Налог на имущество организаций в ХМАО с 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество организаций в ХМАО с 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основание: Закон Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК (ред. от 27.11.2020) «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 08.10.2015 N 549-ПК (ред. от 06.11.2019) «О регулировании действия законодательства Пермского края о налогах и сборах в отношении налогоплательщиков, с которыми заключен специальный инвестиционный контракт, об установлении налоговых ставок по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций для указанной категории налогоплательщиков и о внесении изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 28.02.2018 N 197-ПК (ред. от 23.08.2018) «Об установлении налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в границах территорий индустриальных (промышленных) парков, технопарков в сфере высоких технологий»

Налог на имущество организаций 2021г. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Согласно статье 380 НК РФ, размер ставки определяется субъектом РФ, но не должен быть выше 2,2%. Для недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, ставка налога не может превышать 2%. Также есть нулевая ставка, которая применяется в отношении объектов, определенных распоряжением Правительства (от 22.11.2017 № 2595-р).

Законодательные органы субъектов РФ вправе установить свой региональный процент по налогу и даже дифференцировать ставки по категориям имущества и налогоплательщиков, но они должны соответствовать диапазону указанных значений.

Если в вашем субъекте не установлены налоговые ставки, применяйте те, которые указаны в статье 380 НК РФ.

В отношении некоторой недвижимости организации владельцы платят налог не из среднегодовой стоимости, а из кадастровой стоимости.

Под кадастровую стоимость попадают объекты недвижимости из п. 1 ст. 378.2 НК РФ:

  • административные бизнес-центры вместе с помещениями;
  • различные торговые центры вместе с помещениями;
  • нежилые помещения под офисы, магазины, общепит и бытовые нужды (в т.ч. и те, в которых эти виды деятельности уже ведутся);
  • недвижимость зарубежных организаций, у которых нет в России специальных представительств;
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

С этой недвижимости нужно платить налог по кадастровой стоимости, если кадастровая стоимость по ней определена, а сами объекты недвижимости перечислены в региональном законе. Если хотя бы одно из требований не исполнено, налог надо рассчитывать по среднегодовой стоимости. По объектам, перечисленным в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не составляют региональные перечни. Кадастровое налогообложение этих объектов предусматривается региональным законом. Если кадастровая стоимость не установлена, то тоже считайте налог по среднегодовой стоимости.

Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно на сайте Росреестра в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»

Система рассчитает налог, подготовит платежку

В Письме от 21.01.2021 № 03-05-04-01/3279 Минфин дал разъяснения по вопросу включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ сведений о среднегодовой стоимости движимого имущества.

Согласно абз. 4 п. 1 ст. 386 НК РФ в такой декларации отражаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества установлен абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ, согласно которому среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Представители Минфина пришли к выводу, что при определении среднегодовой стоимости движимого имущества в целях включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ следует применять положения абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ.

Данные разъяснения доведены до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций, включая проведение камеральных налоговых проверок, Письмом ФНС РФ от 22.01.2021 № БС-4-21/659@.

Теперь напомним порядок уплаты налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве оперативного управления.

Согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается:

1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ;

2) недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.

Из приведенных норм следует, что установленный ст. 378.2 НК РФ порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости не распространяется на объекты недвижимого имущества, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления, в связи с чем налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 14.08.2020 № 03-05-05-01/71386).

В приложении 6 «Коды налоговых льгот» к порядку заполнения декларации наименования льгот с кодами 2010501 и 2010505 приведены в соответствие ст. 2 Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ[4].

Данные льготы действуют в отношении организаций, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, которые были освобождены от уплаты налога на имущество за II квартал 2020 года и в части установленной законом субъекта РФ налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Внесенными поправками были уточнены виды организаций, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, которые освобождаются от уплаты налогов за II квартал 2020 года.

Кстати, ФНС рекомендовала применять данные коды налоговых льгот в таком варианте еще в Письме от 20.10.2020 № БС-4-21/17206@.

* * *

В форме декларации по налогу на имущество организаций появился новый раздел 4, в котором указываются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. При определении среднегодовой стоимости движимого имущества в целях включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ нужно руководствоваться положениями абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ. Также было изменено приложение 6 «Коды налоговых льгот» формы.


[1] «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@».

[2] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@».

[3] «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] «О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

\n\n

\n\t \n\t\t \n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t\t

\n\t\t\t
\n\t\t\t

Суть поправки

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Соответствующая норма Кодекса

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Дата вступления в силу

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).

Суть поправки

Соответствующая норма Кодекса

Дата вступления в силу

Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).

Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.

Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.


1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/22311@ «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».

2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».

Отчетные периоды по налогу на имущество зависят от того, исходя из какой стоимости имущества рассчитывается налог (п. 2 ст. 379 НК РФ).

Вид стоимости Отчетные периоды
Среднегодовая I квартал, полугодие, 9 месяцев
Кадастровая I квартал, II квартал, III квартал

Российские регионы имеют возможность дифференцировать ставку имущественного налога с учетом категории плательщика и типа сооружения:

  • объект недвижимости принадлежит религиозной общине и используется для осуществления основной деятельности;
  • учреждений Федеральной службы исполнения наказаний;
  • общественных объединений, где численность членов инвалидов и их законных представителей составляет свыше 80%;
  • государственных научных организаций;
  • адвокатских контор;
  • организаций, где главными владельцами являются ОО инвалидов, и численность работников с ограниченными возможностями превышает 50%, а их заработная плата составляет не меньше четверти от общего фонда предприятия;
  • учреждений, созданных для гуманитарных целей и реабилитации, и находящиеся во владении организаций инвалидов;
  • фармацевтических организаций, если недвижимость используется для изготовления ветеринарных лекарств для борьбы с эпидемиями, и ряд других.

Данные об авансовых платежах следует предоставить в 30-дневный срок после окончания расчётного периода. Например, за 1 квартал, данные нужно передать до 30 апреля, а годовая декларация даётся до 30 марта года, следующего за отчётным.

Сбор начисляется на остаточную стоимость объектов налогообложения в Ханты-Мансийске, определяемой согласно правилам бухгалтерского учёта. Когда объект имеет установленную кадастровую стоимость, при вычислении величины налога берётся именно этот показатель.

С 2021 года расширяется перечень доходов физлиц, не подлежащих обложению страховыми взносами (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Указанный перечень дополняется денежными компенсациями, получаемыми подрядчиками и исполнителями от заказчиков в счет возмещения расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Одновременно от страховых взносов освобождаются суммы, получаемые исполнителями по гражданско-правовым договорам, связанные с возмещением расходов на оплату жилых помещений (будущая редакция п. 1 ст. 422 НК РФ).

С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@. Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.

Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/593@). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % при экспорте товаров.

На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.

С 01.01.2021 года для IT-компаний снижается налог на прибыль организаций (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).

В соответствии с законом IT-компании смогут уплачивать налог на прибыль только в федеральный бюджет по ставке 3 % при соблюдении ряда жестких условий. В целях применения указанной льготы доля доходов от IT- услуг должна составлять не менее 90 % от всех доходов организации, а в ее штате должно работать не менее 7 человек. Ожидаются разъяснения и уточнения по применению Закона № 265-ФЗ.

Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).

Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10 % стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30 %.

С января 2021 года расширяется перечень сведений, вносимых в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). По новым правилам в налоговую декларацию должны будут включаться сведения о среднегодовой стоимости не только недвижимости, но и объектов движимого имущества.

Речь идет о движимом имуществе, учтенном на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. При этом облагаться налогом движимое имущество организаций по-прежнему не будет.

Для организаций с 01.01.2021 меняются сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по данному налогу (п. 68 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

С нового года земельный налог подлежит уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По аналогии с транспортным налогом авансовые платежи по земельному налогу также станут уплачиваться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.

Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.

Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.

Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.

К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м2. Если превышает, то, возможно, налог придется платить.

ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.

Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

Статус налогоплательщиков присваивается отечественным или зарубежным организациям, имеющим облагаемые объекты – имущество (ст. 373 НК РФ). Освобождение от налога получили FIFA, дочерние предприятия союза, организаторы и иные члены проекта. В группу льготников попали национальные ассоциации, компании, задействованные в проведении футбольного чемпионата в 2018 году.

Определенные льготы дает применение специальных режимов. Предприятия на УСН и ЕНВД не платят налог на коммерческое имущество. Однако им необходимо помнить о существовании ст. 378.2 НК РФ. Норма налагает обязанность отчислений при наличии сооружений с утвержденной кадастровой стоимостью. Список таких активов закрепляют региональными законами.

Компании на ЕСХН вправе не делать отчисления. Освобождение распространяется на недвижимость, используемую в сельскохозяйственной деятельности. При этом оговорки о кадастровой оценке имущества в ст. 346.1 НК РФ нет.

Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:

  1. На счете 01 «Основные средства» — если она находится в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
  2. На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.

Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:

  1. Передала в доверительное управление.
  2. Внесла в совместную деятельность в рамках договора простого или инвестиционного товарищества. Например, три компании решили совместными усилиями построить большой комплекс по производству мебели. В качестве вклада в комплекс одна из компаний решила внести собственное сооружение, чтобы разместить в нем лесопилку.
  3. Получила по концессионному соглашению. То есть организация в этом соглашении является концессионером — стороной, которая обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, например здание аэропорта. При этом другая сторона — концедент — предоставляет ей на оговоренный срок права владения и пользования аэропортом.

Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.

Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.

Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.

Что еще не признается объектом налогообложения:

  1. Земельные участки, водоемы и другие природные ресурсы.
  2. Памятники истории и культуры федерального значения.
  3. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Также не облагается налогом на имущество:

  1. Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
  2. Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.

Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.

Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.

Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.

Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.

Остаточная стоимость считается по формуле:

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация

Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.

При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.

Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.

Например, если площадь здания 2000 м2, а помещения — 40 м2, доля помещения — 40/2000. При стоимости здания 100 млн рублей стоимость помещения составит 2 млн рублей.

Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.

С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.

Основные средства с точки зрения бухгалтерского учета – это активы, которые соответствуют следующим условиям:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;
  • объект предназначен для использования в течении срока, превышающего 12 месяцев;
  • не предполагается последующая перепродажа объекта;
  • объект способен приносить экономические выгоды.

Критерии основных средств для целей налогообложения несколько отличаются от таковых для бухгалтерского учета и установлены главой 25 НК, а именно – п.1 ст.256. В Налоговом кодексе основные средства относятся к категории амортизируемого имущества. Амортизируемым признается имущество:

  • Находится у организации в собственности или в оперативном управлении. Исключение: основные средства, право на которые подлежит обязательной государственной регистрации, включаются в амортизируемое имущество с момента подачи документов, п.11 ст.258 НК;
  • Используется с целью получения доходов;
  • Предполагается к использованию свыше 12 месяцев;
  • Стоимостью больше 40 000 руб. С начала 2016г. для целей налогообложения амортизируемым будет признано имущество, первоначальной стоимостью от 100 тыс. рублей.

Обратите внимание: То имущество, которое удовлетворяет всем критериям, но меньше стоимостного лимита, списывается как материальные расходы.

Изменения по налогу на имущество в 2021 году

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.

Отчетными периодами признаются:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года — если недвижимость облагается по среднегодовой стоимости;
  • I, II и III кварталы календарного года — если облагается по кадастровой стоимости.

Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.

Для того чтобы произвести нужную уплату налога удаленно, необходимо иметь пластиковую карточку, на которую имеется достаточно средств. Есть несколько наиболее популярных сервисов для оплаты, среди которых такие как:

  • Сбербанк Онлайн;
  • портал «Госуслуги»;
  • личный кабинет на сайт Федеральной налоговой службы;
  • интернет банкинг своего банка;
  • электронные кошельки.

Каждый из них предполагает схожую схему, по которой происходит оплата. После прохождения процедуры авторизации необходимо найти в главном меню пункт, который касается проверки задолженности по налогам или их оплаты. После переход по ссылке появляется форма, которую требуется заполнить персональными данными (в числе которых ИНН).

Перечислять деньги в бюджет в счет имущественного налога должны юридические лица, имеющие у себя налогооблагаемую недвижимость.

Сюда входит:

  • недвижимое имущество (включая имущество, которое передано в пользование на время, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению);
  • недвижимое имущество, которое находится в пределах Российской Федерации и принадлежит компаниям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению.

К объектам налогообложения не относятся:

  • земельные участки и другие объекты природопользования;
  • движимое имущество компаний (с 2019 года);
  • памятниками истории и культуры;
  • ядерные установки;
  • ледоколы;
  • космические объекты;
  • суда;
  • воздушные суда и так далее.

Рассчитывать имущественный налог в 2021 году можно двумя способами:

  1. По среднегодовой стоимости имущества.
  2. По кадастровой стоимости.

Выбирать тот или иной вариант расчета компания не сможет, порядок регламентирован нормами НК РФ. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, в отношении определенных видов недвижимого имущества:

Виды объектов Определение
Комплексы строений и помещений
  • административно-деловые центры;
  • торговые центры;
  • помещения в таких центрах и комплексах
Помещения нежилого назначения Предназначенные по сведениям из ЕГРН или по документам технической инвентаризации либо уже фактически задействованные для размещения в них:
  • офисов;
  • торговых точек;
  • пунктов общественного питания;
  • сферы бытового обслуживания

Какие изменения по «имущественным» налогам ожидают бухгалтеров

Конкретных сроков уплаты имущественного налога в 2021 году нет. Региональным властям дано право самостоятельно определять даты оплаты налога на имущество. Этот вопрос регулируется ст. 383 Налогового Кодекса Российской Федерации. Обычно дедлайн по уплате авансового платежа приходится на тридцатое число месяца, следующего после отчетного периода.

Расчет за I квартал 30 апреля 2021 года
Расчет за шесть месяцев 30 июля 2021 года
Расчет за девять месяцев 1 ноября 2021 года

4 квартала года составляют налоговый период по имущественному налогу. Исходя из этого, предприниматели обязаны подать декларацию. В текущем году — не позже тридцатого марта.

В 2020 году отменили подачу налоговых расчетов по платежам в счет аванса. Компании, состоящие на учетах в разных налоговых органах по месту нахождения своего имущества в одном регионе РФ, имеют возможность отчитываться в одну инспекцию по своему выбору.

    Согласно статье 358 (пункт 1) НК Российской Федерации данным видом налогового сбора облагаются не только автомашины, но и катера, самолёты и так далее. Налоговый сбор начисляется физическим или юридическим лицам, на которые зарегистировано транспортное средство.

    Региональное правительство имеет право увеличить или уменьшить федеральное значение транспортного налого в несколько раз, но согласно законодательству не более чем в 10 раз. Региональные значения могут различаться в зависимости от экологичности ТС и от его года выпуска.

    Рассчитывая налоги на авто по лошадиным силам 2021 в ХМАО стоит сказать о том, что привести конкретные цифры по этому вопросу достаточно сложно, поэтому налог будет зависеть от марки транспортного средства, его мощности и налогового коэффициента, выбранного для данного региона. Средняя стоимость налога для Ханты-Мансийского округа равняется примерно 2000 рублей (для сравнения столичным жителям приходится платить в 1,5 раза больше, поэтому ставки данном регионе не особенно высокие).

    Транспортный налог взимается с владельцев различных траспортных средств, которые, по своей сути, оплачивают стоимость каждой лошадиной силы своего ТС.

    Также, в размер ставки налога входит и возраст транспортного средства.

    Для владельцев дорогих средств, предусмотрены и дополнительные сборы “за роскошь”, ввиду того, что мощность моторов превосходит минимально необходимую для данного класса ТС.

    Имущественные налоги: нововведения 2021 года

    Кроме того, увеличивается транспортный налог для владельцев яхт, гидроциклов, самолетов и несамоходных судов. При этом для физических лиц транспортный налог на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 и до 150 лошадиных сил не меняется.

    Депутаты Думы Югры сегодня утвердили поправки к закону «О транспортном налоге».

    Как сообщили в пресс-службе окружного парламента, для юридических лиц транспортный налог по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил увеличится в три раза, а ставка составит 15 рублей с одной лошадиной силы. Для легковых авто с мощностью двигателя 150 лошадиных сил ставка вырастет в пять раз и составит 35 рублей с одной лошадиной силы.

    Нередко в своей предпринимательской деятельности бизнесмены используют принадлежащий им транспорт. Кто в таком случае обязан платить государству ТН – предприниматель или гражданин? Чтобы разобраться в вопросе, необходимо внимательно изучить регистрационные документы на объект.

    Поскольку при регистрации автомобиля в свидетельстве указывается физлицо, а не ИП, налогоплательщиком также становится обычный человек. Следовательно, предприниматель платит имущественные налоги, включая транспортный и земельный от имени гражданина, без обозначения правового статуса ИП.

    Порядок расчета ТН и авансов определен в стат. 362 НК. Для вычисления берутся показатели налоговой базы транспортного объекта и действующей в регионе ставки. Дополнительно учитываются значения повышающего коэффициента и коэффициента фактического владения ТС за налоговый период. Общая формула расчета выглядит следующим образом:

    • в размере одной третьей ставки налога — в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно;
    • в размере одной пятой ставки налога — в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно.

    — копии документов, подтверждающих сдачу гражданином добытых им пушнины, мяса диких животных, рыбы или дикорастущих растений, выданных обществом охотников, организацией потребительской кооперации, юридическим лицом или гражданином, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

    25 Мар 2020 jurist7sib 148

    один из родителей (усыновителей) в многодетной семье на один легковой автомобиль с мощностью двигателя до 250 л.с. включительно.

    физические лица из числа коренных малочисленных народов Севера, осуществляющие виды традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на одно транспортное средство из каждой категории:

    • легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно;
    • мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 35 лошадиных сил включительно;
    • снегоходы и мотосани с мощностью двигателя до 60 лошадиных сил включительно;
    • другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно;
    • моторные лодки с мощностью двигателя до 50 лошадиных сил включительно;
    • катера с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил включительно.

    Уплата налога на имущество за 3 квартал 2021



    (в ред. Закона ХМАО — Югры от 21.12.2005 N 140-оз)


    Настоящим Законом на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливаются ставки транспортного налога (далее — налог), порядок, сроки уплаты, льготы по налогу.


    (в ред. Закона ХМАО — Югры от 14.07.2005 N 71-оз)


    Налоговые ставки установлены настоящим Законом в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:


    (в ред. Законов ХМАО — Югры от 07.11.2013 N 111-оз, от 18.10.2019 N 70-оз)

    Наименование объекта налогообложения

    Налоговая ставка

    (в рублях)

    1

    2

    Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

    до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

    15

    свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

    35

    свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

    40

    свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

    60

    свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

    120


    За нарушение настоящего Закона виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


    Губернатору и Правительству Ханты-Мансийского автономного округа привести изданные ими нормативные правовые акты автономного округа в соответствие с настоящим Законом в течение восьми месяцев со дня вступления его в силу.

    • 1) Участники ЧАЭС.
    • 2) Инвалиды от 1 до 3 группы.
    • 3) Предоставляются льготы пенсионерам-Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации.
    • 4) Ветераны боевых действий и участники Великой Отечественной войны.
    • 5) Участники трудового фронта во время Великой Отечественной войны с 1941 года.
    • 6) Граждане, которые были уволены с военной службы или призванные на военные сборы, выполнявшие в Республике Афганистан интернациональный долг и в других странах, где велись и ведутся боевые действия.

    Физические лица транспортный налог обязаны уплатить в общем порядке в срок не позже 1 декабря года, идущего следом за завершенным налоговым периодом, то есть налог в 2021 году уплачивается соответственно по ставкам за 2021 год, ставки были установлены на 2021 год, а за 2021 год автомобильный налог — до 01 декабря следующего года.

    Отмена транспортного налога обсуждается достаточно давно, ввиду большого числа недовольных этим видом сборов. Главной проблемой транспортного налога и в 2021 году является факт, что он взимается с каждой лошадиной силы транспортного средства, но то, насколько часто владелец ТС пользуется им, не берется в расчет совершенно.

    Транспортным налогом облагается не только автотранспорт, но и снегоходы, катера, яхты, моторные лодки, самолеты, вертолеты и другие средства передвижения, указанные в п. 1 ст. 358 НК РФ. Налог уплачивают физлица и организации, на которых эти транспортные средства зарегистрированы.

    Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2021-2021 г. установлены Законом ХМАО от 14.11.2002 N 62-оз «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» (с соответствующими изменениями, действующими в 2021 г.). Он распространяется на все города округа. Административный центр – город Ханты-Мансийск. Крупные города и населенные пункты: Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Когалым, Нягань, Мегион, Радужный, Лангепас, Пыть-Ях, Урай, Лянтор, Югорск, Советский, Пойковский, Фёдоровский, Белоярский, Излучинск, Покачи, Белый Яр, Нижнесортымский, Междуреченский, Солнечный, Новоаганск.

    • в размере одной третьей ставки налога — в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно;
    • в размере одной пятой ставки налога — в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно.
    • в столбце “Категория налогоплательщиков…” указывается, кто имеет право на льготу;
    • в столбце “Основания предоставления льготы” – те требования, которые нужно выполнить льготнику, чтобы ее (льготу) получить (например, иметь какой-то документ или осуществлять какую-то деятельность);
    • в столбце “Условия предоставления льготы” – виды ТС, в отношении которых дается преференция.
    • организации, осуществляющие виды традиционной деятельности малочисленных народов Севера в ХМАО;
    • религиозные организации;
    • общественные учреждения инвалидов;
    • владельцы грузовых автомобилей и автобусов, использующих природный газ в качестве топлива.

    Налоговые органы оказывают помощь при расчетах, так как окончательная сумма налога будет зависеть от категории автомобиля, его мощности и марки, службы рекомендуют пользовать онлайн-калькулятор. Наиболее точный расчет достигается обычным умножением на ставку налога мощности автомобиля (учитывая повышающийся коэффициент на дорогостоящие автомобили).

    Автомобили, стоимость которых сегодня немного не натягивает до трёх, пяти или 10 миллионов рублей, в результате подорожания всех цен (а это будет) могут попасть под налог на роскошь. Таким образом, владельцы данных транспортных средств будут платить по повышенным ставкам и калькулятор транспортного налога ХМАО 2021 будет это учитывать.

    Решение по поводу того, за какие машины нужно будет платить больше, нужно принимать весной 2021 года. После этого перечень всех транспортных средств, которые будут облагаться повышенным налогом, будет представлен на всеобщее обозрение.

    • Налоговый период по транспортному налогу — 2020 год.
    • Срок уплаты для юридических лиц (организаций). Налог — не позднее 10.02.2021. Авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
    • Срок уплаты для физических лиц (граждан и ИП) — до 01.12.2021.

    Налогом на транспорт облагаются следующие виды транспортных средств:

    • легковые автомобили;
    • летательные аппараты, вертолёты, самолёты, имеющие государственную регистрацию;
    • двухколёсные ТС;
    • автобусы;
    • самоходные ТС и транспорт на гусеничном и пневмоходу;
    • квадроциклы, снегоходы, мотосани;
    • водный транспорт;
    • несамоходные суда (баржи и другие плавучие средства, предназначенные для буксировки).

    Величина транспортного налога определена ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации. Размер ставки напрямую зависит от типа транспортного средства и его мощности, указанной в Паспорте ТС. Для автоматизации расчёта налога существует специальный онлайн-калькулятор. Ставки могут быть изменены нормативно-правовыми актами субъектов России, но не более чем на 1000%. Также, может быть введена дифференцируемая ставка, в зависимости от общего полезного срока использования отдельно взятого ТС.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *