Изменение в лесном законодательстве с 1 января 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение в лесном законодательстве с 1 января 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральным законом от 04.02.2021 № 3-ФЗ внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений (далее — Закон).

В частности важные изменения введены Законодателем статьей 4 Закона в части расширения контроля за оборотом древесины и ее хранения, а также о предоставлении отчетов по использованию лесов.

Так, предусмотрено, что до 1 июля 2021 года лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, обязаны представить оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней сведения, предусмотренные пунктами 11 и 12 части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством их размещения в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней либо в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, со дня вступления в законную силу Закона и до 1 июля 2021 года при наличии технической возможности формирования документов в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе создавать сопроводительные документы, предусмотренные статьей 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации, отчеты об использовании лесов для заготовки древесины с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней или специального программного обеспечения.

Согласно внесенных изменений с 1 июля 2021 года до 1 января 2023 года положения статьи 50.1 (в редакции Закона), статей 50.4-1 и 50.4-2 Лесного кодекса Российской Федерации применяются с учетом того, что хранение древесины и продукции ее переработки после вывоза с лесосеки, переработка указанной древесины допускаются исключительно на местах (в пунктах) складирования древесины (в том числе на лесных складах), объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, сведения о которых внесены в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС УД).

Согласно внесенных изменений с 1 июля 2021 года до 1 января 2022 года отчет о ввезенной на склад и вывезенной со склада древесине, отчет о древесине и продукции из нее представляются в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо единой государственной системы учета древесины и сделок с ней;

Лицам, использующим леса, следует обратить внимание, что с 1 июля 2021 года до 1 января 2023 года лесные декларации, отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, акты лесопатологического обследования представляются исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо ЕГАИС УД.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области

Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 30, ст. 3599, 3616; 2009, N 11, ст. 1261; N 30, ст. 3735; 2011, N 1, ст. 54; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; 2014, N 11, ст. 1092; N 26, ст. 3337, 3386; 2015, N 27, ст. 3997; 2016, N 1, ст. 75; N 26, ст. 3887; 2018, N 24, ст. 3415; N 30, ст. 4547; N 32, ст. 5133, 5134; N 52, ст. 8100; N 53, ст. 8464; 2020, N 17, ст. 2725; 2021, N 6, ст. 958; N 18, ст. 3056) следующие изменения:

1) пункт 101 части 1 статьи 25 изложить в следующей редакции:

«101) создание лесных питомников и их эксплуатация;»;

2) статью 391 изложить в следующей редакции:

«Статья 391. Создание лесных питомников и их эксплуатация

1. Создание лесных питомников (постоянных, временных) и их эксплуатация представляют собой деятельность, связанную с выращиванием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород.

Для целей настоящего Кодекса под лесными питомниками понимаются территории, на которых расположены земельные, лесные участки с необходимой инфраструктурой, предназначенной для обеспечения выращивания саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород.

2. На лесных участках, предоставленных для создания и эксплуатации лесных питомников, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства и возведение некапитальных строений, сооружений, которые предназначены для обеспечения выращивания саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород (в том числе складов для хранения семян лесных растений, теплиц и других подобных объектов) и признаются объектами лесной инфраструктуры, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 13 настоящего Кодекса.

3. Для создания лесных питомников и их эксплуатации лесные участки государственным (муниципальным) учреждениям, указанным в части 2 статьи 19 настоящего Кодекса, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам — в аренду.

4. Создание лесных питомников и их эксплуатация допускаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, если такая деятельность не противоречит их правовому режиму.

5. Правила создания лесных питомников и их эксплуатации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;

3) в части 5 статьи 43 слова «в том числе в охранных зонах указанных объектов,» исключить;

4) в части 4 статьи 45 слова «охранных зонах линейных объектов» заменить словами «охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов»;

5) статью 605 изложить в следующей редакции:

«Статья 605. Государственный лесопатологический мониторинг

1. Государственный лесопатологический мониторинг представляет собой систему наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и за происходящими в них процессами и явлениями, а также анализа, оценки и прогноза изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов в целях осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах.

2. Государственный лесопатологический мониторинг является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

3. Государственный лесопатологический мониторинг осуществляется с использованием наземных методов и (или) методов дистанционного зондирования.

4. Государственный лесопатологический мониторинг осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

5. Порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;

6) в статье 61:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках.»;

б) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, проекта лесовосстановления или проекта лесоразведения в части воспроизводства лесов или лесоразведения является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута.»;

7) статьи 611— 631 изложить в следующей редакции:

«Статья 611. Государственный мониторинг воспроизводства лесов

1. Государственный мониторинг воспроизводства лесов представляет собой систему наблюдений за состоянием лесов, требующих воспроизводства, и лесов, в которых проводится их воспроизводство, а также анализа, оценки и прогноза изменения их состояния в целях осуществления управления в области воспроизводства лесов и обеспечения их воспроизводства.

2. Государственный мониторинг воспроизводства лесов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Статьи 2 и 3 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Пункт 10 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 марта 2022 года.

4. Положения частей 3 — 5, 7 и 8 статьи 631 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

5. Положение части 6 статьи 631 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения проведения агротехнического ухода за растениями основных лесных древесных пород применяется в отношении случаев рубки лесных насаждений или перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, совершенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

С 1 августа вступает в силу постановление, согласно которому можно будет вернуть 13% расходов на спортивные занятия (взрослым и детям) на максимальную сумму 120 000 рублей в год, то есть максимальный размер вычета составит 15 600 рублей. Вычет может быть применен к расходам, сделанным с 1 января 2022 года, то есть самое раннее время его получения – 2023 год. Чтобы получить вычет, нужно будет предоставить документы, которые подтвердят расходы на спорт, – копию договора и кассовый чек.

Начала действовать система аналитики работы такси в Москве. Теперь каждый водитель легкового такси должен зарегистрироваться в системе и получить цифровой ID. В профиле водителя собираются данные о нем: наличие действующих прав, разрешение на перевозку пассажиров, штрафы, количество отработанных часов. Благодаря наличию такой системы водители не смогут перерабатывать в ущерб качеству работы, также от работы будут отстранены нарушители. Такая система направлена на то, чтобы сократить количество ДТП и улучшить качество сервиса.

Со 2 августа родители могут получить единовременную выплату в размере 10 000 рублей на детей школьного возраста. Льгота распространяется на семьи с детьми от 6 до 18 лет, а также на детей старше 18 лет, если они имеют ограничения по здоровью и продолжают учиться в школе. Льготы можно получить на детей, которым исполнилось 6 лет до 1 сентября 2021 года или 18 лет – не ранее 3 июля.

Это нововведение вступит в силу с 22 августа. Владельцы автомобилей будут освобождены от обязанности предоставлять подтверждение о прохождении техосмотра для получения полиса ОСАГО.

Запрет на звуковую рекламу

В конце августа, 25 числа, вступит в силу закон о запрете на звуковую рекламу с использованием оборудования, монтируемого на крышах зданий. Эта мера принята для того, чтобы люди не страдали от назойливой громкой рекламы. В пояснительной записке к закону указывается, что звуковая реклама «навязчива и плохо влияет на условия работы и отдыха людей». Теперь жителям домов не придется прослушивать одну и ту же навязчивую рекламу, которая отвлекает и нервирует.

В новом году вводятся новые правила использования лесов для возведения зданий, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Изменения прописаны в приказе Минприроды России № 434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута». Он будет действовать до 1 января 2027 года.

Новые правила указаны в приказ Минприроды России № 564 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов». Он также просуществует вплоть до января 2027 года.

Департамент лесного хозяйства

В новой редакции статьи 43 ЛК РФ «Использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых» предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан:

  • без предоставления лесных участков;
  • без установления сервитута.

Новой редакцией статьи 60.5 ЛК РФ «Государственный лесопатологический мониторинг» определено, что:

Государственный лесопатологический мониторинг представляет собой систему наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и за происходящими в них процессами и явлениями, а также анализа, оценки и прогноза изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов в целях осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах.

Установлено, что государственный лесопатологический мониторинг осуществляется с использованием наземных методов и (или) методов дистанционного зондирования.

В новой редакции статьи 61.1 ЛК РФ указано, что государственный мониторинг воспроизводства лесов представляет собой систему наблюдений за состоянием лесов, требующих воспроизводства, и лесов, в которых проводится их воспроизводство, а также анализа, оценки и прогноза изменения их состояния в целях управления в области воспроизводства лесов и обеспечения их воспроизводства.

Государственный мониторинг воспроизводства лесов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). В рамках мониторинга проводят:

  • оценку изменения площади земель, на которых расположены леса;
  • выявление лесов, требующих воспроизводства;
  • оценку качественных и количественных характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов;
  • оценку установленных требований к выращиванию саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород в лесных питомниках;
  • оценку качества используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород;
  • оценку эффективности воспроизводства лесов, осуществляемого в том числе в соответствии со статьей 63.1 ЛК РФ.

Сентябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

По действующему сегодня законодательству к валежнику относятся сухие, трухлявые, гниющие стволы деревьев, кусты, ветки. Если по естественным причинам дерево или куст сгнило, засохло и упало, то они считаются валежником. К таким причинам можно отнести природные явления в виде града, урагана, сильного ветра или снегопада. Нагрузка на растение приводит к его падению.

До первого января 2021 года граждане имели право вывезти из леса ветки в диаметре не более четырех см.

В 2021 году входят в силу новшества касаемые валежника. Новый закон гласит, что валежник перестал считаться платным ресурсом. С первого января гражданам разрешается собирать в лесу и рядом сухие ветки, лежащие на полу, так же остатки от стволов деревьев, кустов и сучьев. Так же стоит помнить, что количество заготовленного валежника не должно быть огромным, иначе не избежать ответственности перед властями. Количество вывозимого древесного мусора во многих регионах лимитировано. При перевозке могут проверить, правда ли везете валежник или же это спиленный лес. Законодательством РФ россиянам разрешено для собственных нужд выносить из леса орехи, грибы, ягоды, так же можно использовать не древесные отходы — бересту, мох, ветки. Сухостой причислили к недревесным отходам с первого января 2021 года.

Закон, принятый в Российской Федерации это еще не все, нужно рассматривать закон для каждого региона отдельно, по-разному трактуются региональные поправки. Где-то можно будет собирать валежник только после уведомления местного министерства природы, где-то в отведенных для этого местах, а где-то без ограничений:

  • Московская область выбрала очень лояльный подход, в Подмосковье можно собирать валежник везде, кроме охраняемых территорий, складов древесины или мест, где ведутся лесосечные работы.
  • В Пензенской области завалившееся дерево распиливать уже нельзя, собирать валежник разрешено только вручную, без пил и сучкорезов.
  • В Краснодарском крае необходимо предупредить учреждение, подведомственное Минприроды. Будет указано место, в котором разрешено собирать валежник и учтен объем заготовленного сухостоя. Органом исполнительной власти будет установлен порядок учета и порядок подачи уведомления гражданами, которые хотят произвести заготовку.
  • В Пермском крае разрешено собирать валежник весь год в бесснежный период без ущерба лесным насаждениям и с использованием ручных инструментов.
  • Во Владимирской области сбор валежника может производится везде, без ограничений, граждане вправе собирать поваленные деревья и сухие ветки безлимитно, та же ситуация в республике Коми. А вот в Тамбовской области вывоз регламентирован.
  • В Ханты-Мансийске в 2021 году с января месяца необходимо оповещать лесничество о планируемом сборе сухого леса. Части леса, находящиеся в пешей доступности к поселкам (не далее пяти километров) или возле дорог можно использовать для заготовки валежника.
  • В Башкирии составлен список мест, где разрешено осуществлять безвозмездный сбор сухих веток, на региональных ресурсах есть официальная информация. Информационные стенды находятся в каждом лесничестве. Гражданин обязан оповестить лесника за сутки до планируемого сбора заготовок.
  • В Вологодской области предельный объем собранного сухостоя не устанавливается, разрешается жителям региона собирать валежник весь год, соблюдая пожарную и санитарную безопасность.
  • Жителям Удмуртии, остро нуждающимся в отоплении своих домов, разрешили собирать лежащие на земле деревья и их части бесплатно, чем очень обрадовали селян. Собирая старые трухлявые деревья, они освобождают лес, там станет чище и приятнее. Валежником самим по себе люди могут отапливать и дома, и бани. На отопление своих жилищ, хозяевам приходилось тратить большие средства, на отопление дома уходит примерно телега дров (10 кубов), примерно 15000 руб., на баню еще 4000. Для селянина, у которого нет газа в доме, это большие деньги. Поэтому закон восприняли на ура!

«В принципе, нельзя сказать, что задача осуществить компенсационное лесовосстановление не стояла перед пользователями лесных участков ранее. Старая редакция статьи 62 Лесного кодекса РФ также предусматривала эту обязанность, но только для арендаторов участков при заготовке древесины», — прокомментировал новый закон Агентству социальной информации юрист Зеленого движения России «ЭКА» и специалист направления «Защита экоправ» Тимур Рахматуллин.

Теперь обязанность восстанавливать леса возложат на тех, кто вырубает леса для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры, для переработки древесины и других лесных ресурсов, проведения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Они будут обязаны восстановить лес в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Также восстанавливать леса обяжут лица, которые обратились за переводом земель лесного фонда в земли иных категорий. Восстанавливать леса должны будут и компании, занимающиеся переработкой древесины, геологическим изучением недр, разработкой месторождений, строительством и эксплуатацией линейных объектов, водохранилищ, гидросооружений, портов, причалов.

«Теперь леса будут восстанавливать и при реализации инфраструктурных проектов, хотя в этом отношении принцип «гектар за гектар» не вполне оправдан. С учетом приживаемости лесов, а также различий между молодыми и зрелыми лесами, компенсации в виде посадок на равной площади будет, очевидно, недостаточно», — считает Рахматуллин.

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА II КВАРТАЛ 2021 ГОДА (апрель-июнь 2021 года)

Даже если малая часть новых лесов приживется, будет хорошо. Однако, как считает руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко, внесение поправок не повлияет на реальную ситуацию с воспроизводством лесов в России. Это связано с отсутствием в России эффективного ухода за молодыми лесами и грамотного лесовыращивания.

«Лесовосстановление в узком смысле этого слова (в том, в каком оно используется в Лесном кодексе РФ) представляет собой только начальный этап воспроизводства лесов; результат же воспроизводства в первую очередь зависит от более поздних этапов — ухода за молодыми насаждениями.

«В подавляющем большинстве случаев лесовосстановление без последующего ухода — агротехнического, осветлений, прочисток — не дает вообще никаких результатов: вырубки и гари зарастают ровно тем же и так же, чем и как они зарастали бы вообще без каких-либо мер по лесовосстановлению»,

Если повысить уровень приживаемости лесов пока не получается, можно было бы постараться увеличить площадь новых посадок.

По мнению Тимура Рахматуллина, было бы целесообразно закрепить в законодательстве требование перекрывающих площадь высадок, а в идеале – из расчета реально понесенного экологического урона.

«Существует методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, утвержденная Постановлением Правительства. Но и она неэффективна, поскольку не учитывает многие особенности. Например, нанесение ущерба лесу вследствие прокладки дороги (в Подмосковье много подобных примеров) не ограничивается площадью самой дороги — нарушается целостность лесного массива, и отрезанный малый участок леса может погибнуть. Или, например, одно дело — вырубка гектара сосны, которая растет по 120 лет, а другое — лиственные быстрорастущие породы. А законодатель не учитывает все это и подходит сугубо формально с точки зрения площади», — сказал АСИ Рахматуллин.

Закон вступает в силу с 1 января 2021 года.

Решения по закону о валежнике на местах принимались порой просто абсурдные. К примеру, в Московской и Ленинградской областях собирать сухие ветки и прочие части мертвых деревьев можно было, лишь получив соответствующее разрешение. При этом еще, на основании статьи 32 Лесного кодекса РФ, нужно было заключить договор аренды участка.

Полный текст закона от 2021 года уместится на одной странице:

Статья 32. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов

1. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса.

2. К недревесным лесным ресурсам, заготовка и сбор которых осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, относятся валежник, пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.

3. Граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, вправе возводить навесы и другие временные постройки на предоставленных им лесных участках.

4. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков.

4.1. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

5. Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

«Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) Источник: КонсультантПлюс.

Неизвестно, как себе представляли все это региональные законодатели. Неужели так трудно было понять, что в лес за валежником отправится, чаще всего того, кто живет за чертой бедности? Живет такой человек в какой-нибудь «умирающей» деревне, пенсию, к примеру, получает размером в десять тысяч. Для него сбор нужных документов – задача с десятью неизвестными. Ему надо на чем-то в райцентр добраться, к чиновнику нужному попасть, чтобы узнать, можно ли собирать валежник в лесу. А тот, увидев перед собой желающего дров на зиму заготовить, начнет ему власть свою показывать.

Но прошло энное число лет, и Госдума приняла закон о сборе валежника в лесу. Это случилось в 2018 году, Президент Владимир Путин подписал документ 18 апреля. Новые правила о сборе валежника вступили в силу с 1 января 2021 года.

Почему-то в России существует «добрая» традиция. Если принимается какой-нибудь законодательный акт, запрещающий что-нибудь, то в силу он вступает едва ли не на следующий день, но когда речь идет о разрешении то до него, «как до Москвы пешком».

Конечно, ждать с апреля до января – это уже мелочи. Как говорится, дольше ждали. Только почему бы не вспомнить о тех людях, которым, чтоб зиму очередную пережить, пришлось и в прошлом году тысяч десять, а то и больше за дрова платить, или тайком из дебрей сухие пеньки носить. А может быть, кого-нибудь и оштрафовали за это время.

К сожалению, как это всегда бывает, и после вступления разрешительного закона в силу, не все оказалось просто. Поскольку какие-то свои местные законодательные акты могли принять и региональные депутаты, они, разумеется, этим правом воспользовались. В некоторых местах такого «накуролесили» (другое слово найти невозможно), что и в страшном сне не всегда увидишь.

Хотя само понятие «валежник» в принятом документе не разъясняется, затруднения здесь возникнуть не должны. Термин этот устоявшийся, да к тому же разъяснения можно найти в любом Толковом словаре русского языка. При непонимании со стороны чиновников можно просто напомнить, что делопроизводство в России ведется на русском языке и сослаться на толковый словарь.

Впрочем, об этом чуть позже. Вначале о принятом документе. На основании нового закона гражданам разрешили собирать валежник для своих нужд. Никакие разрешения для этого получать не нужно. Нет необходимости и в заключение договоров. Что касается ответственности, то собирающие в лесу валежник к ней привлекаться не могут.

1 июля 2021 года в ЛК РФ появятся правила о федеральном госнадзоре за приемкой, перевозкой, переработкой и хранением древесины, учетом сделок с ней. В частности, установят: инспекторам не нужно предварительно уведомлять юрлиц и ИП о внеплановых выездных проверках (п. 31 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ ч. 5 ст. 96 (2) ЛК РФ).

Инспекторов обяжут среди прочего соблюдать закон о реформе контроля и надзора (Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ), а также положение о новом виде надзора. Последнее утвердит Правительство РФ.

Федеральный закон от 04.02.2021 г. № 3-ФЗ

Направлять госорганам «лесные» документы с 2023 года нужно в электронной форме. Их потребуют заверять квалифицированной электронной подписью (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ). Подача возможна, например, через личный кабинет или Госуслуги (п. 30 ст. 1, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ — ч. 1 ст. 93 (5) ЛК РФ). Эти правила касаются, в частности:

• лесной декларации (п. 30 ст. 1 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ — ч. 2 ст. 26 ЛК РФ);

• отчета об использовании лесов (п. 30 ст. 1 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ — ч. 1 ст. 49 ЛК РФ);

• декларации о сделках с древесиной (п. 30 ст. 1 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ — ч. 3 ст. 50 (5) ЛК РФ);

• отчета об охране лесов от пожаров (п. 30 ст. 1 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ — ч. 1 ст. 60 ЛК РФ);

• отчета о защите лесов (п. 30 ст. 1 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ — ч. 1 ст. 60 (11) ЛК РФ);

• отчета об их охране от загрязнения и другого негативного воздействия (п. 30 ст. 1 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ — ч. 1 ст. 60 (16) ЛК РФ).

Отметим, что с июля 2021 года до января 2023 года ряд документов нужно подавать в электронном виде через Госуслуги или ЕГАИС. Это касается лесных деклараций, отчетов об использовании и охране лесов от пожаров и пр. (ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ).

Сейчас компании и ИП вправе составлять и подавать большинство документов на бумаге. Такую возможность исключат.

С июля 2021 года до января 2023 года хранить древесину после ее вывоза с лесосеки по общему правилу разрешат только на складах, сведения о которых внесли в ЕГАИС. Переработка тоже возможна лишь на объектах, указанных в этой системе (п. 1 ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ).

1 января 2022 года Правительство РФ установит требования к размещению и характеристикам складов, в т.ч. к установке средств фиксации транспорта, доставляющего древесину (п. 30 ст. 1, п. 1 ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ — ч. 2 ст. 50 (4-1) ЛК РФ).

С 2023 года информация о складах и объектах лесопереработки должна быть в лесном госреестре (п. 30 ст. 1, п. 1 ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ — ч. 1 ст. 50 (4-1) ЛК РФ).

Вполне логично: если производство только и занималось тем, что валило лес, особо его не обрабатывая, то ему нужно время, чтобы перестроиться. Но в очень сжатые сроки — до конца 2021 года. Предполагается, что специальная программа модернизации будет включать в себя льготные кредиты на переоборудование производств и создание мощностей по глубокой переработке древесины.

С 1 января 2021 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 28.07.2020 № 1132, согласно которому признаются утратившими силу более 80 нормативных актов в сфере лесного законодательства. Соответственно, вместо них уже разработаны или разрабатываются новые более совершенные и отвечающие потребностям времени нормативные документы.

Среди отмененных приказов и постановлений следует выделить подзаконные акты, регулирующие:

  • правила пожарной безопасности в лесах, а также документы, устанавливающие дополнительные или специальные меры по защите лесов от пожаров;
  • правила санитарной безопасности в лесах, а также документы, определяющие перечень мер по защите лесов от заболеваний и вредных организмов и других опасных факторов;
  • правила учета, заготовки и реализации древесины;
  • правила лесоразведения и лесовосстановления;
  • порядок сбора и заготовки живицы и недревесных ресурсов;
  • порядок использования лесов для сельскохозяйственной, рекреационной и иных видов деятельности;
  • правила ухода за лесами.

04.02.2021 принят закон «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ…» № 3-ФЗ (далее — закон № 3-ФЗ).

Законом предписаны достаточно существенные изменения в лесном хозяйстве в 2021 и последующие годы (вплоть до 2023-го). Основная тема изменений — оборот древесины, который предполагается отслеживать путем многочисленных мер — от специальной ФГИС до внезапных проверок деревообрабатывающих производств.

В частности:

  • Создается федеральная государственная информационная система лесного комплекса для ведения лесного реестра. Цель — обеспечение полной прослеживаемости движения лесоматериалов.
  • Транспортировка дерева и продукции его переработки будет допускаться только при наличии электронного сопроводительного документа (есть исключения, например если дерево приобрели на розничном рынке).
  • Складирование и переработка лесоматериалов будут разрешаться только на внесенных в реестр объектах.
  • Урегулированы вопросы сделок с лесоматериалами.
  • При внеплановых выездных проверках, касающихся контроля за древесиной, предварительное уведомление проверяемого не требуется.
  • Предусмотрено проведение административного обследования лесов.

Обратите внимание! Также ожидается, что Правительство РФ примет Положение о госнадзоре в сфере оборота древесины.

Далее раскроем отдельные нововведения и расскажем, какие установлены особенности их применения в переходный период 2021–2023 годов.

Изменения в лесном законодательстве с 2021 года затронули вопросы доступности информации о лесах:

  • Изначальная редакция норм об информации предусматривала, что данные о лесах проводятся на сайтах госорганов и муниципалитетов, полномочиях которых касаются охраны и воспроизводства лесов.
  • Вся информация будет размещена на едином сайте. Будет представлена публичная лесная карта, которая ведется в электронной форме. При этом воспользоваться ресурсом сможет любой желающий бесплатно и без необходимости подачи запроса.

Обратите внимание! В полном объеме эти нововведения заработают с 01.01.2023.

Законом № 200-ФЗ Лесной кодекс РФ с изменениями дополняется главой 10.1 «Государственный лесной реестр». Глава начнет действовать с 01.01.2023.

В реестре будут, в частности, следующие данные:

  • о составе и границах земель лесного фонда;
  • особо защитных участках лесов;
  • основаниях использования лесов гражданами и юрлицами;
  • лицах, владеющих местами складирования дерева и объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры;
  • лесных дорогах;
  • навигационная информация.

Изменения в Лесном кодексе 2021 года предусматривают поэтапное создание государственной информационной системы лесного комплекса. Помимо указанной выше публичной карты с 01.01.2023 заработает следующее правило:

«Работы по сохранению лесов (кроме пожаротушения) будут подлежать обязательной фотофиксации с использованием программного обеспечения, которое позволит в некорректируемом виде, через спутник устанавливать координаты места и времени мероприятия».

Изменения в лесном законодательстве затронули сроки корректировки декларации о сделках с лесоматериалами.

Обратите внимание! Особые правила установлены на период с 04.02.2021 по 01.01.2023.

В этот период корректировка декларации в части фактического объема транспортировки леса допускается в срок:

  • не позднее 1 рабочего дня до дня транспортировки;
  • не позднее 1 дня, предшествующего дню подачи таможенной декларации, если товар подлежит таможенному контролю.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Если обязательные документы отсутствуют, то внесение иных сведений в систему не допускается. То же самое правило действует в случае несоответствий, выявленных в документации.

Указанное правило будет действовать до 01.01.2023.

Ограничения на сделки и другие действия с древесиной

Согласно изменениям в лесном хозяйстве в 2021 году установлены новые запреты:

  • на сделки с древесиной;
  • оформление сопроводительных документов;
  • транспортировку леса;
  • его вывоз из России.

Эти действия не допускаются, если:

  • объем лесоматериалов по документам превышает объем, учтенный у собственника в ЕГАИС;
  • видовой (породный) или сортиментный состав по документам не соответствует тому, который указан в ЕГАИС.

Запрет уже действует. Он установлен на срок до 01.01.2023.

Изменения в Лесном кодексе в 2021 году затронули, в частности:

  • учет древесины и продукции ее переработки;
  • положения о складах лесоматериалов;
  • производство продукции переработки леса.

Вместе с тем на период с 01.07.2021 по 01.01.2023 установлены особенности применения новых правил. В этот период:

  1. Древесина (за некоторыми исключениями, например кроме заготовленной гражданами для собственных нужд) после вывоза с лесосеки должна храниться в местах, включенных в ЕГАИС. То же самое в отношении переработки: она может производиться только на учтенных в системе объектах.
  2. Вопросы о складах должны решаться согласно порядку, установленному Правительством РФ (правило действует с 01.01.2022).
  3. Не применяются требования о формировании электронного сопроводительного документа, ряда отчетов и оформления сделок с использованием государственного реестра.
  4. С 01.01.2022 электронный сопроводительный документ и отчет об использовании лесов для заготовки формируются с использованием ЕГАИС.
  5. С 01.07.2021 по 01.01.2022 отчет о ввезенном на склад и вывезенном со склада дереве, а также отчет о лесоматериалах представляются через портал «Госуслуги» или Единую государственную систему учета.
  6. С 01.01.2022 указанные выше отчеты формируются с использованием ЕГАИС.
  7. До 01.01.2023 не применяется требование о том, что транспортировка дерева автомобильным транспортом допускается, если такой транспорт оборудован техсредствами контроля.

По приблизительным оценкам, в России нелегально вырубают от 10 до 30 миллионов кубометров леса ежегодно. Реальных объёмов не знает никто, признала Виктория Абрамченко: сегодня не сопоставляют объём заготовленной древесины с лимитом по конкретной делянке, поэтому продать можно сколько угодно брёвен, не подтверждая легальность их происхождения. Ситуацию усугубляет отсутствие единого государственного лесного реестра, уточнила вице-премьер.

  • Статья 1 — Основные принципы лесного законодательства
  • Статья 2 — Лесное законодательство
  • Статья 3 — Отношения, регулируемые лесным законодательством
  • Статья 4 — Участники лесных отношений
  • Статья 5 — Понятие леса
  • Статья 6 — Земли, на которых располагаются леса
  • Статья 7 — Лесной участок
  • Статья 8 — Право собственности на лесные участки
  • Статья 9 — Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками
  • Статья 10 — Подразделение лесов по целевому назначению
  • Статья 11 — Пребывание граждан в лесах
  • Статья 12 — Освоение лесов
  • Статья 13 — Лесная инфраструктура
  • Статья 14 — Лесоперерабатывающая инфраструктура
  • Статья 15 — Районирование лесов
  • Статья 16 — Рубки лесных насаждений
  • Статья 17 — Выборочные рубки и сплошные рубки лесных насаждений
  • Статья 18 — Подсочка лесных насаждений
  • Статья 19 — Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов
  • Статья 20 — Право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы
  • Статья 21 — Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры
  • Статья 22 — Инвестиционная деятельность в области освоения лесов
  • Статья 23 — Лесничества и лесопарки

Изменения в законодательстве с августа 2021 года

  • Статья 51 — Общие положения об охране и о защите лесов
  • Статья 52 — Охрана лесов от пожаров
  • Статья 53 — Пожарная безопасность в лесах
  • Статья 53.1 — Предупреждение лесных пожаров
  • Статья 53.2 — Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров
  • Статья 53.3 — Планы тушения лесных пожаров
  • Статья 53.4 — Тушение лесных пожаров
  • Статья 53.5 — Ограничения пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах
  • Статья 53.6 — Мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров
  • Статья 53.7 — Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров
  • Статья 53.8 — Выполнение работ по охране лесов от лесных пожаров
  • Статья 54 — Защита лесов
  • Статья 55 — Санитарная безопасность в лесах
  • Статья 56 — Государственный лесопатологический мониторинг
  • Статья 57 — Авиационные работы по охране и защите лесов
  • Статья 58 — Охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами
  • Статья 59 — Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений
  • Статья 60 — Отчет об охране и о защите лесов
  • Статья 61 — Общие положения о воспроизводстве лесов
  • Статья 61.1 — Государственный мониторинг воспроизводства лесов
  • Статья 62 — Лесовосстановление
  • Статья 63 — Лесоразведение
  • Статья 64 — Уход за лесами
  • Статья 64.1 — Отнесение земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями
  • Статья 65 — Лесное семеноводство
  • Статья 66 — Отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении
  • Статья 71 — Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 72 — Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 73 — Арендная плата
  • Статья 74 — Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 78 — Общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений
  • Статья 79 — Организация проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений
  • Статья 80 — Порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений
  • Статья 81 — Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений
  • Статья 82 — Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений
  • Статья 83 — Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Статья 84 — Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений

«В принципе, нельзя сказать, что задача осуществить компенсационное лесовосстановление не стояла перед пользователями лесных участков ранее. Старая редакция статьи 62 Лесного кодекса РФ также предусматривала эту обязанность, но только для арендаторов участков при заготовке древесины», — прокомментировал новый закон Агентству социальной информации юрист Зеленого движения России «ЭКА» и специалист направления «Защита экоправ» Тимур Рахматуллин.

Теперь обязанность восстанавливать леса возложат на тех, кто вырубает леса для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры, для переработки древесины и других лесных ресурсов, проведения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Они будут обязаны восстановить лес в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Также восстанавливать леса обяжут лица, которые обратились за переводом земель лесного фонда в земли иных категорий. Восстанавливать леса должны будут и компании, занимающиеся переработкой древесины, геологическим изучением недр, разработкой месторождений, строительством и эксплуатацией линейных объектов, водохранилищ, гидросооружений, портов, причалов.

«Теперь леса будут восстанавливать и при реализации инфраструктурных проектов, хотя в этом отношении принцип «гектар за гектар» не вполне оправдан. С учетом приживаемости лесов, а также различий между молодыми и зрелыми лесами, компенсации в виде посадок на равной площади будет, очевидно, недостаточно», — считает Рахматуллин.

Обязанность по высадке нового леса не распространяется на лица, использующие леса для эксплуатации линейных объектов, геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок в границах охранных зон в целях обеспечения безопасности граждан и «создания необходимых условий для эксплуатации таких объектов».

Также исключение предусмотрено для граждан, которые заготавливают древесину для собственных нужд, заготовителей новогодних елей, представителей малого бизнеса, ведущих вырубки в лесничествах и лесопарках, а также в случае, если лес заготавливается для государственных и муниципальных нужд.

Даже если малая часть новых лесов приживется, будет хорошо. Однако, как считает руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко, внесение поправок не повлияет на реальную ситуацию с воспроизводством лесов в России. Это связано с отсутствием в России эффективного ухода за молодыми лесами и грамотного лесовыращивания.

«Лесовосстановление в узком смысле этого слова (в том, в каком оно используется в Лесном кодексе РФ) представляет собой только начальный этап воспроизводства лесов; результат же воспроизводства в первую очередь зависит от более поздних этапов — ухода за молодыми насаждениями.

«В подавляющем большинстве случаев лесовосстановление без последующего ухода — агротехнического, осветлений, прочисток — не дает вообще никаких результатов: вырубки и гари зарастают ровно тем же и так же, чем и как они зарастали бы вообще без каких-либо мер по лесовосстановлению»,

Если повысить уровень приживаемости лесов пока не получается, можно было бы постараться увеличить площадь новых посадок.

По мнению Тимура Рахматуллина, было бы целесообразно закрепить в законодательстве требование перекрывающих площадь высадок, а в идеале – из расчета реально понесенного экологического урона.

«Существует методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, утвержденная Постановлением Правительства. Но и она неэффективна, поскольку не учитывает многие особенности. Например, нанесение ущерба лесу вследствие прокладки дороги (в Подмосковье много подобных примеров) не ограничивается площадью самой дороги — нарушается целостность лесного массива, и отрезанный малый участок леса может погибнуть. Или, например, одно дело — вырубка гектара сосны, которая растет по 120 лет, а другое — лиственные быстрорастущие породы. А законодатель не учитывает все это и подходит сугубо формально с точки зрения площади», — сказал АСИ Рахматуллин.

Закон вступает в силу с 1 января 2021 года.

Но прошло энное число лет, и Госдума приняла закон о сборе валежника в лесу. Это случилось в 2018 году, Президент Владимир Путин подписал документ 18 апреля. Новые правила о сборе валежника вступили в силу с 1 января 2021 года.

Почему-то в России существует «добрая» традиция. Если принимается какой-нибудь законодательный акт, запрещающий что-нибудь, то в силу он вступает едва ли не на следующий день, но когда речь идет о разрешении то до него, «как до Москвы пешком».

Конечно, ждать с апреля до января – это уже мелочи. Как говорится, дольше ждали. Только почему бы не вспомнить о тех людях, которым, чтоб зиму очередную пережить, пришлось и в прошлом году тысяч десять, а то и больше за дрова платить, или тайком из дебрей сухие пеньки носить. А может быть, кого-нибудь и оштрафовали за это время.

К сожалению, как это всегда бывает, и после вступления разрешительного закона в силу, не все оказалось просто. Поскольку какие-то свои местные законодательные акты могли принять и региональные депутаты, они, разумеется, этим правом воспользовались. В некоторых местах такого «накуролесили» (другое слово найти невозможно), что и в страшном сне не всегда увидишь.

Хотя само понятие «валежник» в принятом документе не разъясняется, затруднения здесь возникнуть не должны. Термин этот устоявшийся, да к тому же разъяснения можно найти в любом Толковом словаре русского языка. При непониман��и со стороны чиновников можно просто напомнить, что делопроизводство в России ведется на русском языке и сослаться на толковый словарь.

13. Заготовка пней (заготовка пневого осмола).

Заготовка пней (заготовка пневого осмола) разрешается в лесах любого целевого назначения, в которых она не может нанести ущерба насаждениям, подросту, несомкнувшимся лесным культурам.

Заготовка пневого осмола не допускается в противоэрозионных лесах, на берегозащитных, почвозащитных участках лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов, в лесах научного или исторического значения, а также в молодняках с полнотой 0,8 -1,0 и несомкнувшихся лесных культурах.

Ямы, оставленные после заготовки пней (заготовки пневого осмола), должны быть засыпаны плодородным слоем почвы и заровнены.

14. Заготовка бересты.

Заготовка бересты допускается с растущих деревьев на отведенных в рубку лесных насаждениях, на лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные просеки, минерализованные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог и другие площади, на которых не требуется сохранение насаждений), а также со свежесрубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок.

Заготовка бересты с растущих деревьев должна производиться в весенне-летний и осенний периоды без повреждения луба. При этом используемая для заготовки часть ствола не должна превышать половины общей высоты дерева.

Заготовка бересты с сухостойных и валежных деревьев производится в течение всего года.

Запрещается рубка деревьев для заготовки бересты.

15. Заготовка коры деревьев и кустарников.

Заготовка коры деревьев и кустарников осуществляется одновременно с рубкой деревьев и кустарников в течение всего года. Ивовое корье заготавливается в весеннее-летний период.

Заготовка коры деревьев и кустарников не допускается, если эта деятельность ведет к снижению качества заготовленной лесопродукции.

Для заготовки ивового корья пригодны кустарниковые ивы в возрасте 5 лет и старше, древовидные — 15 лет и старше.

16. Заготовка хвороста.

При заготовке хвороста осуществляется сбор срезанных тонких стволов диаметром в комле до 4 см малоценных сопутствующих пород, подлежащих вырубке или производстве рубок ухода за молодняками естественного и искусственного происхождения основной лесообразующей породы, на которую ведется хозяйство.

При заготовке хвороста не допускается спил деревьев и кустарников, их вершин, сучьев и ветвей.

Не допускается обрубка сучьев и вершин с сырорастущих деревьев. Заготовка хвороста осуществляется в течение всего года.

17. Заготовка валежника.

При заготовке валежника осуществляется сбор лежащих на поверхности земли остатков стволов деревьев, сучьев, не являющихся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ, и (или) образовавшихся вследствие естественного отмирания деревьев, при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале, и других природных явлений.

Заготовка валежника осуществляется в течение всего года.

При заготовке валежника допускается применение ручного инструмента (ручных пил, топоров, легких бензопил).

18. Заготовка веточного корма.

При заготовке веточного корма осуществляется сбор ветвей толщиной до 1,5 см, заготовленных из побегов лиственных и хвойных пород и предназначенных на корм скоту.

Заготавливают веточный корм из побегов лиственных пород в основном летом, хвойных пород — круглогодично.

Заготовка веточного корма производится со срубленных деревьев при проведении выборочных и сплошных рубок.

19. Заготовка еловых, пихтовых, сосновых лап.

Заготовка еловых, пихтовых, сосновых лап разрешается только со срубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок, за исключением опытных и экспериментальных рубок, отбора модельных деревьев на постоянных пробных площадях в лесах, переданных для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.

20. Заготовка елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников.

Заготовка елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников в первую очередь производится на специальных плантациях, лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные просеки, минерализованные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог, линии электропередачи, зоны затопления и другие площади, где не требуется сохранения подроста и насаждений).

Допускается заготовка елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников из вершинной части срубленных елей.

21. Заготовка мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша, тростника и подобных лесных ресурсов.

Заготовка мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша, тростника производится с целью их использования в качестве вспомогательного материала для строительства, а также корма и подстилки для сельскохозяйственных животных или приготовления компоста. При их заготовке не должен быть нанесен вред окружающей природной среде.

Сбор лесной подстилки и опавшего листа разрешается производить на одной и той же площади не чаще одного раза в пять лет. Сбор подстилки должен производиться частично, без углубления на всю ее толщину.

Сбор лесной подстилки должен производиться в конце летнего периода, но до наступления листопада, чтобы опадание листвы и хвои создало естественное удобрение лесной почвы.

Запрещается сбор подстилки в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, в ценных лесах.

22. Заготовка (выкопка) деревьев, кустарников и лиан на лесных участках.


Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов являются предпринимательской деятельностью. Граждане и организации занимаются ей на основании договоров аренды лесных участков. Допускается заготовка елей и других хвойных пород для новогодних праздников на основании договоров купли-продажи без предоставления лесных участков.

Хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Региональные власти старательно вносят сложности для граждан в сбор валежника. Наконец-то. С 1 января 2021 года закон, принятый Госдумой разрешил российским гражданам для личных нужд заготавливать валежник.

Такой документ люди ждали несколько лет.

И, наверное, довольно трудно было найти в стране тех, кто понимал, почему нельзя забрать домой обломок дерева, сучья, какой-нибудь пень.

В лесном кодексе о валежнике не было, вообще, ни строчки. Что касается сбора лесных ресурсов, под которыми можно понимать и валежник, то этот процесс был отдан на «откуп» местным властям.

Важно! Что такое валежник согласно определению по новому закону?

Валежник — это упавшие на землю в лесу стволы деревьев или их части: сучья, ветви, сухие и гниющие. Сломленный ветром (бурелом), навалом снега и т. п. лес, а также лес срубленный и полуобработанный, но не вывезенный и брошенный (часто как забракованный), а также поваленный или лежащий на земле лес, утративший технические качества и ценность в какой-либо степени.

Решения по закону о валежнике на местах принимались порой просто абсурдные.

Согласно ГОСТУ 18486–87 валежник — это мертвые деревья, лежащие на земле. В Лесном кодексе само понятие валежника не определено. Им принято считать «недревесные ресурсы», которые были описаны в пункте 2 статьи 32 Лесного кодекса, а также поваленные деревья или кустарники, либо их отдельные части, если они повредились из-за непогоды или других естественных причин. Таким образом, валежником будет считаться любая упавшая ветка дерева. А если ее спилить, то она будет уже древесиной. Также валежником будет считаться отколовшаяся от корня стволовая часть, если такое отделение произошло в результате поражения древесины вредными организмами, гнилью, стволовыми вредителями, ветром, снегом и т.д.

Никаких ограничений нет, поскольку валежник — это не древесный лесной ресурс и его заготавливают исключительно для собственных нужд.

Собирать валежник можно круглый год, не уведомляя об этом власти. Согласно ст. 11 граждане могут бесплатно собирать для собственных нужд не только валежник, но и дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, а также недревесные лесные ресурсы.

> > А может быть, кого-нибудь и оштрафовали за это время. К сожалению, как это всегда бывает, и после вступления разрешительного закона в силу, не все оказалось просто.

И так, свершилось. Гражданам разрешили бесплатно обеспечивать себя дровами. К сожалению, всеобщая радость была не долгой. В развитие событий вмешались региональные депутаты. Вероятно, вирус «не пущать» засел в некоторых «слугах народа» до такой степени, что просто не могут они без того, чтобы ставить гражданам, за счет голосов которых они стали депутатами, «палки в колеса».

Чаще всего в числе ограничений, введенных региональными парламентами, присутствуют длина валежника, использование каких-либо инструментов при сборе, ограничение по территориям. Некоторые предусмотрели отчет, который должны давать собирающие валежник. Если же человек собрал поваленные стволы и сучья в неположенном месте, то для него предусмотрено даже уголовное наказание.

Один из примеров – Бурятия. Там составили список лесов, в которых разрешено заготавливать валежник. В случае если кто-то собирает поваленные деревья в другом месте, его накажут по статье КоАП «мелкое хищение», и по УК РФ «кража». В последнем случае – срок от двух до пяти лет.

Кстати, к этим «цветочкам» в Бурятии уже добавились «ягодки». В интернете появилось видео, на котором лесник (может быть какой-то инспектор) составляет протокол. Злоумышленник – местный пенсионер, собиравший валежник в неустановленном месте. Лесник сообщает ему, что узаконенные региональными депутатами территории , в которых можно собирать валежник, выставлены на соответствующем сайте.

Создается впечатление, что ни этот поймавший нарушители ответственный работник, ни депутаты просто не понимают, что у таких пенсионеров, скорее всего, просто нет выхода в интернет. Для них он, вообще, может быть «темным лесом». К тому же, не худо бы вспомнить, если уж гложет «червь» законотворчества, что законодательный акт вступает в силу в день опубликования в периодическом издании, то есть, в газете.

Депутат Госдумы Николай Николаев, один из разработчиков поправок в Лесной кодекс, уверен, что подавляющее большинство поправок (примеры изложены выше) просто дискредитируют федеральное законодательство.

С депутатом можно согласиться. Ведь существует традиция, при которой виноватой во всем плохом граждане считают центральную власть. Они не будут читать поправки, внесенные депутатами Госдумы в Лесной кодекс, как не прочитают и напридуманного региональными властями.

Закон вступил в силу в январе 2019 года. Но одних изменений в Лесной кодекс для того, чтобы он начал работать в полную силу, оказалось недостаточно — согласно другой его статье (ст. 33), порядок сбора недревесных ресурсов регулируется субъектами РФ, поэтому после принятия федерального закона каждый регион должен был принять соответствующие законы на региональном уровне.

Сделать это субъекты должны были еще до начала нынешнего года, однако пока процесс не завершен. Как отмечает Алексей Ярошенко, в тех случаях, когда регионы пошли по наиболее легкому пути и просто скопировали требования федерального законодательства, проблем с применением нового закона не возникло. Так, практически без ограничений валежник могут собирать жители Коми, Владимирской или, например, Тамбовской области.

Формально дополнительные ограничения вводятся в регионах для того, чтобы предотвратить хищения здорового леса: чтобы люди не могли рубить здоровые деревья, а потом вывозить их из леса под видом распиленного на земле валежника. Именно поэтому на некоторых территориях ввели запрет на использование пилы при сборе валежника или настаивают на том, чтобы контролировать объемы древесины, которую граждане будут вывозить.

Однако в природозащитных организациях напоминают, что основную угрозу для лесов России сегодня представляют отнюдь не частники из числа местных жителей, поэтому принятые в «проблемных» регионах предосторожности считают излишними.

Изменение Лесного кодекса РФ с 1 сентября 2021 года

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 декабря 2020 года N 2047


1. Настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.

2. Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:

а) лесозащитное районирование;

б) государственный лесопатологический мониторинг;

в) проведение лесопатологических обследований;

г) предупреждение распространения вредных организмов;

д) иные меры санитарной безопасности в лесах, в том числе:

рубку аварийных деревьев — рубку деревьев с наличием структурных изъянов, в том числе гнилей, обрыва корней, опасного наклона, способных привести к падению всего дерева или его части и причинению ущерба государственному, муниципальному имуществу, а также имуществу и здоровью граждан;

агитационные мероприятия, в том числе профилактические беседы с населением о санитарной безопасности в лесах, проведение открытых уроков в образовательных учреждениях о санитарной безопасности в лесах, развешивание аншлагов и плакатов, а также размещение информационных материалов в средствах массовой информации о необходимости соблюдения правил санитарной безопасности в лесах.

3. Проведение лесозащитного районирования обеспечивается Федеральным агентством лесного хозяйства.

4. Осуществление государственного лесопатологического мониторинга обеспечивается:

а) в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, и земель лесного фонда, предназначенных для лесовосстановления, — Федеральным агентством лесного хозяйства;

б) в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, и земель обороны и безопасности, предназначенных для лесовосстановления, — соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности;

в) в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, и земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, предназначенных для лесовосстановления, — Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

г) в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, предназначенных для лесовосстановления, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно.

Приложение N 1
к Правилам санитарной
безопасности в лесах


Категория санитарного

Диагностические признаки по категориям санитарного состояния деревьев

состояния деревьев

хвойные

лиственные

1 — здоровые (без признаков ослабления)

деревья нормального развития, крона густая, нормальной формы (для этой породы, возраста, условий местопроизрастания и сезонного периода), окраска и величина хвои (листвы) нормальные, прирост текущего года нормального размера, повреждения вредителями и поражение болезнями отсутствуют, без механических повреждений ствола, скелетных ветвей, ран и дупел

2 — ослабленные

1 января 2021 года вступил в силу закон, разрешающий сбор гражданами валёжника в лесу.

Собирать разрешается сухие ветки, лежащие на земле остатки стволов деревьев, сучьев, части кустарников, сухие и гниющие деревья. Не следует забывать, что вывоз валежника должен быть в умеренных количествах, иначе придётся объясняться с властями.

Важно помнить, что при вывозе валёжника могут проверить действительно ли вы вывозите валёжник или вывозите спиленный лес.

Сбор валёжника в лесу сможет помочь населению заготовить дрова на зиму самостоятельно и бесплатно.

Думаю, так же будут отведены территории где валёжник можно будет собирать. Были при принятии закона и такие предложения, что собирать можно столько, сколько человек может унести.

По-моему это полный бред. Валежник — части деревьев и кустарников, ветки, стволы, упавшие в силу естественных причин, например из-за урагана, под тяжестью снега, лежащие на земле, сухие и гниющие.

А так же к валежнику относятся засохшие на корню деревья. Вот этот лесной мусор теперь можно собирать бесплатно и безнаказанно. В нашей местности пока не готов региональный документ в котором бы было четкое руководство по трактованию статьи 32 известного Федерального закона о сборе валежника.

На вопросы по этому поводу лесники поясняют что можно брать все что лежит на земле.

Сухостой на корню или перестой все равно брать нельзя.

Зеленый ветровал тоже нельзя. Можно только исключительно сухой валежник.

У нас очень много вершинника оставшегося от лесоворов, которые берут товарную часть ствола но бросают крону, вот ее как раз таки и можно брать.

Однако те же лесники предупреждают что брать нужно участками и выбирать все полностью вплоть до мелких веточек.

То есть пришел вычистил делянку и перешел на другую, а так где хочется и что хочется брать, не получится. Где то здесь давненько уже лесник объяснял что под валежником подразумевается сбор павших сучков, хвороста.

С первого января гражданам разрешается собирать в лесу и рядом сухие ветки, лежащие на полу, так же остатки от стволов деревьев, кустов и сучьев. Так же стоит помнить, что количество заготовленного валежника не должно быть огромным, иначе не избежать ответственности перед властями. Количество вывозимого древесного мусора во многих регионах лимитировано.

Практически постоянно, когда иду в лесной отдел с отчетами, или с ознакомлением актов о проделанной работе, то вижу у лесного отдела живую очередь. Как выясняется, все пришли за распоряжением на дрова. Наш регион не имеет газификации и пришли за своими законными 15м³ дров (на семью) по областному распоряжению. Знаю, что как таковых резервных лесов для населения в нашем районе очень немного и понимаю, что люди нашли очередного «жулика», который скупает данные распоряжения у населения и вырубает накопленных по документу ликвид.

Люди, неосведомленные о деятельности лесного хозяйства, твердо веря в то, что сушина, сушняк (сухостой) является потенциальными БЕСПЛАТНЫМИ дровами, и она может беспрепятственно вырубаться.

Однако сухостойная древесина, тем не менее, остается ДРЕВЕСИНОЙ, а потому, так просто её вырубать категорически нельзя. Плата за определенный объем (в кубометрах) сухой древесины, что «листвы», что «хвои» определены местным лесным отделом.

Кстати, заготовить дрова путём очистки леса от валежника и сушняка, вряд ли «прокатит». Тут зависит от многого: тип леса, оценки естественной лесной экосистемы и т.п.

Так как кризис уже давно на дворе, да и ужесточение законов мы наблюдаем ежедневно, то наверняка будет интересно узнать, а каковы действуют санкции за самовольную вырубку сухостоя.

Цитирую:

Вид нарушения: п.п.5 «Незаконная порубка сухостойных деревьев, присвоение(хищение) древесины буреломных, ветровальных деревьев»

Размер взысканий «Стоимость срубленной, похищенной древесины, исчисленная по ставкам лесных податей».

По вопросу проводимых рубок возле поселка Дружба Мозырского района ГОЛХУ «Мозырский опытный лесхоз» сообщает: земли государственного лесного фонда переданы для реконструкции линии электропередачи и расширения просек. Комплекс работ по заготовке древесины проводился подрядной организацией — государственным предприятием «Мозырская передвижная механизированная колонна 27». Срок окончания заготовки по лесорубочному билету — 31 декабря 2016 года. Все работы по заготовке древесины проведены в 2016-м. Вывозилась лесопродукция в прошлом и частично в этом году. По состоянию на 31 января 2017-го на просеке ликвидная древесина отсутствует, порубочные остатки складированы в кучи, кое-где требуется доочистка, что, по заверению подрядчика, будет сделано после схода снежного покрова.

[email protected]


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *