Отказ в приватизации земельного участка после строительства дома

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в приватизации земельного участка после строительства дома». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Закон города Москвы от 17.12.2008 N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы»

Постановление Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве»

Постановление Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год»

Обратите внимание! Приведенные ниже позиции судов основаны, в том числе на нормах, утративших силу с 01.03.2015.

Передача земельных участков из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность в случае принятия соответствующего решения не означает разрешение на приватизацию земельных участков, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий, которые в соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждению не подлежат. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

(Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2013 N АПЛ13-524)

Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Приведенные нормы не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.

(Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N 11-В09-19)

Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу от Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не регистрировались в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ.

Примечание. Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ п. 2 ст. 8 ГК РФ признан утратившим силу с 01.03.2015.

(П. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»)

Никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этими зданием, строением, сооружением.

(Определение Верховного Суда РФ от 08.10.2014 N 310-ЭС14-3089 по делу N А08-4584/2010)

Решение об отказе в представлении в собственность земельного участка не противоречит ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015). Земельные участки для размещения временных торговых объектов предоставляются исключительно в аренду без права приобретения земельного участка в собственность. Предприниматель не является лицом, имеющим исключительное право на приватизацию участка по правилам ст. 36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.

Если земельный участок был предоставлен истцу во временное пользование на определенный срок, который истек и не был продлен, то приватизировать такой участок нельзя.

Несмотря на длительность пользования участком, истец не обладал правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, поэтому оснований для признания права собственности на участок за истцом не имеется.

(Определение Московского городского суда от 03.06.2015 N 4г/7-5576/15)

Приватизировать земельный участок, границы которого не установлены согласно требованиям закона, нельзя.

Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации как объекта права собственности и иных прав землепользования. Таким образом, в случае, когда границы земельного участка не определены, а на кадастровый учет он поставлен без установления границ в соответствии с требованиями земельного законодательства, такой участок не имеет индивидуально-определенных признаков, определяющих его как объект гражданских прав и не подлежит приватизации.

(Определение Московского городского суда от 18.12.2013 N 4г/4-13102)

Иск об оспаривании отказа в приватизации земельного участка подлежит отклонению, если спорный земельный участок расположен в границах земель, зарезервированных для государственных нужд. Согласно закону такие участки не подлежат представлению в частную собственность (приватизации).

(Определение Московского городского суда от 20.01.2014 N 4г/4-117)

Поскольку земельный участок расположен в зоне 1 пояса санитарной охраны и на основании Постановления Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве» для него установлено ограничение «не подлежит приватизации, изъят из оборота», такой участок нельзя приватизировать.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 14.10.2014 по делу N 33-34910)

Требования

В случае оспаривания отказа в приватизации земельного участка:

Основное: о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации.

Дополнительное: о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации.

В случае оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ (до 30.10.2001):

Основное: о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Дополнительное: об обязании уполномоченного органа осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

— С 15.09.2015 дела этой категории рассматриваются в соответствии с гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) Ранее дела указанной категории рассматривались в соответствии с гл. 25 ГПК РФ (утратила силу 15.09.2015 с принятием Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

— Согласно положениям КАС РФ стороны спора должны именоваться административным истцом и административным ответчиком (ч. 1 ст. 38 КАС РФ), а подаваемое в суд заявление — административным исковым заявлением (ст. 124 КАС РФ).

— Надлежащим административным ответчиком в спорах об оспаривании отказа в приватизации земельного участка является Департамент городского имущества (ДГИ) города Москвы. Именно этот орган уполномочен принимать решения о передаче в собственность граждан земельных участков от имени Правительства Москвы (например, Определение Московского городского суда от 17.12.2014 N 4г/7-13015/14).

— В случае оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок надлежащим административным ответчиком является орган, осуществляющий государственную регистрацию, вынесший решение об отказе.

— Перед подачей административного искового заявления о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации рекомендуем ознакомиться с Постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП. Этот документ утвердил Перечень территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы для государственных нужд, который на текущий момент сохраняет свое действие. Если спорный земельный участок включен в указанные в этом документе территории, приватизировать его не представляется возможным.

— Следует иметь в виду, что в силу прямого указания закона также невозможна приватизация земельных участков, находящихся в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов (абз. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального фонда»).

— Административное исковое заявление как по иску о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации, так и по иску о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на предоставленный ранее земельный участок должно быть подано в суд не позднее трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (п. 1 ст. 219 КАС РФ). Однако несоблюдение этого срока не влечет автоматического отказа в принятии административного искового заявления к производству. Как следует из п. 5 ст. 219 КАС РФ, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.

— В отношении подсудности данной категории споров следует знать, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (п. 1 ст. 22 КАС РФ). При этом административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может также подаваться в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом (ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

— Размер госпошлины при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, составляет 300 рублей (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

———————————

Обратите внимание! В связи с вступлением в силу с 01.03.2015 поправок, внесенных в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, и утратой силы ряда норм ЗК РФ о приватизации земельных участков данное заявление применимо к ситуациям, когда заявление о приватизации было подано до 01.03.2015. Приведенные в заявлении требования основаны в том числе на ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015.

В ________________________ районный суд

Заявитель: _________(Ф.И.О.)___________

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

эл. почта: ____________________________

Представитель Заявителя: ___(Ф.И.О.)___

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

эл. почта: ____________________________

Заинтересованное лицо: _(наименование)_

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

эл. почта: ____________________________

Госпошлина: ____________________ рублей

Заявление о признании незаконным отказа

в предоставлении земельного участка

в порядке приватизации

На основании _______________________ от «___» _____________ _____ г., выданного ___________________________________, Заявителю был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу ________________________, общей площадью _____________ кв. м, кадастровый номер _________________(далее — Земельный участок).

«___» _____________ _____ г. Заявитель обратился в _______________________ с заявлением о предоставлении Земельного участка в собственность Заявителя в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015.

Письмом N _____ от «___» _____________ _____ г. Заявителю было отказано в приватизации по причине ____________________________________________________.

По мнению Заявителя, данный отказ не соответствует законодательству, поскольку:

— На указанном Земельном участке расположено здание (строение) или сооружение, принадлежащее Заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности/свидетельством о праве на наследство/иным документом, подтверждающим право собственности Заявителя на здание (строение) или сооружение/документом, указанным в п. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, действовавшей до 01.03.2015, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники расположенных на них зданий, строений, сооружений.

Земельный участок не имеет ограничений в оборотоспособности, установленных ст. 27 ЗК РФ и препятствующих приватизации, что подтверждается: отсутствием каких-либо документов, указывающих на его принадлежность к землям с ограниченной оборотоспособностью.

Согласно п. 2 ст. 37 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земельный участок расположен вне границ земель, зарезервированных для государственных нужд и не подлежащих приватизации, что подтверждается: нормативным актом органа исполнительной власти, подтверждающим, что приватизируемый участок не включен в границы земель, зарезервированных для государственных нужд.

Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Земельный участок был предоставлен Заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования/пожизненного наследуемого владения, что подтверждается: распоряжением исполнительного органа государственной власти о предоставлении земельного участка.

Согласно п. 5 ст. 20 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

В Кадастровой палате рассказали, как отказаться от земельного участка

В ________________________ районный суд

Заявитель: ___________(Ф.И.О.)_________

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

эл. почта: ____________________________

Представитель Заявителя: ____(Ф.И.О.)__

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

эл. почта: ____________________________

Заинтересованное лицо: _(наименование)_

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

эл. почта: ____________________________

Госпошлина: ____________________ рублей

Заявление о признании незаконным отказа

в государственной регистрации права собственности

на земельный участок, предоставленный до введения в действие

Земельного кодекса РФ (до 30.10.2001)

На основании _______________________ от «___» _____________ _____ г., выданного ___________________________________ Заявителю был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу ________________________, общей площадью _____________ кв. м, кадастровый номер _________________(далее — Земельный участок).

«___» _____________ _____ г. Заявитель обратился в _______________________ с заявлением о государственной регистрации права собственности на Земельный участок.

Письмом N _____ от «___» _____________ _____ г. Заявителю было отказано в государственной регистрации по причине отсутствия правоустанавливающих документов на Земельный участок.

По мнению Заявителя, данный отказ является незаконным, поскольку:

— Заявитель вправе оформить право собственности на Земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 30.10.2001) согласно ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», что подтверждается: актом о предоставлении земельного участка/актом (свидетельством) о праве на земельный участок/выпиской из похозяйственной книги о наличии права на земельный участок (в случае предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства)/иное.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных ст. 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В п. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок.

На основании п. п. 1, 6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 2, ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», руководствуясь ст. ст. 22, 254 — 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ПРОШУ:

  1. Признать отказ в государственной регистрации права собственности на Земельный участок, расположенный по адресу: _____________________________, общей площадью _________ кв. м, кадастровый номер ______, незаконным.
  2. Обязать _____________________________ осуществить государственную регистрацию права собственности Заявителя на Земельный участок общей площадью _____ кв. м, расположенный по адресу: _______________________, кадастровый номер ________, в установленный законом срок.

———————————

Обратите внимание! В связи с вступлением в силу с 01.03.2015 поправок, внесенных в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, и утратой силы ряда норм ЗК РФ о приватизации земельных участков данное заявление применимо к ситуациям, когда заявление о приватизации было подано до 01.03.2015. Приведенные в заявлении требования основаны в том числе на ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015.

В ___________________________ районный суд

Административный истец: __________________

__________________________________________

адрес/место жительства/место пребывания:__

_________________________________________,

дата и место рождения: ___________________

телефон: ________________________________,

эл. почта: _______________________________

Представитель Административного истца: ___

__________________________________________

адрес/место жительства/место пребывания:__

_________________________________________,

дата и место рождения: ___________________

телефон: ________________________________,

эл. почта: _______________________________

Административный ответчик: _______________

__________________________________________

адрес: __________________________________,

телефон:_________________________________,

эл. почта:________________________________

Госпошлина: _______________________ рублей

Административное исковое заявление

о признании незаконным отказа

в предоставлении земельного участка

в порядке приватизации

На основании _______________________ от «___» _____________ _____ г., выданного ___________________________________ Административному истцу был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу ________________________, общей площадью _____________ кв. м, кадастровый номер _________________(далее — Земельный участок).

«___» _____________ _____ г. Административный истец обратился в _______________________ с заявлением о передаче Земельного участка в собственность Административного истца в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015.

Письмом N _____ от «___» _____________ _____ г. Административному истцу было отказано в приватизации по причине ____________________________________________________.

По мнению Административного истца, данный отказ не соответствует законодательству, поскольку:

— На указанном Земельном участке расположено здание (строение) или сооружение, принадлежащее Административному истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности/свидетельством о праве на наследство/иным документом, подтверждающим его право собственности на здание (строение) или сооружение/документом, указанным в п. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, действовавшей до 01.03.2015, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники расположенных на них зданий, строений, сооружений.

— Земельный участок не имеет ограничений в оборотоспособности, установленных ст. 27 ЗК РФ и препятствующих приватизации, что подтверждается: отсутствием каких-либо документов, указывающих на его принадлежность к землям с ограниченной оборотоспособностью.

Согласно п. 2 ст. 37 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

— Земельный участок расположен вне границ земель, зарезервированных для государственных нужд и не подлежащих приватизации, что подтверждается: нормативным актом органа исполнительной власти, подтверждающим, что приватизируемый участок не включен в границы земель, зарезервированных для государственных нужд.

Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Если нельзя установить вид права, на основании которого происходит эксплуатация надела для садоводства, огородничества или дачного строительства, то в пункте 2.7 ст. 3 вышеупомянутого закона № 137 перечислены условия, на которых можно приватизировать данные наделы бесплатно до конца 2020 года независимо от даты начала пользования. К таким условиям относятся:

  1. Наличие факта передачи земель некоммерческому объединению из фонда муниципальных или государственных земель до 25 октября 2001 года;
  2. Отсутствие факта изъятия земель из оборота или ограничения в нём;
  3. Отсутствие факта резервирования подлежащих приватизации наделов для нужд государства.

Если земля не изъята из оборота и не зарезервирована, то наиболее частым препятствием к её передаче в частное владение является факт образования садового или дачного кооператива после 2001 года.

Ее смысл заключается в том, что по упрощенной схеме можно будет зарегистрировать жилые дома, на которые их владельцы не имеют документов про введение в эксплуатацию.

Помимо подобных индивидуальных построек закон позволяет получить в приватную собственность дачные или садовые земли. В этом конкретном пункте закон определяет граничный термин 31 декабря 2020 года.

Важно отметить, что возможна приватизация исключительно части участка.

Проблема состоит в том, что кадастровый номер земельного участка есть только у общего земельного надела, а вот у паевых участков отдельного номера нет и их границы условны, так как не зарегистрированы в реестре.

Размер налогового сбора зависит от ставок региона. Нужно понимать, что федеральное законодательство не определяет конкретную стоимость земельного налога, а ограничивает минимальные и максимальные значения.

Все зависит от конкретных обстоятельств дела, категории земли, правого статуса приобретателя земельного участка, дома, квартиры.

Этот процесс проводится в соответствии с , иными нормативными актами. Приватизировать можно участок целиком, его отдельную часть. Но при соблюдении определенного условия — площадь участка или его части не должна быть меньше законодательно определенного минимума для земельного надела, который планируется приватизировать.

В 2006 году был принят (о дачной амнистии), упрощающий процедуру приватизации для частных лиц следующим образом:

  1. финансирование кадастровых работ переложено на местный бюджет;
  2. размер госпошлины был уменьшен до 100 рублей;
  3. стоимость услуг геодезических фирм ограничено региональным властями ().

Процедура приватизации была упрощена в связи со стремлениями правительства осуществить кадастровый учет как можно большего количества участков, принадлежащих гражданам, и увеличить поступления в бюджет, так как данный вид налога платят только собственники приватизированных участков. Сроки бесплатной приватизации продлены до начала 2021 года для участков, используемых в целях садоводства, дачного строительства или огородничества, согласно . Такие участки могут быть приватизированы при соблюдении следующих условий:

  1. участок распределен в пользование приватизирующего лица (члена некоммерческой организации) на общем собрании;
  2. территория некоммерческой организации не зарезервирована для государственных нужд и не изъята из земельного оборота.
  3. участок относится к некоммерческой организации, образованной до октября 2001 года;

Знание статуса участка позволит гражданину, покупающему землю, избежать обмана со стороны продавца, который не является собственником участка. В последние годы земля стала дополнительным средством поддержки семейного бюджета среднестатистических граждан.

СНТ даёт своим членам право заниматься выращиванием различных сельскохозяйственных продуктов.

Задача объединения — оказание помощи его членам в решении вопросов ведения садоводческого хозяйства. В соответствии с действующим законодательством РФ, владелец земельного участка обязан его приватизировать – перевести в собственность.

Ими подаются исковые заявления с требованием об устранении правовой неопределенности, присутствующей в текущем юридическом статусе земельного участка, с последующим включением его в перечень наследуемого имущества. В частности, к примеру, постановление Хабаровского краевого суда, вынесенное 2 февраля 2011 года, закрепляет за наследником право собственности на территорию. В данном случае суд отталкивался от того, что на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР, вынесенного 26 августа 1948 года, отвод гражданами земельных участков осуществляется в бессрочное пользование, а гражданин, который занимался постройкой дома, являясь первозастройщиком земельного участка, мог получит его исключительно в бессрочное пользование. Какие-либо аргументы о том, что заинтересованное лицо распоряжается данной территорией не на правах бессрочного пользования, был проигнорирован.

Вся подготовленная документация тщательно проверяется: не должно быть расхождений в датах, ошибок и опечаток. Подавать пакет документов следует в:

  1. Администрацию муниципалитета.
  2. Территориальное управление Росимущества.

В первом случае документы подаются на земли, находящиеся в собственности муниципалитета, а во втором – в собственности государства. Выяснить это просто: собственник указан в выписке из ЕГРП. Документы принимаются по описи, а потом в течение 30 дней проверяются. После этого можно переходить к следующему этапу, либо, при получении отказа, доукомплектовать пакет документов, устранить препятствие, либо выбрать иной участок для приватизации.

Этот этап выполняется теми, кто приватизирует землю, не имеющую границ, либо приватизируемую с уточнением границ. Уточняются границы за счет заявителя, путем заключения договора подряда с кадастровым инженером. В процессе границы либо уточняются, либо вновь образуются. По завершении всей процедуры можно обращаться в Росреестр с заявлением о постановке данного участка на учет в кадастре.

Если границы участка известны, он поставлен соответствующим образом на кадастровый учет, у вас на руках есть кадастровый паспорт и выписка из ЕГРП, можно обращаться в муниципалитет за решением о выделении указанного участка в собственность заявителю на безвозмездной основе. Именно решение муниципалитета, оформленное в письменном виде и надлежащим образом заверенное, станет юридическим основанием для осуществления регистрации права собственности (ст. 39.15 ФЗ №178).

В ряде случаев, действительно, приватизировать, казалось бы — нельзя. Например, в 1992 году уже была приватизация на гражданина А., который забрал свидетельство на землю и исчез сам. А в дальнейшем, необработанный земельный участок вновь избранный председатель искренне или корыстно передал (или «продал») новому пользователю, который и получил из Администрации отказ в приватизации земельного участка. Именно в такой ситуации есть возможность признать право собственности за новым землепользователем, даже при имеющемся свидетельстве о собственности на старого собственника, оформившего его в 1992 году. У нас есть такие решения.

Существует ряд дел, когда нужно разбираться, можно или нельзя получить право собственности. Например, гражданином произведен самозахват излишних площадей, которые он и испрашивает для приватизации, да еще и с нарушением внешних границ СНТ; гражданин купил дом в 2012 году, и ему участок могут выдать только за плату, иные варианты.

В большинстве случаев, отказ в приватизации земли членам СНТ необоснован или неправомерен. Его можно оспорить в суде. Чтобы понимать, правомерен или не правомерен отказ, надо попросить провести экспертизу документов у адвоката. Только специалист может ответить на вопрос, достаточно ли у Вас доказательств и правомерно ли поступила Администрация или иной орган, выдавший отказ. Во многих случаях, не права. И можно бороться в суде по защите ваших прав. Надо составить правильный иск и с приложением документов, доказывающих Ваши права, подать в суд. Лучше и во много раз более результативно, если судебную защиту будет вести тот же адвокат, который написал исковое заявление.

Обращайтесь к нам за помощью. У наших специалистов достаточный опыт работы с земельными вопросами.

Приватизация земельного участка

Как говорится, главное при самостоятельных действиях — не испортить то, что есть. Поэтому, лучше всего обратиться к адвокатам нашей организации, у которых есть многолетний опыт решения споров по отказам в приватизации. И еще (если Вы все же пока не дошли до адвоката):

1. Нельзя подавать в суд «сырые» документы. Прежде, чем подавать, и даже составлять исковое заявление, надо у председателя СНТ попросить все документы, имеющие юридическое значение для решения вашего вопроса. Разузнать об исторических юридических фактах по данному садоводству (был ли раньше утвержденный генеральный план, приватизированы ли у СНТ земли общего пользования, каким образом происходило предоставление земли и по каким документам, была ли коллективно-долевая приватизация и пр.).

2. Ни в коем случае нельзя переписать исковое заявление, составленное соседу для оспаривания отказа в приватизации земли. Почему? У каждого владельца земельного участка может быть своя история его получения. Например, один садовод получил земельный участок в 1976 году и до сих пор им пользуется, другой получил его по наследству, третий «перекупил» по садовой книжке… А в девяностые годы садоводства предоставляли списки членов СНТ в Администирации районов. У одного отказ из-за того, что владелец участка по мнению Администрации ненадлежащий, у другого нарушение границ, у третьего — несоответствие площади испрашиваемого в собственность земельного участка и пр. У каждого — разные стартовые условия и разные основания для оспаривания отказов. Конечно, бывают и одинаковые иски. Но это надо понимать или посоветоваться с адвокатом. Опять же, почему это понимать? Два раза по одним и тем же основаниям в суд подать нельзя. Если один раз суд откажет (вынесет решение об отказе в исковых требованиях), второй раз по этим же основаниям подать в суд нельзя. Это закон. Поэтому с исковыми — надо аккуратнее. Плюс понимать, чего просить — признания отказа в приватизации недействительным или права собственности?

3. Нельзя подать маленький короткий иск по земельному спору в три-четыре строчки, в котором нет объяснений по существу и законодательных норм, доказывающих вашу правоту . Судье необходимо обосновать исковые требования настолько хорошо, чтобы у судьи были основания такие требования удовлетворить. Как правило, такие обоснования знают адвокаты, у которых большая судебная практика по таким вопросам.

Стоимость услуг адвоката зависит от сложности самого дела. Для простых дел достаточно написать исковое заявление (около 5 тысяч руб.) и достаточно. При сложных делах иск будет сложнее и дороже, но этого недостаточно для выигрыша. Надежнее нанять адвоката в суд по ведению всего судебного процесса. Стоимость услуг может быть от 30 до 150 тысяч рублей. Плюс госпошлина в суд.

Земельное законодательство менялось очень-очень много раз. Непосвященному гражданину разобраться именно в том законодательстве, которое следует применить к спорным правоотношениям, практически невозможно. Лучший для вас вариант — практикующие юристы с опытом судопроизводства по земельным вопросам. Это — к нам. У нас опыт работы специалистов с 2000-го года.

Заявление на передачу земельного надела в частную собственность может не приниматься уполномоченными органами, если Земельный кодекс ограничивает возможность приватизации при следующих обстоятельствах:

  • приватизируемый участок относится к категории земель, изъятых из оборота;
  • закон запрещает оформление права собственности на конкретные виды земель;
  • территория находится в резерве и будет использована для нужд государства.

Если земельный участок, подлежащий приватизации, не подпадает ни под одну из категорий «запретных» для оформления частной собственности земель, но территориальное подразделение Росреестра выносит решение об отказе, то возможны следующие основания:

  • невыполнение владельцем земли формальных требований закона – например, наличие на испрашиваемом участке самовольно возведенных строений либо построек, принадлежащих третьим лицам;
  • наличие разногласий по площади или границам приватизируемого участка.

Подобные основания должны не являются неустранимыми, и для завершения процедуры приватизации заявителю потребуется сформировать пакет документов, который предусматривается в конкретном регионе. Чтобы избежать излишних финансовых и временных затрат, землепользователь должен предварительно составить полный перечень необходимых для приватизации земли документов.

При сборе документации следует максимально внимательно отнестись к достоверности информации, представленной в кадастровом паспорте участка, исключить наличие расхождений между задокументированными и фактическими параметрами земельного надела.

Не предусмотрены действующим земельным законодательством отказы в приватизации земельных участков по следующим причинам:

  • нахождение приватизируемого надела в пределах «красных линий», которыми обозначаются границы зон общего пользования, дорог, земель под трубопроводами или линейно-кабельными сооружениями;
  • вхождение испрашиваемого для оформления в собственность участка в природный комплекс.

Подобные мотивы предоставления отказа не являются законными. Для регистрации права собственности на землю заявитель в обязательном порядке предъявляет актуальный кадастровый паспорт с указанными границами земельного участка. Этот документ подтверждает, что приватизируемый надел не располагается в зоне общего пользования и может быть оформлен в собственность.

Отмена приватизации земельного участка

Эта проблема очень распространена на практике. Но она вполне решаема. Как следует из п. 3 ст. 252 Гражданского кодекса РФ, если долевым собственникам не удается прийти к согласию о выделе доли в натуре, то можно потребовать этого через суд. Однако для начала стоит попытаться заключить со всеми собственниками соглашение о таком выделе. Если к компромиссу прийти не получится, то необходимо готовить соответствующий иск. К нему следует приложить полный перечень относящихся к делу документов (сведения об участниках дела, правоустанавливающие документы на дом, доказательства отказа собственника в выделе доли в натуре и так далее). В судебном разбирательстве необходимо участвовать лично каждому из собственников, заявивших иск.

Спорные вопросы, связанные с отказом от приватизации со стороны компетентных органов, рассматриваются судами районного уровня. Если был отказ в приватизации юридическим лицам, они подают иск в АС РФ. Таким образом, иск – заявление, составлено на отказ уполномоченного органа дать согласие на приватизацию, рассматривается судами:

  • общей юрисдикции районного уровня, если иск подает гражданин;
  • АС РФ, если истцом выступает организация или предприятие.

Иск составляется по правилам, которые, соответственно, указаны в ГПК и АПК РФ. В частности, требования закона ориентированы на структуру составления искового заявления, его структуру и описания сути происходящих спорных процессов. Исковые требования заявитель должен отразить отчетливо, четко, без ошибок и недочетов. Обязательно при описании ситуации, в которой, по мнению заявителя, были нарушены его права, необходимо указывать статьи закона.

При составлении иска при его подаче в суд общей юрисдикции, а также в АС РФ соблюдает четкую структуру документа. В нее входят три части:

  1. Описательный раздел: в нем указывается ссылка на отказ.
  2. Мотивировочный: в нем перечисляется список документов, которые были предоставлены заявителем.
  3. Просительный: обоснование требований заявителя, ведущие к восстановлению нарушенного правомочия.

В исковом заявлении необходимо указать полный перечень оснований, по которым заявителю было отказано.

Судьи часто рассматривают спорные дела, обусловленные отказом от приватизации со стороны уполномоченных органов. Судьи, принимая решение по этому вопросу, опираются на доводы, приведенные истцом. В обязанность этой стороны входит доказывание фактов, имеющих значение для истца, судьи. На основании собранных доказательств, судья анализирует действия уполномоченных органов.

Прочитали, но все равно не разобрались?

Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией!

(По терминологии Земельного кодекса РФ дом – это здание, строение, сооружение).

Как устанавливает абз. 2 ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ: граждане-собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков.

Приватизация земельного участка – это способ его приобретения в собственность, осуществляемый на добровольной и безвозмездной основе.

До начала земельной реформы, ознаменовавшейся принятием Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 «О земельной реформе», в собственности земля находилась только у государства, а гражданам земельные участки предоставлялись на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с указанным законом граждане получили возможность по своему усмотрению сохранить ранее предоставленные на праве постоянного пользования земельные участки либо получить их в собственность бесплатно или за плату. Причем бесплатно мог быть передан участок или его часть в пределах норм предоставления земельных участков соответствующего целевого назначения. За пределами этих норм граждане были вправе выкупить указанные участки либо получить их в пожизненное наследуемое владение.

Новый Земельный кодекс РФ развил эти положения, с одной стороны, введя запрет на предоставление гражданам земельных участков на праве постоянного пользования, а с другой гарантировав право на однократную и бесплатную их приватизацию (ст. 20, 21 ЗК РФ).

С принятием Федерального закона от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» ранее установленный порядок приватизации земельных участков существенно изменился.

  1. Поскольку большинство земельных участков выделено гражданам как раз в те времена, когда отсутствовал единый порядок получения земли, то и документы, подтверждающие право пользования земельным участком, весьма разнообразны.

    К таким документам чаще всего относятся:

    • государственный акт
    • свидетельство о государственной регистрации прав на землю
    • договор аренды земельного участка
    • решение исполкома городского, районного совета об отводе земельного участка;
    • договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности;
    • план земельного участка, проект застройки участка и разрешение на строительство, выдаваемые главным архитектором города или районным архитектором и др.
  2. В случае отсутствия кадастрового плана орган местного самоуправления (земельный комитет) оказывает содействие в его изготовлении и определении границ земельного участка на местности с отнесением расходов на заинтересованных лиц.

    Что это означает на практике?

    Содействие выражается в том, что в земельных комитетах существует списки рекомендуемых землеустроительных организаций, которые занимаются проведением межевания, оформляют кадастровый план земельного участка. Как правило, это специализированные коммерческие организации, имеющие лицензии на геодезические работы. Соответственно, из подобной организации необходимо пригласить геодезиста, потому как именно он готовит съемку и план участка, где должны быть четко обозначены границы земельного участка.

    Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.

    Расхождения сведений о площади фактически занимаемого земельного участка, выявленные при межевании и постановке на кадастровый учет, по сравнению с правоустанавливающими документами, не являются основанием для отказа в государственной регистрации права гражданина на земельный участок. В этом случае следует исходить из кадастрового плана земельного участка при условии, что превышение (так называемое «запользование») не выходит за рамки минимальных норм предоставления земельного участка соответствующего целевого назначения.

    Надо сказать, что последние поправки в законодательство вроде бы упростили процедуру регистрации земельного участка в части необходимости проведения землеустройства. Согласно им отсутствие в кадастровом паспорте объекта недвижимости каких-то сведений, необходимых для регистратора, не является основанием для отказа в регистрации прав. То есть это означает, что проведение межевых работ необязательно. Для получения кадастрового плана должно хватить старых данных по участку. И новые измерения делать необязательно. А это как раз межевание, на которое приходилось тратить много времени и денег. Если же старых данных по кадастру земли нет, то это вопрос к территориальному органу Роснедвижимости, поскольку руководством этого госоргана много раз декларировалось, что в России проведен кадастровый учет всех земель.

    Тем не менее, учитывая российские реалии, если есть возможность, лучше сделать межевание.

  3. Отказ в приватизации земельного участка

Собрав все указанные документы, необходимо обращаться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением по установленной форме (образцы наверняка можно обнаружить в этом органе на информационном стенде), и в двухнедельный срок он должен принять решение о передаче в собственность земельного участка.

Таким образом, как уже упоминалось, самостоятельное оформление земли в собственность представляет собой весьма непростую процедуру, поэтому для более эффективного решения проблемы лучше прибегнуть к помощи специалиста.

Сказанное важно также и потому, что, несмотря на примерно единый алгоритм действий, в разных регионах разный порядок приватизации. Существует также такая проблема как отказ чиновников владельцам домов в приватизации земли, ссылаясь на то, что участки зарезервированы для муниципальных нужд, что является нарушением гражданских прав собственников домов.

Если владелец дома оформил на него право собственности, он может приватизировать участок под ним. Ограничения, касающиеся количества участий в приватизации в отношении объекта. Если человек не приватизировал участок ранее, он может это сделать и после оформления дома в собственность (как узнать приватизирована ли земля?).

Внимание! Исключением являются несовершеннолетние участники приватизации. Они вправе оформить участок в собственность повторно, при достижении восемнадцати лет.

Больше информации о том, как выполнить передачу прав на землю в частную собственность., если дом приватизирован, а земля под ним нет, узнайте в отдельной статье.

Обращаться в местную администрацию следует в случаях, когда земельный участок находится в муниципальной собственности. Информацию о принадлежности территории можно получить, обратившись в указанный орган.

В случае с участком, находящемся в федеральном ведении, обращаться необходимо в территориальное отделение Росимущества. Такие органы расположены в каждом регионе и субъекте РФ.

Процесс оформления ЗУ в собственность состоит из нескольких этапов.

  1. Первым из них является подготовка документов заинтересованного лица, на дом и земельный участок.
  2. После этого необходимо оформить заявление и обратиться в уполномоченный государственный орган.
  3. В завершении заключается договор и право собственности регистрируется в Росреестре.

Далее подробно расскажем о порядке, как приватизировать земельный участок с домом.

К заявлению нужно приложить:

  • паспорт заявителя;
  • доверенность законного представителя, если он участвует в процедуре;
  • нотариально заверенное согласие второго супруга на оформление земли в собственность;
  • документ, подтверждающий наличие у инициатора льгот, например, справка о многодетности семьи заявителя.

Допускается представление заверенных копий документов.

Как действовать при отказе в приватизации земельного участка

После рассмотрения обращения и принятия положительного решения с собственником земли, то есть с государственным органом, заключается договор о приватизации. Он оформляется в трех экземплярах, по одному для каждой из сторон и Росреестра.

В договоре должно быть указано:

  1. Дата и место подписания.
  2. Сведения о сторонах.
  3. Описание предмета сделки. В данном случае это будет земельный участок.
  4. Стоимость договора и порядок расчетов, если заинтересованное лицо не обладает льготами.
  5. Права, обязанности и ответственность сторон.
  6. Срок действия договора.
  7. Порядок разрешения споров.
  8. Реквизиты и подписи сторон.

Документ должен быть заверен печатью государственного органа.

Приватизация земельного участка под домом имеет свои плюсы и минусы.

К преимуществам можно отнести:

  1. Возможность совершать любые операции с участком, например, продать или осуществлять коммерческую деятельность.
  2. Землю можно будет завещать или дарить.
  3. Собственник вправе сдавать участок в аренду.

К недостаткам приватизации можно отнести тот факт, что:

  1. Возникает обязанность платить налог на землю.
  2. Также собственник должен будет поддерживать участок в надлежащем состоянии.

Приватизировать участок под собственным домом, может практически каждый владелец, в том числе и жители МКД. Для этого необходимо подготовить ряд обязательных документов и обратиться в уполномоченный орган власти. Процедура повлечет за собой определенные расходы, связанные с оформлением документов и оплатой госпошлины.

Отсутствие оформленного права собственности на землю под домом заметно ограничивает возможности для продажи, обмена, сдачи в аренду или совершения других сделок с жильем. Дело в том, что далеко не каждого потенциального покупателя или арендатора устроит участок, который не принадлежит владельцу дома, а находится в его распоряжении на основании каких-либо других прав, например, аренды или бессрочного пользования.

Еще одним важным моментом становится неоднозначность трактовки действующим законодательством. Последнее воспринимает дом и землю под ним как единый объект недвижимости. Отсутствие права собственности на участок означает нарушение этого принципа.

В то же время необходимо отметить, что рассматриваемое мероприятия не относится к обязательным. Владелец жилья самостоятельно решает, воспользоваться правом на приватизацию земельного участка под домом или нет. Положительный ответ на этот вопрос позволяет получить полный контроль над объектом недвижимости и распоряжаться им по своему усмотрению.

Законодательство предусматривает два возможных варианта оформления прав собственности на земельный участок. Менее выгодным для будущего владельца становится выкуп земли, который осуществляется по кадастровой стоимости.

Основанием для запуска второго варианта – бесплатной приватизации – выступают:

  • заключенный с муниципалитетом арендный договор или соглашение о бессрочном пользовании землей;
  • выделение участка под один из двух видов разрешенного использования — ЛПХ или ИЖС;
  • участие в так называемой дачной амнистии;
  • право на получение социальных льгот от государства (для участников ВОВ, малоимущих, членов многодетных семей и т.д.);
  • владение домом до 1991 года включительно;
  • принадлежность участка к землям дачного кооператива, садоводческого товарищества или огородничества.

Данный перечень охватывает значительную часть земельных участков, находящихся под частными домами. Поэтому в большинстве случаев владелец жилья имеет право именно на бесплатную приватизацию земли.

Решение о возможности бесплатно приватизировать землю принимается на муниципальном уровне. В числе наиболее частых причин для отказа в проведении мероприятия необходимо отметить такие:

  • участок не принадлежит муниципалитету. Это означает, что земля выведена из оборота в резерв или передана конкретному ведомству, например, ФСБ или Минобороны;
  • приватизация проводится повторно. В подобной ситуации требуется восстановить документы на право собственности, которое были оформлены в первый раз;
  • отсутствуют необходимые документы. Перечень приводится ниже;
  • земля не подлежит отчуждению в собственность, так как относится к лесному или водному фонду, парковой или природоохранной зоне, месту общественного пользования и т.д.

Отказ в приватизации земли должен быть аргументирован. Обращение к квалифицированному юристу позволит определить его законность, а при необходимости – оспорить в суде.

Как приватизировать участок, если один из собственников против?

Упрощенная процедура приватизации доступна участникам дачной амнистии. В остальных случаях требуется последовательная реализации нескольких этапов, каждый из которых целесообразно рассмотреть подробнее.

Стандартный набор документации включает в себя:

  • реквизиты паспорта будущих владельцев;
  • ИНН каждого из них;
  • правоустанавливающие документы на участок земли. К ним относятся: договор аренды или бессрочного пользования, дарственная, справа о вступлении в наследование, выделение под ИЖС и т.д.;
  • документация на землю (при наличии) – кадастровая и техническая;
  • правоустанавливающие документы на жилой дом (выписка из ЕГРН, договор купли-продажи и т.д.);
  • справка о стоимости земли по кадастровому учету;
  • документы о величине налога на землю и отсутствии задолженности по его уплате.

Основанием для запуска процедуры приватизации становится заявление. Документ оформляется в свободной форме, но в обязательном порядке содержит несколько реквизитов, включая:

  • наименование муниципального органа, занимающегося рассмотрением вопроса;
  • ФИО заявителя;
  • его контактные данные;
  • информация об участке земли (как можно более полная);
  • ходатайство о предоставлении земли в собственности;
  • подпись с расшифровкой;
  • дата составления документа.

Бланк и образец заявления можно найти по ссылке.

Оформлением межевых и кадастровых документов занимаются специализированные организации, в штате которых присутствуют кадастровые инженеры. К последним предъявляется ряд требований, выполнение которых обязательно для ведения профессиональной деятельности. В их числе:

  • профильное образование;
  • участие в СРО;
  • действующее удостоверение о подтверждении квалификации.

Результатом работы кадастрового инженера становится комплект документов. Он необходим для постановки объекта на учет и внесения в ЕГРН, также для последующей госрегистрации прав собственности.

Договор о приватизации подписывается новым и старым владельцем земли. В документе содержится исчерпывающая информация о земельном участке, включая сведения, полученные в результате межевания и выполнения кадастровых работ. Речь в данном случае идет о площади и местоположении земли, количестве владельцев и их долях, назначении участка и т.д.

Для получения земли в собственность гражданину потребуется дважды готовить и предоставлять определенный пакет документов:

  • для получения разрешения на приватизацию в уполномоченный орган;
  • для регистрации права собственности – в Росреестр

В первую инстанцию необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт;
  • доверенность (если от имени гражданина выступает представитель);
  • заявление о разрешении приватизировать участок;
  • документ, подтверждающие право пользования землей (например, свидетельство о праве бессрочного пользования, соглашение об аренде, распоряжение о выделении участка);
  • заявление с просьбой прекратить право бесплатного пользования участком (если он был получен в пользование на этом основании);
  • согласие супруга, заверенное нотариально;
  • кадастровый паспорт, выписка из ЕГРН или документ, подтверждающий отсутствие кадастрового номера участка;
  • документ, подтверждающий отношение заявителя к категории граждан, имеющих право на участие в приватизации.

Принимая документы специалист уполномоченного органа составляет их опись и выдает заявителю расписку об их принятии. Исчерпывающий перечень документов будет зависеть от оснований обращения и назначения используемой гражданином земли. На проверку бумаг и принятие решение предусмотрен 30-дневный срок.

Для регистрации права собственности потребуется:

  • паспорт;
  • заявление о регистрации права;
  • разрешение уполномоченного органа на приватизацию;
  • квитанция об оплате госпошлины.

После подготовки документов вместе с заявлением они подаются в администрацию по месту нахождения участка или в отделение Росимущества.

Форма заявления не установлена, однако в нем должны содержаться следующие сведения:

  • наименование органа, куда направляется заявление;
  • ФИО, адрес и контактный телефон гражданина;
  • просьба об оформлении в собственность земельного надела, сведения о нем (местонахождение, категория участка, вид пользования, наличие объектов на нем);
  • нормативное обоснование просьбы;
  • дата и подпись просителя.

Заявление может быть напечатано, написано от руки или заполнено по шаблону, выданному уполномоченным органом. Главное, чтобы указанные в нем сведения были правильными и достоверными.

По результатам рассмотрения заявления выноситься решение. Положительное решение является основанием для регистрации права собственности на участок.

Данный этап оформления земли необходимо пройти тем гражданам, в пользовании которых участок с неопределенными или требующими уточнения границами. Для определения или уточнения границ проводится межевание земли. Такую процедуру осуществляет кадастровый инженер, с которым необходимо заключить договор. Расходы по оплате его услуг несет заявитель.

На основании выданного инженером документа (план участка) необходимо обратиться в Росреестр для постановки земли на кадастровый учет.

Основания такого отказа бывают различным, а сам отказ редко может быть непреодолимым. В любом случае имейте ввиду, что отказ в приватизации участка не может быть необоснованным.

Существуют основания для отказа в приватизации земли, которые необходимо оспаривать в установленном законом порядке. К примеру:

  1. На указанные участок имеют права другие лица.
  2. На земельном участке размещено жилое здание или иной объект капитального строительства (гараж, склад, иное строение).
  3. Расхождения более 10% между указанными заявителем параметрами участка и проектом межевания территории
  4. Территория не отнесена к какой-либо категории земель
  5. Выкуп участка не разрешен заявителю
  6. Площадь участка не соответствует виду разрешенного использования

Случаи обращение в суд для приватизации земельного участка довольно нередки.

Как правило, они связаны с незаконным отказом властей в приватизации участка или с другими неоднозначными ситуациями.

Результат решения суда по таким спорам напрямую зависит от выбора способа защиты права, оформления исковых требований и их обоснования. Судом в таких спорах оцениваются не только законность оснований отказа властного органа в приватизации, но и право гражданина на приватизацию указанного участка земли.

Обращение за помощью к адвокату в данном случае бывает необходимой мерой, т. к. вынесенное решение суда по спору о приватизации не позволит обратиться в суд еще раз, не позволит предъявить иные исковые требования и иначе обосновать их.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *