Минимальная ширина автомобильной дороги
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальная ширина автомобильной дороги». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Область применения
- Нормативные ссылки
- Термины и определения
- Требования к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения
- Требования к зданиям и сооружениям обслуживания движения
- Библиография
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
- РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФГУП «РОСДОРНИИ») Росавтодора совместно с Департаментом ОБДД МВД России и ЗАО «ДОРИСКОНСАЛТ»
- ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
- УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. № 270-ст
- ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
- ГОСТ Р 50970-96 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения
- ГОСТ Р 50971-96 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения
- ГОСТ Р 51256-99 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования
- ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
- ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
- ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
- ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
- ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения
- ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
- ГОСТ Р 52765-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
- ГОСТ 3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия
- ГОСТ 15151-69 Машины, приборы и другие технические изделия для районов с тропическим климатом. Общие технические условия
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
- СНиП II-12-77 Часть II. Глава 12. Защита от шума
- СНиП 2.01.07-85 Нагрузки и воздействия
- СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений
- СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение
- СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные
- СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги
Минимальная ширина проезжей части
- Раздел Экология
- Раздел 93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
- Раздел 93.080 Строительство дорог
- Раздел 93.080.01 Строительство дорог в целом
- Раздел 93.080 Строительство дорог
- Раздел 93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
А также в:
- Раздел Электроэнергия
- Раздел 93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
- Раздел 93.080 Строительство дорог
- Раздел 93.080.01 Строительство дорог в целом
- Раздел 93.080 Строительство дорог
- Раздел 93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
А также в:
- Раздел Строительство
- Раздел Стандарты
- Раздел Другие государственные стандарты, применяемые в строительстве
- Раздел 93 Гражданское строительство
- Раздел Другие государственные стандарты, применяемые в строительстве
- Раздел Стандарты
4.1.1 При проектировании пересечения или примыкания следует обеспечить:
— расстояния и условия видимости, соответствующие расчетной, но не менее разрешенной, скорости движения на участке дороги, где расположено пересечение;
— учет потребностей всех групп пользователей (пешеходы, в том числе маломобильные, велосипедисты, транзитное и грузовое движения и т.п.);
— необходимую для пропуска существующих и перспективных транспортных потоков пропускную способность пересечения;
— возможность принятия однозначных решений на пересечении, в том числе выделение основного направления движения;
— минимизацию площади пересечения и времени, требуемого для освобождения автомобилями участка конфликта пересечения или примыкания;
— стандартизацию решений на пересечениях в одном уровне на автомобильной дороге.
4.2.1 Пересечения и примыкания могут быть следующих видов:
— примыкание в одном уровне с тремя подходами [рисунки 3а), 3б)];
— пересечение в одном уровне с четырьмя подходами (рисунок 3в);
— смещенные пересечения в одном уровне (согласно 6.2.4, рисунок 4);
— пересечение в одном уровне с отнесенными на разворот левыми поворотами (согласно 6.6, рисунки 15 — 19);
— кольцевое пересечение (следует проектировать в соответствии с требованиями к кольцевым пересечениям).
4.2.2 Пересечения и примыкания в одном уровне могут быть канализированными, частично канализированными и неканализированными.
4.2.3 Пересечения в одном уровне с более чем четырьмя подходами следует упрощать за счет:
— отмены части подходов и примыкания их в других местах;
— отмены поворотных движений и использования односторонних режимов движения на подходах;
— разделения пересечений.
4.2.4 На пересечениях в одном уровне применяют следующие виды управления движением автомобилей:
— без установки знаков приоритета на пересечениях равнозначных дорог;
— с установкой знаков приоритета на пересечениях равнозначных дорог;
— светофорное регулирование.
4.3.1 Тип пересечения или примыкания выбирают исходя из класса и категории пересекающихся дорог, а также интенсивности движения по пересекающимся дорогам. При назначении типа пересечения или примыкания следует рассмотреть возможность применения кольцевого пересечения. На магистральных автомобильных дорогах категории II и основных распределительных автомобильных дорогах категории IB устройство кольцевых пересечений за пределами населенных пунктов не рекомендуется.
Нормативы расширения федеральных трасс, проходящих по жилым районам
4.5.1 Количество пересечений и примыканий на дорогах категорий I — IV должно быть минимальным. Примыкания на дорогах категорий IБ, пересечения и примыкания на дорогах категорий IВ и II вне пределов населенных пунктов допускается предусматривать не чаще чем через 5 км. На дорогах категории III пересечения и примыкания допускается предусматривать не чаще чем через 2 км с учетом конкретных условий (застройка, начертание существующей сети дорог и т.д.), но, как правило, не чаще чем через 600 м.
4.5.2 Пересечения и примыкания на дорогах вне пределов населенных пунктов для дорог категории IV следует предусматривать не чаще чем через 100 м, категории V — не чаще чем через 50 м друг от друга. На дорогах категорий IV и V следует обеспечивать расстояние между пересечениями и примыканиями, достаточное для размещения очереди автомобилей перед пересечением таким образом, чтобы такая очередь не препятствовала движению по другому пересечению. Для расчета расстояния между пересечениями следует принимать длину очереди автомобилей, которая может быть превышена не более чем в 5 % случаев.
6.2.6.1 Длину участка накопления определяют длиной очереди, рассчитываемой на основании перспективной интенсивности и состава движения. Длина участка накопления должна быть не менее длины очереди, не превышаемой в 95 % случаев, а при отсутствии очередей — не менее 20 м.
6.2.6.2 Длину очереди допускается рассчитывать по методике, приведенной в приложении В.
6.3.1.1 Полоса для поворота направо может включать в себя следующее:
— полосу торможения и, при необходимости, накопления очереди автомобилей;
— поворотный съезд, отделенный треугольным направляющим островком;
— полосу разгона.
6.3.1.2 Допускается применять для организации поворота направо полосы, показанные на рисунке 6.
Известно, что в течение дня преимущественные направления движения городского транспорта меняются. Утром большой поток общественного и личного транспорта стремится к центру, вечером на окраины. Многополосные дороги дают возможность облегчать движение, обслуживая в разное время противоположные направления перемещающихся транспортных средств. Эту функцию реализует реверсивная полоса, имеющая особую разметку, которую можно увидеть, посмотрев видеосюжет.
Статья 11. Категории и параметры улично-дорожной сети
Основным назначением проезжей части является обеспечение передвижения автотранспортных средств в обоих направлениях. Огромное значение для пропускной способности имеет ширина полосы автомобильной дороги. Если раннее в России в основном строились дороги с двумя полосами, то сейчас активно строятся магистрали четырехполосные.
Полоса автодороги представляет собой составляющую проезжей части, движение транспортных средств по которой осуществляется в одну сторону. Для отделения полос используется дорожная разметка. Ширина автодорожных полос в России определяется ГОСТом. Причем максимальная ширина полос российских автодорог составляет 3,75 метра. ГОСТ определяет, какая двухполосной дороги ширина в целом допустима, какой может быть и ширина дороги общего пользования.
Зависит ширина проезжей части дороги от множества факторов, определяющими среди которых являются:
- местоположение дороги (за пределами города или по населенному пункту);
- количество полос;
- допустимая на данной трассе максимальная скорость передвижения;
- разновидность трассы с учетом значения.
В зависимости от значения выделяют трассы местного значения, республиканскую и федеральную.
С шириной полос по ГОСТу 3,75 метров в России строят и эксплуатируют следующие виды автодорог:
- загородные магистральные со скоростью передвижения до 130 километров в час. Количество полос в обе стороны на таких автодорогах может быть от 4 до 8 в обе стороны;
- городские магистральные автодороги, скорость передвижения по которым допустима до 100 километров в час. Количество полос на таких автодорогах может оставлять от 4 до 8 в обе стороны.
Общая ширина дорог в России магистрального типа при условии четырехполосного движения должна быть не менее 15 метров. Данная величина не учитывает параметры обочин и различного рода разделительных конструкций.
С учетом указанных данных несложно подсчитать, какая должна быть ширина дороги восьмиполосной. Составляет минимальная ширина дороги с восемью полосами не менее 30 метров. Средний легковой автомобиль имеет ширину примерно 1,8 метра, поэтому при движении по одной полосе могут разъехаться только два автомобиля. Причем разъезд следует выполнять осторожно во избежание столкновения автомобилей или причинения повреждений капоту.
Ширина российских дорог бывает различной. Наименьшая допустимая ширина автодороги – 3 метра. В основном ширина автодорог в населенных пунктах составляет 3,5 метра, поскольку при меньшей ширине напряженное движение автомобилей и пешеходов может создать условия для ДТП и аварий. Минимизировать вероятность аварий и ДТП на городских автодорогах можно путем установки светофоров обычных и реверсивных, сооружения отдельных тротуаров для пешеходов.
При определении допустимой ширины проезжей части учитывается назначение участка территории. Например, ширина дорог в СНТ (садовых некоммерческих товариществах) независимо от количества садовых участков должна составлять не менее 7 метров при условии ширины каждого проезда не менее 3,5 метров. В обязательном порядке обустраивается обочина дороги, ширина которой должна составлять не менее 2,5 метров.
Дорожная обочина может быть укрепленной или грунтовой. Для укрепления обочины используются асфальтобетонная смесь, асфальтовая крошка, гравий, щебень и т.д. Грунтовые обочины характерны для местности за пределами города: дачные участки, небольшие поселки, садовые товарищества.
Существуют следующие нормы ширины дорог:
- ширина 3, 5 метра допустима для дорог, ведущих к предприятиям научным, производственным или транспортным с интенсивным движением грузовых авто, а также для городских улиц с регулируемым движением и допустимой скоростью автомобилей до 80 км/час; для транспортно-пешеходных дорог со скоростью движения авто не более 70 км/час (при этом ширина полосы отвода дороги рассчитывается проектировщиками с учетом множества факторов);
- ширину дороги 2,75 метров СНИП и по ГОСТу допускают в исключительных случаях. Движение по автодорогам такой ширины возможно по причине крайне плохого состояния дорожного полотна или при проведении дорожных работ. Если ширина дороги менее 2,75 метров, то передвижение автотранспортных средств запрещено за исключением автомашин по доставке товаров или коммунального автотранспорта.
Существует норматив по ГОСТ 52398 2005, который используют проектировщики для определения ширины дороги при планировании строительных, ремонтных или реконструкционных работ. ГОСТ определяет категории автомобильных дорог, согласно которым определяются также технические параметры. Кроме того, учитывается возможность доступа на автомобильную дорогу для машины определенной тоннажности, габаритов и назначения.
Вычисляется общая ширина дороги с учетом множества факторов, в том числе расположена автодорога в частном секторе или в центре города. В последние годы все чаще при планировании автодорог выбирается модель Россия-Европа, сочетающая технические и эксплуатационные преимущества обоих вариантов автодорожного строительства.
4.1*. Расчетной скоростью считается наибольшая возможная (по условиям устойчивости и безопасности) скорость движения одиночных автомобилей при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части, которой на наиболее неблагоприятных участках трассы соответствуют предельно допустимые значения элементов дороги.
(Измененная редакция. Изм. № 5).
Примечание. Нормальное условие сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части обеспечивается на чистой сухой или увлажненной поверхности, имеющей коэффициент продольного сцепления при скорости 60 км/ч для сухого состояния 0,6, а для увлажненного — в соответствии с табл. 46 — в летнее время года при температуре воздуха 20°С, относительной влажности 50 %, метеорологической дальности видимости более 500 м, отсутствии ветра и атмосферном давлении 1013 МПа (760 мм рт. ст.).
Расчетные скорости движения для проектирования элементов плана, продольного и поперечного профилей, а также других элементов, зависящих от скорости движения, следует принимать по табл. 3.
Таблица 3
Расчетные скорости, км/ч |
|||
основные |
допускаемые на трудных участках местности |
||
пересеченной |
горной |
||
I-a |
150 |
120 |
80 |
I-б |
120 |
100 |
60 |
II |
120 |
100 |
60 |
III |
100 |
80 |
50 |
IV |
80 |
60 |
40 |
V |
60 |
40 |
30 |
Расчетные скорости, установленные в табл. 3 для трудных участков пересеченной и горной местности, допускается принимать только при соответствующем технико-экономическом обосновании с учетом местных условий для каждого конкретного участка проектируемой дороги.
4.4. Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории следует принимать по табл. 4*.
4.5. На участках автомобильных дорог I-a, I-б и II категорий, где интенсивность движения за первые пять лет эксплуатации дорог достигает 50 % и более расчетной перспективной, в местах, определяемых и обосновываемых проектом, а также в местах пересечений, примыканий и съездов с дорог I-a, I-б и II категорий (на которых не предусматривается устройство переходно-скоростных полос) на обочинах на расстоянии не менее 100 м в обе стороны следует предусматривать устройство остановочных полос шириной 2,5 м согласно п. 7.31.
Покрытия на обочинах и укрепленных полосах разделительных полос должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытий проезжей части или отделяться разметкой. Обочины по своей прочности должны допускать выезд на них транспортных средств.
Таблица 4*
Категории дорог 4.30. Трассу дороги следует проектировать как плавную линию в пространстве со взаимной увязкой элементов плана, продольного и поперечного профилей между собой и с окружающим ландшафтом, с оценкой их влияния на условия движения и зрительное восприятие дороги. Для обеспечения плавности дороги необходимы соблюдение принципов ландшафтного проектирования и использование рациональных сочетаний элементов плана и продольного профиля. Плавность дороги следует проверять расчетом через видимую кривизну ведущей линии и видимую ширину проезжей части в экстремальной точке в картинной плоскости. Для оценки зрительной ясности дороги рекомендуется построение перспективных изображений дороги. Для дорог I и II категорий не допускается сочетание продольных уклонов, кривых в плане и продольном профиле с такими величинами, при которых создается впечатление провалов. 4.31. Кривые в плане и продольном профиле, как правило, следует совмещать. При этом кривые в плане должны быть на 100-150 м длиннее кривых в продольном профиле, а смещение вершин кривых должно быть не более 1/4 длины меньшей из них. Следует избегать сопряжений концов кривых в плане с началом кривых в продольном профиле. Расстояние между ними должно быть не менее 150 м. Если кривая в плане расположена в конце спуска длиной свыше 500 м и с уклоном более 30 %, радиус ее должен быть увеличен не менее чем в 1,5 раза по сравнению с величинами, приведенными в табл. 10, с совмещением кривой в плане и вогнутой кривой в продольном профиле в конце спуска. 4.32. Длину прямых в плане следует ограничивать согласно табл. 15. Таблица 15
Следует ограничивать также суммарную длину прямых, сопрягаемых короткой кривой в плане. 4.33. Радиусы смежных кривых в плане должны различаться не более чем в 1,3 раза. Параметры смежных переходных кривых при сопряжении кривых рекомендуется назначать одинаковыми. 4.34. При малых углах поворота дороги в плане рекомендуется применять следующие радиусы круговых кривых. 4.37. Велосипедные дорожки следует проектировать вдоль сооружаемых или реконструируемых автомобильных дорог на участках, где интенсивность движения достигает не менее 4000 прив. ед./сут, а интенсивность велосипедного движения или мопедов за первые пять лет эксплуатации дорог будет достигать в одном направлении 200 велосипедов (мопедов) и более за 30 мин при самом интенсивном движении или 1000 единиц в сутки. Велосипедные дорожки, как правило, надлежит проектировать для одностороннего движения шириной не менее 2,2 м на самостоятельном земляном полотне, у подошвы насыпей или за пределами откосов выемок, а также на специально устраиваемых бермах (в исключительных случаях — на расстоянии не менее 1 м от кромки проезжей части). Однополосные велосипедные дорожки, как правило, следует располагать с наветренной стороны дороги (в расчете на господствующие в летний период ветры), а двухполосные — по обеим сторонам дороги. В стесненных условиях и на подходах к искусственным сооружениям допускается устройство велосипедных дорожек на обочине. В этих случаях обочины следует отделять от проезжей части бордюром высотой 0,20 — 0,25 м, а дорожки располагать на расстоянии не менее 0,75 м от вертикальной грани бордюра. 4.38. Покрытия велосипедных дорожек следует предусматривать из материалов обработанных вяжущими, а также из щебня, гравийного материала, грунтощебня, кирпичного боя, горелых пород и шлака, а при отсутствии этих материалов при соответствующем технико-экономическом обосновании — из асфальтобетона и цементобетона. 4.39. На участках дорог в пределах населенных пунктов, а при расчетной интенсивности движения 4000 прив. ед./сут и более также на подходах к ним следует предусматривать тротуары, размещая их, как правило, за пределами земляного полотна. Тротуары надлежит проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89*. Ширина проезжей части дороги по ГОСТ. Двухполосная дорога5.22. Переходно-скоростные полосы следует предусматривать на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I-III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах I категории при интенсивности 50 прив. ед/сут и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах II и III категорий — при интенсивности 200 прив. ед/сут и более. На транспортных развязках в разных уровнях переходно-скоростные полосы для съездов, примыкающих к дорогам I-III категорий, являются обязательном элементом независимо от интенсивности движения. Переходно-скоростные полосы на дорогах I-IV категорий следует предусматривать в местах расположения площадок для остановок автобусов и троллейбусов, а на дорогах I-III категорий также у автозаправочных станций и площадок для отдыха (у площадок, не совмещенных с другими сооружениями обслуживания, полосы разгона допускается не устраивать). У постов ГАИ и контрольно-диспетчерских пунктов в соответствии с п. 4.5 следует предусматривать остановочные полосы длиной по нормам для полос разгона и торможения. 5.23. Длину переходно-скоростных полос следует принимать по табл. 18. Таблица 18
|