Приказ о создании комиссии по оценке профессиональных рисков
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ о создании комиссии по оценке профессиональных рисков». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.
Работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению, в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов, может разработать методику самостоятельно, если у него есть такая возможность.
Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:
➤ Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011
Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.
Совет эксперта: ГОСТ является документом для добровольного применения. Указывать отмененный ГОСТ в разделе «Порядок оценки рисков» Положения о СУОТ будет некорректным, поэтому просмотрите методики в нем, которые актуальны для вашей организации и являются действующими.
➤ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».
Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.
Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.
Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:
- учитывать текущую, прошлую и будущую деятельности компании;
- учитывать, что тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
- проводить оценку рисков при активном участии работников, занятых на этих рабочих местах, так как они владеют детализированной и точной информацией обо всех опасностях, связанных с выполнением ими своей работы;
- учитывать не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
Приказ Минтруда России № 980 от 30 декабря 2020 г.
Среди локальных актов работодателя в обязательном порядке должно быть положение о СУОТ. Утвержденное в компании положение о СУОТ с учетом специфики деятельности должно соответствовать требованиям типового.
Один из разделов положения посвятите управлению профрисками. Он должен содержать регламент проведения оценки, порядок формирования комиссии по выявлению и оценке рисков. Также отразите способ предоставления информации о степени профриска на рабочем месте сотрудника.
Допускается утверждение самостоятельного локального акта — положение об оценке профессиональных рисков.
Результатом оцененных вероятности и тяжести последствий от опасностей являются еще два внутренних документа — реестр профессиональных рисков и карта рисков.
Существует два способа оценить профессиональные риски на предприятии:
- Привлечь внешних экспертов из специализированной компании.
- Провести оценку рисков силами компании. Но провести полноценную оценку силами одного специалиста по охране труда будет крайне сложно. Необходимо создать комиссию, в которую будут входить не только инструкторы по охране труда, но еще и специалисты по противопожарной безопасности, промышленной безопасности, специалисты по техническим и технологическим процессам, инженеры, представители профсоюза. Состав комиссии может меняться в зависимости от специфики предприятия.
- Оценка профрисков — составная часть общей системы управления охраной труда.
- Цель оценки — выявление, определение степени и разработка путей минимизации профрисков.
- Для оценки профрисков работодатель вправе создать собственную комиссию или привлечь профессионалов со стороны.
- Несмотря на отсутствие прямых законодательных норм, работодатель обязан проводить оценку профрисков. Это подтверждается судебной практикой.
- Отсутствие оценки профрисков грозит работодателю штрафами в соответствии с КоАП РФ.
Оценка профессиональных рисков: этапы, методы
Обратившись к пунктам 33–35 Типового положения[1], мы увидим, что они предписывают работодателю с целью организации процедуры управления профессиональными рисками, исходя из специфики своей деятельности, устанавливать (определять) порядок реализации следующих мероприятий:
• выявление опасностей;
• оценка уровней профессиональных рисков;
• снижение уровней профессиональных рисков.
Таким образом, управление профессиональными рисками положено в основу СУОТ. Порядок реализации перечисленных выше мероприятий работодатель определяет самостоятельно.
И уже на этом этапе многие делают ошибку, полагая, что достаточно оценить риски, обратившись в экспертную организацию, и можно спать спокойно, положив в шкаф парочку увесистых папок с картами идентификации опасностей и оценки рисков. Запомните: знание об имеющихся рисках и их уровне никак не повлияют на них, если не осуществлять мероприятия по их управлению.
Оценка риска — лишь часть процесса управления рисками, которая представляет собой поэтапный процесс, в рамках которого идентифицируют способы достижения поставленных целей, анализируют последствия и вероятность возникновения опасных событий и принимают решение о необходимости обработки риска.
Поскольку риск — это мера опасности, то первый этап управления рисками— это выявление или идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня. Для этого работодатель привлекает:
• службы (специалиста) охраны труда;
• комитет (комиссии) по охране труда;
• работников или уполномоченных ими представительных органов.
К идентификации могут привлекаться сторонние экспертные организации и (или) специалисты (эксперты), имеющие необходимый опыт.
Исполнителя могут оказывать данную услугу двумя способами:
1) выполняя функции службы охраны труда (в организациях с численностью работников до 50 чел.);
2) оказывая консультационные услуги.
В первом случае требуется аккредитация Минтруда России, во втором — нет. Иных требований к «оценщикам» нормативно не установлено.
Обратите внимание!
Нет такой профессии— «специалист по оценке рисков».
Наиболее целесообразно проводить идентификацию своими силами комиссионно. Членами комиссии могут быть специалисты по эксплуатации оборудования, технологи, энергетики, специалист по нормированию труда и специалист по охране труда и (или) промышленной безопасности.
На небольших предприятиях идентификация опасностей может осуществляться одним работником, например специалистом по охране труда или работником, выполняющим его функции.
Организационно-распорядительные документы на всех этапах управления рисками формируют систему взаимосвязанных мероприятий — систему управления профессиональными рисками (далее — СУПР). Они позволяют не только определить последовательность, порядок выполнения отдельных этапов, распределить обязанности между участниками процесса, но и зафиксировать результаты работы.
На первом этапе имеет смысл составить следующие документы:
• Приказ о создании комиссии по проведению оценки профессиональных рисков.
• Приказ об утверждении Положения о СУПР.
• Положение о СУПР.
• Политика по управлению профрисками на предприятиии.
• Процедуры СУПР.
• План мероприятий по реализации процедур СУПР.
• Планирование работ по управлению профрисками на предприятии.
• Контроль СУПР.
Обратите внимание!
Шаблоны этих документов вы можете скачать на «Сервисе форм». Предлагаем два пакета документов: по матричному методу оценки рисков и по методу Фанни-Кинни.
Статья 212 и Приказ МинТруда №438н требует организовать оценку и дальнейшее управление профессиональными рисками у каждого работодателя. На начало 2021 года ещё не регламентирован единый порядок для оценки рисков. Зато при несчастных случаях данный комплекс будет обязательно проверен инспектором ГИТ согласно Приказа Минтруда N 77 от 21 марта 2019 г. Пока каждый работодатель вправе сам определить методику управления рисками с которой должны быть ознакомлены все работники. Не забудем что в Положении о СУОТ также требуется отразить данный раздел. Мы описываем метод матричной оценки риска рекомендуемой Международной организацией труда.
Начнем с утверждения Приказа о создании комиссии по оценке рисков. В комиссию должны входить Руководители и ответственные за охрану труда и производственную безопасность. Не стоит включать в комиссию АУП который никак не связан с охраной труда (Главный бухгалтер и прочее). Вот примерный перечень тех кто должен входить в комиссию:
— Генеральный директор
— Специалист по охране труда;
— Ответственный за общее координирование работ по охране труда (Главный инженер / Технический директор);
— Ответственные за охрану труда в структурных подразделениях;
— Представитель профсоюза (при наличии).
Работодателю требуется самостоятельно разработать и утвердить процедуру управления профессиональными рисками. Для этого разработайте Положение об управлении профессиональными рисками. Обязательно ознакомьте всех работников с данным положением. При его разработке воспользуйтесь примерным положением указанном ниже.
Комиссия создана, Положение утверждено, теперь самое время начать оценку рисков. Для начала комиссия должна составить общий Реестр опасных факторов (Перечень) с указанием должностей используя типовой перечень опасностей, перечисленных в статье 35 Приказа Минтруда России «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» № 438н от 19.08.2016. Ваша задача выявить все опасные факторы способные привести к травмам работника в возможном будущем. Данный реестр удобно составлять вместе с работниками или их руководителями т.к. Специалист по охране труда не может знать все опасные факторы работы. В этой стадии мы выявляем риски, но не оцениваем. В реестре обязательно отразите:
— фактор риски (удар током, падение груза, наезд автомобиля и т.д.);
— должности или зоны применимые к опасностям (Водитель, Зона погрузки, Электрощитовая).
Следующий этап в процессе управления рисками — cоставление карт оценки рисков по каждой должности. В картах будут указаны выявленные опасности их уровень ИПР и корректирующее мероприятие для управления этими рисками. Не реже одного раза в год необходимо пересматривать карты риска для оцениваемых зон и видов деятельности и корректировать информацию в них.
По окончании всей процедуры оценки профессиональных рисков не лишним будет составить План мероприятий по снижению профессиональных рисков и назначить ответственных лиц за каждый пункт. В нашем примере данные мероприятия указываются прямо в картах риска, но так как процедура оценки рисков ещё довольно «сырая», то советую составить отдельный документ по мероприятиям, таким образом можно избежать лишних вопросов от ГИТ.
В соответствии с действующим законодательством, в день поступления на работу, новые сотрудники компании должны быть ознакомлены с имеющимися профессиональными рисками на Объекте в соответствии со спецификой своей работы, должностью и видами выполняемой деятельности. Для этого к картам проф рисков сделайте листы ознакомления.
Информация об оценке профессиональных рисков должна быть включена в программы вводного инструктажа, инструктажей на рабочем месте / стажировок, необходимо пересмотреть СИЗ с учетом выявленных опасностей и рисков.
Дополните Положение о системе управления охраной труда (СУОТ):
- разделом о том, как проводится процедура оценки и управления проф рисками;
- каким образом работник получает информацию о степени профриска на его рабочем месте — п. 8 Типового положения.
Проведите оценку профессиональных рисков. Уведомите работников об уровне рисков на его месте работы. Это можно сделать несколькими способами, на основании п. 41 и 42 Типового положения — любым удобным:
- вписать уровень профессиональных рисков в трудовой договор или допсоглашение;
- вручить работнику под роспись уведомление об уровне профрисков на рабочем месте;
- ознакомить работника с картой оценки профрисков, которая должна быть разработана по каждой должности.
Гарантии и компенсации, если требуются при повышенном уровне рисков, пропишите в ЛНА. Ознакомьте работников под подпись — ст. 22 ТК.
На основании ст. 209 ТК порядок оценивания уровней профрисков определяется федеральным органом власти в сфере труда, то есть Минтрудом. Однако, в пп. «б» п.33 Типового положения говорится, что работодатель сам определяет порядок реализации оценки профрисков.
Можно посоветовать Госты:
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Документ недействующий, поэтому ссылаться не него в ЛНА было бы некорректно. Можно просто использовать некоторые методы, актуальные для вашей организации.
- ГОСТ Р 12.0.010-2009.
- Р 2.2.1766-03.
Оценка профессиональных рисков — длительный и довольно сложный процесс. Здесь надо учитывать не только охрану труда, но и пожарную и промышленную безопасность, необходимо разбираться в разных технологических процессах и знать методологию оценки рисков. Поэтому целесообразно привлечь внешних экспертов или отправить членов комиссии на обучение.
Согласно требований ТК РФ, работодатели на территории России обязаны организовать процедуру оценки профессиональных рисков, в рамках создания системы управления профессиональными рисками (СУПР), которая является неотъемлемой частью системы управления охраной труда (СУОТ) на предприятии (организации).
С целью разработки и внедрения системы управления профессиональными рисками в отдельно взятой организации, руководителю совместно с уполномоченными по охране труда должностными лицами, необходимо:
- Издать приказ по организации о создании комиссии по оценке профессиональных рисков.
- Утвердить положение о системе управления профессиональными рисками.
- Утвердить положение по идентификации опасностей и определению уровней профессиональных рисков.
- Осуществить идентификацию и оценку профессиональных рисков, согласно пунктов 2 и 3.
- Организовать информирование работников о результатах оценки профрисков (картами профрисков)
- Своевременно вносить корректировки, согласно штатных изменений или изменений технологических процессов и/или оборудования.
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ
Настоящее Положение об управлении профессиональными рисками содержит описание управления профессиональными рисками как одной из процедур системы управления охраной труда (далее – СУОТ) в ООО “Ваша фирма” (далее – организация).
- Общие положения
- Процедура управления профессиональными рисками в организации предполагает:
- выявление опасностей;
- оценку уровней профессиональных рисков;
- снижение уровней профессиональных рисков.
- Процедура управления профессиональными рисками в организации учитывает следующее:
- управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности организации;
- тяжесть возможного ущерба растёт пропорционально увеличению числа работников, подвергающихся опасности;
- все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;
- процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;
- эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.
- В целом деятельность организации по управлению профессиональными рисками можно представить в виде схемы.
Идентификация (выявление) опасностей
2.1. Выявление опасностей является начальным и самым важным этапом оценки рисков, учитывающим недостатки в охране труда, которые могут причинить вред здоровью и безопасности людей. При этом рассматриваются следующие вопросы:
Какие опасности возникают в работе?
Что является причинами опасности?
Где проявляется опасность?
Кто подвержен опасности?
В каких ситуациях работники могут подвергнуться опасности?
2.2. Идентификация (выявление) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, осуществляется администрацией учреждения с привлечением работника, уполномоченного исполнять обязанности специалиста по охране труда, членов комитета по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
- В учреждении формируется и поддерживается в актуальном состоянии Реестр опасностей, в котором предусмотрено упорядочивание всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учётом не только штатных условий деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями (по форме в соответствии с приложением 1 к настоящему положению).
-
Механические опасности
- Опасность падения
- Опасность падения из-за потери равновесия при спотыкании;
- Опасность падения из-за потери равновесия при подскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам;
- Опасность падения с высоты;
- Опасность падения с высоты вместе с сооружением;
- Опасность падения из-за внезапного появления на пути следования большого перепада высот;
- Опасность падения в яму;
- Опасность удара
- Опасность удара из-за падения перемещаемого груза;
- Опасность удара из-за падения случайных предметов;
- Опасность удара из-за падения снега или сосулек с крыши
- Опасность удара деталями или заготовками, которые могут отлететь из-за плохого закрепления
- Опасность удара тяжелым инструментом
- Опасность удара элементами оборудования, которые могут отлететь из-за плохого закрепления
- Опасность удара вращающимися или движущимися частями оборудования
- Опасность удара отлетающими осколками
- Опасность удара жидкостью под давлением
- Опасность удара газом под давлением
- Опасность удара от механического упругого элемента
- Опасность падения на ноги тяжелого предмета
- Опасность укола
- Опасность укола из-за натыкания на неподвижную колющую поверхность (острие);
- Опасность укола в результате воздействия движущихся колющих частей механизмов, машин;
- Опасность затягивания
- Опасность затягивания в подвижные части машин и механизмов;
- Опасность наматывания волос, частей одежды, средств индивидуальной защиты;
- Опасность пореза
- Опасность воздействия движущегося абразивного элемента;
- Опасность трения или абразивного воздействия в результате движения работника;
- Опасность пореза в результате воздействия движущихся режущих частей механизмов, машин;
- Опасность пореза в результате воздействия острых кромок и заусенцев;
- Опасность пореза в результате воздействия острого режущего инструмента;
- Опасность пореза частей тела, в том числе кромкой листа бумаги, канцелярским ножом, ножницами, острыми кромками металлической стружки (при механической обработке металлических заготовок и деталей);
- Опасность пореза разбившимися стеклянными предметами;
- Опасность заваливания
- Опасность заваливания горной породой, земляными массы, скалами, камнями;
- Опасность заваливания ветхими элементами зданий, кровли, стен;
- Опасность заваливания частично собранными конструкциями или сооружениями;
- Опасность заваливания строительными лесами, лестницами;
- Опасность попадания в глаза стружки, мелких осколков;
- Опасность разрыва;
- Опасность падения
-
Электрические опасности
- Опасность воздействия электрического тока
- Опасность воздействия электрического тока при контакте с токоведущими частями, которые находятся под напряжением до 1000 В;
- Опасность воздействия электрического тока при контакте с токоведущими частями, которые находятся под напряжением более 1000 В;
- Опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт) до 1000 В;
- Опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт) более 1000 В;
Система управления профессиональными рисками в организации
Методику проведения оценки профессиональных рисков еще не утвердили. Но работодателю не стоит ждать, когда примут этот документ. Проводить оценку рисков можно и нужно уже сейчас. Есть, например:
- ГОСТ Р 58771-2019 «Менеджмент риска. Технологии оценки риска» — содержит более 35 методов оценки рисков.
- Методики для определения профессиональных рисков, рекомендованные Международной организацией труда, — это матричный метод оценки.
К выбору методики проведения оценки профессиональных рисков стоит подойти с учетом тех задач, которые вы перед собой ставите. Есть простые, среднесложные, очень сложные методы анализа.
Можно использовать, к примеру, метод Международной организации труда, дополнив его методами Элмери и Файна и Кинни. Дальше, уже начав работать с рисками, будете выбирать более сложные методы.
Несмотря на то что нет нормативного документа, который определял бы, что у работодателя должна быть, к примеру, карта оценки рисков на рабочем месте или необходимость сформировать в организации реестр опасностей, у нас действует Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».
При внеплановых проверках госинспектор будет пользоваться методологией, определенной этим Приказом, — из нее мы можем почерпнуть те документы, которые по логике должны появиться в организации.
- Начинается все с документа Реестр опасностей для всей организации в целом.
- Дальше появляется Реестр профессиональных рисков — мы получаем этот документ после того, как посчитали вероятность и тяжесть последствий от опасностей.
- Исходя из Реестра профессиональных рисков, мы получаем Карту рисков на каждое рабочее место.
Образцы этих документов вы найдете в нашей шпаргалке.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Карта рисков_Контур.Школа 762.7 КБ
-
Реестр опасностей_Контур.Школа 783.9 КБ
-
Реестр рисков_Контур.Школа 626.6 КБ
Теперь у вас есть перечень рисков, которые нужно снизить, от него и отталкивайтесь, составляя план мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.
Можно предпринять множество действий, к примеру:
- исключить опасные работы;
- заменить опасную работу или процедуру менее опасной;
- ограничить влияние опасностей на сотрудников за счет внедрения каких-то инженерных методов и подходов;
- уменьшить время воздействия вредного фактора на сотрудников;
- применять дополнительные современные СИЗ с большей степенью защиты;
- применение страховки.
Снижать риск рекомендуется, если у вас незначительный или приемлемый и оценка риска равна от 1 до 6.
План мероприятий по снижению рисков должен содержать меры, которые нужно предпринять и осуществлять на регулярной основе, чтобы снизить до допустимого минимума травматизм или устранить риски во все, ответственных исполнителей и сроки выполнения.
Желательно составить отчет по профрискам, но так как Положение нас делать это не обязывает, тут уже на ваше усмотрение, как-то так.
Период деятельности той или иной комиссии определяется теми задачами, которые перед ней стоят, и регламентируются в распоряжении руководителя организации. Практика показывает, что, как правило, этот срок не превышает одного месяца.
По истечении этого периода комиссия обязана предоставить директору фирмы или лицу, уполномоченному действовать от его имени, результаты своей работы.
Как правило, непосредственное составление приказов на предприятиях входит в обязанности кого-либо из «низовых» сотрудников, имеющих определенные навыки в создании такого рода бумаг. Обычно это:
- юрист;
- кадровик;
- секретарь организации.
Но, вне зависимости от того, на ком лежит исполнение данной задачи, документ должен быть завизирован директором компании, поскольку без его подписи он не приобретёт законной силы.
Некоторые руководители организаций ошибочно полагают, что составление письменного приказа о создании комиссии не обязательно – достаточно обойтись устным распоряжением.
Пренебрежение к данному документу чревато тем, что действия, выполненные членами комиссии, могут быть признаны незаконными (например, в случае проверки надзорными органами – налоговой службой или трудовой инспекцией, в зависимости от того, какую функцию выполняла комиссия).
Поэтому важно не только составить приказ, но и проконтролировать его выполнение на всех этапах.
Без исключения каждый приказ должен иметь основание и обоснование. В данном случае, под основанием понимается ссылка на тот документ, который послужил толчком к написанию распоряжения, а под обоснованием – причина для его формирования.
В качестве основания для составления приказа о создании комиссии можно назвать норму законодательства, регулирующую создание комиссии по тем или иным направления деятельности юридических лиц, а в качестве обоснования назвать какие-либо объективные обстоятельства.
Все про оценку профессиональных рисков, как должна проводится на рабочем месте
Как к составлению бланка, так и к его оформлению, никаких однозначных критериев нет: допустим как печатный, так и рукописный вариант документа. Приказ можно писать на фирменном бланке компании или на обыкновенном чистом листе любого удобного формата.
При этом бланк должен быть обязательно подписан директором организации или заместителем, уполномоченным действовать от его имени.
Проштамповывать документ при помощи штемпельных изделий не обязательно, т.к. юридические лица с 2016 года имеют полное право не использовать для удостоверения своей документации различные печати и штампы (только если такая норма не прописана в локальных актах фирмы).
Делается приказ обычно в одном экземпляре и обязательно фиксируется в журнале учета внутренних документов.
В соответствии с при Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (далее – Положение) одним из основных компонентов Системы управления охраны труда является внедрение процедуры Системы управления профессиональных рисков При не проведении оценки профессиональных рисков в организации, ГИТ признает функционирование Системы управления охрану труда не в полном объеме.
Конкретных требований, правил или методик к порядку проведения оценки профессиональных рисков в действующем законодательстве не представлено, но более подробно порядок проведения процедуры оценки профессиональных рисков изложен в пункте 33 Положения:
Для проведения процедуры по выявлению опасностей и управление профессиональными рисками работодателю необходимо провести комплекс последовательных мероприятий:
- Идентифицировать опасности на рабочих местах. Тут главное ответить на вопрос «С каким риском может столкнуться работник?», в следствии наступления которого может наступить несчастный случай». При выявлении опасностей необходимо учесть применяемое оборудование и материалы, условия окружающей среды, состояние производственных помещений, виды выполняемых операций, технологический процесс. Особое внимание стоит обратить требования новых правил по охране труда, например в новых ПОТ при работе в ОЗП, процедуре выявление риска посвящен целый раздел.
- Провести процедуру оценки уровня профессиональных рисков. В настоящий момент в Российском законодательстве не установлены единые требования к правилам оценки выявленных опасностей, поэтому работодатель может использовать методы из ГОСТов или разработать свою методику оценки рисков. Каждый выявленный риск необходимо описать, с указанием вероятности его возникновения и возможных последствий.
Пример карты оценки риска:
Для оценки профессиональных рисков работодатель вправе применять имеющиеся методики оценки или разработанные самостоятельно. Среди имеющихся документов, которые помогут в реализации процедуры стоит выделить:
- Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 19 августа 2016 г. №438Н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».
- ГОСТ Р 12.0.010-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска».
- Р 2.2.1766-03 Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки.
Данный приказ описывает общие требования к процедуре оценки профессиональных рисков. В нем так же можно найти типовой перечень опасностей.
В данном ГОСТе представлены описаны способы оценки рисков, которые можно применять в различных отраслях экономике и на рабочих местах.
Стандарт утвержден еще в 2011 году, в нем представлены методы оценки риска и даны ссылки на другие международные стандарты, в которых более подробно описано применение конкретных методов оценки риска.
Руководством определяются санитарно-эпидемиологические требования при проведении оценки профессионального риска.
Как правильно создать приказ о создании комиссии
↓ Приложения
АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУЛЫМЬЯ
Кондинского районаХанты — Мансийского автономного округа-Югры
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 марта 2020 года № 17
О проведении идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков на рабочих местах в администрации сельского поселения Мулымья
В соответствии с требованиями статей 209, 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, пунктом 5.3. статьи 5 приложения к распоряжению администрации сельского поселения Мулымья от 26 июня 2018 года № 35 «Об утверждении Положения о системе управления охраной труда вадминистрации сельского поселения Мулымья», с целью обеспечения безопасных условий и охраны труда работникам администрации сельского поселения Мулымья:
1. Утвердить:
1.1.Состав комиссии по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков на рабочих местах в администрации сельского поселения Мулымья (далее — комиссия), (приложение 1).
1.2.Положение о комиссии по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков на рабочих местах в администрации сельского поселения Мулымья (приложение 2).
1.3.Порядок проведения идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков на рабочих местах в администрации сельского поселения Мулымья (приложение 3).
2. Комиссии при участии руководителей структурных подразделений администрации сельского поселения Мулымья провести идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков на рабочих местах в администрации сельского поселения Мулымья до 1 апреля 2020 года.
3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя главы поселения В.И. Шабарчину.
Глава поселения
Е.В. Белослудцев
Приложение 1
к распоряжению администрации
сельского поселения Мулымья
от 06.03.2020 года № 17
Состав комиссии по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков
на рабочих местах в администрации сельского поселения Мулымья
заместитель главы сельского поселения Мулымья — председатель комиссии;
начальник правового отдела администрации сельского поселения Мулымья — заместитель председател;
председателя комиссии
Члены комиссии:
начальник финансово-экономического отдела администрации сельского поселения Мулымья;начальник социально-организационного отдела администрации сельского поселения Мулымья;
главный специалист правового отдела администрации сельского поселения Мулымья, секретарь комиссии
Приложение 2
к распоряжению администрации
сельского поселения Мулымья
от 06.03.2020 года № 17
Положение о комиссии по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков
на рабочих местах администрации сельского поселения Мулымья
(далее — Положение)
Общие положения
1.1. Комиссия по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков на рабочих местах администрации сельского поселения Мулымья (далее – комиссия) образована для проведения идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков на рабочих местах администрации сельского поселения Мулымья, создания процесса управления профессиональными рисками на рабочих местах администрации сельского поселения Мулымья.
1.2. В своей деятельности комиссия руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами администрации сельского поселения Мулымья и настоящим Положением.
Задачи комиссии
2.1. Оперативное рассмотрение вопросов, связанных с системой управления профессиональными рисками на рабочих местах в администрации сельского поселения Мулымья.
2.2. Подготовка рекомендаций и предложений:
2.2.1. По организации и поддержанию эффективной системы управления профессиональными рисками в администрации сельского поселения Мулымья;
2.2.2. По контролю за координацией работы по управлению профессиональными рисками в администрации сельского поселения Мулымья.
2.2.3. По результатам проведения идентификации оценки профессиональных рисков.
2.3. Рассмотрение правовых актов администрации сельского поселения Мулымья по вопросам управления профессиональными рисками.
2.4. Рассмотрение иных вопросов, связанных с системой управления профессиональными рисками на рабочих местах в администрации сельского поселения Мулымья.
В соответствии со статьями 212 и 219 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить работнику условия труда, соответствующие требованиям охраны труда; информировать сотрудников об условиях труда и возможных рисках. Работник, в свою очередь, имеет право знать об охране труда и рисках на своем рабочем месте, а также быть в курсе мер по защите от вредных (опасных) факторов.
Пункт 33 Приказа Минтруда РФ от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении Типового положения…» говорит об обязанности работодателя выявить опасности на рабочем месте, оценить уровень профессионального риска и определить мероприятия по снижению этого уровня.
Порядок оценки рисков необходимо внедрять в рамках работающей системы управления охраной труда. В противном случае предприятию может угрожать ответственность по части первой статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях — штраф до 80 тысяч рублей.
Оценка профриска риска является частью СУОТ и отвечает на вопросы:
- какие события могут произойти и какова их причина;
- какие будут последствия этих событий;
- какая вероятность их возникновения;
- как можно уменьшить неблагоприятные последствия или возможность возникновения опасных ситуаций.
Работодатель может применять любой метод оценки профессиональных рисков по своему выбору, может выполнить оценку самостоятельно, а может поручить оценку профрисков специалистам, которые подберут оптимальную методику для ваших условий.
Для заказа услуги АНО ДПО «КЭЦОТ» по оценке профрисков заполните заявку (Информация для проведения оценки рисков).
К мероприятиям по управлению профессиональными рисками относятся:
- разработка порядка оценки рисков как одного из разделов Положения о СОУТ;
- выявление опасностей;
- оценка уровней профессиональных рисков;
- снижение уровней профессиональных рисков
1. Эксперты определяют порядок оценки рисков, периодичность и основания для проведения переоценки. Полученный документ оформляется как раздел Положения о СУОТ, где также прописывается периодичность совещаний по контролю за управлению рисками. Утверждение мероприятий по оценке профриска проводится в согласии с принятой в компании системой документооборота. Порядок утверждает руководитель в виде локального нормативного акта, где должен быть указан состав комиссии по оценке рисков, порядок проведения анализа и оценки, первоочередности мероприятий по снижению риска. Оценка оформляется в виде отчета с определением уровней риска. Необходимо составить перечень мероприятий по снижению уровней рисков. И хотя он будет окончательно оформлен в момент завершения оценки, но форму отчетного документа нужно прописать в Порядке проведения оценки. Методику можно определить заранее, если работодатель уверен в ней, либо отложить до издания приказа об утверждении методики после идентификации опасности.
Приказ о создании рабочей группы по проведению оценки профессиональных рисков – скачать образец
Перечень мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков – скачать образец
2. Специалист проводит идентификацию на всех рабочих местах сотрудников, состоящих в штате организации, и составляет реестр опасностей (см. Пункт 34 Типового положения о системе управления охраной труда № 438н). Если работодатель проводит оценку своими силами, то необходимо утвердить коллегиальный орган для координации процесса. Если работодатель призвал на помощь сторонних специалистов, то нужно, во-первых, специальным приказом назначить координатора со стороны работодателя, а во-вторых, предоставить подрядчику доступ на территорию оценки ко всем рабочим местам в присутствии сотрудников.
3. Формируется перечень выявленных опасностей, который утверждается работодателем. Специалист проводит оценку уровней рисков, в которую входят идентификация, анализ и сравнительная оценка. Оценку риска можно выполнить как для всего предприятия, так и для отдельных его подразделений или даже для конкретного опасного события. Исходя из этого применяются утвержденные методы оценки риска.
Доказательством того, что разработанные меры по управлению профрисками не были эффективными, будет служить возможное профессиональное заболевание или другой вред здоровью, нанесенный работнику в ходе деятельности на производстве. В этом случае профессиональные риски подлежат немедленной переоценке. Также переоценка необходима в случаях, отмеченных в первой части статьи 17 Закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ. Однако эти основания необходимо модифицировать под оценку рисков.
Оценка профессиональных рисков в 2021 году
Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов именно при исполнении работникам обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами (Статья 219 Трудового Кодекса Российской Федерации).
Стандарт ISO 45001:2018 «Система Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Требования и рекомендации по применению» определяет: «Риск в области охраны здоровья и безопасности труда — это комбинация вероятности возникновения опасной производственной ситуации или воздействия(й) и серьезности травмы или ущерба для здоровья, которые могут быть вызваны этой ситуацией или воздействием(ями)».
Согласно статье 209 Трудового Кодекса Российской Федерации «управление профессиональными рисками – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков».
Для простого понимания такого процесса, как управление профессиональными рисками, можно взглянуть на изображение ниже. На нём типовой процесс управления профессиональными рисками представлен в виде замкнутого процесса.
СОУТ, как мы знаем, проводится 1 раз в 5 лет. Периодичность оценки профессиональных рисков устанавливается работодателем самостоятельно, но оптимальной периодичностью считается проведение раз в полгода или раз в год.
Как правило, в оперативном порядке риски пересматриваются при возникших несчастных случаях, авариях и инцидентах, изменениях в технологическом оборудовании, технологических процессах, улучшениях условий труда работников.
Справка. Вертикально-интегрированные организации, соответствующие международным стандартам по безопасности, строго регламентируют в своих положениях сроки ежегодного пересмотра рисков.
Чтобы наглядно представить карту оценки профессиональных рисков рассмотрим карту такой простой профессии, как воспитатель. На ней мы можем увидеть строки по численности работников на данном рабочем месте, выполняемые воспитателем в процессе своей трудовой деятельности работы, места выполнения работ и какие нештатные (аварийные) ситуации могут возникнуть. На основании этих аспектов далее определяются источники опасности.
Вопрос: Обязан ли работодатель проводить оценку профессиональных рисков?
Ответ: Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Минтруда России, о применении отдельных положений трудового законодательства и сообщает следующее.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда определены положениями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым работодатель обязан, в том числе, обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда (далее — Типовое положение), в котором определен порядок управления профессиональными рисками.
Обращаем внимание, что процедура управления профессиональными рисками является частью положения о системе управления охраной труда, утверждаемой работодателем.
Положение о системе управления охраной труда разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов, с последующим его утверждением приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии) (пункт 7 Типового положения).
Методы выявления опасностей и оценки профессиональных рисков установлены и описаны в действующих стандартах безопасности труда, в том числе международных.
Одновременно информируем, что вопрос об установлении порядка оценки уровня профессиональных рисков будет урегулирован в рамках проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости», который внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
До принятия указанного законопроекта и подзаконных нормативных правовых актов в развитие его положений, полагаем, что проведение оценки профессиональных рисков должно осуществляться работодателем в соответствии с требованиями Типового положения.
Заместитель
Директора Департамента
условий и охраны трудаТ.М. Жигастова Основная цель новых правил охраны труда – снизить вероятность травматизма и несчастных случаев во время трудовой деятельности, уменьшить долю работников, трудящихся на вредных производствах, а также число организаций с неудовлетворительными условиями труда.
Для этого помимо обязательной СОУТ к документации по охране труда добавляется оценка профессиональных рисков (как коллективных, так и индивидуальных), по результатам которой должен быть разработан комплекс мер по снижению каждой опасности с высокой до приемлемой.
В предыдущие годы руководство в обязательном порядке проводило специальную оценку условий труда (СОУТ) для разных категорий сотрудников и рабочих мест, результаты которой сохраняли актуальность в течение пяти лет. На основании экспертной оценки при наличии негативных факторов рабочей среды сотруднику полагались определенные льготы: доплаты, дополнительные дни отпуска, ранняя пенсия и т. д. В трудовой книжке делались соответствующие записи.
С 2021 года руководство, законодатель ввел обязательство не только выявить все вредные и опасные факторы, но и оценить вероятность того, что они повлияют на здоровье человека. Работник должен быть проинформирован, что устраивается на должность с высокой степенью профессионального риска, чтобы иметь возможность не подвергать себя опасности и подыскать какое-то другое место работы. Важным моментом является, что законодатель не разъяснил как правильно проводить оценку рисков, хотя это требование закреплено в статье 209 ТК РФ. Поэтому разберем общий практический алгоритм оценки рисков.
С этой целью часто проводят анкетирование сотрудников. В анкетах перечисляют всевозможные опасные ситуации, а люди должны по определенной шкале (вариантов ответов) оценить их вероятность и то, как часто они возникают в процессе работы, а также какие травмы могут принести подобные опасные ситуации.
Другими источниками информации для оценки рисков служат:
- результаты СОУТ;
- анализ должностных инструкций и другой документации по охране труда;
- регулярное наблюдение за производственными процессами и основными рабочими местами;
- регулярная оценка состояния здоровья людей, отслеживание статистики профессиональных заболеваний;
- оценка условия окружающей среды;
- статистика по несчастным случаям на производстве;
- экспертная оценка применяемого оборудования и транспортных средств, состояния помещений и мебели;
- Нормативные правовые и технические акты, связанные с охраной труда.
Важно оценивать не только индивидуальные, но и коллективные профессиональные риски, степень вероятности несчастных случаев с участием нескольких лиц, даже если она минимальна.
Когда составлен реестр потенциальных рисков, каждый из них нужно оценить по шкале вероятности наступления события:
- Низкая вероятность. У сотрудников предприятия в должностных инструкциях нет производственных манипуляций, связанных с этой опасностью, поэтому она не должна возникать вообще. Например, маловероятно, что сотрудника укусит животное, если он не работает с животными, и их не должно быть на территории предприятия. Но в такие оценки всегда вмешивается жизнь, так как не у всех есть должностные инструкции, не всегда грамотно работает охрана и прочие факторы. Поэтому всегда необходимо изучать практику несчастных случаев, а также сообщения о происшествия.
- Средняя вероятность. Ситуация вероятна, если работник будет грубо нарушать инструкции и требования охраны труда, игнорировать рекомендованные СИЗ, выполнять не свою работу, не обладая нужной квалификацией и не имея официального разрешения. Поэтому мы вновь смотрим на практику несчастных случаев, в том числе обращаем особое внимание, если работают подрядные организации.
- Высокая вероятность. Опасность связана с особенностями рабочего процесса. Например, СУОТ показала, что работник вынужден работать при шуме, значительно превышающем нормативный, поэтому риск ухудшения его слуха считается высоким.
Деление вероятностей условное. Вероятности могут дробиться еще детальнее, в зависимости от выбранного метода оценки рисков.
Оценку профессиональных рисков можно проводить как силами предприятия, так и с привлечением сторонних экспертных организаций. Как правило, создается специальная комиссия, в которую могут входить: специалист, отвечающий за охрану труда, представитель профсоюза, ведущие специалисты разных отделов, представитель работодателя. Важно, чтобы состав комиссии утверждается приказом, а ее деятельность была прописана в локальном акте (положении по оценке профессиональных рисков).
В настоящее время нет единых требований, по которым проходит оценка вероятности рисков. Обычно применяют методы из ГОСТов или разрабатывают собственную методику.
Да-да, все верно, вы сами можете определить как и каким образом проводить оценку рисков.
Один из вариантов расчета:
- Для каждой должности или аналогичных должностей перечисляют опасности, вероятность которых выше нуля.
- Все опасности оцениваются по возможному ущербу с помощью весовых коэффициентов.
- Оцениваются примерные вероятности наступления таких событий, им также присваиваются коэффициенты.
- Коэффициенты пунктов 2 и 3 перемножаются между собой.
- Риски ранжируются по значимости, также оценивается суммарный профессиональный риск для каждой должности.
Пример 1: Работник ЖЭУ, чистящий снег с крыши пятиэтажного дома
Опасность
Тяжесть вероятного ущерба
Вероятность ущерба
Уровень опасности
Падение с высоты
3
3
9
Травма при работе с инструментом
2
3
6
Обморожение
2
1
2
Заболевания, связанные с тяжелым физическим трудом
2
0,5
1
Нападение животных
2
0,1
0,2
Суммарный риск: 18,2. Очень высокий.
Пример 2: Программист, работающий в офисе ЖЭУ
Опасность
Тяжесть вероятного ущерба
Вероятность ущерба
Уровень опасности
Работа за компьютером дольше шести часов подряд
1
3
3
Заболевания, связанные с сидячей работой
2
0,5
1
Ухудшение зрения
2
0,3
0,6
Удар током
2
0,1
0,2
Падение со стула
2
0,1
0,2
Суммарный риск: 5. Низкий.
Похожие записи:
- Опасность воздействия электрического тока