Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Зарегистрированные юридические лица имеют признаки, которые позволяют считать их хозяйствующими субъектами в рамках правового поля:

  1. Организационное единство. Это понятие означает, что у каждого предприятия есть органы управления, занимающиеся определенными направлениями работы, учредительные документы, в которых прописана организационно-правовая форма, учредители, их полномочия, порядок выхода из состава Общества и т.д. Органы правления могут быть, как единоличными (Президент, Директор) или коллегиальными (Общее собрание, Правление, Совет директоров).
  2. Наличие на балансе юр лица обособленного имущества. Предприятие имеет уставной капитал, активы. Каждая фирма открывает банковский счет в одном из кредитных учреждений согласно выбранным тарифам.
  3. Имущественная ответственность юр лиц за результаты хозяйственной деятельности. В организации каждый из учредителей отвечает в рамках вложенной доли, несет субсидиарную ответственность. В отличие от ИП, не отвечает по долгам личным имуществом.
  4. В гражданско-правовых отношениях предприятие или организация выступает от своего имени, реализует указанные в законе и учредительных документах полномочия, выступает стороной судебного процесса. Наименование юридического лица уникально, оно позволяет идентифицировать конкретную организацию среди похожих, со сходным направлением деятельности. Этим объясняется требование закона о том, что нельзя вновь созданную фирму называть уже имеющимся наименованием у другой организации.

Признаки юридического лица, предусмотренные законодательством, проверяются ИФНС в процессе регистрации нового хозяйствующего субъекта. По итогам прохождения проверки налоговый инспектор может отказывать в регистрации.

Например, по причине того, что название, которое дано новому юридическому лицу, присутствует в реестре зарегистрированных.

Статья 48. Понятие юридического лица

  • Общества: хозяйственные
  • Товарищества: хозяйственные
  • Хозяйства: фермерские, крестьянские
  • Партнерства
  • Кооперативы: производственные
  • Предприятия: унитарные
  • Кооперативы: потребительские, кредитные, с/х.
  • Организации: общественные
  • Общественные движения
  • Союзы
  • Ассоциации
  • Товарищества, казачьи Общества, общины малочисленных народов РФ, фонды, госучреждения, религиозные организации, адвокатские палаты и образования, госкорпорации

Из коммерческих лиц выделяют Общества с ограниченной Ответственностью и Акционерные Общества. Последние могут быть публичными и непубличными: между ними существует принципиальная разница.

Обратите внимание: большинство АО – это крупные предприятия, которые составляют основу экономической деятельности России. Непубличные АО распределяют акции исключительно среди держателей, каждый из которых не имеет права осуществлять открытую подписку ценных бумаг. А в публичных АО эти ограничения отсутствуют, как и преимущественное право остальных акционеров на выкуп акций держателя, покидающего ЮЛ.

По умолчанию под возможностью компаний подразумевается преимущества, которые юридические лица имеют перед другой организационно-правовой формой собственности: ИП. Рассмотрим их:

  1. Ответственность учредителей в рамках вложенной доли в уставной капитал. Исключения составляют случаи злонамеренного банкротства предприятия.
  2. Возможность замены формы собственности в любой момент путем предоставления в ИФНС соответствующих документов.
  3. При отсутствии работы на предприятии, юр лицо не платит налоги, сдает нулевую отчетность. Этим выгодно отличается от ИП, который обязан выплатить внебюджетным фондам фиксированную сумму страховых вносов.

Автоматическое применение, при регистрации юридического лица. Налоги:

  • на недвижимость ЮЛ: ставка не превышает 2,2% от кадастровой оценки, точная величина зависит от региона присутствия юр лица;
  • на прибыль: 20%
  • НДС: 20%.
  • необходимо отдельно поданное в ИФНС заявление
  • кол-во персонала – не более 100 чел.;
  • размер дохода (за 12 месяцев) – не более 150 млн.руб.
  • отсутствие филиалов;
  • по виду деятельности существуют некоторые ограничения.

Два варианта уплаты налогов:

  1. Доходы — по ставке 6%,
  2. Доходы за вычетом расходов — по ставке 15%.

Ограниченные компании, которые заняты исключительно в сфере сельского хозяйства.

Налог:

Ставка 6%, но в некоторых регионах она может быть значительно снижена, вплоть до 0%

с 1 января 2021 отменен.

Важно: ОСНО – достаточно «тяжелый режим» для большинства предпринимателей. Если бизнесмен, регистрирующий бизнес, имеет возможность применять УСН, он может подать одновременно с документами соответствующее заявление. Либо сделать это в течение 30 дней со дня регистрации предприятия, но не позже!

Юридическое лицо — признаки, преимущество, виды, как получить статус

^К началу страницы

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

1

Формируем пакет документов

Перечень документов для государственной регистрации юридического лица установлен в ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Внимание! С 01.01.2019 при направлении документов для государственной регистрации в форме электронных документов, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать государственную пошлину не требуется! 2

Определяем, в какой налоговый орган подать документы

Правила государственной регистрации установлены Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Адресом регистрации юридического лица считается тот адрес, по которому находится его руководитель – директор, генеральный директор и т. п., или, выражаясь языком закона, «постоянно действующий исполнительный орган компании». В качестве адреса организации можно использовать адрес собственного офиса учредителя, в том числе и домашний адрес руководителя фирмы. Адресом компании может быть и адрес арендованного помещения.

^К началу страницы

Для регистрации вам потребуются следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001);
  • решение о создании, оформленное решением единственного учредителя или протоколом общего собрания учредителей;
  • учредительные документы юридического лица. Представляется в двух подлинных экземплярах в случае представления лично или по почте и в одном экземпляре – при направлении в электронном виде;
  • квитанция об уплате государственной пошлины в размере 4000 руб.;
    Внимание! С 01.01.2019 при направлении документов для государственной регистрации в форме электронных документов, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать государственную пошлину не требуется!
  • документ, подтверждающий статус учредителя, если им выступает иностранное юридическое лицо.

Бланк заявления можно распечатать и заполнить на бумаге, либо сформировать в электронном виде, используя специальную программу, либо сервис.

Внимание! Подпись заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, когда заявитель представляет документы лично и одновременно представляет документ, удостоверяющий его личность, а также когда документы направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Заявителями при регистрации могут выступать учредитель или учредители создаваемого юридического лица, руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — государственная регистрация) — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ

1. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. (в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ)

Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам. (в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ)

Представленные в многофункциональный центр документы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, направляются многофункциональным центром в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. (в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ)

Направление документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг. (в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ)

В случае свидетельствования подлинности подписи заявителя на предусмотренных статьями 12 и 22.1 настоящего Федерального закона заявлениях о государственной регистрации представление документов, предусмотренных указанными статьями, осуществляется нотариусом, засвидетельствовавшим подлинность подписи заявителя (последнего из заявителей) на соответствующем заявлении о государственной регистрации, в день нотариального свидетельствования подлинности подписи заявителя (последнего из заявителей) на таком заявлении. При этом нотариальное свидетельствование подлинности подписи заявителя (последнего из заявителей) на заявлении о государственной регистрации, предусмотренном статьей 12 или 22.1 настоящего Федерального закона, и последующее представление документов, предусмотренных указанными статьями, в регистрирующий орган осуществляются нотариусом в рамках одного нотариального действия. В иных случаях представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено нотариусом по просьбе заявителя. В предусмотренных настоящим абзацем случаях представление документов осуществляется нотариусом путем их направления в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В случае установления специального порядка регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 10 настоящего Федерального закона указанные положения не применяются. (в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 143-ФЗ)

Порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронных документов, а также требования к формированию таких электронных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ)

1.1. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ)

1. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

2. Взаимодействие между органами, которые в соответствии с такими федеральными законами уполномочены принимать решение о государственной регистрации юридических лиц, и регистрирующим органом осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия на безвозмездной основе. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

1. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

2. Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

3. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)

4. Государственная регистрация наследственного фонда при его создании осуществляется по заявлению нотариуса, ведущего наследственное дело, по месту нахождения этого нотариуса. (в ред. Федерального закона от 23.05.2018 N 117-ФЗ)

1. При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 29.06.2015 N 209-ФЗ)

б) учредительный документ юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ)

в) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

Создание учетной записи юридического лица в ЕСИА

Итак, что нужно для регистрации фирмы в налоговой или Минюсте? Процесс создания организации и регистрации юридического лица можно описать пошагово следующим образом:

Размер госпошлины за регистрацию юрлица при создании — 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Госпошлина не уплачивается, если документы для госрегистрации юрлица подаются в форме электронных документов, однако для этого необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись. Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).

Полный перечень документов, которые представляются на госрегистрацию юрлица при создании:

  • заявление по форме № Р11001
  • решение (протокол) о создании юрлица
  • учредительный документ
  • квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
  • документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
  • если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юрлица
  • нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
  • паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
  • если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации компании подать заявление о применении УСН

Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения юрлица. Заявителями являются учредители юрлица или их представители на основании нотариальной доверенности от учредителя. Если учредителем является юрлицо, то от его имени выступает директор (руководитель) или управляющий (управляющая организация), либо также представитель по доверенности.

Место госрегистрации юрлица — населенный пункт, в пределах которого находится юрлицо (его постоянно действующий исполнительный орган). Место нахождения юрлица определяется местом его госрегистрации.

Регистрирующий орган (куда обращаться для регистрации юр лица):

  • для некоммерческих организаций — Министерство юстиции и его территориальные подразделения
  • налоговая инспекция, на которую возложены функции по государственной регистрации (например, в г. Москве для регистрации коммерческой организации необходимо обращаться в МИФНС № 46).

Способы подачи документов могут быть разными. Выберите один из следующих:

  • непосредственное обращение в регистрирующий орган
  • через МФЦ — возможность оказания услуги по регистрации юрлиц следует уточнить в конкретном МФЦ
  • почтовое отправление с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения
  • через Единый портал госуслуг или через интернет-сервис ФНС России — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью
  • через нотариуса. Этот вариант возможен только при личном обращении к нему заявителя (всех учредителей). За это нотариальное действие взимается отдельная плата.

Утратил силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

(введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях

1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.

2. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).

3. Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.

4. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

5. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

Записи в единый государственный реестр юридических лиц осуществляются в хронологическом порядке. Каждой записи соответствует государственный регистрационный номер (ГРН). В отношении каждого юридического лица номер первой записи в ЕГРЮЛ является основным государственным регистрационным номером (ОГРН).

Единый государственный реестр юридических лиц ведётся на бумажных и электронных носителях.

Существует ряд случаев, когда информация подлежит внесению в единый государственный реестр юридических лиц.

Их можно поделить на:

  • внесение данных при первичной регистрации юридического лица;

  • изменение информации об организации;

  • закрепление данных о прекращении существования компании.

Первый вариант предполагает первоначальное закрепление информации при осуществлении регистрационных действий государственным органом.

Если говорить об изменении, то этот процесс может состоять из двух форм:

  • полное исключение ранее обозначенных данных о компании и замена сведений на новые данные;

  • частичное изменение информации.

Также, в едином государственном реестре юридических лиц отображаются сведения о прекращении деятельности юридического лица. При этом важно заметить, что информация об организации не удаляется из банка данных. Информация об организации продолжает существовать, но Единый государственный реестр юридических лиц содержит отметку о том, что организация прекратила свою деятельность.

Существует ещё ряд обстоятельств, когда необходимо вносить изменения.

Так, изменения в Единый государственный реестр юридических лиц следует вносить при:

  • смене органа правления хозяйствующего субъекта. К такому органу относится генеральный директор;

  • назначении второго лица, выполняющего управленческие функции организации (например: заместитель генерального директора);

  • смене адреса где располагается данная организация;

  • смене вида экономической деятельности, которой занимается организация или дополнение новых к уже существующей;

  • образовании филиала или организации представительства в другом регионе страны;

  • изменении названий и местоположения представительств и филиалов;

  • при смене фирменного наименования организации;

  • при внесении изменений в уставные документы;

  • при включении нового учредителя или при выходе существующего;

  • при увеличении размера уставного капитала.

Единый государственный реестр юридических лиц содержит следующую информацию:

  • записи о государственной регистрации операций по созданию, реорганизации, ликвидации юридических лиц;

  • записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре, в том числе в связи с ошибками, допущенными регистрирующим органом;

  • записи о государственной регистрации изменений, которые были внесены в учредительные документы юридических лиц;

  • документы, представленные в регистрирующий орган.

Новая информация о вашем бизнесе в ЕГРЮЛ

За исключением некоторых персональных данных о физических лицах сведения и документы, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, являются открытыми и общедоступными.

По запросу заинтересованного лица регистрирующий орган обязан предоставить сведения и документы, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в виде:

  • копии документа (документов), содержащегося в государственном реестре;

  • выписки из государственного реестра;

  • справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Выписка из единого государственного реестра юридических лиц предоставляется не позднее 5 дней с момента получения соответствующего запроса по форме, установленной законодательством. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц может содержать в себе следующую информацию:

  • наименование организации – как полное, так и аббревиатура или на любом другом языке.

  • полный юридический адрес;

  • даты создания организации, её реорганизации или ликвидации;

  • состав учредителей, акционеров;

  • виды деятельности и размер уставного капитала;

  • сведения о вносимых изменениях в записях реестра по данному лицу.

Отметим, что информацию из единого государственного реестра юридических лиц а можно также получить в открытом доступе через сеть интернет.

  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Бухгалтерский баланс
  • Оборотные активы
  • Юридическое лицо
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

Понятие юридического лица в новой редакции статьи 48 ГК РФ изложено лаконичнее, чем в действующей редакции. Согласно новой редакции статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В качестве обязательных условий существования юридическо лица указаны регистрация юридического лица в ЕГРЮЛ в одной из предусмотренных ГК организационно-правовых форм.

Легального определения понятия ЕГРЮЛ нет. Несмотря на то что ни в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ни в ГК РФ понятия реестра как такового нет, в ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» дано определение государственной регистрации, в соответствии с чем государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.

Из п. 6 ст. 6 этого же Федерального закона следует, что в регистрационном деле юридического лица или индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с данным Федеральным законом. Регистрационные дела юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются частью соответственно Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Юридический акт государственной регистрации подтверждает законность существования вновь появившегося юридического лица, правомерность реализации его имущественных прав и законных интересов.

Таким образом, Единый государственный реестр представляет собой сборник, перечень актов государственного органа вместе с подтверждающими правильность принятия этих актов документами.

Согласно Правилам ведения ЕГРЮЛ, государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и представлен как на бумажных, так и на электронных носителях информации, так что более уместно говорить не о списке, а об информационной базе данных, совокупности сведений в бумажном и электронном виде.

Созданное в России юридическое лицо обладает правоспособностью, которая возникает с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ)) и прекращается в момент внесения записи об исключении его из ЕГРЮЛ. Ведение юридическим лицом общехозяйственной деятельности, заключение сделок, представление интересов в государственных органах, ведение им внешнеэкономической деятельности — все это возможно в том случае, если данное юридическое лицо включено в ЕГРЮЛ.

Таким образом, ЕГРЮЛ — полная официальная база данных обо всех юридических лицах на территории РФ, включая сведения об их создании (либо сведения о зарегистрированных ранее, до 1 июля 2002 г., юридических лицах) до прекращения их деятельности. Это список, база данных юридических лиц (сведений о них), которые реально существуют, обладают правоспособностью и могут легально вести свою деятельность, а также тех, кто ликвидирован, то есть свою правоспособность утратил.

Согласно Правилам ведения реестра собственником государственного реестра является Российская Федерация, т.е. ЕГРЮЛ — государственный реестр. Права собственника от имени Российской Федерации в отношении государственного реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство РФ, а ведение реестра осуществляется Федеральной налоговой службой. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 Министерство РФ по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц. Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу — ФНС РФ.

Кроме того, ЕГРЮЛ — реестр единый, так как на всей территории РФ он ведется одним федеральным государственным органом, что обеспечивает территориальное единство данного реестра. Ведение ЕГРЮЛ подчиняется общим технологическим правилам формирования банков информационных ресурсов, что также обеспечивает его единство в плане возможности совместимости его с иными федеральными информационными системами. Как следует из самого ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», единство и сопоставимость сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственного реестра, что также отражено и в Правилах ведения реестра (п. 16 Правил ведения ЕГРЮЛ).

Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) — единая по всей территории РФ полная официальная база данных в бумажном и электронном виде о правоспособности юридических лиц в РФ, содержащая решения, принятые уполномоченным государственным органом в отношении их создания, реорганизации, ликвидации, и иные предусмотренные законом сведения о юридическом лице, внесенные в реестр на основании представленных подтверждающих документов, а также и сами эти документы.

Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.

Гражданским кодексом РФ (в редакции, действовавшей до 01.09.2014) были предусмотрены следующие организационно-правовые формы юридического лица:

  • полное товарищество;

  • товарищество на вере;

  • общество с ограниченной ответственностью;

  • общество с дополнительной ответственностью;

  • зактрытое и открытое акционерные общества;

  • дочерние и зависимые общества;

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

  • потребительский кооператив;

  • общественные и реглигиозные объединения;

  • фонд;

  • учреждение;

  • ассоциация;

  • союз.

Критериями разделения является цель деятельности и порядок образования.

В Законе № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» все юридические лица разделены на 2 категории:

  • корпорации — организации, основанные на началах членства их учредителей (участников). К таким юридическим лицам Проект ГК относит хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы;

  • унитарные организации — юридические лица, в которых ее учредители не становятся участниками и не приобретают прав членства (государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, религиозные организации).

При подаче документов на регистрацию нужно обязательно уплатить пошлину государству, размер которой зависит как от типа организации, так и от ее организационно-правовой формы.

Для общественных организаций инвалидов и их структурных подразделений она равна 1,4 тыс. руб. Политические партии и их структурные подразделения в регионах должны заплатить 3,5 тыс. руб., а все остальные юридические лица платят госпошлину в размере 4 тыс. руб.

Обратите внимание: с 29 апреля 2018 года в заявлении на регистрацию заявитель должен указывать свой электронный адрес. Документы, подтверждающие факт регистрации (лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, устав с отметкой ИФНС, свидетельство о постановке на налоговый учет), направляются инспекцией не в бумажном виде, как раньше, а в электронном. Бумажные документы, в дополнение к электронным, можно будет получить только по запросу заявителя.

Если вы выступаете единственным учредителем ООО, от вас понадобятся такие документы:

  • заявление на регистрацию по форме Р11001,
  • решение о создании организации,
  • устав учреждаемого общества,
  • банковская квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица.

Если вы создаете ООО вместе с деловыми партнерами, список будет длиннее:

  • заявление по форме Р11001,
  • протокол общего собрания учредителей,
  • договор об учреждении коммерческой организации (в ИФНС на регистрацию он не создается, но должен быть заключен)
  • устав ООО,
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию юридического лица.

После выхода Обзора судебной практики Президиума ВС от 25.12.2019 некоторые ИФНС стали требовать нотариального заверения решения или протокола об учреждении ООО. При этом закон № 129-ФЗ такого условия не содержит. Нам стало известно о нескольких случаях отказа в регистрации ООО, если решение или протокол не заверены у нотариуса. До тех пор, пока от ФНС не поступит соответствующих разъяснений, рекомендуем нашим пользователям уточнять этот вопрос в своем регистрирующем органе.

Также понадобятся документы, подтверждающие юридический адрес. Если в создании юридического лица участвуют иностранные граждане, документы, удостоверяющие их личности, нужно будет перевести на русский. Если подавать заявление на регистрацию юрлица учредитель будет не сам, понадобится нотариальная доверенность, на основании которой представитель вручит сотруднику регистрирующего органа пакет документов для регистрации юридического лица.

Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18

      «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 27

      «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 (ред. от 07.07.2015)

      «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве»

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)

      «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 (ред. от 29.06.2021)

      «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»

    Все документы >>>

    Разбор юридических мифов про Россию/РФ, как частную фирму и недогосударство

    • Указ Президента РФ от 20.05.2021 N 301

      «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении» (вместе с «Положением о порядке заключения договора о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы»)

    • Распоряжение Президента РФ от 14.10.2020 N 255-рп

      «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов»

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 29.12.2010 N 566

      «Об утверждении Порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными учреждениями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации, либо приобретенным федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем»

    Все документы >>>

    Государственная регистрация юридических лиц представляет собой предусмотренный законом процесс, в ходе которого уполномоченный государственный орган проверяет представленные документы и выносит решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений об организации, либо об отказе в таковом.

    Суть процедуры заключается в обеспечении всеобщего доступа к информации об организациях.

    Основные цели этой процедуры заключаются в предоставлении прозрачных данных об участниках предпринимательской деятельности. Соответствующие принципы и условия помогают привлекать капитал в экономику.

    Инвесторы должны быть убеждены в качестве такой информации, поскольку возможность предварительно получить документы, содержащие сведения о компаниях, существенно снижает первоначальные риски вложений.
    Дополнительные цели являются фискальными.

    Любой государственный орган и гражданин, имеющий претензии к организации может получить данные, отраженные в реестре, в кратчайший срок и за доступную плату или без таковой.

    Порядок государственной регистрации юридических лиц установлен в одноименном законе. Эта процедура предусматривает определенные этапы и может отличаться, в зависимости от того, какие сведения вносятся в единый государственный реестр по заявлению.

    Куда подавать документы?

    Положения законодательства используют термин «регистрирующий орган». Гражданину, сталкивающемуся с таким процессом впервые, будет сложно определить место проведения процедуры.

    Орган, ответственный за реестр, определен в положении о ФНС. Эти функции выполняют территориальные налоговые инспекции, созданные специально для регистрации юридических лиц и предпринимателей.

    Бывают ситуации, когда регистрирующий орган находится на значительном удалении от адреса будущей организации. В некоторых случаях, заявление о государственной регистрации юридического лица и учредительные документы можно подать через многофункциональный центр (МФЦ).

    Также бумаги можно отправить почтой. Дата отправки будет считаться моментом обращения в регистрирующий орган.

    Получить документы в налоговом органе сможет заявитель, либо представитель по нотариально оформленной доверенности.

    Как оформлять заявление?

    Заявление о государственной регистрации юридического лица подается по форме, которая утверждена в Приказе ФНС от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@.

    В нем заполняются все необходимые графы, и подпись уполномоченного лица удостоверяется нотариусом. Заявителем в большинстве случаев выступает руководитель организации. При создании юридического лица подписантом является единственный учредитель, а при наличии 2-х и более, один из будущих участников.

    Если речь идет о внесении сведений в реестр о ликвидации организации, то заявление оформляется от имени председателя ликвидационной комиссии.

    В случае, если процедура связана с отчуждением долей в уставном капитале, подписантом выступает нотариус, оформивший эту сделку. В последней ситуации действуют принципы обеспечения гарантий максимальной достоверности.

    Чтобы не получить отказ в регистрации, необходимо внимательно проверить корректность данных во всех документах.

    Действия налоговой инспекции после получения документов

    Орган, осуществляющий внесение сведений в реестр проводит экспертизу заявления и приложенных документов. Она предполагает сверку данных в заявлении с положениями устава.

    Также проверяется дата принятия каждого решения на предмет того, соблюден ли срок, установленный для сообщения тех или иных сведений. Если этот факт выявится, должностное лицо организации может быть привлечено к ответственности.

    Общий срок рассмотрения заявления составляет не более 5-ти рабочих дней с момента получения пакета документов. Если заявитель не получит итоговый документ по прошествии этого времени, то он сможет обжаловать бездействие уполномоченного органа в судебном порядке.

    Итог рассмотрения заявления

    В большинстве случаев итогом рассмотрения заявления служит выдача подтверждающего внесение сведений в реестр документа. В качестве такового выступает свидетельство о государственной регистрации юрлица, либо свидетельство о внесении сведений в ЕГРЮЛ, связанных с изменениями в учредительных документах.

    Заинтересованное лицо может обжаловать акт о регистрации организации в судебном или административном порядке. В первом случае, особенности рассмотрения жалобы определены в процессуальном законодательстве. Если акты о регистрации отменяются, то регистрация юрлица считается недействительной.

    Если сведения в поданных документах некорректны, заявитель получит отказ.

    Это наиболее часто встречающиеся причины. В качестве него оформляется соответствующее решение, которое передается в аналогичный срок, что и свидетельства указанные выше.

    Отказ должен быть мотивирован. В противном случае, такие акты будут отменены, если заявитель инициирует их судебное обжалование.

    Помимо этого, у него будут все основания требовать возмещения убытков, которые причинил незаконный отказ. В качестве таковых могут рассматриваться расходы на госпошлину, транспортные издержки и траты на представительские услуги.

    Отмена решения служит основанием для регистрации организации.

    Закон устанавливает специальные условия для совершения некоторых действий. Некоторые особенности связаны с изменением местонахождения организации.

    Теперь общество должно уведомить регистрирующий орган о запуске соответствующей процедуры.

    Процедура внесения этих изменений в учредительные документы возможна лишь через 20 дней после появления в ЕГРЮЛ информации о намерении поменять местонахождение.

    ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

    Ответственность предусматривается КоАП и УК. Если нарушен срок предоставления информации, установленный законом, то ч.3 ст. 14.25 КоАП может повлечь вынесение предупреждения или наложение штрафа 5 тыс. рублей.

    В ситуациях, когда сведения не переданы в регистрирующие органы или передана недостоверная информация, ч. 4 указанной статьи устанавливает штраф от 5 до 10 тыс. рублей, а при повторности повлечет дисквалификацию на период 1-3 года.

    Ст. 170.1 УК устанавливает наказание за предоставление недостоверной информации, если оно совершено в целях получения прав на имущество.

    В качестве меры ответственности возможно лишение свободы на срок до 2 лет, а при применении насилия – до 7.

    Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

    Вопросы и ответы юристов

    ЕГРЮЛ – это реестр информации, содержащий различные сведения о юридических лицах, которые когда-либо регистрировались на территории России.

    Основным законом, регулирующим порядок ведения реестра и взаимодействия с ним, является ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц…» от 08.08.2011 № 129-ФЗ. Из ст. 4 данного ФЗ следует, что реестр содержит информацию о создании, реорганизации и ликвидации организаций, а также иные данные и документы. Он ведется как в электронной форме, так и на бумаге.

    Ведение реестра осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС). Большая часть данных является открытой для неограниченного числа лиц. Перечень информации, содержащейся в реестре приведен в ст. 5 ФЗ № 129.

    В ЕГРЮЛ сведения о юридическом лице (любом) представлены в следующем объеме:

    1. Название организации. Указываются все возможные наименования — сокращенное, на иностранном языке, на языке народов РФ, и т.д. (при наличии). Обязательным является указание полного наименования.
    2. Организационная форма (например, ООО, АО).
    3. Адрес организации.
    4. Сведения об адресе электронной почты в Интернете (при наличии).
    5. Информация обо всех изменениях места нахождения.
    6. Данные о том, каким образом появилась компания — путем создания, либо реорганизации.
    7. Информация об участниках организации, их долях в уставном капитале и их размере, передаче долей в залог, либо в порядке наследования, а также о долях, которыми владеет сама организация.
    8. Подлинный экземпляр, либо нотариально заверенная копия устава.
    9. Информация о правопреемстве. Такие данные представлены только для юр. лиц, которые были реорганизованы, либо ликвидированы, ввиду реорганизации.
    10. Данные об исключении организации из реестра (если была исключена).
    11. Информация о том, что начата процедура ликвидации.
    12. Данные о начале процесса банкротства.
    13. Сведения о размере уставного капитала (паевых взносов, и т.д.).
    14. Информация о лице, которые обладает полномочиями действовать от имени организации без доверенности (Ф.И.О., паспортные данные, ИНН).
    15. Данные о принятых корпоративных договорах.
    16. Информация обо всех полученных лицензиях.
    17. Данные о филиалах и представительствах.
    18. ИНН организации. Дата, когда компания была поставлена на учет, как налогоплательщик.
    19. Коды ОКВЭД (как основной, так и дополнительные).
    20. Информация о регистрации в ПФР и ФСС.
    21. Сведения о начатой процедуре реорганизации.
    22. Данные о начале уменьшения уставного капитала.

    По общему правилу реестр открыт и общедоступен. Это значит, что любой желающий вправе получить из него выписку, содержащую данные о любой организации. Данные могут запрашиваться не только физическими лицами, но и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Существует возможность направить за выпиской представителя, действующего по доверенности.

    Однако выписка будет содержать не все данные. Это связано с тем, что ст. 6 ФЗ № 129 закрепляет объем недоступных для заявителей сведений.

    К ним отнесены персональные данные:

    • номера, серии паспортов;
    • даты их выдачи;
    • органы, выдавшие документ;
    • адреса места регистрации физических лиц (например, участников организаций, их директоров).

    Такие сведения доступны для получения исключительно государственными органами, в частности судами.

    Можно обойти ограничения двумя способами. Если в суде рассматривается дело, в котором участвует организация, можно заявить ходатайство об истребовании доказательств, и запросить полную выписку со всеми данными о ней. Второй вариант — написать заявление в ФНС о предоставлении копии учредительных документов организации. Если в них есть какие-либо паспортные данные или адреса физических лиц (участников, директора), они не будут скрыты. Однако такие сведения в уставе указываются не часто.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *