Акт в делопроизводстве определение
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Акт в делопроизводстве определение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Акт – это документ, используемый для подтверждения тех или иных операций, событий. Формируется, к примеру, при проведении этих операций:
- Ревизии и различные исследования.
- Инвентаризация.
- Испытание новой техники.
- Передача ТМЦ.
- Передача дел новому руководителю.
- Направление в эксплуатацию объектов завершенного строительства.
Обычно акт составляется комиссией или другой группой лиц. Он может документировать итоги работы как временных, так и постоянных комиссий.
Акты: оформляем по правилам ГОСТ Р 7.0.97-2016 и Методических рекомендаций
Акты требуются для подтверждения должностных проступков. К примеру, это следующие виды нарушений:
- Неисполнение своих обязанностей.
- Невыполнение распоряжений руководителя.
- Прогулы.
- Появление на рабочем месте в пьяном состоянии.
Трудовые правонарушения обычно сопровождаются составлением этих актов:
- О прогуле.
- Об отказе в предоставлении объяснений.
Подобные акты особенно важно составлять правильно. Связана эта необходимость с тем, что подобные документы часто оспариваются. Действие актов напрямую касается интересов сотрудника. Последний вполне может обратиться в трудовую инспекцию или суд.
Документ может быть оспорен на одном том основании, что акт оформлен неверно. К примеру, сотрудник явился на работу пьяным. По этому факту был составлен акт. Но этот документ был оспорен из-за того, что он составлялся без присутствия свидетелей. Даже если работник действительно был пьяным, это не имеет никакого значения. Документ не имеет юридической силы, если он составлен неверно.
Основная особенность акта – это то, что документ составляется несколькими людьми. Связано это с сутью рассматриваемого вида документа. Акт выполняет следующие функции:
- Фиксация фактов. Предполагается, что фиксировать факты нужно при свидетелях. Нужно это для обеспечения достоверности, подтверждения, что факт действительно имел место быть.
- Принятие ключевых решений. Часто на базе актов принимаются различные решения. Эти решения иногда оспариваются через суд. Оспаривание может производиться на основании того, что акт был заключен без свидетелей. А потому документ обязательно нужно составлять в присутствии нескольких лиц.
Крайне важно оформлять акты в соответствии со всеми правилами. В обратном случае их легко можно будет оспорить.
Рассмотрим пример. Сотрудник пришел на работу в пьяном состоянии. Составлен акт, фиксирующий это состояние. Документ оформлялся без свидетелей. На основании акта работник был уволен. Однако сотрудник не согласился с решением работодателя и обратился в суд. Работодатель не смог доказать факт опьянения сотрудника, так как акт составлялся без свидетелей. Никто кроме руководителя не смог подтвердить нарушение ТК и внутренних распорядков.
Как уже говорилось, акт составляет группа лиц. Но под группой могут пониматься не только свидетели, но и специально сформированная комиссия. Состав ее определяет руководитель фирмы. Для утверждения состава необходимо издать приказ. Комиссия формируется, к примеру, при следующих операциях:
- Прием-сдача ценностей и документов.
- Инвентаризация.
- Расследование ЧП.
Обычно акты, формируемые комиссией, составляются по специальной форме, оговоренной в нормативных актах.
Для создания акта нужен или бланк фирмы, или специальный бланк со стандартным текстом. Документ этот должен соответствовать нормам ГОСТ Р 6.30-2003. В частности, в акте должны быть эти положения:
- Наименование фирмы.
- Наименование документа (акт).
- Номер.
- Наименование акта, заголовок (к примеру, «о прогуле»).
- Подписи.
- В некоторых случаях должен присутствовать граф утверждения.
К СВЕДЕНИЮ! Заголовок документа должен быть согласован с наименованием («акт»). То есть, он должен быть поставлен в родительном или предложном падеже.
Правила ведения архивного делопроизводства
Основное определение акта как вида документа было закреплено еще в Единой государственной системе делопроизводства (М., 1974):
акт – документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты и события.
В Словаре видов и разновидностей современной управленческой документации (Росархив / ВНИИДАД. М., 2014), который опубликован на сайте Росархива, фактически повторяется определение 1974 года:
акт – документ, составленный несколькими лицами (лицом) или комиссией и подтверждающий установленные факты или события (акт ревизии, акт проверки, акт приемки и др.).
Основные характеристики акта:
- фиксация фактов и событий в акте производится оперативно: в день их выявления/наступления или в специально обозначенный, но ограниченный период времени;
- чтобы избежать субъективных оценок, факты/события устанавливаются не одним человеком, а коллегиально. Считается желательным, чтобы число принимающих участие в этом процессе лиц было от 3 человек. Это могут быть специально назначенные сотрудники или комиссия 2, каждый при этом наделяется равными полномочиями, которые прекращаются после полного выполнения поручения и оформления акта. Полномочия могут предоставляться и по должности, прежде всего сотрудникам, осуществляющим контрольно-надзорную деятельность как во внешней среде, так и внутри организации (руководитель службы внутреннего контроля, заведующий архивом, начальник отдела кадров и т.п.) с целью оперативного документирования выявленных нарушений, фактов, фиксации результатов проверок;
- для организации работы комиссии из числа ее членов назначается председатель, который по обычаю делового оборота имеет право решающего голоса в процессе оценки фактов, т.е. практически в акте фиксируется та оценка, которую четко формулирует председатель. Такая практика заимствована из деятельности постоянно действующих комиссий, которые создаются, как правило, в статусе коллегиальных совещательных органов;
- поскольку факты устанавливаются коллегиально, в акте оформляются подписи всех участников, но каждый член комиссии имеет право на особое мнение, которое может быть оформлено:
- на самом акте ниже подписи (см. Пример 7);
- как самостоятельный документ, прилагающийся к акту (в форме служебной записки или документа с наименованием «особое мнение», «замечания», см. Пример 8). Он может быть также направлен непосредственно тому должностному лицу, на основании решения которого была создана данная комиссия;
- в процессе работы специально образованной комиссии любой ее член (например, в порядке очередности) может документировать факты – для составления актов секретарь в комиссии, как правило, не назначается;
- текст акта должен быть кратким и точным, при изложении текста не допускаются канцеляризмы («Мы, нижеподписавшиеся…», «…настоящий акт о следующем:» и др.);
- результаты работы комиссии могут утверждаться руководителем, по поручению которого она работала. На основании коллегиально установленных фактов часто принимаются управленческие решения, которые фиксируются уже в последующих распорядительных документах.
Если говорить о разновидностях акта, то их множество. Коллегиально могут устанавливаться факты (события, действия), относящиеся как к основной деятельности организации (приемка-сдача основных средств, инвентаризация, прием-передача результатов исполнения договоров и т.п.), так и к оперативным вопросам (нарушение трудовой дисциплины конкретным работником, прием-передача документов и дел по должности и т.п.) 3.
В разных управленческих ситуациях и в различных системах документации применяется множество разновидностей актов, в оформлении которых отражается определенная специфика отрасли деятельности или непосредственно требования действующего законодательства. Но базовые правила оформления и состав реквизитов акта сформировались в самой универсальной системе документации – организационно-распорядительной. Дальше будем говорить именно о них.
Пореквизитный анализ акта помогает не только при оформлении документа, но и при проектировании необходимых бланков актов и электронных шаблонов форм в информационных системах.
Типовой формуляр акта состоит из следующих реквизитов:
1. Наименование организации – автора документа. Это прежде всего полное наименование с указанием организационно-правовой формы в соответствии с уставом или положением об организации. Сокращенное наименование является факультативным, его можно не указывать.
Факультативными реквизитами акта при необходимости могут быть:
- Государственный герб Российской Федерации или
- герб субъекта Российской Федерации,
- эмблема, товарный знак.
2. Наименование структурного подразделения – автора документа оформляется только в актах, составляемых:
- в деятельности внутренних структурных подразделений (например, акт проверки трудовой дисциплины, непредставления работником объяснений и т.п.), а также
- в деятельности филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений, если их руководители создают комиссии для фиксации фактов по основным направлениям деятельности (акт инвентаризации, аттестации, установления квалификации работников и т.п.).
3. Название вида документа «АКТ» всегда оформляется на отдельной строке прописными буквами. Методические рекомендации допускают как слитное оформление, так и вразрядку. Опыт лучших практик показал, что лучше это делать вразрядку центрованным способом (посередине соответствующей строки) как при продольном, так и при угловом расположении реквизитов (см. Примеры 2 и 3).
4. Дата может являться не только датой подписания акта (05.02.2020), т.е. фактического окончания работы комиссии, но и отражать период ее работы (05.02.2020-07.02.2020). Методические рекомендации одинаково допускают цифровой и буквенно-цифровой способы оформления даты, второй способ является преимущественным при оформлении актов по исполнению договоров (в самих договорах, как правило, даты оформляются так же, например 15 января 2020 г.).
5. Регистрационный номер (индекс) в актах является факультативным реквизитом. Акты обычно нумеруются в пределах своего конкретного документопотока и конкретного…
- Свежие
- Посещаемые
Методические рекомендации разъясняют положения стандарта ГОСТ Р 7.0.97-2016, содержат методику их практического использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями при реализации процессов документационного обеспечения управления, в том числе в работе по созданию электронных документов, а также при разработке и внедрении систем электронного документооборота.
Методические рекомендации предназначены для применения органами государственной власти и государственными организациями, а также организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности. Методические рекомендации могут использоваться также в процессе обучения студентов по соответствующим дисциплинам.
1.1. Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (далее — Методические рекомендации) разработаны в целях определения:
— порядка применения положений ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — Стандарт);
— последовательности действий по организации его применения.
1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» , а также в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами в сфере информации и делопроизводства.
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2015 N 27, ст. 3953; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4229).
1.3. Методические рекомендации будут способствовать применению положений Стандарта в организациях различных организационно-правовых форм.
1.4. Положения Методических рекомендаций распространяются на документы на бумажном и электронном носителях.
1.5. Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» установлен принцип добровольности применения стандартов.
Пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2015 N 27, ст. 3953; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4229).
Применение Стандарта предполагает:
— приведение локальных нормативных актов организации, устанавливающих правила оформления документов, в соответствие со Стандартом (инструкция по делопроизводству, стандарт организации, правила работы с документами в СЭД);
— разработку бланков и электронных шаблонов документов в соответствии с положениями Стандарта.
1.6. В соответствии со структурой Стандарта, а также в связи с необходимостью определения порядка его применения, Методические рекомендации имеют следующие разделы:
1. Общие положения;
2. Термины и определения;
3. Общие требования к созданию документов;
4. Оформление реквизитов документов;
5. Подготовка текстов документов;
6. Бланки документов;
7. Особенности подготовки электронных документов.
А. Ермолаева. Понятие правового акта как официального документа
Организационно-распорядительные документы должны иметь установленный состав реквизитов и правила их оформления.
Электронные документы должны быть оформлены по общим правилам делопроизводства и иметь реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе, за исключением реквизита «Государственный герб Российской Федерации» .
Пункт 38 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 (Собрание законодательства Российской Федерации 2009, N 25, ст. 3060; 2011, N 37, ст. 5263; 2016, N 18, ст. 2641).
Состав и оформление реквизитов устанавливаются Стандартом. Состав реквизитов конкретного документа определяется его видом и разновидностью.
Стандарт устанавливает следующий состав реквизитов организационно-распорядительных документов:
01 — герб (Государственный герб Российской Федерации, герб субъекта Российской Федерации, герб (геральдический знак) муниципального образования);
02 — эмблема;
03 — товарный знак (знак обслуживания);
04 — код формы документа;
05 — наименование организации — автора документа;
06 — наименование структурного подразделения — автора документа;
07 — наименование должности лица — автора документа;
08 — справочные данные об организации;
09 — наименование вида документа;
10 — дата документа;
11 — регистрационный номер документа;
12 — ссылка на регистрационный номер и дату поступившего документа;
13 — место составления (издания) документа;
14 — гриф ограничения доступа к документу;
15 — адресат;
16 — гриф утверждения документа;
17 — заголовок к тексту;
18 — текст документа;
19 — отметка о приложении;
20 — гриф согласования документа;
21 — виза;
22 — подпись;
23 — отметка об электронной подписи;
24 — печать;
25 — отметка об исполнителе;
26 — отметка о заверении копии;
27 — отметка о поступлении документа;
28 — резолюция;
29 — отметка о контроле;
30 — отметка о направлении документа в дело.
Герб (Государственный герб Российской Федерации, герб субъекта Российской Федерации, герб (геральдический знак) муниципального образования) воспроизводится на бланках документов в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» , законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5021; 2002, N 28, ст. 2780; 2003, N 27, ст. 2696; 2009, N 46, ст. 5417; 2010, N 1, ст. 1; 2013, N 30, ст. 4022; 2014, N 11, ст. 1088).
Изображение герба (Государственного герба Российской Федерации, герба субъекта Российской Федерации, герба (геральдического знака) муниципального образования) помещается посередине верхнего поля бланка документа над реквизитами организации — автора документа, на расстоянии 10 мм от верхнего края листа .
Полужирным шрифтом в тексте Методических рекомендаций выделяются извлечения из Стандарта.
Вариант изображения Государственного герба Российской Федерации определяется видом документа и статусом издающего его органа в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» .
Статья 3 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5021; 2002, N 28, ст. 2780; 2003, N 27, ст. 2696; 2009, N 46, ст. 5417; 2010, N 1, ст. 1; 2013, N 30, ст. 4022; 2014, N 11, ст. 1088).
Гербы субъектов Российской Федерации устанавливаются их законами.
Гербы (геральдические знаки) муниципальных образований утверждаются уставами соответствующих муниципальных образований или правовыми актами (решениями, постановлениями) представительных органов муниципальных образований. В уставах или постановлениях (решениях) представительных органов муниципальных образований (советов, собраний) оговаривается состав видов документов с воспроизведением герба (геральдического знака) и вариант воспроизведения (одноцветный или многоцветный).
Эмблема, разработанная и утвержденная в установленном порядке, размещается в соответствии с нормативными правовыми актами на бланках и электронных шаблонах документов:
— федеральных органов государственной власти;
— территориальных органов федеральных органов государственной власти;
— государственных и негосударственных организаций.
Изображение эмблемы помещается посередине верхнего поля бланка документа над реквизитами организации — автора документа, на расстоянии 10 мм от верхнего края листа. В бланках с угловым расположением реквизитов изображение эмблемы помещается посередине верхнего поля зоны, занятой реквизитами бланка.
Товарный знак (знак обслуживания), зарегистрированный в установленном порядке , воспроизводится на бланках организаций в соответствии с уставом (положением об организации). Изображение товарного знака (знака обслуживания) помещается посередине верхнего поля бланка документа над реквизитами организации — автора документа на расстоянии 10 мм от верхнего края листа или слева на уровне наименования организации — автора документа (допускается захватывать часть левого поля).
Статья 1503 четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ.
Изображение товарного знака (знака обслуживания) регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Товарный знак изображается (воспроизводится) на документах в соответствии со свидетельством на товарный знак (знак обслуживания). Товарный знак может быть размещен на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот — письмах, накладных и др.
Статья 1484 четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ.
Наряду с товарным знаком (знаком обслуживания), на бланках документов может указываться коммерческое обозначение юридического лица. Коммерческое обозначение не является фирменным наименованием и не подлежит обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц .
Статья 1538 четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ.
Распорядительные документы: что про них нужно знать
Начальным этапом формирования номенклатуры дел выступает изучение созданных на предприятии комплексов локальных актов. В их число входят:
- организационная структура и штатное расписание предприятия;
- разработанные в предыдущие годы реестры дел;
- описи дел временного и постоянного хранения;
- при наличии — типовые номенклатуры дел;
- правила организации, определяющие порядок документооборота и документирования на предприятии;
- перечень документов, регламентирующих срок их хранения.
Следующий этап — выбор схемы, по которой она будет формироваться. Применяются два основных варианта:
- Структурная схема. Используется в том случае, если организационная структура компании или учреждения является стабильной. Разделы реестра дел формируются для каждого подразделения организации на основе структуры и штатного расписания.
- Функциональная схема. Применяется в предприятиях с нестабильной организационной структурой. Разделами выступают отдельные функции (трудовые отношения, кадры, отчетность и другие) или направления работы компании (производство, охрана труда, строительство, ремонт и т. д.).
Самостоятельные структурные подразделения предприятия в виде филиалов и представительств обязательно учитываются в номенклатуре дел. Обычно связанные с ними документы указываются в виде отдельных подразделов или разделов с указанием конкретного подразделения.
При этом сотрудники представительства или филиала формируют собственную номенклатуру дел, которая затем предоставляется в головную организацию и становится частью общего перечня заголовков дел. Если организационная структура хозяйствующего субъекта предусматривает большое количество региональных подразделений, рекомендуется формировать типовой реестр дел представительств и филиалов.
На предприятии нередко создаются общественные организации. Речь в данном случае идет о профсоюзах. Если подобное объединение зарегистрировано в качестве юридического лица, необходимо формирование индивидуального документального и архивного фонда. Как следствие, создается собственная номенклатура дел.
Документы различных совещательных органов, создаваемых на предприятии, включаются в общий реестр дел организации. В качестве примера подобных структур можно привести ликвидационную комиссию или временную администрацию, которые формируются при осуществлении процедуры банкротства.
Сейчас значительная часть документооборота происходит с применением электронного формата документов. Логичным следствием этого становится включение в номенклатуру дел электронных баз данных. Сроки хранения электронных документов не отличаются от бумажных, документация на электронных носителях включается на общих основаниях.
Индексы дел
Частой проблемой организации делопроизводства коммерческих компаний становятся трудности с индексацией дел. Они объясняются регулярными структурными изменениями, характерными для подобных хозяйствующих субъектов. Следовательно, возникает необходимость пересмотра существующей системы индексов. Общего решения не существует, поэтому в каждом конкретном случае внесение корректировок в индексацию дел происходит индивидуально.
Тема 2. Понятие документа, документопотока. Правила составления документов
Срок хранения архивных документов организации определяется действующей нормативно-правовой базой. Она формируется на основе ФЗ и перечней нормативных актов, разработанных Росархивом и Минкультуры.
В номенклатуре дел срок хранения документа указывается в графе 4 с обязательным указанием нормативного акта, которым он устанавливается.
- Локальные акты организации. Обязательные и факультативные
- Обязательные локальные нормативные акты и документы
- Факультативные локальные нормативные акты и документы
- Штатное расписание и график отпусков
- Документы, оформляющие отношения с работниками и содержащие информацию о них
- Договоры: трудовой и гражданско-правовой
- Личная карточка (форма Т-2)
- Подсчет страхового стажа
- Личное дело
- Военно-учетный стол
- Трудовая книжка
- Приказы и сопутствующие документы, которые готовит кадровая служба
- Регистрация кадровых документов
- Номенклатура дел и подготовка документов к архивному хранению
- Цель создания, задачи и организация деятельности архива
- Составление номенклатуры дел
- Формирование дел
- Подготовка дел к архивному хранению
- Проведение экспертизы ценности документов
- Оформление дел
- Составление описей дел
- Порядок уничтожения дел
- Передача документов по личному составу на хранение в государственные или муниципальные архивы
- Заключение
Поскольку кадровое делопроизводство — это своего рода производная от общего делопроизводства, каждому, кто работает с кадровой документацией, необходимо знать основы работы с документами, общие правила и требования. Поэтому мы начнем с некоторых базовых понятий.
Документом называется материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве. Кроме того, атрибутивной функцией документа является способность его служить доказательством. Поэтому документ — это важнейший инструмент эффективного управления. Отражением эффективных взаимоотношений юридических лиц с государством, структурами гражданского общества, отдельными лицами, другими представителями бизнеса является документационное обеспечение управления, или делопроизводство.
Делопроизводство — отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Делопроизводство реализуется во всех структурных подразделениях юридического лица, работающего с документами.
Правила ведения делопроизводства в организациях устанавливаются в общегосударственном масштабе преимущественно в форме государственных стандартов России, типовых инструкций или правил, положений по делопроизводству, унифицированных форм документов, типовой номенклатуры дел, установления типовых сроков хранения документов, правил хранения и утилизации документов. Перечисленные выше документы разрабатываются специально уполномоченными государственными организациями в соответствии с действующим законодательством. В отдельно взятой организации делопроизводство регулируется разработкой собственной инструкции по делопроизводству или стандарта организации, которая утверждается первым лицом предприятия в качестве нормативного правового акта, обязательного для исполнения работниками всех уровней. Разработка инструкции и контроль над выполнением ее положений возлагается на службу делопроизводства.
Грамотное управление персоналом невозможно без отлаженной системы кадрового делопроизводства, которое является неотъемлемой частью любой организации (предприятия, учреждения) независимо от масштабов его деятельности и организационно-правовой системы.
Каждый руководитель должен учитывать, что недопустимо отсутствие кадровой документации, отражающей трудовую деятельность и подтверждающей трудовой стаж работника, необходимый для начисления пенсии. Именно руководители организаций и предприятий несут персональную ответственность за документальный фонд, образующийся на предприятии.
Современное законодательство требует оформления большого количества документов, фиксирующих различные аспекты трудовых отношений работника и работодателя. Для того чтобы правильно оформить документ, необходимо определить, к какой группе документов или системе документации он относится.
Для осуществления функции управления кадрами и решения кадровых задач на предприятии создается самостоятельное структурное подразделение или назначается желательно освобожденный от других видов работ специальный сотрудник, организующий весь процесс управления кадрами совместно с руководством организации.
Предложенная вашему вниманию книга основана на личном опыте организации кадрового документооборота практически «с нуля» на уже функционирующем государственном предприятии.
С советских времен сложилось позитивное мнение о том, что в кадровых службах государственных учреждений и предприятий сохраняются многолетние традиции обязательного и строгого ведения кадровой документации, а в коммерческих организациях недооценивают роль документации по личному составу, нередко она вообще отсутствует или находится в неудовлетворительном состоянии. Действительно, руководители коммерческих организаций часто не считают необходимым создание отдельного структурного подразделения по учету кадров. Обязанности по оформлению трудовых книжек сотрудников и издание минимума приказов возлагают на секретарей или бухгалтеров, которые из-за большого объема основной работы ведут кадровое делопроизводство с нарушениями требований Трудового кодекса Российской Федерации, Инструкции по ведению трудовых книжек, не выполняют и не учитывают требований архивных органов к кадровой документации. Однако и в бюджетных организациях работа по учету, к сожалению, далеко не всегда поставлена как следует.
Занимаясь работой с персоналом, понимаешь, что правильная организация кадрового делопроизводства на предприятии требует знания большого количества нормативных материалов, умения ориентироваться в изменениях в законодательстве и новых формах применяемых документов.
Эта книга содержит подборку актуальных нормативных материалов в помощь как специалисту-кадровику, занимающемуся кадровым делопроизводством, так и секретарю, решающему кадровые вопросы своей компании.
Необходимо уметь работать с кадровой документацией, стремясь при этом защитить интересы работодателя и не ущемить интересы работника, т.к. жизнь постоянно напоминает, что правовая грамотность и самоуважение людей в наше время все больше возрастают. Появляется все больше источников юридических знаний по трудовым вопросам. Поэтому необходимо быть грамотным кадровым работником, умеющим вести работу по документационному обеспечению управления персоналом, не нарушая прав и не ущемляя интересов обеих сторон.
- сдачи-приемки (работ, материальных ценностей, документов);
- обследования (состояния техники безопасности, противопожарной безопасности; условий труда; результатов деятельности);
- испытаний (образцов, систем, технологий);
- выделения к уничтожению (материальных ценностей, документов);
- передачи (структурного подразделения из одной организации в другую);
- нарушения установленных правил;
- ревизии;
- инвентаризации;
- расследования аварий, несчастных случаев;
- ликвидации организации;
- конкретизирующие (регламентирующие);
- разрешающие (разрешительные);
- акты о признании;
- регистрационные;
- учреждающие (учредительные);
- запрещающие (запретительные).
- технические (выполненных работ, отказа, осмотра, устранения отказа и т. д.).
- Рекомендации по документационному обеспечению деятельности органов исполнительной власти (администраций краев, областей, городов федерального значения, органов местного самоуправления). — М.: ВНИИДАД, Мэрия Москвы, 1995.
- Витрук Н. В. Акты применения права в механизме реализации прав и свобод личности / Н. В. Витрук. //Правоведение. −1983. — № 2. — C. 3—10
Акт составляется для документального подтверждения какого-либо события с целью констатации факта или предложения конкретных путей решения проблемы.
Может составляться в свободной форме (при условии сохранения основных реквизитов), но рекомендуется соблюдать предписание из ГОСТ Р 6.30.2003.
Для составления создается комиссия из нечетного числа лиц, чаще всего включающая представителей бухгалтерии, кадровой службы, отдела охраны труда, начальников структурных подразделений.
При необходимости разрешено составлять одновременно несколько экземпляров.
Комиссия представляет собой специальный орган, созданный в организации с определенной целью: проверка деятельности подразделения, экспертиза ценности документов и т.п.
Комиссия может быть постоянной. В этом случае ее состав закреплен в соответствующем локальном нормативном акте (например, положении об экспертной комиссии) и не меняется годами. Так, если в положении об экспертной комиссии написано, что экспертиза ценности документов осуществляется начальником канцелярии, начальником юридического отдела и главным бухгалтером, то каждый год именно они определяют, какие документы оставить в архиве, а какие уничтожить. То, что люди, занимающие эти должности, могут меняться, значения не имеет.
Комиссия может создаваться разово. Например, если в компании за несколько лет деятельности скопилось много испорченных фирменных бланков и требуется их уничтожить, издается приказ, в котором работники, составляющие комиссию по уничтожению, перечисляются не только по должностям, но и пофамильно (Пример 1). Эта комиссия соберется только один раз, выполнит свою работу, зафиксирует ее результат в акте и прекратит свое существование.
ПРИМЕР 1
Юридическую силу акту придают следующие реквизиты:
- наименование организации;
- наименование вида документа (АКТ);
- дата события [3];
- место составления документа;
- заголовок к тексту;
- текст документа;
- подписи.
Если какое-то событие актируется не в первый раз, акт получает регистрационный номер. Это касается, например, актов уничтожения печатей и штампов, актов необнаружения документов, актов уничтожения документов с истекшим сроком хранения и т.п., т.е. документов, которые регулярно составляются внутри структурного подразделения (в данном случае – службы ДОУ). При этом каждый вид актов регистрируется отдельно.
Акты, требующие утверждения должностным лицом, содержат гриф утверждения.
В актах, составляемых на основании другого (обычно организационно-распорядительного) документа, содержится ссылка на регистрационный номер и дату этого документа.
Если к акту прикладывают какие-то документы, на нем проставляется отметка о наличии приложения.
В случае если акт составляется в отношении кого-то из работников (что характерно для кадрового делопроизводства), документ содержит визы ознакомления.
В случаях направления в организацию без сопроводительного письма акт, рассмотренный руководителем компании-адресата, проходит путь входящего документа и может содержать реквизиты «Резолюция», «Отметка о контроле», «Отметка об исполнении».
После того как работа над актом завершена, на нем проставляется отметка о помещении в дело.
Глава 12. Организация документов в делопроизводстве
Расшифровка подписи
Дата
Основание: [текст основания].
Комиссия в составе:
Председатель: [наименование должности] [фамилия, инициалы].
Члены комиссии:
[наименование должности] [фамилия, инициалы],
[наименование должности] [фамилия, инициалы],
[наименование должности] [фамилия, инициалы].
Присутствовали:
[наименование должности] [фамилия, инициалы],
[наименование должности] [фамилия, инициалы].
[Текст акта]
Приложение: __________________ на ___ л. в ___ экз.
Акт составлен в ___ экземплярах:
1-й экземпляр – [место нахождения экземпляра];
2-й экземпляр – [место нахождения экземпляра].
Председатель Подпись Расшифровка подписи Дата
наименование организации
АКТ
07.10.2013
№
2
Генеральный директор
Москва
проверки деятельности работников, ответственных за делопроизводство
в структурных подразделениях организации
М.В. Васильев
расшифровка подписи
07.10.2013
Основание: график проверки деятельности структурных подразделений ЗАО «Профиль» в 2013 г., утвержденный приказом от 14.01.2013 № 3.
Комиссия в составе:
Председатель: административный директор Шестаев Л.Б.
Члены комиссии:
начальник управления персоналом Климова Т.И.,
помощник генерального директора Леонтьева М.С.
Присутствовали:
начальник службы документационного обеспечения управления Гаврилова П.Р.,
инженер Епишева Р.Т.,
инженер Костина А.А.,
главный специалист Рязанов И.М.
С 16 по 20 сентября 2013 г. комиссией была проведена проверка деятельности работников, ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях организации.
В ходе проверки рассматривались:
- нормативное и методическое обеспечение структурных подразделений организации по вопросам делопроизводства;
- правильность и своевременность выполнения работниками функций по ведению делопроизводства в структурных подразделениях.
Комиссией было установлено следующее:
- работа по ведению делопроизводства в структурных подразделениях осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству ЗАО «Профиль» и другими локальными нормативными актами, регламентирующими процессы делопроизводства в организации;
- структурные подразделения обеспечены копиями всех локальных нормативных актов, регламентирующих процессы делопроизводства в организации;
- Епишева Р.Т. и Рязанов И.М. прошли обучение на семинаре «Организация делопроизводства и архивного дела» продолжительностью 8 часов в соответствии с Планом обучения работников ЗАО «Профиль» в 2013 г., утвержденным приказом от 10.12.2012 № 543, о чем имеют соответствующие сертификаты;
- работники своевременно выполняют функции по ведению делопроизводства в структурных подразделениях.
В то же время комиссией было установлено отсутствие приказа о назначении инженера Костиной А.А. ответственной за делопроизводство в отделе технического контроля, о чем получено письменное объяснение начальника службы документационного обеспечения управления Гавриловой П.Р.
Приложение: объяснительная записка Гавриловой П.Р. на 1 л. в 1 экз.
Акт составлен в двух экземплярах:
1-й экземпляр – в управление персонала;
2-й экземпляр – в дело № 24-56.
Председатель комиссии Шестаев Л.Б. Шестаев 08.10.2013
Комиссия представляет собой специальный орган, созданный в организации с определенной целью: проверка деятельности подразделения, экспертиза ценности документов и т.п.
Комиссия может быть постоянной. В этом случае ее состав закреплен в соответствующем локальном нормативном акте (например, положении об экспертной комиссии) и не меняется годами. Так, если в положении об экспертной комиссии написано, что экспертиза ценности документов осуществляется начальником канцелярии, начальником юридического отдела и главным бухгалтером, то каждый год именно они определяют, какие документы оставить в архиве, а какие уничтожить. То, что люди, занимающие эти должности, могут меняться, значения не имеет.
Комиссия может создаваться разово. Например, если в компании за несколько лет деятельности скопилось много испорченных фирменных бланков и требуется их уничтожить, издается приказ, в котором работники, составляющие комиссию по уничтожению, перечисляются не только по должностям, но и пофамильно (Пример 1). Эта комиссия соберется только один раз, выполнит свою работу, зафиксирует ее результат в акте и прекратит свое существование.
ПРИМЕР 1
Кадровое делопроизводство с нуля. Примеры документов и образцы заполнения форм
Формы для актирования каждого случая, который может произойти в процессе деятельности организации, создать невозможно. Тем не менее на основе информации, представленной в государственных стандартах по делопроизводству, можно создать универсальный шаблон акта, который в зависимости от ситуации можно будет изменять. Рекомендуем использовать этот шаблон (Пример 3) при актировании событий, для которых нормативные документы не предлагают образца или формы акта.
ПРИМЕР 3
Универсальный шаблон акта
[Наименование организации] |
УТВЕРЖДАЮ |
|||||||||||
АКТ |
||||||||||||
№ |
[наименование должности руководителя организации] |
|||||||||||
[Место составления документа] |
||||||||||||
[Заголовок к тексту документа] |
Расшифровка подписи |
|||||||||||
Дата |
Основание: [текст основания].
Комиссия в составе:
Председатель: [наименование должности] [фамилия, инициалы].
Члены комиссии:
[наименование должности] [фамилия, инициалы],
[наименование должности] [фамилия, инициалы],
[наименование должности] [фамилия, инициалы].
Присутствовали:
[наименование должности] [фамилия, инициалы],
[наименование должности] [фамилия, инициалы].
[Текст акта]
Приложение: __________________ на ___ л. в ___ экз.
Акт составлен в ___ экземплярах:
1-й экземпляр – [место нахождения экземпляра];
2-й экземпляр – [место нахождения экземпляра].
Председатель Подпись Расшифровка подписи Дата
Члены комиссии: Подпись Расшифровка подписи
Подпись Расшифровка подписи
С актом ознакомлен(ы):
Расшифровка подписи Подпись Дата
В дело №
Подпись Дата
В качестве актов по общему делопроизводству, составляемых в относительно свободной форме, можно привести акты проверки деятельности работников, ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях организации (Пример 4), и акт приема-передачи дел канцелярии (см. Пример 2).
ПРИМЕР 4
расшифровка подписи
07.10.2013
Основание: график проверки деятельности структурных подразделений ЗАО «Профиль» в 2013 г., утвержденный приказом от 14.01.2013 № 3.
Комиссия в составе:
Председатель: административный директор Шестаев Л.Б.
Члены комиссии:
начальник управления персоналом Климова Т.И.,
помощник генерального директора Леонтьева М.С.
Присутствовали:
начальник службы документационного обеспечения управления Гаврилова П.Р.,
инженер Епишева Р.Т.,
инженер Костина А.А.,
главный специалист Рязанов И.М.
С 16 по 20 сентября 2013 г. комиссией была проведена проверка деятельности работников, ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях организации.
В ходе проверки рассматривались:
- нормативное и методическое обеспечение структурных подразделений организации по вопросам делопроизводства;
- правильность и своевременность выполнения работниками функций по ведению делопроизводства в структурных подразделениях.
Комиссией было установлено следующее:
- работа по ведению делопроизводства в структурных подразделениях осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству ЗАО «Профиль» и другими локальными нормативными актами, регламентирующими процессы делопроизводства в организации;
- структурные подразделения обеспечены копиями всех локальных нормативных актов, регламентирующих процессы делопроизводства в организации;
- Епишева Р.Т. и Рязанов И.М. прошли обучение на семинаре «Организация делопроизводства и архивного дела» продолжительностью 8 часов в соответствии с Планом обучения работников ЗАО «Профиль» в 2013 г., утвержденным приказом от 10.12.2012 № 543, о чем имеют соответствующие сертификаты;
- работники своевременно выполняют функции по ведению делопроизводства в структурных подразделениях.
В то же время комиссией было установлено отсутствие приказа о назначении инженера Костиной А.А. ответственной за делопроизводство в отделе технического контроля, о чем получено письменное объяснение начальника службы документационного обеспечения управления Гавриловой П.Р.
Приложение: объяснительная записка Гавриловой П.Р. на 1 л. в 1 экз.
Акт составлен в двух экземплярах:
1-й экземпляр – в управление персонала;
2-й экземпляр – в дело № 24-56.
Председатель комиссии Шестаев Л.Б. Шестаев 08.10.2013
Члены комиссии: Климова Т.И. Климова
Леонтьева М.С. Леонтьева
С актом ознакомлен(ы):
Гаврилова П.Р. Гаврилова 08.10.2013
Епишева Р.Т. Епишева 08.10.2013
Костина А.А. Костина 08.10.2013
Рязанов И.М. Рязанов 08.10.2013
В дело № 24-56
Петрова 08.10.2013
В кадровом делопроизводстве акты чаще всего составляются для того, чтобы зафиксировать дисциплинарный проступок работника, его отказ выполнять поручение руководителя или какой-либо другой факт, который при возможном споре с работником поможет работодателю доказать правомерность своих действий. Например, при расторжении трудового договора из-за невыхода работника в первый день на работу именно работодатель должен будет доказать, что в определенный день его новый сотрудник отсутствовал на рабочем месте, и в качестве доказательства используют акт.
Подобные акты являются основаниями для издания приказов по личному составу о дисциплинарном взыскании, выплате премии в уменьшенном размере или расторжении трудового договора.
Обратите внимание!
Иногда одного акта о нарушении трудовой дисциплины недостаточно, проступок работника должен подтвердить еще и медик. В основном это касается случаев появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Комиссия, составляющая акт о дисциплинарном проступке, имеет свои особенности. Так как приказа о создании комиссии нет, ее председатель тоже отсутствует. Вместо него появляется составитель акта – работник, ответственный за работу с кадрами или охрану труда. Фиксировать факты нарушения трудовой дисциплины – его прямая обязанность. Если есть возможность пригласить в комиссию непосредственного руководителя нарушителя, то это нужно сделать, поскольку начальник, в свою очередь, обязан следить за дисциплиной во вверенном ему коллективе. Третьим участником комиссии может стать любой коллега провинившегося работника.
Приведем пример акта об отсутствии работника на рабочем месте (Пример 5).
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
На сегодняшний день в юридической практике существует множество различных типов актов, в силу значительного разнообразия заключаемых сделок.
Наиболее распространенные виды актов:
- Приемки-сдачи. Используется в отношении конкретных работ, оборудования, документации или разнообразных материальных ценностей.
- Обследования. Могут быть направлены в отношении условий труда, недавно построенных объектов недвижимости, или техник безопасности (как правило, общей или противопожарной).
- Испытаний. Могут применяться для проверки определенных образцов, систем, технологий.
- Ревизии.
- Инвентаризации.
- Расследования произошедших аварий, несчастных случаев.
- Ликвидации организации.
- Другие категории.
Кроме того под данное определение могут попадать документы, выпускаемые государственными органами. Это, как правило нормативно-правовые, законодательные и государственные акты.
В каждой организации может возникнуть потребность в фиксации определённых событий, фактов, которые устанавливают реальное положение дел. Эту цель преследуют при оформлении актов, которые имеют определённое значение в работе любого учреждения.
Другими словами, акты предназначены документировать различные ситуации для придания им официальности. Они содержат информацию о выполнении разных мероприятий, заданий, поручений. Акты относятся к справочно-аналитическим деловым бумагам.
Существует большое разнообразие материалов: Акты выполненных работ (оказанных услуг), Акты осмотра, Акты приёма-передачи документов, Акты проверки, Акты технической документации (образцы документов рассматриваются ниже).
Для того чтобы оформить документ, рекомендуем пользоваться образцами. Акты отличаются назначением документа. Однако единые требования заполнения всё же существуют. Их требуется придерживаться при оформлении любого материала. Общие правила заполнения актов:
- В оформлении деловых бумаг часто участвует несколько уполномоченных лиц, составляются комиссии из определённого количества человек. Это очень удобно при проведении мероприятий инвентаризации, проверки осмотра, обследования.
- Акты оформляются на определённых бланках с обязательным перечнем реквизитов (образец для удобства приводится ниже).
- Следует указать название документа.
- Требуется указать дату, регистрационный номер, место составления.
- В каждом документе даётся основание для заключения документа.
- В каждой деловой бумаге перечисляются члены комиссии, её председатель, указываются все необходимые персональные данные.
- Материал в документе должен быть разбит на пункты или абзацы. Должны приводиться таблицы. Текст должен завершаться выводами и предложениями.
- Документ заключается в нескольких экземплярах, согласно числу заинтересованных сторон.
- Деловая бумага подписывается всеми присутствующими лицами в определённой последовательности.
- С документом должны ознакомиться все лица, организации, чью деятельность документ затрагивает.
- Некоторые деловые бумаги должны быть утверждены руководителем организации, что закреплено нормативным законодательством РФ.
- реквизиты контрагентов;
- сведения о соглашении, на основании которого производились работы: его номер, дата, место (город) составления;
- название оказываемых услуг;
- периодичность осуществления работ;
- описание качества исполненных обязательств (заметка о наличии или отсутствии дефектов);
- стоимость работ, где отдельной графой будет выделен НДС.
- Об отсутствии дефектов, что означает аннулирование обязательства и последующую оплату заказчиком суммы по договору. По факту его принятия заказчик ставит на акте свою печать и подпись, а также дату оформления.
- О наличии дефектов. Если таковые имеются, в акте необходимо это зафиксировать. При этом подрядчиком должны предусматриваться (если это прописано в договоре) способы устранения выявленных нарушений или снижение цены за некачественное выполненные работы соразмерно недостаткам.
Текст документа пишется от лица того, кто его составляет: указывается ФИО, занимаемая должность, список присутствующих при составлении и описание самого события. При этом описываем все максимально точно, объективно, никаких домыслов или догадок. Если есть факты – указываем, как и всевозможные измеримые показатели.
Мною, старшим менеджером отдела продаж Сурпаевой Маргаритой Сергеевной, в присутствии менеджера по связи с общественностью Суркова Виктора Иосифовича и заместителя начальника отдела продаж Викторовой Ларисы Петровны, составлен настоящий акт о нижеследующем.
Работник компании, Закарян Георг Гагикович, занимающий должность оператора компьютерного набора, находился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. Г.Г. Закарян вел себя несдержанно, агрессивно, использовал нецензурные выражения. Объяснительную записку составлять отказался.
Настоящий акт составлен в одном экземпляре.
Составление и оформление актов
Деловая бумага подтверждает факт передачи в организации определённых документов от одного юридического лица другому. Заключается он при увольнении, в случае перевода и т. д. Оформляется материал на определённых бланках в нескольких экземплярах. Как правильно составлять «Акт приёма-передачи документов»? В деловые бумаги входят реквизиты:
- название организаций;
- наименование документов;
- дата, номер, место составления;
- количество экземпляров, тип;
- реквизиты юридических лиц;
- подписи, печати.
- Должностным лицом.
- Специально издаваемым документом.
Оба способа имеют одинаковую юридическую силу. Издаваемый документ (приказ, распоряжение, решение, протокол) рекомендуется составлять в тех случаях, когда требуются дополнительные разъяснения по применению и исполнению утверждаемого документа.
При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения документа состоит из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, его классного чина (при необходимости), личной подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения:
УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ООО «Свобода» подпись C.А. Красавин 31 декабря 2021 г.
Управление любым предприятием — это информационный процесс, в котором информация принимается, обрабатывается, вырабатывается решение, решение доводится до исполнителей, действия которых контролируются.
На всех этапах информационного процесса создаются документы, в которых фиксируется разнообразная информация.
Документ – это совокупность сведений, расположенных на материальном носителе и имеющих правовую основу.
акт
акт, акта, муж. (лат. actus — действие).
1. Единичное действие, отдельное проявление какой-нибудь деятельности (книж.). Познавательный акт. Половой акт.
/ Поступок, проявление в действии. Террористический акт. Акт безумия.
2. Документ, которым удостоверяется какой-нибудь факт, устанавливаемый в присутствии свидетелей (юр.). На пришедший в негодность инвентарь был составлен акт.
/ Наименование разного рода документов (офиц.). Акт нотариальный. Акт дознания. Обвинительный акт. Акты гражданского состояния.
/ чаще мн. Официальные документы, хранящиеся в архивах; грамоты (филол.). Исторические акты.
3. Наиболее крупная составная часть театральной пьесы; действие (театр., лит.). Трагедия в пяти актах.
4. Торжественное открытое собрание (в учебных заведениях; дорев. и загр.). «По окончании экзаменов происходил годичный гимназический акт.» Короленко.
акт
(от лат. actum — документ)
официальный документ издается государственным органом, должностным лицом в пределах их компетенции в установленной законом форме (закон, указ, постановление) и имеет обязательную силу. Юридический акт издается в заранее установленной форме с целью упорядочение взаимоотношений граждан и организаций в процессе производства, в политической сфере, семейной жизни. Юридический акт устанавливает охрану прав и свобод личности, общественного порядка и государственной дисциплины. Обязательное исполнение юридических актов обеспечивается государственными принудительными средствами: уголовная, административная, гражданско-правовая и другие виды ответственности. С помощью юридических актов осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Наиболее важная часть юридического акта — нормативный акт — письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства. Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативные акты находятся в иерархической соподчиненности, от которой зависит их юридическая сила. Акты нижестоящих органов должны соответствовать актам вышестоящих органов. Право издания нормативных актов закреплено законом за строго определенными органами. Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в общей системе правотворческих органов государства. Актами гражданского состояния называют записи специальными органами государства фактов рождения, смерти, брака, перемены имен и фамилий, развода, усыновления и удочерения. В театральном искусстве актом называют законченную часть драматического произведения или театрального представления; исторические: документы, в которых в форме определенных юридических норм зафиксированы договоры и сделки самого различного рода: от межгосударственных до частных. Акты являются одним из важнейших исторических источников. Термин «акт» произошел от латинского actum est — совершено, которое употреблялось в заключительной части древнеримских, а затем средневековых официальных документов. В научной литературе термин «акт» обозначает все документы в отличие от повествовательных источников, особенно часто актами называют законодательные документы. Акты, как исторический источник, специально изучает вспомогательная историческая дисциплина — дипломатика.