Ст 86 нк РФ с изменениями с 1 июля 2021 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ст 86 нк РФ с изменениями с 1 июля 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
-
Про подконтрольные объекты, рейдовые визиты и валежник
179 1
-
Минтруд и суды отменяют вакцинацию, а Роструд защищает беременных
1,7 тыс. 0
-
Ошибка Турова, проверка госзакупок и «двойные» налоги
305 0
-
Как связаны чиновники, криптовалюта и коррупция
56 0
Контроль счетов физлиц: докажи, что не бизнесмен
Комментируемая статья регламентирует обязанности банков, установленные налоговым законодательством.
На банки НК РФ возложены обязанности, предусмотренные, в частности, статьями 60 «Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов», 76 «Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей», а также 86 «Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков».
Пункт 1 статьи 86 НК РФ посвящен открытию и закрытию счетов организаций и индивидуальных предпринимателей, предоставлению права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств банками, а также взаимодействию между банками и налоговыми органами в этой связи.
Течение установленного данной нормой срока начинается на следующий день за днем открытия, закрытия или изменения реквизитов соответствующего счета в банке.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 11.02.2011 N 03-02-07/1-45.
Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@ утвержден Порядок представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Указанный Порядок применяется при представлении в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи документов (информации), в том числе предусмотренных пунктом 2 статьи 86 НК РФ.
Кроме того, банк также вправе направить в налоговые органы указанные документы (информацию) на бумажном носителе.
Порядок представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), об операциях на счетах (специальных банковских счетах), об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств по запросам налоговых органов на бумажном носителе, а также соответствующие формы справок и выписки утверждены Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/519@.
Следует отметить, что в том случае, если направление банками в налоговые органы документов, поименованных в пункте 2 статьи 86 НК РФ, осуществляется в электронном виде на основании заключенного с Банком России соответствующего соглашения, направление их в налоговые органы на бумажном носителе не допускается.
Вместе с тем в случае, если в налоговые органы поступило уведомление Банка России (в лице его территориального учреждения) о прекращении или приостановлении банком обмена сообщениями в электронном виде, возможно направление налоговыми органами запросов в банк в соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ на бумажном носителе.
Возможность представления банками в адрес налоговых органов документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 86 НК РФ, на съемном носителе информации (в том числе на дискете или компакт-диске) законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.
Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 20.10.2015 N ЕД-4-2/18294@.
Приказом ФНС России от 23.05.2014 N ММВ-7-14/292@ утверждены формы и формат сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.
Как указано в письме Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-07/1-257, в случае переоформления юридическому лицу — правопреемнику счета в банке, ранее принадлежавшего преобразованному юридическому лицу, рекомендуется направить в налоговый орган сообщения о закрытии счета юридическому лицу, прекратившему деятельность в результате преобразования, и об открытии счета юридическому лицу — правопреемнику.
В письме Минфина России от 03.10.2012 N 03-02-07/1-235 разъяснено, что пунктом 1 статьи 86 НК РФ не установлена обязанность банков сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов по вкладам (депозитам) организаций.
В пункте 2 статьи 86 НК РФ закреплена обязанность банков выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств.
Налоговые органы вправе истребовать у банков справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах контрагентов организации, в отношении которых проводятся мероприятия налогового контроля.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 12.03.2010 N 03-02-07/1-103.
В письме Минфина России от 14.12.2010 N 03-02-07/1-593 разъяснена следующая ситуация: в кредитную организацию, клиентом которой является ЗАО, поступил запрос налогового органа о представлении выписки по операциям на счете организации за спорный период в отношении ЗАО, в котором указано, что его направление связано с проведением камеральной налоговой провер��и ЗАО; вместе с тем в отношении ЗАО на основании решения этого же налогового органа была проведена выездная налоговая проверка за аналогичный период, по результатам которой составлен акт и вынесено решение.
- Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ16-3065, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Как усматривается из судебных актов, инспекцией в адрес банка в соответствии со статьей 86 Налогового кодекса Российской Федерации в ходе истребования у организации документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации направлен запрос от 25.09.2014 № 5389э о предоставлении выписки (выписок) по операциям на всех счетах, открытых в банке ООО «ЧОП «Кеннард». Непредставление банком истребуемой информации послужило основанием для вынесения инспекцией спорного решения…
- Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ16-1012, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Суды нижестоящих инстанций с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, руководствуясь положениями статей 86, 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», установив, что запрос инспекции содержал все необходимые сведения для его исполнения…
- Решение Верховного суда: Постановление N 46-АД10-7, Судебная коллегия по административным делам, надзор Согласно части 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа…
Если в РСВ нарушены КС, указанные в п. 7 ст. 431 НК РФ, расчёт не примут. Новости тут нет, такой порядок действует и сейчас. Напомним, что РСВ считается непредставленным, если:
- есть ошибки в суммах выплат и иных вознаграждений физлицам;
- неверно рассчитана база по взносам на ОПС и сумма взносов;
- суммы одноименных показателей по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику;
- в расчёте указаны недостоверные персональные данные.
Какие декларации и расчёты ФНС посчитает непредставленными
Если налоговая обнаружит хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных выше, то в срок не позднее пяти дней со дня его установления уведомит вас о том, что декларация (расчёт) считаются непредставленными.
Для РСВ и декларации по НДС, в которых не соблюдаются контрольные соотношения, правила и сроки отличаются. Если отчёты сданы в электронном виде — налоговая уведомит вас не позднее следующего за получением рабочего дня. Если вы сдали РСВ на бумаге, то у налоговой будет 10 дней с момента получени. Для бумажной декларации по НДС другие сроки не предусмотрены.
Получив такое уведомление, налогоплательщик должен в пятидневный срок (10 дней, если уведомление получено на бумаге) представить декларацию или расчёт, в которых устранены несоответствия контрольным соотношениям. Если успеть вовремя, то налоговая будет считать, что вы отчитались в тот срок, в который сдали первый отчёт, признанный непредставленным.
Пример. Организация 26 июля 2021 (25 июля выпало на воскресенье) отправила первичную декларацию по НДС. В этот же день пришло уведомление о признании декларации непредставленной по невыполненным КС. Компания направила исправленную первичную декларацию 28 июля. Повторно направленная декларация принята успешно. В этом случае датой представления первичной декларации считается 26 июля.
Если налоговая посчитает декларацию непредставленной, то назначит штраф по ст. 119 НК РФ — 5 % от неуплаченной в срок суммы налога (взносов) по декларации за каждый полный и неполный месяц просрочки. Штраф не может быть меньше 1 000 рублей и больше 30 % от суммы.
Ещё одна мера — приостановление операций по банковским счетам. Тут нас ждёт единственное приятное изменение. Чтобы снизить риск блокировки за непредставление деклараций и расчётов, с 1 июля 2021 года до 20 рабочих дней увеличили срок, по истечении которого инспекторы смогут заблокировать счета по этой причине (Федеральный закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ). По действующим правилам налоговая вправе заблокировать счёт, если декларация по итогам налогового периода, РСВ или 6-НДФЛ не сданы в течение 10 рабочих дней после окончания установленного срока (подп. 1 п. 3 и п. 3.2 ст. 76 НК РФ).
Кроме того, налоговая за 14 дней до принятия решения о приостановлении операций по счетам уведомит об этом налогоплательщика.
Алгоритм следующий:
- Вы направляете первичную декларацию или расчёт в электронной форме.
- На отправленную отчётность поступает квитанция о приёме. С этого момента в течение одного дня налоговая начинает логическую проверку на правильность заполнения и соблюдение КС.
- В течение дня с даты приёма вам может поступить «Уведомление о признании декларации (расчёта) непредставленными» при выявлении ошибок.
- После получения уведомления нужно в течение 5 дней исправить ошибки и направить декларацию (расчёт) повторно. При этом менять номер корректировки не надо, он должен быть такой же, как и в отправленном отчёте, на который пришёл отказ. Если уложиться в срок, датой представления декларации (расчёта) будет считаться дата отправки первого отчёта с выявленными арифметическими ошибками.
- Если декларация (расчёт) сразу приняты успешно, вам поступит извещение о вводе без уведомления о непредставленности.
Помните, что декларацию (расчёт) всё ещё могут признать непредставленными, если найдут нарушения в порядке подписания или представления, о которых мы говорили в начале. В таком случае уведомление поступит в течение пяти дней после обнаружения таких обстоятельств.
Граждане, регулярно получающие переводы на карту действительно могут попасть в поле зрения ФНС. Но так было и до 1 июля 2021 года. Налоговики давно знают о счетах и картах гражданина, включая закрытых. Перечень счетов и банковских карт, известных налоговикам можно посмотреть в личном кабинете налогоплательщика, нажав на свои ФИО, далее перейдя на вкладу «Сведения о банковских счетах».
С 01.07.2021 в НК РФ закреплен новый, закрытый перечень оснований, по которым налоговики сочтут отчетность непредставленной.
Обнаружив хотя бы одно обстоятельство из списка, контролеры должны будут прекратить камеральную проверку полученной отчетности и направить налогоплательщику уведомление об отказе в ее приеме. Срок направления уведомления — 5 рабочих дней со дня выявления соответствующего основания, форму утвердит ФНС.
Очевидно, что всплыть данные нарушения могут не только при приеме декларации, но и после начала КНП. Поэтому данные поправки фактически закрепляют возможность аннулирования отчетности, представленной налогоплательщиком и допущенной инспекторами к проверке.
Важно! Одним из оснований для отказа в приеме декларации по НДС с 1 июля является ее несоответствие контрольным соотношениям. Какие соотношения будут критичными, видно из проекта соответствующего приказа ФНС. Ознакомиться с ними можно здесь.
😲 Вся правда о контроле ваших счетов и доходов
Все больше документов переводят «в цифру».
Так, с 1 июля в электронном виде с УКЭП можно будет оформлять доверенность на право представителя налогоплательщика подписывать налоговую отчетность. ФНС утвердит формат электронной доверенности и порядок ее направления в инспекцию по ТКС (подп. «в» п. 16 ст. 1 закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Кроме этого, при камеральных проверках пояснения по льготам можно будет представлять в виде электронного реестра подтверждающих документов. Его форму и формат тоже утвердит ФНС (п. 6 ст. 88 НК РФ в ред. закона № 374-ФЗ).
А еще налоговая начнет досрочно выдавать налогоплательщикам квалифицированные электронные подписи. Кто сможет их получить и что для этого нужно предпринять, мы рассказали здесь.
С 01.07.2021 просрочка сдачи отчетности, за которую налоговая может заблокировать счет, составляет 20 рабочих дней вместо 10.
А еще налоговики могут уведомлять налогоплательщика о предстоящей блокировке — не позднее чем в течение 14 рабочих дней до принятия соответствующего решения. Ключевое слово «могут» — это их право, а не обязанность. Поэтому гарантий, что о приостановлении операций сообщат никаких.
В рамках реформирования системы государственного и муниципального контроля с 1 июля существенно расширяется круг органов, решения и действия которых нужно обжаловать в досудебном порядке. Причем жалобы можно подавать через портал госуслуг. Среди таких инстанций госинспекции труда, Роспотребнадзор и другие.
К счастью, новые налоги с июля 2021 года не вводились — структура Налогового кодекса и перечень включенных в него платежей сохранены в неизменном виде. Однако предложения и слухи по расширению НК РФ или введению новых неналоговых платежей то и дело возникают, и кто знает, возможно, они станут реальностью ближайшего будущего. Конечно, мы этого не пропустим, как не пропустим и другие нововведения. Например, изменения с 1 июля в оплате детских пособий. Госдума уже рассматривает соответствующий проект, который в числе прочего предусматривает и трансформацию пособия по беременности.
С 2021 года расширяется перечень доходов физлиц, не подлежащих обложению страховыми взносами (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Указанный перечень дополняется денежными компенсациями, получаемыми подрядчиками и исполнителями от заказчиков в счет возмещения расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.
Одновременно от страховых взносов освобождаются суммы, получаемые исполнителями по гражданско-правовым договорам, связанные с возмещением расходов на оплату жилых помещений (будущая редакция п. 1 ст. 422 НК РФ).
С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@. Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.
Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/593@). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % при экспорте товаров.
На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.
С 01.01.2021 года для IT-компаний снижается налог на прибыль организаций (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).
В соответствии с законом IT-компании смогут уплачивать налог на прибыль только в федеральный бюджет по ставке 3 % при соблюдении ряда жестких условий. В целях применения указанной льготы доля доходов от IT- услуг должна составлять не менее 90 % от всех доходов организации, а в ее штате должно работать не менее 7 человек. Ожидаются разъяснения и уточнения по применению Закона № 265-ФЗ.
Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).
Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10 % стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30 %.
С января 2021 года расширяется перечень сведений, вносимых в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). По новым правилам в налоговую декларацию должны будут включаться сведения о среднегодовой стоимости не только недвижимости, но и объектов движимого имущества.
Речь идет о движимом имуществе, учтенном на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. При этом облагаться налогом движимое имущество организаций по-прежнему не будет.
Статья 86. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля
Для организаций с 01.01.2021 меняются сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по данному налогу (п. 68 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).
С нового года земельный налог подлежит уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По аналогии с транспортным налогом авансовые платежи по земельному налогу также станут уплачиваться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Начнет действовать система прослеживаемости импортных товаров. При работе с такими товарами нужно будет отчитываться перед налоговиками (Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ).
Компании и ИП, которые работают с импортными товарами, обязаны с 1 июля 2021 года:
- сдавать в ИФНС отчет по операциям с прослеживаемыми товарами с реквизитами для прослеживания;
- выставлять электронные счета-фактуры с прослеживаемыми товарами;
- обеспечить прием электронных счетов-фактур с прослеживаемыми товарами;
- предоставлять в налоговую по требованию налоговиков документы, в первую очередь счета-фактуры по операциям с прослеживаемыми товарами.
В июле обновится реестр МСП на сайте налоговой. Один раз в год, 10 июля, ФНС исключает из реестра МСП фирмы, которые:
- не подали сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или);
- не сдали налоговую отчетность, по которой определяется сумма дохода за прошлый год;
- не отвечают установленным критериям малых и средних предприятий.
В прошлом году был принят закон об обязанности резидентов с 1 июля 2021 года информировать налоговые органы о переводах с использованием иностранных электронных кошельков, если сумма таких операций превысит 600 тысяч рублей в год.
Сейчас за нарушение этого правила вводится штраф. Пока проект, но он будет принят. Штраф за непредставление отчета для граждан, должностных и юрлиц составит от 20 % до 40 % суммы, зачисленной на электронное средство платежа.
Начиная с 2021 года, в гл. 21 НК РФ (налог на добавленную стоимость), была внесена целая система изменений. Часть из них вступили в силу сразу с начала нового года, другие же изменения в НДС с июля 2021 года начнут действовать.
Итак, что изменилось в НДС:
1. Освобождение от НДС банкротов — согласно ранее действовавшему порядку при продаже имущества, составляющего конкурсную массу обанкротившейся компании, полученный доход не облагался НДС. При этом, если организация продолжала вести хозяйственную деятельность (будучи банкротом), то обязанность по уплате налога сохранялась (с доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг).
Законом РФ от 7 октября 2020 года № 320-ФЗ это условие было отменено. Начиная с 1 января 2021 года, компания не должна платить НДС даже, если продолжает реализовывать товары (работы, услуги) после получения статуса банкрота. В этом случае она обязана восстановить НДС (по пока еще не проданным товарам), который был принят к вычету при осуществлении обычной деятельности.
2. Изменение порядка налогообложения IT-компаний — в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ с 1 января 2021 года от уплаты налога на добавленную стоимость освобождается реализация исключительных прав только на программы для ЭВМ и базы данных, которые входят в единый реестр российского ПО (формируется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1236).
Данная норма не распространяется на реализацию исключительных прав, в рамках которых предусмотрена возможность размещения рекламы в интернете или получения к ней доступа, распространение предложений о покупке того или иного товара, поиска сведений о покупателях и заключения сделок.
Кроме того, п. 2 ст. 149 НК РФ был дополнен пп. 26.1, согласно которому от НДС также освобождается реализация исключительных прав на ноу-хау, изобретения, промышленные образцы и т. д., в том числе полученных по лицензионному договору.
Таким образом, данное нововведение привело к ограничению круга лиц, имеющих право на использование льготы по НДС, предусмотренной в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Теперь она не доступна организациям, реализующим права на иностранные ПО и БД (так как они не включены в российский реестр).
3. Ужесточение требований к декларации по НДС — в случае, если при проверке декларации налоговый орган обнаружит несоответствие контрольным соотношениям, то такой документ будет считаться непредставленным (аннулируется). При этом налогоплательщик обязан устранить все недочеты в течение 5 дней с момента получения соответствующего уведомления. Вводится такое изменение по НДС с 1 июля 2021 года Законом РФ от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ.
Кроме того, если при запросе пояснений к декларации по НДС, организация представит их не по установленному формату, они будут аннулированы налоговым органом (Закон РФ от 9 ноября 2020 года № 371-ФЗ).
4. Продлен период для представления декларации по НДС (после просрочки) — согласно пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ в случае непредставления декларации, в том числе по налогу на добавленную стоимость, в течение 10 дней (с момента наступления установленного законом срока) налоговые органы вправе заблокировать банковский счет организации.
Законом РФ № 368-ФЗ этот период был увеличен до 20 дней. Начнут действовать такие изменения в НДС с июля 2021 года.
5. Изменен порядок возмещения НДС — до начала нового года оформить возмещение можно было при условии отсутствия недоимок только по налогам федерального уровня.
С 1 января 2021 года требования ужесточились. Теперь недоимки должны отсутствовать не только по федеральным, но также по региональным и местным налогам.
6. Изменение порядка оформления документов по НДС — в связи с введением системы прослеживаемости товаров Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2021 года № 534 были утверждены новые формы счета-фактуры, а также иных документов для расчета НДС. Что изменилось:
- в форму счета-фактуры добавлена новая строка 5а и графы 12, 12а, 13,
- в корректировочном счете-фактуре помимо перечисленных выше новшеств также появились отдельные графы для: названия страны, на территории которой произведен товар, номера декларации/партии,
- в журнале учета счетов-фактур, книге покупок/продаж и в дополнительных листах к ним, появилась отдельная строка для отражения стоимости товара, попадающего в категорию «прослеживаемых».
В соответствии с положениями ст. 164 НК РФ ставки по налогу на добавленную стоимость делятся на несколько категорий.
Так, хозяйствующие субъекты, не имеющие права на льготы и послабления по НДС, должны применять общую ставку в размере 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).
При этом налогоплательщики, занимающиеся реализацией отдельных видов продовольственных товаров (скот, птица, яйца, молоко и т.д.), детской продукции (обувь, кроватки, трикотажные изделия для младенцев и т.д.), периодических изданий (кроме рекламных и эротических журналов) и прочих видов изделий, установленных законом, вправе уплачивать НДС по сниженной ставке в размере 10%. Полный перечень хозяйственных операций, которые попадают под эту льготу, приведен в п. 2 ст. 164 НК РФ.
По НДС также предусмотрено и полное освобождение от налога (в этом случае применяется ставка в размере 0%). Такое налоговое послабление распространяется на следующие категории товаров/услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ):
- экспортируемые,
- находящиеся в свободной таможенной зоне,
- международная перевозка продукции,
- транспортировка нефти и нефтепродуктов,
- транспортно-экспедиционные услуги и т.д.
Налогоплательщик — контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой им иностранной компании (КИК) путем представления в налоговый орган годовой финансовой отчетности КИК, аудиторского заключения (обязательный или добровольный аудит финотчетности). Причем данные документы организациями представляются вместе с декларацией по налогу на прибыль, а физлицами — вместе с уведомлением о КИК.
С 09 декабря 2020 года за непредставление налоговому органу вышеуказанных документов либо представление заведомо недостоверных сведений грозит налогоплательщику — контролирующему лицу штрафом в размере 500 000 руб. (п.1.1 ст.126 НК РФ). Сейчас наказание — 100 000 руб., т.е. штрафные санкции увеличили в 5 раз.
Кроме того, с 09.12.2020 года за непредставление документов, необходимых для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК в течение 1 месяца с даты получения требования от налогового органа — штраф с контролирующего лица составит 1 000 000 руб. (новый п.1.1-1 ст. 126 НК РФ).
Изменения в ст.126 НК РФ внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 368-ФЗ (далее — Закон № 368-ФЗ).
С 23 декабря 2020 года начнет действовать обновленный п.1 ст. 70 НК РФ, который посвящен тонкостям направления требований об уплате задолженности по налогам, сборам и взносам.
Требования физлицам. Как и ранее, в общих случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Новшество в том, что независимо от ИП-статуса физического лица требование направляется, если сумма недоимки достигла 3 000 руб. Ранее для «обычных» физлиц была установлена пониженная планка — если недоимка, пени и штрафы по ней превышали 500 руб.
Срок направления требования об уплате задолженности по пеням. Появился новый абзац в ст. 70 НК РФ, который гласит, что требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, направляется налогоплательщику не позднее 1 года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб.
Как известно, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения суммы недоимки. При этом не редкость, когда сумма пени в требовании гораздо меньше той, которая будет на дату фактического погашения долга по налогу, а налогоплательщик перечисляет в бюджет только суммы, указанные в требовании. В такой ситуации инспекция может направить требование на «зависшую» сумму пени (с даты требования по день фактической уплаты налога). Отдельного срока для направления требования об уплате задолженности по пеням, когда задолженность по налогу уже уплачена, НК РФ не содержал и зачастую приходилось руководствоваться общими положениями п. 5 ст. 75 НК РФ, разъяснениями Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п.51), письмом ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, с учетом которых требование должно направляется не позднее 3 месяцев с момента уплаты всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями — с момента уплаты последней ее части), если ее размер менее 500 руб., а с учетом более новой редакции п.1 ст. 70 НК РФ — менее 3 000 руб.
Так что, очень хорошо, что с 23.12.2020 года нет необходимости определять срок направления требования по задолженности по пеням, притягивая старые, но действующие разъяснения ВАС РФ, анализируя многочисленные редакции п. 1 ст. 70 НК РФ.
Таким образом, с учетом нового абзаца в п.1 ст. 70 НК РФ, требование на уплату долга по пени с 23.12.2020 года должно быть направлено налоговым органом в течение 1 года с даты уплаты недоимки (например, при сумме долга менее 3000 руб.) либо в течение года с даты, когда размер пени превысил 3000 руб.
С 23 декабря 2020 года расширен перечень документов, которые могут быть представлены (получены) налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Так, через МФЦ можно будет подать в инспекцию сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, получить налоговое уведомление (п.2.1 ст. 23, п.4 ст. 52 , ст. 362 НК РФ).
Напоминаем, что организации обязаны уведомить налоговый орган о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, если не получили сообщения об исчисленной инспекцией сумме налогов по таким объектам. Если этого не сделать — штраф 20% от неуплаченной суммы налога (п. 2.2 ст. 23, п. 3 ст. 129.1 НК РФ).
Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.
Изменения в налоговом законодательстве с 1 июля 2021 года
С 1 июля 2021 года инспекция вправе признать поданную декларацию (расчет) «непредставленной» по основаниям, определенным в закрытом перечне (ст.80 НК РФ). Так, если в ходе «камералки» инспектор выявит наличие хотя бы одного из нижеперечисленных обстоятельств, отчетность будет считаться «непредставленной» (п.4.1 ст. 80 НК РФ):
- подписание декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
- дисквалификация генерального директора, подпись которого стоит в отчетности;
- отчетность подписана электронной подписью (УКЭП) физического лица, умершего еще до даты подписания документа. Напомним, что дата смерти есть в Реестре ЗАГС;
- в отношении генерального директора, который подписал отчетность, в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности информации;
- до даты подачи отчетности компания исключена из ЕГРЮЛ;
- данные декларации по НДС не соответствуют установленным контрольным соотношениям;
- общая сумма страховых взносов в расчете по не соответствует данным по каждому застрахованному.
Кстати, сейчас инспекторы тоже могут признать отчетность «непредставленной» — основания поименованы в пункте 19 Административного регламента (утв. Приказом ФНС от 08.07.2019 года № ММВ-7-19/343). Например, это подача декларации не в ту инспекцию, не по той форме (формату), случаи, когда не подтверждены полномочия подающего отчетность, декларация подписана дисквалифицированным руководителем.
То есть, с июля 2021 года закрепляются на законодательном уровне положения, фактически действующие сейчас, а в отношении декларации по НДС вводится еще одно основание, когда она может считаться «непредставленной» — данные отчетности не соответствует контрольным соотношениям, определенным ФНС.
О факте непредставления отчетности инспекция уведомит в течение 5 рабочих дней со дня выявления «нехорошего» обстоятельства (п.4.2 ст.80 НК РФ в ред. с 01.07.2021 г.).
Если установлены несоответствия показателей представленной декларации по НДС по контрольным соотношениям (нарушен порядок заполнения) — инспекция «обрадует» уведомлением по ТКС не позднее дня, следующего за днем получения декларации (п. 5.3 ст. 174 НК РФ).
Чтобы исправить ситуацию и декларация была признана вовремя сданной надо успеть представить исправленную отчетность в течение 5 рабочих дней после получения уведомления, (новые п.5.3 и 5.4 ст. 174 НК РФ).
Кстати, с 01.07.2021 года полномочия лица, подписавшего декларацию, можно подтвердить электронным документом (доверенностью), подписанным УКЭП доверителя (п. 5 ст. 80 НК).
ФНС должна успеть к июлю 2021 года подготовить электронный формат доверенности на подписание от его имени отчетности и порядок ее направления по телекоммуникационным каналам связи.
Указанные новшества касаются налоговых деклараций (расчетов), поданных в налоговый орган после 01.07.2021 года.
Основание — Закон № 374-ФЗ.
С 01.07.2021 года начнут действовать положения о национальной системе прослеживаемости, закрепленные в налоговом законодательстве.
Компании, чья деятельность связана с товарами, подлежащими прослеживаемости, должны сдавать в налоговый орган отчеты о таких операциях, а также документы, содержащие реквизиты прослеживаемости (п. 2.3 ст.23 НК РФ).
С 01.07.2021 года налоговые органы вправе требовать представление документов, относящихся к «прослеживаемости», если найдены противоречия между данными (новый п.8.9 ст. 88 НК РФ):
- в представленной декларации и данными отчета и (или) документов, содержащих реквизиты «прослеживаемости»;
- декларации по НДС и отчетом другого налогоплательщика, связанного с операциями с «прослеживаемыми» товарами;
- отчета самого налогоплательщика и сведениями отчета другой компании.
Если выявлены вышеуказанные противоречия — не исключен визит инспекторов для осмотра территорий и помещений организации (ст. 88, 91,92 НК РФ).
Изменения внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 371-ФЗ
С 1 июля 2021 года у налоговой службы появится новое основание для проведения повторной выездной налоговой проверки (ВНП). Она может быть проведена не только в случае, если за проверенный период представлена «уточненка» в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (пп.2 п.10 ст.89 НК РФ), но и в случаях, когда в уточненной декларации увеличена заявленная к возмещению сумма НДС (акциза) либо увеличена сумма полученного убытка.
Дополнения в пп.2 п.10 ст. 89 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2020 года № 470-ФЗ.
Как сказано в информации, размещенной на многочисленных сайтах в сети, с 1 июля в России начнут действовать поправки к статье 86 Налогового кодекса, по которым банки обязаны предоставлять налоговой службе информацию по движению денег на банковских картах физлиц. Поэтому все поступления на счет или карту физлица, которое не удалось идентифицировать, налоговики будут расценивать как прибыль, облагаемую НДФЛ по ставке 13%.
Если гражданин не сможет доказать, что полученные средства не доход, то налоговая служба получит право на взыскание штрафа в размере 20% от суммы неоплаченного налога и сам налог.
Изменения в законодательстве: что будет с бизнесом в 2021 году
Налоговая не вправе просто так сама списать НДФЛ или другой налог с карты. В НК РФ нет такого основания, как списание НДФЛ на основании денежного перевода от одного физлица другому. Поэтому не беспокойтесь: с 1 июля 2021 года уплата налога НДФЛ при отправке денег не произойдет, такой нормы в законодательстве просто не существует.
Кстати, подвердили это и ФНС на официальном сайте. Налоговики вправе запрашивать у банков информацию о счетах, вкладах и электронных кошельках «физиков», но только в рамках проверок этих лиц.
Например, если гражданин заявил вычет на покупку жилья, но официальных доходов у него нет. В этом случае налоговая может запросить у банка информацию.
Чиновники подчеркнули, что с 1 июля у инспекторов никаких дополнительных полномочий не появится.
Такие изменения действительно вносились, однако они не имеют отношения к контролю за денежными переводами граждан с карты на карту.
В соответствии с Федеральным законом N 343-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», с 1 июня 2021 года вступили в силу изменениям в ч. 2 ст.
86 НК РФ относительно контроля за счетами, открытыми в драгоценных металлах. Такие счета, с точки зрения налогового контроля, приравняли к обычным денежным.
С 1 июня 2021 года банки обязали «выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом».
Запросы в кредитно-финансовые организации от налоговых органов относительно счетов физлиц, ИП и юрлиц (открытие, закрытие, остаток, изменение реквизитов) могут поступать в случае проведения налоговой проверки в порядке ст.
88 НК РФ (камеральная проверка – проводится, например, при предоставлении в налоговую декларации о доходах 3 НДФЛ для получения налогового вычета) либо в случае истребования документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.
Как получить налоговый вычет при покупке квартиры?
Если налоговая в результате проверки обнаружит денежные средства, происхождение которых необходимо прояснить, соответствующий запрос будет сделан владельцу счета.
Ему в течение пяти дней необходимо будет дать пояснение.
Несмотря на то, что появившаяся информация о внесении поправок в ст.
86 НК РФ с 1 июля является фейковой, необходимо признать, что интерес ФНС к частным переводам с карты на карту, за которыми очень часто скрываются «серые» доходы, в последние годы усиливается.
Об этом хорошо знают индивидуальные предприниматели, чьи счета легко блокируются за любые подозрительные операции, особенно если платежи в налоговую составляют 0,5% от оборота.
За физическими лицами без статуса ИП контроль также усиливается. В качестве примера можно привести дело пенсионера из Белгородской области, которому доначислили НДФЛ после покупки дорогого автомобиля.
Основания для отказа в приёме налоговой отчётности с 1 июля 2021 года
С 1 января 2021 года введена прогрессивная ставка 15% по НДФЛ, которая применяется в случае, если облагаемые доходы превысили 5 млн рублей (Федеральный закон от 23.11.2020 №372-ФЗ).
Для уплаты НДФЛ по ставке 15% предусмотрен отдельный КБК — 000 1 01 02080 01 0000 110.
С 1 января 2021 года изменен перечень медицинских услуг, по расходам на которые можно получить соцвычет по НДФЛ (п. 3 Постановления Правительства от 08.04.2020 N 458). В перечень введены новые медицинские услуги: по медицинской эвакуации; паллиативной помощи.
Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания (ст. 36 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Дорогостоящие виды лечения, которые были поименованы в Постановлении Правительства от 19.03.2001 №201 объединены в один пункт – медицинские услуги, оказанные в рамках высокотехнологичной медицинской помощи. Введены новые дорогостоящие услуги: по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов; оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи. Дополнен и расширен перечень дорогостоящих услуг по услугам репродуктивной технологии.
Перенос убытков без ограничения продлен до 31 декабря 2024 года (п. 40 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
Если в организации есть обособленные подразделения, и она применяет не общие ставки (3% в федеральный бюджет и 17% в региональный) и для этого ведет раздельный учет доходов и расходов, то с 1 января 2021 года для расчета региональной части налога на прибыль каждую налоговую базу должна распределять между обособленными подразделениями, т.е. считать долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по базам, сформированным для каждой специальной ставки. (Федеральный закон от 13.07.2020 N 195-ФЗ).
Человек не занимается отмыванием доходов, полученных преступным путем, он не налит деньги через себя в интересах кого-то. Он просто печет пирожки или что-то вяжет.
Продает и рекламирует свои творения в социальных сетях или просто ведет какой-то блог и дает там рекламу. Автоматические программы налоговиков подобные операции будут выявлять. И этих «бизнесменов» будут брать за попку, доначислять им НДС, НДФЛ.
И еще штрафовать на 30% от суммы неуплаченных налогов по ст. 119 НК РФ за несданные декларации.
Одно дело, когда вы получаете на карточку деньги от жены, мужа, родителей или других родственников. И другое дело, когда вы получаете на карточку деньги от незнакомых лиц… Программа это мгновенно вычислит. Я ожидаю, что программы будут в автоматическом режиме доначислять налоги.
Допустим, в 2020 году существовала одна восхитительная схема обналички. Если стандартный обнал в 2020 году стоил 18-22%, то этот способ стоил 7-8%. Этот способ осуществлялся с помощью физлиц. Теперь эти программы подобных физиков будут вычислять, а дальше эти физики на допросах будут сдавать бенефициаров и всех вовлеченных в эти схемы.
Буквально дней 20 назад накрыли нормальную такую группу пацанов, которые считали себя абсолютно защищенными, потому что у них была сверхнадежная крыша.
Не знаю, напишет ли об этом пресса, так как там все происходит с оперативным сопровождением со стороны ФСБ.
И ребята продолжат в 2021 году мероприятия по зачистке механизмов не только обналички, но и вывода денег из государственных и окологосударственных учреждений и структур.
Выбор за вами. Хотите работать и рисковать, рискуйте. Это ваше право. Те, кто не хотят работать с риском, а хотят научиться работать легально с минимумом налогов, вы знаете куда обратиться.
Как вы считаете, заслуживает ли наше государство право видеть каждую вашу транзакцию, каждую операцию и каждую копейку в автоматическом режиме? Или все-таки нашему государству нужно еще заслужить это право? Напишите, что вы об этом думаете.
Спасибо и удачи в делах.
Ссылка на документы:
Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 86 и 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»
ЗАПИСАТЬСЯ НА СЕМИНАР ПО НАЛОГАМ
Мы против обналички и незаконных схем снижения налогов.
Мы за легальное ведение бизнеса и призываем всех бизнесменов работать в соответствии с законами Российской Федерации.
(Visited 4 337 times, 1 visits today)
(4 4,50 из 5)
Услуга перевода денег по номеру мобильного телефона пользуется популярностью у клиентов банков, но теперь может осложниться. Так кому нововведение будет на руку, а кому влетит в копеечку?
Ответ на этот вопрос можно найти в проекте изменений в положение «О правилах осуществления перевода денежных средств», которые ЦБ разместил для общественного обсуждения на портале правовых актов.
Данный документ предполагает возможность запрашивать разрешение на операцию, если при переводе используется «идентификатор, позволяющий установить номер банковского счета», чаще всего это номер мобильного телефона, к которому привязана банковская карточка.
Налоговое администрирование (ч. 1 НК РФ): изменения 2020 — 2021
В случае, когда денежный подарок вам преподносит работодатель, и его сумма 4 000 руб. и выше, то налог платить необходимо. Делать это нужно не вам, а организации – дарителю.
Кстати, если компания дарит сотруднику подарок в честь рождения ребенка, то тут уже налогом облагается сумма, свыше 50 000 руб., а не 4 000. Но на практике, все это забота организации – расчёт налога, его удержание и отчетность.
Обычно в таких случаях налог рассчитывают дарители: сами его удерживают и отчитываются.
Допустим, вы перечисляете деньги с одной своей карты на другую или решили совершить перевод с одного своего счета на другой. Очевидно, что в результате этих действий, вы не получаете доход. А значит, налог уплачивать не должны. И не важно, в одном банке у вас счета или в разных
Кроме этого нет нужды оплачивать 13 % если вы переводите какую-либо сумму со счета ИП на свой личный счет, если к тому времени все налоги от предпринимательской деятельности уже уплачены.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:
Как и почему банк может заблокировать карту? В ситуации с картами значение имеют два закона, статья 208 НК РФ, описывающая налогооблагаемые доходы и поправке к статье 86 НК РФ, касательно переводов между счетами физлиц.
Заметим, что основные нововведения в законах касаются в основном контроля над счетами в драгметаллах. Всё остальное, что пишут в прессе — спекуляция ужесточением надзора налоговой за действия над счетами физических лиц.
Налоговая имеет возможность проверять переводы с карту на карты еще с 2013 года. Более агрессивная политика и участившиеся запросы — лишь результат действий налоговой службы, которая взялась за мелких предпринимателей, фрилансеров и финансово ограниченных граждан (банкротов, безработных и патологических должников).
На Западе у самозанятых граждан есть строгие обязательства по уплате налогов и, в случае их невыполнения, налоговые службы крепко за них берутся. В России уплата налогов самостоятельно это большая редкость: за нас налоги платят работодатели, а в случае крупных сделок с жильем или автомобилями, всем известны методы по снижению или полному отказу от обязательств в уплате налогов.
Однако теперь и наше государство ужесточает контроль и в зоне риска оказываются все, кто принимает оплату на карту. Рядовых граждан это не должно коснуться, но механизм проверок несовершенен и можно ожидать наказания за практически любой перевод между физическими лицами.
Ещё одним важным аспектом нововведений является отправка деталей платежа со стороны банков в налоговую. Этот механизм серьезно упростили и налоговая теперь будет анализировать любые интересующие её переводы.
Чтобы было понятно, разберем простую ситуацию: друг одалживал наличные средства для покупки автомобиля и возвращает их переводом на карту. Сумма существенная — 200 000 рублей. В этом случае налоговая заинтересуется переводом и это будет даже логично.
Может возникнуть и такой случай, когда вы, допустим, отправляетесь к другу на дачу, заранее договорились о покупках и вы закупаетесь в «Ашане» на всю компанию. После друзья скидываются вам в равной доле «по чеку».
Тоже распространенная практика.
Но! Если кто-то из друзей напишет в сообщение к переводу «За покупку шашлыка» или, тем более «Оплата за вино и мясо», то для налоговой эти переводы — плата за товар, которая должна облагаться налогами.
Третий случай, совсем очевидный: вы через знакомых нашли мастера, который взялся поменять окна у вас на балконе. По окончанию работ, оставшуюся стоимость вы переводите мастеру на карту с пометкой «За новые окна». В этом случае мастер должен учесть ваш платеж и заплатить налоги.
Банки передают налоговой информацию обо всех счетах, которые открывают и закрывают их клиенты. Но данные о движении денег внутри счета предоставляется только по запросу налоговой, когда есть определенные подозрения.
Исключение – операции, которые банк посчитал сомнительными. Тогда движение денег по такому счету сразу может быть заморожено, а данные переданы в ФНС и ЦБ.
Но чтобы попасть в такую ситуацию, нужно переводить суммы от 600 тысяч рублей.
Похожие записи: