Обеспечение исполнения контракта по 44 ФЗ электронный аукцион

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обеспечение исполнения контракта по 44 ФЗ электронный аукцион». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.

Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.

Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.

Вступил в силу Федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020, который дополнил ст. 96 44-ФЗ частями 6.1 – 6.3. Вот последние изменения по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ с 01.07.2020:

  • если Казначейство сопровождает расчеты, обеспечение исполнения госконтракта вправе не устанавливать. Если его предусматривают, то размер не превышает 10% от НМЦК, а для закупок с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ — от цены госконтракта;
  • если Казначейство сопровождает аванс, размер обеспечения исполнения госконтракта считают от НМЦК, уменьшенной на размер аванса, а по закупкам с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ — от цены госконтракта, уменьшенной на размер аванса;
  • если цена (сумма цен единиц) снижена на 25% и более по отношению к НМЦК (начальной сумме цен единиц), требуют от участника обеспечить обязательства с учетом ст. 37 44-ФЗ.

Подробнее: «Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках».

В рамках 124-ФЗ минимальный размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ с 1 июля 2020 года снизился с 5 до 0,5%.

С 08.06.2020 до 31.12.2020 действует ч. 64 ст. 112 44-ФЗ. В ней указано, что при проведении закупок среди СМП и СОНКО заказчик вправе не требовать обеспечить обязательства, если не предусмотрено авансирование. Минфин в Письме №24-03-07/35664 от 30.04.2020 отметил, что это право распространяется только на закупки, которые проводятся для СМП и СОНКО. Правом не пользуются в закупках, которые проводят с учетом ч. 5 ст. 30 44-ФЗ о требованиях привлечь субподрядчиков из числа СМП.

Подробнее: «Привлекаем подрядчиков к исполнению госконтракта».

Учитывайте эти изменения при составлении проекта госконтракта. Вот инструкция, как описать обеспечение контракта для СМП по 44-ФЗ в 2020 году:

  1. Пропишите размер или воспользуйтесь правом его не устанавливать.
  2. Пропишите условия применения антидемпинговых мер по ст. 37 44-ФЗ.
  3. Пропишите платежные реквизиты для перечисления денег.
  4. Укажите требования к банковской гарантии.
  5. Пропишите возможность уменьшения размера обеспечения и замены его.
  6. Пропишите срок возврата.

Вот пример применения этой инструкции из реальной закупки в ЕИС.

Строительные госконтракты, как правило, носят долгосрочный характер. По 44-ФЗ размер обеспечения исполнения обязательств по таким контрактам составляет от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не меньше аванса. Такие правила установлены для тендеров с НМЦК больше 50 млн рублей.

Госконтракт заключается после того, как участник закупки предоставил ОИК. Если он этого не сделает, его признают уклонившимся от заключения госконтракта. Это приведет к включению его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Обеспечивать госконтракт деньгами на долгосрочный период обременительно для участников, так как на рынке подрядчиков капитального строительства нет организаций, которые спокойно изымают из оборота такие суммы. Получается, самый доступный способ обеспечить сделку — банковская гарантия.

Такие гарантии подрядчикам выдаются на срок до пяти лет, а комиссия по ним — до 5%. Это финансово нагружает подрядчика. А получить банковскую гарантию в таком размере проблематично для подрядных организаций из-за жестких требований банков.

Чтобы создать более благоприятный инвестиционный климат и условия для повышения конкуренции в строительных тендерах, подготовили поправки в ст. 96 Закона о контрактной системе. После вступления в силу изменений поставщики смогут обеспечивать отдельные этапы, а гарантийные обязательства — по годам.

Основание для установления такого права — ч. 12.1 ст. 48 ГК РФ, в которой указано, что подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства. А Постановление Правительства №145 от 05.03.2007 о порядке организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий определяет этап строительства как объект, который вводится в эксплуатацию и эксплуатируется автономно.

В ч. 12 ст. 51 ГК указано, что федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен выдавать разрешения на строительство, по заявлению застройщика выдает разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Разрешение на строительство — документ, который разрешает застройщику строить, реконструировать объект капстроительства и подтверждает соответствие проектной документации требованиям, которые установлены градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

В ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе указано, что участник закупки, с которым госконтракт заключается по итогам закупки с ограничениями по ст. 30 44-ФЗ, не вносит обеспечение исполнения контракта на электронном аукционе по 44-ФЗ для СМП в 2020 году, если предоставит информацию из реестра контрактов об исполнении таким участником за три года до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, которые выполнены без неустоек (штрафов, пеней). Сумма цен таких госконтрактов составляет не меньше НМЦК. Эти сведения предоставляются участником закупки до заключения контракта.

Минфин в Письме №24-03-07/69332 от 09.09.2019 разъяснил, что допустимо предоставить информацию, которая определяет реестровые записи из реестра контрактов. Ведомство отметило, что, предоставляя информацию об исполнении контрактов (в т.ч. расторгнутых без неустоек по соглашению сторон, поскольку потребности заказчика уменьшились), вправе указать их фактические цены.

Поручительство договора не предусмотрено в следующих случаях:

  • участником торгов выступает казенное учреждение;
  • предмет закупочной процедуры — услуги по предоставлению кредита;
  • предмет торгов — выдача банковской гарантии, если заказчиком выступает бюджетное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Обеспечение исполнения контракта — этап, идущий после подведения итогов электронного аукциона, конкурса и других видов госзакупок. Победитель уже определен. Одновременно с заключением контракта нужно предоставить заказчику доказательство благонадежности.

Требования к предоставлению обеспечения исполнения государственного контракта установлены 96 статьей Федерального закона 44-ФЗ. Государственный заказчик может установить обеспечение исполнения контракта, если начальная контракта менее 500 тыс. рублей, о чем сообщает в извещении к аукциону или конкурсу.

Госзаказчик обязан требовать обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ, если начальная цена контракта выше 500 тыс. рублей.

Первый способ внести обеспечение контракта по 44-ФЗ – это денежное обеспечение путем перевода средств на расчетный счет заказчика. Если необходимой суммы (иногда десятков миллионов рублей) у победителя конкурса, нет, то можно получить банковскую гарантию на обеспечение исполнения контракта, а затем предоставить ее заказчику.

В 2016 году обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ было внесено поставщиками в 41% контрактов на сумму 446 млрд. руб.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ устанавливается в размере от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит обеспечение контракта после выигрыша в тендере перед его подписанием.

Если начальная цена превышает 50 млн. рублей, то нижний порог обеспечения повышается до 10%, а верхний остается на уровне 30%. Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком и прописывается в документации закупки.

Верхний порог обеспечения может быть увеличен в 1,5 раза, до 45% от начальной цены, если применяются антидемпинговые меры.

Это когда снижение цены в ходе электронных торгов превысило 25%. При сильном демпинге размер обеспечения контракта может превысить всю стоимость контракта, поскольку рассчитывается от максимальной цены.

В таком случае поставщик вряд ли готов отправить заказчику больше денежных средств, чем он получит по факту исполнения контракта. Намного выгоднее купить банковскую гарантию.

Если по договору заказчик должен выплатить поставщику аванс, то в соответствии с ФЗ-44 размер обеспечения исполнения контракта установлен не менее суммы аванса.

Но, как быть если размер аванса 30% от начальной (максимальной) цены контракта или больше. В таком случае сумма обеспечения увеличивается и должна соответствовать размеру аванса. И опять на помощь приходит банковская гарантия по 44-ФЗ, спасая организацию, победившую на аукционе, от перевода этой колоссальной суммы средств.

Как происходит возврат денежных средств. Когда обязательства по контракту полностью выполнены и заказчик не имеет претензий к исполнителю, ему (заказчику) необходимо вернуть обеспечение исполнения контракта.

Законодательно этот вопрос не урегулирован до конца, поэтому этот пункт необходимо прописывать в контракте.

Рассчитать обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ можно, исходя из НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта). Определение конечной суммы будет зависеть от заказчика, но действовать он сможет в рамках рассчитанного диапазона значений.

Согласно 44-ФЗ, котировка обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% от начальной цены. Диапазон значений можно рассчитать по схеме:

Начальная цена контракта

Размер обеспечения

До 50 миллионов рублей

от 5% до 30% от НМЦК, но не менее перечисленного заказчиком аванса.

Свыше 50 миллионов рублей

от 10% до 30% от НМЦК, но не менее суммы выплаченного аванса.

В границах перечисленных диапазонов заказчик может самостоятельно устанавливать размер обеспечения.

В соответствии с п. 1, ч. 1, ст. 30 44-ФЗ, если контракт заключается по результатам определения исполнителя, то величина обеспечения устанавливается от цены договора, но она не может быть меньше размера аванса. Это значит, что если тендер проходил среди СМП (субъектов малого предпринимательства) и СОНКО (Социально-ориентированной некоммерческой организации), то сумма обеспечения рассчитывается не от НМЦК, а от цены, предложенной победителем.

Возможность оформления возврата обеспечения должна быть указана в проекте соглашения. Реализация этого правила на практике облегчит решение спорных вопросов, если таковые возникнут.

Основной момент, который интересует подрядчика при оформлении возврата средств, — в какой срок будут перечислены деньги. Период устанавливает заказчик, ориентируясь на то, выполнены обязательства по контракту или нет. Фактически договор считается исполненным, когда подписывается акт приемки-сдачи работ. При этом для подрядчика актуален вопрос об исполнении гарантийных обязательств, если положение о них содержалось в условиях контракта. Однако не обязательно, что деньги будут находиться у заказчика до окончания гарантийных обязательств.

Что же нужно сделать для возвращения обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ? Как правило, стороны заранее обговаривают алгоритм действий и прописывают его в соглашении. Когда возникает такой случай, подрядчик должен составить письмо с просьбой о возврате средств и указанием реквизитов для перевода. Сообщение отправляется заказчику. Если госкомпания не вернет обеспечение в назначенный срок, то будут наложены штрафные санкции, размер которых также прописывается в контракте. В крайнем случае, подрядчик может обратиться за помощью в суд.

Однако иногда возникают ситуации, когда исполнитель предоставляет обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ, но назад его не получает. Так бывает, когда подрядчик не выполнил свои обязательства, предусмотренные договором. Заказчик даже имеет право инициировать процедуру расторжения контракта. В этом случае обеспечение в виде перечисленных денежных средств не будет возвращено поставщику. Если же заказчику была предоставлена банковская гарантия, то финансовое учреждение обязано будет выплатить госкомпании положенную сумму, а затем взыскать ее с подрядной организации.

Чем грозит непредоставление обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ в срок?

Если предоставление обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ не состоялось в срок, статья закона гласит, что подрядчик, совершивший подобное деяние, будет считаться отказавшимся от подписания соглашения. Ему грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Дальнейшую участь нерадивого подрядчика будет определять Федеральная антимонопольная служба РФ. Чаще всего организацию добавляют в список недобросовестных поставщиков и лишают ее обеспечения исполнения контракта. Бывают случаи, когда подрядчику удается доказать, что обвинения были выдвинуты несправедливо. Тогда компания может отделаться предупреждением. Но надеяться на такой исход событий не стоит, т. к. ФАС может посчитать доказательства невиновности неполными. И тогда карательных мер не избежать.

Чтобы не сталкиваться с нарушениями условий контракта, подрядчику нужно учитывать следующие моменты:

  • Во-первых, необходимо грамотно планировать свое время. Этап, следующий за завершением аукциона, — обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ. Для победителя тендера это первоочередная задача, решение которой нельзя откладывать. Особенно, если выбирается банковская гарантия.
  • Во-вторых, нужно помнить, что на оформление банковского поручительства требуется несколько дней.
  • Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ (статья 96, ч. 4) вносится исключительно победителем тендера. Закон гласит, что посредники в этом деле не допускаются.

При возникновении критической ситуации, когда не хватает одного-двух дней на то, чтобы предоставить обеспечение, можно воспользоваться следующим приемом. Подрядчик в последние часы срока подписания контракта имеет право отправить заказчику протокол согласования разногласий. Он не должен содержать весомые замечания. В протоколе можно указать, например, что заказчик не указал почтовый индекс или дополнительный телефон контакта. Госкомпания обязана будет рассмотреть документ, а у подрядчика появится несколько дней на то, чтобы завершить подготовку обеспечения.

Можно ли частично вернуть обеспечение исполнения контракта 44-ФЗ?

Часть 7 ст. 96 44-ФЗ гласит, что в процессе выполнения своих обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик имеет право предоставить госкомпании обеспечение, уменьшенное на размер выполненных работ. При этом способ предоставления гарантии также может быть изменен.

Дополняет закон письмо Минэкономразвития РФ от 09.03.2015 № Д28и-593, которое говорит, что объём выполненных работ, на основании которого происходит сокращение суммы обязательства, должен быть подтвержден документально.

С 01.07.2019 произошли некоторые изменения в 44-ФЗ по обеспечению исполнения контракта. Так, начиная с указанной даты, госкомпании больше не могут самостоятельно устанавливать период действия банковского поручительства, оформленного как обеспечение. Теперь это право перешло к участникам закупки (ч.3 ст. 96 44-ФЗ). При этом срок действия банковского поручительства должен быть больше периода исполнения контракта не менее чем на один месяц.

Ч. 30 ст. 34 44-ФЗ говорит о том, что во все договоры, по которым нужно оформлять обеспечение, должен быть включён пункт, обязывающий подрядчика предоставить новую гарантию в случае, если у банка, давшего свое поручительство на этапе оформления договора, отозвали лицензию. На предоставление заказчику новой гарантии дается один месяц со дня получения поставщиком соответствующего требования.

При этом нужно помнить, что величина предоставляемых гарантий может быть уменьшена, если часть работ, перечисленных в соглашении, уже выполнена, а за каждый день просрочки выполнения данного обязательства начисляется пеня в размере 1/300 от ключевой ставки.

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Важно: Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Если в качестве ОИК победитель выбирает внесение денежных средств на счет заказчика, то документом подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта будет оригинал платежного поручения. При этом стоит учитывать, что никаких счетов заказчик победителю не выставляет, перевод средств осуществляется по указанным заказчиком в документации реквизитам. Сами же денежные средства должны поступить на счет заказчика до дня подписания контракта.

Если в качестве ОИК победитель предоставляет заказчику банковскую гарантию (БГ), то подтверждающим документом будет оригинал БГ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. О том, как самостоятельно получить банковскую гарантию подробно написано здесь.

У каждой формы обеспечения исполнения контракта есть как свои плюсы, так и свои минусы. Например, внесение денежных средств на счет заказчика происходит значительно быстрее и проще, однако изъятие из оборота свободных средств для большинства компаний является непозволительной роскошью. Банковская же гарантия в этом случае является более предпочтительной, т.к. не требует вывода из оборота значительных для организации сумм. Однако не всегда удается получить БГ в отведенный для подписания контракта срок, плюс участнику необходимо собрать достаточно большой пакет документов для её получения, а также в некоторых случаях можно столкнуться с отказом банка в выдаче БГ.

Размер ОИК должен составлять от 5% до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер ОИК устанавливается в размере аванса.

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет ОИК в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса (аукциона) или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника с учетом положений ст. 37 44-ФЗ (антидемпинговые меры). Более подробно про антидемпинговые меры написано здесь.

Иногда на практике встречаются случаи, когда сумма заключенного контракта по итогам проведенных торгов меньше размера требуемого ОИК.

Пример: Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение проектных работ на строительство детского сада. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 17 млн. рублей. Обеспечение исполнения контракта, установленное в аукционной документации — 30% от НМЦК (5 100 000,00 рублей). В ходе аукциона цена контракта была снижена участниками на 67%. Победил участник с ценой 5 610 000,00 рублей. Согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ победитель должен предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации (1,5 х 5 100 000,00 = 7 650 000,00 рублей). Т.е. как вы видите, размер ОИК превышает сумму выигранного контракта более чем на 2 млн. рублей. Поэтому обязательно учитывайте этот момент.

Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:

1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Как внести обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Как мы с вами уже разобрались, сроки возврата ОИК должны быть установлены заказчиком непосредственно в самом контракте. Однако нередки случаи, когда заказчик эти сроки нарушает. В таком случае вам нужно направить в адрес заказчика соответствующее письмо о возврате средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Образец такого письма вы можете скачать здесь.

Обеспечение исполнения контракта рассчитывается от стоимости самого контракта. Однако чтобы быть точнее и ответить на вопрос – сколько процентов от цены контракта составляет обеспечение контракта – обратимся к Федеральному закону №44.

Итак, согласно пунктам 4, 5, 6 статьи 96 Федерального закона 44-ФЗ:

«4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

6. Размер обеспечения исполнения контракта (по 44-ФЗ) должен составлять от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на более чем на 25% по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона».

В случае победы в аукционе Вам необходимо будет внести на виртуальный счет площадки денежные средства (обеспечение исполнения контракта). Размер необходимых денежных средств будет указан в извещении на проведение аукциона. Согласно Федеральному закону №44, размер обеспечения исполнения контракта может составлять от 5% до 30% от суммы контракта.

Банковская гарантия – отличный вариант, если на кону крупный контракт, а вы не готовы вывести большую сумму денег для обеспечения исполнения контракта. Стоимость банковской гарантии будет ниже в несколько десятков раз.

Например, когда для обеспечения исполнения контракта необходимо перевести на торговую площадку 500 000 р., стоимость банковской гарантии этого же контракта может составить всего 40 000 р.

  • Подача заявки
  • Поиск аукционов
  • Оценка аукционной документации
  • Предоставление электронно-цифровой подписи
  • Аккредитация на торговых площадках
  • Предоставление рабочего места для участия в торгах
  • Удаленная настройка рабочего места для участия в торгах
  • Подача жалобы в ФАС
  • Запрос на разъяснение положений аукционной документации
  • Заключение контракта. Подготовка протокола разногласий к проекту контракта

Обеспечение исполнения контракта

Обеспечение исполнения контракта — это тоже своего рода гарантия, которую поставщик предоставляет заказчику. Её цель — снижение возможных финансовых рисков, которым подвергается заказчик при некачественном исполнении договора поставщиком или отсутствия исполнения как такового.

Обеспечения исполнения тоже можно выполнить только двумя способами: либо залогом денежных средств на депозит заказчика, либо получение банковской гарантии. В этом два обеспечения, о которых идёт речь, схожи.

Сумму обеспечения исполнения контракта заказчик обычно выставляет от 5% до 30% от НМЦК — начальной максимальной цены контракта. В исключительных случаях она может составлять и 50%, и даже 100%. Сумма гарантийного обеспечения, напомним, не будет больше 10% от НМЦК.

Обеспечение контракта вносится в период подписания контракта, а обеспечение гарантии вносится в момент поставки товара. В этом ещё одно различие этих двух обеспечений.

Стоит также упомянуть, что заказчик может выставить требование к обеспечению гарантийных обязательств, даже когда не устанавливает требование к другому обеспечению.

С 1 июля 2020 года выставление требования по обеспечению гарантийных обязательств это право заказчика, а не его обязанность. Однако в некоторых случаях он должен выставлять требование по предоставлению обеспечения гарантийных обязательств.

Важно: требование должно быть утверждено в извещении о проведении закупки, соответствующей документации, проекте контракта или приглашении для поставщика. Если такое условия поставлено не было, впоследствии заказчик не может потребовать от исполнителя это обеспечение. При этом в документе должны быть прописаны обязательства, которые предоставляет поставщик.

По закону заказчик выставляет требования в обязательном порядке, если осуществляет закупку машин или оборудования. При этом он устанавливает гарантийный срок товара, требования к качеству, объёму и гарантийному обслуживанию. Если это предусмотрено технической документацией, то требования устанавливаются также к осуществлению монтажа и наладки этого товара.

Во всех остальных случаях заказчик может не устанавливать вышеуказанные требования.

Электронный документооборот — обязательный атрибут любого бизнеса, так как отправка некоторых сведений в контролирующие органы должна быть исключительно в электронном виде. «Астрал.ЭДО» — онлайн-сервис для организации внутреннего и внешнего юридически значимого электронного документооборота.

Подробнее опишем, как поставщик может выполнить требование заказчика, и как долго будет действовать гарантия в каждом случае.

Способ 1 — перевод средств на счёт заказчика. Переведённые средства замораживаются и возвращаются на счёт максимум в течение 30-ти дней с момента окончания исполнения обязательств. А если закупка проводилась для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, то заказчик должен вернуть деньги в течение 15 дней.

Способ 2 — использование банковской гарантии. Поставщик может воспользоваться банковской гарантией, тогда ему не придётся вносить собственные средства. Срок гарантии от банка обязательно должен превышать срок исполнения гарантийных обязательств, установленный договором, не менее, чем на один месяц.

  1. Требования обеспечения гарантийных обязательств по 44-ФЗ — это право, а не обязанность заказчика.
  2. Заказчик обязан выставить требования только, если закупает машины или оборудование.
  3. Если заказчик указал требование к обеспечению, поставщик обязан его выполнить.
  4. Поставщик может использовать собственные средства, а может воспользоваться банковской гарантией.
  5. Сумма обеспечения не может превышать 10% от НМЦК.
  6. Требования к обеспечению, установленные в госконтракте, нельзя изменять, отменять или нарушать.

«Астрал.Тендер» — комплекс услуг для участия в торгах и госзакупках, одним из которых является тендерное сопровождение. Вам помогут найти подходящую закупку и подготовиться к ней, а также принять участие в торгах за вас.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

  • Здравоохранение и фармацевтика
  • Торговля
  • Транспорт и логистика
  • Банки и финансовые институты
  • Технологии, медиа и телекоммуникации (TMT)
  • Энергетика
  • Строительство

Назовем отдельно еще 2 отличительные особенности помимо названных выше:

1) Заказчик может выставить требование об обеспечении гарантийных обязательств даже тогда, когда внесение обеспечения исполнения контракта не требуется. Например, при приобретении компьютерной техники путем электронного запроса котировок заказчик может не устанавливать требование об ОИК (ч.1 ст.96 44-ФЗ), но может потребовать гарантийные меры, т.к. при закупках оборудования обязан обозначить требования к гарантийным обязательствам в техническом задании.

2) ОИК предоставляется победителем закупки до подписания контракта, а обеспечение ГО предоставляется поставщиком (исполнителем, подрядчиком) до подписания акта с Заказчиком.

В ч.2.2 ст.96 44-ФЗ сказано, что размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% начальной (максимальной) цены контракта. Например, если НМЦК составляет 1 млн. рублей, то ГО может быть установлено от 0 до 100 тыс. руб. включительно.

Говоря о сроках внесения ОГО, следует руководствоваться п.1 ч.13 ст.34 44-ФЗ: если заказчик установил данное требование, то в проекте контракта он обязан указать порядок и сроки предоставления исполнителем обеспечения гарантийных обязательств.

В 44-ФЗ ничего не говорится о том, как можно вернуть обеспечение гарантийных обязательств. А о возврате ОИК подробно говорится в ч.27 ст.34 44-ФЗ, поэтому заказчики пользуются этим положением:

  • в течение 1 месяца со дня исполнения обязательств;
  • в течение 15 дней, если закупка проводилась среди СМП и СОНКО.

Рекомендуем внимательно изучать проект контракта на предмет сроков возврата. Если заказчик их не указал, то воспользуйтесь своим правом отправить ему запрос на разъяснение положений документации о закупке с просьбой указать этот срок.

Сделаем выводы из всего сказанного.

Заказчик устанавливает требование по обеспечению гарантийных обязательств при необходимости (не распространяется на закупку машин и оборудования). Оно не может превышать 10% от НМЦК. В большинстве случаев обеспечение ГО устанавливается в процедурах, предметом которых являются товары, в паспорте которых прописан гарантийный срок эксплуатации.

При установлении заказчиком гарантийных мер в проекте контракта должны быть указаны порядок и сроки их внесения, а также сроки возврата.

Гарантийные меры можно предоставить 2-мя способами: деньгами или банковской гарантией. В противном случае заказчик не подпишет бумаги о приемке.

Внедрение законодателями в систему госзакупок обеспечения гарантийных обязательств явно не пришлись по душе поставщикам. Это очередные траты, которые следует учитывать при подсчете рентабельности того или иного участия в торгах. Сроки гарантийных обязательств могут очень надолго растянуться во времени, и возврат денежных средств может затянуться.

А с банковскими гарантиями связана другая негативная история. Во-первых, не все финансовые учреждения из перечня Минфина готовы сегодня предоставлять такие гарантии. Во-вторых, если сумма обеспечения ГО будет небольшой, то банк может отказать в выдаче гарантии. Часто это связано с тем, что у банка установлены лимиты суммы по выдаче БГ, ниже которых он не выдает гарантии.

При подаче заявки на участие в электронном аукционе либо конкурсе каждый из участников обязан внести обеспечительный платеж, а установить сумму такого платежа – обязанность каждого заказчика. Что касается размера обеспечения, то он устанавливается заказчиком, причем диапазон составляет 0,5- 5% от начальной (максимальной) контрактной цены. Например, если заказчику нужно приобрести картриджи для оргтехники на сумму 600,0 тыс. рублей, то сумма, которая необходима для обеспечения заявки, а также участия в электронном аукционе, составит 30,0 тыс. рублей, или 5,0%.

Требование обеспечения заявок относится ко всем участникам без исключения. Его целью является возмещение потерь муниципальных и государственных заказчиков в случае, если участником подается заявка, он побеждает в тендере, но уклоняется от заключения государственного контракта. В подобном случае обеспечение по заявке остается в качестве компенсации у заказчика.

Отдельно скажем об обеспечении заявок при проведении электронных аукционов. Для подобного вида торгов законом предусмотрено несколько способов обеспечения заявки.

  • В общем случае сумма обеспечения составит 0,5-5 % от начальной (максимальной) контрактной цены (на практике заказчиками, как правило, устанавливается 5,0%).
  • При проведении аукционов, имеющих начальную (максимальную) цену не больше 3,0 млн. рублей, сумма обеспечения не должна превышать 1,0 % от начальной (максимальной) контрактной цены.
  • При проведении аукционов для СМП сумма обеспечения не должна превышать 2,0 % от начальной (максимальной) контрактной цены.

При запросе котировок законодательством разрешено не требовать от заказчиков установления обеспечения заявок. Этот способ является наиболее простым и по условиям, и по организации. Что касается цен котировочных контрактов, то они не превышают 500,0 тысяч рублей, а сроки исполнения достаточно короткие. Методом запроса котировок, как правило, проводятся закупки типовых товаров, простых услуг и несложных работ. Поставщики, только начинающие осваивать систему закупок, могут попробовать себя в запросах котировок, что даст им возможность на начальном этапе обойтись без существенных затрат.

Для своевременного получения информации о торгах, проводимых методом запроса котировок, можно использовать сервис «Контур.Закупки». Он поможет поставщику оперативно найти необходимые ему закупки. Сервис имеет «умную» поисковую систему, позволяющую искать закупки по отрасли, типу торгов, региону, заказчику либо цене. «Контур.Закупки» дают возможность поставщику проводить настройку шаблонов запросов о проводимых торгах по «своим» товарам, а также получать на свою электронную почту актуальные уведомления о появлении в системе интересующих его запросов котировок.

Если участник не получил право на заключение контракта (не выиграл торги), то сумму обеспечения заявки он получит обратно. Возврат обеспечения проводится также в других случаях: если участник отозвал заявку, при отмене закупки, если по результатам рассмотрения закупочной комиссией заявка была отклонена. Для возврата обеспечения установлены определенные сроки: для конкурсов – пять рабочих дней, а для электронных аукционов – один рабочий день с того момента, когда наступило событие, явившееся основанием для возврата обеспечения.

Изменения в государственных закупках

Законом предусмотрены два способа внесения обеспечения; денежными средствами либо в виде гарантии банка (рассчитать стоимость). Форма обеспечения выбирается участником, поэтому он должен принять одно из решений: обеспечить изъятие из своего оборота приличной денежной суммы либо обратиться в банк, чтобы получить гарантию. Следует понимать, что выдачу гарантий банк осуществляет за деньги. Поэтому прежде чем туда обратиться, сделайте расчет, чтобы знать, какой из вариантов будет выгоднее – получение гарантии банка или внесение обеспечительного платежа денежными средствами.

При выборе формы обеспечения, помимо причин экономического характера, есть ограничения, установленные законом. Так, на электронных аукционах обеспечение заявки предусмотрено исключительно денежными средствами. Это можно объяснить спецификой электронных торгов и деятельностью ЭТП.

К банковским гарантиям имеется ряд требований. В них должны содержаться конкретные условия, которые предусмотрены законом и установлены заказчиком (к примеру, срок действия, который должен превышать срок контракта более чем на месяц). Помимо этого, гарантии могут выдавать только банки, входящие в реестр кредитных организаций, уполномоченных Минфином РФ. Выдав гарантию, банк должен обеспечить размещение информации об этом в ЕИС не позднее одного рабочего дня. Потом заказчику нужно убедиться в соответствии гарантии всем предъявляемым к ней требованиям.

Заказчик публикует закупку, рассматривает первые части заявок на участие и по ним допускает к аукциону. После аукциона заказчик рассматривает вторые части заявок пяти участников, предложивших самые низкие цены. Если заявка участника, сделавшего минимальное предложение на аукционе, подходит под требования заказчика, с ним заключают контракт. В противном случае заказчик выбирает другого подрядчика.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Заказчик размещает извещение об аукционе в ЕИС и в любых СМИ:

  • Не раньше, чем за 7 рабочих дней до окончания срока приема заявок, если его цена
  • Не раньше, чем за 15 рабочих дней до окончания срока приема заявок, если его цена > 3 млн руб.

Понятие и нормативная база

В Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок» законодатель закрепил два возможных типа аукциона – открытый и закрытый. При этом если для открытого аукциона допустима, а нередко и является обязательной, форма проведения в виде электронной торговой процедуры, то закрытый аукцион в электронной форме не проводится, а все заявки подаются в виде запечатанных конвертов.

Регулирование проведения процедур открытого и закрытого аукционов происходит на основании статей 59-71 и 86-91 Федерального закона №44-ФЗ. В рамках указанных статей происходит не только регулирование собственно процедуры такого вида торгов, но также и устанавливается порядок доступа потенциальных участников торгов ко всем необходимым документам.

Особую важность такое регулирование имеет в отношении возможности доступа к необходимой документации о проведении закупок, которая не размещается при проведении закрытого аукциона, в рамках которых закупаются товары или услуги относительно объекта, составляющего государственную тайну.

Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года

Электронный аукцион – это способ определения поставщика на электронной торговой площадке путем проведения торгов, где победителем признается участник закупки, который предложил наименьшую цену контракта.

Как уже было сказано выше электронный аукцион является наиболее востребованным среди заказчиков. С чем может быть связана такая популярность электронного аукциона среди заказчиков?

В первую очередь, проведение закупки таким способом, как правило, позволяет снизить итоговую цену контракта более, чем на 30% от начальной максимальной цены контракта.

Во-вторых, проходит планомерная законодательная поддержка такой процедуры. Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2013г. №2019-р утвержден перечень работ, товаров и услуг, закупки которых должны проводиться только в форме электронного аукциона.

В-третьих, мы живем с Вами в информационном веке, и переход на электронные формы проведения закупочных процедур является неотъемлемой составляющей развития общественных отношений.

В зависимости от целей проведения, электронные торги делятся на:

  • торги, проводимые с целью размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • торги, проводимые по заказу коммерческих организаций;
  • торги, проводимые с целью реализации имущества должников в деле о банкротстве;
  • торги по продаже арестованного имущества.

По квалификации участников закупочные процедуры делятся на открытые электронные торги и закрытые электронные торги:

С помощью закрытых электронных торгов проводится выбор поставщиков, прошедших предварительную квалификацию на допуск к участию. Это закупка товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну (например, выполнение заказов оборонной промышленности и т.д.).

В открытых процедурах могут принимать участие поставщики, прошедшие аккредитацию на электронных торговых площадках.

В целях проведения закупки заказчику необходимо разработать и утвердить документацию по аукциону.

Документы, которые готовит заказчик для проведения электронного аукциона:

  1. Информационная карта– выжимка с наиболее важной информацией по госзакупке.
  2. Форма заявки на участие в закупке– такой документ не является обязательным, а имеет рекомендательный характер.
  3. Инструкция по заполнению заявки.
  4. Обоснование НМЦК с использованием одного из рекомендованных методов: метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, сметного, затратного и пр.
  5. Техническое задание– описывает максимально подробно объект закупки.
  6. Проект государственного контракта– в этот проект в дальнейшем вносятся реквизиты победителя и его предложение по цене, другие его параметры при подписании менять не будут.

Извещение о проведении электронного аукциона размещается в ЕИС как минимум за 7 дней до окончания сроков подачи заявок на участие. Такие сроки действуют при НМЦК в пределах 300 млн р. (или 2 млрд р. при закупках по строительству, реконструкции и капремонту). Если же речь идет о крупных закупках на сумму более 300 млн р., то на подачу заявок на участие в закупках отводится не менее, чем 15 дней.

Заказчик так же вправе разместить извещение не только в ЕИС, но и в любых других печатных и электронных СМИ.

В извещении о проведении электронного аукциона должна быть прописана следующая информация:

  • идентификационный код закупки (ИКЗ);
  • условия контракта;
  • дата и место подачи заявок на участие в электронном аукционе;
  • дата проведения электронного аукциона;
  • размер обеспечения заявки и исполнения контракта и пр.

Заказчик также должен установить требования к участникам аукциона и указать на перечень документов, которые участники должны предоставить. Перечень таких документов и требований приводится в строгом соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 1.1, ч. 2, ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ.

Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *