Порядок направления требования об уплате налога пени и штрафа и процедуре его исполнения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок направления требования об уплате налога пени и штрафа и процедуре его исполнения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно действующему налоговому законодательству, требование об уплате налогов и сборов – это выраженное в письменной или электронной форме извещение от налогового органа, которое направляется плательщику-должнику.

Налоговому органу дается срок, установленный в размере трех месяцев, для направления к плательщику-должнику требования. Этот вопрос регулируется статьей 70 Налогового кодекса. При этом если задолженность плательщика перед государственным бюджетом не превышает 500 рублей, то срок направления требования увеличивается до одного года.

Требование всегда направляется только при наличии недоимки у организации, поскольку именно это предусмотрено действующим налоговым законодательством, независимо от того, привлекается плательщик-должник к ответственности или нет.

В тех случаях, если у налогового органа есть все основания считать, что плательщик-должник может быть привлечен к ответственности за налоговые правонарушения, независимо от того, уголовная это или административная ответственность, в требовании этот момент указывается.

Налоговый орган уведомляет плательщика, что он может быть привлечен к ответственности за совершенные правонарушения и преступления в случае невыполнения требования.

Согласно установленным нормам срок для выполнения требования установлен в размере восьми календарных дней, однако в некоторых случаях налоговый орган может самостоятельно устанавливать срок выполнения требований.

Условно выделяется два основных условия для выдвижения требования к плательщику со стороны налогового органа:

  • неуплата или уплата не в полном объеме со стороны плательщика налога или сбора;
  • решение о привлечение плательщика к ответственности за преступления или правонарушения в налоговой сфере.

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которое направляется налоговым органом, должно в обязательном порядке содержать следующую информацию:

  • сумма долга по налогу;
  • пени, которые были начислены за просрочку платежа по налогу;
  • основания, по которым был применен налог;
  • ссылки на нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос налогообложения и взыскания налогов.

В некоторых случаях могут быть указаны дополнительные требования, которые носят факультативный характер:

  • индивидуальный срок выполнения требования;
  • меры, согласно которым будет произведено взыскание с должника;
  • срок уплаты налога, по которому произошла задержка.

Обязанности по направлению требования к плательщику возложены на тот налоговый орган, в котором плательщик-должник зарегистрирован.

Независимо от того, является ли должник физическим лицом, юридическим лицом, или состоит в участниках консолидированной группы. В последнем случае требование направляется уполномоченному ответственному участнику этой группы.

Существует несколько способов передачи требования плательщику:

  • лично;
  • путем отправки почтового отправления;
  • через кабинет налогоплательщика на официальном сайте;
  • через интернет в электронной форме.

При этом если должником является организация, то требование передается руководителю или тому, кто его представляет. Если должник – физическое лицо, то требование передается ему или его законному представителю. Почтовое отправление представляет собой заказное письмо, которое считается врученным по истечении шести дней с момента отправки.

Порядок отправки требования в электронном виде представляет собой первичное формирование документа в письменном виде, последующее формирование такого же документа в электронном виде, подписание его усиленной квалифицированной подписью ответственного лица (обычно это руководитель налогового органа или того, кто его заменяет).

Направляется электронное требование на адрес плательщика через интернет с фиксированием даты отправления.

Налоговый орган, отправивший уведомление в электронном виде, не позднее следующего дня обязан получить по тем же каналам, что и было отправлено требование (например, через электронную почту), следующие данные:

  • уточнение и подтверждение правильности даты отправки;
  • прием или отказ в приеме плательщиком, подтвержденные квалифицированной электронной подписью.

То есть плательщик со своей стороны обязан уведомить налоговый орган о том, получил ли он требование, принял ли его или нет. Если оснований для отказа нет, то отказ плательщика считается неправомерным, подлежит привлечению к ответственности плательщика-должника. Файл обмена должен иметь формат XML.

Налоговый орган при обнаружении недоимки со стороны плательщика направляет ему требование об уплате любым способом в течение трех месяцев или года (в отдельных случаях).

Налоговым законодательством предусматриваются случаи, когда требование считается непринятым со стороны плательщика или налогового органа. Так, требование считается неисполненным налоговом органом в случае если плательщик-должник не исполнил его в установленный срок, исполнил его частично (не в полном объеме), не принял требование для исполнения, отказавшись в письменном или электронном виде, проигнорировал требование.

За это налоговым законодательством предусмотрено использование законных и утвержденных способов обеспечения исполнения норм, содержащихся в требовании. При этом плательщик может быть дополнительно подвержен и уголовному, и административному преследованию со стороны налоговых органов за нарушение действующего налогового законодательства.

Плательщик может не принять требование в том случае, если оно составлено с нарушением норм действующего законодательства, содержит ошибки, исправления или искаженную информацию.

При этом вместе с отказом от принятия требования плательщик направляет и представляет в налоговый орган достоверную информацию.

Так, к примеру, если к плательщику выдвигается требование об уплате налога, который уже был уплачен, то плательщик вместе с отказом о принятии направляет документ или копию документа, который подтверждает уплату этого налога (например, чековый листок или выписку из банка).

Налоговый орган при допущении ошибок исправляет их, направляет к плательщику исправленное требование для исполнения. Плательщик-должник не имеет права на отказ в случаях, если требование составлено верно, а также носит достоверный характер.

Все действия плательщика, который не желает уплатить законно примененный к нему налог или сбор, считаются неправомерными и подлежат ответственности.

Налоговым законодательством предусмотрены несколько способов обеспечения исполнения требований по выплате налогов, пени и сборов:

  • под залог имущества;
  • под ответственность поручителя;
  • пени;
  • арест на имущество;
  • замораживание операций по счету в банке.

Залоговое соглашение составляется между плательщиком-должником или его представителем и налоговым органом.

При этом залоговое имущество по сумме может превышать сумму задолженности, но быть меньше нее – нет.

Налоговый орган в случае неисполнения плательщиком требования может продать имущество должника по рыночной стоимости, удержав с вырученной суммы необходимые для погашения средства, а затем возврата разницы от продажи плательщику. Касается данная мера не только организаций – юридических лиц и ИП, но и физических лиц.

Поручитель может исполнить обязательства плательщика, к которому выдвинуто требование, в полном объеме, а не частично. При этом данная практика применяется чаще всего в отношении организаций, за которых в качестве поручителя выступает другая организация, деятельность которой тесно связана с деятельностью должника. Возврат уплаченных по требованию средств обговаривается в данном случае индивидуально между поручителем и должником.

Замораживание движение средств по счету должника в банке налоговый орган вправе только на основании вынесенного соответствующего решения.

При этом банк отказать в исполнении решения не может. Средства должника замораживаются, а затем с них перечисляются в государственный бюджет средства, необходимые для погашения задолженности.

Арест имущества, как одна из крайних мер исполнения требования, применяется на основании решения как налогового органа, так и судебного. Арестованное имущество может быть возвращено должнику в том случае, если он своевременно исполнит примененное к нему требование. В противном случае имущество будет продано по рыночной стоимости для погашения долга перед государственным бюджетом.

Пени начисляются к основной сумме задолженности и указываются в требовании, которое направляется плательщику-должнику. Обязанность уплатить пени является обязательной к исполнению, поскольку даже при погашении налога, сбора или штрафа, при непогашении пени, они будут продолжать накапливаться.

Изменение обязанности уплаты налога, равно как и его применения к плательщику, происходит только на основании действующего налогового законодательства, включающего в себя не только Налоговый кодекс, но и другие нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы налогообложения, применения того или иного налога, в том числе региональные и местные законы и нормативные акты.

Обязанности по уплате возникают у налогоплательщика тогда, когда к нему применяется установленный налог, подлежащей уплате.

Порядок формирования и направления требования об уплате налога

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Согласно НК РФ у налогоплательщика есть обязанность вовремя и в полном размере платить налоги и сборы. Сроки перечисления платежей в бюджет зависят от вида налога или сбора, нюансов местного или регионального законодательства, категории налогоплательщика.

Физлица платят налоги по данным уведомлений ФНС, рассылаемых «Почтой России» или полученный через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС. Для удобства граждан такие уведомления содержат не только размер налогооблагаемой базы и ставку, но и срок, до которого нужно перечислить налог. Например, за 2017 год личные имущественные налоги гражданин должен заплатить до 01.12.2018. Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ письмо из инспекции должно прийти не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Предприниматели по личному имуществу платят налоги по правилам, установленным для обычных граждан. А вот по налогам за бизнес самостоятельно рассчитывают суммы к уплате соответственно выбранному налоговому режиму. Сроки уплаты для каждого налога и спецрежима установлены Налоговым кодексом. Например, если ИП работает на ОСН, то годовую декларацию за прошедший год по подоходному налогу ему нужно сдать до 30 апреля следующего года. В этот же срок он должен заплатить и НДФЛ с предпринимательской деятельности.

Юрлица отчитываются по налогам и сборам также самостоятельно: сдают в налоговый орган отчетность и платят налоги и сборы. Кроме того, по некоторым налогам компания должна в установленный срок перечислять авансы и с их учетом затем рассчитывать размер годового платежа по налогу.

Таким образом, своевременная уплата налогов и сборов является непосредственной обязанностью каждого налогоплательщика и закреплена в п. 2 ст. 44 и п. 1 ст. 45 НК РФ. Нарушение сроков перечисления налогов и сборов в бюджет или неполная их уплата — основание для направления налоговиками плательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога представляет собой уведомление плательщика о неуплаченной сумме налога и обязанности заплатить ее в установленный срок. Требование об уплате налога инспекторы высылают при наличии недоимки у гражданина или организации, выявленной по результатам проверки. Подробнее об обязательности соблюдения условия проверки читайте в материале «Требовать уплатить налог вне проверки налоговая не вправе».

С какой даты применяется обновленная форма требования об уплате (утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@), узнайте из публикации.

Требование об уплате налога содержит следующие сведения:

  • сумму задолженности по налогу;
  • размер пеней, начисленных на момент отправления требования об уплате налога;
  • срок погашения задолженности и меры по взысканию налога — на случай, если налогоплательщик проигнорирует требование.

Для физлица налоговики приводят также сведения о первоначальном сроке уплаты налога. Помимо этого, в требовании об уплате налога инспекторы должны предоставить ссылки на законодательные акты, регламентирующие уплату просроченного налога. Для организаций и предпринимателей требование об уплате налога также содержит КБК и ОКТМО по каждому виду неуплаченного налога.

Сроки рассылки требований об уплате налогов и сборов регулирует ст. 70 НК РФ. Налоговики имеют право выслать требование об уплате налога с момента выявления недоимки. Максимальный срок, в течение которого инспекторы обязаны уведомить вас о задолженности перед бюджетом, — 3 месяца.

Как происходит процедура составления и передачи требования об уплате налога? Налоговики обнаружили недоимку — этот факт они фиксируют внутренним документом ФНС. На основании этого документа в 3-месячный срок составляется требование об уплате налога и передается налогоплательщику. Если задолженность перед бюджетом была обнаружена по результатам налоговой проверки, то требование об уплате налога вы получите в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по материалам проверки.

Причем даже если налоговики пропустили срок направления требования об уплате налога, то недоимку они все равно имеют право взыскать.

ВАЖНО! Если сумма недоимки меньше 500 руб., то требование об уплате налога инспекторы имеют право выставить в течение года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога организация, предприниматель или физлицо может получить несколькими способами:

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС (порядок утвержден приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@);
  • в личном кабинете налогоплательщика (порядок утвержден приказом ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/260@).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Участились случаи мошенничества — по электронной почте в адрес компании присылают письма о наличии задолженности по налогам и сборам. К письму приложен файл-вирус, запуск которого приводит к нарушениям в работе компьютера. ФНС никогда не рассылает требования об уплате налога по электронной почте!

Если налоговики высылают требование об уплате налога по почте, то его доставят по адресу, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Это необходимо учитывать в случае, если фактический и юридический адреса налогоплательщика не совпадают, поскольку по законодательству такое письмо считается полученным на 6-й рабочий день с момента отправки. А значит, начиная с 7-го дня после отправки требования об уплате налога налоговики ждут от вас действий по погашению недоимки.

Физическому лицу требование об уплате налога инспекторы пришлют по адресу регистрации, указанному в паспорте.

Если налоговики прислали вам требование об уплате налога по ТКС, то квитанцию, подтверждающую получение документа, вы должны отправить в течение 6 дней со дня отправки требования налоговиками. Если инспекторы не получат от вас в 6-дневный срок квитанцию, то они вправе заблокировать расчетный счет компании. Чтобы этого не произошло, рекомендуем вам регулярно проверять используемую вами программу передачи отчетности в госорганы.

Если за время, прошедшее с момента отправки требования об уплате налога, задолженность налогоплательщика изменилась, налоговики высылают уточненное требование.

Какими должны быть ваши действия при получении налогового требования? Если вы с ним не согласны, то в течение 1 года вы можете его обжаловать в вышестоящей инстанции. Но за это время налоговики могут успеть взыскать деньги в принудительном порядке, поэтому возражать на требование при необходимости нужно как можно раньше.

В требовании об уплате налога указывается дата, до которой необходимо погасить задолженность по налогу, пени или штрафу. Как правило, этот срок составляет 10 календарных дней. Если вы за это время уплачиваете необходимую сумму, то требование об уплате налога считается исполненным.

Что происходит, если компания не погасила задолженность в указанный срок? В таком случае у налоговиков есть 2 месяца, чтобы принять решение о взыскании недоимки в бесспорном порядке и блокировке расчетных счетов организации. Почтой России, лично или по ТКС налогоплательщику вручается решение о взыскании — решение считается полученным на 6-й рабочий день. Затем налоговые органы направляют в банк инкассо на перечисление необходимой суммы в бюджет.

О максимальном размере недоимки, которую ФНС может взыскать без привлечения судебных органов, читайте здесь.

Если налоговики пропустили 2-месячный срок, то взыскать деньги в бесспорном порядке они уже не смогут. Теперь у них есть еще 4 месяца, чтобы обратиться в суд и получить сумму задолженности по решению суда.

Когда недоимку по налогам могут списать с депозитного счета, узнайте из публикации.

Таким образом, организации следует максимально быстро после получения требования об уплате налога урегулировать взаимоотношения с бюджетом, иначе деньги налоговики получат сами или через суд.

Для физических лиц порядок исполнения требования об уплате налога имеет некоторые отличия — гражданин должен в указанный в требовании срок погасить задолженность перед бюджетом. В противном случае налоговики обращаются в суд с заявлением о взыскании недоимки.

Не только налоговые органы имеют право получить с неплательщика денежные средства. Невыполнение обязанности по уплате страховых взносов также чревато принудительным взысканием денежных средств с организации или предпринимателя. И хотя с 2017 года страховые взносы, подчинявшиеся закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, переданы в ведение налоговых органов и подчинены правилам гл. 34 НК РФ, за ФСС осталась обязанность курирования взносов на страхование от несчастных случаев. Поэтому возможность взыскания взносов со стороны ФСС сохранена.

Порядок взыскания аналогичен: фонд направляет требование об уплате взноса, пени, штрафа. В 10-дневный срок должник должен погасить недоимку, иначе в течение 2 месяцев фонд имеет право вынести решение о принудительном взыскании денежных средств. Если госорган пропустил срок вынесения решения, то остается возможность взыскания недоимки через суд.

Законно ли требование об уплате взносов, полученное простым, а не заказным письмом, узнайте здесь.

ВАЖНО! При недостаточном количестве денежных средств на расчетном счете компании государственные органы имеют право получить деньги за счет ее имущества. Однако налоговики или фонды не могут взыскивать задолженность сразу за счет имущества. Обоснование этой позиции приведено в статьях:

  • «Вправе ли фонды обратить взыскание на имущество страхователя без предварительного обращения на денежные средства?»;
  • «ВС РФ: отсутствие сведений о счетах не дает фондам оснований сразу начинать взыскание недоимки с имущества».

Невыполнение компанией или физическим лицом обязанности уплачивать налоги вовремя и в полном объеме чревато финансовыми потерями (уплатой пеней и штрафов за просрочку, блокировкой расчетного счета), а также репутационными — не исключены проблемы с получением кредитов в банках, участием в конкурсах и тендерах.

Требование об уплате налогов и сборов в 2020-2021 годах

За последние годы налоговые органы РФ отлично автоматизировались и продолжают работать в этом направлении. По нашей статистике (и тут тоже мы ведем учет)))) заметно увеличилось количество различных запросов, которые получают налогоплательщики, от требований на уплату налогов и взносов, до пояснений расхождений в декларации даже в 1 рубль. Не все и не всегда такие запросы являются правомерными, часть из них налогоплательщики могут игнорировать без каких-либо последствий для себя, а есть запросы, отсутствие реакции на которые может привести к негативным последствиям, например, в виде штрафа или доначисления налога по акту проверки.

Сами налогоплательщики вносят свою «посильную лепту» в увеличение документооборота налогового контроля — не уплачивают налоги вовремя, допускают различные ошибки в учете и/или отчетности, работают с «проблемными» контрагентами и так далее.

Несмотря на то, что формы запросов не столь многочисленны, основания, по которым налоговый орган имеет право направить такой запрос, расширяются из года в год. В связи с этим мы решили выпустить цикл статей, в которых рассмотрим виды запросов, возможные причины их получения, а также дадим практические рекомендации, что со всем этим делать?

А начнем мы, пожалуй, с самого распространенного типа запроса, который, наверняка, получал хотя бы один раз в жизни любой предприниматель (или бухгалтер) – с требования об уплате налога или сбора.

Официальная часть.

Требование об уплате налога — специальная форма документа, на основании которого налоговый орган уведомляет вас о недоимке — неуплаченной сумме налога, пени или штрафа, а также о необходимости уплатить указанную задолженность в установленный срок (ст. 69 НК РФ). На сегодняшний день форма требования утверждена Приказом ФНС России от 13.02.2017 №ММВ-7-8/179@. Выглядит документ вот так:

Кроме установленной формы, требование об уплате должно быть направлено с соблюдением сроков, а именно не позднее 3-х месяцев с даты выявления недоимки. Надо отметить, что с 2019 года требования на уплату получаются с завидной скоростью, уже через пару недель после отправки отчетности. Дает знать о себе все та же автоматизация. Ранее требования могли не присылаться ну очень длительное время.

Основание для направления требования.

В отличие от всех остальных запросов, вариантов немного – либо у вас есть долг перед бюджетом, либо нет. А вот причин, по которым вам прислали требование – может быть достаточно, самые распространенные из них:

  • вы не заплатили налоги/взносы;
  • вы заплатили не всю сумму налогов/взносов;
  • вы заплатили налоги/взносы по неправильным реквизитам;
  • налоговый орган по каким-то причинам не получил ваши платежи;
  • другое.

По ответственность за отсутствие реакции на требование, а также практические советы и порядок действий по каждому пункту – в нашей следующей публикации.

Как составить ответ и в каком виде.

В общем случае, отвечать на требование об уплате обязанности, а часто и необходимости, нет. Основная ваша задача — заплатить указанные суммы по требованию в установленный срок, но лучше раньше. В некоторых случаях можно (нужно) уведомить налоговый орган о факте погашения задолженности, направив соответствующее письмо в свободной форме с приложением копий платежных поручений. При этом желательно не просто «отправить и забыть», а все-таки выяснить через пару дней в налоговой – получили ли они ваши платежки/ответ на требование, есть ли входящий номер, получил ли эти документы исполнитель и так далее (в зависимости от целей).

Если же суммы, указанные в требовании, вами уже были оплачены, мы рекомендуем обязательно отправить в налоговую письмо с приложением копий платежных документов и просьбой отозвать требование, в связи с исполнением обязанности по уплате налогов и отсутствием указанной в требовании задолженности. Не лишним в такой ситуации будет связаться с исполнителем, указанном в требовании – убедиться, что ваше письмо и ваши платежки налоговая получила и они отражены у вас на лицевом счете налогоплательщика, и вообще у вас все хорошо. Либо запрашиваем в налоговой акт сверки или выписки операций по расчетам с бюджетом. Не секрет, что “с переходом на новое программное обеспечение” (с) ФНС, проблем у налогоплательщиков, связанных с незаконными блокировками счетов и повторным списанием налогов явно прибавилось.

Образец ответа

Сроки для направления требования об уплате налога и сбора устанавливает статья 70 Налогового кодекса РФ. Эти сроки зависят от того, на каком основании возникла налоговая задолженность, а также от ее размера:

  1. Если налоги, пени, штраф, проценты, предусмотренные главой 9 Налогового кодекса РФ, начислены по итогам налоговой проверки – требование выставляют в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ (п. п. 2, 3 ст. 70 НК РФ);

  2. Если задолженность обнаружена вне рамок налоговой проверки, срок направления требования зависит от общей суммы, указанной в нем задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, а также процентам (п. п. 1, 3 ст. 70 НК РФ):

  • 500 рублей и более — в течение трех месяцев со дня выявления недоимки;

  • менее 500 рублей — в течение одного года со дня выявления недоимки.

Как такового отдельного срока для направления требования об уплате пеней в ситуации, когда сумма задолженности по налогам уже уплачена, Налоговый кодекс РФ не содержит. В нем лишь сказано, что правила, установленные статьей 70, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате и пеней (п. 3 ст. 70 НК РФ).

В связи с этим Пленум ВАС РФ в пункте 51 постановления от 30.07.2013 № 57 разъяснил: поскольку пени могут быть уплачены как одновременно с налогом, так и после уплаты налога, требование об уплате пеней на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется в следующие сроки:

  • не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки;

  • не позднее трех месяцев с момента уплаты последней части недоимки в случае погашения ее частями.

Указанные разъяснения Пленума ВАС РФ были даны без учета внесенных в пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ изменений по продолжительности установленного срока. Соответственно, указанный Пленумом ВАС РФ порядок применим только к задолженности по пеням, размер которой составляет 500 рублей и более. А в отношении задолженности по пеням менее 500 рублей у налоговых органов есть на выставление требования один год, который также начинает отсчитываться либо с момента уплаты всей суммы недоимки, либо с даты уплаты последней части недоимки в случае погашения ее частями.

Последствия нарушения сроков направления требования об уплате налогов (пеней, штрафов, процентов) Налоговый кодекс РФ не определяет. На практике налоговые инспекции выставляют требование и после истечения установленного для этого срока. При этом они исходят из позиции, отраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 № 8330/11, согласно которой данное нарушение само по себе не влечет недействительности требования при условии, что на момент его выставления не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности.

Стоит также помнить, что пропуск срока выставления требования не увеличивает срок принудительного взыскания налоговых платежей. На это указывается, к примеру, в определении Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 № 822-О, постановлении Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 № 8330/11. Отметим, что ФНС России письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@ направила для использования в работе Обзор судебных актов, в котором содержится в том числе упомянутое определение Конституционного Суда РФ.

О несоблюдении сроков принудительного взыскания налогоплательщик может заявить при обжаловании:

  • требования, направленного ему в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса РФ;

  • решения о взыскании за счет денежных средств, принятого в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ,

а также в качестве возражений на иск, предъявленный налоговой инспекцией по правилам статьи 46 Налогового кодекса РФ.

Такой вывод следует из пункта 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

Взыскание задолженности по налогам, страховым взносам, штрафам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика осуществляется налоговым органом в следующем порядке:

  • налоговый орган выносит решение о взыскании и направляет в банк поручение на списание денежных средств в бесспорном порядке;
  • банк исполняет поручение налогового органа и списывает средства со счетов налогоплательщика в банке, направляя их в бюджет.

Постановление от 4 февраля 2020 г. по делу № А21-8475/2019

В соответствии с п. 5 ст. 46 НК РФ банк списывает задолженность налогоплательщика с тех счетов и в тех суммах, которые налоговый орган указал в поручениях на списание.

В первую очередь банк спишет денежные средства с расчетных (текущих) рублевых счетов налогоплательщика. Если денежных средств на этих счетах недостаточно, то списание будет производиться с валютных счетов, а затем — со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика. В последнюю очередь взыскание обращается на электронные деньги (пп. 5, 6.1 ст. 46 НК РФ).

Необходимо обратить внимание, что иностранную валюту и драгметаллы со счетов налогоплательщика банк, по поручению налогового органа, обязан будет продать и погасить задолженность за счет полученных денежных сумм в рублях. Расходы по этой операции оплачиваются за счет налогоплательщика (п. 5 ст. 46 НК РФ).

Следует иметь в виду, что средства с вкладов (депозитов) можно списать только после окончания срока вклада (депозита) (п. 5 ст. 46 НК РФ). Следовательно, в этом случае банк должен дождаться окончания срока вклада (депозита), и только потом осуществлять списание денежных средств в пользу бюджета.

Если средств на счете налогоплательщика будет достаточно, то банк произведет списание в следующем порядке и сроки:

  • с рублевых счетов налогоплательщика — не позднее следующего операционного дня с даты, когда банк получил поручение налогового органа;
  • с валютных счетов и со счетов в драгоценных металлов — не позднее двух операционных дней с даты, когда было получено поручение;

Порядок списания денежных средств со счетов налогоплательщика регулируется как гражданским (ст. 855 ГК РФ), так и налоговым законодательством (ст. 46 НК РФ). Исходя из этого, если к счетам налогоплательщика предъявляются требования первой и второй очереди, то банк сначала обязан погасит эти требования, а затем будет исполнять последующие требования налогового органа.

Поручение на списание денежных средств банк будет исполнять до тех пор, пока оно не будет приостановлено или отозвано налоговым органом (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).

Например, действие поручения на списание может быть приостановлено определением арбитражного суда при принятии судом обеспечительных мер (ст.ст. 91, 96 АПК РФ).

Случаи, при которых налоговый орган отзывает неисполненные поручения на списание, указаны в п. 4.1 ст. 46 НК РФ:

  • налоговая задолженность полностью погашена;
  • налогоплательщик получил отсрочку или рассрочку по уплате налогов, пеней, штрафов;
  • сумма налога, пеней, штрафа уменьшена в уточненной декларации, направленной налогоплательщиком в налоговый орган;
  • суммы недоимок, пени признаны безнадежными к взысканию и списаны;
  • в судебном или административном порядке отменены или признаны недействительными соответствующие правоустанавливающие документы, на основании которых налоговый орган осуществлял соответствующие взыскания.

Об отзыве поручений налоговый орган в обязательном порядке выносит решение. В противном случае, налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налогового органа первоначально в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.

Если банк исполнит поручение, которое подлежит отмене, то денежные средства, списанные со счета налогоплательщика, будут считаться излишне взысканными. Налоговый орган обязан их вернуть и уплатить проценты на сумму излишне взысканных денежных средств проценты (пп. 1, 9 ст. 79 НК РФ).

Если задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств налогоплательщика налоговому органу не удалось взыскать полностью, то остаток такой задолженности подлежит взысканию за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

С этой целью налоговый орган принимает два документа: решение и постановление о взыскании. Постановление налогового органа о взыскании в силу ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» относится к исполнительным документам, что также подтверждено в п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 31.07.2013 г.. в котором говорится, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.

Соответственно на основании постановления налогового органа судебные приставы-исполнители будут осуществлять взыскание, обращая его на имущество налогоплательщика.

Как было указано выше, налоговый орган принимает два документа, касающиеся обращения взыскания на имущество налогоплательщика: решение и постановление. Решение принимается в течение одного года с даты окончания срока исполнения требования об уплате налога.

Как и в отельных предыдущих случаях, Правительство РФ увеличило предельный срок вынесения налоговым органом решения о взыскании на шесть месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).

Таким образом, решение о взыскании за счет имущества может быть принято в течение полутора лет после истечения срока исполнения требования об уплате.

При пропуске срока для вынесения решения, взыскать задолженность налоговый орган сможет лишь, обратившись в суд. Решение, принятое с пропуском срока, является недействительным и исполнению не подлежит (п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом решение о взыскании налогоплательщику налоговым органом не направляется.

Все действия по взысканию имущества осуществляет судебный пристав-исполнитель в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».

Для этого судебный пристав-исполнитель совершает необходимые для взыскания юридические действия, в следующем порядке, и в следующие сроки.

1) Пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства в 3-х дневный срок с момента получения им исполнительного документа (п. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

2) Пристав направляет копию постановления должнику и в налоговый орган о возбуждении исполнительного производства либо постановление в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее следующего рабочего дня с даты его вынесения (п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

3) Пристав осуществляет взыскание, если в течение 5 дней, с момента получения постановления, должник не погасит долг (п. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

4) Пристав произведет изъятие и продажу имущества должника-налогоплательщика на торгах, а за счет вырученных от такой продажи денежных средств погасит долги налогоплательщика перед бюджетом, расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Следует иметь в виду, что изъятие и продажа имущества должника-налогоплательщика ничем не отличается от изъятия и продажи имущества иных должников, имеющих задолженность по оплате за поставленные в их адрес товары (работы, услуги).

Требование об уплате пеней: срок выставления налоговой инспекцией

Комментируемая статья регулирует срок для направления налогоплательщику требования.

После вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ установлены новые сроки направления требования. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено данной статьей. В случае если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее года со дня выявления недоимки (за следующим исключением — требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения).

До внесения Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ изменений в НК РФ законодательство о налогах и сборах не содержало каких-либо ограничений, касающихся порядка применения налоговыми органами положений статей 69 и 70 НК РФ, в зависимости от размера задолженности.

В связи с отсутствием экономической целесообразности совершения налоговыми органами затрат, превышающих взыскиваемую сумму задолженности по обязательным платежам, были внесены изменения в статью 70 НК РФ, которыми предусмотрено увеличение срока направления требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа до одного года в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам составляет менее пятисот рублей.

Положения статей 46 и 47 НК РФ не содержат ограничений по их применению в отношении незначительных сумм задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

Нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 НК РФ, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика.

В пункте 1 статьи 70 НК РФ федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует. При этом нарушение сроков, установленных статьей 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.

Следовательно, положения пункта 1 статьи 70 НК РФ вопреки утверждению заявителя не приводят к произвольному и неограниченному увеличению сроков для принудительного взыскания налогов, а потому не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права в указанном им аспекте.

Данный вывод содержится в Определении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. N 822-О.

Налоговый орган направляет физическому лицу требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (далее — требование об уплате):

— если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая включению в требование об уплате, превышает 3 тыс. рублей — не позднее 10-ти календарных дней со дня выявления недоимки;

— если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая включению в требование об уплате, составляет от 500 рублей до 3 тыс. рублей — не ранее 1-го месяца, но не позднее 2-х месяцев со дня выявления недоимки;

— если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая включению в требование об уплате, не превышает 500 рублей — не позднее 10-ти месяцев со дня выявления недоимки.

В случае если требование об уплате вручается налогоплательщику лично под расписку или направляется по почте заказным письмом, то оно составляется в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@.

Один экземпляр требования об уплате вручается соответственно физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или направляется по почте заказным письмом.

Второй экземпляр требования об уплате с датой и подписью налогоплательщика о вручении или с документом, подтверждающим дату направления требования об уплате по почте заказным письмом, хранится в налоговом органе.

В случае если требование об уплате передается налогоплательщику в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с Порядком направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@ (зарегистрирован Минюстом России 11.02.2011 N 19804), либо через личный кабинет налогоплательщика согласно Порядку ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденному Приказом ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@ (зарегистрирован Минюстом России 28.07.2015 N 38229), то оно составляется в одном экземпляре по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@, и с подтверждением отправки налогоплательщику данного требования хранится в налоговом органе.

Срок исполнения требования об уплате рекомендуется устанавливать:

— при составлении и направлении налогоплательщику через филиалы ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в субъекте Российской Федерации, к видам деятельности которого относится централизованная печать и массовая рассылка налоговых документов в соответствии с Приказом ФНС России от 15.11.2013 N ММВ-7-1/507@, — не менее 30, но не более 45 календарных дней;

— во всех остальных случаях — 30 календарных дней.

  • Решение Верховного суда: Определение N 302-КГ16-10998, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация При этом, как это следует из пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Пунктом 2 статьи 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено НК РФ. На основании пункта 4 статьи 70 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту…
  • Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ16-20897, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Обществу выставлено требование № 17 об уплате НДФЛ, пени и штрафа по состоянию на 13.10.2015. Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций признали требование инспекции в оспариваемой заявителем части законным и обоснованным…
  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-8105/10, Коллегия по административным правоотношениям, надзор Суды первой и кассационной инстанций, отказывая индивидуальному предпринимателю в удовлетворении его требования руководствовались положениями статей 23, 45, 46, 47, 57, 69, пункта 1 статьи 70, статей 72, 75, 76, 173, 174 Налогового кодекса Российской Федерации, фактическими обстоятельствами, установленными по делу, и пришли к выводу, что оспариваемое требование содержит все необходимые данные; предусмотренные статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации; сроки, установленные статьями 45-47, 70 и 76 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом при направлении оспариваемого требования не нарушены…

Написать комментарий

      • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

      • Бюджетный кодекс РФ

      • Водный кодекс Российской Федерации РФ

      • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

      • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

      • ГК РФ

      • Гражданский кодекс часть 1

      • Гражданский кодекс часть 2

      • Гражданский кодекс часть 3

      • Гражданский кодекс часть 4

      • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

      • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

      • Земельный кодекс РФ

      • Кодекс административного судопроизводства РФ

      • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

      • Кодекс об административных правонарушениях РФ

      • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

      • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

      • НК РФ

      • Налоговый кодекс часть 1

      • Налоговый кодекс часть 2

      • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

      • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

      • Трудовой кодекс РФ

      • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

      • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

      • Уголовный кодекс РФ

      • ФЗ об исполнительном производстве

      • Закон о коллекторах

      • Закон о национальной гвардии

      • О правилах дорожного движения

      • О защите конкуренции

      • О лицензировании

      • О прокуратуре

      • Об ООО

      • О несостоятельности (банкротстве)

      • О персональных данных

      • О контрактной системе

      • О воинской обязанности и военной службе

      • О банках и банковской деятельности

      • О государственном оборонном заказе

      • Закон о полиции

      • Закон о страховых пенсиях

      • Закон о пожарной безопасности

      • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

      • Закон об образовании в Российской Федерации

      • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

      • Закон о защите прав потребителей

      • Закон о противодействии коррупции

      • Закон о рекламе

      • Закон об охране окружающей среды

      • Закон о бухгалтерском учете

        • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)

          (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

        • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 48

          «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления»

        • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)

          (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

        Все документы >>>

        • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

          (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

        • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18

          «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»

        • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

          (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

        Все документы >>>

        • Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

          «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

        • Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

          «О теплоснабжении»

        • Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

          «Об инновационном центре «Сколково»

        Все документы >>>

        • Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.06.2002

          «О бюджетной политике в 2003 году»

        • Указ Президента РФ от 28.06.2000 N 1198

          «О приостановлении действия пунктов 1, 4 и 7 Постановления администрации Воронежской области от 30 июня 1999 г. N 626 «О целевом использовании пшеницы и ржи урожая 1999 года»

        • Указ Президента РФ от 28.06.2000 N 1200

          «О приостановлении действия пунктов 2, 5, 6 и 9 Постановления администрации Воронежской области от 20 июля 1999 г. N 723 «О формировании областного продовольственного фонда зерна»

        Все документы >>>

        Взыскание задолженности по налогам

        Формы требования об уплате налога утверждены Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

        Президиум ВАС России в Постановлении от 29.03.2005 N 13592/04 указал, что выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.

        Следовательно, перечисление налогоплательщиком денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

        Взыскание налога — длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ.

        Таким образом, направление требования об уплате налога является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.

        Как разъяснил Пленум ВАС России в пункте 18 Постановления от 28.02.2001 N 5, при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

        Учитывая данную позицию ВАС РФ и принимая во внимание прямое указание пункта 6 статьи 69 НК РФ, требование должно направляться налогоплательщику не простым почтовым отправлением, а заказным письмом.

        • Арбитражный процессуальный кодекс

        • Бюджетный кодекс

        • Водный кодекс

        • Воздушный кодекс

        • Градостроительный кодекс

        • Гражданский кодекс часть 1

        • Гражданский кодекс часть 2

        • Гражданский кодекс часть 3

        • Гражданский кодекс часть 4

        • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

        • Жилищный кодекс

        • Земельный кодекс

        • Кодекс административного судопроизводства

        • Кодекс внутреннего водного транспорта

        • Кодекс об административных правонарушениях

        • Кодекс торгового мореплавания

        • Лесной кодекс

        • Налоговый кодекс часть 1

        • Налоговый кодекс часть 2

        • Семейный кодекс

        • Таможенный кодекс Таможенного союза

        • Трудовой кодекс

        • Уголовно-исполнительный кодекс

        • Уголовно-процессуальный кодекс

        • Уголовный кодекс

        • ФЗ об исполнительном производстве

          Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

        • Производственный календарь 2017

          Для пятидневной рабочей недели

        • Закон о коллекторах

          Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

        • Закон о национальной гвардии

          Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

        • О правилах дорожного движения

          Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

        • О защите конкуренции

          Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

        • О лицензировании

          Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

        • О прокуратуре

          Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

        • Об ООО

          Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

        • О несостоятельности (банкротстве)

          Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

        • О персональных данных

          Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

        • О контрактной системе

          Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

        • О воинской обязанности и военной службе

          Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

        • О банках и банковской деятельности

          Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

        • О государственном оборонном заказе

          Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

        • Закон о полиции

          Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

        • Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 (ред. от 20.09.2018)

          «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам»

        • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)

          (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

        • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53

          «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»

        • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

          (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

        • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

          (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

        • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56

          «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»

        Статья 69 НК РФ. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов

        Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Лермонтов Ю.М.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)

        Путеводитель по налогам. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов

        Путеводитель по налогам. Практическое пособие по зачету и возврату налогов (пеней, штрафов)

        Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ

        Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам

        Согласно ч. 6 ст. 34 ФЗ №44-ФЗ отправка требования (претензии) поставщику в ситуации просрочки им обязательств по поставке груза будет обязательным условием. Задача документа — выставить требование об уплате неустойки (пеней, штрафа) за несоблюдение сроков поставки, которые были прописаны в заключенном между организациями госконтракте.

        Кроме того, за нарушение заказчиком сроков оплаты также положены штрафные санкции. Данная норма закреплена в п. 1 ст. 516 ГК РФ. Досудебное урегулирование такого спора обязательно согласно п. 5 ст. 4 АПК РФ. В этом случае поставщик обязан отправить заказчику претензию.

        К сведению! Возможность предъявления требования об уплате пени установлена ст. 330 ГК РФ. Если причиной нарушения сроков или некачественного/неполного выполнения работ стали форс-мажорные обстоятельства, то у пострадавшей стороны не будет возможности взыскать неустойку (Постановление Президиума ВАС РФ №4051/97 от 21 октября 1997 года по делу № 224/8).

        В 44-ФЗ не определен срок направления нарушителю претензии. Понятно, что отправить этот документ важно как можно скорее после выявления нарушения. В ведомственной документации в разных субъектах РФ обозначены сроки от 10 до 30 дней.

        Если контракт уже был исполнен и обнаружились какие-либо нарушения, то предъявить требование о штрафе можно в течение срока исковой давности.

        О сроках ответа на требование в законе также ничего не сказано. Их обозначают в каждом контракте индивидуально или указывают в самом тексте претензии.

        Кстати! Если в контракте не отмечено, какие именно дни имеются в виду, календарные или рабочие, то по умолчанию срок считают в календарных днях.

        Унифицированной формы такого документа не существует. Требование формируют в свободной форме, указывая всю необходимую информацию.

        Итак, что должно быть в документе:

        1. Наименование и адрес получателя претензии.
        2. Наименование и адрес отправителя претензии.
        3. Исходящий номер (под ним регистрируют исходящую корреспонденцию в организациях).
        4. Дату составления претензии.
        5. Наименование документа.
        6. Реквизиты государственного контракта.
        7. Суть контракта: поставка товара, оказание услуги, выполнение работ и т.п.
        8. Основания для ведения претензионной работы (какие обязательства не были исполнены).
        9. Период, за который начислена неустойка, ее сумма.
        10. Приложения к претензии. Это обычно копии контракта, платежек, актов выполнения работ, оказания услуг, расчет суммы неустойки, штрафа или пеней.
        11. Подпись руководителя организации, отправляющей претензию, или его доверенного лица.

        Претензию составляют в двух экземплярах. Это необходимо при передаче документа лично или курьером. Получатель должен поставить отметку о получении требования на экземпляре отправителя.

        ООО «Гамма»
        адрес: г. Ижевск, ул. Елочная, д. 135, оф. 14,
        тел. 8(3412) 88-88-88

        от АПОУ УР «РМК МЗ УР»
        адрес: г. Ижевск, ул. Сосновая, д. 35,
        тел. 8(3412) 99-99-99

        Исх. №3452
        от «17» мая 2019 года

        Требование об уплате пени в связи с просрочкой исполнения обязательств,
        предусмотренных контрактом, при осуществлении закупки товара

        «12» апреля 2019 года, в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», между АПОУ УР «РМК МЗ УР» и ООО «Гамма» был заключен государственный контракт №123-ГК на поставку стульев, в соответствии с которым ООО «Гамма» обязалось поставить заказанный товар, а АПОУ УР «РМК МЗ УР» обязалось принять и оплатить товар.

        Согласно п. 9 Контракта обязательство по поставке товара должно быть исполнено поставщиком в срок до «30» апреля 2019 года. Данное условие Контракта было нарушено ООО «Гамма». Фактически обязательство было исполнено «15» мая 2019 года. Просрочка составила 15 дней.

        В п. 10 Контракта от «12» апреля 2019 года №123-ГК стороны установили, что в случае ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, обозначенных в названном договоре, производится взыскание пени в объеме одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.

        Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательств, указанных в вышеназванном контракте, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения указанного обязательства.

        Таким образом, размер пеней составил 1360 рублей 00 копеек (одна тысяча триста шестьдесят рублей 00 копеек). Просим оплатить пени в течение 10 календарных дней.

        Приложения к документу:

        1. Копия контракта от «12» апреля 2019 года №123-ГК.
        2. Расчет размера пеней — бухгалтерская справка от «16» мая 2019 года №45.
        3. Акт поставки товара от «15» мая 2019 года №23-П.
        4. Копия платежного поручения от «15» мая 2019 года №76-П.

        Заместитель директора по АХЧ АПОУ УР «РМК МЗ УР» Коновалов П.Р.
        Коновалов

        • сумма задолженности по налогу и пени;
        • меры, которые будут приняты по взысканию налога;
        • основания взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог;
        • срок уплаты налогов;
        • срок исполнения требования.

        Особо следует отметить, что зачастую возникают ситуации, при которых налоговый орган запрашивает документацию повторно, вновь направляя требование налогоплательщику. В Налоговом Кодексе указано, что не допускается повторное требование документов, которые были получены налоговыми органами ранее. Но данное ограничение не действует в следующих случаях:

        • если до этого документы представлялись в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
        • если документы, были утрачены вследствие непреодолимой силы;
        • если требование предоставления документов направлено налогоплательщику в рамках налоговых проверок его контрагентов (в этом случае на каждое требование необходимо предоставлять копии запрашиваемых документов в указанные сроки, независимо от того, какие документы были предоставлены ранее).

        Как уже упоминалось ранее, согласно п. 1 ст. 45 НК неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В данном случае НК под «требованием» понимает строго формализованный документ, исходящий от налогового органа, который в силу п. 1 ст. 69 НК представляет собой письменное извещение налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, пеней, а также об обязанности уплатить, указанную в нем сумму в установленный срок.

        Письменное извещение об обязанности уплатить штраф также направляется в форме требования (п. 3 ст. 103.1 НК).

        Требование об уплате налога, пеней, штрафа должно содержать сведения о сумме, подлежащей уплате, начисленной на момент направления требования, сроке ее уплаты, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога (штрафа) и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

        Под принудительным взысканием следует понимать действия уполномоченного органа (налогового органа, суда), направленные на понуждение лица исполнить свои обязанности по уплате налога, пеней, штрафа. Представляется, что данный срок следует отличать от срока выставления требования об уплате недоимки, пеней, штрафа, поскольку последствием последнего может являться добровольная уплата соответствующих сумм. Кроме того, направление требования об уплате недоимки является мерой предварительного (досудебного) характера, поскольку реализовать принудительное взыскание возможно только при условии письменного извещения должника о сумме, подлежащей уплате. Однако безусловно, что срок направления требования и срок принудительного взыскания недоимки взаимосвязаны и применяются с целью обеспечения поступления соответствующего платежа в бюджет, поскольку в случае неисполнения требования в добровольном порядке, срок на принудительное взыскание поглощает срок выставления требования.

        Налоговое законодательство предусматривает право на принуждение к исполнению налоговой обязанности налоговым органом самостоятельно либо посредством обращения в суд.

        В бесспорном порядке (самостоятельно) налоговый орган вправе взыскать с организации и индивидуального предпринимателя недоимку, пени и штраф, руководствуясь ст. ст. 46, 47, 48, 103.1 НК РФ. В случаях, на которые указанные статьи НК не распространяются, недоимка, пени, а также штраф могут взыскиваться в судебном порядке.

        Срок, в течение которого могут быть приняты меры принудительного взыскания недоимки, пеней, непосредственно в НК не указан, в связи с чем судебная практика исходит из системного толкования норм налогового законодательства и неоднозначна в его применении.

        Упомянутый Закон N 137-ФЗ внес существенные изменения в порядок взыскания налоговых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей. Если в прежней редакции п. 7 ст. 114 НК налоговые санкции подлежали взысканию только в судебном порядке, то в настоящее время определение порядка взыскания (бесспорный или судебный) зависит от суммы подлежащего уплате штрафа и от статуса правонарушителя.

        В силу п. 1 ст. 103.1 НК, действующей в редакции Закона N 137-ФЗ, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию — 50 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

        Помимо указанной статьи на основании Закона N 137-ФЗ изменениям были подвергнуты также ст. ст. 46, 47 НК, в связи с которыми действие данных статей, предусматривающих порядок взыскания налога, пеней за счет денежных средств, иного имущества организации и индивидуального предпринимателя, распространилось и на случаи взыскания штрафа. Таким образом, при буквальном толковании п. 9 ст. 46, п. 8 ст. 47 НК при взыскании штрафа налоговый орган обязан придерживаться правил бесспорного взыскания недоимки, пеней, т.е. с вынесением решения в порядке п. 3 ст. 46 НК.


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *