Регистрация контракта в банке сумма 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация контракта в банке сумма 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если вы заключили внешнеэкономический контракт, проверьте, не нужно ли вам обратиться в банк для присвоения контракту уникального номера (далее — УНК) в результате постановки на учет. Это требуется, если контракт одновременно отвечает ряду условий.

Сразу скажем, что валюта расчетов по контракту роли не играет. Ваш экспортный или импортный контракт, отвечающий указанным ниже условиям, нужно будет поставить на учет, даже если вы будете получать от нерезидента или перечислять ему рубли, а не иностранную валюту.

English versionEnglish version

© 1997—2021 ПАО Сбербанк.

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

Ответ: если выполняется одновременно 2 условия:

1) договор заключен с нерезидентом

2) сумма денежных обязательств по договору не определена либо равна или больше 4000 БВ на дату заключения договора

Основание: п. 3 Инструкции от 12.02.2021 N 37

Ответ: согласно пунктам 11 Инструкции 37 — нужно. В пункте 13 Инструкции 37 перечислено, по каким операциям нужно представлять информацию, причем не позднее 15го числа каждого месяца следующие сведения:

«13. Резидент по зарегистрированному валютному договору не позднее пятнадцатого числа каждого месяца представляет в личном кабинете резидента следующую информацию об исполнении валютного договора за предыдущий календарный месяц:

Ответ: Да, это необходимо. Резидент представляет на веб-портале информацию об исполнении в полном объеме обязательств по валютному договору в срок не позднее пятнадцати календарных дней со дня определения резидентом даты исполнения валютного договора в полном объеме.

Основание: ч.1 пункт 15 Инструкции 37

Ответ: датой исполнения валютного договора в полном объеме считается дата окончания исполнения всех обязательств сторонами по валютному договору, в том числе дата:

  • Проект изменений в Налоговый кодекс: ИП не смогут работать на УСН 09.09.2021
  • Расчет наличной валютой между резидентом и нерезидентом 03.09.2021
  • Налог на доходы иностранных организаций по процентам по займам 02.09.2021
  • Регулирование цен на строительные материалы 31.08.2021
  • Налог на прибыль и зарплата сотрудников, работающих дистанционно за границей 31.08.2021
  • Постановление МАРТ 55: регулируемые цены и тарифы 31.08.2021
  • Новости законодательства 2021 (июнь-август) 21.08.2021
  • ПВТ — о месте реализации услуг (площадки App Store, Google Play) 20.08.2021
  • Материальная помощь на оздоровление к отпуску 20.08.2021
  • Подоходный налог со страховых выплат по договорам добровольного страхования 04.08.2021

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

  1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
  3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  4. Защита прав всех сторон сделки.

Валютный контроль делится на следующие формы:

  1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
  2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
  3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

Как поставить контракт на учёт

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Валютные сделки между резидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Сумма

Экспорт

Импорт или кредитование

до 200 тыс. руб. документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.
от 3 млн руб. до 6 млн руб. контракт для регистрации
свыше 6 млн руб. контракт для регистрации

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Образец заполнения СПД можно скачать здесь

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Просрочка

Юридические лица

Должностные лица и ИП

до 10 дней от 5 до 15 тыс. руб. от 0,5 до 1 тыс. руб.
от 10 до 30 дней от 20 до 30 тыс. руб. от 2 до 3 тыс. руб.
более 30 дней от 40 до 50 тыс. руб. от 4 до 5 тыс. руб.

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

  1. На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
  2. При подготовке контракта следует:
    • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
    • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
    • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
    • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
    • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
  3. При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
    • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
    • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
    • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).

А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

Регистрация валютных договоров с 09.07.2021 в вопросах-ответах

Обратите внимание, что регистрация валютных договоров в 2021 году должна осуществляться обязательно до проведения самой сделки, то есть до самих платежей или отгрузки товара, а при поступлении финансовых средств от нерезидента в течение 7 рабочих дней.

Ответственность

Если резидент не регистрирует валютный договор в определенные законом сроки, то это чревато административной ответственностью в виде штрафа. Его максимальный размер составляет до 5 БВ или до 145 рублей для физического лица, а также до 290 рублей для компании и индивидуального предпринимателя.

Вместо оформления паспортов сделки Инструкцией № 181-И предусмотрен учет банками внешнеэкономических контрактов. То есть банки должны будут сами осуществить постановку контракта на учет (раздел II Инструкции № 181-И).

Банк должен принять на учет экспортный или импортный контракт в течение одного рабочего дня и присвоить ему уникальный номер в специальном порядке, который направляется резиденту-экспортеру или импортеру.

Однако не все контракты должны ставиться на учет. Требование о постановке на учет касается кредитных договоров, а также экспортных и импортных контрактов, предусматривающих:

  • ввоз или вывоз товаров, за исключением ввоза-вывоза ценных бумаг в документарной форме;
  • куплю-продажу товаров и (или) оказание услуг, связанных с куплей-продажей товаров, необходимых для эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки. Исключение составляет купля-продажа запасных частей и оборудования;
  • аренду, лизинг движимого и (или) недвижимого имущества;
  • оказание услуг, выполнение работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, исключительных прав на них, за исключением некоторых видов договора.

Помимо видов договоров, необходимо иметь в виду ценовой лимит.

Если речь идет об импортном контракте или кредитном договоре, то его нужно поставить на учет, если сумма обязательств по нему 3 млн руб. и более.

Если речь идет об экспортном контракте, то его нужно поставить на учет, если сумма обязательств по нему 6 млн руб. и более.

Рублевый эквивалент по контрактам и кредитным договорам определяют на дату заключения соглашения или дату его последних изменений (п.4.2 Инструкции № 181-И).

Чтобы поставить на учет экспортный, импортный контракт, а также кредитный договор, необходимо представить в обслуживающий банк определенный пакет документов.

Для постановки экспортного контракта на учет резиденту-экспортеру необходимо подать в банк:

  • экспортный контракт либо выписку из экспортного контракта, или его проект, содержащие информацию, необходимую банку для постановки на учет экспортного контракта;
  • общие сведения об экспортном контракте: вид экспортного контракта, дата, номер, наименование валюты экспортного контракта, сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом, дата исполнения обязательств, а также реквизиты нерезидента, являющегося стороной по экспортному контракту.

Если резидентом представлены сведения или проект экспортного контракта, то сам экспортный контракт должен быть представлен в банк резидентом-экспортером не позднее 15 рабочих дней после даты его постановки.

Для постановки импортного контракта или кредитного договора на учет резиденту-импортеру или стороне кредитного договора необходимо представить в банк импортный контракт или кредитный договор либо выписку, либо проект и иную информацию, необходимую для постановки импортного контракта или кредитного договора.

Для постановки на учет кредитного договора, по которому резидент предоставляет заем нерезиденту, резидент дополнительно к названным документам должен представить в банк информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты. Напомним, что репатриация — это возврат резидентом валютной выручки, которую он получил по внешнеэкономическому контракту.

Если в банк представлен проект импортного контракта либо кредитного договора, то сам контракт либо кредитный договор необходимо представить не позднее 15 рабочих дней с даты его подписания.

Если не соблюсти сроки постановки внешнеэкономического контракта, кредитного договора на учет, то резидентов могут оштрафовать. Так, за нарушение срока постановки на учет контракта более чем на 90 дней после окончания срока, компания и предприниматели, а также должностные лица компании, могут быть привлечены к административной ответственности по п.6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ. В этом случае штраф составит:

  • для предпринимателей и компаний — от 40 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • для должностного лица компании — от 4 тысяч до 5 тысяч рублей.

А повторное нарушение карается более сурово. Повторный штраф для предпринимателей и компаний составит от 120 тысяч до 150 тысяч рублей, а для должностного лица компании — от 12 тысяч до 15 тысяч рублей.

  • Образовательная лицензия для ИП

    233 0

    Валютный контроль 2021: что нужно знать

    К общим существенным условиям валютных договоров, заключаемых между резидентами и нерезидентами, относится указание срока исполнения обязательств нерезидентами:

    при экспорте — по оплате переданных нерезиденту товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду (внесению арендной платы и иных связанных с арендой платежей), выполненных работ, оказанных услуг, что соответствует условиям расчетов, обязательность указания которых предусмотрена в абз.5 подп.1.16 п.1 Указа № 178.

    Пример договорного условия

    «Покупатель обязуется оплатить Товар в порядке предварительной оплаты не позднее 10 (десяти) банковских дней от даты подписания Сторонами инвойса, если иное не предусмотрено в инвойсе»;

    при импорте — по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предварительной оплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнению работ, оказанию услуг (ч.2 п.1 ст.10 Закона № 226-З).

    Пример договорного условия

    «Производитель обязуется вернуть перечисленные Покупателем суммы предварительной оплаты в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров не позднее ______________, если иное не согласовано Сторонами путем заключения дополнительного соглашения к Контракту».

    При этом Законом № 226-З не предусмотрены предельные сроки исполнения нерезидентом соответствующих обязательств, которые не могут превышать сроки, указанные сторонами в валютном договоре.

    В соответствии с общим правилом п.2 ст.392 ГК, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.

    Таким образом, валютные договоры, которые заключены до 9 июля 2021 г., нужно привести в соответствие с новыми требованиями законодательства путем заключения дополнительных соглашений к ним.

    Исключения

    Не требуется приводить в соответствие с новыми нормами валютного законодательства договоры, которые одновременно соответствуют следующим критериям:

    • заключены до 9 июля 2021 г.;

    • предусматривают проведение валютных операций с использованием иностранной валюты в случаях, установленных нормами, которые действовали до 9 июля 2021 г.;

    • срок действия которых не будет продлен (увеличен) (ст.4 Закона от 30.06.2020 № 36-З «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля»).

    Любой валютный договор является гражданско-правовым договором конкретного вида (поставки, аренды, возмездного оказания услуг и т. д.), поэтому должен согласно ч.2 п.1 ст.402 ГК также содержать существенные условия гражданско-правового договора соответствующего вида:

    1) условие о предмете договора;

    2) условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для данного вида договора;

    3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Это могут быть любые условия, не противоречащие законодательству (ст.391 ГК).

    Постановлением № 191 предусмотрено, что банки Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» до 31 июля 2021 г. включительно при проведении платежей юридических лиц и ИП, являющихся резидентами Республики Беларусь, по валютным договорам, предусматривающим экспорт, импорт, в случае указания в платежных инструкциях регистрационного номера сделки, присвоенного такому договору банком Республики Беларусь до 9 июля 2021 г. в соответствии с подп.1.11 п.1 Указа № 178, не проверяют соблюдение требований о регистрации валютного договора на веб-портале.

    Обязанность осуществить регистрацию валютного договора несет резидент (подп.2.3 п.2 ст.8 Закона № 226-З).

    При этом в Руководстве Нацбанк рекомендует определить в организации круг лиц, которые обязаны регистрировать валютные договоры. Данная обязанность может быть установлена приказом (распоряжением), в должностной инструкции, положении об отделе или локальном правовом акте нанимателя.

    Несмотря на то что обязанность осуществить регистрацию валютного договора несет резидент (подп.2.3 п.2 ст.8 Закона № 226-З), фактически данное действие может быть выполнено несколькими субъектами.

    Регистрация валютного договора

    Резиденты могут регистрировать валютные договоры
    (ч.1 п.5 Инструкции № 37)
    Самостоятельно на веб-портале Нацбанка С помощью банков Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» при условии осуществления ими банковских операций, в том числе расчетно-кассового обслуживания резидента, по валютному договору
    Основание — предварительно заключенный договор между банком и резидентом об оказании услуг (ч.2 п.5 Инструкции № 37)
    • Кредит «на ЛИЧНОЕ»
    • Вклад «Шчодры»
    • Карточка «Матуля»
    • Пакет услуг «Пенсионный»
    • Кредит «на ЛИЧНОЕ»
    • Вклад «Шчодры»
    • Карточка «Матуля»
    • Пакет услуг «Пенсионный»

    Новый порядок регистрации валютных договоров с 9 июля 2021

    Итак, мы обозначили три разновидности действий при валютном контроле:

    • операция до 200 тыс. руб. — в банк сообщают код операции;
    • операция свыше 200 тыс. руб. — в банк представляют документы, сопровождающие сделку;
    • операции экспорта и импорта с определенным лимитом — происходит регистрация договора для валютного контроля.

    ВАЖНО! Сумма переводится в рубли и исчисляется на дату заключения договора по курсу ЦБ РФ.

    Для контрактов свыше 200 тыс. руб. документы представляют:

    • при поступлении валюты на транзитный валютный счет — в течение 15 дней с даты поступления;
    • при списании валюты или при списании в пользу нерезидента — одновременно с распоряжением о списании.

    Сроки постановки контракта на учет валютного контроля аналогичные. Только помимо того, что резидент должен представить в уполномоченный банк необходимые документы, сопровождающие сделку, банк после получения этих документов не позднее следующего рабочего дня присваивает контракту уникальный номер валютного контроля. Применяемые раньше паспорта сделки валютного контроля не используются, теперь вместо них — УНК валютного контроля (уникальный номер контракта).

    Кроме того, резидент должен самостоятельно осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки и сообщить о ее сроках в банк.

    Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2020 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:

    • субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
    • взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
    • авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
    • авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
    • взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
    • взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
    • бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

    Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.

    ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.

    Согласно Письму федерального казначейства № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019 г. с 01.09.2019 территориальные органы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71. Единый 71 лицевой счет для казначейского надзора необходим, чтобы учитывать операции НУБП — неучастника бюджетного процесса. Этот счет нужен головным исполнителям для получения оплаты за поставку товаров, работ или услуг, и для юрлиц, получающих целевые средства из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.

    ФК осуществляет контроль согласно строгому регламенту. Порядок и нормативы казначейского сопровождения для 2020 г. описаны в Постановлении Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018 г.

    Финансовые операции с целевыми средствами происходят только после открытия территориальными органами ФК счета в учреждениях Центробанка РФ для учета денег юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.

    Подрядчики и поставщики, получающие целевые деньги, со своей стороны должны открыть лицевые счета в территориальных органах ФК. На них будут поступать и списываться деньги.

    Для списания со счета средств для целевых нужд организация вместе с платежным поручением на оплату передает в ТОФК заключенный контракт и другие бумаги, подтверждающие обязательства по расходованию (акт приемки-передачи, счет-фактура).

    Регистрация валютных договоров: кому она нужна и как это сделать

    Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:

    1. Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
    2. Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
    3. Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
    4. За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
    5. Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
    6. Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
    7. Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.

    К «минусам» казначейского сопровождения можно отнести:

    • Подготовка дополнительной документации для получения целевых денег. Каждую поставку товара или выполнение работ (услуг) потребуется подтверждать дополнительно. Это значительно усложняет участие в закупках.
    • Время на посещение казначейства. Несмотря на то, что представительств ведомства в РФ около 2 тысяч, придется лично посетить учреждение, если не будет возможности вести документооборот в электронном виде.
    • Недостаточно оперативное общение со специалистами ФК, которое может возникнуть из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в ведомстве.

    «Плюсы» в сопровождении тоже можно найти:

    • Реализуется принцип открытости и прозрачности при исполнении обязательств. Это популярно для закупок с большой конкуренцией.
    • Отпадут недобросовестные подрядчики.
    • Гарантированное получение целевых средств без отговорок заказчика «бюджет еще не поступил», «израсходовали на другие закупки» и т.д.

    Регистрации подлежат заключенные между резидентами и нерезидентами валютные договоры, предусматривающие проведение валютных операций, перечень которых установлен статьей 13 Закона, частью второй п. 3 Инструкции, при наличии следующих условий:

    • сумма денежных обязательств по валютному договору не определена;
    • либо на дату заключения валютного договора равна или превышает сумму, эквивалентную:
      4000 базовых величин при заключении валютного договора юридическим лицом — резидентом или индивидуальным предпринимателем — резидентом.
      2000 базовых величин при заключении валютного договора физическим лицом — резидентом

    В целях определения необходимости регистрации валютного договора при пересчете суммы обязательств по нему, выраженной в иностранной валюте, используется официальный курс белорусского рубля, установленный Национальным банком по отношению к иностранным валютам на дату заключения валютного договора.

    Требование о регистрации валютных договоров распространяется также на валютные договоры, ранее зарегистрированные в банках Республики Беларусь, а также не подлежавшие регистрации, обязательства по которым не исполнены на дату вступления в силу Закона.

    Валютный договор подлежит регистрации до совершения резидентом действий, направленных на исполнение валютного договора, либо не позднее семи рабочих дней с даты, следующей за датой поступления денежных средств по валютному договору на счет, открытый резиденту в банке либо иностранном банке, в зависимости от того, какое из указанных событий наступает раньше.

    В случае внесения в ранее не подлежавший регистрации валютный договор изменений, в соответствии с которыми сумма обязательств по нему достигает либо увеличивается до суммы 4000 БВ (для юридических лиц), 2000 БВ (для физических лиц) и более или становится неопределенной, такой валютный договор подлежит регистрации не позднее семи рабочих дней с даты внесения указанных изменений.

    Действиями, направленными на исполнение валютного договора, являются: проведение платежей, получение (передача) валютных ценностей, получение (отгрузка) товаров, получение (передача) нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг, внесение вклада в уставный капитал, привлечение (предоставление) займов, приобретение (продажа) ценных бумаг, имущества, относимого в соответствии с законодательством Республики Беларусь к недвижимому имуществу, и иные действия.

    Услугу по выдаче сертификатов ключей ГосСУОК оказывает государственное предприятие — «Национальный центр электронных услуг» (далее – НЦЭУ):

    Сайт: https://nces.by/ работает онлайн-чат

    Телефоны: +375 17 311 30 00, +375 29 311 33 00

    НЦЭУ может предоставлять носители (флешки AvPass или AvBign) либо клиенты предоставляют свои носители (AvToken, AvPass или AvBign), в качестве носителя может выступать SIM-карта (клиент получает мобильную ЭЦП, только для абонентов А1 и МТС).

    С порядком издания сертификата и перечнем документов, при издании сертификата, для предоставления в НЦЭУ, можно ознакомится в разделах:

    ГосСУОК — Сертификаты ЭЦП и носители — Юридическим лицам и ИП — Издание сертификата ЮЛ или по ссылке https://nces.by/pki/service/ul/ul_izdanie_sok/

    ГосСУОК — Сертификаты ЭЦП и носители — Физическим лицам — Издание сертификата ФЛ или по ссылке https://nces.by/pki/service/fl/fl_izdanie_sok/

    По республике работает 40 точек оказания услуг по выдаче сертификатов, как в г. Минске, так и по областям, доступна предварительная запись.

    Резидент по зарегистрированному валютному договору не позднее 15 числа каждого месяца представляет в личном кабинете резидента информацию об исполнении валютного договора за предыдущий календарный месяц в случаях, установленных п. 13 Инструкции.

    В случае обнаружения ошибок, неточностей, опечаток в информации о валютном договоре, внесенной при его регистрации, изменении или исполнении, резидент принимает меры по их устранению путем внесения достоверных данных.

    Резиденты представляют документы и иную информацию об исполнении валютного договора на основании запроса Национального банка, направленного посредством личного кабинета резидента, системы межведомственного электронного документооборота государственных органов либо на бумажном носителе. Документы и иная информация, запрашиваемые Национальным банком посредством личного кабинета резидента, должны быть представлены резидентом путем внесения информации и (или) размещения документов в электронном виде в личном кабинете резидента в срок, установленный в запросе. Датой получения резидентом запроса в личном кабинете резидента считается дата, следующая за датой направления запроса Национальным банком.

    Что должно быть вместо паспортов сделки?

    Если руководитель временно не может авторизоваться в МСИ. Как в данном случае ЮЛ можно получить доступ к личному кабинету резидента?

    В настоящее время реализован упрощенный вход на веб-портал — без необходимости авторизации через МСИ. Вход осуществляется с помощью ключа ГосСУОК.

    Подлежит ли регистрации ВД на оказание услуг (IT-услуги, услуги автосервиса и др.), в том числе сумма по которым не определена?

    ВД, предусматривающие оказание услуг/выполнение работ, по которым сумма не определена либо на дату заключения валютного договора равна или превышает сумму, эквивалентную 4000 БВ для ЮЛ и ИП) с 09/07/2021подлежат регистрации согласно требований п. 3 Инструкции 37.
    При этом в случае отсутствия в тексте валютного договора общей суммы денежных обязательств по нему она может определяться:

    • если в ВД предусмотрен тариф (тарифный план, фиксированный размер ежемесячной платы и др.), то такая сумма определяется как совокупность уже исполненных и подлежащих исполнению денежных обязательств, начиная с даты заключения такого договора до даты окончания срока его действия как сумма уже исполненных и подлежащих исполнению денежных;
    • если предусмотрены суммы денежных обязательств в приложениях (дополнениях, спецификациях, счетах, инвойсах, заявках, актах оказанных услуг и др.) к валютному договору, являющихся его неотъемлемой частью, то такая сумма определяется как совокупность уже исполненных и подлежащих исполнению денежных обязательств, начиная с даты заключения такого договора.

    Если определенная указанным способом сумма равна либо превышает эквивалент 4000 БВ (для юридических лиц и ИП), договор подлежит регистрации. Если определенная по ВД сумма не достигла пороговой величины, то ВД не подлежит регистрации на данном этапе. При этом если в дальнейшем сумма денежных обязательств по нему, определенная указанным способом, достигает названной пороговой величины, такой договор следует зарегистрировать в соответствии с требованиями пункта 6 Инструкции 37.

    Допускается ли при регистрация ВД на веб-портале с проставлением отметки, что сумма ВД не определена?

    При регистрации на веб-портале валютных договоров проставление отметки в поле ”Сумма не определена“ доступно по всем типам ВД, кроме ВД, предусматривающие Импорт, Экспорт. Дополнительно информируем, что в настоящее время подготовлен проект Указа Главы государства, предусматривающий корректировку Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 ”О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций“ в части приведения его в соответствие с положениями новой редакции Закона № 226-З и в котором, помимо прочего, планируется закрепить обязанность резидента (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) предусматривать в валютном договоре сумму (ориентировочную сумму) денежных обязательств по договорам, относящимся к типам ”001 Импорт“ и ”002 Экспорт“ приложения 2 к Инструкции № 37.

    Если у нас имеется договор займа, сумма долга по которому не превышает 4000 БВ, то подлежит ли он регистрации?

    Договор займа, заключённый с нерезидентом, на сумму менее 4000 БВ, регистрации не подлежит.
    В соответствии с пунктом 3 Инструкции № 37 регистрации подлежат заключенные между резидентами и нерезидентами валютные договоры, предусматривающие проведение валютных операций, названных в части второй данного пункта, если сумма денежных обязательств по таким валютным договорам не определена либо на дату заключения валютного договора юридическим лицом- резидентом равна или превышает сумму, эквивалентную 4000 БВ.

    Что делать с бессрочными договорами по которым уже не приходят платежи? считать их закрытыми и не регистрировать?

    В соответствии с п. 2.1 Постановления 37 от 12/02/2021 регистрации подлежат валютные договоры, заключенные до 09/07/2021, обязательства по которым не исполнены в полном объеме на дату 09/07/2021. Если по указанным валютным договорам не планируется исполнение обязательств (выполнение действий, направленных на их исполнение) после 09/07/2021, то регистрация их на веб-портале не требуется.

    Если как физ. лицо покупает недвижимость за границей то тоже надо договор купли продажи регистрировать?

    Валютные договоры купли-продажи недвижимого имущества, заключенные между физическим лицом- резидентом и нерезидентом на сумму равную или превышающую 2000 БВ подлежат регистрации в соответствии с пунктом 3 Инструкции № 37.

    Необходимо ли предоставлять отчетность по исполнению валютного договора по импорту/экспорту товаров либо услуг?

    Резиденты по зарегистрированному валютному договору не позднее пятнадцатого числа каждого месяца представляют в личном кабинете резидента информацию об исполнении валютного договора за предыдущий календарный месяц в соответствии с п.13 Инструкции 37. Указанным пунктом предусмотрено предоставление информации об общей стоимости оказанных/полученных услуг, предоставление информации по товарным договорам п.13 Инструкции 37 не предусмотрено.

    Подлежат ли регистрации договоры, заключенные до 09/07/2021?

    Заключенные до вступления в силу настоящего постановления валютные договоры, обязательства по которым не исполнены в полном объеме, соответствующие условиям п. 3 Инструкции 37, подлежат регистрации. Если по указанным валютным договорам планируется исполнение обязательств (выполнение действий, направленных на их исполнение) после 09/07/2021, то необходима их регистрация на веб-портале.

    Что необходимо указывать при регистрации ВД в поле Срок исполнения обязательств нерезидентом?

    • Закон РБ от 22.07.2003 №226-З «О валютном регулировании и валютном контроле»;
    • Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 12 февраля 2021 г. № 37;
    • Постановление Правления НБ РБ №141 от 28.05.2021 «О порядке проведения валютно-обменных операций»;
    • Постановление Правления НБ РБ №147 от 31.05.2021 «О проведении валютных операций»;
    • Постановление Правления НБ РБ №176 от 22.06.2021 «Об установлении официальных курсов белорусского рубля по отношению к иностранным валютам»;

    Валютный контроль — это когда государство проверяет валютные транзакции на предмет соблюдения закона о валютном регулировании. Закон распространяется и на бизнес, и на физических лиц.

    В этом законе есть ряд мер, направленных на укрепление государства и рубля, и гигантские штрафы за несоблюдение мер.

    Органами валютного контроля, то есть теми, кто устанавливает «правила игры», выступают Правительство и Центробанк РФ. А агентами валютного контроля, то есть теми, кто проверяет соблюдение этих правил — банки, проф. участники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ

    • все денежные переводы между нерезидентами и резидентами РФ;
    • расчеты между нерезидентами РФ в российских рублях;
    • все перечисления между резидентами РФ в иностранной валюте.

    Документы для валютного контроля

    Закон определяет какие сведения нужны банку для валютного контроля. Если вы занимаетесь экспортом, импортом или прочим ВЭД, наверняка сталкиваетесь с контролем. Если только планируете, читайте нашу статью дальше.

    За внешнеэкономическими договорами строго следит обслуживающий банк. Контроль оформления валютных документов по ВЭД— это его прямая функция.

    Все подписанные договоренности с нерезидентами по сумме подразделяются на три группы В каждой из них индивидуальный перечень.

    Банк требует для подтверждения реальности сделки следующее:

    • контракт,
    • инвойс,
    • акт,
    • транспортные накладные (например: коносамент, авианакладная, ж/д накладная и пр.)
    • и другие, которые сопровождают сделку и перевозку.


    Сроки валютного контроля в этой группе:

    • после зачисления на счет валюты или российских рублей от нерезидентов — 15 рабочих дней;
    • при перечислении валюты или рублей за рубеж — одновременно с платежкой.

    Валютные договоры с 9 июля 2021 года

    По февраль 2018 года включительно, для любой валютной сделки нужно было заполнить паспорт сделки. В паспорте сделки прописывалась вся ключевая информация по контракту ВЭД.

    С 1 марта 2018 паспорт сделки отменили, но теперь для выполнения функции валютного контроля, банк ставит договор ВЭД на учет с присвоением ему уникального номера контракта (УНК). Присвоение УНК — это обязательный этап валютного контроля, если:

    • по импорту и договорам кредита (займа) сумма соглашения составляет 3 млн. р. и больше (в эквиваленте по курсу на дату подписания либо заключения последних допсоглашений);
    • по экспорту сумма соглашения составляет 6 млн. р. и больше (в эквиваленте по курсу на дату заключения либо последних допсоглашений).


    Сроки предоставления сведений в банк в этой группе при предоплате:

    • При экспорте или другом зачислении денег (RUR или валюта) на счет — не позже, чем через 15 рабочих дней с даты зачисления средств.
      Если счет открыт в банке-нерезиденте РФ – не позже 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло зачисление.
    • При импорте или другом списании денег (RUR или валюта) со счета — не позже даты когда вы направили платежку в банк.
      Если расчетный счет в банке-нерезиденте, то не позже 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло списание.

    При постоплате сроки регистрации контракта и получения УНК такие:

    • Ввоз или вывоз товара с обязательным составлением таможенной декларации – не позже даты подачи декларации.
    • Ввоз или вывоз товара без таможенного декларирования (например, поставки в ЕАЭС ) — 15 рабочих дней после месяца, в котором был ввезен/вывезен товар.
    • Услуги/работы/передача прав — 15 рабочих дней после месяца, в котором оформлены акты.

    К сведению:

    Для экспортеров сделали небольшое послабление – скан контракта можно подавать в течение 15 рабочих дней после постановки его на учет. А до этого его будут учитывать на основании «основных сведений из контракта». У каждого банка есть форма: заполняете, отправляете, ставят на учет и присваивают УНК — и начинайте работать.

    Банк ставит контракт на учет в течение 1 рабочего дня, и плюс один рабочий день дается кредитной организации, чтобы уведомить компанию о присвоенном УНК. Итого, у банка 2 дня для уведомления о присвоенном номере.

    По экспортным операциям сроки сокращены до 1 рабочего дня за всю процедуру.

    Важно:

    Если подписывается дополнительное соглашение, которым вносятся хоть какие-то изменения в поставленный на учет контракт, не забудьте отнести это соглашение в банк.
    Срок — 15 раб. дней после даты подписания допника. Банки следят за сроками внимательно, зная «любовь» предпринимателей рисовать допники «задним числом», и , если просрочка, сразу влепят штраф.

    Когда контракт уже стоит на учете, а УНК присвоен, обязанность коммуницировать с банком не заканчивается. Дополнительно нужно предоставить акты, счета, инвойсы, накладные, УПД и другое:

    • при зачислении валюты – одновременно с представлением информации о коде валютной операции или подтверждающих документов;
    • при поступлении на счет российских рублей – не позже 15 рабочих дней с даты зачисления по выписке;
    • при списании инвалюты или российских рублей – одновременно с платежкой.

    Каждый банк самостоятельно разрабатывает свою форму и свой порядок предоставления необходимой информации.

    Справка о подтверждающих документах (СПД) предоставляется только по контрактам, требующим постановки на учет (и присвоения УНК).

    Сроки подачи СПД при валютном контроле:

    • при оформлении таможенной декларации (ГТД) — предоставление СПД обязательно в течение 15 рабочих дней после месяца, в котором составлена ГТД;
    • для сделок без таможенной декларации — 15 рабочих дней после месяца, в котором оформлены отгрузочные накладные.
    • для иных сделок и ситуаций — 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих актов.

    Вместе со справкой предоставляются и сами подтверждающие документы (кроме таможенной декларации — ее банк получит из таможни электронно).

    К ним относятся:

    • при ввозе/вывозе товара в ТС — товаросопроводительные бумаги;
    • при оказании услуг/выполнении работ/передаче результатов интеллектуальной деятельности — акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и/или другие документы по контракту.
      Т.е. например, карточка по 26 счету с проводкой, отражающей полученную услугу, тоже может считается подтверждением.

    Справка по сделкам экспорта-импорта товара, подлежащим таможенному декларированию (с оформлением ГТД), предоставляется в случае:

    1. Экспорта с отсрочкой платежа (ГТД оформлена до поступления выручки).
    2. Импорта с предоплатой.

    При авансировании экспортных сделок и оплате после поставки по импортным сделкам СПД не предоставляется, данные поступают в банк непосредственно из ФТС.

    За непредоставление документов валютного контроля можно отделаться штрафом, а можно и сесть. Компания несет ответственность за то, чтобы получить причитающиеся ей по договору денежные средства и получить их вовремя. Нельзя отгрузить товар за границу и не получить за него денег. Нельзя и просрочить получение денег. Всё это штрафуется.

    А еще, если авансом оплатили товары или услуги, а товары вам не поставили (услуги не оказали), то обязательно вернуть уплаченную предоплату в Россию. Не смогли вернуть — штраф.

    Если сумма просроченной или неполученной выручки (п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ), или сумма невозвращенного в срок аванса (п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ) окажется до 100 миллионов р., то штраф составит:

    При просрочке получения выручки:

    • Предупреждение или штраф в размере 1/150 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.

    При невозврате

    • от 3 до 10% на компанию при контракте в рублях;
    • от 5 до 30% на компанию при контракте в валюте:
    • на руководителя компании от 20 000 до 30 000 р.

    За повторное нарушение валютного законодательства в этой части гендиректор получит дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет.

    Если просрочено, неполучено или невозвращено более 100 миллионов р. (п. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ):

    При первой просрочке получения выручки:

    • Предупреждение или штраф в размере 1/150 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.

    При невозврате

    • от 75 до 100% на компанию
    • на руководителя компании от 40 000 до 50 000р. или дисквалификация до 3х лет.

    За повторное нарушение валютного законодательства в этой части возбуждается уголовное дело по ст. 193 УК РФ, и директору грозит лишение свободы на срок до 3х лет, да деяние в особо крупном размере — до 5 лет лишения свободы.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *