Ходатайство о назначении экспертизы по гражданскому делу о ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ходатайство о назначении экспертизы по гражданскому делу о ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В производстве Фрунзенского районного суда г. Иваново находится гражданское дело № 2-421/2022 о возмещении ущерба в ДТП, в котором я являюсь Ответчиком. В ходе судебного разбирательства по делу возникла необходимость проведения экспертизы дорожно-транспортного происшествия, в т.ч. обстоятельств его совершения, вины участников ДТП, корректировки оценки причиненного ущерба.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Однако без привлечения специалистов и проведения экспертизы в связи с необходимостью специальных знаний установить объективно обстоятельства дела невозможно. Согласно правилам ст. 79 ГПК РФ участвующие в деле лица вправе обратиться к суду с ходатайством о назначении экспертизы.

Проведение судебной экспертизы ДТП позволит доказать основные обстоятельства возникновения ущерба, в том числе уточнить вину участников ДТП и причиненный материальный ущерб.

На разрешение экспертов прошу поставить следующие вопросы:

  1. Какими требованиями законодательства РФ и Правил дорожного движения должны были руководствоваться водители ТС.
  2. В момент столкновения автомобилей какого было взаимное расположение автомобилей? Как они располагались относительно проезжей части.
  3. Каковы были время и скорость движения транспортных средств до возникновения опасного момента.
  4. Имел ли возможность водитель транспортного средства с помощью экстренного торможения предотвратить столкновение.
  5. Предпосылки возникновения ДТП.
  6. Состояние дорожного покрытия в месте аварии и с момента создания опасности ДТП.

Поручить проведение экспертизы прошу эксперту ООО «БизнесЭкспертиза», оплату расходов возложить на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 79 ГПК РФ,

Прошу:

  1. Назначить в рамках гражданского дела №2-421/2022 экспертизу ДТП, на разрешение которой поставить вышеперечисленные вопросы.
  2. Проведение экспертизы поручить ООО «БизнесЭкспертиза».

Приложение:

  1. Копия видеосъемки видеорегистратора (приобщены к материалам дела) на электронном носителе
  2. Уведомление о вручении ходатайства участникам дела

04.08.2022 г. Черепанов В.Д.

Ходатайство о назначении экспертизы ДТП

Автотехническая экспертиза ущерба нередко называется автотовароведческой или автооценочной, что в контексте рассматриваемых целей и задач производства исследования не совсем корректно или требует уточнения.

Будьте внимательны:

Во первых. Назначение автотовароведческой экспертизы допускает более широкий предмет исследования, и он далеко не всегда связан с размером и оценкой ущерба от ДТП или подобных происшествий. Например, вопросы автотовароведческой экспертизы могут касаться определения стоимости машины для целей оспаривания сделки. Однако нужно учитывать, что автотовароведческая экспертиза выделяется и как вид автотехнической экспертизы — так же, как и, например, транспортно-трасологическая. Поэтому для правильного использования такой терминологии требуется уточнение предмета исследования. В данном случае им будет определение ущерба, причиненного транспортному средству в результате ДТП или иного происшествия, для целей возмещения ущерба или (иногда) реализации ТС.

Во вторых. Автооценочная экспертиза — название, используемое не более чем в обиходе, по аналогии с досудебной оценкой транспортных средств. Перенос такой аналогии в сферу экспертных исследований приводит к ошибкам при назначении экспертизы и постановке вопросов.

Установление размера ущерба по повреждениям — частный случай назначения автотехнической экспертизы. Поэтому в данной ситуации ее предмет и вопросы ограничены целями и задачами такого исследования. Если нужны ответы на более широкий спектр вопросов, выходящих за пределы названной экспертизы, нужно назначать либо комплексную экспертизу (наиболее эффективно), либо несколько автотехнических экспертиз разного плана (долго и дорого).

Порядок назначения экспертиз одинаков для всех случаев производства экспертных исследований по гражданским (арбитражным) делам. Серьезная разница — в вопросах, а для того чтобы их правильно поставить – в подготовке к назначению экспертизы.

Возникновению вопроса об определении размера ущерба по повреждениям могут предшествовать различные события — все зависит от предмета спора и хода судебного процесса. Как правило, к этому моменту уже бывают установлены обстоятельства происшествия, возможность причинения заявленных повреждений при заданных обстоятельствах и «виновность» определенного лица. Для этих целей, если необходимо, также проводятся соответствующие исследования, в том числе комплексного характера. Но если их не было, а вопросы требуют экспертных ответов — нужно назначать судебную автотехническую экспертизу и ставить весь перечень необходимых вопросов.

Вопрос о размере ущерба, как правило, решается уже в самом конце — когда по делу все ясно, кроме этого обстоятельства. И главной причиной назначения судебной автотехнической экспертизы по ДТП или иному происшествию для целей определения ущерба является несогласие с тем, что заявленное соответствует действительности. Обычно речь идет о предъявлении претензий к досудебной оценке и (или) сделанным вложениям в ремонт (восстановление) транспортного средства. Определение перечня и трудоемкости необходимых восстановительных работ, перечень подлежащих замене деталей, цены на запасные части, работы и материалы — это вызывает основные сомнения и подозрения (обоснованные или необоснованные) у инициатора назначения экспертизы.

Перечень повреждений, подлежащих учету в расчете стоимости, определяется экспертом:

  • по представленным (имеющимся в деле) документам, фотографиям и иным материалам;

  • по фактическому состоянию представленного для исследования транспортного средства (оборудования, запчастей), если оно не было восстановлено;

  • с учетом выводов экспертного исследования по вопросу о возможности возникновения повреждений при заявленных обстоятельствах.

Таким образом, все вышеперечисленное влияет на исследование и выводы, а инициатор экспертизы (истец или ответчик), в свою очередь, может повлиять на представляемые материалы. И сделать это — в его интересах.

В зависимости от целей, задач и обстоятельств назначения экспертизы разумно обратить внимание суда и, соответственно, эксперта на следующие моменты (если они действительно есть):

  • какие именно детали повреждены — оригинальные (более дорогие) или неоригинальные (более дешевые) детали;

  • какие детали и как заменены — на новые или бывшие в эксплуатации;

  • повреждение дополнительно установленного (нештатного) оборудования или отсутствие (неисправность) штатного оборудования;

  • определенные свойства транспортного средства, отличающие его от других этой же марки и модели (как в лучшую сторону — особенности комплектации, тюнинг, аэрография и т.п., так и в худшую — плохое техническое состояние автомобиля, множественные серьезные эксплуатационные повреждения и т.п.);

  • другие моменты, которые важны и способны объективно повлиять на заключение экспертизы, найти отражение в исследовании и выводах, а значит, стать серьезными доводами в судебном споре.

Естественно, что заявленное должно найти подтверждение в материалах дела, в виде вещественных доказательств, а не быть голословным утверждением.

Образец ходатайства о назначении автотехнической экспертизы

Исходя из целей и задач производства экспертизы, вопросы эксперту при проведении автотехнической экспертизы могут быть следующими:

  1. Какова стоимость ремонта транспортного средства? Этот вопрос — основной и зачастую единственно необходимый.
  2. Каков размер утраты товарной стоимости транспортного средства? Вопрос ставится, если речь в деле идет о взыскании утраты товарной стоимости (размера УТС).
  3. Какова доаварийная стоимость транспортного средства и стоимость годных остатков? Этот вопрос ставится в случае полной гибели ТС и будет в этой ситуации достаточным для определения стоимости годных остатков автомобиля или иного транспортного средства.

Ставить вопрос «Каков размер причинённого ущерба?» — неправильно и бессмысленно. Эксперт не даст на него ответ или выйдет за пределы компетенции и поставит тем самым экспертизу под сомнение. Ущерб — множество слагаемых. Не все из них эксперт-автотехник может определить, и не все подлежат возмещению по правовым основаниям.

Суд назначает экспертизу по своей инициативе либо по ходатайству истца или ответчика. Как правило, производство экспертизы — часть стратегии ведения дела, поэтому момент для подачи ходатайства выбирает инициатор исследования.

Суды крайне редко отказывают в экспертизах, учитывая их прямую заинтересованность в том, чтобы решение не было отменено при обжаловании. Проблема в другом — ошибки при подготовке ходатайства, связанные с затягиванием процесса назначения экспертизы, неверным определением предмета исследования и вопросов для эксперта.

Как уже говорилось, определение размера ущерба — зачастую конечная стадия судебного разбирательства. Да и спор по этому поводу может возникнуть уже после того, как выяснены обстоятельства происшествия и установлен виновник. Из-за этого назначение экспертизы по ущербу может слишком запоздать. И даже если суд все-таки пойдет навстречу, чем больше экспертиз — тем больше затрат. Как избежать этого? Разумнее необходимость производства исследований изучать уже на стадии подготовки к судебному процессу. И если очевидно, что автотехническая экспертиза нужна, — сразу же готовиться к ней, определять направления и вопросы в комплексе.

Вопросы по определению размера ущерба в комплексных автотехнических исследованиях ставятся «автоматически», потому что ответы на них все равно понадобятся в делах, где фигурирует ущерб, а большая часть ответов взаимосвязана с выводами исследований других предметных областей (обстоятельства ДТП, повреждения, «виновность»). Для производства такой экспертизы необходимо подготовить ходатайство в суд о назначении судебной автотехнической экспертизы и поставить все нужные вопросы к эксперту-автотехнику. Если же предмет исследования — только ущерб, то понадобится ходатайство о назначении автотовароведческой экспертизы.

При подготовке ходатайства важно:

  • обосновать производство экспертизы;

  • сформулировать вопросы;

  • отразить моменты, на которые суд и эксперт должны обратить особое внимание;

  • указать эксперта (экспертную организацию), которому заявитель хочет поручить производство экспертизы или перечень экспертов (организаций), у которых производство исследования нежелательно.

Отказ суда в назначении экспертизы может быть обжалован в вышестоящей судебной инстанции.

Экспертиза производится на основании определения суда о назначении автотехнической экспертизы. Это процессуальный документ, который, помимо «стандартных» реквизитов, содержит:

  • описание дела (спора);

  • поводы для назначения экспертизы;

  • моменты, на которых суд посчитал необходимым заострить внимание эксперта;

  • предоставляемые для исследования материалы (ссылки на материалы дела, указание местонахождения объектов исследования, вещественные доказательства);

  • вопросы к эксперту.

Чем более подробно изложены обстоятельства дела, имеющие отношение к исследованию, чем более полно представлены материалы, тем более качественным будет заключение. Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы и объекты для исследований, поэтому ограничится тем, что представлено. К сожалению, возможностью запросить дополнительные материалы пользуются далеко не все эксперты, даже в ущерб качеству. Поэтому при подготовке к назначению экспертизы стоит рассчитывать, прежде всего, на себя. А если это трудно — консультироваться с профильным экспертом.

Чтобы не столкнуться с неожиданностями при производстве автотехнических экспертиз, сторонам обязательно нужно знакомиться с определением суда:

  1. Если суд посчитал нужным провести экспертизу в любом случае, независимо от того, будут или нет представлены сторонами дополнительные материалы, он обозначит такое условие в определении: если указанные объекты исследования (автомобили, замененные детали, пр.) не будут представлены, то провести экспертизу по представленным документам.
  2. Если суд решил, что для экспертизы представление объектов — обязательное условие, то в определение может быть написано: если указанные объекты исследования (автомобили, замененные детали, пр.) не будут представлены, то возвратить определение суда без исполнения.
  3. Суд может обратить внимание эксперта на необходимость решения вопросов с учетом определенных условий, например, условий договора, из которого вытекает спор между истцом и ответчиком. В этом случае условия должны быть приобщены к материалам дела и представлены эксперту.

Автотехническая экспертиза автомобиля является лишь одним из видов тех исследований, которые могут потребоваться при разрешении дела о дорожно-транспортном происшествии. При ее проведении будет исследоваться состояние машины.

Для того чтобы воспользоваться возможностью проведения экспертного исследования суду должно быть заявлено ходатайство о назначении автотехнической экспертизы. Но для исследований потребуется определенный материал и кроме имеющихся в наличии документов потребуется и сам автомобиль.

Автотехническая экспертиза автомобиля не так проста и ее результат во многом будет зависеть от правильности поставленных на рассмотрение экспертов вопросов. Они обратят внимание эксперта и суда на важные детали происшествия.

Назначение автотехнической экспертизы производится в соответствии с общими правилами. Для этого необходимо в первую очередь волеизъявление заинтересованного лица. Данное волеизъявление должно заключаться в ходатайстве о назначении автотехнической экспертизы представленном суду.

ГПК РФ не предусматривает четкого правила о том, в какой форме представляется суду данная просьба. Вместе с тем ст. 79 ГПК РФ указывает на возможность каждой из сторон представить собственные вопросы, которые должны быть включены в перечень подлежащих рассмотрению экспертом.

О назначении судебной автотехнической экспертизы

Разрешаются следующие вопросы:

  1. Каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов, соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта.
  2. Исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь), если нет, то в чем заключается неисправность; когда она возникла.
  3. Повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП, если да, то каким образом; каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства.
  4. Находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и пр.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью.
  5. Была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия.
  6. Была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс.
  7. Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать совершению ДТП.
  8. Какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства; каково качество произведенного ремонта автомашины; каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия (комплексно с товароведческой экспертизой).

Решаются следующие вопросы:

  1. Каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания транспортного средства).
  2. Каков механизм развития ДТП от начальной до конечной фазы; какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной.
  3. За какое время транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути, какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда), какова величина тормозного, остановочного пути.
  4. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени, до какого момента у него была эта возможность, как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения, чтобы иметь возможность вовремя остановить транспортное средство. Какие пункты Правил дорожного движения нарушены. Существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП.
  5. Где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение).
  6. Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП.

Разрешаются следующие вопросы:

  1. Какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги; каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП; имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях.
  2. Каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей.
  3. Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и пр.) и других особенностей.
  4. Какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали совершению ДТП (в том числе отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и др.).

Разрешаются следующие вопросы:

  1. Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить.
  2. Каково время реакции водителя на появление помехи в данной ситуации.
  3. Мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения ДТП, мог ли водитель предотвратить ДТП.

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по дтп

* Вопросы,
которые могут быть поставлены
на разрешение эксперту в рамках
проведения автотехнической экспертизы

Вопросы о техническом состоянии транспортных средств:

1. каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов, соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта;

2. исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь), если нет, то в чем заключается неисправность; когда она возникла;

3. повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП, если да, то каким образом; каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства;

4. находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и пр.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью;

5. была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия;

6. была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс;

7. какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать совершению ДТП;

8. какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства; каково качество произведенного ремонта автомашины; каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия (комплексно с товароведческой экспертизой).

Вопросы о механизме ДТП:

1. каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания транспортного средства);

2. каков механизм развития ДТП от начальной до конечной фазы; какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной;

3. за какое время транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути; какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда); какова величина тормозного, остановочного пути;

4. имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени; до какого момента у него была эта возможность; как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения, чтобы иметь возможность вовремя остановить транспортное средство; какие пункты Правил дорожного движения нарушены. Существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП;

5. где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение);

6. каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП.

Вопросы о техническом состоянии дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП:

1. какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги; каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП; имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях;

2. каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей;

3. была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и пр.) и других особенностей;

4. какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали совершению ДТП (в том числе отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и др.).

Вопросы о соответствии действующим ГОСТам разрытий (ям, повреждений дорожного покрытия); мог ли с учетом этого водитель предотвратить наезд на разрытие

1. соответствуют ли действующим СНиПам имеющиеся на проезжей части повреждения дорожного покрытия в виде ямы размерами __ x __ м и глубиной __ м.;

2. располагал ли водитель _____ (ФИО) технической возможностью предотвратить аварию (въезд в повреждение дорожного покрытия в виде ямы) в данной дорожной обстановке;

3. соответствовали ли действия водителя ____ (ФИО) ПДД РФ;

4. находится ли нарушение ПДД РФ водителем ____ (ФИО) в причинной связи с фактом ДТП?


Другие ходатайства о назначении экспертизы:

Ходатайство о назначении оценочной экспертизы автомобиля, участвующего в ДТП представляет ряд важных доказательных документов при выявлении виновника аварии в суде. Процедура требует тщательной подготовки и представленного перечня всех разъяснительных вопросов.

Выводы заключения говорят о состоянии автомобиля в момент происшествия и виновности водителя в сложившейся ситуации.

Проводить экспертизу должен специалист, который должен соответствовать определенным требованиям:

  • Эксперт по ДТП обязан обладать лицензией на эту работу. Также он обязан в случае надобности дать подтверждение квалификации и личный идентификатор.
  • Он должен иметь соответствующее образование.
  • Экспертную оценку не могут давать центры, где ремонтировалось авто.
  • Эксперт должен быть нейтральной стороной.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы

В ____________________________________________

(наименование судебного участка либо суда)

____________________________________________

(адрес суда либо судебного участка)

Истец: ____________________________________________

(Ф.И.О. либо наименование организации)

____________________________________________

(почтовый адрес истца, телефон, эл. адрес)

Ответчик: ____________________________________________

(Ф.И.О. либо наименование организации)

____________________________________________

(адрес ответчика, телефон, эл. адрес)

в рамках дела № ________

по иску о разделе имущества после развода

Ходатайство о назначении оценочной экспертизы

В производстве _________________ районного суда г. ______________ находится гражданское дело №_____________ о разделе имущества супругов после развода. Брак расторгнут решением мирового судьи судебного участка № 1 ___________________ суда «__»________20_г.

Исковые требования истца направлены на раздел автомобиля, приобретенного в период брака, марки B________________________. Истец оценила стоимость автомобиля в размере ____________. Однако произведенная истцом оценка является неверной – автомобиль участвовал в ДТП (машина находилась под управлением Истца), подвергался капитальному ремонту и в настоящее время его реальная рыночная цена составляет не более __________________ руб.

С учетом требований ст. 56 ГПК РФ о возложении бремени доказывания обстоятельств на ту сторону, которая их заявляет, в рамках дела о разделе имущества необходимо назначение судебной оценочной экспертизы. Так как требуются специальные познания для фактической оценки рыночной стоимости автомобиля.

Проведение судебной оценочной экспертизы позволит объективно оценить подлежащее разделу в соответствии с Семейным кодексом РФ имущество и определить денежную компенсацию.

В рамках экспертизы, по моему мнению, подлежат выяснению следующие вопросы:

Какова рыночную стоимость автомобиля на момент оценки?

Какова рыночную стоимость материалов и восстановительных работ по ремонту автомобиля?

Поручить проведение оценочной экспертизы прошу ООО «__________________», оплату расходов возложить на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 79 ГПК РФ,

Прошу:

Назначить в рамках рассмотрения гражданского дела № _______________ оценочную экспертизу, на разрешение которой поставить вышеперечисленные вопросы, проведение экспертизы поручить ООО «______________________».

Приложение:

Уведомление о вручении ходатайства участникам дела

______________ ________

(фамилия и инициалы) (подпись)

«__» _______ 20__г.

Любой участник производства имеет право подать прошение о проведении судебной экспертизы на любой стадии процесса. Как правило, такая необходимость возникает еще на досудебной стадии производства, в ходе разбирательства на стадии первой или апелляционной инстанции.

В рамках процессуального законодательства не регламентирован определенный момент, когда именно стороны имеют право подать такое заявления. Участник процесса имеет право это сделать сразу же после вопроса судьи о наличии у одной из сторон каких-либо пожеланий или в любой момент разбирательства, вплоть до удаления судьи в комнату для завещаний.

Назначение автотехнической экспертизы производится в соответствии с общими правилами. Для этого необходимо в первую очередь волеизъявление заинтересованного лица. Данное волеизъявление должно заключаться в ходатайстве о назначении автотехнической экспертизы представленном суду.

ГПК РФ не предусматривает четкого правила о том, в какой форме представляется суду данная просьба. Вместе с тем ст. 79 ГПК РФ указывает на возможность каждой из сторон представить собственные вопросы, которые должны быть включены в перечень подлежащих рассмотрению экспертом.

Для того чтобы ни один из них не был забыт ходатайство о назначении автотехнической экспертизы можно подготовить в письменном виде.

Судом по поступившему ходатайству заслушиваются мнения сторон и предложения о направлениях предстоящего исследования, и выносится постановление о назначении автотехнической экспертизы.

Именно этот документ определяет круг вопросов ставящихся перед экспертом. Причем исключение вопросов предложенных сторонами должно быть обосновано и иметь под собой определенную мотивировку.

Разрешаются следующие вопросы:

  1. Каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов, соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта.
  2. Исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь), если нет, то в чем заключается неисправность; когда она возникла.
  3. Повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП, если да, то каким образом; каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства.
  4. Находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и пр.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью.
  5. Была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия.
  6. Была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс.
  7. Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать совершению ДТП.
  8. Какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства; каково качество произведенного ремонта автомашины; каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия (комплексно с товароведческой экспертизой).

Ряд вопросов этого рода автотехнической экспертизы решаются комплексно с участием эксперта-металловеда:

  1. Вследствие чего произошел излом: удар, усталость металла, дефект изготовления.
  2. Есть ли дефекты в данных узлах или деталях автотранспортного средства.
  3. Соответствует ли материал детали проектно-расчетным и техническим нормам.
  4. Как происходила коррозия металла деталей транспортного средства (равномерно, давно, недавно).

Ходатайство о назначении экспертизы обстоятельств ДТП

Разрешаются следующие вопросы:

  1. Какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги; каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП; имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях.
  2. Каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей.
  3. Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и пр.) и других особенностей.
  4. Какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали совершению ДТП (в том числе отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и др.).

Разрешаются следующие вопросы:

  1. Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить.
  2. Каково время реакции водителя на появление помехи в данной ситуации.
  3. Мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения ДТП, мог ли водитель предотвратить ДТП.

Проведение судебной экспертизы позволяет установить точную причину аварии путем детального исследования движения ТС, участвующих в происшествии, а также других лиц (пешеходов).

К основным задачам исследования относят:

  1. установление скорости ТС во время столкновения и непосредственно перед ним, а также других параметров автомобилей, имеющих отношение к делу;
  2. установление точного момента остановки авто и его тормозного пути;
  3. выявление путей удаления транспортных средств и пешеходов с места происшествия;
  4. установление наличия технической вероятности предотвращения аварии;
  5. предоставление данных о расположении ТС в определенные моменты дорожно-транспортного происшествия;
  6. установление точного момента возникновения опасности для участников движения;
  7. предоставление предположительного расчета действий водителя, которые последний должен был выполнить во избежание столкновения;
  8. установление соответствия или несоответствия действий водителя ПДД;
  9. предоставление информация относительно ого, имел ли водитель техническую возможность предотвратить нарушение ПДД и совершение наезда;
  10. выявление причинно-следственной связи между действиями нарушителя ПДД и последствиями дорожно-транспортной ситуации;
  11. анализ условий организации дорожного движения в месте аварии, а также факторов, способствующих созданию аварийной ситуации.

Во время проведения анализа эксперт рассчитывает основные параметры ТС, а также исследует поведение лица, действия которого повлекли за собой столкновение.

По итогам процедуры специалист выдает отчет, содержащий детальные ответы на вопросы, касающиеся ДТС.

Процесс достаточно трудоемкий и требует специальных знаний, опыта и надлежащей подготовки, поэтому к претендентам на должность аналитика предъявляются достаточно высокие требования, в числе которых наличие Свидетельства, соответствующих сертификатов.

Результат исследования содержит такие сведения:

  1. с какой скоростью двигался автомобиль в момент аварии. Для этого эксперт изучает тормозной путь, в частности его длину;
  2. на каком расстоянии друг от друга находились ТС, принимавшие участие в ДТП;
  3. была ли техническая возможность не допустить создания аварийной ситуации;
  4. какие обстоятельства способствовали совершению происшествия, когда они возникли;
  5. какие действия выполнил нарушитель, а какие должен был выполнить;
  6. какова причина повышенной опасности на исследуемом участке дороги.

Естественно, автотехническая экспертиза нужна не при каждом происшествии. Если вопросов относительно личности виновника, причин события, суммы ущерба не возникает, ее проведение не актуально.

Перечень наиболее распространенных причин, по которым проводят экспертизу, выглядит так:

  • возникают сложности с выяснением причин ДТП;
  • нет понимания механизма происшествия;
  • необходимы сведения о состоянии транспортных средств;
  • нужно оценить возможность и стоимость восстановления ТС;
  • требуются данные о состоянии дорожного полотна.

Таким образом, процедура запускается во всех случаях, когда возникает потребность получить ответ высококвалифицированного специалиста — эксперта.

При этом следует понимать, что покидать место происшествия, понадеявшись исключительно на экспертизу при дальнейших разбирательствах, не стоит. Качество экспертных ответов на имеющиеся вопросы зависит от полноты предоставленных первичных материалов. Также верности выводов способствуют дополнительные сведения: видеозаписи, фотоматериалы, показания свидетелей.

В любом случае, нужно учитывать, что экспертиза направлена на восполнение пробелов в деле, а не его всеобъемлющую трактовку.

Образец ходатайства о назначении экспертизы по ДТП

Подавая ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП в суд (или ГИБДД), нужно осознавать, что с высокой долей вероятности решение будет принято именно на основании ее выводов. Кроме того, судья не назначит ее самостоятельно — это должна быть инициатива участников процесса.

При подготовке заявления с просьбой о проведении данной процедуры, необходимо тщательно проанализировать ситуацию. Грамотно составленный список вопросов должен прояснять обстоятельства произошедшего и однозначно трактовать рассматриваемые события.

Приведем примеры вопросов для экспертизы:

  • Как в исследуемой ситуации следовало поступить водителю транспортного средства, руководствуясь ПДД?
  • Есть ли возможность установить взаимосвязь между обнаруженными неисправностями транспортного средства и ДТП?
  • Возможно ли восстановление транспортного средства пострадавшей стороны?
  • В каком состоянии находилось дорожное покрытие в момент происшествия?
  • Была ли у водителя возможность избежать ДТП?

Ходатайство о проведении автотехнической экспертизы по ДТП может быть подано устно. Однако доказать необходимость ее проведения, если судья откажет, в таком случае проблематично. Поэтому традиционно заявление оформляется по стандартному шаблону.

  1. Шапка
    • наименование и адрес суда;
    • данные заявителя (ФИО или название юрлица, адрес);
    • реквизиты дела;
    • сведения об истце и ответчике.

    В зависимости от обстоятельств и возникших вопросов, экспертизы данного типа подразделяются на три категории:

    • автодорожные (помогают оценить состояние дорожного полотна и его влияние на произошедшие события;
    • технические (оценивают состояние транспортного средства);
    • трасологические (восстанавливают последовательность событий перед и во время ДТП).

    Таким образом, понятно, что качественная экспертиза позволяет изучить происшествие в деталях, восстановив события и выяснив причины даже самых запутанных случаев.

    В том случае, если заключения эксперта кажутся противоречивыми или непонятными, можно обратиться с ходатайством о назначении повторной автотехнической экспертизы.

    Нужно учитывать, что оплата услуг эксперта лежит полностью на лице, обращающемся с соответствующим ходатайством. Несмотря на то, что при решении суда в его пользу, заявляющий может позже вернуть издержки, изначально необходимо ознакомиться со стоимостью услуг, чтобы не возникло проблем с платежом.

    Существует ряд основных причин, из-за которых требуется проведение экспертизы и восстановление тем самым деталей ДТП. К этим причинам относятся:

    • Чтобы определить возможный сделанный ранее недоброкачественный ремонт автомобиля, проводится изучение технической составляющей транспортного средства. Иногда плохой ремонт приводит к тяжким последствиям, ответственность за которые возлагается на лицо, чинившее транспорт (согласно статье 266 Уголовного кодекса РФ);
    • Если в результате происшествия был причинён ущерб, для установления стоимости ремонта автомобиля назначается экспертиза.

    Автотехническая экспертиза при ДТП — образец заполнения

    Осуществляя автотехническую экспертизу, специалист разрешает следующие вопросы:

    Техническое состояние автомобиля:

    • Его неисправности;
    • Время их появления;
    • Имеют ли они отношение к происшествию;
    • Могли ли они повлиять на произошедшее;
    • Есть ли связь между аварией и неисправностью в работе автомобиля;

    Ремонтные работы:

    • Замена запчастей;
    • Дополнительные материалы;

    Дорожная ситуация:

    • Расположение автомобилей перед происшествием;
    • Направление их движения;
    • Скорость движения;
    • Был ли у водителя шанс избежать столкновения;
    • Возможные действия водителей;

    Состояние дорожного покрытия:

    • Повреждения покрытия;
    • Обзорность водителей;
    • Могло ли состояние покрытия быть причиной происшествия.

    Естественно, автотехническая экспертиза нужна не при каждом происшествии. Если вопросов относительно личности виновника, причин события, суммы ущерба не возникает, ее проведение не актуально.

    Перечень наиболее распространенных причин, по которым проводят экспертизу, выглядит так:

    • возникают сложности с выяснением причин ДТП;
    • нет понимания механизма происшествия;
    • необходимы сведения о состоянии транспортных средств;
    • нужно оценить возможность и стоимость восстановления ТС;
    • требуются данные о состоянии дорожного полотна.

    Таким образом, процедура запускается во всех случаях, когда возникает потребность получить ответ высококвалифицированного специалиста — эксперта.

    При этом следует понимать, что покидать место происшествия, понадеявшись исключительно на экспертизу при дальнейших разбирательствах, не стоит. Качество экспертных ответов на имеющиеся вопросы зависит от полноты предоставленных первичных материалов. Также верности выводов способствуют дополнительные сведения: видеозаписи, фотоматериалы, показания свидетелей.

    В любом случае, нужно учитывать, что экспертиза направлена на восполнение пробелов в деле, а не его всеобъемлющую трактовку.

    Подавая ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП в суд (или ГИБДД), нужно осознавать, что с высокой долей вероятности решение будет принято именно на основании ее выводов. Кроме того, судья не назначит ее самостоятельно — это должна быть инициатива участников процесса.

    При подготовке заявления с просьбой о проведении данной процедуры, необходимо тщательно проанализировать ситуацию. Грамотно составленный список вопросов должен прояснять обстоятельства произошедшего и однозначно трактовать рассматриваемые события.

    Приведем примеры вопросов для экспертизы:

    • Как в исследуемой ситуации следовало поступить водителю транспортного средства, руководствуясь ПДД?
    • Есть ли возможность установить взаимосвязь между обнаруженными неисправностями транспортного средства и ДТП?
    • Возможно ли восстановление транспортного средства пострадавшей стороны?
    • В каком состоянии находилось дорожное покрытие в момент происшествия?
    • Была ли у водителя возможность избежать ДТП?

    Трасология — наука, которая развивает методы исследования, анализа и сохранения следов.

    Трасологическая экспертиза предполагает получение ответов на вопросы, возникающие при обнаружении следов на месте происшествия. Это — один из старейших методов сбора доказательств, активно применяемый в настоящее время при проведении оперативных мероприятий, следственных действий, а также при подготовке к судебным процессам.

    Традиционно подобный тип экспертиз связывают с дорожно-транспортными происшествиями. Действительно, без анализа места ДТП не обойтись, пытаясь восстановить механизм случившегося или проанализировать поведение водителей. Однако инструментарий трасологии позволяет найти применение данному типу экспертиз в куда более широком спектре ситуаций.

    Все трасологические экспертизы можно разделить на четыре большие категории:

    • гомеоскопические (связаны со следами человека);
    • механоскопические (исследуют следы, оставленные предметами и механизмами);
    • следов животных;
    • транспортные (следы транспорта, в т.ч. водного и воздушного).

    Основная задача подобных мероприятий — идентификация объекта, след которого обнаружен. Однако экспертиза может помочь понять и другие важные моменты событий: например, в какой последовательности появились следы, какова механика взаимодействия объектов и т.п. Поэтому в зависимости от задач, которые стоят перед инициатором экспертизы, важно грамотно сформулировать список вопросов для ходатайства.

    Ходатайство о назначении судебной экспертизы

    Основной закон, регулирующий порядок проведения экспертизы, — Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». При этом порядок обращения участника дела к суду с просьбой проведения исследования регламентируется еще и другими законодательными актами.

    В качестве нормативно-правовой базы, основываясь на которой можно подать ходатайство о назначении трасологической экспертизы, рассматриваются гл. 27 УПК РФ, ст. 82 — 87 гл. 7 АПК РФ, ст. 79 — 87 гл. 6 ГПК РФ.

    В КоАП РФ процедура проведения экспертизы рассматривается в ст. 26.4 — 26.5 гл. 26.

    Обратиться с подобным заявлением может любая сторона дела. Подать ходатайство можно как на этапе предварительного следствия, так и уже во время рассмотрения в суде первой инстанции.

    Если участник процесса подает ходатайство о проведении экспертизы во время рассмотрения дела в апелляционном органе, он обязан сослаться на уважительные причины, которые помешали сделать это раньше.

    Для определения стоимости вещей, которые являются предметом спора в суде, заявляется ходатайство об оценочной экспертизе.

    На оценку могут быть представлены любые вещи, как движимые, так и недвижимость. Оценочная экспертиза назначается судом по ходатайству стороны обязанной доказать стоимость спорного имущества или стороной не согласной с оценкой данной другой стороной.

    Наиболее частыми случаями назначения оценочной экспертизы в суде являются дела по следующим спорам:

    Для составления ходатайства о назначении оценочной экспертизы необходимо определиться с перечнем вещей, которые подлежат оценке, выбрать экспертное учреждение или конкретного эксперта, которые будут проводить исследование, узнать примерную стоимость оценочной экспертизы. Рекомендуем выполнить перечисленные действия перед тем как составить и подать ходатайство об оценочной экспертизе в суд, поскольку в некоторых случаях стоимость исследований может быть выше стоимости спорного имущества. а заключение эксперта может быть как в пользу истца, так и в пользу ответчика.

    В ходатайстве об экспертизе укажите, какие предметы подлежат оценке, почему вы не согласны с оценкой этих вещей, данных другой стороной, постарайтесь подробно и мотивированно обосновать свою позицию. В ходатайстве необходимо указать свои кандидатуры экспертов, которые имеют возможность провести оценочную экспертизу.

    В ходатайстве о назначении экспертизы следует указать вопросы, которые стоит поставить перед экспертами.

    Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП необходимо для установления следующих причин:

    • возмещение расходов потраченных на ремонт автомобиля для страховой компании;
    • описание всех обстоятельств произошедшей аварии;
    • указание всех деталей рассматриваемого дела;
    • выявление настоящего технического состояния транспортного средства;
    • неисправности, связанные с качеством покрытия асфальта.

    Перед подачей документа необходимо тщательно ознакомиться с образцом, так как от правильности заполнения и указания нужных данных зависит процесс рассмотрения дела в суде и вынесение соответствующего решения.

    При возникновении дорожно-транспортного происшествия необходимо установить все обстоятельства аварии на месте и собрать нужные доказательства. Если информация недостоверна, то осуществление экспертизы может быть осложнено.

    Если же во время проведения судебного процесса соответствующего ходатайства нет, то можно предъявить дополнительные доказательства в виде свидетельских показаний или видеосъёмки с места происшествия.

    Осуществление экспертной оценки требует выяснения следующих вопросов:

    • установление скорости передвижения автомобиля в момент свершения аварии;
    • место расположения транспортного средства;
    • схема траектории передвижения машины;
    • возможность предотвращения водителем произошедшего ДТП;
    • осуществление правильных действий в соответствии с ПДД;
    • обнаружение неисправностей в автомобиле;
    • техническое состояние во время проведения экспертизы;
    • наличие связи между неисправностью в машине и произошедшим ДТП;
    • перечень действий для восстановления повреждений в автомобиле;
    • указание деталей необходимых для замены;
    • состояние дорожного покрытия в момент аварии;
    • степень видимости и обзора при возникшей ситуации на дороге;
    • влияние других обстоятельств на возникновение ДТП;
    • нарушение правил ПДД участниками совершённого ДТП.

    В зависимости от назначения, проводят такие виды экспертиз:

    • определение состояния дорожного покрытия осуществляют при автодорожной экспертизе;
    • техническое исследование автомобиля проводят с целью определения общего состояния, степени повреждения и оценки стоимости восстановления, нанесения общего ущерба;
    • трасологическая экспертиза необходима для установления точной причины происшествия в результате сложившихся обстоятельств по следам и материалам, которые оставили транспортные средства на месте аварии.

    Как назначить экспертизу по ДТП?

    При возникновении дорожно-транспортного происшествия необходимо установить все обстоятельства аварии на месте и собрать нужные доказательства. Если информация недостоверна, то осуществление экспертизы может быть осложнено.

    Если же во время проведения судебного процесса соответствующего ходатайства нет, то можно предъявить дополнительные доказательства в виде свидетельских показаний или видеосъёмки с места происшествия.

    Осуществление экспертной оценки требует выяснения следующих вопросов:

    Стоимость ходатайства оплачивает заинтересованная сторона. Если же обе стороны отказываются вносить оплату, то решение выносится судом на основании представленных обстоятельств рассматриваемого дела.

    Перед проведением экспертизы необходимо уточнить точную стоимость процедуры, которая зависит от количества разъяснительных вопросов. Если же заявку подала потерпевшая сторона, то оплата возлагается на виновника произошедшего ДТП.

    Важно! При намеренном уклонении от оплаты экспертизы суд в принудительном порядке добавляет сумму расходов в возмещение морального и материального ущерба пострадавшей стороне.

    В ситуации, когда участник ДТП, не согласен с процессом рассмотрения дела, на помощь приходит автотехническая экспертиза. Данная процедура помогает определить виновников происшествия, рассчитать сумму ущерба, ответить на вопросы о причинно-следственных связях произошедшего.

    Чтобы инициировать такое исследование, необходимо подготовить ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП.

    Файлы в .

    DOC:Бланк ходатайства о назначении автотехнической экспертизы по ДТПОбразец ходатайства о назначении автотехнической экспертизы по ДТП

    Проведение экспертизы необходимо для того, чтобы воспроизвести детали ДТП и установить повреждения автомобиля, а именно:

    • При каких обстоятельствах произошло ДТП;
    • Технические составляющие автомобиля;
    • Следы на автомобиле и на месте аварии;
    • Состояние дорожного покрытия и дорожных условий;
    • Стоимость починки автомобиля.

    Все эти факторы влияют на размер выплаты страхового возмещения по полису ОСАГО.

    Согласно статье 87 Гражданско-процессуального кодекса суд может назначить повторную экспертизу в связи с возникшими сомнениями в ранее данном заключении.

    Для проведения экспертизы специалист может произвести проверку места аварии, а также автомобилей, которые в ней участвовали.

    Немаловажным здесь является отчёт, составленный сотрудниками ГИБДД на месте происшествия. Составление экспертного заключения может вызвать ряд проблем, если работник ГИБДД изначально подготовил материалы с нарушениями и внёс неполную или неверную информацию в отчёт.

    Однако, утерянные сведения можно попробовать восполнить, предоставив в суде некоторые доказательства: записи с камер видеонаблюдения или с видеорегистраторов, показания очевидцев и прочие.

    О проведении независимой экспертизы после ДТП вы можете прочитать в этой статье, а о том, для чего она может понадобиться — здесь.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *