Приказ о составлении коллективного договора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ о составлении коллективного договора». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Руководитель организации или иное, уполномоченное им лицо. Подпись представителя трудового коллектива не требуется.

Общество с ограниченной ответственностью «Пион» (ООО «Пион»)

ИНН 1230456987, ОКПО 32165498, КПП 984756321, ОГРН 3216549873210

197000, Санкт-Петербург, Дворцовая ул., д.10

П Р И К А З № 18-ОД

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА НА 2020 — 2023 ГОДЫ

25.02.2020

В соответствии с главой 7 Трудового кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания трудового коллектива (Протокол от 19.02.2020 №4)

Приказываю:

  1. Ввести в действие утвержденный сторонами Коллективный договор №3 на 2020 – 2023 годы (далее — «Договор») с 02.03.2020.

  2. Руководителям структурных подразделений разместить копию Договора на информационном стенде с целью беспрепятственного ознакомления работников с Договором.

  3. Контроль исполнения распоряжения возлагаю на представителя трудового коллектива Г. П. Смирнова.

Генеральный директор А.В. Воронов

9.В соответствии со статьей 363 Трудового кодекса Республики Беларусь сторонами коллективного договора являются работники организации в лице соответствующего профессионального союза и Наниматель или уполномоченный им представитель.

10.Представительство интересов работников согласно части первой статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства. Так как действующим законодательством не установлены иные представительные органы работников, представлять интересы работников имеют право только профсоюзы.

11.Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители. Кроме этого следует учесть, что согласно части третьей статьи 356 Трудового кодекса Республики Беларусь не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, а также лицами, представляющими Нанимателя.

В случае если председатель профсоюзного комитета одновременно является заместителем руководителя организации, то ведение коллективных переговоров и подписание коллективного договора необходимо поручить заместителю председателя или иному члену Профкома.

12.Представителями интересов Нанимателя в соответствии со статьей 355 Трудового кодекса Республики Беларусь выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций.

13.В соответствии со статьей 356 Трудового кодекса Республики Беларусь представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициатором коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора.

14.Действующим законодательством сторонам предоставлено право самим определять время начала коллективных переговоров, а, следовательно, и подготовки проекта нового коллективного договора. При этом профсоюзам следует иметь ввиду, что для обеспечения наиболее полной защиты трудовых и социально-экономических прав работников необходимо определить время начала переговоров с таким расчетом, чтобы окончательно согласовать проект коллективного договора и заключить новый договор можно было до окончания срока действующего коллективного договора.

15.Каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению коллективного договора, которые другая сторона обязана начать в семидневный срок (статья 357 Трудового кодекса Республики Беларусь). Коллективные переговоры могут быть начаты в иной срок по соглашению сторон. Примерная форма требования приведена в приложении 1.

16.Статья 357 Трудового кодекса Республики Беларусь предусматривает, что для ведения коллективных переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию из равного числа уполномоченных представителей сторон.

17.Количество представителей от каждой из сторон переговоров устанавливается по взаимной договоренности сторон. Количество представителей от каждой стороны должно быть, как правило, не менее трех человек.

18.Персональный состав комиссии по коллективным переговорам от профсоюза утверждается на заседании профсоюзного комитета. Пример оформления протокола заседания профсоюзного комитета приведен в приложении 2.

19.Руководитель организации в свою очередь издает приказ о назначении представителей Нанимателя в комиссию по коллективным переговорам.

20.Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета и копия приказа по организации будут являться документами, подтверждающими полномочия сторон на ведение коллективных переговоров.

21.На первой встрече представители сторон договариваются о регламенте переговоров, обмениваются информацией, оговаривают функции председательствующего, порядок ведения протокола и другие процедурные вопросы.

22.На заседаниях комиссии функции председательствующего

23.На последующих встречах представители сторон рассматривают проект коллективного договора, разъясняют и уточняют свои позиции по проекту. Если в ходе переговоров возникают разногласия по каким-либо вопросам, каждая сторона вправе взять перерыв для дополнительного изучения вопроса и поиска компромиссных решений.

При этом следует иметь ввиду, что согласно статье 357 Трудового кодекса Республики Беларусь стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке.

24.Каждое заседание комиссии обязательно протоколируется. Пример оформления протокола заседания комиссии приведен в приложении 3.

25.Профсоюзному комитету целесообразно подготовить свой вариант проекта коллективного договора, взяв за основу нормы Генерального, тарифного и местного соглашений и действующий в организации коллективный договор. В коллективном договоре рекомендуется непосредственно закреплять гарантии , предусмотренные в названных соглашениях, а также предусматривать работникам дополнительные трудовые и социально-экономические гарантии по сравнению с нормами Генерального, тарифного и местного соглашений. Следует избегать закрепления гарантий с использованием конструкций «наниматель может» и подобных им или с оговорками «при наличии финансовых возможностей», «при наличии средств» и т.п.

26.Процесс разработки проекта и заключения коллективного договора, как правило, состоит из следующих основных этапов:

26.1. о значении коллективного договора, о необходимости активного участия работников в поддержке своих представителей при отстаивании ими прав и интересов работников;

26.2.организация сбора предложений от работников (по оплате труда, условиям труда и т. д.);

26.3.анализ и систематизация поступивших предложений работников;

26.4.подготовка проекта коллективного договора;

26.5.обсуждение проекта коллективного договора работниками организации;

26.6.доработка проекта коллективного договора по результатам обсуждения;

26.7.проведение коллективных переговоров по проекту коллективного договора;

26.8.одобрение коллективного договора на собрании (конференции) работников организации;

26.9.подписание коллективного договора.

Примерный план мероприятий по подготовке, ведению переговоров и принятию коллективного договора приведен в приложении 4.

27.В соответствии со статьей 368 Трудового кодекса Республики Беларусь проект коллективного договора обсуждается сторонами в определенном ими порядке, а также может публиковаться в печати.

28.Целесообразно, чтобы все работники (в соответствии со сферой действия договора) приняли участие в обсуждении проекта коллективного договора, поскольку его нормы и положения касаются каждого из них. Для этого следует организовать обсуждение проекта коллективного договора во всех структурных подразделениях организации.

29.Наниматель обяз��н обеспечить представителям работников возможность доведения разработанного проекта коллективного договора до каждого члена коллектива.

48.Завершающей стадией заключения коллективного договора является его подписание.

49.Согласно статье 369 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор подписывают уполномоченные представители сторон. Как правило, со стороны Нанимателя договор подписывает руководитель организации, со стороны работников (членов профсоюза) – председатель Профкома.

В соответствии с требованием этой же статьи должна быть подписана каждая страница коллективного договора.

50.Согласно статье 367 Трудового кодекса Республики Беларусь

коллективный договор вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами.

51.В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Республики Беларусь подписанный коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) Нанимателя.

52.В соответствии со статьей 371 Трудового кодекса Республики Беларусь для регистрации коллективного договора Наниматель представляет в регистрирующий орган следующие документы:

52.1.заявление в письменной форме с просьбой о регистрации
(с указанием наименования, юридического адреса, фамилии, имени, отчества руководителя организации), контактных телефонов лиц, подписавших от имени сторон коллективный договор; даты подписания договора; отрасли (по основному виду деятельности); формы собственности; общей численности работников организации и членов профсоюза; наименования вышестоящего профсоюзного органа);

52.2. коллективный договор, каждая страница которого подписана уполномоченными представителями сторон, в количестве, соответствующем числу заключивших его сторон плюс один экземпляр – для регистрирующего органа;

52.3.копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора.

На практике встречаются случаи проставления печатей организации на подписи сторон, что не является нарушением, однако и не является обязательным требованием.

53. Все необходимые для регистрации документы рекомендуется направлять в регистрирующий орган в течение двух недель со дня подписания коллективного договора.

54.Изменения и дополнения в коллективный договор вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном Трудовым кодексом Республики Беларусь для его заключения (статья 372), то есть если коллективный договор одобрен на собрании (конференции) работников организации, то и изменения и дополнения в него должны вноситься после их одобрения на собрании (конференции), если иное не было определено решением собрания (конференции) при заключении коллективного договора.

55.Согласно части первой статьи 365 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор распространяется на Нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен.

56.Коллективный договор, заключенный со стороны работников соответствующим профсоюзом, получившим полномочия на его заключение только от работников организации – членов профсоюза, может включать норму о распространении его действия только на работников – членов профсоюза.

57.В некоторых организациях часть работников не являются членами профсоюза или работники могут являться членами нескольких профсоюзов. Согласно части второй статьи 365 Трудового кодекса Республики Беларусь действие коллективного договора распространяется на работников, от имени которых он не заключался (вновь принятых и др.), при условии, если они выразят согласие на это в письменной форме, а также при условии вынесения сторонами коллективного договора решений (совместного решения) о распространении действия договора на работника, изъявившего такое желание (данное условие необходимо включить в коллективный договор).

58.В соответствии со статьей 367 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор заключается на срок, который определяют стороны, но не менее чем на один год и не более чем на три года, и вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами, и действует до заключения нового коллективного договора, если в нем не предусмотрено иное.

Порядок заключения коллективного договора

59.Согласно статье 375 Трудового кодекса Республики Беларусь контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами, а также профсоюзами в порядке, установленном законодательными актами.

60.Согласно статье 374 Трудового кодекса Республики Беларусь информирование работников о выполнении коллективного договора производится в сроки, установленные в коллективном договоре, но не реже одного раза в полугодие.

61.Целесообразно вопросы контроля за исполнением коллективного договора возложить на созданную в организации комиссию по ведению коллективных переговоров по его заключению.

62.Комиссия отслеживает ход выполнения коллективного договора, информирует стороны о положении дел, ежеквартально подводит итоги выполнения, которые в дальнейшем рассматриваются на расширенных заседаниях Профкома с участием Нанимателя, а один раз в год – на собрании (конференции) работников организации.

По результатам подведения итогов выполнения коллективного договора в организации составляется акт о выполнении коллективного договора (далее – Акт). Акт является основным документом, свидетельствующим о результатах работы по выполнению сторонами обязательств коллективного договора, посредством которого работники информируются о его выполнении. Акт подписывается председателями (сопредседателями) комиссии от Нанимателя и Профкома, после чего рассматривается и утверждается на расширенном заседании Профкома, собрании (конференции). Примерная форма Акта представлена в приложении 6.

63.При осуществлении контроля стороны обязаны представлять необходимую информацию. Согласно части второй статьи 463 Трудового кодекса Республики Беларусь для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от Нанимателя, государственных органов.

64.Согласно статье 16 Закона Республики Беларусь
«О профессиональных союзах» профсоюзы вправе осуществлять общественный контроль за выполнением коллективного договора.

При осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за выполнением коллективного договора правовые и технические инспекторы труда профсоюзов имеют право требовать от стороны коллективного договора устранения выявленных нарушений коллективного договора посредством направления представления об устранении этих нарушений, которое обязательно для исполнения (пункт 23 Положения о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»). О принятом решении сторона, получившая представление, обязана письменно информировать в указанный срок соответствующий профсоюз.

При осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, за выполнением коллективного договора профсоюзы вправе выдать стороне коллективного договора рекомендацию на устранение установленных нарушений коллективного договора (подпункт 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»; подпункт 15.8 пункта 15 Порядка осуществления общественного контроля руководителями и представителями Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур, подпункт 23.12 пункта 23 Положения о правовой инспекции труда, утвержденных постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 25 августа 2010 г. № 180).

О принятом решении сторона, получившая рекомендацию, обязана письменно информировать в указанный срок соответствующий профсоюз.

65.В случае отказа Нанимателя, получившего представление, удовлетворить требования профсоюзов или недостижения соглашения между ними разногласия рассматриваются в соответствии с установленным законодательством Республики Беларусь порядком.

66.Одним из основных принципов социального партнерства является обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства.

67.Согласно статье 376 Трудового кодекса Республики Беларусь за неисполнение норм и обязательств, предусмотренных коллективным договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством, коллективным договором.

68.В коллективном договоре могут быть предусмотрены меры ответственности сторон за неисполнение предусмотренных договором обязательств.

69.Трудовым кодексом Республики Беларусь предусмотрены определенные гарантии работникам, участвующим в коллективных переговорах. В соответствии со статьей 101 Трудового кодекса Республики Беларусь за работниками сохраняется средний заработок в случае участия в рабочее время в коллективных переговорах в порядке и на условиях, предусмотренных коллективными договорами, а при их

отсутствии – по соглашению между сторонами коллективных переговоров.

70. что в случае, если профсоюз является участником заключенного коллективного договора, привлечение к дисциплинарной ответственности профсоюзных работников, уполномоченных профсоюзом на участие в комиссиях по коллективным переговорам, примирительных комиссиях, допускается только с предварительного согласия профсоюзного органа.

71.В коллективном договоре могут предусматриваться и другие гарантии и компенсации представителям работников: в период ведения коллективных переговоров они не могут быть переведены на другую работу, перемещены на другое рабочее место или уволены по инициативе

Нанимателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа профсоюза.

Согласно 51 статье ТК РФ проверку выполнения коллективного трудового договора могут проводить стороны социального партнерства. Речь здесь идет о работнике и работодателе.

Интересы работников может представлять сотрудник профсоюзной организации либо специально выбранный для этой цели представитель коллектива.

Со стороны работодателя выступает сам руководитель либо его доверенное лицо.

В любом случае проверку должны осуществлять представители сторон, которые заключили коллективный трудовой договор. В большинстве случаев таких стороны две – работники и работодатель. Но если в договоре заинтересована какая-либо третья сторона, то и от нее акт проверки должен подписать представитель. Что же касается государственных или муниципальных учреждений, то контроль документации в них проводится органами по труду соответствующего уровня.

Условия коллективного трудового договора, прежде всего, не должны идти в разрез с условиями существующего трудового законодательства. Проверяющие должны знать назубок Трудовой кодекс и уметь применять его на практике. Если в ходе проверки выяснится, что организация нарушает ТК, то проверяющие обязаны об этом уведомить инспекцию по труду.

Алгоритм всей процедуры выглядит так:

  1. Федеральная служба по труду и занятости (если это государственный уровень) либо органы по труду местного самоуправления посылают в организацию запрос на проверку выполнения коллективного трудового договора.
  2. Сотрудники и руководитель формируют из своих представителей комиссию, проводят проверку, составляют бумагу и отправляют ее. Важный нюанс: выслать ее необходимо в течение месяца с момента получения запроса.
  3. Отчет о проведенной проверке демонстрируют на общем собрании работников. Согласно действующему законодательству каждый из работников должен иметь возможность ознакомиться с этом документом. Так что в интересах самой организации предоставить сотрудникам максимальный доступ к оформленным посредством акта данным.
  4. Может потребоваться размещение в СМИ соответствующей тематики.

Рекомендации и материалы по вопросам коллективно-договорного регулирования

Составление акта предполагает наличие подписей представителей обеих сторон. Для того чтобы документ имел юридическую силу, создается специальная комиссия для проверки выполнения коллективного договора. Члены комиссии должны иметь соответствующий уровень квалификации. Помимо основного договора, они знакомятся с фактическим положением дел в организации.

За какое время необходимо предоставить отчет, законодательство не определяет. Поэтому на практике организации идут двумя основными путями:

  1. В самом коллективном договоре указывают, за какое время необходимо формировать проверку выполнения перечисленных обязательств. Причем обязательствам со стороны работодателя уделяется больше внимания.
  2. В запросе органа по труду указывается период, за который необходимо предоставить отчет. Этот отрезок времени может не совпадать с условиями коллективного трудового договора.

Акт проверки выполнения коллективного трудового договора, помимо даты составления, обязательно должен иметь период, за который он составляется. Обычно это календарный год.

Шапка обязательно должна включать в себя:

  • Наименование организации, в которой производится контроль.
  • Отметку об утверждении руководителя.
  • Отметку о согласовании с представителем профкома, если в этом есть необходимость.
  • Город.
  • Дату составления.

Ничего лишнего. Так оформляется большинство документов согласно общепринятым правилам. Помимо этого, в начале акта обычно присутствует констатирующая часть. В ней описывается:

  • Когда и между кем заключен трудовой договор.
  • Какие цели преследует этот документ.

Большинство полезных данных сосредоточено в середине бумаги. Основная часть – самая массивная. Она может состоять из нескольких страниц текста. Это связано с тем, что она должна описывать все разделы коллективного договора, а конкретно – их выполнение. В представленном образце коллективный договор, а за ним и акт о его обследовании содержат следующие разделы:

  • Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха.
  • Оплата и принятые в организации нормы труда.
  • Гарантии содействия занятости.
  • Охрана труда.
  • Социальные льготы и гарантии.

Акт проверки выполнения коллективного договора

Коллективный договор – это правовой акт, который призван урегулировать различные сферы трудовых отношений и заключается между представителями работников и работодателя в порядке, предусмотренном главой 6 ТК РФ.

Многие путают локальные акты, принимаемые в порядке ст. 8 ТК РФ с коллективными договорами. Отсюда и распространенный миф о том, что для утверждения коллективного договора работодателю требуется издать соответствующий приказ — по аналогии с порядком утверждения локальных актов.

Порядок утверждения коллективного договора совсем иной. Приказ о его принятии со стороны работодателя не требуется.

Коллективный договор принимается в ходе коллективных переговоров, участниками которых являются как работодатель или его представитель, так и представители работников. По результатам переговоров подписывается итоговый документ, который по своей сути является соглашением между сотрудниками и руководством.

Таким образом сама природа коллективного соглашения предполагает, что его подписывают обе стороны переговоров. Если бы документ утверждался только работодателем, он носил бы односторонний характер, но на самом деле, коллективный договор – результат обсуждения вопросов между всеми участниками трудовых отношений в лице их представителей. Для утверждения документа достаточно его подписания сторонами. Он начинает действовать с момента подписания, либо в ином порядке, определенном в тексте договора.

На юридических площадках представлены образцы приказа об утверждении договора. Причины, по которым такое допускается следующие:

  1. Статьи пишутся по ключевым словам, соответственно, чтобы привлечь посетителей на сайты, их создатели или авторы выкладывают образец документа, составление которого юридически не оправданно. Распространены ключевые слова – «приказ об утверждении коллективного договора в ДОУ», «приказ об утверждении коллективного договора в школе».
  2. Некоторые авторы банально не знают, что коллективный договор и локальный акт – не одно и то же, соответственно, ошибочно предполагают, что коллективный договор требует утверждения приказом работодателя.
  3. Присутствует «стадное чувство», когда автор статьи берет информацию с похожих сайтов, переписывая информацию своими словами (рерайт статей).

Стандартной формы приказа о принятии изменений в колдоговоре законодательными нормами не предусмотрено. Документ формируется в соответствии с нормами, принятыми для распорядительных документов в делопроизводстве.

Документ обязан содержать следующие пункты:

  1. Полное и краткое название фирмы.
  2. Заголовок документа и его номер регистрации, с обозначением сути (о внесении изменений…).
  3. Место и дату его оформления.
  4. Основания для опубликования распоряжения.

Коллективный договор – это правовой акт, который призван урегулировать различные сферы трудовых отношений и заключается между представителями работников и работодателя в порядке, предусмотренном главой 6 ТК РФ.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Многие путают локальные акты, принимаемые в порядке ст. 8 ТК РФ с коллективными договорами. Отсюда и распространенный миф о том, что для утверждения коллективного договора работодателю требуется издать соответствующий приказ — по аналогии с порядком утверждения локальных актов.

p, blockquote 4,0,1,0,0 —>

Порядок утверждения коллективного договора совсем иной. Приказ о его принятии со стороны работодателя не требуется.

Коллективный договор принимается в ходе коллективных переговоров, участниками которых являются как работодатель или его представитель, так и представители работников. По результатам переговоров подписывается итоговый документ, который по своей сути является соглашением между сотрудниками и руководством.

Часть 2. Основные моменты в работе по заключению коллективного договора

Протокол собрания трудового коллектива (как и протокол профсоюзного собрания) о принятии коллективного договора имеет следующую структуру:

  • Вводная часть. Необходимо указать Ф.И.О. председателя, секретаря, количество участников.
  • Повестка дня. Здесь прописывают вопросы, которые будут рассматриваться на собрании. Также отмечают докладчиков по каждому отдельному вопросу.
  • Раздел «Слушали». В этом разделе указывают Ф.И.О. докладчиков и суть доклада.
  • Раздел «Выступили». Тут прописывают Ф.И.О. лиц, которые задавали вопросы докладчику или принимали участие в дискуссии по вопросу. Также здесь следует отобразить суть задаваемых вопросов и выступлений.
  • Раздел «Решили». В этой части указывают, какое решение было принято. Под ним надо указать число участников, проголосовавших «за» и «против». Если некоторые участники воздержались от голосования – их количество также указывают.
  • В конце документа должны быть проставлены подписи секретаря и председателя с расшифровкой.

Заключается колдоговор на срок до 3-х лет. После его подписания представителями работников и работодателя, он вступает в силу. Подписанный колдоговор необходимо зарегистрировать в трудинспекции.

Иногда работодатель и трудовой коллектив не могут прийти к согласию по некоторым пунктам коллективного договора. Если возникла такая ситуация — договор заключают на тех условиях, которые были утверждены. А по остальным пунктам составляют протокол разногласий.

На юридических площадках представлены образцы приказа об утверждении договора. Причины, по которым такое допускается следующие:

p, blockquote 12,0,0,1,0 —>

  1. Статьи пишутся по ключевым словам, соответственно, чтобы привлечь посетителей на сайты, их создатели или авторы выкладывают образец документа, составление которого юридически не оправданно. Распространены ключевые слова – «приказ об утверждении коллективного договора в ДОУ», «приказ об утверждении коллективного договора в школе».
  2. Некоторые авторы банально не знают, что коллективный договор и локальный акт – не одно и то же, соответственно, ошибочно предполагают, что коллективный договор требует утверждения приказом работодателя.
  3. Присутствует «стадное чувство», когда автор статьи берет информацию с похожих сайтов, переписывая информацию своими словами (рерайт статей).

В ч. 3 ст. 68 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя знакомить сотрудников с текстами принятых в организации локальных актов и коллективных договоров. Соответственно, данная обязанность должна исполняться, но каким образом, и требуется ли издавать распорядительный акт (приказ) об этом?

Обязанности издания приказа ТК РФ не предусматривает. До подписания трудового соглашения кандидату передаются коллективные договоры и иная документация для ознакомления. После изучения документов кандидат ставит свою подпись, подтверждающую данное обстоятельство.

Подпись может ставится:

  • в журнале ознакомления;
  • в листе ознакомления.

Кроме того, подтверждаться факт ознакомления с коллективным договором может соответствующей записью в трудовом договоре, например: «Работник подтверждает, что до его сведения на момент подписания настоящего соглашения доведены положения всех принятых в организации коллективных договоров».

Порядок ознакомления уже работающих сотрудников организации с коллективным договором может быть прописан непосредственно в его тексте. Приказа для того, чтобы ознакомить сотрудников издавать нет необходимости — достаточно отобрать подписи трудящихся. Подписи для удобства можно заносить в лист ознакомления, который является приложением к договору. Возможно и ведение специального журнала, в котором отражается факт ознакомления сотрудников со всей внутренней документацией, имеющейся в фирме.

Если тебе поручено доставить какое-то важное письмо или другой документ, крепко держи его в руке и ни на секунду не выпускай, но передай непосредственно получателю.

Общие положения об особенностях регулирования трудовых отношений через коллективный договор прописаны в Главе 7 ТК. Здесь, в частности, закреплено официальное определение этого договора, его структура, порядок разработки, процесс подписания и заключения, а также освещаются некоторые другие вопросы.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва .
  • Санкт-Петербург .

Или на сайте. Это быстро и бесплатно!

Согласно ст. 40 Трудового кодекса, в коллективном договоре регулируются отношения сотрудников в социально-трудовой сфере в границах конкретной организации, его обособленного подразделения или филиала.

Сторонами по коллективному договору являются работодатель (в лице компании или ИП) и его сотрудники.

В Трудовом кодексе прописана возможность урегулировать в коллективном договоре следующие вопросы:

  1. Оплата труда на предприятии (премиальная система, форма и размер премий и надбавок, порядок их индексации на уровень инфляции и пр.).
  2. Гарантии и льготы, пособия и компенсации.
  3. Обучение и переквалификация сотрудников.
  4. Время отдыха и работы, в том числе отпуска.
  5. Охрана труда и льготы для отдельных категорий сотрудников (например, молодых специалистов и женщин).
  6. Порядок контроля за выполнением договора, права и обязанности сторон и ответственность сторон и пр.

Положение коллективного договора расширяет перечень прав и гарантий для сотрудников организации. Но его положения не должны противоречить Трудовому кодексу и не могут ущемлять права сотрудников и ухудшать их условия труда. Подобные нормы не должны применяться на практике.

В ч. 2 рассматриваемой статьи указано на возможность изменить определенные условия договора любой из сторон. Внесение правок происходит через изменения и дополнения к коллективному договору.

Общие положения о колдоговоре содержатся в гл. 7 ТК РФ. Она закрепляет официальное определение данного договора, как он должен выглядеть, порядок его разработки, заключения, изменения и регистрации, а также содержит ответы на другие вопросы, возникающие по этой теме.

Исходя из ст. 40 ТК РФ, коллективный договор регулирует отношения в социально-трудовой сфере в конкретной организации или у конкретного предпринимателя и заключается между работодателем и его работниками в лице представителей.

Данное соглашение входит в систему актов, содержащих нормы трудового права, и решает вопросы, связанные непосредственно с трудовой деятельностью в конкретной организации. При этом положения колдоговора не должны противоречить ТК РФ. В случае несоответствия ТК они не должны применяться.

ТК РФ предлагает урегулировать в колдоговоре следующие вопросы:

  • оплата труда (форма, размер, система премий, надбавок, порядок повышения с учетом инфляции и т.д.);
  • пособия и компенсации;
  • гарантии и льготы;
  • обучение работников;
  • время работы и отдыха, включая отпуска;
  • охрана труда, в том числе определенных категорий работников, например, женщин;
  • выполнение, изменение договора, права и обязанности, а также ответственность сторон и другие вопросы.
  • Узнайте к чему: Заявление о потере кормильца образец

    Окончательный вид коллективного договора будет определен обеими сторонами. Но в проект целесообразно внести следующую информацию для дальнейшего обсуждения ее сторонами:

    • Форма, система, размер зарплаты;
    • Порядок выплаты пособий и компенсаций;
    • Порядок индексирования начисление с учетом темпа роста цен или темпа инфляции;
    • Переобучение и повышение квалификации работников;
    • Структура времени работы и отдыха, порядок предоставления отпусков;
    • Охрана труда сотрудников;
    • Экологическая безопасность и охрана здоровья на производстве;
    • Гарантии сотрудникам, совмещающим обучение и работу;
    • Оздоровление сотрудников и членов их семей, предоставление путевок;
    • Предоставление питания работникам;
    • Контроль за соблюдением коллективного соглашения, порядок оформления в нем изменений и дополнений, ответственность всех сторон за несоблюдение;
    • Обязанность отказаться от забастовок при соблюдении условий коллективного соглашения;
    • Различные другие вопросы, которые стороны договора посчитали значимыми.

    Внимание! Коллективный договор может предусматривать льготы и преимущества для сотрудников организации более выгодные, чем закрепленные на уровне трудового и федерального законодательства.

    Сторона, получившая приглашение на проведение переговоров, отправляет их инициатору письменный ответ. В нем необходимо сообщить перечень сотрудников, которые будут принимать участие в процессе и их полномочия.

    Датой, когда должны начаться переговоры, считается день, который идет за днем получения ответа инициатором переговоров.

    Беспричинный отказ работодателя от подписания коллективного договора наказывается предупреждением или штрафом в размере 1-3 тыс. рублей.

    Если в компании действуют две и более профсоюзные организации, в которые в общей сложности входит более половины от числа всех работников, то по общему согласованию они могут сформировать единый представительный орган. Он будет наделен правами проводить коллективные переговоры, участвовать в разработке проекта коллективного соглашения и подписывать его.

    Формирование такого единого органа производится на основании пропорционального определения, отталкиваясь от количества членов, входящих в каждую профсоюзную организацию. В обязательном порядке в нем должен находиться хотя бы один представитель от каждого профсоюза, создавшего единый орган.

    Сформированный единый представительный орган наделен правом отправить работодателю приглашение начать коллективные переговоры по подготовке, изменению или заключению коллективного соглашения от имени всех сотрудников фирмы.

    Внимание! Если профсоюз объединяет в себе более половины всех работников, то он имеет право отправить предложение по началу переговоров самостоятельно, без согласования с другими профсоюзами и без формирования единого органа.

    Если ни один из профсоюзов фирмы не объединяет более половины работников, либо несколько профсоюзов, решивших создать единый орган не набирают большинство сотрудников, то путем выполнения тайного голосования на общем собрании работников можно выбрать тот профсоюз, которому будет поручено направить предложение о проведении переговоров от лица всех работников компании.

    Если единственная профсоюзная организация не может быть выбрана, или сотрудники фирмы не объединены в какой-либо профсоюз, то путем выполнения тайного голосования они могут выбрать представителя из своего числа, который будет наделен необходимыми полномочиями по ведению переговоров.

    Право на проведение коллективных переговоров на уровне страны, субъектов или их групп, отраслей, территорий принадлежит соответствующим профсоюзам. Если на этом уровне находится несколько профсоюзных объединений, то каждому из них будет предоставлено место в общем едином органе.

    Внимание! Если между профсоюзами нет согласия о создании единого органа, то право на ведение переговоров передается тому профсоюзу, в составе которого находится наибольшее количество членов.

    Трудовой закон предоставляет каждой из сторон полную свободу в выборе вопросов, которые будут включены в коллективный договор. Если подлежит обсуждению раздел по охране труда, то в процесс может быть привлечена комиссия по охране труда предприятия или непосредственно инспектор.

    Важно! Каждая из сторон может выносить свои замечания и предложения, в соответствии с которыми проект коллективного соглашения должен дорабатываться.

    Лица, участвующие в обсуждении, не имеют права разглашать какую-либо прозвучавшую информацию, если она относится к коммерческой, служебной или иной тайне. Сотрудники, которые допустили это, могут быть привлечены к ответственности, начиная от дисциплинарной, и заканчивая уголовной. Порядок привлечения и степень наказания определяются соответствующим законодательством.

    Представленный проект коллективного соглашения должен быть утвержден на общем собрании всех сотрудников компании. Форма голосования выбирается на самом собрании.

    Общее собрание считается состоявшимся, если его посетили больше половины работников компании. Решение (утверждение или отказ в этом) принимается простым большим количеством голосов.

    Приказ о заключении коллективного договора (пример)

    В этом документе стороны должны отразить существенную позицию по разногласиям, мнение каждой из сторон соглашения и их предложения.

    В том случае, когда никаких разногласий между сторонами нет, подписывается коллективный договор. Как только этот момент произошел, то коллективные переговоры считаются завершенными. Оформленное соглашение передается на регистрацию в трудовом органе.

    После того, как стороны оформляют протокол разногласий и подписывают его, проведение коллективных переговоров считается завершенным.

    В срок 7 дней с момента полного подписания документа, коллективный договор передается работодателем или его уполномоченным представителем на уведомительную регистрацию в местный орган по труду.

    При этом начала действия соглашения не зависит от того, когда и как будет проведена эта регистрация.

    Во время регистрации орган по труду производит тщательную проверку текста соглашения и определяет те положения, которые по сравнению с нормами законодательства по труду или федеральных законов ухудшают положение работников. Если такие несоответствия будут выявлены, то об этом сообщается представителям обеих сторон, подписавших договор, а также в трудинспекцию.

    Важно! Те условия, которые являются ухудшающими положение сотрудников, признаются недействующими и в дальнейшем не учитываются.

    Перечень документов, необходимых для регистрации коллективного договора

    Для получения государственной услуги по уведомительной регистрации коллективного договора работодателю необходимо обратится в ГКУ КК «ЦЗН города Краснодара» с заявлением, которое адресуется на имя руководителя Центра занятости, оформляется на соответствующем бланке организации и заверяется личной подписью работодателя.

    В заявлении о регистрации коллективного договора указываются необходимые сведения о работодателе:

    форма собственности, ОКВЭД, ИНН;

    юридический и почтовый адреса, номера телефонов, факса, адреса электронной почты;

    численность работников, в том числе женщин, несовершеннолетних, работающих во вредных условиях труда;

    размер минимальной заработной платы, число и наименование профессий (должностей) работников ее получающих;

    наличие комиссии по трудовым спорам;

    количество представленных экземпляров коллективного договора.

    2. К заявлению прилагаются следующие документы:

    2.1. коллективный договор с приложениями;

    2.2. копия протокола или выписка из протокола общего собрания (конференции) работников о принятии коллективного договора; либо копия протокола или выписку из протокола заседания комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта, заключения коллективного договора;

    2.3. копия протокола или выписка из протокола общего собрания (конференции) работников об избрании в установленных законом случаях представителя (представительного органа) работников и наделении его полномочиями по ведению коллективных переговоров, участию в разработке проекта коллективного договора и заключению коллективного договора;

    2.4. копия протокола или выписка из протокола общего собрания работников, либо копия протокола заседания комиссии по подведению итогов выполнения ранее действовавшего коллективного договора;

    2.5. информация о выполнении ранее действовавшего коллективного договора.

    Согласно установленному порядку соглашения, которые заключены на федеральном уровне, направляют для регистрации в Роструд, прочие договора/соглашения – в территориальные структуры по труду.

    Отраслевые (межотраслевые) соглашения, которые заключены на федеральном уровне, а также межрегиональные соглашения проходят процедуру регистрации в порядке, который установлен Административным регламентом предоставления Федеральной службой по труду госуслуги по уведомительной регистрации (далее Административный регламент). Данным документом, кроме прочего, предусмотрено, что стороны должны получить уведомление о регистрации (Регламент утвержден Приказом Минтруда и соцзащиты от 12.09.14 г. № 636н).

    Иной порядок регистрации может быть предусмотрен законами субъектов России, в результате чего соответствующими полномочиями по регистрации договоров могут быть наделены структуры местного самоуправления.

    Подобной возможностью воспользовались далеко не все субъекты РФ. Чтобы получить госуслугу, заявителю нужно в соответствующий орган в сфере труда направить запрос, который оформлен согласно требованиям, закрепленным в Административном регламенте. Адрес/Метроовать его следует на имя руководителя структуры.

    Порядок проведения регистрации договора или изменений к нему согласно Регламенту выглядит следующим образом:

    соответствующий Комитет регистрирует поступившие договора в журнале учета, где указывается присвоенный документам регистрационный номер и дата регистрации; в срок, который составляет до 30 календарных дней, Комитетом проводится проверка документов для выявления условий, которые могут ухудшить положение трудящихся по сравнения с законодательством в трудовой сфере; если такие условия выявлены, Комитет сообщает об этом сторонам, подписавшим договор, в письменном виде.

    Составляем и заключаем коллективный договор

    Настоящий коллективный договор разработан в Конструкторе договоров и бланков, к которому вы можете получить доступ в своем личном кабинете. О том, как заключается коллективный договор читайте в статье на нашем сайте.

    Общая инструкция по работе с Конструктором договоров и бланков

    1. Коллективный договор, в отличие от индивидуального трудового договора, не является обязательным. Инициировать его заключение могут обе стороны трудовых отношений – работодатель или работники, но чаще инициатива принадлежит, конечно, последним.

    На небольших предприятиях редко формируют профсоюзные органы, поэтому от имени работников могут также выступать их представительный орган или представитель. При выборе правового статуса сторон коллективного договора укажите, объединены ли работники в профсоюз.

    После принятия решения про регистрацию или отказ в регистрации колдоговора/соглашения уполномоченным лицом органа в сфере труда согласно Административному регламенту подписывается соответствующее уведомление. В уведомлении проставляется дата регистрации договора. В журнал регистрации вносится не только дата регистрации колдоговоров, но и дата регистрации и исходящий номер уведомления о регистрации договора или же дата и номер документа об отказе, которое было направлено заявителю.

    Уведомление направляется заявителю в письменном виде почтовым отправлением, а также на электронную почту или иным способом, который был указан заявителем при подаче заявления.

    При осуществлении регистрации коллективного договора или изменений к нему по личному обращению заявителя, документы с отметкой об осуществлении регистрации возвращаются ему лично.

    Согласно порядку, определенному Административным регламентом, в случае, если документы от заявителя были получены по почте, с ним должны связаться уполномоченные особы и уточнить, каким образом он предпочитает получить пакет документов обратно после завершения процедуры регистрации.

    КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
    _________________________________
    (полное наименование организации)
    на период с «____» _______ 20___ года по «____» ______ 20___год
    (указать срок действия коллективного договора)

    От работодателя:
    __________________
    (должность, Ф.И.О. руководителя организации, работодателя – индивидуального предпринимателя или уполномоченных ими лиц, подпись)
    дата
    место печати

    От работников:
    ____________________
    (должность, Ф.И.О. председателя первичной профсоюзной организации или иного представителя (членов представительного органа) организации, подпись)
    дата
    место печати

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Настоящий коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации (у индивидуального предпринимателя) и заключенным между работниками и работодателем.
    1.2. Сторонами коллективного договора являются:
    работодатель -_____________________________________
    (наименование организации, филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения организации)
    в лице ___________________________________,
    (должность, Ф.И.О. руководителя организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя или уполномоченные ими лица)
    действующего на основании ________________________________,
    (документ, подтверждающий полномочия)
    далее «Работодатель» и работники организации, представляемые (указать представителя, представляющего работников данной организации):
    первичной профсоюзной организацией ____________________________,
    (наименование)
    далее «Профсоюз», действующей на основании ________________________________________,
    (документ, подтверждающий полномочия)
    в лице ее председателя ____________________________;
    (Ф.И.О.)
    иным представителем (представительным органом)__ ___ ___ ____________________, далее «Работники»,
    (наименование)
    действующим на основании _______ ___________ _________________________
    (указать: избран в результате тайного голосования на общем собрании или конференции работников, протокол № от «____»____20__ года)
    в лице________________,
    (Ф.И.О.)
    1.3. Коллективный договор заключен полномочными представителями сторон на добровольной и равноправной основе в целях:
    установления социально-трудовых прав и гарантий, улучшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством;
    повышения уровня жизни работников и членов их семей;
    создания благоприятного психологического климата в коллективе;
    практической реализации принципов социального партнерства и взаимной ответственности сторон.
    1.4. Коллективный договор заключен на срок ______(не более трех лет) и вступает в силу с момента подписания его сторонами (либо указать конкретную дату вступления коллективного договора в силу) и действует по « ___» ________ 20____ г. (указать дату).
    Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.
    1.5. По взаимному согласию сторон в течение срока действия коллективного договора в него могут быть внесены изменения и дополнения в порядке, установленном ТК РФ для его заключения.
    1.6. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации (индивидуального предпринимателя; действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения).
    1.7.Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права и трудовые договоры работников не должны ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим коллективным договором.
    1.8. Коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Вступление коллективного договора в силу не зависит от факта уведомительной регистрации.

    1. Методические рекомендации разработаны на основе Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», других нормативных правовых актов и устанавливают примерный порядок ведения коллективных переговоров по подготовке, принятию, подписанию и регистрации коллективного договора, контроля за его исполнением, а также возбуждения и разрешения коллективных трудовых споров о неисполнении условий коллективного договора.

    2. Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе профсоюзными комитетами организаций любых организационно-правовых форм.

    3. Коллективно-договорное регулирование отношений между нанимателем и работниками осуществляется непосредственно в организациях.

    4. Целью принятия коллективного договора является обеспечение социально-экономической защиты работников через установление соответствующего уровня оплаты труда, полной и продуктивной занятости, здоровых и безопасных условий труда, эффективной, прибыльной работы организации.

    5. Коллективный договор – это локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между Нанимателем и работающими у него работниками (часть первая статьи 361 Трудового кодекса Республики Беларусь).

    6. Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с действующим законодательством положения об условиях труда и его оплаты, социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантии и компенсации, предоставляемые Нанимателем.

    7. Коллективный договор регулирует трудовые и связанные с ними отношения между работниками и Нанимателем на основе норм, установленных в нормативных правовых актах, в Генеральном, тарифном и местном соглашениях, а также норм, установленных по соглашению сторон непосредственно в коллективном договоре.

    8. Основными принципами социального партнерства при заключении коллективного договора согласно статье 353 Трудового кодекса Республики Беларусь являются:

    8.1. равноправие сторон;

    8.2. соблюдение норм законодательства;

    8.3. полномочность принятия обязательств;

    8.4. добровольность принятия обязательств;

    8.5. учет реальных возможностей принятия реальных обязательств;

    8.6. обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;

    8.7. отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;

    8.8. взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

    9. В соответствии со статьей 363 Трудового кодекса Республики Беларусь сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и Наниматель или уполномоченный им представитель.

    10. Представительство интересов работников согласно части первой статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства. Так как действующим законодательством не установлены иные органы работников, представлять интересы работников имеют право только профсоюзы.

    11. Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители. Кроме этого следует учесть, что согласно части второй статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, а также лицами, представляющими Нанимателя.

    В случае, если председатель профсоюзного комитета одновременно является заместителем руководителя организации, то ведение коллективных переговоров и подписание коллективного договора необходимо поручить заместителю председателя профкома.

    12. Представителями интересов Нанимателя в соответствии со статьей 355 Трудового кодекса Республики Беларусь выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций.

    13. В соответствии со статьей 356 Трудового кодекса Республики Беларусь представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициатором коллективных переговоров по заключению и изменению коллективного договора.

    14. Действующим законодательством сторонам предоставлено право самим определять время начала коллективных переговоров, а, следовательно, и подготовки нового проекта коллективного договора. При этом профсоюзам следует иметь ввиду, что для обеспечения наиболее полной защиты трудовых и социально-экономических прав работников необходимо определить время начала переговоров с таким расчетом, чтобы окончательно согласовать проект коллективного договора до окончания срока действующего коллективного договора.

    15. Каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению коллективного договора, которые другая сторона обязана начать в семидневный срок (статья 357 Трудового кодекса Республики Беларусь). Примерная форма требования приведена в приложении 1.

    16. Статья 357 Трудового кодекса Республики Беларусь предусматривает для ведения коллективных переговоров создание на равноправной основе комиссии из равного числа уполномоченных представителей сторон.

    17. Количество представителей от каждой из сторон переговоров устанавливается по взаимной договоренности сторон. Количество представителей от каждой стороны должно быть не менее трех человек.

    18. Персональный состав комиссии по коллективным переговорам от профсоюза утверждается на заседании профсоюзного комитета. Пример оформления протокола заседания профсоюзного комитета приведен в приложении 2.

    19. В случае подготовки к заключению первого коллективного договора (вновь созданная организация, профсоюзная организация или коллективный договор не заключался) и распространения его действия на всех работников полномочия на ведение переговоров профсоюзному комитету необходимо получить на собрании (конференции) работников организации.

    20. Руководитель организации в свою очередь принимает меры по созданию комиссии – издает приказ о назначении представителей Нанимателя в комиссию по коллективным переговорам.

    21. Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета и копия приказа по организации будут являться документами, подтверждающими полномочия сторон на ведение коллективных переговоров.

    22. На первой встрече представители сторон договариваются о регламенте переговоров, обмениваются информацией, оговаривают функции председательствующего, порядок ведения протокола и другие процедурные вопросы.

    23. На заседаниях комиссии функции председательствующего выполняют поочередно сопредседатели сторон коллективных переговоров.

    24. На последующих встречах представители сторон рассматривают проект коллективного договора, разъясняют и уточняют свои позиции по проекту. Если в ходе переговоров возникают разногласия по каким-либо вопросам, каждая сторона вправе взять перерыв для дополнительного изучения вопроса и поиска компромиссных решений.

    При этом следует иметь ввиду, что согласно статье 357 Трудового кодекса Республики Беларусь стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке.

    25. Каждое заседание комиссии обязательно протоколируется. Пример оформления протокола заседания комиссии приведен в приложении 3.

    26. Профсоюзному комитету целесообразно подготовить свой вариант проекта коллективного договора, взяв за основу нормы Генерального, тарифного и местного соглашений и действующий в организации коллективный договор. В коллективном договоре рекомендуется предусматривать работникам дополнительные трудовые и социально-экономические гарантии по сравнению с нормами Генерального, тарифного и местного соглашений.

    27. Процесс разработки проекта и заключения коллективного договора, как правило, состоит из следующих основных этапов:

    27.1. проведение разъяснительной работы в структурных подразделениях о значении коллективного договора, о необходимости активного участия работников в поддержке своих представителей при отстаивании ими прав и интересов работников;

    27.2. организация сбора предложений от работников (по оплате труда, условиям труда и т. д.);

    27.3. анализ и систематизация поступивших предложений работников;

    27.4. подготовка проекта коллективного договора;

    27.5. обсуждение проекта коллективного договора работниками организации;

    27.6. доработка проекта коллективного договора по результатам обсуждения;

    27.7. проведение коллективных переговоров по проекту коллективного договора;

    27.8. принятие коллективного договора на собрании (конференции) работников (членов профсоюза);

    27.9. подписание коллективного договора.

    Примерный план мероприятий по подготовке, ведению переговоров и принятию коллективного договора приведен в приложении 4.

    28. В соответствии со статьей 368 Трудового кодекса Республики Беларусь проект коллективного договора обсуждается сторонами в определенном ими порядке, а также может публиковаться в печати.

    29. Целесообразно, чтобы все работники (в соответствии со сферой действия договора) приняли участие в обсуждении проекта коллективного договора, поскольку его нормы и положения касаются каждого из них. Для этого следует организовать обсуждение проекта коллективного договора во всех структурных подразделениях организ��ции.

    30. Наниматель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанного проекта коллективного договора до каждого члена коллектива.

    53. Завершающей стадией заключения коллективного договора является его подписание.

    54. Согласно статье 369 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор подписывают уполномоченные представители сторон. Как правило, по поручению собрания (конференции) со стороны Нанимателя договор подписывает руководитель организации, со стороны работников (членов профсоюза) – председатель профкома.

    В соответствии с требованием этой же статьи должна быть подписана каждая страница коллективного договора.

    55. Согласно статье 367 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами.

    56. В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Республики Беларусь подписанный коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) Нанимателя.

    57. В соответствии со статьей 371 Трудового кодекса Республики Беларусь для регистрации коллективного договора Наниматель представляет в регистрирующий орган следующие документы:

    57.1. заявление в письменной форме с просьбой о регистрации
    (с указанием: юридического адреса, фамилии, имени, отчества (полностью), контактного телефона представителей сторон, подписавших коллективный договор; даты подписания договора; отрасли (по основному виду деятельности); формы собственности; общей численности работников организации, в том числе профсоюзной организации; наименования вышестоящего профсоюзного органа);

    57.2. коллективный договор, каждая страница которого подписана уполномоченными представителями сторон, в количестве, соответствующем числу заключивших его сторон плюс один экземпляр – для регистрирующего органа;

    57.3. копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора.

    На практике встречаются случаи проставления печатей организации на подписи сторон, что не является нарушением, однако и не является обязательным требованием.

    58. Все необходимые для регистрации документы рекомендуется направлять в регистрирующий орган в течение одного месяца со дня заключения коллективного договора.

    Практика выявила многочисленные факты представления на регистрацию документов профсоюзами как более заинтересованной стороной.

    59. Изменения и дополнения в коллективный договор вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном Трудовым кодексом Республики Беларусь для их заключения (статья 372), то есть если коллективный договор принят на собрании (конференции), то и изменения и дополнения к нему должны вноситься после принятия на собрании (конференции).

    60. Согласно части первой статьи 365 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор распространяется на Нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен.

    61. Коллективный договор, стороной которого в организации выступает соответствующий профсоюз, получивший полномочия на его заключение от работников организации – членов профсоюза, может включать норму о распространении его только на членов профсоюза.

    62. В некоторых организациях часть работников не являются членами профсоюза или может быть не один профсоюз. Согласно части второй статьи 365 Трудового кодекса Республики Беларусь действие коллективного договора распространяется на работников, от имени которых он не заключался (вновь принятых и др.), при условии, если они выразят согласие на это в письменной форме, а также при условии согласия сторон, подписавших данный договор (данное условие необходимо включить в коллективный договор).

    63. В соответствии со статьей 367 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор заключается на срок, который определяют стороны, но не менее чем на один год и не более чем на три года и вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами и действует до заключения нового коллективного договора, если в нем не предусмотрено иное.

    64. Согласно статье 375 Трудового кодекса Республики Беларусь контроль за исполнением коллективного договора осуществляется сторонами, а также специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

    65. Согласно статье 374 Трудового кодекса Республики Беларусь информирование работников об исполнении коллективного договора производится в сроки, установленные в коллективном договоре, но не реже одного раза в полугодие.

    66. Целесообразно вопросы контроля за исполнением коллективного договора возложить на созданную в организации комиссию по ведению коллективных переговоров по его заключению.

    67. Комиссия отслеживает ход выполнения коллективного договора, информирует стороны о положении дел, ежеквартально подводит итоги выполнения, которые рассматриваются на расширенных заседаниях профкома, а один раз в год – на собрании (конференции) работников (членов профсоюза) организации.

    68. При осуществлении контроля стороны обязаны представлять необходимую информацию. Согласно части второй статьи 463 Трудового кодекса Республики Беларусь для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от Нанимателя, государственных органов.

    69. Согласно статье 16 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» профсоюзы вправе осуществлять общественный контроль за выполнением коллективного договора.

    При осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за выполнением коллективного договора правовые и технические инспекторы труда профсоюзов имеют право требовать от стороны коллективного договора устранения выявленных нарушений коллективного договора посредством направления представления об устранении этих нарушений, которое обязательно для исполнения (пункт 23 Положения о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»). О принятом решении сторона, получившая представление, обязана письменно информировать в указанный срок соответствующий профсоюз.

    При осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, за выполнением коллективного договора профсоюзы вправе выдать стороне коллективного договора рекомендацию по устранению установленных нарушений коллективного договора (подпункт 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»; подпункт 15.8 пункта 15 Порядка осуществления общественного контроля руководителями и представителями Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур, подпункт 23.12 пункта 23 Положения о правовой инспекции труда, утвержденных постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 25 августа 2010 г. № 180).

    О принятом решении сторона, получившая рекомендацию, обязана письменно информировать в указанный срок соответствующий профсоюз.

    70. В случае отказа Нанимателя, получившего представление, удовлетворить требования профсоюзов или недостижения соглашения между ними разногласия рассматриваются в соответствии с установленным законодательством Республики Беларусь порядком.

    71. Одним из основных принципов социального партнерства является обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства.

    72. Согласно статье 376 Трудового кодекса Республики Беларусь за неисполнение норм и обязательств, предусмотренных коллективным договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством, коллективным договором.

    73. При разработке проекта коллективного договора профсоюзу необходимо установить в коллективном договоре конкретные меры дисциплинарной, материальной и иной ответственности за невыполнение его положений. Такими мерами могут быть: привлечение к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством о труде; лишение полностью или частично надбавок, премий и других персональных выплат; расторжение трудового договора (контракта) с руководителями, не обеспечившими выполнение обязательств коллективного договора, заслушивание Нанимателя на заседании профсоюзного комитета.

    74. Трудовым кодексом Республики Беларусь предусмотрены определенные гарантии работникам, участвующим в коллективных переговорах. В соответствии со статьей 101 Трудового кодекса Республики Беларусь за работниками сохраняется средний заработок в случае участия в рабочее время в коллективных переговорах в порядке и на условиях, предусмотренных коллективными договорами, а при их отсутствии – по соглашению между сторонами коллективных переговоров.

    75. Статья 24 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» предусматривает, что в случае, если профсоюз является участником заключенного коллективного договора, привлечение к дисциплинарной ответственности профсоюзных работников, уполномоченных профсоюзом на участие в комиссиях по коллективным переговорам, примирительных комиссиях, допускается только с предварительного согласия профсоюзного органа.

    76. В коллективном договоре могут предусматриваться и другие гарантии и компенсации представителям работников: в период ведения коллективных переговоров они не могут быть переведены на другую работу, перемещены на другое рабочее место или уволены по инициативе Нанимателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа профсоюза.

    Принять решение и инициировать разработку и подписание коллективного договора можно буквально в любой момент. Привязываться к каким-либо датам или событиям (типа начала работы организации) нет необходимости. По нормам статьи 40 ТК РФ, коллективный договор является соглашением между работодателем и работниками организации в лице их представителей. Если в компании уже есть действующий профсоюз, то именно он может выступить в роли представителя. Однако для этого в нем должны состоять не менее 50 % всех членов трудового коллектива.

    Однако профсоюз существует далеко не во всех компаниях. Если его нет, трудящиеся граждане все равно имеют право и возможность направить руководству предложение о заключении коллективного договора. Тогда, как определено в статье 37 ТК РФ, выборы представителей происходят на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Важно помнить, что в роли таких представителей не могут выступать лица, представляющие интересы работодателя. Также запрещено представлять интересы трудящихся в этом случае органам, созданным либо финансируемым самой компанией, органами местного самоуправления, а также политическими партиями (ч. 3 ст. 36 ТК РФ).

    Работники, которые участвуют в переговорах, должны получить освобождение от работы (статья 39 ТК РФ). Работодатель должен издать соответствующий приказ. Заработная плата при этом таким лицам рассчитывается исходя из их среднего заработка. Поэтому в табелях учета рабочего времени такие дни следует отмечать буквенным обозначением «Г» или цифровым — 23.

    После того как участники переговоров согласуют все условия договора, он может быть подписан. Однако на практике переговоры часто заходят в тупик из-за возникающих разногласий. Например, работники хотят получать премию каждый месяц, а в отпуск уходить два раза в год, а ООО не может себе этого позволить. Бывает так, что разногласия не удается урегулировать, хотя трехмесячный срок уже подходит к концу. В этом случае стороны должны составить и подписать протокол разногласий. Все неурегулированные разногласия можно продолжить обсуждать. Если к консенсусу прийти не удается, то, по нормам статьи 398 ТК РФ, неурегулированные разногласия могут стать предметом коллективного трудового спора. То есть разрешить конфликт коллектива и руководства организации в этом случае сможет только суд. Чтобы этого избежать, необходимо все же пойти навстречу друг другу и согласовать все условия самостоятельно.

    Если проект локального акта одобрен сторонами, его можно подписывать. Свою подпись со стороны организации должен поставить руководитель или лицо, которое им на это уполномочено. Со стороны трудового коллектива договор может подписать председатель профсоюзной организации или другой представитель, избранный на общем собрании (конференции) тайным голосованием.

    На какой срок заключается коллективный договор, решают стороны в процессе его обсуждения. Обычно это один год, после чего его можно просто продлить. По закону коллективный договор заключается на срок не более трех лет, поэтому можно сразу заключить его на максимальный срок. Продление также возможно на любой срок до трех лет и неоднократно.

    Если обстоятельства изменились

    При каких обстоятельствах нужно заключать новый колдоговор, а когда не нужно?

    Суть изменений Колдоговор

    Изменение названия компании.

    Изменение типа государственного или муниципального учреждения.

    Реорганизация организации в форме преобразования.

    Увольнение руководителя организации.

    Сохраняется.
    Смена формы собственности. Сохраняется в течение 3 месяцев со дня изменения, затем может быть составлен новый или продлен старый.
    Реорганизация в форме слияния, присоединения, разделения, выделения. Сохраняется во время реорганизации, затем может быть составлен новый или продлен старый.
    Ликвидация. Сохраняется во время ликвидации.

    По нормам статьи 50 ТК РФ, коллективный договор должен быть направлен работодателем на уведомительную регистрацию в уполномоченный орган по труду в срок, равный семи дням со дня подписания договора. Каждый субъект РФ самостоятельно определяет такой уполномоченный орган и утверждает его нормативно-правовым актом. Например, в Москве это Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 08.09.2015 № 566-ПП.

    Срок вступления договора в силу никак не зависит от его уведомительной регистрации. Он начинает действовать сразу же с момента подписания, и его условия являются обязательными как для руководства ООО, так и для трудового коллектива. Однако при уведомительной регистрации чиновники могут обнаружить в договоре условия, которые ухудшают положение работников, по сравнению с действующим законодательством. В этом случае такие условия исключаются из локального акта и не подлежат исполнению. Правда, если чиновники не выявят таких нарушений, а они все равно обнаружатся в договоре позднее, их тоже можно не исполнять. Об этом, в частности, сказано в статье 9 ТК РФ.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *