Как использовать открытые данные ФНС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как использовать открытые данные ФНС». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На сайте ФНС в разделе «Открытые данные» уже опубликовали:

  • среднесписочную численность сотрудников за прошлый год;
  • спецрежимы, которые применяла компания по состоянию на 31 декабря прошлого года;
  • размер доходов и расходов компании на основании бухотчетности за прошлый год;
  • суммы налогов, сборов и страховых взносов, которые заплатили в прошлом году.

Поиск по базе «Открытые данные» от ФНС России

В целях обеспечения доступа граждан и организаций к общедоступной информации о деятельности Федеральной налоговой службы в форме открытых данных, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», реализации положений Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федерального закона от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных», распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 1187-р, протокола заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 29.05.2014 № 4, приказываю:

1. Утвердить Регламент подготовки и раскрытия общедоступной информации в формате открытых данных в соответствии с принципами открытости согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 23.03.2015 № ММВ-7-6/118@ «Об общедоступной информации ФНС России, размещаемой в сети Интернет в форме открытых данных».

3. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России обеспечить контроль за своевременным представлением общедоступной информации в структурное подразделение центрального аппарата Федеральной налоговой службы, координирующее работу по формированию открытых данных, и в структурное подразделение центрального аппарата Федеральной налоговой службы, координирующее вопросы организации предоставления доступа к открытым данным и общедоступным сведениям ФНС России.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего методологическое и организационное обеспечение деятельности ФНС России по реализации проекта «Открытое правительство».

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В. Мишустин

15. Наборы открытых данных должны публиковаться на Интернет-сайте с учетом требований Портала открытых данных для дальнейшего автоматического экспортирования.

16. Технические требования к представлению Наборов открытых данных в электронной форме утверждены Методическими рекомендациями.

17. При изменении Методических рекомендаций в части технических требований все изменения в Наборах открытых данных производятся в сроки, определяемые нормативным правовым актом, утверждающим внесение изменений в Методические рекомендации.

18. Частота обновлений Наборов открытых данных не должна быть реже одного раза в год.

19. При формировании новых Наборов открытых данных Поставщик информации должен предусматривать функцию автоматической выгрузки общедоступной информации в форматах открытых данных в информационных системах ФНС России, а также учитывать данную функцию при расширении функциональных возможностей информационных систем ФНС России в соответствии с Временными рекомендациями по формированию, направлению и рассмотрению требований к программному обеспечению АИС «Налог-3», утвержденными 01.12.2016 заместителем руководителя ФНС России А.С. Петрушиным, обязательными для применения с 01.01.2017 (направлены письмом Управления информационных технологий от 02.12.2016 № 6-8-04/0454@).

20. Запросы и предложения по формированию новых Наборов открытых данных направляются внешними потребителями Координатору любым способом, позволяющим идентифицировать отправителя запроса и содержащим контактные данные внешнего потребителя для целей обратной связи.

21. При поступлении от внешних потребителей запросов и предложений по формированию новых Наборов открытых данных, Координатор перенаправляет запросы и предложения Поставщику информации по направлению деятельности для представления заключения о возможности формирования указанных Наборов открытых данных.

22. Поставщик информации в недельный срок с даты получения запроса или предложения от Координатора направляет заключение Координатору и Контент-менеджеру заключение по представленному Координатором запросу и в случае готовности формирования таких Наборов открытых данных Поставщик информации инициирует внесение дополнений в График и руководствуется настоящим Регламентом. Далее выполняются действия, описанные пунктах 4 — 11 Регламента.

В качестве ключевого преимущества нового сервис ФНС обозначила возможность заблаговременно узнавать о том, что счета организации будут блокироваться. Тем более, что изменения, внесенные в федеральное законодательство, обязали налоговые органы использовать такую меру как блокировка счетов не через 10 дней после просрочки, а через 20.

Налоговики собираются использовать этот временной промежуток для дополнительного информирования налогоплательщиков о возникающих рисках. Тем более, что при наличии нового сервиса о критической ситуации можно будет узнавать до того, как начнет действовать блокировка счетов, инициированная налоговыми органами.

Дата публикации Сведения
1 октября 2018 года
  • об уплаченных налогах, сборах, взносах;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности
1 декабря 2018 года
  • о недоимке по налогам и взносам, долгах по пеням и штрафам;
  • о налоговых правонарушениях и мерах ответственности
2019 год
  • о недоимках и задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам

Обратите внимание! Информация о задолженности, которая возникла на конец 2017 года, будет публиковаться только в том случае, если не будет погашена до 1 октября 2018 года. То же самое касается и сведений о налоговых правонарушениях.

Вы можете использовать «Открытые государственные данные», предоставляемые Федеральной Налоговой службой (далее — ФНС России) в соответствии с правилами, утверждаемыми настоящей лицензией без заключения договора.

ФНС России, при публикации открытых государственных данных, предоставляет пользователю бессрочное, бесплатное, неэксклюзивное право использовать Открытые Данные в соответствии со следующими требованиями.

Вы можете использовать «Открытые государственные данные», предоставляемые Федеральной Налоговой службой (далее — ФНС России) в соответствии с правилами, утверждаемыми настоящей лицензией без заключения договора.

ФНС России, при публикации открытых государственных данных, предоставляет пользователю бессрочное, бесплатное, неэксклюзивное право использовать Открытые Данные в соответствии со следующими требованиями.

Сведения о всех налогоплательщиках-юрлицах ФНС России разместит на сайте в интернете по определенным блокам:

  • о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);
  • о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение;
  • о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками;
  • об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • о среднесписочной численности работников организации за календарный год;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год;
  • об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом.

При этом, данные о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, о специальных налоговых режимах, а также об участии в консолидированной группе налогоплательщиков, налоговики обещают обновлять каждый месяц. Информацию о среднесписочной численности работников организаций, суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также о налогах и сборах, уплаченных организацией в календарном году — каждый год.

В первый пул информации, запланированный к размещению 25 июля 2018 года войдут данные о налоговых правонарушениях и решениях о привлечении налогоплательщиков к ответственности, вступивших в силу со 2 июня 2016 по 30 июня 2018 года. Данные об уплаченных суммах страховых взносов налоговики опубликуют только в феврале 2018 года, после того, как получат от плательщиков годовую отчетность.

Позиция ФНС такова: детализация звонков поможет проверить правильность налогообложения абонента, а сведения будут «обезличены» и не коснутся тайны переговоров. Представитель ФНС не пояснил в суде, как детализация звонков поможет правильно начислить налоги.

В опубликованном решении суда нет мотивировочной части. Но, вероятнее всего, суд мог исходить из того, что налоговики не станут разглашать сведения, полученные при проверке.

  • 47 информационных и интерактивных сервисов
  • 88 млн. пользователей за 2015 год
  • 8,2 млрд. руб. оплачено налогов через сайт за 2015 год
  • более 4 млн. часов пользователи провели на сайте за 2015 год
  • около 8млн. запросов/месяц

Налоговую тайну все-таки раскрыли. Но узнать ее не так просто

Некоторые данные о компаниях ФНС публиковала и до этого: сведения о регистрации, уставном капитале и учредителях. Но их недостаточно, чтобы проявлять должную осмотрительность и проверять контрагента. Эту обязанность за бизнесом закрепил еще Высший арбитражный суд (объединен с Верховным судом). Иначе к компании могут быть предъявлены претензии, например, что она заключила контракт с фирмой-однодневкой, и тогда ей может быть отказано в возмещении НДС.

Проявлять должную осмотрительность до сих пор проблематично – ФНС не предоставляет дополнительных данных о налогоплательщиках даже по запросу, говорит руководитель налоговой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин. Компании запрашивают у контрагентов уставные документы, баланс, отчеты, встречаются с гендиректорами, перечисляет он, но все равно не всегда могут доказать, что достаточно хорошо проверили контрагента. С раскрытием данных у бизнеса появится гарантия, что, проверив контрагента в этом сервисе, он избежит претензий налоговиков, говорит Андреев, но важно, чтобы и ФНС это учитывала.

Сведения размещены так, как это предусмотрено законом, объясняет федеральный чиновник, информацию смогут использовать интеграторы, например СПАРК, закачав размещенные данные в системы, которыми обычно пользуется бизнес. Если потребность в размещении информации в другом виде будет большой, возможно, в будущем это будет сделано, хотя это и не предусмотрено законом, говорит он.

Следующий этап раскрытия данных пройдет 1 октября: ФНС раскроет сведения о доходах и расходах, выплаченных налогах, сборах и страховых взносах, а 1 декабря – о долгах, штрафах и нарушениях.

Узнать больше информации о стратегических предприятиях, компаниях оборонно-промышленного комплекса и крупнейших налогоплательщиках будет нельзя. К последним ФНС относит бизнес с доходом выше 35 млрд руб., в регионах – 2 млрд руб. В среднем в таких компаниях должны трудиться больше 50 человек, их активы – превышать 100 млн руб., а начисленные налоги и сборы – 75 млн руб. Но ФНС может и сама отнести к такой категории любую компанию.

Налоговая служба начала размещение наборов данных о налогоплательщиках. Речь идет об информации, которая ранее считалась налоговой тайной, а теперь таковой не является. В частности, уже опубликованы данные о среднесписочной численности работников организаций, об участии юрлиц в консолидированной группе, а также о применяемых налогоплательщиками специальных налоговых режимах.

Понятие налоговой тайны определено в статье 102 НК РФ. Это любые сведения, полученные налоговыми, правоохранительными, таможенными органами, а также внебюджетными фондами в отношении плательщика налогов, сборов или страховых взносов. Однако из этого перечня сведений есть исключения, и их список довольно внушительный.

Среди прочего не является налоговой тайной информация о суммах уплаченных налогов, о недоимках, в том числе штрафах и пенях, о налоговых правонарушениях и так далее. Это информация может публиковаться и использоваться без ограничений.

В связи с изменениями, внесенными в 2016 году, из-под налоговой тайны был выведен ряд данных, которые с 1 августа 2018 года ФНС начала публиковать на своем интернет-ресурсе. Стала доступна такая информация:

Что касается последнего параметра, то не раскрывается информация о численности сотрудников крупнейших налогоплательщиков, а также субъектов, деятельность которых связана с гостайной.

Сразу скажем, что получить данные о конкретном налогоплательщике из информации на сайте ФНС не так-то просто. Дело в том, что размещается она в виде ссылок на пакеты архивов данных, в каждом из которых содержатся файлы формата XML . На сайте ФНС дается ссылка на такой набор данных и описание структуры файлов .

Таким образом, чтобы узнать, сколько сотрудников работает у потенциального контрагента, придется обработать огромное количество информации. То же самое относится и налоговой системе. Чтобы прочитать ее в xml-файле, нужно обратить внимание на значение признака. Например, запись «ПризнУСН = «1»» означает, что контрагент применяет «упрощенку». Существуют аналогичные признаки для ЕНВД, ЕСХН и соглашения о разделе продукции (СРП).

При нежелании разбираться с архивами, которые дает ФНС, для получения той же самой информации можно воспользоваться специальными сервисами проверки контагентов, например, Контур.Фокусом. Все сведения, которые Налоговая служба начала предоставлять с 1 августа, уже загружены в сервис. Чтобы воспользоваться ими, в поисковой строке достаточно ввести ИНН либо наименование контрагента. Кроме того, сервис даст множество другой информации для проведения всесторонней оценке контрагента.

Со временем ФНС раскроет и прочую информацию, которая больше не является налоговой тайной. Она будет публиковаться в соответствии с приказом от 30.05.18 № ММВ-7-14/361@. Все подробности — в следующей таблице.

Дата публикации Сведения
1 октября 2018 года
  • об уплаченных налогах, сборах, взносах;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности
1 декабря 2018 года
  • о недоимке по налогам и взносам, долгах по пеням и штрафам;
  • о налоговых правонарушениях и мерах ответственности
2019 год
  • о недоимках и задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам

Обратите внимание! Информация о задолженности, которая возникла на конец 2017 года, будет публиковаться только в том случае, если не будет погашена до 1 октября 2018 года. То же самое касается и сведений о налоговых правонарушениях.

Новые возможности для проверки контрагентов: рекомендации ФНС

Первым по времени прошлогодним нововведением стало раскрытие численности персонала по каждой компании. Это сведения не только позволили выявить компании-фантомы, имеющие только гендиректора и бухгалтера, но и дали возможность оценить производительность труда в пересчете на одного работника, сравнить их со среднеотраслевыми, среднерегиональными, показателями ближайших конкурентов.

Зная об уровне уплаченного НДФЛ и платежей в фонды (об этом поговорим ниже), мы можем попробовать вычислить средний уровень зарплаты в компании и примерный уровень дивидендов.

Система СПАРК-Интерфакс, сводя воедино все доступные сведения, помогает увидеть компании, которые не имеют персонала, но при этом получают крупную выручку от продажи товаров и услуг, оказание которых априори требует наличия работников.

Такие компании можно заподозрить в обналичке, хотя не всегда это будет справедливо. Надо поверить, не является ли эта фирма своего рода SPV, какова ее структура владения, не сосредоточена ли вся деятельность группы, куда входит эта фирма, в «дочках», и не используются ли в данном случае франчайзиновые схемы.

Есть франчайзинговые сети, где персонал распределен по франчайзи, большая часть которых находится на упрощенке, и поэтому показатели будут искажены.

Итак, цифра численности персонала важна, но может быть обманчивой без консолидации всех входящих в группу юридических лиц. Для анализа всех связей между компаниями пригодятся продвинутые информационно-аналитические системы, такие как СПАРК-Интерфакс.

В нашем перечне стоит упомянуть и список дисквалифицированных лиц в руководстве компании, хотя его ФНС публикует уже несколько лет. Этот постоянно обновляемый список – существенная подмога в деле противодействия недобросовестным контрагентам, использующим номинальных директоров.

В список дисквалификатов, лиц, которые не могут учреждать компании и занимать в них должности, часто попадают люди из групп риска. Это могут быть граждане, которые накопили значительную задолженность, столкнулись с житейскими проблемами, и – вследствие этого вынуждены были искать возможности для не вполне легального заработка.

Ситуация такова, что поиск потенциальных номинальных директоров среди таких категорий людей – это отдельная отрасль теневого бизнеса, которая продолжает существовать, несмотря на все списки. Длинный список дисквалификантов не означает, что организаторы недобросовестного бизнеса не смогут найти нового «номинала». Поэтому перечень не стоит считать конечным.

Часто приходится слышать жалобы и от добросовестных налогоплательщиков о том, что участие в компании «с историей» создало им неудобства с развитием бизнеса. Например, бывает, предприниматель опрометчиво бросил компанию, ее ликвидировали как недействующую. Потом он надумал открыть новый бизнес, но получает отказ при попытке зарегистрировать новое юрлицо.

Из презентации Татьяны Матвеевой — ИТ-директор ФНС России на конференции CNews 28 сентября 2017 года

Начальник управления информационных технологий Федеральной налоговой службы (ФНС) Татьяна Матвеева, выступая на конференции TAdviser BigData и BI Day 15 июня 2016 года, рассказала об использовании больших данных в ведомстве. Она отметила, что свои системы ФНС развивает уже на протяжении более 25 лет, тем не менее, до недавнего времени ведомство не задумывалось над тем, являются ли формируемые в его информационных системах данные «большими данными» или нет.

С появлением в ИТ тезиса Big Data ФНС посмотрела на свои данные с этой точки зрения. Объемы информации о налогоплательщиках, получаемой ФНС от них самих и от других органов власти, исчисляются петабайтами, а внедренные системы позволяют с высокой скоростью обрабатывать информацию. Матвеева привела пример, что «национальный файл» налоговой отчетности формируется в течение 5 дней после срока сдачи отчетности.

«Большие данные» предоставляют новые возможности как для анализа и повышения эффективности налогового администрирования, так и взаимодействия с налогоплательщиками, но при этом ставят технологические вызовы по их обработке для налоговой службы, отметила Татьяна Матвеева. В связи с этим появилась необходимость модернизации ИТ-инфраструктуры и ПО, обеспечение консолидации данных, разработка новых аналитических инструментов.

Федеральный ЦОД ФНС, открывшийся в мае 2015 года, расположен в городе Дубна Московской области. Резервные дата-центры по состоянию на 2016 год создаются в Нижегородской области (город Городец) и Волгоградской области (город Ерзовка).

Характеристики, история создания и развития ЦОДов ФНС — в отдельной статье:

  • Центры обработки данных ФНС

Наиболее крупными статьями расходов в ИТ-бюджете ФНС по состоянию на 2017 год являются:

Развитие (1,295 млрд рублей) и эксплуатация (1,195 млрд рублей) АИС «Налог-3»

Создание ФГИС «Единый государственный реестр ЗАГС» (682 млн рублей)

Развитие АИС «Маркировка» (450 млн рублей)

Эксплуатация телекоммуникационной инфраструктуры (2,25 млрд рублей)

Эксплуатация рабочих станций (более 1,2 млрд рублей)

Эксплуатация копировально-множительной техники (более 945 млн рублей)

По сравнению с 2016 годом ИТ-бюджет ФНС увеличился на 68,4% (с 10,49 млрд рублей до 17,66 млрд рублей).

АИС «Налог-3» — автоматизированная система ФНС нового поколения, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных – федеральном хранилище.

Подробнее о системе — в отдельной статье по ссылке.

Налоговики запустят новые платформы для банков и чиновников

ФНС России сообщила, что за 5 месяцев сведения, которые ранее относились к налоговой тайне, скачали 216 000 раз.

С 1 августа 2018 года Налоговая служба поэтапно размещала эти данные. Так, сначала были опубликованы сведения:

На следующем этапе 1 октября 2018 года были размещены сведения:

  • о суммах налогов и сборов, уплаченных организациями;
  • о суммах доходов и расходов организаций по данным бухгалтерской отчетности за 2017 год.

Последний этап публикации начался 1 декабря 2018 года. На сайте ФНС в открытом доступе появились сведения:

  • о суммах недоимки;
  • задолженности по налогам и сборам организаций, которые образовались по состоянию на 31.12.2017 и не уплачены по состоянию на 1 октября 2018 года;
  • о наличии налоговых правонарушений,

Размещение таких сведений стало возможным благодаря поправкам, внесенным в ст. 102 НК РФ. Использование этой информации помогает налогоплательщикам выбирать надежных партнеров для успешной работы.

По общему правилу налоговую тайну составляют любые сведения о плательщике налогов и страховых взносов, полученные налоговой инспекцией, полицией, следователями, государственными внебюджетными фондами и таможенными органам и п. 1 ст. 102 НК РФ . То есть все сведения о компании, которые прямо не названы в НК РФ как исключения, охраняются госорганами в качестве налоговой тайн ы подп. 8 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 102 НК РФ . И могут быть предоставлены заинтересованному лицу исключительно в случаях, установленных законом. Скажем, судебные приставы в деле о банкротстве могут получать у налоговиков сведения об имуществе должника, движении денег по расчетному счету и др. ч. 8, 9 ст. 69 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ

1 августа ФНС опубликовала в открытом доступе больше информации о компаниях. Планировалось, что это будет сервис, который поможет проверять контрагентов, его будет удобно использовать, всем наступит цифровая экономика. В реальности это оказался не сервис, а какой-то программный код. Но все равно налоговая тайна больше не тайна, данные опубликованы, их можно использовать и узнавать о вас то, что раньше было нельзя.

Вот как это работает и что теперь будет известно всем.

Информация о юрлицах нужна компаниям, которые должны проверять своих контрагентов на порядочность. Например, если производитель закупает сырье у поставщика, он должен этого поставщика проверить: не однодневка ли это, занимается ли он хозяйственной деятельностью, платит ли налоги, есть ли у него имущество и сотрудники, чтобы выполнить контракт. Если этого не сделать, у налоговой могут возникнуть вопросы уже к производителю: а не занимается ли он сам обналом или уходом от налогов?

Тут не все так просто. Налоговая раскрывает данные не в реальном времени. По приказу ФНС , данные актуальны не на день публикации или запроса, а на конкретную дату. Причем эта дата может быть даже в прошлом году.

Федеральная налоговая служба с 1 августа начинает публиковать сведения о численности работников предприятий и действующих в отношении них налоговых режимах. До конца года ФНС намерена раскрыть еще часть информации, которая ранее относилась к налоговой тайне. Юристы предупреждают, что это даст дополнительную возможность службе предъявить претензии налогоплательщику за допущенные ошибки при выборе контрагента.

Федеральная налоговая служба (ФНС) России с 1 августа 2018 года начнет публиковать сведения о налогоплательщиках, которые ранее относились к налоговой тайне.

Уже в среду на сайте ФНС появятся сведения о среднесписочной численности работников организаций, о применяемых в отношении них специальных налоговых режимах, а также данные об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году их размещения.

Данные будут опубликованы в отношении хозяйственных товариществ и обществ, за исключением хозяйственных товариществ и обществ, включенных в перечень стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, а также отнесенных к крупнейшим налогоплательщикам, уточнили в ФНС.

Бизнес это новшество воспринял в целом позитивно. В «Деловой России» высказали уверенность, что новая система даст возможность оперативно проверить контрагентов и в случае возникновения ошибок устранить их на ранней стадии.

«Сервис «Прозрачный бизнес» также будет восприниматься бизнесом как своего рода «противоядие» и к действиям налоговиков. Бизнес сможет проверить своих контрагентов, как минимум, для налоговых целей, как максимум, убедиться, что его контрагенты вызывают доверие с точки зрения надежности», — отметили в организации.

Вместо него в 18.00 по московскому времени на сайте ведомства появилась ссылка на два архива, теоретически содержащие сведения о численности работников предприятий и их налоговых режимах. Руководство по использованию системы не прилагается. «Фонтанка» разобралась вместе с предпринимателями и юристами, кто выиграет и кто потеряет от такой «прозрачности».

Что произошло?

ФНС получила возможность опубликовать данные о налогоплательщиках, которые ранее являлись налоговой тайной, еще в 2016 году. Но раскрытие информации несколько раз переносилось. Налоговая служба должна была вывести бизнес на чистую воду еще в июле 2017 года. Затем срок был сдвинут на 1 июня 2018 года, а потом на 1 августа. Портал так и не заработал. В контакт-центре налоговой в качестве примерного срока назвали теперь уже 10 августа. А в 18.00 на сайте ФНС информация появилась в формате архивов с некорректно отображающимися xml-документами. «Запускать «портал» не планируется», – пояснили в ведомстве.

Что именно рассекретила налоговая?

Раскрытие данных будет проходить в три этапа. На первом ФНС раскрыла среднесписочную численность сотрудников за год, а также данные о специальных налоговых режимах, которые применяют организации. На втором этапе (предполагаемая дата 1 октября) обнародует сведения о доходах и расходах, о суммах уплаченных налогов, сборов, страховых взносов. С декабря можно будет увидеть задолженность по налогам и сборам предприятий, пеням и штрафам, а также налоговые правонарушения и меру ответственности за их совершение.

Раньше такого не было?

Сейчас сайт ФНС позволяет искать компании и индивидуальных предпринимателей по их ИНН. С помощью сервиса можно получить сведения о ликвидации, реорганизации и размере уставного капитала, а также проверить, есть ли у предприятия не исполненные обязательства свыше 1000 рублей, не находится ли оно в состоянии банкротства, не заблокирован ли его счет и не дисквалифицирован ли его руководитель. Отдельный сервис позволяет узнать, относится ли организация к микропредприятиям (до 15 человек), малым (15 – 100) или средним (100 – 250 человек).

Теперь рассекретят всех?

Пока не будет раскрываться информация о стратегических предприятиях (госкомпаниях и представителях оборонного комплекса). Эти данные появятся только после 2020 года. Сейчас в России действует утвержденный президентом перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, в который входит около 70 компаний. Среди них, например, «Роснефтегаз», «РусГидро», РЖД, «Роснефть», «Газпром», «Аэрофлот», банк ВТБ. Причиной такого решения может быть введение в начале апреля новых антироссийских санкций Минфином США.

Понятие налоговой тайны определено в статье 102 НК РФ. Это любые сведения, полученные налоговыми, правоохранительными, таможенными органами, а также внебюджетными фондами в отношении плательщика налогов, сборов или страховых взносов. Однако из этого перечня сведений есть исключения, и их список довольно внушительный.

Среди прочего не является налоговой тайной информация о суммах уплаченных налогов, о недоимках, в том числе штрафах и пенях, о налоговых правонарушениях и так далее. Это информация может публиковаться и использоваться без ограничений.

В связи с изменениями, внесенными в 2021 году, из-под налоговой тайны был выведен ряд данных, которые с 1 августа 2021 года ФНС начала публиковать на своем интернет-ресурсе. Стала доступна такая информация:

  • применяемые налоговые спецрежимы;
  • информация об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • сведения о среднесписочной численности работников организаций.

Что касается последнего параметра, то не раскрывается информация о численности сотрудников крупнейших налогоплательщиков, а также субъектов, деятельность которых связана с гостайной.

Определены сроки размещения открытых данных на сайте ФНС

Информация о юрлицах нужна компаниям, которые должны проверять своих контрагентов на порядочность. Например, если производитель закупает сырье у поставщика, он должен этого поставщика проверить: не однодневка ли это, занимается ли он хозяйственной деятельностью, платит ли налоги, есть ли у него имущество и сотрудники, чтобы выполнить контракт. Если этого не сделать, у налоговой могут возникнуть вопросы уже к производителю: а не занимается ли он сам обналом или уходом от налогов?

Сразу скажем, что получить данные о конкретном налогоплательщике из информации на сайте ФНС не так-то просто. Дело в том, что размещается она в виде ссылок на пакеты архивов данных, в каждом из которых содержатся файлы формата XML. На сайте ФНС дается ссылка на такой набор данных и описание структуры файлов.

Таким образом, чтобы узнать, сколько сотрудников работает у потенциального контрагента, придется обработать огромное количество информации. То же самое относится и налоговой системе. Чтобы прочитать ее в xml-файле, нужно обратить внимание на значение признака. Например, запись «ПризнУСН = «1»» означает, что контрагент применяет «упрощенку». Существуют аналогичные признаки для ЕНВД, ЕСХН и соглашения о разделе продукции (СРП).

При нежелании разбираться с архивами, которые дает ФНС, для получения той же самой информации можно воспользоваться специальными сервисами проверки контагентов, например, Контур.Фокусом. Все сведения, которые Налоговая служба начала предоставлять с 1 августа, уже загружены в сервис. Чтобы воспользоваться ими, в поисковой строке достаточно ввести ИНН либо наименование контрагента. Кроме того, сервис даст множество другой информации для проведения всесторонней оценке контрагента.

Дата публикации Сведения
1 октября 2021 года
  • об уплаченных налогах, сборах, взносах;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности
1 декабря 2021 года
  • о недоимке по налогам и взносам, долгах по пеням и штрафам;
  • о налоговых правонарушениях и мерах ответственности
2019 год
  • о недоимках и задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам

Обратите внимание! Информация о задолженности, которая возникла на конец 2021 года, будет публиковаться только в том случае, если не будет погашена до 1 октября 2021 года. То же самое касается и сведений о налоговых правонарушениях.

Первым по времени прошлогодним нововведением стало раскрытие численности персонала по каждой компании. Это сведения не только позволили выявить компании-фантомы, имеющие только гендиректора и бухгалтера, но и дали возможность оценить производительность труда в пересчете на одного работника, сравнить их со среднеотраслевыми, среднерегиональными, показателями ближайших конкурентов.

Зная об уровне уплаченного НДФЛ и платежей в фонды (об этом поговорим ниже), мы можем попробовать вычислить средний уровень зарплаты в компании и примерный уровень дивидендов.

Система СПАРК-Интерфакс, сводя воедино все доступные сведения, помогает увидеть компании, которые не имеют персонала, но при этом получают крупную выручку от продажи товаров и услуг, оказание которых априори требует наличия работников.

Функционирование сервисов выгодно и ФНС, и плательщику. Рассмотрим преимущества для налоговой:

  • Плательщики своевременно выплачивают налоговые платежи.
  • Процесс выплат автоматизирован.
  • Быстрая обработка обращений.
  • Удобное информирование налогоплательщика о порядке уплат и всех нововведениях.

Преимущества для пользователей:

  • Возможность сделать платеж прямо через сайт.
  • Быстрое получение всех требуемых сведений.
  • Возможность проверить контрагента перед сотрудничеством с ним.
  • Постановка на налоговый учет в режиме онлайн.
  • Возможность узнать о своих задолженностях и переплатах.
  • Для получения нужных сведений достаточно ввести свои данные налогоплательщика.
  • Система проста в использовании.

Недостатков у системы практически нет. Сервис достаточно удобен. Порядок его использования понятен интуитивно. Система может выдержать большое количество обращений. На представленных сайтах собрана полная информация о порядке уплаты налогов, законодательстве.

ФНС получит доступ к персональным данным и другой информации о клиентах банков

В нашем перечне стоит упомянуть и список дисквалифицированных лиц в руководстве компании, хотя его ФНС публикует уже несколько лет. Этот постоянно обновляемый список – существенная подмога в деле противодействия недобросовестным контрагентам, использующим номинальных директоров.

В список дисквалификатов, лиц, которые не могут учреждать компании и занимать в них должности, часто попадают люди из групп риска. Это могут быть граждане, которые накопили значительную задолженность, столкнулись с житейскими проблемами, и – вследствие этого вынуждены были искать возможности для не вполне легального заработка.

Ситуация такова, что поиск потенциальных номинальных директоров среди таких категорий людей – это отдельная отрасль теневого бизнеса, которая продолжает существовать, несмотря на все списки. Длинный список дисквалификантов не означает, что организаторы недобросовестного бизнеса не смогут найти нового «номинала». Поэтому перечень не стоит считать конечным.

Часто приходится слышать жалобы и от добросовестных налогоплательщиков о том, что участие в создало им неудобства с развитием бизнеса. Например, бывает, предприниматель опрометчиво бросил компанию, ее ликвидировали как недействующую. Потом он надумал открыть новый бизнес, но получает отказ при попытке зарегистрировать новое юрлицо.

Контрагент с сомнительной репутацией способен доставить бизнесу массу проблем. Проблемы могут быть связаны как с невыполнением партнером своих обязательств (отказ платить за поставленные товары или услуги, или, наоборот, оплаченные товары и услуги можете не получить вы), так и со случайным участием в мошеннических схемах.

Инспекторы могут нагрянуть в компанию с выездной налоговой проверкой, в том числе с внеплановой, контролируя деятельность вашего партнера, оказавшегося неблагонадежным, и выйдя на вас просто по цепочке. Кроме того, полученные от контрагента сомнительные документы могут стать причиной доначисления налога на прибыль и НДС.

  • ГЛАВНОЕ
  • НОВОСТИ
  • НОВОСТИ РЕГИОНОВ
  • НОВОСТИ БИЗНЕСА
  • ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
  • СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Онлайн-база ФНС дает информацию по контрагентам, но ее не всегда достаточно. Нередки случаи, когда контрагент проверяется по всем перечисленным параметрам, а в процессе работы все равно оказывается ненадежным.

Такие ситуации могут складываться, как из-за недостатка информации, так и из-за неправильной ее трактовки.

В закрытой части базы данных ФНС содержится больше полезных данных:

  1. Выписка из ЕГРН и ЕГРЮЛ с персональными данными
  2. Задекларированное имущество
  3. Закрытые и открытые расчетные счета
  4. Количество сотрудников и их персональные данные
  5. Зарплаты сотрудников и руководителей

Если нужно пробить физическое лицо или более подробно проверить контрагента – онлайн база ФНС мало поможет. Что же делать в такой ситуации?

Если у вас есть знакомые, которые работают в ФНС или полиции и имеют доступ к полной базе – вы можете попробовать обратить к ним. Но вряд ли кто-то будет рисковать своим рабочим местом, и нарушать закон даже ради хорошего друга. Поэтому вам либо придется хорошо заплатить за такую услугу, либо вряд ли вам помогут.

Есть мнение, что базу данных ФНС можно скачать в Интернете бесплатно, либо купить и иметь к ней доступ прямо на своем компьютере. Это не так. Обычно те, кто предлагает скачать такие базы данных, таким образом распространяют вирусные программы. Хорошо, если вирус, скачанный вместе с «базой» просто доставит вам хлопот с восстановлением данных на компьютере. Но бывает и так, что вирус крадет доступы к Интернет-банкингу и потом с ваших счетов пропадают деньги.

На самом деле, такая база не может существовать в доступном для скачивания виде. Ведь данные базы ФНС постоянно обновляются. Любая скачанная база – будет устаревшей. Для чего вам данные 5-ти летней давности?

В Интернете можно найти предложения по предоставлению данных из базы ФНС. Но стоит ли доверять таким предложениям?

Действительно, вероятность попасться мошенникам – довольно велика. Если вы закажете такую услугу, заплатите за нее, и не получите обещанные вам данные, вряд ли вы будете жаловаться в полицию. Ведь вы же сами хотели не получить открытые данные с сайта ФНС, а нарушить закон о конфиденциальности данных. Этим и пользуются мошенники.

Тем не менее, есть и честные подрядчики, которые не только предоставят вам необходимую информацию, но и помогут правильно трактовать ее.

Самый простой способ определить честного подрядчика от нечестного – это позвонить и устроить ему скандал. То есть, позвонить с претензией, что вы заплатили за услугу и не получили ее. Далее нужно оценивать реакцию подрядчика. Если в ответ на ваши претензии положили трубку, и вы больше не можете дозвониться по этому телефону – вы связались с мошенником. Если же подрядчик не бросил трубку, а предложил разобраться в ситуации и решить ее – скорее всего, с таким человеком можно сотрудничать.

Все просто: если вы связались с «кидалами» — у них ежедневно множество таких звонков со скандалами. И они просто ставят в «черный список» телефоны обманутых клиентов. Им не о чем с ними говорить. Человек же, который действительно предоставляет обещанную услугу, заинтересован в том, чтобы клиент остался доволен. Поэтому он всегда готов разобраться в проблеме и решить ее.

То, что мы предложили вам способ проверки порядочности подрядчика еще не говорит о нашей честности. Но мы и не призываем вас обращаться только в наше детективное агентство. Вы можете использовать предложенный метод для проверки любого подрядчика.

Тем не менее, раз вы оказались на нашем сайте, то почему бы не попробовать связаться с нами. Просто позвоните нам, расскажите о своей проблеме и выслушайте наше предложение по ее решению. Если вы решите, что мы заслуживаем доверия – мы поможем вам. Если вам что-то не понравится – вас никто не заставит сотрудничать именно с нами. Вы ничем не рискуете.

  1. Интеграция с данными вашей информационной системы
  2. Проверка контрагентов, проявление должной осмотрительности
  3. Извлечение полных данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП
  4. Поиск организаций по различным критериям
  5. Аналитические данные, признаки недобросовестности компаний
  6. Исторические данные, отслеживание изменений в базе ФНС
  7. Наличие компании в различных реестрах ФНС

Понятие налоговой тайны определено в статье 102 НК РФ. Это любые сведения, полученные налоговыми, правоохранительными, таможенными органами, а также внебюджетными фондами в отношении плательщика налогов, сборов или страховых взносов. Однако из этого перечня сведений есть исключения, и их список довольно внушительный.

Среди прочего не является налоговой тайной информация о суммах уплаченных налогов, о недоимках, в том числе штрафах и пенях, о налоговых правонарушениях и так далее. Это информация может публиковаться и использоваться без ограничений.

В связи с изменениями, внесенными в 2021 году, из-под налоговой тайны был выведен ряд данных, которые с 1 августа 2021 года ФНС начала публиковать на своем интернет-ресурсе. Стала доступна такая информация:

  • применяемые налоговые спецрежимы;
  • информация об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • сведения о среднесписочной численности работников организаций.

Что касается последнего параметра, то не раскрывается информация о численности сотрудников крупнейших налогоплательщиков, а также субъектов, деятельность которых связана с гостайной.

Вы можете использовать «Открытые государственные данные», предоставляемые Федеральной Налоговой службой (далее — ФНС России) в соответствии с правилами, утверждаемыми настоящей лицензией без заключения договора.

ФНС России, при публикации открытых государственных данных, предоставляет пользователю бессрочное, бесплатное, неэксклюзивное право использовать Открытые Данные в соответствии со следующими требованиями.

Сразу скажем, что получить данные о конкретном налогоплательщике из информации на сайте ФНС не так-то просто. Дело в том, что размещается она в виде ссылок на пакеты архивов данных, в каждом из которых содержатся файлы формата XML. На сайте ФНС дается ссылка на такой набор данных и описание структуры файлов.

Таким образом, чтобы узнать, сколько сотрудников работает у потенциального контрагента, придется обработать огромное количество информации. То же самое относится и налоговой системе. Чтобы прочитать ее в xml-файле, нужно обратить внимание на значение признака. Например, запись «ПризнУСН = «1»» означает, что контрагент применяет «упрощенку». Существуют аналогичные признаки для ЕНВД, ЕСХН и соглашения о разделе продукции (СРП).

Через личный кабинет осуществляется большинство стандартных операций с налогами:

  • Установление переплаты, если она есть.
  • Проверка наличия задолженности.
  • Проверка размера долга.
  • Получение квитанции на платеж.
  • Уплата налога, погашение долгов.
  • Заполнение декларации 3-НДФЛ.

Как получать документы в электронной форме через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица»?

ЮЛ получает эти возможности:

  • Получение выписок из ЕГРЮЛ.
  • Установление статуса расчетов.
  • Направление в ИФНС заявки на уточнение платежа.

Как взаимодействуют информационные системы, разработанные операторами электронных площадок и кредитными организациями, с сервисами прикладной подсистемы АИС «Налог-3» «Налог на профессиональный доход»?

Предусмотрены личные кабинеты для налогоплательщиков с различными статусами:

  • .
  • .
  • .

Есть также еще один важный сайт Заплати налоги. Через него можно платить налог, пошлины. ЮЛ с помощью ресурса сможет оплатить торговый сбор. В сервисе есть возможность создания платежного поручения, квитанции.

Электронный сервис «Прозрачный бизнес»

  1. Какие сведения относятся к общедоступной информации?
  2. К каким видам информации не может быть ограничен доступ?
  3. На какие основные виды делится общедоступная деловая информация?
  4. Кто может выступать источником общедоступной деловой информации?
  5. Какие сайты служат источниками статистической информации в Интернете?
  6. Какие сведения можно бесплатно получить из государственных баз данных?
  7. Какие сведения можно получить за плату из государственных баз данных?
  8. Какие сведения предоставляют частные платные базы данных?
  9. Какие сведения обязана раскрывать в открытом доступе публичная компания?
  10. Какие сведения акционерное общество обязано предоставлять своим акционерам?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *