Как правильно оформить ОСАГО в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно оформить ОСАГО в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Проблем с автогражданкой в 2021 году не стало меньше. Как и прежде у водителей возникают трудности с оформлением е-ОСАГО, занижением выплаты страхового возмещения при ДТП. Страховые компании находят новые причины, чтобы максимально снизить возмещение или отказать пострадавшему.
Дополнительно увеличивается стоимость полиса для молодых водителей, произошли изменения в базовых тарифах, планируется увеличение штрафов как за отсутствие полиса ОСАГО, так и за нарушение правил дорожного движения.
Нововведения по ОСАГО в 2021 году коснулись не только изменения стоимости страховки, принципов расчета цены полиса, но и правил техосмотра, запуска новых электронных приложений.
Изменился расчет коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь учитывается возраст, стаж водителя, количество ДТП, в которых он был виновником, а также число грубых нарушений ПДД. Например, лишение прав за езду в алкогольном опьянении, при проезде на запрещающий сигнал светофора, превышение максимально разрешенной скорости, выезде на встречную полосу. На коэффициент оказывают влияние только повторные нарушения, которые официально зафиксированы.
Таким образом, для безответственных водителей стоимость ОСАГО будет выше.
В 2021 году РСА утвердил перечень коэффициентов, повышающих стоимость ОСАГО для нарушителей в зависимости от количества правонарушений из расчета за год:
- 4 и менее – 1,0;
- 5-9 – 1,86;
- 10 и более – 3,0.
Нарушения считаются за предыдущий год. Получается, что полис для нарушителей стал дороже в 2–3 раза.
Правила прохождения техосмотра в 2021 году пересматривались уже не один раз. Планировалось, что с марта водители на ТС без техосмотра должны платить штраф. Для его прохождения был необходим осмотр транспортного средства. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.
Согласно новому порядку с 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно будет со старой диагностической картой.
Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2021 г.
Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2021) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты.
Штрафные санкции за отсутствие техосмотра будут применяться с марта 2022 г.
Идея выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО по камерам фотофиксации возникла несколько лет назад. Планировалось, что транспортные средства, попавшие объектив камеры, будут автоматически проверяться через базы СРА. Если выявлено отсутствие полиса ОСАГО, система сформирует штраф и отправит его виновнику. В принципе так сегодня и происходит при фиксации нарушения ПДД.
Пока такая схема пока была применена в качестве эксперимента в Москве в 2019 году. Транспортные средства без ОСАГО выявить получилось. Штрафы им не выписывали, только информировали владельцев.
Пока официальная информация о том, когда эта схема заработает по всей стране отсутствует.
Запускаются новые электронные приложения, которые позволяют упростить процедуру подачи заявления на компенсацию и получения выплат. Например, приложение помощник ОСАГО, предназначенное, чтобы оформить извещение о ДТП (европротокола) в упрощенном виде. Через него можно сфотографировать ДТП и полученные повреждения, система определит координаты происшествия и передаст информацию страховщику.
Планируется к запуску электронное приложение «Госуслуги. Авто» для пользователей портала.
Снизилась стоимость коэффициента города. В зависимости от величины населенного пункта применяются разные тарифы.
Увеличивается стоимость ОСАГО для водителей младше 22 лет, если у них нет водительского стажа от 3 лет. Также стал дороже неограниченный полис.
С 01.03.2022 года будет взиматься штраф за отсутствие диагностической карты в размере 2 тыс. руб.
Планируется увеличение размера штрафов за езду без ОСАГО и за нарушения ПДД. Уровень выплат по ОСАГО увеличился, т. к. выросли цены на работы и запчасти к ТС.
Начиная с 2021 года введены новые бланки полисов с дополнительными мерами защиты.
Чтобы застраховать гражданскую ответственность, владелец транспортного средства должен подготовить документы для обращения в страховую компанию. Базовый перечень документов для физических и юридических лиц одинаковый, но есть нюансы в зависимости от способа страхования, юридического статуса клиента.
Для оформления электронного полиса ОСАГО вам потребуется на сайте страховой компании составить заявку и отправить ее страховщику. Для ее заполнения нужны только данные документов.
Какие нужны данные:
- Серия, номер и дата выдачи паспорта и водительского удостоверения страхователя, а также всех лиц, которые будут допущены к управлению ТС. Когда страховка оформляется без ограничения, нужны только данные на страхователя;
- Свидетельство о регистрации ТС, технический паспорт;
- Номер диагностической карты и срок ее действия;
- Если вы продлеваете договор страхования, нужны данные предыдущего полиса ОСАГО.
С конца августа начал действовать временный мораторий на прохождение техосмотра и предоставление диагностических карт, т. е. оформить страховку можно будет без них.
В отдельных страховых компаниях требуется к заявлению прикрепить копии всех документов.
При продлении полиса заявление можно подавать из личного кабинета на сайте страховщика. В этом случае часть необходимой информации будет введена автоматически и вам потребуется только ее проверить.
Для оформления ОСАГО в представительстве страховщика, вам потребуется все документы представить в оригиналах:
- Паспорта водителей, допущенных к управлению автомобилем;
- Водительские удостоверения;
- СТС (свидетельство о регистрации автомобиля) или ПТС (паспорт транспортного средства);
- Карта ТО. В 2021 году внесены изменения, по которым предоставление диагностической карты может быть не обязательным;
- Если договор страхования заключает не страхователь, потребуется доверенность.
При оформлении страхования гражданской ответственности транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам или предпринимателям, дополнительно к общему перечню документов нужно будет представить:
- Актуальную выписку из ЕГРЮЛ (ИП);
- Доверенность на имя заявителя, если это не директор компании;
- Паспорт страхователя.
Для подписания договора страхования потребуется печать юридического лица.
Дополнительно в зависимости от ситуации может потребоваться:
- Документ, подтверждающий право собственности на автомобиль, если он еще не зарегистрирован;
- Договор с собственником авто, если оно находится в аренде.
Уточнить точный перечень документов можно на сайте страховой компании или, позвонив в Службу поддержки.
Правила прохождения техосмотра в 2021 году менялись уже не однократно. По состоянию на март, должен был быть введен штраф за его отсутствие. Без осмотра автомобиля сделать техосмотр было бы невозможно. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.
Согласно новому порядку страхования ОСАГО автомобиля с 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно без прохождения техосмотра.
Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2021 г.
Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2021) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты.
Применение штрафных санкций за отсутствие техосмотра грозит автовладельцам с марта 2022 г.
Чтобы оформить полис ОСАГО на сайте СК, нужно сделать следующее:
- Проверьте подлинность вашей диагностической карты. Это можно сделать онлайн на сайте ЕАИСТО;
- Рассчитайте стоимость полиса, изучите условия разных страховых компаний и выберите наиболее приемлемые;
- Подайте заявление на сайте страховщика с приложением необходимых документов;
- Дождитесь окончания проверки;
- Оплатите полис;
- Получите документ на электронную почту.
Новые правила техосмотра и ОСАГО вступили в силу. Что нужно знать
Для оформления ОСАГО водителям необходимо предоставить бланк техосмотра, правила прохождения которого меняются в марте 2021 года*. Цель нововведений – пресечь получение водителями диагностических карт, оформленных через интернет.
Техосмотр теперь возможен только в сервисах, авторизированных ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Согласно новым правилам, сотрудники ГИБДД будут вносить в базу РСА всю информацию о машине, добавлять фотографии.
За отсутствие диагностической карты предусмотрен штраф до 2 тыс. руб. Это правило вступит в силу с марта 2022 года.
До 1 ноября 2020 года в связи с пандемией и карантинными мерами автолюбители могли не оформлять диагностическую карту, приобретая полис ОСАГО в страховой компании. Отсрочка перестала действовать, и водители должны были пройти техосмотр на свои автомобили и предоставить сведения страховщикам.
Те, кто не сделал этого рискуют остаться без страховых выплат. В случае ДТП страховая компания имеет право предъявить виновнику аварии без диагностической карты требование регресса.
В конце ноября прошлого года по всей России заработало бесплатное мобильное приложение «Помощник ОСАГО». С помощью сервиса можно отправить в страховую компанию электронное извещение о ДТП. Данные об участниках аварии приложение получает от портала Госуслуг и базы данных полисов ОСАГО.
С помощью сервиса можно быстро без вызова ГИБДД зарегистрировать ДТП, оформив европротокол онлайн. Важные условия: на мобильных телефонах водителей должен быть установлен «Помощник ОСАГО», а сами они не имеют разногласий по чьей вине произошла авария.
В мобильном приложении доступны оформления ДТП с фотофиксацией или без. Если приложить фото, то можно рассчитывать на выплаты до 400 тыс. руб., без фото — до 100 тыс. руб.
Для покупки полиса ОСАГО после вступивших в силу изменений потребуются следующие документы:
- заявление о заключении договора ОСАГО;
- паспорт;
- документы на транспортное средство;
- водительское удостоверение;
- договор купли-продажи — если автомобиль только что приобретен.
ОСАГО 2021: как оформляют полисы с 2021 года
Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».
Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.
В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.
Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».
Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.
В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.
Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.
Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.
Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.
Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.
«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.
В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Пройдем по каждому разделу и разберемся, что и куда вписывать.
Данные страхователя |
данные собственника |
информация по транспортному средству |
список лиц, допущенных к управлению |
срок действия |
расчет страховой премии |
ШАГ 1: вносим необходимые данные страхователя:
- полностью ФИО страхователя;
- серию, номер паспорта, кем и когда выдан документ;
- дату рождения;
- гражданство и адрес регистрации водителя;
- мобильный телефон.
ШАГ 2:пункт данные собственника заполняется аналогично предыдущему, вносим данные по собственнику.
ШАГ 3 указываем информацию о транспортном средстве:
- регистрационный номер;
- идентификационный номер ТС (VIN);
- вид документа (ПТС или свидетельство о регистрации), номер, серию и дату выдачи;
- номер, серию и срок действия диагностической карты (технического осмотра), если необходимо. Если у вас новый автомобиль, в графу необходимо вписать фразу — «техосмотр не требуется».
ШАГ 4: вносим информацию о водителях, которые допущены к управлению автомобилем. Ничего сложного:
- ФИО;
- дата рождения;
- водительский стаж;
- серия и номер водительского удостоверения.
ШАГ 5
Срок действия полисов равен одному году. Период страхования водитель выбирает самостоятельно, его минимальный срок составляет 3 месяца.
В данном разделе укажите дату, с которой он вступает в силу, период использования рассчитывается автоматически.
ШАГ 6: рассчитываем страховую премию.
Укажите регион использования автомобиля, год выпуска, мощность, цель использования и нужный период использования. Все. Можете вносить оплату и распечатывать договор. Бланк ОСАГО заполнен.
Бумажный вариант полиса оформляется у страховщиков. Это, пожалуй, главный недостаток документа. А при наличии интернета, электронный полис оформляется, не выходя из дома. Это никак не влияет на итоговую стоимость страховки.
Обратите внимание! Электронный ОСАГО оформляются только при условии второго и последующего страхования автомобиля. То есть если машина новая, вам придется ехать в офис.
Мошенничество в сфере оформления страховки по-прежнему является актуальной проблемой. Иногда аферы совершают сами сотрудники страховых компаний. Информации в новых видах полисов стало больше, подделать их сложнее, однако находятся все новые и новые пути обмана автолюбителей.
Три популярных варианта обмана:
- Поддельный полис. Напомним, документ при необходимости, можно проверить в базе Российского союза автостраховщиков. Не пренебрегайте такой возможностью, чужие или поддельные полисы — все еще не редкость.
- Оформление задним числом. Регистрируется автомобиль, уже побывавший в ДТП.
- Продажа сотрудником компаний поддельных полисов или пустых бланков.
Резюме изменений бланков страховки:
- Появились графические фигуры;
- введена цветовая растяжка между желтым, розовым и сиреневым цветами;
- отрывная часть у двухслойных бланков стала фиолетовой;
- изменен шрифт;
- размер и расположение водяных знаков изменены;
- на просвет по центру теперь виден автомобиль, а по бокам — логотип РСА;
- встроена металлизированная нить.
Для покупки полиса ОСАГО не потребуется документ о прохождении технического осмотра. Такие изменения в правила ОСАГО зарегистрированы Минюстом России.
Это позволит упростить процесс заключения договора обязательного автострахования и будет способствовать повышению доступности ОСАГО.
Автовладельцы теперь также смогут дистанционно расторгнуть или изменить договор ОСАГО, в том числе с возвратом части страховой премии. Это предусмотрено новым порядком информационного обмена в ОСАГО. В числе других важных нововведений — снятие запрета на вступление в силу электронного договора ОСАГО в день его заключения.
Изменения в нормативные акты Банка России начнут действовать с 29 августа.
Чтобы купить полис ОСАГО, больше не потребуется документ о прохождении техосмотра.
Автовладельцы теперь также смогут дистанционно расторгнуть или изменить договор ОСАГО, в том числе с возвратом части страховой премии. Снят запрет на вступление в силу электронного договора ОСАГО в день его заключения.
Изменения начнут действовать с 29 августа.
По новым законам техпаспорт оформляется в режиме онлайн. Владелец авто обращается в автосервис, техник делает диагностику и фиксирует данные в ЕАИСТО, используя индивидуальную цифровую подпись.
При проверке автотранспорта техник вносит в базу замечания, фотографии, описание. Выдавать техосмотр смогут теперь авторизованные СЦ. Процедура фиксируется на камеру, информация отправляется по ЕАИСТО в МВД. Если при диагностировании допущены нарушения, программа заблокирует доступ.
При заезде и выезде автомобиль фотографируют. С момента первой фотофиксации запускается процесс технического освидетельствования. Дополнительно специалист вносит координаты транспорта.
К фотографиям предъявляются особые требования. При заезде у автомобиля должны хорошо просматриваться:
- марка;
- цвет;
- регистрационный номер.
Фотофиксация позволит контролирующим органам убедиться, что водитель действительно посещал сервис в указанное время. Координаты, заносимые техником в базу, должны соответствовать адресу автосервиса. Это поможет исключить вероятность получения техпаспорта в неаккредитованных центрах. Фотографии и координаты заверяются ЭЦП.
Министерство экономического развития предложило пересмотреть действующие расценки на прохождение платного осмотра. Ставки, действующие в региональных сервисах, давно уже не актуальны. Они не включают расходы на заработную плату техников и амортизацию оборудования при диагностике.
Для пунктов ТО введут единую норму – минимальный и максимальный порог. Методика расчета готовится Министерством развития и Федеральной антимонопольной службой. Сервисы ТО против введения таких ограничений, поскольку стоимость услуги устанавливается в соответствии со спросом и предложением на рынке каждого региона.
Еще в 2018 алгоритм страхования автогражданской ответственности существенно скорректировали. Основные нововведения:
- Гражданин, заключивший договор автострахования, вправе расторгнуть его в течение двух недель. Напомним, что в прошлом году «передумать» разрешали только в течение 5 дней.
- Компании, предлагающие услуги по ОСАГО (ОКВЭД: 65.13, ОСАГО ОКПД: 65.12), обязаны учитывать Указания Центробанка России от 14.11.2016 № 4192-У при осуществлении поименованных услуг.
- В 2020 году действует новый унифицированный бланк полиса автострахования. Причем он идентичен для бумажного и электронного бланков. В новом документе появился специальный QR-код, который позволяет считывать дополнительную информацию о заключенном договоре.
Отметим, что в новом полисе автострахования 2020 раскрыта информация о расчете суммы страховой премии и класс лиц, допущенных к управлению ТС.
Текущий год не принес существенных изменений в законодательстве. Закупка ОСАГО по 44 ФЗ в 2020 году осуществляется по стандартным правилам.
Приобретение услуг по автострахованию является одним из самых распространенных видов расходов учреждений бюджетной сферы. При совершении сделок такого характера заказчикам необходимо учитывать действующие положения о закупках и нормативные акты, регулирующие российский рынок страхования.
Вариант 1. Закупка у единственного поставщика.
Это самый простой и удобный способ приобретения услуг автострахования. Основания для совершения такой сделки закреплены в пункте 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44.
Провести закупку ОСАГО через единственного поставщика не всегда является возможным. Например, если сумма договора превышает предельно допустимые 300 000 или 600 000 рублей (для образовательных, научных учреждений), то организации следует выбрать конкурентный способ закупки. Учитывайте допустимый годовой лимит для закупок у единственного поставщика. Если лимит превышен, то заключать сделку недопустимо.
Вариант 2. Конкурс, запрос котировок или аукцион.
В первую очередь учреждение-заказчик должно определиться со способом определения исполнителя. Допустимые варианты:
- Электронный аукцион. У заказчика нет никаких обязательств проводить электронный аукцион для закупки страхового полиса. Код услуги ОСАГО 65.12.21.000 не вошел в аукционный перечень. Но выбрать способ не запрещается, поэтому организация праве определить поставщика через электронный аукцион.
- Запрос котировок в электронной форме. Этот способ займет намного меньше времени, чем аукцион. Поэтому если заказчику требуется срочно оформить полис, выбирайте этот вариант закупки ОСАГО. Использовать запрос котировок организация вправе, только если цена услуг не превышает 500 000 рублей. Придется соблюсти и годовой объем закупки таким способом — 10% СГОЗ и 100 млн руб. (ч. 2 ст. 82.1 закона № 44-ФЗ).
- Открытый конкурс в электронной форме. Если заказчику важны не только ценовые показатели закупки ОСАГО, то рекомендовано провести открытый конкурс. Этот способ закупки позволит отобрать страховую компанию по качественным характеристикам и дополнительным услугам.
В настоящее время позиция чиновников по отношению к снижению начальных цен изменилась. Так, Указанием Банка России от 04.12.2018 № 5000-У закреплен порядок определения ценового «коридора». Иными словами, специальный тарифный метод, позволяющий определить максимальные и минимальные значения для НМЦК.
Нет диагностической карты на автомобиль – плати штраф
Исходные условия:
- Автомобиль УАЗ Патриот категории «B».
- Заказчик использует максимальную базовую ставку — 2911 руб.
- Региональный коэффициент для г. Москвы — 2.
- Страховых возмещений по прошлым договорам не было, КБМ, по данным АИС ОСАГО, — 0,5.
- Коэффициент мощности двигателя при 128 л. с. — 1,4.
- К управлению допускается любой водитель. Коэффициент ограничения водителей — 1,87.
- Период использования автомобиля — более 10 месяцев в году. Коэффициент сезонности — 1.
Заказчиком не допускались нарушения при страховке за прошлые периоды. Коэффициент нарушений не применяется. Использование прицепа не предусмотрено, коэффициент — 1.
Страховая премия = 2911 × 2 × 0,5 × 1,4 × 1,87 × 1 × 1.
НМЦК = 7621 руб.
Рассмотрим, как правильно отразить такие расходы в налоговом учете в зависимости от системы налогообложения учреждения.
Учитывайте расходы на полис (УСН «Доходы») сразу после осуществления его оплаты. Причем в полном объеме, без распределения стоимости на весь период действия страховки (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Упрощенцы не должны вести равномерный учет аналогичных расходов в налоговом учете. Такое требование распространяется только на организации, которые платят налог на прибыль (п. 6 ст. 272 НК РФ).
Принять затраты на страховку при УСН «Доходы минус расходы» можно. Такие затраты включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Учитывайте траты на страховку авто по мере оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
ВАЖНО! Принять оплату КАСКО и ОСАГО в состав расходов, уменьшающих базу для расчета единого налога, нельзя! Так как такие страховки признаются добровольными и не поименованы в НК РФ. Такие разъяснения предоставил Минфин РФ в Письме от 10.05.2007 № 03-11-04/2/119.
При расчете расходов учреждения для формирования налогооблагаемой базы учитывайте затраты на полис автострахования пропорционально дням в отчетном налоговом периоде, который определяется по ст. 285 НК РФ.
Если наступил страховой случай, суммы, полученные от страховой компании, учитывайте как внереализационные доходы (п. 3 ст. 250 НК РФ) и включайте в декларацию на общих основаниях.
Налог на страховку: облагается НДС или нет сумма, полученная в счет возмещения ущерба?
В первую очередь определим, что такие суммы не признаются доходами от реализации или прибылью от осуществления предпринимательской деятельности, следовательно, отнести сумму возмещения ущерба в базу для расчета НДС нельзя. Почему? Исчерпывающий перечень сумм по страхованию, которые включены в расчет налоговой базы для НДС, поименован в пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ. Возмещения по обязательному страхованию в данном списке нет.
ОСАГО с НДС или нет? Ответ — нет. Сумма, полученная в счет возмещения ущерба по автострахованию, НДС не облагается.
С 29 августа 2021 года упрощается процедура получения полиса ОСАГО
Для оформления электронного полиса ОСАГО потребуются только данные самих документов (иногда могут попросить предоставить оригиналы документов).
- Номер и срок действия диагностической карты.
- Серия и номер, а также дата выдачи СТС (или ПТС).
- Паспортные данные страхователя и всех допущенных к управлению автомобилем лиц. Если вы оформляете «открытую страховку», потребуются только паспортные данные владельца автомобиля.
- Серия номер, а также дата выдачи первого водительского удостоверения.
Для оформления полиса ОСАГО потребуется:
- Диагностическая карта (карта ТО). В 2021 году из-за изменений в системе техосмотра появились категории автомобилистов, которые могут оформить ОСАГО без прохождения ТО.
- СТС (свидетельство о регистрации автомобиля) или ПТС (паспорт транспортного средства).
- Паспорт страхователя и всех лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
- Водительские удостоверения всех допущенных к управлению автомобилем лиц.
Предоставление недостоверных данных при оформлении полиса ОСАГО является весомой причиной отказа в страховой выплате. Как итог водитель получает штраф за отсутствие страховки и должен самостоятельно оплачивать ремонт ТС.
Прохождение технического осмотра транспортного средства в обязательном порядке будет фотофиксироваться при
- въезде;
- выезде
из станции техобслуживания.
В Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра будут передаваться:
- фотографии, координаты их съемки;
- координаты места проведения ТО;
- время начала и окончания осмотра автомобиля;
- сведения о технического состоянии ТС.
Общий срок обязательного хранения сведений – пять лет.
- установлено, что технический осмотр транспортного средства реально не проводился;
- в ходе ТО выявлено несоответствие обязательным требованиям безопасности;
- ТО проведено, но без проверки всех необходимых узлов;
- ТО проведено лицом, не имеющим лицензию.
В случае аннулирования диагностической карты в ЕАИСТО будет вноситься специальная отметка, а далее – производиться разбирательство и выноситься штраф соответствующему лицу.
По данным РСА, в реестр союза включено чуть более 5 тыс. аккредитованных операторов техосмотра, при этом у 659 из них действие аттестата приостановлено из-за нарушений.
В конце 2020 года РСА направил компаниям запросы о готовности работать по новым правилам с 1 марта 2021 года, поэтому уже сейчас ожидается нехватка профессиональных участников рынка и могут появиться искусственный ажиотаж и даже злоупотребления со стороны станций техосмотра. И эти нарушения могут быть разные, от “закрывания глаз” на состояние автомобиля до “экспресс-метода по прохождению ТО” за соответствующую дополнительную плату, либо покупки страховок или иных дополнительных продуктов, доступных на станциях ТО.
Важно! Как было выше изложено, штраф для физических лиц за отсутствие карты составляет 2 тыс. руб., оператор, не проводивший реально осмотр, получит штраф в размере 100 тыс. – 300 тыс. рублей.
Наверняка некоторые сталкивались с тем, что страховая компания выставляет регрессный иск виновнику ДТП. Это происходит в том случае, если лицо нарушило какие-либо правила и таким образом причинило вред потерпевшему, которому выплатили страховой возмещение.
Планируется, что аналогично будет и с ДК ТО.
Если эксперты страховой компании докажут, что ДТП произошло из-за неисправностей транспортного средства, которые должны были быть выявлены во время ТО, такому виновнику будет отправлена претензия об оплате.
Хотя и доказать связь ДТП с исправностью или неисправностью ТС не всегда представляется возможным, и такая формулировка используется лишь примерно в пятой части всех аварий с участием автомобилей, однако появляется риск, что при наличии такой возможности претензии от страховых компаний (а в дальнейшем и иски в суд) станут стандартной практикой на рынке.
Использовать европротокол можно лишь в том случае, если в аварии участвовали только два автомобиля и повреждены только они, при этом не пострадали люди, и на обе машины оформлены страховые полисы ОСАГО. Согласно правилам дорожного движения, если при ДТП пострадали только автомобили, водители должны освободить проезжую часть. Тем, кто этого не сделал и мешает движению, могут выписать штраф в размере 1 тыс. руб.
Если же есть пострадавшие, задеты другие машины или хотя бы у одного из участников аварии нет полиса страхования автогражданской ответственности – воспользоваться европротоколом нельзя, и нужно сразу вызывать представителей автоинспекции. Если случай не очень сложный, нет пострадавших и машины остались на ходу, представители ГИБДД могут попросить участников аварии подъехать к ближайшему посту дорожно-патрульной службы.
Следует обратить внимание на следующие моменты.
- Необходимо сделать фотоснимки места аварии до того, как машины будут убраны с дороги. На снимках должны быть хорошо видны номера обеих машин. А если имеются свидетели аварии, можно попросить их дать письменные показания и оставить свои контактные данные. Фотоснимки и показания могут помочь, если страховая компания вдруг усомнится в реальности аварии или же виновник происшествия передумает и попытается свалить вину на пострадавшего.
- Необходимо, чтобы виновник происшествия был вписан в полис ОСАГО того автомобиля, на котором совершил аварию. Либо на машину должен быть оформлен полис без ограничений, означающий, что ею может управлять любой обладатель водительского удостоверения. В этом случае отсутствие водителя в полисе не помешает оформлению европротокола.
- Необходимо также помнить, что в определенных случаях страховая компания, возместив ущерб хозяину пострадавшей машины, может затем обратиться в суд с иском к виновнику аварии, и он должен будет вернуть компании сумму выплаты. Это может произойти, если, например, виновник скрылся с места ДТП, или если страховая компания будет полагать, что ущерб причинен преднамеренно.
Есть ли сложности с заполнением протокола? Конечно, когда человек находится в стрессе после ДТП, любая, даже относительно несложная задача, может показать трудной. Поэтому есть смысл просто изучить правила заполнения, посмотреть примеры. Они есть, например, на сайте РСА и на сайтах многих страховых компаний, продающих полис ОСАГО.
По сути информация, которую нужно внести в европротокол, есть под рукой у каждого участника ДТП. Например, нужно указать место происшествия: город или деревню, улицу и номер ближайшего дома. Если авария произошла на перекрестке, надо указать названия пересекающихся улиц. Если ДТП случилось не в населенном пункте, нужно указать название трассы и километр. Обязательно нужно отметить дату и хотя бы примерное время ДТП. Если у происшествия есть свидетели, нужно указать их ФИО и адрес фактического проживания.
Указать данные машины – марку, госномер и проч. – тоже не составляет труда: они есть в свидетельстве о регистрации автомобиля. Нужно также внести данные владельца авто, а также водителя, который был за рулем. Затем нужно указать название страховой компании, номер страхового полиса и дату, до которой он действует.
В европротоколе следует указать место первоначального удара и все остальные повреждения, также каждый участник происшествия должен указать, кем себя считает: виновником или пострадавшим. После этого необходимо указать обстоятельства ДТП, выбрав подходящие из предложенных вариантов и отметив их галочками, и нарисовать схему ДТП (это может сделать любой из участников происшествия). Перед тем, как поставить подписи, нужно отметить галочкой наличие либо отсутствие разногласий со вторым участником происшествия.
Сегодня каждый автовладелец имеет возможность выбирать между двумя способами оформления ОСАГО: в офисе или на сайте в интернете. Каждый из них обладает собственными особенностями и должен быть рассмотрен отдельно.
Большинство оформляемых страховых полисов выписываются на физических лиц, являющихся основной категорией страхователей по ОСАГО. В 2021 году набор требующихся для заключения договора документов никаких изменений не претерпел. Страховой агент предложит клиенту предоставить следующие бумаги:
- Диагностическая карта. Уже несколько лет она выступает заменой для свидетельства техосмотра, неся в себе аналогичные функции. Пройти техосмотр транспортного средства необходимо перед тем, как обратиться к страховщикам. Сам документ представляет собой обычный лист А4 с отметками о состоянии тех или иных узлов и агрегатов.
- Заявление, заполняемое клиентом в офисе на бланке компании-страховщика.
- ПТС или СТС автомобиля. С учетом того, что в 2021 году дилеры будут выдавать ПТС в электронном формате, для предоставления страховщику потребуется заблаговременно получить выписку в бумажном формате.
- Паспорт страхователя и владельца транспортного средства.
- Водительские права всех лиц, включаемых в страховой полис ОСАГО. В случаях, когда выбирается вариант неограниченной страховки, то достаточно предоставить права только страхователя автомобиля.
В случае, если в 2021 году страховать автомобиль будет юридическое лицо, то потребуется уже несколько иной формат пакета с необходимой документацией. Потребуются:
- ПТС или СТС транспортного средства;
- Диагностическая карта;
- Доверенность, выданная руководителем предприятия на лицо, исполняющее роль страхователя;
- Выписка из ЕГРЮЛ;
- Заявление, оформленное в офисе на бланке, предоставленном страховщиком;
- Печать организации.