Кандидат в депутаты права
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кандидат в депутаты права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Согласно избирательному кодексу, в совете может быть от 22 до 120 депутатов в округе. Их количество считается пропорционально количеству избирателей:
- до 10 000 избирателей – 22 депутата;
- от 10 до 30 000 избирателей – 26 депутатов;
- от 30 до 50 000 избирателей – 34 депутата;
- от 50 до 100 000 избирателей – 38 депутатов;
- от 100 до 250 000 избирателей – 42 депутата;
- от 250 до 500 000 избирателей – 54 депутата;
- от 500 до 1 млн избирателей – 64 депутата;
- от 1 млн до 2 млн избирателей – 84 депутата;
- более 2 млн избирателей – 120 депутатов.
Интересно то, что на этих выборах действуют гендерные квоты — партии должны включить в свои списки определенное количество женщин.
“Это требование касается как единого списка, где на каждую пятерку кандидатов должно быть 2 женщины или наоборот, так и территориальных избирательных списков, где должна быть соблюдена эта процедура гендерной квоты”, — рассказал в пояснительном видео аналитик гражданской сети “ОПОРА” Александр Неберикут.
Депутатом может стать любой гражданин в возрасте от 18 лет. В общинах, где население меньше, чем 10 тысяч людей, депутат может пойти самовыдвиженцем. Если же человек в округе больше, депутата должна выдвинуть партия по спискам.
Сколько стоит стать кандидатом в депутаты?
Согласно постановлению, которую ЦИК приняла 21 августа, денежный залог вносят местные организации политических партий за своих кандидатов или сами кандидаты, если они идут как самовыдвиженцы. Это нужно делать уже после начала избирательного процесса, но перед тем, как кандидат подаст свои документы. Но размер этого залога пока неизвестен.
“Центральная избирательная комиссия не позднее чем на пятый день после начала избирательного процесса, а это у нас 5 сентября, определяет размеры денежных залогов. Так что это будет в районе 9-10 состоится определение залога”, — рассказал Свободному радио представитель ЦИК Константин Хивренко.
В соответствии с действующей редакции Закона о выборах, денежный залог формируется в зависимости от количества избирателей в области, городе, селе или районе — 4 минимальных зарплаты на 100 000 избирателей. То есть в городе, где 100 тысяч избирателей, кандидат должен заплатить за участие в выборах около 18 тысяч гривен. Но окончательную сумму ЦИК будет формировать все же позже.
Денежный залог могут вернуть:
– если кандидату отказали в регистрации
– если выборы сорвали
– если кандидат выиграет на выборах.
Когда кандидат в депутаты принесет пакет документов, территориальная избирательная комиссия за 5 дней решить, будут ли они регистрировать кандидата. Отказать в регистрации ТИК может только при нескольких обстоятельств:
- партия нарушила порядок выдвижения кандидата;
- в партийном списке больше кандидатов, чем должно быть;
- кандидат не принес все документы;
- кандидат сменил гражданство;
- суд признал кандидата недееспособным.
Однако, в любом случае территориальная избирательная комиссия в решении об отказе должен указать исчерпывающие основания для отказа
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины» гласит, что народные депутаты Украины (далее — депутаты) избираются гражданами Украины на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Количественный состав Верховной Рады Украины составляет 450 депутатов.
Выборы депутатов осуществляются по смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе:
1) 225 депутатов избираются по пропорциональной системе в общегосударственном многомандатном избирательном округе (далее — общегосударственный округ) по избирательным спискам кандидатов в депутаты (далее — избирательные списки) от политических партий (далее — партии);
2) 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах (далее — одномандатные округа).
Кто и как может стать кандидатом в депутаты (Инструкция)
Депутаты местного самоуправления имеют меньше власти, чем представители Госдумы. Но даже такой “маленький человек” решает многие вопросы. Например, утверждают бюджет, отчитываются перед населением за использование средств, вносят изменения в Устав муниципального образования, распоряжаются государственным имуществом, занимаются вопросами попечительства и т. д.
Местные депутаты могут создавать законы, чтобы жизнь людей округа изменилась в лучшую сторону. Депутаты должны прислушиваться к населению, чтобы решить вопросы местного значения. Для этого организуются слушания и референдумы. Также они контролируют деятельность лиц муниципального значения и решают социально-экономические задачи, например, собирают статистические данные для органов госвласти.
Из привилегий можно отметить бесплатный проезд в транспорте и первоочередное решение своих вопросов в органах местного самоуправления. Каждый депутат получает соответствующее удостоверение на весь срок своего избрания.
Полномочия депутатов в каждом регионе разные. Но все они напоминают волонтерскую работу. В столице представители народа занимаются вопросами организации досуга, капремонта помещений, благоустройством дворов, попечительством. Ответы на все запросы от населения муниципалитеты должны давать в течение месяца. Это и есть для них основная мера воздействия.
По закону депутаты обязаны ежемесячно принимать избирателей и ежегодно информировать их о результатах проделанной работы через СМИ. С этой же целью депутаты «низового» ранга могут без уведомления властей встречаться с избирателями.
Депутаты всех уровней (как муниципальные, так и государственные) отчитываются о своих доходах и имеют право на неприкосновенность. Они не получают зарплату и могут бесплатно пользоваться транспортом.
Можно начать политическую карьеру в Госдуме или органе местного самоуправления. В обоих случаях первые шаги на пути к цели не меняются.
Чтобы начать политическую карьеру:
- ознакомьтесь с местным законодательством;
- соберите инициативную группу из района, которая выдвинет вас в депутаты;
- выиграйте выборы.
Первый этап отбора — это выдвижение кандидатуры на выборы. Лучше всего действовать от блока. Политикам-самовыдвиженцам приходится самостоятельно набирать голоса избирателей или вносить залог за кандидатуру. Далее предоставьте заявление о желании стать депутатом в Госдуму и выполните все требования, предъявляемые к кандидатам.
Самый сложный этап — агитация избирателей. Необходимо убедить людей, что депутатом должны стать именно вы. На это у кандидатов есть достаточно времени: от начала регистрации до дня выборов.
После выборов начинается подсчет голосов. Кандидат, который набрал больше всего голосов, является избранным. Однако, существует исключение: если проголосовавших «За» меньше, чем тех, кто проголосовал «Против всех», результаты аннулируются и проводятся повторные выборы.
Оценить свои силы и оценить тонкости дела можно, став помощником, правой рукой. Тем более, что сегодня существуют специальные школы по подготовке таких специалистов. Опытные преподаватели по экспресс программе за 72 часа введут учеников в курс дела. Документооборот, делопроизводство, правовая база и даже психологический тренинг — все это часть программы обучения. Цена вопроса — от 1 до 35 тыс. руб. Участие в таких курсах не гарантирует трудоустройство в Госдуму. На работу помощников берут по рекомендациям сенаторов. Единственное требование — наличие высшего образования. О высоких доходах можно забыть. Всего на зарплату штатным помощникам Госдумы выделятся 165 тыс. руб.
По статистике ФОМ, 44% россиян интересуются политической жизнью страны. В основном это люди с высшим образованием, чей доход превышает 30 тыс. руб. в месяц. Будущий кандидат должен быть осведомлен об актуальных политических событиях и знать мнение о них своего окружения. Тем более, что по статистике, россияне чаще обсуждают политические вопросы с членами семьи (45%) и с друзьями (33%), чем с коллегами по работе (22%).
Где и какие выборы проходят
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Интересоваться политической жизнью и проводить агитацию нужно не только после регистрации, но и до нее.
- Народ должен знать кандидата в лицо. Для этого следует проводить как можно больше встреч с населением избираемого округа.
- Люди должны верить кандидату. Для этого не прекращайте общение с населением и делайте это убедительно. Эта обязанность чаще всего ложится на команду кандидата, которая продумывает каждый шаг и проводит переговоры с нужными людьми.
Максимум за 30 дней до выборов в избирательную комиссию предоставляются:
- подписные листы избирателей в поддержку кандидата;
- заявление кандидата о баллотировании в округ;
- личные данные кандидата: ФИО, дата рождения, место жительства, место работы, занимаемая должность, род деятельности.
Комиссия в течение трех дней проверяет соответствие процедуры выдвижения, проводит регистрацию, путем перечисления кандидата в подписном листе, и выдает соответствующее удостоверение. Затем информация о зарегистрированных кандидатах попадает в СМИ.
В заявлении необходимо указать паспортные данные, место жительства, ИНН (его можно посмотреть на сайте налоговой), гражданство, сведения о профессиональном образовании, основное место работы и занимаемую должность или род занятий. Также в заявлении нужно отметить, что в случае избрания вы прекратите заниматься деятельностью, несовместимой с депутатством (например, госслужба).
Ограничений много. Но главное заключается в том, что все операции необходимо проводить через избирательный счет. Печатать агитационные материалы только по предоплате с этого счета и исключительно в аккредитованных на выборы типографиях. При этом на счет можно внести только 40 тысяч рублей из собственных денег и по две тысячи от физлиц — поддерживающих вас избирателей.
Да. В случае выдвижения от одной из четырех парламентских партий либо в случае выдвижения от «Яблока» в одном из 18 районов Москвы, где в действующем созыве есть депутаты от этой партии.
Как проводить агитационную кампанию?
Как правило, муниципальная агитационная кампания ведется по четырем направлениям: интернет, СМИ, обход домов в районе и специальные мероприятия. Это могут быть агитационные пикеты, встречи с главой управы и префектом и общение с избирателями непосредственно во дворах дома. Интернет используют для работы с волонтерами и сбора средств, медиа и пикеты — для повышения узнаваемости, встречи во дворе — для повышения доверия, а поквартирный обход для всего вместе: сбора проблематики района, знакомства с избирателями, раздачи газет, повышения доверия, мобилизации накануне голосования.
Важно! В агитации не разрешается использование изображений людей, обещаний материальной выгоды в случае избрания кандидата, а также материалов, направленных на разжигание социальной розни. Кроме того, запрещается использование объектов, защищенных авторским правом, и рекламы коммерческих фирм.
Кандидат в депутаты — лицо, выдвинутое в установленном законом порядке (зарегистрированное избирательной комиссией) в качестве претендента на замещаемый посредством прямых выборов депутатский мандат.
С приобретения лицом статуса «кандидат в депутаты» фактически начинается его избирательная кампания, направленная на избрание лица и замещение им по результатам выборов депутатского мандата. Если депутат выдвигается от партии, то его выдвижение происходит на съезде партии или в результате праймериз.
Этот способ предусматривает самостоятельное выдвижение своей кандидатуры в течение 20 календарных дней с момента официального опубликования постановления о проведении выборов. На данном этапе кандидаты в депутаты предоставляют в избирательную комиссию:
- уведомление о самовыдвижении;
- заявление, которое содержит согласие баллотироваться;
- копию паспорта, иных документов;
- достоверные сведения о доходах, ценных бумагах, вкладах в банках и т. д.
В список кандидатов Центральная избирательная комиссия России не включит кандидата в случае скрытия:
- Факта неснятой или непогашенной судимости.
- Наличия факта несоблюдения ограничений в период агитационного периода.
- Наличия сведений о регистрации в другом федеральном списке кандидатов.
- Наличия иных факторов, которые противоречат действующему законодательству России.
Имеет право баллотироваться в депутаты Госдумы человек, достигший 21-летнего возраста, не признанный недееспособным, не содержащийся в местах лишения свободы, а также он должен являться гражданином России. Регистрации кандидатов в депутаты предшествует сбор подписей от избирателей в свою поддержку. Если будущий депутат получил уведомление от избирательной комиссии о своем выдвижении, на следующий день он уже может собирать подписи в поддержку своей кандидатуры. В последующем данные подписанные листы необходимо сдать в избирательную комиссию. Существует ограничение по срокам, согласно действующему законодательству – не позднее истечения двадцати дней после публикации постановления о проведении выборов.
Избирком проверит подлинность подписанных листов, которые ей предоставит желающий баллотироваться. После этого она в десятидневный срок примет решение о регистрации кандидата или об отказе. Решение ЦИК России о формировании списка кандидатов может быть оспорено в Верховном суде страны. Законодательный орган вынесет соответствующее решение в течение пяти дней с момента поступления жалобы.
С момента положительного ответа от избирательной комиссии кандидат имеет полное право проводить агитацию среди избирателей. В агитации есть ряд исключений: законом запрещается подкуп избирателей, вручение подарков и так далее. Агитация заканчивается в 00:00 часов по московскому времени за сутки до голосования (до дня тишины).
Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии, а порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования определяются уставом политической партии. Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется в течение 25 дней после дня официального публикации решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
В федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, могут быть включены и члены этой партии, и граждане, не являющиеся членами партии. В федеральный список кандидатов не могут быть включены граждане, являющиеся членами иных политических блоков. В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400, региональных групп кандидатов должно быть не менее 35.
Федеральный список кандидатов может быть разбит на общефедеральную и региональную части. В региональную часть входят региональные группы кандидатов. При отсутствии в федеральном списке кандидатов общефедеральной части весь список разбивается на региональные группы кандидатов. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать всю территорию Российской Федерации.
В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более десяти кандидатов. В федеральный список кандидатов могут быть включены кандидаты, выдвинутые политической партией по одномандатным избирательным округам[1].
Кандидат в депутаты Государственной думы России имеет следующие права[2]:
- Кандидат обладает личной неприкосновенностью, то есть не может быть привлечён к уголовной ответственности или арестован без согласия Генерального прокурора России.
- Кандидат освобождается от работы, военной службы и военных сборов.
- Кандидат не может быть: уволен с работы по инициативе работодателя; переведён без его согласия на другую работу или должность или направлен в командировку; призван на военную службу и военные сборы.
- Кандидату оплачивается определённое количество поездок на общественном транспорте.
- Кандидат может иметь определённое количество доверенных лиц.
Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики
Наблюдатель — человек, который во время выборов или референдума следит за соблюдением законодательства, а именно за проведением голосования, подсчетом голосов, установлением его итогов, определением результатов выборов.
По закону наблюдателем не может быть гражданин России, занимающий выборную должность (например, мэр, губернатор или депутат) или возглавляющий орган исполнительной власти (чиновник), судьи, прокуроры и члены избиркомов с правом решающего голоса тоже не могут быть наблюдателями.
Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая свой федеральный список кандидатов на выборах. Кроме того, каждый кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, тоже может назначить своих наблюдателей. Это же вправе сделать и субъекты общественного контроля, то есть Общественные палаты (только в этом случае они смогут назначить наблюдателей только в те избирательные комиссии, которые расположены на территории соответствующего субъекта России). На участке разрешено присутствовать 1—2 наблюдателям от каждой партии или кандидата. Удалять наблюдателей с участка можно только по решению суда.
Чтобы стать наблюдателем, гражданин России может обратиться напрямую в партию или к кандидату. Если человек подходит, то штаб партии или кандидата проведет подготовительный тренинг. Впрочем, подготовиться будущий наблюдатель может и сам. Например, подготовкой наблюдателей занимаются в общероссийском движении в защиту прав избирателей «Голос»*.
Есть еще один способ стать наблюдателем — получить удостоверение журналиста. В таком удостоверении должны быть указаны название юрлица, которое выпускает СМИ, наименование самого СМИ, сведения о государственной регистрации СМИ, ФИО и фото представителя СМИ, дата и срок действия документа, а также подпись главреда.
Наблюдатель имеет право:
- Знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях.
- Находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время.
- Наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям.
- Присутствовать при голосовании вне помещения для голосования.
- Наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней.
- Наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей.
- Визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов.
- Обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии или его заместителю.
- Знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами нижестоящих избирательных комиссий, получать от избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов.
- Обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
- Присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии.
- Осуществлять в помещении для голосования фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии. Место для съемки определит председатель комиссии.
Наблюдатель не имеет права:
- Выдавать избирателям избирательные бюллетени.
- Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня.
Статья 5.69 КоАП устанавливает административную ответственность за вмешательство в осуществление установленных законодательством РФ о выборах полномочий УИК, повлекшее нарушение установленного порядка работы комиссии, либо за создание помех участию в голосовании, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Для граждан предусмотрен штраф в размере от 2000 до 5000 рублей, для должностных лиц — в размере от 20 000 до 50 000 рублей.
- Заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень.
- Нарушать тайну голосования.
- Принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса.
- Совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.
- Проводить предвыборную агитацию среди избирателей.
- Участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
*«Голос» — организация признана иноагентом.
РУКОВОДСТВО для кандидата в депутаты местного кенеша
Как стать депутатом и получить допуск до голосования, подскажет юрист. После того, как муниципальное собрание одобрит кандидатуру, будущему народному избраннику нужно за 30 дней собрать необходимое количество подписей и открыть избирательный счёт. Следует грамотно оформить подписные листы. Если будут допущены ошибки, подпись не засчитают. Юрист должен сопровождать кандидата на протяжении всей предвыборной кампании.
Количество требуемых подписей зависит от числа избирателей в округе. Минимальный порог – 0,5% подписей на мандат. Членам парламентских партий проходить этот этап не нужно.
Все денежные операции, совершающиеся в рамках предвыборной кампании, должны осуществляться с избирательного счёта. Сумма, на которую кандидат может пополнить счёт, ограничена.
Для привлечения избирателей используются следующие методы:
- реклама в СМИ;
- поквартирные обходы;
- распространение листовок;
- общественные акции;
- встречи с избирателями и др.
По статистике, средняя стоимость предвыборной кампании при выборах в муниципальные органы составляет 80 тысяч рублей. Если проводится голосование в Государственную думу, расходы на агитационные материалы могут возрасти до миллионов.
Шансы попасть в Государственную думу невысокие, но всё-таки есть. Для этого нужно:
- иметь надёжную команду;
- состоять в партии;
- действовать согласно разработанной стратегии;
- ранее занимать должность местного депутата;
- регулярно выступать на публике;
- иметь хорошую репутацию у избирателей.
Одной из главных составляющих успешной предвыборной кампании является имидж. Кандидат должен заслужить репутацию надёжного человека, который руководствуется не личными интересами, а интересами народа и страны. Члены Госдумы всегда находятся на виду, к ним обращено повышенное внимание СМИ. Любое неосторожное высказывание или необдуманное действие может иметь серьёзные последствия.
Вступить в партию может любой совершеннолетний гражданин. Некоторые партии сначала требуют пройти «испытательный срок», который длится от 2-3 месяцев до полугода. Это время отводится стороннику партии на ознакомление с основными положениями, на принятие решения о том, соответствует ли политическая программа его личным убеждениям.
В ряде партий процесс вступления сложнее, и можно получить отказ. В других же для получения партийного билета достаточно оставить онлайн-заявку. Так в свои ряды принимает новых членов ЛДПР.
Выборы в Государственную думу проводятся после истечения конституционного срока или в случае роспуска Госдумы предыдущего созыва. Депутаты избираются на всеобщем голосовании. Участие в голосовании является добровольным. Любой совершеннолетний россиянин может отдать свой голос.
Дату проведения голосования объявляют не позднее чем за 90 суток до выборов. После оглашения даты каждая партия определяет своих выдвиженцев. Сбор подписей от избирателей не проводится.
Выборы всегда назначаются на воскресенье. Во всех субъектах организуются избирательные участки. Оставить свой голос может и гражданин России, находящийся за пределами страны. Участки для голосования открываются при российских консульствах.
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты
Лишиться депутатского мандата можно по следующим причинам:
- сложить полномочия по собственному желанию;
- попасться на уклонении от налоговой службы;
- быть исключённым из фракции;
- завести счёт в иностранной финансовой организации;
- сменить гражданство;
- быть осуждённым на тюремный срок.
Члены Госдумы могут быть наказаны лишением полномочий из-за ведения бизнеса. Также без депутатского мандата остаются лица, перешедшие на службу в другие органы.
Регистрация кандидатов (списков кандидатов) является важным этапом в избирательном процессе. Кроме того, именно процесс регистрации в значительной части вызывает споры, жалобы как на предвзятое отношение к кандидатам соответствующих избирательных комиссий, так и на несовершенство самого порядка регистрации. Поэтому законодатель старается наиболее тщательно и полно прописать порядок регистрации. В последнее время (2005—2007) законодатель расширил перечень предоставляемых сведений о кандидатах. Значительно возросли требования к их достоверности. В случае обнаружения неточности в представляемых биографических данных или их недостоверности кандидату или отказывают в регистрации, или снимают его уже с состоявшейся регистрации. Введены основания для отказа в регистрации в случае ненадлежащего оформления документов.
Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по письменному заявлению кандидата о самовыдвижении, а также по представлению отдельных избирателей, группы избирателей, избирательных объединений, выдвинувших кандидатов при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу, сведений о размере и об источниках доходов и имуществе, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо внесенного избирательного залога. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов). Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 5 или 10 в зависимости от вида выборов процента (п. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав»), если иное не установлено федеральным законом.
Законом предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20% установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов, а также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей. При этом учитывается, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе, представленные в соответствии с законом.
В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.
С момента регистрации возникает правовой статус (от лат. status — положение, состояние) кандидата на выборную должность. Правовой статус кандидатов в депутаты представляет широкий спектр правовых средств, обеспечивающих трудовые права кандидата, недопущение его необоснованного привлечения к уголовной или административной ответственности, а также устанавливает сроки прекращения статуса зарегистрированного кандидата. Совокупность прав и обязанностей, а также полномочий кандидатов в депутаты довольно объемная, стабильная, гарантированная и защищенная. Не случайно избирательные споры по проблемам правового статуса кандидатов в депутаты практически отсутствуют.
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и представляют в зарегистрировавшую их избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов.
Время участия зарегистрированного кандидата в избирательной кампании включается в его общий трудовой стаж. Статья 20 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ раскрывает понятие трудового стажа, в который включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.
Важнейшей гарантией для кандидата является возможность располагать временем, необходимым для проведения предвыборной агитации в СМИ, встреч с избирателями, других мероприятий. Для этого он имеет гарантированное право на освобождение от работы, службы, учебы. Основанием освобождения является подача заявления. Администрация обязана издать соответствующий приказ об освобождении лица от его обязанностей по работе, службе или учебе со дня, указанного в заявлении, и на любое время в пределах определенного срока избирательной кампании (до официального опубликования результатов выборов). Как следует из ст. 128 ТК РФ, работодатель обязан предоставить работнику — зарегистрированному кандидату в указанных в комментируемом пункте случаях отпуск без сохранения заработной платы. Однако по согласованию между работодателем и работником — зарегистрированным кандидатом в соответствующий период может быть предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. В случае отказа в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 5.7 КоАП РФ. Продолжительность и периоды отпуска определяются зарегистрированным кандидатом самостоятельно.
Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Чтобы обеспечить избирательные права военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры, Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 г. предусмотрено предоставление им, если они зарегистрированы в установленном порядке кандидатами в депутаты Государственной Думы, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на должности глав исполнительной власти этих субъектов, кандидатами в депутаты представительных органов местного самоуправления, на должности глав муниципальных образований и иные выборные должности местного самоуправления, отпуска без сохранения денежного довольствия со дня их регистрации в качестве кандидатов и до дня официального опубликования результатов выборов.
Для обеспечения эффективного участия кандидатов в избирательной кампании законом устанавливаются гарантии деятельности зарегистрированного кандидата.
Работодатель, руководитель государственного органа, командир воинской части, администрация учебного заведения, в которых работает, служит, учится кандидат, со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования общих результатов выборов обязаны по заявлению (рапорту) зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.
выражение предпочтения кандидату или партии, указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель, описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата, информация об определенных кандидатах или партиях с оценочными комментариями.
При этом агитацию можно проводить только за счет средств избирательного фонда и по согласованию с избиркомом.
Агитацией сочтут критические или хвалебные стихи про участника выборов, выражение намерения проголосовать за определенного кандидата, рассказ о Прекрасной России Будущего, которая настанет благодаря политику. Даже селфи с политиком, которое подписано «Приходите на выборы!», могут посчитать агитацией, так как это выделение одного кандидата из множества, говорит бывший председатель Екатеринбургского избиркома Илья Захаров.
По словам Захарова, есть существенная разница между агитацией и выражением собственного мнения перед выборами. Она состоит не только в использованных формулировках, но и в деньгах, которые вы потратите.
Каковы права кандидата в депутаты?
Муниципальный депутат — это очень растяжимое понятие. К муниципальным депутатам относятся депутаты разного уровня, которые избираются в округах разных размеров. Например, где-нибудь в Сибири есть округа, где живет по 100 человек или даже по 50. Вот в таких избирается один депутат. Ему, для того чтобы победить, нужно набрать, скажем, 15 голосов. А есть большие округа в городах-миллионниках, где одномандатный округ может доходить до 50 тысяч человек. Всё это тоже муниципальный депутат.
Для того чтобы избраться муниципальным депутатом, не обязательно быть членом партии. Более того, партия может выдвинуть человека беспартийного. Но можно выдвигаться и самому — это самовыдвижение. Конечно, потребуется сбор подписей, но часто для этого нужно не больше 10 подписей, например, чтобы стать муниципальным депутатом в какой-нибудь деревне.
Ограничение по возрасту только одно: кандидат должен быть старше 18 лет. Им может стать активный человек, закончивший уже школу, который понял, что он хочет что-то изменить у себя в городе, в посёлке, и выбраться депутатом.
Здесь тоже всё зависит от региона и характера местности, от местных уставов. У нас в стране так устроено: чем больше денег у муниципалитета, тем меньше полномочий у депутатов. Пока это происходит в Москве и Петербурге — в городах федерального значения есть особый статус местного самоуправления. Поэтому, когда мы говорим, что у депутатов в Москве нет полномочий, это правда. У них очень мало полномочий — у них всё забрала мэрия, а в Москве мэрия — это региональная власть.
Но если речь идёт о небольшой деревне, то там полномочия как раз есть — там денег нет. Это уже другая проблема. У них есть полномочия по ремонту дорог, по предоставлению жилья малоимущим, по обеспечению газо- и водоснабжения и всего на свете в пределах этого населенного пункта. Но денег нет. И депутаты вынуждены торговаться с региональными центрами и участвовать в федеральной программе, чтобы хоть что-то выбить для своих поселений.
Тут муниципальному депутату требуется быть и переговорщиком, и лоббистом. Но прежде всего радеть за интересы жителей, а не за собственный кошелек. Бывает так, что даже в маленьких поселениях депутаты вместе с администрацией умудряются воровать деньги. Вот сядут они где-нибудь в закрытом помещении делить бюджет и разделят. Допустим, в Московской области на культуру так выделили деньги, что один снеговик стоит три миллиона рублей. А потом все ходят и удивляются: как это снеговик за три миллиона рублей? Вот это воровство, конечно, нужно предотвращать, это и должны делать муниципальные депутаты.
В Москве, вообще-то говоря, у депутатов есть контрольные функции. Они могут подписывать или не подписывать акты о капремонте: это тоже очень важно, потому что на это в Москве уходят большие деньги. Депутаты могут проконтролировать работу коммунальных служб, они могут вносить предложения в Мосгордуму, могут инициировать законопроекты — там есть полномочия, просто их нужно использовать.
Если говорить о Москве, то там работа депутатов во многом сводится к контролю: к контролю за расходами бюджета, за качеством работы при благоустройстве, за капремонтом. Вот, допустим, избрался оппозиционный глава в одном из советов Москвы, и ему принесли подписывать акты капремонта. Он говорит: «Вы мне сначала покажите, что там есть, чего там нет». Они пошли смотреть, и обнаружилось, что в большом доме нет громоотвода. И это могло привести к потенциально очень опасной ситуации: жители могли пострадать, техника бытовая могла пострадать, убить кого-то могло. И депутат настоял на том, чтобы сделали громоотвод, и только после этого он подпишет бумаги. На него давили, говорили: «Ну подпиши, а мы потом сделаем». А он: «Нет, подпишу только когда сделаете».
И очень много таких случаев бывает. Сейчас депутат в Москве — это такой смешной человек, который лазит по подвалам и смотрит, как там утеплили трубы. Там такие вот бытовые вопросы решают депутаты, и, как я посмотрю, жители довольны.
Что касается муниципалитетов, где независимые кандидаты взяли большинство и где есть полномочия, как, допустим, в Ейске, там говорить ещё рано, потому что они только избрались. Но и там есть полномочия: по генплану, по бюджету, есть возможность выделить деньги туда и ещё куда-то, есть возможность сделать привлекательный туристический город. Но здесь другой вопрос — денег-то там мало, и им придётся торговаться с региональными центрами и федералами. А у нас деньги распределяются в зависимости от лояльности, поэтому оппозиционные депутаты иногда попадают в ловушку. Они вроде как избирались, у них вроде как полномочия есть, а деньги приходится выторговывать. Им говорят: «А вы оппозиционный, из программы «Единой России» мы вам не дадим».
У нас был такой случай несколько лет назад. Был оппозиционный депутат в городе Костроме, и перед тем как ему переизбираться, во всём городе сделали внутридворовые проезды. А в его округе не сделали. Он спрашивает: «А почему?» «А это, — говорят, — дороги «Единой России», а ты не из «Единой России». Мы тебе не дадим». Но он, естественно, отстоял, доказал, что это не программа «Дороги «Единой России», а вообще-то бюджетная программа, и деньги должны выделять всем.
Муниципальные депутаты не получают зарплату. Более того, у нас даже не все региональные депутаты получают зарплату. Вот в Мосгордуму выбрались кандидаты от оппозиции, они не получают зарплату, потому что они не получили должностей. У них там округа по 150 тысяч человек, и зарплату они не получают.
То же самое, кстати, во многих других регионах: там люди получают компенсацию на проезд. Насколько я знаю, в Пензенской области региональный депутат получает 5000 рублей — это его компенсация на проезд в месяц. В Москве муниципальные депутаты получают порядка 20 тысяч рублей компенсации.
А во многих местах люди вообще ничего не получают: они тратят свои деньги, ездят по округу, разбивают подвеску, тратят время, ругаются со своими работодателями, потому что людям нужно время, чтобы заниматься депутатской работой.
Да, есть такая проблема: люди не получают денег, и те, кто зависит от какого-то постоянного источника доходов, часто просто отказываются от идеи стать депутатами.
Но Россия подписала Европейскую хартию местного самоуправления ещё в 1998 году, где сказано, что работа, которая связана с обеспечением местных нужд, должна оплачиваться; туда должны привлекаться квалифицированные кадры и в соответствии с их квалификацией оплачиваться. А у нас как получается: даже администрации поселений не могут привлечь квалифицированные кадры, потому что люди просто туда не идут. Председатель муниципального собрания получает относительно небольшую зарплату даже по региональным меркам. При этом у него должно быть два заместителя: один по экономике, другой по хозяйству. Зам по экономике должен иметь экономическое образование, зам по хозяйству — инженерное образование. Но где же они возьмут людей, которые квалифицированно разбираются в этих вопросах, на зарплату в 15-25 тысяч рублей? Естественно, не найдут; естественно, возникает коррупция. Там нужно быть либо святым, либо таким, знаете, упёртым оппозиционером, который имеет какой-то дополнительный источник доходов — как это в Москве происходит.
И вот мы имеем что имеем. Люди, которые голосуют за деньги. Люди, которые продаются застройщикам: я знаю, что в нескольких муниципалитетах в Московской области люди получали зарплату от застройщиков, которые хотели приобрести землю под многоэтажное строительство. А депутат, соответственно, им в этом помогал. Это было.
У нас же, по большей части, депутатский корпус в малых городах и поселениях — это люди зависимые. Попросили, например, учительницу математики в школе выбраться: «Марьиванна, ну сделай, ну надо — выборы пришли». Очень часто человек вообще один выдвигается, голосовать можно «за» или «против». То есть у нас в стране есть безальтернативные выборы: человека выбирают 40 голосами из деревни в 500 человек, и человек сидит пять лет, не знает, что ему делать. Только руку поднимает: прислали какие-нибудь документы, нужно проголосовать. У людей иногда даже не возникают вопросы: «Где приложение к этому документу? Принимаем изменения к бюджету, а вы покажите, чем они обоснованы». Никто этих вопросов не задаёт. Они пришли, лапки подняли и пошли домой — суп варить. Абсолютно незаинтересованные люди.
Местные депутаты могут издавать муниципальные правовые акты, но они не носят статус законов. Региональные депутаты уже имеют право принимать региональные законы. Местные депутаты могут вносить на рассмотрение региональных парламентов региональные законы. У них есть право законодательной инициативы. В каком-то местном совете люди приняли, допустим, закон об ограничении высотности заборов. И вот они выносят его на региональный совет в региональный парламент. Региональный парламент может отклонить или принять. Региональный парламент, в свою очередь, может внести законопроект в Госдуму. У нас некоторые скандальные законопроекты, кстати, выносятся региональным парламентом, чтобы не пятнать индивидуальную репутацию ГД.
Но местный совет не может напрямую внести предложение в Госдуму. Хотя есть вопросы, которые напрямую касаются местного самоуправления, но принимаются Госдумой. Например, изменения 131-го федерального закона о местном самоуправлении, который напрямую касается муниципалитета. Но муниципалитет, к сожалению, на это повлиять не может.
Кандидаты в депутаты Государственной думы 2021 года
Нет, ну почему же не допускают? На самом деле практика показывает, что большая часть людей, которые хотят избраться, избираются и в Москве, и в Петербурге. Вот в Москве в 2012 году избиралось очень много независимых кандидатов. И до этого, ещё при Лужкове, избирались, и в 2017 году, помню, был большой приток новых кандидатов в депутаты.
Были отдельные случаи, когда депутатов избивали, когда были жуткие фальсификации, когда кандидатов, которые хотели подать документы, пробовали физически не пускать в здание избиркома. Но это было всего несколько избирательных комиссий. Да, они получили большую огласку, но это не массовые случаи.
А в регионах, я знаю, люди избираются. Даже в Кущёвке председатель местного «Яблока» стал депутатом. Или город Славянск-на-Кубани: парень из оппозиции, сторонник Навального, стал депутатом — он вообще один был такой на либеральной позиции.
Существует несколько способов как стать депутатом:
- Выдвижение по партийным спискам
- Выдвижение по одномандатному округу
Выдвижение по партийным спискам, подразумевает под собой, что будут голосовать в основном не за вас, а за партию которую вы представляете. Чем ближе к началу списка вы стоите, тем больше вероятность, что вы станете депутатом. Но, не каждый человек готов представлять партию или её интересы, если он популярен и уверен, что его знает достаточное количество народа, тогда он без сомнения может стать депутатом по одномандатному округу.
Чтобы стать кандидатом в депутаты, вам необходимо написать заявление. Заявление податься в избирком того муниципального образования где вы выбрали округ. Крайний срок подачи 30й день с момента публикации новости о выборах в газете.
Совет: Оставьте газету у себя, если вы кандидат в депутаты самовыдвиженец или баллотируетесь от аппозиционной партии, она вам поможет в случае обжалования в суде незаконный отказ от выдвижения.
- Протокол о выдвижении вас кандидатом в депутаты, выданный после партийной конференции. Если вы выдвигаетесь самоовыдвиженцем он не нужен, а если от полит. партии нужен обязательно.
- Заявление о выдвижении своей кандидатуры, именно по конкретному избирательному округу;
- Если вы баллотируетесь по партийным спискам, при желании можно подать эмблему своей политической партии, для отображения её в бюллетене.