Отражение результатов налоговой проверки в бухгалтерском учете и отчетности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отражение результатов налоговой проверки в бухгалтерском учете и отчетности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.

В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

Пример 1

В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

По итогам проверки бухгалтер сделал проводки в июле 2011 года:

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68

– 5 000 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68

– 1 250 руб. — начислены пени.

Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.

Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.

Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.

Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.

Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).

Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.

Причин, по которым проверяющие доначисляют налог на прибыль, всего две: либо занижены доходы, либо завышены расходы. Соответственно, по итогам ревизии бухгалтеру нужно исправить ситуацию: аннулировать «лишние» затраты или показать недостающие доходы.

При корректировке расходов надо иметь в виду следующее. Поскольку затраты занижены в прошлом налоговом периоде, то никаких исправлений в налоговом учете текущего года делать не нужно. Подавать уточненную декларацию также не требуется, ведь инспекторы и без того начислили дополнительную сумму налога и отразили ее в карточке расчетов с бюджетом.

Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).

Чаще затраты, аннулированные в налоговом учете, можно сохранить в бухгалтерском учете. В частности, это относится к суммам, перечисленным на счета сомнительных контрагентов, которых ревизоры посчитали «однодневками». В этом случае в бухучете текущего периода корректировок не будет.

Пример 2

В 2011 году в организации прошла выездная проверка. В решении по ее итогам говорится, что в 2010 году организация перевела на счета сомнительных поставщиков 300 000 руб. Данная сумма исключена из состава расходов, а доначисленный налог на прибыль составил 60 000 руб.(300 000 руб. х 20%). Кроме того, в 2009 году и в налоговом и в бухгалтерском учете компания завысила амортизацию основных средств на 70 000 руб. В связи с этим инспекторы доначислили налог на прибыль в размере 14 000 руб.(70 000 руб. х 20%).

Бухгалтер установил, что данные суммы являются несущественными.

В регистрах за 2011 год появились проводки:

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68

– 60 000 руб. — доначислен налога прибыль за 2010 год по итогам проверки;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91

– 70 000 руб. — отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

ДЕБЕТ 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль» КРЕДИТ 68

– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99 субсчет «ПНА»

– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив;

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68

– 14 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2009 год по итогам проверки;

Корректировать доходы прошлых периодов следует по тем же правилам, что и расходы. Так, в налоговом учете текущего периода никаких исправлений делать не надо (равно как и подавать «уточненку»).

В Налоговом кодексе нет четкого ответа на вопрос, можно ли включить в расходы при налогообложении прибыли сумму НДС, доначисленную по результатам проверки.

По версии чиновников, включить сумму НДС в расходы можно только в одном случае — если компания ошибочно приняла к вычету сумму, которую следовало включить в первоначальную стоимость товаров (работ, услуг) на основании статьи 170 НК РФ. После того, как ревизоры аннулируют такой вычет, бухгалтер может списать его на затраты при условии, что стоимость товаров, работ или услуг учтена при расчете налога на прибыль (подобный вывод можно сделать из письма Минфина России от 07.06.08 № 03-07-11/222).

В любых других ситуациях инспекторы не разрешают относить к расходам доначисленный НДС. В качестве аргумента ссылаются на подпункт 19 статьи 270 НК РФ. В нем говорится, что не допустимо принимать к затратам налог, предъявленным покупателю.

Однако существует и другое мнение. Согласно ему НДС, как и любой другой налог, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. А такие суммы уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры, когда судьи поддержали данный подход (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.08.09 № А32-5096/2007-12/27).

Если организация все же займет осторожную позицию и не станет включать доначисленный НДС в «налоговые» затраты, в бухучете придется отразить постоянное налоговое обязательство.

Пример 3

Работники ИФНС провели проверку и аннулировали вычет НДС, принятый в прошлом налоговом периоде в размере 150 000 руб. (сумма является несущественной). При этом налог нельзя учесть в стоимости товаров, работ или услуг. Бухгалтер не стал включать доначисленный НДС в расходы для целей налогообложения прибыли.

В бухучете появились проводки:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 150 000 руб. — доначислен НДС;

ДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО» КРЕДИТ 68

– 30 000 руб. (150 000 руб. х 20%) — отражено ПНО.

Суммы недоимки по налогу на имущество, транспортному или земельному налогу, выявленные при проверке, уменьшают облагаемую базу по прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Случается, что ревизоры сами отражают это в решении. Но чаще формировать затраты и пересчитывать облагаемую базу приходится бухгалтерам.

Проще всего включить доначисленные суммы в расходы текущего налогового периода. В бухучете их также следует показать в издержках текущего года на дату решения по проверке. Разницы между налоговым и бухгалтерским учетом здесь не будет.

Пример 4

Выездная проверка показала, что организация в 2010 году занизила налог на имущество в размере 55 000 руб. и транспортный налог в размере 23 000 руб.

Бухгалтер списал доначисления в расходы в налоговом учете и сделал проводки:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 55 000 руб. — доначислен налог на имущество за 2010 год;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 23 000 руб. — доначислен транспортный налог за 2010 год.

В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?

Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.

Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки. Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия. Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Для проведения инвентаризации руководитель компании формирует инвентаризационную комиссию, состав которой утверждает в приказе по форме ИНВ-22.

Каждую инвентаризацию заносят в журнал по форме ИНВ-23.

До начала процедуры проверки матответственные лица письменно подтверждают, что все учетные документы переданы инвентаризационной комиссии.

Для каждого типа ценностей и обязательств существуют отдельные бланки инвентаризационных описей:

  • ИНВ-1 — для ОС;
  • ИНВ-3 — для ТМЦ;
  • ИНВ-4 — для отгруженных товаров;
  • ИНВ-6 — для товаров и материалов в пути;
  • ИНВ-15 — для наличных денежных средств;
  • ИНВ-16 — для ценных бумаг и БСО;
  • ИНВ-17 — для проверки расчетов с контрагентами.

В описях фиксируются сведения о проверяемом имуществе: наименование, количество, состояние, инвентарные номера и т. д. Данные в описи заносят вручную или с использованием вычислительной техники. Помарки не допускаются.

Если при проверке выявлено отклонение данных бухучета от реального наличия имущества, комиссия заводит сличительные ведомости по бланку:

  • ИНВ-18 — для ОС;
  • ИНВ-19 — для ТМЦ.

Такие ведомости составляются в двух экземплярах: для бухгалтерии и матответственного лица, которое должно письменно пояснить причину расхождений.

Расхождения могут быть следующих видов:

  • Излишки — зачисляются на сч. 91 в корреспонденции со счетом учета имущества по рыночным ценам (п. 29 Методических указаний по бухучету МПЗ, утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).
  • Недостача — может быть в рамках естественной убыли — тогда ее относят на счета затрат. Сверхнормативная убыль списывается за счет виновных лиц. Если таковые отсутствуют или суд отказал во взыскании убытков, то недостача списывается на издержки производства (абз. 5 п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

Внимание! Использовать нормы естественной убыли можно, только если они утверждены законодательными актами соответствующих госорганов. Списать недостачу или порчу ценностей сверх норм бухгалтер должен на основании решения суда (при отсутствии виновных или отказе на взыскивание с виновного лица) или заключения о порче имущества, выданного специализированной организацией (п. 5.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

Начнем со штрафов и пеней. Их, независимо от периода, за который они начислены, а также и от вида налога, в бухучете относят на финансовый результат. То есть в расходах они не учитываются. Учетную запись нужно делать по дате вступления в силу решения, вынесенного по результатам проверки.

Это будет проводка:

  • Дебет 99 кредит 68
    • начислены штраф и пени по результатам налоговой поверки.

Решение по проверке вступает в силу по истечении месяца со дня его вручения, а вручают его в течение 5 рабочих дней после принятия (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если инспекция направляет решение заказным письмом, тогда будет считаться, что решение получено через 6 рабочих дней с даты отправки (п. 13 ст. 101 НК РФ).

В налоговом учете суммы штрафов и пеней тоже не относятся к расходам. Это запрещено подпунктом 2 статьи 270 НК РФ.

Как можно расценивать доначисленные по итогам проверки налоги?

Это не что иное, как ошибки. Неважно, что их обнаружили не вы, а проверяющие. Исправлять их придется вам. И порядок исправления зависит от периода, к которому такая ошибка относится. Варианты будут такие:

  • налоги, доначисленные за текущий год, учитываются на дату решения налоговой инспекции, вынесенного по результатам проверки. Их отражают теми же проводками, которыми начисляются соответствующие налоги;
  • налоги, относящиеся к прошлому году, при условии, что годовой баланс еще не утвержден, нужно доначислить в декабре прошлого года;
  • налоги, относящиеся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, отражаются в учете в зависимости от существенности доначисленной суммы (с учетом требований ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»).

Так, несущественные ошибки отражают на дату вступления в силу решения по проверке, то есть на дату обнаружения. В бухучете доначисленные налоги относят в прочие расходы, кроме доначисленного налога на прибыль – его относят на финансовый результат.

Проводки будут такие:

  • Дебет 91 Кредит 68
    • доначислены налоги по результатам налоговой поверки;
  • Дебет 99 Кредит 68, субсчет расчеты по налогу на прибыль
    • доначислен налог на прибыль по результатам налоговой поверки.

Существенные ошибки отражают по дебету счета 84 и пересчитывают при этом в текущей отчетности сравнительные показатели прошлых лет.

Проводка такая:

  • Дебет 84 Кредит 68
    • доначислены налоги по результатам налоговой поверки.

При проведении аудиторской проверки налога на прибыль и расчетов с бюджетом аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Надежное определение аудиторского риска достигается путем комбинированной оценки рисков (неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения) на стадии планирования аудиторской проверки в целом.

В случае получения высоких значений неотъемлемого риска и риска средств контроля следует организовать проверку налога на прибыль так, чтобы снизить насколько возможно величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения. Для этого необходимо получить большее число аудиторских доказательств в ходе процедур проверки по существу.

При низких значениях неотъемлемого риска и риска средств контроля аудитор вправе допустить более высокий уровень риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения.

На оценку неотъемлемого риска в отношении остатков по счетам и группам операций, связанным с расчетом налога на прибыль , оказывают влияние такие факторы, как сложность финансово-хозяйственных операций аудируемого лица, наличие операций, по которым нет однозначного толкования в бухгалтерском и налоговом законодательстве, наличие отраслевых особенностей в учете и т.д.

Оценка неотъемлемого риска может быть оформлена в форме оценочного теста (Рабочий документ РД 1п).

Тест «Оценка НЕОТЪЕМЛЕМОГО риска»

Наименование аудируемого лица

Отражение результатов налоговой проверки в бухгалтерском учете и отчетности

Проверяемый период

ФИО лица, составившего документ

Дата составления документа

ФИО лица, проверявшего документ

Дата проверки документа

1

  1. Операционная деятельность:

производство товаров с непрерывным циклом

оказание услуг специфического характера в т.ч.

— связанных с использованием объектов, обслуживающих производств и хозяйств

— профессионального участника рынка ценных бумаг

— лизинг (сублизинг)

выполнение строительно-монтажных работ (в т.ч. для собственных нужд)

производство сельскохозяйственной продукции

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

  1. Наличие специальной периодической литературы в организации

да

нет

  1. Наличие регулярно обновляемых справочно-информационных электронных баз

да

нет

В крупных компаниях ревизия, как правило, проводится собственными силами. Для этого предназначены специальные подразделения — службы внутреннего аудита.

Компании, относящиеся к среднему и малому бизнесу, обычно поручают проверку бухслужбы сторонним организациям: аудиторским или консалтинговым фирмам.

Как выбрать аудиторскую компанию и почему рейтинг крупнейших не единственный критерий?

Важно!

Независимо от исполнителей и цели проверки, она включает в себя следующие этапы:

  1. Документирование решения.
    Руководитель компании издает соответствующий приказ. В нем отражаются состав ревизионной комиссии, сроки проверки ревизии и ее объект. Это может быть как весь бухучет, так и его отдельные разделы, например, касса, расчеты с контрагентами или начисление зарплаты. Если проверка поручается внешней организации, то это также отражается в приказе. Компании, имеющие штатную службу внутреннего аудита, обычно разрабатывают подробное положение, регламентирующее проведение проверок, а в приказе просто ссылаются на него. Сторонние же проверяющие работают по собственным регламентам, согласовав применяемые методики с заказчиком.
  2. Подготовка.
    На этом этапе проверяющие составляют план ревизии, исходя из установленного срока, и запрашивают у ответственных лиц необходимые документы.
  3. Проведение проверки.
    Методы, применяемые на этом этапе, зависят от того, какие разделы подлежат ревизии. Например, если речь идет об учете денежных средств или иных ценностей, то, кроме анализа документов, необходимо провести инвентаризацию. А при проверке расчетов может потребоваться сверка с контрагентами.
  4. Оформление результатов.
    Документально бухгалтерская ревизия оформляется в виде акта. Он включает в себя все выявленные нарушения и рекомендации проверяющих по устранению недостатков.
  • Если у владельцев бизнеса возникли сомнения в достоверности учетных данных — подтвердить или развеять их поможет ревизия бухучета.
  • Проводить такую проверку можно как собственными силами, так и с привлечением внешних консультантов.
  • Итоги ревизии могут стать причиной серьезных оргвыводов, вплоть до полного изменения подходов к организации учета.

бухгалтериясоветы предпринимателям

Большинство предпринимателей испытывают стресс от фразы «налоговая проверка». Проверка означает огромное количество дополнительной работы по подготовке и предоставлению документов. Сумма доначислений, пени и штрафов в актах ежегодно увеличивается. ФНС все чаще пытается привлечь к субсидиарной ответственности руководителей и бенефициаров.

Рассказываем о том, почему в компанию может прийти налоговая, откуда инспекторы берут информацию. А также как вести бизнес, чтобы снизить риск назначения проверки, и как защитить свои права, если проверку назначили.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Почему в компанию может прийти налоговая проверка
  2. Откуда инспекторы берут информацию для проверки
  3. Виды налоговых проверок
  4. Как оспорить доначисления и штрафы, указанные в акте налоговой проверки
  5. Что нужно запомнить о налоговых проверках

Цель налогового контроля — проверить все ли налоги начислены и уплачены. Проверки — основные инструменты, с помощью которых изучают деятельность компании или предпринимателя. Инспекторы обращают особое внимание на выбор контрагентов, ведение учета и отчетности, экономические характеристики хозяйственных операций, своевременность и полноту перечисления налогов и сборов.

Налоговое законодательство делит все проверки на выездные и камеральные.

Камеральной (документарной) проверке подвергаются все расчеты и декларации, которые налогоплательщики сдают в ФНС. Цель контроля — проверить цифры в отчетности на арифметические и логические ошибки, выявить, правильно и законно ли применили налоговые ставки. Проверка проводится в инспекции по месту сдачи отчетности. Проверяется каждая сданная декларация или расчет. Участие налогоплательщика не нужно, рассматриваются только предоставленные им документы.

В ходе камеральной проверки данные отчетности вносят в информационную систему. Система анализирует показатели и проверяет контрольные соотношения. Так выявляют арифметические и логические ошибки, которые допустил налогоплательщик.

Далее цифры в декларации сравнивают с данными других налогоплательщиков в этой отрасли, чтобы выявить, насколько сильно они отклоняются от среднеотраслевых. Если ошибок и расхождений нет, камеральная проверка налоговой декларации или расчета успешно завершается.

Если обнаружатся неточности, погрешности или нарушения, инспектор направит требование предоставить дополнительные документы и пояснения.

Изучите доводы проверяющих и на каждый из них подготовьте развернутые мотивированные пояснения.

Часто уже на этом этапе удается отменить некоторые спорные доначисления и штрафы: налоговикам не хочется, чтобы суд указал на ошибки и неправильные выводы проверяющих. По каждому нарушению, зафиксированному в акте, следует:

  • объяснить, почему были совершены спорные операции, какая перед вами стояла деловая цель и каких экономических результатов вы планировали достичь;
  • указать, что некоторые факты изложены проверяющими некорректно, искажены или вообще не соответствуют действительности;
  • подтвердить свои доводы первичными документами, выводами экспертизы, показаниями свидетелей;
  • усилить свою правовую позицию арбитражной практикой по аналогичным вопросам;
  • указать процедурные нарушения во время проверки, если они были.

После изучения ваших письменных возражений представителя компании пригласят на итоговое рассмотрение материалов проверки и утверждение акта. Это возможность еще раз обсудить с налоговиками правонарушения, которые вменяют компании.

На такой встрече всегда присутствует руководитель инспекции или его заместитель. Ваша задача убедить его, что инспекторы допускают ошибку и вы намерены оспаривать их выводы в судебном порядке.

В случаях, когда ваши доводы услышаны, после рассмотрения материалов могут быть назначены дополнительные мероприятия налогового контроля (ДМНК). Это означает, что налоговики готовы рассмотреть вашу позицию и еще раз изучить спорные моменты. Часто после ДМНК в большинстве случаев часть налоговых претензий снимается и размер доначислений и штрафов уменьшается.

Например, в акте проверки указали, что руководитель компании-контрагента является «массовым руководителем», вменили несоблюдение правил должной осмотрительности (из-за работы с недобросовестными партнерами, которые нарушают налоговое законодательство) и сняли вычеты НДС, уплаченный по сделкам с этой компанией. После получения списка фирм и его подробного изучения выяснилось, что из 12 фирм, в которых директор контрагента был руководителем, девять закрылись еще до 2009 года, а три успешно работают, имеют сайты, активы и реальную деятельность. Налоговики подошли формально и не разобрались в деталях. После подачи возражений претензии ФНС в этой части были сняты в акте ДМНК.

Все дополнительные мероприятия тоже завершаются актом. В течение 15 дней на него можно подать письменные возражения. В дальнейшем свое несогласие с выводами проверки можно оспорить только в арбитражном суде.

Ознакомительная встреча: заполнение анкеты, обсуждение общих вопросов по бизнесу клиента. Анализ деятельности и составление предварительной схемы работ Заключение договора на услугу и оплата аванса Предоставление отчета о выявленных ошибках и рекомендации по их исправлению

\n\n

Условный расход по налогу на прибыль — это прибыль по данным бухгалтерского учета, умноженная на налоговую ставку. Он отражается проводкой:
\nДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68
\n
\nУсловный доход по налогу на прибыль — это убыток по данным бухгалтерского учета, умноженный на налоговую ставку. Он отражается проводкой:
\nДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99

\n\n

\n\n

Временные разницы — это доходы и расходы, которые в БУ отражаются в одном отчетном периоде, а в НУ — в другом периоде. Отличительная черта временной разницы заключается в том, что рано или поздно наступит момент, когда расхождение между налоговым учетом и бухгалтерским учетом будет сведено к нулю.

\n\n\n

Пример 1
\n
\nКомпания ввела в эксплуатацию объект основных средств. Его первоначальная стоимость равна 120 000 руб., срок полезного использования составляет пять лет.
\n
\nВ учетной политике закреплено, что для целей НУ используется линейный метод амортизации, а для целей БУ — способ списания стоимости пропорционально объему продукции. Из-за этого сумма ежемесячных амортизационных отчислений по данным налогового учета отличатся от суммы отчислений по данным бухучета. Как следствие, каждый месяц возникает разница.
\n
\nПо окончании срока полезного использования первоначальная стоимость будет полностью списана как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. При этом общая сумма амортизации, начисленной в течение пяти лет, и в НУ и в БУ составит 120 000 руб. Значит, расхождение между налоговым учетом и бухучетом будет сведено к нулю.

\n\n

Следовательно, разница, возникающая из-за несовпадения ежемесячной суммы амортизации, является временной.

\n\n\n\n

Пример 2
\n
\nОрганизация по-разному отражает отпускные в БУ и в НУ.
\n
\nВ бухучете компания формирует резерв предстоящих расходов по отпускам. Для этого ежемесячно определенная сумма списывается по дебету «затратного» счета и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов».
\n
\nВ налоговом учете отпускные включаются в состав расходов того месяца, на который приходится отпуск.
\nТаким образом, ежемесячно возникает разница в виде сумм, списанных на расходы в бухгалтерском учете.
\nПосле того, как сотрудник использует отпуск, в налоговом учете будут сформированы затраты на полную величину отпускных. При этом итоговая сумма отпускных по данным НУ совпадет с суммой, которая в течение предыдущих месяцев была отнесена в резерв по данным БУ. Значит, расхождение между налоговым учетом и бухучетом будет сведено к нулю.
\n
\nСледовательно, разница, возникающая из-за ежемесячного отражения затрат в бухгалтерском учете, является временной.

\n\n\n

Кроме того, к временным разницам относятся результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль или убыток, но формирующие налоговую базу по прибыли в других периодах.
\n
\nДобавим, что временные разницы надо учитывать по каждому виду активов и обязательств. Это означает, что необходимо организовать аналитический учет временных разниц в разрезе основных средств, резервов и проч.

\n\n

Временная разница показывается в бухучете один раз в год — по состоянию на последнее число отчетного года. Чтобы ее отразить, нужно сделать следующие шаги.
\n1. Найти четыре величины по состоянию на конец отчетного года:

\n\n

    \n\t
  • первая — балансовая (то есть остаточная) стоимость всех активов:
  • \n\t

  • вторая — стоимость тех же самых активов, принятая для целей налогового учета;
  • \n\t

  • третья — балансовая стоимость всех обязательств;
  • \n\t

  • четвертая — стоимость тех же самых обязательств, принятая для целей налогового учета.
  • \n

\n\n

Далее найти разницу между первой и второй величинами. Полученная цифра — это временная разница.

\n\n

Также нужно найти разницу между третьей и четвертой величинами. Полученная цифра — тоже временная разница.

\n\n

Таким образом, по состоянию на конец отчетного года получатся две временные разницы. Одна возникла из-за различий в стоимости активов. Вторая возникла из-за различий в стоимости обязательств.

\n\n\n

Пример 3

\n\n

У организации есть основное средство первоначальной стоимостью 120 000 руб., других активов нет.
\n
\nУстановлено, что в БУ срок полезного использования этого основного средства составляет 4 года, а в НУ — 3 года. За весь период вплоть до конца отчетного года начислена амортизация: в БУ — 30 000 руб., в НУ — 40 000 руб.

\n\n

Бухгалтер посчитал, что по состоянию на конец отчетного года балансовая стоимость ОС равна 90 000 руб. (120 000 руб. – 30 000 руб.), а стоимость для целей налогового учета — 80 000 руб. (120 000 руб. – 40 000 руб.).
\n
\nК тому же организация создала резерв предстоящих расходов по отпускам, отразив его по кредиту счета 96. Других обязательств нет. На конец года остаток резерва составил 70 000 руб. В налоговом учете аналогичный резерв отсутствует, и его величина равна нулю.
\n
\nТаким образом, по состоянию на конец отчетного года у организации две временные разницы. Первая возникла из-за различий в стоимости активов, ее величина — 10 000 руб. (90 000 руб. – 80 000 руб.). Вторая возникла из-за различий в стоимости обязательств, ее величина — 70 000 руб. (70 000 руб. – 0 руб.).

\n\n\n

2. Определить, какой является каждая из двух временных разниц: вычитаемой или налогооблагаемой. Для этого нужно понять, какая стоимость больше — балансовая или «налоговая» (см. табл. 1).
\n
\nТаблица 1

\n\n

Как определить налогооблагаемую и вычитаемую разницу

\n\n

\n\t \n\t\t \n\t\t\t

\n\t\t

\n\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t

\n

\n\t\t\t

АКТИВЫ

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Балансовая стоимость БОЛЬШЕ, чем «налоговая»

\n\t\t\t

\n\t\t\t

НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ временная разница

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Балансовая стоимость МЕНЬШЕ, чем «налоговая»

\n\t\t\t

\n\t\t\t

ВЫЧИТАЕМАЯ временная разница

\n\t\t\t

\n\t\t\t

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Балансовая стоимость БОЛЬШЕ, чем «налоговая»

\n\t\t\t

\n\t\t\t

ВЫЧИТАЕМАЯ временная разница

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Балансовая стоимость МЕНЬШЕ, чем «налоговая»

\n\t\t\t

\n\t\t\t

НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ временная разница

\n\t\t\t

\n\n

3. Сложить, либо «схлопнуть» две полученные временные разницы по следующему алгоритму:

\n\n

    \n\t
  • если обе разницы вычитаемые, их нужно сложить и получить одну вычитаемую разницу;
  • \n\t

  • если обе разницы налогооблагаемые, их нужно сложить и получить одну налогооблагаемую разницу;
  • \n\t

  • если одна разница вычитаемая, а другая налогооблагаемая, причем вычитаемая больше налогооблагаемой, нужно их «схлопнуть». Для этого необходимо из вычитаемой разницы отнять налогооблагаемую. В итоге останется одна вычитаемая разница;
  • \n\t

  • если одна разница вычитаемая, а другая налогооблагаемая, причем налогооблагаемая больше вычитаемой, нужно их «схлопнуть». Для этого необходимо из налогооблагаемой разницы отнять вычитаемую. В итоге останется одна налогооблагаемая разница.
  • \n

\n\n

Таким образом, по состоянию на конец отчетного года получится одна временная разница — либо налогооблагаемая, либо вычитаемая.

\n\n\n

Пример 4

\n\n

Бухгалтер определил, что по состоянию на последний день отчетного года у организации две временные разницы. Первая является вычитаемой, она возникла из-за различий в стоимости активов, ее величина равна 50 000 руб. Вторая является налогооблагаемой, она возникла из-за различий в стоимости обязательств, ее величина равна 70 000 руб.

\n\n

Бухгалтер «схлопнул» две разницы, и получил одну налогооблагаемую разницу на сумму 20 000 руб. (70 000 руб. – 50 000 руб.).

\n\n

Постоянные разницы — это доходы и расходы, которые отражаются только в одном учете: либо в налоговом, либо в бухгалтерском. Отличительная черта постоянной разницы в том, что расхождение между НУ и БУ никогда не будет аннулировано.

\n\n\n

Пример 6

\n\n

Компания потратила на рекламу 200 000 руб. В бухгалтерском учете данные затраты списаны в полном объеме. Для целей налогообложения расходы списаны в пределах 1% выручки от реализации, что составило 50 000 руб. В итоге образовалась разница, равная 150 000 руб. (200 00 руб. – 50 000 руб.).

\n\n

Ни в текущем, ни в последующих периодах часть рекламных затрат в размере 150 000 руб. не будет признана в НУ. Значит, разница является постоянной.

\n\n\n

Когда бухгалтеру необходимо отразить результаты выездной проверки?

\n\n

Условный расход (или доход) по налогу на прибыль «подгоняется» к текущему налогу на прибыль при помощи ОНА, ОНО, ПНР и ПНД.

\n\n\n

Пример 8

\n\n

По итогам отчетного года бухгалтерская прибыль составила 150 000 руб., условный расход по налогу на прибыль — 30 000 руб. (150 000 руб. × 20%). Создана проводка:
\nДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 — 30 000 руб.

\n\n

— отражен условный расход по налогу на прибыль.

\n\n

«Налоговая» прибыль за этот же период составила 280 000 руб., текущий налог на прибыль — 56 000 руб.(280 000 руб. × 20%).

\n\n

На конец предыдущего года у организации образовалась налогооблагаемая временная разница в сумме 60 000 руб. На конец отчетного года у организации образовалась вычитаемая временная разница в сумме 65 000 руб.

\n\n

Бухгалтер создал проводки:
\nДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68

\n\n

— 12 000 руб. (60 000 руб. × 20%) — погашено ОНО;

\n\n

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68

\n\n

— 13 000 руб. (65 000 руб. × 20%) — отражен ОНА.

\n\n

Бухгалтер нашел, что ПНР равен 1 000 руб. и сделал проводку:
\nДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

\n\n

— 1 000 руб. — отражен ПНР.

\n\n

В итоге по кредиту счета 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» образовалось сальдо в сумме 56 000 руб. (30 000 руб. + 12 000 руб. + 13 000 руб. + 1 000 руб.), что соответствует величине текущего налога на прибыль.

\n\n

В балансе бухгалтер должен показать отложенные налоговые активы и обязательства: ОНА — в составе внеоборотных активов, ОНО — в составе долгосрочных обязательств. Что касается постоянных налоговых доходов и расходов, то они в балансе не отражаются.

\n\n

В отчете о финансовых результатах (его форма утв. приказом Минфина от 02.07.10 № 66н в редакции приказа Минфина от 19.04.19 № 61н) нужно отразить следующие показатели:

\n\n

    \n\t
  • прибыль (убыток) до налогообложения. Это прибыль (убыток) по данным бухучета;
  • \n\t

  • показатель, который называется «Налог на прибыль». Это сумма двух величин: текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль. Для каждой из них предусмотрена отдельная строка;
  • \n\t

  • чистая прибыль (убыток). Это разница между прибылью (убытком) до налогообложения и значением показателя «Налог на прибыль».
  • \n

\n\n\n

Пример 9

\n\n

По итогам 2019 года облагаемая база по налогу на прибыль составила 280 000 руб., прибыль по данным бухучета — 50 000 руб.; отложенный налог на прибыль — 25 000 руб.

\n\n

Бухгалтер рассчитал, что текущий налог на прибыль равен 56 000 руб.(280 000 руб. х 20%).

\n\n

Отчет о финансовых результатах заполнен так, как показано в таблице 3.

\n\n\n

Таблица 3

\n\n

Пример заполнения отдельных строк отчета о финансовых результатах

\n\n

\n\t \n\t\t \n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t

\n\t

\n\t\t \n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t\t

\n\t\t\t
\n\t\t\t

Наименование показателя

\n\t\t\t

\n\t\t\t

За 2019 год

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Прибыль (убыток) до налогообложения

\n\t\t\t

\n\t\t\t

150

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Налог на прибыль

\n\t\t\t

\n\t\t\t

(31)

\n\t\t\t

\n\t\t\t

в т.ч.

ОТРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Т. Б. ЧИХИРЕВА,

налоговый консультант АКГ«Интерком-Аудит»

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации.

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

— расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

— сумма расхода может быть определена;

— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Таким образом, для отражения в составе расходов сумм налогов, доначисленных по результатам налоговой проверки, а также пеней и штрафов, указанных в решении налогового органа, необходимо рассмотреть, выполняются ли перечисленные ранее условия для признания расходов.

Напомним порядок вынесения решения по результатам налоговой проверки (камеральной и выездной), атакже и порядок его обжалования.

Возможны следующие ситуации:

1) организация согласна с решением налоговой инспекции. Уплата доначисленных налогов, пени и штрафа будет произведенадобровольно;

2) организация не согласна с решением налоговой инспекции. До момента вступления решения в силу подана апелляционная жалоба (см. рисунок);

3) организация не согласна с решением налоговой инспекции, но срок на подачу апелляционной жалобы пропущен. При этом организация оспаривает решение в вышестоящем налоговом органе или в суде. Доначисленные налоги, пени,

штраф не уплачены. Это грозит налогоплательщику приостановлением операций по расчетному счету (см. табл. 1);

4) организация не согласна с решением налоговой инспекции, срок на подачу апелляционной жалобы пропущен. При этом организация оспаривает решение в вышестоящем налоговом органе или в суде. Доначисленные налоги, пени и штраф уплачены, например, с целью избежать блокировки счета.

Рассмотрим выполнение условий признания расходов в перечисленных ситуациях.

По первому пункту — расход производится в соответствии с требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота.

Решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не является законодательным или нормативным актом1.

При этом в соответствии с п. 1ст. 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу, т. е. требование исполнить решение налогового органа содержится в НК РФ.

1 Акт нормативный — официальный документ, выпущенный уполномоченными органами власти в виде законов, положений, правил, постановлений. В Российской Федерации принято следующее разделение нормативных актов по уровням: высшим актом является Конституция (Основной закон) РФ, далее законы, применяемые верховным органом законодательной власти страны, указы, затем подзаконные акты (нормативные акты правительства, министерств и ведомств) и на нижнем уровне — локальные нормативные акты, издаваемые руководителями организации, компании в пределах своей компетенции.

Законодательный акт — разновидность нормативно-правового акта. Принимается представительными органами государства или представительными органами административнотерриториальных образований, или на референдуме (кодекс, закон, статут и т.д.). В Российской Федерации к законодательным актам относятся: конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, в том числе кодексы, конституции (уставы) и законы субъектов Федерации.

Ревизия бухгалтерского учета и отчетности

Искажения в данных текущего года исправляются вне зависимости от уровня существенности в месяце их обнаружения. Корректировка производится путем внесения дополнительных или сторнирующих записей по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Несущественные искажения прошлого периода, выявленные до подписания годового бухгалтерского отчета за него, исправляются декабрем прошлого года. А вот как исправить ошибку в бухучете после отчетной даты, если она не является существенной? Внесите корректировку в месяце обнаружения ошибочных данных. Отразите возникшие прибыли и убытки в составе текущих прочих доходов или прочих расходов.

Порядок исправления существенных ошибок в бухгалтерской отчетности зависит от момента их обнаружения:

  1. До подписания бухотчетности. Внесите исправления декабрем того же года, в котором допущена неточность. Корректировка производится сторнировочными или дополнительными записями по соответствующим счетам бухучета. Учтите корректировку при формировании отчетности.
  2. После подписания бухотчетности, но до ее утверждения собственниками. Внесите исправления декабрем того же года, в котором допущена ошибка. Корректировка производится сторнировочными или дополнительными записями по соответствующим счетам бухучета. После корректировок сформируйте уточненную бухотчетность и представьте в контролирующие органы и прочим пользователям.
  3. После утверждения бухотчетности. Выявленные существенные искажения исправляются в месяце обнаружения. После утверждения сдача корректирующей бухгалтерской отчетности не предусмотрена. Исправления в нее вносить нельзя. Выявленные прибыли и убытки прошлых лет относятся на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток). Корректировочные записи в учете формируются в корреспонденции со счетом 84.

Если допущенная неточность привела к искажению не только бухгалтерской отчетности, но и налогооблагаемой базы по платежам в бюджет, корректировки необходимо внести и в налоговую отчетность. В налоговом учете существенность не имеет значения. От ущерба, нанесенного бюджету, зависит, в какой период в отчетность вносятся исправления: если из-за ошибочного отражения доходов и расходов налогоплательщик перечислил в бюджет излишнюю сумму налога на прибыль, он вправе внести исправления в текущем налоговом периоде и не сдавать уточненную декларацию за период, к которому относится неточность. Если неправильные данные привели к занижению налога на прибыль, налогоплательщик обязан сдать исправленный отчет по налогу и доплатить недоимку, а также пени за просрочку платежа.


Чтобы узнать подробнее об услугах и продуктах семейства “1С” от компании “Soft-Terra” оставьте ваши контактные данные и мы обязательно свяжемся с вами в ближайшее время


    Оставьте ваши контактные данные. Мы обязательно вам перезвоним и ответим на все ваши вопросы, касающиеся сервиса


      Заполните заявку для связи с менеджером


        Доступ предоставляется на 2 недели Заполните заявку для связи с менеджером.


          Заполните заявку для получения свободного доступа к максимально полной информационно-правовой системе – системе ГРАНД Доступ предоставляется на 24 часа


            Заполните заявку для связи с менеджером. Помимо демо-номера вам станут доступны для просмотра следующие модули: Законодательство Украины, Правовая картина дня, Новации, Календарь юриста и Календарь бухгалтера

              При принятии организацией действий по оспариванию начисленных сумм налогов, пеней и штрафов они признаются исходя из соответствия условиям признания оценочных обязательств, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) (утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н). Организация в таком случае должна оценить, возникает ли у нее обязанность признания оценочного обязательства.

              Напомним, что в силу п. 5 ПБУ 8/2010 такая обязанность возникает, если одновременно выполняются следующие условия:

              • у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;
              • вероятно уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства;
              • величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

              Применительно к ситуации, когда организация оспаривает решение по проверке, все вышеперечисленные требования выполнены: вследствие прошлых событий хозяйственной жизни организации появилось обязательство по уплате недоимки, величина которой определена в решении, при этом отсутствует 100%-ная уверенность в результате обжалования обозначенного решения.

              Пункт 1 ст. 81 НК РФ обязывает налогоплательщика, обнаружившего в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (обязанность представить уточненную налоговую декларацию).

              По поводу обязанности представления уточненных налоговых деклараций, в которых учтены результаты доначисления налогов по итогам выездной налоговой проверки, в указанной норме упоминания нет.

              ФНС России в Письме от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» указала, что НК РФ не предусматривает права или обязанности налогоплательщика представить уточненную налоговую декларацию по нарушениям, выявленным налоговым органом.

              Порядками заполнения конкретных налоговых деклараций прямо предусмотрено, что при перерасчете налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом, за тот налоговый период, по которому налогоплательщиком (налоговым агентом) производится перерасчет сумм налога. Результаты налоговых проверок фиксируются в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такие положения, в частности, содержатся в п. 2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (приведен в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

              Предложение налогоплательщику внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, указываемое в резолютивной части решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, не означает обязанность представить уточненные налоговые декларации. Налоговые декларации не относятся к документам налогового учета, а в силу п. 1 ст. 80 НК РФ представляют собой заявления налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты конкретных налогов.

              Суммы доначисленного налога на прибыль, начисленных пеней и штрафа, перечисляемых в бюджет, в силу п. п. 2 и 4 ст. 270 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

              К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе и суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке (п. 1 ст. 264 НК РФ). Датой осуществления расходов в виде сумм налогов признается дата их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

              Минфин России в Письме от 06.04.2015 N 03-03-06/1/19158 указал, что доначисленные по результатам налоговой проверки суммы налогов, учитываемых в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, признаются для целей налогообложения прибыли организаций на дату вступления в силу соответствующего решения налогового органа.

              В случае же дальнейшего обжалования вступившего в силу решения налогового органа в судебном порядке разницу между доначисленной по результатам налоговой проверки суммой указанных налогов и измененной на основании судебного акта суммой налогов финансисты настоятельно рекомендуют включить в состав внереализационных доходов (расходов, связанных с производством и реализацией) на дату вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

              Доначисленные суммы НДС, по мнению чиновников, не могут быть учтены в расходах при исчислении налога на прибыль.

              Отдельные арбитражные суды не соглашаются с такой позицией налоговиков. Так, судьями АС Волго-Вятского округа рассматривалась кассационная жалоба инспекции ФНС России на решение арбитражного суда первой инстанции и Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции. Налогоплательщик, по мнению фискалов, необоснованно увеличил расходы по налогу на прибыль на сумму уплаченного НДС, доначисленного по результатам выездной налоговой проверки по решению инспекции.

              Арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что общество имело право на включение фактически уплаченной в федеральный бюджет суммы НДС, не предъявленного покупателю, в состав расходов при исчислении налога на прибыль. Арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения. Данная позиция нашла поддержку и в кассационной инстанции. Судьи в Постановлении от 07.05.2015 по делу N А11-4982/2014 указали, что исчисленный налогоплательщиком НДС дополнительно к стоимости реализованных объектов недвижимости покупателям не предъявлялся, в силу данного обстоятельства он был уплачен обществом за счет собственных средств, иным способом за счет покупателя не возмещался. Норма п. 19 ст. 270 НК РФ в рассматриваемом случае неприменима, поскольку она распространяется только на суммы налога, предъявленные налогоплательщиком в соответствии с НК РФ покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Следовательно, в рассматриваемом случае подлежит применению положение пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ об учете названных сумм налога в составе расходов.

              Аналогичный вывод прозвучал и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.04.2013 N А42-1576/2012.

              Президиум ВАС РФ в Постановлении от 09.04.2013 N 15047/12 указал, что налог на добавленную стоимость, исчисленный обществом по ставке 18%, в связи с неподтверждением права на применение ставки 0% дополнительно к провозной плате грузоотправителям не предъявлялся, он был уплачен обществом за счет собственных средств. Следовательно, в этом случае в отношении исчисленной суммы НДС подлежит применению пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ об учете названных сумм налога в составе расходов.

              Примечание. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ).

              20 июня 2016 года по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководителем ИФНС России вынесено решение о привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения. Поскольку до 27 июня вручить данное решение налогоплательщику не удалось, то на следующий день оно было направлено по почте заказным письмом по месту нахождения организации.
              При направлении решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки письма. Письмо было отправлено 28 июня, шестой рабочий день приходится на 6 июля.
              Отсчёт месячного срока начинается со следующего дня после вручения решения, то есть с 7 июля, а истекает в соответствующее дате вручения число следующего месяца – 6 августа.
              Таким образом, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности вступает в силу 7 августа 2016 года.

              Если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение, принятое по результатам проверки, сроки вступления его в законную силу будут иными. В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия УФНС России по субъекту РФ соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.

              Окончание примера 1
              Поскольку решение о привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения было вручено налогоплательщику 6 июля, то он вправе подать апелляционную жалобу, воспользовавшись каналами телекоммуникационной связи, до 24 часов 6 августа 2016 года (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).

              Примечание. Решение по итогам налоговой проверки, которое ещё не вступило в силу, налогоплательщик вправе не выполнять. В то же время он может добровольно исполнить это решение до того, как оно вступило в силу (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).

              Примечание. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

              Примечание. Налогоплательщик на законном основании может отсрочить выполнение решения, принятого по итогам налоговой проверки. При этом у него есть возможность выбора, когда и в каком объёме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки.

              Порядок отражения результатов налоговой проверки в бухгалтерском учёте в первую очередь зависит от согласия или несогласия налогоплательщика с выводами налоговиков, приведёнными в решении по выездной проверке.


              Похожие записи:

              Добавить комментарий

              Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *