Политическое убежище в Российской Федерации предоставляет а МВД РФ б правительство РФ в президент РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Политическое убежище в Российской Федерации предоставляет а МВД РФ б правительство РФ в президент РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Лицом, заявившим о желании быть признанным беженцем (получить временное убежище) на территории Российской Федерации и достигшим возраста восемнадцати лет, лично либо через уполномоченного на то представителя, в случае если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично, подается ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания.

С ходатайством о признании беженцем или заявлением о предоставлении временного убежища представляются:

иностранным гражданином – паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;

лицом без гражданства – документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

две личные фотографии, идентичные и соответствующие возрасту заявителя на момент подачи ходатайства (заявления), в черно-белом или цветном исполнении, размером 35 x 45 мм, с четким изображением лица строго в анфас без головного убора на матовой бумаге.

Для лиц, чьи религиозные убеждения не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов, допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица.

Если лицо по состоянию здоровья подает ходатайство (заявление) через уполномоченного представителя – представляется соответствующий медицинский документ в отношении заявителя и документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя.
Родственные отношения заявителя и прибывших с ним членов семьи подтверждаются соответствующими документами, например: свидетельством о рождении, свидетельством о регистрации брака и иными документами.

Документы, составленные на иностранном языке, должны иметь перевод на русский язык.

При подаче ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) заполняются: анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации) и опросный лист лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации).

При получении удостоверения беженца либо свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации заявителем представляется медицинский сертификат по результатам прохождения обязательного медицинского освидетельствования.

Документы, представленные заявителем в обоснование ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища, приобщаются к его ходатайству или заявлению в подлиннике. Оригиналы документов могут быть возвращены заявителю после снятия с них копий.

Для исправления допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах заявителем лично представляются в подразделение по вопросам миграции следующие документы:

Заявление в произвольной форме об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.

Документ, в котором, по мнению заявителя, допущена опечатка и (или) ошибка.

Основной документ, удостоверяющий личность заявителя, – в случае, если он не сдан на хранение в подразделение по вопросам миграции в соответствии с Федеральным законом «О беженцах».

Две личные фотографии в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 25 Административного регламента.

Признание беженцем и предоставление временного убежища в РФ

Заявителями являются иностранные граждане и лица без гражданства:

заявившие о желании быть признанными беженцами на территории Российской Федерации;

имеющие основания для признания беженцем, но ограничившиеся заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем осуществляется подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне в следующие сроки:

Предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем – в течение 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства о признании беженцем в территориальный орган МВД России.

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу – в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу.

Срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу может быть продлен территориальным органом МВД России на региональном уровне с согласия заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность ГУВМ МВД России, но не более чем на 3 месяца.

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу, поданного в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации заявителем, находящимся вне пределов территории Российской Федерации, осуществляется ГУВМ МВД России в течение 2 месяцев со дня принятия дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу.

Срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу может быть продлен ГУВМ МВД России с согласия заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность ГУВМ МВД России, но не более чем на 3 месяца.

Рассмотрение заявления о предоставлении временного убежища осуществляется подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне в срок, не превышающий 3 месяцев со дня подачи заявления о предоставлении временного убежища.

Указ Президента РФ от 21.07.97 N 746

Заявитель может обратиться с жалобой на решения и (или) действия (бездействия) должностных лиц органа, предоставляющего государственную услугу, в соответствии со статьей 111 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Срок подачи жалобы не должен превышать:

Один месяц со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме.

Три месяца со дня, когда лицу стало известно об отказе в признании беженцем.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах».

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 11 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников».

Приказ МВД России от 11 сентября 2019 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

Важно! Каждый человек имеет право на поиск убежища на территории иностранных государств в случае преследования его в стране постоянного пребывания. Такое право закреплено за гражданами статьей 14 Всеобщей декларации прав человека.

Политическое убежище – статус иностранца/апатрида на территории иностранного государства, который установлен Конституцией и предполагает возможность легального пребывания в России. При этом исключается экстрадиция иностранца властям его родной страны, даже если поступит запрос на его выдачу. ООН предупреждает, что отказ в выдаче иностранца/апатрида, получившего политическое убежище, не может рассматриваться как провокация или недружелюбный акт.

Политическое убежище может быть предоставлено только в том случае, если человек преследуется на Родине за участие в какой-либо общественной деятельности или в силу политическим мотивов.

Важно! Если заявителю будет одобрено прошение о предоставлении политического убежища, правом на пребывание в России будут наделены также все члены его семьи, причем согласия на проживание в РФ малолетних не требуется.

Чтобы ходатайство о предоставлении политического убежища было удовлетворено, заявитель должен отвечать всем перечисленным ниже требованиям:

  1. Он должен являться иностранным гражданином или апатридом.
  2. Он должен находиться в поисках убежища вне территории страны постоянного пребывания или своей принадлежности из-за реальной угрозы или преследований.
  3. Ему должна угрожать опасность в силу того, что он занимается определенной политической деятельностью или обладает нетрадиционными политическими убеждениями.
  4. Его деятельность и убеждения не идут вразрез с демократическими принципами.
  5. Преследование ведется в отношении только его самого или его и семьи, но не имеет массового характера.

Как и во всех иных случаях, связанных с узакониванием гуманитарного статуса в России, иностранцы и апатриды, желающие получить в РФ политическое убежище, должны подавать прошение в территориальных отделения Министерства внутренних дел – ГУВМ МВД. Данный орган власти уполномочен на первичное рассмотрение прошения, на помощь в составлении ходатайства и на принятие решения о принятии заявления к изучению.

Далее, если ходатайство было принято, дело передается на рассмотрение Главного управления по вопросам миграции МВД. Заключение по делу запрашивается у Министерства иностранных дел (МИД), также участие в принятии решения принимает Федеральная служба безопасности. В итоге результаты изучения материалов направляются обратно в Главное управление Министерства внутренних дел, где составляется заключение по делу.

Если решено было удовлетворить прошение иностранца, бумаги передаются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Последней инстанцией в рассмотрении вопроса становится сам Президент РФ – глава государства издает Указ.

Ошибка: Иностранец не стал подавать ходатайство о предоставлении политического убежища, поскольку у него не было документов, удостоверяющих его личность.

Комментарий: Отсутствие документов у заявителя не является основанием для отказа в предоставлении политического убежища – личность иностранца будет установлена путем отправки запросов в компетентные органы сотрудником МВД.

Ответы на распространенные вопросы о том, как получить политическое убежище в России

Вопрос №1: Какими правами на территории России обладает иностранец или апатрид, получивший политическое убежище?

Ответ: Лицо, получившее в России политическое убежище, наделено теми же правами, что и граждане страны. Исключением являются лишь права, которыми невозможно наделить иностранцев и апатридов в силу их правового положения – им нельзя выдвигать себя на руководящие должности в государственных учреждениях, голосовать на выборах, производить некоторые процедуры, связанные с владением земельными участками.

Вопрос №2: Какие установлены сроки рассмотрения ходатайства о предоствлении политического убежища?

Ответ: Конкретные сроки не установлены в силу того, что Комиссия по вопросам гражданства РФ при Президенте и сам Глава государства не ограничены во времени. Что касается ГУВМ МВД, ФСБ, МВД и МИД, то они обязаны дать заключение не позднее чем через месяц после направления им материалов дела. Органы УВМ передают документы упомянутым органам в течение 5 дней после получения ходатайства от иностранца.

Сама формулировка политического убежища (ПУ), основания для его получения и нюансы оформления регламентируются длинным перечнем законов:

  • Конвенцией ООН (1951 год);
  • Протоколом 1967 года;
  • Конституцией РФ;
  • Положением «О порядке предоставления РФ политического убежища»;
  • Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746;
  • Приказом ФМС России № 451 (от 5 дек. 2007 года).

Россия дает политическое убежище в соответствии с международными законодательными нормами, затрагивающими оформление этого статуса. В большей степени они носят рекомендательный характер.

Обретение иностранцем ПУ в Российской Федерации – это возможность не покидать страну и не опасаться выдачи властям государства, откуда он прибыл.

Оформить этот статус можно в одной жизненной ситуации – общественно-политическая деятельность и убеждения, идущие в разрез с политическим режимом в стране гражданства или постоянного нахождения.

Исходя из написанного выше напрашивается вывод, что получить официальную защиту могут только те иностранцы, которые:

  • Преследуются действующим политическим режимом;
  • Подвергают свою жизнь опасности за общественно-политическую деятельность;
  • Получают угрозы расправы за свои убеждения или деятельность.

Лицо, обращающееся с просьбой о политическом убежище, в случае ее удовлетворения получает статус и на всю свою семью. Дети старше 14 лет должны предоставлять согласие с выбором родителя.

Глава страны отказывает в предоставлении убежища без объяснения причин. Но в законодательной базе приведен список категорий приезжих, которые однозначно получат отказ, а их дела даже не дойдут до стадии рассмотрения.

К ним относятся резиденты сторонних государств, которые:

  • Совершили преступление;
  • Имеют за собой деяния, идущие в разрез с принципами ООН;
  • Имеют судимость на территории РФ (погашенную или действующую);
  • Не подвергаются гонениям в своей стране;
  • Въехали в РФ из демократического государства;
  • Имеют гражданство/постоянно проживают в странах, подписавших с РФ соглашение о безвизовом режиме;
  • Сообщили ложную информацию о себе;
  • Имеют второе подданство и не преследуются в этом государстве;
  • Отказываются вернуться на родину по мотивам, не имеющим ничего общего с политическими.

При подаче прошения нужно учитывать, что под преследованием по политическим мотивам понимаются только действия, направленные против одного человека. Массовые репрессии или ущемления прав не попадают под эту категорию.

Инициация процедуры начинается с подачи заявления в миграционные службы. Делается это только на русском языке. Если иностранец не владеет им в должной степени, то с его слов заполнение производит сотрудник миграционной службы.

Документ пишется на имя президента РФ. В него вносятся:

  • Анкетные данные;
  • Гражданство;
  • Сведения из удостоверения личности;
  • Информация о ближайших родственниках;
  • Оценка отношения близких родственников к просьбе о ПУ;
  • Суть прошения.

Прошение не разрешается оформлять в электронном виде, подпись в нем ставится только от руки.

К прошению прикладываются следующие бумаги:

  • Удостоверение личности;
  • Снимок 35 на 45 (2 штуки в монохромном варианте);
  • Бумаги, подтверждающие необходимость остаться в стране.

По последнему пункту всегда возникают многочисленные вопросы, но в законодательной базе не определены виды документов, которые могут выступать в качестве подтверждения.

Поэтому миграционные службы могут принять абсолютно любые бумаги, подходящие под эту категорию.

Каждый заявитель, претендующий на ПУ, должен сдать отпечатки пальцев. Это происходит на месте после принятия ходатайства.

Сотрудник миграционных служб проводит посетителя в отдельную комнату, где и будет проведена дактилоскопия. Ее результаты прикладываются к личному делу посетителя.

Обычно процедура проводится в день подачи бумаг. В редких ситуациях она переносится на сутки или двое.

Если иностранцу предоставлено убежище, то ему выдается свидетельство, подтверждающее полученный статус. Внешне оно напоминает паспорт и дает право на подачу бумаг на ВНЖ.

Многие иностранцы пользуются такой возможностью и меняют свой статус, считая его более выгодным для себя.

От момента подачи бумаг в ФМС до попадания их в Комиссию по вопросам получения гражданства при Президенте РФ проходит не более 30 суток. Этот срок определен законодательно. Глава государства может рассматривать прошение в течение любого промежутка времени.

Предоставление политического убежища в России

Инициация процедуры начинается с подачи заявления в миграционные службы. Делается это только на русском языке. Если иностранец не владеет им в должной степени, то с его слов заполнение производит сотрудник миграционной службы.

Документ пишется на имя президента РФ. В него вносятся:

  • Анкетные данные;
  • Гражданство;
  • Сведения из удостоверения личности;
  • Информация о ближайших родственниках;
  • Оценка отношения близких родственников к просьбе о ПУ;
  • Суть прошения.

К прошению прикладываются следующие бумаги:

  • Удостоверение личности;
  • Снимок 35 на 45 (2 штуки в монохромном варианте);
  • Бумаги, подтверждающие необходимость остаться в стране.

По последнему пункту всегда возникают многочисленные вопросы, но в законодательной базе не определены виды документов, которые могут выступать в качестве подтверждения. Поэтому миграционные службы могут принять абсолютно любые бумаги, подходящие под эту категорию.

Даже если заявитель не имеет удостоверения личности, то ходатайство у него в любом случае обязаны принять.

Каждый заявитель, претендующий на ПУ, должен сдать отпечатки пальцев. Это происходит на месте после принятия ходатайства.

Сотрудник миграционных служб проводит посетителя в отдельную комнату, где и будет проведена дактилоскопия. Ее результаты прикладываются к личному делу посетителя.

Обычно процедура проводится в день подачи бумаг. В редких ситуациях она переносится на сутки или двое.

Если иностранцу предоставлено убежище, то ему выдается свидетельство, подтверждающее полученный статус. Внешне оно напоминает паспорт и дает право на подачу бумаг на ВНЖ.

Многие иностранцы пользуются такой возможностью и меняют свой статус, считая его более выгодным для себя.

От момента подачи бумаг в ФМС до попадания их в Комиссию по вопросам получения гражданства при Президенте РФ проходит не более 30 суток. Этот срок определен законодательно. Глава государства может рассматривать прошение в течение любого промежутка времени.

Новый правовой статус влечет за собой четко определенные права и обязанности. Иностранные граждане могут:

  • Трудоустраиваться;
  • Открывать бизнес;
  • Поступать в средние и высшие учебные заведения;
  • Бесплатно лечиться;
  • Участвовать в госпрограммах.

Кроме этого, им доступен найм жилья и любые другие действия, которые призваны обеспечить нормальную жизнедеятельность.

Право политического убежища в России. Досье

Свидетельство действует в течение 12 месяцев. К концу этого времени иностранец обязан вновь пройти процедуру получения статуса. Иначе его обяжут покинуть страну в пятидневный срок.

Утрата и лишение статуса

Потерять статус довольно легко. Причиной отмены убежища будут:

  • Возврат к месту прежнего проживания;
  • Выезд в сторонние государства;
  • Добровольный отказ;
  • Получение подданства;
  • Совершение преступления.

Решение о лишении принимается при выявлении следующих оснований:

  • В связи с госбезопасностью;
  • Ведение деятельности, идущей в разрез с принципами ООН.

Решение об отмене статуса принимает тот же орган, что и о его выдаче.

Получение убежища даёт право заявителю получать финансовую и гуманитарную помощь от государства в виде еды и одежды, а также какое-то время проживать в специально созданных лагерях на его территории. Политическое убежище спустя определённый срок позволяет подавать заявление на получение вида на жительство, даёт право заявителю официально трудоустраиваться и получать помощь от государства, принявшего беженца, в виде всевозможных пенсий и пособий (если такие предусмотрены государством). Как правило, заявитель также имеет право привезти в страну своих родственников, то есть супруга/супругу и детей, которые не достигли совершеннолетия.

Политическое убежище не даётся пожизненно. Как правило, оно предоставляется на пять-десять лет, а при необходимости и при наличии на то причин продлевается. Важно, что человек может быть лишён статуса беженца и ранее, чем через пять-десять лет после получения убежища. К примеру, когда он получил статус на основании политических гонений, а в течение какого-то периода времени политическая ситуация в его родной стране изменилась в лучшую для беженца сторону, то есть причина для опасений жить на родине утратит свою актуальность.

Просить об убежище можно при пересечении границы или уже по прибытии в страну назначения. Чем раньше, тем лучше. Если человек уже провёл определённое время за рубежом, а затем попросил о политическом убежище, это заставит власти подозревать, что угроза на родине является мнимой, а заявитель хочет иммигрировать по другим причинам. Важный момент: перелёт/переезд в страну назначения должен происходить напрямую из страны, на территории которой проживал заявитель. Возможность приезда через транзитные государства допускают лишь немногие. Большинство же ссылается на правило, согласно которому убежище должно быть запрошено в первой стране, безопасной для проживания просителя.

Одна из главных составляющих процедуры в любой стране мира — предоставление государству убедительных свидетельств того, что на родине заявителю и его семье действительно угрожала реальная опасность. Обычно именно от этих документов зависит решение миграционных служб о принятии или отклонении заявления заинтересованного лица.

Документами, доказывающими преследование по политическим мотивам, могут быть:

  1. Вызовы в правоохранительные органы, документы решений суда, вызовы в прокуратуру, документы из налоговой — всё, что может свидетельствовать об ущемлении прав человека со стороны властей. Этот пункт имеет место, если в истории заявителя фигурирует преследование его по причине непринятия политических взглядов или социальной позиции, вследствие чего в отношении заявителя были совершены неправомерные действия со стороны органов власти.
  2. Медицинские справки о нанесении ущерба здоровью и справки от психолога, если такие имеются. Данные документы служат подтверждением того, что жизни и здоровью действительно представляется опасность и был нанесён ущерб.
  3. Показания свидетелей. Если есть люди, которые стали очевидцами неправомерных действий по отношению к вам и могут подтвердить подлинность причины вашей просьбы о политическом убежище, их заявление также прилагается к основным документам. Заявление свидетеля пишется в свободной форме, оно заверяется личной подписью очевидца и копией его документа, подтверждающего личность (паспорта).
  4. Фото и видео, подтверждающие вашу принадлежность к каким-либо политическим организациям или общественным движениям, участие в митингах и многое другое. Сюда же можно отнести фотографии, на которых запечатлены телесные повреждения, нанесённые вам, порча имущества, угрозы. На фотографии целесообразно с обратной стороны оставить подпись с датой съёмки и изображённого на ней действия.
  5. Материалы из газет или любых других местных изданий. Это могут быть вырезки отдельных статей, в которых освещается ваша ситуация или которые каким-либо образом затрагивают тему вашего бегства из страны.

Важно, что документы, прилагаемые в качестве свидетельства причины, должны быть переведены на язык той страны, где вы намереваетесь получить политическое убежище.

Прохождение процедуры биометрии является одним из условий получения политического убежища в ряде стран, например, в Соединённых Штатах Америки.

Биометрией называют процесс получения уникальных данных о физиологических особенностях человека, которые фиксируются с целью идентификации его личности. Обычно от заявителей на получение политического убежища требуется сдача отпечатков пальцев.

buddleja1: 08.04.2017, 00:27
не представляю, как можно офомить процедуру получения убежища, не опираясь на законодательство определенной страны Поэтому,дабы не писать слишком уж абстрактно, решила рассмотреть несколько стран в общих чертах, чтобы читателю было ясно на примере.
«>Многие особенности процедуры варьируются в зависимости от страны, в которой оформляется политическое убежище. Однако принципы похожи.

Процесс получения иностранцами политического убежища в России регулируется указом президента РФ №746 от 21 июля 1997 года. Было утверждено положение, в котором говорится, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище физическим лицам, а также их семьям, если установлено, что они нуждаются в защите государства от реально существующей угрозы (конкретные причины уже были упомянуты выше).

По сути, политическое убежище – это закрепленный Конституцией статус иностранного гражданина или апатрида, обладатель которого имеет законное право на въезд и пребывание на территории России.

Право искать укрытия на территории других стран в силу преследования закреплено за каждым человеком в ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, поэтому право просить политического убежища дается иностранцам большинством конституций стран мира.

Нужно понимать, что такое политическое убежище в России является гарантией для иностранца в том, что его не выдадут властям страны гражданской принадлежности или пребывания (если он апатрид), даже если та запросила экстрадицию.

Отказ в экстрадиции в силу такого статуса в трактовке ООН не может рассматриваться как недружелюбный акт. Однако вместе с этим на обладателя статуса возлагается перечень обязанностей, выполнять которые он обязано беспрекословно: в противном случае это чревато утратой предоставленного убежища.

Понятие политического убежища следует отличать от понятий временного убежища и статуса беженцев. В то время как последние два могут быть предоставлены в силу обоснованной угрозы преследования по этническим, национальным, языковым, расовым и иным мотивам или же в результате гуманных побуждений, первое затрагивает исключительно политические мотивы и общественную деятельность.

Рекомендуем узнать больше о статусе временного убежища.

Право политического убежища в РФ

Основания для предоставления политического убежища закреплены нормами п. 2 Положения, утвержденного указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Согласно ему, убежище может быть предоставлено иностранцу или апатриду, который ищет укрытия за пределами страны своей принадлежности или пребывания в силу преследования или обоснованной угрозы стать жертвой преследования, которое обусловлено общественно-политической деятельностью и убеждениями.

При этом политическое убежище может быть предоставлено лицу, преследуемому лишь за те убеждения и общественные позиции, которые не противоречат демократическим принципам, и лишь в том случае, если преследование прямо направлено на это лицо, то есть не имеет массового характера.

Обратим внимание, что убежище предоставляется всем членам семьи лица, которое получает укрытие, если они согласны с поданным им прошением. Согласие от малолетних лиц не требуется.

Пунктом 5 Положения определен перечень лиц, которым право политического беженца не может быть предоставлено. В число таких субъектов входят лица:

  • преследуемые за деяния, квалифицируемые в РФ как преступление или противоречащие принципам ООН;
  • привлекаемые или привлеченные к уголовной ответственности на территории РФ;
  • прибывшие в РФ с территории страны, в которой им не грозят преследования;
  • прибывшие в РФ из страны, имеющей развитые демократические институты;
  • прибывшие в РФ из стран, с которыми у РФ безвизовый режим;
  • предоставившие неправдивые сведения;
  • имеющие гражданство третьей страны, где это лицо не преследуется;
  • не желающие вернуться в свою страну по экономическим, продовольственным и иным причинам, не связанным с политическими преследованиями.

Согласно п. 4 Положения, лица, получившие в РФ политическое убежище, обладают теми же правами и обязанностями, что и россияне, за исключением ограничений, установленных для иностранцев и апатридов на территории РФ в силу их правового положения. Такие исключения, в частности, касаются избирательных прав, занятия конкретных государственных должностей, отдельные ограничения в праве собственности, касающиеся владения землей.

Порядок предоставления политического убежища Российской Федерацией определен Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997, а также Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС № 451 от 05.12.2007. Указанные нормативные акты предусматривают поэтапное прохождение установленных законом процедур, включающих в себя обращение в миграционные органы и подачу ходатайства, анкетирование и собеседование, прохождение медосмотра и дактилоскопической экспертизы.

Чтоб определить, кто в России решает вопрос о предоставлении политического убежища, необходимо обратиться к разделу II Положения, утвержденного указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Согласно п. 8 Положения и п. 25 Административного регламента, иностранцы, желающие получить указанный статус, обращаются в территориальный миграционный орган по месту своего пребывания. В субъектах федерации это управления по вопросам миграции УМВД в областях и подконтрольные им территориальные подразделения. Однако данный орган проводит лишь первичные процедуры и принимает решение о принятии обращения лица к рассмотрению.

В дальнейшем, в соответствии с пп. 36, 37 Административного регламента, решение вопросов предоставления политического убежища осуществляет Главное управление по вопросам миграции МВД, куда материалы направляются территориальными подразделениями.

ГУВМ рассматривает обращения и запрашивает заключения по этому вопросу в Министерстве иностранных дел, Министерстве внутренних дел и Федеральной службе безопасности. Заключение ГУВМ основывается на заключениях других органов и представленных заявителем материалах.

В случае положительного заключения все необходимые документы направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте. Согласно п. 11 Положения, комиссия рассматривает все поступившие материалы, вносит свои предложения и передает их Президенту РФ, ведь предоставление политического убежища в РФ относится к компетенции именно Президента. Все дальнейшие решения принимаются именно им, а предоставление убежища фиксируется указом Президента.

Обратим внимание, что конкретные сроки рассмотрения законом не предусмотрены, однако территориальные органы УВМ должен принять решение и передать обращение в течение 5 дней, а ГУВМ, ФСБ, МВД и МИД дают свои заключения на протяжении месяца. Сроки рассмотрения вопроса Комиссией при Президенте и самим Президентом законом не регламентированы.

О предоставлении Российской Федерацией политического убежища

Великобритания предоставила убежище исполнительному директору Фонда борьбы с коррупцией Владимиру Ашуркову. Британские власти согласились с тем, что в России Ашуркову грозит преследование по политическим мотивам.

Это право на проживание, которое представляется государством гражданину другой страны, чтобы защитить его от преследования по политическим мотивам. Право на убежище записано во Всеобщей декларации прав человека и Женевской конвенции 1951 года.

3

Большинство западных стран не выделяют беженцев, которые получили убежище по политическим причинам, в отдельную категорию. Это только одно из оснований, по которым человек может претендовать на статус беженца. Есть и другие: преследование по признаку расы, полу, национальности, вероисповедания, социальной принадлежности, военные конфликты. Мы рассмотрим процедуру предоставления убежища на примере Великобритании.

4

Для начала нужно приехать в Великобританию — просить об убежище с территории другой страны нельзя. Затем надо как можно скорее обратиться в офис британской пограничной службы — если не сделать это сразу, можно лишиться пособия. В офисе за просителем закрепят сотрудника, который будет вести его дело. Все начинается с простого собеседования — сотрудник уточняет персональные данные просителя, проверяет, не пытался ли он прежде получить убежище в Великобритании или других странах Евросоюза. Спустя пару недель проситель приходит на другое интервью, во время которого должен объяснить, почему он боится преследования за политические убеждения в своей стране. По сути, это главный этап всего процесса. Если есть документы, подтверждающие, что страхи преследования небезосновательны — надо их предоставить. Иногда просителя отправляют в депортационный центр и держат под стражей — тогда его заявление рассматривается в ускоренном режиме, за неделю.

5

Часто никаких документов просители не предоставляют, поэтому сотрудники пограничной службы опираются в основном на устные свидетельства. Сотрудники обращают внимание на нестыковки в рассказах просителей, пытаются сопоставить их слова с тем, что говорят другие беженцы из этой страны. Если проситель в прошлом уже пытался получить убежище, власти смотрят на прежние решения — от этого многое зависит. Учитывается поведение просителя, нет ли данных о том, что он нарушал закон — например, подделал документы для въезда в страну. В убежище могут отказать, если окажется, что, покинув свою страну, проситель был в демократических странах, но не попросил там статус беженца. У сотрудников есть инструкции — как проводить собеседование и как принимать решение. Эксперты считают, что люди из пограничной службы часто слишком формально подходят к вопросу — вместо того, чтобы вникать в истории людей, ищут в инструкции пункт, по которому просителю можно отказать.

Что такое политическое убежище и как его получить

Вид на жительство, возможность работать и получать помощь государства. Также беженец может привезти семью — супруга и несовершеннолетних детей.

7

Нет, на пять лет. Если за это время обстоятельства изменятся — например, в стране, из которой сбежал человек, демократический режим сменит диктатуру, человека могут лишить статуса. По прошествии пяти лет статус в любом случае пересматривается и продлевается, если на то есть основания.

8

В среднем около 70 человек ежегодно (данные за последние 6 лет). Мы не знаем, сколько среди этих людей политических беженцев. Великобритания — лишь десятая по популярности страна среди российских беженцев. Первая тройка в последние годы такая — Франция, Австрия и Бельгия.

9

Сама формулировка политического убежища (ПУ), основания для его получения и нюансы оформления регламентируются длинным перечнем законов:

  • Конвенцией ООН (1951 год);
  • Протоколом 1967 года;
  • Конституцией РФ;
  • Положением «О порядке предоставления РФ политического убежища»;
  • Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746;
  • Приказом ФМС России № 451 (от 5 дек. 2007 года).

Россия дает политическое убежище в соответствии с международными законодательными нормами, затрагивающими оформление этого статуса. В большей степени они носят рекомендательный характер. Тогда как законы, разработанные и принятые российским правительством, полностью регламентируют процесс предоставления ПУ и другие нюансы.

Обретение иностранцем ПУ в Российской Федерации – это возможность не покидать страну и не опасаться выдачи властям государства, откуда он прибыл.

Оформить этот статус можно в одной жизненной ситуации – общественно-политическая деятельность и убеждения, идущие в разрез с политическим режимом в стране гражданства или постоянного нахождения.

Исходя из написанного выше напрашивается вывод, что получить официальную защиту могут только те иностранцы, которые:

  • Преследуются действующим политическим режимом;
  • Подвергают свою жизнь опасности за общественно-политическую деятельность;
  • Получают угрозы расправы за свои убеждения или деятельность.

Лицо, обращающееся с просьбой о политическом убежище, в случае ее удовлетворения получает статус и на всю свою семью. Дети старше 14 лет должны предоставлять согласие с выбором родителя.

Важно, чтобы общественно-политическая деятельность иностранного гражданина не противоречила демократическим принципам и не нарушала основополагающие нормы международного права.

Глава страны отказывает в предоставлении убежища без объяснения причин. Но в законодательной базе приведен список категорий приезжих, которые однозначно получат отказ, а их дела даже не дойдут до стадии рассмотрения.

К ним относятся резиденты сторонних государств, которые:

  • Совершили преступление;
  • Имеют за собой деяния, идущие в разрез с принципами ООН;
  • Имеют судимость на территории РФ (погашенную или действующую);
  • Не подвергаются гонениям в своей стране;
  • Въехали в РФ из демократического государства;
  • Имеют гражданство/постоянно проживают в странах, подписавших с РФ соглашение о безвизовом режиме;
  • Сообщили ложную информацию о себе;
  • Имеют второе подданство и не преследуются в этом государстве;
  • Отказываются вернуться на родину по мотивам, не имеющим ничего общего с политическими.

При подаче прошения нужно учитывать, что под преследованием по политическим мотивам понимаются только действия, направленные против одного человека. Массовые репрессии или ущемления прав не попадают под эту категорию.

Важно понимать, что не всегда и не все прошения одобряются. Существует ряд объективных причин и отдельные категории граждан, заявления которых не будут приняты к рассмотрению. Также существуют факторы, в силу которых оно может быть отклонено. Итак, ходатайство не принимается или отклоняется, если:

  • заявитель уезжает из страны своей гражданской принадлежности или прошлого проживания с целью укрыться от наказания за действие, которое считается преступлением в стране, где человек подаёт заявление на убежище, а также если он является обвиняемым по какому-либо криминальному делу;
  • человек приехал в страну из третьего государства, в котором неправомерных действий в отношении него совершено не было;
  • заявитель приехал из страны, имеющей достаточно развитые и устоявшиеся институты защиты прав людей, в которой он может оставаться в безопасности;
  • лицо является гражданином третьей страны, на территории которой угрозы его жизни и деятельности нет;
  • человек иммигрирует с целью изменения своего материального положения;
  • иммигрант не желает возвращаться в родную страну по причине чрезвычайных пришествий (техногенные катастрофы, стихийные бедствия), а также голода, военных действий, вспышек эпидемии и так далее;
  • информация, описанная в документах, была неверной;
  • причины, указанные в заявлении, утратили свою актуальность (к примеру, если политическая ситуация изменяется в более благоприятную для заявителя сторону).

Если заявление отклонили, некоторые страны предоставляют право его обжалования. Также есть возможность повторной подачи документов. Но только в том случае, когда обстоятельства существенно изменились. Как правило, если миграционные службы сочли причину запроса убежища неубедительной, настаивать на своём смысла не имеет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *