Таможенный кодекс таможенного союза 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенный кодекс таможенного союза 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Раздел 1. Основные положения
    • Глава 1. Общие положения
      • Статья 1. Таможенное регулирование в таможенном союзе
      • Статья 2. Единая таможенная территория таможенного союза и таможенная граница
      • Статья 3. Таможенное законодательство таможенного союза
      • Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе
      • Статья 5. Порядок исчисления сроков, устанавливаемых таможенным законодательством таможенного союза
      • Статья 6. Таможенные органы и их основные задачи
      • Статья 7. Правоохранительная деятельность таможенных органов
      • Статья 8. Отношение к информации, полученной таможенными органами
      • Статья 9. Обжалование действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
    • Глава 2. Информирование и консультирование
      • Статья 10. Информирование о таможенном законодательстве таможенного союза
      • Статья 11. Консультирование таможенными органами

      1. Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее — таможенный союз) — правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

      2. Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, — в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза. (в ред. Протокола от 16.04.2010)

      1. Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:

      1) настоящего Кодекса;

      2) международных договоров государств — членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;

      3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств — членов таможенного союза.

      2. Таможенное законодательство таможенного союза действует на таможенной территории таможенного союза.

      Если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства — члена таможенного союза. (в ред. Протокола от 16.04.2010)

      3. При таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств — членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза. (в ред. Протокола от 16.04.2010)

      4. При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств — членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза. (в ред. Протокола от 16.04.2010)

      Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств — членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день выявления нарушения установленных требований, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза. (в ред. Протокола от 16.04.2010)

      1. В настоящем Кодексе используются следующие основные термины и их определения:

      1) авария — вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств (непреодолимой силы);

      2) административные правонарушения и преступления — административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство), и преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза;

      3) ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза — совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами;

      4) вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза — совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы;

      5) выпуск товаров — действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; (в ред. Протокола от 16.04.2010)

      6) декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

      7) заинтересованные лица — лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально;

      8) запреты и ограничения — комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств — членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза;

      9) иностранное лицо — лицо, не являющееся лицом государства — члена таможенного союза;

      10) иностранные товары — товары, не являющиеся товарами таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом;

      11) Комиссия таможенного союза — единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза;

      12) коммерческие документы — счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза;

      13) лицо — физическое и (или) юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом, если иное не вытекает из настоящего Кодекса;

      14) лицо государства — члена таможенного союза — юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве — члене таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза;

      1. Таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач:

      1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;

      2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств — членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

      3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

      4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

      5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

      6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

      7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств — членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств — членов таможенного союза — мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств — членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков; (в ред. Протокола от 16.04.2010)

      8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза;

      9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;

      10) ведение таможенной статистики.

      Законодательством государств — членов таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.

      2. Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств — членов таможенного союза.

      1. Таможенные органы государств — членов таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов.

      2. Таможенные органы государств — членов таможенного союза осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

      Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств — членов таможенного союза в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности.

      3. Таможенные органы государств — членов таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

      1. Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза, используется такими органами исключительно для таможенных целей, в том числе для предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений.

      2. Таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств — членов таможенного союза.

      Таможенные органы одного государства — члена таможенного союза передают предоставленную им информацию государственным органам данного государства — члена таможенного союза, если такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством данного государства — члена таможенного союза, в порядке и с соблюдением требований законодательства данного государства — члена таможенного союза по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны (секретов) и другой конфиденциальной информации, а также международных договоров государств — членов таможенного союза. (в ред. Протокола от 16.04.2010)

      Опубликовано: 10 сентября 2019 09:33 Последнее изменение: 27 октября 2020 11:07

      Порядок совершения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

      Ввоз (вывоз) товаров на (с) таможенную территорию Евразийского экономического союза

      При ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза предусмотрено последовательное совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза помещением под соответствующую таможенную процедуру, в том числе под таможенную процедуру таможенного транзита для перемещения в таможенный орган назначения, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование.

      При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процеду­рой, предусматривающей их вывоз, а в месте их убытия за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза также совершаются таможенные операции, связанные с убытием.

      Иностранные товары, ввезенные в любое из государств — членов Евразийского экономического союза и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса «товаров Евразийского экономического союза», получают право свободно обращаться на всей таможенной территории Евразийского экономического союза.

      Прибытие и убытие товаров, временное хранение товаров и таможенный транзит товаров

      Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в сроки, установленные статьей 88 ТК ЕАЭС.

      Законодательством Евразийского экономического союза о таможенном деле установлена обязанность предоставления таможенному органу предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным, авиационным, железнодорожным и водным транспортом.

      Предварительную информацию можно подать через «Личный кабинет участника ВЭД» или посредством информационного оператора..

      Предварительная информация подается таможенному органу государства – члена Евразийского экономического союза, на территории которого находится место ввоза товара. Порядок и сроки представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза по каждому виду транспорта утвержден отдельным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии. При перевозках товаров:

      автомобильным транспортом – представляется не позднее чем за 2 часа до ввоза товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

      железнодорожным транспортом – представляется не позднее чем за 2 часа до ввоза товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза. В случае если время перевозки товаров железнодорожным транспортом с момента убытия железнодорожного состава с железнодорожной станции сопредельной железной дороги до ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза составляет менее 2 часов, предварительная информация представляется до фактического убытия железнодорожного состава с такой станции.

      воздушным транспортом – представляется не позднее чем за 2 часа до прибытия воздушного судна на таможенную территорию Евразийского экономического союза. В случае если длительность полета, выполняемого воздушным судном, составляет менее 2 часов 30 минут, предварительная информация представляется не позднее чем через 30 минут после фактического вылета воздушного судна из аэропорта вылета в аэропорт прибытия воздушного судна на таможенную территории Евразийского экономического союза;

      водным транспортом — представляется не позднее чем за 6 часов до планируемого времени захода судна в первый порт, расположенный на территории Евразийского экономического союза. В случае если время перехода (буксировки) судна до его захода в первый порт, расположенный на территории Евразийского экономического союза, составляет менее 6 часов, предварительная информация представляется до фактического выхода судна из порта отхода.

      Время регистрации декларации сократилось в два раза – с двух часов до одного. Время выпуска товаров – в шесть раз. Раньше время выпуска могло составлять больше суток. Новый Таможенный кодекс обязывает таможенную службу уложиться в четыре часа, если при проверке таможенной декларации система управления рисками не выявит наличие рисков.

      Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

      До того момента, пока система управления рисков не запросила документы в подтверждение заявленных в декларации сведений, а таможенный инспектор не уведомил о месте и времени таможенного досмотра, участник ВЭД может внести изменения в уже поданную декларацию.
      Раньше внести изменения до проверки можно было только, если они не повлияют на решение о выпуске товаров или на пересмотр суммы таможенных платежей.
      Естественно, речь идет о формальных ошибках декларантов – изменять в декларации информацию о товарах нельзя.

      Участники ВЭД избавились от необходимости представлять таможенному органу документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. Предъявлять документы нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска, и это будут только те документы, которые определит информационная система, а не сотрудник таможни.

      Кодекс кардинально меняет подход к представлению предварительной информации таможенным органам. Теперь наряду с обязательной информацией, необходимой таможне для оценки рисков и принятия решений о форме контроля, участник ВЭД под своей электронной цифровой подписью сможет заведомо подать факультативный блок сведений исходя из своих дальнейших целей. Например, если вы хотите открыть процедуру транзита или поместить товар на склад временного хранения, вы можете представить таможне еще до прибытия товара на территорию ЕАЭС всю необходимую для этого информацию. На момент открытия процедур дублировать эту информацию не потребуется. Достаточно будет назвать номер ПИ, в которой заявлены необходимые сведения.

      Кроме этого, ПИ избавит субъектов хозяйствования от излишнего общения со всеми контролирующими органами в пункте пропуска. Таможня сама позаботится о передаче полученных сведений другим контролирующим органам, задействованным на границе. Таким образом, на момент прибытия груза на границу контроль в большинстве случаев будет уже завершен и приняты решения либо о выпуске, либо о форме дополнительного контроля. Однако в этой части ТК ЕАЭС начнет работать не сразу, а только после принятия ряда решений комиссии, регулирующих этот вопрос, и попрошествии времени, необходимого для доработки информационных систем, используемых в странах для представления ПИ.

      Новый Таможенный кодекс предоставляет участникам внешнеэкономической деятельности возможность уплаты таможенных платежей с отсрочкой в один месяц со дня, следующего за днем выпуска товаров, но при условии уплаты начисленных процентов. В ряде случаев можно пользоваться отсрочкой и до шести месяцев — если какой-то форс-мажор, поставка в соответствии с международными договоренностями или поддержка сельскохозяйственной деятельности.

      До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

      Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.

      Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2021 году:

      • Республика Беларусь;
      • Российская Федерация;
      • Республика Армения;
      • Республика Казахстан;
      • Кыргызская Республика.

      В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2021 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.

      Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) 2021, 2020

      Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.

      Основные проблемы ЕАЭС:

      • применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
      • неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
      • системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
      • недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.

      Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.

      На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.

      В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.

      Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:

      • санкции против России от США и Европейского союза;
      • конфликт России с Украиной;
      • кризисы на Ближнем Востоке.

      Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:

      • упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
      • улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
      • увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
      • позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.

      Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:

      • Беларусь – 23,7%;
      • Россия – 22,4%;
      • Казахстан – 21,7;
      • Армения – 32%;
      • Кыргызстан – 24,7%.
      1. Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
      2. Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
      3. Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
      4. Страны, входящие в ЕАЭС в 2021 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
      5. В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
      6. Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.

      Какие страны входят в Таможенный союз?

      В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.

      В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?

      Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.

      Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?

      Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.

      Что такое ЕврАзЭС?

      ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.

      Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?

      Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.

      Какой орган регулирует работу ЕАЭС?

      Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.

      Кто является председателем ЕАЭС?

      Председатель меняется каждый год. В 2021 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.

      Таможенный кодекс Таможенного союза состоит из 2 частей, 8 разделов, 50 глав, общей сложностью 372 статьи.

      Общая часть

      Глава 1. Общие положения
      Глава 2. Информирование и консультирование
      Глава 3. Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела
      Глава 4. Информационные системы и информационные технологии
      Глава 5. Таможенная статистика
      Глава 6. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Классификация товаров
      Глава 7. Страна происхождения товаров
      Глава 8. Таможенная стоимость товаров

      Таможенный Кодекс 2021 — 2020 Москва, Cанкт-Петербург

      Глава 9. Общие положения о таможенных платежах
      Глава 10. Исчисление таможенных пошлин, налогов
      Глава 11. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов
      Глава 12. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов
      Глава 13. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)
      Глава 14. Взыскание таможенных пошлин, налогов

      Глава 15. Общие положения о таможенном контроле
      Глава 16. Формы и порядок проведения таможенного контроля
      Глава 17. Взаимная административная помощь таможенных органов
      Глава 18. Система управления рисками
      Глава 19. Порядок проведения таможенных проверок
      Глава 20. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля
      Глава 21. Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля

      Глава 22. Основные положения о перемещении товаров
      Глава 23. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза
      Глава 24. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза
      Глава 25. Временное хранение товаров

      Глава 26. Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру
      Глава 27. Таможенное декларирование товаров
      Глава 28. Выпуск товаров

      Глава 29. Общие положения о таможенных процедурах
      Глава 30. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
      Глава 31. Таможенная процедура экспорта
      Глава 32. Таможенная процедура таможенного транзита
      Глава 33. Таможенная процедура таможенного склада
      Глава 34. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
      Глава 35. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
      Глава 36. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
      Глава 37. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
      Глава 38. Таможенная процедура временного вывоза
      Глава 39. Таможенная процедура реимпорта
      Глава 40. Таможенная процедура реэкспорта
      Глава 41. Таможенная процедура беспошлинной торговли
      Глава 42. Таможенная процедура уничтожения
      Глава 43. Таможенная процедура отказа в пользу государства

      Федеральная таможенная служба

      • Правильно рассчитать налоги, без пеней и штрафов.
      • Без ошибок заполнить документы и отчеты.
      • Оптимизировать свой бухучет и сэкономить на налогах.
      • Сократить время работы с бухгалтерской рутиной.
      • Уверенно действовать при проверках и в судах.

      Какие же конкретно преимущества получат субъекты хозяйствования от Таможенного кодекса ЕАЭС?

      По данным пресс-службы ЕЭК, кодекс оцифровывает систему регулирования внешнеэкономической деятельности. Теперь при наличии электронной цифровой подписи большинство операций можно будет совершить через интернет, взаимодействуя с информационной системой таможенного органа. Реализация этого новшества позволит выпускать товары информационными системами таможенных органов автоматически, без участия таможенного инспектора. Все решения — начиная от регистрации таможенной декларации и заканчивая выпуском товаров — сможет принимать информационная система таможенного органа, а не должностное лицо. Решения о проведении таможенного контроля и то, какие формы этого контроля будут применяться, также сможет принимать компьютер, а не человек.

      ТК ЕАЭС максимально переносит таможенный контроль на этап после выпуска товаров. Предоставив обеспечение уплаты таможенных платежей, участник внешнеэкономической деятельности сможет распоряжаться ввезенным товаром в своих целях еще до завершения проверки необходимых документов. Кроме того, расширен перечень товаров, которые можно «очищать» постфактум.

      Участников внешнеэкономической деятельности избавят от необходимости представлять таможенному органу документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. Предъявлять документы нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска, и это будут только те документы, которые определит информационная система, а не сотрудник таможни.

      Новый кодекс разрешает не представлять контролирующим органам сведения, которые уже есть в информационной системе. На деле это избавит предпринимателей от подачи одних и тех же документов таможенникам, транспортникам, специалистам фитосанитарного и ветеринарного контроля и т.д. по очереди, а проверка сможет осуществляться всеми контролирующими органами одновременно.

      До того момента, пока система управления рисков не запросила документы в подтверждение заявленных в декларации сведений, а таможенный инспектор не уведомил о месте и времени таможенного досмотра, участник внешнеэкономической деятельности сможет внести изменения в уже поданную декларацию. По старым правилам изменения до проверки можно внести только в том случае, если они не повлияют на решение о выпуске товаров или на пересмотр суммы таможенных платежей.

      Время регистрации декларации сократится в два раза — с двух часов до одного, а время выпуска товаров — в шесть раз. По старому кодексу время выпуска могло составлять сутки. ТК ЕАЭС обяжет таможенную службу уложиться в четыре часа, если при проверке таможенной декларации система управления рисками не выявит их наличие.

      ТК ЕАЭС предоставляет всем участникам внешнеэкономической деятельности возможность воспользоваться отсрочкой по уплате таможенных платежей с процентами. Причем в отдельных случаях повременить с уплатой, в том числе без начисления процентов за отсрочку, можно будет и до шести месяцев: исключения сделаны для форс-мажорных обстоятельств, а также поставок в рамках международных договоренностей или поддержки сельскохозяйственной деятельности.

      Новый Таможенный кодекс значительно усовершенствовал институт уполномоченного экономического оператора. Теперь статус уполномоченного экономического оператора смогут получить все участники цепи поставок товаров — перевозчики, владельцы складов, таможенные представители и участники внешнеэкономической деятельности, в то время как прежде претендовать на упрощения могли только импортеры и экспортеры.

      Субъекты хозяйствования, претендующие на статус уполномоченного экономического оператора, смогут выбрать из трех пакетов упрощений тот вариант, который подходит для их бизнеса. Кроме того, сам перечень получаемых уполномоченным экономическим оператором преимуществ вырос по сравнению с Таможенным кодексом Таможенного союза более чем в четыре раза: с четырех до семнадцати. Помимо уже имеющихся по прежнему кодексу привилегий, теперь уполномоченные экономические операторы смогут совершать таможенные операции на собственных складах, они получают возможность декларирования товаров после их введения в оборот (выпуск товаров до подачи таможенной декларации), пользоваться беспроцентной отсрочкой по уплате таможенных платежей до 45 дней, а также первоочередным порядком совершения таможенных операций (отдельные полосы для движения и т.д.).

      При этом свидетельство уполномоченного экономического оператора, выданное в одной стране — участнице ЕАЭС, будет признаваться на всей территории союза.

      В ТК ЕАЭС заложена юридическая возможность для внедрения механизма единого окна в систему регулирования внешнеэкономической деятельности стран ЕАЭС.

      В настоящее время в союзе уже идет работа над развитием этого механизма. В странах ЕАЭС реализованы отдельные элементы единого окна: электронное таможенное декларирование и е-лицензирование, система управления рисков для определения мер таможенного контроля, межведомственные информационные системы, электронные таможенные платежи. В недалеком будущем участники рынка смогут получать широкий спектр государственных услуг, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, не выходя из дома через личный кабинет. На основе межведомственного взаимодействия, уже сейчас осуществляемого в странах ЕАЭС, будет реализован базовый принцип единого окна — однократное представление контролирующим органам документов при совершении таможенных операций.

      Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

      1. Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования в зависимости от способов их перемещения через таможенную границу Союза совершаются в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза либо в таможенном органе государства-члена, на территории которого постоянно или временно проживает либо временно пребывает физическое лицо, которое может выступать декларантом таких товаров.

      Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования при их перевозке железнодорожным транспортом в случаях, установленных в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании, могут совершаться в пути следования пассажирских поездов.

      2. При перемещении физическими лицами через таможенную границу Союза товаров для личного пользования на транспортных средствах, за исключением водных и воздушных судов, таможенные органы предоставляют этим лицам возможность совершать таможенные операции, не покидая такие транспортные средства, за исключением случаев, когда это необходимо для соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

      3. Товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза, для их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами должны быть выпущены таможенными органами, за исключением случаев, когда такие товары для личного пользования считаются выпущенными при наступлении событий, предусмотренных пунктом 5 статьи 262 настоящего Кодекса, в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой, без помещения таких товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

      4. В отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, после их ввоза на таможенную территорию Союза либо для вывоза с таможенной территории Союза физическими лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение, временного ввоза, вывоза, временного вывоза либо для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса товары для личного пользования могут быть помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.

      В отношении товаров для личного пользования, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение или временного ввоза, должны быть совершены физическими лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, после завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита.

      До совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, либо при отказе таможенным органом в выпуске товаров для личного пользования указанные товары для личного пользования могут быть помещены на временное хранение, а товары для личного пользования, которые находятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, — также вывезены с таможенной территории Союза, если такие товары после ввоза на таможенную территорию Союза не покидали место прибытия, либо ввезены из места убытия обратно на таможенную территорию Союза.

      Таможенные операции, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, также совершаются иными лицами в случаях, определенных Комиссией в соответствии с пунктом 11 статьи 260 настоящего Кодекса.

      5. В случае невозможности выпуска товаров для личного пользования таможенным органом по причине несоблюдения условий выпуска и несовершения в отношении товаров для личного пользования таможенных операций, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, такие товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.

      6. Порядок совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза, либо товаров для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Союза (далее в настоящей главе — временный ввоз), выпуска таких товаров и отражения факта их признания не находящимися под таможенным контролем определяется Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией, или в части, не урегулированной Комиссией.

      Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаются с учетом особенностей, определенных главой 40 настоящего Кодекса, а в части, не урегулированной главой 40 настоящего Кодекса, — с учетом особенностей, устанавливаемых законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

      7. При проведении таможенного контроля в отношении товаров, перемещение которых через таможенную границу Союза осуществляется физическим лицом без таможенного декларирования, должностное лицо таможенного органа вправе потребовать у физического лица предъявление таких товаров, а также представление имеющихся у него документов, подтверждающих достоверность заявленных физическим лицом сведений, в том числе по результатам его устного опроса.

      8. В местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, в которых система двойного коридора не применяется, места совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, обозначаются на полосах движения линиями начала и завершения таможенных операций.

      Пересечение физическим лицом линии завершения таможенных операций без подачи пассажирской таможенной декларации является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию, если иное не установлено законодательством государств-членов.

      ГК РФ (часть I)

      ТК РФ

      НК РФ (часть I)

      ГК РФ (часть II)

      Земельный кодекс

      Жилищный кодекс

      КоАП РФ

      ГрК РФ

      НК РФ (часть II)

      ТК ЕАЕС

      ГПК РФ

      КАС РФ

      УПК РФ

      УК РФ

      Семейный кодекс

      Воздушный кодекс

      Водный кодекс

      Бюджетный кодекс

      ТК ТС

      Лесной кодекс

      ГК РФ (часть IV)

      ГК РФ (часть III)

      АПК РФ

      УИК РФ

      Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

      Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

      Таможенный кодекс ЕАЭС — это внушительный документ объемом в 1194 страницы. ТК ЕАЭС состоит из 9 разделов:

      1. 1. Общие положения;
      2. 2. Таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины;
      3. 3. Таможенные операции и лица, их совершающие;
      4. 4. Таможенные процедуры;
      5. 5. Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров;
      6. 6. Проведение таможенного контроля;
      7. 7. Таможенные органы;
      8. 8. Деятельность в сфере таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор;
      9. 9. Переходные положения.

      Разделы состоят из глав, которые в свою очередь содержат статьи в количестве 465.

      Главное, на что следует обратить внимание касаемо общих положений Кодекса:

      • Таможенные документы следует заполнять на русском языке или на государственном языке государства-члена, таможенному органу которого представляются таможенные документы.
      • Сведения, предоставляемые в кодированном виде, следует подавать с использованием классификаторов, утвержденных Комиссией ЕАЭС.
      • Информация о пунктах пропуска через госграницы Союза формируется и размещается на официальном сайте Союза.
      • До прибытия товаров на таможенную территорию Союза с целью ускорения проведения таможенного контроля, следует представить предварительную информацию о товарах, таможенное декларирование которых осуществляется с особенностями. Данная информация может подаваться в электронном виде на русском языке или на языке союзного государства, она регистрируется таможенным органом под определенным номером. Такая информация хранится в течение 30 календарных дней со дня ее регистрации.
      • Разрешение или отказ на отбор проб или образцов товаров выдается не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем обращения.
      • Таможенные органы осуществляют проверку правильности классификации товара, разъясняют и принимают решения об отдельных видах товаров, кроме того, они обязаны публиковать такие решения.
      • Если применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, то его следует подтверждать декларацией или сертификатом о происхождении товара.

      Согласно ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся:

      • Ввозная таможенная пошлина;
      • Вывозная таможенная пошлина;
      • НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
      • Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
      • Таможенные сборы, виды и ставки которых устанавливаются законодательством государств-членов Союза.

      Для расчета таможенных пошлин и налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации.

      Статья 144. Пробы и образцы товаров

      Согласно ТК ЕАЭС декларантами товаров может выступать лицо государства-члена Союза, а также иностранное лицо. В Кодексе четко прописаны права и обязанности декларанта, документы и сведения необходимые перевозчику (в зависимости от вида используемого транспорта) для представления таможенным органам.

      Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме, однако, декларирование допускается и в письменной форме в следующих случаях:

      • Если товары помещают под таможенную процедуру таможенного транзита;
      • Если это товары для личного пользования;
      • Если это товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях;
      • Если это транспортные средства международной перевозки;
      • Если в качестве таможенной декларации используются транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, в том числе предусмотренные международными договорами государств-членов Союза с третьей стороной.

      Виды таможенной декларации:

      • Декларация на товары (применяется при помещении товаров под таможенные процедуры);
      • Транзитная декларация (применяется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита);
      • Пассажирская таможенная декларация (применяется для товаров личного пользования);
      • Декларация на транспортное средство (применяется для транспортных средств международной перевозки, а также для таможенного декларирования припасов).

      Сведения, необходимые для внесения в декларацию на товары:

      • О заявляемой таможенной процедуре;
      • О декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров;
      • О транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми будут перевозиться по таможенной территории Союза;
      • О товаре (наименование, описание, классификация, происхождение, страна отправления и страна назначения, производитель, товарный знак, описание упаковки, цена, количество, таможенная стоимость товара, статистическая стоимость);
      • О расчете таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
      • Об условиях сделки с товарами;
      • О соблюдении запретов и ограничений;
      • О соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру;
      • О документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары;
      • О документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств-членов Союза;
      • О лице, заполнившем декларацию на товары, и дата ее составления.

      Согласно ТК ЕАЭС выпуск товаров таможенным органом должен быть завершен в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации.

      На 2021 год Российская Федерация входит в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), созданный в 2015 году. Объединение включает в себя следующие Республики: Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. В 2021 году на территориях Союза вступил в силу Таможенный Кодекс ЕАЭС.

      Таможенный кодекс ЕАЭС – классифицированный нормативно-правовой акт, включающий в себя совокупность мер по отслеживанию соблюдения правил ввоза и вывоза груза на территории Евразийского экономического союза.

      Цели таможенного контроля:

      1. Обеспечение членам ЕАЭС экономической безопасности при транспортировке и торговле.
      2. Гарантия выполнения международных договоров внутри Союза.
      3. Обозначение прав и обязанностей лиц, занимающихся деятельностью, связанной с транспортировкой различных объектов на территории Союза.
      4. Гарантия соблюдения мер регулирования.
      5. Противодействие преступным организациям, занимающимся финансированием террористических объединений и «отмыванием» доходов.
      6. Ведение статистики.
      7. Взимание пошлин и платежей.
      8. Осуществление государственного контроля над ввозом-вывозом товаров на территории ЕАЭС.
      9. Координирование взаимоотношений соответствующих органов.

      Задачи таможенного контроля:

      1. Создание условий для максимально простой и быстрой транспортировки товаров на территориях Евразийского Союза.
      2. Гарантия исполнения членами Союза мировых договоров, актов и т.п., касающихся таможенного объединения.
      3. Охранять национальную безопасность стран-членов, граждан и окружающей среды.

      Выделяются следующие объекты таможенного контроля:

      1. Товары, находящиеся под контролем Кодекса.
      2. Объекты с приобретённым статусом «Товаров Союза».
      3. Товары, находящиеся на территориях Союза.
      4. Документы, которые могут быть предоставлены контролирующим органам.
      5. Лица, чья деятельность связана с транспортировкой грузов за границу Союза.
      6. Различные сооружения.

      На данный момент существуют меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля. Соответствующие органы вправе принять любые из них для осуществления задач.

      1. Опрашивать физических лиц.
      2. Назначать экспертизу.
      3. Товары, находящиеся под таможенным контролем, в обязательном порядке состоят в учёте.
      4. Назначать маршруты перевозок.
      5. Осуществлять наблюдение.
      6. Использовать различные технические средства.
      7. Проводить ревизию систем товаров.
      8. Применять сопровождение.
      9. Осуществлять опознание документов, транспорта и прочего.
      10. Привлекать специалистов.
      11. Требовать совершения грузовых операций.

      Технические средства таможенного контроля очень важны для международных отношений. Благодаря различному оборудованию и устройствам измерения останавливают террористическую деятельность, предотвращают экологические и техногенные катастрофы.

      Технологии таможенного контроля достаточно прогрессивны:

      • рентгеновская досмотровая установка;
      • переносной аппарат для проверки ручной клади;
      • системы досмотра днища автотранспорта;
      • инспекционно-досмотровые комплексы (применяются на транспорте).

      1. Таможенная проверка – форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

      2. Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.

      3. Таможенная проверка может применяться при проведении таможенного контроля в соответствии с пунктом 8 статьи 310 настоящего Кодекса, а также в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 397 и пунктом 6 статьи 430 настоящего Кодекса.

      4. Таможенная проверка проводится таможенным органом государства-члена, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо.

      В соответствии с законодательством[2] одновременно с подачей электронной декларации не требуется предоставление документов, на основе которых она заполнена. Такие документы обычно расположены в электронном архиве документов в личном кабинете декларанта. И в случае запроса документов и сведений декларант может их быстро предоставить, а таможенный инспектор также быстро сопоставит сведения, указанные в декларации со сведениями из «архивных» документов.

      ТК ЕАЭС в ст. 119[3] устанавливает общие положения по срокам выпуска товаров и по срокам его продления.

      На регистрацию декларации на товары (далее — ДТ) отводится один час. Декларации присваивается сквозной номер и затем в течение четырех часов таможенный инспектор проверяет сведения, указанные в декларации.

      Таможенный кодекс таможенного союза 2021 последняя

      Ситуации продления срока выпуска товаров на 10 рабочих дней следующего за днем регистрации таможенной декларации, предусмотрены п. 4 и 6 ст. 119 ТК ЕАЭС:

      1. Для проведения или завершения начатого таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

      Например, в случае срабатывания профиля риска может потребоваться проведение таможенного досмотра. Инспектор, проверяющий декларацию, формирует уведомление на досмотр и отправляет его на таможенный пост, где в настоящее время находится товар, чтобы определить, какой товарный знак нанесен на товар.

      2. При необходимости выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации.

      3. В целях предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

      Ситуация продления срока выпуска в случае назначения и проведения таможенной экспертизы:

      Необходимость проведения экспертизы в таможенных целях также увеличит срок выпуска товаров. Согласно п. 8 ст. 119 ТК ЕАЭС если назначена таможенная экспертиза и для ее завершения необходим более продолжительный срок, чем срок в 10 рабочих дней, и не предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок выпуска товаров продлевается на срок проведения таможенной экспертизы.

      В соответствии с п. 1 ст. 390 ТК ЕАЭС[4] таможенная экспертиза проводится в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня принятия экспертом материалов и документов для проведения экспертизы. При этом в ТК ЕАЭС вопрос продления срока проведения экспертизы относит на уровень национального законодательства стран-участниц ЕАЭС.

      Так, срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться на срок, необходимый для проведения таможенной экспертизы, но не более чем на 4 месяца со дня принятия решения о продлении срока проведения таможенной экспертизы[5].

      В большинстве случаев вопросы таможенного органа при проверке декларации связаны с обоснованностью получения тарифных преференций по стране происхождения, либо с заявлением таможенной стоимости ниже уровня риска, либо с правильностью заявления классификационного кода товаров ЕТН ВЭД ЕАЭС, что может повлечь увеличение суммы таможенных платежей.

      Если выпуск товаров не может быть завершен даже в течение 10 рабочих дней со дня следующего за днем регистрации ДТ по причине не предоставления запрошенных документов и сведений, тогда согласно положениям п. 1 ст. 121[6] и п. 14 ст. 325[7] ТК ЕАЭС выпуск товаров производится при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. При этом срок выпуска увеличивается до 60 календарных дней, со дня регистрации ДТ.

      Например, в ходе проверки декларации сработал профиль риска в отношении таможенной стоимости. На практике данная ситуация разрешается следующим образом: таможенный инспектор продлевает срок выпуска на 10 рабочих дней и одновременно с запросом документов и сведений направляет декларанту расчет суммы обеспечения уплаты таможенных платежей на тот случай, если декларант за эти 10 дней не сможет предоставить документы в обоснование его стоимости. Расчет обеспечения производится исходя из ценовой информации по сделкам с однородными или идентичными товарами, находящейся в базе данных таможенных органов.

      Если по истечение 10 рабочих дней документы не предоставлены, то товар условно выпускают под обеспечение, и запускается проверка таможенной стоимости на 60 календарных дней.

      Также условный выпуск товаров производится в отношении товаров, к которым применяются запреты и ограничения, связанные с предоставлением сертификатов или деклараций о соответствии. Так, при ввозе иностранных товаров возникает обязанность по получению союзных сертификатов и деклараций о соответствии со знаком «ЕАС».

      Например, декларант ввозит партию велосипедов, и ему необходимо получить сертификат соответствия. В таком случае декларант некоторое количество экземпляров велосипедов (например, 5) выпускает по таможенной декларации в процедуре «ИМ-40» (выпуск для внутреннего потребления) как образцы. Остальные велосипеды проходят по второй декларации как условно выпущенные товары, и в графе 44 таможенной декларации указывается такой документ, как гарантийное письмо, в котором декларант обязуется предоставить сертификат соответствия в течение 45 дней, и в этот период не передавать третьим лицам условно выпущенные товары.

      По первой декларации велосипеды, которые выпущены как образцы, после подтверждения соответствия требованиям Технических регламентов ЕАЭС обычно декларанту не возвращаются, но если качество велосипедов подтверждается, то это подтверждение распространяется на всю партию велосипедов, в том числе на те, которые были выпущены условно по второй декларации. Встречаются в таможенной практике случаи, когда качество образцов не подтверждалось и приходилось заявлять таможенную процедуру реэкспорта и вывозить иностранный товар с территории ЕАЭС.

      Условный выпуск производится в отношении товаров, по которым предоставляются льготы по полному освобождению от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Такие ситуации обычно связаны с ввозом технологического оборудования в качестве вклада в уставной капитал организаций с иностранными инвестициями. Товары данной категории должны использоваться только в целях, указанных в гарантийном письме, которое предоставляет декларант таможенному органу. Согласно п. 3 ст. 126 ТК ЕАЭС[8] ограничения по пользованию и распоряжению связаны с отсутствием возможности по передаче условно выпущенных товаров третьим лицам, например, в аренду или посредством продажи. Но если у декларанта возникает необходимость по отчуждению условно выпущенных товаров, то сначала нужно уплатить таможенные пошлины по тем ставкам таможенных пошлин, которые действовали в день регистрации декларации.

      Условно выпущенные товары сохраняют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения статуса товаров ЕАЭС посредством:

      1) исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов;
      2) подтверждения соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, требующих подтверждения их безопасности и качества.

      Необходимо особо отметить, что в п. 8 ст. 126 ТК ЕАЭС закреплено положение о том, что для приобретения статуса товаров ЕАЭС условно выпущенные товары не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, т.е. подача еще одной декларации не требуется.

      Процедура приостановления выпуска связана с контролем за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности.

      В ходе проверки декларации таможенный инспектор, увидев в 31 графе торговую марку, должен проверить ее наличие в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (далее — ТРОИС). Если ее не окажется в таможенном реестре, производится проверка в Роспатенте. При обнаружении товарной марки (товарного знака, наименования, графического изображения) в одном из реестров, инспектор запрашивает у декларанта лицензионное соглашение с правообладателем. Если декларант не предоставит документов, свидетельствующих о законном использовании чужого товарного знака, тогда выпуск приостанавливается на 10 рабочих дней (если знак присутствует в ТРОИС) или на 7 рабочих дней (если товарный знак в ТРОИС не включен, но включен в реестр Роспатента).

      При этом согласно п. 2 ст. 124 ТК ЕАЭС[9] по запросу правообладателя этот срок продлевается таможенным органом, но не более, чем на 10 рабочих дней. Таким образом, приостановление выпуска товаров в случае нарушения прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности может занять не менее 20 рабочих дней.

      Декларант 16.02.2018 подал на таможенный пост декларацию на товары, в которой заявил к выпуску различные товары, представляющие собой запасные части легковых автомобилей. В электронном поле G31_12 «Наименование товарного знака, места происхождения, объектов авторского, смежного права, патент» графы 31 ДТ указан товарный знак «EMEX». В электронном поле G31_11 «Наименование фирмы-изготовителя» графы 31 ДТ — «EMEX DWC-LLC». Инспектором принято решение о проведении таможенного контроля и 16.02.2018 направлено декларанту уведомление о проведении таможенного досмотра, назначенного на 17.02.2018.

      Также в целях подтверждения соблюдения мер технического регулирования декларанту направлены запросы о предоставлении дополнительных документов — сертификатов соответствия на ввозимые товары. По результатам таможенного досмотра, проведенного с 17.02.2018 по 18.02.2018, установлен факт маркировки товара товарным знаком правообладателя при отсутствии разрешительных документов, 22.02.2018 таможней принято решение о приостановлении выпуска части товара по ДТ на 10 рабочих дней[10].


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *