Лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ситуация. ИП Вера открыла клуб детского развития. В клубе есть занятия с логопедом, курсы английского и подготовка к школе. Лицензии у нее нет.

Позиция ИП. Адвокат Веры настаивал, что детский клуб оказывает услуги по дневному уходу за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ. Лицензия не нужна.

Позиция прокуратуры. В работе ИП нашли признаки образовательной деятельности:

  • на сайте клуба написано «читаем за 20 уроков», «математика для дошкольников», «постановка почерка, коррекция», «иностранные языки», «помощь школьнику». Формулировки подходят под определение образовательной программы;
  • дети занимались в кабинетах.

Что решил суд. ИП работает незаконно: работа клуба соответствует образовательной деятельности, а значит, должна лицензироваться. Суд назначил штраф 4000 ₽, но заменил на предупреждение. Чтобы продолжить работу, Вера должна получить лицензию.

  • Государственный контроль (надзор) в сфере образования
  • Перечень нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования
  • Перечень нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом лицензионного контроля за образовательной деятельности
  • Административные регламенты исполнения государственных функций
  • Ежегодный план проведения плановых проверок
  • Программа профилактики нарушений обязательных требований
  • Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями
  • Эксперты
  • Информация о сроках исполнения предписаний
  • Информация о сроках исполнения предостережений
  • Результаты проверок в отношении органов местного самоуправления
  • Результаты проверок в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.11.2014 N 1246, от 03.12.2015 N 1313, от 12.11.2016 N 1177, от 18.01.2018 N 20, от 29.11.2018 N 1439, от 12.12.2019 N 1648, от 21.02.2020 N 192)

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о лицензировании образовательной деятельности;

изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6931; 2012, N 17, ст. 1965; N 37, ст. 5002).

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 октября 2013 г. N 966

Что такое лицензия на образовательную деятельность и почему она так важна

1. Подпункт «б» пункта 2 изложить в следующей редакции:

«б) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за реализацией исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лицензирования образовательной деятельности, переданных в соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», и ведет сводный реестр выданных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицензий.».

2. Раздел «Рособрнадзор» перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденного указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

«Рособрнадзор

Образовательная деятельность, осуществляемая организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, федеральными государственными профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российскими образовательными организациями, расположенными за пределами

территории Российской Федерации, образовательными организациями, созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющими образовательную деятельность дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, представительствами Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иностранными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»)».

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 837 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации и реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 43, ст. 5086).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 49 «О лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, реализующих военные профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 757).

3. Пункт 50 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076).

4. Абзац второй постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2011 г. N 87 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» и Положения о государственной аккредитации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 8, ст. 1128).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 12, ст. 1651).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 г. N 626 «О лицензировании образовательной деятельности федеральных университетов, университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет», других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 32, ст. 4827).

7. Пункты 1 и 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2012 г. N 731 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 31, ст. 4362).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. N 957 «О внесении изменения в Положение о лицензировании образовательной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 40, ст. 5440).

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:

  • высшего учебного заведения;
  • организации федерального значения;
  • российской организации, расположенной за пределами РФ;
  • иностранной организации на территории России.

Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

  • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Образовательная деятельность в Российской Федерации подлежит обязательному лицензированию. Это касается всех, кто организует обучение в любой форме.

Обучение в заведении, чья деятельность осуществляется незаконно, может доставить массу проблем. Одна из главных — вы не сможете получить документарного подтверждения обучения. Поэтому выбирая учебное заведение, ищите специальный раздел на сайте и проверяйте реестр Рособрнадзора на наличие лицензии на образовательную деятельность.

Начнём с популярного заблуждения. Предприниматели говорят: «Мы не школа, мы не выдаём аттестаты, поэтому к нам не должно быть вопросов». Но аттестат — не единственный критерий образовательной деятельности. Закон об образовании определяет множество признаков. Наличие любого из них может привести к спорам с Рособрнадзором.

Вот они:

Обучение ведётся по программе, где обозначены:

  • предмет, объем и режим обучения;

  • результаты обучения;

  • преподаватели и условия обучения;

  • способы и формы оценки результатов.

Образовательная программа:

  • представлена в виде рабочей программы, графика, учебного плана или расписания занятий;

  • содержит методические и оценочные материалы.

Обучение ведут преподаватели (штатные или по договорам ГПХ).

Уровень полученных знаний и навыков проверяется, оценивается и, в итоге, подтверждается.

На самом деле учебные центры, языковые курсы, онлайн-школы — занимаются образованием. Просто не общим, а дополнительным.

Рособрнадзор это знает. Даже если в ОКВЭДе указана развлекательная деятельность, школа позиционирует себя как «центр досуга», а учителя называют себя как-то иначе, инспекторы постараются выяснить две вещи:

1. Является ли деятельность фактически образовательной.

2. Попадает ли предприниматель или организация в список исключений, которые освобождают от получения лицензии.

Освобождены от получения лицензии:

1. Физические лица. Они не могут заниматься образовательной деятельностью по ст. 21 Закона об образовании. Для этого нужен статус ИП или юридического лица. Им можно только заниматься репетиторством, давать частные уроки (например, музыки, рисования), вести тренинги.

Лицензирование образовательной деятельности

1. Не указывать образовательную деятельность в кодах ОКВЭД, уставных документах, на сайте, в рекламе и т.д.

2. Позиционировать деятельность как информационную, консультативную, развлекательную — это типичные варианты.

3. Отказаться от использования «образовательной» и «обучающей» терминологии. Хорошо подходят «семинары», «вебинары», «лекции», «мастер-классы» и т.п. Вместо «обучался» — «участвовал», «прослушал».

4. Не заявлять о возможности повышения профессионального уровня, получении новой квалификации, новой профессии и т.п. Не должно быть этого и в документации.

5. Не использовать систему тестов, оценок для проверки знаний, тем более как основание для выдачи итогового документа. Если есть «домашки» — только добровольные, ни к чему не обязывающие, без оценок.

6. В сертификатах, дипломах, свидетельствах, если они предусмотрены, достаточно отразить факт прохождения (участия, прослушивания) определённой программы (семинара, лекции, тематического курса). Под запретом — указание на повышение профессионального уровня (получение нового) и возможность работы по специальности.

Чем меньше реальная деятельность похожа на образовательную, тем меньше риск штрафа за отсутствие лицензии.

Лицензирование образовательной деятельности регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании”;
  • Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174).

В Законе «Об образовании» указано, что лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно, однако существуют такие ситуации, когда лицензирующий орган вправе выдать только временную лицензию.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

В Москве лицензирующим органом является Департамент образования. Чтобы получить лицензию, необходимо собрать и предоставить следующий комплект документов, предусмотренный Положением о лицензировании образовательной деятельности:

  • заявление;
  • нотариально удостоверенные учредительные документы (устав, свидетельство о регистрации в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, письмо из Госкомстата);
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • копии документов о наличии у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если право на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (документы должны быть представлены в виде договоров аренды, свидетельств о праве собственности);
  • копию документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей (в случае аренды соискателем лицензии или лицензиатом помещений для организации образовательного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей);
  • справку о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам, подписанную руководителем соискателя лицензии или лицензиата (учебная литература должна быть доступна к ознакомлению);
  • перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования – аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам;
  • сведения о педагогах (предоставляются нотариально удостоверенные копии дипломов, копии трудовых книжек сотрудников, которые будут осуществлять преподавательскую деятельность);
  • нотариально заверенную копию положения о филиале (в случае, если соискатель лицензии или лицензиат обращается за разрешением на осуществление образовательной деятельности в филиале), в том числе сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копию решения о создании филиала;
  • нотариально заверенную копию положения о структурном подразделении (в случае, если в качестве соискателя лицензии или лицензиата выступает организация, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ профессиональной подготовки);
  • нотариально удостоверенные Заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы;
  • опись представленных документов.

Разумеется, данный перечень может содержать не всю информацию, которую необходимо предоставить в лицензирующий орган, однако следует указать дополнительные лицензионные требования и условия, которые обязательны для осуществления образовательной деятельности, предусмотренные законодательством о лицензировании образовательной деятельности.

К ним относятся:

  • наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
  • наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
  • наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
  • наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законо��ательством Российской Федерации в области образования.

Прежде чем принять решение о выдаче лицензии, лицензирующий орган в обязательном порядке принимает все представленные документы по описи регистрирует их поступление. Копия описи должна быть либо вручена лично, либо направлена лицензиату в течение 5 рабочих дней со дня регистрации.

На основании чего принимается решение о предоставлении временной лицензии?

Во первых, заявление образовательного учреждения может содержать конкретный срок, на который должна быть выдана лицензия. Это необходимо учитывать лицензирующему органу.

Во-вторых, лицензия на осуществление образовательной деятельности не может действовать дольше срока договора аренды, так как законом установлено условие о наличии у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности.

Таким образом, если лицензия будет выдана бессрочно, а договор аренды будет прекращен через год, это будет противоречить действующему законодательству РФ об образовательной деятельности.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Разъяснения по вопросам лицензирования образовательной деятельности

  • Лицензирование
    • Образовательная лицензия
    • Лицензия МИНКУЛЬТУРЫ
    • ГОСТАЙНА (Лицензия ФСБ)
    • Медицинская лицензия
    • Фармацевтические лицензии
    • МЧС (ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ)
    • АЛКОГОЛЬ (РОЗНИЦА)
    • ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ
    • Лицензия ЖКХ
    • ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ
    • Лицензия на ЛОМ
    • ГЕОДЕЗИЯ И КАРТОГРАФИЯ
    • Драг-металлы
    • Охрана (ЧОП)
  • Получение заключений МЧС, СЭС и Росздравнадзора
    • Заключение СЭС
    • Заключение Госпожнадзора
  • Регистрация юридического лица
  • Бухгалтерское обслуживание
  • Ликвидация фирмы (ООО, ЗАО, НКО)
  • Что изменилось в лицензировании образовательной деятельности
  • Комплект документов, в котором собраны все необходимые кадровые и финансовые документы для салонов красоты и парикмахерских
  • Инструкция для открывающих аптеки и аптечные пункты.
  • Лицензирование образовательной деятельности – дорожная карта.
  • Виды образовательных услуг для получения лицензии на образование
  • Что изменилось в лицензировании образовательной деятельности
  • Лицензирование образовательной деятельности – дорожная карта.
  • Виды образовательных услуг для получения лицензии на образование
  • Установлены ли какие конкретные требования к условиям функционирования электронной информационно-образовательной среды при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения или дистанционных образовательных техноло
  • Образовательная лицензия

Органы, наделённые правом выдачи разрешительных документов на осуществление образовательной деятельности, определены действующим законодательством. В числе основных нормативных актов, регламентирующих эту сферу деятельности — ФЗ №99 и ПП №966. Эти регламенты определяют правила и порядок процесса лицензирования в РФ. Действующее законодательство предоставило право выдачи лицензии Рособрнадзору и региональным органам власти, контролирующим деятельность организаций, работающих в сфере образовательной деятельности. В Рособрнадзор нужно обращаться организациям, планирующим открыть учебные заведения, предоставляющие высшее образование, а также:

  • Имеющим федеральное значение;
  • Расположенным за пределами РФ;
  • Являющимися иностранными резидентами.

Приём документов на лицензирование в Рособрнадзоре проводится по предварительной записи. Все остальные коммерческие и некоммерческие организации, решившие работать в сфере образования, должны обращаться в Министерства, Департаменты или Управления образования регионов.

Срок рассмотрения поданной на выдачу образовательной лицензии заявки ограничен 45 днями. За этот период уполномоченные органы проводят экспертизу поданных документов на соответствие их требованиям действующего в РФ законодательства и достоверность. Их представителями проводится выездная проверка образовательного учреждения и делается экспертное заключение. На основе его выводов принимается решение о выдаче лицензии. Документ выдаётся в течение 3-х дней после принятия положительного решения.

Причины отказа в выдаче образовательной лицензии определены в статье 14 ФЗ №99. Обжаловать принятое государственными органами решение можно в Арбитражном суде.

Действующее законодательство предъявляет к соискателям лицензии на ведение образовательной деятельности большой перечень требований. Прежде, чем подать заявку на получение разрешительного документа, необходимо ознакомиться с условиями его предоставления. Все требования можно разделить на 2 больших группы:

  • Общие;
  • Касающиеся конкретной формы и вида организации образовательного процесса.

К числу общих требований относятся:

  • Регистрация юридического лица;
  • Наличие помещения для ведения образовательного процесса;
  • Высокая квалификация преподавательского состава.

Выбранное для ведения образовательной деятельности помещение должно соответствовать нормам, установленным СНиП, СанПиН, ТБ и пожарной безопасности. Требования предъявляются к количеству комнат для занятий, их освещённости, внутренней вентиляции, наличию эвакуационных выходов и т.п. Помещения должны находиться в собственности или долгосрочной аренде. До начала их эксплуатации проводится приёмка органами Госпожарнадзора и СЭС. Приобретённые для оснащения помещений мебель, инвентарь и оборудование должны иметь сертификаты качества и безопасности.

Состав, подаваемых на оформление лицензии документов, зависит от того, какой выбран вид образовательной деятельности. Он подразделяется на обязательные и дополнительные документы. В пакет документов, обязательных к подаче, входят:

  • Заявление типовой формы;
  • Свидетельство о постановке на налоговый учёт (ИНН);
  • Заверенные у нотариуса копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП сроком не позднее 10 дней;
  • Документы, подтверждающие право на владение помещением, предназначенным для ведения образовательной деятельности или договор аренды;
  • Акт приёмки помещения в эксплуатацию Государственной пожарной инспекцией и СЭС;
  • Подписанные руководителем организации лицензиата учебные планы, программы и методики;
  • Информация о сотрудниках (копии трудовых книжек и дипломов).

В качестве дополнительных документов могут быть представлены справки о материально-техническом оснащении и др. Размер государственной пошлины за лицензирование образовательной деятельности определяется статьёй 333.33 НК РФ. Стоимость предоставления лицензии — 7500 руб. За переоформление документа придётся заплатить 3500 рублей. Стоимость временной образовательной лицензии — 750 руб.

Действия по оформлению лицензии начинаются с выбора вида образовательной деятельности и государственной регистрации организации. Она проводится в налоговой инспекции по запланированному месту ведения образовательной деятельностью. Для работы в сфере образования можно использовать любую гражданско-правовую форм, включая ИП.

Пошаговый алгоритм действий:

  1. Для ведения образовательной деятельности подбирается помещение. Оно оформляется в собственность или долгосрочную аренду. После этого оно приводится в соответствие с существующими требованиями санитарии, гигиены, СНиП и безопасности. Вести образовательную деятельность допустимо только в помещениях, прошедших приёмку службами, перечень которых определён действующими регламентами.
  2. Для ведения образовательной деятельности разрабатываются учебные программы, планы и методики. За их основу могут быть взяты существующие стандарты. Разработанные документы утверждаются руководителем организации.
  3. Подготовка документов для оформления лицензии, оплата государственной пошлины.
  4. Подача заявки и пакета документов на приобретение лицензии.
  5. Прохождение выездной проверки.
  6. Получение лицензии.

При реорганизации вести образовательную деятельность можно на основании временной лицензии. Она выдаётся на основании приказа №536, изданного Рособрнадзором в 2014 году. Для её получения подаются только заявка и учредительные документы. Срок выдачи временной образовательной лицензии 10 дней. Действует такая лицензия 1 год. Постоянная лицензия выдаётся бессрочно, но может быть отозвана, в случае нарушения порядка и правил ведения образовательной деятельности.

Вести образовательную деятельность допустимо и без лицензии. Действующее законодательство позволяет это делать репетиторам, ИП и частным преподавателям:

  • Не проводящим аттестацию знаний;
  • Не выдающим документы о присвоении какой-либо квалификации или полученном образовании.

[Закон об образовании] [Глава 12]

1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при лицензировании образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует осуществление лицензирования образовательной деятельности в таких филиалах во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, на территориях которых находятся соответствующие филиалы организации, осуществляющей образовательную деятельность, в части осуществления лицензионного контроля.

4. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также — лицензия) имеет приложение, являющееся её неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5. Переоформление лицензии наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями осуществляется лицензирующим органом в случае:

  • 1) реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;
  • 2) реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.

6. Переоформление лицензии в зависимости от основания её переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.

7. При реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, переоформление лицензии осуществляется на основании лицензий таких организаций.

В соответствии с действующей редакцией п. 7 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается на основании заключения экспертной комиссии:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования;
  • органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование образовательной деятельности, в настоящее время является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ N 300 . Органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, исходя из п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности являются государственные органы управления образованием субъектов РФ (могут иметь разные наименования).

Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки».

При этом данный пункт предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по лицензированию образовательной деятельности соискателей лицензий на территории соответствующего муниципального образования, что и практиковалось до внесения изменений в Закон РФ «Об образовании» Федеральным законом N 122-ФЗ . Действующая редакция Закона РФ «Об образовании» такой возможности не предоставляет, однако и прямого запрета на передачу полномочий по лицензированию образовательной деятельности органам местного самоуправления также нет. В связи с этим органам власти субъектов РФ следует самостоятельно решать, передавать ли полномочия по лицензированию муниципальных образовательных учреждений органам местного самоуправления либо «воздержаться от подготовки и принятия законодательных актов субъектов РФ, предполагающих передачу органам местного самоуправления соответствующих полномочий», следуя рекомендациям, содержащимся в Письме Рособрнадзора от 17.01.2005 N 01-16/05-01 «Об уполномоченных органах исполнительной власти, осуществляющих лицензирование образовательной деятельности».

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Экспертная комиссия создается по заявлению учредителя образовательного учреждения или научной организации:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования;
  • органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования.

Работа экспертной комиссии проводится в месячный срок. В экспертную комиссию входят представители:

  • органов исполнительной власти;
  • органа местного самоуправления, на территории которого расположено образовательное учреждение;
  • образовательных учреждений, научных организаций, эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Членами экспертной комиссии не могут быть лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с соискателем лицензии.

Лицензирование может «вылиться» в круглую сумму, особенно для небольшого образовательного учреждения.

Во-первых, необходимо уплатить в установленном порядке госпошлину. Ставки госпошлин при получении лицензий установлены пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ:

  • рассмотрение заявления о предоставлении лицензии — 300 руб.;
  • предоставление лицензии — 1000 руб.;
  • переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — 100 руб.

Следует обратить внимание на то, что госпошлина в размере 300 руб. уплачивается соискателем лицензии во всех случаях, когда в лицензирующий орган представляется заявление учредителя соискателя лицензии (первичное, повторное лицензирование соискателя лицензии, лицензирование филиалов, новых образовательных программ, переоформление лицензии и прочее) о проведении лицензионной экспертизы. Вышеуказанная пошлина уплачивается также за повторное рассмотрение соответствующего заявления и документов, представляемых на лицензионную экспертизу, после их возврата на доработку, на что обращается внимание в Письме Рособрнадзора N 01-416/05-01 . В данном Письме приведен и Образец заполнения платежного поручения на уплату госпошлины.

Письмо Рособрнадзора от 01.10.2007 N 01-416/05-01 «О порядке оплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с лицензированием образовательной деятельности».

Во-вторых, согласно п. 11 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем. Аналогичная норма установлена и п. 18 Положения о лицензировании образовательной деятельности. Определение размера платы за проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии осуществляется в соответствии с Приказом Минобразования России N 1690. Данный Приказ официально не отменен, однако по поводу оплаты проведения экспертизы дополнительно к суммам госпошлины существуют различные точки зрения.

С одной стороны, в Решении Верховного Суда РФ от 02.11.2006 N ГКПИ06-793 указывается, что, если плата отвечает признакам сбора, закрепленным в п. 2 ст. 8 НК РФ, с вступлением в силу гл. 25.3 НК РФ ее сохранение не может быть признано законным исходя из пп. 3, 9 п. 1 ст. 6 НК РФ. В соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом. Казалось бы, можно сделать вывод, что за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также за совершение юридически значимых действий, связанных с предоставлением лицензии или переоформлением документа, подтверждающего наличие лицензии, в том числе на осуществление образовательной деятельности, должна уплачиваться только государственная пошлина в размерах, установленных пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

В то же время в силу правовой позиции Конституционного Суда, выраженной в Постановлении от 28.02.2006 N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа», Правительство РФ посредством нормативных правовых актов может предусматривать обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, поручающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей Правительству РФ. Таковым является Закон РФ «Об образовании», возлагающий затраты на проведение экспертизы на учредителя.

В соответствии с п. п. 26 и 27 Положения о лицензировании образовательной деятельности при реорганизации без изменения организационно-правовой формы, при изменении наименования лицензиата, места его нахождения, других изменениях, не приводящих к нарушению контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в приложении к лицензии, утрате лицензии лицензиат или его правопреемник обязан в недельный срок подать заявление о переоформлении лицензии и представить соответствующие документы, подтверждающие указанные изменения. При реорганизации, связанной с изменением организационно-правовой формы, статуса образовательного учреждения или его ликвидацией, лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной.

В соответствии с п. 12 ст. 5 Федерального закона N 174-ФЗ созданное путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения автономное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии до окончания срока действия таких документов.

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Переоформление лицензии при изменении наименования лицензиата, места его нахождения, других изменениях, не приводящих к нарушению контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в приложении к лицензии, утрате лицензии производится без проведения экспертизы в срок, не превышающий 20 дней со дня регистрации заявления.

Для переоформления лицензии, как следует из Письма Минобразования России от 04.11.2003 N 24-55-313ин/10 «О порядке переоформления лицензий и свидетельств о государственной аккредитации», образовательное учреждение обязано в недельный срок представить следующие документы:

  1. Заявление учредителя в произвольной форме с указанием причины переоформления лицензии.
  2. Распорядительный документ учредителя о переименовании учреждения или его филиала.
  3. Устав образовательного учреждения и (или) положение о филиале (нотариально заверенные копии документов).
  4. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц организации (нотариально заверенную копию документа).
  5. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ по месту нахождения на территории РФ образовательного учреждения, и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории РФ (нотариально заверенные копии документов).

Для переоформления лицензии в связи с ее утратой следует представить заявление учредителя организации и справку из органов внутренних дел о факте утраты документа.

В России образовательные услуги имеют право оказывать все виды юридических лиц, а также ИП. Для этого необходимо оформить лицензию в соответствии со ст. 91 ФЗ РФ № 273 (от 29.12.2012).

Для ИП предусмотрен только один вариант, когда разрешено оказывать образовательные услуги, не лицензируя преподавательскую деятельность. При условии, что обучением занимается непосредственно предприниматель, который имеет соответствующее педагогическое, специализированное образование. Это могут быть репетиторы, логопеды, частные учителя.

Если ИП имеет штат, где значатся иные преподаватели, получение лицензии – обязательное условие работы. Когда предприниматель нанимает специалистов, не оказывающих образовательные услуги, лицензирование не обязательно.

Важно понимать: не всякая деятельность, связанная с преподаванием, считается образовательной. Определить данный факт легко. Если по окончанию обучения должен выдаваться документ о его прохождении – это лицензируемая образовательная деятельность. Во всех прочих случаях она оценивается, как культурно-досуговая.

Тип итогового документа не важен. Это может быть сертификат, удостоверение. Когда удостоверяющая документация не предоставляется, деятельность не расценивается в качестве образовательной.

Например, в городе действуют курсы флористов. На одних по окончанию обучения учеников тестируют, выдают сертификат об окончании. На вторых подтверждающих документов не предоставляют. Владельцам первых курсов лицензия необходима, вторым – нет. Хотя они могут вести преподавание по единым программам.

Образовательные учреждения, подвергаемые лицензированию, делятся на две группы:

  • Основной направленности. К ним относят ДОУ, школы, вузы, крупные образовательные центры.
  • Дополнительной направленности. К ним относят автошколы, курсы подготовки специалистов, перепрофилирования и повышения квалификации.

Т.е. лицензирование охватывает все уровни образования: школьное, высшее, дошкольное, профессиональное.

Работать без лицензии настоятельно не рекомендуется. Это ведет к административному наказанию.

Важно при обращении за разрешительной документацией определиться с организационно-правовой формой претендента. Получитьлицензию можно при наличии любой формы юрлица: ООО, АО, МУП. Но если это – некоммерческая организация, образовательные услуги должны являться для нее основным видом деятельности. А у коммерческих юрлиц (например, ООО) – дополнительным направлением бизнеса.

Лицензия на образовательную деятельность будет доступна после сбора, представления внушительного пакета документов. От соискателя потребуют:

  • Заявление, оформленное в соответствии со ст. 13 ФЗ РФ № 99 (от 04.05.2011).
  • Правоустанавливающие документы на здания, отдельные помещения, где претендент намеревается заниматься образовательной деятельностью. Это может быть: копия договора аренды или свидетельство о праве собственности. Иногда достаточно в заявлении указать реквизиты документов на помещения.
  • Техническая документация на строение, кадастровый план.
  • Справка установленного образца о наличии материально-технической базы с перечнем объектов. Документ должен иметь подпись руководителя структуры.
  • Справка о наличии утвержденных образовательных программ.
  • Санитарно-эпидемиологические заключения на все имущество, используемое для оказания образовательных услуг (помещения, оборудование). Требуется простая копия.
  • Заключение пожарной инспекции о соответствии помещений, строений, оборудования необходимому уровню безопасности. Нужна копия.
  • Справка о педагогических кадрах с перечнем преподавателей, уровнем их образования.
  • Справка о наличии условий, необходимых для оказания образовательных услуг лицам с инвалидностью.
  • Справка о наличии электронной образовательной базы, условий ее функционирования, включая возможности дистанционного обучения.
  • ИНН претендента. Если оформляет разрешение ИП, нужны реквизиты именно предпринимателя. Требуется копия.
  • Выписка о регистрации из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Уставные документы для юридических лиц / свидетельство о регистрации ИП.
  • Справка об организации систем питания, оказания медицинской помощи внутри образовательного учреждения.
  • Перечень представляемых документов.

Если услуги оказываются филиалом или структурным подразделением юрлица, дополнительно потребуется копия Положения о их функционировании.

Если с крупными учреждениями, предоставляющими услуги в сфере образования, все понятно, то как быть тем, кто просто занимается репетиторством или организует какие-то платные курсы повышения квалификации? Нужно ли им получать лицензию на образовательную деятельность?

Сразу оговоримся: в законе прописана одна единственная ситуация, когда лицензия точно не нужна. Речь идет о случае, если индивидуальный предприниматель самостоятельно занимается образовательной деятельностью. То есть, если вы даете частные уроки английского языка или игры на пианино, или чего угодно еще, и при этом зарегистрированы как ИП, то лицензию вам получать не нужно. Но стоит вам нанять других преподавателей, как закон будет требовать от вас оформления лицензии на образовательную деятельность (Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г №966).

Другая ситуация: ваша фирма организует бизнес-тренинги и арендует под это дело помещение. Курс длится несколько дней, а в конце участникам выдается сертификат о том, что они успешно его прошли. Нужна ли лицензия здесь? Дело в том, что до вышеупомянутого постановления в законе об образовании существовала норма, согласно которой лицензия была не нужна, если не проводилась итоговая аттестация, и не выдавался документ об образовании. В новой редакции эта норма исчезла, что вызвало беспокойства.

Оформление лицензии на образовательную деятельность, как и любая подобная бюрократическая процедура — довольно хлопотный процесс. Список требований для соискателей лицензии в Постановлении Правительства “О лицензировании образовательной деятельности” сводится к следующим пунктам:

  • Наличие места. У соискателя должно быть в собственности или арендовано здание, помещение, территория, необходимые для осуществления образовательной деятельности.
  • Материально-техническая база. У организации должно быть все, что необходимо для учебного процесса: оборудование, материалы и так далее.
  • Программы. Необходимо иметь разработанные и утвержденные образовательные программы.
  • Штат преподавателей. У лицензиата должно быть достаточное количество квалифицированных и опытных педагогов.
  • Обучающие материалы. Электронные или печатные образовательные ресурсы.
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение для зданий и помещений, где планируется проводить занятия.
  • Наличие безопасных условий для обучения, воспитания, присмотра и ухода за учениками.
  • Специальные условия для обучения людей с ограниченными возможностями.
  • Наличие научных работников для программ высшего и профессионального образования.

За осуществление образовательной деятельности без лицензии предусмотрена административная и даже уголовная ответственность: штрафы до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 5-и лет в самых пиковых случаях. Логично, что дипломы, выданные организацией, работающей без лицензии, не будут котироваться нигде, поэтому такая организация будет просто неконкурентоспособной.

Лицензии на образовательную деятельность выдает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, а также региональные органы. Для того чтобы запустить процесс оформления лицензии, достаточно записаться онлайн на официальном сайте Рособрнадзора.

Затем нужно собрать все необходимые документы, наличие которых подтверждает, что соискатель уже предпринял меры, чтобы соответствовать всем требованиям. Вот перечень этих документов:

  • Заявление о предоставлении лицензии.
  • Документ, подтверждающий право пользования помещением.
  • Копия устава юрлица или свидетельства о регистрации ИП.
  • Копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Копия свидетельства о налоговом учете
  • Копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещений требованиям.
  • Справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды.
  • Справка о печатных и электронных ресурсах.
  • Справка о педагогических работниках.
  • Справка об утверждении образовательных программ.
  • Справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ.
  • Справка о материально-техническом обеспечении.
  • Подтверждение оплаты госпошлины в размере 7500 рублей.
  • Опись документов.

Примеры заполненных заявлений можно скачать здесь, здесь и здесь.

  • наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

  • соблюдение порядков оказания медицинской помощи;
  • соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;
  • соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету;
  • повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
  • Публичная оферта
  • Пользовательское соглашение
  • Политика обработки персональных данных
  • Платформа Uchi.pro
  • Модули к платформе Uchi.Pro
  • Курсы для онлайн-обучения
  • Сайт для учебного центра
  • Справкa
  • Обновление системы
  • Получить консультацию
  • Правила работы техподдержки
  • Как заказать
  • Онлайн-оплата
  • Возврат оплаты
  • Блог
  • О разработчике
  • Отзывы о системе
  • Наши партнёры
  • Реквизиты

Как получить лицензию на образовательную деятельность?

Положение о лицензировании предъявляет жесткие требования к соискателю образовательной лицензии. Так, в п.4 прописаны требования, несоблюдение которых лишит соискателя права на получения лицензии. У претендента на получение лицензии должно быть оборудованное помещение (на праве собственности или ином законном основании) и территория, необходимые для осуществления образовательной деятельности.

То есть если претендент планирует оказывать услуги по физической подготовке, то у него должен быть оборудованный спортивный зал в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями (в аренде либо на праве собственности).

При этом у претендента должно быть в наличие санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.

Кроме материально-технического обеспечения, необходимо иметь в наличие разработанные и утвержденные организацией образовательные программы в соответствии со ст.12 Закона №273-ФЗ. Одним из требований к претенденту при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате (привлечение на ином законном основании) педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности (п.6 Положения).

Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 03.12.2015 г. №1313 «О внесении изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности» изменены условия получения образовательной лицензии. Для того, чтобы получить лицензию в 2016 г. претенденту не требуется представлять копии учредительных документов.

Вместе с тем, получение образовательной лицензии остается трудоемким процессом. Так, для получения лицензии организации необходимо подготовить следующий пакет документов (п.10 Положения):

  • Заявление на оформление лицензии.

  • Реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности (ином законном основании) зданий, строений, сооружений, помещений и территорий.

Например, свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект.

  • Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам.

  • Копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а для образовательной организации — сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

  • Справка о наличии разработанных и утвержденных образовательных программ.

  • Реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии зданий санитарным правилам и заключения МЧС.

  • Справка о наличии специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

  • Справка о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды (при наличии программ электронного и дистанционного обучения).

  • Опись прилагаемых документов.

Приведенный перечень (в зависимости от выбранной образовательной программы) может расширяться. Так, для подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов предоставляются копии программ, согласованных с ГИБДД МВД РФ.

Важно!

Ростобрнадзором разработано информационно-справочное пособие «Методические рекомендации по подготовке документов, необходимых для получения государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности».

Соискателю лицензии также необходимо уплатить госпошлину в размере 7 500 рублей (пп.92 п.1 ст.333.33 НК РФ).

Статья актуальна на 07.06.2016

Процедура лицензирования образовательной деятельности дополнительного образования требует тщательной подготовки. Чтобы быть уверенным в соблюдении всех действующих требований, обратитесь к специалистам центра «Аттэк». Наши сотрудники имеют большой опыт сопровождения заявок в Рособрнадзор и знают, как правильно оформить полный пакет документации, чтобы получить лицензию с первого раза.

Образовательная деятельность неразрывно связана с предоставлением образовательных программ (п.17 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

В свою очередь, образовательная программа — это учебная документация, определяющая процесс обучения, которая включает в себя: учебный план, график, рабочие программы учебных предметов, курсов (п.9 ст.2 Закона № 273-ФЗ).

В Положении о лицензировании приведен перечень лицензируемых образовательных программ (Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490). Среди них: основные общеобразовательные программы начального, основного, среднего общего образования, дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации.

Компании и ИП могут проводить онлайн-семинары, предоставлять доступ к видеоурокам, консультировать онлайн по различной тематике, проводить различного рода видеокурсы, онлайн-уроки, например, английского языка.

Например, если компания предоставляет право доступа к видеоурокам, просмотру семинаров, то такая деятельность не лицензируется.

Без лицензии могут осуществлять образовательную деятельность компании на территории «Сколково», а также на территории инновационного научно-технологического центра, если это предусмотрено проектом (Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 216-ФЗ).

Лицензия не нужна и ИП, которые оказывают сами образовательные услуги, то есть без привлечения педагогов. Если онлайн-школа оформлена как ИП и не привлекает преподавателей для обучения, то лицензия также не требуется.

На практике в онлайн-школах работают преподаватели различных дисциплин. Обучение в таких школах ведется по специальным образовательным программам. А в конце прохождения обучения выдается документ-сертификат о прохождении онлайн-обучения. Такая деятельность подлежит лицензированию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *