Правил осуществления государственных закупок 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правил осуществления государственных закупок 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Настоящие Правила осуществления государственных закупок (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках» (далее – Закон), законами Республики Казахстан от 7 января 2003 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», от 24 ноября 2015 года «Об информатизации» и определяют порядок осуществления государственных закупок.

2. Правила не распространяются на государственные закупки с применением особого порядка осуществления государственных закупок.

Об утверждении Правил осуществления государственных закупок

31. Потенциальный поставщик представляет только одно ценовое предложение, содержащее сведения, предусмотренные настоящими правилами, внесение изменений и (или) дополнений в которое не допускается.

Допускается отзыв потенциальными поставщиками поданных ценовых предложений до истечения срока их представления. При этом допускается повторное представление ценовых предложений с внесенными изменениями до истечения срока их представления.

Сноска. Пункт 31 в редакции приказа Министра финансов РК от 29.02.2016 № 93 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

32. Представление потенциальным поставщиком ценового предложения является формой выражения его согласия осуществить поставку товара, выполнение работ, оказание услуг с соблюдением условий, предусмотренных в проекте договора.

33. В ценовое предложение потенциального поставщика включаются все расходы, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

34. Ценовое предложение представляется потенциальным поставщиком посредством веб-портала организатору до окончания срока приема ценовых предложений, указанного в объявлении, по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

35. Ценовое предложение считается принятым после автоматической отправки веб-порталом соответствующего уведомления потенциальному поставщику, подавшему ценовое предложение.

Сноска. Глава 4 дополнена параграфом 3-1 в соответствии с приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 27.12.2019 № 1438 (вводится в действие с 01.01.2020).

45-1. Обеспечение заявки на участие в государственных закупках способ запроса ценовых предложений вносится в размере одного процента от суммы, выделенной для приобретения товаров, работ, услуг.

В случае участия в государственных закупках способом запроса ценовых предложений по нескольким лотам потенциальный поставщик представляет обеспечение заявки на каждый лот отдельно.

Соответствие обеспечения заявки на участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений определяется веб-порталом автоматически при подаче потенциальным поставщиком заявки на участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений.

Сноска. Пункт 45-1 — в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 28.02.2020 № 205 (вводится в действие с 01.03.2020).

45-2. Потенциальный поставщик выбирает один из следующих видов обеспечения заявки на участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений:

1) деньги, находящиеся в электронном кошельке потенциального поставщика;

2) банковскую гарантию, предоставляемую в форме электронного документа согласно приложению 3-1 к настоящим Правилам.

Не допускается совершение потенциальным поставщиком действий, приводящих к возникновению у третьих лиц права требования в целом либо в части денег, находящихся в электронном кошельке.

Не допускается использование единым оператором денег, находящихся в электронном кошельке, за исключением случаев, указанных в пунктах 45-4 и 45-5 настоящих Правил.

45-3. Обеспечение заявки на участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений, внесенное в виде электронной банковской гарантии, не возвращается организатором государственных закупок потенциальному поставщику при наступлении одного из следующих случаев:

1) потенциальный поставщик, определенный победителем, уклонился от заключения договора о государственных закупках;

2) победитель, заключив договор, не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил, в том числе несвоевременно исполнил требования о внесении и (или) сроках внесения обеспечения исполнения договора.

45-4. Обеспечение заявки на участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений, внесенное через электронный кошелек, блокируется единым оператором и не возвращается потенциальному поставщику при наступлении одного из следующих случаев:

1) потенциальный поставщик, определенный победителем, уклонился от заключения договора о государственных закупках;

2) победитель, заключив договор о государственных закупках, не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил, в том числе несвоевременно исполнил, требования о внесении и (или) сроках внесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках.

45-5. При наступлении одного из случаев, предусмотренных пунктами 45-3 и 45-4 настоящих Правил, сумма обеспечения заявки на участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений зачисляется в доход соответствующего бюджета, государственного предприятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, или аффилиированных с ними юридических лиц.

Единый оператор в течение пяти рабочих дней со дня поступления от заказчика заявления посредством веб-портала осуществляет перевод с электронного кошелька потенциального поставщика заблокированных денег по обеспечению заявки на указанный в заявлении заказчика счет, если потенциальный поставщик уклонился от заключения договора или заключив договор не внес обеспечение исполнения договора.

45-6. Организатор возвращает потенциальному поставщику внесенное им обеспечение заявки на участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений в виде электронной банковской гарантии, в течение трех рабочих дней со дня наступления одного из следующих случаев:

1) размещения протокола вскрытия в случаях отзыва данным потенциальным поставщиком своей заявки до истечения окончательного срока представления заявок на участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений;

2) подписания протокола об итогах государственных закупок. Указанный случай не распространяется на участника, определенного победителем государственных закупках способом запроса ценовых предложений;

3) подписания потенциальным поставщиком договора о государственных закупках и внесения им обеспечения исполнения договора.

101. Со дня размещения объявления о проведении конкурса всем желающим предоставляется возможность бесплатного получения конкурсной документации, либо проекта конкурсной документации на веб-портале.

102. Исключен приказом Министра финансов РК от 03.10.2016 № 521 (вводится в действие с 01.01.2017).

103. Не допускается предоставление конкурсной документации, либо проекта конкурсной документации до момента извещения о проведении конкурса на веб-портале.

Правила проведения государственных закупок в 2021 году

120. Вскрытие заявок на участие в конкурсе производится веб-порталом автоматически в течении пяти минут с момента истечения окончательного срока представления заявок на участие в конкурсе.

121. В случае, если на конкурс (лот) представлена только одна заявка на участие в конкурсе (лоте), то такая заявка также вскрывается и рассматривается в соответствии с настоящими Правилами.

122. Протокол вскрытия заявок на участие в конкурсе размещается веб-порталом автоматически в момент их вскрытия согласно приложению 6 к настоящим Правилам. При этом веб-портал рассылает автоматические уведомления членам конкурсной комиссии, потенциальным поставщикам, подавшим заявки на участие в конкурсе.

123. Потенциальным поставщикам, подавшим заявку на участие в конкурсе, по истечении трех рабочих дней со дня размещения протокола предварительного допуска обеспечивается доступ на просмотр заявок на участие в данном конкурсе других потенциальных поставщиков, за исключением конкурсных ценовых предложений.

169. Конкурсное ценовое предложение вскрывается веб-порталом автоматически по итогам рассмотрения заявки на участие в конкурсе на предмет соответствия квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации.

170. Веб-портал автоматически сопоставляет условные цены участников конкурса и определяет победителя конкурса на основе наименьшей условной цены.

171. Участник конкурса, занявший по итогам оценки и сопоставления конкурсных ценовых предложений второе место, определяется на основе условной цены, следующей после наименьшей условной цены.

172. При равенстве условных цен конкурсных ценовых предложений победителем признается участник конкурса, имеющий больший показатель финансовой устойчивости потенциального поставщика, определяемый веб-порталом автоматически согласно данным информационных систем органов государственных доходов.

Для целей настоящих Правил расчет показателя финансовой устойчивости потенциального поставщика определяется веб-порталом автоматически согласно данным информационных систем органов государственных доходов по формуле расчета показателя финансовой устойчивости согласно приложению 8-4 к настоящим Правилам.

При равенстве показателей финансовой устойчивости победителем признается участник конкурса, заявка на участие, которого поступила ранее заявок на участие в конкурсе других потенциальных поставщиков.

Сноска. Пункт 172 — в редакции приказа Министра финансов РК от 05.05.2021 № 431 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

173. Результаты оценки и сопоставления конкурсных ценовых предложений размещаются в протоколе об итогах государственных закупок способом конкурса в соответствии с пунктом 142 настоящих Правил.

КТРУ в госзакупках – расшифровка

Госзакупки 2021 — изменения

Могут ли самозанятые участвовать в госзакупках

Проведение запроса котировок в электронной форме 2021 года

Электронный аукцион по 44-ФЗ

В Российской Федерации государственные закупки регулируются нормативными актами различного уровня. Рассмотрим ключевые положения по госзакупкам и сравним их с нормативами аналогичного назначения в близлежащих странах.

Включает:
— пакет оптимизационных изменений: цель нововведений, условия, нормативно-правовая база изменений;
— сокращение конкурентных способов закупок как новый подход к развитию контрактной системы в сфере закупок;
— нововведения при формировании извещения о закупке, типовые формы документов: особенности для участника;
— введение электронного документооборота от планирования до приемки исполнения контракта. Документы участника закупки.

Особый интерес в ФЗ от 01.07.2021 № 277-ФЗ для поставщика представляют вопросы, которые относятся к: новым условиям и требованиям при закупках у СМП и СОНКО, обновленному порядку оплаты контрактов в соответствии с новыми сроками.

Предусматривает обязанность осуществлять закупки по закону № 44-ФЗ новых субъектов.

Основные изменения в правилах участия в закупках 2021 – 2022 годах

Постановление включает изменения при осуществлении закупок среди субъектов МСП.

В этой статье будут рассмотрены основные изменения, которые касаются участия в закупках.

  • Оптимизация (сокращение) конкурентных способов закупок (44-ФЗ) и изменения «внутри» процедур.
    В настоящее время с учетом требований закона о контрактной системе существует 11 способов закупок. С 1 января 2022 года количество возможных способов закупок будет сокращено. Останутся только электронный аукцион, электронный конкурс, электронный запрос котировок. Подвиды закупок также будут предусмотрены (закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый аукцион в электронной форме), однако, не будут больше проводиться конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы и перестанет существовать запрос предложений как способ определения поставщика. Заказчик сможет провести процедуру с учетом нового перечня конкурентных процедур или в установленных законом случаях путем закупки у единственного поставщика.
    Порядок осуществления закупок будет видоизменен. Рассмотрим в сравнении основные изменения в части порядка проведения закупок на примере электронного аукциона:
    Какие произойдут изменения В настоящее время С 1.01.2022
    Заявка Состоит из двух частей Единая форма заявки без разделения на части
    Возможность внести изменения в извещение Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок
    Участие в торгах: время для подачи ценового предложения 10 минут 4 минуты
    Общее время для проведения торговой сессии Не ограничено 5 часов с момента начала торгов

    Профессиональная переподготовка

    Специалист в сфере закупок

    от 6 843 руб Подробнее

    Повышение квалификации

    Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд

    от 4 406 руб Подробнее

    Повышение квалификации по 44-ФЗ

    Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

    от 3 281 руб Подробнее

    Повышение квалификации по 223-ФЗ

    Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

    от 3 656 руб Подробнее

    Повышение квалификации

    Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

    от 4 593 руб Подробнее

    Повышение квалификации

    Особенности осуществления закупок в сфере строительства по 44-ФЗ

    от 4 593 руб Подробнее

    Повышение квалификации

    Осуществление закупок в здравоохранении по 44-ФЗ и 223-ФЗ

    от 4 593 руб Подробнее

    В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

    Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

    Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

    Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

    С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

    Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

    • НМЦК не более 3 млн руб.;
    • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
    • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
    • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
    • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
    • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
    • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

    Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

    3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:

    • в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616;
    • в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.

    Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

    Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.

    О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

    Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:

    • для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
    • для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

    Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.

    В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

    Об изменениях Закона № 44-ФЗ с 1 апреля 2021 года

    С 1 января увеличение доли госзакупок у СМП и СОНКО и сокращение сроков произведения оплаты по всем контрактам

    В третьем чтении был принят проект, согласно которому произошло увеличение обязательной доли закупок до 1/4 совокупного годового объёма закупок, взамен утверждённых в настоящий момент 1/6. Одновременно произойдёт сокращение сроков проведения оплаты по контрактам. В том случае, когда закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок:

    • не должен превышать 10 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
    • не должен превышать 15 рабочих дней — при других закупках.

    С 1 января 2023 года предельные сроки снова сократят и тогда они уже будут составлять:

    • до 7 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
    • до 10 рабочих дней — при остальных закупках.

    Отсчёт срока будет, как и раньше, вестись с даты подписания заказчиком документа о приёмке.

    В Госдуму был внесен проект об изменении п.14 ч.1 ст.93 44-ФЗ. В настоящий момент, согласно вышеуказанному основанию, допускается закупка у единственного поставщика такой продукции, как:

    • печатные или электронные издания;
    • доступ к этим электронным изданиям.

    При этом, осуществлять закупки у единственного поставщика в праве исключительно государственные библиотеки, образовательные или государственные научные организации.

    Представим, что заказчик проводит электронный аукцион и приобретает продукцию с условиями допуска по национальному режиму. Товары есть в перечне приказа № 126н, постановление по нацрежиму подтверждает необходимость установления ограничений.

    Участники подали заявки с такими предложениями:

    1. Участник № 1 — 150 000,00 рублей (поставка товара из РФ).
    2. Участник № 2 — 140 000,00 рублей (поставка продукции из Чехии).

    Обе заявки соответствуют требованиям закупочной документации. Комиссия определила победителя — это участник № 2. Контракт заключаем по цене 119 000 рублей (140 000,00 – 15%).

    При уклонении победителя заказчик вправе заключить контракт с другим участником (участник № 1). Товар, предложенный этим участником, из страны ЕАЭС, поэтому снижать цену на 15% нет необходимости.

    ☎ Связаться с нами!

    С 1 июля 2021 г. исключается одно из требований к участнику закупки

    Начиная с этой даты у участников электронных аукционов, электронных запросов предложений, открытых конкурсов и бумажных запросов котировок нельзя требовать предоставить в составе заявки ИНН учредителей.

    (Федеральный закон от 30.12.2020 № 539-ФЗ)

    Одновременно напомним, что с 5 июля 2021 года появится возможность обжаловать электронную закупочную процедуру через ЕИС

    Начиная с этой даты, направить жалобу в ФАС и ее территориальные органы можно будет как на заказчика или его комиссию, так и на оператора электронной площадки.

    Удачных Вам закупок !

    Изменения в Законах 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году

    • Аукционный вестник №538 (10 сентября 2021 г.)
    • Аукционный вестник №537 (03 сентября 2021 г.)
    • Аукционный вестник №536 (27 августа 2021 г.)
    • Аукционный вестник №535 (20 августа 2021 г.)
    • Аукционный вестник №534 (13 августа 2021 г.)
    • Аукционный вестник №533 (6 августа 2021 г.)
    • Аукционный вестник №532 (30 июля 2021 г.)
    • Аукционный вестник №531 (23 июля 2021 г.)
    • Аукционный вестник №530 (16 июля 2021 г.)
    • Аукционный вестник №529 (9 июля 2021 г.)

    С 1 апреля 2021 года произойдут новшества в порядке проведения конкурентных электронных закупок среди субъектов МСП.

    Во-первых, проведение электронного конкурса будет осуществляться без квалификационного отбора участников. Ранее это был один из обязательных этапов процедуры.

    Во-вторых, электронный запрос предложений будет проводиться по правилам, предложенным для электронного конкурса. Подача окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) новыми правилами не предусматривается.

    Для заявки на участие в электронном аукционе предлагается структура из двух частей:

    1. Предложение по предмету закупки.

    2. Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения.

    Для заявки на участие в электронном запросе котировок потребуются только документы и информация, если это будет определено в закупочных документах.

    Максимальный срок оплаты поставленных товаров по договору с участием только субъектов МСП, составляет не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара.

    Со 2 января 2021 года при нарушении сроков оплаты по договору, заключенному с субъектом МСП, или по его отдельному этапу на заказчиков распространяется административная ответственность в виде штрафов.

    Обзор: «Основные изменения в госзакупках в 2021 году» (КонсультантПлюс, 2021)

    31. Потенциальный поставщик представляет только одно ценовое предложение, содержащее сведения, предусмотренные настоящими правилами, внесение изменений и (или) дополнений в которое не допускается.

    Допускается отзыв потенциальными поставщиками поданных ценовых предложений до истечения срока их представления. При этом допускается повторное представление ценовых предложений с внесенными изменениями до истечения срока их представления.

    Сноска. Пункт 31 в редакции приказа Министра финансов РК от 29.02.2016 № 93 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

    32. Представление потенциальным поставщиком ценового предложения является формой выражения его согласия осуществить поставку товара, выполнение работ, оказание услуг с соблюдением условий, предусмотренных в проекте договора.

    33. В ценовое предложение потенциального поставщика включаются все расходы, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

    34. Ценовое предложение представляется потенциальным поставщиком посредством веб-портала организатору до окончания срока приема ценовых предложений, указанного в объявлении, по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

    35. Ценовое предложение считается принятым после автоматической отправки веб-порталом соответствующего уведомления потенциальному поставщику, подавшему ценовое предложение.

    Сноска. Глава 4 дополнена параграфом 3-1 в соответствии с приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 27.12.2019 № 1438 (вводится в действие с 01.01.2020).

    45-1. Обеспечение заявки на участие в государственных закупках способ запроса ценовых предложений вносится в размере одного процента от суммы, выделенной для приобретения товаров, работ, услуг.

    В случае участия в государственных закупках способом запроса ценовых предложений по нескольким лотам потенциальный поставщик представляет обеспечение заявки на каждый лот отдельно.

    Соответствие обеспечения заявки на участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений определяется веб-порталом автоматически при подаче потенциальным поставщиком заявки на участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений.

    Сноска. Пункт 45-1 — в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 28.02.2020 № 205 (вводится в действие с 01.03.2020).

    45-2. Потенциальный поставщик выбирает один из следующих видов обеспечения заявки на участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений:

    1) деньги, находящиеся в электронном кошельке потенциального поставщика;

    2) банковскую гарантию, предоставляемую в форме электронного документа согласно приложению 3-1 к настоящим Правилам.

    Не допускается совершение потенциальным поставщиком действий, приводящих к возникновению у третьих лиц права требования в целом либо в части денег, находящихся в электронном кошельке.

    Не допускается использование единым оператором денег, находящихся в электронном кошельке, за исключением случаев, указанных в пунктах 45-4 и 45-5 настоящих Правил.

    45-3. Обеспечение заявки на участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений, внесенное в виде электронной банковской гарантии, не возвращается организатором государственных закупок потенциальному поставщику при наступлении одного из следующих случаев:

    1) потенциальный поставщик, определенный победителем, уклонился от заключения договора о государственных закупках;

    2) победитель, заключив договор, не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил, в том числе несвоевременно исполнил требования о внесении и (или) сроках внесения обеспечения исполнения договора.

    45-4. Обеспечение заявки на участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений, внесенное через электронный кошелек, блокируется единым оператором и не возвращается потенциальному поставщику при наступлении одного из следующих случаев:

    1) потенциальный поставщик, определенный победителем, уклонился от заключения договора о государственных закупках;

    2) победитель, заключив договор о государственных закупках, не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил, в том числе несвоевременно исполнил, требования о внесении и (или) сроках внесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках.

    45-5. При наступлении одного из случаев, предусмотренных пунктами 45-3 и 45-4 настоящих Правил, сумма обеспечения заявки на участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений зачисляется в доход соответствующего бюджета, государственного предприятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, или аффилиированных с ними юридических лиц.

    Единый оператор в течение пяти рабочих дней со дня поступления от заказчика заявления посредством веб-портала осуществляет перевод с электронного кошелька потенциального поставщика заблокированных денег по обеспечению заявки на указанный в заявлении заказчика счет, если потенциальный поставщик уклонился от заключения договора или заключив договор не внес обеспечение исполнения договора.

    169. Конкурсное ценовое предложение вскрывается веб-порталом автоматически по итогам рассмотрения заявки на участие в конкурсе на предмет соответствия квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации.

    170. Веб-портал автоматически сопоставляет условные цены участников конкурса и определяет победителя конкурса на основе наименьшей условной цены.

    171. Участник конкурса, занявший по итогам оценки и сопоставления конкурсных ценовых предложений второе место, определяется на основе условной цены, следующей после наименьшей условной цены.

    172. При равенстве условных цен конкурсных ценовых предложений победителем признается участник конкурса, имеющий больший показатель уплаченных налогов, определяемый веб-порталом автоматически согласно данным информационных систем органов государственных доходов.

    При равенстве показателей уплаченных налогов победителем признается участник конкурса, заявка на участие, которого, поступила ранее заявок на участие в конкурсе других потенциальных поставщиков.

    Сноска. Пункт 172 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 27.12.2019 № 1438 (вводится в действие с 01.01.2020).

    173. Результаты оценки и сопоставления конкурсных ценовых предложений размещаются в протоколе об итогах государственных закупок способом конкурса в соответствии с пунктом 142 настоящих Правил.

    179. Конкурс признается несостоявшимся по одному из следующих оснований:

    1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе;

    2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе;

    3) к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;

    4) к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик.

    180. Если государственные закупки способом конкурса признаны несостоявшимися, заказчик принимает одно из следующих решений:

    1) о повторном проведении государственных закупок способом конкурса;

    2) об изменении конкурсной документации и повторном проведении государственных закупок способом конкурса.

    В случае признания повторных государственных закупок способом конкурса несостоявшимся, заказчик в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона, осуществляет государственные закупки способом из одного источника в случаях:

    1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе. При этом потенциальный поставщик, которому направляется приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника, определяется заказчиком;

    2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе. Цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика, указанного в заявке на участие в конкурсе.

    Для заказчиков становится обязательной проверка соответствия участника закупки п. 7.1 ч. 1 ст. 31. В настоящее время все положения ч. 1, начиная с п. 3 и вплоть до п. 11, просто декларируются на площадке, соответственно, участник декларируют свое соответствие. Нигде, в принципе, не написано, что заказчик должен проверять эту информацию, но он всегда может обратиться с запросом в соответствующие структуры госорганов в зависимости от вида декларируемого соответствия, в случае если у него возникнут сомнения. По новым правилам, с 1 января 2021 года комиссия заказчика обязана проверять соответствие поставщика п. 7.1 ч. 1 ст. 31.

    п. 7.1 ч. 1 ст. 31 — это требование к юридическому лицу, согласно которому он, в течение двух лет до даты подачи заявки на участие, не привлекался к административной ответственности по статье 19.28 КОАП.

    Еще раз обращаем внимание на то, что данное соответствие заказчик в 2021 году должен обязательно проверять!

    С 1 апреля 2021 года меняются алгоритмы осуществления запроса котировок и закупки у единственного поставщика. Последние, также нередко называемые малыми закупками, или закупками с «полки», осуществляются по п. 4.5 ч. 1 ст. 93. Их название обусловлено тем, что заказчику достаточно зайти в каталог, размещенный на соответствующем сайте-операторе электронной площадки, выбрать интересующую его продукцию, составить извещение с описательными характеристиками на нее, и объявить закупочную сессию.

    Отличительные нюансы запроса котировок в электронной форме:

    • достаточно короткий срок для подачи заявки для участника
    • отсутствие возможности заказчика менять положение извещения
    • возможность отменить закупку не позднее, чем за один час до даты окончания срока подачи заявок
    • стандартное время рассмотрения заявок
    • один рабочий день

    Обращаем внимание на особые алгоритмы заключения контракта: не ранее, чем через два рабочих дня с даты опубликования итогового протокола. При этом протокол разногласий не допускается! То есть проект контракта направляется участнику в один рабочий день с даты подведения итогов, участник подписывает его в один рабочий день, и уже далее заказчик подписывает документ со своей стороны. Таким образом, контракт может быть заключен не ранее, чем через два рабочих дня.

    Ключевое изменение в закупках у единственного поставщика — увеличение НМЦК до 3 млн руб. При этом, если проводится бумажная закупка по п. 4.5 ч. 1 ст. 93, то предельное значение начальной максимальной цены сохраняется в 600 тыс. руб. Но в случае, когда закупка по тем же основаниям выходит на функционал электронных магазинов, НМЦК возрастает до 3 млн руб. Требования к совокупным годовым объе��ам закупок по п. 4.5 при этом сохраняются. Это важное изменение для заказчика!

    Подробнее об алгоритмах закупочных процедур рассказывает эксперт Контру.Школы Светлана Сафина.

    20. Проверка, предусмотренная подпунктом «б» пункта 11 настоящих Правил, проводится в соответствии с настоящими Правилами на предмет непревышения:

    а) финансового обеспечения, указанного в извещении об осуществлении закупки, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупки (за исключением закупок, предусмотренных подпунктом «б» пункта 15 настоящих Правил), указанным в плане-графике с учетом финансового обеспечения, указанного в размещенных (в пределах идентификационного кода закупки, предусмотренного в плане-графике в соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Положения) в соответствии с Федеральным законом извещениях об осуществлении закупок, а также с учетом финансового обеспечения, указанного в контрактах, заключенных в соответствии с Федеральным законом с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и включенных в реестр контрактов, заключенных заказчиками. При этом проводится проверка соответствия финансового обеспечения в разрезе планируемых платежей на текущий финансовый год, плановый период и последующие годы начальной (максимальной) цене контракта, указанных в извещении об осуществлении закупки;

    б) финансового обеспечения, указанного в выписке из приглашения, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупки (за исключением закупок, предусмотренных подпунктом «б» пункта 15 настоящих Правил), указанным в:

    плане-графике с учетом финансового обеспечения, указанного в размещенных (в пределах идентификационного кода закупки, указанного в плане-графике в соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Положения) в соответствии с Федеральным законом извещениях об осуществлении закупок и направленных в соответствии с Федеральным законом приглашениях (в пределах идентификационного кода закупки, предусмотренного в плане-графике в соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Положения) принять участие в закрытом способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом проводится проверка соответствия финансового обеспечения в разрезе планируемых платежей на текущий финансовый год, плановый период и последующие годы начальной (максимальной) цене контракта, указанных в выписке из приглашения;

    отдельном приложении к плану-графику (в случае осуществления закупок, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 84 Федерального закона, за исключением закупок, предусмотренных подпунктом «б» пункта 15 настоящих Правил) с учетом финансового обеспечения, указанного в направленных в соответствии с Федеральным законом приглашениях (в пределах идентификационного кода закупки, предусмотренного в плане-графике в соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Положения) принять участие в закрытом способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом проводится проверка соответствия финансового обеспечения в разрезе планируемых платежей на текущий финансовый год, плановый период и последующие годы начальной (максимальной) цене контракта, указанных в выписке из приглашения;

    в) цен контракта, предложенных участником закупки, с которым в соответствии с Федеральным законом заключается контракт, и участником закупки, заявке которого присвоен второй номер, и указанных в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), над начальной (максимальной) ценой контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки;

    г) цены контракта, указанной в проекте контракта, предусмотренном подпунктом «е» или «з» (за исключением закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 6, 7, 10 — 14, 16, 17, 19, 22, 31 — 33, 35, 37 — 39, 47, 48, 54, 55 части 1 статьи 93 Федерального закона) пункта 4 настоящих Правил, над ценой, указанной в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом в случае, предусмотренном частью 18 статьи 34 Федерального закона, такая проверка проводится на предмет непревышения над начальной (максимальной) ценой контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки;

    д) цены контракта, указанной в выписке из проекта контракта, над ценой, указанной в выписке из протокола, предусмотренной абзацем третьим подпункта «а» пункта 26 настоящих Правил. При этом в случае, предусмотренном частью 18 статьи 34 Федерального закона, такая проверка проводится на предмет непревышения над начальной (максимальной) ценой контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (в случае осуществления закупки, предусмотренной пунктом 2 части 2 статьи 84 Федерального закона) или в выписке из приглашения (в случае осуществления закупок, предусмотренных пунктами 1, 3-5 части 2 статьи 84 Федерального закона);

    е) цены контракта, указанной в проекте контракта, предусмотренном подпунктом «з» (при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 6, 7, 10 — 14, 16, 17, 19, 22, 31 — 33, 35, 37 — 39, 47, 48, 54, 55 части 1 статьи 93 Федерального закона) пункта 4 настоящих Правил, над финансовым обеспечением, указанным в плане-графике (за исключением закупок, предусмотренных подпунктом «б» пункта 15 настоящих Правил). При этом проводится проверка соответствия финансового обеспечения в разрезе планируемых платежей на текущий финансовый год, плановый период и последующие годы цене контракта, указанной в проекте контракта.

    С 2021 года дополнен перечень закупок, которые указываются в плане-графике отдельной строкой, его дополнили закупки:

    • содержащие сведения о гостайне (такие сведения могут содержаться в документации или проекте контракта);
    • по страхованию, транспортировке и охране ценностей Госфонда, музейных ценностей;
    • услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;
    • осуществляемые с применением открытых электронных процедур госорганами и учреждениями, работающими на обороноспособность и безопасность государства;
    • на оказание услуг по предоставлению кредита.

    Из того перечня, который был в 2020 году, ничего не исключали, т.е. как и в 2020 году нужно внести отдельной строкой закупки строительству, реконструкции объекта капстроительства (по каждому объекту), на заключение энергосервисного контракта, подлежащие общественному обсуждению, а также выделенные лоты.

    Сведения о некоторых закупках (в.т.ч. на сумму не более 600 тыс.руб, по приобретению лекарственных препаратов по заключению медкомиссии) вносятся отдельной строкой без указания кода закупки. В 2021 году года перечень таких закупок остался без изменений.

    Начиная со следующего года в плане-графике не требуется детализировать данные по заключённым соглашениям о субсидиях. В обновлённой форме плана-графика (Приложение к Постановлению №1279) ссылка на реквизиты такого соглашения отсутствует.

    С 01.04.2021 года закупки небольшого объёма у единственного поставщика можно проводить с учётом изменений, которые внесены в Закон 44-ФЗ (в соответствии с Федеральным законом №449-ФЗ статья 93 Закона 44-ФЗ дополнена частями 12, 13).

    Так, в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона 44-ФЗ, начиная с апреля 2021 года, можно проводить закупки у единственного поставщика при помощи специальной процедуры на электронной площадке. Сумма закупки в данном случае ограничивается не 600 тыс. рублей (п. 4, 5 ст. 93 Закона 44-ФЗ), а 3 млн. руб.

    В план-график закупки, которые проводятся по специальной процедуре, включать не нужно.

    Увеличение суммы закупки и возможность осуществить её без предварительного планирования обеспечивается за счёт прозрачности процедуры и возможности обмена данными между электронной площадкой и ЕИС.

    Напомним, что недопустимо осуществлять закупки, которые не были предусмотрены планом-графиком (ч. 1 ст. 16 Закона 44-ФЗ).

    Если вы нарушите данное правило и проведёте какую-либо закупку, которой нет в плане-графике, то это чревато привлечением к административной ответственности. Размер штрафа для должностных лиц – 30 тыс. руб. (ч. 1.5. КоАП).

    Также административная ответственность должностных лиц предусмотрена и за другие нарушения, связанные с формированием плана-графика:

    • за включение в него объектов, не соответствующих требованиям законодательства или иных правовых актов от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП);
    • за нарушение срока утверждения – от 5 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП).

    Соответственно, к ответственности могут привлечь только за нарушения в отношении тех закупок, которые вы обязаны включать в план-график.

    Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

    Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

    Профессиональная переподготовка

    Государственные, муниципальные и корпоративные закупки

    От 7 300 руб Подробнее

    Повышение квалификации

    Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд

    От 4 700 руб Подробнее

    Повышение квалификации по 44-ФЗ

    Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

    От 4 300 руб Подробнее

    Профессиональная переподготовка

    Эксперт в сфере закупок

    От 7 500 руб Подробнее

    Повышение квалификации по 223-ФЗ

    Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

    От 3 900 руб Подробнее

    Повышение квалификации

    Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

    Малые закупки, предусмотренные пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, (те, предел по которым раньше составлял 100 тысяч рублей, а сейчас — 600 тысяч рублей) с 1 апреля 2021 года можно будет осуществлять в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей.

    Закупка будет проходить в следующем порядке.

    Участники закупки будут вправе сформировать, подписать усиленной электронной подписью и разместить на электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров. (Обратите внимание, что речь идет только о товарах). Такое предварительное предложение нужно будет «обновлять» на электронной площадке не реже, чем раз в месяц. Также можно установить конкретный срок его действия и в любой момент отозвать.

    Предварительное предложение должно будет содержать в себе:

    • наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
    • товарный знак (при наличии);
    • наименование страны происхождения товара;
    • документ (или его копия), подтверждающий страну происхождения товара (в случае, если такой документ в отношении соответствующего товара предусмотрен нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ);
    • единицу измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей;
    • цену (цены) единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
    • минимальное и (или) максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам;
    • наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов) или городского (городских) округа (округов) по общероссийскому (общероссийским) классификатору (классификаторам), используемому (используемым) для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
    • минимальный (минимальные) срок (сроки) и (или) максимальный (максимальные) срок (сроки) поставки товара;
    • информацию и документы, которые участник обычно подает для участия в конкурентных способах закупок (например, декларация соответствия единым требованиям и др).

    Если вы опубликовали такое предварительное предложение, это означает ваше согласие на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок, то есть предварительное предложение «превращается» в момент его размещения в заявку участника закупки. Важно помнить, что ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, за соответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, несет участник закупки.

    В свою очередь, заказчик формирует, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать также проект контракта и расчет начальной (максимальной) цены контракта. В течение одного часа с момента размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки определяет из числа всех размещенных предварительных предложений не более пяти заявок на участие в закупке (предварительных предложений), соответствующих требованиям, установленным в извещении и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки.

    Оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара и направляет их заказчику. Не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, заказчик принимает в отношении каждой заявки решение. Присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара, формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, где указывает победителя.

    В случае наличия менее двух заявок на участие в закупке процедура не проводится — об этом заказчика уведомляет оператор электронной площадки. Контракт с победителем заключается в течение 2 рабочих дней, протокол разногласий для данной закупочной процедуры не предусмотрен.

    Сильно утрируя и упрощая, данная закупочная процедура чем-то должна напоминать осуществление наших повседневных бытовых закупок в различных маркетплейсах.

    С 1 января 2021 года планировался к вступлению в силу масштабный законопроект Минфина России, во многом меняющий положения Закона № 44-ФЗ. Сам регулятор контрактной системы называет его вторым оптимизационным пакетом поправок в Закон № 44-ФЗ.

    Подготовка второго оптимизационного пакета поправок к Закону № 44-ФЗ была завершена только в мае, в том числе из-за пандемии коронавирусной инфекции и введения в РФ режима самоизоляции, что потребовало оперативного изменения закупочного законодательства и корректировки других законопроектов, находящихся на стадии подготовки. В конце мая Минфин России внес согласованный со всеми федеральными органами исполнительной власти оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ на рассмотрение правительства РФ, поэтому, очевидно, сроки вступления в силу положений законопроекта будут перенесены на более поздний срок.

    Собрали все изменения в 44-ФЗ с 01.11.2020 в таблицу с комментариями и ссылками на нормативные акты.

    Когда изменение вступило в силу Что меняется Нормативно-правовой акт
    13.11.2020

    Направляют меньше сведений в реестр контрактов по отдельным строительным закупкам.

    Постановление правительства №1799 от 07.11.2020

    27.11.2020

    Уточнили правила использования КТРУ при закупке радиоэлектронной продукции.

    Постановление правительства №1909 от 24.11.2020

    27.11.2020 Применяется новое положение о контрактной службе. Подробнее: «Разрабатываем новое положение о контрактной службе с 27.11.2020». Приказ Минфина №158н от 31.07.2020
    30.11.2020 Вступили в силу поправки к типовому контракту на поставку техсредств для реабилитации инвалидов.

    Приказ Минтруда №508н от 24.08.2020

    Собрали все изменения в 44-ФЗ с 01.10.2020 в таблице с комментариями и ссылками на нормативные акты.

    Когда изменения вступили в силу Суть изменений Нормативно-правовой акт Скачать
    01.10.2020

    Изменили правила согласования с ФАС сделок с единственным поставщиком по итогам закупок, которые не состоялись. Подробнее об этом — в статье «Как согласовать закупку с ФАС».

    Федеральный закон №449-ФЗ от 27.12.2019 Скачать
    Определили единственных поставщиков в закупках школьных автобусов в 2020 году.

    Распоряжение правительства №2525-р от 01.10.2020

    Скачать
    Заработала новая редакция приказа Минфин №126 от 04.06.2018 об условиях допуска иностранных товаров.

    Приказ Минфина №140н от 10.07.2020

    Скачать
    08.10.2020 Вступили в силу новые правила контроля в госзакупках. Постановление правительства №1576 от 01.10.2020 Скачать
    22.10.2020 Утвердили правила рассмотрения обращений госзаказчиков об определении едпоставщика для госнужд по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Постановление правительства №1649 от 10.10.2020 Скачать
    24.10.2020 Обновили порядок формирования и направления информации в закрытый реестр банковских гарантий и направления казначейством выписок и протоколов. Приказ Минфина №118н от 22.06.2020 Скачать

    Собрали в таблице изменения в 44-ФЗ с 1 сентября 2020 года с комментариями.

    Дата вступления в силу изменений Суть изменений Нормативный акт
    01.09.2020

    Из аукционного перечня по распоряжению правительства №471-р от 21.03.2016 исключили ОКПД2, связанные со строительной сферой. Это означает, что госзаказчики могут заказывать такие работы как с помощью аукциона, так и в форме конкурсных процедур. А для этих конкурсов разработали специальные правила.

    Постановление правительства №921 от 25.06.2020

    05.09.2020 В обязательном порядке применяется типовой контракт на оказание охранных услуг. Приказ Росгвардии №149 от 01.06.2020
    08.09.2020 Утвердили список промышленных товаров, для госзакупок которых в 2020 году устанавливают авансирование не меньше 80%. Постановление правительства №1289 от 26.08.2020
    11.09.2020 Поправили список товаров по приказу Минфина №126н от 04.06.2018 об условиях допуска зарубежной продукции к госзакупкам.

    Приказ Минфина №140н от 10.07.2020

    17.09.2020 Изменили положение о примерных условиях госконтрактов по гособоронзаказу. С этой даты расчет цены серийного производства — условие контракта на создание оружия и спецтехники.

    Постановление правительства №1366 от 07.09.2020

    Собрали последние изменения в 44-ФЗ с 01.08.2020 в табличной форме.

    • Сфера применения настоящего Федерального закона

      • 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

      • 1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

      • 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

      • 3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов;

      • 4) особенностей исполнения контрактов;

      • 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

      • 6)аудитав сфере закупок товаров, работ, услуг;

      • 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контроль в сфере закупок).

      • 2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:

      • 1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

      • 2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” и Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”;

      • 3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни;

      • 4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации;

      • 5) привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”;

      • 6) закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также при подготовке проведения общероссийского голосования;

      • 7) привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, при подготовке проведения общероссийского голосования, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”;

      • 8) утратил силу с 31 июля 2018 года. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 266-ФЗ;

      • 9) закупкой товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, при подготовке проведения общероссийского голосования;

      • 10) взиманием оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы в соответствии с частью 4 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;

      • 11) заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

      • 3. Особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами.

    Новые правила по закупкам малого объема разработаны с целью упрощения процедуры торгов, а также соблюдения принципов прозрачности и открытости. Появляется возможность организации процедур через электронные магазины, которые взаимодействуют с Единой информационной системой. Операторы электронных площадок должны обеспечивать интеграцию с ЕИС и налаживание взаимодействия.

    В связи с новыми изменениями поставщикам будет легче участвовать в таких закупках в виду сокращения некоторых этапов и минимального объема документации.

    Рынок государственных закупок разительно отличается от коммерческого сегмента. Процедура удовлетворения потребностей государственных структур жестко регламентирована. Система тендеров создана в целях эффективного расходования бюджетных средств. О свободе ценообразования речи не идет.

    Основные принципы и правила государственных закупок изложены в законе № 44-ФЗ от 05.04.2013 года. Большое значение имеют акты Правительства РФ, разъяснения федеральных министерств, антимонопольная и судебная практика.

    Кто имеет право участвовать в госзакупках? Поставщиками по государственным контрактам могут стать организации, предприниматели, физические лица. Условием является добросовестность.

    Для непосредственного участия потребуются:

    • Электронная подпись. Инструмент используется при подаче заявки, направлении ценового предложения и подписании контракта.
    • Регистрация в ЕРУЗ. Система интегрирована с порталом государственных услуг. Процедура проходит через сайт. Порядок создания учетной записи регламентируется правительственным постановлением № 1752 от 30.12.2018 года.
    • Аккредитация. Будущие поставщики должны пройти регистрацию на электронных площадках. По закону № 44-ФЗ процедура автоматизирована и не требует оплаты. Правительственным постановлением № 1447-р от 12.07.2018 года определено 8 таких платформ.
    • Договор с банком. Все расчеты по тендерам проводятся с применением специального счета. Инструмент предполагает дополнительные опции. Перечень финансовых организаций, имеющих право на его открытие, утвержден распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13.07.2018 года. Сейчас в списке находится 18 учреждений. Без специального счета разрешается претендовать лишь на недорогие заказы.

    Закон № 44-ФЗ обязывает заказчика перевести вознаграждение поставщику в течение 30 календарных суток. Если тендер выиграл субъект малого предпринимательства, срок сокращается до 15 рабочих дней. Отсчет ведется с момента подписания актов приемки или иных закрывающих документов.

    Заявку на тендер участник обязан обеспечить. Сделать это можно деньгами или банковской гарантией. Размер варьирует от 5% до 30% цены заказа. С 2019 года второй вариант актуален для всех процедур. Однако механизм выдачи таких документов кредитными учреждениями оставляет желать лучшего.

    Размер обеспечения может вырасти в процессе торгов. Это является своеобразной антидемпинговой мерой. Если участник снижает стоимость более чем на 25%, он обязан подтвердить свою добросовестность дополнительным взносом. Альтернативой становится подтверждение опыта. В качестве доказательства рассматриваются сведения об успешном исполнении не менее 3 контрактов.

    Определять победителя тендера заказчики могут несколькими способами. Наибольшее распространение в практике получили следующие формы:

    • Электронный аукцион. Взаимодействие между заказчиком и участниками переведено в онлайн-формат. Победителем становится лицо, предложившее наименьшую стоимость. Бумажные документы не используются.
    • Запрос котировок. Предельно быстрый способ. Тендер проводят в электронной или бумажной форме. Участники могут подать заявки в течение 5 рабочих суток. При любых изменениях документации претендентам предоставляется еще 4 дня. Победителем объявляют лицо, предложившее самую низкую цену. Запрос котировок проводят по контрактам до 3 миллионов рублей. Доля соглашений, заключенных в такой форме, не должна превышать 10% от годового объема закупок заказчика.
    • Открытый конкурс. Выиграть в тендере могут участники, превзошедшие конкурентов по совокупности факторов. Выбирать поставщика этим способом разрешено, если товар, услуга или работа не включена в правительственный перечень № 471-р от 21.03.2016 года. Отличительной чертой является переторжка. После предварительного рассмотрения заявок участникам предлагают дополнительно снизить цену. Решение принимают по итогам.
    • Запрос предложений. Процедура проводится редко и регламентируется статьей 83.1 закона № 44-ФЗ. Победителем признают участника, предложившего самые выгодные условия исполнения заказа. Форма применяется в целях закупки инвентаря для российских спортивных команд (Олимпиады и Паралимпиады). Запрос предложений проводят для исполнения ранее расторгнутого государственного контракта. Способ актуален при приобретении специфических лекарств, назначенных врачебной комиссией, услуг по защите интересов России в иностранных и международных судах. Так размещают заказы, если аукционы и конкурсы признаны несостоявшимися. Запрос проводят при закупке изделий народных промыслов, жилья для детей-сирот.

    Помимо указанных способов, в законе упоминаются закрытые тендеры, конкурсы с ограниченным участием, а также контракты с единственными поставщиками.

    Если говорить о государственных площадках, то обязательна регистрация в ЕИС (Единая Информационная Система). Она автоматически регистрирует вас на нескольких площадках.

    Для получения ключей есть фирмы с техподдержкой, где вы можете консультироваться от регистрации на площадках до подачи на аукцион. Также есть организации, где все могут сделать за вас за плату. Найти и подать заявку тоже можно за отдельную плату. Однако есть нюанс: фирма может вам «накидать» аукционов, взять за вас плату, а фактически они вам не подойдут. Бывает, присылают полный абсурд, здесь надо конкретно вести переговоры.

    Существуют фирмы по обучению, обучающие курсы. Здесь вы вкладываете в собственное развитие. И если вы новичок, это может быть действительно полезно и важно для вас.

    Всё приходит с опытом. Одну, вторую заявку подадите, и даже если их отклонят — ничего не случится, кроме того, что не будете участвовать в аукционе. Но зато будете знать, в чём ваша ошибка, так как площадка даст резюме по отклонению.

    Всё зависит от площадки. Если брать государственные, то для подачи заявки необходимо иметь на специальном счёте (открывается отдельно, бесплатно) от 1% процента от стартовой суммы контракта. Эта сумма блокируется на счёте. После проведения торгов деньги возвращаются.

    Если вы выиграли аукцион, потребуется обеспечение контракта. Четыре способа обеспечить контракт (это где-то 5% от начальной цены контракта): деньгами, банковская гарантия, заемные деньги, добросовестность.

    Заявка на участие в госзакупках состоит из двух частей:

    • постоянный пакет документов,
    • техническое задание, которое вы берёте из документации, где прописано, какие данные надо вписать и в каком виде.

    В коммерческих же тендерах всё индивидуально, в зависимости от площадки. Где-то даже могут запросить образцы продукции. Но разобраться можно всегда. Можно позвонить заказчику и с ним прояснить, что требуется, или проконсультироваться непосредственно с сотрудником площадки.

    Новые правила национального режима по 44-ФЗ в 2021 году

    Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 2019 г. № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 223) прекратил свое действие 1 июля 2021 г. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов», принятое во исполнение Указа № 223, не может применяться при осуществлении государственных закупок для строительства после 1 июля 2021 г. В этой связи с 1 июля 2021 г. проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) для строительства за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов должно осуществляться в соответствии с Законом № 419-З.

    МАиС и МАРТ разъясняют, что если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве заключены до 1 июля 2021 г., то на такие закупки не распространяется действие законодательства о государственных закупках. Их проведение осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 июля 2021 г., то есть в соответствии с Указом № 223 и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88.

    С учетом ч. 2 п. 6 Указа № 223 для целей переходного периода днем принятия решения о проведении процедуры закупки при строительстве необходимо считать день утверждения документации для предварительного квалификационного отбора участников для участия в подрядных торгах (торгах на закупку товаров при строительстве) и конкурсной документации для проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), документации для переговоров.

    Согласно части второй пункта 2 статьи 19 Закона № 419-З годовой план государственных закупок, размещенный в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками, является основанием для проведения процедуры государственной закупки, за исключением случая, установленного п. 5 приложения к Закону № 419-З.

    Из разъяснения МАиС и МАРТ следует, что если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве заключены до 1 июля 2021 г., то на такие закупки не распространяется действие законодательства о государственных закупках. Поэтому указанные товары (работы, услуги) не нужно включать в годовой план государственных закупок.

    В годовой план государственных закупок на 2021 г. необходимо включать только те товары (работы, услуги) для строительства, приобретение которых будет осуществляться посредством проведения процедуры государственной закупки согласно Закону № 419-З с 1 июля 2021 г.

    При этом МАиС и МАРТ обращают внимание, что ч. 4 п. 1 ст. 19 Закона № 419-З установлено, что при формировании годового плана государственных закупок товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно. Это означает, что если одни и те же товары (работы, услуги) приобретаются заказчиком, например, для 3-х объектов строительства, то они будут отражены в годовом плане государственных закупок 3 раза для каждого объекта строительства с соответствующими количеством (объемом) и стоимостью.

    Описание предмета государственной закупки, исходя из требований Закона № 419-З, должно позволять участнику сформировать предложение, в том числе его цену. Соответственно, в документы, предоставляемые для подготовки предложения и размещаемые на электронной торговой площадке, необходимо включать всю информацию, касающуюся объекта строительства (проектная, предпроектная (предынвестиционная) документация, дефектный акт и смета). Возможности передачи части документов отдельным участникам по их заявкам законодательство о государственных закупках не предусматривает.

    Абзацем 1 п. 2 ст. 18 Закона № 419-З установлено, что вид процедуры государственной закупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок, с учетом требований ст. 18, ч. 2 п. 1 и п. 4 ст. 31, ч. 1 п. 1 ст. 37, п. 2 ст. 38, п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 49 и п. 1 ст. 50 Закона № 419-З.

    МАиС и МАРТ разъясняют, что выбор вида процедуры государственной закупки в случае отдельного приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства определенного объекта, будет определяться исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в товарах (работах, услугах) по соответствующему объекту строительства, а не по товарам (работам, услугам), необходимым для строительства всех объектов.

    Вместе с тем в случае, если заказчик примет решение в одной процедуре государственной закупки приобрести товары (работы, услуги), необходимые для строительства нескольких объектов, то вид процедуры государственной закупки будет определяться исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности всех закупаемых совместно товаров (работ, услуг), указанной в годовом плане государственных закупок. При этом в таком случае разбивка предмета государственной закупки на части (лоты) не влияет на выбор вида процедуры государственной закупки.

    Одновременно МАиС и МАРТ отмечают, что необходимо учитывать именно ориентировочную стоимость годовой потребности в товарах (работах, услугах), указанную в годовом плане государственных закупок.

    Так как в годовой план государственных закупок на 2021 г. необходимо включать только те товары (работы, услуги) для строительства объектов, приобретение которых будет осуществляться посредством проведения процедуры государственной закупки согласно Закону № 419-З с 1 июля 2021 г., то для выбора вида процедуры государственной закупки товаров (работ, услуг) для строительства объектов в 2021 г. не учитываются товары (работы, услуги), процедуры закупок которых начаты или договоры на поставку заключены до 1 июля 2021 г.

    Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки определяется по правилам, установленным постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» (далее – постановление № 35).

    Согласно подпункту 1.2 пункта 1 постановления № 35 определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки может осуществляться посредством изучения конъюнктуры рынка, проектно-сметного или затратного способа.

    Поэтому в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства), определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки осуществляется проектно-сметным способом, обязанности дополнительного изучения конъюнктуры рынка нет.

    Что касается затратного способа, то он применяется в случае невозможности применения иных способов (изучения конъюнктуры рынка или проектно-сметного способа) или в дополнение к ним (подпункт 1.5 пункта 1 постановления № 35).

    Соответственно, для самостоятельного применения затратного способа заказчику (организатору) необходимо обосновать, по какой причине ориентировочная стоимость предмета конкретной государственной закупки не может быть определена посредством изучения конъюнктуры рынка или проектно-сметного способа. Обязанности оформления соответствующего обоснования в законодательстве нет, поэтому МАиС и МАРТ рекомендуют урегулировать данный вопрос в локальных правовых актах заказчика (организатора).


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *