Информация о добросовестности поставщика образец по 44
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Информация о добросовестности поставщика образец по 44». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Добросовестность — это статус, который имеет значение при подписании контракта. Простыми словами, добросовестность поставщика — это факт умения работать с государственными заказчиками, подтверждённый определённым документом, о котором мы поговорим позже.
В зачёт добросовестности идут исключительно сведения из реестра государственных контрактов о тех договорах, которые уже исполнены поставщиком.
Один из основополагающих принципов государственных закупок — принцип обеспечения конкуренции. Он подразумевает, что любое заинтересованное лицо может принять участие в госзакупках и стать исполнителем контракта. Конкуренция между участниками должна быть добросовестной, то есть честной.
К недобросовестной ценовой конкуренции относят, в частности, демпинг. О нём мы поговорим в следующем разделе. Но добросовестность проверяют не только по этому параметру: заказчики внимательно изучают уже закрытые поставщиком контракты и проверяют, не уплачивал ли тот неустойки, пени и штрафы.
Если подрядчик некачественно выполнил предыдущие контракты, вероятно, он некачественно выполнит и контракт текущий. Поэтому проверка подрядчика на добросовестность — обязательный этап, который проходят все.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент в сфере закупок. Для этого подойдёт, например, «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».
Подтверждение добросовестности по 44-ФЗ
Демпинг — это, простыми словами, искусственное занижение цены. В госзакупках демпингом считают снижение цены на 25% и больше от начальной максимальной цены контракта. Часто встречается занижение цены и на гораздо больший процент.
В некоторых случаях поставщик, в силу своей неопытности, занижает цену, сам того не осознавая. Это бывает, когда он не учитывает те или иные нюансы, которые вскроются уже при выполнении контракта.
Бывает и такое, что начальная максимальная цена контракта изначально завышена. Заказчик может завысить НМЦК специально или по ошибке, а подрядчик выставить цену адекватную. В итоге разница между ними может превышать 25%.
Есть и другие причины возникновения демпинга: сговор заказчика и поставщика, стратегия «таран» (стратегия выдворения добросовестных поставщиков), мошенничество поставщика. В иных случаях поставщик выставляет низкую цену, потому что ему важна не столько оплата, сколько заключение самого договора. Как бы то ни было, демпинг приводит к определённым последствиям.
Для защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков при сильном занижении цен применяют антидемпинговые меры. Их проводят по следующим сценариям:
- Если цена контракта 15 млн рублей и менее, поставщик предоставляет обеспечения контракта, увеличенное в полтора раза, либо документы, которые удостоверяют его добросовестность по 44-ФЗ.
- Если цена контракта более 15 млн рублей, то поставщик в любом случае предоставляет обеспечение контракта, увеличенное в полтора раза.
Такие меры применяются, если цена, предложенная поставщиком, более чем на 24% меньше начальной максимальной цены контракта.
Как поставщику подтвердить добросовестность в 2020 году
Заказчик должен подтвердить свою добросовестность, но, в зависимости от вида госзакупки, он должен делать это в разное время. В таблице отражено, когда заказчик направляет информацию, а также меры, которые будут к нему применены, если он её не предоставит, либо предоставит недостоверные сведения.
Вид госзакупки | Электронный аукцион | Открытый конкурс в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме | Все виды конкурса, в том числе закрытый |
Когда предоставлять информацию | При направлении заказчику подписанного контракта | При отправке заявки на участие в госзакупке | |
Кто проверяет информацию | Комиссия по осуществлению закупок | ||
Если вы не предоставите информацию | Договор с поставщиком не будет заключён, и самого поставщика признают уклонившимся от заключения контракта | Контракт с участником закупки будет заключён после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, на 150% превышающем размер обеспечения исполнения контракта | |
Если вы предоставите недостоверную информацию | Заявка поставщика будет отклонена | ||
Как заказчик оформляет решение | Решение будет оформлено протоколом и размещено в ЕИС | Решение будет оформлено в протоколе определения поставщика с указанием причин отклонения такой заявки, а затем доведено до сведения поставщика |
Если закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, действуют немного другие правила.
Все закупки можно разделить на две большие категории:
- Закупки на общих основаниях.
- Закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для СМП добросовестность по 44-ФЗ имеет большее значение, а для закупок на общих основаниях она требуется реже.
Субъект малого предпринимательства может не платить обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств, а также к нему не применяются антидемпинговые меры. То же относится и к социально ориентированным некоммерческим организациям.
Поставщик должен предоставить заказчику сведения о трёх завершённых контрактах за последние три года, как было сказано в предыдущих разделах. Контракты должны быть исполнены без штрафов и пеней, а их общая сумма должна быть покрывать начальную стоимость текущей закупки. То есть, поставщик должен доказать свою добросовестность.
«Астрал.Тендер» — комплекс услуг для участия в торгах и госзакупках, одним из которых является тендерное сопровождение. Вам помогут найти подходящую закупку и подготовиться к ней, а также принять участие в торгах.
Когда предложение победителя аукциона или конкурса дешевле НМЦК на 25 % и более, в ход идут антидемпинговые меры. Это делается для того, чтобы не допустить ограничения конкуренции за счет чрезмерного занижения стоимости продукции, а также чтобы обезопасить заказчиков и, как следствие, конечных потребителей от некачественных результатов закупки.
Если при этом начальная цена тендера меньше 15 млн руб. (включительно), то у поставщика есть выбор. Он может предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5-кратном размере либо обычное обеспечение плюс документы, показывающие его деловую репутацию в контрактной системе.
С 01.01.2019 при начальной максимальной цене контракта до 15 млн. руб. толкование статьи 37 44-ФЗ перестало быть двусмысленным. По новым правилам, такие меры применяются следующим образом: это или обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, или обеспечение его исполнения в «стандартном» однократном размере вместе со сведениями о добросовестности.
ВАЖНО! Только «добросовестности» без денег или банковской гарантии, как обеспечения исполнения госконтракта, теперь недостаточно!
С 01.07.2018 вступили в силу изменения в 44-ФЗ. В связи с этим конкретизировано, что антидемпинговые меры будут действовать при проведении:
- открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием;
- двухэтапного конкурса;
- закрытых конкурсных процедур.
А также они распространяются на новые электронные закупки:
- открытый конкурс в электронной форме;
- конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
- двухэтапный конкурс в электронной форме .
При этом сам порядок предоставления будет аналогичен электронному аукциону по действующему законодательству. Т. е. сведения о добросовестности будут предоставляться победителем при направлении заказчику подписанного проекта контракта.
Нужные сведения содержатся в ЕИС, а именно в реестре контрактов, которые были ранее заключены с госзаказчиками. Причем все сделки должны быть полностью закрыты, то есть быть в статусе «Исполнение завершено» или «Исполнение прекращено».
Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки 44-ФЗ, может быть следующей (на выбор):
- Три и более исполненных контракта в течение одного года до даты подачи заявки. Без штрафных санкций.
- Четыре и более исполненных контракта в течение двух лет до даты подачи заявки. 75 % из которых без штрафных санкций.
- Три и более исполненных контракта в течение трех лет до даты подачи заявки. Без штрафных санкций.
Важно учесть, что в вышеперечисленных вариантах сумма хотя бы по одному из документов не должна быть ниже 20 % от предложенной участником цены в текущих торгах. Более того, предмет завершенных сделок законом не уточняется, то есть он может быть любым, от участника не требуется подтвердить факт исполнения аналогичных госконтрактов.
Для участия в конкурсе документы, свидетельствующие о честности победителя, прикладывают к конкурсной заявке. В случае их отсутствия заказчик может заключить сделку только после того, как получит увеличенное в 1,5 раза обеспечение, по сравнению с указанным в документации. Причем эта сумма должна быть не меньше размера аванса, если он предусмотрен документацией.
При демпинге цены на электронном аукционе поставщик обязан предоставить сведения, подтверждающие добросовестность, одновременно с подписанным контрактом по текущей закупке.
Конкурсная комиссия или непосредственно заказчик, в зависимости от вида процедуры, сверяют предоставленные сведения с реестром контрактов. Если обнаружатся поддельные или неточные сведения, заявка отклоняется (в конкурсе) либо участник признается уклонившимся от сделки (в аукционе). В последнем случае результаты публикуются в ЕИС в виде протокола, а право оформить сделку переходит ко второму по цене участнику. Если предложение последнего тоже снижено на 25 % и больше от НМЦК, то и к нему применяются все антидемпинговые меры.
Закон не устанавливает четких требований к форме предоставления рассматриваемой информации. Поэтому такие документы могут быть составлены в произвольной форме. Но для того чтобы участнику легче было безошибочно собрать все необходимые бумаги, а заказчику быстрее их проверить, удобно воспользоваться таблицей, которая содержит всю информацию, которую требуется предоставить по закону. Образец письма, подтверждающего честность поставщика, вы можете скачать ниже.
Как подтвердить добросовестность поставщика по 44-ФЗ
После того, как вы отыскали все контракты, исполненные вашей организацией на данный момент, вы выбираете тот вариант, который наиболее вам подходит для подтверждения добросовестности:
- Наличие исполненных в течение 1 года до даты подачи заявки на участие в этой закупке 3 и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)
- Наличие исполненных в течение 2 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 4 и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)
- Наличие исполненных в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 3 и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)
При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, предложенной участником по данной закупке.
Так как ФЗ-44 не конкретизирует, как участник закупки обязан предоставлять информацию о добросовестности, рекомендуем проявить максимум осмотрительности и оформить её следующим образом:
— создаете файл с названием «Информация, подтверждающая добросовестность»
— ссылки на выбранные согласно 2 этапа контракты размещаете в этот файл (указываете по каждому контракту реестровый номер закупки, наименование заказчика, № и дату контракта, сумму контракта, срок исполнения.
- Что нового по итогам 2015 года: важные изменения в системе госзакупок
Какие изменения в Федеральном законе № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. принес 2016 год?
- Выдача электронных подписей для участия в торгах
Наша компания является удостоверяющим центром по выдаче электронных подписей для любых задач. Обращайтесь — наши специалисты с радостью ответят на все Ваши вопросы.
- Сравнение стоимости банковской гарантии
Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.
Вы направляете при подписании проекта контракта заказчику следующие документы:
- Банковскую гарантию в размере, указанном в документации.
- Файл «Информация, подтверждающая добросовестность».
- Скриншоты экранов со страниц «Информация об исполнении (расторжении) контракта».
Скачать образец файла «Информация о добросовестности».
Добросовестность поставщика по 44-ФЗ: что это и как подтвердить
Данные, необходимые для подтверждения добросовестности поставщика, можно взять из ЕИС, а точнее из реестра контрактов, которые заключались с государственными заказчиками. Все сделки должны быть успешно завершены, то есть иметь статус «Исполнение прекращено».
Как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ? Нужно доказать, что им было выполнено хотя бы одно из условий:
- В течение года до подачи заявки поставщик благополучно закрыл не менее 3 контрактов. Штрафы при этом отсутствуют.
- За два года до подачи заявки поставщик не менее 4 раз становился победителем конкурса и успешно выполнил все контракты. Только 25 % из них имеют штрафные санкции.
- В течение 3 лет до участия в данном тендере поставщик завершил 3 и более контрактов, штрафов нет.
В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.
Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.
Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.
Если поставщик демпингует, это невольно наталкивает на мысль — а сможет ли он качественно выполнить контракт? Возможно, он работает на репутацию и не гонится за прибылью в этом тендере. Но также может быть, что поставщик чего-то не учел, переоценил свои силы или планирует сэкономить, поступившись качеством.
Так или иначе, при падении в ходе торгов цены на 25% от НМЦК и более начинают работать антидемпинговые меры. Поставщик должен:
- Перечислить обеспечение в полуторном размере (для любых торгов, кроме закупки жизненно необходимых товаров — лекарств, топлива, продуктов).
- Перечислить обычное обеспечение и представить копии контрактов по 44-ФЗ, которые он исполнил (только если НМЦК менее 15 млн рулей). При этом объект закупки роли не играет. Подойдут как минимум 3 контракта, исполненные без штрафов за последние 3 года. Или 4 и более контракта за 2 последних года, из которых ¾ выполнены без штрафных санкций. Как минимум 1 контракт из представленных должен быть стоимостью не менее 20% от НМЦК той закупки, при участии в которой поставщик снизил цену. Исполненные контракты должны быть размещены в реестре контрактов по 44-ФЗ. Малые закупки для подтверждения не подойдут, поскольку они в реестр не вносятся.
Когда закупка проводится аукционом или запросом котировок, имеет значение только цена. Все остальные условия регламентируются в документации без каких-то вариантов. Если проводится конкурс или запрос предложений, помимо стоимостных критериев оценки существует и нестоимостные. Это, например, квалифицированный персонал, наличие рекомендаций и другие. Предельные величины значимости критериев определены в постановлении № 1085 от 28 ноября 2013 года и зависят от того, что именно закупается.
Например, при закупке товаров нестоимостные критерии могут иметь вес не более 30%, при закупке строительных работ — не более 20%. А вот при создании информационных систем для государства величина значимости нестоимостного критерия может достигать 70%.
В том же постановление приводятся правила расчета баллов, присуждаемых участнику при оценке его заявки. Они таковы:
- Чем больше контрактов, подтверждающих опыт, предоставит участник, тем больше будет его балл. Точное значение рассчитывается по специальной формуле.
- Также по формуле рассчитывается предельное необходимое число квалифицированных характеристик, минимальное или максимальное. Например, чтобы получить баллы за опыт, участник должен представить от 5 до 10 исполненных контрактов.
- Баллы присваиваются по шкале, где каждому их значению соответствует определенный диапазон показателя. Например, участник не представил контракты — ему присваивается 0 баллов, если он представил 1-3 контрактов — 5 баллов и так далее.
Если в заявке нет документов, подтверждающих опыт, то ее не отклонят. Но по этому нестоимостному критерию участник наберет 0 баллов.
Контракты могут быть как из реестра по 44-ФЗ, так и по закону 223-ФЗ. Подойдут и договоры, не связанные с государственными закупками. Участник может представить копии:
- коммерческих договоров, в которых видно что и когда он поставлял или исполнял;
- актов приемки выполненных работ и документов об оплате;
- любых других документов, которыми будут подтверждены исполнены обязательства по договору.
В законе не прописано, что заявитель должен представлять документы, подтверждающие опыт, по тому же объекту закупки. Но арбитражная практика говорит о том, что заказчик вправе этого требовать. Например, если закупаются строительные работы, то подтверждать опыт нужно исполненными строительными контрактами. Также суды оставляют заказчикам право требовать предоставления договоров, которые исполнены без нарушений со стороны поставщика или подрядчика.
А вот следующие требования заказчика, по мнению арбитров, не являются правомерными:
- чтобы договор был исполнен в том же регионе, где производится закупка;
- чтобы исполнитель имел более узкую квалификацию, чем необходимо для исполнения контракта;
- чтобы сумма исполненных договоров была более 20% от НМЦ закупки.
Особо обстоит ситуация в конкурсах на оказание консультационных услуг, а также выполнение НИОКР и технологических работ. Тут правило такое: если исполнитель снижает цену более, чем на 25%, то значимость цены становится равной 10% от суммы величин всех критериев.
Как правильно подтверждать опыт поставщика в закупках
– в случае, если в качестве обеспечения исполнения контракта выбрана банковская гарантия, несоответствие банковской гарантии условиям контракта, требованиям Закона о контрактной системе, отсутствие банковской гарантии в реестре банковских гарантий,
– в случае, если закупка проводится для субъектов малого предпринимательства, и в качестве способа обеспечения исполнения контракта выбрано предоставление информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), непредоставление информации о контрактах, предоставление информации о контрактах, которые еще не исполнены, либо по контрактам (одному из контрактов) к победителю применялись неустойки (штрафы, пени), либо сумма цен таких контрактов составляет менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке,
– в случае, если победителем электронной процедуры начальная (максимальная) цена контракта снижена более чем на 25% либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, не представлена информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, либо не внесено обеспечение исполнения контракта в полуторном размере (случаи, порядок и сроки внесения подобной информации и обеспечения исполнения контракта установлены статьей 37 Закона о контрактной системе),
– в случае, если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и участник закупки предложил цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, непредоставление заказчику обоснования предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара. При этом хотелось бы отметить, что согласно сложившейся судебной практике к подобному обоснованию не относится гарантийное письмо победителя закупки (если он не является производителем товара), а также письмо о наличии у него на складе необходимого товара. В качестве документов, подтверждающих наличие товара у участника закупки, иных документов и расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене, могут быть представлены любые первичные документы, объективно подтверждающие факт приобретения товара, его оприходования (договор, накладная и т.п.) и наличия на складе на определённую дату (карточки складского учета), то есть документы, подтверждающие реальную возможность поставить товары.
- Необходимо внимательно отслеживать все закупки, на участие в которых вы подаете заявку; тот факт, что вы не подавали ценовых предложений, не свидетельствует о том, что вы не можете стать победителем (в случае, если ваша заявка оказалась единственной и признана заказчиком соответствующей требованиям документации и Закона о контрактной системе).
- Все документы и информацию, подтверждающие обеспечение исполнения контракта, добросовестность, необходимо готовить заранее и внимательно проверять перед направлением заказчику. Необходимо помнить, что все указанные документы и информацию победитель направляет при подписании контракта, возможность изменить или добавить необходимые документы и информацию еще раз у победителя уже не будет.
- Не откладывать подписание контракта на последний день.
- В случае если не удается подписать контракт по каким-либо техническим причинам, в том числе некорректной работы площадки, необходимо осуществлять запись всех своих действий на площадке с использованием независимого регистратора. В дальнейшем это может помочь обратиться в Федеральную антимонопольную службы с жалобой на действия оператора электронной площадки и вернуть себе право исполнения контракта.
- Необходимо актировать и фиксировать все события, не позволяющие вам своевременно подписать контракт.
- Внимательно отслеживать всю корреспонденцию, поступающую на электронную почту, указанную вами при регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок и заказчику, в целях своевременного отслеживания уведомления антимонопольной службы о рассмотрении обращения заказчика о включении вас в реестр недобросовестных поставщиков и возможности предоставления в антимонопольную службу документов и информации, свидетельствующих об отсутствии в ваших действиях умысла на уклонение от заключения контракта.
Заказчикам же в очередной раз хотелось бы напомнить, что по истечении сроков, указанных в статье 83.2 Закона о контрактной системе вам необходимо признать участника уклонившимся от заключения контракта, и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составить и разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Также в течение трех рабочих дней заказчику необходимо направить всю информацию об участнике, предусмотренную в статье 104 Закона о контрактной системе, в антимонопольный орган.
За невыполнение или несвоевременное выполнение указанных действий заказчик может быть подвергнут антимонопольным органом административной ответственности в виде административного штрафа.
При этом хотелось бы отметить, что антимонопольный орган выдает предписания заказчику, в том числе о возвращении закупки на этап подписания проекта контракта победителем, только на основании выявленных нарушений со стороны заказчика. Поэтому в случае, если неподписание контракта произошло по вине победителя, обращаться за выдачей подобных предписаний в антимонопольный орган не имеет смысла.
Хабаровское УФАС России считает, что подобное расторжение должно являться крайней мерой в случае существенного нарушения исполнителем условий контракта.
В настоящее время у заказчиков имеется возможность принимать немотивированные решения об отказе от исполнения контракта. Данная возможность позволяет Заказчикам оказывать сильнейшее давление на поставщиков ввиду возможных финансовых убытков для предпринимателей, следующих за расторжением контракта, а также риска включения в реестр недобросовестных поставщиков для участника закупки.
В соответствии с последними рекомендациями Федеральной антимонопольной службы информация о недобросовестных действиях заказчика при исполнении и расторжении контрактов направляется Хабаровским УФАС России в органы внутреннего финансового контроля.
Вместе с тем, предлагаемые Федеральной антимонопольной службой поправки к Закону о контрактной системе позволят снизить возможность принятия заказчиком немотивированных решений об одностороннем отказе от исполнения контракта. Так, одним из запланированных нововведений является введение в Закон о контрактной системе механизма защиты прав предпринимателей путем возможности обжалования в Федеральную антимонопольную службу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом необходимо помнить, что у поставщика (подрядчика, исполнителя) также имеется в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе право на расторжение контракта в одностороннем порядке в связи с неисполнением заказчиком своих обязательств по контракту. Вместе с тем, поставщик должен соблюсти порядок расторжения контракта, предусмотренный статьей 95 Закона о контрактной системе, и быть готов доказать недобросовестное поведение заказчика.
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
Это могут быть действия по замене товара, исправлению недостатков работ, при отказе заказчика в приемке товаров, работ, услуг. В случае если исполнитель уверен в качестве поставленного товара, выполненной работы, это может быть проведение независимой экспертизы по инициативе поставщика, оспаривание результатов экспертизы, проведенной заказчиком.
В случае если контрактом предусмотрена поставка нескольких наименований товара и товар одного наименования заказчик не принимает, то все остальные товары поставщик должен обязательно поставить.
При этом мы неоднократно говорим поставщику, что все взаимодействие с заказчиком при исполнении контракта должно осуществляться поставщиком в письменной форме, любые договоренности, связанные с исполнением контракта, должны подтверждаться соответствующими документами.
Телефонные переговоры не являются доказательством при рассмотрении антимонопольным органом дела о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Однако сама переписка, при отсутствии каких-либо иных действий, направленных на исполнение контракта, со стороны поставщика также не является доказательством его добросовестного поведения.
Также поставщику необходимо фиксировать все действия заказчика, препятствующие исполнению контракта, пояснения из разряда «я привез товар, а он отказался его принимать» при отсутствии каких-либо документов также не будут являться доказательством надлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по контракту.
Еще одним важным предложением по совершенствованию действующего законодательства являются планы по перенесению всей переписки по вопросам исполнения государственных муниципальных контрактов в Единую информационную систему в сфере закупок. Данное нововведение позволит повысить прозрачность и открытость контрактной системы в сфере закупок, что в свою очередь повлечет за собой повышение эффективности защиты прав участников закупки.
Первый шаг в указанном направлении уже сделан: Федеральное казначейство анонсировало внедрение функционала электронного актирования исполнения контрактов в Единой информационной системе.
- Подача заявки
- Поиск аукционов
- Оценка аукционной документации
- Предоставление электронно-цифровой подписи
- Аккредитация на торговых площадках
- Предоставление рабочего места для участия в торгах
- Удаленная настройка рабочего места для участия в торгах
- Подача жалобы в ФАС
- Запрос на разъяснение положений аукционной документации
- Заключение контракта. Подготовка протокола разногласий к проекту контракта
Чтобы показать свою благонадёжность, исполнитель представляет данные, содержащиеся в ЕИС о
- трёх и более исполненных контрактах за год и менее до даты подачи заявки, причём обязательства поставщика должны быть выполнены без применения к нему штрафных санкций;
- о четырёх и более договорах за последние два года, три четверти которых выполнены без претензий и штрафов со стороны заказчика;
- о трёх и более контрактах без санкций за три года до участия в тендере.
Цена хотя бы одного контракта из представленных должна составлять не менее 20% от НМЦК закупки.
В данном случае имеет место некая неопределённость со стороны законодателя — по сути, третий случай вбирает в себя первые два варианта, но тем не менее остальные варианты предусмотрены скорее для предоставления возможности участвовать в таких тендерах добросовестным исполнителям, работающим не так давно.
Также дополнительным подтверждением добросовестности станет информационное письмо о ненахождении поставщика в РНП. Оно составляется в произвольной форме.
- В ближайшее время законодатель планирует изменить основания применения антидемпинговых мер по 44-ФЗ — поводом станет не только снижение общей цены закупки более, чем на 25% от НМЦК, но и цены отдельных ТРУ закупки.
- Также предполагается обязать всех участников предоставлять сведения о благонадёжности не менее, чем за три года, что ограничит участие новых поставщиков.
- Предполагается отменить авансирование для закупочных процедур с существенным снижением цены — заказчики получат новый механизм защиты от недобросовестности.
Как заказчику по 44-ФЗ понять, что поставщик добросовестный
В полномочия заказчика включены действия по установлению обеспечения контракта почти во всех существующих способах конкурентных закупок:
- от 5 до 30% от НМЦ, при условии, что закупка в размере 50 млн руб или меньше
- от 10 до 30% от НМЦ, при условии, что закупка будет больше 50 млн руб
- не меньше размера суммы аванса, в том случае, если он имеется в закупке, согласно ч 6 ст 96 44 ФЗ.
(Информация, содержащаяся в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов)
Согласно ст. 37 ч.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с предоставленными данными о добросовестности ООО «Ромашка» просит снизить обеспечение исполнения контракта с 45 % до 30% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 30 251,18 (тридцать тысяч двести пятьдесят один) рубль, 18 коп.
Предоставляем сведения, подтверждающие добросовестность ООО «Ромашка» в таблице № 1.
№ п/п | Номер сведений о контракте | Статус контракта | Номер заказа | Наименование заказчика | Сумма контракта |
1. | |||||
2. | |||||
3. |
Генеральный директор ООО «Ромашка» ____________________ Иванов И.И.
Образец в формате .doc для самостоятельного заполнения вы можете скачать кликнув по ссылке.
Требования к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, описаны в части 3 статьи 37 44-ФЗ, она должна содержаться в реестре контрактов. В соответствии с требованиями:
- Поставщик должен подтвердить исполнение трех контрактов в течение трех лет до дня подачи заявки
- Контракты, подтверждающие добросовестность поставщика, должны быть выполнены им без применения каких-либо штрафных санкций
- Цена как минимум одного из таких контрактов должна быть не менее 20% НМЦК закупки, на участие в которой поставщик подает заявку.
Вся эта информация помогает заказчику понять, что участник закупки надежен, имеет опыт исполнения подобных контрактов и выполняет обязательства по контракту без нареканий и штрафов.
Наиболее удобный для всех способ – внесение на электронную площадку реестровых номеров контрактов, которыми поставщик планирует подтверждать добросовестность. Нужно указать минимум 3 контракта, но лучше указывать больше: ЕИС не всегда показывает, что контракты исполнены в соответствии с условиями закупки и законом.
Такое внесение информации можно продублировать в бумажном варианте, указав номера контрактов. Образцов документов для подтверждения добросовестности нет, поэтому предоставлять их можно в свободной форме. Поставщик может как просто прислать файл с номерами контрактов на электронную почту заказчика, так и приложить этот документ на электронную площадку. Но стоит иметь в виду, что первый вариант, когда реестровые номера контрактов вносятся на ЭТП, удобнее для заказчика: подтвержденные контракты ЭТП отметит зеленой галочкой автоматически, и заказчик подпишет контракт, не совершая лишних действий по поиску номеров контрактов для подтверждения их состоятельности. В случае если контракт отмечается красным крестом, заказчик сможет проверить, действительно ли с исполнением контракта были проблемы, или это ошибка ЕИС, вручную.
- Это информация из реестра исполненных контрактов, на официальном сайте Госзаказа, где можно найти информацию об исполненных УРЗ контрактах, и использовать данные из этого реестра.
Ошибки заказчиков и поставщиков
Согласно Современному экономическому словарю: ДЕМПИНГ – продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньше средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения). Демпинг проводится с целью проникновения на рынок, завоевания места на нем, вытеснения конкурентов.
В Законе 44-ФЗ под «демпингом» понимается снижение участником закупки ценового предложения на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо на 25% и более ниже начальной суммы цен указанных единиц (при закупках «без объема» по ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ). В таком случае закон обязывает всех заказчиков применять специальные антидемпинговые меры (ст. 37 Закона 44-ФЗ).
Понятие демпинга и антидемпинговых мер используется только при проведении торгов. При закупках у единственного поставщика, при проведении запроса котировок и запроса предложений – ограничений на размер снижения цены законодательно не установлено.
При подаче ценового предложения с «демпингом» заявка участника закупки не может быть отклонена в безусловном порядке. Но при этом в определенных ситуациях участнику закупки придется подтвердить свою способность выполнить контракт по такой сниженной цене, а также свою добросовестность.
Так, при демпинге в конкурсе или аукционе с НМЦК, не превышающей 15 млн. руб., победителю закупки дается право выбора (ч.2 ст.37 Закона 44-ФЗ):
- предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса),
- предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в документации о закупке, одновременно с информацией, подтверждающей добросовестность такого участника закупки.
По закону оператор электронной торговой площадки в течение часа после получения заявки проводит проверку по следующим пунктам:
— наличие электронной подписи на документах;
— истечение срока регистрации в ЕИС и аккредитации на электронной площадке;
— наличие участника в реестре недобросовестных поставщиков.
Об этих моментах заказчик может не беспокоиться. Но вот соответствие прочим единым и дополнительным требованиям придется проверить закупочной комиссии:
— подлинность представленных документов (например, сертификата СТ-1 или сертификата соответствия на товар);
— наличие долгов по налогам;
— наличие судимости за экономические преступления;
— участие в нескольких юрлицах, дисквалификацию и регистрацию по массовому адресу;
— присутствие в реестре СМП.
Сведения об участнике проверяет Федеральное казначейство на этапе внесения в единый реестр участников закупок. Однако заказчику лучше перестраховаться и повторно проверить бумаги и сведения. Ведь в случае, если будут обнаружены нарушения, убытки понесет именно он. Как это сделать — расскажем дальше.
Фактически это участник, который ранее уже успешно исполнял подобные контракты. Участник закупки на свое усмотрение предоставляет информацию об исполненных контрактах. При этом в случае отсутствия в реестре контрактов, представленных участником закупки сведений, такой участник признается не подтвердившим свою добросовестность (письмо Минфина России от 13.08.2020 N 24-03-08/71183).
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, по Закону 44-ФЗ (ч.3 ст.37) относятся ранее исполненные участником закупки контракты, для которых выполняются следующие условия
Таблица 1:
№ |
Требования к информации |
Показатель |
Пояснения |
1 |
Вид информации |
Информация из Реестра контрактов, заключенных заказчиками |
|
2 |
Количество контрактов |
3 контракта |
Участник закупки сам выбирает исполненные им контракты, которыми он будет подтверждать свою добросовестность. Если участником закупки представлено менее 3 контрактов, то считается, что информация не представлена. Если участником закупки представлено более 3 контрактов, то заказчик выбирает из них не менее 3-х, соответствующих требованиям. С учетом правопреемства (ст.58 ГК РФ).
|
3 |
Предмет контрактов |
Любой |
Предмет предыдущего контракта может отличаться от предмета контракта, который заключается по итогам торгов. Например, закупается мебель, а предметом предыдущего контракта может быть выполнение работ по текущему ремонту. |
4 |
Заказчик по контрактам |
Любой |
Предыдущие контракты могут быть заключены либо заказчиком в данной закупке, либо любым другим заказчиком по Закону 44-ФЗ. |
5 |
Период исполнения контрактов |
В течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке. То есть последний документ о приемке по предыдущему контракту (например, акт) должен быть подписан в течение указанного срока. |
|
6 |
Статус контракта |
Все 3 контракта должны быть исполнены |
|
7 |
Требование к контрактам |
Каждый из 3-х контрактов должен быть исполнен без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Заказчик должен учитывать только неустойку, сведения о которой включены реестр контрактов (см. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 N 11АП-16648/20 по делу N А72-7492/2020). |
|
8 |
Цена предыдущего контракта |
Цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем 20% НМЦК |
Если заказчик проводит закупку «без объема» по ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ, то цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем 20% максимального значения цены контракта. |
Все зависит от того, какой способ определения поставщика заказчик использует при проведении закупки
Таблица 2:
Условие |
При проведении электронного аукциона (ч.5 ст.37 Закона 44-ФЗ) |
При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме (ч.5 ст.37 Закона 44-ФЗ) |
При проведении всех видов конкурса, в том числе закрытого (ч.4 ст.37 Закона 44-ФЗ) |
Этап предоставления информации |
При направлении заказчику подписанного проекта контракта |
При направлении заказчику подписанного проекта контракта |
В составе заявки на участие в закупке. |
Кто проверяет информацию |
Комиссия по осуществлению закупок |
Комиссия по осуществлению закупок |
Комиссия по осуществлению закупок |
Если информация отсутствует |
Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. |
Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. |
Заявку по этой причине отклонять нельзя. Контракт с участником закупки заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке. |
Если информация недостоверна |
Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. |
Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. |
Заявка участника должна быть отклонена. |
Как оформляется решение |
Решение оформляется протоколом, который размещается заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. |
Решение оформляется протоколом, который размещается заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. |
Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. |
Следует помнить, что Закон 44-ФЗ устанавливает еще один случай, когда участник закупки может подтвердить свою добросовестность – это случай, прописанный в ч.8.1 ст.96 Закона 44-ФЗ (правило введено только с 1 апреля 2020 г.). Так, если проводится закупка среди субъектов малого предпринимательства или социально-ориентированных некоммерческих организаций (п.1 ч.1 ст.30 Закона 44-ФЗ), участник закупки, с которым заключается контракт, освобождается от предоставления и обеспечения исполнения контракта (в том числе с учетом антидемпинговых мер), и обеспечения гарантийных обязательств. Но только в случае, если он предоставит информацию из реестра контрактов, свидетельствующую о его «добросовестности». При этом, обратите внимание, что слово «добросовестность» в этой норме закона уже не используется (поэтому указываем его в кавычках). Однако требования к информации практически те же, что мы ранее разобрали в статье, но с тремя важными отличиями:
1) Правопреемство в предыдущих контрактах уже не учитывается (для сравнения см. п.2 Таблицы 1). Например, при слиянии юридических лиц, контракты которые были исполнены такими юридическими лицами до слияния, не могут учитываться в качестве подтверждения «добросовестности».
2) Установлены совершенно иные требования к цене предыдущих контрактов. Так, сумма цен трех предыдущих контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (в закупке «без объема» по ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ – не менее максимального значения цены контракта) (для сравнения см. п.8 Таблицы 1). При проведении совместных конкурсов или аукционов участник закупки освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления информации об исполненных трех контрактов, сумма цен которых должна составлять не менее суммы НМЦК каждого заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (письма Минфина России от 13.08.2020 N 24-03-08/71272, от 03.09.2020 N 24-03-08/77364).
3) Информация о трех контрактах предоставляется участником закупки исключительно до заключения контракта в случаях, установленных Законом 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
В гарантийном письме добросовестность исполнителя госконтракта подтверждает только производитель. | Решение Хабаровского УФАС № 224 от 09.07.2018 по делу № 7-1/373 | Скачать |
Участнику достаточно указать реестровый номер контракта, а заказчик не может требовать большего в документации о закупке. | Письмо Минфина № 24-06-08/64068 от 02.10.2017 | Скачать |
Когда предложение победителя аукциона или конкурса дешевле НМЦК на 25 % и более, в ход идут антидемпинговые меры. Это делается для того, чтобы не допустить ограничения конкуренции за счет чрезмерного занижения стоимости продукции, а также чтобы обезопасить заказчиков и, как следствие, конечных потребителей от некачественных результатов закупки.
Если при этом начальная цена тендера меньше 15 млн руб. (включительно), то у поставщика есть выбор. Он может предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5-кратном размере либо обычное обеспечение плюс документы, показывающие его деловую репутацию в контрактной системе.
С 01.01.2019 при начальной максимальной цене контракта до 15 млн. руб. толкование статьи 37 44-ФЗ перестало быть двусмысленным. По новым правилам, такие меры применяются следующим образом: это или обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, или обеспечение его исполнения в «стандартном» однократном размере вместе со сведениями о добросовестности.
ВАЖНО! Только «добросовестности» без денег или банковской гарантии, как обеспечения исполнения госконтракта, теперь недостаточно!
С 01.07.2018 вступили в силу изменения в 44-ФЗ. В связи с этим конкретизировано, что антидемпинговые меры будут действовать при проведении:
- открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием;
- двухэтапного конкурса;
- закрытых конкурсных процедур.
А также они распространяются на новые электронные закупки:
- открытый конкурс в электронной форме;
- конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
- двухэтапный конкурс в электронной форме .
При этом сам порядок предоставления будет аналогичен электронному аукциону по действующему законодательству. Т. е. сведения о добросовестности будут предоставляться победителем при направлении заказчику подписанного проекта контракта.
К конкурсной заявки должны быть приложены документы, которые будут подтверждать добросовестность победителя торгов.
Если эти документы не будут приложены, то заказчик может заключить будущую сделку, когда будет увеличено обеспечение в 1,5 раза, оно сравнивается с обеспечением, указанным в документации.
Сумма обеспечения ни в коем случае не должна быть меньше прописанного размера аванса, при условии если он предусматривается документацией.
При участии в аукционе и при демпинге цены участник должен предоставить данные, они будут подтверждать его добросовестность. Сверкой предоставляемой документации будет заниматься конкурсная комиссия или же заказчик. Все сведения сверяются с реестром контрактов. В случае обнаружения некорректных или поддельных данных, то при этом происходит отклонение заявки или же участник может быть признан уклонившимся от сделки. При признании участника уклонившимся от сделки, то при этом данные будут опубликованы на сайте ЕИС в качестве протокола, а оформить сделку сможет второй по цене участник торгов. В случае если у второго участника предложение тоже будет снижено на целых 25 процентов и в большую сторону от НМЦК, то его будет ждать та же участь, что и первого участника.
Добросовестность поставщика 2021 г.
Информация о заключенных контрактах содержится в реестре контрактов.
В статусе контракта выбираем «Исполнение завершено»:
Внизу страницы вводим свой ИНН и нажимаем «Найти»
Получаем результат
После того, как вы отыскали все контракты, исполненные вашей организацией на данный момент, вы выбираете тот вариант, который наиболее вам подходит для подтверждения добросовестности:
- Наличие исполненных в течение 1 года до даты подачи заявки на участие в этой закупке 3 и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)
- Наличие исполненных в течение 2 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 4 и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)
- Наличие исполненных в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 3 и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)
При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, предложенной участником по данной закупке.
Так как ФЗ-44 не конкретизирует, как участник закупки обязан предоставлять информацию о добросовестности, рекомендуем проявить максимум осмотрительности и оформить её следующим образом:
– создаете файл с названием «Информация, подтверждающая добросовестность»
– ссылки на выбранные согласно 2 этапа контракты размещаете в этот файл (указываете по каждому контракту реестровый номер закупки, наименование заказчика, № и дату контракта, сумму контракта, срок исполнения.
– по каждой выбранной Вами в подтверждение добросовестности закупке переходите в «Карточку контракта»:
– выбираете «Информация об исполнении (расторжении) контракта» – именно там в реестре контрактов содержится информация о применении к участнику неустоек (штрафов, пеней) по контракту
– затем по каждому выбранному на 2 этапе контракту:
1) вставляете ссылку на эту страницу в файл «Информация, подтверждающая добросовестность»
2) делаете скриншот экрана со страницы «Информация об исполнении (расторжении) контракта» – на ней будет отображено следующее:
Обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств по нему – это разные требования к обязательствам поставщика. П.3. ст. 96 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013 отделяет их друг от друга.
Таким образом, действие ст.37 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013 об антидемпинговых мерах не относится к обеспечению гарантийных обязательств по контракту, и их размер относительно изначально установленной суммы (% от НМЦК) остается неизменной, вне зависимости от наличия подтвержденной добросовестности поставщика, величины снижения цены контракта относительно НМЦК (для всех случаев), или самой цены контракта (в случае проведения торгов для СПМ и СОНО).
Важно – контракт, которым поставщик подтверждает свою добросовестность, должен быть исполнен участником не более чем за 3 года до даты подачи заявки. Так что даже если указанный контракт висит в статусе «Исполнение», не торопитесь отказываться от приемки сведений о нем. Ст. 103 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013 говорит о том, что в реестре контрактов отражается информация об исполнении контракта (или его этапа). То есть – возможно, контракт еще не оплачен заказчиком, но участником уже исполнен. Для этого, правда, придется, смотреть размещенную внутри информацию в части исполнения контракта участником, и надеяться, что заказчик по предоставленному контракту не нарушил сроков размещения.
Обратная сторона – не стоит торопиться и принимать сведения, если контракт стоит в статусе «исполнение завершено». Тут может быть обратная ситуация – участник исполнил обязательства больше чем за 3 года до подачи заявки, а заказчик оплатил эти работы и отразил завершенное исполнение меньше, чем за 3 года, что опять же видно из информации в реестре контрактов. Такой контракт, считаю, принимать как подтверждение добросовестности нельзя.
Что же касается контрактов на статусе «исполнение прекращено», то тут в первую очередь надо смотреть на причину прекращения. Если по соглашению сторон – такие сведения принимаются (с коррекцией на сумму отраженных исполненных обязательств, конечно), если же по расторжению в одностороннем порядке или по решению суда…а вот тут, внезапно, все не так просто, как кажется.
Документ удобно оформлять в табличной форме. Предусмотрена разбивка по годам и следующим столбцам. Не зависимо от формы подтверждения добросовестности, документ должен содержать:
- Название заказчика и его реквизиты.
- Ценовое предложение.
- Номер контракта в реестре.
- Предмет контракта.
- Дата заключения.
- Сроки исполнения обязательств.
- Требования к неустойкам, пени и штрафам, при наличии.
Рассмотри заполнение документа на примере подтверждения добросовестности обществом с ограниченной ответственностью «Мотылек». В левом верхнем углу требуется указать исходный номер контракта, по центру – заголовок «Информационное письмо».
[docs]
Далее указывают уже само обоснование, кто именно подтверждает добросовестность – генеральный директор ООО Корнилов Иван Матвеевич, действующий на основании устава в соответствии с требованиями Федерального закона №44. Информация по исполненным контрактам представлена в табличной форме с промежуточными заголовками по годам (учитываются три последних года до момента затребования подтверждения).
Обязательно следует указать источник – ЕИС и фразу «добросовестность подтверждаю». Документ удостоверяется подписью ответственного лица с расшифровкой.
Документ с подтверждением и обоснование добросовестности требуется подготовить заблаговременно, а не перед непосредственным подписанием контракта. В случае нарушения сроков предоставления документов, участник рискует оказаться в реестре недобросовестных поставщиков.
Вебинар по одному из способов проверки добросовестности представлен ниже.