Бизнес-опыт 2020: чему нас научил режим самоизоляции
659 0
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток.
При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
При расчете срока временного пребывания иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, необходимо учитывать суммарный срок его предыдущего пребывания и планируемый период нахождения в Российской Федерации в рамках 180 суток. Суммарный срок предыдущего и планируемого периодов пребывания в рамках 180 суток не должен превышать 90 суток, за исключением периодов временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации в связи с продлением ему срока временного пребывания в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. № 1744 «Об увеличении срока временного пребывания на территории Российской Федерации граждан Украины, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» гражданам Украины, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, срок временного непрерывного пребывания на территории Российской Федерации увеличен до 180 суток с даты каждого въезда на территорию Российской Федерации независимо от цели их въезда.
Срок временного пребывания в Российской Федерации может быть продлен при наличии у иностранного гражданина одного из оснований, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 7 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ.
Для продления срока временного пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину либо принимающей его стороне необходимо обратиться с мотивированным заявлением в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания.
Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации утвержден приказом МВД России от 18 декабря 2017 г. № 933.
В соответствии со статьей 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза (далее – трудящийся ЕАЭС) и членов его семьи определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся ЕАЭС с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации до истечения срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Федеральным законом № 115-ФЗ или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок временного пребывания (срок действия визы).
Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:
— по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
— по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.
— по адресу организации, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае его фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее – уведомление о прибытии) представляется в территориальный орган МВД России в течение семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 – 4 части 3, частями 4.1, 4.2 статьи 20 Федерального закона.
Высококвалифицированные специалисты и члены их семей освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации.
Высококвалифицированные специалисты и члены их семей, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, при прибытии в новое место пребывания на территории Российской Федерации на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания.
Иностранные граждане, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Российскую Федерацию, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по месту пребывания на срок, не превышающий 30 дней со дня их прибытия в место пребывания.
Уведомление о прибытии указанных иностранных граждан подается (направляется) в соответствии с Правилами осуществления миграционного учета в территориальный орган МВД России в течение семи рабочих дней после истечения 90- или 30-дневного срока соответственно.
Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом МВД России уведомления о прибытии.
Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность, миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина).
В случае прибытия иностранного гражданина в новое место пребывания принимающей стороне дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в Российской Федерации.
Дополнительно трудящийся ЕАЭС и члены его семьи предъявляют принимающей стороне копию трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся ЕАЭС с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации, а также копии документов, подтверждающих родственные отношения (для членов семьи трудящегося ЕАЭС).
Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документов заполняет бланк уведомления о прибытии и в установленные Федеральным законом № 109-ФЗ сроки представляет его в территориальный орган МВД России непосредственно – лично или в электронной форме, либо через многофункциональный центр, либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 Федерального закона № 109-ФЗ.
Лицо, подающее уведомление о прибытии в территориальный орган МВД России, многофункциональный центр и организацию федеральной почтовой связи, обязано представить документ, удостоверяющий его личность, за исключением случая направления уведомления о прибытии в электронной форме.
Бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке, исправления не допускаются.
В уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения:
а) о лице, подлежащем постановке на учет:
фамилия, имя, отчество;
гражданство (подданство);
дата и место рождения;
пол;
вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
цель въезда;
профессия;
дата въезда в Российскую Федерацию;
серия и номер миграционной карты (за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации);
заявленные сроки пребывания;
адрес места пребывания;
адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания);
б) о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны:
фамилия, имя, отчество;
вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;
адрес места жительства;
наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.
В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии помимо сведений, предусмотренных пунктом «а», указываются следующие сведения:
— фамилия, имя, отчество ответственного лица организации;
— вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации;
— адрес места жительства ответственного лица организации;
— наименование организации;
— адрес организации;
— идентификационный налоговый номер организации;
— наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.
Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина (за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 и 4 статьи 22 Федерального закона № 109-ФЗ) выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации (при наличии печати).
В случае представления уведомления о прибытии в электронной форме принимающая сторона, являющаяся физическим лицом, свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью данного лица, а в случае, если принимающей стороной является организация, – усиленной квалифицированной электронной подписью организации.
VIDEO
Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в следующих случаях:
— при постановке иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания – после получения сведений о постановке данного иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания;
— в случае смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим на основании свидетельства о смерти либо надлежащим образом заверенной копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
— при установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания – на основании заключения территориального органа МВД России;
— при убытии иностранного гражданина из места пребывания после получения уведомления об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания;
— в случае выезда иностранного гражданина из Российской Федерации.
Форма уведомления об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в территориальный орган МВД России, в том числе в электронной форме, утверждены приказом МВД России от 14 сентября 2020 года № 641.
Оформление уведомления об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания (далее – уведомление об убытии) производится принимающей стороной.
Уведомление об убытии должно быть подписано физическим лицом, выступающим в качестве принимающей стороны, а в случае, если в качестве принимающей стороны выступает организация, – ее уполномоченным представителем, представившим данное уведомление, с проставлением печати указанной организации (при наличии печати).
Уведомление об убытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (компьютера) на русском языке.
При заполнении уведомления об убытии исправления, в том числе путем зачеркивания, а также с использованием корректирующих средств не допускаются.
В уведомлении об убытии принимающая сторона должна указать следующие сведения:
1) о лице, подлежащем снятию с учета по месту пребывания:
— фамилия (при наличии), имя (при наличии), отчество (при наличии);
— дата рождения (число, месяц, год);
— дата убытия из места пребывания (число, месяц, год).
2) о месте пребывания, из которого лицо, подлежащее снятию с учета по месту пребывания, убыло.
3) о принимающей стороне:
а) в случае, если в качестве принимающей стороны выступает физическое лицо:
— фамилия, имя, отчество (при наличии);
— документ, удостоверяющий личность (вид, серия и номер, а также дата выдачи и срок его действия);
— номер телефона (при наличии).
б) в случае, если принимающей стороной является юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации (далее – организация):
— фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя организации;
— документ, удостоверяющий личность представителя организации (вид, серия и номер, а также дата выдачи и срок его действия);
— номер телефона представителя организации (при наличии);
— документ, подтверждающий полномочия представителя организации (вид, серия (при наличии), номер (при наличии), а также дата выдачи и срок его действия);
— наименование организации, ее идентификационный номер налогоплательщика и адрес.
Уведомление об убытии направляется принимающей стороной в территориальный орган МВД России по месту постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина непосредственно – лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр, либо почтовым отправлением.
Лицо, направляющее уведомление об убытии, обязано предъявить уполномоченному должностному лицу территориального органа МВД России, многофункционального центра или организации федеральной почтовой связи (далее – должностное лицо) документ, удостоверяющий его личность, за исключением случая направления уведомления об убытии в электронной форме.
В случае если уведомление об убытии направляется представителем организации, также представляется документ, подтверждающий его полномочия.
При убытии иностранного гражданина из гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо из учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана не позднее двенадцати часов рабочего дня, следующего за днем убытия такого иностранного гражданина, представить (направить) в территориальный орган МВД России уведомление об убытии для его снятия с учета по месту пребывания.
При убытии иностранного гражданина из организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом и по адресу которой поставлен на учет по месту пребывания, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона № 109-ФЗ, администрация соответствующей организации обязана не позднее семи рабочих дней со дня убытия такого иностранного гражданина представить (направить) в территориальный орган МВД России уведомление об убытии для его снятия с учета по месту пребывания.
Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в следующих случаях:
— регистрация иностранного гражданина по иному месту жительства – на основании отрывной части заявления о регистрации;
— прекращение у иностранного гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, – на основании документа, подтверждающего прекращение у иностранного гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
— прекращение у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в Российской Федерации – на основании документа, подтверждающего аннулирование вида на жительство (в случае, когда срок действия вида на жительство ограничен в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ) или разрешения на временное проживание либо истечение срока действия вида на жительство или разрешения на временное проживание;
— вступление в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной – на основании заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной;
— смерть иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, – на основании свидетельства о смерти либо заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
— установление факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении – на основании заключения территориального органа МВД России.
Заинтересованное физическое или юридическое лицо для осуществления снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «г» и «д» пункта 16 Правил осуществления миграционного учета, представляет в территориальный орган МВД России непосредственно – лично либо через многофункциональный центр заявление о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства установленной формы (далее – заявление о снятии с регистрации).
Заинтересованное лицо, подающее заявление о снятии с регистрации в территориальный орган МВД России или многофункциональный центр, обязано представить документ, удостоверяющий его личность.
В случае если заявление о снятии с регистрации подается юридическим лицом, в многофункциональный центр или территориальный орган МВД России также представляется документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица.
Многофункциональный центр в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема заявления о снятии с регистрации, представляет указанное заявление, а также прилагаемые к нему документы в территориальный орган МВД России в месте нахождения жилого помещения.
Многофункциональный центр по желанию заявителя выдает ему в день обращения справку о приеме документов для снятия с регистрации по месту жительства в произвольной форме, заверенную печатью.
Заявление о снятии с регистрации заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При написании заявления о снятии с регистрации не допускается использование аббревиатур, сокращение слов.
Должностное лицо территориального органа МВД России, принявшее заявление о снятии с регистрации, в тот же день осуществляет снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 17 Правил осуществления миграционного учета.
При непредоставлении заинтересованным физическим или юридическим лицом документа, необходимого для снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «г» и «д» пункта 16 Правил осуществления миграционного учета, снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется не позднее следующего рабочего дня после получения необходимой информации от соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления после получения необходимой информации от соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
Сейчас в России существуют два вида регистрации — временная и постоянная. Постоянная — это проживание по адресу, штамп о котором проставлен в паспорте. Постоянная прописка не имеет срока действия. Он может прекратиться только в результате выписки (снятия с регистрационного учета) гражданина по его собственному желанию либо по решению суда. На регистрационном штампе в паспорте указываются адрес и дата постановки или снятия с учета.
Регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок — от 90 суток до пяти лет. Чтобы зарегистрироваться по месту пребывания, не нужно выписываться из жилья, где человек зарегистрирован постоянно. Отметку о временной регистрации в паспорт не ставят — выдается соответствующее свидетельство, которое нужно носить с собой. В 2020 году порядок совершения регистрационных действий претерпел некоторые изменения. Так, с 15 июля документом, подтверждающим временную регистрацию, является выписка из Государственного реестра, отметила член Ассоциации юристов (АЮР) России Ольга Полубкова.
Временную регистрацию оформляют люди, переехавшие на новое место жительства на короткий или средний срок — командировочные, сезонные рабочие и даже туристы. «Регистрация по месту пребывания (временная регистрация) оформляется, если гражданин находится более 90 дней в субъекте, в котором у него нет регистрации по месту жительства. При этом человек не теряет свою регистрацию по месту проживания», — пояснил юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров.
Временная регистрация может понадобиться для получения пособия или пенсии, постановки на учет в школу или детсад. Некоторые работодатели не берут на работу сотрудников, у которых нет хотя бы временной регистрации.
документ, подтверждающий личность гражданина;
документы на право распоряжения жилым помещением. самые распространенные — договор аренды или найма;
заявление о регистрации по месту пребывания. Оно должно быть подписано заявителем (временно въезжающим в новое жилое помещение) и собственником;
паспорта и согласие всех зарегистрированных в квартире. Как правило, такое согласие требуется от совершеннолетних членов семьи собственника. Если квартира в субаренде, то согласие потребуется и от арендатора, и от собственника. Если арендованная квартира принадлежит нескольким лицам в долях, то согласие потребуется от всех собственников.
В интернете есть множество сайтов с объявлениями о продаже временной регистрации в Москве. Многие граждане задаются вопросом о возможности фиктивной регистрации. Однако юристы предупреждают, что это незаконно. «Покупка временной регистрации противоречит действующему законодательству, так как сама по себе регистрация не может выступать объектом купли-продажи», — пояснила Наталья Тарасова.
Следовательно, за фиктивную регистрацию придется нести ответственность как покупателю, так и продавцу. «Правонарушение подобного рода влечет за собой штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или уголовное наказание вплоть до лишения свободы на срок до трех лет», — добавила член АЮР.
Все с нетерпением ждут принятия закона, который пока существует в виде проекта, подготовленного МВД. Многие называют этот будущий закон миграционным кодексом, так как в нем всеобъемлющим образом обсуждаются все разделы миграционной сферы. Говорится в нем и о миграционном учете. Так, согласно тексту законопроекта, на постановку на миграционный учет планируют отводить 30 дней. Уберут исключения и сделают процесс постановки на миграционный учет прозрачным и понятным. Но об этом мы поговорим в следующей статье.
Можно ли поселить мигранта на даче?
Временная регистрация по месту жительства оформляется только для иностранцев, имеющих разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство (ВНЖ). С момента получения одного из этих документов у зарубежного гостя есть семь дней на то, чтобы подать в госорганы обращение о регистрации по месту жительства (ст. 16 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»). Срок действия регистрации совпадает со сроком действия оснований для нахождения в России: три года при наличии разрешения на временное проживание и пять лет — для тех, кто имеет вид на жительство.
В остальных случаях иностранные граждане, в том числе имеющие право на безвизовый въезд в страну, встают на миграционный учет по месту пребывания. Разрешенный срок нахождения на территории страны зависит от гражданства иностранного гостя и цели визита. Например, прибывшие в Россию граждане стран Евразийского экономического союза должны вставать на миграционный учет только после 30 суток с даты въезда (а если они приехали менее чем на 30 дней, регистрироваться не нужно).
Местом пребывания иностранного гражданина в России может считаться жилое помещение, где он фактически проживает. Иностранец может зарегистрироваться в том числе в гостиницах и иных подобных местах (санаториях, домах отдыха), стационарах, по адресу организации.
Обратите внимание, что если иностранец поселился в апартаментах, получить в них временную регистрацию получится, только если это апартаменты гостиничного типа. Поэтому если вы рассматриваете приобретение жилья с целью инвестирования и последующей сдачи в аренду, в том числе иностранцам, то необходимо учитывать, что для этих целей подойдут не все апартаменты.
Как выбрать между квартирой и апартаментами, читайте в инструкции спроси.дом.рф
Иногда регистрация иностранцев по месту жительства и их учет по месту пребывания ведется в разрешительном порядке — например, если речь идет о пограничной зоне, закрытых военных городках, зонах экологического бедствия и других случаях.
Нарушение правил регистрации иностранных граждан грозит штрафом как самому зарубежному гостю, так и собственнику квартиры, который не зарегистрировал жильца. За отсутствие регистрации по месту пребывания или просроченные документы в регионах иностранец может получить штраф на сумму от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, а в Москве, Санкт-Петербурге , а также в Московской и Ленинградской областях, — на сумму от 5 тысяч рублей до 7 тысяч рублей (ст. 18.8 КоАП РФ), а также рискует быть выдворенным за пределы России.
А гражданину России за уклонение от постановки иностранца на миграционный учет грозит штраф в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей (ч. 4 ст.18.9 КоАП РФ).
Решение проблем миграционной политики, а также вопросов политики и экономики.
Получение точных данных о миграционных потоках в РФ, которые нужны для ведения статистики миграции и осуществления прогнозов.
Планирование демографического развития страны.
Управление положением в случае чрезвычайных ситуаций.
Защита конституции и интересов граждан РФ.
В соответствии с этими целями и формируются Правила миграционного учета в Российской Федерации. Главными среди них являются:
После прибытия на территорию РФ, иностранец должен уведомить об этом Главное управление по вопросам миграции МВД России (далее – ГУВМ). В этой организации ведется специальный журнал регистрации иностранцев. В своей деятельности ГУВМ опирается на Административный регламент по миграционному учету.
Свидетельство того, что иностранный гражданин поставлен на учет – это отрывная часть бланка уведомления, в которой зафиксирован прием документов.
Особое значение в процессе учета приехавших иностранцев имеет принимающая сторона. При этом нужно понимать, в чем заключается разница между принимающей и приглашающей стороной. Эти два понятия отличаются по смыслу:
Принимающая сторона – та, у которой иностранец живет или осуществляет трудовую, коммерческую деятельность.
Приглашающая сторона – та, что просто приглашает иностранца. После заселения иностранца приглашающая сторона может стать принимающей.
Принимающей стороной в процессе регистрации иностранцев могут называться:
Граждане, уже прошедшие регистрацию по месту жительства в России или имеющие свое жилье, в котором можно оформить приехавшего иностранного гражданина.
Граждане, имеющие ВНЖ Российской Федерации.
Иностранный гражданин, у которого есть жилищная собственность в РФ, также имеет право самостоятельно встать на миграционный учет.
Иностранец, имеющий статус высококвалифицированного специалиста, патент на работу, или у которого есть собственное жилье, также может самостоятельно встать на учет и оформить всех членов своей семьи.
Работодатель или другое юридическое лицо.
Представители иностранных организаций или их филиалов, имеющих разрешение на работу в РФ.
Представители государственной власти РФ.
Постоянно или временно проживающие в России лица иных государств, которые обладают правом на пользование жилым помещением, обязаны оформиться по месту жительства. Сделать это можно:
лично в территориальном органе МВД;
через интернет посредством портала «Госуслуги» — для этого нужна ЭЦП заявителя;
через многофункциональные центры «Мои документы».
1. Гражданам стран, указанных в Списке государств, граждане которых освобождены от необходимости предъявления визовой поддержки или приглашения при оформлении однократных виз категорий «А1», «А2», «В1», «В2», «D1» и «G1», а также однократных и двукратных виз категории «F1» согласно Правилам выдачи виз Республики Казахстан, а также продления и сокращения сроков их действия, утвержденых совместным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 7 марта 2013 года № 175 и исполняющего обязанности Министра иностранных дел Республики Казахстан от 5 марта 2013 года № 08-1-1-1/71. 2. Владельцы виз категории «туристическая». 3. Иностранцы, въехавшие в Республику Казахстан совместно с супругами, детьми или родителями — иностранными гражданами. 4. Владельцы документов, подтверждающих связь с Республикой Казахстан (графа в национальном паспорте или свидетельство о рождении в Республике Казахстан, копия документа о захоронении близкого родственника в Республике Казахстан, копия справки о выходе из гражданства Республики Казахстан). 5. Иностранцы-представители казахской диаспоры.
Для регистрации иностранцев и лиц без гражданства, срок временного пребывания которых в Республике Казахстан составляет свыше 6 месяцев, дополнительно представляются:
два заполненных адресных листка прибытия.
заполненный талон статистического учета к листку прибытия.
одна фотография размером 3,5 х 4,5 см.
Результат оказания услуги
Получение уведомления о регистрации иностранца/лица без гражданства временно пребывающего в РК либо уведомление об отказе в регистрации.
Уважаемый пользователь!
Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.
Инструкция по запуску программы
Для дальнейшей работы с egov.kz Вам необходимо установить сертификат Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан.
Уважаемый пользователь!
Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.
Инструкция по запуску программы
Новый закон предлагает уже со следующей недели использовать один из вариантов для учета по месту пребывания:
по адресу жилого помещения, где иностранный гражданин фактически проживает
по адресу гостиниц, домов отдыха или иного помещения, где он фактически проживает
по адресу медицинской организации или организации социального обслуживания, в которых он получает услуги этих организаций.
по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором содержится иностранный гражданин
по адресу организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность, в случае, если он фактически проживает по этому адресу, либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных. Этот вариант больше подходит для тех организаций, у которых уже есть свои общежития и жилые помещения на предприятии.
Последний вариант потребует немало усилий для его реализации, если жилого помещения по юридическому адресу у компании нет. Если иностранец зарегистрирован на юридический адрес компании, то работодателю придётся обзавестись жилым помещением по этому адресу. Если такой возможности нет, придётся оставить этот вопрос без контроля и просить своих иностранцев регистрироваться у собственников квартир, которые они арендуют. Это чревато, потому что если иностранный гражданин будет без действующей регистрации или с «липой», то последствия будут неутешительны как для самого иностранца, так и для его работодателя.
Госдума разрешила ставить мигрантов на учет в нежилых помещениях
Вариантов несколько. Иностранец может зарегистрироваться сам у физического лица на съемной квартире. Регистрация легальна на юридическое лицо, в случае, если это гостиница или общежитие, где сотрудник действительно проживает. Так же вы, как работодатель, можете арендовать для него квартиру, комнату (заключить договор с собственником-физическим лицом) или помещение для жилья у юридического лица и выступить в таком случае принимающей стороной.
Да, можно. Главное, чтобы был адрес территории, на которой располагается строительный вагончик или бытовка, и он был оборудован для сна и отдыха иностранного гражданина, а количество кроватей соответствовало заявленному количеству иностранцев. Но это только с точки зрения миграционного законодательства можно, вопросов к миграционному учёту не будет, т.к. иностранец там фактически находится, а вот вопросы со стороны других инстанций по нелегальному или незарегистрированному помещению могут возникнуть.
Заполняете бланк – уведомление о прибытии. Адрес постановки – адрес квартиры. Сведения о принимающей стороне – собственные данные работодателя: паспорт принимающей стороны (директора, индивидуального предпринимателя, ответственного лица), юридические данные(адрес).
Свидетельство собственности либо иной документ, подтверждающий право собственности юр лица, с которым вы заключили договор аренды на это помещение. Договор аренды этого помещения вами.
Да, организованы отряды в МВД, которые выезжают на подозрительные объекты и проверяют, проживает ли заявленное количество иностранцев по адресу и обустроено ли помещение для проживания. Пока что статистики на этот счёт нет, но мы рекомендуем быть бдительными и не надеяться на «авось».
Нет, такой необходимости нет. Регистрация будет действительна до конца срока действия. Затем необходимо будет зарегистрировать иностранца по новым правилам. Закон обратной силы не имеет.
Как зарегистрировать иностранца в арендной квартире?
Вот это самый интересный вопрос, который мы задаём инспекторам в госчасти ежедневно! Никакого бланка, никакой формы, порядка и сроков по снятию с миграционного учёта нет! Единственное, что прописано в законе, что эти нормы устанавливаются территориальными органами по вопросам миграции.
Как не нарушить закон о миграционном учёте, если работодатель был его принимающей стороной? Сейчас работодателям приходится изощряться в этом вопросе. Кто-то вместе с уведомлением об увольнении прикладывает оригинал изъятой регистрации иностранца на своё юр. лицо. Есть те, которые за неимением формы, в день увольнения отправляют письмо в свободной форме о том, что иностранец снят с учёта по почте. Но все эти действия, к сожалению, не дают гарантий, что впоследствии защитит работодателя от того, что он не выполнил диктуемую законом норму по снятию с учёта.
Работодатель несёт ответственность за регистрацию иностранца только в случае, если он является принимающей стороной и регистрирует иностранца у себя. Но так или иначе это риск для самого работодателя – принять на работу иностранца с недействительной или неправильно оформленной регистрацией, так как в любой момент выявится факт нарушения и иностранного гражданина депортируют, а работодатель потеряет ценного сотрудника на предприятии. Кроме этого, если на вашем предприятии будет иностранец с недействующими документами, т.е. нелегал, вы привлечете внимание органов для внеплановой проверки всего иностранного штата.
Согласно нормам российского законодательства место пребывания сотрудника-иностранца – это жилое помещение, которое не является местом его проживания, а ровно с ним и любое иное помещение (в т.ч. и нежилое), компания или заведение, в которых иностранец-сотрудник фактически разместился и/или в которых подлежит постановке на государственный учет.
И если раньше иностранец имел обязанность осуществить госрегистрацию по месту проживания, то с 27 июня 2018 г. в миграционный учёт были внесены изменения, согласно которым регистрацией занимается принимающая сторона − организации и ИП. Иными словами, у отечественных предпринимателей появилась законная возможность ставить работников-иностранцев на миграционный госучет по месту их работы (т.е. по юридическому адресу компании).
Иностранцы обладают правом постановки на госучет независимо от того, владеет ли работодатель (компания) жилой недвижимостью или нет. Сам факт наличия или отсутствия такой недвижимости не является решающим при постановке на госучет сотрудника-иностранца.
Таким образом, целью постановки на госучет иммигранта является возможность его разыскать по этому адресу, независимо от того трудится он там, проживает или просто находится в гостях у своих далеких родственников.
Временная регистрация на юр. адрес. Правила для иммигрантов:
Временная регистрация оправдана, если иностранец будет находиться на предприятии недолгое время, например – в командировке, для выполнения сервисных работ, для повышения квалификации и т.п.
Работодатель обязан уведомить миграционное управление о прибывшем из-за границы сотруднике. Аналогично потребуется уведомить ведомство и при его отъезде. Уведомление о прибытии иностранца в место его пребывания можно отправить почтой. Бланк заполняется в двух идентичных экземплярах и передается сотруднику «Роспочты» для проверки. К уведомлению прикрепляются копии документов иммигранта.
Если юр. лицо не уведомит миграционное управление о прибывшем к нему иностранце, тогда ему грозит админштраф. А иностранцу грозит депортация и запрет на въезд.
Подытоживая вышесказанное нужно отметить, что по состоянию на сегодня иностранец-работник вправе на свой выбор находиться на миграционном госучете или по адресу своего проживания (жилая недвижимость) или по месту трудоустройства – т.е. по юридическому адресу компании. Это означает, что он вправе зарегистрироваться лишь по одному из упомянутых выше адресов. Так, если у него уже есть регистрация по юр. адресу компании, то получать еще одну регистрацию в жилом помещении не нужно.
Каких-либо особых требований к адресу для постановки иностранца на госучет по местонахождению компании или по адресу проживания в законодательстве нет. Есть лишь основное – это соответствие адреса постановки на госучет месту реального пребывания иностранца.
При этом подчеркнем, что работодатель не должен допускать просрочку срока постановки на госучет иностранца, и если законных оснований на его пребывание в России нет – он должен покинуть государство до завершения срока постановки на госучет.
Обращаем ваше внимание, что статья является ознакомительной и компания «Мегаполис Групп» не предоставляет услуги по регистрации иностранных граждан.
Как оформить временную регистрацию
Принятый закон направлен в первую очередь на упрощение поиска иностранца на территории страны при такой необходимости. Также это позволит исключить деятельность специальных офисов, по адресу которых могут быть зарегистрировано множество иностранных граждан. Подобные нелегальные схемы довольно активно использовались ранее.
При этом, важно, что у закона нет обратной силы. Все регистрации, полученные и оформленные до даты вступления его в силу, являются действительными, даже если по юридическому адресу сотрудник по факту не проживает.
Стоит отметить, что регистрировать иностранца по юридическому адресу офиса запрещено, даже если в организации есть комната для отдыха. Она не переведена в жилой фонд, потому не считается помещением, пригодным для проживания. К исключениям относятся строительные компании, обустраивающие на своей территории специальные бытовки для проживания работников.
Также стороной, принимающей иностранного гражданина, могут выступать следующие лица:
Гражданин страны, который постоянно проживает на территории государства, а также иностранный гражданин и тот, у кого нет гражданства;
Юридическое лицо, а также его официальный представитель или филиал;
Органы федеральной, государственной, местной власти;
Представительство консульства или дипломатии иностранного государства;
Международная компания или ее представительство на территории РФ.
Существуют случаи, когда юридическое лицо имеет законное право быть принимающей стороной для иностранца. Среди них:
Должен быть составлен договор именно аренды помещения, а не найма. Он заключается между работодателем и собственником жилой площади напрямую, без посредников;
В договоре обязательно указывается, что все обязанности, касающиеся миграционного учета сотрудников компании, берет на себя арендатор, то есть работодатель.
Перечисленные нюансы позволят ставить на миграционный учет работников на адрес квартиры, где по факту будет проживать работник, не вовлекая в процесс собственника сдаваемого жилого помещения. Именно для этого в договоре прописываются указанные выше оговорки. С обратной стороны миграционного листа ставят печать организации, где работает иностранец. Также оставляют данные о сотруднике фирмы, ответственном за прием иностранных сотрудников.
Таким образом, новый закон может добавить сложностей работодателю. Но при этом он позволит правильно организовать регистрацию иностранных граждан и своевременно найти их по месту проживания, если это потребуется.
VIDEO
Пошаговые инструкции
Формы, бланки, документы
Видеоинструкции
Постановка на миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации или временная регистрация иностранцев, как ее многие называют, это обязательная процедура для каждого иностранного гражданина, пребывающего на территорию России вне зависимости от того, прибыл ли он в визовом или безвизовом порядке. То есть каждый иностранец, въехавший в Россию, в обязательном порядке должен встать на миграционный учет в миграционной службе (ФМС/ГУВМ МВД) для легального пребывания на территории РФ.
Сама по себе постановка на миграционный учет представляет собой процедуру уведомления миграционной службы (ГУВМ МВД/ФМС) о прибытии иностранца на территорию России.
В нашей статье мы постарались подробно описать процедуру постановки на миграционный учет в России в 2021 году граждан различных государств и ответить на самые распространенные вопросы о временной регистрации иностранных граждан в РФ.
Из нашей статьи вы также узнаете, как встать на миграционный учет самостоятельно, какие документы нужны для регистрации иностранного гражданина, как проверить регистрацию мигранта и как снять с миграционного учета иностранного гражданина. Помимо этого мы расскажем об изменениях в миграционном учете в 2021 году и предоставим актуальные формы бланков уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания от 10.12.2020 года.
Важно! На данный момент действует форма бланка постановки иностранных граждан на миграционный учет от 10.12.2020 года.
Важно! 07.09.2020 вступил в силу Федеральный закон от 08.06.2020 № 182-ФЗ, согласно которому иностранные граждане смогут регистрировать иностранных граждан в своей недвижимости, то есть ставить их на миграционный учет по своему адресу. Новость о новом законе вы можете найти по этой ссылке.
Для более удобного перемещения по разделу воспользуйтесь навигацией по странице:
Законодательство РФ о миграционном учете иностранных граждан
Правила, порядок и сроки миграционного учета иностранных граждан в 2021 году
Сроки регистрации иностранных граждан в 2021 году: в какой срок нужно встать на миграционный учет?
Регистрация иностранных граждан и срок пребывания в России в 2021 году
Принимающая сторона для регистрации иностранного гражданина
Обязанности принимающей стороны при осуществлении миграционного учета
Где ставят на миграционный учет?
Как встать на миграционный учет: пошаговая инструкция по регистрации иностранных граждан
Документы для постановки на миграционный учет
Новый бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина от 10.12.2020
Ответственность за нарушение миграционного учета
Снятие иностранцев с миграционного учета
Миграционный учет безвизовых и визовых иностранных граждан
Миграционный учет граждан Украины в 2021 году
Миграционный учет граждан Белоруссии в 2021 году
Миграционный учет граждан Армении в 2021 году
Миграционный учет граждан Казахстана в 2021 году
Миграционный учет граждан Кыргызстана в 2021 году
Миграционный учет граждан Таджикистана в 2021 году
Миграционный учет граждан Молдовы в 2021 году
Миграционный учет граждан Узбекистана в 2021 году
Миграционный учет ВКС и визовых иностранцев
Миграционный учет детей иностранных граждан
Как проверить регистрацию иностранных граждан в РФ
Вопросы по миграционному учету иностранных граждан в России
Миграционный учет иностранных граждан осуществляется для следующих целей:
Для создания нужных условий для реализации прав и свобод иностранных граждан в РФ, а также для исполнения иностранцами обязанностей, возложенных на них.
Для выработки и реализации гос.политики в миграционной сфере;
Для формирования достоверной и актуальной информации о перемещениях иностранцев в РФ и ведения государственного статистического наблюдения в миграционной сфере, необходимых для прогноза последствий перемещений иностранных граждан.
Для возможности планирования развития территорий РФ;
Для управления в кризисных ситуациях;
Для защиты основ конституционного строя, а также прав и интересов граждан РФ и иностранцев, которые находятся в России, и для обеспечения нацбезопасности страны и общества путем противодействия незаконной миграции и другим противоправным действиям;
Для систематизации сведений об иностранцах в РФ и их персональных данных, и систематизации сведений о перемещениях иностранных граждан по стране;
Для решения иных общественно-политических и социально-экономических вопросов.
Сроки постановки на миграционный учет иностранных граждан зависят от страны, гражданином которой является иностранец.
В основном все иностранцы должны быть поставлены на миграционный учет по месту пребывания не позднее 7 дней после прибытия, но есть исключения для граждан стран из ЕАЭС и граждан Таджикистана.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина, временно проживающего или временно проживающего в РФ, в место пребывания, необходимо подать в территориальный орган управления по вопросам миграции (ГУВМ МВД) не позднее, чем через 7 рабочих дней со дня прибытия иностранца в место пребывания.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина, постоянно проживающего в РФ, в место пребывания, необходимо подать в территориальный орган ГУВМ МВД не позднее, чем через 7 рабочих дней со дня прибытия иностранца в место пребывания.
Другими словами, принимающая сторона должна отправить в органы, осуществляющие миграционный учет, заполненную форму уведомления о прибытии иностранного гражданина, и тем самым проинформировать их о прибытии иностранного гражданина в место пребывания не позднее 7 дней после прибытия иностранца.
Важно! Для граждан некоторых государств установлены иные сроки постановки на миграционный учет. В частности речь идет о постановке на миграционный учет граждан Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии (ЕАЭС), им отводится 30 дней со дня прибытия для того, чтобы встать на миграционный учет.
Также иные сроки постановки на миграционный учет установлены для граждан Таджикистана, срок регистрации иностранцев в России из этой страны составляет 15 дней со дня прибытия для того, которые отведены на то, чтобы встать на миграционный учет.
Если прибывший иностранный граждан является участниками программы добровольного переселения соотечественников, то они и члены их семей могут быть поставлены на миграционный учет в течение 37 дней.
Можно ли использовать нежилые помещения для проживания граждан?
Где встать на миграционный учет? Этим вопросом задаются многие иностранные граждане.
При регистрации иностранного гражданина и постановке его на учет по месту пребывания принимающей стороной могут выступать:
Граждане РФ, имеющие регистрацию по месту жительства в стране, либо имеющие в собственности жилое помещение, по адресу которого оформляется миграционный учет иностранца.
Иностранные граждане, которые получили вид на жительство в РФ и у которых есть регистрация по месту жительства в РФ.
Иностранец, у которого есть собственное жилое помещение в РФ, может сам себе оформить миграционный учет. При этом он не может поставить на миграционный учет другого иностранца, равно как и членов своей семьи.
Иностранец со статусом ВКС, у которого есть собственное жилое помещение в РФ, может также сам себе оформить миграционный учет. При этом он может поставить на миграционный учет еще и членов своей семьи.
Также возможна постановка на миграционный учет юридическим лицом. Российская компания, либо ее филиал или представительство может выступать в качестве принимающей стороны, если иностранный гражданин фактически проживает по адресу юр.лица или в помещениях, арендованных юридическим лицом.
Международная организация или ее представительство, представительство другой страны также могут быть принимающей стороной, в случае если они предоставляют жилое или иное помещение для фактического проживания иностранному гражданину.
Орган государственной власти РФ или местного самоуправления.
Другими словами, выступить в качестве принимающей стороны и поставить иностранного гражданина на миграционный учет может любой из приведенного списка.
Где сделать регистрацию иностранному гражданину? Это еще один из самых распространенных вопросов миграционного учета иностранцев.
Для того чтобы подать уведомления о прибытии иностранного гражданина, принимающая сторона может обратиться в несколько учреждений:
в территориальный орган управления по вопросам миграции (ГУВМ МВД) по месту регистрации;
в многофункциональный центр (МФЦ) или центр предоставления гос. услуг;
оформить миграционный учет через почту;.
подать уведомление в электронной форме через портал Госуслуг.
Иностранный гражданин въезжает на территорию России и получает миграционную карту.
Принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и предоставляет его в УВМ МВД лично, через почтовое отделение, МФЦ или онлайн через портал Госуслуг.
УВМ проверяет и принимает уведомление о прибытии иностранца и заносит предоставленные сведения в базу данных, после чего ставит отметку о приеме уведомления на отрывную часть бланка и возвращает его принимающей стороне.
Принимающая сторона отдает полученную отрывную часть бланка уведомления с отметкой УВМ МВД о приеме уведомления иностранному гражданину.
Теперь иностранный гражданин может находиться в России до 90 суток с момента въезда в страну.
По истечении 90 суток иностранный гражданин должен либо продлить регистрацию по имеющимся основаниям, либо выехать за пределы РФ на 3 месяца.
Отправить уведомление об убытии иностранного гражданина из места пребывания.
Для постановки на миграционный учет иностранных граждан потребуются как документы самого иностранного гражданина, так и принимающей стороны, которая будет «регистрировать» иностранца. Помимо бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина для постановки на миграционный учет иностранного гражданина нужны следующие документы:
паспорт и его копия;
миграционная карта и ее копия (за исключением граждан Беларуси);
копия визы (для визовых иностранных граждан).
Данные документы понадобятся, чтобы заполнить бланк регистрации иностранного гражданина.
Важно! С 20 марта 2019 года вступили в силу изменения в правила постановки на миграционный учет, согласно которым при подаче к бланку уведомления необходимо приложить следующие документы:
копии всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранца, которые содержат информацию о нем;
копию миграционной карты ( кроме случаев, когда иностранец освобожден от обязанности ее заполнять);
копию документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.
Важно! Если уведомление о прибытии иностранного гражданина подается в отношении работника, который является гражданином государства — члена ЕАЭС, и членов его семьи, дополнительно требуется представить:
копию трудового или гражданско-правового договора между иностранцем и работодателем (заказчиком) на территории РФ;
копии документов, подтверждающих родственные отношения (для членов семьи).
Также введено понятие фиктивной регистрации гражданина России по месту регистрации и по месту жительства, а также фиктивной регистрации по месту жительства. Одновременно законодательно закреплены понятия «фиктивная регистрация по месту жительства» и «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении» применительно к иностранным гражданам (см. п.п. 10-11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – закон об учете иностранных граждан).
В своем послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года Президент РФ Владимир Путин подчеркнул необходимость ужесточения наказания за незаконную миграцию, а также нарушения в сфере регистрационного учета. В связи с этим уже 29 декабря в Госдуму главой государства был внесен законопроект, предусматривающий введение уголовной и административной ответственность за нарушение правил регистрации граждан России по месту жительства и по месту пребывания. Также он предусматривал изменение действовавшего на тот момент порядка регистрации граждан. Несмотря на критические замечания со стороны Общественной палаты РФ, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества, документ концептуально был принят Госдумой практически в неизменном виде, 21 декабря 2013 года подписан Президентом РФ и вступил в силу с 3 января 2014 года.
Похожие записи: