Публичный сервитут для строительства линейных сооружений
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Публичный сервитут для строительства линейных сооружений». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
При регистрации в случае обоюдного согласия потребуются паспорта, свидетельство о собственности на землю или выписка из ЕГРН, заявление по установленной форме и межевой план участка, о котором идет речь. К документам нужно приложить чек, подтверждающий оплату госпошлины: для физических лиц — 1,5 тыс. руб., для юридических — 6 тыс. руб.
Публичный сервитут для строительства линейных сооружений
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов (далее – Закон № 341-ФЗ) филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области сообщает следующее.
Законом № 341-ФЗ введена в действие статья 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 3.6 Закона № 137-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 указанной статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.
В соответствии со статьей 39.37 Земельного кодекса в порядке, предусмотренном главой V.7 Земельного кодекса, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:
1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также – инженерные сооружения);
2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пресечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территорий, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 комментируемой статьи.
При этом, в соответствии с частью 3.2 статьи 70 Закона о регистрации орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществлены до 01.09.2018, в случае, если право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Закона № 137-ФЗ.
Таким образом, проблема наличия пересечения границы населенного пункта с границей земельного участка, предназначенного для размещения протяженного объекта, который отвечает критериям, указанным в пункте 1 статьи 3.6 Закона № 137-ФЗ, статье 39.37 Земельного кодекса, может быть решена путем оформления публичного сервитута и снятия земельного участка с государственного кадастрового учета.
Полномочиями по установлению публичного сервитута обладают уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
- Недвижимость. Земля. Строительство
Статья 39.39. Условия установления публичного сервитута
Особенностью земельных наделов является возможная неравнозначность их характеристик и места расположения, что существенно ограничивает право пользования. Если владелец участка или строения не может пройти или проехать на свою территорию, либо на ней отсутствует источник водоснабжения, законом допускается установление сервитута.
Под сервитутом закон понимает искусственно созданное ограничение права пользования наделом в пользу владельцев соседних участков.
Для регистрации сервитутных ограничений применяются нормы ГК РФ, а также Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Для регистрационных действий нужно представить следующие документы:
- заявление;
- правоустанавливающие бумаги на земельный объект — свидетельство о праве, арендный договор, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.;
- для частных сервитутов — соглашение сторон или судебный акт;
- для публичных сервитутов — распорядительный акт местных или государственных властей;
- межевой план на землю;
- паспорта сторон или документы юридического лица;
- нотариальная доверенность на представителя, если стороны подают документы не лично;
- квитанция, подтверждающая перечисление госпошлины.
Чтобы зарегистрировать сервитут, нужно подать заявление в Росреестр или МФЦ.
Срок регистрационной процедуры составляет от 5 до 12 дней, он зависит от способа обращения и необходимости пройти кадастровый учет.
Важное значение будет иметь межевой план, который можно получить через кадастрового инженера. В этом документе будет указана территория участка, через которую возможен доступ к смежным наделам. Кроме того, кадастровый инженер сможет выступить в суде в качестве специалиста, если возникнут разногласия об условиях ограничения.
После регистрации сведения о сервитуте будут внесены в госреестр ЕГРН. Стороны получат выписку, в которой будет подтверждено наличие ограниченного права пользования, а также указан срок его действия.
Инициаторами могут быть любые заинтересованные лица — граждане или общественная группа, муниципальный или государственный орган. Установление указанного ограничения происходит следующими способами:
- в силу прямого указания закона (например, если требуется доступ для возведения общественного значимых объектов);
- нормативным актом государственных властных органов;
- распорядительным актом местных властей.
Публичный сервитут может быть установлен только после вынесения закона или властного акта местных органов.
Для соблюдения общественно значимых целей установления такого вида сервитута закон или иной властный акт должен быть обязательно опубликован. Для этого используются СМИ или иные официальные источники (например, официальный сайт местной администрации). Также размещается информация о проведении публичных слушаний по указанному вопросу.
Они могут носить постоянный или временный характер. Например, если необходимо провести текущее обслуживание или ремонт подземного или наземного трубопровода, эксплуатирующая организация руководствуется проектной документацией при определении срока сервитута. Напротив, если возможность пройти к строению доступна только одним способом, он будет носить постоянный характер.
Порядок установления публичного сервитута
Для внесения сведений в реестр о частном сервитуте собственник и/или лицо, приобретшее права на земельный участок, подают заявление о регистрации. Собственник регистрирует обременение, а лицо, в пользу которого установлен сервитут – вещное право на пользование земельным участком.
Заявление можно направить один из следующих способов:
1. Лично
- В кадастровую палату
- В МФЦ
- Через нотариуса
2. Дистанционно
- Почтовым отправлением
- Через Госуслуги
Документы можно направить в орган регистрации либо по месту жительства/нахождения заявителя, либо по месту нахождения земельного участка.
Вместе с заявлением в обязательном порядке предоставляется соглашение об установлении сервитута либо решение суда и исполнительный лист по нему.
За внесение сведений в реестр ЕГРН предусмотрена оплата государственной пошлины. Ее размер составляет 6000 руб. если сервитут предоставлен юр. лицу и 1500 руб. если физическому.
Сервитут в целях размещения и эксплуатации линейных объектов устанавливается в специальном порядке. Для этого заинтересованное лицо подает ходатайство в государственный орган с указанием причин и целей сервитута, срока действия и границ.
С ходатайством могут обратиться:
1. Субъекты естественных монополий. К ним относятся юридические лица,, производящие товары, которые не могут быть заменены аналогами. Данные предприятия работают в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Примерами естественных монополий выступают предприятия связи, водоснабжения, ТЭК, захоронения отходов и другие. Информация о субъектах естественных монополий содержится в реестре ФАС РФ.
Целью установления сервитута является необходимость возведения инженерных сооружений, их реконструкция и эксплуатация, проведения изысканий. Такие сооружений должны быть необходимы для осуществления основной деятельности компании и размещение их на других участках невозможно в силу технических и технологических причин.
Еще одним основание для подачи ходатайства выступает перенос инженерного сооружения естественной монополии в связи с изъятием земельного участка.
2. Владельцы объектов транспортной инфраструктуры для:
- Складирования материалов и размещения специализированной техники на время ремонта, реконструкции и строительства;
- Обустройства переездов и других объектов в местах пересечения автомобильных и железнодорожных путей;
- Строительства автомобильных и железнодорожных дорого в туннелях;
- Проведения изысканий.
3. Организации, которые на основании закона или заключенного с органами государственной власти договора осуществляют деятельность, для которой можно установить сервитут.
Стоимость работ |
||
Оценка сервитута (право временного прохода и проезда, право пользования) | от 20 000 Р | 4-5 дней |
- Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) или Свидетельство о государственной регистрации права;
- Кадастровый паспорт земельного участка;
- Договор купли-продажи участка (при наличии);
- Схема части земельного участка в отношении которой устанавливается сервитут;
- Данные о площади сервитута.
Особенности строительства линейных объектов на землях лесного фонда
На уровне земельного законодательства устанавливается перечень обязательных условий, которые должны содержаться в соглашении об установлении сервитута в отношении участков, находящихся в собственности федеральной или региональной власти. Образец соглашения, в котором содержатся все обязательные условия, имеется в уполномоченном государственном органе.
В нем указано следующее:
- кадастровый номер участка, в отношении которого будет установлено данное ограничение;
- учетный номер отдельной части участка, которая будет использоваться. Данное условие не требуется, если сервитут устанавливается на весь участок;
- сведения об обеих сторонах, принимающих участие в составлении соглашения;
- цели установления сервитута и основания для проведения данного процесса;
- срок, в течение которого будет действовать сервитут. Данный срок устанавливается соглашением, образец которого можно найти у юриста или в уполномоченном государственном органе;
- размер платы за сервитут, который устанавливается в соответствии с требованиями земельного законодательства;
- права лица, в отношении которого устанавливается подобное ограничение на участок;
- обязанность лица вносить плату за сервитут.
- обязанность лица, в отношении которого устанавливается ограничение, по окончании срока действия сервитута привести участок в надлежащее состояние, чтобы им можно было пользоваться в соответствии с назначением земель.
В соответствии с земельным законодательством если в федеральных нормативно-правовых актах не установлено иное, плата за пользование чужим участком должна определяться:
- в порядке, урегулированном Правительством, если недвижимость тесно связана с государством, то есть находится в его собственности;
- в порядке, урегулированном отдельными субъектами страны, если речь идет о региональной собственности;
- в порядке, урегулированным нормативно-правовыми актами местных властей, если речь идет о муниципальной собственности.
Согласно соглашению, заключенному между сторонами, оплата должна производиться непосредственно самому землепользователю, землевладельцу или арендатору участка земли, с которым заключено соглашение об установлении ограничения.
Если соглашение было заключено с государственным или муниципальным предприятием, оплата производится в соответствующий бюджет страны.
На законодательном уровне установлен перечень оснований, при которых допускается установление сервитута в отношении участков земли, относящихся к собственности федерации или отдельно взятых субъектов государства. К данным основаниям относятся:
- Размещение линейных объектов, сооружений, предназначенных для связи, специальных знаков информационного характера, сооружений, выполняющих защитную функцию. Размещение подобных сооружений ни в коем случае не должно препятствовать расширенному использованию участков.
- Проведение различных изыскательских работ, в установленной законом форме.
- Ведение работ, связанных с использованием недр в установленной законом форме.
Помимо данных случаев, установленных на уровне земельного законодательства, сервитут может устанавливаться также для возможности обеспечения прохода или проезда через соседний участок, а также для проведения строительства, реконструкции или эксплуатации различных линейных объектов.
Данные действия ни в коем случае не должны менять разрешенному использованию участка, а также обеспечению прочих нужд собственника, которые могут быть выполнены им без установления сервитута.
Установление сервитута для размещения линейных объектов, сооружений для обеспечения связи, знаков информативного характера и сооружений защитной функции – своевременное нововведение, которое по достоинству было оценено многими пользователями участков, находящихся федеральной и региональной собственности.
На законодательном уровне отдельно выделяется перечень информационных знаков, которые могут быть установлены на государственной недвижимости, при заключении соответствующего соглашения:
- знаки, определяющие границы защитных полос;
- определяющие границы установленных водоохранных зон;
- определяющие границы санитарных зон;
- определяющие порядок водопользования на водоемах, относящихся к категории объектов общего пользования;
- определяющие границы рыбопромысловых участков;
- определяющие границы лечебно-оздоровительных местностей;
- знаки, установленные специальными организациями, уполномоченными государственными органами на осуществление охраны редких видов животного мира.
Согласно нормам земельного законодательства под изыскательскими работами подразумевается:
- изучение различных природных условий;
- изучение факторов техногенного воздействия;
- подготовки материалов, требующихся для проведения территориального планирования;
- подготовки материалов, требующихся для архитектурно-строительного проектирования.
Подобные изыскательские работы проводятся с целью обеспечения рационного пользования земельными ресурсами, а также для обеспечения безопасности использования земель в их пределах.
Любые изыскательские работы, направленные на строительство, проектирование и планирование должны осуществляться в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ, вступившего в силу в 2006 году.
Сам индивидуальный предприниматель Александр Кореев разводит птицу, рыбу и занимается деревообработкой. За минувшие 19 лет Лаишево разрослось, получило статус города.
И участки Кореевых, расположенные при въезде в райцентр из Казани, рядом с вертолетной площадкой, на которой «паркуются» прибывающие из столицы Татарстана ВИПы, вошли согласно генплану в черту города, а по соседству стали появляться коттеджные поселки.
Сервитут (ст. 23 Земельного кодекса РФ) — это право ограниченного пользования чужим земельным участком.
Владелец участка земли имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться им, но обязан предоставить право свободного доступа к объекту, указанному в правоустанавливающих документах, обладателям сервитута, то есть лицам, имеющим право ограниченного пользования чужим земельным участком.
- Принять необходимость ограничения в правах на часть ЗУ.
- Оспорить решение в суде, при условии подтверждения с его стороны, отсутствия муниципальной значимости в обременении, либо – предложив альтернативу решения проблемы без обременения его участка.
- Отказаться от обременённого участка и затребовать компенсации.
- Проблемы выявления наименее обременительных способов размещения и определения соразмерной платы при установлении сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений 2013 / Зайнуллин Раят Айратович, Терентьева Александра Андреевна
- Новое в правовом регулировании размещения линейных объектов 2016 / Корякин Василий Иванович
- Оформление земельных участков под объектами недропользования и линейными объектами: Актуальные проблемы и перспективы законодательного регулирования 2010 / Бочаров Михаил Владимирович, Королев Д. В.
- Совершенствование механизма формирования объектов недвижимости 2017 / Поляков Вячеслав Владимирович, Корзунова Екатерина Александровна, Руссу Мария Федоровна
- Частные сервитуты в законодательстве Российской Федерации 2019 / Цыбуленко Зиновий Иванович
Сервитут на отдельно взятом земельном отделе может устанавливаться только при соблюдении соответствующих оснований, а именно наличия соответствующего нормативно правового акта, который разрешает установление подобного обременения на наделе. Автором этого акта может быть:
- Орган местного самоуправления.
- Субъект Российской Федерации.
- Федеральные органы власти.
Существуют и некоторые нюансы, которые станут прямым препятствием даже при наличии соответствующих оснований:
Об упрощении размещения линейных объектов
Публичный сервитут может быть установлен решением федеральных, региональных или местных властей в зависимости от принадлежности участка. Для этого ими издается специальное постановление или акт.
Сервитут может быть установлен до передачи участка в собственность физическому или юридическому лицу или после этого.
Несмотря на то, что сервитут устанавливается по решению местных властей, конечным потребителем его преимуществ становятся местные жители и соседи. Право подать заявление об установке сервитута могут:
- граждане: местные жители, члены СНТ;
- юридические лица, КФХ;
- государственные органы власти;
- органы местного самоуправления.
Статья 39. 40 Земельного кодекса перечисляет лиц, которые имеют право ходатайствовать об установлении публичного сервитута на земельном наделе:
- Таким правом обладает организация, которая является естественной монополией. У публичного сервитута появляется возможность для размещения различных сооружений инженерной направленности, которые позволят осуществить деятельность субъекта.
- Организации связи, которые хотят разместить сооружения и линии, которые необходимы для проведения изыскательских работ.
- Владельцы объекта транспортной инфраструктуры, который имеет местное, Федеральное и региональное значение.
- Организация, которая подала ходатайство об изъятии земельного надела для нужд муниципальных или же государственных нужд. Сюда относится возможность реконструкции инженерного сооружения, и так далее.
- А также иные лица, которые уполномочены различными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов, органами местного самоуправления осуществлять деятельность, которая должна обеспечить установление публичного сервитута.
Общественные слушания являются обязательным этапом для установки публичного сервитута. Они требуются, чтобы все заинтересованные стороны могли выразить свое мнение и было принято оптимальное решение. Участниками общественных слушаний могут стать:
- местные жители;
- представители компаний, работающих на данной территории;
- собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования;
- представители госвласти.
По итогам проведения слушаний составляется протокол, в котором отображаются результаты голосования по важнейшим вопросам, вынесенным на повестку дня.
Как уже неоднократно упоминалось выше публичный сервитут устанавливается на время проведения каких – либо работ. Как только они завершаются, по закону действие обременения должны быть прекращено.
Иногда власти нарушают права хозяина участка и не соблюдают установленных границ или в результате работ был нанесён вред плодородному слою почвы.
Ещё бывают случаи когда не соблюдаются противопожарные или санитарные нормы. Во всех перечисленных ситуациях собственник участка может подавать ходатайство о прекращении использовании его земли.
Сервитут может быть снят:
- По причине отсутствия оснований в соответствии со статьёй 276 ГК РФ.
- Если в суде было доказано то, что целевое использование земли стало невозможным в связи с обременением. В этом случае пострадавший гражданин имеет право требовать возмещение ущерба.
- Уничтожение участка физически.
- Изъятие земли из оборота гражданского типа.
- При условии, что хозяин участка стал владельцем наложенного сервитута.
- Если прекратил своё действие акт нормативного типа, на основании которого было наложено обременение.
Эксперты Кадастровой палаты разъяснили правила установления сервитута
Основа регулирования частных сервитутов содержится в гражданском законодательстве (статья 274 ГК РФ), публичных сервитутов — в земельном законодательстве (ст. 23 ЗК РФ).
Статья 23 ЗК РФ не содержит определения сервитута, но описывает виды сервитутов, устанавливаемых в отношении земельных участков, особенности их установления.
Специфика публичных сервитутов состоит в том, что их установление обусловлено интересами общества, а не отдельного собственника соседнего земельного участка.
Понятие публичного сервитута было введено статьей 23 Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с 30.10.2001 года.
Разграничение осуществляется на основании целей их утверждения. Кроме описанных выше задач, обременение может оформляться в отношении следующих объектов:
- Водный фонд (сервитут определяет ограниченное право каждого гражданина пользоваться объектами водного фонда общего пользования; публичный водный сервитут оформляется для забора водных ресурсов без специальных технических приспособлений, для организации водопоя с/х животных, для передвижения небольших плавательных средств).
- Лесной фонд (сервитут предполагает возникновение права у граждан беспрепятственного и бесплатного нахождения на территории объектов лесного фонда, сбора и использования пищевых лесных ресурсов, участия в различных незапрещенных мероприятиях).
- Публичный сервитут на дорогу — участки территории в пределах зон отвода автодорог общего пользования федерального значения (публичные обременения устанавливаются для проведения работ по прокладке, переносу и переоборудованию технических коммуникаций и их использованию).
Далее мы поговорим про порядок установления публичного сервитута на земельный участок.
Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком (объектом недвижимости) в интересах неопределенного круга лиц, установленное законом или иным правовым актом Российской Федерации, правовым актом субъекта Российской Федерации, правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Территория сервитута определяется на стадии подготовки документации по планировке территории — проекта межевания (Решение Совета депутатов городского округа Щербинка МО от 23.03.2012 N 404/91 «Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории городского округа Щербинка Московской области»)
Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком, установленное законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний по обсуждению документации по планировке территории, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (статья 1 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 N 28/10)
Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. В нормативных правовых актах, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, может быть установлена обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы («Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут», утвержденные Росземкадастром 17.03.2004 года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093)
В отличие от сервитута частного, который устанавливается либо соглашением сторон, либо на основании решения суда, публичный сервитут устанавливается органами власти или местного самоуправления.
Для установления публичного сервитута не требуется согласие владельца земельного участка, не заключается с ним и соглашение.
Права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которым установлен такой сервитут (п. 2 ст. 41 ЗК РФ).
Публичный сервитут, согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ, может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.
Сервитут для ЛЭП: как его установить, разъяснил ВС
На основании итогового решения общественного заседания госорган выносит постановление об установлении публичного обременения. Данный документ содержит:
- решение об установлении обременения;
- сведения об участке с указанием кадастрового номера, места расположения;
- цели оформления сервитута;
- распоряжение по прохождению процедуры госрегистрации конкретной организации;
- распоряжение по публикации документа в официальных СМИ;
- указание конкретного лица, который обязан осуществлять контроль над исполнением постановления.
Следующее видео расскажет еще больше о публичных сервитутах, их установлении, оспаривании и подобных нюансах:
Прим.: 1). Обязательность проведения общественных слушаний до 01.09.2018
Установление публичного сервитута на земельный участок осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 статьи 23 ЗК РФ в ранее действующей редакции).
Порядок проведения общественных слушаний может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого производится информирование населения через СМИ о планируемом установлении сервитута с указанием на способы выражения мнения заинтересованных лиц.
Если, например, постановлением администрации города в отношении земельного участка, принадлежащего организации на праве собственности, установлен публичный сервитут, а общественные слушания не содержат сведений о необходимости в установлении указанного публичного сервитута для обеспечения интересов местного населения или интересов органов местного самоуправления, то в отношении этого земельного участка данный нормативный акт признается недействительным (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2009 г. по делу N А43-31249/2008-1-452).
Вместе с тем, следует учитывать, что общественные слушания, как правило, проводятся формально, а мнение «общественности», полученное по результатам их проведения, может и не учитываться местными или федеральными властями.
Прим.: 2). С 01.09.2018 для установления публичного сервитута общественные слушания не проводятся
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ статья 23 ЗК РФ изложена в новой редакции, действующей с 01.09.2018 года. В отличие от прежней редакции статьи с указанной даты публичный сервитут устанавливается не законом (иным нормативным актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления), а административным правовым актом — решением соответствующего органа. Из процедуры установления публичного сервитута исключены общественные слушания.
Под сервитутом понимается разрешение на временное и ограниченное дополнительными условиями использование земли, принадлежащей другому собственнику. Этот правовой институт регламентируется несколькими статьями части первой ГК РФ — начиная с 274 по 277. Второй базовый документ по рассматриваемому вопросу — ЗК РФ, прежде всего — статья 23 и главы с V.1 по V.7.
Сервитут носит характер обременения, но с запретом на передачу третьему лицу в качестве залога или обеспечения финансовых обязательств. Кроме того, не допускается его продажа, обмен или дарение.
Необходимость получения сервитута на землю обычно связана с предоставлением доступа к участку отдельного физического или юридического лица. Он необходим для проведения самых различных работ и мероприятий, в перечень которых входят:
- осуществление инженерных изысканий;
- практическое использование водных и других ресурсов;
- строительство специальных и инфраструктурных сооружений и объектов;
- обеспечение доступа к расположенному по соседству другому наделу земли;
- установка межевых и геодезических знаков;
- устройство систем дренажа и канализации;
- прогон и выпас сельскохозяйственных животных;
- ведение охоты или ловли рыбы и т.д.
Основанием для введения сервитута становится решение суда, документальное соглашение между владельцем участка и третьими лицами, официально оформленные нормативно-правовые акта местных властей. Инициатором сервитутного права могут выступать следующие лица — как юридические, так и физические:
- владелец или арендатор земли;
- бессрочный пользователь участка;
- лицо, получившее землю в качестве наследуемого владения.
Сервитут: что это такое, его виды и где применяется?
Сервитут на землю ограничивает возможности владельца участка. Поэтому существует несколько условий, выполнение которых выступает обязательным требованием для наложения подобных ограничений. К ним относятся:
- удовлетворить потребности другим способом не получается;
- введение судебным порядком в случае невозможности урегулировать противоречия мировым досудебным соглашением;
- запрет на лишение владельца права пользоваться принадлежащей ему землей;
- разумный минимум ограничений, накладываемых на собственника;
- сервитуарий (лицо, получившее временный доступ к участку) обязан поддерживать объект недвижимости в надлежащем состоянии.
В качестве дополнительного требования рассматривается необходимость платить за пользование чужим участком. Она вводится в рамках действующего законодательства о земле.
Для классификации сервитута используется три параметра. Каждый из них следует рассмотреть более детально.
По этому признаку различают публичный и частный сервитут. В первом случае речь идет об общественных интересах или потребностях. Публичный сервитут делится на три разновидности — водный, лесной и городской. Основанием для его введения становится решение местных властей. С его помощью удается добиться решения следующих задач:
- предоставление площадей для сенокоса, выгула и прогона скота, рыбалки;
- использование водоемов и, прежде всего, прибрежной части;
- проведение исследований на земле, например, археологических;
- прокладка транспортных магистралей, пешеходных дорожек или других элементов благоустройства территории;
- прокладка систем дренажа и канализации.
Частный сервитут предусматривает предоставление доступа к земле или прокладки различных коммуникаций. Речь идет о телефонных и кабельных линиях, трубопроводах отопления, водо- и электроснабжения.
По этому параметру различают срочные и бессрочные сервитуты. Первые действуют в течение определенного временного периода, согласованного участниками сделки. В некоторых случаях отдельного оговариваются условия пролонгации соглашения.
Бессрочный сервитут действует все время обладания землей. Типичным примером подобного обременения становится строительство и последующая эксплуатации дороги.
Действующая законодательная база предоставляет собственнику право получить оплату за использование принадлежащего ему земельного участка. При этом не имеет значения, кто выступает сервитуарием — частное лицо, компания или государство. По соглашению участников допускается заключение безвозмездной сделки.
Сервитут в отношении линейных объектов (газопровод, ЛЭП и других)
В зависимости от цели сервитут может быть частным – установленным в интересах ограниченного круга лиц, или публичным – установленным в интересах государства, муниципалитета или местного населения (публичный сервитут).
Также в зависимости от срока действия сервитут может быть срочным и постоянным. Временные рамки действия срочного сервитута оговариваются сторонами при составлении договора. Постоянный (или бессрочный) – действует до тех пор, пока не исчерпывается его необходимость или пока он не создает препятствий для владельца земли в ее использовании.
Важно! Законом предусматривается не только разделение сервитута на частный и публичный, но и предусматриваются различные способы внесения сведений о них в ЕГРН. Подробности об этом читайте ниже в инструкции.
Сервитут может быть установлен, только если нет другой возможности для удовлетворения нужд лица, в пользу которого устанавливается это ограничение на чужую собственность.
Например, если дорога к вашему земельному участку идет исключительно через землю соседей. При этом, если собственник земли, обремененной сервитутом, теряет возможность использовать свой участок по назначению, сервитут не может быть установлен.
Частный сервитут устанавливается по соглашению между сторонами или через суд, если стороны не смогли прийти к соглашению. За услугу установления сервитута заявителю нужно будет оплатить госпошлину – 1 500 рублей для физлиц, 6 000 рублей для юридических лиц.
Да, право пользования чужим имуществом в большинстве случаев не бесплатно. В случае частного сервитута между участниками соглашения устанавливается договоренность о размере компенсационных отчислений, которые могут быть как разовые, так и ежемесячные, за весь период вмешательства на чужую территорию.
Публичный сервитут устанавливается в большинстве случаев на безвозмездной основе.
Обычно сервитут прекращает свое действие вследствие устранения причин, вызвавших наложение обременения на чужую собственность. Например, инженерные работы по монтажу электросетей были закончены вовремя или раньше оговоренного в соглашении срока. Сервитут прекращает свое действие по истечению срока, на который он был установлен.
Важно! Как и установление права возможности использования территории чужой собственности, прекращение действия соглашения о сервитуте также подлежит государственной регистрации.
Но существуют иные основания для прекращения действия сервитута. Ими могут быть следующие факторы: