Ст 237 ТК РФ с изменениями на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ст 237 ТК РФ с изменениями на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Неправомерными действиями являются действия, не соответствующие требованиям действующего законодательства: необоснованный отказ в заключении трудового договора, оплата работодателем сверхурочной работы в одинарном размере, хотя в соответствии со ст. 152 ТК она должна производиться в повышенном размере; увольнение работника на основании подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК за разглашение служебной тайны, если в его трудовые обязанности не входило выполнение установленного работодателем режима служебной тайны.

Неправомерным бездействием следует рассматривать пассивное поведение работодателя в тех случаях, когда законодательство возлагает на него совершение определенных действий, издание правоприменительных актов: невыдача работнику в день увольнения трудовой книжки; невыплата заработной платы в дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или коллективным договором; непредложение работнику другой работы при возложении этой обязанности на работодателя.

Работодатель обязан во всех случаях неправомерных действий или неправомерного бездействия возместить причиненный работнику моральный вред.

Учитывая, что ТК не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу абз. 14 ч. 1 ст. 21 и ст. 237 ТК вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в т.ч. и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы) (п. 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

2. Под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания работника, причиненные неправомерными действиями или бездействием работодателя, нарушающими его трудовые права, закрепленные законодательством, соглашением, коллективным договором, иными локальными нормативными актами организации, трудовым договором.

3. Признание действий или бездействия работодателя неправомерными входит в компетенцию КТС, районного суда, государственного инспектора суда. Однако установить факт причинения морального вреда работнику на основании ст. 237 вправе только суд.

4. Работник должен доказать факт причинения ему морального вреда. Доказательством могут служить: заболевание, возникшее в связи с потерей работы; нравственные страдания, обусловленные потерей работы и невозможностью найти другую работу; невозможность трудоустроиться, получить статус безработного в связи с задержкой выдачи трудовой книжки; задержка заработной платы, поставившая семью в сложное материальное положение, и т.д.

Признание работодателем факта причинения работнику морального вреда определяет возможность по соглашению сторон определить величину его денежной компенсации.

5. При разрешении трудовых споров, рассматриваемых непосредственно в суде, о восстановлении на работе (независимо от оснований прекращения трудового договора), изменении даты и формулировки причины увольнения, переводе на другую работу, отказе в приеме на работу и др. (ст. 391 ТК) вопрос о факте причинения работнику морального вреда и размере денежной компенсации работодателем определяется судом.

6. Факт причинения работнику морального вреда и размер его денежной компенсации определяются судом независимо от возмещения работнику материального ущерба, например причиненного в результате незаконного лишения его возможности трудиться (ст. 234 ТК), и в других случаях.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п. 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

7. Поскольку требование о компенсации морального вреда является производным от основного требования работника (о восстановлении на работе, об оплате времени вынужденного прогула, о выплате задержанной заработной платы и т.д.), срок обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда аналогичен срокам, установленным для обращения работника с основным требованием.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях, связанных с потерей работы, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, причинением увечья, иным повреждением здоровья либо с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, и др. В частности, суд вправе обязать работодателя компенсировать причиненные работнику нравственные, физические страдания в связи с незаконными увольнением, переводом на другую работу, необоснованным применением дисциплинарного взыскания, отказом в переводе на другую работу в соответствии с медицинскими рекомендациями и т.д., поскольку названными выше незаконными действиями работодателя нарушаются личные неимущественные права работника и другие нематериальные блага.

В соответствии с частью 4 статьи 3 и частью 7 статьи 394 ТК суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что ТК не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статьи 21 (абз. 14 ч. 1) и статьи 237 ТК вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 ТК компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора, как уже было сказано, факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом. Например, когда:

— вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

— вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

— вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Суду необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (п. 1 ст. 54 Конституции РФ).

Однако, если противоправные действия (бездействие) ответчика, причиняющие истцу нравственные или физические страдания, начались до вступления в силу закона (ТК), устанавливающего ответственность за причинение морального вреда, и продолжаются после введения этого закона в действие, то моральный вред в указанном случае подлежит компенсации.

На требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ (п. 2 ст. 43 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик по правоотношениям, возникшим после 3 августа 1992 года, п. 1 ст. 208 первой части ГК РФ по правоотношениям, возникшим после 1 января 1995 года).

1. Длительное время вопросы компенсации морального вреда традиционно относились к чисто гражданским правоотношениям. Применение этого института к трудовым отношениям встречалось, но лишь эпизодически и выглядело чуть ли не экзотикой.

2. В судебной практике, естественно, возникали вопросы о допустимости возмещения морального вреда в случаях, когда законом для данных правоотношений это прямо не предусмотрено (в том числе по делам о восстановлении на работе, делам, возникающим в связи с применением труда, и т.п.). Суды по-разному решали этот вопрос, чаще считая, что возмещение морального вреда допустимо только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Ситуация принципиально изменилась с принятием ГК РФ (см. ст. ст. 151 и 1099 — 1101), а также Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».

Пленум Верховного Суда РФ в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда, наиболее полную и быструю защиту интересов потерпевших при рассмотрении судами дел этой категории, разъяснил ряд вопросов.

3. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), или нарушающими имущественные права гражданина (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, а также в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью от причиненного увечья, иного повреждения здоровья либо вызванной заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.

4. Действующее трудовое законодательство предусматривает возможность возмещения морального вреда и в случаях нарушения не только нематериальных благ, но и имущественных прав работника (например, при невыплате заработной платы).

5. Дальнейшим шагом в сфере регулирования вопросов компенсации морального вреда в трудовых отношениях стал Федеральный закон от 17 марта 1997 г. N 59-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 213 Кодекса законов о труде Российской Федерации», прямо установивший право суда по требованию работника вынести решение о возмещении ему денежной компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением или переводом на другую работу.

6. Трудовой кодекс расширил возможности применения института возмещения морального вреда применительно к трудовым отношениям (см. ст. ст. 3, 21, 22, 237, 394 и комментарий к ним). Теперь возмещение морального вреда рассматривается как самостоятельный способ защиты трудовых прав работника. Это положение распространяется на все трудовые права, закрепленные как в законодательстве, так и на уровне локальных нормативных актов, а также трудового договора.

Смысл ст. 237 ТК РФ заключается в том, что работнику может возмещаться денежная компенсация во всех случаях причинения ему морального вреда неправомерными действиями или бездействием работодателя, т.е. возмещение морального вреда следует считать универсальным способом защиты, применимым ко всем случаям нарушения трудовых прав работника.

Учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и ст. 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

Это справедливо, так как нравственные и физические страдания работник может испытывать не только при незаконном увольнении, но и в других случаях неправомерных действий: наложении дисциплинарного взыскания, отстранении от работы, привлечении к сверхурочным работам, направлении в командировку, невыплате гарантийных и компенсационных выплат, невыплате премии, предусмотренной системой оплаты труда, непредоставлении отпуска и задержке его оплаты и т.п.

7. Особое место в этом ряду занимают случаи задержки заработной платы. Естественно, что человек, лишенный возможности получать заработанные им денежные средства и удовлетворять насущные потребности своей семьи и себя лично, испытывает как минимум нравственные страдания. В ряде случаев страдания могут быть и физическими (невозможность, например, купить лекарства).

8. Причинение морального вреда может быть следствием именно неправомерных действий или бездействия работодателя (хотя работник может испытывать страдания и от правомерных действий, но эти случаи не являются основанием для возмещения морального вреда). Определить факт неправомерности действий могут как сами стороны, так и органы, рассматривающие трудовые споры.

9. При решении вопроса о возмещении морального вреда в связи с нарушени��м трудовых прав работника следует иметь в виду, что возмещение этого вреда возможно не только при нарушении неимущественных прав, но в ряде случаев при нарушении прав имущественных (например, при невыплате заработной платы, задержке оплаты отпуска, незаконном лишении премии и т.п.). Главное при этом — неправомерность действий (бездействия) работодателя.

Ст. 237 ТК РФ не предусматривает вариантов возмещений морального вреда: его можно осуществить только в одной форме — денежной.

В отношении величины такой компенсации данная статья не так категорична. Размер ее устанавливается соглашением сторон трудового договора.

Чтобы претендовать на «моральную» компенсацию, работнику придется изрядно потрудиться. Ему понадобится:

  • подтвердить наступление морального вреда;
  • доказать, что действия работодателя были неправомерными;
  • выявить причинно-следственную связь причиненных нравственных страданий с нарушающими закон действиями работодателя.

Серьезный и объективный подход обеих сторон трудового договора к решению вопроса величины компенсации позволит избежать излишних конфликтов и ненужных дополнительных психологических перегрузок.

Переход на электронные трудовые книжки начался в 2020 году. И работодатели уже ведут учет сведений о трудовой деятельности (СТД) работников в электронном виде и сдают отчет по форме СТД-Р в ПФ РФ.

До 31.12.2020 работодатели должны были получить от каждого работника письменное заявление с одним из вариантов: работодатель продолжает вести на работника бумажную трудовую книжку либо формирует и предоставляет работнику сведения о трудовой деятельности в электронном виде.

В 2021 году кадровикам следует учесть, что если работник в 2020 году не подал работодателю такое заявление по уважительной причине:

  • временная нетрудоспособность;

  • отпуск;

  • отстранение от работы;

  • отсутствие работы по трудовому договору, он может сделать это в любое время, подав такое заявление ра­ботодателю по основному месту работы, в том числе при трудо­устройстве.

С 01.01.2021 кадровики должны:

  1. Продолжать вести трудовые книжки на работников, подавших соответствующее заявление, и на работников, которые не подали никакого заявления.

  2. Не оформлять бумажные трудовые книжки лицам, которые трудоустраиваются впервые. Данные об их трудовой деятельности формируются в электронном виде.

  3. Выдавать работникам, на которых не ведутся трудовые книжки, сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р, если они пишут заявление об этом или увольняются.

С 2021 года при заполнении форм СЗВ-ТД, СТД-Р работодателям, которые обязаны применять профстандарты, нужно указывать код выполняемой функции. Код состоит из семи знаков из профстандарта:

  • первые пять – код наименования вида профессиональной деятельности;

  • предпоследний – буква кода обобщенной трудовой функции;

  • последний – цифра уровня квалификации, к которому относится обобщенная трудовая функция.

Предыдущий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162, с 01.01.2021 прекратил свое действие.

В старом перечне было 456 позиций, а в новом Перечне только 100.

Снимаются ограничения для женщин, например, на следующие профессии и работы:

  • водитель дрезины, автобуса с количеством мест свыше 14, автомобиля грузоподъемностью свыше 2,5 т, грузовых автомобилей, аэросаней;

  • член палубной команды (боцман, шкипер, помощник шкипера и матросы всех наименований) судов всех видов флота, а также плавучих зачистных станций, доков, плавучих перегружателей зерна, цемента, угля и других пылящих грузов;

  • машинист электропоезда;

  • газосварщик и электросварщик ручной сварки, работающие в закрытых емкостях (цистернах, котлах и т. п.), а также на высотных сооружениях связи (башнях, мачтах) свыше 10 м и верхолазных работах.

Действие Перечня не распространяется на женский труд в фармацевтической промышленности, медицинских организациях, научно-исследовательских лабораториях, организациях по оказанию бытовых услуг населению.

Новым Порядком установлено, что обязательные предварительные и периодические медосмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, проводятся в отношении лиц, поступающих на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работников, выполняющих такую работу и (или) подвергающихся воздействию вредных и опасных производственных факторов, за счет средств работодателей.

Также определен порядок проведения химико-токсикологических исследований. Медицинская организация после получения от работодателя поименного списка работников составляет календарный план периодических осмотров с указанием дат и мест их проведения. План согласовывается с работодателем, утверждается руководителем (уполномоченным должностным лицом) медицинской организации и доводится до сведения медицинских работников, участвующих в проведении периодических осмотров.

Предварительные осмотры лиц, поступающих на работу, проводятся сверх календарного плана осмотров по мере направления работодателем лиц, поступающих на работу, в медицинскую организацию на осмотр. Работодатель вправе направить работника на внеочередной медицинский осмотр и после окончания периода его временной нетрудоспособности.

Приведен перечень осмотров врачами-специалистами, лабораторных и инструментальных исследований для отдельных профессий (должностей).

Согласно этому Положению сотрудников необходимо инструктировать по ЧС:

  • в течение первого месяца работы у работодателя;

  • впоследствии – ежегодно.

При этом работники должны не только знать порядок действий при ЧС, но и подтверждать свои знания на тренировках и учениях.

Ст. 237 ТК РФ: вопросы и ответы

В новых правилах, в частности, содержатся требования:

  • к применению и реализации пиротехнических изделий бытового назначения;

  • к применению специальных сценических эффектов, пиротехнических изделий и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях и сооружениях;

  • к использованию открытого огня и разведению костров на землях сельхозназначения, землях запаса и землях населенных пунктов.

Кроме этого, предусматривается ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты и вводится запрет на курение на территории и в помещении объектов здравоохранения, образования, транспорта, за исключением мест, специально отведенных для курения в соответствии с законодательством. Руководители организаций должны обеспечить размещение на объектах защиты знаков пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено». При этом места, специально отведенные для курения, обозначаются знаком «Место курения».

Также уточнены требования к средствам противопожарной защиты, использованию подвальных и цокольных этажей, объектам с массовым пребыванием людей, организациям торговли, медицинским организациям, АЗС, строительным работам, огневым работам.

    • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

    • Бюджетный кодекс РФ

    • Водный кодекс Российской Федерации РФ

    • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

    • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

    • ГК РФ

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

    • Земельный кодекс РФ

    • Кодекс административного судопроизводства РФ

    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

    • Кодекс об административных правонарушениях РФ

    • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

    • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

    • НК РФ

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

    • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

    • Трудовой кодекс РФ

    • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовный кодекс РФ

    • ФЗ об исполнительном производстве

    • Закон о коллекторах

    • Закон о национальной гвардии

    • О правилах дорожного движения

    • О защите конкуренции

    • О лицензировании

    • О прокуратуре

    • Об ООО

    • О несостоятельности (банкротстве)

    • О персональных данных

    • О контрактной системе

    • О воинской обязанности и военной службе

    • О банках и банковской деятельности

    • О государственном оборонном заказе

    • Закон о полиции

    • Закон о страховых пенсиях

    • Закон о пожарной безопасности

    • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

    • Закон об образовании в Российской Федерации

    • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

    • Закон о защите прав потребителей

    • Закон о противодействии коррупции

    • Закон о рекламе

    • Закон об охране окружающей среды

    • Закон о бухгалтерском учете

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

      • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16

        «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»

      • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17

        «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

      Все документы >>>

      Новшества трудового законодательства с 2021 года

      • Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

        «О потребительском кредите (займе)»

      • Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

      • Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

        «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

      Все документы >>>

      • Указ Президента РФ от 25.02.2011 N 233 (ред. от 17.05.2021)

        «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов

      • Приказ Управления делами Президента РФ от 15.03.2021 N 90

        «Об утверждении Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления делами Президента Российской Федерации, работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Управлением делами Президента Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2021 N 63777)

      • Распоряжение Президента РФ от 30.11.2020 N 291-рп

        «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»»

      Все документы >>>

      • Приказ Росстата от 30.07.2021 N 460 (ред. от 27.08.2021)

        «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами»

      • Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/373@ (ред. от 25.08.2021)

        «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы»

      • Приказ Казначейства России от 01.11.2019 N 335 (ред. от 20.08.2021)

        «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральным казначейством и бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства и федеральным казенным учреждением «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» по главе 100 «Федеральное казначейство»

      Все документы >>>

      Статья 1

      Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 17, ст. 1930; 2008, N 30, ст. 3613, 3616; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 30, ст. 3732; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, 4596; N 49, ст. 7031; 2012, N 50, ст. 6957; 2013, N 19, ст. 2322; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 52, ст. 7554; 2015, N 29, ст. 4359; 2016, N 27, ст. 4205, 4280; 2018, N 1, ст. 86; 2019, N 49, ст. 6952; 2020, N 17, ст. 2705) следующие изменения:

      1) в абзаце восьмом части первой статьи 6 слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      2) в абзаце одиннадцатом части второй статьи 22 слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      3) в части первой статьи 50 слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      4) в абзаце восьмом статьи 130 слова «федеральный государственный надзор» заменить словами «федеральный государственный контроль (надзор)»;

      5) в части десятой статьи 1331 слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      6) абзац первый части первой статьи 1731 после слов «программы подготовки» дополнить словами «научных и»;

      7) в абзаце пятом части первой статьи 210 слова «федеральный государственный надзор» заменить словами «федеральный государственный контроль (надзор)»;

      8) в части второй статьи 212:

      а) в абзаце пятнадцатом слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      б) в абзаце девятнадцатом слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      в) в абзаце двадцатом слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      9) в части первой статьи 2161 слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      10) в абзаце девятом части первой статьи 219 слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      11) в части девятой статьи 220 слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      12) в статье 2281:

      а) в абзаце втором части первой слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      б) в абзаце втором части четвертой слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      в) в части пятой слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      13) в статье 229:

      а) в части второй слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      б) в части четырнадцатой слова «государственного контроля (надзора)» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      14) в части третьей статьи 2301 слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      15) в статье 231 слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      16) в абзаце четвертом части второй статьи 352 слово «государственный» заменить словами «федеральный государственный»;

      17) в наименовании главы 57 слово «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ» заменить словами «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ»;

      18) статью 353 изложить в следующей редакции:

      «Статья 353. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

      Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

      Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

      Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

      О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Принят
      Государственной Думой
      16 июня 2021 года

      Одобрен
      Советом Федерации
      23 июня 2021 года

      Федеральный закон от 28.06.2021 N 220-ФЗ

      Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 17, ст. 1930; 2008, N 30, ст. 3613, 3616; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 30, ст. 3732; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, 4596; N 49, ст. 7031; 2012, N 50, ст. 6957; 2013, N 19, ст. 2322; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 52, ст. 7554; 2015, N 29, ст. 4359; 2016, N 27, ст. 4205, 4280; 2018, N 1, ст. 86; 2019, N 49, ст. 6952; 2020, N 17, ст. 2705) следующие изменения:

      1) в абзаце восьмом части первой статьи 6 слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      2) в абзаце одиннадцатом части второй статьи 22 слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      3) в части первой статьи 50 слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      4) в абзаце восьмом статьи 130 слова «федеральный государственный надзор» заменить словами «федеральный государственный контроль (надзор)»;

      5) в части десятой статьи 133.1 слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      6) абзац первый части первой статьи 173.1 после слов «программы подготовки» дополнить словами «научных и»;

      Пункт 6 статьи 1 действует с 01.09.2021 (часть 2 статьи 3).

      7) в абзаце пятом части первой статьи 210 слова «федеральный государственный надзор» заменить словами «федеральный государственный контроль (надзор)»;

      8) в части второй статьи 212:

      а) в абзаце пятнадцатом слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      б) в абзаце девятнадцатом слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      в) в абзаце двадцатом слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      9) в части первой статьи 216.1 слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      10) в абзаце девятом части первой статьи 219 слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      11) в части девятой статьи 220 слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      12) в статье 228.1:

      а) в абзаце втором части первой слова «федерального государственного надзора» заменить словами «федерального государственного контроля (надзора)»;

      Признать утратившими силу:

      1) пункт 297 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878);

      2) пункт 27 статьи 44 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590);

      3) пункт 39 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986);

      4) пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4205);

      5) Федеральный закон от 31 декабря 2017 года N 502-ФЗ «О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 86);

      6) пункт 3 Федерального закона от 24 апреля 2020 года N 127-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 17, ст. 2705).

      1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением пункта 6 статьи 1 настоящего Федерального закона.

      2. Пункт 6 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2021 года.

      3. На работников, осваивающих программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по заочной форме обучения, принятых на обучение по указанным программам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные статьей 173.1 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) для работников, осваивающих программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по заочной форме обучения.

      Президент
      Российской Федерации
      В. ПУТИН

      Дистанционная (удаленная) работа – это выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения:

      • работодателя;
      • его филиала, представительства;
      • иного обособленного структурного подразделения (вкл. расположенные в другой местности);
      • стационарного рабочего места;
      • территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя.

      Обязательное условие – использование информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, и сетей связи общего пользования для:

      • выполнения данной трудовой функции;
      • взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением.

      В случае обмена электронными документами нужна усиленная квалифицированная электронная подпись работодателя и усиленная квалифицированная или усиленная неквалифицированная работника при:

      • заключении в электронном виде трудовых договоров, допсоглашений к ним, договоров о материальной ответственности, ученических договоров на получение образования без отрыва или с отрывом от работы;
      • внесении изменений в эти договоры (допсоглашения);
      • их расторжении.

      В иных случаях достаточно обмена электронными документами с использованием других видов электронной подписи. Или вообще в иной форме, предусмотренной:

      • коллективным договором;
      • локальным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
      • трудовым договором,
      • дополнительным соглашением к договору.

      У организаций и ИП появятся дополнительные полномочия в области охраны труда. На основании новой статьи 214.2 ТК РФ все работодатели смогут:

      • проводить дистанционную аудио- и видеосъемку, а также иными способами фиксировать процесс производства. Записи можно хранить. Если сотрудник захочет знать, каким устройством его снимают, то согласно новой статье 216.2 ТК РФ работодатель обязан дать такую информацию;
      • вести электронный документооборот в области охраны труда;

      Мы считаем своим долгом предупредить наших читателей, что подавляющее большинство комментариев к ТК РФ, имеющихся в свободном Интернет-доступе, не может служить безусловным основанием для их использования в конкретном трудовом правоотношении.

      Дело в том, что комментировать и толковать ТК РФ вправе абсолютно все. Однако руководством к действию могут служить только толкования, данные на официальном уровне.

      Инкорпорирование существующих толкований — это технически сложная задача, поэтому на настоящий момент не существует единого сборника нормативных и казуальных толкований к ТК. Имеющиеся на настоящий момент толкования статей ТК разрознены и содержатся во множестве бюллетеней и ведомостей, относящихся к практике Верховного и Конституционного судов РФ.

      Дифференциация толкований находится в прямой зависимости от их правовых последствий.

      Так, толкования и комментарии различных министерств и ведомств относительно статей ТК РФ не порождают правовых последствий, поскольку не являются обязательными к применению.

      В то же время официальные толкования, данные компетентным органом и опубликованные в специальном акте, приравниваются по юридической силе к самому нормативному акту и, как следствие, становятся обязательными к применению. По сути, подобные толкования — это данная государством директива, объясняющая, как именно следует применять ту или иную норму права.

      В свою очередь, компетентные официальные толкования и комментарии подразделяются на два вида: нормативные и казуальные.

      Нормативное толкование — это эквивалент закона, которое обязывает любые органы, применяющие право, действовать определенным образом при обращении к той или иной статье ТК РФ в случае, если сама статья содержит в себе нарушения логики или дает возможность двоякого понимания.

      Как правило, нормативные толкования дает орган, разработавший и утвердивший закон. В условиях Российской Федерации этими органами являются:

      • Государственная Дума РФ;
      • Президент РФ;
      • законодательные органы на региональном уровне;
      • Конституционный Суд РФ относительно положений Конституции;
      • Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. Толкования нормативных актов в свете их применения в судебной практике оформляются в виде Постановлений Пленума ВС и ВАС РФ. В первую очередь эти постановления обязательны для судебных органов.

      К казуальному толкованию можно отнести то или иное решение судебного органа, дающее толкование нормы права по конкретному правоотношению. Обязательность исполнения казуального толкования применительна только к этому конкретному правоотношению.

      Подвидом казуального толкования является административное толкование. К примеру, административное толкование статьям ТК РФ дает Минтруд РФ, а статьям НК РФ — ФНС РФ. Сфера распространения этих толкований — это подведомственные органы. Например, для суда толкования, данные Минтрудом РФ, обязательными не будут.

      Что касается различных толкований ТК, даваемых общественными организациями, Интернет-сайтами или практическими работниками, то все они будут неофициальными и носящими исключительно рекомендационный или научный характер.

      По источнику происхождения неофициальные толкования и комментарии можно, в свою очередь, дифференцировать по признаку их компетентности или некомпетентности.

      Рекомендуем осторожно относиться к толкованиям из некомпетентных источников. Их почти всегда можно отличить от компетентных источников по отсутствию юридической терминологии.

      С точки зрения юриста, любой отраслевой кодекс, включая Трудовой, — это своего рода литературное произведение. Как и в каждом литературном произведении, в кодексе имеется своя сюжетная линия.

      Для кодекса принципиально важна линейность сюжета, то есть последовательно регламентируемые правоотношения от их возникновения до их окончания.

      Например, ГПК РФ отличается хорошо проработанным линейным сюжетом — задачи ГПК, подача иска, принятие иска, рассмотрение в первой инстанции, в апелляционной инстанции, кассация, надзорная инстанция, исполнение решения.

      Сюжетная линия ТК РФ весьма нарушена. Например, вопросы прекращения трудового договора интегрированы в раздел «Трудовой договор», и, соответственно, вопросы, связанные с рабочим режимом и дисциплиной труда, расположены после статей, регламентирующих вопросы расторжения трудового договора.

      С точки зрения казуистики подобный логический «зигзаг» можно рассматривать, как продолжение трудовых отношений после их прекращения.

      [Трудовой кодекс] [Часть третья] [Раздел XI] [Глава 38]

      Моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

      В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

      Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

      В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

      О каких изменениях Трудового кодекса с 2022 года нужно знать

      Статья 351.3. Некоторые особенности регулирования труда работников в сфере проведения специальной оценки условий труда

      Статья 293. Сезонные работы

      Статья 173.1. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации, а также работникам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук

      ГК РФ (часть I)

      ТК РФ

      НК РФ (часть I)

      ГК РФ (часть II)

      Земельный кодекс

      Жилищный кодекс

      КоАП РФ

      ГрК РФ

      НК РФ (часть II)

      ТК ЕАЕС

      ГПК РФ

      КАС РФ

      УПК РФ

      УК РФ

      Семейный кодекс

      Воздушный кодекс

      Водный кодекс

      Бюджетный кодекс

      ТК ТС

      Лесной кодекс

      ГК РФ (часть IV)

      ГК РФ (часть III)

      АПК РФ

      УИК РФ

      1. Трудовое законодательство включает статью о возмещении морального вреда, причиненного работнику, которая носит общий характер.

      На основании ч. 1 ст 237 ТК РФ следует, что во всех случаях причинения работнику морального вреда неправомерными действиями или бездействием работодателя ему возмещается денежная компенсация, например при необоснованном отказе в заключении трудового договора, неправомерном переводе, отстранении, перемещении работника, наложении дисциплинарного взыскания, задержке заработной платы, трудовой книжки и в других случаях.

      Учитывая, что ТК не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу абз. 14 ч. 1 ст. 21 ТК РФ и ст 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в т.ч. и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы) (п. 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

      2. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания работника, причиненные неправомерными действиями или бездействием работодателя, нарушающими его трудовые права, закрепленные законодательством, соглашением, коллективным договором, иными локальными нормативными актами организации, трудовым договором.

      3. Причинение морального вреда является следствием неправомерных действий или бездействия работодателя. Признать действия или бездействие работодателя неправомерными может сам работодатель, орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор (КТС, районный суд), государственный инспектор труда (ст. 357 ТК).

      Факт причинения морального вреда должен быть доказан работником. Доказательством могут служить: заболевание, возникшее в связи с потерей работы; нравственные страдания, обусловленные потерей работы и невозможностью найти другую работу; невозможность трудоустроиться, получить статус безработного в связи с задержкой выдачи трудовой книжки; задержка заработной платы, поставившая семью в сложное материальное положение, и т.д.

      Признание работодателем факта причинения работнику морального вреда определяет возможность по соглашению сторон определить величину его денежной компенсации.

      4. По трудовым спорам, рассматриваемым непосредственно в суде, — о восстановлении на работе (независимо от оснований прекращения трудового договора), об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об отказе в приеме на работу и др. (ст. 391 ТК) — вопрос о факте причинения работнику морального вреда и размере денежной компенсации работодателем разрешается судом.

      5. Часть 2 статьи 237 ТК РФ определяет, что факт причинения работнику морального вреда и размер его денежной компенсации определяются судом независимо от возмещения работнику материального ущерба, причиненного в результате незаконного лишения его возможности трудиться (ст. 234 ТК), и в других случаях.

      Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п. 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

      6. О сроке обращения в суд с требованиями о компенсации морального вреда см. коммент. к ст. 392 ТК.

      1. Моральный вред может быть возмещен работнику во всех случаях нарушения работодателем его трудовых прав.

      2. При возмещении морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, необходимо использовать не только ППВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2, но и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (БВС РФ. 1995. N 3).

      1. Неправомерными действиями являются действия, не соответствующие требованиям действующего законодательства: необоснованный отказ в заключении трудового договора, оплата работодателем сверхурочной работы в одинарном размере, хотя в соответствии со ст. 152 ТК она должна производиться в повышенном размере; увольнение работника на основании подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК за разглашение служебной тайны, если в его трудовые обязанности не входило выполнение установленного работодателем режима служебной тайны.

      Неправомерным бездействием следует рассматривать пассивное поведение работодателя в тех случаях, когда законодательство возлагает на него совершение определенных действий, издание правоприменительных актов: невыдача работнику в день увольнения трудовой книжки; невыплата заработной платы в дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или коллективным договором; непредложение работнику другой работы при возложении этой обязанности на работодателя.

      Работодатель обязан во всех случаях неправомерных действий или неправомерного бездействия возместить причиненный работнику моральный вред.

      Учитывая, что ТК не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу абз. 14 ч. 1 ст. 21 и ст. 237 ТК вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в т.ч. и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы) (п. 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

      2. Под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания работника, причиненные неправомерными действиями или бездействием работодателя, нарушающими его трудовые права, закрепленные законодательством, соглашением, коллективным договором, иными локальными нормативными актами организации, трудовым договором.

      3. Признание действий или бездействия работодателя неправомерными входит в компетенцию КТС, районного суда, государственного инспектора суда. Однако установить факт причинения морального вреда работнику на основании ст. 237 вправе только суд.

      4. Работник должен доказать факт причинения ему морального вреда. Доказательством могут служить: заболевание, возникшее в связи с потерей работы; нравственные страдания, обусловленные потерей работы и невозможностью найти другую работу; невозможность трудоустроиться, получить статус безработного в связи с задержкой выдачи трудовой книжки; задержка заработной платы, поставившая семью в сложное материальное положение, и т.д.

      Признание работодателем факта причинения работнику морального вреда определяет возможность по соглашению сторон определить величину его денежной компенсации.

      5. При разрешении трудовых споров, рассматриваемых непосредственно в суде, о восстановлении на работе (независимо от оснований прекращения трудового договора), изменении даты и формулировки причины увольнения, переводе на другую работу, отказе в приеме на работу и др. (ст. 391 ТК) вопрос о факте причинения работнику морального вреда и размере денежной компенсации работодателем определяется судом.

      6. Факт причинения работнику морального вреда и размер его денежной компенсации определяются судом независимо от возмещения работнику материального ущерба, например причиненного в результате незаконного лишения его возможности трудиться (ст. 234 ТК), и в других случаях.

      Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п. 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

      7. Поскольку требование о компенсации морального вреда является производным от основного требования работника (о восстановлении на работе, об оплате времени вынужденного прогула, о выплате задержанной заработной платы и т.д.), срок обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда аналогичен срокам, установленным для обращения работника с основным требованием.

      § 1. Компенсация морального вреда предусматривается в ст. 151 и 1101 ГК РФ.

      Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 ГК).

      § 2. Федеральным законом от 17 марта 1997 г. N 59-ФЗ (СЗ РФ. 1987. N 92. Ст. 1382) ст. 213 КЗоТа была дополнена частью пятой. В ней предусматривалось, что в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд вправе по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного указанными действиями. Аналогичная формулировка содержится в ст. 394 ТК.

      Судебная практика, опираясь на нормы гражданского законодательства, признавала право работника на компенсацию причиненных ему нравственных и физических страданий (морального вреда) не только при незаконном увольнении и незаконном переводе, но и в связи с необоснованным дисциплинарным взысканием, отказом в переводе на другую работу в соответствии с медицинскими рекомендациями и т.д. (см. п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», с последующими изменениями и дополнениями // БВС РФ. 1994. N 3. С. 9).

      § 3. Статья 237 ТК предусматривает возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, без указания конкретных видов правонарушений.

      Это означает, что право на возмещение морального вреда работник имеет во всех случаях нарушения его трудовых прав, сопровождающихся нравственными или физическими страданиями.

      По вопросу о компенсации морального вреда работнику Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 (БВС РФ. 2004. N 6. С. 2) разъяснил следующее. В соответствии со ст. 3 и 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требования лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

      Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд, исходя из ст. 21 и 237 Кодекса, вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы) (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

      § 4. Часть 1 ст. 237 ТК (как и ч. 1 ст. 1101 ГК РФ) предусматривает возмещение морального вреда в денежной форме.

      § 5. Размер возмещения определяется соглашением сторон трудового договора (см. ч. 1 ст. 237).

      § 6. Спор между работником и работодателем о возмещении морального вреда рассматривается судом, который определяет факт причинения морального вреда и размер его возмещения.

      При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ).

      Судом оценивается также характер физических и нравственных страданий с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред (см. ч. 2 п. 2 ст. 1101 ГК РФ).

      Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных и физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // БВС РФ. 2004. N 6. С. 2).

      О том, что при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости, предусмотрено в ГК РФ (см., например, п. 2 ст. 1101 ГК РФ). Эти требования учитываются судами (см., например: БВС РФ. 2003. N 7. С. 22).

      § 7. Возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерным поведением работодателя, не зависит от наличия материального ущерба у работника и его возмещения.

      Трудовой кодекс РФ

      1 ТК РФ статья: 1 — 14

      2 ТК РФ статья: 15 — 22

      3 ТК РФ статья: 23 — 28

      4 ТК РФ статья: 29 — 34

      5 ТК РФ статья: 35 — 35.1

      6 ТК РФ статья: 36 — 39

      7 ТК РФ статья: 40 — 51

      8 ТК РФ статья: 52 — 53

      9 ТК РФ статья: 54 — 55

      10 ТК РФ статья: 56 — 62

      11 ТК РФ статья: 63 — 71

      12 ТК РФ статья: 72 — 76

      13 ТК РФ статья: 77 — 84.1

      13 ТК РФ статья: 85 — 90

      14 ТК РФ статья: 91 — 99

      16 ТК РФ статья: 100 — 105

      17 ТК РФ статья: 106 — 107

      18 ТК РФ статья: 108 — 113

      19 ТК РФ статья: 114 — 128

      20 ТК РФ статья: 129 — 132

      21 ТК РФ статья: 133 — 158

      22 ТК РФ статья: 159 — 163

      23 ТК РФ статья: 164 — 165

      24 ТК РФ статья: 166 — 169

      25 ТК РФ статья: 170 — 172

      26 ТК РФ статья: 173 — 177

      27 ТК РФ статья: 178 — 181.1

      28 ТК РФ статья: 182 — 188

      29 ТК РФ статья: 189 — 190

      30 ТК РФ статья: 191 — 195

      31 ТК РФ статья: 195.1 — 197

      32 ТК РФ статья: 198 — 208

      33 ТК РФ статья: 209 — 210

      34 ТК РФ статья: 211 — 215

      35 ТК РФ статья: 216 — 218

      36 ТК РФ статья: 219 — 231

      37 ТК РФ статья: 232 — 233

      38 ТК РФ статья: 234 — 237

      39 ТК РФ статья: 238 — 250

      40 ТК РФ статья: 251 — 252

      41 ТК РФ статья: 253 — 264

      42 ТК РФ статья: 265 — 272

      43 ТК РФ статья: 273 — 281

      44 ТК РФ статья: 282 — 288

      45 ТК РФ статья: 289 — 292

      46 ТК РФ статья: 293 — 296

      47 ТК РФ статья: 297 — 302

      48 ТК РФ статья: 303 — 309

      48.1 ТК РФ статья: 309.1 — 309.2

      49 ТК РФ статья: 310 — 312

      49.1 ТК РФ статья: 312.1 — 312.5

      50 ТК РФ статья: 313 — 327

      50.1 ТК РФ статья: 327.1 — 327.7

      51 ТК РФ статья: 328 — 330

      51.1 ТК РФ статья: 330.1 — 330.5

      52 ТК РФ статья: 331 — 336

      52.1 ТК РФ статья: 336.1 — 336.3

      53 ТК РФ статья: 337 — 341

      53.1 ТК РФ статья: 341.1 — 341.5

      54 ТК РФ статья: 342 — 348

      54.1 ТК РФ статья: 348.1 — 348.12

      55 ТК РФ статья: 349 — 351.5

      56 ТК РФ статья: 352

      57 ТК РФ статья: 353 — 369

      58 ТК РФ статья: 370 — 378

      59 ТК РФ статья: 379 — 380

      АПК РФ

      Бюджетный кодекс РФ

      Водный кодекс РФ

      Воздушный кодекс РФ

      Градостроительный кодекс РФ

      Гражданский кодекс РФ

      ГПК РФ

      Жилищный кодекс РФ

      Земельный кодекс РФ

      КоАП РФ

      Лесной кодекс РФ

      Налоговый кодекс РФ

      Семейный кодекс РФ

      Таможенный кодекс ЕАЭС

      Трудовой кодекс РФ

      Уголовный кодекс РФ

      Конституция РФ

      44-ФЗ

      Об ипотеке

      О приватизации

      Ст 217 ТК РФ в редакции 2021 года

      Согласно комментируемой статье, учитывая разъяснение Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 (п. 63), суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
      Компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
      Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

      1. В организации работодатель осуществляет управление охраной труда путем создания службы охраны труда или же введения должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

      2. Создание и деятельность службы охраны труда в организации осуществляются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22 января 2001 г.

      N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (Бюлл. Минтруда РФ.

      2001. N 4), а также Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г.

      N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (Бюлл. Минтруда РФ.

      2000. N 2, 3).

      3. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда может быть заключен договор на оказание соответствующих услуг со специалистами или организациями, в установленном ТК порядке оказывающими такие услуги.

      1. Органами управления охраной труда в отраслевых министерствах и ведомствах РФ являются создаваемые там службы охраны труда.

      У каждого работодателя (в том числе у индивидуального предпринимателя), осуществляющего производственную деятельность с численностью более 50 работников, создаются службы охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

      Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. В организации с численностью 100 работников и менее вопрос этот решает работодатель.

      Рекомендации по организации службы охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14, указывают, что на их основе разрабатываются положения службы охраны труда организации (Бюллетень Минтруда РФ.

      2000. N 2.

      С. 252).

      Структуру службы и численность ее работников определяет работодатель с учетом указанных рекомендаций.

      2. Если в организации отсутствует служба охраны труда или специалист по охране труда, их функции осуществляет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, иной уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

      3. Все организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

      Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, устанавливает перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, а также правила ее проведения.

      4. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

      Статья 217 Трудового кодекса РФ определяет вопросы создания службы по охране труда в организации. Часть первая указанной статьи обязывает работодателей, которые ведут производственную деятельность, создать такую службу или ввести штатную должность специалиста по охране труда.

      Обратите внимание: в названии статьи 217 Трудового кодекса РФ сказано, что такая службе только в организациях, однако в самом тексте статьи речь идет о работодателях. Получается, что ее нормы распространяются и на индивидуальных предпринимателей.

      Создать службу по охране труда (ввести должность специалиста по охране труда) обязан каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек.

      Приказ о создании службы выглядит так:

      В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации:

      1) Создать в организации (на предприятии) службу охраны труда.

      2) Начальнику отдела кадров:

      подготовить штатное расписание службы охраны труда как структурного подразделения организации;

      подготовить «Положение о службе охраны труда».

      3) Указанные мероприятия провести до «___» ___________ _____ г.

      Приказ о введении штатной должности может быть составлен так:

      1) Ввести на предприятии (в организации) должность специалиста по охране труда.

      ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;

      подготовить «Должностные обязанности специалиста по охране труда».

      Директор Васильева И.А.

      Если у работодателя трудится меньше 50 человек, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда он принимает с учетом специфики своей производственной деятельности. Если такого решения не принято, то функции по охране труда осуществляют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем сотрудник или работодатель — индивидуальный предприниматель.

      Статья 217. Служба охраны труда в организации

      правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

      1. государство как гарант законности реализации прав людей на труд.
      2. работодатель;
      3. работник;

      Считается, что ТК РФ, выполняя функцию посредника между сторонами производственного процесса, защищает преимущественно права наёмных работников. В соответствии с нормами ФЗ №197, работники имеют право на:

      1. своевременную выплату заработной платы;
      2. защиту от произвольного увольнения;
      3. сорокачасовую рабочую неделю;
      4. отпуск по беременности и родам и уходу за ребёнком.
      5. отдых в соответствии с режимом и графиком;
      6. обеспечение постоянных и адекватных условий труда в соответствии с договором и существующими нормативами;
      7. защиту персональных данных;

      При этом ему необходимо учитывать специфику производственной деятельности компании.

      Трудовой кодекс не имеет четкого раскрытия понятия морального вреда. Оно больше ориентировано в Гражданском кодексе, на что стоит обратить особое внимание. И многие другие отрасли права могут использовать это понятие из-за его универсальности. В общем, касается он нарушения неимущественных прав личного характера, что повлекло собой не только нравственные, но даже физические страдания.
      Если случаи компенсации предусмотрены законом, то они должны быть в обязательном порядке судом удовлетворены. Размер и суммы для компенсации бывают различные. Но все они исходит из многочисленных принципов, которые и делают для них основу.

      • Вина нарушителя, ее степень, другие обстоятельства, которые следует учитывать.
      • Характер всех причиненных страданий. Они также должны предусматривать и особенности индивида.
      • Справедливость и разумность.
      • Факты и события, при которых все произошло.

      Существует моменты, когда компенсироваться моральный вред должен вне зависимости от вины работодателя. Это в основном касается нанесения вреда для здоровья человека, когда основанием послужил источник с повышенной опасностью. В каждом отдельном случае, все должно рассматриваться индивидуально, так как об универсальности тут и речи быть не может.

      Все лица, которые при выполнении работ были подвергнуты дискриминации, имеют право на получение компенсации за вред морали. Это предусмотрено третьей статьей Трудового кодекса. В данном же нормативном акте, а именно в статье 21, говорится о том, что сотрудник вправе запросить сумму за моральный вред, а наниматель должен компенсировать в установленном объеме.

      Когда происходит увольнение не по закону, а также при переводе с нарушением норм права, можно требовать выплаты морального вреда. Это прописано в статье 394. Но все же основой для морального вреда выступает статья 237 ТК, где сказано, что возмещение происходит только в денежном выражении. Если же самостоятельно стороны не могут урегулировать спор, следует обращаться в суд, с предоставлением всех необходимых поводов и оснований.

      Даже если наниматель задерживает заработную плату, то можно обратиться с заявлением о возмещении морального вреда. Нормы права этого не запрещают. Бездействия работодателя также могут нести определенные последствия.

      Обзор судебной практики, Приложение к письму ФСС РФ от 21.03.2005 N 02-18/07-2407 Представитель ответчика по сумме иска — 7320 руб. в ходе судебного разбирательства возражений не представил. В соответствии со статьей 237 ТК Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых оглашением сторон трудового договора.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *