Кто должен заключать договор на вывоз мусора собственник или арендатор в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто должен заключать договор на вывоз мусора собственник или арендатор в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Мусор — это всё, что осталось ненужным после потребления, производства, приготовления еды, оказания услуг или торговли. Это коробка от пиццы, обрезок доски, банка с остатками краски, остриженные волосы, картофельные очистки и стопка накладных от поставщика за прошлую пятилетку.
Закон называет мусор отходами. А всё, что выносят на мусорку из помещения — твёрдыми коммунальными отходами или ТКО.
Государство следит, чтобы отходы не вредили природе и человеку. Для этого специальные организации — региональные операторы по обращению с ТКО — собирают отходы из контейнеров и вывозят на свалку. Потом утилизируют или перерабатывают.
Жильцы домов, заводы и предприниматели обязаны заключить договор с региональным оператором своего города и каждый месяц платить по тарифу за очистку уличных контейнеров, в которые выкидывают мусор.
От имени жильцов в многоквартирном доме договор заключает ТСЖ и добавляет строку за вывоз ТКО в квитанцию.
Предприниматель заключает договор напрямую с региональным оператором и платит за вывоз ТКО из помещения, где ведёт бизнес. Формат деятельности неважен, мусор вывозят из офиса, с производства, из магазина и кафе. Получается, предприниматель платит дважды: за домашний и рабочий мусор. Но если предприниматель работает из дома, заключать второй договор и платить дополнительно не нужно.
Это ещё не все обязанности. Предприниматель должен определить класс опасности мусора и, если нужно, получить паспорт отходов.
Отходы делят на пять классов по степени опасности для природы.
Первый класс — это чрезвычайно опасные отходы, например, ртуть. Пятый — практически неопасные — остатки еды, кассовые чеки, опилки.
Предприниматель обязан определить класс отходов от своей деятельности. Так нужно, чтобы оператор знал, как вывозить и утилизировать отходы из конкретного помещения.
Чтобы определить класс опасности, обращаются в специальную лабораторию, там делают биотестирование. Исследованиями занимаются коммерческие организации. Их можно найти в интернете по запросу «где сделать биотестирование отходов».
Если отходы от деятельности предпринимателя относятся к классам с первого по четвёртый, нужно получить паспорт отходов. Если к пятому — протокол биотестирования.
Паспорт и протокол тестирования предприниматель хранит у себя. Если придут с проверкой из Росприроднадзора, спросят именно эти документы.
В санпинах по некоторым видам деятельности есть пункты, как хранить мусор, и даже требования к уличным контейнерам. Хранение зависит от того, насколько опасен мусор для сотрудников и клиентов. Обязанность хранить мусор по санпинам не получится переложить на собственника помещения.
СП 2.1.2.3304-15
Уличные контейнеры для сбора мусора делают с закрывающимися крышками. Под контейнером — твёрдое водонепроницаемое покрытие. Вокруг — непродуваемое ограждение. Контейнер ставят не ближе 25 м от спортивной площадки, если она на улице.
В помещении ставят мусоросборники. Их очищают при заполнении на ⅔ объёма.
СП 2.3.6.1066-01.
Для сбора пищевых и непищевых отходов устанавливают разные контейнеры. Под контейнером — твёрдое покрытие.
Контейнеры закрываются крышками. Расстояние от магазина — не меньше 25 м.
Уличные контейнеры и мусорки внутри магазина очищают при заполнении на ⅔ не реже раза в сутки. В тёплое время года контейнеры и мусорки дезинфицируют.
Мусорка в помещении должна быть из металла или пластмассы с педалью и крышкой.
СанПиН 2.1.2.2631-10
В парикмахерской отводят отдельную комнату или место для хранения метлы, мусора и волос.
Остриженные волосы собирают в закрывающийся совок сразу после стрижки и складывают в полиэтиленовый пакет или мешок из крафт-бумаги. Мешок перевязывают, а потом выкидывают вместе с ТКО. Второй раз мешки использовать нельзя. Вытряхивать волосы в бак тоже.
Старые люминесцентные лампы, лампы солярия и бактерицидные лампы хранят в упаковках в подсобном помещении. Выкидывать вместе с бытовыми отходами нельзя.
Минприроды рассмотрело некоторые вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами и указало:
— вопросы установления права собственности на отходы, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с ними, возложенных на образователя отходов, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений;
— законом установлены случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления отходов или исходя из количества и объема контейнеров;
— коммерческий учет для организаций исходя из нормативов накопления ТКО возможен в случае установления нормативов накопления ТКО в отношении соответствующей категории объектов, на которых ведется деятельность;
— главным отличием ТКО и отходов от использования товаров является смешение компонентного состава отходов в результате их накопления;
— договор на оказание услуг по обращению с иными видами отходов, не являющимися ТКО, может быть заключен с организаций или ИП, занимающимися деятельностью по обращению с указанными видами отходов.
- Как выстроить отношения с регоператором
- Офис: перечень отходов и документация
- Как снизить плату за ТКО?
- Требования природоохранного законодательства к объектам НВОС разных категорий
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
На кого ложится обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО?
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
Сторонами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами выступают региональный оператор и потребитель, под которым в соответствии с п.2 Правил № 1156 и нормами жилищного законодательства понимаются собственники жилых помещений в многоквартирных домах и в жилых домах, а также:
а) лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством РФ, такой договор заключается в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч. 1 и ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством РФ);
б) организация (в том числе некоммерческое объединение), действующая от своего имени и в интересах собственника, — такой договор заключается в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых домах;
в) лица, владеющие зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченные ими лица в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах, — такой договор заключается в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч. 1 и ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ, при которых договор на обращение с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством РФ), и на земельных участках.
Обращаем внимание, что в соответствии с п.148 (1) Правил № 354, «Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления».
Следовательно, рассмотренная в настоящей статье процедура заключения договора между региональным оператором и потребителем, в т.ч в части признания заключенным договора на обращение с ТКО, реализуется и в отношении собственников нежилых помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8(10) Правил № 1156, проект договора на обращение с ТКО составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее — типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Т.е. при составлении текста проекта договора в него должны быть включены все те условия, которые содержатся в типовой форме договора, и могут быть включены иные условия, дополнительно регулирующие, конкретизирующие отношения сторон такого договора, но не противоречащие условиям типового договора и нормам действующего законодательства.
Пунктом8(19) Правил № 1156 предусмотрено, что срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.
Положением п. 8(20) Правил № 1156 закреплена возможность продления срока действия договора на обращение с ТКО в случае если за один месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявила о прекращении, об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации. В указанном случае срок действия договора на обращение с ТКО продлевается на тот же срок и на тех же условиях, но не более чем на срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно п. 8(4) Правил № 1156, является:
- заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее — заявка потребителя),
либо
- предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8(17) Правил № 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с органом исполнительной власти субъекта РФ извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором.
Указанная заявка может быть направлена потребителем региональному оператору в течение 15 рабочих дней со дня размещения им предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8(17) Правил №1156 предусмотрено, что последствием не направления потребителем заявки в адрес регионального оператора в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на обращение с ТКО является признание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Из приведенной нормы следует, что Правила №1156 закрепляют механизм, так называемого, автоматического заключения договора на обращение с ТКО между потребителем и региональным оператором, независимо от волеизъявления потребителя. Такой договор считается заключенным в силу прямого указания нормативного положения п. 8(17) Правил №1156 на условиях типового договора и без его составления в письменной форме.
Сегодня в законодательстве упразднено понятие твердых бытовых отходов. Сейчас в документации используется более широкое понятие – ТКО, или твердые коммунальные отходы. В него включаются не только мусор, выкидываемый гражданами, но и отходы организаций и предприятий. В договоре может быть одна из двух позиций:
- В случае, если в документе указано, что отходы от деятельности арендаторов собственность арендодателя, то и плату за них, а значит и вывоз должен организовать тот, кто предоставляет помещение.
- Передача отходов без отчуждения и приобретения права собственности, то заниматься вопросом вывоза, а также платить за это должен арендатор.
До сих пор окончательно не урегулирован вопрос об отчуждении отходов при договорах аренды. Поэтому Росприроднадзор рекомендует заключать сразу трехстороннее соглашение между тем, кто образует отходы, перевозчиком и полигоном.
Обратите внимание! Важно точно указать в договоре аренды, кто и за что отвечает в вопросах вывоза и оплаты бытовых отходов.
Переход прав на условиях аренды к новому собственнику на помещения и земельные участки, где происходит образование ТКО, влечет за собой обязанность в трехдневный срок уведомить регионального оператора об этом. Соответственно и договор на вывоз ТБО должен заключаться с арендатором помещения.
Однако, стороны могут договориться, что договор на вывоз мусора заключит арендодатель. Тогда арендатор будет только оплачивать счета, которые выставит арендатор. Прописать обязанность арендодателя по вывозу ТБО в договоре, можно используя такую формулировку:
- Арендодатель обязуется заключить договор с региональным оператором на вывоз отходов из помещения. Плату за услуги вносит арендодатель.
- Арендатор обязуется компенсировать понесенные арендодателем расходы по вывозу ТКО, на основании выставленных счетов.
От наличия такой формулировки и будет зависеть, кто и за что отвечает. Если прописано именно таким образом – вы только оплачиваете счета за вывоз отходов. Если же сказано иное, то вам придется заключать самостоятельно договор с оператором, и оплачивать счета по вывозу мусора.
Обязанность по оплате за обращение с ТКО лежит на всех, кто их формирует:
- жильцы многоквартирных и частных домов, которое практически ежедневно производит бытовой, крупногабаритный, негабаритный строительный мусор;
- садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества;
- организации и индивидуальные предприниматели, в ходе своей деятельности формирующие твердые отходы, подлежащие утилизации.
Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.
Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.
К таким категориям относятся:
- федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
- региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.
Стартом мусорной реформы считается дата 1 января 2019 года. По сути, это целый комплекс мер, направленных на достижение ряда целей. Основные задачи:
- Полное уничтожение несанкционированных свалок;
- Уменьшение количества полигонов для захоронения отходов;
- Рост числа предприятий по переработке отходов;
- Увеличение доли ТКО, идущих на переработку.
Основным фигурантом, способным воплотить в жизнь намеченное перспективы мусорной реформы, должен стать региональный оператор – юридическое лицо, осуществляющее деятельность в рамках всей цепочки обращения с отходами – от сбора до транспортировки и утилизации. Региональные операторы отвечают за вверенную им территорию и выбираются на конкурсной основе. В обязанности подрядчиков также входят:
- Установление контроля над сбором отходов физическими лицами и компаниями;
- Разработка плана по переходу к раздельному сбору мусора и его реализация;
- Проектирование и возведение мусоросборных станций;
- Строительство заводов по утилизации отходов;
- Работа по ликвидации несанкционированных свалок.
В России не должно остаться ни одной стихийной свалки. Особенно остро проблема обозначена в отношении свалок, организованных в лесополосах, оврагах, в акватории водоемов и т.д. Вместо мусорных куч, загрязняющих почву, атмосферу, водные ресурсы, в России появятся высокотехнологичные комплексы по безопасной переработке или утилизации отходов.
На месте свалок и полигонов, разбитых на городских окраинах, спустя необходимый период оздоровления природных субъектов вырастут новые жилые массивы с развитой инфраструктурой.
Правила рассматривают множество аспектов санитарно-эпидемиологической сферы, в том числе вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами.
В документе говорится о необходимости составлять график вывоза мусора с учетом погодных условий. В частности:
Температура воздуха |
Частота освобождения контейнеров |
Выше +5°С |
1 раз/сутки |
Ниже +4°С |
1 раз/трое суток |
Для габаритных отходов: выше +5°С |
1 раз/неделю |
Для габаритных отходов: ниже +4°С |
1 раз/10 дней |
Должен ли арендатор платить за негативное воздействие на окружающую среду?
Сколько контейнеров целесообразно разместить на площадке – теперь решает не региональный оператор, а хозяйствующий субъект (например, управляющая компания или сам собственник). Правила запрещают, однако, установку в одном месте более 8 емкостей, если это контейнеры для сбора всех видов мусора. Там, где практикуется раздельный сбор отходов, количество контейнеров для установки на одной площадке увеличено до 12, причем только 4 из них можно использовать для мусора под сортировку. Вместе с контейнерами для ТКО можно устанавливать не более двух емкостей для крупногабарита.
В пункте 10 СанПиН 2.1.3684-21 говорится, что поддерживать в порядке контейнерные площадки теперь должны не региональные операторы, как было ранее, а хозяйствующие субъекты или собственники, образующие отходы. Указанные лица обязаны убираться на территории и вокруг площадки, осуществлять промывку контейнеров, обрабатывать емкости дезинфицирующими составами.
Документ изменил регламент удаления мусорных контейнеров от жилых домов и других объектов. Согласно установленным нормативам мусорные баки должны располагаться на расстоянии не менее 20 метров от площадок для занятий спортом, детских игровых зон. Максимальная дистанция составляет 100 м. Если сбор мусора производится раздельно, то расстояние до детской площадки может быть 8 м.
Чтобы территория выглядела аккуратно, мусорные контейнеры с трех сторон положено обнести ветрозащитным ограждением. Чаще для забора используют металлический профилированный лист. Высота ограждения – не менее 1 метра.
В СанПин закреплены и другие требование к организации площадок для сбора ТКО. Каждая должна иметь удобные подъездные пути, способствующие легкому доступу технических средств. Дорожное покрытие должно быть жестким. Ответственное лицо обязано обеспечить отток от площадки дождевой воде самотеком под уклон.
Ответственность за вывоз мусора всегда лежит на тех, кто этот мусор образует, или на лицах, ответственных за оказание услуг в жилищно-коммунальной сфере. Если владельцы квартир не заключают прямые договора с поставщиком услуг, то это делает исполнитель (управляющая компания, ТСЖ, УЖКХ или другие организации), и обеспечивает работу в надлежащем порядке за определенное вознаграждение.
Кто теперь может не платить за вывоз мусора: новые решения суда
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Как следует из статьи 136 Гражданского кодекса РФ собственником отходов отт эксплуатации (использования) оборудования, объектов ( и т.д.) арендатора является собственник этого оборудования, объектов (и т.д.), т.е. арендатор.
В силу ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
Следовательно, отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности арендатора, также являются его собственностью. По договору подряда специализированная организация (подрядчик) осуществляет вывоз и размещение отходов по заданию арендатора (заказчика) — собственника отходов, а последний обязуется принять результат выполненной работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).
Таким образом, отходы арендатора являются собственностью арендатора, т.е. право собственности на отходы принадлежит тому, в результате чьей деятельности эти отходы образовались.
Далее, лицо — собственник отходов, вправе заключить договор на передачу права собственности на определенные отходы. Таким образом, вместе с передачей отходов передается и право собственности на них.
Но, при этом, никто не отменяет обязанности у собственника отхода на соблюдение всех природоохранных требований по передаваемым в собственность отходам. Т.е. ведение журнала учета отходов и т.д. смотрите выше.
Таким образом, до передачи отходов вы должны соблюдать требования законодательства в области обращения с отходами в отношении этих отходов.
- Свежие
- Посещаемые
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2021 года.
Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.
Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.
По традиции, на территории частного сектора выделяется площадка, оборудованная ёмкостями для сбора мусора. Минус такого способа – вероятность, что кто-то будет сваливать на площадку предметы, не относящиеся к ТКО.
Другой вариант: каждый владелец участка сам оборудует на своей территории место для хранения отходов, на удалении от источников воды, жилой зоны и грядок. Оно должно быть:
- доступным для вывоза хлама;
- оборудовано герметичными контейнерами;
- соответствовать объёму, рассчитанному по количеству проживающих людей.
По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.
Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.
Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.
Вывозить мусор самостоятельно могут не все люди, которые проживают в частном секторе. В таком случае можно обратиться в специализированную компанию, которая возьмет на себя организационные вопросы. Эта проблема не должна игнорироваться, потому что она может стать масштабной в плане экологии.
Если устроить свалку в неразрешенном месте, сезонно сжигать отходы, то можно нанести вред природе и людям, которые проживают рядом. Когда человек доверяет вывоз мусора специализированной компании, то решается сразу несколько проблем одновременно:
- спил деревьев по сезонам;
- уборка строительного мусора;
- вывоз габаритного и крупного мусора контейнером, утилизация старой мебели, которая уже не пригодится в хозяйстве;
- сезонная уборка листьев.
Согласно санитарным инструкциям твердые отходы должны вывозиться своевременно и утилизироваться правильно. Со специализированной компанией можно заключить договор. Когда частное лицо самостоятельно вывозит отходы, то все расходы не возмещаются.
Все подсчёты лежат на государственной власти субъектов РФ. Параметры, по которым высчитывается плата за вывоз:
- число людей, постоянно или временно проживающих в доме;
- общая площадь жилья;
- удалённость от полигонов;
- объём и характер ТКО;
- сортировка или её отсутствие;
- дополнительные требования оператора.
На основании этих параметров устанавливаются тарифы на вывоз ТКО, по которым оплачиваются услуги в 2021 году. Если в доме никто не зарегистрирован, цена будет зависеть от количества собственников. Сортировка хлама играет роль лишь тогда, когда раздельный сбор мусора утверждён местной властью, для него есть отдельные контейнеры и все собственники соблюдают правила.
Для малоимущих семей предоставляются льготные тарифы. Чтобы получить компенсацию, нужно обратиться в местную социальную защиту.
Если регоператор долгое время не выставлял счета за вывоз мусора, а после прислал квитанцию за все пропущенное время, это повод обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
Здесь нарушаются права жильцов как потребителей коммунальных услуг (к коим сейчас относится и вывоз ТКО): поскольку они не получают необходимую и достоверную информацию об услуге (состав ст. 14.8 КоАП РФ).
Это грозит регоператору штрафом. Но оплатить задолженность все равно придется: отсутствие квитанции не освобождает от оплаты коммунальной услуги. Разумеется, при условии, что она действительно была оказана (о чем говорилось ранее).
Не платить на законных основаниях можно пени, если их начислили за то время, когда квитанция не приходила (ВС РФ, дело № 303-ЭС19-3457).
А также платежи, по которым уже истекла исковая давность (3 года со дня наступления срока оплаты).
Порядок заключения договора на вывоз ТКО для нежилых и жилых помещений
Обычно от лица владельцев квартир договор о вывозе мусора заключает управляющая компания. Также собственники могут заключить договор с региональным оператором напрямую.
При этом, как ранее разъяснил Минстрой, если по состоянию на 3 апреля 2018 г. между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, он заключается между собственниками и региональным оператором (Письмо Минстроя от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04).
Важно отметить, что договор будет считаться заключенным согласно утвержденной правительством типовой форме, даже если собственник не предпринял для этого никаких действий, а в квитанции появится строка с указанием стоимости услуги по обращению с ТКО. Чтобы получить бумажный экземпляр договора, необходимо подать заявку региональному оператору.
Казалось бы, раз договор о вывозе мусора в любом случае считается заключенным, собственник может и не обращаться к оператору за этим. Однако это не так. Дело в том, что не все регионы перешли на работу по новым правилам.
В некоторых из них не назначены региональные операторы, и услуги по обращению с отходами продолжают оказывать частные организации.
Поскольку законодательством установлена ответственность за отсутствие договора о вывозе и обработке мусора, собственникам рекомендуется узнать о его наличии у управляющей компании или регионального оператора. В случае отсутствия договора следует заключить соглашение. При этом нужно иметь в виду: о наличии договора будет свидетельствовать строка в квитанции об оплате услуги по обращению с ТКО.
В этом случае к ответственности собственника не привлекут.
Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»). Заполнить эту форму несложно.
В основном нужно выбрать текст из предложенных в ней вариантов. Сроки и порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок фиксации нарушений определены в типовом договоре, и согласовывать эти условия не требуется.
Указать нужно будет место накопления мусора. Также в договоре необходимо уточнить объем отходов. Это можно определить расчетным путем исходя из нормативов накопления мусора, которые установлены в вашем субъекте РФ в соответствии с утвержденными правительством правилам определения таких нормативов 1 .
Кроме того, придется указать периодичность вывоза мусора. Для этого следует ориентироваться на срок хранения отходов. В населенных местах в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) такой срок должен составлять не более трех суток, в теплое время (при температуре выше +5°C) – не более одних суток, что означает ежедневный вывоз мусора (читайте об этом также в новости «Роспотребнадзор разъяснил, как часто должны вывозить собранный раздельно мусор»).
У многих владельцев домов в частном секторе нет договоров о вывозе мусора. Они делают это самостоятельно, так как образуется незначительное количество отходов.
В Жилищном кодексе не разрешен вопрос об обращении с ТКО в частном секторе. При этом данную обязанность с владельцев домов никто не снимает. Закон об отходах производства и потребления обязует местные органы власти решать этот вопрос самостоятельно. Следовательно, к ним и следует обращаться с проблемой вывоза отходов жильцам частного сектора.
Выходом из непростой ситуации может стать заключение договора с организацией, которая занимается сбором и вывозом ТКО. Такой договор может быть как коллективным, так и индивидуальным. Для заключения коллективного соглашения на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО жильцы частного сектора должны создать и зарегистрировать товарищество собственников жилья (ТСЖ).
Согласно новому закону, вывоз мусора теперь осуществляется не множеством различных мелких компаний, а региональными операторами, которые выбираются на конкурсной основе для каждого субъекта РФ и на которые теперь возлагается ответственность за полный цикл обращения с ТКО. Перед проведением отбора, каждый город и регион страны должен был создать электронную территориальную схему обращения с отходами, а также утвердить свою программу и нормативы накопления ТКО. В отборе участвовали крупные предприятия по сбору, сортировке и переработке мусора, территориально расположенные в пределах данного региона.
Отбор и контроль за выбранными организациями осуществляют РЭО и администрации районов.
С момента вступления в силу нового закона (актуальность закона на 2020 год проверяйте на соответствующих сайтах), правила для частников стали немного строже. Теперь оплачивать вывоз отходов обязан каждый, в противном случае, нарушители будут неукоснительно оштрафованы. Однако администрация старается призвать владельцев ИСЖ к соблюдению порядка наиболее лояльными методами и поддерживает тех, кто не пренебрегал оплатой услуг и сортировкой и до реформы.
Во всех регионах России в 2021 году действует мусорная реформа. Теперь обращение с твёрдыми коммунальными отходами будет происходить по новым правилам.
- В чем суть мусорной реформы?
- Кто должен заключать договор с оператором по обращению с ТКО?
- Кто отвечает за вывоз мусора и утилизацию ТКО?
- Тарифы и графа в платежке
- Ответственность за неуплату
- Мусорная реформа в сельской местности и частном секторе
- Вопросы и ответы в новом 2021 году
Тарифы за вывоз мусора для населения теперь будут отдельно устанавливаться для каждого региона. Но кто должен платить за эту услугу?
Если раньше этот показатель был привязан только к площади жилого помещения, то теперь его размер будет зависеть от количества проживающих в квартире жильцов. Тарифы будет рассчитывать специальная комиссия.
Для жителей многоквартирных и жителей частных домов тарифы на вывоз отходов будут отличаться.
Чтобы рассчитать стоимость услуги, нужно будет норматив потребления умножить на количество проживающих граждан и на величину регионального тарифа.
В среднем получается, что с одного человека в различных городах и регионах страны за мусор будет начислена сумма от 80 до 200 рублей. Для семьи из 4 человек это более чем ощутимая стоимость услуги. Получается, что стоимость вывоза мусора выросла примерно в 2 раза.
Итак, нужно разобраться, куда платить теперь за вывоз мусора?
Оплачивать услуги по вывозу и утилизации отходов можно отдельно на реквизиты регионального оператора или совместно единым платежом.
В Московской области можно просто направить сумму оплаты услуги в «Мосэнергосбыт», и компания самостоятельно перечислит нужную сумму на счёт оператора по вывозу мусора.
Сделать это можно через банк, через Интернет, через терминалы оплаты социальных услуг населению. Оплата через банкоматы банков обычно подразумевает дополнительную оплату комиссии за пользование услугой.
К тому же оплата через банки значительно увеличивает время поступления платежа. Главное точно указать реквизиты, на которые осуществляется зачисление денежных средств.
В Москве оплату можно производить через личный кабинет на сайте «Мосэнергосбыта». В отличие от банков здесь не придётся платить комиссию и сразу можно будет получить всю интересующую по тарифам информацию.
Обязанность по оплате за обращение с ТКО лежит на всех, кто их формирует:
- жильцы многоквартирных и частных домов, которое практически ежедневно производит бытовой, крупногабаритный, негабаритный строительный мусор;
- садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества;
- организации и индивидуальные предприниматели, в ходе своей деятельности формирующие твердые отходы, подлежащие утилизации.
Каждый из них должен заключить с региональным оператором прямой договор. Собственники многоквартирных домов вправе произвести это через свою управляющую компанию. Решение о том, каким образом заключить договор (напрямую или через управляющую организацию), собственники должны принять в ходе проведения общего собрания и закрепить его протоколом.
Жители частных домовладений также являются плательщиками услуги по обращению с ТКО и должны самостоятельно заключить с региональным оператором соглашение.
Если собственник отходов по каким-либо причинам не желает подписывать договор, то этот факт не станет освобождать его от уплаты взноса по существующим тарифам. Квитанции будут приходить на основании данных, полученных от муниципалитета.