согласовать время проведения экзаменов или собеседований. Нередко ВУЗы находятся в разных городах.

Как вам статья?

«Интерфакс» опубликовал Национальный рейтинг университетов-2021

Традиционно в мире к вузам относят:

  • университеты – предлагают программы обучения не менее чем по семи специальностям. В стране существует 8 федеральных, а значит, главных по округам, университетов. Всего три десятка имеют статус НИУ (национальные исследовательские). Они осуществляют научную и образовательную деятельность. Каждый год число НИУ может меняться;
  • академии – специализируются только на одном направлении – государственная служба, здравоохранение, культура и т.п.;
  • институты – работают часто в рамках одной специальности – педагогика, технологии и др.

Из первой сотни рейтинга МГУ «вылетел» в 2012 г. Он занимал 33 строку.

«Проблема в том, что начиная с 1991 г. примерно по 2010 г. у нас количество вузов и филиалов в стране выросло ровно в два раза. И значительная часть из них, надо это признать и сказать по-честному, превратилась не в вузы, а в лаборатории по штамповке «корочек» (В.В. Путин)

Молодежь стремится получить образование за границей. Желающих год от года все больше. По информации «Независимой» газеты численность студентов из России близка к 60 тыс. человек. Еще в 90-е за рубежом их училось в четыре раза меньше. Германия – основная страна, в которую по программам высшего и послевузовского образования едут за дипломами наши сограждане.

Ничего нового в правилах поступления в ВУЗы на 2021-2022 учебный год не предвидится. Выпускник школы также сдаёт ЕГЭ. Обязательными являются два тестирования: по русскому языку и по математике. Математический ЕГЭ можно пройти в двух формах: базовой или профильной. Последнюю целесообразно выбрать, если выпускник планирует поступать в ВУЗ по специальности, предполагающей углубленное изучение математики.

Поступление в ВУЗ после колледжа отличается от поступления после окончания школы. Главное отличие – необходимость сдачи ЕГЭ. Если все школьники после выпуска обязаны сдавать такой экзамен, то после прохождения обучения в колледже его сдача необязательна.

Так как результаты ЕГЭ необходимы для поступления в ВУЗ, возникает вопрос: нужно ли такой экзамен сдавать после колледжа? Есть три варианта:

  1. Не сдавать ЕГЭ, а пройти тестирование по внутреннему распорядку ВУЗа.
  2. Сдать ЕГЭ после колледжа. Но у выпускника может просто не хватить знаний.
  3. Сдать ЕГЭ после первого курса колледжа. Так как именно в первый год учащиеся проходят общую программу 10-11 классов, то эти недавно полученные данные пригодятся для тестирования. В колледже нужно взять справку о получении соответствующего среднего общего образования для допуска к ЕГЭ.

Во сколько ВУЗов можно подавать документы в 2021 году в России ?

Может ли абитуриент направить свои документы в несколько ВУЗов? Да, у каждого выпускника школы есть право попытаться поступить одновременно в пять высших учебных заведений, причём на три направления. Если ВУЗы будут готовы зачислить абитуриента, он должен выбрать один университет. Но учиться можно в одном ВУЗе на двух специальностях.

Возможно ли поступление в другое высшее учебное заведение во время прохождения обучения в ВУЗе, в который студент поступил ранее? Да, возможен перевод в другой университет, причём как по независящим от учащегося причинам, так и по его личному желанию: из-за отзыва лицензии или реорганизации учреждения, неудовлетворённости работой персонала, желания сменить специальность или профиль.

Состояние и уровень начального образования можно увидеть в таблице численности дошкольников:

Год Общая численность, тысяч … из них – в городах, тысяч … из них – в сельской местности, тысяч Количество мест на 1000 детей
2010 5 388,0 4 280,6 1 107,3 553
2011 5 661,1 4 502,4 1 158,8 570
2012 5 982,9 4 750,6 1 232,2 592
2013 6 347,3 5 037,1 1 310,2 600
2014 6 813,6 5 415,6 1 398,0 612
2015 7 151,6 5 693,8 1 457,7 626
2016 7 342,9 5 856,3 1 486,6 635
2017 7 477,9 5 976,5 1 501,5 633
2018 7 582,4 6 083,6 1 498,9 639
2019 7 606,7 6 128,5 1 478,2 665

Как ни странно, количество школ в ежегодник не попало. Находим его в другом источнике (правда, самые свежие данные – за 2018 год), и видим следующее:

Год 2005/2006 2010/2011 2015/2016 2016/2017 2017/2018
Количество школ, в тысячах 63,2 50,8 43,4 41,8 42,0
Количество учителей, в тысячах 1591,4 1079,0 1077,3 1074,1 1079,9

Теперь сравниваем с количеством учеников:

Год 2000/2001 2010/2011 2017/2018 2018/2019 2019/2020
Обучающихся по образовательным программам начального, основного
и среднего общего образования, тысяч
20550,2 13642,4 15705,9 16137,3 16565,6
… из них – в городах, тысяч 14446,4 9834,8 11845,5 12232,7 12624,6
… из них – в сельской местности, тысяч 6103,7 3807,6 3860,4 3904,6 3941,0

Теперь рассмотрим уровень среднего образования. Рассматривать количество ПТУ, количество институтов среднего образования и количество преподавателей в этих организациях мы будем на основании данных 2005-2018 годов, потому что более свежих данных нет:

Год 2005/2006 2010/
2011
2015/2016 2016/2017 2017/
2018
Число образовательных организаций 6297 5206 3638 3934 3956
Численность преподавателей
в образовательных организациях,
тыс. человек
151 149 133 135 138

Интересно, что за этот период количество организаций сократилось примерно на 60%, а вот количество преподавателей – меньше чем на 10%.

Что касается учеников в организациях среднего специального образования, числа – следующие:

Год Численность, тысяч человек … из них – по программам подготовки квалифицированных работников, тысяч … из них – по программам подготовки специалистов среднего звена, тысяч
2016/2017 2851,9
2017/2018 2930,8 543,2 2387,6
2018/2019 3006,4 542,1 2464,3
2019/2020 3119,7 543,4 2576,2


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *