Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов сборов страховых взносов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов сборов страховых взносов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Комментируемая статья регулирует порядок и сроки исполнения банками поручений налогоплательщика на перечисление налога.

Статья 60 НК РФ указывает на наличие у организаций, имеющих статус банков, обязанности по перечислению сумм налогов и сборов в бюджет.

Организация считается исполнившей свои обязанности по уплате сумм налога с момента предъявления в банк платежного поручения при наличии на ее счете достаточных средств для его исполнения.

Такая позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2009 N А42-7139/2008.

Факт исполнения организацией обязанности по уплате налога НК РФ не ставит в зависимость от дальнейшего перечисления сумм налога банком в бюджет.

КС РФ в Определении от 14.05.2002 N 108-О указал, что конституционная обязанность налогоплательщика по уплате налога должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. Повторное списание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности.

Поручение исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения.

Если банк не исполняет поручение в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения, он нарушает установленный срок исполнения поручения.

Неисполнение банком платежных поручений клиента в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете влечет ответственность банка, а не налогоплательщика.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (см. Постановление ФАС Московского округа от 04.04.2012 N А40-79531/11-99-359).

НК РФ не установлена обязанность банков заполнять указанные поручения.

Следовательно, банк при оказании услуги налогоплательщикам (налоговым агентам, плательщикам сборов) по заполнению квитанции на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации вправе взимать комиссионное вознаграждение.

На это обратил внимание Минфин России в письме от 27.10.2010 N 03-02-07/1-497.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 N 09АП-25758/2012-АК отмечено, что банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; поручение налогоплательщика исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения; при наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика; при невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный НК РФ, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного НК РФ срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику.

Данный вывод соответствует правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П, в соответствии с которой обязанность по уплате налоговых платежей считается исполненной с момента их списания с расчетного счета налогоплательщика при условии наличия достаточности денежных средств на этом счете. При этом правовая позиция КС РФ относительно добросовестных налогоплательщиков одновременно предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаружившуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке, установленном НК РФ.

Проверка соблюдения кредитной организацией статей 60, 76, 86 НК РФ путем проведения выездной налоговой проверки законодательством о налогах и сборах не предусмотрена. Такая проверка может осуществляться другими методами, определенными законодательством.

Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 11515/10.

Абзацем четвертым пункта 2 статьи 855 ГК РФ прямо предусмотрено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований в третью очередь производится списание денежных средств по поручениям налоговых органов только в счет уплаты налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Списание денежных средств по платежным документам, не указанным в первой — четвертой очередях, осуществляется на основании пункта 2 статьи 855 ГК РФ в пятую очередь.

Поскольку исполнение поручений налоговых органов на перечисление в соответствии с Кодексом пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации не предусмотрено в первую — четвертую очереди, такие поручения на основании пункта 2 статьи 855 ГК РФ исполняются в пятую очередь.

Такая позиция приведена в письме Минфина России от 03.09.2014 N 03-02-07/1/44097.

Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» () Авторы: Ю.М. Лермонтов Издание: 2016 год

Комментируемая статья регулирует порядок и сроки исполнения банками поручений налогоплательщика на перечисление налога.

Статья 60 НК РФ указывает на наличие у организаций, имеющих статус банков, обязанности по перечислению сумм налогов и сборов в бюджет.

Организация считается исполнившей свои обязанности по уплате сумм налога с момента предъявления в банк платежного поручения при наличии на ее счете достаточных средств для его исполнения.

Такая позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2009 N А42-7139/2008.

Факт исполнения организацией обязанности по уплате налога НК РФ не ставит в зависимость от дальнейшего перечисления сумм налога банком в бюджет.

КС РФ в Определении от 14.05.2002 N 108-О указал, что конституционная обязанность налогоплательщика по уплате налога должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. Повторное списание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности.

Поручение исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения.

Если банк не исполняет поручение в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения, он нарушает установленный срок исполнения поручения.

Неисполнение банком платежных поручений клиента в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете влечет ответственность банка, а не налогоплательщика.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (см. Постановление ФАС Московского округа от 04.04.2012 N А40-79531/11-99-359).

НК РФ не установлена обязанность банков заполнять указанные поручения.

Следовательно, банк при оказании услуги налогоплательщикам (налоговым агентам, плательщикам сборов) по заполнению квитанции на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации вправе взимать комиссионное вознаграждение.

На это обратил внимание Минфин России в письме от 27.10.2010 N 03-02-07/1-497.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 N 09АП-25758/2012-АК отмечено, что банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; поручение налогоплательщика исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения; при наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика; при невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный НК РФ, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного НК РФ срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику.

Данный вывод соответствует правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П, в соответствии с которой обязанность по уплате налоговых платежей считается исполненной с момента их списания с расчетного счета налогоплательщика при условии наличия достаточности денежных средств на этом счете. При этом правовая позиция КС РФ относительно добросовестных налогоплательщиков одновременно предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаружившуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке, установленном НК РФ.

Проверка соблюдения кредитной организацией статей 60, 76, 86 НК РФ путем проведения выездной налоговой проверки законодательством о налогах и сборах не предусмотрена. Такая проверка может осуществляться другими методами, определенными законодательством.

Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 11515/10.

Абзацем четвертым пункта 2 статьи 855 ГК РФ прямо предусмотрено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований в третью очередь производится списание денежных средств по поручениям налоговых органов только в счет уплаты налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Списание денежных средств по платежным документам, не указанным в первой — четвертой очередях, осуществляется на основании пункта 2 статьи 855 ГК РФ в пятую очередь.

Поскольку исполнение поручений налоговых органов на перечисление в соответствии с Кодексом пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации не предусмотрено в первую — четвертую очереди, такие поручения на основании пункта 2 статьи 855 ГК РФ исполняются в пятую очередь.

Такая позиция приведена в письме Минфина России от 03.09.2014 N 03-02-07/1/44097.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    Уплата налогов третьим лицом: практические вопросы.

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18

      «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О теплоснабжении»

    • Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об инновационном центре «Сколково»

    Все документы >>>

    • Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.06.2002

      «О бюджетной политике в 2003 году»

    • Указ Президента РФ от 28.06.2000 N 1198

      «О приостановлении действия пунктов 1, 4 и 7 Постановления администрации Воронежской области от 30 июня 1999 г. N 626 «О целевом использовании пшеницы и ржи урожая 1999 года»

    • Указ Президента РФ от 28.06.2000 N 1200

      «О приостановлении действия пунктов 2, 5, 6 и 9 Постановления администрации Воронежской области от 20 июля 1999 г. N 723 «О формировании областного продовольственного фонда зерна»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2012 N 1471-р (ред. от 21.07.2021)

      «Об утверждении перечня документов (сведений), обмен которыми осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия»

    • Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2019 N 30-р (ред. от 15.07.2021)

      «О перечне документов (сведений), которые акционерное общество «Российский экспортный центр» вправе получать и передавать посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия»

    • Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108

      «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров»

    Все документы >>>

    Как заполнить платёжное поручение по налогам и взносам в 2021 году

    • Арбитражный процессуальный кодекс

    • Бюджетный кодекс

    • Водный кодекс

    • Воздушный кодекс

    • Градостроительный кодекс

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

    • Жилищный кодекс

    • Земельный кодекс

    • Кодекс административного судопроизводства

    • Кодекс внутреннего водного транспорта

    • Кодекс об административных правонарушениях

    • Кодекс торгового мореплавания

    • Лесной кодекс

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс

    • Таможенный кодекс Таможенного союза

    • Трудовой кодекс

    • Уголовно-исполнительный кодекс

    • Уголовно-процессуальный кодекс

    • Уголовный кодекс

    • ФЗ об исполнительном производстве

      Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

    • Производственный календарь 2017

      Для пятидневной рабочей недели

    • Закон о коллекторах

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

    • Закон о национальной гвардии

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

    • О правилах дорожного движения

      Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

    • О защите конкуренции

      Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

    • О лицензировании

      Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

    • О прокуратуре

      Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

    • Об ООО

      Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

    • О несостоятельности (банкротстве)

      Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

    • О персональных данных

      Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

    • О контрактной системе

      Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

    • О воинской обязанности и военной службе

      Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

    • О банках и банковской деятельности

      Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

    • О государственном оборонном заказе

      Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

    • Закон о полиции

      Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

    • Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 (ред. от 20.09.2018)

      «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53

      «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56

      «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 300-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «О газоснабжении в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 294-ФЗ

      «О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний)»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 279-ФЗ

      «О признании утратившим силу абзаца пятого подпункта 1 пункта 1 статьи 25.8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2018 N 231-ФЗ

      «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ

      «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

    С 2017 года взносы необходимо перечислять:

    КУДА Кто за что На что – на какие виды обязательного страхования
    В Налоговую инспекцию по месту регистрации предпринимателя или фирмы ИП без работников – «за себя» с собственных доходов
    • медицинское
    • пенсионное
    Юрлицам и ИП, у которых есть наёмные сотрудники, — с начисляемой им зарплаты
    • медицинское
    • пенсионное
    • социальное – по болезни и материнству
    В ФСС ИП и юрлица — с зарплаты сотрудников
    • соцстрахование – от несчастных случаев на работе и от профзаболеваний.

    Как правильно прописать получателя взносов Налоговая служба разъясняла в письме № ЗН-4-1/22860@ ещё 01.12.2016. Такая информация включается в поля:

    • 16 — «Получатель»,
    • 61 – «ИНН»,
    • 103 – «КПП».

    В поле 16 в качестве получателя взносов должна стоять «ваша» налоговая инспекция, та, в которой организация стоит на учёте. Но денежные средства перечисляются не в саму ФНС, а в Федеральное казначейство. Для удобства их «разнесения» — после указания конкретного органа УФК необходимо в скобках кратко назвать инспекцию.

    Если платите в столице РФ, то запись будет следующего вида: «УФК по г. Москве (ИФНС России № 16 по г. Москве)».

    Поля 61 и 103 – ваши идентификаторы в инспекции, т.е именно по этим данным налоговая поймёт, что это именно вы платите взносы. ИНН и КПП можно увидеть либо в свидетельстве о постановке на учёт в ФНС. Либо в выписке с портала ФНС.

    Поскольку взносы теперь принимает ФНС, то в КБК соответственно изменился код главного администратора доходов бюджета. КГА – первые три цифры в КБК, для налоговой – 182. В письме от 01.12.16 № ЗН-4–1/22860@ налоговики пояснили, что ошибочное применение КБК 2016 года может привести:

    1. к неправильному зачислению денег;
    2. к отказу банка проводить операцию по п/п.

    Изменения в законодательство внесены приказом Минфина России от 07.12.16 № 230н. Этим документом необходимо руководствоваться при подборе и написании КБК в п/п по взносам.

    Если организация не уплатила взносы за 2016 год и за более ранние периоды, то уплачивать, естественно надо уже не в фонды, а в свою ФНС. Но не по новым КБК, а по переходным, предусмотренным специально для того, чтобы деньги правильно были «поняты» и учтены в бюджете.

    Для каждого взноса придумали свой переходный код, все они представлены в таблице:

    Взнос по виду обязательного страхования, тариф «Переходный» КБК
    пенсионное, основной тариф 182 1 02 02010 06 1000 160
    социальное (по болезни, по материнству) 182 1 02 02090 07 1000 160
    медицинское 182 1 02 02101 08 1011 160
    пенсионное, ИП «за себя» с доходов до 300 тыс. руб. 182 1 02 02140 06 1100 160
    пенсионное, ИП «за себя» с разницы доходов более 300 тыс. руб. 182 1 02 02140 06 1200 160
    медицинское, ИП «за себя» 182 1 02 02103 08 1011 160

    ИП, которые перечисляют пенсионные взносы «за себя» с доходов, стоит учесть, что с 2017 года КБК для этой операции изменился.

    Ранее существовало 2 кода:

    1. для дохода до 300 тыс. рублей – определённая сумма,
    2. для разницы с доходом более 300 тыс. рублей — 1% от превышения.

    С 2017 года их объединили в один КБК.

    Когда же взносы доплачиваются индивидуальным предпринимателем за доход, полученный в прошлые периоды до 31 декабря 2016 (2013–2016 гг.), то, как сообщалось выше, есть 2 переходных КБК. Подробнее в таблице.

    Фиксированная взнос (до 300 тыс.руб.) Взнос в 1% от превышения
    Переходные коды 182 1 02 02140 06 1100 160 182 1 02 02140 06 1200 160
    КБК на пенсионный взнос за доходы с 01.01.2017 182 1 02 02140 06 1110 160

    Практически все компании направляют платёжные поручения через клиент-банк и, соответственно, формируют документ через специальные программы. Если же вы сдаёте бумажное п/п, то тщательно всё перепроверьте, чтобы не ездить полдня из офиса в банк и обратно и не пропустить срок оплаты взносов.

    Внося изменения в ст. 45 НК РФ, законодатель преследовал одну цель: улучшение условий исполнения обязанности по уплате налогов. Отметим, что в рассматриваемой ситуации интересы налоговиков, как главных сборщиков налогов и страховых взносов, и бизнеса (в лице организаций и индивидуальных предпринимателей) совпали:

    • во-первых, чем больше возможностей у налогоплательщика исполнить свои обязательства – в данном случае уплатить налоги, тем проще и удобнее это сделать;
    • во-вторых, на практике многие организации объединены в так называемые холдинги, хотя де-юре они состоят из самостоятельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И чтобы лишний раз не перекидывать деньги со счета на счет, проще сразу уплатить налоги за нужное лицо;
    • в-третьих, нередко встречается ситуация, когда необходимо срочно погасить налоговую задолженность, например, для участия в тендере, а денег на счете нет, но это готов сделать учредитель организации или контрагент.

    Можно привести еще ряд причин, по которым у организаций и индивидуальных предпринимателей возникает необходимость уплаты налогов за иное лицо или иным лицом. В настоящее время такая возможность есть.

    К сведению:

    НК РФ не предусмотрен зачет излишне уплаченных налогоплательщиком или излишне взысканных с налогоплательщика налогов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей или погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам иного лица (Письмо Минфина России от 06.03.2017 № 03‑02‑08/12572).

    Основные правила уплаты налогов иным лицом следующие:

    1. Уплата налога (страховых взносов) может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. НК РФ не устанавливает никаких ограничений в отношении иного лица, соответственно, таким лицом может быть юридическое или физическое лицо, имеющее или не имеющее никакого отношения к налогоплательщику, то есть любое третье лицо (Письмо ФНС России от 11.05.2017 № ГД-4-8/8767@). В Письме ФНС России от 15.09.2017 № БС-4-21/18529@ прямо сказано, что при определении понятия «иное лицо» необходимо руководствоваться п. 2 ст. 11 НК РФ об определении понятия «лица (лицо)» для целей применения актов законодательства о налогах и сборах, то есть под иным лицом понимаются организации и (или) физические лица.

    2. Данный порядок применяется не только в отношении налогов, но и в отношении страховых взносов, сборов, пеней, штрафов и распространяется на плательщиков налогов, страховых взносов, сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Никаких исключений по видам налогов и сборов НК РФ не установлено. Напомним также, что действие НК РФ не распространяется на страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 ст. 2 НК РФ). Соответственно, эти страховые взносы страхователь должен уплатить только самостоятельно.

    3. Уплата налога по конкретной операции реализации товаров (работ, услуг) Налоговым кодексом не предусмотрена (Письмо Минфина России от 09.06.2017 № 03‑02‑07/1/37101). Например, покупатель при приобретении у продавца товаров (работ, услуг) не может уплатить налог на прибыль с данной конкретной операции.

    4. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета иного лица, в случае уплаты им налога за налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

    5. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае отзыва лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, или возврата банком такому лицу неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ, в случае наличия ошибок в платежном поручении, также при отсутствии достаточных средств на счете.

    6. Поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н (далее – Приказ № 107н).

    7. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога. Это означает, что с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога в налоговый орган должен обратиться налогоплательщик, то есть лицо, в отношении которого был произведен платеж (Письмо Минфина России от 14.06.2017 № 03‑05‑06‑03/36715).

    Обратите внимание:

    Поскольку положение пп. 7 п. 3 ст. 45 НК РФ (возмещение ущерба, причиненного налоговыми преступлениями) дополнительно гарантирует защиту прав налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов, плательщиков сборов, налоговых агентов, оно на основании п. 3 ст. 5 НК РФ имеет обратную силу и распространяется на платежи, внесенные третьими лицами за налогоплательщиков до вступления рассматриваемых изменений в силу, то есть до 30.11.2016.

    Соответственно, обязанность налогоплательщика-предприятия по уплате налога считается исполненной в день уплаты налога за него иным лицом (например, генеральным директором этого предприятия) ранее 30.11.2016 (письма Минфина России от 28.02.2017 № 03‑02‑08/11089, ФНС России от 14.08.2017 № СА-18-22/749@).

    В связи с предоставлением права уплаты налогов за иное лицо Приказом от 05.04.2017 № 58н были внесены изменения в Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные Приказом № 107н. Это сделано в целях обеспечения достоверного учета налоговых платежей, перечисленных иным лицом: расчетный документ должен быть заполнен плательщиком правильно, чтобы на основании него можно было бы четко определить, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется.

    При заполнении платежного поручения на уплату налогов за иное лицо проблем с заполнением реквизитов получателя платежа не возникает – указываются реквизиты налогового органа, но нужно особое внимание обратить на заполнение реквизитов плательщика платежа (см. таблицу):

    • в полях «ИНН» и «КПП» плательщика необходимо указать значение ИНН и КПП плательщика, за которого уплачивается налог;
    • поле «КПП» плательщика заполняется только при уплате налога за юридическое лицо;
    • в поле «Плательщик» необходимо указать информацию о лице, оформившем платежное поручение;
    • для данной категории плательщиков не предусмотрен новый статус.

    Таким образом, в реквизитах «ИНН» и «КПП» плательщика указываются значения ИНН и КПП плательщика, чья обязанность по уплате платежей в бюджетную систему РФ исполняется, а в реквизите «Назначение платежа» – значения ИНН и КПП лица, осуществляющего платеж (Информационное письмо ЦБ РФ от 21.06.2017 № ИН-017-45/31).

    Поле платежного поручения

    Что указывается

    Примечание

    «ИНН» плательщика (60)

    ИНН плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ исполняется

    Если у плательщика – физического лица ИНН отсутствует, то допускается указать ноль («0»), но при этом необходимо в поле «Код» проставить уникальный идентификатор начисления (УИН – индекс документа)

    «КПП» плательщика (102)

    Значение КПП плательщика, чья обязанность исполняется

    При исполнении обязанности по уплате платежей за физических лиц в реквизите «КПП» плательщика указывают ноль («0»)

    «Плательщик» (8)

    Информация о плательщике, осуществляющем платеж

    – для юридических лиц – наименование юридического лица, исполняющего обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему РФ;

    – для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и в скобках «ИП»;

    – для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица

    «Назначение платежа» (24)

    ИНН и КПП лица (для индивидуальных предпринимателей, физических лиц только ИНН), осуществляющего платеж

    Данная информация указывается первой в реквизите «Назначение платежа». Для разделения информации об ИНН и КПП используется знак «//».

    Для выделения информации о плательщике от иной информации, указываемой в данном поле, используется знак «//».

    Затем указывается наименование налогоплательщика, чья обязанность

    исполняется (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и в скобках – «ИП», для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительства)

    «Статус плательщика» (101)

    Статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется

    При исполнении обязанности:

    – юридического лица – «01»;

    – индивидуального предпринимателя – «09»;

    – физического лица – «13»

    Если третье лицо, которое уплатило налог за налогоплательщика, допустило ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшую неперечисление этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, то налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. Отметим, что подать соответствующее заявление вправе только сам налогоплательщик, а не иное лицо, которое фактически произвело платеж.

    Хотелось бы отметить еще один важный момент: независимо от того, кто фактически производит уплату налогов, лицу, за которое они уплачиваются, необходимо иметь копию (реквизиты) платежного поручения, на основании которого прошел платеж. В дальнейшем это значительно облегчит взаимодействие с налоговыми органами.

    В 2017 году налоги, сборы, страховые взносы за налогоплательщика может уплатить иное лицо. Никаких ограничений по видам налогов и сборов, а также по суммам налогов и лицам, которые могут это сделать, НК РФ не установлены. При этом лицо, уплатившее за налогоплательщика налоги в бюджет, не вправе требовать возврата уплаченной суммы.

    Приказом № 107н установлены особенности оформления платежного поручения при уплате налогов за иное лицо.

    Важным моментом является документальное оформление взаимоотношений между налогоплательщиком и иным лицом, которое провело платеж в бюджет. От этого зависят налоговые последствия для целей уплаты налога на прибыль организации.

    Налог на прибыль, №12, 2017 год

    Иностранные организации и физлица смогут указывать «0» в поле «ИНН плательщика», если они не состоят на учёте в налоговой. Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органами. Поправка вступает в силу с 1 января 2021 года.

    При удержании из дохода физлица-должника денег на погашение задолженности, указывайте его ИНН в поле «ИНН плательщика». Вписывать ИНН организации нельзя с 17 июля 2021 года.

    Если платёжное поручение составило физическое лицо без счёта и собирается перечислить по нему деньги в бюджет, в реквизитах нужно указывать именно ИНН физлица или «0», если номер не присвоен. Указывать ИНН кредитной организации запрещено. Это правило действует с 1 октября 2021 года.

    Главное изменение касается индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и глав КФХ. С 1 октября 2021 года коды статуса плательщика «09», «10», «11» и «12» утратят силу. Вместо них перечисленные выше налогоплательщики будут указывать код «13», которые соответствует налогоплательщикам-физлицам.

    Также часть кодов будет удалена или отредактирована. Добавятся и новые коды:

    • «29» — для политиков, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой);
    • «30» — для иностранных лиц, не состоящих на учёте в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.

    С 1 октября перечень кодов основания платежа уменьшится. Исчезнут коды:

    • «ТР» — погашение задолженности по требованию налоговой;
    • «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
    • «ПР» — погашение задолженности по решению о приостановлении взыскания;
    • «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.

    Вместо них нужно будет указывать код «ЗД» — погашение задолженности по истекшим периодам, в том числе добровольное. Раньше этот код применялся исключительно для добровольного закрытия долгов.

    Также с 1 октября удалят код «БФ» — текущий платеж физлица, уплачиваемый со своего счёта.

    Налоговый кодекс ( ст 60 НК РФ 2021 )

    Порядок заполнения поля 109 меняется для погашения задолженности по истекшим периодам. При указании кода «ЗД» нужно вписать в поле дату одного из документов, который является основанием платежа:

    • требования налоговой;
    • решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
    • решения о приостановлении взыскания;
    • исполнительного документа и возбуждённого исполнительного производства.

    \n\n

    Начнет действовать четкое правило на случай, когда бухгалтерия вычитает из зарплаты работника деньги в счет погашения задолженности перед бюджетом. Далее удержанную сумму переводят в казну отдельным платежным поручением. В такой платежке в поле «ИНН плательщика» с 17 июля 2021 года категорически запрещено указывать идентификационный номер компании-работодателя. Вместо этого нужно поставить ИНН самого работника (поправки, внесенные приказом № 199н).

    \n\n

    \n\n

    Есть новшества для физлиц, которые уплачивают налоги, сборы, страховые и иные платежи, администрируемые налоговыми органами. Изменения касаются поля 101 (в него заносят статус составителя платежки).

    \n\n

    До октября 2021 года при заполнении поля 101 указанные физлица должны выбрать одно из следующих значений:

    \n\n

      \n\t
    • «09» — ИП, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
    • \n\t

    • «10» — нотариус, занимающийся частной практикой, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
    • \n\t

    • «11» — адвокат, учредивший адвокатский кабинет, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
    • \n\t

    • «12» — глава крестьянского (фермерского) хозяйства, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами.
    • \n\t

    • «13» — «обычное» физическое лицо.
    • \n

    \n\n

    Начиная с октября 2021 года, значения «09», «10», «11» и «12» будут упразднены. Вместо них остается значение, единое для всех физлиц («обычных», ИП, адвокатов и проч.) — «13». Изменения внесены приказом № 199н.

    При заполнении реквизитов получателя нужно учесть изменения в двух полях. Новшества связаны с переходом на новое казначейское обслуживание и систему казначейских платежей.

    1. Поле 17: меняется номер счета территориального органа Федерального казначейства (ТОФК);
    2. Поле 15: начиная с января 2021 года, в нем нужно указывать номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета (ЕКС)). В 2020 году и ранее при уплате налогов и взносов это поле не заполняли.

    До октября 2021 года в платежках, оформленных при погашении задолженности по истекшим периодам, в поле 106 можно при необходимости указать одно из следующих значений:

    • «ТР» — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов);

    Есть новшества для физлиц, которые уплачивают налоги, сборы, страховые и иные платежи, администрируемые налоговыми органами. Изменения касаются поля 101 (в него заносят статус составителя платежки).

    До октября 2021 года при заполнении поля 101 указанные физлица должны выбрать одно из следующих значений:

    • «09» — ИП, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
    • «10» — нотариус, занимающийся частной практикой, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
    • «11» — адвокат, учредивший адвокатский кабинет, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
    • «12» — глава крестьянского (фермерского) хозяйства, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами.
    • «13» — «обычное» физическое лицо.

    Начиная с октября 2021 года, значения «09», «10», «11» и «12» будут упразднены. Вместо них остается значение, единое для всех физлиц («обычных», ИП, адвокатов и проч.) — «13». Изменения внесены приказом № 199н.

    Также установлено, что при составлении платёжки клиент банка не может указывать ИНН плательщика, который отличается от ИНН самого клиента банка (владельца счета), составившего это распоряжение о переводе денежных средств.

    Если составляется распоряжение о переводе денег в уплату платежей, удержанных из зарплаты (иного дохода) должника – физического лица, в счет погашения задолженности по таким платежам не нужно указывать в реквизите «ИНН» плательщика ИНН организации (обычно работодатель), составившей распоряжение.

    С 2021 года ИНН плательщика необходимо обязательно указывать при уплате таможенных платежей. Если же их уплачивает организация, которая не состоит на учете в налоговых органах России, в реквизите «ИНН» плательщика платёжки следует указать значение «0» или специальный буквенно-цифровой код иностранного лица. Но есть исключение – перечисление такой инофирмой платежей, которые администрирует ФНС России (налоги, сборы, страховые взносы и др.).

    Если у организации открыт лицевой счет в органе Федерального казначейства (финансовом органе), при переводе денежных средств, удержанных из доходов должника – физического лица, в реквизите «Плательщик» приводят только наименование организации.

    Отметим, что до 2021 года нужно указывать также наименование органа Федерального казначейства (финансового органа).

    Также определены особенности заполнения платёжки на перевод средств на банковский счет, входящий в состав единого казначейского счета.

    С 1 июля 2021 года начинают действовать правила проверки уникального идентификатора начисления (УИН) и правила формирования уникального присваиваемого номера операции (УНО). Последний кредитные организации включают в электронное сообщение, содержащее распоряжение о переводе денег.

    В них описан порядок расчета контрольного разряда УИН. Значение УИН будет считаться правильным, если последний разряд соответствует рассчитанному в соответствии с таким порядком контрольному разряду.

    С 1 октября 2021 года станет проще заполнить реквизит 106 при уплате налогов и других обязательных платежей, которые курируют налоговые органы.

    К примеру, не будет варианта для погашения задолженности по требованию. Вместо «ТР» придётся указывать значение «ЗД» (номер требования ИФНС об уплате налога/сбора/страховых взносов), которое в 2020 году и ранее используют только при добровольной выплате долга.

    С 1 октября 2021 года меняется код плательщика для предпринимателей (ИП), адвокатов, нотариусов и глав КФХ при перечислении в бюджет налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, которые администрирует Налоговая служба. Все эти плательщики должны будут указывать код «13», который до 01.10.2020 применяют обычные физлица. А для последних ничего не изменится.

    Упраздняются коды:

    • 09 — ИП, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
    • 10 — нотариус, занимающийся частной практикой, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
    • 11 — адвокат, учредивший адвокатский кабинет, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
    • 12 — глава КФХ, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами.

    Данные лица будут указывать единый код 13, который сейчас используют обычные «физики».

    В поле 106 больше не будут использоваться коды:

    • ТР — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов);
    • ПР — погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
    • АП — погашение задолженности по акту проверки;
    • АР — погашение задолженности по исполнительному документу.

    Вместо них нужно будет проставлять единый код ЗД — погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное.

    Сейчас код ЗД ставится только при добровольном погашении задолженности. Эта его функция также сохранится. А отличить добровольное погашение от принудительного можно будет по полю 108. Использовавшиеся ранее в поле 106 коды ТР, ПР, АП и АР нужно будет указывать в поле 108 перед номером документа-основания:

    • «ТР0000000000000» — номер требования ИФНС об уплате налога, сбора, страховых взносов;
    • «ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
    • «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение или об отказе в привлечении к ответственности;
    • «АР0000000000000» — номер исполнительного документа или исполнительного производства.

    Порядок выставления инкассовых поручений

    В соответствии с требованиями ст. 60 НК РФ в обязанности банка входит исполнение поручения, переданного налогоплательщиком или налоговым органом на протяжении одного операционного дня, который следует за днем, когда было получено данное поручение.

    Если поручение предъявляется налогоплательщиком физ. лицом в обособленное подразделение банка, которое не имеет собственного корсчета (субсчет) срок выполнения поручения должен быть продлен на время, в течении которого будет производиться доставка поручения в обособленное подразделение, имеющее корсчет.

    Ответственность за доставку лежит на организациях федеральной почтовой связи.

    Однако срок доставки не может превышать пять операционных дней.

    При недостаточности средств на счете налогоплательщика для выполнения поручения банк может допустить неисполнение поручения. Допустить не исполнение поручения банк может по причине недостаточности средств на корреспондирующем счету банку. Эти две ситуации регулируются по-разному, поскольку отличаются друг от друга.

    В обоих случаях банк обязан уведомить налогоплательщика и налоговый орган о невозможности исполнить поручение. Форму такого уведомления устанавливает Центробанк.

    Формальное списание средств со счета плательщика, при котором соответствующая сумма не поступает в бюджет из-за отсутствия средств на счета не допустимо.

    Банк, который допустил нарушение правил проведения расчетных операций на своей вине обязан:

    • вернуть клиенту денежную сумму по невыполненному банковскому поручению;
    • возместить все убытки, связанные с данным нарушением;
    • уплатить проценты, которые будут начислены на сумму невыполненного поручения.

    Ответственность за нарушение обязательств, взятых на себя банком, предусматривает гл 25 ГК РФ. Приняв платежное поручение у своего клиента, банк фактически выступает должником по обязательству, которое возникает из этого поручения, и закон обязывает его возместить клиенту все убытки, вызванные не своевременным исполнением обязательства. Убытки определяются по правилам ст. 15, 393 ГК РФ.

    Если неисполнение (ненадлежащее исполнение) произошло по вине банка, обслуживающего получателя средств, в результате несвоевременного их зачисления на банковский счет клиента, он также будет нести ответственность, и обязан будет погасить возникшие убытки (ст. 866 ГК РФ).

    В этом случае ответственность банка, который принял платежное поручение, будет ограничиваться моментом поступления денег на счет обслуживающего банка (ст. 302 ГК РФ).

    Относительно ответственности банков, которые привлекаются к проведению банковских переводов, в случае если они нарушают порядок осуществления расчетных операций, что приводит к неправомерному удержанию денег, у них возникают обязательства уплатить проценты за использование чужих денег, которые они обязаны уплатить плательщику средств (ст. 395 ГК РФ).

    Таким образом, закон четко разделяет момент наступления ответственности для каждого банка, участвующего в расчетной цепочке.

    Говоря об ответственности банка необходимо упомянуть и ст. 404 ГК РФ, которая предполагает возможность уменьшить размер ответственности банка с учетом степени вины его клиента. Данная правовая позиция высказана в Постановлении ФАС по делу N А09-5514/99-10.

    Финансовая ответственность банка (штраф) в данном случае устанавливается и налоговым законодательством ст.ст. 133, 135 НК РФ. Поимо этого, к административной ответственности должны быть привлечены и должностные лица виновного банка в порядке ст.ст. 15.8, 15.10 КоАП РФ.

    Неоднократное нарушение банком своих обязанностей на протяжении календарного года может стать основанием для направления налоговым органом в Центробанк ходатайства с требованием отозвать лицензию у банка-нарушителя.

    Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

    Вопросы и ответы юристов


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *