Источники финансирования мероприятий по охране труда в лесном хозяйстве
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Источники финансирования мероприятий по охране труда в лесном хозяйстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В письме Роструда №457-6-1 от 11 марта 2014 года указано, что размер финансирования должен быть определен за год. На протяжении всего этого периода компания осуществляет организацию соответствующих мер. В итоге на их финансирование должно быть направлено не меньше 0,2% от общих расходов на производство товара или услуг. В части 3 статьи 226 не прописана верхняя планка размера вложения средств в ОТ, а потому она может быть любой. Однако размер 0,2% является обязательным.
Как и за счет чего осуществляется финансирование охраны труда
Существуют различные целевые программы по финансированию мер по ОТ. То есть работодатель может прибегнуть к инструментам государственной поддержки. Рассмотрим все возможные источники финансирования:
- Бюджет страны, поддержка со стороны государства (для ее получения ЮЛ может участвовать в целевых программах).
- Добровольные взносы от ЮЛ и ФЛ.
- Средства работодателя.
ВАЖНО! Соответствующий перечень приведен в статье 226 ТК РФ. Работодатель должен отпускать на охрану труда не менее 0,2 своих расходов на производство товара. Этот размер может быть увеличен. Траты на охрану труда входят в себестоимость продукции при определении налогооблагаемой базы. Сотрудники не несут расходов на ОТ.
В пункте 3 статьи 217 НК РФ указано, что облагаться не будут все формы компенсационных выплат, выдаваемые ФЛ в связи с его выполнением своих трудовых функций. То есть траты на охрану труда не будут считаться базой для исчисления НДФЛ.
Бухгалтерский учет охраны труда
В Приказе №168н указано, что траты на ОТ относятся на эти статьи расходов:
- Траты на обеспечение средствами ИЗ, приобретение молока, санитарные инструменты – все это входит в подстатью 340 «Повышение стоимости материальных запасов».
- Траты на организацию медицинских осмотров, заказ профилактического питания у сторонних фирм – все это включается в подстатью 226 «Прочие услуги».
Все прочие затраты будут фиксироваться по подстатьям с соответствующим названием. При занесении их в ту или иную статью нужно ориентироваться на вид расходов.
В инструкции №25н (10) по бюджетному учету указано, что средства ИЗ, ингредиенты для специального питания заносятся на счет 105 00 000 «Материальные запасы». По дебету счета фиксируются сумма поступивших активов, по кредиту – объем их выбытия.
При фиксации расходов на оплату труда используются эти проводки:
- ДТ2 106 04 340 КТ2303 06 730. Начисление страховых взносов по производственным травмам.
- ДТ2106 04 340 КТ2302 09730. Траты на медосмотр.
- ДТ221001 560 КТ2302 09730. НДС по расходам на медосмотр.
- ДТ 210502 340 КТ2302 22730. Оприходование молока.
- ДТ221001 560 КТ2302 2730. Отражение НДС по купленному молоку.
- ДТ210505 340 КТ2302 22730. Оприходование средств ИЗ, купленных за счет работодателя.
- ДТ230209 830 КТ2201 01610. Оплата услуг по медосмотру.
- ДТ210505 340 КТ2302 22730. Приобретение спецодежды за счет взносов.
- ДТ230222 830 КТ2201 01610. Оплата спецодежды.
- ДТ230306 830 КТ2105 05440. Одежда направлена в эксплуатацию.
- ДТ230222 830 КТ2201 01610. Оплата молока и средств ИЗ.
Порядок отражения расходов по ОТ, если финансирование производилось за счет взносов на травматизм, не установлен. Поэтому компания может сама определить этот порядок.
ВАЖНО! Финансировать охрану труда за счет взносов можно только тогда, когда получено соответствующее разрешение от ФСС. Эта служба также утверждает норму расходования взносов.
Осуществляет ли компания возврат денег через Фонд социального страхования? Если да, то за какие именно расходы чаще возвращаются средства? Кто этим процессом занимается: служба охраны труда или бухгалтерия?
Возврат средств через Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) актуален для крупных предприятий, так как страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер лишь до 20 % от сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Как показывает практика, компании охотно пользуются этим инструментом для компенсации таких мероприятий, как СОУТ, обеспечение сотрудников СИЗ и проведение медицинских осмотров. На порядок реже возмещается обучение по охране труда с отрывом от производства.
Подача заявления на возврат денежных средств из ФСС — довольно трудоемкий процесс.
Процедуры до подачи заявления на возврат денежных средств из ФСС
Как правило, заявление в ФСС подготавливает и подает специалист по охране труда во избежание несоответствий. Бухгалтерия в данном случае следит только за суммами и сроками подачи документации. Процедура сопряжена со многими узконаправленными процедурами:
- проверка лицензий оказывающих услуги организаций;
- составление перечней СИЗ в соответствии с Типовыми нормами и перечня рабочих мест для СОУТ, списков на обучение;
- формирование текстов договоров и ценообразования.
Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) обязывает работодателя обеспечивать безопасные условия работы и охрану труда работников (ст. 212) и устанавливает минимальный уровень финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (ч. 3 ст. 226 ТК РФ) — затраты организации на охрану труда должны составляет не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Правовые мероприятия – обеспечение документацией, которая включает в себя нормативные акты и локальную документацию по охране труда организации. Это заключение индивидуальных договоров сотрудников, списков, приказов, положений и т.д.
Социально-экономические мероприятия – включает возмещение сотрудникам по несчастным случаям, обязательное страхование, выплата трудовых пособий работникам, с которыми расторгнут трудовой договор, обеспечение льготами работников, работающих на вредном производстве и проч.
Организационно-технические мероприятия – создание системы управления охраной труда (СУОТ).
Санитарно-гигиенические мероприятия – обеспечение снижения уровня воздействия опасных и вредных факторов на работников предприятия, создание благоприятных условий труда.
Лечебно-профилактические мероприятия – медицинские осмотры и психиатрическое освидетельствование, обеспечение должным питанием работников, задействованных во вредном производстве.
Реабилитационные мероприятия – обеспечение скорейшего восстановления работоспособности сотрудника, с которым произошел несчастный случай, или который получил профзаболевание.
Разработка плана мероприятий по охране труда — это процедура, реализуемая в рамках системы управления охраной труда (СУОТ). В сою очередь, СУОТ является обязательным мероприятием для каждой организации в России (ст. 212 ТК РФ).
План разрабатывается как новыми организациями, так и действующими для того, чтобы руководство могло отследить эффективность работы охраны труда и учесть расходы на эти мероприятия.
VIII. Основные источники финансирования мероприятий по охране труда
При разработке плана мероприятий по охране труда, необходимо учесть множество факторов. Начнем с самого начала работы офиса. Организация только что зарегистрировалась. Снимает офис и начинает переезд в него и набор штата сотрудников.
План мероприятий может выглядеть следующим образом:
1. Мероприятия по пожарной безопасности:
— изготовление плана эвакуации;
— закупка огнетушителей;
— ведение сопутствующей документации;
— приобретение указателей и таблички «Выход» на случай пожарной эвакуации;
— разработка программы инструктажа по пожарной безопасности;
— назначение ответственных за помещения.
По законодательству за помещение всегда отвечает его владелец, однако очень часто арендодатель перекладывает часть ответственности на арендующие организации. Выше приведен перечень самых распространенных мероприятий, с которыми сталкивается арендующие организации. Поэтому при выборе помещения необходимо учитывать этот момент.
Если же собственником помещения является сам работодатель, то необходимо позаботиться о том, чтобы помещение соответствовало требованиями пожарной безопасности ( наличие систем оповещения, исправность пожарных рукавов, беспрепятственный доступ к эвакуационным выходам и так далее).
2. Организация проведения предварительного медицинского осмотра для принимаемых на работу сотрудников ( в случае если это необходимо), а также психиатрических освидетельствований и предрейсового медосмотра (в случае если это необходимо).
С 24 мая 2020 для офисных сотрудников проведение таких осмотров отменили, однако если в компании есть водитель, то для него такие осмотры необходимы (психиатрические и предрейсовые). То же самое касается и других не офисных специальностей, если они есть в штатном расписании организации.
3. Проведение специальной оценки условий труда.
— определение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ;
— заключение договора с аттестованной организацией;
— содействие организации в процессе проведения спецоценки;
— сдача отчетности по итогам проведения;
— ознакомление сотрудников с результатами;
— организация проведения мероприятий, рекомендованным по результатам спецоценки.
Проведение данного мероприятия позволит определить условия труда. В том числе в материалах специальной оценки условий труда, по ее итогам, будет приведен список рекомендованных мероприятий, которые Вы сможете внести в план на следующий год (например замена ламп на более яркие и т.д.). Однако если на рабочих местах все в порядке, то никаких мероприятий в материалах СОУТ не будет.
4. Организация необходимого обучения по охране труда для руководителей и сотрудников организации (ОТ,ПБ,ЭБ,ГО и ЧС) в соответствии с внутренней структурой организации.
В данном случае вы направляете на обучение генерального директора, руководителей структурных подразделений и прочих ответственных лиц, которые непосредственно будут осуществлять контроль за соблюдением требований охраны труда и, благодаря обучению, будут иметь возможность проводить инструктажи.
5. Создание локальных нормативных актов и документов:
— система управления ОТ;
— приказы о назначении ответственных по различным вопросам, связанным с охраной труда;
— программы инструктажей;
— инструкции по охране труда;
— журналы учета;
— прочая сопутствующая документация (здесь можно расписать подробно какая именно (то есть связанная с медосмотрами, психиатрическими освидетельствованиями, эксплуатацией служебного автомобиля и так далее).
- Кому подчиняется служба охраны труда в организации?
- Порядок расследования несчастных случаев на производстве
- Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
- Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
- Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
- «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
- Обучение «Техносферная безопасность»
- «Техносферная безопасность» что это за специальность
- Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
- Программы обучения по охране труда по профессиям
- Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
- Приказ 559н требования к квалификации
- ЕТКС «Специалист по охране труда»
- Постановление 1/29
- ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
- Выбираем учебный центр по охране труда
- БГТУ им Шухова дистанционное обучение
- Дистанционное обучение по охране труда
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
В 2021 году требования, установленные положениями приказа № 76н, применяются как универсальные: они распространяются на организации всех форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей. Единственное исключение в этой области составляют физические лица, работающие в сельском хозяйстве, которые не зарегистрированы в качестве ИП. Основные требования к работодателям в ходе организации работ сосредоточены в следующих направлениях:
- достижение нужного уровня безопасности труда работников;
- организация рабочих мест и производственных помещений;
- организация технологических процессов;
- перевозка и хранение сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий и отходов производства.
При этом эксперты отмечают, что требования к безопасной организации труда в ходе осуществления разных видов сельскохозяйственных работ могут сыграть основную роль в достижении цели по снижению уровня производственного травматизма в отрасли.
Контроль за соблюдением перечисленных и иных требований, установленных данным нормативным документом, осуществляют сотрудники территориальных подразделений Государственной инспекции труда по месту работы предприятия. При этом полный объем ответственности за выполнение действующих нормативов возлагается на работодателя. При обнаружении фактов их невыполнения к виновнику могут применяться серьезные санкции, зафиксированные в статье 5.27.1 КоАП РФ.
Согласно этому разделу нормативного документа максимальный штраф для должностных лиц, виновных в таких нарушениях, может составить до 40 тысяч рублей, либо его могут заменить дисквалификацией на период до 3 лет. Максимальное наказание для ИП по этой статье составляет 40 тысяч рублей; оно может быть заменено остановкой работы на срок до 90 дней. Максимальный штраф для организаций по рассматриваемой статье достигает 200 тысяч рублей; его также могут заменить остановкой работы на срок до 90 дней. При этом если такие нарушения стали причиной серьезных последствий, например, гибели людей, государственные органы могут квалифицировать их на основании положений Уголовного кодекса.
Хотя основной нормативный документ, определяющий требования охраны труда в сельском хозяйстве, был принят относительно недавно, Министерство труда уже выступило с инициативой о необходимости их пересмотра. Такое предложение было обусловлено продолжающимся изменением технологий и условий работы в рассматриваемом направлении. Дополнительными обстоятельствами, обусловливающими потребность в этой инициативе, стали:
- продолжение внедрения принципов риск-ориентированного подхода в работе контролирующих и надзорных органов. Такой подход предполагает систематизацию информации о характеристиках всего объема подконтрольных предприятий с разделением их на классы риска производственной деятельности. Компании, характеризующиеся наиболее высоким уровнем риска, в рамках этого подхода требуют наиболее частого контроля. При этом компании, которым присвоена наименьшая категория риска, полностью освобождаются от прохождения плановых проверок;
- внедрение принципа «регуляторной гильотины», который предполагает пересмотр всего массива действующей нормативной базы на предмет ликвидации устаревших и избыточных требований.
В связи с приведенными обстоятельствами Министерство уже разработало проект новых правил по охране труда в сельском хозяйстве. Предполагается, что в течение 2021 года этот нормативный документ пройдет все обязательные процедуры по его согласованию и принятию. Сейчас анализируемый проект согласно действующему порядку уже опубликован на официальном государственном портале проектов. Он уже проходит процедуру публичного обсуждения, которая продлится с 29 января по 18 февраля текущего года. Параллельно с этим этапом ведется антикоррупционная экспертиза документа, которая пройдет в те же сроки.
По окончании этих процедур Министерство экономического развития России должно будет дать проекту официальную оценку регулирующего воздействия. Если заключение ведомства будет положительным, документ передадут для последующего рассмотрения в Министерство юстиции. Если же этого не произойдет, его направят разработчику для внесения требуемых корректировок и изменений, а затем он будет предоставлен на повторное рассмотрение. В Минтруде считают, что если процесс согласования документа пройдет в соответствии с планируемым графиком, он может вступить в действие уже с 1 января 2022 года. Если это произойдет, 2021 год станет последним, в течение которого требования по охране труда в сельском хозяйстве будут регулироваться прежним приказом № 76н.
Специалисты отмечают, что важнейшие сферы работы сельскохозяйственных организаций, которые будут регулироваться обновленным документом, останутся прежними. В их число входят:
- общие правила достижения требуемого уровня безопасности труда персонала при выполнении сельскохозяйственных работ;
- нормативы и требования, устанавливаемые в отношении производственных помещений;
- государственные требования по достижению безопасности важнейших типов технологических процессов в сельском хозяйстве;
- правила выполнения перевозки всех видов сырья, материалов, заготовок, готовых продуктов и отходов, применяемых и получаемых в ходе работы сельскохозяйственных организаций.
Однако, уточняют специалисты, в рамках каждого из этих направлений предполагается пересмотр конкретных инструментов и механизмов достижения требуемого уровня безопасности труда работников. В пояснительной записке к проекту нормативного документа уточняется, что основной целью его разработки становится снижения уровня травматизма персонала в отрасли, а также исполнение поручений президента РФ, зафиксированных в документе под номером Пр-294 от 26 февраля 2019 г. Подпункт б) пункта 3, на который ссылаются разработчики, как раз и предполагает продолжение внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, и выполнение принципа «регуляторной гильотины», действие которой распространяется и на сельское хозяйство.
Каждый работодатель обязан улучшать условия труда, создавать оптимальную и безопасную трудовую среду, согласно ст. 163 ТК. План мероприятий по улучшению условий и охраны труда обязателен, если на охрану труда затрачиваются значительные средства, и работодатель собирается за счет этих затрат уменьшить взносы в ФСС на травматизм. Вернуть можно до 20% взносов, уплаченных за прошлый год.
Для этого до 1 августа подается заявление в ФСС в произвольной форме. Программа по улучшению условий труда на текущий год будет основным документом для возврата взносов на травматизм за прошлый год.
Разрабатывать план по улучшению условий и охраны труда нужно в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- ст. 212, 226 ТК. Ст. 226 Трудового кодекса РФ. Предписывают производственному предприятию тратить не менее 0,2 % производственных расходов на улучшение условий и охрану труда. Собственно, план мероприятий и определяет, куда будут потрачены выделяемые средства.
- Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н. Этот документ содержит перечень мероприятий, которые могут быть включены в план по улучшению условий работы.
- ГОСТ 12.0.230.1-2015. Этот госстандарт описывает систему управления охраной труда, планирование и профилактику.
Хорошие и безопасные условия труда должны быть обеспечены:
- рациональным распределением нагрузки между работником и оборудованием;
- использованием разумных норм работы и отдыха;
- улучшением технологических процессов и оборудования;
- подбором профессиональных кадров.
Охрана труда в сельском хозяйстве: что будет в 2021 году?
Перечень всех возможных мероприятий есть в указанном выше приказе Минздравасоцразвития № 181н. Приведенный здесь список не исчерпывающий:
- специальная оценка условий труда (СОУТ);
- модернизация или закупка более современного оборудования;
- монтаж защиты оборудования от внешних факторов;
- совершенствование систем сигнализации и оповещения;
- обеспечение работников спецодеждой и средствами защиты (особенно актуально в нынешних «коронавирусных» реалиях);
- освещение рабочих мест в соответствии с нормативами;
- оснащение производства пунктами первой медицинской помощи, или улучшение имеющихся;
- устройство комфортных зон для отдыха;
- отдельная столовая (или иное помещение для приема пищи), что тоже актуально в период пандемии;
- установка кулеров с питьевой водой;
- проведение обязательных профилактических медосмотров.
Список можно еще продолжать, каждый пишет по актуальности и необходимости. Особенно, как уже указывалось, необходимо обратить внимание на разъяснения Роспотребнадзора по противодействию распространения заболеваний. Сообразно рекомендациям можно внести изменения существующий план. Кстати, делать это в течение года допустимо, тем более, если это пойдет на пользу сотрудникам.
Полный перечень мероприятий есть в Приказе. Он носит рекомендательный характер и предлагает классификацию по группам:
- организационные;
- санитарные;
- технические;
- общие;
- частные;
- индивидуальные.
Организация может расширить перечень.
Типовая форма указанного плана по улучшению условий и охраны труда предлагается в указанном приказе Минздравасоцразвития № 181н. Самое главное, что там должно быть — сведения о финансировании запланированных мероприятий.
Также в плане должна быть информация о лицах, ответственных за его реализацию на предприятии. Как правило, это руководители подразделений и специалисты, назначенные ответственными в положении об охране труда.
Обязательно должны быть обозначены сроки исполнения плана, как в целом, так и отдельных мероприятий.
Подготовленный и надлежащим образом проработанный проект плана по улучшению условий и охраны труда проходит согласование во всех подразделениях. Опционально оформляется акт при участии профсоюза (это необязательно, но используется в крупных компаниях).
При утверждении плана возможны его корректировки «на местах». После этого план мероприятий может быть оформлен как раздел коллективного соглашения или договора. В него вносятся все ответственные за его исполнение. План оформляется в итоговый документ, подписывается руководителем. Затем идет утверждение приказом по предприятию.
После того, как он прошел все стадии согласования, в крупных компаниях или по требованию профсоюза может потребоваться его публикация на сайте компании. Для этого, а также для внесения текущих изменений, рекомендуется назначить отдельное ответственной лицо (им может быть и руководитель).
-
Инструкция по охране труда для сотрудника на дистанционной работе
3,7 тыс. 0
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
Улучшение условий и охраны труда: составляем план
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15
«О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Федеральный закон от 23.04.2018 N 87-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 19.07.2018 N 207-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда»
-
Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
-
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О несостоятельности (банкротстве)»
-
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«О негосударственных пенсионных фондах»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 315-ФЗ
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации»
-
Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)»
-
Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 304-ФЗ
«О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О муниципальной службе в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.08.2018)
«О банках и банковской деятельности»
-
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
- Анализ 2020 года и подготовка к 2021-му
- Цифровой куратор. Все о новой профессии
- Забытые профессии: золотарь не держал золота, а битье мальчика не было преступлением?
- Самая ужасная работа в истории человечества
- Россия лечит раны: немецкие страховщики нашли, чему поучиться у наших реабилитологов
- Как правильно — пожарный или пожарник?
- О праве доступа на пляж: что делать, если не пускают?
- Когда вы последний раз ушли с работы вовремя?
Охрана труда — забота не только работодателей, но и государства. Оно также непосредственно заинтересовано и участвует в мероприятиях по ОТ. Так что первым из источников финансирования, указанных в ст. 226, является бюджет (федеральный, региональный, местный, а также подобные внебюджетные источники). Бюджетное финансирование осуществляется в порядке, установленном НПА соответствующего уровня. Например, в виде целевых субсидий.
Еще 2 указанных в ней источника — добровольные взносы организаций и физлиц, а также специально создаваемые фонды ОТ. Оба, надо сказать, достаточно редко используются обычными фирмами.
В большинстве организаций финансовое обеспечение ОТ полностью лежит на них самих.
Что самое важное, ни при каких условиях не допускается перекладывание расходов по ОТ на работников. На это в ст. 226 ТК РФ есть прямой запрет.
Статья 226 ТК РФ. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Охрана труда и производственный травматизм находятся в тесной связи. В связи с этим ФСС как орган, администрирующий «несчастные» взносы, может некоторым образом поучаствовать в мероприятиях по охране труда, профинансировав предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний (порядок утвержден приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н).
Живых денег ФСС вам не перечислит, но определенные расходы (указанные в приказе № 580н) можно возместить за счет уплачиваемых взносов на травматизм. Размер такого финансирования в общем случае составляет до 20% от разницы между начисленными взносами и понесенными расходами за прошлый год.
Порядок получения возмещения заявительный, по решению соцстраха. Все особенности подачи заявления, принятия фондом решения, подтверждения расходов прописаны в приказе № 580н.
В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.
Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.
Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.
Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.
В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.
Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.
Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).
Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.
С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).
В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).
Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.
Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).
Финансирование мероприятий по охране труда в вопросах и ответах
Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.
Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.
Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).
Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.
Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.
Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).
Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.
Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.
Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.
Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.
Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.
С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.
Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На федеральном, региональном и местном уровнях могут формироваться целевые фонды, направленные на улучшение охраны труда.
Ст. 226 ТК РФ: вопросы и ответы
Исчерпывающий перечень действий, которые планируется направить на улучшение условий труда, закрепляется нормами законодательства России. Среди наиболее значимых выделяют следующие:
- процедура оценивания текущих условий труда;
- модернизация производственного оборудования;
- установка (монтаж) системы защиты оборудования от воздействия внешних факторов;
- модернизация (совершенствование) системы оповещения наемного персонала и сигнализации;
- обеспечение всех сотрудников специальными индивидуальными и коллективными средствами защиты – спецодежда обязательно изготавливается на территории России и только из отечественных материалов;
К наиболее важной процедуре принято относить правильное составление и утверждение сметы расходов на следующий отчетный календарный год. Размер затрачиваемых средств напрямую зависит от следующих факторов:
- специфика деятельности предприятия;
- наличие либо отсутствие предписаний от государственного контролирующего органа;
- целесообразность и необходимость проведения специальной оценки;
- комплекс мер, который направлен на модернизацию производственного оборудования.
Ст. 226 ТК РФ подробно описывает стандартный механизм выделения средств на повышение уровня безопасности каждого наемного рабочего.
Источниками являются:
- средства из федерального бюджета, а также регионального либо местного, при этом предусматривается финансирование из внебюджетных источников;
- средства из добровольных сборов организации и трудоустроенных лиц (наемных сотрудников: электрогазосварщика, инженера и пр.);
- средства работодателя.
Важно! Каждый вариант отличается определенными особенностями, что позволит достичь эффекта и существенно улучшить в дальнейшем показатели безопасности.
Средства должны быть выделены для повышения безопасности при выполнении работ в целом. Процедура по организации мероприятий осуществляется за средства:
- государственного;
- территориального;
- областного бюджета, а также многочисленных внебюджетных фондов.
Порядок регулируется нормами федерального и регионального законодательства.
Справка! На государственном уровне и местными органами самоуправления в частности формируются дополнительные фонды. Основная задача заключается в выделении дополнительных средств в случае необходимости.
Финансирование мероприятий по охране труда
Отсутствие должного уровня финансирования компании либо прочего учреждения, не считается весомым основанием для отказа в реализации разработанного комплекса мер, основная задача которых заключается в улучшении безопасности и комфорта при выполнении работ.
Важно! При выявленном нецелевом израсходовании средств требуется вернуть их в полном объеме в сочетании с уплаченным штрафом, выписанном уполномоченным контролирующим органом. Трудовой Кодекс Российской Федерации предоставляет всевозможные рычаги давления на нарушителей.
В соответствии с нормами федерального российского законодательства, периодом для расчета выступает отчетный календарный год. Законодательством установлен порядок определения системы определения суммы, которая способна дать положительный результат, в том числе экономический (рост производства и пр.) после реализации поставленных целей и задач.
Как осуществляется финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, указано в законодательстве РФ. Трудовым законодательством предусмотрена сумма финансирования, которая является минимальной (0,2 от суммы производственных затрат). При несоблюдении правил предусматривается административная ответственность со всеми вытекающими последствиями.
Финансирование мероприятий – ключевой этап для улучшения условий охраны труда. Порядок расчет необходимого объема средств регулируется нормами российского законодательства. При нецелевом использовании наступает административная ответственность.
Современное состояние и изменение биогенных компонентов на территории Дрогичинского района Скачать 106518 2 0
… , если 7в системе удобрений не использовать органику. Основное направление использования рекультивированных площадей – создание на них долговременных сенокосов и пастбищ. 1.5 Климат Территория Дрогичинского района по агроклиматическому районированию относится к южной повышенно-теплой и неустойчиво-влажной зоне республики. Продолжительность периода со среднесуточной температурой выше ОС -255 …
Он привязан к видам экономической деятельности (ВЭД) и рассчитывается как средний показатель по ВЭД. Средний уровень травматизма, средний уровень заболеваемости, средний размер расходов на возмещение по страховым случаям. Одно делится на второе, на третье и получается числовой коэффициент, который называется коэффициентом профессионального риска. В зависимости от полученного числового коэффициента вид экономической деятельности относится к тому или иному классу профессионального риска. Сейчас таких классов 32. Страховой тариф в I классе – 0,2%, в XXXII – 8,5%. Страховой тариф по этому виду страхования привязан к фонду оплаты труда предприятия. Ниже приведена таблица размеров страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
Класс профессионального риска Размер страхового тарифа, % Класс профессионального риска Размер страхового тарифа, % I 0,2 XVII 2,1 II 0,3 XVIII 2,3 III 0,4 XIX 2,5 IV 0,5 XX 2,8 V 0,6 XXI 3,1 VI 0,7 XXII 3,4 VII 0,8 XXIII 3,7 VIII 0,9 XXIV 4,1 IX 1,0 XXV 4,5 X 1,1 XXVI 5,0 XI 1,2 XXVII 5,5 XII 1,3 XXVIII 6,1 XIII 1,4 XXIX 6,7 XIV 1,5 XXX 7,4 XV 1,7 XXXI 8,1 XVI 1,9 XXXII 8,5 - Обзор состояния травматизма в растениеводстве в России и зарубежных странах 2018 / Студенникова Н.С.
- Влияние техногенных и социальных рисков на формирование системы управления охраной труда в Иркутской области 2016 / Тимофеева Светлана Семеновна, Какаулин Сергей Петрович
- Состояние условий и охраны труда в современной России 2017 / Самарская Надежда Александровна
- Анализ состояния условий труда в горнодобывающем комплексе республики Саха (Якутия) 2017 / Алексеев Андрей Михайлович, Петрова Любовь Владимировна, Сивцева Алена Ивановна
- Экономическое обеспечение охраны труда: теория, методология, практика 2019 / Усикова Оксана Владимировна
Похожие записи:
-