Домашнее обучение в России закон 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Домашнее обучение в России закон 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134), пунктом 1 и подпунктом 4.2.5 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства просвещения Российской Федерации:

от 28 августа 2020 г. N 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2020 г., регистрационный N 60252);

от 20 ноября 2020 г. N 655 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 442 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2020 г., регистрационный N 61494).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 года.

Министр С.С. Кравцов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 апреля 2021 г.

Регистрационный № 63180

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115

Переход на семейное образование по шагам — как оформить

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности для учащихся, воспитанников (далее — обучающиеся) по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — общеобразовательные программы), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе для образовательных организаций со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус» и «казачий кадетский корпус», а также индивидуальных предпринимателей (далее — Организации), и реализующих общеобразовательные программы, в том числе адаптированные общеобразовательные программы.

3. Действие Порядка не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях1.


В рамках «регуляторной гильотины» Минпросвещения обновило порядок ведения деятельности по программам начального, основного и среднего общего образования. Новые требования вводятся с 1 сентября 2021 г. и будут действовать 6 лет.

Установлены сроки информирования органов МСУ родителями (законными представителями) детей о выборе семейной формы обучения. Регламентировано зачисление в образовательную организацию лиц, находящихся на семейном обучении, для прохождения промежуточной и итоговой аттестации.

Прописано, что для экстернов по согласованию с ними или родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся утверждается график прохождения промежуточной аттестации. При этом она должна проводиться по не более одному учебному предмету (курсу) в день.

Также учтены новые санитарные нормы и правила, принятые в 2020-2021 гг.

При переходе на семейное образование в первую очередь проинформируйте департамент или управление образования по месту жительства о смене формы обучения. Уйти из школы на семейное обучение без уведомления нельзя. Это могут расценить как ненадлежащее исполнение родительских обязанностей и привлечь к административной ответственности.

Отправить уведомление можно в любое время: до начала учебного года или в его середине. Только учтите время на ответ (в среднем процедура занимает от недели до месяца), а также региональные требования. В некоторых субъектах Российской Федерации есть чёткие даты информирования о смене формы обучения.

Уведомление о переводе на семейное обучение направляется в управление или департамент образования по вашему фактическому адресу, а не по месту регистрации.

Выберите удобный для вас способ:

  • Лично. Оформите заявление на семейное обучение в двух экземплярах. На своём обязательно поставьте отметку о том, что уведомление зарегистрировано.
  • По почте. Отправка заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении поможет подтвердить факт исполнения обязанности по уведомлению органов власти о выборе семейного обучения.
  • Дистанционно. Если у органа управления образования есть «электронная приёмная», можно направить уведомление о переводе на семейное обучение в электронном виде. При отправке рекомендуется сделать скриншот.

>

Второй, не менее важный этап при переходе на семейное образование. Если ребёнок уже обучался, заберите его личное дело и другие документы из образовательной организации. Отчислиться из контингента школы необходимо, даже если вы не планируете менять школу и хотите проходить аттестации там же, где учились.

Обычно требуется около месяца на прикрепление к школе в качестве экстерна и заключение договора.

Следующий важный момент в переводе ребёнка на семейное обучение — выбор школы и прикрепление к ней. Чтобы подтвердить знания, хоумскулеру необходимо зачислиться в аккредитованную школу, имеющую лицензию на образовательную деятельность. Подобрав школу с комфортным графиком аттестаций, направьте туда заявление.

В любое время, но лучше перед началом учебного года, когда школа формирует учебный план. Тогда вы сможете вовремя перевести ребёнка на семейное обучение.

На имя директора школы.

Лично или по почте, как описано выше.

Шаг 4. Подпишите договор при переходе на семейное обучение

Это необязательный шаг, но крайне желательный при переводе ребёнка на семейное обучение. Договор о порядке проведения аттестаций определит права и обязанности сторон, периодичность и форму экзаменационных испытаний.

Семейное образование предполагает свободу в выборе формата обучения. Кто-то сам преподаёт детям, другие предпочитают поручить это профессионалам.

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» вам помогут организовать семейное обучение с 1 по 11 класс. Это виртуальная школа, которая почти полностью заменяет обычную. Занятия проводятся в режиме реального времени, на них можно задавать вопросы преподавателям из МГУ, МФТИ, ВШЭ. В программу входят базовые курсы, это минимум, необходимый для сдачи аттестаций, а также углублённые и олимпиадные курсы для развития сильных сторон ребёнка. За успеваемостью и мотивацией учащихся следят персональные наставники.

Современное школьное образование – это большие возможности и разнообразие форм обучения, а учиться дети могут очно, заочно и дистанционно. Все зависит от подготовки ребенка и его личностных качеств, а также от способности родителей организовать ему достойное семейное образование и обучение основным предметам из школьного курса. Такая необходимость возникает в следующих случаях:

  • ребенок, помимо учебы в школе, получает дополнительное образование, учится на курсах, и не может посещать СОШ каждый день.
  • родители по разным причинам вынуждены часто переезжать, что является причиной моральных увечий.
  • ребенок имеет лучшую подготовку, чем остальные дети, и требует углубленного изучения предметов.
  • характер ребенка не позволяет общаться с одноклассниками, а не секрет, что в школах процветает насилие старших над младшими.

Принимать решение о варианте обучения ребенка могут родители (опекуны), спросив предварительно разрешение ребенка. Согласно положениям закона ФЗ-№273 от 29.12.2012г., отказать родителям в их желании самим выбирать форму обучения, не может никто. Согласно ст. 44 закона «Об образовании», до получения общего образования принимать решение о выборе формы обучения должны взрослые, а после окончания 9 класса решать свою судьбу может сам ребенок, но с одобрения взрослых. Закон предусматривает все фазы семейного обучения: дошкольное, начальное, общее и среднее, а у родителей всегда остается право на возврат в школу. Семейное образование по новому закону может сочетаться с очным обучением в школе. Это означает, что часть предметов родители могут учить с ребенком сами, а часть доверить педагогам. В роли педагогов могут выступать сами родители, привлекаются для этого репетиторы, но уже на платной основе, естественно.

Закон предусматривает, что получить семейное образование могут дети до 9 класса, после чего разговор уже идет о самообразовании. Родители, узнав об этом, считают, что семейное обучение доступно только до получения общего образования, но это не так. На самом деле, речь идет о том, что до достижения ребенком определенного возраста процесс обучения происходит при непосредственном участии родителей, а по окончании 9 класса подростки могут сами решать, что выбрать: семейное образование, самообразование или смешанную форму обучения. Все дело в том, что дети выросли, и некоторые предметы могут изучать уже самостоятельно. Родители должны отличать семейное образование от домашнего обучения. Последнее назначается в случае отсутствия у ребенка возможности посещать школу (по инвалидности, к примеру). В этом случае обучением занимаются не родители, а учителя, приходящие на дом к ученику.

Прежде чем принять решение о продолжении образования в семье, необходимо взвесить все «за» и «против». Родители должны понимать, что им предстоит тяжелая ежедневная работа, даже если вы установите себе и ребенку выходные дни и каникулы. Если согласен ребенок и готовы родители, можно приступать к процедуре перевода. Для этого понадобится:

  • написать заявление на имя руководителя учебного заведения, в котором будет числиться ребенок, проходящий образование в семье.
  • написать руководству СОШ еще одно заявление – на зачисление ребенка в экстернат (для сдачи экзаменов и прохождения аттестации).
  • направить соответствующее уведомление в образовательный Департамент – это можно сделать самостоятельно, или попросить об этом школьную администрацию.
  • подобрать подходящую программу обучения и оговорить сроки прохождения.

После подачи документов о желании перейти на семейное образование обучение начнется не сразу. Предварительно родителям позвонит специалист Департамента образования для уточнения некоторых деталей и с целью попытаться родителей отговорить от этого шага. После подачи документов ребенок находится уже на специальном учете Департамента. Окончательное подписание договора о переходе на семейную форму обучения происходит в стенах школы. Документ составляется в двух экземплярах – один для родителей, другой для школы. В договоре о переходе на образование в семье прописываются основные моменты, такие как прохождение аттестации и возможность получения бесплатных консультаций. Никто не вправе запретить вам пользоваться школьной библиотекой и принимать участие в общешкольных мероприятиях, и эти моменты также указываются в договоре. Если ребенок идет в 1 класс, но образование будет получать вне школы, писать заявление в школу не надо, достаточно уведомить Департамент образования .В некоторых учебных заведениях при заключении договора о переходе на семейную форму обучения требуют написать еще одно заявление об исключении ребенка из школы. Такого в законе нет, а если администрация будет на этом настаивать, напомните о положениях статей 17,44 и 63 ФЗ-№273, согласно которым и происходит перевод на семейную форму образования.

Плохого в том, что родители сами дадут образование ребенку, нет, особенно если они имеют педагогическое образование и много свободного времени. В этом случае родители должны четко осознавать, что вся ответственность за качество образования и результаты аттестации ложится на них. Родители сами должны выбирать программу обучения, давать ребенку задания и проверять их исполнение, а на это уходит немало времени. Не стоит забывать также о том, что образование на дому происходит в свободной форме, а это означает, что ребенок не будет чувствовать ответственности, откладывать выполнение задания «на завтра», а еще ребенку нужно общение со сверстниками. С другой стороны, все внимание преподавателей, а в их роли выступают родители, уделяется одному ученику, а это, в случае достаточной подготовки родителей, благотворно действует на качество образования.

  • Модернизация образования
  • Казачье образование
  • Дистанционное обучение
  • Курсы, выставки, конференции, семинары
  • Дошкольное образование
    • Документы
  • Опека и попечительство
    • Документы
  • Оздоровительная кампания
    • Весенняя оздоровительная кампания 2021
    • Летняя оздоровительная кампания 2021

    Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 310-ФЗ

    В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134), пунктом 1 и подпунктом 4.2.5 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:

    1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

    2. Признать утратившими силу приказы Министерства просвещения Российской Федерации:

    от 28 августа 2020 г. N 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2020 г., регистрационный N 60252);

    от 20 ноября 2020 г. N 655 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 442 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2020 г., регистрационный N 61494).

    3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 года.

    Министр
    С.С. КРАВЦОВ

    1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности для учащихся, воспитанников (далее — обучающиеся) по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — общеобразовательные программы), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    2. Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе для образовательных организаций со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус» и «казачий кадетский корпус», а также индивидуальных предпринимателей (далее — Организации), и реализующих общеобразовательные программы, в том числе адаптированные общеобразовательные программы.

    3. Действие Порядка не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях .

    Часть 6 статьи 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134).

    4. Формы получения образования и формы обучения по общеобразовательным программам определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .

    Часть 5 статьи 17 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

    Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения .

    Часть 4 статьи 17 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

    5. Общее образование может быть получено в Организациях, а также вне Организаций — в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования .

    Часть 2 статьи 63 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

    Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка .

    Часть 4 статьи 63 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

    При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают , в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из Организации в связи с переходом на семейное образование или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование.

    Часть 5 статьи 63 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

    Обучающийся, получающий образование в форме семейного образования в семейной форме, по решению родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в любой иной форме , предусмотренной законодательством Российской Федерации в сфере образования, либо вправе сочетать формы получения образования и обучения .

    Пункт 2 части 3 статьи 44 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

    Часть 4 статьи 17 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

    6. Обучающиеся, получившие основное общее образование или достигшие восемнадцати лет, имеют право на выбор Организации, формы получения образования и формы обучения .

    Пункт 1 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

    7. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами Организации.

    Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для изучения.

    8. Сроки получения начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования .

    2021 год ознаменуется для школьных учителей внедрением новой системы аттестации. Появятся такие квалификационные категории, как «учитель-методист» и «учитель-наставник». Министерство образования и просвещения Российской Федерации представило результаты опроса, и пройти обновленную аттестацию готовы уже более 1/3 работающих педагогов. В настоящее время корректируется нормативная база. Планируется, что введенные категории расширят возможности карьерного роста для учителей-предметников, а также будут способствовать развитию школьного наставничества.

    Учителя-методисты будут заниматься разработкой и внедрением в образовательную систему новых педагогических технологий, учебников и методических пособий, принимать участие в разных методических объединениях и обсуждении проектов нормативной документации. Кроме этого, они смогут создавать программы повышения квалификации, проводить семинары и мастер-классы, заседать в жюри на конкурсах педагогического мастерства, руководить студенческой практикой. Чтобы получить категорию, необходимо иметь 5-летний стаж работы в должности учителя и иметь действующую первую или высшую квалификационную категорию по специальности «учитель». Также необходимо иметь дополнительное профессиональное образование, полученное не раньше, чем за три года до момента подачи заявления на аттестацию.

    Учитель-наставник – это специалист, в задачи которого будут входить оказание помощи молодым педагогам, выявление пробелов в их подготовке, разработка планов профессионального роста. Простыми словами, наставник будет помогать молодому учителю и передавать ему свой опыт. Основными требованиями для допуска к аттестации являются семилетний стаж работы, высшая квалификационная категория, дополнительное профессиональное образование.

    Введение этих двух квалификационных категорий связано с тем, что теперь ничего не будет зависеть от воли директора школы. Педагог может иметь сразу две категории (к примеру, «учитель-методист» и высшую) и при этом получать надбавки к заработной плате за обе – таким образом, новая аттестационная система будет способствовать непрерывному профессиональному развитию.

    «Об образованиии в Российской Федерации»

    Планируемые нововведения направлены на упрощение порядка записи детей в детские сады. В ближайшем будущем у родителей не будут требовать свидетельство о рождении ребенка – законодательный акт об этом уже опубликован, и он вступил в силу с 1 января. Свидетельство может понадобиться только в единственном случае: если оно было выдано другим, иностранным государством.

    В рамках системы дошкольного образования будет введен новый порядок приема. Закрепляется территориальный принцип набора детей в детские сады, при этом дети имеют преимущество при зачислении, если их сестры и братья посещают конкретный детский сад. Основанием для приема в муниципальное дошкольное учреждение будет являться направление территориального органа управления образованием.

    Родители, которые хотят перевести ребенка из одного сада в другой, нужно будет обратиться в территориальные органы исполнительной власти и подать соответствующее заявление. Если в новом ДОУ будет свободное место, мам и пап уведомят об этом, после этого они должны написать заявление о переводе и отнести его в «старый» сад.

    Еще одно нововведение касается создания единой информационной системы федерального значения и разработки правил формирования электронной очереди в детский сад на региональном уровне. Согласно законодательному проекту принципы работы этой системы будут общими абсолютно для всех.

    Как повлияют эти и другие изменения на дошкольное, школьное, вузовское, средне-специальное и профессиональное образование предугадать сложно. Время покажет, насколько эффективно сработают новшества.

    • Кудрявцева довела до слез Королеву
    • Ради тяжелобольного Моисеева Пугачева решилась на кулинарный подвиг
    • Вопреки прогнозам врачей: МакSим удивила поклонников неожиданным поступком
    • 7 признаков того, что муж хочет развестись
    • Наташа Королева потеряла ребенка
    • В ПФР раскрыли подвох с досрочным выходом на пенсию
    • Согласовано: Белорусская область стала реальностью
    • «Дырка в легких»: Светлана Хоркина поделилась страшным диагнозом
    • Разговоры о романе Лепса с Барановской стали сенсацией
    • Волочкова раскрыла детали романа с голливудской звездой Джимом Керри

    Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.

    Единственное основание для перевода ребенка на семейное обучение – это его собственное желание и согласие родителей. Для перехода не требуются какие-либо уважительные причины, в отличие от, к примеру, надомного. В последнем случае ученик также обучается в домашних условиях, но по медицинским показаниям, при этом он занимается со школьными учителями, которые сами приходят к нему домой (в больницу).

    Перечислим распространенные причины, по которым родители переводят школьника на семейное обучение:

    • Не устраивает российская система образования. Например, хочется, чтобы ребенок занимался по авторской или западной методике.
    • Конфликты с одноклассниками, преподавателями или администрацией школы.
    • Семья постоянно меняет место жительства – частые переезды бывают у путешественников, артистов или военных.
    • Выдающиеся способности. Есть категория детей, которым не подходит стандартизированная школьная программа: юные гении, профессиональные спортсмены, музыканты, программисты и т. д.

    Достаточно просто составить заявление и указать, что вы хотите перевести ребенка на семейное обучение по собственному желанию. Указывать и аргументировать причину, согласовывать перевод с администрацией школы, департаментом образования и другими надзорными органами не нужно.

    Перевод может происходить при любых основаниях, например, религиозные убеждения или желание родителей проводить больше времени с ребенком и заниматься его образованием самостоятельно. Отвечать на вопросы о том, почему школьник переходит на домашнее обучение, вы не обязаны.

    Перейти на семейное обучение можно в любой момент – в действующем законодательстве нет никаких требований по этому поводу. Когда можно уйти на домашнее образование:

    • В начале учебного года, например, подать заявление в конце августа.
    • В середине учебного года. Вам не нужно дожидаться, когда закончится месяц или календарный год. Вы можете обратиться в отдел образования в любой момент, и школа не вправе вам отказать (допустим, ссылаясь на то, что нужно закрыть четверть).
    • В конце учебного года. К примеру, ребенок сдал все контрольные за 5 класс, а начиная с 6-го, он учится на дому. При этом если он или родители решат вернуться в школу, то ждать начала 7-го класса не нужно. Зачислиться обратно также можно в любой момент.

    Перейти на домашнее обучение можно и после 9 класса, но только по форме самообразования – именно она действует в 10-11 классах. В обоих случаях ребенок учится на дому, но в первой ситуации решение о переходе принимают родители, а во второй –сам школьник после сдачи ОГЭ.

    Процедуру перевода нужно выполнить правильно. Нельзя просто перестать ходить в школу, так как в этом случае родителей могут оштрафовать или пригласить в ПДН.

    Расскажем подробнее, как перейти на семейное обучение:

    1. Обратитесь в департамент или отдел образования по месту жительства. Заранее выясните, какой именно орган в вашем регионе занимается этим вопросом. Уточните нюансы:

    • есть ли стандартный бланк заявления;
    • за какой период до перевода нужно проинформировать управление образования;
    • как быстро вы получите ответ и пр.

    В регионах могут действовать разные условия.

    2. Оформите уведомление о переводе на семейное обучение. Если у местного отдела образования нет шаблона, то документ можно составить в свободной форме. Заявление нужно отправить по фактическому адресу, а не по месту вашей регистрации. Например, если вы прописаны в Москве, но живете в Нижнем Новгороде, обращайтесь в нижегородское отделение. Как передать уведомление:

    • Лично. Принесите 2 экземпляра и попросите, чтобы на вашем поставили отметку о получении.
    • Заказным письмом. Необходимо составить опись вложения и запросить уведомление о вручении.
    • В электронном виде, если на сайте у местного департамента образования есть такая опция. При отправке рекомендуется сделать скриншот.

    3. Если вы отправляете документы по почте, то дождитесь письменного ответа о получении уведомления.

    4. Отчислитесь из школы. Напишите заявление в свободной форме о том, что хотите отчислить ребенка по собственному желанию и приложите к нему уведомление от районного отдела образования.

    5. Выберите школу для прохождения аттестации. Вы можете остаться в той же школе, в этом случае ее администрация составит локальный нормативный акт о переводе ученика на семейное образование. При желании можно прикрепиться к любому другому учебному заведению, у которого есть аккредитация на прием экстернов. Для этого достаточно написать заявление на имя директора школы. Необязательно, но желательно делать это в начале учебного года.

    6. Уведомите новую школу о переходе. Уведомление также можно отправить по почте или в электронном виде, но лучше обратиться лично, пообщаться с директором, выяснить условия аттестации, согласовать форму промежуточной аттестации и т. д. После обсуждения всех деталей останется только подписать договор с новой школой.

    Какие документы требуются, чтобы перевести ребенка на семейное обучение:

    • Уведомление в местное управление образования с указанием, что перевод происходит по собственному желанию с учетом мнения школьника. Можно составить по шаблону или в свободной форме.
    • Заявление на имя директора той школы, из которой вы отчисляете школьника (если ранее находились на очном обучении).
    • Заявление на имя директора той школы, в которой ученик будет проходить аттестацию.
    • Паспорт родителя.
    • Паспорт или свидетельство о рождении ребенка, его фотографии 3*4 см.

    Возможно, в новой школе вас попросят заполнить согласие на обработку персональных данных (по шаблону). Предоставлять какие-либо медицинские документы не нужно.

    При переходе на семейное обучение нужно открепиться от школы. Отчисляться из школы придется в любом случае, даже если вы не будете потом менять учебное заведение. Чтобы проходить аттестацию в своей школе, все равно необходимо сначала из нее отчислить ребенка. Прикрепляться нужно будет только на время аттестаций.

    Открепляться не понадобится только при заочном обучении или надомном (по состоянию здоровья).

    На надомное образование в России имеют право дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды. Существует перечень болезней, при которых их переводят на индивидуальное обучение на дому. Он утвержден приказом Минздрава № 436н от 20.06.2016 г.

    В него входят соматические (телесные) заболевания, психоневрологические (шизофрения, острые психозы, тяжелые неврозы), продолжительное восстановление после хирургических вмешательств или травм, нарушения поведения. Решение о необходимости надомного образования принимает психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В своих рекомендациях она указывает степень ограничения способности ребенка к обучению.

    Если ребенок идет в первый класс, можно выбирать любую школу независимо от места жительства. Важно, чтобы в ее уставе было прописано положение о домашнем образовании и экстернате. Как перейти на семейное обучение:

    1. Подать заявление директору школы.
    2. Известить о переводе местный отдел образования.
    3. После издания директором школы приказа заключить договор.

    В отличие от надомной формы, семейная не предусматривает бесплатных визитов педагогов на дом и согласования с методистами учебной программы. Она оставляется на усмотрение родителей.

    Перевод на семейное обучение оформляется следующими документами:

    • Заявлением на имя директора об отчислении ребенка из школы. Родители получают на руки личное дело со школьной медицинской картой, справками о результатах ежегодных итоговых контрольных работ и освоении учебных программ.
    • Заявлением в любую школу о прохождении промежуточных аттестаций и зачисления ребенка в качестве экстерна. В заявлении также можно просить о предоставлении возможности пользоваться школьной библиотекой и посещать лабораторные занятия по некоторым предметам.

    В договоре о допуске к аттестациям и экзаменам устанавливается порядок посещения необходимых практических и лабораторных занятий, график консультаций, сдачи контрольных работ и экзаменов. По согласованию с педагогами вы можете заменить форму аттестации. Например, заменить контрольную работу рефератом. В договоре также прописываются права и обязанности школы, родителей и ученика.

    Согласно новому закону об образовании, родители обязаны обеспечить:

    • Условия для учебы и усвоение ребенком учебного материала;
    • посещение консультаций, лабораторных практикумов и явку на контрольные работы, аттестации и экзамены;
    • Информирование образовательного учреждения об участии в аттестации педагогов, обучающих ребенка дома.

    Родители имеют право:

    • Получать от территориальных органов образования информацию о том, как перевести ребенка на домашнее обучение;
    • Знакомиться с образовательными программами, участвовать в составлении плана индивидуального обучения на дому;
    • Присутствовать на консультациях и аттестациях;
    • Приглашать преподавателей по своему выбору или обучать детей самостоятельно;
    • Получать социальную поддержку и (в отдельных регионах) компенсацию затрат на семейное образование.
    • Получать от школы методическую помощь.

    Образовательная организация обязана:

    • Выдать учебники, пособия, литературу из фонда школьной библиотеки;
    • Оказывать консультативную и методическую помощь;
    • При досрочном прохождении курса обеспечить досрочную аттестацию;
    • по заявлению родителей перевести ребенка обратно на школьное обучение;
    • при успешном прохождении школьной программы допустить ученика к экзаменам и выдать ему аттестат об образовании.

    Школа имеет право контролировать индивидуальное обучение на дому и освоение детьми образовательных программ.

    Как перейти на семейное обучение: условия, законы, порядок действий

    Здоровые дети, получавшие образование по семейной форме или дистанционно, успешно освоившие учебную программу, допускаются к экзаменам и сдают их как все школьники:

    • Для допуска к выпускным экзаменом ученик должен успешно пройти все промежуточные аттестации;
    • В выпускных классах проводятся ОГЭ и ЕГЭ по двум обязательным предметам -русскому языку и математике, остальные — по выбору выпускника;
    • Для всех учащихся независимо от того, где и в какой форме они обучались, устанавливаются единые дни сдачи экзаменов.

    Детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) предоставляются специальные условия сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В зависимости от мобильности ребенка, он может сдавать выпускные экзамены в школе, дома или в медицинском учреждении. Испытание проводится в присутствии одного из родителей, а также медицинского работника. Время выполнения заданий для детей-инвалидов увеличивается на 1,5 часа. Если экзамен занимает более 4 часов, детей обеспечивают питанием.

    ОГЭ и ЕГЭ вне школы проводится с выполнением минимальных требований:

    • Назначается руководитель пункта проведения экзаменов;
    • Присутствует один организатор и представитель ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии);
    • Организуется видеонаблюдение. ГИА (государственная итоговая аттестация) для детей с ОВЗ проводится по единому графику для всех выпускников.

    Дети-инвалиды на надомном обучении имеют право заменить ОГЭ и ЕГЭ на государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Для этого родители заблаговременно подают заявление в школу. В нем указываются предметы, по которым ребенок будет сдавать экзамен.

    Особенность Государственных выпускных экзаменов для инвалидов – пятибалльная шкала оценок.

    ГВЭ сдается по двум обязательным предметам – русскому языку и математике. Дополнительных предметов может быть не более двух. Выпускник, сдавший госэкзамен, получает аттестат и вправе подать документы в ВУЗ. Однако его не зачислят по баллам, как ребят, сдавших ЕГЭ. Для таких абитуриентов ВУЗ организует вступительные испытания.

    В новом документе уточняется, что при выборе семейного образования родители должны проинформировать об этом органы местного самоуправления в течение 15 календарных дней после отчисления или не менее чем за 15 дней до начала учебного года, в котором планируется это сделать. Раньше точные сроки не указывались.

    Обозначено, что ученик может в любой момент вернуться в школу, выбрать другой формат обучения или сочетать разные, если это необходимо. Раньше в документе говорилось лишь о том, что дети, которые получают образование дома, вправе пройти промежуточную и итоговую аттестацию в школе.

    По нынешнему регламенту те, кто выбрал семейное обучение или самообразование, могут пройти оба вида экзаменов экстерном. Если родители захотят, ребёнок в этот период отправляется в школу на год или только на период сдачи аттестации.

    Срок подачи заявления для прохождения ГИА составляет:

    • по программам основного общего образования — не менее чем за две недели до даты проведения итогового собеседования по русскому языку, но не позднее 1 марта;
    • по программам среднего общего образования — не менее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения), но не позднее 1 февраля.

    Дети, находящиеся на семейном обучении и не освоившие программу начальных или средних классов, не переводятся на следующую ступень. А если у них не закрыты академические задолженности, они возвращаются в школу.

    Было дополнено положение о требованиях к структуре, объёму, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ. Теперь в документе указано, что они должны соответствовать не только ФГОС, но и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    Помимо этого, теперь общеобразовательная программа обязательно должна включать в себя программу воспитания и календарный план воспитательной работы. Уточняется, что они разрабатываются и утверждаются школами.

    По этому вопросу есть дополнение: соблюдение гигиенических требований, а также санитарно-эпидемиологических правил являются обязательными. Уже в прошлом году в документе говорилось, что при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при введении режима повышенной готовности реализация программ осуществляется дистанционно. Причём в таком случае ограничения ФГОС не имеют силы.

    Все права учащихся, обязанности родителей и образовательных учреждений расписаны в федеральном законе N 273-ФЗ, который вступил в силу 29.12.2012 года. При переводе на самообучение нужно знать несколько статей закона, это:

    • Статья 17. В ней расписаны формы получения образования. Согласно данной статье, знания можно получить в форме самообразования или семейного обучения. Допускается сочетанное получение знаний, то есть можно некоторые предметы проходить в школе, а другие осваивать дома. Знания обучающегося оцениваются в учебном заведении путем проведения промежуточных и итоговых аттестаций;
    • Статья 44. Регламентирует права родителей брать на себя ответственность за образование детей. После получения документа о среднем образовании учащийся может уже сам выбрать форму обучения;
    • Статья 63. Расписывает особенности получения общего образования.

    Закон об образовании не устанавливает возрастных ограничений на домашнее обучение. Однако родителям, если они желают перевести ребенка на альтернативный вариант усвоения школьной программы, необходимо тщательно изучить данный закон РФ. Это поможет понять, что они обязаны дать своему ребенку и какую помощь при этом может предоставить государство.

    Как перейти на семейную форму обучения в 2021 году: основания, правила и порядок

    В законе об образовании РФ надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет инвалидность. Надомное образование позволяет получить аттестат о среднем или общем образовании. Учащиеся с инвалидностью могут учиться либо по общей школьной программе, либо по индивидуальным, составленным с учетом их возможностей, планам. Уроки на дому могут быть сокращены до 20-25 минут или удлинены до 2-х часов. По завершении учебы по школьной программе выдается аттестат об основном или среднем общем образовании.

    Перевести ребенка на надомную форму учебы на самом деле не так сложно. Однако процесс упростится, если родители заранее будут знать, в какие учреждения следует обращаться.

    Чтобы перевести ребенка на надомный вариант обучения, необходимо выполнить следующее:

    • Взять медсправку у участкового педиатра, о том, что ребенок по состоянию здоровья нуждается в домашнем обучении. Педиатр только выдает такую справку, а решение принимает комиссия МСЭ.
    • Написать заявление директору общеобразовательного учреждения, в котором учится ребенок. Если решение о надомном образовании принимается перед поступлением в первый класс, то заявление пишется на имя начальника Департамента образования города.
    • При необходимости составления индивидуальной программы родители или законные представители совместно с завучем или директором школы подбирают индивидуальный учебный план. В нем указывают необходимые для изучения предметы и их количество в неделю.
    • На основании медицинской справки и заявления составляют приказ. В нем указывают преподавателей, которые будут обучать ребенка на дому, и периодичность проверки знаний в течение всего года.
    • Родители получают журнал. В нем учителя должны отмечать пройденные материалы и количество отведенных часов, а также успеваемость учащегося. По окончании учебного года журнал сдают в образовательное учреждение.

    Перечень патологий, дающих право на надомное обучение, утвержден Министерством здравоохранения РФ. Образованием детей на дому должна заниматься школа, ближайшая к месту проживания семьи.

    Образовательное учреждение обязано:

    • обеспечить школьника бесплатными учебниками, справочниками. Речь идет о литературе, которая есть в школьной библиотеке;
    • оказывать консультационную помощь, помогающую усваивать общеобразовательные предметы;
    • проводить аттестации – промежуточные и итоговые;
    • после итоговой аттестации выдавать документ о получении соответствующего образования.

    Родители имеют право приглашать педагогов из других школ, которые могут принимать участие и в проверке знаний школьника.

    Чтобы получать школьное образование в домашних условиях, необходимо выполнить следующее:

    • Написать заявление соответствующего образца в Департамент образования. Департамент образования предоставляет родителям перечень школ, куда ребенок может прикрепиться для сдачи итоговых экзаменов;
    • Школе необходимо издать приказ о переводе ребенка на семейную форму обучения;
    • Родителям необходимо заключить договор с образовательным учреждением. В данном договоре отражаются все обязанности и права как самих родителей и школьника, так и школы. В документе указывается количество промежуточных аттестаций и их сроки, необходимость присутствия на практических и лабораторных уроках.

    При домашнем обучении педагоги школы не обязаны приходить на дом. Родители дают знания либо сами, либо приглашают репетиторов, либо ищут альтернативные варианты. Сроки итоговых и промежуточных экзаменов у обучаемого на дому могут совпадать с аттестацией у одноклассников. Однако многим более удобен вариант, при котором подбирается индивидуальный план оценки знаний.

    При домашнем обучении в России закон предусматривает:

    • возможность перевода ребенка как из школы для обучения на дому, так и обратно в любом классе;
    • обеспеченин учащегося учебниками, консультативную помощь педагогов.

    В Законе об образовании указано, что родители, по усмотрению субъектов РФ, где проживает семья, могут получать денежные средства, которые государство тратит на обучение каждого школьника, в качестве компенсации. Конкретные цифры могут разниться, а в некоторых районах и вовсе не предусмотрены такие субсидии, поэтому сумму денежных средств нужно уточнять по месту жительства.

    Получение школьных знаний с помощью интернета подходит тем детям, которые могут самостоятельно контролировать учебный процесс. Контакт с преподавателями происходит через системы телекоммуникации или очно. Практически нет единого плана дистанционного получения знаний, технических средств и специальной методической литературы. Но постепенно появляются частные учреждения, готовые работать со школьниками дистанционно.

    Минпросвещения утвердило новый порядок образовательной деятельности в школах

    Закон ФЗ-№273 не совершенен, поправки в него вносятся практически ежегодно. Основная причина вносимых корректировок – несоответствие разработок закона реальному состоянию образования в РФ.

    В новых поправках существенных изменений, касающихся среднего и общего школьного образования, нет. Единственное, что заслуживает внимание, – это то, что правительство на законодательном уровне закрепило такие формы обучения как семейное, сетевое, дистанционное.

    1. В Российской Федерации образование может быть получено:1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).3.

    Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.4.

    Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

    Из статьи 17 закона о семейном образовании следует, что в России можно учиться вне школ — на дому. Программу, способы обучения и учебный график выбирают родители, но обязательно с учётом мнения ребёнка.

    В статье 33 закона «Об образовании в Российской Федерации» дано ещё одно важное определение — кто такие экстерны.

    Экстерны — лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации

    Таким образом, школьники, обучающиеся в семейной форме, должны проходить аттестацию только в аккредитованных образовательных организациях. Аттестация необходима, чтобы продемонстрировать, что полученные знания и умения не ниже федеральных стандартов. В момент зачисления в аккредитованную школу ученик на семейном обучении становится экстерном.

    Более детально форма семейного образования описана в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015.

    В частности из этого приказа следует, что форму обучения выбирают родители, но при этом необходимо учитывать мнение ребёнка. А чтобы перейти на семейное образование, требуется уведомить органы местного самоуправления.

    При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *