Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Определение Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 N 529-О-О
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на иностранных граждан и лиц без гражданства может распространяться дополнительное пенсионное обеспечение как на работников отдельных организаций или отраслей экономики, дополнительные льготы и преимущества для которых (в том числе при выходе на пенсию) могут устанавливаться коллективными договорами и соглашениями (статьи 41 и 46 Трудового кодекса Российской Федерации), либо как на участников негосударственных пенсионных фондов, за которых в целях формирования их негосударственной пенсии вкладчики названных фондов на основании соответствующего договора уплачивают пенсионные взносы (статьи 2 и 3 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»).
Определение ВАС РФ от 30.04.2013 N ВАС-5016/13 по делу N А50-8983/2012
Признавая недействительным решение фонда, суды руководствовались статьями 40, 41, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8 и 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей в спорный период), статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции, действующей в спорный период) и исходили из того, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование, поскольку произведены обществом в рамках трудовых отношений с работниками и на основании коллективного договора, в связи с чем подлежат включению в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. При этом судами также учтено, что суммы стоимости проезда на железнодорожном транспорте на основании заявлений работников включены в их доход, отражены в их расчетных листках в качестве дохода в натуральной форме, полученного в рамках трудовых отношений.
Определение ВАС РФ от 20.05.2013 N ВАС-5739/13 по делу N А76-21207/2011
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, конкурсный управляющий просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Конкурсный управляющий считает, что судами не применены положения п. 2 ст. 61.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), в соответствии с которыми для целей этого Закона сделка, совершаемая под условием, считается совершенной в момент наступления соответствующего условия. По мнению заявителя, судами не учтено, что в соответствии со ст. 61.2 Закона о банкротстве цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если на момент совершения сделки должник отвечал признаку неплатежеспособности и сделка была совершена безвозмездно. Кроме того, конкурсный управляющий ООО «Уралинкомбанк» полагает, что судами неправильно истолкованы нормы трудового законодательства Российской Федерации. Заявитель указывает, что нарушение ООО «Уралинкомбанк» положений ст. 41 Трудового кодекса Российской Федерации при реализации прав, предусмотренных ст. 8, 178 названного Кодекса, является со стороны должника злоупотреблением правами. Конкурсный управляющий также ссылается на то, что в результате неправильного толкования закона судами неверно определен круг обстоятельств, подлежащих доказыванию; считает необоснованным вывод судов о том, что воля ООО «Уралинкомбанк» при издании спорных положений не была направлена на причинение вреда кредиторам и не носила признаки злоупотребления правом.
Статья 41. Содержание и структура коллективного договора
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О негосударственных пенсионных фондах»
- Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах»
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
- Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н (ред. от 15.11.2018) «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
- Информация ФСС РФ «С 1 сентября начал действовать новый порядок расчета больничного по уходу за ребенком до 7 лет включительно»
- Распоряжение Президента РФ от 30.08.2021 N 239-рп «О проведении Всероссийского форума профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ»
- Указ Президента РФ от 30.08.2021 N 502 «О единовременной денежной выплате отдельным категориям военнослужащих»
- Указ Президента РФ от 30.08.2021 N 503 «О единовременной денежной выплате лицам, проходящим службу в некоторых федеральных государственных органах»
- Приказ ФАС России от 30.08.2021 N 907/21 «Об организации работы по уведомлению федеральными государственными гражданскими служащими ФАС России и ее территориальных органов представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу»
- Постановление Правительства РФ от 28.08.2021 N 1430 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. N 893»
- Постановление Правительства РФ от 26.08.2020 N 1286 (ред. от 28.08.2021) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 11.07.2017 N 822 (ред. от 28.08.2021) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 08.10.2013 N 893 (ред. от 28.08.2021) «О порядке предоставления субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами)»
- Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2021 N 2362-р «О разрешении погребения на Федеральном военном мемориальном кладбище»
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
Статья 41 ТК РФ. Содержание и структура коллективного договора
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15
«О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Федеральный закон от 23.04.2018 N 87-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 19.07.2018 N 207-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда»
-
Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О несостоятельности (банкротстве)»
-
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«О негосударственных пенсионных фондах»
-
Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)»
-
Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 315-ФЗ
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации»
-
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О муниципальной службе в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.08.2018)
«О банках и банковской деятельности»
-
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
Виды соглашений, отражающие уровень и «охват» масштабов социально-трудовых связей, характеризуются законодателем таким образом:генеральное соглашение регулирует вопросы труда и оплаты на федеральном уровне, межрегиональное – в масштабе 2-х (и более) регионов РФ, региональное – это уровень одного субъекта РФ, территориальное регулирует условия труда, гарантии, льготы, компенсации – на территории отдельного муниципального образования.
Отраслевое и межотраслевое соглашение относятся к условиям труда отрасли (отраслей). Оно может быть принято на всех указанных уровнях, от федерального до уровня муниципального образования, территории.
Все названные соглашения могут заключаться один раз в трехстороннем порядке.Трехсторонний порядок означает следующее: соглашения, в которых содержатся обязательства, предполагающие расходование бюджетных средств, принимаются при участии органов госвласти, местного самоуправления. Они выступают одной из сторон соглашения.
В качестве примера можно обратиться к действующему Генеральному соглашению, принятому совместно объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ.
Нередко на практике вопрос обязательности порождает путаницу. Является ли заключение и следование нормам принятых документов правом участников рынка труда или обязанностью?
Начнем с коллективного договора. Его заключение не является обязательным, иначе говоря, если администрация и работники не желают заключать документ, можно обойтись без него. Такой вывод следует из ст. 21, 22 ТК РФ. В то же время работники наделены правом инициировать подписание колдоговора, уведомив об этом работодателя. В таком случае он обязан вступить в переговоры по колдоговору. Такое же право есть и у самого работодателя (ст. 36 ч. 2 ТК РФ).
Согласованный и принятый документ обязателен к исполнению подписавшими его сторонами.
Более сложная ситуация с соглашениями. В ст. 48 ТК РФ говорится, что соглашение обязательно исполняется работодателями:
- имеющими членство в объединении, которое подписывало соглашение;
- уполномочившими это объединение выступать вместо себя;
- присоединившимися к нему позднее;
- госорганами, иными властными структурами, по положениям, фиксирующим их обязательства.
Однако соглашения в сфере труда по большей части относятся к федеральному уровню. В таком случае федеральные власти (обычно Минтруд) предлагают письменно, через прессу, не присоединившимся руководителям фирм и компаний сделать это. Если в течение 30-дневного срока работодатели не предоставят мотивированный отказ, документ начинает действовать также и в отношении этих работодателей.
У работодателя, «не заметившего» предложения Минтруда и на это основании игнорирующего соглашение, существует риск реальных санкций.Однако, если отказ оформлен законно, заставить исполнять соглашение нельзя (Апп. опред. СК по гражданским делам ВС Респ. Коми от 4/02/13 по д. № 33-735/2013).
Правонарушения, связанные с заключением колдоговоров и соглашений наказываются согласно КоАП. Могут применяться ст. 5.28, 5.29, 5.30, 5.31. За уклонение от переговоров, затягивание сроков подписания, сокрытие необходимой информации, немотивированный отказ от подписания документов, нарушение взятых по колдоговору, соглашению обязательств либо невыполнение их этими статьями устанавливаются различные штрафы от 1 тыс. до 5 тыс. рублей. Работодатель, не выполняющий своих обязательств по соглашению или колдоговору, кроме того, может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности (ст. 419 ТК РФ).
Коллективный трудовой договор (образец)
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16
«О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17
«О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О потребительском кредите (займе)»
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
-
Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Письмо Минтруда России от 07.06.2021 N 14-4/10/П-4243
«О вакцинации работников от новой коронавирусной инфекции» (вместе с «Информационной справкой по вопросам проведения вакцинации от новой коронавирусной инфекции»)
-
Письмо Минкомсвязи России от 28.08.2020 N ЛБ-С-074-24059
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по вопросам обработки персональных данных»)
-
Отраслевое соглашение по организациям печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций между Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским профсоюзом работников культуры на 2015 — 2017 годы
(утв. Российским профсоюзом работников культуры, Роспечати 10.11.2014) (ред. от 23.11.2018)
Все документы >>>
-
Приказ Росстата от 30.07.2021 N 460 (ред. от 27.08.2021)
«Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами»
-
Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/373@ (ред. от 25.08.2021)
«Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы»
-
Приказ Казначейства России от 01.11.2019 N 335 (ред. от 20.08.2021)
«Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральным казначейством и бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства и федеральным казенным учреждением «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» по главе 100 «Федеральное казначейство»
Все документы >>>
Условия, включаемые в коллективные договоры, по своему характеру следующие:
- Обязательственные условия коллективного договора.
- Нормативные условия коллективного договора.
- Организационно-правовые условия коллективного договора.
- Информационные условия коллективного договора.
Обязательственные условия коллективного договора – условия, которые предусматривают необходимость осуществления конкретных мер, направленных на совершенствование организации труда, улучшение охраны труда и др. Они могут быть двусторонними в случае, когда их обеспечение возлагается на обе стороны коллективного договора, и односторонними, выполнение которых обеспечивается проведением соответствующих мер одной из сторон.
Нормативные условия коллективного договора – это нормы трудового права, регулирующие трудовые и иные тесно связанные в ними отношения работников данной организации. Они определяют права, обязанности и ответственность сторон трудового правоотношения.
В нормах трудового права, содержащихся в коллективном договоре, могут устанавливаться льготы и преимущества, условия труда с учетом финансово-экономического положения работодателя. По своему уровню они обычно устанавливаются более благоприятными по сравнению с теми, которые установлены законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями по тем же условиям труда.
В коллективных договорах не могут содержаться условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению в соответствии с ч. 2 ст. 9 Трудового кодекса РФ.
Коллективно-договорные нормы трудового права распространяются на всех работников организации при наступлении соответствующего юридического факта. За их нарушение наступает юридическая ответственность, аналогичная той, которая предусмотрена за несоблюдение норм трудового законодательства.
Организационно-правовые условия коллективного договора – это те, которые определяют правила вступления в коллективные переговоры, сроки их ведения, порядок разрешения разногласий, срок действия коллективного договора, соглашения, порядок их изменения и дополнения и т.п.
Информационные условия коллективного договора – это положения коллективного договора, знакомящие работников организации с отдельными актами трудового законодательства. Среди них актуальны те, в которых отражены особенности условий труда лиц, занятых в соответствующей сфере трудовой деятельности. На практике не рекомендуется включать в коллективный договор те нормы трудового законодательства, ознакомление с которыми является вполне доступным для работников.
Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяются сторонами в соответствии с Трудовым кодексом РФ (статьи 42 – 44) и иными федеральными законами.
Подготовленный в окончательном виде проект договора подписывается сторонами комиссии, участвовавшими в его разработке. Ее деятельность регламентируется локальными актами с учетом действующего законодательства о труде. В нем не предусмотрена обязательность проведения общего собрания (конференции) работников организации для утверждения коллективного договора, следовательно, такая необходимость может определяться самими сторонами.
Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в них в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения. При этом необходимо направить инициатору переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников предприятия, организации, учреждения, индивидуального предпринимателя. Коллективные договоры, заключаемые в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, распространяются на всех работников соответствующего подразделения.
Порядок изменения и дополнения коллективного договора в соответствии со ст. 44 Трудового кодекса РФ логично увязаны с вышеизложенным порядком его разработки и заключения. Они могут производиться либо в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором. Они могут касаться лишь коллективного договора, заключенного в конкретной организации.
Зачем компании коллективный договор
Лица, представляющие работодателя, либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях установлено наказание за правонарушения, связанные с заключением коллективных договоров, а также с нарушением или невыполнением их обязательств:
- Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора в определенные сторонами сроки – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей (ст. 5.28. КоАП РФ).
- Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей (ст. 5.29. КоАП РФ).
- Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей (ст. 5.30. КоАП РФ).
Представители работодателя за виновное невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности по нормам трудового законодательства на основании ст. 419 ТК РФ, согласно которой лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.
В поддержку своих требований, выдвигаемых в процессе коллективных переговоров по заключению коллективного договора или соглашения, профсоюзы имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий. Забастовка как крайняя мера воздействия на работодателя применяется в тех случаях, когда были использованы все предусмотренные процедуры переговоров и примирительные меры урегулирования разногласий.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая — пятая статьи 37 настоящего Кодекса).
(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
формы, системы и размеры оплаты труда;
выплата пособий, компенсаций;
механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
оздоровление и отдых работников и членов их семей;
частичная или полная оплата питания работников;
контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
другие вопросы, определенные сторонами.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Часть четвертая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 43. Действие коллективного договора
Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения.
(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.
(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.
(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
(часть шестая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.
При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 45. Соглашение. Виды соглашений
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.
Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Что представляют собой коллективный договор и соглашения
В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
оплата труда;
условия и охрана труда;
режимы труда и отдыха;
развитие социального партнерства;
иные вопросы, определенные сторонами.
(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Соглашение подписывается представителями сторон.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.
При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Коллективный договор, как и любой другой документ, имеет определенный порядок, то есть свою структуру. Однако следует отметить, что структура коллективного договора может варьироваться от компании к компании, так как в рамках трудового законодательства закреплена подобная возможность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «структура коллективного договора» – это достаточно гибкий механизм, который позволяет учесть интересы и права всех без исключения сотрудников предприятия.
Но, несмотря на это, порядок оформления коллективных договоров определяется в рамках Трудового кодекса РФ и подразумевает обязательное включение трех пунктов:
- нормативные положения соглашений;
- обязательственные условия соглашений;
- информативные положения соглашений.
Нормы и правила, которые прописаны в пунктах соглашений, заключают собой взаимную волю двух сторон профессиональных отношений, которые стали возможными в рамках трудового поля. При этом учитываются и нормативные правила, установленные законодателем в рамках Трудового кодекса, которые и наделяют стороны отношений возможностью заключения коллективных договоров-соглашений, то есть правотворчеством.
Роль социального партнерства возрастает многократно за счет возможностей, которые возникают в случае заключения коллективного договора. Это связано с тем, что коллективно-договорное регулирование представляет собой конкретную форму для реализации всех основополагающих принципов трудового права, в том числе и норм социального партнерства. В частности, если соблюден порядок заключения локальных актов, то у сторон правоотношений возникает определенный перечень прав и обязанностей, при нарушении которых может наступить ответственность.
Благодаря преимуществам коллективно-договорного регулирования трудовых отношений перед другими механизмами, у сторон правоотношений возникает ряд уникальных возможностей, в частности, можно:
- уменьшить и свести к минимуму социальные издержки;
- сформировать демократичный порядок и механизм трудового процесса, который будет направлен на соблюдение основополагающих принципов трудового законодательства;
- высказать сторонам правоотношений свои мысли и доводы по поводу организации рабочего процесса на публичных переговорах;
- упорядочить процесс найма сотрудников и их труда и пр.
Таким образом, в качестве заключения, можно привести следующий вывод о том, что оформление трудового коллективного договора на предприятии любой направленности является одной из самых преимущественных форм взаимоотношений работодателей и сотрудников, так как позволяет соблюсти интересы и обязанности обеих сторон соглашений в рамках социального партнерства.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
Законодательство предусматривает для работодателей и их уполномоченных лиц различные виды ответственности, и прежде всего административную. Что касается профсоюзных организаций и других представителей сотрудников, на них административная ответственность не распространяется. Исключением может являться факт незаконной забастовки (если он будет доказан).
Настоящий коллективный договор (далее — Договор) является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации (указать наименование) и устанавливающим взаимные обязательства между работниками и работодателем в лице их представителей.
1.1. Сторонами настоящего Договора являются:
работодатель в лице уполномоченного в установленном порядке его
представителя ____________________________________________________________;
(Ф.И.О. руководителя организации или уполномоченного им
лица)
Работники в лице уполномоченных в установленном порядке представителей
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. председателя первичной профсоюзной организации или иного
представителя, избранного работниками)1.2. Предмет Договора.
4.1. Работникам устанавливается пятидневная 40-часовая рабочая неделя с двумя выходными днями, за исключением работников, для которых действующим законодательством и настоящим коллективным договором установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.
4.2. В организации может применяться сокращенное рабочее время (по желанию работника), помимо случаев, предусмотренных действующим законодательством, для:
- женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет;
- лиц, частично утративших трудоспособность на производстве.
4.3. Продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. (Перечень указанных работ прилагается к Коллективному договору.)
4.4. В случае производственной необходимости работодатель может вводить разделение рабочего времени на части с учетом мнения выборного профсоюзного органа. (Круг работников, для которых вводится раздробленный рабочий день; величина продолжительности перерыва между ними; срок, на который вводится раздробленный рабочий день, и другое прилагаются к коллективному договору.)
4.5. Перерывы для отдыха и питания предоставлять работникам с _____ до ____ (указать время).
Содержание коллективного договора
8.1. Изменения и дополнения Договора в течение срока его действия принимаются только по взаимному согласию сторон в порядке, установленном для его заключения.
8.2. В случае выполнения работодателем обязательств, возложенных на него Договором, работники обязуются не прибегать к разрешению коллективного трудового спора путем организации и проведения забастовок.
8.3. Контроль за выполнением Договора осуществляют стороны, подписавшие его, в согласованных порядке, формах и сроках.
В целях более действенного контроля за исполнением принятых обязательств назначаются ответственные от каждой стороны за выполнение конкретных мероприятий Договора (приложение N ___).
8.4. Стороны, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных Договором, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Социальное партнерство — это «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23 ТК РФ).
Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др. Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Структура договора может быть как простой, например, разложенной на пункты, так и сложной, то есть разделенной на разделы, параграфы, статьи, пункты, подпункты.
Базовая (универсальная) структура коллективного договора такова:
- Преамбула – представляет собой вступительное слово к договору в каждой организации, отражает смысловую нагрузку данного договора, отражает также дату, место подписания договора, наименование сторон, подписывающих договор.
- Предмет договора – выражает действие или совокупность действий, определяющих основу договора, те общественные отношения, которые регулируются договором.
- Права и обязанности сторон – здесь описываются права и обязанности работников и работодателя, подробно регламентируются основные пункты договора.
- Ответственность сторон – определяется ответственность работников и работодателя за неисполнение условий договора.
- Срок действия договора – как правило, срок действия договора составляет 3 года.
- Прочие условия – оговариваются иные условия по договору.
- Реквизиты.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!Таким образом, мы видим, что структура договоров подчиняется общим правилам составления договора. Такая позиция обусловлено самой природой договора, его формой.
Все пункты коллективного договора должны быть четко сформулированы, все положения в них должны быть подробно расписано, для того чтобы исключить возможность двойственного толкования. Любая неточность в договоре может создать проблемы его применения, нарушить права одной из сторон.
Особое внимание требуется удивлению разрешения споров. Необходимо урегулировать вопросы рассмотрения споров, места их разрешения, лица, которые будут разрешать конфликты между работниками и работодателем. Целесообразно установить в коллективном договоре обязательный срок и порядок урегулирования споров.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?Просто напиши с чем тебе
нужна помощьЦелями подписания коллективного договора могут быть:
- Детализировать регламент трудовых отношений.
- Мотивировать работников.
- Установить систему оплаты труда, премирования и штрафов.
- Расширить меры социальной защиты работников.
- Прописать меры материальной поддержки и пр.
При изменении наименования компании, ее реорганизации или расторжении трудового договора с руководством действие трудового договора продолжается.
Наименование разделов прописывается с учетом тех вопросов, которые предполагается урегулировать в коллективном договоре. Например, «Обеспечение занятости. Переобучение работников», «Оплата труда», «Рабочее время», «Время отдыха», «Охрана труда» и пр.
Все условия, прописываемые в коллективном договоре, можно разбить на три основные группы:
- Нормативные условия по вопросу предоставления дополнительных льгот сотрудникам или увеличенных размеров оплаты труда.
- Обязательные условия о предоставлении определенных обязательств сторон с указанием сроков их исполнения и ответственных лиц.
- Организационные условия (например, сроки действия договора, ответственность за его нарушение и пр.).
Некоторые работодатели пытаются использовать коллективный договор, чтобы прописать в нем пункты, которые не соответствуют нормам трудового или иного законодательства. На самом деле это недопустимо: условия коллективного договора не должны ущемлять права сотрудников, они могут лишь устанавливать более благоприятные условия труда по сравнению с теми, что гарантируются Трудовым кодексом.
Например, по ст. 115 Трудового кодекса ежегодный оплачиваемый отпуск для сотрудников устанавливается в размере 28 календарных дней. В коллективном договоре для сотрудников может быть предусмотрен дополнительный или расширенный отпуск от 29 дней.
Согласно ч. 2 ст. 9 Трудового кодекса, условия, которые ограничивают права или снижают перечень их минимальных гарантий, включать в коллективный договор строго не допускается. Например, нельзя сокращать продолжительность гарантированного отпуска. Подобные положения, которые ущемляют условия сотрудника, не подлежат применению на практике.
За невыполнение обязательств по коллективному договору работодателя могут привлечь к административной ответственности, предусматривающей наказание в виде предупреждения или штрафа.
В 2003 году Минтруда разработало рекомендованный образец коллективного договора. Данная форма не является обязательной для применения на предприятии, а была разработана исключительно для удобства и оказания содействия для руководства компаний и профсоюзов.
В макете содержатся разделы, которые чаще всего включаются в коллективный договор и примерные формулировки, но сторонам всегда следует учитывать индивидуальные особенности труда в конкретных организациях.
Таким образом, помимо трудового договора, сотрудники могут подписывать коллективный договор с работодателем. В нем более детально регламентируются права и обязанности сторон. Заключение коллективных договоров по закону не является обязательным, но инициатива об этом может исходить от любой из сторон: как от работодателя, так и от профсоюзов или инициативных групп работников. В коллективном соглашении с учетом экономического состояния компании-работодателя могут прописываться определенные льготы и преимущества для работников, более благоприятные условия труда для сотрудников по сравнению с установленными Трудовым кодексом. Коллективный договор не может ущемлять трудовые права сотрудников.
Содержание и структура коллективного договора
Трудовые правоотношения Скачать 72570 0 0
… . «Это обязательное отношение между свободными и равноправным работником с одной стороны и социалистическим предприятием (учреждение, общественная организация) с другой стороны».1 1 «Социалистическое трудовое правоотношение» Глацбург Л.Л. М.1977г. с 82. Организация или учреждение выступающие как звено социалистического хозяйства или государственного аппарата, т.е. работодателем не может быть …
Структура коллективного договора представляет собой элементы коллективного договора, из которых он состоит. Положения о структуре определяются ст. 41 ТК РФ, в некотором смысле коллективный договор схож с иными видами договоров. Данные элементы определяются сторонами во время коллективных переговоров. Так, например, сюда могут включаться взаимные обязательства сторон по:
- вопросам формы, системе, размеру оплаты труда, денежных вознаграждений, пособий, компенсаций, доплаты,
- вопросы регулирования денежных компенсаций с учетом уровня инфляции,
- вопросы занятости, переобучения, распределения рабочего времени и времени отдыха, графика отпусков, улучшения труда отдельных категорий граждан,
- вопросы медицинского страхования, жилья, экологической безопасности работников и так далее.
Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социальные и трудовые отношения между организацией и работниками, который заключается работниками и работодателем или их представителями.
Сторонами коллективного договора являются:
- Работники в лице их представителей (профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ).
- Работодатель в лице его представителя (руководитель организации, руководитель представительства, филиала и иного обособленного структурного подразделения, индивидуальный предприниматель лично или уполномоченные ими лица).
Коллективный договор не должен содержать условия, которые ограничивают права работников, а также условий, которые снижают уровень гарантий для работников, положенным им трудовым законодательством и другими нормативно-правовыми актами.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, ИП, а действие коллективного договора, заключённого в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации – на всех работников соответствующего подразделения
Основные причины, по которым заключается коллективный договор, следующие:
- Усиление мотивации работников.
- Улучшение трудовых отношений с работниками.
- Усиление социальной защиты и материальной поддержки работников.
- Оптимизация планирования и управления расходами на оплату труда.
- Упорядоченность системы оплаты труда.
- Материальная заинтересованность работников в повышении производительности труда.
Это основные причины, он может быть расширен сторонами, заключающими коллективный договор.
Глава 7. Коллективные договоры и соглашения (ст. 40 — 51)
Если ни одна из сторон (работодатель или работники) не направляют другой стороне письменное предложение о начале коллективных переговоров, то заключать коллективный договор не придётся, так как в трудовом законодательстве нет норм обязывающих это делать.
Однако, если одна из сторон направила другой письменное предложение о начале коллективных переговоров, то вторая сторона обязана вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях). В первом случае его действие распространяется на всех работников организации, а если он заключён в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении — на всех работников соответствующего подразделения. Равно и работодатель обязан соблюдать условия коллективного договора.
Коллективный договор заключается на срок не более трёх лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.
Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трёх лет.
Действие коллективного договора сохраняется в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.
Сроки сохранения действия коллективного договора:
- При смене формы собственности организации — в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.
- При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения — в течение всего срока реорганизации.
- При ликвидации организации — в течение всего срока проведения ликвидации.
При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложение о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трёх лет.
Предусмотрена административная ответственность за нарушение обязательств, принятых сторонами по коллективному договору, а также за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора:
Вид нарушения Санкции Законодательная норма Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки. Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей. ст. 5.28 КоАП РФ Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения. Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей. ст. 5.30 КоАП РФ Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению. Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей. ст. 5.31 КоАП РФ За разглашение участниками коллективных переговоров и иными лицами сведений, полученных ими в связи с ведением коллективных переговоров и относящихся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной), следует дисциплинарная, административная, гражданско-правовая или уголовная ответственность. Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечёт уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к этой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей влечёт наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.
Коллективные договора и соглашения являются правовой формой социального партнерства. Однако характер, а также сфера его использования отличается от коллективного договора. Коллективный договор контролирует отношения работодателей и работников на уровне предприятия (организации), соглашение регулирует социально-партнерские отношения на более высоком уровне. Соглашение, как и договор занимает в отношении трудового договора законодательства подчиненное место, потому что условия соглашений не вправе противоречить трудовому законодательству и ухудшать по сравнению с ним положение работников, иначе они будут недействительны. Помимо этого, они призваны повышать условия труда и быта работников, а также социальные гарантии.
Генеральное соглашение заключается для установления принципов общего характера, для того чтобы осуществлять контроль над трудовыми отношениями социального характера на федеральном уровне. Соглашение регионального характера устанавливает общие принципы контроля социально-трудовых отношений относящихся к уровню субъекта Российской Федерации.
Пример 1 Соглашения генерального характера между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей, а также Правительством Российской Федерации на 2011–2013 годы предусматривает в числе приоритетных целей проведение в предстоящий период политики социально-экономического характера, которая обеспечивает право граждан на на более высокий уровень жизни работников и их семей, достойный труд, уменьшение бедности на основе развития в экономической сфере, повышения конкурентоспособности и повышение финансовых сбережений организаций, производительный рост труда, занятость стабильного характера и гибкий рынок труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей карьерного и профессионального роста.
Соглашение в отраслевой сфере занимается тем, что выявляет общие условия оплаты труда, гарантии трудового характера и рабочие льготы.
Территориальное соглашение устанавливает трудовые условия общего порядка, трудовые гарантии, а также льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Соглашение отраслевой направленности подписывается на региональном, территориальном и федеральном уровне социального партнерства.
Соглашения основанные на договоренности сторон, принявшие участие в переговорах коллективного характера, могут быть как двусторонними, так и трехсторонними.
Другие соглашения имеют возможность подписывать сторонами на любом другом этапе социального партнерства, специализирующегося на конкретных направлениях регулирования отношений социально-трудового характера, а также других отношение непосредственно связанных с ними.
Характер участников соглашений определяется уровнем регулируемых отношений.
Также как и во время заключения договоров коллективной направленности, первой этапом в процедуре по совершению переговоров коллективного характера и формированию соответствующей комиссии представителей имеющих определенные полномочия. Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией и ей же выносятся решения.
Замечание 8 Все изменения и заключения соглашений, которые требуют бюджетного финансирования, по правилам общего порядка исполняются сторонами, до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Соглашение генерального характера, а также тарифные соглашения по отраслям, организации, которые обеспечиваются финансовой поддержкой из федерального бюджета, обязаны заключаться по правилу общего порядка до момента, когда будет внесен проект федерального закона о бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу.
Территориальные, а также соглашения регионального характера обязаны заключаться по правилам общего порядка до внесения проектов, которые будут соответствовать бюджету в представительных органах субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. Соглашение подписывается представителями сторон. Структура этих соглашений определяется по договоренности, которая заключается между представителями сторон.
Похожие записи:
-