Накопительная часть пенсии с какого года начислялась и когда закончилась
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Накопительная часть пенсии с какого года начислялась и когда закончилась». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Что такое накопительная часть пенсии
- Чем накопительная часть отличается от страховой
- Как узнать размер накопительной части
- Как рассчитывается накопительная часть пенсии
- Индексация и перерасчет пенсионных сбережений
- Что происходит с накопительной пенсией после смерти
- Как узнать сумму накопительной части пенсии умершего
Как узнать размер накопительной пенсии
Накопительный компонент пенсии формируется в деньгах в негосударственных пенсионных фондах или ПФР. Человек сможет получить свои накопления после выхода на заслуженный отдых. Притом что страховая пенсия индексируется каждый год на сумму, которую устанавливает государство, накопительная составляющая растет за счет дохода, полученного НПФ или ПФР от инвестиций. В отличие от страховой пенсии, накопительную можно наследовать. Также ее можно пополнить из материнского капитала или делать взносы с помощью государственного софинансирования пенсий.
Наследники могут получить оставшиеся средства после ухода из жизни их получателя. Для этого нужно в течение 6 месяцев со дня его смерти написать соответствующее заявление в ПФР или НПФ. Если наследник пропустил срок подачи заявления, он может восстановить его через суд. В договоре с пенсионным фондом лицо, оформившее накопительную пенсию, может указать, кто ее получит после его смерти. Если таких указаний нет, то будет действовать общий порядок получения выплат: сначала идут дети, супруг (супруга), родители, во вторую очередь — братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки. Несовершеннолетние, нетрудоспособные дети (супруг, супруга), а также родители умершего имеют право на часть средств накопительной пенсии, даже если не были указаны в договоре. После смерти человека ПФР или НПФ должны уведомить наследников о возможности получения такой выплаты. Документы, необходимые для оформления:
- 1паспорт;
- 2справка о месте проживания или регистрации, если оно не указано в паспорте;
- 3документы, подтверждающие родство с умершим — свидетельство о рождении или заключении брака;
- 4СНИЛС умершего и свидетельство о смерти, если есть.
Ваша накопительная пенсия формируется с 2003 года или позже – в зависимости от того, когда началась ваша карьера. До 2002 года пенсионная система в России была устроена так: работодатели уплачивали за своих сотрудников так называемые страховые взносы, за счет которых формировались страховые пенсии. Их размер никак не зависел от зарплаты работника – только от его стажа. Начиная с 2002 года пенсии были разделены на три части: фиксированную (базовую), страховую и накопительную.
Накопительная пенсия – это важная составляющая вашей будущей пенсии, которая формируется на индивидуальном пенсионном счете гражданина за счет двух источников:
- взносов работодателя по ставке 6% от начисленной зарплаты (начислялись до 2014 года);
- дохода от инвестирования накоплений вашим страховщиком.
Это деньги, а не коэффициенты или баллы: сколько оказалось на счете к моменту выхода на пенсию, столько и получили.
Работодатели перечисляли взносы на индивидуальные счета граждан (и, соответственно, увеличивали накопительную пенсию) с 2002 по 2013 год включительно. А вот с 2014 года действует так называемый мораторий: обе части взносов (16% + 6% = итого 22%) направляются на страховую пенсию. Это временная мера, которая, однако, регулярно продлевается. Таким образом, начиная с 2014 года пенсионные накопления на личном счету могут прирастать лишь за счет их инвестирования.
Фиксированная выплата – это сумма, которую государство гарантированно выплачивает к страховой пенсии гражданина по достижении пенсионного возраста. С 1 января 2019 года ее размер – 5334,19 руб. Она может быть и больше в зависимости от состояния здоровья и возраста пенсионера, наличия у него иждивенцев, региона проживания. Вот таблица, где можно узнать ее размер для разных категорий получателей:
Основу системы пенсионного обеспечения в тех странах мира, где такая система есть, составляет базовая пенсия. В разных странах это называется по-разному, но суть одна. Когда гражданин достигает пенсионного возраста (или если наступают другие предусмотренные законами случаи, например, человек становится инвалидом и теряет работоспособность), государство начинает платить ему пособие. Деньги на это государство находит благодаря старому доброму принципу солидарной ответственности: работающие сейчас отдают государству часть дохода в пользу тех, кто работал до них. И так из поколения в поколение.
Со временем многие страны и существующие в них пенсионные системы пришли, как считается, к более прогрессивной модели пенсионного обеспечения. Она предполагает, что наряду с базовой — не самой большой частью пенсии — должна быть еще и накопительная.
Эта часть индивидуальна, потому что в основном зависит от самого работника: от уровня его квалификации, доходов и от его личной готовности еще в молодом возрасте осознать необходимость позаботиться о себе в старости. Благодаря этому, например, мы имеем перед глазами «классический» пример немецких пенсионеров, которые с выходом на заслуженный отдых начинают активно путешествовать по миру.
Начнем с того, что накопительную часть в России пока не выплачивают. По замыслу реформы, первые пенсионеры-мужчины смогут получить ее только в 2032 году — это будут работники, родившиеся в 1967 году. При условии, что возраст выхода на пенсию не повысят снова — а намеки на этот счет уже звучали. Стоит ли удивляться, что бесконечные манипуляции с параметрами пенсионной системы, включая такие базовые вещи, как пенсионный возраст, делают перспективы будущих пенсионеров в их собственных глазах довольно туманными.
«Замораживая» накопительную часть, правительство закрывает дефицит Пенсионного фонда. Но для понимания: ежемесячные пенсионные отчисления с заработка каждого работающего россиянина — 22%, из которых 6% идет на формирование накопительной части будущей пенсии, а 16% — страховой. Для сравнения: в Швейцарии такие отчисления составляют около 23%, в Румынии — 30%, в Италии — 32%, а Португалии — 33%. В США пенсионные отчисления вдвое меньше российских — 12,5%, и стран с сопоставимым размером пенсионных взносов — абсолютное большинство. То есть на фоне мировых стандартов наши отчисления — не просто высокие, а очень высокие.
«И тогда вопрос — почему страны с гораздо меньшими пенсионными отчислениями могут формировать приемлемый и достаточный пенсионный фонд, а нашей стране с огромными пенсионными отчислениями никак это не удается? И это тот вопрос, который могли бы, например, задать наши независимые профсоюзы. Но почему-то этот вопрос не звучит», — говорит профессор Марамыгин.
По его мнению, предложение Федерации профсоюзов упразднить накопительную часть государственной трудовой пенсии лишь помогает правительству найти пути легализации текущего положения дел.
Еще один вопрос, который могли бы задать те же профсоюзы: что мешает нам перейти к трехканальной схеме формирования пенсий, которая типична для той же Европы? Прожиточный минимум пенсионерам обеспечивает базовая пенсия, второй источник доходов — накопления вышедших на пенсию граждан на их индивидуальных пенсионных счетах, а третий — накопления, которые делал за работника его работодатель, имея для этого достаточные стимулы в виде налоговых льгот.
Что такое накопительная пенсия, в чем ее суть?
Пенсия граждан России формируется на страховые взносы работодателей за своих сотрудников и работает на основе обязательного пенсионного страхования (ОПС). В системе ОПС есть два вида пенсий: страховая и накопительная.
Страховая пенсия по старости — это основная пенсия, которую получает каждый гражданин России при наступлении оснований для ее выплат: достижении пенсионного возраста (с 2029 года — 60 лет для женщин и 65 — для мужчин), определенного рабочего стажа (с 2029 года — 15 лет) и набранных баллов (с 2029 года — 30 баллов, или коэффициентов).
Накопительная пенсия формируется в основном у граждан 1967 года рождения и моложе. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) страховые взносы в размере 6% от размера фонда оплаты труда на ее формирование. Сейчас, по закону, все взносы, которые делают работодатели в ПФР с 2014 года, идут на формирование только страховой пенсии. На накопительную пенсию они не перечисляются. То есть основная часть накопительной пенсии была заложена с 2002 по 2013 годы. Теперь она прирастает за счет инвестиционного дохода и взносов по программе софинансирования, а также туда можно направить материнский капитал.
Пенсионный возраст для накопительной пенсии сохранен на прежнем уровне — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Соответственно, получить пенсионные накопления вы можете раньше, чем страховую пенсию. Но при этом вы должны, по закону, «заработать» себе достаточный стаж и число баллов по страховой пенсии (напомним — в 2029 году, когда закончится переходной период по повышению пенсионного возраста, эти показатели составят 15 лет и 30 баллов).
Есть три варианта получения пенсионных накоплений, в зависимости от объема накопленных средств и способа их формирования:
- Накопительная (пожизненная) пенсия. Ее размер рассчитывается в зависимости от объема накопленных средств. Все они делятся на показатель «периода дожития», который в 2020 году составляет 258 месяцев, с 2021 года он будет равняться 264 месяца, с 2022 года — 270 месяцев. Этот показатель устанавливается Минтрудом на основе данных Росстата о продолжительности жизни граждан России. Например, если вы накопили 200 тыс. руб., то размер вашей накопительной пенсии, если вы выходите в 2020 году, составит 200 000 / 258 = 775,2 руб. в месяц. Причем платить их будут не 258 месяцев, а до конца жизни.
- Срочная пенсионная выплата. Ее продолжительность гражданин определяет самостоятельно, но она составляет не менее 10 лет. Однако такие выплаты доступны не всем, а только участникам программы государственного софинансирования пенсионных накоплений (вступить в эту программу можно было до 2015 года) или тем, кто направил в пенсию свой материнский капитал.
- Единовременная выплата средств пенсионных накоплений. Если у гражданина рассчитанная накопительная пенсия (см пункт 1) составляет менее 5% от общего пенсионного обеспечения (суммы страховой и накопительной пенсий), то он получает все средства, предназначенные для выплаты накопительной части, единовременно. Например, если гражданину назначили пенсию в 14,5 тыс. руб. (это средняя пенсия по России), то рассчитанная нами в первом пункте сумма в 775,19 руб. составляет больше 5% (775,19/ (14500 + 775,19). Значит, он будет получать пожизненную накопительную пенсию. А при накоплениях в 150 тыс. руб. этот показатель (581,4 руб./(14500+581,4) меньше 5%, то есть гражданину выдадут сумму единовременно.
По данным Минтруда и ПФР, сейчас более 98% граждан, выходящих на пенсию, получают средства ее накопительной части единовременно: они просто не успели накопить достаточно средств. Массовый выход на пенсию людей, родившихся в 1967 году и позже (то есть тех, кто успел полноценно поучаствовать в обязательно пенсионном страховании), начнется после 2023 года.
«Накопительная система разработана таким образом, что ее участник накапливает свой пенсионный капитал несколько десятков лет, а в дальнейшем получает из него выплаты. С назначением выплат остатки пенсионного капитала продолжают инвестироваться и приносить доход. При этом для накопительных пенсий предусмотрен инвестиционный портфель выплатного резерва, а для срочных выплат — портфель резерва срочных выплат. До 1 мая каждого года фонд оценивает свои обязательства перед пенсионерами с учетом тех, кто умер, и тех, кто пережил ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Затем, исходя из полученного в минувшем году инвестдохода по портфелю срочных выплат или портфелю выплатного резерва, рассчитываются коэффициенты корректировки уже назначенных накопительных пенсий и срочных выплат. После этого 1 августа происходит индексация назначенных пенсий».
Индексация накопительных пенсий производится и ПФР, и НПФ ежегодно 1 августа. В
Таким образом, то, что ПФР сообщил об увеличении накопительных пенсий — это ежегодный и ожидаемый процесс индексации, который относится к накопительным пенсиям и в ПФР, и в НПФ.
Выплачиваются они тремя способами.
Способ |
Кто может воспользоваться |
Особенности |
единовременная выплата пенсионных накоплений |
Пенсионеры по достижению определенного возраста, получатели помощи по состоянию здоровья или по факту утери кормильца. |
Право возникает при расчете накопительной части по особым вычислениям. Все деньги делятся на 228. Если размер меньше 5% в сравнении с получаемой пенсией, то деньги выплачиваются. |
срочная выплата |
Получат ее только те, кто делал взносы в добровольном порядке и имеет доход от использования инвестиционных инструментов. |
Назначается по заявлению срок, в течение которого человек будет получать обеспечение каждый месяц. Сумма корректируется у чет от поступающих средств. В данной ситуации остаток денег после смерти может быть передан наследникам. |
бессрочная |
Выплачивается при возникновении обстоятельств, дающих право на получение пенсии. |
Выплачивается до конца жизни. После смерти получателя остаток не может быть передан наследникам. |
По действующему законодательству с 1 января 2022 г. страховые пенсии будут проиндексированы на 5,9%. В результате средний размер такой пенсии вырастет до 18 447 руб. Но надо учитывать, что индивидуальная прибавка у каждого пенсионера будет разной. Чтобы узнать, на сколько повысится ваша пенсия, надо её нынешний размер умножить на 1,059 (5,9%).
При этом материальное обеспечение неработающих пенсионеров в России не может быть ниже прожиточного минимума (ПМ) пенсионера, установленного в регионе его проживания. Если это так, пенсионер получает социальную доплату, доводящую её до уровня ПМ. В среднем по России он составляет 10 022 руб. в месяц.
Выплата от ПФР тем, кто родился до 1966 года и после: отвечаем на вопросы
Страховую пенсию получает большинство пенсионеров нашей страны. Она складывается из двух частей – страховой части и фиксированной выплаты.
Размер фиксированной выплаты у большинства получателей страховой пенсии в 2021 г. равен 6044,48 руб. (за исключением граждан старше 80 лет, инвалидов 1-й группы и других льготников – у них выплата больше). Размер страховой пенсии в 2019–2024 гг. корректируется с 1 января каждого года с учётом стоимости одного пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Страховая пенсия у каждого пенсионера индивидуальна и зависит от того, сколько индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) он заработал за свой страховой стаж. Их количество сегодня может выяснить каждый работающий человек – информацию можно узнать в МФЦ, на портале Госуслуг или в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России. Зная эту цифру, можно рассчитать примерный размер будущей пенсии. К примеру, у вас в «копилке» 80 пенсионных коэффициентов. Умножаете это число на 98,86 руб. (стоимость ИПК в 2021 г.) и прибавляете 6044,48 руб. (фиксированная выплата в 2021 г.). Получается, что на данный момент при нынешних показателях ваша пенсия могла бы составить 13 953 руб. Если впереди ещё не один год работы до пенсионного возраста, значит, выплата будет ещё больше – как за счёт роста количества заработанных коэффициентов, так и за счёт ежегодной индексации ИПК и фиксированной выплаты.
Кроме того, застрахованные лица, достигшие 45 лет (мужчины) и 40 лет (женщины) с 2022 г. будут получать уведомления ПФР о размере будущей пенсии. Они будут приходить автоматически в личный кабинет на портале Госуслуг 1 раз в 3 года. В уведомлении будет отражаться информация о предполагаемом размере пенсии гражданина исходя из уровня его текущих доходов. Это позволит заранее оценить свои пенсионные выплаты и при необходимости предпринять шаги по их увеличению. При отсутствии личного кабинета на портале Госуслуг необходимые сведения можно будет получить в клиентских службах Пенсионного фонда России.
Чем больше пенсионных коэффициентов заработает гражданин, тем выше будет его страховая пенсия. Поэтому рецепт получения достойной выплаты понятен: надо получать «белую» зарплату (чем она выше, тем лучше) и иметь официальный страховой стаж. При «серых» схемах страховые взносы либо уплачиваются в минимальном размере, либо не уплачиваются совсем. В результате средства на формирование пенсионных прав не поступают или будущая пенсия формируется в минимальном размере. Если гражданин не сможет заработать необходимое количество ИПК и страховой стаж (см. инфографику), страховую пенсию ему не назначат. В этом случае на несколько лет позже будет назначена государственная социальная пенсия.
Накопительную пенсию можно сформировать самостоятельно, регулярно направляя часть своего дохода в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или в страховую компанию. При этом до 2014 г. также была возможность направлять на накопление 6% из 22% страховых взносов, отчисляемых в ПФР работодателями. Преимущество такого подхода в том, что средства пенсионных накоплений инвестируются на финансовом рынке и полученный доход увеличивает пенсионные выплаты. Кроме того, пенсионные накопления можно завещать. Правопреемники получат их, если завещатель скончался ещё до того, как сам начал получать накопительную пенсию.
Сейчас текущие взносы работодателей полностью идут в страховую часть. При этом взносы, направленные на накопление в прошлые годы, не пропали. Они по-прежнему инвестируются в акции, облигации и другие доходные инструменты.
Страховщика граждане вправе выбрать сами. Они могут оставить свои накопления в ПФР, а могут перевести их в НПФ. При этом важно учесть: если переход от одного страховщика к другому происходит чаще 1 раза в 5 лет, можно потерять часть инвестдохода.
Уточнить страховщика, который формирует ваши пенсионные накопления, получить информацию об их сумме и результатах инвестирования можно в личном кабинете на Госуслугах, в отделении ПФР или МФЦ. Оформляется накопительная пенсия через организацию, в которой она формировалась. Если это ПФР, надо подать заявление в ПФР. Если это НПФ, то обращаться нужно непосредственно в ваш НПФ.
Пенсионные накопления есть у граждан 1967 г. р. и моложе. В 2002–2004 гг. накопительная часть также формировалась у мужчин 1953–1966 г. р. и женщин 1957–1966 г. р. Есть накопления у участников Программы государственного софинансирования пенсий, действовавшей в 2008–2015 гг. И по-прежнему можно направлять на накопительную пенсию средства материнского капитала.
Право на накопительную пенсию имеют застрахованные лица: мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при соблюдении условий, необходимых для назначения страховой пенсии по старости, в том числе досрочной. Ожидаемый период выплаты для накопительной пенсии в 2021 г. составляет 264 месяца.
За счёт средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат.
Накопительная пенсия. Назначается застрахованным лицам, если размер накопительной пенсии составляет более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости.
Срочная пенсионная выплата. Гражданин сам решает, в течение какого периода он готов получать определённую сумму накоплений. Все накопления делятся на выбранное пенсионером количество лет, но не меньше 10.
Единовременная выплата средств пенсионных накоплений. Устанавливается лицам, которые не приобрели право на получение накопительной пенсии, и лицам, размер накопительной пенсии которых в случае её назначения составил бы 5% и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости.
С какого года начисляется накопительная пенсия: периоды выплат
- Солидарная пенсия – сейчас действует в Украине, когда пенсионеры получают выплаты из Пенсионного фонда, который наполняет работающее население.
- Накопительная система пенсионного страхования – второй уровень, который планируют в ближайшее время внедрить в Украине. Он будет заключаться в том, что часть взносов украинцы начнут откладывать на личные пенсионные счета, а часть – и дальше платить в общий Пенсионный фонд.
- Добровольные взносы – третий уровень пенсионной системы, который фактически уже действует в Украине. Он предусматривает, что украинцы самостоятельно будут откладывать деньги на счет в негосударственный пенсионный фонд. Размер сбережений украинцы тоже будут определять сами.
Введение второго уровня пенсионной реформы – обязательные пенсионные накопления несут много рисков, по мнению советника Президента по экономическим вопросам Олега Устенко. Он считает, что Украина просто еще не готова, в частности, учитывая следующие факторы:
- в стране достаточно сильное налоговое бремя и украинцы могут быть просто не готовы сами доплачивать в накопительные фонды, как и работодатели платить больше;
- неразвитость финансового рынка в Украине;
Поэтому советник считает, что Украине лучше двигаться в сторону третьего – добровольного – уровня пенсионной системы. Когда каждый сам решает, когда, где и сколько ему накапливать.
Кризис солидарной пенсии во многих странах наступил в 70-х годах 20 века, что было связано с такими факторами, как увеличение продолжительности жизни, но вместе с тем и стремительным старением населения и демографическим спадом. Поэтому экономика развитых стран столкнулась с недостаточностью финансирования пенсионной системы.
Как решение проблемы, страны начали внедрять многоуровневую модель пенсионных накоплений. Наиболее распространенной стала трехуровневая модель. Учитывая то, что третий уровень – ничто иное, как проявление собственной инициативы, то фактически в большинстве стран пенсионная система состоит из двух частей: государственного и накопительного уровня.
Одной из наиболее успешных и совершенных в мире считается система пенсионных накоплений в США. Она состоит из трех уровней:
- Государственное обеспечение (social security), то есть минимальная выплата от государства на которую могут рассчитывать наименее защищенные группы населения, или привычным для нас термином – солидарная пенсия.
- Личное корпоративное финансирование которое обеспечивает работодатель, может быть государственное или частное.
- Личное индивидуальное обеспечение (individual retirement account), то есть те же добровольные пенсионные взносы, сумму которых каждый человек может регулировать для себя сам.
Великобритания имеет одну из старейших и самых сложных пенсионных систем мира, которая существует с 1908 года. Она предусматривает два уровня:
- Базовый – по достижению пенсионного возраста человек получает выплаты, размер которых зависит непосредственно от стажа и индексируется государством в соответствии с инфляцией. Однако, размер пенсии имеет свои ограничения. Государство гарантирует 20% средней зарплаты работника. Для мужчин пенсионный возраст наступает после 65 лет, для женщин – после 60 лет.
- Параллельно для пенсионеров доступны способы частных накоплений. Такие, как корпоративные пенсионные программы на предприятиях и негосударственные пенсионные фонды.
В Швеции 16% от зарплаты работника отчисляют в пенсионные обязательства, а 2,5% – идут непосредственно на его частный пенсионный счет. То есть в стране двухуровневая пенсионная система.
Накопительные пенсии: расчет, выплата и индексация
Зная, какие года получают накопительную часть пенсии (выше уже указано – с 1967), в чем отличительные особенности разных вариантов социальных выплат, можно разобраться, какова наиболее выгодная схема действий для конкретного человека. Следует помнить, что ввиду преклонного возраста гражданам нашей державы по умолчанию положена страховая пенсия. Таковая уплачивается каждый месяц и представляет собой компенсацию зарплаты, которую люди получали ранее.
Даже те, кто знает, с какого года заморозили накопительную пенсию (с 2014-го), должны ориентироваться в финансовых отчислениях по разным социальным программам. Быть в курсе выгодно всякому гражданину, чтобы понимать, куда направляются деньги от заработной платы. А сумма, между прочим, немаленькая. В настоящее время ПФР каждый месяц получает 22% от общей суммы оплаты, установленной работодателем. Из указанной величины лишь 6% представляют собой уплату солидарного тарифа, то есть предназначенного для фиксированной выплаты в будущем.
Чтобы понять, на что можно рассчитывать в будущем, нужно знать, с какого года начислялась накопительная часть пенсии, как велики были перечисленные суммы. Если гражданин принял решение в пользу страхового варианта материальной помощи в будущем, то 16% направляются полностью в соответствующий фонд для формирования этой суммы. Некоторые предпочитают смешанный вариант. Тогда страховая доля – это 10%, а остаток предназначен для пенсионного накопления.
Ориентируясь, с какого года идет накопительная пенсия (выше упомянут 1967 г. р.), необходимо понимать, что страховые суммы, поступившие в фонды, постоянно индексируются. Это позволяет гражданам быть уверенными в своем будущем, несмотря на приличную инфляцию, ежегодно усложняющую экономическую ситуацию в нашей стране. А вот накопительная часть не индексируется. Уровень доходности напрямую определяется правилами договоренности, заключенной между частным лицом и УК, НПФ. Если вместо ожидаемой прибыли фиксируется убыток, в будущем стоит рассчитывать исключительно на страховой процент. Подобная логика представляет собой немалую проблему, превращая будущее в ненадежное.
С другой стороны, понимая, с какого года начислялась накопительная часть пенсии, какие накопления уже имеются в настоящий момент, можно ориентироваться в собственных правах – и не только. К примеру, в случае смерти лица, на чье имя накопления велись, наследники могут рассчитывать на получение определенного дохода. По страховым выплатам от государства ничего не положено, а вот накопительные направляются либо родственникам, либо иным физическим лицам, четко прописанным в договоренности, заключенной между скончавшимся и обслуживавшим его предприятием.
Итак, с какого года накопительная пенсия положена: с 1967 г. р. и далее. Все лица такого возраста еще до 2015 должны были официально принять решение, каким образом будет формироваться их финансовое обеспечение в будущем. У вовремя заключивших соответствующие договоренности к текущему моменту уже есть накопления и страховые, и накопительные, если было решено поддержать оба варианта. В настоящее время могут принять решение в пользу накопительной пенсии те лица, которые начали делать страховые отчисления менее чем пять полных лет тому назад.
Особенно важные пункты о накопительной пенсии (с какого года выплачивать, как много отчислять и на что рассчитывать) можно вынести, если лично ознакомиться с ФЗ, принятым под номером 360 в 2011-м. Рассматриваемой теме в нем посвящены два пункта: одиннадцатый, пятнадцатый. Из них следует, что накопления ведутся строго на конкретного человека. Это существенно отличается от солидарной системы. Рассчитывать на уплаты могут лишь граждане, занимавшиеся внесением средств. Формирование накопительного фонда обусловлено страховыми и добровольными, инвестиционными взносами.
Накопительная часть пенсии в 2021 году
Нужно не только знать, с какого года ввели накопительную пенсию, но и понимать, в чем отличие госпрограмм от негосударственных фондов. Это позволяет выбрать самый выгодный для себя вариант. При этом следует ориентироваться: если принято решение в пользу ПФР, дополнительно необходимо подобрать УК, то есть такую фирму, сотрудничающую с ПФР, которая будет заниматься доверительным управлением накопленных сумм. С предприятием придется подписать договоренность. УК можно выбрать государственную, в настоящий момент это «Внешэкономбанк». Если было принято решение в пользу такого варианта, за накопительный процент пенсионных выплат нести ответственность будет ПФР.
Нормативно-правовой акт о ежемесячной бессрочной выдаче пенсионных накоплений начал действовать в 2013 году. Согласно этому закону, пособие выплачивается в качестве возмещения оплаты труда и иных доходов, утраченных из-за потери трудоспособности вследствие преклонного возраста. Данная форма пенсии выплачивается вместе с основным пособием.
Сумма ежемесячных денежных поступлений вычисляется по определенной формуле: сумма сбережений делится на число месяцев, в которые они будут выплачиваться.
В статьях 11 и 15 федерального нормативно-правового акта Российской Федерации отмечается, что накопительные сбережения являются персонифицированными и выплачиваются только гражданам, вносящим эти средства.
В случае если до начала выплаты пособия наступила смерть физического лица, деньги выплачиваются близким родственникам. При этом человек может самостоятельно определить, кому будут выплачиваться деньги при условии его гибели. Если такое распоряжение отсутствует, деньги поровну делятся между родственниками.
Для людей, родившихся до 1967 года существует особый порядок начисления пособия. Регулярное денежное пособие могут оформить люди, которые попадают в одну из этих категорий:
- Представители сильного пола не старше 1953 года рождения и женщины, рожденные не раньше 1957 года, которые в период с 2002 – 2004 год были оформлены на работу по трудовому договору, и их работодатель вносил соответствующие страховые взносы.
- Лица, добровольно вносившие средства для образования пенсионных сбережений.
Таким образом, получать дополнительные пенсионные выплаты могут люди, имеющие сбережения в государственном внебюджетном фонде Российской Федерации (или негосударственных фондах). Рассмотрим на примере, как определяется размер дополнительных денежных поступлений.
Гражданка Манькова Ольга Николаевна, рожденная в 1960 году, в период с 2002 по 2004 год была официально трудоустроена. Согласно существующему тогда нормативно-правовому акту, работодатель ежемесячно перечислял 6% от заработной платы Ольги в ПФР. Также гражданка добровольно вносила собственные средства. В итоге сумма сбережений Ольги Николаевны составила 118 818 рублей.
Согласно закону, объем накопительных пенсионных выплат определяется делением суммы имеющихся сбережений на число месяцев возможного периода выдачи пособия (в 2020 году это число составляет 246 месяцев).
Таким образом: 118 818/246 = 483 рубля.
Объем гарантированной государством ежемесячной выплаты гражданки Маньковой составляет 7 140 рублей. Суммируем два вида пенсии: 7140+483=7 623 – это размер ежемесячных денежных поступлений.
Разделив накопительную составляющую ежемесячного дохода на общий объем пенсии и умножив на 100%, узнаем процентное отношение двух видов пенсий: 483/7 623*100=6,3%.
Согласно закону, такая пенсия будет выплачиваться ежемесячно. Получить всю сумму единовременно невозможно, так как процентное соотношение превышает 5%.
Начать получать деньги можно сразу же после обретения права на получение пособия по старости. Для этого нужно собрать необходимые документы и обратиться в фонд, в котором находятся сбережения, для подачи заявления. В заявлении необходимо указать следующие данные:
- название организации;
- фамилию, имя, отчество;
- гражданство;
- домашний адрес;
- цифровой номер, указанный в страховом свидетельстве;
- серию и номер паспорта;
- данные о страховой пенсии;
- список документов, предоставляемых ПФ вместе с заявлением;
- дата и подпись.
В 2014 году, в связи с нестабильной экономической обстановкой, был введен мораторий на данный вид пособий. Другими словами, было введено ограничение на формирование и выплату сбережений. На данный момент средства будут заморожены до конца 2020 года.
Таким образом пенсионеры не могут получить часть своих средств, отправленных на формирование пособия, а именно 6% ежемесячных страховых взносов.
Средства пенсионеров сейчас используются государством для формирования страховых пособий. После разморозки государство вернет деньги на счета граждан, и откроется возможность их обналичить. Также вернутся средства, накопленные во время действия моратория. Однако, по сей день не известно, когда выплаты накопительных сбережений возобновятся.
Для оформления пенсионных выплат необходимо подготовить следующие документы:
- соответствующее заявление;
- паспорт или вид на жительство (для иностранных граждан);
- страховое свидетельство;
- официальный персональный документ, содержащий записи о трудоустройстве гражданина;
- реквизиты банковского счета.
Законодательством установлено четыре способа получения денежного пособия: бессрочно, срочно, досрочно и единовременно.
Самый распространенный вид выплат – бессрочный. Накопленные средства распределяются на определенное количество месяцев, которое рассчитывается с учетом средней продолжительности жизни граждан. Каждый год проводится перерасчет пенсии. Таким способом накопленные средства может получать любой гражданин, имеющий пенсионные накопления, объем которых превышает 5% от общей суммы пенсионных выплат.
До начала реформы пенсионного обеспечения в 2002 г. большинство россиян получали только распределяемую государством пенсию, средства на выплату которой шли из госбюджета и общих налоговых поступлений в Пенсионный фонд России (ПФР). Вместе с тем уже в 1990-е гг. у граждан появилась возможность делать взносы в ПФР на добровольных основаниях через негосударственные пенсионные фонды (НПФ). С 1995 г. в ПФР ведется персонифицированный учет перечисленных гражданами средств.
С 2002 г. работодатели начали осуществлять отчисления на накопительную часть пенсии (2-4%). У граждан появилась возможность перенести ее из государственной управляющей компании, которой был выбран Внешэкономбанк, в негосударственный пенсионный фонд, либо в частную управляющую компанию. С 2002 по 2004 гг. право на накопительную пенсию имели мужчины, родившиеся в 1953 году и позднее, и женщины, начиная с 1957 года рождения. С 2005 г. из-за дефицита бюджета ПФР накопительную часть пенсии для всех граждан, родившихся до 1967 г., отменили, направив эти средства на финансирование страховой части пенсии.
Шаги по увеличению объема средств в системе пенсионных накоплений государство вновь стало предпринимать только с 2008 г. Тогда размер накопительной части пенсии для граждан, начиная с 1967 года рождения, был повышен с 4% до 6%. С 2009 г. начала действовать и программа государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии, рассчитанная на десять лет. Присоединившиеся к программе могли добровольно делать дополнительные отчисления в накопительную часть пенсии, а государство, в свою очередь, обещало внести такую же сумму на накопительный счет, обеспечив рост вклада на 100%.
В сентябре 2013 г. при подготовке государственного бюджета было объявлено, что в 2014 г. перечисление средств в накопительную часть пенсий будет «заморожено», и все деньги пойдут в страховую часть ПФР. Сообщалось, что это сэкономит 244 млрд руб. бюджетных средств, которые в противном случае пришлось бы потратить на покрытие дефицита Пенсионного фонда.
В 2002 году в России прошла очередная (и, вероятно, самая масштабная на сегодняшний день) пенсионная реформа. Вместо стажа и средней зарплаты, в расчете пенсии теперь учитываются только страховые взносы – это просто, понятно и справедливо. Но уже тогда власти понимали, что солидарная модель пенсионной системы не в состоянии дать тот уровень пенсионного обеспечения, который нужен россиянам.
Тогда и появилась накопительная пенсия, входящая в систему обязательного пенсионного страхования. Каждый месяц с зарплат работников отчислялся определенный процент в счет накоплений. Сначала это касалось только мужчин 1953 года рождения и женщин 1958 года рождения и моложе, и с их зарплат отчислялось 4%. С 2005 года в накопительной системе остались только граждане 1967 года рождения и младше, а тариф взносов поднялся до 6%.
Накопительная пенсия не отнимала лишнего у работодателей – общий тариф в 26% делился на базовую, страховую и накопительную части системы ОПС. Соответственно, отчисляя 6% на накопления, за работником формировалась меньшая сумма страховых взносов – так что дальше все зависело от того, как Пенсионный фонд распорядится деньгами (и вырастут ли накопления сильнее, чем их ПФР проиндексирует обычную пенсию).
Пенсионная система образца 2002 года просуществовала до 2014 года. Еще в 2013-м был принят закон (400-ФЗ), который описывает действующую на данный момент пенсионную систему. Если раньше взносы копились на ИЛС в денежном виде, то сейчас – в виде баллов, а требования к минимальному стажу и числу пенсионных баллов для выхода на пенсию растут каждый год.
Вместе с тем, еще в 2014 году было принято решение не перечислять 6% от зарплат россиян в счет пенсионных накоплений. Уже тогда стало ясно, что бюджет ПФР не справляется с нагрузкой, в нем рос дефицит, поэтому все 26% (по факту – 22%) страховых пенсионных взносов с тех пор перечисляют на страховую часть пенсии.
Что интересно, изначально это предполагалось как временное решение – в действующей пенсионной системе (образца 2015 года) заложена возможность выбирать, перечислять 6% на накопления или на страховую часть пенсии (то есть, на баллы). Но по факту каждый год в декабре президент России подписывает закон, продлевающий мораторий (он же – «заморозка») на формирование накопительной пенсии.
На данный момент накопительная пенсия однозначно не будет формироваться до конца 2023 года – потому что это имеет непосредственное отношение к бюджету, а он формируется сразу на трехлетний период.
Однако заморозка касается только перечисления новых взносов из зарплат работников за счет общего тарифа в размере 22%. Другими словами, если работник (или его работодатель за свой счет) решит перечислять на накопительную часть пенсии дополнительные взносы, это не запрещено – только это не отменяет обязанности уплатить 22% в ПФР. Но так как налоговая нагрузка на зарплаты россиян и так доходит до 40%, а зарплаты не очень высокие, такой вариант не пользуется широкой популярностью.
С точки зрения рядовых граждан мораторий на перечисление взносов на накопительную часть пенсии не кажется каким-то ущемлением прав – но лишь на первый взгляд.
Действительно, те же 6% от зарплаты, которые должны были идти на накопления, идут на страховую часть – они учитываются в количестве пенсионных баллов и в конечном счете влияют на размер страховой пенсии по старости. Но по своей сути накопления и взносы на страховую часть пенсии – совершенно разные вещи:
- накопления – предполагают, что они будут работать в экономике, принося адекватный инвестиционный доход своему владельцу. Это важно, потому что накопления будут расти вместе с экономикой, но вряд ли обесценятся, потому что УК и НПФ ограничены в возможностях инвестирования. А еще накопления можно получить разово на руки, и даже оставить своим наследникам (они их тоже получат на руки сразу);
- страховые взносы – направляются в «общий котел». То есть, за счет взносов от работающих граждан государство платит пенсии тем, кто уже достиг пенсионного возраста. Солидарная система фактически предполагает, что все деньги «проедаются» сразу, ни о каком развитии и значительном росте пенсионных прав говорить не приходится.
Как правило, формирование накопительной системы – это удел развитых государств, которые таким способом пытаются не только преодолеть последствия демографического кризиса (когда пенсионеров больше, чем работающих граждан), но и помочь экономике долгосрочными инвестициями (а пенсионные накопления – это вложения на 20-30 лет).
То есть, вместо того чтобы запускать деньги в экономику, государство пускает их на «проедание» – латает ими постоянно разрастающуюся дыру в бюджете Пенсионного фонда. Нельзя сказать, что это однозначно плохо – ведь нынешним пенсионерам тоже нужно на что-то жить, но с помощью моратория государство решило сократить ежегодные перечисления из федерального бюджета в ПФР (то есть, эти 6% покрывают часть той дотации, которую до этого перечислял в ПФР федеральный бюджет).
Но сами россияне, конечно, частично теряют из-за моратория свои будущие пенсии – страховые пенсии индексируются выше инфляции только несколько лет, а накопления растут гораздо быстрее. Так, даже накопления в ПФР прирастают в среднем на 7% в год. В 2020-м накопительные пенсии были повышены на рекордные 9,13% – при том, что страховые пенсии по линии ПФР выросли всего на 6,6%.
Кроме того, деньги в ПФР переводятся в не очень прозрачные баллы – в 2021 году каждый обходится в 23 440 рублей пенсионных взносов, а к пенсии прибавляет всего 98,86 рублей в месяц. Накопления же формируются в исключительно денежной форме, их можно переводить между фондами, унаследовать или получить на руки.
Власти не оставляют желания реформировать систему накопительной пенсии. Дискуссия об этом идет как минимум с 2018 года, когда была предложена концепция Индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Но тогда систему раскритиковали, потому что к ней решили подключать всех работающих «по умолчанию», взимая с их зарплат дополнительные 6% (то есть, это взнос поверх и так взимаемых 22%). В ситуацию вмешался даже президент и концепцию ИПК отложили.
Дальше была система Гарантированного пенсионного плана. Суть та же – 6% от зарплаты (уже полностью добровольно), которые перечисляются в некую накопительную систему, которая потом будет платить с них пенсию. В этой системе впервые появляются налоговые вычеты по НДФЛ в размере перечисленных взносов. Окончательную пенсию ГПП обещали представить в 2020 году, но этому помешала пандемия.
Чуть позже появилась третья версия будущей накопительной системы – Индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) третьего типа. Сейчас существует лишь два типа, а третий может предполагать долгосрочные накопления – как раз актуально для будущей пенсии.
А совсем недавно появилась новая идея – существующие накопления предложили отдать в систему негосударственного пенсионного обеспечения (НПО, это частные программы НПФ, не связанные с накоплениями). Тут снова будут и налоговые льготы, и гарантия от АСВ как по банковским вкладам. Правда, будут ли переводить имеющиеся накопления в НПО и как это все будет происходить, пока неизвестно.
Тем временем в России все еще существует старая накопительная система – она по-прежнему работает преимущественно на выплату пенсий (разово, срочно или пожизненно), но объем накоплений падает год от года.
Как рассчитать пенсию в 2021 году
Накопительная пенсия — это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования.
Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.
Гражданам 1967 года рождения и моложе, в пользу которых страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться работодателем впервые после 1 января 2014 года, предоставляется возможность выбора варианта пенсионного обеспечения (формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную) в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов. Если гражданин не достиг возраста 23 лет, указанный период увеличивается до окончания года, в котором ему исполняется 23 года.
У граждан 1966 года рождения и старше* формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии.
* Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.
Размер накопительной пенсии рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2019 года – 21 год (252 месяца). Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 252 месяца.
Размер накопительной пенсии будет выше, если обратиться за назначением пенсии позднее приобретения права на указанную пенсию. Например, если обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма пенсионных накоплений будет делиться уже на 216 месяцев.
Накопительная часть регулярного денежного дохода – это выдача денежных средств, образованных из неналоговых взносов в ПФР. Чтобы получать такое денежное пособие, человек, рожденный в 1966 году или ранее, должен был написать соответствующее заявление и начать формировать накопления.
Структура трудовой пенсии
В отличие от гарантированной государством страховой выплаты, накопительные сбережения можно обналичить даже после смерти человека.
Для людей, родившихся до 1967 года существует особый порядок начисления пособия. Регулярное денежное пособие могут оформить люди, которые попадают в одну из этих категорий:
- Представители сильного пола не старше 1953 года рождения и женщины, рожденные не раньше 1957 года, которые в период с 2002 – 2004 год были оформлены на работу по трудовому договору, и их работодатель вносил соответствующие страховые взносы.
- Лица, добровольно вносившие средства для образования пенсионных сбережений.
Таким образом, получать дополнительные пенсионные выплаты могут люди, имеющие сбережения в государственном внебюджетном фонде Российской Федерации (или негосударственных фондах). Рассмотрим на примере, как определяется размер дополнительных денежных поступлений.
Гражданка Манькова Ольга Николаевна, рожденная в 1960 году, в период с 2002 по 2004 год была официально трудоустроена. Согласно существующему тогда нормативно-правовому акту, работодатель ежемесячно перечислял 6% от заработной платы Ольги в ПФР. Также гражданка добровольно вносила собственные средства. В итоге сумма сбережений Ольги Николаевны составила 118 818 рублей.
Согласно закону, объем накопительных пенсионных выплат определяется делением суммы имеющихся сбережений на число месяцев возможного периода выдачи пособия (в 2019 году это число составляет 246 месяцев).
Таким образом: 118 818/246 = 483 рубля.
Объем гарантированной государством ежемесячной выплаты гражданки Маньковой составляет 7 140 рублей. Суммируем два вида пенсии: 7140+483=7 623 – это размер ежемесячных денежных поступлений.
Разделив накопительную составляющую ежемесячного дохода на общий объем пенсии и умножив на 100%, узнаем процентное отношение двух видов пенсий: 483/7 623*100=6,3%.
Согласно закону, такая пенсия будет выплачиваться ежемесячно. Получить всю сумму единовременно невозможно, так как процентное соотношение превышает 5%.
Начать получать деньги можно сразу же после обретения права на получение пособия по старости. Для этого нужно собрать необходимые документы и обратиться в фонд, в котором находятся сбережения, для подачи заявления. В заявлении необходимо указать следующие данные:
- название организации;
- фамилию, имя, отчество;
- гражданство;
- домашний адрес;
- цифровой номер, указанный в страховом свидетельстве;
- серию и номер паспорта;
- данные о страховой пенсии;
- список документов, предоставляемых ПФ вместе с заявлением;
- дата и подпись.
Если заявление пишут родственники погибшего, то необходимо указать данные лица, имевшего право на пенсию, и лица, подающего заявление.
Подавать заявление необходимо в тот фонд, в котором формировались накопления. Сделать это можно не раньше, чем за месяц до достижения пенсионного возраста. Пенсионный фонд рассматривает заявление в течение 10 дней, а первое начисление осуществляется через 30 дней после подачи заявления.
Для оформления пенсионных выплат необходимо подготовить следующие документы:
- соответствующее заявление;
- паспорт или вид на жительство (для иностранных граждан);
- страховое свидетельство;
- официальный персональный документ, содержащий записи о трудоустройстве гражданина;
- реквизиты банковского счета.
Если пенсионные накопления формировались не в государственном фонде, то список документов может отличаться. Также дополнительные справки могут потребоваться при оформлении единовременной или срочной выплаты.