Объектом финансового контроля являются денежные отношения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объектом финансового контроля являются денежные отношения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Проверка предполагает осуществление мероприятий, направленных на выявление фактов нарушения организацией норм управления денежными средствами. Она носит достаточно комплексный характер и может предполагать задействование широкого спектра дополнительных методов.

Сущность второй процедуры, формирующей финансовый контроль либо являющейся его составной частью, — анализа — заключается вобнаружении не только фактов нарушений в процедурах управления финансами предприятия, но и причинно-следственных связей, обуславливающих возможные отклонения в финансовой деятельности проверяемой организации от установленных норм. Анализ в рамках финансового контроля характеризуется рассмотрением процессов управления финансами на предельно низком уровне максимально локализовано.

Обследование, в свою очередь, направлено не на выявление фактов нарушения норм управления финансами, а на своевременный поиск причин, их обуславливающих.

Наблюдение — «облегченный» вариант обследования, предусматривающий обнаружение причин, обуславливающих нарушения в управлении финансами, однако не по причине акцентированного их поиска, как при обследовании, а в силу того, что они становятся очевидным образом заметными при общем ознакомлении с деятельностью объекта контроля.

Рассмотрим несколько простых примеров задействования тех или иных методов финансового контроля.

Пример 1. Метод проверки и анализа

Аудиторская фирма «Партнер» стала проверять первичные документы ООО «Мастер» и выявила методом проверки, что таковые составлены сприменением некорректных бланков. Посредством анализа было выявлено, что причина тому — использование устаревшей бухгалтерской программы, вкоторой прописаны утратившие силу формы бланков.

Пример 2. Метод обследования

Аудиторская фирма «Инвестор» стала проверять первичные документы ООО «Кутюрье». Спомощью метода обследования инфраструктуры и ПО, используемых фирмой, было выявлено, что на компьютерах проверяемой организации установлена устаревшая бухгалтерская программа, вследствие чего стало очевидно, что бланки первички, созданные с ее помощью, составлены неправильно.

Пример 3. Метод наблюдения

Эксперт аудиторской фирмы «Инвестор», получив в распоряжение главный бухгалтерский ПК ООО «Печатник», увидел на рабочем столе операционной системы значок программы бухучета в версии 4.0, в то время как актуальной уже давно стала версия программы 12.0, и сразу уведомил бухгалтерию отом, что ПО устарело, и бланки первички заполняются, таким образом, некорректно.

Финансовый контроль: понятие, значение и задачи

Полезно будет рассмотреть ключевые функции финансового контроля как экономического института. Ключевыми можно назвать следующие функции:

  • правоохранительную;
  • профилактическую;
  • корректирующую;
  • аналитическую.

Что касается первого пункта, здесь финансовый контроль выступает в качестве инструмента по выявлению нарушений законодательства (бюджетного, налогового, административного, гражданского, корпоративного). Таким образом, проверяющая организация содействует защите прав тех субъектов, которые могут пострадать в силу допущенных объектом контроля недоработок в части следования нормам соответствующей отрасли права.

Подробнее о налоговом контроле, который является одним из наиболее масштабных типов финансового контроля, читайте в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

В свою очередь в рамках профилактической функции финансовый контроль может предупреждать последствия нарушений норм законодательства в указанных отраслях права, если те или иные недоработки, допущенные проверяемой организацией, удастся выявить еще до того, как юридически значимые действия по управлению финансами будут осуществлены соответствующим субъектом.

Корректирующая функция предполагает задействование финансового контроля как инструмента, стимулирующего необходимые изменения в политике управления денежными ресурсами проверяемой организации. Контролирующий орган выявляет недоработки в данной области, после чего объект финансового контроля принимает меры по их устранению и корректирует, таким образом, свою систему управления финансами.

Аналитическая функция финансового контроля предполагает выявление причин и закономерностей, которые приводят к нарушениям объектами контроля норм законодательства в части управления финансовыми ресурсами.

Важнейший аспект изучения специфики финансового контроля — рассмотрение задач, характерных для этой деятельности. Эксперты подразделяют задачи финансового контроля на 2 основные группы:

  • те, что связаны с обеспечением законности процедур управления организацией финансовыми ресурсами;
  • те, что связаны с правовой защитой заинтересованных лиц, имеющих отношение к объекту финансового контроля,— собственников, распорядителей, акционеров.

Что касается задач первого типа, то ключевыми из них можно назвать проверку:

  • корректности и целостности кассовой и бухгалтерской документации;
  • инфраструктуры системы управления финансами ворганизации;
  • компетенций специалистов, отвечающих за управление финансами;
  • соответствия действий, связанных с управлением финансами, законодательным критериям в аспекте сроков, применения тех или иных форм, задействования каналов обмена документами;
  • фактов, подтверждающих целевое расходование организацией денежных средств.

В числе ключевых задач финансового контроля, относящихся ко второй категории:

  • проверка и анализ проработанности и стабильности системы принятия решений по управлению капиталом в организации;
  • анализ алгоритмов проверки качества принятия соответствующих решений;
  • оценка эффективности задействования финансовых ресурсов с точки зрения прибыльности фирмы (если речь идет о коммерческой структуре) либо сведения к минимуму расходов (если рассматривается деятельность бюджетной организации).

Рассмотрим еще один полезный аспект финансового контроля.

Финансовый контроль – что это и как проводится

Какие источники права из числа действующих в РФ регулируют государственный финансовый контроль? Главными из них можно назвать:

  • Бюджетный кодекс РФ, в частности, главу 26;
  • указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095.

Первый источник права определяет:

  • виды государственного, а также муниципального финансового контроля, осуществляемые в РФ;
  • объекты финансового контроля;
  • методы финансового контроля;
  • полномочия органов финансового контроля;
  • специфику и источники официального документооборота между субъектами и объектами контроля.

Указ Президента № 1095 — это фактически единственный принятый на федеральном уровне НПА, закрепляющий на официальном уровне институт государственного финансового контроля и определяющий основные органы, которые являются его субъектами. В частности, речь идет о таких структурах, как Счетная палата, Центробанк, Минфин.

Отметим, что указ № 1095 устанавливает, что государственный финансовый контроль может осуществляться любыми органами, компетентными ввопросах поступления и расходования денежных средств в рамках национальной бюджетной системы.

Особенность государственных проверок состоит в том, что по их итогам сотрудниками проверяющей инстанции оформляется акт, в соответствии скоторым в адрес организации, являющейся объектом финансового контроля, может быть направлено постановление либо предписание.

В чём их особенности?

В соответствии с п.2 ст.270.2 БК РФ под представлением следует понимать документ, выданный органом финансового контроля, в котором отражаются:

  • информация о нарушениях норм бюджетного законодательства и иных НПА, касающихся бюджетных процессов, которую проверяемая компания должна рассмотреть в течение 30 дней либо срока, определенного в документе;
  • требования о принятии проверяемой организацией мер по устранению выявленных недоработок, а также причин и условий, повлиявших на их возникновение.

В соответствии с п.3 ст.270.2 БК РФ под предписанием понимается источник, в котором фиксируются требования об устранении организацией допущенных нарушений норм бюджетного права, а также, если это предполагается из результатов проверки, — требования о возмещении компанией ущерба государству, нанесенного объектом проверки вследствие допущенных нарушений бюджетного законодательства.

Если проверяемая организация не исполнит предписание органа государственного контроля, касающееся возмещения ущерба, то соответствующая проверяющая структура вправе обратиться в суд с иском овзыскании возмещения — таковы положения п.4 ст.270.2 БК РФ.

Основополагающей функцией управления финансами является контроль и регулирование денежных отношений внутри организации, со страховыми и кредитными учреждениями, бюджетными и внебюджетными фондами.

Управление представляет собой процесс деятельности, нацеленный на развитие финансовой системы предприятия и достижение экономической стабильности.

13.1. Цели и задачи финансового контроля
13.2. Формы и методы финансового контроля
13.3. Органы государственного финансового контроля
13.4. Счетная палата как орган финансового контроля
13.5. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета
13.6. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Вопросы для самопроверки
Литература

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового контроля, которые можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т. п.

Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется на:

  • предварительный контроль, который проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;
  • текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;
  • последующий контроль — это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.

Субъекты контроля могут быть различными.

В их число входят:

  • органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы);
  • контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств;
  • финансово-экономические службы предприятий и организаций;
  • аудиторские фирмы;
  • неправительственные организации;
  • граждане страны как налогоплательщики.

Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля:

  • государственный;
  • ведомственный;
  • внутрихозяйственный;
  • независимый;
  • другие.

Финансовый контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все названные формы контроля.

Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:

1) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

2) обследование. Основано на личном ознакомлении проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;

3) экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;

В рамках бюджетного процесса многие его участники наделяются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют:

  • глава государства;
  • органы исполнительной и законодательной власти;
  • специализированные контрольные органы;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Президентский контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории.

В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление, которое также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, но вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента.

Важной формой финансового контроля в России и за рубежом является парламентский контроль. В соответствии с Бюджетным кодексом законодательные (представительные) органы власти осуществляют:

  • предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других нормативных актов, посвященных финансовым вопросам;
  • текущий контроль — при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях парламентских комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
  • последующий контроль — при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджета, подготовленных исполнительной властью.

В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с государственными финансами. К их функциям относится проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, контроль за рациональным использованием государственных средств.

Для осуществления контрольных полномочий парламент наделяется следующими правами: получать от органов исполнительной власти и местного самоуправления сопроводительные материалы, необходимые при утверждении бюджета; получать от государственных финансовых органов оперативную информацию о ходе исполнения бюджета; выносить оценку деятельности органов, исполняющих бюджет, и др. Законодатели регулярно получают сведения о состоянии государственных финансов через специально созданный контрольный орган — Счетную палату. Основной задачей Счетной палаты является проведение внешнего аудита бюджета.

В системе исполнительной власти контрольными полномочиями наделены:

  • Министерство финансов;
  • Федеральное казначейство;
  • региональные и муниципальные финансовые органы;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также предоставляет Счетной палате информацию, необходимую для осуществления ею контрольных полномочий.

Министерство финансов РФ является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере. Оно контролирует рациональное и целевое использование бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями, проверяет составленные ими сметы. В пределах своей компетенции Минфин проводит комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета. Оно организует проверки и ревизии получателей государственных гарантий, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций. К его функциям относится составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ, а также разработка единой методологии отчетов об исполнении бюджетов всех уровней. Все управления и отделы Минфина осуществляют финансовый контроль в пределах своей компетенции.

Функцию бюджетного контроля выполняет также Главное управление федерального казначейства, входящее в состав Министерства финансов. Казначейство как орган, ответственный за исполнение бюджета, призвано контролировать процесс формирования и расходования государственных средств. Оно осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей; контролирует поступление и использование внебюджетных средств. Казначейство ежемесячно информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета, состоянии бюджетной системы и финансовых операциях Правительства. Министру финансов такая информация предоставляется ежедневно.

В сфере финансового контроля органы казначейства имеют следующие права:

Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией (статья 101). Порядок формирования Счетной палаты определен Конституцией и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» № 4-ФЗ от 11.01.1995 и выглядит следующим образом: Государственная Дума назначает на должность Председателя Счетной палаты, Совет Федерации — его заместителя; половина состава аудиторов назначается Думой и половина — Советом Федерации. Срок полномочий Председателя Счетной палаты составляет шесть лет.

Задачи Счетной палаты определены федеральным законом. К их числу относятся:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов законов и других нормативных актов, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение бюджета и внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета, подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса;
  • контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Хотя Счетная палата образована парламентом и подотчетна ему, при решении возложенных на нее задач она обладает организационной и функциональной независимостью. Она обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Эта работа включает в себя:

  • оперативный контроль за исполнением бюджета в отчетном году;
  • проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям бюджета;
  • экспертизу проектов федерального бюджета, других законов, программ, международных договоров по финансовым вопросам;
  • анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе;
  • подготовку предложений по совершенствованию бюджетного законодательства;
  • подготовку заключений по исполнению федерального бюджета отчетного года и их представление в Федеральное Собрание;
  • подготовку заключений и ответов на запросы органов государственной власти.

Важнейшими направлениями работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и информационная деятельность.

Контрольно-ревизионная деятельность осуществляется в следующих формах:

  • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; оценка обоснованности законопроектов, представленных исполнительной властью;
  • определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в бюджет доходов от госсобственности;
  • контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга России, за использованием кредитных ресурсов;
  • контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга РФ.

Счетная палата проводит комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным статьям федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов. Ее контрольные полномочия распространяются на все государственные органы и учреждения, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности, банки и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения, если они:

  • получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;
  • используют федеральную собственность либо управляют ею;
  • имеют налоговые, таможенные и иные льготы, предоставленные федеральными законами или органами власти.

Все названные субъекты обязаны предоставлять информацию, необходимую для деятельности Счетной палаты, при проведении ревизий, проверок, а также по ее запросам. Неправомерный отказ, уклонение от предоставления документов и материалов, а также предоставление заведомо неполной или ложной информации влечет за собой уголовную ответственность. Счетная палата может привлекать к проведению проверок другие контрольные органы государства, а также частные аудиторские фирмы и отдельных экспертов. Контрольные органы Президента, Правительства, министерств и ведомств обязаны оказывать содействие ее деятельности и предоставлять по запросам все необходимые сведения.

При выполнении своих служебных обязанностей инспекторам Счетной палаты предоставлены следующие права:

Завершающей стадией бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета, его рассмотрение и утверждение законодателями. В конце каждого года министр финансов издает распоряжение, в соответствии с которым начинается подготовка отчета об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Отчет составляется казначейством в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении закона о бюджете. Исходными данными для него служат отчеты главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

На основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных средств составляют свои годовые отчеты, в которых отражается информация об их доходах и расходах, выполнении заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, использовании выделенных субвенций, бюджетных кредитов и ссуд, а также закрепленного за ними государственного имущества. Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании бюджетных средств, выделенных им по госзаказам. Отчеты по всем подведомственным учреждениям сводятся и обобщаются главными распорядителями.

Отчет об исполнении федерального бюджета за истекший год утверждается в форме закона. Для этого он должен быть представлен Правительством в Государственную Думу не позднее 1 июня следующего года. В этот же срок законопроект должен быть направлен в Счетную палату для подготовки заключения. Одновременно с ним в Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов, а также ряд других материалов:

  • отчет о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;
  • отчет Министерства финансов и других уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, кредитов;
  • отчет Министерства финансов о предоставленных государственных гарантиях;
  • отчет о внутренних и внешних заимствованиях РФ;
  • отчет о доходах, полученных от использования государственного имущества;
  • сводные отчеты о выполнении заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
  • сводные отчетные сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
  • реестр федеральной собственности на начало и конец года;
  • отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на начало и конец года;
  • отчет Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

В течение полутора месяцев после того, как отчет был направлен в Думу, Счетная палата проводит его проверку. При этом используются материалы контрольно-ревизионной деятельности. Итогом работы Счетной палаты является заключение по отчету Правительства об исполнении федерального бюджета, которое включает в себя:

  • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов и каждому главному распорядителю, в котором отражаются суммы расходов по целевому назначению и факты нецелевого использования средств. Если часть средств была израсходована нецелевым образом, в заключении указывается, кто из руководителей организации принял такое решение, а также кто из должностных лиц казначейства допустил осуществление платежа;
  • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов и каждому главному распорядителю, по которым допущено расходование средств сверх утвержденных ассигнований или сверх бюджетной росписи;
  • заключение по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных законом о бюджете или бюджетной росписью;
  • анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и ссуд; заключения по фактам предоставления кредитов и ссуд с нарушением закона;
  • анализ предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям; заключения по фактам незаконного их предоставления; расследование случаев, в которых такие обязательства исполнялись за счет средств бюджета;
  • анализ бюджетных инвестиций и заключенных договоров с точки зрения соблюдения государственных интересов; заключения по фактам незаконного предоставления инвестиций;
  • анализ выполнения заданий по предоставлению государственных услуг, соблюдения установленных для них нормативов финансовых затрат.

После того, как заключение Счетной палаты было направлено в Думу, нижняя палата парламента начинает рассматривать отчет об исполнении федерального бюджета. Продолжительность его рассмотрения определена Бюджетным кодексом и составляет полтора месяца.

Государственная Дума заслушивает:

  • доклад руководителя Федерального казначейства;
  • доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
  • доклад Генерального прокурора о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;
  • доклад Председателя Счетной палаты.

Могут быть также заслушаны доклады руководителей высших органов судебной власти о том, какие бюджетные споры и нарушения бюджетного законодательства рассматривались судами в отчетном году.

К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

  • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • блокировка расходов;
  • изъятие бюджетных средств;
  • приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • наложение штрафа;
  • начисление пени;
  • иные меры в соответствии с федеральными законами.

Основаниями для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются:

  • неисполнение закона о бюджете;
  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;
  • несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
  • несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;
  • несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;
  • несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
  • несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;
  • несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;
  • несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;
  • отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК;
  • несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
  • финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
  • финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
  • несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
  • несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных настоящим Кодексом;
  • открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета, представлявшим в суде интересы Российской Федерации, срока направления в Министерство финансов Российской Федерации информации о результатах рассмотрения дела в судах;
  • несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
  • иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета:

  • списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, выданных ими на возвратной основе, срок возврата которых истек;
  • списывать в бесспорном порядке суммы процентов (плату) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
  • взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки;
  • списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных ими субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов:

  • Лекции по микроэкономике
  • Лекции по мировой экономике
  • Лекции по макроэкономике
  • Лекции по финансам
  • Лекции по ДКБ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по госрегулированию экономики
  • Лекции по экономическому росту
  • Лекции по институциональной экономике

Термин «контроль» происходит от французского слова contrôle.

В общем смысле он может означать:

  • проверку, просмотр чего-либо, сравнение фактического состояния с требуемым состоянием;
  • наблюдение за кем-то или чем-то, понимание чего-то;
  • учреждение или человека, который контролирует, проверяет что-то.

Контроль — это процесс, который принадлежит всем сферам человеческой жизни.

Контроль является необходимым атрибутом государственной власти. Фактическое осуществление полной силы немыслимо без контроля. Контроль заключается в наблюдении, определении или обнаружении фактического состояния, сравнении реальности с намерениями, возникающими в связи с неблагоприятными явлениями, и информировании компетентных подразделений о сделанных наблюдениях. Однако без принятия решения об изменении направления деятельности проверяемого субъекта.

Финансовый контроль является элементом управления, процессом управления финансами. Его задача — предоставить информацию о качестве работы и функциональности экономики. Он также помогает выявить области, в которых необходимы различные корректировки. В последние годы можно наблюдать многочисленные изменения в области контроля над финансами.

Стандартное понимание термина «финансовый контроль» проявляется как утверждение фактического состояния с текущим статусом и согласование возможных ошибок и отклонений, а также проверка законности элементов, защита ресурсов и обеспечение достоверности отчетов.

Экономическое значение данного понятия заключается в следующем:

  • стимулирование стремления объектов контроля к обеспечению законности процедур управления финансами;
  • оптимизация структуры управления капиталом в фирме;
  • содействие решению системных экономических задач государства и общества.

То есть институт финконтроля имеет значение как для конкретного предприятия, так и для государства в целом.

Можно выделить три критерия финансового контроля: законность, планирование и экономичность.

  1. Право и законность: это основной критерий, используемый давно, который наиболее распространен. Контролеры должны быть хорошо подготовлены с точки зрения правовых знаний (юриспруденция, экономические и административные исследования) и постоянно обновлять свои навыки, поскольку закон постоянно меняется. Точное понимание и интерпретация необходимы для проведения аудита.
  2. Планирование: используя этот критерий, следует учитывать множество причин несоответствия между заданными действиями и планом, а также гибкость и приспособляемость к предыдущим незапланированным действиям. Изучение и оценка составленных планов сложны, потому что планы зачастую очень подробны и точны.
  3. Экономика: иначе — принцип рационального действия. Это критерий, который объединяет элементы в единое целое. Во время проверки должно быть продемонстрировано, соответствует ли конкретная деятельность принципу экономики, то есть она должна быть включена в экономическое и финансовое функционирование, например, оптимизацию производственных процессов, повышение эффективности работы, улучшение качества.

Многие факторы делают контроль в организации необходимостью. К ним относят:

  • меняющаяся среда;
  • растущая сложность организации;
  • ошибки сотрудников;
  • необходимость для руководителей передавать полномочия.

В наиболее стабильных отраслях нет такой ситуации, чтобы не происходило изменений в среде организации:

  • рынки движутся, расширяются или сокращаются;
  • выпущены новые правовые нормы;
  • увеличивается волатильность цен на продукцию.

Благодаря функции управления обнаруживаются изменения, которые влияют на услуги или продукты компании, а затем они могут противостоять угрозам или возможностям, возникающим в результате этих изменений.

Растущая сложность организации. Современные организации нуждаются в способах управления более формализованными и продуманными методами:

  • необходимо тщательно формировать различные группы продуктов;
  • повышение качества и рентабельности;
  • информация должна быть строго зафиксирована, и на этой основе должен быть проанализирован внутренний и внешний рынок.

Децентрализация растет, многие организации имеют региональные офисы продаж и маркетинга, рассредоточенные исследовательские центры и географически разнесенные производственные мощности. Децентрализация может помочь контролировать организацию, поскольку не все ее операции требуют контроля со стороны центрального офиса. Реализация установленных стандартов должна строго контролироваться, чтобы менеджеры могли оценить эффективность подразделений, которые они контролируют, а менеджмент — эффективность сотрудников.

Если бы менеджеры и их подчиненные никогда не совершали ошибок, они могли бы легко внедрять стандарты эффективности. Однако члены организации ошибаются в том, что заказывают неправильные детали, принимают неверные ценовые решения, неправильно распознают проблемы.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и регулярностью распределения и перераспределения финансовых ресурсов в денежной сфере, а также за законностью предоставления информации о финансовом положении компании в контексте всех представленных характеристик.

Объектом контроля финансового являются цели проверки корректности деятельности в области финансов. А также установление корректности и денежного правопорядка работы компании в области создания, распределения, перераспределения, использования существующих денежных ресурсов.

Объектом финансового контроля являются задачи управления финансовыми ресурсами.

К основным задачам финансового контроля относят:

  • выполнение проверки финансовых обязательств компании со стороны исполнительных органов перед государством;
  • соответствие необходимого распределения ресурсов запланированному;
  • проверка использования ресурсов на предмет целесообразности;
  • проверка правил относительно исполнения операций с финансами, проведения денежных расчетов;
  • определение внутренних резервов производства и соблюдения платежной дисциплины.

После реализации задач денежного контроля финансовая дисциплина укрепляется. В изменении экономики роль муниципального контроля за движением средств выражается в том, что при работе над контролем наблюдается аудит за выполнением установленного законодательства в стране, а также обоснованности работы с финансовой точки зрения. Кроме того, нужно обеспечить, чтобы контроль за распределением ресурсов соответствовал главным задачам страны. Необходимо обеспечить законность и желательность финансовой работы.

Как уже было упомянуто, финконтроль является чрезвычайно принципиальным звеном в денежной системе в целом, так как он обеспечивает систему, в которой генерируются доходы и покрываются организационные затраты. Продуктивность финконтроля является главным элементом экономической деятельности организации, которая обязана быть очень эффективной. Воплощение финконтроля почти во всем зависит от законодательной базы.

Финконтроль — это механизм, обеспечивающий законность финансовой работы.

Объекты финансового контроля — это:

  • различные стороны хозяйственной деятельности предприятий, организаций и других участников финансовых процессов;
  • процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей.

Тема 1 Сущность и содержание финансового контроля

Принципами организации финансового контроля являются:

  1. независимость;
  2. законность;
  3. объективность;
  4. ответственность;
  5. компетентность;
  6. гласность;
  7. результативность контроля;
  8. разграничение функций и полномочий;
  9. системность;
  10. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
  11. неподкупность субъектов контроля;
  12. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
  13. превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;
  14. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
  15. согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Результатом мероприятий финансового контроля (ревизий, проверок и т.п.) является документ (акт, отчет, справка, заключение), который отражает:

  • достоверную информацию о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля (проверяемой организации);
  • вскрытые в процессе контроля нарушения норм и правил, отклонения от принятых стандартов;
  • факты неэффективного или неэкономного хозяйствования.

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.

В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации.

Для определения видов финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. В зависимости от определенных признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Основные виды финансового контроля
Признак классификации Виды финансового контроля
Субъект контроля Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)
Объект контроля Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Организация государственного финансового контроля в различных странах во многом определяется формой государственного устройства (например, для России, США — наличие института президентской власти). С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:

1. По отношению к ветвям государственной власти: контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля; контроль, осуществляемый Президентом; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

Парламентский контроль включает: рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию финансовых нарушений и др. Например, в Индии — это парламентские комитеты (государственной отчетности, бюджетных предложений, по делам государственных предприятий), в США такими органами, являются Бюджетное управление конгресса и Главное контрольно-финансовое управление. Назначение Бюджетного управления конгресса — снабжать Конгресс, в том числе бюджетные комитеты, информацией по финансово-экономическим вопросам, анализировать исполнение финансовых программ и др. Основной функцией Главного контрольно-финансового управления как главного органа, контролирующего исполнение бюджета, является контроль за правительственными расходами. Этот орган имеет определенную независимость от обеих ветвей власти.

В ряде стран (Австрия, Испания, Франция, Германия и др.) в качестве независимых органов государственного финансового контроля выступают Счетные палаты. В Российской Федерации парламентский контроль, в том числе в финансовой сфере, осуществляют палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет по бюджету и налогам). В соответствии со ст. 107 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Органами независимого государственного финансового контроля в РФ является Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ.

Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В современных условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.

В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Первый и основной интерес собственника — получение прибыли, то есть прирост вложенного капитала (рост курса акций, получение дивидендов). Однако, возможны и другие локальные задачи, например :

  • сокращение активов,
  • наращивание кредиторской задолженности,
  • увеличение средней заработной платы.

Если подобные цели поставлены в виде локального нормативного акта, мы возвращаемся к задачам первой группы. Но в большинстве случаев, финансовый интерес собственника (выступающего одновременно субъектом контроля) принимается по умолчанию в виде наиболее эффективного управления капиталом. Названная цель финансового контроля достигается путём решения следующих задач:

  1. Контроль сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности.
  2. Оценка эффективности использования материальных ресурсов (например, полноты загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности оборачиваемости материалов и т. д.); выявление внутрихозяйственных резервов.
  3. Оценка использования трудового потенциала организации, анализ кадровой политики.
  4. Оценка наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализ отклонений и принятых мер.
  5. Анализ принятой процедуры принятия управленческих решений и проверка её соблюдения на практике.
  6. Оценка ценовой политики, анализ системы ценообразования и маркетинговых мероприятий.
  7. Анализ эффективности привлечения заёмных средств.
  8. Анализ мер по оптимизации налогового бремени.
  1. Государственный контроль
    1. Парламентский контроль — Счётная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Федерации и муниципальных образований.
    2. Бюджетный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство — контроль целевого использования бюджетных средств.
    3. Налоговый и таможенный контроль — Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба — контроль формирования государственных доходов.
    4. Валютный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Правительство, Центральный банк, агенты валютного контроля — контроль соответствия законодательству операций с иностранной валютой.
    5. Денежно-кредитный контроль:
      1. Центральный банк Российской Федерации — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
      2. Коммерческие банки — контроль порядка осуществления хозяйствующими субъектами кассовых операций.
      1. Предварительный контроль — проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектно-сметная документация, кредитные и кассовые заявки, документы на перечисление или выдачу денежных средств.
      2. Текущий контроль — производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения. Содержать такой штат, чтобы каждую хозяйственную операцию в момент её совершения помимо непосредственно исполнителя курировал ещё один ответственный сотрудник, могут позволить себе только учреждения банковской сферы. В бюджетных учреждениях текущий контроль перечисления средств осуществляется органами казначейства путём проверки оснований для осуществления платежа (договоров, счетов).
      3. Последующий контроль — проводится путём анализа, мониторинга, обследования, проверки (например, налоговой или аудиторской). Наиболее всеобъемлющей формой последующего контроля является документальная ревизия.

      (см. Задачи финансового контроля)

      1. Контроль на соответствие (формальный контроль) — оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям нормативных актов (в том числе локальных).
      2. Контроль финансовой отчётности — оценка правильности и достоверности ведения бухгалтерского учёта, достоверности, обоснованности и своевременности представления финансовой отчётности.
      3. Контроль эффективности — оценка результативности, продуктивности и экономичности использования ресурсов, эффективности управления капиталом.
      1. Оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля) — проводится в плановом порядке по итогам периода (недели, декады, месяца, квартала, года).
      2. Плановый контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план сообщён объекту контроля.
      3. Внезапный контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план неизвестен объекту контроля; а также при наличии данных о нарушениях в деятельности объекта.

      К субъектам финансового контроля относятся государственные органы, предприятия с государственным участием, различные организации, финансирование которых частично или полностью осуществляется из бюджета страны.

      С позиции финансового контроля различаются:

      1. Управляющие субъекты, к которым относятся Федеральное Собрание, Правительство, президент, иные органы, наделенные правом принятия управленческих решений. Управляющие субъекты могут быть непосредственно управляющими и делегированными.

      2. Субъекты, которые осуществляют контроль — это Контрольное управление при администрации Президента России, Счетная палата, другие контрольные органы.

        Также субъекты контроля финансов классифицируются по следующим признакам:

        • Созданные на основании нормативного акта, к которым относятся Счетная палата, структуры внутреннего контроля банков, ревизионные комиссии;
        • Созданные по инициативе управляющих субъектов;
        • Созданные по собственной инициативе. Например, аудиторские компании.
      3. Управляемые субъекты, т. е. контролируемые, которые являются непосредственными исполнителями принятого решения. Таковыми являются министерства, различные специальные службы.

      Практически финансовый контроль реализуется при помощи определенных методов.

      Методы контроля финансов — это совокупность обоснованных, адаптированных приемов, способов и средств, применяемых в процессе осуществления контрольных функций.

      От выбора того или иного метода контроля зависит достижение конечного результата, а также эффективность контроля. При этом грамотное использование способов и приемов контроля финансовых ресурсов гарантирует соблюдение законных прав и интересов подконтрольных субъектов, не препятствуя нормальному функционированию.

      Выделяются 6 основных методов, которые представлены на рисунке 1.

      Основные задачи финансового контроля:

      • поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
      • обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
      • выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
      • обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
      • повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

      Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:

      • проверка того, как в лице государственных и муниципальных органов выполняются функции по аккумуляции, распределению и использованию финансовых средств, в соответствии со своей компетенцией;
      • проверяется то, как выполняются финансовые обязательства перед государством и муниципалитетом, организациями и гражданами;
      • проверять правильно ли используются денежные ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, которые находятся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении (бюджетные и собственные средства, банковские ссуды, внебюджетные и другие средства);
      • проверять, соблюдаются ли правила того, как совершаются финансовые операции, расчеты и хранение денежных средств в лице предприятий, организаций, учреждений;
      • выявлять внутренние резервы производств — возможности того, как повысить рентабельность хозяйства, производительность труда, применить более экономное и эффективное использование материальных и денежных средств.
      • предупреждать и устранять нарушения в области финансовой дисциплины. Если они будут выявлены, в установленном порядке должны быть применены меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам. Также нужно обеспечить возмещение материального ущерба государству, организациям и гражданам.

      Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:

      В зависимости от того, в какое время он производится — предварительный, текущий и последующий.

      1. Проведение предварительного финансового контроля производится до того, как будут совершены какие-либо операции в области образования, распределения или использования денежных фондов. Он является очень важным для того, чтобы предупреждать нарушения финансового порядка. В данном случае должны быть проверены все документы, которые подлежат утверждению и использованию, служащие в качестве основания для того, чтобы осуществлять финансовую деятельность: проекты бюджета, финансовые планы и сметы, кредитные и кассовые заявки и другие.
      2. Текущий финансовый контроля является контролем, который осуществляется во время того, как совершаются денежные операции (во время выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования материальных средств для административно-хозяйственных нужд, капитального строительства и другие).
      3. Последующий финансовый контроля осуществляться после того, как уже свершились определенные финансовые операции (после того, как исполнена доходная и расходная часть бюджета, предприятие или учреждение использовало свои финансовые средства, уплачены налоги и т.д.). В данном случае должно быть определено то, в каком состоянии находится финансовая дисциплина, существовали ли в ней нарушения, как их можно предупредить и устранить в последующем.

      2. Функции финансового контроля

      В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.

      Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:

      • на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
      • на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).
      Замечание 1

      Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.

      В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.

      Замечание 2

      У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).

      Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.

      Определение 2

      Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.

      Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему. Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России. Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.

      Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.

      Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику. Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.

      Замечание 3

      Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

      Порядоко того, как проводится аудиторский финансовые контроль регулируется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 под номером 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденными данным указов Временным правил аудиторской деятельности в РФ (были лишены силы на основании Указа Президента от 13.12.2001 под номером 1459 и Федерального закона от 07.08.2001 под номером 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). На сегодняшний день порядок, в котором осуществляется аудиторская деятельность определен на основании Федерального закона от 30.12.2008 под номером 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

      На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.

      Определение 3

      Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.

      Цель аудита — выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.

      Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:

      • устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
      • осуществлять налоговое консультирование;
      • анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
      • проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
      • консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
      • автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
      • проводить оценочную деятельность(
      • проводить маркетинговые исследования;
      • проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
      • обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
      • оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.

      Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.

      Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
      Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
      Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

      1. Контроль финансовой деятельности Методические основы организации контроля
      2. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
      3. Иванченко В.М. Финансовый контроль в системе государственного контроля
      4. 5.4. Перспективы контроля и ревизии в России при внедрении международных стандартов бухгалтерского учета и аудита современной системы финансового контроля
      5. ОТ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ
      6. СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЛИНГА
      7. СЕМИНАР 1. 5. Финансовый контроль
      8. 2. Организация финансового контроля.
      9. Лекция Финансовый контроль
      10. ЛЕКЦИЯ № 3. Финансовый контроль
      11. Глава 6 ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
      12. 3. Составляющие финансового контроля
      13. 2. Функции финансового контроля
      14. 3. Виды финансового контроля.
      15. 1. Значение финансового контроля.
      16. 9. Классификация финансового контроля
      17. модели финансового контроля

      В настоящее время в число структурных составляющих системы финансового контроля предприятия входит работа:

      • с документальной базой;
      • с различными направлениями финансовой деятельности;
      • с сотрудниками.

      Действия по инспектированию документальной базы предприятия предполагают:

      • ее изучение с целью проверки правильности составления, внесения корректных и подтвержденных другими источниками официальных данных о движении материальных средств предприятия;
      • изучение на предмет подлинности и полноценности;
      • сопоставительный анализ документов предприятия с оригинальными образцами источников.

      Работа с различными направлениями финансовой деятельности предприятия включает в себя:

      • анализ эффективности вложений материальных средств компании;
      • изучение производительности основных фондов и труда;
      • оценка уровня экономической стабильности предприятия, его платежеспособности по кредитам и другим обязательствам.

      Работа с сотрудниками организации в рамках осуществления деятельности по финансовому контролю предполагает:

      Стоит отметить, что для финансового контроля на предприятии характерна четкая поэтапность его осуществления. Поэтому предлагаем ознакомиться с основными ступенями рассматриваемой деятельности:

      1. Начальные мероприятия – заключаются в разборе текущего экономического состояния организации до принятия какого-либо решения по распределению или перераспределению капитала.
      2. Текущая работа – направлена на выбор наилучшего варианта для дальнейшего развития.
      3. Финальные мероприятия – осуществляются для оценки результативности предпринятых шагов и проведенных мероприятий.

      Первый этап финансового контроля реализуется путем проведения следующих действий:

      • поиск и обучение специалистов для анализа документальной базы предприятия, определение их компетенции, постановка основных целей и задач;
      • назначение компетентных служащих для анализа эффективности действующих механизмов управления финансами;
      • определение последовательности записи предварительного анализа результатов текущего финансового управления;
      • определение конкретных действий начального этапа финансового контроля;
      • выполнение имеющихся планов оценки и управления капиталом компании с учетом действующего документального фундамента.

      В современной экономической литературе наиболее популярной классификацией является деление всех методов финансового контроля предприятия на следующие категории:

      1. Научно-теоретические методы, которые отличаются применением специфических инструментов сбора аналитической информации о финансовом состоянии предприятия для ее последующего использования. Подобные исследования положения дел на предприятии могут проводиться при помощи анализа, моделирования возможного развития событий, сбора и обработки статистических данных.

        Применение научно-теоретических методов позволяет оценить, насколько действенны способы финансового управления, используемые в настоящее время, а также выстроить алгоритм действий для улучшения текущего положения дел.

        Как и любая регламентируемая правовыми актами деятельность, финансовый контроль осуществляется в соответствии с рядом принципов:

        1. Целью контрольных мероприятий является реализация утвержденного финансового плана организации. Финансовый контроль должен быть неразрывно связан с таким параметром, как стратегичность, то есть быть направленным на удовлетворение основных интересов компании. Соответствие данному принципу также исключает проведение чрезмерно большого количества контрольных мероприятий.

          Масштабный тотальный контроль над всеми финансовыми операциями компании нельзя считать целесообразным, поскольку это будет только отвлекать менеджеров от выполнения основных обязанностей. То есть вместо глобальных целей управления финансовой деятельностью они вынуждены будут тратить ресурсы на постоянные, дублирующие друг друга проверки.


          Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *