Обучение по охране труда работников в 2021 году последние изменения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обучение по охране труда работников в 2021 году последние изменения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Новые квалификационные требования по профстандарту 619.8 КБ

  • Новый профстандарт для специалиста по охране труда 2.2 МБ

Новый профстандарт в охране труда — 2021: главные изменения

На специалистов по ОТ легла задача — ознакомить с изменениями тех работников, которых они касаются непосредственно. Работодатели должны организовать:

  • обучение в том объеме, в котором изменились регламенты;
  • внеочередную проверку знаний изменившихся требований новых правил по охране труда 2021 в рамках, в которых они касаются работников.

Важно!

Это требование п. 3.3 «Порядка обучения по ОТ и проверки знаний …» — Постановление Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 — действует до 1 сентября 2021 г.

Штраф за каждого необученного сотрудника может достигать 130 000 рублей.

В Письме от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167 Минтруд подтверждает эти требования:

  • работодатели вправе провести внеочередную проверку знаний по охране труда в 2021 г. своими силами — комиссией, организованной в компании в соответствии с Порядком, члены которой должны пройти подготовку в специализированной организации;
  • полученные работниками ранее удостоверения о прохождении обучения по ОТ, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ будут считаться действительными до окончания срока их действия, если в них будет проставлена отметка о внеочередной проверке знаний.

Для проведения внепланового инструктажа в связи с введением новых правил по охране труда, нужно издать приказ.

Скачать приказ о проведении внеочередной проверки по охране труда

Полный перечень новых правил по охране труда, принятых в 2021 году, смотрите здесь.

Совет

Внеочередной контроль знаний проводится при внесении новых требований в охрану труда (так, как в 2021) – проверяется знание только этих изменений. Результат проверки оформляется протоколом.

Кроме обучения новым правилам по охране труда и проверки знаний измененных требований, необходимо привести в соответствие с изменениями все документы, в которых содержатся требования по охране труда:

  • инструкции;
  • программы обучения;
  • информационные материалы и другие в объеме новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.

Параллельно с Минтрудом, Роструд разъяснил ответственность за непрохождение обучения и проверки знаний в области охраны труда в Письме от 20 января 2021 г. N 87-ТЗ.

Важно!

Работники, не прошедшие внеочередную проверку знаний по охране труда и обучение новым правилам, с 01.01 2021 должны быть отстранены от работы, а работодатели, допустившие таких сотрудников к работе, несут административную ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Что должна предпринять трудовая инспекция, если обнаружит нарушения:

  • выдать предписания об устранении нарушений, в котором указать сроки устранения;
  • выдать предписание об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение по охране труда 2021 и проверку знания требований безопасности;
  • принять меры к возбуждению дела об административном правонарушении.

Минтруд в письме требует актуализировать документы, посвященные безопасности труда в организации. Это первое, что нужно сделать. Необходимо:

  • ввести новые инструкции по охране труда 2021;
  • обновить программы проведения инструктажа и обучения;
  • изменить экзаменационные билеты.

Переработать локальные акты после введения новых правил по охране труда в 2021 году можно двумя способами:

  • разработать документ заново с учетом изменений;
  • внести дополнение, содержащее перечень правок.

Изменения согласовываются с профсоюзом и утверждаются приказом или изготавливаются (распечатываются) на листе, содержащем гриф «Утверждаю». Затем с измененными ЛА надо ознакомить сотрудников. После того, как вы приведете документы в соответствие с изменениями, можно проводить обучение и проверку знаний по ОТ.

Генеральный прокурор РФ И. Краснов дал поручение организовать в субъектах РФ проверку исполнения действующего законодательства в сфере охраны труда.

Как пояснили в пресс-службе ведомства, интерес надзорного органа к выполнению норм охраны труда связан с сохранением актуальности проблемы производственного травматизма. Повсеместно продолжают фиксироваться несчастные случаи на рабочих местах, включая эпизоды с летальным исходом.

В периметр прокурорской проверки попадут организации и предприятия различных форм собственности, а также органы государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники проверят порядок соблюдения норм трудового законодательства.

Как утверждают в Генпрокуратуре, в минувшем году было выявлено свыше 70,3 тысяч фактов несоблюдения законодательства об охране труда. Сотрудники прокуратуры принесли 2700 протестов на противозаконные нормативные акты, направили в судебные инстанции 5,5 тысяч исковых заявлений и внесли около 15 тысяч представлений. Дисциплинарная и административная ответственность была вынесена в отношении свыше 27,7 тысяч должностных лиц. На основании материалов прокурорских проверок было инициировано возбуждение 108 уголовных дел.

К наиболее частым нарушениям, которые могут привести к проведению прокурорской проверки относится необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты, непроведение спецоценки условий труда, неорганизация обязательных медицинских осмотров, отсутствие инструктажей по технике безопасности, а также отсутствие организации фактических рабочих мест с учетом требований охраны труда.

Напомним, некоторое время назад на рассмотрение депутатов Госдумы был внесен законопроект о дополнительных трудовых гарантиях для работников, имеющих детей. Документ предполагает использование труда в ночное время некоторых категорий родителей лишь после их личного согласия, при этом возраст детей, выступающий основанием для получения подобного права, предлагается изменить с 5 до 14 лет.

Новые требования к условиям труда

Документ: Постановление Главного государственного санитарного врача от 02.12.2020 № 40

Работодатели обязаны осуществлять производственный контроль за условиями труда и проводить мероприятия по предупреждению вредного воздействия факторов рабочей среды.

С 01.01.2021 по 01.01.2027 действуют новые санитарные правила СП 2.2.3670–20. Они устанавливают обязанности работодателей по созданию безопасных условий труда. В частности, компании должны осуществлять производственный контроль за условиями труда, а также разрабатывать и проводить мероприятия, предусмотренные санитарными правилами.

Чтобы осуществлять производственный контроль, работодатель обязан принять специальный ЛНА — программу производственного контроля. В такой программе нужно указать работников, ответственных за проведение контрольных мероприятий, а также перечень потенциально опасных факторов и объектов, в отношении которых надо проводить лабораторные исследования.

Кроме того, нужно организовывать профилактические мероприятия по предупреждению вредного воздействия факторов производственной среды на здоровье работников. К таким мероприятиям относят, например, механизацию и автоматизацию процессов, применение СИЗ.

Новые правила в охране труда 2021: пошаговый гайд, как разобраться в изменениях

Документ: Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349

«Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств»

Вступил в силу: 1 января 2021 года

Определен новый перечень должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами. Проверьте, не включили ли в этот перечень позиции, которые занимают ваши работники

Правительство утвердило новый перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами (далее — Перечень). Действующий Перечень шире предыдущего. Там появились такие позиции, как, например, машинист рельсового автобуса, матрос-спасатель, составитель поездов.

Отметим, что в отношении работников, чья должность или профессия есть в Перечне, действуют специальные правила. В частности, таким сотрудникам запрещена работа по совместительству, связанная с управлением транспортным средством (ч. 1 ст. 329 ТК). Поэтому рекомендуем проверить, не включили ли должности, которые занимают ваши работники, в Перечень.

Также напомним, что для отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, установлены особенности режима рабочего времени и условий труда. Недавно обновили соответствующие правила, касающиеся водителей автомобилей (приказ Минтранса от 16.10.2020 № 424).

Документы: Приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020″Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» и

Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н»Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»

Вступает в силу: 1 апреля 2021 года

Перечень производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры, а также порядок проведения таких медосмотров вступят в силу с 1 апреля.

Перечень во многом повторяет положения действующего документа. Однако в нем есть ряд новшеств.

Так, в новом перечне в числе физических факторов по-прежнему указано электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц). При этом отсутствует оговорка, что его нужно учитывать только при превышении ПДУ. Напомним, такое условие в действующий перечень включили не так давно. Если новый документ не уточнят, может снова стать актуальным вопрос, когда нужно организовывать медосмотры персонала, работающего за компьютерами более 50% времени.

Уточнили, в каких случаях нужно проводить осмотры, если место работы удалено от учреждений, оказывающих специализированную медпомощь. Транспортная доступность должна превышать 60 минут. Сейчас такого критерия нет.

Новый порядок медосмотров также во многом сохранил текущие положения. Среди изменений можно отметить такие:

  • периодические осмотры смогут проводить мобильные бригады врачей. Для этого работникам придется предварительно пройти диагностические исследования в медорганизации;
  • результаты осмотров, которые работник прошел не более одного года назад, должны учесть, если нет показаний для повторных исследований или обследований. Сейчас предыдущие осмотры учитывать необязательно;
  • работодатели смогут сэкономить на предварительных осмотрах. Врачебной комиссии можно будет предоставить результаты диспансеризации (первого этапа) и ежегодного профосмотра взрослого населения, которые оплачиваются за счет ОМС.

Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

Правительство утвердило перечень 1275 НПА, которые продолжают действовать вопреки правилу гильотины. Часть из документов будет работать без срока, по другим разработчикам дали время на замену. Работодатели должны соблюдать их, контролеры — использовать при проверках.

Продолжайте применять в работе приказы федеральных органов исполнительной власти, которыми утвердили типовые норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ. В перечень актуальных НПА также внесли:

  • Порядок предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медосмотров, утв. приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н;
  • Межотраслевые правила обеспечения спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н;
  • Типовые нормы бесплатной выдачи смывающих и обезвреживающих средств и стандарт безопасности, утв. приказом Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н;
  • Формы документов для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утв. постановлением Минтруда от 24.10.2002 № 73;
  • Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профрисков, утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н;

До 1 сентября 2021 года имеют силу Порядок обучения по охране труда и проверки знаний, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, Правила обязательного психиатрического освидетельствования, утв. постановлением Правительства от 23.09.2002 № 695, а также Типовое положение о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н. Также до этого срока будут действовать нормы пожарной безопасности для обучения по приказу МЧС от 12.12.2007 № 645.

До 1 апреля 2021 года нужно применять Перечни вредных и опасных производственных факторов и работ для предварительных и периодических медосмотров и Порядок их проведения, утв. приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

Документ: Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

Вступил в силу: 1 января 2021 года

Все декларации соответствия условий труда стали бессрочными, в том числе уже действующие.

До 30 декабря 2020 года декларация действовала пять лет. Теперь декларация действует бессрочно при условии, что сохраняются условия труда на соответствующем рабочем месте.

Декларация прекратит действие в трех случаях, если:

  • у кого-то из работников будет выявлено профзаболевание;
  • произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных или опасных факторов;
  • инспектор ГИТ при проверке обнаружит нарушения в отношении работника или на его рабочем месте, за которые работодателю грозит наказание по статье 5.27.1 КоАП.

В каждом из этих случаев нужно будет провести внеплановую спецоценку на соответствующем рабочем месте (ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ).

Новая редакция раздела ТК РФ об охране труда: проект прошел первое чтение

Источник: Проект Федерального закона N 1070354-7

Планируют улучшить механизмы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний. Организациям придется систематически обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в т.ч. их источники, условия возникновения и потенциальные последствия (с. 47 проекта).

Работодателям хотят разрешить вести электронный документооборот в области охраны труда. Также для контроля за безопасностью они смогут дистанционно фиксировать рабочие процессы, в частности с помощью видео (с. 34 проекта). Пока такая возможность закреплена в отдельных «свежих» правилах по охране труда.

При выполнении работ предлагают вести учет микротравм — ссадин, ушибов и других повреждений, которые не привели к расстройству здоровья или к временной нетрудоспособности. Нужно рассматривать причины их возникновения (с. 63 проекта). Основанием для проверки послужит обращение пострадавшего к руководству.

Протоколы проверки знаний по охране труда — образец

Кто проходит обучение по охране труда

Стажировка по охране труда

Журнал учета инструкций по охране труда

Расследование несчастного случая (охрана труда)

Немало изменений в сфере ОТ (охраны труда) принес текущий год. С 1 января 2021 г. вступило в силу множество новых правил по ОТ, при этом более сотни прежних норм были отменены. В связи с этим работодателями должна быть проведена внеочередная проверка знаний требований охраны труда. О проведении такой проверки расскажем в нашей статье.

Знания в сфере охраны труда будут проверяться по правилам работодателя
Кадровое делопроизводство / 12:00 1 июля 2021

Согласно Постановлению Правительства от 30.11.2020 г. № 1969 ввели мораторий на проведение проверок до 31 декабря 2021 года. Соответственно, многие компании, ранее попавшие в план проверок, в текущем году могут не беспокоиться — их проверять не будут.

Однако в этой ситуации есть некоторые исключения.

Проверки по некоторым субъектам будут проводиться как с непосредственным выездом инспектора на территорию работодателя, так и дистанционным способом. Будут проверять хозяйствующих субъектов, если их деятельность или используемые производственные объекты относятся к:

  • категории чрезвычайно высокого или высокого риска или к I классу опасности;
  • I классу опасности производственных объектов;
  • I классу гидротехнических сооружений.

Стоит ждать инспекторов по труду для проведения проверки организациям и ИП, находящимся под постоянным государственным контролем.

Не будут проверяться такие хозяйствующие субъекты:

  • субъекты МСП, сведения о которых имеются в реестре МСП;
  • НКО со средней численностью персонала за 2020 год не более 200 чел.;
  • другие компании и ИП, не попадающие под основания проведения плановых проверок в 2021 году.

Проверки ГИТ могут быть не только плановыми, но и внеплановыми. Существуют некоторые основания, при наличии которых запускается внеплановая проверка. Наиболее распространенным из них является поступление в трудовую инспекцию или прокуратуру жалобы о нарушении условий труда.

Внеплановые проверки проводятся в таких ситуациях:

  • имеется риск причинения вреда жизни и здоровью людей, угроза возникновения ЧС природного либо техногенного характера. Проверка согласовывается с прокуратурой;
  • требуется провести проверку исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, которые могут повлечь за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. Такая проверка согласуется с прокуратурой;
  • требуется осуществить проверку по материалам и обращениям, полученным прокуратурой.

Каждый работодатель вне зависимости от организационно-правовой формы и числа работников должен с 2021 года проводить инструктаж по гражданской обороне и ЧС.

Он обязан ознакомить работников с правилами защиты при наступлении ЧС, а также с каждым сотрудником провести инструктаж по гражданской обороне и далее проводить их систематически.

В Постановлении Правительства от 18.09.2020 г. № 1485 указана периодичность проведения инструктажа — не реже 1 раза в год в процессе работы сотрудника, а также в течение 1-го месяца при приеме на работу нового сотрудника.

Если работодатель игнорирует это требование, МЧС при проверке может применить штрафные санкции. Чтобы этого избежать, нужно:

  • сформировать и утвердить программу инструктажа по гражданской обороне;
  • сформировать и утвердить журнал учета проведения инструктажей по гражданской обороне. В этом журнале проставляются даты проведения инструктажей, а также подписи сотрудников, проводивших и прошедших инструктажи.

Внимание! Примерную программу инструктажа и форму журнала учета проведения инструктажей можно найти в Письме МЧС от 27.10.2020 г. № ИВ-11-85.

На основании Приказа Минздрава от 28.01.2021 г. № 29н с апреля 2021 года используются новые правила проведения медосмотров.

Корректировки коснулись не только самого порядка, но и списка факторов и работ, при наличии или выполнении которых проводятся медосмотры.

На основании Закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ с июля 2021 года применяются новые правила проверок, в т.ч. трудовой инспекцией. Введена новая форма контроля — инспекционный визит.

При таком визите инспектор по труду посещает организацию и ее территорию в любое время ее работы. Соответственно, с июля текущего года в компанию может прийти инспектор по труду без предупреждения.

Ввод инспекционного контроля связан с изменением показателей эффективности для сотрудников трудовой инспекции. Они будут ориентироваться не на число проверок и обнаруженных нарушений, а на число устраненных рисков.

В данном проекте имеются изменения для компаний, которые эксплуатируют транспорт. Проект определяет моменты организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния ТС.

Правила касаются компаний и ИП, использующих автобусы, а также грузовые автомобили для транспортировки пассажиров или грузом по коммерческому договору.

С 2021 года чиновники отменили больше 100 нормативно-правовых актов, ранее регламентировавших мероприятия по охране труда. В частности, к ним относится 111 СанПиН, отмененный Постановлением Правительства от 08.10.2020 г. № 1631.

Также отменили СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, касающийся требований по использованию компьютеров. Ранее работодатель обязан был оборудовать рабочее место сотрудника, который использует ПК, подставкой для ног, эргономичным рабочим столом и стулом.

Поскольку документ отменен, работодатель должен в инструкции по охране труда для офисных сотрудников внести необходимые корректировки.

Кроме того, нужно убедиться, что все документы по охране труда актуализированы, т.е. в них нет ссылок на источники, которые утратили силу.

Внеплановый инструктаж нужно проводить после издания приказа по ОТ. Подписанный приказ, нужно зарегистрировать и заверить руководителем предприятия. Если приказ не подписан, то у специалистов по ОТ, нет необходимости проводить инструктаж, а также нет возможности отчитаться перед инспекторами о его проведении.

Для внепланового инструктажа в приказе обязаны быть отмечены такие сведения: когда проводится инструктаж по ОТ; где он будет проведен; количество работников, для которых проводится инструктаж по ОТ; контроль за выполнением документа. Внеплановый инструктаж должен проводить руководитель предприятия. Каждый сотрудник, обязан пройти обучение по ОТ в организации. В данном случае, лучшим вариантом будет Институт Прогрессивных Технологий, который имеет право заниматься обучением по охране труда и получил аккредитацию Минтруда.

Минтруд в июне 2020 года в ходе регуляторной гильотины сообщил о совершенствовании законодательства в области защиты здоровья рабочих. И уже к концу 2020 года издано и опубликовано 40 приказов, утверждающих Правила по охране труда. Основные цели, которые преследовал законодатель, — сохранение здоровья работников, снижение травматизма на производстве, снижение нагрузки на работодателя.

Ранее на практике работодатели устраняли ситуации, опасные для жизни и здоровья сотрудников, уже после произошедшего несчастного случая. Направленность была на недопущение впредь травм на предприятии. Сейчас работодателей призывают к своевременной оценке рисков и предотвращению возможности несчастных случаев.

Министерством проведена инвентаризация 113 нормативно-правовых актов. В результате упразднено 83 документа, которые приняты до 2012 года, поскольку они не соответствуют современным условиям. Тридцать документов, принятых или измененных в период с 2012-го по 2019 год, пересмотрены с учетом риск-ориентированного подхода и соответствия уровню технологического развития.

Вместо 113 НПА Минтруд запланировал принять 48 актов, соответствующих современным требованиям к обеспечению безопасности работников предприятий. Опубликовано на сайте Министерства на момент написания статьи 40 приказов.

Новое законодательство по охране труда в 2021 году станет нормативной основой требований, предъявляемых к работникам при соблюдении безопасности на производстве.

Изменились требования к комплекту нормативно-правовых актов, которые содержат правила безопасности на предприятии в соответствии со спецификой деятельности. Инструкции, программы обучения, информационные материалы должны быть актуализированы.

Исчезли из нормативных актов перекрестные ссылки на другие документы. Из документов убрали ограничения по возрасту, переадресацию на СанПиН, ПДД, технические регламенты.

Сложные для понимания многотомные пособия преобразовали в легко читаемые инструкции, не перегруженные лишней информацией. Остались сведения по существу.

Охрана труда 2021 года претерпела существенные сокращения в перечне должностей и работ, на которых ограничивалась занятость женщин. Существовал список из 456 должностей и работ — сейчас осталось всего 100 пунктов, где могут работать только мужчины.

Так, например, женщины теперь могут работать водителями автобусов для перевозки пассажиров количеством более 14 мест, газосварщиками ручной сварки в закрытых пространствах или быть членами палубной команды судов всех видов флота.

Изменения коснулись и порядка проведения специальной оценки условий труда. Теперь декларация соответствия условий труда действует бессрочно, пока не наступят обстоятельства, предусмотренные ч. 5 ст. 11 федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Декларация прерывает срок действия, если:

  • произошел несчастный случай;
  • у работника выявлено профессиональное заболевание;
  • найдены нарушения нормативных требований к безопасности на рабочем месте.

Работодатель обязан реагировать на каждый такой случай и проводить внеплановую оценку на рабочем месте. Кроме этого, работодатель должен на системной основе проводить профилактические мероприятия и анализ профессиональных рисков рабочих мест.

С 2021 года вступают в силу 40 новых требования к безопасности при разных работах. В связи с этим работодателям необходимо провести внеочередную проверку знаний по охране труда, а членов комиссии отправить на обучение в специализированные обучающие организации. Результаты проверки нужно оформить протоколом с указанием типа проверки знаний «внеочередная».

При этом приняты не все запланированные правила по охране труда в 2021 году. А значит, ожидаем новых приказов от министерства.

Основные изменения по охране труда в 2021 году

В Письме Минтруда России от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167 представлены следующие разъяснения.

В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – ИП, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.

В настоящее время применяется Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее – Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка определено, что проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы сотрудников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости – в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

В случае введения новых нормативных актов или внесения изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, проводится внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций (независимо от срока проведения предыдущей проверки). При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов (п. 3.3 Порядка).

Обратите внимание: в связи с вступлением в силу новых правил по охране труда работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда работников в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.

Внеочередная проверка может проводиться комиссией, созданной работодателем в соответствии с Порядком.

Члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.

Форма, порядок (включая сроки проведения) и продолжительность проверки знания требований охраны труда работников устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ (см. п. 2.2.3 Порядка).

Результаты внеочередной проверки знаний оформляются протоколом (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и др.), как и результаты любой проверки знаний на основании п. 3.6 Порядка. При этом в протоколе указывается тип проверки знаний «внеочередная».

На основании п. 3.8 Порядка правая сторона удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда» предусмотрена для внесения сведений в случае, если работник не прошел проверку знаний при приеме на работу или очередном обучении. На практике при неуспешной проверке знаний удостоверение не оформляется. В связи с этим сведения о внеочередной проверке знаний следует вносить в раздел удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда».

Имеющиеся удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ (в том числе обучения работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и др.), выданные до вступления в силу новых правил по охране труда, признаются действительными до окончания их срока действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.

Кроме того, работодатель должен организовать работу по актуализации (абз. 7, 21 – 23 ст. 212 ТК РФ):

  • комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников);

  • информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья.

Согласно п. 3.4 Порядка для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

В состав комиссий включаются:

  • руководители организаций и их структурных подразделений;

  • специалисты служб охраны труда;

  • главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т. д.).

В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

Работник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца (п. 3.8 Порядка).

При введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда проводится внеплановый инструктаж (п. 2.1.6 Порядка).

Прохождение работниками обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда не заменяет прохождения работниками инструктажей по охране труда в соответствии с Порядком (Письмо Минтруда России от 27.07.2018 № 15-2/ООГ-1880).

Распространённый вопрос: какие правила поменялись в 2021 году для образовательных организации, какие инструкции необходимо пересмотреть? Для ответа на этот вопрос внимательно читаем в правилах, кто обязан их соблюдать и на кого они распространяются.

Для вас я упростил эту задачу немного, потому что выбрал эти правила, и вам не нужно перечитывать все 40 новых правил по охране труда, что бы определить относятся они к деятельности вашего учреждения или нет.

И подошли мы конкретно к изменениям по охране труда с 1 сентября 2021 года. На самом деле, их намечалось очень много, были они достаточно масштабные, но сейчас поговорим конкретно про те изменения, которые точно вступили в силу, точно уже будут, и вам нужно провести некую работу по актуализации своих документов.

Профстандарт специалист по охране труда

С 1 сентября 2021 года вступает в силу новый профессиональный стандарт специалиста по охране труда, действует он 6 лет – до 1 сентября 2027 года. Профессиональный стандарт по охране труда предыдущий, который был утверждён в 2014 году, № 524 приказ, утрачивает силу. Соответственно, вам нужно обновить должностную инструкцию специалиста по охране труда, если она у вас есть. Если есть какие-то упоминания в приказе с ссылкой на профстандарт, например, где вы возлагаете обязанности специалиста на себя, на каких-либо работников, вы тоже должны обновить эти документы.

Изменения по охране труда в 2021 году

Важнейшей особенностью мероприятий по охране труда является необходимость их документального подтверждения. При этом перечень обязательных документов по охране труда, подлежащих проверке надзорных органов, регламентирован нормативными правовыми актами: Трудовым кодексом, типовым положением о системе управления охраной труда, правилами по ОТ и т.д.

Специалисты по охране труда часто грешат двумя крайностями: или они погружаются в разработку документации, не оставляя время на живой диалог с работниками, на проверку объектов, или они не составляют даже необходимый минимум документов, что делает бесполезным все проведенные мероприятия.

Обе ситуации влекут за собой негативные последствия – излишняя, необоснованная документация имитирует бурную деятельность, отвлекая от главной задачи – предотвращения травматизма. Отсутствие минимума документов приводит к уязвимости предприятия во время проверок бизнеса. Нет документа, значит, не было и обязательного мероприятия.


Пример из практики:

Анна Ивановна работала специалистом по охране труда в музее революции уже двадцать лет. Во время проверки организации проверяющий выявил, что нет документов, указанных в проверочных листах. Зато в организации были разработаны документы, указанные в методических рекомендациях. За отсутствие таких важных документов, как Положения о СУОТ и Политики в области ОТ, организацию оштрафовали по части 1 статьи 5.27.1 КоАП на 80 000 рублей. Директор музея был оштрафован на 5000 рублей, а Анну Ивановну попросили уйти на заслуженный отдых.


Можно совершать подвиги в сфере охраны труда, но, если они не будут задокументированы, у работодателя не будет доказательств того, что все необходимые меры по соблюдению законодательства и по снижению травматизма были выполнены.

При проверках, как внутренних, так и внешних, в первую очередь каждый факт деятельности по охране труда подтверждается не только локальным нормативным актом, но и ознакомлением с ним работников.

Пример, специалист по ОТ разработал в компании отличную инструкцию по оказанию первой помощи, утвердил ее и положил в папку. Но вот ознакомить с ней работников, для которых она была создана, забыл. Так в организации появился еще один хороший, но бесполезный документ.

Для того, чтобы не делать лишнюю работу, и не упустить необходимые документы, мы рекомендуем вам руководствоваться статьей Трудового кодекса об обязанностях работодателя. Также нужно изучить ваши отраслевые правила по охране труда. Кроме того, воспользуйтесь актуализированной редакцией типового положения о системе управления охраной труда.


Важно! Всегда думайте на опережение – если Минюст зарегистрировал нормативный правовой акт, вступающий в силу через 6 месяцев, внимательно изучите его. По этому документу, вероятно, вы будете закрывать год, или начинать новый.


Обязательно отслеживайте инструктивный материал Роструда для своих инспекторов. Интересно узнать, что новенького произойдет в порядке именно содержательной части проверки работодателей. Например, откройте Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». В этом документе Роструд учит проверяющих инспекторов, как им найти нарушение у работодателей и привлечь их к наказанию. Документ очень хорош тем, что не содержит излишних требований. Все это – положительные результаты регуляторной гильотины.

Можно привести простой, но очень наглядный пример из практики: администрация завода долго не могла решить, нужно ли ей проводить оценку рисков на рабочих местах. При этом, цена вопроса для завода – 65 000 рублей, так как своих знаний и опыта для оценки рисков не хватает.

А в пункте 10.2 МР приказа № 77 Роструд советует своим инспекторам спросить с работодателя следующие локальные нормативные акты:

Нет документа – нет и мероприятия, значит завод оштрафуют на сумму до 80 000 рублей по ч.1 статьи 5.27.1 КоАП РФ плюс личный штраф для работодателя.

Независимо от того, сколько человек у вас на предприятии – пять или две тысячи, а также от того, чем вы занимаетесь – офис или производство, на каждом без исключения предприятии должен вестись законодательный минимум локальных нормативных актов.

Отраслевые особенности дополняют этот минимум, но и здесь нужно четко придерживаться требований правил по охране труда. Не плодите лишние документы, но не упустите самые нужные.

После окончания срока хранения документов их можно утилизировать. Утилизация проводится по приказу руководителя организации. Специально созданная комиссия определяет ценность документов. Если ценности нет, срок истек, то документ передают на уничтожение собственными силами или с привлечением специализированной организации.

Важно! Не допускается выбрасывать документы, в которых могут содержаться персональные данные как твердые коммунальные отходы.

Допускается для уничтожения применять различные технологии измельчения документов, в том числе и шредер, а если речь идет о цифровом документе, комиссия контролирует стирание информации или форматирование носителя.

Утеря документов по охране труда является неприятным событием, имеющим юридические последствия. Если проверяющему не будут представлены протоколы проверки знаний, журналы регистрации инструктажей на рабочем месте, можно сделать однозначный вывод о том, что и мероприятия по обучению не проводились. Следовательно, в отношении компании будут применять статью 5.27.1 КоАП РФ, часть 3, которая подразумевает штраф до ста тридцати тысяч рублей. Но не все так однозначно.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ в части 1 статьи 3 указывает, что проверяющий должен во время проверки руководствоваться принципом презумпции добросовестности проверяемого.

Это означает, что, если работодатель признает, что документ был утерян, но были проведены мероприятия по его восстановлению, по установлению причины утери и привлечению к ответственности виновных лиц, проверяющий должен принять к учету акт комиссии об утрате локального нормативного акта.

Если потеряли выписку из протокола проверки знаний требований охраны труда для тех, кто обучался в учебном центре, нужно составить письменный запрос на выдачу дубликата, указав дату сдачи экзамена (тестирования). Если речь идет о собственных документах предприятия, их можно восстановить с копий или с цифрового носителя. Для этого нужно составить акт комиссии об утрате локального нормативного акта, установить вину должностных лиц, принять решение о том, что документ подлежит восстановлению с переподписанием работниками, чьи интересы затронуты утерянным документом, или без переподписания.

Образец акта об утрате журнала инструктажей на рабочем месте:

Если факт допуска к работе не прошедших обучения по ОТ сотрудников выявлен в первый раз, то величина штрафа в соответствии со ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) составит:

  • для юридических лиц от 110 до 130 тысяч рублей;
  • для индивидуального предпринимателя (ИП) от 15 до 25 тысяч рублей;
  • для руководителя, специалиста по ОТ или другого должностного лица, на которого возложены обязанности по организации обучения, от 15 до 25 тысяч рублей.

Обновления документов по охране труда в 2021 году

При повторном невыполнении установленных требований уровень ответственности возрастает. На этот раз должностное лицо, вновь допустившее аналогичное нарушение, может быть оштрафовано на сумму от 30 до 40 тысяч рублей или подвергнуться дисквалификации на период от 1 до 3 лет. Организациям и предпринимателям в данном случае грозит приостановка деятельности на срок до 90 дней, штрафы при этом возрастут и составят:

  • для ИП от 30 до 40 тысяч рублей;
  • для юр. лиц от 100 до 200 тысяч рублей.

1 сентября Профсоюз – детям!

24 августа Презентация ГАУ СО «Санаторий-профилакторий «Юбилейный»

1 июня Законотворческая инициатива Свердловской областной организации Профсоюза на сайте «Российская общественная инициатива»

24 марта Подведены итоги городского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года» 2020-2021 учебного года на территории Муниципального образования город Ирбит

24 марта 2021 год — новые правила по охране труда.

24 марта Профсоюз и работодатели: встреча на окружном уровне.

24 марта Ирбитская городская организация признана лучшей по итогам 2020 года.

2 февраля С днем образования профсоюзного движения в Свердловской области!

1 февраля ГАУ СО Профилакторий «Юбилейный» — График заездов на 2021 год

1 февраля Новое областное отраслевое Соглашение на 2021-2023 годы

В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

Охрана труда в 2021 году: новые правила и изменения

Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

  • организационные;
  • технические;
  • по обеспечению СИЗ;
  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.

Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Обязанности работодателя в связи с вступлением в силу новых правил охраны труда

Работодатель разрабатывает и утверждает Программы подготовки персонала в области охраны труда на основании анализа результатов ОПР и СОУТ — п. 4 проекта Порядка (далее ПП). Обучение охране труда, работник проходит на предприятии (внутрикорпоративное обучение) или в учебном центре.

Программы обучения ОТ (п. 6 ПП):

  1. Общие вопросы охраны труда.

  2. Безопасные методы и приемы выполнения работ при воздействии вредных, опасных производственных факторов.

  3. Деятельность при рисках травмирования сотрудника, установленных ОПР.

  4. Работы повышенной опасности, с дополнительными требованиями к подготовке персонала.

Программа 1 — обязательный элемент подготовки для всех сотрудников. Направления 2 и 3 включают в курс обучения рядового работника при наличии на его рабочем месте рисков травмирования, опасных и вредных производственных факторов.

Руководители организации, филиалов, производственных служб, уполномоченные по ОТ профсоюзов проходят обучение Программам 1, 2, 3 в полном объеме.

Программа 4 предназначена для подготовки персонала, занятого в деятельности повышенной опасности:

  • назначенных приказом лиц, ответственных за организацию, безопасное выполнение и контроль таких работ;

  • исполнителей работ повышенной опасности;

  • их руководителей.

Перечень работ повышенной опасности приведен в Приложении 1 к ПП, но руководитель предприятия имеет право дополнить его другими видами деятельности.

Работодатель, с учетом результатов СОУТ и ОПР, составляет и утверждает:

  1. Перечень работников, подлежащих обучению охране труда. Список содержит информацию по каждому сотруднику в части номера рабочего места по СОУТ и (или) ОПР, Программ обучения, стажировки, объема инструктажей.

  2. Перечень профессий и должностей работников, ответственных за организацию работ повышенной опасности.

  3. Перечень работников, освобожденных от обучения охране труда. Работодатель имеет право не проводить подготовку по Программам 2 и 3 руководителей и специалистов непроизводственных отделов, если их деятельность связана только с эксплуатацией офисной техники. Список обязательно согласуют с профсоюзом.

  4. Перечень работников, проходящих стажировку по ОТ. Работодатель включает в список персонал рабочих профессий и специалистов, связанных с работами повышенной опасности.

  5. Перечень работников, освобожденных от повторного инструктажа по ОТ. Список утверждают с учетом мнения профсоюза.

Работодатель организует мониторинг наличия или возможного появления профессиональных рисков на рабочих местах. Он обязан, при выявлении не учтенных вредных и опасных факторов, пересмотреть Перечни и провести обучение сотрудника соответствующей Программе. Например, при несчастном случае с работником из списка 3 или 5, работодатель должен будет пересмотреть все списки и скорректировать графики подготовки по ОТ.

Норморайтер исключил из ПП перечень профессий и должностей, обладатели которых проходят обязательное обучение охране труда в образовательной организации. Вместо него введено понятие «минимального объема работников для подготовки во внешних обучающих центрах» (п. 28, Приложение 2 к ПП).

Руководители организации, филиалов, члены комиссий по проверке знаний по-прежнему проходят обучение в специализированных организациях.

Минимальное количество сотрудников для внешней подготовки зависит:

  • от численности организации,

  • категории риска предприятия по Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875.

Работодатель имеет право направлять на внешнее обучение любое количество сотрудников, но не меньше минимального объема по Приложению 2 к ПП.

Минтруд России будет формировать и вести Реестр обучающих организаций и Реестр обученных лиц.

Проект изменений в раздел Х ТК РФ содержит требование об обязательном обучении работников использованию средств индивидуальной защиты. В ПП этот вид подготовки оформлен как отдельная категория.

Работодатель может включить обучение пользованию СИЗ в Программы 2 и 3, или оформить как самостоятельную Программу, продолжительностью не менее 16 часов.

Норморайтер уточнил сроки первичного обучения ОТ для индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд. Они обязаны пройти подготовку до приема в штат хотя бы одного сотрудника (п. 52 ПП).

Работодатель самостоятельно устанавливает сроки первичного обучения ОТ для вновь принятых или переведенных на другую должность работников, но они не могут составлять более шести месяцев (в Порядке 1/29 — месяц). Спорный момент, поскольку до проверки знаний сотрудники получают уменьшенную зарплату.

Периодическое обучение проходят в сроки:

  • руководители, специалисты, индивидуальные предприниматели — не реже раза в 3 года;

  • рабочие, инструкторы по обучению первой помощи пострадавшим — 1 раз в год.

Законодатель указал в ПП конкретные требования к Программам обучения — смотрите таблицу.

Вид Программы

Статус

Трудоемкость, не менее часов

Практические занятия

Общие вопросы охраны труда (1)

самостоятельная

16

не менее 25%

Безопасные методы и приемы выполнения работ при воздействии вредных, опасных производственных факторов (2)

самостоятельная

16

не менее 25%

Деятельность при рисках травмирования сотрудника, установленных ОПР (3)

самостоятельная

16

не менее 25%

Работы повышенной опасности, с дополнительными требованиями к подготовке персонала (4)

самостоятельная

В соответствии с требованиями соответствующих Норм и Правил

не менее 25%

Обучение применению СИЗ

Самостоятельно или в составе Программ 2 либо 3

16

не менее 50%

Оказание первой помощи пострадавшим

Самостоятельно или в составе Программ 2 либо 3

16

не менее 50%

Если работник проходит обучение по нескольким Программам ОТ, то их продолжительность суммируется. Автор ПП разрешает сокращать общую трудоемкость до 40 часов при одновременной подготовке по направлениям 1,2,3. Обучение Программе 4, применению СИЗ, оказанию первой помощи пострадавшим проходит сверх объема часов, затрачиваемых на другие Программы.

Подготовка проходит с отрывом от производства и сопровождается проверкой знаний. Работодатель может создать для этих целей соответствующие комиссии, в том числе, Единую комиссию для работников, обученных по Программам 1-4 в полном объеме. Логично, что члены этого коллегиального органа также проходят подготовку по всем направлениям.

Работнику достаточно получить удовлетворительную оценку при проверке знаний, чтобы получить доступ к работе.

Результаты обучения охране труда, проведения инструктажей можно оформлять в электронном виде, с использованием ЭЦП. С одной стороны, это упрощает жизнь работодателю. Руководитель снимает с себя ответственность за понимание работником требований безопасности — достаточно получить ЭЦП как свидетельство ознакомления. С другой стороны, законодатель фактически закрепил «поверхностный» подход к инструктажам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *