Пеня за несвоевременную уплату налогов является способом обеспечения исполнения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пеня за несвоевременную уплату налогов является способом обеспечения исполнения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Конституция РФ статьей 57 обязывает уплачивать установленные законодательством фискальные сборы. Порядок уплаты налоговых платежей регулируется Налоговым кодексом РФ. За неуплату или несвоевременную уплату фискальных платежей НК РФ предусматривает ответственность. К недобросовестному налогоплательщику применяются следующие меры воздействия:

  • начисление пени;
  • штрафы;
  • принудительное взыскание долгов.

Неустойка уплачивается за каждый день просрочки и рассчитывается в процентах от недоимки. Пеня за несвоевременную уплату налогов является способом обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности перечислять налоги в бюджет. Ее взимание призвано компенсировать потери бюджета от несвоевременных поступлений денежных средств в государственную казну. Как рассчитать пени по налогам, прописано в статье 75 НК РФ.

В случае опоздания с перечислением налоговых платежей расчет пени по налогам производится за каждый календарный день просрочки платежа. Начинается начисление неустойки со дня, следующего за установленным сроком уплаты фискального платежа. Последним днем начисления является день, в который недоимка перед бюджетом погашена.

Например, организация обязана уплатить первый платеж НДС за 3 квартал 25 октября. Фактически НДС уплачен 31 октября. За несвоевременную уплату НДС компании начисляется неустойка за 6 календарных дней: с 26 по 31 октября включительно.

Размер пени по налогам рассчитывается отдельно за каждый календарный день. Это связано с тем, что начисление неустойки производится исходя из действующей на день расчета ставки рефинансирования ЦБ РФ. Процентная ставка для расчета пени по налогам для физических и юридических лиц устанавливается по-разному. Для физлиц и индивидуальных предпринимателей ставка равна 1/300 ставки рефинансирования.

Для организаций порядок расчета следующий:

  • за первые 30 календарных дней — исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа;
  • начиная с 31 дня — исходя из 1/150 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа.

Обращаем внимание, что с 01.01.2016 Банк России не устанавливает размер ставки рефинансирования. Начиная с этой даты, ее размер принимается равным значению действующей ключевой ставки. Смотрите ее актуальное значение в нашем справочном материале.

Расчет пени за несвоевременную уплату налога

ООО «Компания» является плательщиком НДС. По результатам 4 квартала 2019 г. был исчислен НДС к уплате в размере 30 000 руб.

Таким образом, организация должна была перечислить в бюджет:

  • 25.10.2019 — 10 000 руб.;
  • 25.11.2019 — 10 000 руб.;
  • 27.12.2019 — 10 000 руб.

Первый и третий платежи ООО «Компания» перечислила своевременно, а второй платеж (по сроку — 25.11.2019) — только 28 декабря. За несвоевременное перечисление с организации будет взыскана налоговая неустойка в следующем порядке:

  • с 26 ноября по 25 декабря — в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ;
  • с 26 по 27 декабря — в размере 1/150 (так как срок просрочки превысил 30 дней).

Кроме того, в этот период ЦБ поменял размер ставки. До 16 декабря она составляла 6,5%, а начиная с 16.12.2019 была снижена до 6,25%.

Рассчитаем с помощью таблицы размер пени за несвоевременную уплату налогов:

Период расчета Число календарных дней Ставка рефинансирования Расчет Результат
26.11–16.12 21 6,5 10 000 × 6,5% × 1/300 × 21 45,5
17.12–25.12 9 6,25 10 000 × 6,25% × 1/300 × 9 18,75
26.12–27.12 2 6,25 10 000 × 6,25% × 1/150 × 2 8,33
Итого 72,58

Пользуйтесь этой же формулой, если хотите понять, как рассчитать пени за несвоевременную уплату НДФЛ и любого другого налога.

В ближайшее время должны прекратиться споры о том, входит ли день погашения налоговой задолженности в период просрочки. Федеральный закон от 27.11.18 № 424-ФЗ (далее — Закон № 424-ФЗ) содержит поправку, согласно которой за день, когда сумма недоимки перечислена в бюджет, нужно начислить пени. Этот же закон ограничил величину пеней размером налоговой задолженности. Наконец, данный закон разрешил ФНС России вводить особый порядок учета налогоплательщиков в зависимости от суммы уплаченных налогов и взносов, среднесписочной численности работников и иных показателей. Об этих и других новшествах читайте в нашей сегодняшней статье.

Комментируемый закон внес важные поправки в порядок расчета пеней. Новшества вступят в силу 27 декабря 2018 года (через месяц после официального опубликования Закона № 424-ФЗ), то есть позже, чем сам Закон № 424-ФЗ (начало его действия — 28 ноября 2018 года).

Сейчас НК РФ не ограничивает сумму пеней, которая начисляется в случае неуплаты налога. Это значит, что величина пеней может в несколько раз превосходить размер самой задолженности. Правда, есть мнение, что начисление пеней должно прекратиться в тот момент, когда истек срок, установленный для принудительного взыскания задолженности. Такая позиция изложена, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.07 № 8241/07 и в письме ФНС России от 24.12.13 № СА-4-7/23263. Но на практике инспекторы зачастую начисляют пени даже на ту задолженность, которую они уже никогда не взыщут.

Правила расчета пени по налогам

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В отличие от гражданского законодательства налоговое разделяет понятия пени и штрафа. Статья 330 Гражданского кодекса РФ объединяет эти понятия под общим термином «неустойка». При этом в гражданском законодательстве неустойка имеет двоякий характер: с одной стороны это способ обеспечения обязательств, а с другой — одна из мер ответственности за нарушение обязательств.

Налоговое законодательство не рассматривает пеню как санкцию за совершение налогового правонарушения, к таким санкциям относятся только штрафы, установленные гл. 16 и 18 НК РФ.

Согласно п. 2 комментируемой статьи пени уплачиваются независимо от применения других мер обеспечения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможность уменьшения размера пени, рассчитанного за несвоевременную уплату налога (сбора) (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22 января 2008 г. N Ф03-А73/07-1/6214 по делу N А73-845к А73-5149/2007-9, Постановление ФАС Московского округа от 26 августа 2011 г. N КГ-А40/9308-11 по делу N А40-33815/10-124-140).

Согласно п. 3 комментируемой статьи пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ и гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

Помимо того что пени начисляются на сумму неуплаченного налога (сбора), пени начисляются также и на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей по налогу.

Так, исходя из п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации» и согласно абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.

При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

На исчисленные (восстановленные) авансовые платежи по отчетным периодам и по налогу, исчисленному по налоговой декларации за налоговый период, пени должны быть рассчитаны в соответствии со ст. 75 НК РФ начиная со дня, следующего за днем, в который истек установленный Налоговым кодексом РФ срок уплаты авансовых платежей и налога (Письмо Минфина России от 28 декабря 2012 г. N 01-02-03/03-482 «О начислении пени по налогу на прибыль организаций»).

При этом следует учесть, что требование налогового органа об уплате должно содержать сведения об основаниях начисления пеней, о периоде, за который они начислены и т.п. В противном случае такое требование будет признано недействительным (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 февраля 2008 г. N А19-13280/07-24-Ф02-451/08 по делу N А19-13280/07-24).

Пени на недоимку, которую налогоплательщик не погасил вследствие того, что были приостановлены его операции в банке или наложен арест на его имущество, не начисляются на весь период действия данных обстоятельств.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Таким образом, расчет пени можно представить в следующем виде:

Неуплаченная сумма Количество календарных 1/300 действующей

налога (сбора, дней просрочки исполнения ставки

Пени = авансового платежа x обязанности по уплате x рефинансирования

по налогу) налога(сбора, авансового Банка России

платежа по налогу)

Согласно п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных пп. 1 — 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, производится в судебном порядке.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    Пеня как способ обеспечения исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    • Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) (ред. от 26.12.2018)

    • Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18

      «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 27.11.2018 N 424-ФЗ (ред. от 15.04.2019)

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О теплоснабжении»

    • Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об инновационном центре «Сколково»

    Все документы >>>

    Поправки в НК РФ: новшества по расчету пеней, учету налогоплательщиков и другие

    • Налоговое планирование
    • Аудит налогов
    • Организация налогового учета
    • Учетная политика
    • Возврат налогов
    • Налоговая нагрузка
    • Налоговые льготы
    • Налоговая ответственность
    • Налоговые споры
    • Налоговые проверки
    • Оффшоры
    • Оптимизация налогов
    • Налоговая отчетность
    • Налог на прибыль
    • НДС
    • Страховые взносы
    • Налог на имущество
    • НДФЛ
    • Транспортный налог
    • Земельный налог
    • УСН
    • ЕНВД
    • ЕСХН
    • Регистры налогового учета
    1. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Пеня в налоговом праве. Теория и практика применения ст. 75 Налогового кодекса РФ / Под ред. А.В. Брызгалина. Екатеринбург: Изд-во «Налоги и финансовое право», 2006. 128 с.
    2. Витрянский В.В. Проценты по денежному обязательству как форма ответственности // Хозяйство и право. 1997. N 8. С. 54 — 73.
    3. Воробьева В.Н. О применении статьи 75 «Пеня» Налогового кодекса РФ // Налоговый вестник. 2002. N 3. С. 164 — 166.
    4. Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Финансово-правовая ответственность. М.: Финансы и статистика, 2004. 208 с.
    5. Зарипов В.М. Актуальные вопросы взыскания пеней за нарушение срока уплаты налогов // Налоговед. 2004. N 9. С. 56 — 61.
    6. Зарипов В.М. Пеня — не ответственность? // Арбитражная практика. 2002. N 12. С. 27 — 29.
    7. Крохина Ю.А. Финансовое правонарушение: понятие, состав и санкции // Финансовое право. 2004. N 3. С. 16 — 20.
    8. Мачехин В.А. Налоговая ответственность налогоплательщиков: Автореф. дис. …к. ю. н. М., 2002. 23 с.
    9. Мусаткина А.А. Финансовая ответственность в системе юридической ответственности: Автореф. дис. …к. ю. н. Казань, 2004. 20 с.
    10. Николаев А.А. Правовые проблемы ответственности хозяйствующих субъектов за неуплату налогов: Автореф. дис. …к. ю. н. М., 1999. 25 с.
    11. Сердюкова Н.В. Финансово-правовая ответственность по российскому законодательству: Становление и развитие: Автореф. дис. …к. ю. н. Тюмень, 2003. 26 с.
    12. Соловьев В.А. Пеня в налоговом законодательстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 12. С. 10 — 16.
    13. Стрельников В.В. Правовой режим пени в налоговом праве: Учеб. пос. / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статут, 2004. 155 с.
    14. Труфанов А.Н. Сложные вопросы начисления и взыскания пени // Налоги и финансовое право. 2004. Приложение к N 7. С. 100 — 109.

    Налог считается уплаченным тогда, когда в банковское учреждение направлено поручение о том, что денежные средства являются перечисленными. По правилу в этом случае пеня не начисляется. Но есть несколько исключительных случаев, когда она не начисляется, несмотря на просрочку оплаты налога. Их всего три:

    1. Первый – причина неуплаты налога заключается в блокировке расчетного счета физлица судебным либо налоговым органом, а также в случаях ареста имущества. Обобщенно говоря, счет или имущество заморожены, а значит заплатить налог невозможно. Это и есть объективная причина, освобождающая от пени.
    2. Второй случай – недоимка налога связана с письменным разъяснением налоговой инспекции. Такие разъяснения даны конкретному плательщику налогов или определенному кругу лиц. Но если подобные рекомендации либо документы взяты не с официального сайта ФНС, а из любого недостоверного источника, то пеня начисляется в полном объеме.
    3. Третий случай – это ошибка в налоговой декларации, которая и стала причиной занижения налога. С оставшейся неуплаченной суммы не будет взиматься пеня, если до того, как истечет срок камеральной проверки, вы заплатите недостающую сумму налога и подадите уточненную декларацию. Некоторые составляют уточнение, но при этом не платят сам налог. В этом случае пеня будет продолжать начисляться.

    Для налогоплательщика пени представляют собой расход, отражать который нужно на счете 99 или на счете 91 — в зависимости от вида налога. То есть варианта начисления пеней в бухучете возможно два:

    • через счет 99 по аналогии с налоговыми санкциями — проводкой Дт 99 Кт 68;
    • через счет 91 по аналогии с пенями договорными — проводкой Дт 91-2 Кт 68.

    По каким налогам пени Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.

    А проводка по уплате пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.

    О том, как возникающие разницы отразятся в бухотчетности, читайте в статье «Как рассчитать бухгалтерскую прибыль (формула)?».

    Размер пени по налогам рассчитывается отдельно за каждый календарный день. Это связано с тем, что начисление неустойки производится исходя из действующей на день расчета ставки рефинансирования ЦБ РФ. Процентная ставка для расчета пени по налогам для физических и юридических лиц устанавливается по-разному. Для физлиц и индивидуальных предпринимателей ставка равна 1/300 ставки рефинансирования.

    Для организаций порядок расчета следующий:

    • за первые 30 календарных дней — исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа;
    • начиная с 31 дня — исходя из 1/150 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа.

    Обращаем внимание, что с 01.01.2016 Банк России не устанавливает размер ставки рефинансирования. Начиная с этой даты, ее размер принимается равным значению действующей ключевой ставки. Смотрите ее актуальное значение в нашем справочном материале.

    С 01.10.2017 процентная ставка зависит от количества дней просрочки уплаты налога (п. 4 ст. 75 НК РФ):

    • до 30 дней (включительно) — 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ;
    • с 31 дня — 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Правило действует в отношении недоимки, образовавшейся с 01.10.2017 (Письмо Минфина РФ от 10.07.2017 N 03-02-07/1/43489). Процентная ставка по задолженностям, образовавшимся до 01.10.2017, составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Для физических лиц, в том числе ИП, расчет пени производится, независимо от длительности просрочки уплаты налога (взносов), исходя из 1/300 ставки рефинансирования, действующей в периоде задолженности (п. 4 ст. 75 НК РФ).

    Пени не начисляются в случаях:

    • Невозможности уплатить недоимку по причине наложения ареста на имущество налогоплательщика или приостановления операций по его счетам по решению налогового органа или суда (п. 3 ст. 75 НК РФ). Правило применяется в периоде, в течение которого действовали данные ограничения.
    • Если недоимка образовалась в результате исполнения налогоплательщиком письменных разъяснений налогового органа, данных ему лично или неопределенному кругу лиц (п. 8 ст. 75 НК РФ).
    • Если возможность принудительного взыскания по задолженности утрачена (п. 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
    • Когда имеется переплата по другому налогу в тот же бюджет (п. 5 ст. 78 НК РФ).

    Популярное по теме

    Инспекция привлекла налогового агента к ответственности и взыскала пени за неперечисление НДФЛ. Компания считает, что налоговый агент не должен платить пени, если не удержал налог. Пени за неперечисление НДФЛ с налогового агента при неудержании налога не взимаются. Это санкция за неперечисление удержанного налога (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 17.06.16 № А19-10686/2015).

    Компания сняла у физлица квартиру для своих сотрудников. Она выплачивала физлицу вознаграждение, но не удерживала НДФЛ. Налоговики доначислили пени на сумму неудержанного налога.

    Суд кассационной инстанции признал решение инспекции незаконным и нарушающим права налогового агента. Действительно, доходы, полученные от сдачи в аренду, признаются объектом налогообложения и подлежат налогообложению по ставке 13 процентов. Обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налогового агента. То есть на компанию-арендатора. Агент был обязан удержать сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате ( п. 4. ст. 226 НК РФ ).

    Неудержание и неперечисление налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию ( ст. 123 НК РФ ). За неисполнение обязанности по уплате налога или сбора в установленный законодательством срок начисляются пени.

    Однако пенями признается денежная сумма, которую плательщик и налоговый агент должен выплатить в случае несвоевременной уплаты налога ( п. 1 ст. 75 НК РФ ). Следовательно, налоговый агент обязан уплатить пени, только если он удержал налог, но не перечислил его в бюджет. Пунктом 1 статьи 46 НК РФ предусмотрена возможность взыскания с налогового агента суммы неуплаченного налога, которая может быть реализована только в случае удержания налоговым агентом причитающихся к уплате в бюджет сумм налога. До этого момента должником бюджета является не налоговый агент, а налогоплательщик ( п. 2 ст. 45 НК РФ ).

    В комментируемом деле компания налог не удержала. Значит, пени незаконны.

    Что такое пени и пресекательные сроки в налоговом законодательстве? Пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налога в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (ст. 75 НК РФ). Для взыскания пеней за несвоевременную уплату налога применяются те же правила, что и для взыскания недоимки по самому налогу (п. 9 ст. 46 НК РФ).

    Итак, нами полностью доказано: если налоговый орган пропустил сроки взыскания задолженности в принудительном и судебном порядке, организация освобождается и от обязанности платить пени по такой задолженности. Однако это вовсе не означает, что налогоплательщик больше никогда и ни при каких обстоятельствах не услышит об этих «мифических» пенях от своей налоговой. Его могут поджидать разнообразные проблемные ситуации.

    Проблема 1. Налоговики нередко пытаются самостоятельно провести в своем учете зачет переплат по какому-либо излишне уплаченному налогу в счет погашения пеней, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков давности. Такие действия налогового органа являются незаконными. Объясним почему.

    Налоговому органу предоставлено право самостоятельно производить зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию (п. 5 ст. 78 НК РФ).

    Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (п. 6 ст. 78 НК РФ).

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П, Налоговый кодекс содержит общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов. Их применяют в том числе при зачете сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности. Положения п. п. 5 и 6 ст. 78 Налогового кодекса не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков.

    Указанная правовая позиция нашла свое отражение и в конкретных решениях Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление от 20 января 2009 г. N 10707/08).

    Минфин также признал, что, если налоговая пропустила срок, установленный для принудительного взыскания налога, она не вправе принимать решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения сумм пеней (Письмо Минфина России от 1 июля 2009 г. N 03-02-07/1-334).

    Проблема 2. Налогоплательщик может столкнуться с проблемой и при выдаче налоговым органом справки о состоянии расчетов по налогам и сборам (взносам). Казалось бы, совершенно очевидно, что по истечении пресекательного срока задолженность по пеням не должна отражаться в поименованном документе, так как налоговый орган утрачивает право на ее взыскание. Ведь если нет права взыскать, не может быть и права отражать задолженность.

    По данному вопросу имеется весьма обширная положительная судебно-арбитражная практика (Постановления ФАС Уральского округа от 24 декабря 2008 г. N Ф09-9799/08-С3, ФАС Северо-Западного округа от 1 июля 2008 г. по делу N А56-112/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2007 г. N Ф08-8232/07-3073А, Определение ВАС РФ от 6 марта 2009 г. N ВАС-2646/09). Суды признают, что включение в справку о состоянии расчетов по налогам и сборам недостоверных данных в виде задолженности налогоплательщика, нереальной к взысканию, неправомерно. По их мнению, такие сведения не отражают реального размера существующих неисполненных налоговых обязательств, нарушают права и законные интересы налогоплательщика и создают ему препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.

    Налицо четкая тенденция к усилению значимости сроков взыскания налогов (сборов). Суды защищают интересы налогоплательщиков, когда налоговые органы пытаются обойти положения налогового законодательства о сроках взыскания, используя другие нормы и механизмы.

    Однако налогоплательщики будут сталкиваться с подобными нарушениями, пока существует корень данной проблемы. Речь идет о том обстоятельстве, что налоговые органы, несмотря на истечение сроков взыскания налогов, тем не менее продолжают учитывать соответствующую задолженность в своих информационных базах (карточках расчетов с бюджетом — КРСБ). В результате, когда те или иные решения налоговая принимает с учетом данных КРСБ, имеющаяся недоимка (в том числе по которой истекли сроки на взыскание) влечет за собой соответствующие юридические последствия — на нее автоматически начисляют пени и отражают вместе с самой недоимкой в справках.

    Налогоплательщики неоднократно пытались решить данную проблему, обращаясь в суды с требованиями о списании задолженности, по которой истекли сроки на взыскание, со своих карточек, но, как правило, результата не достигали.

    Главное препятствие на пути судебной защиты нарушенных прав создал Высший Арбитражный Суд РФ. В ряде своих решений он сформулировал крайне невыгодную для налогоплательщиков правовую позицию. По мнению суда, наличие в лицевом счете как в документе внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, так как не устанавливает каких-либо обязанностей по их уплате, не является основанием для взыскания платежей и не влечет за собой негативных последствий для налогоплательщика (Постановления Президиума ВАС РФ от 11 мая 2005 г. N 16507/04, N 16504/04, от 6 ноября 2007 г. N 8241/07, Определение от 28 апреля 2009 г. N ВАС-4793/09).

    Очевидно, что такая позиция является спорной. Несмотря на нее, в некоторых случаях налогоплательщикам все-таки удается добиться успеха в суде, заявляя требования об обязании налогового органа исключить из КРСБ данные по просроченным суммам налогов и пеней (Постановления ФАС Московского округа от 18 июня 2008 г. по делу N А40-52005/07-129-331 и от 8 августа 2007 г. N КА-А40/7844-07, ФАС Поволжского округа от 2 октября 2008 г. по делу N А55-3566/2008, от 16 декабря 2008 г. по делу N А55-5153/2008).

    Поэтому остается надежда, что в целом динамично развивающаяся судебная практика по данному вопросу убедит и высшую судебную инстанцию пересмотреть свою старую, по сути, ошибочную позицию.

    В нашу фирму обратился клиент со следующей ситуацией. С 2006 года на лицевом счете его фирмы числятся неоплаченные пени по налогам на сумму более 500 тысяч рублей. Бухгалтер компании неоднократно направлял в инспекцию заявление с просьбой исключить зависшие суммы в связи с истечением срока давности. Сотрудники налоговой на подобные письма отвечали отказом.

    Давайте разберемся, как можно решить данную проблему.

    Большинство бухгалтеров решают вопрос просто — убеждают руководителя в необходимости погасить долг, чтобы «спать спокойно».

    Однако существует и менее затратный способ, а именно признать долги по налогам и пени безнадежными к взысканию в судебном порядке.

    Налоговики не могут заставить компанию или предпринимателя погасить долги перед бюджетом по истечению определенного срока, а именно срока исковой давности.

    На практике срок исковой давности складывается из нескольких составных частей:

    3 месяца . Срок, в течение которого инспекция направляет компании требование на погашение налога, пени, штрафа.

    10 дней. Этот срок отводится компании на исполнение выставленного требования.

    2 месяца . В течение этого времени инспекция может взыскать выявленные долги за счет денежных средств на расчетных счетах.

    6 месяцев . Дается инспекции для обращения в суд и взыскания недоимки в судебном порядке.

    В итоге, по истечении чуть менее одного года с момента обнаружения налоговой инспекцией неуплаченных пени и налогов любой налогоплательщик может смело идти в суд.

    Когда инспекция выставляет требование об уплате налога, пени или штрафа по результатам проверки, с ним все более или менее понятно: и суммы узнаваемы, и основания доначислений уже ясны. Но зачастую требование инспекции основано лишь на неких старых цифрах из вашей карточки «Расчеты с бюджетом» (карточка РСБ, бывшая карточка лицевого счета). В такой ситуации важно не растеряться и понять, что же с ним делать.

    Пени – определяется как рассчитываемая денежная сумма, возлагаемая на налогоплательщика в случае неуплаты установленных сумм налогов или сборов, в том числе налогов связанных с перемещением через границу Таможенного союза, в срок более поздний установленного. В связи с вышесказанным формируются следующие положения:

    1. Пени – прямая обязанность, а не право плательщика.

    2. Начисление пени по налогам выполняется в случае несвоевременного выполнения своих обязанностей плательщиком.

    3. Пени не зависят от санкций за налоговые правонарушения и применяются всякий раз при несвоевременной оплате платежей.

    4. Начисление пени возлагается не только по платежам внутреннего рынка, но и в случаях перемещения товаров через границу Таможенного союза.

    5. Начисление пени прекращается с момента погашения соответственной суммы налогов и сборов. В случае неуплаты пени плательщиком, то пени не начисляется на пени.

    Вышеперечисленные правила начисления пеней применяются на налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Пени начисляются не только на налоговые платежи, но и на авансовые платежи по налогам и сборам, которые перечисляются организацией несвоевременно.

    Начисление пени по налогам не выполняется в случае:

    -у плательщика имеется переплата по налогу;

    -величина имеющейся переплаты всецело покрывает размер пени;

    -если размер переплаты, образован ранее возникновения недоимки, полностью покрывает ее. В случае если размер переплаты не покрывает размер выявленной недоимку, то размер штрафов снижается пропорционально величине переплаты.

    Переплатой считается сумма налогов, пеней по кредиту и штрафов, которые излишне уплачены налогоплательщиком или излишне взысканы налоговым органом (п. 1 ст. 78, абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ).

    Переплата может быть направлена на зачет имеющейся задолженности. Основные правила зачета:

    -налоговые органы обязаны сами зачесть переплату в счет недоимки по налогу, пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ).

    -зачет производится по видам налогов (федеральные, региональные, местные) (п. п. 1, 5, 14 ст. 78 НК РФ).

    Судебный вердикт: налоговые пени могут в 13 раз превышать размер задолженности

    Расчит налога УСН при системе налогообложения доход или доход минус расход. Рассчитать УСН, калькулятор налога УСН Налоги, декларации и справки НДФЛ, заполнение бланков, образцы заполнения других налоговых документов. Налоги

    Неустойка в виде пени представляет собой определенный процент от суммы долга, установленный на случай просрочки его исполнения и подлежащий периодической уплате, т.е. по сути длящуюся неустойку.

    Во многих случаях неустойка не покрывает все понесенные потерпевшим убытки. Поэтому за ним сохраняется право на их взыскание, но только в части, не покрытой неустойкой (статья 394 ГК).

    Неустойка в виде пени может быть установлена в твердой сумме (например, 100 рублей за какое-либо нарушение обязательств по договору), в процентах к сумме неисполненного обязательства (например, 1% с суммы просроченного платежа), а также иметь форму повышенной оплаты поставленного товара или оказываемой услуги (например, взыскание с грузополучателей повышенной платы за хранение несвоевременно вывезенных грузов). При этом пеня может начисляться однократно или за каждый день нарушения договора. В последнем случае ее принято ограничивать определенным максимумом, обычно 8 — 10% общей суммы нарушенного обязательства.

    Неустойку в виде непрерывно текущей пени, следует отличать от внешне схожего с ней процента. Процент в большинстве случаев признается не мерой ответственности, а платой за пользование чужими денежными средствами.

    Из определения следует, что пеня по налогам — это денежная сумма, часть имущества налогоплательщика, которой он лишается. Основанием для лишения налогоплательщика принадлежащего ему имущества является неуплата или неполная уплата налогов в установленный срок или уплата налогов в более поздние сроки, чем установлено законодательством.

    Согласно пункту 2 статьи 75 НК сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

    Пеня является одним из проявлений более общего понятия — юридической ответственности — обязанности лица, совершившего правонарушение, претерпевать меры государственно-правового принуждения, выражающаяся в ограничениях личного неимущественного, организационного или имущественного характера.

    Основанием для лишения налогоплательщика принадлежащего ему имущества является нарушение законодательно установленного срока уплаты (перечисления) налога, авансового платежа или сбора. Следовательно, пеня — это дополнительный платеж, который неотделим от правонарушения и выступает его следствием.

    Уплата пени выходит за рамки основной (нарушенной) обязанности и означает для налогоплательщика исполнение новой (дополнительной) обязанности, которая возникает из юридического факта правонарушения в виде просрочки уплаты (перечисления) налога, авансового платежа или сбора и заключается в необходимости претерпеть лишения имущественного характера.

    Так, в отличие от иных способов обеспечения, правоотношения по применению которых прекращаются в момент уплаты налога или сбора, исполнение обязанности по уплате налога хотя и прекращает начисление пени на сумму недоимки, но не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить уже причитающиеся ему суммы пеней.

    По своим правовым характеристикам пеня кардинально отличается от иных способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов любым иным способом, указанным в главе 11 НК, изменяет лишь порядок взыскания налогов или сборов, но не увеличивает размер взыскиваемых сумм. Напротив, начисление пени стимулирует налогоплательщика к исполнению своей обязанности по уплате налогов своевременно и в полном объеме под угрозой несения в случае просрочки уплаты дополнительных расходов.

    При этом уплата пени всегда сопряжена с государственным принуждением. Возможность добровольного исполнения налогоплательщиком возложенной на него обязанности по уплате пени не меняет принудительного характера этой меры, поскольку государство всегда оставляет за собой право принудить правонарушителя к претерпеванию тех негативных последствий, которые вытекают из применения к нему этой санкции. А именно, при неуплате пени подлежат принудительному взысканию с налогообязанного лица.

    Налоговая пеня по своим сущностным чертам является аналогом законной неустойки, применяемой в гражданском праве.

    Пеня подлежит взысканию с налогообязанного лица в целях компенсации того имущественного ущерба, который был понесен государством в результате недополучения в законодательно установленный срок сумм налогов (авансовых платежей, сборов). В связи с этим наличие у налогообязанного лица переплаты по налогу обязательно должно учитываться при вынесении решения о начислении пени.

    Согласно п. п. 4, 5, 14 ст. 78 НК, суммы излишне уплаченных налогов, авансовых платежей по налогу, сборов, пеней и штрафов подлежат зачету в счет предстоящих платежей по этому же или иным налогам либо в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам.

    В Налоговом кодексе РФ не содержится разъяснений по поводу того, можно ли начислить налогоплательщику пени, если у него на момент возникновения недоимки есть переплата того же налога в тот же бюджет.

    Складывающаяся судебная практика свитедельствует о том, что начисление пеней неправомерно, если на дату уплаты налога имелась переплата того же налога в тот же бюджет (Постановление ФАС Центрального округа от 28.03.2014 по делу N А09-1913/2013; Постановление ФАС Московского округа от 08.08.2012 по делу N А40-122352/11-91-496; Постановление ФАС Уральского округа от 13.10.2011 N Ф09-6497/11 по делу N А47-4407/10).

    Процесс установления точной суммы компенсации, причитающейся государству в случае просрочки уплаты налога, является достаточно затруднительным, если вообще реальным. Размер пени в принципе не может быть полностью соотнесен с размером причиненного государству ущерба, поскольку в силу специфики бюджетных правоотношений такой ущерб не может быть подвергнут точной количественной оценке (это потребовало бы учета огромного количества факторов, на практике не поддающихся исчислению). Поэтому единственно возможным вариантом в данной ситуации является какое-либо условное определение размера пени с применением фиксированной, законодательно установленной методики, посредством которой размер компенсации государству определялся бы расчетным путем.

    Размер ущерба, причиняемого государству в результате нарушения срока уплаты налога, зависит, во-первых, от размера основного долга (недоимки), во-вторых, от продолжительности просрочки. Исходя из этого, о компенсационном характере пени можно говорить только тогда, когда ее размер примерно соответствует стоимости денежных средств в заемных и кредитных отношениях, определяемой в конкретный период просрочки уплаты налогов, при условии исчисления размера пени с учетом инфляционных процессов, происходящих в экономике страны. С 01.01.2016 в целях исчисления пени используется ключевая ставка Центрального банка РФ.

    С 01.10.2017 процентная ставка пени принимается равной:

    • для физических лиц (включая ИП), — 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ;

    • для организаций:

      • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;

      • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — 1/150 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    В большинстве случаев применение прогрессирующих начислений на основную сумму налога оправдано в целях побуждения налогообязанного лица к скорейшему погашению налоговой задолженност. Но иногда налогообязанное лицо по тем или иным причинам (как объективного, так и субъективного характера) оказывается не в состоянии уплатить причитающиеся с него суммы налога. В такой ситуации должны эффективно работать налогово-правовые механизмы «амнистирующего» характера (изменение срока уплаты налога, реструктуризация налоговой задолженности, списание безнадежного долга и др.).

    В соответствии с п. 4 ст. 75 НК размер пеней определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Налоговый кодекс РФ не дает ответа на вопросы, можно ли уменьшить размер пеней и в каких случаях это допустимо.

    Складывающаяся судебная практика свитедельствует о том, что уменьшить размер пеней нельзя. При этом не имеет значения, что сумма пеней несоразмерна недоимке или есть смягчающие обстоятельства, а также то, что вины налогоплательщика в неуплате налога нет.

    Так согласно разъяснению, данному в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности. Таким образом, налоговое законодательство не содержит норм о возможности снижения начисленных налоговым органом за несвоевременную уплату налогоплательщиком налога пеней при наличии смягчающих ответственность обстоятельств (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.02.2008 N Ф08-42/08-24А).


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *