Источники финансирования мероприятий по охране труда в лесном хозяйстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Источники финансирования мероприятий по охране труда в лесном хозяйстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В письме Роструда №457-6-1 от 11 марта 2014 года указано, что размер финансирования должен быть определен за год. На протяжении всего этого периода компания осуществляет организацию соответствующих мер. В итоге на их финансирование должно быть направлено не меньше 0,2% от общих расходов на производство товара или услуг. В части 3 статьи 226 не прописана верхняя планка размера вложения средств в ОТ, а потому она может быть любой. Однако размер 0,2% является обязательным.

Как и за счет чего осуществляется финансирование охраны труда

Существуют различные целевые программы по финансированию мер по ОТ. То есть работодатель может прибегнуть к инструментам государственной поддержки. Рассмотрим все возможные источники финансирования:

  • Бюджет страны, поддержка со стороны государства (для ее получения ЮЛ может участвовать в целевых программах).
  • Добровольные взносы от ЮЛ и ФЛ.
  • Средства работодателя.

ВАЖНО! Соответствующий перечень приведен в статье 226 ТК РФ. Работодатель должен отпускать на охрану труда не менее 0,2 своих расходов на производство товара. Этот размер может быть увеличен. Траты на охрану труда входят в себестоимость продукции при определении налогооблагаемой базы. Сотрудники не несут расходов на ОТ.

В пункте 3 статьи 217 НК РФ указано, что облагаться не будут все формы компенсационных выплат, выдаваемые ФЛ в связи с его выполнением своих трудовых функций. То есть траты на охрану труда не будут считаться базой для исчисления НДФЛ.

Бухгалтерский учет охраны труда

В Приказе №168н указано, что траты на ОТ относятся на эти статьи расходов:

  • Траты на обеспечение средствами ИЗ, приобретение молока, санитарные инструменты – все это входит в подстатью 340 «Повышение стоимости материальных запасов».
  • Траты на организацию медицинских осмотров, заказ профилактического питания у сторонних фирм – все это включается в подстатью 226 «Прочие услуги».

Все прочие затраты будут фиксироваться по подстатьям с соответствующим названием. При занесении их в ту или иную статью нужно ориентироваться на вид расходов.

В инструкции №25н (10) по бюджетному учету указано, что средства ИЗ, ингредиенты для специального питания заносятся на счет 105 00 000 «Материальные запасы». По дебету счета фиксируются сумма поступивших активов, по кредиту – объем их выбытия.

При фиксации расходов на оплату труда используются эти проводки:

  • ДТ2 106 04 340 КТ2303 06 730. Начисление страховых взносов по производственным травмам.
  • ДТ2106 04 340 КТ2302 09730. Траты на медосмотр.
  • ДТ221001 560 КТ2302 09730. НДС по расходам на медосмотр.
  • ДТ 210502 340 КТ2302 22730. Оприходование молока.
  • ДТ221001 560 КТ2302 2730. Отражение НДС по купленному молоку.
  • ДТ210505 340 КТ2302 22730. Оприходование средств ИЗ, купленных за счет работодателя.
  • ДТ230209 830 КТ2201 01610. Оплата услуг по медосмотру.
  • ДТ210505 340 КТ2302 22730. Приобретение спецодежды за счет взносов.
  • ДТ230222 830 КТ2201 01610. Оплата спецодежды.
  • ДТ230306 830 КТ2105 05440. Одежда направлена в эксплуатацию.
  • ДТ230222 830 КТ2201 01610. Оплата молока и средств ИЗ.

Порядок отражения расходов по ОТ, если финансирование производилось за счет взносов на травматизм, не установлен. Поэтому компания может сама определить этот порядок.

ВАЖНО! Финансировать охрану труда за счет взносов можно только тогда, когда получено соответствующее разрешение от ФСС. Эта служба также утверждает норму расходования взносов.

Осуществляет ли компания возврат денег через Фонд социального страхования? Если да, то за какие именно расходы чаще возвращаются средства? Кто этим процессом занимается: служба охраны труда или бухгалтерия?

Возврат средств через Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) актуален для крупных предприятий, так как страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер лишь до 20 % от сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Как показывает практика, компании охотно пользуются этим инструментом для компенсации таких мероприятий, как СОУТ, обеспечение сотрудников СИЗ и проведение медицинских осмотров. На порядок реже возмещается обучение по охране труда с отрывом от производства.

Подача заявления на возврат денежных средств из ФСС — довольно трудоемкий процесс.

Процедуры до подачи заявления на возврат денежных средств из ФСС

Как правило, заявление в ФСС подготавливает и подает специалист по охране труда во избежание несоответствий. Бухгалтерия в данном случае следит только за суммами и сроками подачи документации. Процедура сопряжена со многими узконаправленными процедурами:

  • проверка лицензий оказывающих услуги организаций;
  • составление перечней СИЗ в соответствии с Типовыми нормами и перечня рабочих мест для СОУТ, списков на обучение;
  • формирование текстов договоров и ценообразования.

Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) обязывает работодателя обеспечивать безопасные условия работы и охрану труда работников (ст. 212) и устанавливает минимальный уровень финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (ч. 3 ст. 226 ТК РФ) — затраты организации на охрану труда должны составляет не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Правовые мероприятия – обеспечение документацией, которая включает в себя нормативные акты и локальную документацию по охране труда организации. Это заключение индивидуальных договоров сотрудников, списков, приказов, положений и т.д.

Социально-экономические мероприятия – включает возмещение сотрудникам по несчастным случаям, обязательное страхование, выплата трудовых пособий работникам, с которыми расторгнут трудовой договор, обеспечение льготами работников, работающих на вредном производстве и проч.

Организационно-технические мероприятия – создание системы управления охраной труда (СУОТ).

Санитарно-гигиенические мероприятия – обеспечение снижения уровня воздействия опасных и вредных факторов на работников предприятия, создание благоприятных условий труда.

Лечебно-профилактические мероприятия – медицинские осмотры и психиатрическое освидетельствование, обеспечение должным питанием работников, задействованных во вредном производстве.

Реабилитационные мероприятия – обеспечение скорейшего восстановления работоспособности сотрудника, с которым произошел несчастный случай, или который получил профзаболевание.

Разработка плана мероприятий по охране труда — это процедура, реализуемая в рамках системы управления охраной труда (СУОТ). В сою очередь, СУОТ является обязательным мероприятием для каждой организации в России (ст. 212 ТК РФ).

План разрабатывается как новыми организациями, так и действующими для того, чтобы руководство могло отследить эффективность работы охраны труда и учесть расходы на эти мероприятия.

VIII. Основные источники финансирования мероприятий по охране труда

При разработке плана мероприятий по охране труда, необходимо учесть множество факторов. Начнем с самого начала работы офиса. Организация только что зарегистрировалась. Снимает офис и начинает переезд в него и набор штата сотрудников.

План мероприятий может выглядеть следующим образом:

1. Мероприятия по пожарной безопасности:

— изготовление плана эвакуации;
— закупка огнетушителей;
— ведение сопутствующей документации;
— приобретение указателей и таблички «Выход» на случай пожарной эвакуации;
— разработка программы инструктажа по пожарной безопасности;
— назначение ответственных за помещения.

По законодательству за помещение всегда отвечает его владелец, однако очень часто арендодатель перекладывает часть ответственности на арендующие организации. Выше приведен перечень самых распространенных мероприятий, с которыми сталкивается арендующие организации. Поэтому при выборе помещения необходимо учитывать этот момент.

Если же собственником помещения является сам работодатель, то необходимо позаботиться о том, чтобы помещение соответствовало требованиями пожарной безопасности ( наличие систем оповещения, исправность пожарных рукавов, беспрепятственный доступ к эвакуационным выходам и так далее).

2. Организация проведения предварительного медицинского осмотра для принимаемых на работу сотрудников ( в случае если это необходимо), а также психиатрических освидетельствований и предрейсового медосмотра (в случае если это необходимо).

С 24 мая 2020 для офисных сотрудников проведение таких осмотров отменили, однако если в компании есть водитель, то для него такие осмотры необходимы (психиатрические и предрейсовые). То же самое касается и других не офисных специальностей, если они есть в штатном расписании организации.

3. Проведение специальной оценки условий труда.

— определение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ;
— заключение договора с аттестованной организацией;
— содействие организации в процессе проведения спецоценки;
— сдача отчетности по итогам проведения;
— ознакомление сотрудников с результатами;
— организация проведения мероприятий, рекомендованным по результатам спецоценки.

Проведение данного мероприятия позволит определить условия труда. В том числе в материалах специальной оценки условий труда, по ее итогам, будет приведен список рекомендованных мероприятий, которые Вы сможете внести в план на следующий год (например замена ламп на более яркие и т.д.). Однако если на рабочих местах все в порядке, то никаких мероприятий в материалах СОУТ не будет.

4. Организация необходимого обучения по охране труда для руководителей и сотрудников организации (ОТ,ПБ,ЭБ,ГО и ЧС) в соответствии с внутренней структурой организации.

В данном случае вы направляете на обучение генерального директора, руководителей структурных подразделений и прочих ответственных лиц, которые непосредственно будут осуществлять контроль за соблюдением требований охраны труда и, благодаря обучению, будут иметь возможность проводить инструктажи.

5. Создание локальных нормативных актов и документов:

— система управления ОТ;
— приказы о назначении ответственных по различным вопросам, связанным с охраной труда;
— программы инструктажей;
— инструкции по охране труда;
— журналы учета;
— прочая сопутствующая документация (здесь можно расписать подробно какая именно (то есть связанная с медосмотрами, психиатрическими освидетельствованиями, эксплуатацией служебного автомобиля и так далее).

  • Кому подчиняется служба охраны труда в организации?
  • Порядок расследования несчастных случаев на производстве
  • Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
  • Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
  • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
  • Обучение «Техносферная безопасность»
  • «Техносферная безопасность» что это за специальность
  • Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
  • Программы обучения по охране труда по профессиям
  • Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
  • Приказ 559н требования к квалификации
  • ЕТКС «Специалист по охране труда»
  • Постановление 1/29
  • ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
  • Выбираем учебный центр по охране труда
  • БГТУ им Шухова дистанционное обучение
  • Дистанционное обучение по охране труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

В 2021 году требования, установленные положениями приказа № 76н, применяются как универсальные: они распространяются на организации всех форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей. Единственное исключение в этой области составляют физические лица, работающие в сельском хозяйстве, которые не зарегистрированы в качестве ИП. Основные требования к работодателям в ходе организации работ сосредоточены в следующих направлениях:

  • достижение нужного уровня безопасности труда работников;
  • организация рабочих мест и производственных помещений;
  • организация технологических процессов;
  • перевозка и хранение сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий и отходов производства.

При этом эксперты отмечают, что требования к безопасной организации труда в ходе осуществления разных видов сельскохозяйственных работ могут сыграть основную роль в достижении цели по снижению уровня производственного травматизма в отрасли.

Контроль за соблюдением перечисленных и иных требований, установленных данным нормативным документом, осуществляют сотрудники территориальных подразделений Государственной инспекции труда по месту работы предприятия. При этом полный объем ответственности за выполнение действующих нормативов возлагается на работодателя. При обнаружении фактов их невыполнения к виновнику могут применяться серьезные санкции, зафиксированные в статье 5.27.1 КоАП РФ.

Согласно этому разделу нормативного документа максимальный штраф для должностных лиц, виновных в таких нарушениях, может составить до 40 тысяч рублей, либо его могут заменить дисквалификацией на период до 3 лет. Максимальное наказание для ИП по этой статье составляет 40 тысяч рублей; оно может быть заменено остановкой работы на срок до 90 дней. Максимальный штраф для организаций по рассматриваемой статье достигает 200 тысяч рублей; его также могут заменить остановкой работы на срок до 90 дней. При этом если такие нарушения стали причиной серьезных последствий, например, гибели людей, государственные органы могут квалифицировать их на основании положений Уголовного кодекса.

Хотя основной нормативный документ, определяющий требования охраны труда в сельском хозяйстве, был принят относительно недавно, Министерство труда уже выступило с инициативой о необходимости их пересмотра. Такое предложение было обусловлено продолжающимся изменением технологий и условий работы в рассматриваемом направлении. Дополнительными обстоятельствами, обусловливающими потребность в этой инициативе, стали:

  • продолжение внедрения принципов риск-ориентированного подхода в работе контролирующих и надзорных органов. Такой подход предполагает систематизацию информации о характеристиках всего объема подконтрольных предприятий с разделением их на классы риска производственной деятельности. Компании, характеризующиеся наиболее высоким уровнем риска, в рамках этого подхода требуют наиболее частого контроля. При этом компании, которым присвоена наименьшая категория риска, полностью освобождаются от прохождения плановых проверок;
  • внедрение принципа «регуляторной гильотины», который предполагает пересмотр всего массива действующей нормативной базы на предмет ликвидации устаревших и избыточных требований.

В связи с приведенными обстоятельствами Министерство уже разработало проект новых правил по охране труда в сельском хозяйстве. Предполагается, что в течение 2021 года этот нормативный документ пройдет все обязательные процедуры по его согласованию и принятию. Сейчас анализируемый проект согласно действующему порядку уже опубликован на официальном государственном портале проектов. Он уже проходит процедуру публичного обсуждения, которая продлится с 29 января по 18 февраля текущего года. Параллельно с этим этапом ведется антикоррупционная экспертиза документа, которая пройдет в те же сроки.

По окончании этих процедур Министерство экономического развития России должно будет дать проекту официальную оценку регулирующего воздействия. Если заключение ведомства будет положительным, документ передадут для последующего рассмотрения в Министерство юстиции. Если же этого не произойдет, его направят разработчику для внесения требуемых корректировок и изменений, а затем он будет предоставлен на повторное рассмотрение. В Минтруде считают, что если процесс согласования документа пройдет в соответствии с планируемым графиком, он может вступить в действие уже с 1 января 2022 года. Если это произойдет, 2021 год станет последним, в течение которого требования по охране труда в сельском хозяйстве будут регулироваться прежним приказом № 76н.

Специалисты отмечают, что важнейшие сферы работы сельскохозяйственных организаций, которые будут регулироваться обновленным документом, останутся прежними. В их число входят:

  • общие правила достижения требуемого уровня безопасности труда персонала при выполнении сельскохозяйственных работ;
  • нормативы и требования, устанавливаемые в отношении производственных помещений;
  • государственные требования по достижению безопасности важнейших типов технологических процессов в сельском хозяйстве;
  • правила выполнения перевозки всех видов сырья, материалов, заготовок, готовых продуктов и отходов, применяемых и получаемых в ходе работы сельскохозяйственных организаций.

Однако, уточняют специалисты, в рамках каждого из этих направлений предполагается пересмотр конкретных инструментов и механизмов достижения требуемого уровня безопасности труда работников. В пояснительной записке к проекту нормативного документа уточняется, что основной целью его разработки становится снижения уровня травматизма персонала в отрасли, а также исполнение поручений президента РФ, зафиксированных в документе под номером Пр-294 от 26 февраля 2019 г. Подпункт б) пункта 3, на который ссылаются разработчики, как раз и предполагает продолжение внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, и выполнение принципа «регуляторной гильотины», действие которой распространяется и на сельское хозяйство.

Каждый работодатель обязан улучшать условия труда, создавать оптимальную и безопасную трудовую среду, согласно ст. 163 ТК. План мероприятий по улучшению условий и охраны труда обязателен, если на охрану труда затрачиваются значительные средства, и работодатель собирается за счет этих затрат уменьшить взносы в ФСС на травматизм. Вернуть можно до 20% взносов, уплаченных за прошлый год.

Для этого до 1 августа подается заявление в ФСС в произвольной форме. Программа по улучшению условий труда на текущий год будет основным документом для возврата взносов на травматизм за прошлый год.

Разрабатывать план по улучшению условий и охраны труда нужно в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • ст. 212, 226 ТК. Ст. 226 Трудового кодекса РФ. Предписывают производственному предприятию тратить не менее 0,2 % производственных расходов на улучшение условий и охрану труда. Собственно, план мероприятий и определяет, куда будут потрачены выделяемые средства.
  • Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н. Этот документ содержит перечень мероприятий, которые могут быть включены в план по улучшению условий работы.
  • ГОСТ 12.0.230.1-2015. Этот госстандарт описывает систему управления охраной труда, планирование и профилактику.

Хорошие и безопасные условия труда должны быть обеспечены:

  • рациональным распределением нагрузки между работником и оборудованием;
  • использованием разумных норм работы и отдыха;
  • улучшением технологических процессов и оборудования;
  • подбором профессиональных кадров.

Охрана труда в сельском хозяйстве: что будет в 2021 году?

Перечень всех возможных мероприятий есть в указанном выше приказе Минздравасоцразвития № 181н. Приведенный здесь список не исчерпывающий:

  • специальная оценка условий труда (СОУТ);
  • модернизация или закупка более современного оборудования;
  • монтаж защиты оборудования от внешних факторов;
  • совершенствование систем сигнализации и оповещения;
  • обеспечение работников спецодеждой и средствами защиты (особенно актуально в нынешних «коронавирусных» реалиях);
  • освещение рабочих мест в соответствии с нормативами;
  • оснащение производства пунктами первой медицинской помощи, или улучшение имеющихся;
  • устройство комфортных зон для отдыха;
  • отдельная столовая (или иное помещение для приема пищи), что тоже актуально в период пандемии;
  • установка кулеров с питьевой водой;
  • проведение обязательных профилактических медосмотров.

Список можно еще продолжать, каждый пишет по актуальности и необходимости. Особенно, как уже указывалось, необходимо обратить внимание на разъяснения Роспотребнадзора по противодействию распространения заболеваний. Сообразно рекомендациям можно внести изменения существующий план. Кстати, делать это в течение года допустимо, тем более, если это пойдет на пользу сотрудникам.

Полный перечень мероприятий есть в Приказе. Он носит рекомендательный характер и предлагает классификацию по группам:

  • организационные;
  • санитарные;
  • технические;
  • общие;
  • частные;
  • индивидуальные.

Организация может расширить перечень.

Типовая форма указанного плана по улучшению условий и охраны труда предлагается в указанном приказе Минздравасоцразвития № 181н. Самое главное, что там должно быть — сведения о финансировании запланированных мероприятий.

Также в плане должна быть информация о лицах, ответственных за его реализацию на предприятии. Как правило, это руководители подразделений и специалисты, назначенные ответственными в положении об охране труда.

Обязательно должны быть обозначены сроки исполнения плана, как в целом, так и отдельных мероприятий.

Подготовленный и надлежащим образом проработанный проект плана по улучшению условий и охраны труда проходит согласование во всех подразделениях. Опционально оформляется акт при участии профсоюза (это необязательно, но используется в крупных компаниях).

При утверждении плана возможны его корректировки «на местах». После этого план мероприятий может быть оформлен как раздел коллективного соглашения или договора. В него вносятся все ответственные за его исполнение. План оформляется в итоговый документ, подписывается руководителем. Затем идет утверждение приказом по предприятию.

После того, как он прошел все стадии согласования, в крупных компаниях или по требованию профсоюза может потребоваться его публикация на сайте компании. Для этого, а также для внесения текущих изменений, рекомендуется назначить отдельное ответственной лицо (им может быть и руководитель).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *