Полномочия депутата городской думы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полномочия депутата городской думы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы. Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей. Результаты работ, проведённых в этом направлении, они должны доводить до сведения избирателей, и подробно отчитываться перед ними в том, на что именно были потрачены деньги.

Ещё одной важной обязанностью, возложенной на депутата муниципального совета, является его участие в составлении и утверждении Местного устава, являющегося базовым документом, на основании которого строится вся внутренняя жизнь МО. Если же принятый ранее Устав со временем нуждается в доработках, то внесение в него соответствующих изменений также является прерогативой народного представителя.

С какими вопросами обращаться к депутатам?

В полномочия муниципальных депутатов входят также вопросы, связанные с опекой и попечительством над полностью, или частично недееспособными гражданами, проживающими в пределах округа. Именно народным избранникам доверяется контроль за соблюдением их законных прав и интересов. Работая в этом направлении, они имеют возможность опираться на помощь специалистов самых различных профилей.

Важной стороной деятельности муниципального депутата является забота о благоустройстве территории его округа. Она включает в себя не только организацию тех или иных работ, направленных на улучшение состояния улиц и дворов, но и контроль за качеством выполнения данных им поручений. К примеру, недостаточно приложить усилия к тому, чтобы в определённом районе была построена детская площадка, важно ещё лично проверить, чтобы работы были выполнены в срок, на должном техническом уровне и в дальнейшем обеспечивали полную безопасность детей.

В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте. Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах. Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.

Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.

Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению. Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.

КС РФ разрешил адвокатам быть депутатами: муниципальными и неосвобожденными

  • Устав города Челябинска
  • Проект решения «О внесении изменений в Устав города Челябинска»
  • Ваш депутат
  • Избирательные округа
  • Генеральный план
  • Инициативные проекты
  • Правила землепользования и застройки
  • Правила благоустройства
  • Имущественная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса
  • Муниципальная служба

Статья 19. Полномочия городской Думы

1. Городская Дума может осуществлять свои полномочия в случае избрания в городскую Думу не менее двух третей от установленной настоящим Уставом численности депутатов городской Думы.

Срок полномочий городской Думы соответствующего созыва соответствует сроку полномочий избранных депутатов городской Думы соответствующего созыва, начинается со дня избрания не менее двух третей от установленной настоящим Уставом численности депутатов городской Думы и прекращается со дня начала осуществления полномочий городской Думы нового созыва.

2. В исключительной компетенции городской Думы находятся:

1) принятие Устава городского округа и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) утверждение стратегии социально-экономического развития городского округа;

(п. 4 в ред. решения городской Думы МО «Город Биробиджан» ЕАО от 25.01.2018 N 490)

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности городского округа;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

(в ред. решений городской Думы МО «Город Биробиджан» ЕАО от 24.06.2010 N 327, от 27.01.2011 N 475, от 26.01.2012 N 695)

7) определение порядка участия городского округа в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления городского округа;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления городского округа полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении мэра города в отставку;

(п. 10 введен решением городской Думы МО «Город Биробиджан» ЕАО от 07.07.2009 N 97)

11) утверждение правил благоустройства территории городского округа.

(п. 11 введен решением городской Думы МО «Город Биробиджан» ЕАО от 25.01.2018 N 490)

3. К полномочиям городской Думы относятся:

1) принятие решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, а также решений по вопросам организации деятельности городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Еврейской автономной области, настоящим Уставом;

2) избрание мэра города из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;

3) утверждение порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность мэра города;

4) заслушивание ежегодных отчетов мэра города о результатах его деятельности, о результатах деятельности мэрии города, в том числе о решении вопросов, поставленных городской Думой;

5) принятие решений о самороспуске, о досрочном прекращении полномочий городской Думы, депутатов городской Думы и мэра города;

6) принятие Регламента городской Думы, регулирующего вопросы ее деятельности, а также порядок принятия решений городской Думы;

7) образование постоянных комиссий городской Думы с утверждением их численного и персонального состава и положений о порядке деятельности постоянных комиссий городской Думы;

8) внесение в Законодательное Собрание Еврейской автономной области инициатив, оформленных в виде решений городской Думы об изменении границ, преобразовании городского округа;

  • График заседаний комитетов, комиссий
  • График заседаний фракций
  • Предстоящая сессия
  • Публичные слушания
  • Результаты публичных слушаний
  • График собраний с избирателями
  • Найти депутата

Российская Федерация
Барнаульская городская Дума
Р Е Ш Е Н И Е

от 09.10.2019 №377

О признании полномочий депутата Барнаульской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №2

В соответствии с решением избирательной комиссии муниципального образования города Барнаула от 10.09.2019 №48/238-7 «Об установлении общих результатов дополнительных выборов депутата Барнаульской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №2 8 сентября 2019 года» городская Дума

РЕШИЛА:

1. Признать полномочия депутата Барнаульской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №2 Нифонтова Ивана Витальевича, избранного 08 сентября 2019 года.

2. Пресс-центру (Павлинова Ю.С.) опубликовать решение в газете «Вечерний Барнаул» и разместить на официальном Интернет-сайте города Барнаула.

Председатель городской Думы Г.А.Буевич

1. Местное самоуправление в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве (далее — местное самоуправление) — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность местного сообщества (жителей внутригородского муниципального образования) по решению вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22

2. Местное самоуправление в городе Москве осуществляется во внутригородских муниципальных образованиях — муниципальных округах, городских округах, поселениях (далее — муниципальные образования).
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 11 апреля 2012 года N 8

3. Образование муниципальных образований, установление границ их территорий и наименований осуществляются законом города Москвы по представлению Мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22,

4. Установление и изменение границ территорий муниципальных образований, преобразование муниципальных образований осуществляются законами города Москвы по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти города Москвы в соответствии с Уставом города Москвы и с учетом мнения населения соответствующей территории, выраженного представительным органом муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний.
(Часть в редакции, введенной в действие с 10 июля 2010 года Законом города Москвы от 26 мая 2010 года N 25; в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 72.

5. К вопросам местного значения относятся вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования, решение которых в соответствии с настоящим Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22

6. Перечень вопросов местного значения устанавливается настоящим Законом в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в городах федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, сочетания интересов жителей города Москвы и жителей муниципального образования.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22

Сведения о полномочиях городской Думы, председателе, заместителе председателя

1. Жители города Москвы — граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москве независимо от сроков проживания и места рождения (далее — жители), в соответствии с установленными федеральными законами и законами города Москвы гарантиями избирательных прав граждан осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Жители имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей в органах местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,

3. Жители имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

4. Жители имеют равный доступ к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой.

5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить жителям возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения жителями другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

6. Жители вправе в соответствии с законодательством обращаться в суд за защитой своего права на осуществление местного самоуправления.


Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) соблюдение прав, свобод человека и гражданина;

2) реализация интересов жителей муниципального образования с учетом интересов других жителей города Москвы;

3) сохранение единства городского хозяйства;

4) сохранение единства бюджетной системы города;

5) самостоятельность органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

6) учет исторических традиций, экономико-географических и демографических особенностей территории города;

7) соразмерность полномочий органов местного самоуправления материальным и финансовым ресурсам муниципального образования;

8) оказание органами государственной власти города Москвы содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление;

9) координация деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти города Москвы;

10) контроль со стороны органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы за реализацией отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены соответствующими федеральными законами и законами города Москвы;

11) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством;

12) гласность и учет общественного мнения;

13) взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления, жилищного самоуправления, с общественными организациями.


К полномочиям органов государственной власти города Москвы в области местного самоуправления относятся:

1) принятие и изменение законов города Москвы о местном самоуправлении в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в городах федерального значения, с учетом исторических и иных местных традиций в городе Москве, контроль за их соблюдением;
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22

2) обеспечение соответствия законов города Москвы о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

3) законодательное установление наименований органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
(пункт в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22

4) законодательное определение перечня вопросов местного значения муниципальных образований;
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22

5) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности города Москвы в муниципальную собственность;

6) регулирование отношений между бюджетом города Москвы и местными бюджетами;

7) обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе нормативов бюджетного обеспечения расходных обязательств в пределах вопросов местного значения муниципальных образований, установленных настоящим Законом;
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22

8) законодательное определение источников доходов местных бюджетов;

9) казначейское исполнение местных бюджетов на основании соглашений с органами местного самоуправления;

10) установление и введение в действие местных налогов и сборов;

11) предоставление межбюджетных трансфертов, в том числе субсидий, дотаций, субвенций местным бюджетам в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2010 года Законом города Москвы от 26 мая 2010 года N 25

1. Органы государственной власти города Москвы создают необходимые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие органам местного самоуправления в осуществлении ими полномочий по вопросам местного значения.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22

2. Взаимодействие органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления по отдельным вопросам может регулироваться договорами и соглашениями между органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления, заключаемыми в порядке, установленном законодательством.

3. В целях координации своей деятельности органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления могут создавать совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы, как временные, так и постоянно действующие. Порядок формирования и осуществления деятельности таких органов определяется правовыми актами города Москвы и правовыми актами органов местного самоуправления.

4. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Московской городской Думе.

5. Органы государственной власти города Москвы оказывают методическое, кадровое и иное организационное содействие органам местного самоуправления; содействуют профессиональному образованию и дополнительному профессиональному образованию муниципальных служащих, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 октября 2015 года Законом города Москвы от 7 октября 2015 года N 53.

6. Органы государственной власти города Москвы осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Устава и законов города Москвы.

7. В случае несоответствия правовых актов, принятых или изданных органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу города Москвы, другим законам и иным нормативным правовым актам города Москвы Правительство Москвы, уполномоченный им орган, Московская городская Дума вправе предложить органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления привести принятые или изданные ими правовые акты в соответствие с указанными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы либо отменить их, а также вправе обратиться в суд с заявлением о признании таких актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления недействительными.

8. Споры и разногласия между органами местного самоуправления и органами государственной власти города Москвы рассматриваются согласительными комиссиями, создаваемыми из представителей сторон на паритетных началах, с помощью других согласительных процедур или в судебном порядке.

ЦИК России от 07.03.2019 N 05-15/1001

1. Муниципальное образование имеет устав, которым регулируются вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22

2. Муниципальное образование самостоятельно разрабатывает и принимает устав муниципального образования*.
________________
* Здесь и далее по тексту со 2 июля 2006 года слова «Устав муниципального образования» в соответствующем падеже заменены словами «устав муниципального образования» в соответствующем падеже — Закон города Москвы от 31 мая 2006 года N 22.

3. Устав муниципального образования, вносимые в него изменения и дополнения принимаются представительным органом местного самоуправления большинством, не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 72.

3.1. Проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав выносятся на публичные слушания, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов или законов города Москвы в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с этими нормативными правовыми актами.
(Часть дополнительно включена с 10 июля 2010 года Законом города Москвы от 26 мая 2010 года N 25; в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Законом города Москвы от 17 мая 2017 года N 15.

3.2. Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления (за исключением случаев приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами, а также изменения полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования.
(Часть дополнительно включена с 10 июля 2010 года Законом города Москвы от 26 мая 2010 года N 25; в редакции, введенной в действие с 25 декабря 2017 года Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 52.

3.3. Изложение устава муниципального образования в новой редакции муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не допускается. В этом случае принимается новый устав муниципального образования, а ранее действующий устав муниципального образования и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений признаются утратившими силу со дня вступления в силу нового устава муниципального образования.
(Часть дополнительно включена с 25 декабря 2017 года Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 52)

Кто такой депутат? Это гражданин Российской Федерации, выбранный на эту должность народом. На нее, прежде всего, должен претендовать тот, кто готов отстаивать интересы граждан перед властью.

В обязанности, работу депутата городской думы входит утверждение бюджета. Он должен представлять отчет населению о своей деятельности, вносить предложения и изменения в Устав муниципального образования, распоряжаться государственным имуществом, решать вопросы попечительства и другие.

Компетенция депутатов различается, это зависит в основном от региона. Но чаще всего их работу связывают с волонтерской деятельностью. В крупных городах избранники народа могут отрегулировать вопросы досуга, капитального ремонта зданий. Письменный ответ на ваше обращение депутат должен дать в течение одного месяца. Это является основной мерой воздействия.

Лишь небольшая часть депутатов работает в думе на постоянной основе, возглавляя комитеты органа, остальные же имеют другую постоянную работу. Они появляются в думе только на время заседаний.

Длительность полномочий избранника устанавливается местным уставом, но этот срок не должен быть меньше двух, но и не более 5 лет. Сложить свои полномочия думец может в любое время, в том числе если его признают недееспособным, призовут к службе в армии, или избиратели проголосуют за снятия с него полномочий. Депутаты избираться могут по определенным партийным спискам или выступать как самовыдвиженцы. Количество их разное в каждом субъекте.

Депутаты городской Думы: доходы и полномочия

Теперь изучим самое главное — зарплату депутата городской думы. Работа избранника оплачивается независимо от того, постоянно он находится в штате или совмещает с основной работой. Но есть существенные отличия в выплатах. Если у депутата это основное место работы, то ему полагаются следующие гарантии:

  • страховка здоровья и жизни за счет бюджетных средств;
  • обслуживание в медицинских учреждениях;
  • дополнительные дни к отпуску;
  • в случае окончания срока полномочий выплачивается средний заработок в течение года или до официального трудоустройства;
  • выплачивается материальная помощь после сложения полномочий.

Для избранников, которые работают по совмещению, сохраняются эти привилегии, но зарплата депутату городской думы начисляется только за сессионную деятельность. Для осуществления деятельности в штате предусмотрено две вакансии помощника чиновника.

Есть категория граждан, от которых не примут заявление:

  • возраст меньше 21 года;
  • иностранные граждане;
  • лица, имеющие судимость;
  • граждане, признанные судом недееспособными.

Нужно определить, как вы пойдете на выборы: от действующих партий или самостоятельно. Выдвижение по партийному списку облегчит путь, так как не придется собирать подписи.

Также следует подготовить обязательный пакет документов для регистрации в территориальной избирательной комиссии:

  • согласие баллотироваться, в котором указывается отношение к партии;
  • паспорт гражданина РФ, если изменялась ФИО, то подтверждающие документы;
  • документы, подтверждающие образование;
  • справку с основного места работы или службы;
  • справку о доходах, об имуществе, которое принадлежит кандидату.

Если кандидат идет на выборы самовыдвиженцем, то ему необходимо в ТИК предоставить подписи потенциальных избирателей. Количество зависит от списка людей в округе. Допустим, население района – 30,0 тыс. человек, собрать необходимо 0,5 %, то есть 30 подписей. Очень важно оформить их правильно, без нарушений. При любой небольшой неточности возникнет основание для снятия кандидатуры.

После разрешения ТИКа кандидат может открыть счет для ведения избирательной кампании и заниматься агитацией. Весь процесс регистрации должен занять не более месяца. Дальше идут 30 дней до выборов. В нашей стране выборы проходят в единый день голосования – второе воскресенье сентября.

Каждый год депутаты любого уровня отчитываются за свои доходы и расходы, а также за своих супругов и несовершеннолетних детей. Для заполнения такой справки необходимо взять с постоянного места работы и в думе справку 2НДФЛ за истекший год. Если есть другой допустимый заработок от педагогической, научной или творческой деятельности, то также учитывается этот доход. Вся общая сумма подчитывается и указывается в первом разделе «Сведения о доходах». Следующими разделами будут информация о владении недвижимым и движимым имуществом с указанием всех характеристик.

Для заполнения следующего раздела в банке берутся справки о состоянии лицевых счетов, оформленных на избранника, его супруга/супруги или детей по состоянию на 31 декабря отчетного года. Если депутат имеет ценные бумаги, акции, это все прописывается в справке. Если у избранника народа нет в собственности жилья, то заполняется пятый раздел, где указывается место его проживания и то, на каком основании он занимает это жилплощадь. Это относится не только к жилью, но и к гаражу, даче.

Согласно словарям, происходит это слово от латинского deputatus, то есть посланный. Так называли человека, который выражал общее мнение определенной группы. То есть люди собирались вместе согласно собственным интересам и из своих рядов выдвигали того, кто затем их интересы представлял. Такой механизм формировался столетиями.

Путь проникновения термина на территорию Руси ученым до сих пор не понятен, но уже в начале 17 века он появился и в России.

Сегодня депутат — это человек, выбранный гражданами в органы власти. Он представляет интересы избирателей и защищает их права.

Главным представительным органом большинства стран является парламент. Он может быть однопалатным и двухпалатным. Своих представителей в нем имеют все жители страны, и каждый регион. Весь состав однопалатного парламента и нижняя палата двухпалатного избираются на всеобщих выборах.

В России для того, чтобы стать членом депутатского корпуса нужно пройти на выборах по партийным спискам, либо победить всех конкурентов из списка кандидатов по округам.

Статус избранного зависит от уровня, на который он избирался, то есть можно стать депутатом:

  • Государственной Думы;
  • регионального парламента;
  • муниципальным.

Основной задачей депутата является защита интересов граждан и взаимодействие между различными группами интересов. Говоря проще, народный избранник должен стать посредником между людьми и властью, оказывать помощь в решении различных вопросов опираясь на юридические нормы.

В зависимости от статуса депутаты имеют различные полномочия.

Муниципальный депутат — это очень растяжимое понятие. К муниципальным депутатам относятся депутаты разного уровня, которые избираются в округах разных размеров. Например, где-нибудь в Сибири есть округа, где живет по 100 человек или даже по 50. Вот в таких избирается один депутат. Ему, для того чтобы победить, нужно набрать, скажем, 15 голосов. А есть большие округа в городах-миллионниках, где одномандатный округ может доходить до 50 тысяч человек. Всё это тоже муниципальный депутат.

Для того чтобы избраться муниципальным депутатом, не обязательно быть членом партии. Более того, партия может выдвинуть человека беспартийного. Но можно выдвигаться и самому — это самовыдвижение. Конечно, потребуется сбор подписей, но часто для этого нужно не больше 10 подписей, например, чтобы стать муниципальным депутатом в какой-нибудь деревне.

Ограничение по возрасту только одно: кандидат должен быть старше 18 лет. Им может стать активный человек, закончивший уже школу, который понял, что он хочет что-то изменить у себя в городе, в посёлке, и выбраться депутатом.

Здесь тоже всё зависит от региона и характера местности, от местных уставов. У нас в стране так устроено: чем больше денег у муниципалитета, тем меньше полномочий у депутатов. Пока это происходит в Москве и Петербурге — в городах федерального значения есть особый статус местного самоуправления. Поэтому, когда мы говорим, что у депутатов в Москве нет полномочий, это правда. У них очень мало полномочий — у них всё забрала мэрия, а в Москве мэрия — это региональная власть.

Но если речь идёт о небольшой деревне, то там полномочия как раз есть — там денег нет. Это уже другая проблема. У них есть полномочия по ремонту дорог, по предоставлению жилья малоимущим, по обеспечению газо- и водоснабжения и всего на свете в пределах этого населенного пункта. Но денег нет. И депутаты вынуждены торговаться с региональными центрами и участвовать в федеральной программе, чтобы хоть что-то выбить для своих поселений.

Тут муниципальному депутату требуется быть и переговорщиком, и лоббистом. Но прежде всего радеть за интересы жителей, а не за собственный кошелек. Бывает так, что даже в маленьких поселениях депутаты вместе с администрацией умудряются воровать деньги. Вот сядут они где-нибудь в закрытом помещении делить бюджет и разделят. Допустим, в Московской области на культуру так выделили деньги, что один снеговик стоит три миллиона рублей. А потом все ходят и удивляются: как это снеговик за три миллиона рублей? Вот это воровство, конечно, нужно предотвращать, это и должны делать муниципальные депутаты.

В Москве, вообще-то говоря, у депутатов есть контрольные функции. Они могут подписывать или не подписывать акты о капремонте: это тоже очень важно, потому что на это в Москве уходят большие деньги. Депутаты могут проконтролировать работу коммунальных служб, они могут вносить предложения в Мосгордуму, могут инициировать законопроекты — там есть полномочия, просто их нужно использовать.

Если говорить о Москве, то там работа депутатов во многом сводится к контролю: к контролю за расходами бюджета, за качеством работы при благоустройстве, за капремонтом. Вот, допустим, избрался оппозиционный глава в одном из советов Москвы, и ему принесли подписывать акты капремонта. Он говорит: «Вы мне сначала покажите, что там есть, чего там нет». Они пошли смотреть, и обнаружилось, что в большом доме нет громоотвода. И это могло привести к потенциально очень опасной ситуации: жители могли пострадать, техника бытовая могла пострадать, убить кого-то могло. И депутат настоял на том, чтобы сделали громоотвод, и только после этого он подпишет бумаги. На него давили, говорили: «Ну подпиши, а мы потом сделаем». А он: «Нет, подпишу только когда сделаете».

И очень много таких случаев бывает. Сейчас депутат в Москве — это такой смешной человек, который лазит по подвалам и смотрит, как там утеплили трубы. Там такие вот бытовые вопросы решают депутаты, и, как я посмотрю, жители довольны.

Что касается муниципалитетов, где независимые кандидаты взяли большинство и где есть полномочия, как, допустим, в Ейске, там говорить ещё рано, потому что они только избрались. Но и там есть полномочия: по генплану, по бюджету, есть возможность выделить деньги туда и ещё куда-то, есть возможность сделать привлекательный туристический город. Но здесь другой вопрос — денег-то там мало, и им придётся торговаться с региональными центрами и федералами. А у нас деньги распределяются в зависимости от лояльности, поэтому оппозиционные депутаты иногда попадают в ловушку. Они вроде как избирались, у них вроде как полномочия есть, а деньги приходится выторговывать. Им говорят: «А вы оппозиционный, из программы «Единой России» мы вам не дадим».

У нас был такой случай несколько лет назад. Был оппозиционный депутат в городе Костроме, и перед тем как ему переизбираться, во всём городе сделали внутридворовые проезды. А в его округе не сделали. Он спрашивает: «А почему?» «А это, — говорят, — дороги «Единой России», а ты не из «Единой России». Мы тебе не дадим». Но он, естественно, отстоял, доказал, что это не программа «Дороги «Единой России», а вообще-то бюджетная программа, и деньги должны выделять всем.

Муниципальные депутаты не получают зарплату. Более того, у нас даже не все региональные депутаты получают зарплату. Вот в Мосгордуму выбрались кандидаты от оппозиции, они не получают зарплату, потому что они не получили должностей. У них там округа по 150 тысяч человек, и зарплату они не получают.

То же самое, кстати, во многих других регионах: там люди получают компенсацию на проезд. Насколько я знаю, в Пензенской области региональный депутат получает 5000 рублей — это его компенсация на проезд в месяц. В Москве муниципальные депутаты получают порядка 20 тысяч рублей компенсации.

А во многих местах люди вообще ничего не получают: они тратят свои деньги, ездят по округу, разбивают подвеску, тратят время, ругаются со своими работодателями, потому что людям нужно время, чтобы заниматься депутатской работой.

Да, есть такая проблема: люди не получают денег, и те, кто зависит от какого-то постоянного источника доходов, часто просто отказываются от идеи стать депутатами.

Но Россия подписала Европейскую хартию местного самоуправления ещё в 1998 году, где сказано, что работа, которая связана с обеспечением местных нужд, должна оплачиваться; туда должны привлекаться квалифицированные кадры и в соответствии с их квалификацией оплачиваться. А у нас как получается: даже администрации поселений не могут привлечь квалифицированные кадры, потому что люди просто туда не идут. Председатель муниципального собрания получает относительно небольшую зарплату даже по региональным меркам. При этом у него должно быть два заместителя: один по экономике, другой по хозяйству. Зам по экономике должен иметь экономическое образование, зам по хозяйству — инженерное образование. Но где же они возьмут людей, которые квалифицированно разбираются в этих вопросах, на зарплату в 15-25 тысяч рублей? Естественно, не найдут; естественно, возникает коррупция. Там нужно быть либо святым, либо таким, знаете, упёртым оппозиционером, который имеет какой-то дополнительный источник доходов — как это в Москве происходит.

И вот мы имеем что имеем. Люди, которые голосуют за деньги. Люди, которые продаются застройщикам: я знаю, что в нескольких муниципалитетах в Московской области люди получали зарплату от застройщиков, которые хотели приобрести землю под многоэтажное строительство. А депутат, соответственно, им в этом помогал. Это было.

У нас же, по большей части, депутатский корпус в малых городах и поселениях — это люди зависимые. Попросили, например, учительницу математики в школе выбраться: «Марьиванна, ну сделай, ну надо — выборы пришли». Очень часто человек вообще один выдвигается, голосовать можно «за» или «против». То есть у нас в стране есть безальтернативные выборы: человека выбирают 40 голосами из деревни в 500 человек, и человек сидит пять лет, не знает, что ему делать. Только руку поднимает: прислали какие-нибудь документы, нужно проголосовать. У людей иногда даже не возникают вопросы: «Где приложение к этому документу? Принимаем изменения к бюджету, а вы покажите, чем они обоснованы». Никто этих вопросов не задаёт. Они пришли, лапки подняли и пошли домой — суп варить. Абсолютно незаинтересованные люди.

Местные депутаты могут издавать муниципальные правовые акты, но они не носят статус законов. Региональные депутаты уже имеют право принимать региональные законы. Местные депутаты могут вносить на рассмотрение региональных парламентов региональные законы. У них есть право законодательной инициативы. В каком-то местном совете люди приняли, допустим, закон об ограничении высотности заборов. И вот они выносят его на региональный совет в региональный парламент. Региональный парламент может отклонить или принять. Региональный парламент, в свою очередь, может внести законопроект в Госдуму. У нас некоторые скандальные законопроекты, кстати, выносятся региональным парламентом, чтобы не пятнать индивидуальную репутацию ГД.

Но местный совет не может напрямую внести предложение в Госдуму. Хотя есть вопросы, которые напрямую касаются местного самоуправления, но принимаются Госдумой. Например, изменения 131-го федерального закона о местном самоуправлении, который напрямую касается муниципалитета. Но муниципалитет, к сожалению, на это повлиять не может.

Кто такой муниципальный депутат

Нет, ну почему же не допускают? На самом деле практика показывает, что большая часть людей, которые хотят избраться, избираются и в Москве, и в Петербурге. Вот в Москве в 2012 году избиралось очень много независимых кандидатов. И до этого, ещё при Лужкове, избирались, и в 2017 году, помню, был большой приток новых кандидатов в депутаты.

Были отдельные случаи, когда депутатов избивали, когда были жуткие фальсификации, когда кандидатов, которые хотели подать документы, пробовали физически не пускать в здание избиркома. Но это было всего несколько избирательных комиссий. Да, они получили большую огласку, но это не массовые случаи.

А в регионах, я знаю, люди избираются. Даже в Кущёвке председатель местного «Яблока» стал депутатом. Или город Славянск-на-Кубани: парень из оппозиции, сторонник Навального, стал депутатом — он вообще один был такой на либеральной позиции.

Этo дeпyтaт oт caмoгo мaлeнькoгo тeppитopиaльнoгo дeлeния – мyниципaлитeтa: в Poccии иx вceгo 22 327. Myниципaлитeт – этo paйoн в мeгaпoлиce, нeбoльшoй гopoд в пpoвинции, или цeлoe ceльcкoe пoceлeниe. B кaждoм из этиx paйoнoв кaждыe нecкoлькo лeт пpoxoдят выбopы мyниципaльныx дeпyтaтoв – людeй, кoтopыe зaнимaютcя вoпpocaми кoмфopтнoй жизни poccиян нa caмoм лoкaльнoм ypoвнe.

Нeт. Этo вoлoнтepcкaя paбoтa – вo мнoгиx peгиoнax oнa кoмпeнcиpyeтcя pядoм льгoт, нaпpимep, бecплaтным пpoeздoм в oбщecтвeннoм тpaнcпopтe. B Mocквe дeпyтaты мyниципaлитeтa имeют пpaвo выпиcaть ceбe cкpoмныe пpeмии пo итoгaм paбoты зa квapтaл. Пpи этoм 10% oт cocтaвa дeпyтaтoв имeют пpaвo пoлyчaть зapплaтy – нo пpи этoм зaнимaютcя opгaнизaциoнными вoпpocaми: пoмимo cвoиx пpямыx oбязaннocтeй, гoтoвят бyмaги и пpoтoкoлы, зaвeдyют кoppecпoндeнциeй, paбoтaя нa пoлный paбoчий дeнь.

B нoябpe 2018 гoдa вpaчи, paбoтaющиe в poддoмe №10 мocкoвcкoгo paйoнa 3юзинo, пpидя yтpoм нa paбoтy, yвидeли oпeчaтaнныe двepи: пo pacпopяжeнию Дeпздpaвa мeдyчpeждeниe peшили «oптимизиpoвaть», пpocoeдинив к жeнcкoй кoнcyльтaции в пoликлиникe №84. Нaд двyмя coтнями мeдpaбoтникoв нaвиcлa yгpoзa coкpaщeния, a нaд житeлями – лишитьcя eдинcтвeннoгo poддoмa нa 126 тыcяч житeлeй. Пocлe вмeшaтeльcтвa нeзaвиcимыx мyниципaльныx дeпyтaтoв Кoнcтaнтинa Янкaycкaca и Aлeкcaндpa 3aмятинa, cбopa 4 тыcяч пoдпиceй зa coxpaнeниe poддoмa и нecкoлькиx митингoв, пpoизoшли знaчитeльныe пoдвижки: влacти пepecтaли гoвopить o «ликвидaции» poддoмa, были выдeлeны дeньги нa peкoнcтpyкцию здaния, вpaчeй пooбeщaли пepeвecти в дpyгиe мeдyчpeждeния и кoмпeнcиpoвaть зapплaтy зa вpeмя пpocтoя, a нe yвoлить, мeдики cмoгли элeмeнтapнo пoпacть в здaниe и зaбpaть cвoи личныe вeщи c paбoчиx мecт.

Пoчeмy вaжнo гoлocoвaть зa нeзaвиcимыx мyниципaльныx дeпyтaтoв?

Myниципaльный ypoвeнь зa cчeт cвoeй лoкaльнocти пoзвoляeт житeлям избpaть «cвoeгo» кaндидaтa – a нe нaвязaннoгo извнe, и cтpoить peaльнo paбoтaющee мecтнoe caмoyпpaвлeниe: чтoбы был диaлoг c влacтью, a пpoблeмы житeлeй peшaлиcь. B Mocквe 146 мyниципaлитeтoв и 1502 мyниципaльныx дeпyтaтa: фaктичecки, кaждый дeпyтaт пpeдcтaвляeт житeлeй дecяти мнoгoквapтиpныx дoмoв. Этo yникaльнaя cитyaция, пpи кoтopoй житeли мoгyт выбpaть кaндидaтa «из cвoeгo двopa», кoтopoгo знaют личнo. Нaпpимep, coceдa-aктивиcтa, кoтopoмy дoвepяют житeли и кoтopый тoчнo бyдeт пpeдcтaвлять иx интepecы – в opгaнax влacти, пpи cпopax c мecтнoй aдминиcтpaциeй, кoммyнaльщикaми, oтпpaвлять зaпpocы для peшeния вoлнyющиx иx пpoблeм нa гopoдcкoм и фeдepaльнoм ypoвнe.

Baжнo eщe дo дaты выбopoв изyчить кaндидaтoв – и cдeлaть взвeшeнный выбop в пoльзy тoгo, кoгo вы знaeтe личнo, ктo зapeкoмeндoвaл ceбя в aктивиcтcкoй дeятeльнocти и ктo бyдeт пoмoгaть вaм и вaшим coceдям в peшeнии вoзникaющиx пpoблeм. Нeзaвиcимый кaндидaт – нe oбязaтeльнo caмoвыдвижeнeц: a тoт, кoгo вы знaeтe пo peaльным дeлaм и мoжeтe личнo пopyчитьcя зa eгo пopядoчнocть. Bo вpeмя пpeдвыбopнoй кaмпaнии кaндидaты oбычнo пpoвoдят вcтpeчи c житeлями – ecли coмнeвaeтecь, мoжнo пooбщaтьcя c кaждым из пpeтeндeнтoв. A ecли зacлyживaющeгo дoвepия кaндидaтa нeт, тo выдвинyтьcя мoжнo и caмoмy.

Местное самоуправление: муниципальные депутаты и где они обитают

С момента избрания на должность, депутаты обладают неприкосновенностью. Неприкосновенность имеет свое распространение только на той территории, где депутат был выбран, то есть на территории конкретного муниципалитета.

Выезжая за его пределы, депутат несет ответственность на равных основаниях вместе с гражданами.

Как представителю населения, депутату предоставлено право беспрепятственного доступа на территорию любой организации, находящейся в границах муниципалитета.

Депутат местного уровня не может одновременно быть избранным на должности регионального или федерального уровня.

Приступая к депутатским полномочиям, гражданин ограничивается в следующих правах:

  1. Осуществлять предпринимательство как лично, так и через третьих лиц.
  2. Состоять в иных трудовых отношениях и получать заработок, за исключением в должности преподавателей, научных или творческих сотрудников.
  3. Находиться в органах управления, попечительства и иных организациях иностранного типа, действующих на территории России.

Депутат не может занимать должности на государственной или муниципальной службе, быть одновременно депутатом Государственной Думы или регионального значения. В своей деятельности выборное лицо должно соблюдать требования законодательства по антикоррупционному регулированию.

Выборное лицо несет ответственность перед населением конкретного города или района, в котором баллотировался на депутатскую должность. Однако в зависимости от депутатского мандата, выборное лицо не всегда может следовать предвыборной программе.

Различают свободный и обязательный мандат. Только при обязательном мандате депутат должен воплотить в жизнь все положения программы. К сожалению, в большинстве случаев депутатский мандат является свободным, когда выборное лицо действует по своему усмотрению.

Депутат отвечает перед государством за нарушение требований законодательства. Однако, обладая депутатской неприкосновенностью, предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности.

Выборное лицо не может подвергаться уголовно-процессуальным и административным мерам по общему правилу вместе с гражданами. Это означает, что он не подвергается обыску, досмотру, осмотру документов, автомобилей, не досматривается переписка, не прослушиваются средства связи.

1. Депутатом Московской городской Думы (далее — депутат Думы) является избранный в соответствии с законодательством о выборах представитель жителей города Москвы, осуществляющий в Московской городской Думе (далее — Дума) законодательные полномочия, а также иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными законами города Москвы.

2. Должность депутата Думы является государственной должностью города Москвы.

Срок полномочий депутата Думы начинается со дня регистрации избранного депутата Московской городской избирательной комиссией или окружной избирательной комиссией по выборам депутата Думы и прекращается с момента открытия первого заседания Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона.

Как стать муниципальным депутатом и что это тебе даст

1. Полномочия депутата Думы прекращаются досрочно в случаях:

а) письменного заявления депутата Думы о сложении своих полномочий;

б) избрания депутата Думы депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избрания или назначения его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного частью 1.2 статьи 6 настоящего Закона), назначения его судьей, замещения им иной государственной должности Российской Федерации, иной государственной должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы или должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальной должности или должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом;

в) установленного вступившим в законную силу решением суда факта осуществления депутатом Думы, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, а также факта осуществления преподавательской, научной и иной творческой деятельности с нарушением требований, установленных пунктом «а» части 1.1 статьи 6.1 настоящего Закона;

г) вхождения депутата Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

д) утраты депутатом Думы гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

е) несоблюдения депутатом Думы требования, установленного частью 3 статьи 6.1 настоящего Закона;

ж) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата Думы;

з) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности депутата Думы либо о признании его недееспособным;

и) признания депутата Думы безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

к) отзыва депутата Думы в соответствии с законом города Москвы;

л) роспуска Думы в случаях, предусмотренных законодательством;

м) смерти депутата Думы;

н) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

2. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Думы, за исключением случая, предусмотренного пунктом «и» части 1 настоящей статьи, оформляется постановлением Думы, в котором определяется день прекращения полномочий депутата Думы.

3. Полномочия депутата Думы в случае, предусмотренном пунктом «и» части 1 настоящей статьи, прекращаются со дня роспуска Думы.

1. Депутат Думы имеет удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата Думы, и нагрудный знак «Депутат Московской городской Думы», которым он пользуется в течение срока своих полномочий.

2. Положения об удостоверении и нагрудном знаке депутата Думы, их образцы и описания утверждаются постановлением Думы.

1. Депутат Думы осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.

1.1. Председатель Думы, заместители Председателя Думы, а также по решению Думы руководители постоянных структурных подразделений Думы осуществляют свою деятельность в Думе на профессиональной постоянной основе.

1.2. Депутат Думы, совмещающий осуществление полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутата Думы, со дня вступления в силу решения о наделении его полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществляет полномочия депутата Думы без отрыва от основной деятельности в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Для депутата Думы, являющегося на день начала срока депутатских полномочий военнослужащим либо проходящего службу в органах внутренних дел, органах прокуратуры, таможенных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и иных органах и учреждениях, установленных федеральным законодательством, военная служба или служба в указанных органах и учреждениях приостанавливаются в соответствии с федеральными законами на весь срок полномочий депутата Думы.

1. Депутат Думы в течение срока своих полномочий не вправе:

а) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного частью 1.2 статьи 6 настоящего Закона), судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности или должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом;

б) утратил силу с 15 июля 2014 года. — Закон г. Москвы от 25.06.2014 N 37;

в) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

г) утратил силу с 15 июля 2014 года. — Закон г. Москвы от 25.06.2014 N 37;

д) использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

1.1. Депутат, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, не может:

а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

2. Утратила силу с 15 июля 2014 года. — Закон г. Москвы от 25.06.2014 N 37.

3. Депутат Думы, избранный по одномандатному избирательному округу и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит. Во фракцию могут входить также депутаты Думы, не являющиеся членами данной либо иной политической партии.

3.1. Депутат Думы при наличии оснований и в порядке, которые определяются Думой в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязан сообщать в комиссию Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Московской городской Думы (далее — комиссия Думы по контролю), о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

4. Утратила силу с 15 июля 2014 года. — Закон г. Москвы от 25.06.2014 N 37.

5. Депутат Думы обязан соблюдать иные ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с депутатской деятельностью, установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Чем занимаются депутаты районных советов, зачем они нужны и как их найти?

Все избранники, независимо от основы деятельности (постоянной или нет), должны быть обеспечены такими удобствами в работе:

  • телефоном;
  • транспортным средством;
  • возможностью повышения квалификации;
  • бесплатным проездом на любом виде транспорта соответствующего муниципального образования (исключением является такси);
  • материальной компенсацией за проезд (в отдельных случаях).

Когда работник местного самоуправления вынужден переехать на место службы в другой город, ему обязаны предоставить жилье. Это служебная квартира. Ее семья депутата освобождает после прекращения полномочий.

Депутаты Госдумы имеют право воспользоваться бесплатно любым видом проезда по всей Российской Федерации. Их помощники обеспечиваются билетами на поезда, кроме вагонов СВ.

На должность депутат может претендовать любой гражданин, достигший восемнадцати лет. Особых требований к образованию закон не предъявляет.

Кроме того, закон о правовом положении иностранных граждан допускает возможность баллотироваться на должность депутата местного созыва иностранцам, имеющим право на постоянное проживание, то есть вид на жительство.

Продолжительность полномочий депутата законом установлено в рамках от двух лет до пяти лет. Конкретный срок полномочий закрепляется уставом города или района.

Депутат это выборная должность, однако, на постоянной основе могут находиться не больше, чем десять процентов членов от общего состава депутатов.

Приступая к депутатским полномочиям, гражданин ограничивается в следующих правах:

  1. Осуществлять предпринимательство как лично, так и через третьих лиц.
  2. Состоять в иных трудовых отношениях и получать заработок, за исключением в должности преподавателей, научных или творческих сотрудников.
  3. Находиться в органах управления, попечительства и иных организациях иностранного типа, действующих на территории России.

Депутат не может занимать должности на государственной или муниципальной службе, быть одновременно депутатом Государственной Думы или регионального значения. В своей деятельности выборное лицо должно соблюдать требования законодательства по антикоррупционному регулированию.

Выборное лицо несет ответственность перед населением конкретного города или района, в котором баллотировался на депутатскую должность. Однако в зависимости от депутатского мандата, выборное лицо не всегда может следовать предвыборной программе.

Различают свободный и обязательный мандат. Только при обязательном мандате депутат должен воплотить в жизнь все положения программы. К сожалению, в большинстве случаев депутатский мандат является свободным, когда выборное лицо действует по своему усмотрению.

Депутат отвечает перед государством за нарушение требований законодательства. Однако, обладая депутатской неприкосновенностью, предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности.

Выборное лицо не может подвергаться уголовно-процессуальным и административным мерам по общему правилу вместе с гражданами. Это означает, что он не подвергается обыску, досмотру, осмотру документов, автомобилей, не досматривается переписка, не прослушиваются средства связи.

Исключением будет только непосредственное обнаружение депутата на месте совершения противоправного деяния. При этом ставятся в известность в обязательном порядке прокурор и председатель выборного органа.

В соответствии с действующим законодательством, не допускается привлечение депутата к уголовной ответственности без согласия высшего представительного органа. Исключение составляют случаи, когда он задержан на месте преступления. Без согласия высшего представительного органа не допускается и административная ответственность депутатов.

По общим правилам, эти лица не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты обыску, личному досмотру. Исключение составляют случаи, когда указанные действия необходимы для обеспечения общественного порядка и безопасности. Неприкосновенность парламентария распространяется на служебное, жилое помещение, личный и служебный транспорт, багаж, переписку, средства связи, которые он использует, а также на документацию, которая ему принадлежит.

Она предусматривается 24-й статьей ФЗ №131. В нормативном акте устанавливается ответственность депутата перед гражданами. В качестве основания для ее наступления выступают только конкретные неправомерные действия лица, а также бездействия или решения, не соответствующие закону и подтвержденные судом.

Юров А.С., юрисконсульт доп. офиса Оренбургского РФ ОАО «Россельхозбанк» N 3349/5/04.

Конституция закрепляет право граждан на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Согласно ст. 12 Конституции РФ в России признается и гарантируется местное самоуправление и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Из-за неприкосновенности, административная ответственность депутатов не наступает на протяжении всего срока занимаемой должности. Государственный служащий не может подлежать аресту, обыску и досмотру личных предметов. Посетители юридической консультации задали 4135 вопросов по теме «Административная ответственность».

Сегодня проект федерального закона

был одобрен на совместном заседании комитетов по безопасности и по природопользованию и экологии.

Как выше говорилось, уголовная ответственность депутата наступает после лишения его мандата. Соответственно, если в отношении парламентария возбуждено производство, орган дознания/следователь обязан сообщить об этом Генпрокурору. Для уведомления отводится 3 дня. Если уполномоченные органы имеют достаточные основания, чтобы привлечь депутата к ответственности за нарушения, допущенные им при реализации полномочий, Генпрокурор обязан уведомить нижнюю палату ФС о данном факте, направив представление о лишении его неприкосновенности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *