Новые правила регистрации недвижимости в Украине

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила регистрации недвижимости в Украине». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Принятие закона имеет и положительные стороны. Ранее из-за отсутствия законодательного урегулирования суды принимали на себя функцию решения вопросов в сфере перехода прав на землю в случае отчуждения недвижимости.

Теперь позиция Верховного суда, в соответствии с которой к новому владельцу недвижимости – с момента перехода права собственности на недвижимость – переходят все права и обязанности предыдущего землепользователя закреплена на законодательном уровне.

«Такое положение является гарантией для покупателей недвижимости, которые, покупая недвижимое имущество, будут уверены, что они имеют право пользоваться земельным участком», – заметил нам Евгений Ковтуненко.

Также позитивом является возможность оформления права собственности на земельный участок, на котором находится объект незавершенного строительства. У приобретателя есть тридцать дней для обращения, а пропуск такого срока не является основанием для отказа.

«Для людей, желающих заключить брак, нужно принимать во внимание, что теперь если даже покупка земельного участка состоялась до брака, а постройка недвижимого имущества на этом участке состоялась в браке, вторая половина имеет право собственности на часть такого участка под недвижимостью», – отметил управляющий партнер МЮК «Kodex».

Про державну реєстрацію речових прав на нерухоме майно та їх обтяжень

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка — от 0.01%

Срок — до 180 дней

Сумма — до 20 000 грн.

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

  • Адвокаты
  • Юристы
  • Нотариусы
  • Суды
  • Прокуратуры
  • Налоговые инспекции
  • Государственные администрации
  • Пенсионные фонды
  • Полиция
  • Центры занятости
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Ужгород
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов

Для начала выясним, какое имущество относится к недвижимости. В соответствии со статьей 181 Гражданского Кодекса Украины (ГКУ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения их назначения. Проще говоря, это земля и сооружения на ней построенные: предприятие как целостный имущественный комплекс, жилые дома, квартиры, жилые и нежилые помещения и т.д. Отдельно стоит выделить объекты незавершенного строительства – они тоже могут быть предметом сделки, например, купли-продажи. К недвижимости также относятся такие объекты, как морские суда и космические корабли, но нас в разрезе данной статьи они интересовать не будут.

К движимому имуществу относятся объекты, которые можно свободно перемещать в пространстве.

Все о регистрации прав на недвижимое имущество в Украине

Для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, следует обратиться к субъекту государственной регистрации (Центр предоставления административных услуг – ЦНАП) или к нотариусу с заявлением.

Заявление о государственной регистрации прав подается отдельно по каждому объекту недвижимого имущества. Исключение: в случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение с одновременным приобретением прав на земельный участок, на котором они расположены, подается одно заявление о государственной регистрации прав на такие объекты.

К заявлению прилагаются документы, перечень которых зависит от того, какое право регистрируется и документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию.

Документы, необходимые для регистрации права собственности на отдельный объект недвижимости (жилое помещение, квартиру):

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
  3. В случае приобретения имущественных прав на объект недвижимости документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является договор купли-продажи имущественных прав
  4. В случае приобретения лицом беспроцентных облигаций, по которым базовым товаром является единица недвижимости, документами, подтверждающими приобретение в собственность, является договор купли-продажи облигаций и документ, согласно которому осуществилось закрепление
  5. В случае участия лица в фонде финансирования строительства документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является выданная управляющим такого фонда справка о праве доверителя на приобретение в собственность объекта инвестирования
  6. Документ, подтверждающий приобретение в собственность лицом закрепленного за лицом объекта инвестирования, предусмотренный законодательством (инвестиционный договор, договор о долевом участии, договор купли-продажи имущественных прав, справка из кооператива о членстве и уплате взноса в полном объеме и т.п.)
  7. Технический паспорт на объект недвижимого имущества.

Для регистрации права собственности на новострой:

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код + копия
  3. договор о совместной деятельности или договор простого товарищества
  4. письменное заявление совладельцев о распределении долей в общей собственности на новый объект недвижимого имущества
  5. документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица (доверенность)
  6. сведения о кадастровом номере
  7. справка (выписка) из Реестра адресов о присвоении почтового адреса
  8. технический паспорт на объект недвижимого имущества
  9. документ, удостоверяющий принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта.

Для регистрации права собственности на новосформированный земельный участок:

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
  3. решение суда, вступившее в законную силу
  4. государственный акт
  5. свидетельство о праве собственности
  6. свидетельство о праве на наследство
  7. договор дарения
  8. договор купли-продажи
  9. правоустанавливающий документ на земельный участок
  10. документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица
  11. выписка из Государственного земельного кадастра
  12. решение органа исполнительной власти, органа местного самоуправления об утверждении документации по землеустройству

Для государственной регистрации реконструированного объекта:

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
  3. Договор о совместной деятельности или договор простого товарищества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, реконструкция которого осуществлялась в результате совместной деятельности)
  4. Письменное заявление или договор совладельцев о распределении долей в общей собственности на реконструированный объект недвижимого имущества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, которое приобретается в общую долевую собственность)
  5. технический паспорт
  6. Декларация или сертификат готовности объекта к эксплуатации
  7. Документ, удостоверяющий право собственности на объект недвижимого имущества до его реконструкции (кроме случаев, когда право собственности на такой объект уже зарегистрировано в Государственном реестре прав).

Для регистрации права собственности по решению суда:

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
  3. Документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица, копия
  4. решение суда
  5. технический паспорт

Для регистрации права собственности в связи с передачей в собственность юридического лица в качестве взноса:

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
  3. Документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица, копия
  4. согласие супруги
  5. Письменное согласие всех совладельцев
  6. Решение органа или лица, уполномоченного учредительными документами юридического лица или законом
  7. Акт приема-передачи имущества или другой документ, подтверждающий факт передачи такого имущества (протокол, решение общего собрания, решения суда)
  8. Документ, удостоверяющий прав�� собственности лица на имущество, передаваемое в собственность юридического лица (кроме случая, когда право собственности на такое имущество уже зарегистрировано в Государственном реестре прав).

Государственная регистрация права собственности и других вещных прав (кроме ипотеки) проводится в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления в Государственном реестре прав.

По желанию заявителя регистрация может быть проведена быстрее, в срок от двух часов до двух рабочих дней, но размер платы за услуги по регистрации при этом будет значительно выше.

Государственная регистрация обременений, ипотек прав проводится в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня регистрации заявления.

Государственная регистрация прав в результате совершения нотариального действия нотариусом проводится безотлагательно после завершения нотариального действия.

В результате регистрации права на недвижимое имущество заявитель получить: решение государственного регистратора; выписку из Государственного реестра прав о проведенной государственной регистрации прав в электронной или в бумажной форме.

Выписка из Государственного реестра прав о проведенной государственной регистрации прав по желанию заявителя предоставляется в бумажной форме. Такое извлечение в бумажной форме предоставляется с проставлением подписи и печати государственного регистратора. При этом, документы составленные в электронной и бумажной форме имеют одинаковую юридическую силу.

Автор: Екатерина Гутгарц

С 1 января 2016 года в законодательство были внесены некоторые изменения по регистрации прав собственности на недвижимость. Главные перемены:

  • свидетельства о праве собственности больше не выдают в бумажных образцах, которые имеют средства защиты;
  • данные о изменении собственника недвижимости вносятся в электронный реестр;
  • снято ограничение на регистрацию недвижимости.

Оформление права собственности на квартиру Украина 2021

Естественно, электронный реестр немного облегчил процесс оформления права собственности на недвижимость. Однако в нем есть определенные минусы. Главный – возможность рейдерского захвата.

Если у документов нет хотя бы минимального уровня защиты – мошенники могут с легкостью использовать их в своих целях. Кроме того, в случае хакерской атаки, может быть утеряна часть данных из реестра, а это – огромный риск.

Квартиры от застройщика набирают в Украине все больше популярности. Но при их покупке следует учесть один момент – не всегда застройщик занимается переоформлением права собственности, а это означает, что скорее всего вам придется заниматься этим вопросом самостоятельно.

Как оформить право собственности на квартиру в новостройке, рассмотрим далее.

Одним из самых важных документов для оформления права собственности на квартиру является ее технический паспорт. Заказать его можно у сертифицированных инженеров. Для того, чтобы вам изготовили технический паспорт на квартиру в новостройке, нужно будет собрать такой пакет документов:

  • ваш паспорт и идентификационный код;
  • инвестиционный договор – тот, который вы подписывали с застройщиком;
  • дополнительные соглашения к инвестиционному договору;
  • акт приема-передачи квартиры.

После того, как вы получили техпаспорт на квартиру, нужно обратиться к нотариусу или в органы местного самоуправления с заявлением о регистрации права собственности на квартиру в новостройке. При этом вам нужно будет подготовить следующие документы:

  • паспорт и идентификационный код;
  • договор, подписанный между вами и застройщиком, а также все дополнительные соглашения к нему;
  • акт приема-передачи квартиры;
  • документы от застройщика, подтверждающие, что объект ввели в эксплуатацию и присвоили ему почтовый адрес;
  • справку о том, что вы полностью рассчитались с застройщиком;
  • технический паспорт на квартиру.

Сроки регистрации

Документы для регистрации права собственности проверяются в течение 5 дней. После этого будет зарегистрировано право собственности, а вы получите соответствующую выписку из реестра.

Выписка просто распечатывается на принтере в формате А4. На ней не ставят печатей или подписей, так что вы можете даже распечатать ее дома, зайдя на сайт Министерства юстиции.

Для того, чтобы зарегистрировать переход права собственности при оформлении договора купли-продажи, нотариусу нужно предоставить такие документы:

  • квитанция, подтверждающая оплату административного сбора;
  • квитанция об оплате справки из Государственного реестра;
  • оригинал паспорта и идентификационного кода;
  • документ, который подтверждает право собственности на квартиру продавца – договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве на наследство;
  • технический паспорт на квартиру;
  • доверенность – если продажей занимается не собственник, а доверенное лицо.

После того, как нотариус внесет все ваши данные в реестр – вы получите выписку из него, которая и будет подтверждать ваше право собственности на квартиру.

  • документом впервые предусматривается проведение государственной регистрации права доверительной собственности как способа обеспечения исполнения обязательств;
  • сведения Государственного реестра прав на недвижимое имущество дополняются информацией, необходимой для осуществления связи с заявителем (абонентский номер мобильного телефона и/или адрес электронной почты) и информацией о реквизитах платежа о взимании административного сбора, а также сведениями о цене (стоимости) объекта недвижимого имущества;
  • также предусмотрено, что решение компетентного органа о переводе дачных и садовых домов в жилые без внесения соответствующих изменений в реестр будет считаться достаточным основанием для использования дачных и садовых домов как жилья, в том числе для регистрации места проживания и тому подобное.

По мнению законодателей, реализация положений постановления будет способствовать совершенствованию механизмов предоставления административных услуг в сфере государственной регистрации, оптимизации процесса кредитования, а также привлечению инвестиций в экономику Украины.

Сейчас для регистрации права собственности необходимы два типа документов:

  • документы, подтверждающие личность владельца;
  • документы о праве собственности на недвижимость (например, договор купли-продажи, технический паспорт, государственный акт на земельный участок).

Если стоимость объектов недвижимости является атрибутом документов о праве собственности, то стоимость будет внесена в реестр недвижимости, где хранятся данные владельца и регистратора о переходе права собственности.

Таким образом, перевести дом из садового в жилой будет хоть и незначительно, но легче. Теперь не нужно обращаться за регистрацией прав (изменений), что позволяет сэкономить около 210 грн.

«Фактически, это изменение приведет к тому, что в государственном реестре прав будет запись про садовый дом, но по факту это будет уже жилой», – объяснил юрист компании DreamDim, эксперт по градостроительному и земельному праву Юрий Брыкайло.

  • Юридические компании
  • Юристы Киева
  • Адвокаты Украины
  • Нотариусы Украины
  • Государственные нотариусы
  • Частные нотариусы

1. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное на территории Украины, и обременений таких прав.

Государственная регистрация права собственности на объект незавершенного строительства, обременений такого права проводится в порядке, определенном настоящим Законом, с учетом особенностей правового статуса такого объекта.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на государственную регистрацию воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических и других объектов гражданских прав, на которые законом может быть распространен правовой режим недвижимого имущества.

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • 1) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и их обременений (далее — государственная регистрация прав) — официальное признание и подтверждение государством фактов приобретения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, обременений таких прав путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество;
  • 2) Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (далее — Государственный реестр прав) — единая государственная информационная система, обеспечивающая обработку, хранение и предоставление сведений о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество и их обременения;
  • 3) заявитель:
    • владелец, другой правоприобретатель, сторона сделки, в которых возникло, перешло ли прекратилось вещное право, или уполномоченные ими лица — при подаче документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения права собственности и иных вещных прав;
    • орган государственной власти, его должностное лицо, которым установлено, изменено или прекращено обременение, лицо, в интересах которого установлены, изменены или прекращены обременения, или уполномоченные ими лица — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения обременения имущественных прав;
    • ипотекодержатель, лицо, в интересах которого установлена, изменена или прекращена ипотека, или уполномоченные ими лица — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения ипотеки;
    • орган местного самоуправления — в случае постановки на учет бесхозного недвижимого имущества;
    • лицо, за которым закреплен личный счет в похозяйственной книге соответствующего сельского, поселкового, городского совета или уполномоченное им лицо — в случае проведения государственной регистрации права собственности на индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения , пристройки к ним, были закончены строительством в 5 августа 1992 и расположены на территориях сельских, поселковых, городских советов, которым в соответствии с законодательством осуществлялось ведение похозяйственного учета;
    • частный партнер (концессионер) — в случае проведения государственной регистрации права государственной или коммунальной собственности на недвижимое имущество, вещные права на которое возникли в результате создания и / или строительства (нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и технического переоснащения), и / или управление (пользование, эксплуатация, техническое обслуживание) по договору, заключенному в рамках осуществления государственно-частного партнерства, в том числе концессионным договором;
    • государственный партнер (концессиедатель) или по его поручению государственное или коммунальное предприятие, учреждение, организация или хозяйственное общество, 100 процентов акций (долей) которых принадлежат государству, Автономной Республике Крым, территориальной общине или другом хозяйственному обществу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит государству, — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения права государственной или коммунальной собственности на земельный участок, необходимый для осуществления государственно-частного партнерства (реализации проекта, осуществляемого на условиях концессии), для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения обременения прав на такой земельный участок;

    1. Общими принципами государственной регистрации прав являются:

    • 1) обеспечение государством объективности, достоверности и полноты сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и их обременения;
    • 2) обязательность государственной регистрации прав в Государственном реестре прав;
    • 2-1) одновременность совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства и государственной регистрации прав;
    • 3) публичность государственной регистрации прав;
    • 4) внесение сведений в Государственный реестр прав исключительно по основаниям и в порядке, определенным этим Законом;
    • 5) открытость и доступность сведений Государственного реестра прав.

    2. Вещные права на недвижимое имущество и их обременения, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, возникают с момента такой регистрации.

    3. Имущественные права на недвижимое имущество и их обременения, возникшие до 1 января 2013 года, признаются действительными при наличии одного из следующих условий:

    • 1) регистрация таких прав была проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения;
    • 2) на момент возникновения таких прав действовало законодательство, которое не предусматривало их обязательной регистрации.

    4. Любые действия лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав на недвижимое имущество и их обременений, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, могут совершаться, если имущественные права на такое имущество зарегистрированы согласно требованиям этого Закона, кроме случаев, когда вещные права на недвижимое имущество, возникшие до 1 января 2013 года, признаются действительными в соответствии с частью третьей настоящей статьи, и в случаях, определенных статьей 28 настоящего Закона.

    5. Государственная регистрация права собственности и других вещных прав проводится в пределах Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя по местонахождению недвижимого имущества.

    На основании решения Министерства юстиции Украины государственная регистрация права собственности и других вещных прав в определенных случаях может проводиться в пределах нескольких административно-территориальных единиц, определенных абзацем первым настоящей части, или независимо от местонахождения недвижимого имущества.

    Государственная регистрация обременений вещных прав проводится независимо от местонахождения недвижимого имущества.

    Государственная регистрация прав проводится по заявлениям в сфере государственной регистрации прав любым государственным регистратором с учетом требований, установленных абзацами первым — третьим этой части, кроме случая, предусмотренного статьей 32-1 настоящего Закона.

      1. Государственной регистрации прав подлежат:

      • 1) право собственности и право доверительной собственности как способ обеспечения исполнения обязательства на недвижимое имущество, объект незавершенного строительства;
      • 2) вещные права на недвижимое имущество, производные от права собственности:
        • право пользования (сервитут);
        • право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис)
        • право застройки земельного участка (суперфиций);
        • право хозяйственного ведения;
        • право оперативного управления;
        • право постоянного пользования и право аренды (субаренды) земельного участка;
        • право пользования (найма, аренды) зданием или другим капитальным сооружением (их отдельной части), что возникает на основании договора найма (аренды) здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), заключенного на срок не менее трех лет;
        • (Абзац девятый пункта 2 части первой статьи 4 исключен на основании Закона № 340-IX от 05.12.2019)
        • право доверительной собственности (кроме права доверительной собственности как способа обеспечения исполнения обязательств);
        • другие вещные права в соответствии с законом;
      • 3) (Пункт 3 части первой статьи 4 исключен на основании Закона № 340-IX от 05.12.2019)
      • 4) обременения прав на недвижимое имущество, объект незавершенного строительства:запрет отчуждения и / или пользования;
        • арест;
        • ипотека;
        • требование нотариального удостоверения договора, предметом которого является недвижимое имущество, установленная собственником такого имущества;
        • налоговый залог, предметом которого является недвижимое имущество, объект незавершенного строительства;

      2. При определении долей в праве общей собственности или их изменения, изменения субъекта управления объектами государственной собственности, изменения правоприобретателя вещного права, производного от права собственности, срока действия такого вещного права, а также изменения обременителя, лица, в интересах которой установлено обременение прав, или изменения условий обременения проводится государственная регистрация таких изменений, при этом дата и время государственной регистрации прав, обременений прав остаются неизменными.

      1. В Государственном реестре прав регистрируются вещные права и их обременения на земельные участки, а также на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения, а именно: жилые дома, здания, сооружения, а также их отдельные части, квартиры, жилые и нежилые помещения.

      2. Если законодательством предусмотрено принятие в эксплуатацию недвижимого имущества, государственная регистрация прав на такое имущество проводится после принятия его в эксплуатацию в установленном законодательством порядке, кроме случаев, предусмотренных статьей 31 настоящего Закона.

      3. Право собственности на жилой дом, здание, сооружение, а также их отдельные части могут быть зарегистрировано независимо от того, зарегистрировано ли право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором они расположены.

      Право собственности на квартиру, жилое и нежилое помещение может быть зарегистрировано независимо от того, зарегистрировано ли право собственности на жилой дом, здание, сооружение, а также их отдельные части, в которых они расположены.

      4. Не подлежат государственной регистрации вещных правах и их обременения на полезные ископаемые, растения, а также на малые архитектурные формы, временные, некапитальные сооружения, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения, а также отдельно на сооружения, что является принадлежностью главной вещи, или составной частью вещи, в частности на магистральные и промысловые трубопроводы (в том числе газораспределительные сети), автомобильные дороги, электрические сети, магистральные тепловые сети, сети связи, железнодорожные пути.

      1. Организационную систему государственной регистрации прав составляют:

      • 1) Министерство юстиции Украины и его территориальные органы;
      • 2) субъекты государственной регистрации прав:
        • исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов, Киевская, Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации;
        • (Абзац третий пункта 2 части первой статьи 6 исключен на основании Закона № 159-IX от 03.10.2019)
      • 3) государственные регистраторы прав на недвижимое имущество (далее — государственные регистраторы).

      2. Исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов (кроме городов областного и / или республиканского Автономной Республики Крым значения) получают полномочия в сфере государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Законом в случае принятия соответствующим советом такого решения.

      3. (Часть третья статьи 6 исключена на основании Закона № 159-IX от 03.10.2019)

      Регистрируем недвижимость по новым правилам

      Сроки оформления права собственности на недвижимое имущество одинаковы на всей территории Украины. Административный сбор за услугу, который взимается с подателя заявления, тоже одинаковый, как в Киеве, так и в других регионах Украины. Законом предусматриваются следующая оплата за регистрацию:

      • гос. регистрация собственности за 5 рабочих дней обойдется в 10% от минимальной зарплаты;
      • регистрация за 2 рабочих дня будет стоить 1 минимальную зарплату;
      • стоимость регистрации недвижимого имущества в течение суток (исключая выходные и праздничные дни) – 2 минимальные зарплаты;
      • за гос. регистрацию в течение 2-х часов, прошедших с момента принятия заявления, заявитель должен заплатить сумму, равную 5-ти минимальным зарплатам.

      Государственный регистратор, то есть нотариус, согласно поданному заявлению и в установленном порядке, производит проверку поданных документов на подлинность и достоверность, после чего выносит решение либо о регистрации прав на недвижимость, либо об отказе в совершении регистрации, также сообщает о причинах отказа. В случае обнаружения основания для подозрения подателя заявления в мошенничестве, нотариусу разрешается передать информацию о правонарушении в соответствующие правоохранительные органы.

      Решение о регистрации принимается и существует только в электронном варианте, на сайте Минюста. На основании решения, нотариус выдает подателю заявления выписку из государственного реестра соответствующего образца (не следует путать со свидетельством о собственности), отпечатанную на бумажном листе А4, без каких-либо подписей и печатей. Стоимость получения такой справки из гос. реестра на бумаге составляет 34 грн. Регистрация прав на собственность промышленного предприятия, представляющего целостный имущественный комплекс, не производится в вышеуказанном порядке и по этим расценкам. В данном случае госпошлина на государственную регистрацию будет намного больше. Как и сроки – регистрация предприятия будет оформлена в течение 14 рабочих дней.

      Список необходимых для совершения регистрации документов, оригиналы (а не копии) которых необходимо взять с собой:

      • паспорт и идентификационный код;
      • технический паспорт регистрируемого объекта недвижимости;
      • один из документов, подтверждающих право собственности: свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, дарственная на недвижимость, свидетельство о наследовании;
      • полученную от собственника доверенность, если оформлением занимается его доверенное лицо;
      • квитанция об уплате административной пошлины за гос. регистрацию;
      • квитанция об уплате за справку из гос. реестра.

      Таким образом, направляясь к нотариусу, необходимо при себе иметь паспорт и ИК, а также оригинал свидетельства о собственности и тех. паспорта квартиры или другого помещения. Квитанции будут выданы на месте, после уплаты всех административных налогов и сборов.

      • Юридические аспекты покупки заграничной недвижмости гражданами Украины
      • Схемы приобретения недвижимости
      • Оформление дарственной на недвижимость
      • Юрист по недвижимости и форум в Киеве
      • Верховный Суд Украины и признание права собственности на новосозданную недвижимость
      • Регистрация земли и недвижимости

      Главное новшество нового закона – возможность первичного оформления нотариусами без ограничений. Раньше приходилось подавать документы в государственные регистрационные службы и ждать решение не один день, а для ускорения процесса повсеместно требовали взятку. Стоимость услуг у частных нотариусов будет выше, но вы знаете, за что платите, к тому же, сократите свое время и нервы.

      Набор документов для первичной регистрации недвижимости остался прежним:

      1. заявление
      2. паспорт
      3. идентификационный код
      4. договор купли-продажи или дарения и т. д.

      • Какова реальная стоимость киевских квартир
      • В историческом центре Одессы под видом гостиницы строится жилье
      • Создан беспилотный корабль-аккумулятор для доставки энергии с морских ветряков на сушу. Фото и видео
      • Что будет с кинотеатром с киевским кинотеатром «Братислава»
      • Мифы о вредности фенола и формальдегида, которые применяются в стройматериалах. Часть 2
      • Создан беспилотный корабль-аккумулятор для доставки энергии с морских ветряков на сушу. Фото и видео
      • На рынке электроинструментов новинка: дельта-шлифмашина Einhell
      • На рынок вышел аккумуляторный монтажный пистолет по бетону DeWALT
      • Для Минобороны отечественный производитель создал новый аварийно-ремонтный автомобиль
      • ВР приняла законопроект о защите прав потребителей при недостроях
      • На рынке строительных смесей – новинка «Ceresit Стяжка»
      • На рынке представлена новая раздвижная система

      Право собственности и другие имущественные права можно зарегистрировать в течение 2-7 рабочих дней. Стоимость регистрации разная и зависит от конкретного срока.

      Если нужно зарегистрировать право собственности на предприятие как единый имущественный комплекс, то регистрацию осуществляют не дольше чем в течение четырнадцати рабочих дней. А государственную регистрацию отягощения имущественных прав проводят не дольше чем в течение суток с момента принятия заявления.

      Если ранее Государственная регистрационная служба выдавала владельцу недвижимости документ на право собственности, то теперь нотариус выдает информацию о внесении сведений в реестр прав. То есть право собственности на недвижимость существует только в электронном госреестре, – юрист

      Вы можете получить выписку решения из Госреестра имущественных прав в бумажной или электронной форме. Ни печати, ни подписи на них не будет, но обе эти формы имеют одинаковую юридическую силу. Плата за предоставление информации из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество через ЦПАУ сейчас составляет 40 гривен.

      Юрист Татьяна Журавель обращает внимание на то, что изменился размер платы за проведение госрегистрации и внесения изменений в записи реестра прав.

      Сейчас административный сбор составляет:

      • за государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество (кроме случаев государственной регистрации права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс) за пять дней – 0,1 размера минимальной заработной платы
      • за регистрацию права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс за 14 дней – одна минимальная заработная плата
      • за госрегистрацию права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс за семь рабочих дней – пять минимальных заработных плат
      • за государственную регистрацию права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс в течение суток с момента принятия заявления – десять минимальных заработных плат
      • за государственную регистрацию права собственности (кроме случаев государственной регистрации права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс) за два рабочих дня – одна минимальная заработная плата
      • за государственную регистрацию права собственности (кроме случаев государственной регистрации права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс) в течение 24 часов с момента принятия заявления – две минимальные заработные платы
      • за государственную регистрацию права собственности (кроме случаев государственной регистрации права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс) в течение двух часов с момента принятия заявления – пять минимальных заработных плат
      • за государственную регистрацию вещных прав, производных от права собственности, – 50% административного сбора за государственную регистрацию права собственности
      • за государственную регистрацию обременений – 0,05 размера минимальной заработной платы
      • внесение изменений в записи Государственного реестра прав, в том числе исправление технической ошибки, допущенной по вине заявителя, – 0,04 размера минимальной заработной платы

      Если же вам отказали в регистрации имущественных прав, то административный сбор не вернут. А вот если вы отозвали заявление о государственной регистрации прав и их отягощений, то административный сбор должны вернуть обязательно.

      Чтобы оформить право собственности, обратитесь к государственному регистратору или нотариусу, который сформирует два экземпляра заявления. На этих экземплярах вы и нотариус должны поставить свои подписи. После этого один экземпляр заявления остается у вас, а другой нотариус подает вместе с другими документами для государственной регистрации прав.

      После проставления подписей, нотариус регистрирует заявление в базе данных. С этого момента заявление считается принятым.

      Документы, которые необходимо подать для регистрации прав:

      • заявление
      • паспорт
      • идентификационный код
      • договор купли-продажи, дарения и пр.
      • документ, подтверждающий оплату административного сбора

      Вышеуказанные документы представляют в оригиналах. После этого нотариус делает электронные копии необходимых документов.

      Рассмотрев заявление и документы, нотариус и регистратор принимают решение удовлетворить ваше заявление или отказать в регистрации прав.

      Если заявление удовлетворяют, регистратор вносит соответствующие сведения в электронный Государственный реестр прав на недвижимое имущество. Это единая информационная система, которая обрабатывает, хранит и предоставляет сведения о зарегистрированных имущественных правах на недвижимость. Поэтому и право собственности считается зарегистрированным, если решение опубликовано в Госреестре.

      Проверить информацию из Госреестра прав можно самостоятельно. Для этого зарегистрируйтесь на сайте, используя свои личные данные – идентификационный код или номер паспорта.

      В случае, если решения, действия (или бездействие) государственного регистратора являются незаконными, вы можете обратиться с жалобой в Министерство юстиции Украины, его территориальные органы или в суд, — объясняет Татьяна Журавель

      Изменения в процедуре оформления права собственности позволяют украинцам регистрировать свои имущественные права быстрее и удобнее. Но не станет ли отсутствие документов на право собственности в бумажном виде причиной увеличения количества афер с недвижимостью? Ведь хакеры смогут легко проникнуть в базу данных и изменять информацию.

      Каким образом будет двигаться практика в этом направлении – покажет время. Очевидно, что с изменениями в законодательстве могут меняться и схемы афер. Поэтому главное – знать свои права и вовремя обращаться за помощью к специалистам по праву, – суммирую юрист Татьяна Журавель

      Новый порядок регистрации многие украинцы уже «опробовали на себе». Правда, сперва им пришлось дождаться, пока нотариусы адаптируются к новым правилам, введенным с начала года – это ожидание завершилось примерно в апреле, когда нотариальные конторы возобновили оформление сделок в обычном ритме. Например, оформление «по новым стандартам» раздела имущества супружеской пары с выкупом доли одного из супругов занимает около 4 часов. По поводу этого примера Д. Ворона отмечает, что по старым нормам, при участии БТИ, процесс оформления такой сделки занял бы значительно больше времени – оно исчислялось бы отнюдь не часами, а неделями и даже месяцами (Дмитрий Ворона называет срок в полгода «в лучшем случае»). То есть, чтобы в полной мере оценить изменения в порядке регистрации сделок с недвижимостью, следует сравнить затраты (в том числе и времени) в процессе работы двух регистрационных систем – до- и послереформенной, – считает чиновник.

      В связи со множеством этапов, которые желающий зарегистрировать недвижимость обязан был пройти, когда весь процесс курировало БТИ, – в этой сфере рынка недвижимости успешно работало множество посредников, которым люди были готовы заплатить немалые деньги, лишь бы избавиться от бесконечного «хождения по мукам» и ожидания в огромных очередях. Глава Госреестра подчеркивает, что теперь, благодаря новым правилам регистрации, украинцы избавились от необходимости платить посредникам и выражает недоумение по поводу «противостояния прозрачной европейской регистрационной реформе», которая помогает людям сэкономить время и деньги.

      По поводу очередей и путаницы, имевших место в начале года, Д.Ворона объяснил, что эти проблемы были связаны в первую очередь с тем, что множество людей, не оформлявших права собственности по старой системе, решили оформить их по новым стандартам, опасаясь возможных проблем в связи с запуском реформы регистрации. Из-за этого в первом полугодии 2013 г. было проведено в 2,5 раза больше регистрационных операций, чем за тот же период прошлого года, хотя при этом динамика реальных сделок была аналогичной.

      По словам Дмитрия Вороны, он, как один из авторов и реализаторов регистрационной реформы, считает, что в первую очередь процесс регистрации должен быть удобен для граждан, а нотариусы и госчиновники обязаны предоставлять людям максимально качественный сервис. К концу года планируется осуществление у нотариусов до 70% от всего количества регистрационных операций по недвижимости. При этом, как подчеркивает чиновник, люди не должны переплачивать лишних денег за услуги оформления своих прав на недвижимое имущество (об обещанном Д. Вороной официальном ограничении стоимости нотариальных услуг Stopmakler сообщал ранее). Кроме того, от имени Минюста, глава Госреестра обещает введение льгот для социально незащищенных слоев населения.

      Что ж, на словах всё выглядит достаточно убедительно. Однако недавно Stopmakler публиковал материал, посвященный анализу расценок на регистрацию недвижимости по новым правилам, – и пока «на деле» обещанная материальная выгода после отмены БТИ себя не особо оправдывает: имеют место переплаты лишних средств, связанные с недоработками в самом устройстве электронного реестра.

      К слову, что касается опыта Грузии, где уже функционируют «многозадачные» Дома юстиции, Д. Ворона отметил, что украинская система движется этим же путем. Напомним, что в грузинских Домах юстиции предоставляют населению услуги Палаты нотариусов, Агентств публичного и гражданского реестров, Национального архива и исполнительного Нацбюро. Грузинскую и украинскую системы Дмитрий Ворона назвал идентичными, а единственным нюансом он считает «отшлифовку» самой системы, которая в данное время и происходит в Украине. Многие службы, для удобства граждан, максимально сосредотачиваются в одних и тех же местах, структурируются требования для таких помещений, столичный формат которых в дальнейшем будет отличаться от формата областных и районных центров. В сельских регионах, по словам Д. Вороны, можно уже объединять все службы – как относящиеся к Министерству юстиции, так и государственные агентства земельных ресурсов.

      Возможность зарегистрировать недвижимость через Интернет Дмитрий Ворона назвал одной из основных целей Минюста. Причем простую сетевую регистрацию, по его словам, можно будет осуществить уже в ближайшем будущем. Например, если человек построил дом и имеет на руках полный пакет документов на него – никаких проблем с интернет-регистрацией в этом случае возникнуть не должно. Иная ситуация может быть с регистрацией химического комбината или переходом прав собственности на большой торговый центр – в этих случаях, безусловно, существует множество дополнительных нюансов. Однако, по словам Д. Вороны, «пропасть мы уже переступили», и в дальнейшем качество сервисов будет лишь улучшаться, а человеческий фактор – минимизироваться.

      С 1 июля функции регистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей, которые ранее выполнялись местными властями, перешли к Укргосреестру. Что касается штата сотрудников для этой работы – сотрудники райадминистраций, которые раньше осуществляли регистрационную деятельность, были переведены на службу Минюста, чтобы избежать ситуации с двойным подчинением. При этом рабочие места данных специалистов остались в тех же помещениях районных администраций, где находились и раньше. Дмитрий Ворона назвал уход от двойного подчинения одним из этапов борьбы с рейдерством, распространенным в нашей стране. По поводу противодействия местных властей он сообщил, что таковое действительно существует, однако что касается официальных доходов – все они, как и раньше, поступают в госбюджет. Возможно, у местных чиновников имеются некие потери, но во всем мире функции регистрации юридических лиц являются едиными государственными, и потому в разных городах Украины должна функционировать единая система регистрации, без различия требований по разным городам, как это было раньше.

      В информационном сообщении от Министерства юстиции Украины упор делался на то, что принятие Постановления продиктовано необходимостью:

      1) Приведения норм о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствие с нормами Закона Украины «О Едином государственном демографическом реестре и документы, которые подтверждают гражданство Украины, подтверждают личность или ее специальный статус» №5492-VI от 20 ноября 2012 года.

      2) Приведения норм о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствие с нормами Закона Украины «Про электронную цифровую подпись» от 22 мая 2003 года № 852-IV.

      3) Ужесточения требований к защите информации, содержащейся в Реестре прав на недвижимое имущество и регулирование доступа к Реестру прав на недвижимое имущество.

      4) Введение нового Реестра объектов недвижимого имущества.

      И если все понятно с приведением в порядок норм законодательства, ужесточением требований к защите информации и доступу к Реестру прав на недвижимое имущество и, это действительно важно, то почему был создан Реестр объектов недвижимого имущества? Зачем нужен этот, как заявлено на самом деле «подреестр»? Когда он начнет функционировать? И как повлияет появление этого реестра-подреестра на рынок недвижимости?

      Будем искать ответы на все вопросы по порядку.

      Как говорит само Постановление, Реестр объектов недвижимого имущества – это подреестр, в котором будет находиться информация о технической инвентаризации объектов недвижимости. То есть такое себе собрание томов технических паспортов или информации из них. Очень занятная может получиться библиотека, согласитесь.

      Главные риски новых правил регистрации недвижимости

      Почему вдруг у Кабинета Министров проснулось желание привести в порядок информацию о технических параметрах объектов недвижимости? Могу предположить, что частично – это действительно попытка навести порядок и хоть как-то обязать БТИ передать ту информацию, которая у них осталась в бумажном варианте – Министерству юстиции Украины для целей наполнения Реестра прав на недвижимое имущество. Но что-то мне подсказывает (может, ошибочно), что узнать про «квадратные метры», находящиеся в собственности физических и юридических лиц, Министерство юстиции Украины и Кабинет Министров Украины хотят (как бы это правильно сказать) с фискальной целью. Ибо бюджет очень надо пополнить. Прям очень надо. А многие не платят налог на недвижимость, потому что информации об их объектах недвижимости в Реестре прав не недвижимое имущество (который начал функционировать в 2013) – нет, потому как имущество было приобретено задолго до 2013 года и никто не обязывал собственников вносить информацию в Реестр прав на недвижимое имущество. Вот и получилось: недвижимое имущество есть (но в Реестре прав на недвижимое имущество его не видно), а уплаты такого вожделенного для Кабинета Министров Украины налога на недвижимость – нет. Это – мое предположение, и, конечно, Кабинет Министров и Министерство юстиции могут утверждать, что причины принятия Постановления совсем другие.

      В тексте Постановления четко сказано: «Министерству юстиции Украины – на протяжении года с момента вступления в силу Постановления – осуществить действия по созданию Реестра объектов недвижимого имущества и определить порядок его ведения».

      Кроме того, Министерство юстиции Украины и Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины обязаны в шестимесячный срок с дня вступления Постановления в силу внести изменения в нормативно-правовые акты по вопросам технической инвентаризации объектов недвижимого имущества с целью наполнения Реестра объектов недвижимого имущества ведомостями про объекты недвижимого имущества по результатам их технической инвентаризации. Вот меня больше всего смущает вот это «с целью наполнения». Все, конечно, логично. Но как и за счет кого эта цель «по наполнению» реестра будет достигнута – это ключевой вопрос.

      Пока сказать невозможно. Потому что Постановление сказало «А», а вот что будет под буковкой «Б» мы увидим только через 5 месяцев тяжелой совместной работы Министерства юстиции и Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.

      Что иное – интересное говорят и думают о новом Постановлении профи на рынке недвижимости? Конечно же, все мы (юристы, гос. регистраторы и нотариусы) читаем Постановление и созваниваемся – списываемся – обсуждаем.

      И вот что интересное получается:

      1) Похоже, что по результатам фантастических злоупотреблений со стороны государственных регистраторов, Минюст решил изменить и ужесточить доступ к Реестру прав на недвижимое имущество. Значит, не хватило возбужденных уголовных дел, закрытий доступа к реестру и камеральных проверок – все равно злоупотребления имеют место. Поэтому вопросы доступа к реестру и защита информации в Реестре прав на недвижимое имущество теперь регулируются по-другому. Кроме того, ввели криптографическую защиту информации. Что весьма мудро.

      2) Введена возможность для собственника недвижимого имущества подать заявление о запрете на осуществление регистрационных действий с объектом недвижимого имущества. Интересный вариант защиты от рейдерской атаки, правда?

      3) Обратите внимание, что Постановлением введен новый Порядок доступа к реестру прав на недвижимое имущество.

      4) Теперь для получения информации из Реестра прав на недвижимое имущество пользователь обязан указать основание для получения такой информации (соответствующие нормы закона и реквизиты дела (производства), реквизиты договора о предоставлении правовой помощи.

      5) Подтверждение личности заявителя теперь подтверждается на основании документов, указанных в Законе Украины «О Едином государственном демографическом реестре и документы, которые подтверждают гражданство Украины, подтверждают личность или ее специальный статус» №5492-VI от 20 ноября 2012 года.

      6) Интересно урегулирован вопрос взаимодействия между регистратором и кадастром.

      В общем – новое и интересное. А где вылезут проблемы с практикой реализации Постановления мы увидим уже через пару месяцев.

      • Документ, подтверждающий ввод в эксплуатацию объекта недвижимости.
      • Технический паспорт на квартиру.
      • Письменное заявление или договор совладельцев о распределении долей в общей собственности на жилье (если речь идет о регистрации имущества, которое будет в общей долевой собственности).
      1. Если государственная регистрация права собственности проводится на индивидуальный (усадебный) жилой дом, садовый, дачный дом, построенный на земельном участке, право собственности на которое зарегистрировано в Государственном реестре прав на недвижимое имущество.

      В таком случае заявитель в поданном заявлении обязательно указывает сведения о кадастровом номере соответствующего земельного участка, по которому государственным регистратором получаются сведения Государственного земельного кадастра с целью установления места расположения земельного участка, на котором построен соответствующий объект, для последующего отображения таких сведений как адрес объекта недвижимого имущества,
      – пояснили в Минюсте.

      1. В случае, если адрес присвоен при реализации экспериментального проекта по присвоению адресов и указан в документе, удостоверяющем введение объекта в эксплуатацию.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *