Нормативы утилизации на 2021 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативы утилизации на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Перечень продукции, подлежащей утилизации, нормы переработки, ставка экологического сбора в 2021 году — все это утверждает правительство. Но для начала определимся, когда платят экосбор и каковы утилизационные нормативы.
В РФ существует перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ №3721-р от 31.12.2020 и включает 40 групп товаров и 10 групп упаковки, начиная с текстильных изделий и заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Поставщиков (производителей и импортеров) такой продукции обязали утилизировать отходы после ее использования. Для этого утверждают нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год (см. Распоряжение Правительства РФ №3722-р от 31.12.2020), которые рассчитываются в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.
Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:
- рециклинг — применение по прямому назначению;
- регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
- рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.
Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому, когда идет расчет экологического сбора в 2021 году, подобная переработка не учитывается. В Письмах Росприроднадзора звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок изделий, а не в процессе всей производственной деятельности.
Подтвердить, что компания выполнила требования, позволяют:
- отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год (см. Постановление Правительства РФ №2010 от 03.12.2020);
- соответствующие акты;
- договор с ИП или юрлицом, имеющим право на переработку.
Ставки экологического сбора и нормативы утилизации
Тем поставщикам, которые самостоятельно не занимаются обработкой, разрешено выполнять обязанность по предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, регулярно уплачивая экосбор. Расчет производится по формуле:
С × М × Н / 1000,
где:
- С — ставка экологического сбора в рублях за тонну (ставки экологического сбора по группам товаров ТН ВЭД утверждает Правительство (см. Постановление от 09.04.2016 №284);
- М — масса выпущенного на рынок товара (упаковки) в кг;
- Н — норматив утилизации.
Эту формулу применяют поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, частично выполнила норматив утилизации для экологического сбора в 2021 году, то расчет производят по другой формуле:
С × (Ку – Кд) / 1000,
где:
- С — ставка сбора;
- Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
- Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.
После того как компания рассчитает экологический сбор за прошлый год и уплатит его либо представит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»:
1. Утвердить прилагаемые нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
- Срок представления (дата своевременного представления) отчётности до 1 апреля года, следующего за отчётным.
- В случае представления отчётности на бумажном носителе лично, а также через представителя или курьером датой приёма отчётности является дата проставления отметки о получении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (её территориальным органом).
- В случае направления отчётности на бумажном носителе посредством почтового отправления датой приёма отчётности считается дата уведомления о вручении.
- При представлении отчётности на бумажном носителе отчётность представляется в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной с использованием электронных сервисов системы учёта отходов.
- Данные требования установлены Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации № 2010 от 03 декабря 2020 г.
- Датой приема отчётности в форме электронного документа считается дата её отправления через электронные сервисы системы учёта отходов.
Правила утилизации отходов в 2021 году: что изменилось
До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.
В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.
Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).
Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.
Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.
Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.
Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).
Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.
Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347
Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!
По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.
Согласно приказу:
- Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
- Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.
Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.
В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.
Утверждены нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год
Экосбор является обязательным условием для выполнения экологических нормативов по утилизации. Уплата экосбора производится до 1 апреля. Отчет предоставляется до 15 апреля. В первую очередь, экологический сбор дает возможность производителям законно утилизировать упаковку и иные материалы.
Инвентаризация выбросов
Согласно статье 32 Приказа Минприроды России от 7 августа 2018 года № 352 на каждом предприятии должен быть отчет об инвентаризации источников выбросов (как самостоятельный документ). По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте ОНВ с указанием даты утверждения. Рекомендуемый образец структуры отчета по инвентаризации выбросов приведен в приложении № 4 к Приказу № 352.
В соответствии со ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ экологический сбор классифицируется как неналоговый доход федерального бюджета России. Экологический сбор должен уплачиваться фирмами и ИП, являющимися производителями либо импортерами изделий, которые по факту утери потребительских качеств подлежат утилизации. Сбор начисляется также в отношении упаковки, в которой поставляется товар.
ВАЖНО! Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р.
В отношении только упаковки сбор уплачивается, если (ст. 24.5 закона № 89-ФЗ, пп. 2, 2(1) Правил взимания экологического сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073):
- товар не является готовым к употреблению;
- товар реализуется производителям колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.
Сбор не уплачивается субъектами, осуществляющими утилизацию изделий (их упаковки) с соблюдением соответствующих нормативов утилизации. Однако если производитель или импортер взял на себя обязанность утилизировать отходы, но норматив по утилизации не выполнил, сбор ему придется заплатить.
Денежные средства, поступающие в федеральный бюджет РФ за счет экологического сбора, предполагается направлять на финансирование различных государственных программ, связанных с обеспечением защиты окружающей среды. Например, по строительству заводов, перерабатывающих мусор, полигонов для обезвреживания опасных веществ и др.
Администратор экологического сбора — Росприроднадзор. Данное ведомство является получателем соответствующих платежей, а также субъектом контроля отчетности по нему. Экологический сбор — обязательство, которое многие представители бизнеса рассматривают как весьма схожее с платой за загрязнение окружающей среды. Но отождествлять их неправильно. Почему — расскажем далее.
Плату за негативное влияние на окружающую среду российские фирмы и ИП вносят уже давно — с 2002 года. Данное обязательство регулируется положениями закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а также ст. 23 закона № 89-ФЗ. Администратор у обоих платежей один и тот же — Росприроднадзор.
Несмотря на отнесение обоих платежей к общей юридической отрасли — экологическому праву, экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды (называемая также налогом за негативное воздействие на окружающую среду) — совершенно разные обязательства.
Подробнее см. в этом материале.
Эту обязанность исполняют фирмы и ИП, производственная деятельность которых сопровождается:
- образованием отходов, требующих консервации на специальных объектах (полигонах, свалках);
- химическими выбросами в атмосферу;
- загрязнением водоемов сточными водами.
Подробнее о сравнении экологических платежей читайте в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».
Экологический сбор платят лица, которые выпускают или импортируют изделия (их упаковку), требующие утилизации по факту завершения их эксплуатации. Но, обратите внимание, если товары и упаковка товаров импортируются не в целях последующей реализации потребителям, а для собственных нужд, то импортеры не уплачивают экологический сбор и не представляют отчетность. Это подтверждают чиновники — см. «Росприроднадзор уточнил, как производителям и импортерам платить экологический сбор».
Перечень конкретных товаров (и различных видов упаковки для них), которые должны быть утилизированы по факту утери эксплуатационных характеристик, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2020 № 3721-р. Здесь также установлены нормативы для различных типов утилизируемых товаров, за которые нужно уплачивать экологический сбор, чтобы определять объем этих товаров (так же, как и упаковочных материалов для них).
Например, для аккумуляторов (код 27.20 по классификатору ОК 034-2014) в 2021 году норматив по экологическому сбору равен 22% (на 2020 год — 20%). Это значит, что юрлицо (или ИП), утилизирующее отработанные аккумуляторы, должно заплатить сбор 22% (20%) от их общего объема.
Утверждены нормативы утилизации отходов на 2021 год
1. Использовали новый перечень товаров/упаковки и новые нормативы утилизации
В преддверии отчетной кампании за 2020 год вышли два Распоряжения Правительства РФ от 31.12.2020:
- Распоряжение № 3721-р утвердило перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации;
- Распоряжение № 3722-р установило нормативы утилизации.
При этом Распоряжения Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р и 2971-р утратили свою силу с 1 января 2021 года.
Это ввело в заблуждение некоторые компании, которые решили, что отчитываться за 2020 год нужно по новым нормативно-правовым актам. Но это не так. Новые распоряжения вступили в силу с 1 января 2021 года, а значит, относятся к отчетности за 2021 год. Распоряжения Правительства № 2970-р и № 2971-р действовали весь 2020 год, поэтому, несмотря на их отмену, к отчетности за 2020 год нужно применять их.
Компании, которые отчитывались в электронном виде, такую ошибку допустить не могли: в системах операторов ЭДО и в личном кабинете природопользователя на сайте РПН были только действующие перечни. А вот тем, кто отчитывался на бумаге, лучше перепроверить свои отчеты.
«>Для производителей и импортеров, которые в прошлом году перевыполнили норматив утилизации, действует правило. В этом году они могут уменьшить норматив на разницу между фактическими показателями утилизации и нормативами (п. 13 ст. 24.2 Федерального закона от от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Но это правило не распространяется на импортеров и производителей, которым нужно платить экосбор (п. 15 ст. 24.2 Федерального закона от от 24.06.1998 № 89-ФЗ). То же с понижающим коэффициентом, о котором речь шла выше.
Например, компания «Моторика» реализовала за 2019 год 20 т сканеров (группа 32, норматив утилизации на 2020 год — 15 %) в картонных коробках (группа 50, норматив утилизации на 2020 год — 45 %), состоящих на 30 % из вторичного сырья. Всего за 2019 год было реализовано 8 т картона. При этом на утилизацию в 2020 году передали: 0,8 т сканеров и 2,1 т картона. В 2019 году норматив утилизации по картону был перевыполнен на 1,5 т.
Считаем, сколько нужно передать на утилизацию:
Сканеры: 20 000 кг * 0,15 = 3 000 кг.
Картон: 8 000 кг * 0,45 = 3 600 кг.
Таким образом, норматив утилизации по сканерам не выполнен. За сканеры нужно платить экосбор, а значит, учесть перевыполнение норматива утилизации по картону тоже нельзя.
Для подготовки отчетности по экосбору нужно было использовать следующие данные (Постановление Правительства РФ от 23.08.2018 № 986, Письмо Минприроды России от 04.04.2019 № 01-19-44/7874):
- в декларации за 2020 год — массу реализованных товаров/упаковки за 2020 год;
- в отчетности о выполнении нормативов утилизации за 2020 год — массу реализованных товаров/упаковки за 2019 год, норматив утилизации на 2020 год;
- в расчете суммы экосбора — массу реализованных товаров/упаковки за 2019 год, норматив утилизации на 2020 год, ставки платы на 2020 год.
Требование указывать в декларации массу реализованного товара/упаковки за отчетный год, а в отчетности о выполнении нормативов утилизации и расчете суммы экосбора — за календарный год, предшествующий отчетному периоду, действует с отчетности за 2018 год.
Такой принцип введен, чтобы компании могли заблаговременно планировать свои расходы на утилизацию и оплату экосбора, а также выполнять нормативы утилизации.
Например, компания продала партию телевизоров 31 декабря 2019 года. По старому механизму расчета она не смогла бы выполнить положенный норматив утилизации, потому что отчетный год закончился. Оставалось бы только платить экосбор. По текущему правилу компания может в течение 2020 года выполнить нормативы утилизации в полном объеме, и тогда сумма экосбора к уплате будет равна 0.
От вида деятельности компании зависит, куда она должна направлять отчеты. Производители отчитываются в территориальный орган Росприроднадзора, а импортеры, ассоциации и одновременно производители и импортеры — в Центральный аппарат Росприроднадзора (Москва).
Однако для отчетности по экосбору важно определять вид деятельности компании (производитель и/или импортер) применительно именно к экосбору.
Например, компания импортирует овощи и фрукты, для которых на территории РФ изготавливает тару. Упакованные овощи и фрукты компания реализует в России. Объективно она производитель тары и импортер овощей и фруктов. Но с точки зрения экосбора она выступает только производителем, но не импортером, так как овощи и фрукты не подлежат экосбору и отчитываться по ним не нужно. В отчетности по экосбору компания указывает данные только по реализованной таре.
Если указать вид деятельности неправильно, приемный комплекс отклоняет отчет, и он считается несданным.
Экологическая отчетность 2021
-
Как заполнить уточненный расчет по страховым взносам
2,7 тыс. 0
-
Как проверить контрагентов на благонадежность с помощью скорингового модуля
1,0 тыс. 0
Согласно п. 10 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации (обеспечение утилизации) возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке. Иными словами, обязанность обеспечения утилизации упаковки возлагается не на ее непосредственного производителя, а на производителя товара, который использует упаковку для своей продукции.
Отметим, что экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки (п. 3 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, именно организация — производитель готовых товаров обязана либо самостоятельно обеспечить утилизацию отходов от использования производимых товаров, либо уплатить экологический сбор, в том числе за утилизацию упаковки (смотрите также п. 3 письма Росприроднадзора от 20.02.2017 N ОД-06-02-32/3380).
В администрации президента «Известиям» напомнили, что тема концепции расширенной ответственности производителей и импортеров нашла отражение в послании главы государства Федеральному Собранию. Правительству поручено разработать и утвердить документ до 31 марта этого года. Таким образом, принципиальное решение принято президентом, отметили в администрации.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть перечень товаров и упаковки, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р. В зависимости от того, являетесь ли вы производителем или импортером товаров и упаковки, включенных в этот перечень, возможны три варианта действий.
- Если в этом перечне нет товаров или упаковки, которые вы производите или импортируете, то отчетность по экологическому сбору вам сдавать не нужно;
- Если в нем есть товары, которые вы производите или импортируете, то вам необходимо формировать отчетность и рассчитывать сумму экологического сбора. При этом платить экологический сбор надо в том случае, когда организация или ИП либо вообще не утилизирует товары, либо утилизирует их в объеме, который не соответствует нормативу, установленному для данного вида товаров на отчетный год. Если же норматив утилизации выполняется в полном объеме, то достаточно формировать отчетность и подтверждать документами проведенную утилизацию, а сам платеж будет нулевым.
- Если вы являетесь производителем или импортером упаковки из данного перечня, учитывайте следующие нюансы:
- экологический сбор за упаковку товаров платят производители этих товаров только в том случае, если реализуют ее конечному потребителю. Об этом сказано в Правилах взимания экологического сбора (утв. постановлением Правительства от 08.10.15 № 1073 в ред. от 23.08.18; далее — Правила взимания экологического сбора). Например, производитель картонных коробок поставил их в розничные магазины для продажи конечным потребителям. В этом случае заплатить экологический сбор за упаковку должен производитель коробок. Если же коробки были реализованы на хлебозавод для упаковки печенья, то экологический сбор за них должен заплатить хлебозавод, поскольку он упаковывает в них свой товар;
- экологический сбор за многооборотную упаковку платят ее производители. Например, хлебозавод упаковывает печенье в картонные коробки, которые затем ставит на поддоны. В этом случае экологический сбор за картонные коробки платит хлебозавод, а за поддоны — производитель поддонов.
Заполнить и сдать через интернет всю отчетность по экологическому сбору Подать заявку
Отчетность по экологическому сбору состоит из четырех форм:
- Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ (форма утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417 в ред. от 25.07.18). Также см. «Экологический сбор: обновлена форма декларации о товарах и упаковке, подлежащих утилизации».
- Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 08.12.15 № 1342 в ред. от 17.10.18). В данный отчет нужно внести информацию о фактическом количестве товара, утилизированного в текущем году. Также необходимо указать, на основании каких документов была произведена утилизация (договор, акт, лицензия). Если же производитель или импортер не занимался утилизацией товаров, то следует сдать нулевую отчетность о выполнении нормативов утилизации.
- Расчет суммы экологического сбора (форма утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488). Сумма экологического сбора, которую необходимо внести в бюджет, рассчитывается в том случае, если организация вовсе не утилизировала товар, либо утилизировала его в меньшем объеме, чем установлено по нормативу.
- Отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520). Этот отчет сдают только те организации, у которых есть указанные объекты. Отчет состоит из двух форм, которые включают в себя данные о местах сбора отходов и о наличии мощностей по утилизации.
Важно иметь в виду, что первые три вида «экологической» отчетности необходимо составлять именно в указанной выше последовательности. Поясним на примере.
Допустим, в 2021 году издательство выпустило 100 тонн журналов, а в 2021 году — 200 тонн. Указанная печатная продукция была реализована на территории РФ. Чтобы отчитаться по экосбору за 2019 год, нужно выполнить следующие действия.
Сначала необходимо подготовить декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров. В ней нужно прописать количество реализованных журналов за 2021 год — 100 тонн.
Расчет экологического сбора в 2021 г.
Экологический сбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Но начислять сбор нужно в отчетном году, поскольку он относится к именно к этому периоду (п. 18 ПБУ 10/99, абз. 5 п. 5 ПБУ 1/2008).
В бухгалтерском учете производственной компании экологический сбор можно отражать двумя способами.
Способ первый – единовременно по состоянию на 31 декабря текущего года в составе прочих расходов:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 76
— начислен экологический сбор за товары, выпущенные за отчетный год.
Применять для единовременного начисления счет 20 «Основное производство» мы не рекомендуем, поскольку это приведет к скачку себестоимости продукции последнего месяца.
Способ второй – равномерно (ежемесячно) в течение года в качестве оценочного обязательства (на счете 96 «Резервы предстоящих платежей») исходя из плановых показателей в сумме 1/12 от предполагаемого платежа. Основание – ПБУ 8/2010 (подп. «а» п. 4, п. 5, п. 8).
Ведь избежать обязанности по уплате сбора не удастся. При этом суммы резерва целесообразно отнести на себестоимость соответствующих товаров:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 96
— сумма резерва включена в затраты на производство товаров.
В последний день отчетного периода – 31 декабря – начисляем экологический сбор и выполняем корректировку резерва в целях закрытия счета 96 (п. 23 ПБУ 8/2010):
ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 76
Декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным. То есть представить декларацию и отчетность за 2021 год нужно до 1 апреля 2020 года включительно.
Расчет суммы экологического сбора надо сдать до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует внести платеж. То есть направить расчет и заплатить экологический сбор за 2021 год необходимо до 15 апреля 2021 года включительно.
Если плательщик экосбора не сдаст, либо сдаст с опозданием отчетность о выполнении нормативов по утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки), его ждет санкция по статье 8.5.1 КоАП РФ:
- для должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
- для ИП — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
- для юридических лиц — от 70 тыс. до 150 тыс. рублей.
В случае, когда узанная отчетность представлена не в полном объеме, либо с недостоверными сведениями, штраф составит:
- для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 тыс. рублей;
- для юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей.
При неуплате эксобора или неполном внесении платежа Росприроднадзор выставит требование о добровольном погашении задолженности. Если по истечении 15 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, Росприроднадзор сможет взыскать сумму сбора в судебном порядке (п. 25 Правил взимания экологического сбора). Также за неуплату экосбора статьей 8.41.1 КоАП РФ установлен административный штраф:
- для должностных лиц — от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;
- для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей;
- для юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 тыс. рублей.
Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является плательщиком экосбора:
- производители сдают декларации и другие формы «экологической» отчетности в территориальный орган РПН по месту своего нахождения;
- импортеры — в центральный аппарат РПН (г. Москва);
- организации и предприниматели, которые одновременно являются производителями, и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва).
Такой порядок установлен в пункте 13 Положения о декларировании (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417, действует в ред. от 25.07.18).
Обратите внимание: существует два способа сдать отчетность в РПН.
Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.
При составлении «экологической» отчетности производители должны применять Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утв. приказом Росстандарта от 31.01.14 № 14-ст в ред. от 10.07.18). Импортерам необходимо руководствоваться единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД).
Если организация является и производителем, и импортером товаров (упаковки), то для производимых товаров она должна использовать справочник ОК 034-2014, а для импортируемых — ТН ВЭД.
В части решения поставленного вопроса производитель опирается на Федеральный закон 458-ФЗ, ст. 24.5, где четко прописывается перечень тех, кто платит платеж «экологический сбор»:
- В законодательстве перечислены 42 сферы, где производители обязаны уплатить неналоговый платеж. Сюда также включаются организации, упаковывающие изделия в тару одного из 8 перечисленных видов.
- Предприятия, занимающиеся импортом указанных изделий и упаковки. Такие организации причисляются к производителям, оказывающим услуги за границей.
Расчет суммы экологического сбора
Перечень продукции, подлежащей утилизации, нормы переработки, ставка экологического сбора в 2021 году — все это утверждает правительство. Но для начала определимся, когда платят экосбор и каковы утилизационные нормативы.
В РФ существует перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ №3721-р от 31.12.2020 и включает 40 групп товаров и 10 групп упаковки, начиная с текстильных изделий и заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Поставщиков (производителей и импортеров) такой продукции обязали утилизировать отходы после ее использования. Для этого утверждают нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год (см. Распоряжение Правительства РФ №3722-р от 31.12.2020), которые рассчитываются в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.
Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:
- рециклинг — применение по прямому назначению;
- регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
- рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.
Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому, когда идет расчет экологического сбора в 2021 году, подобная переработка не учитывается. В Письмах Росприроднадзора звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок изделий, а не в процессе всей производственной деятельности.
Тем поставщикам, которые самостоятельно не занимаются обработкой, разрешено выполнять обязанность по предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, регулярно уплачивая экосбор. Расчет производится по формуле:
С × М × Н / 1000,
где:
- С — ставка экологического сбора в рублях за тонну (ставки экологического сбора по группам товаров ТН ВЭД утверждает Правительство (см. Постановление от 09.04.2016 №284);
- М — масса выпущенного на рынок товара (упаковки) в кг;
- Н — норматив утилизации.
Эту формулу применяют поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, частично выполнила норматив утилизации для экологического сбора в 2021 году, то расчет производят по другой формуле:
С × (Ку – Кд) / 1000,
где:
- С — ставка сбора;
- Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
- Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.
После того как компания рассчитает экологический сбор за прошлый год и уплатит его либо представит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.
Опасные отходы требуют проведения особого рода мероприятий, связанных со сбором, транспортировкой и уничтожением. Для любого города переработка опасных отходов превращается в серьезную проблему, что связано с их большими объемами и разнообразием. Совсем недавно вышел новый федеральный закон и инструкция, касаемые того, какие отходы считаются опасными и каков порядок обращения с ними.
В соответствии с современной редакцией, класс опасности устанавливается в зависимости от воздействия на здоровье человека и экологическую среду. Всего выделяют пять классов опасности – от чрезвычайно опасных до практически безопасных. Соответствие отработанных материалов или веществ тому или иному классу устанавливается на основе расчетов или экспериментальным путем.
Классификация опасных отходов включает:
- Отработанные продукты нефтеперегонки – смазочные масла, тормозные и охлаждающие жидкости, грунты, загрязненные битумом и разлившейся нефтью, осадочные отходы с автомоек, синтетические вещества – синтепон, сипрон и прочие.
- Отработанные приборы и техника, содержащие электролиты, аккумуляторы, травильные растворы, отработанные воды гальванического производства.
- Все промышленные и бытовые отходы, содержащие соединения ртути и тяжелых металлов.
- Все виды отработанных материалов, веществ и вод от химических производств, предприятий, производящих лаки, краски, грунтовки, парфюмерию и косметику.
- Побочные продукты масложирового производства, трупы павших животных, некачественные и просроченные соки и алкоголь.
- Отработанные приборы, технические устройства и воды, содержащие поверхностно активные вещества, средства для тушения пожаров.
- Все виды отходов предприятий пищевой промышленности, табачного производства, фармацевтики, просроченные лекарства и товары санитарно — гигиенического назначения.
Отдельно в перечне стоят отходы медицинских учреждений и ветеринарных клиник, которые таят эпидемиологическую угрозу, это пищевые отходы, предметы ухода, перевязочные материалы, инструментарий, постельное белье, мебель, аппаратура, которые имели контакт с больными тяжелыми видами инфекций. Такие виды отходов составляют класс опасности отходов Б и В – опасные и чрезвычайно опасные. Они собираются и маркируются особым образом.
Большую угрозу представляют собой класс отходов, содержащие крайне опасные химические вещества, ПДК которых в минимальных количествах может привести к смерти или сильному отравлению.
Транспортировка и переработка опасных отходов у нас в стране проводится специализированными предприятиями, которые имеют для этого соответствующую базу и получили лицензию от местных органов Роспотребнадзора.
Поскольку групп товаров много, мы подготовили сводную таблицу, где представлены одновременно и ставки, и утилизационные нормативы. Сведения основаны на постановлениях правительства от 09.04.2016 №284, от 31.12.2020 №3721-р и №3722-р.
Номер группы Наименование группы товаров Утилизационный норматив на 2021 год Ставка экосбора на 2021 год, рублей за 1 тонну 1 Изделия текстильные готовые (кроме одежды) 10 16 304 2 Ковры и ковровые изделия 10 16 304 3 Спецодежда 10 11 791 4 Одежда верхняя прочая 10 11 791 5 Белье нательное 10 11 791 6 Одежда прочая и аксессуары 10 11 791 7 Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие 10 11 791 8 Тара деревянная 20 3 066 9 Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона 45 2 378 10 Мешки и сумки бумажные 20 2 378 11 Тара, упаковка бумажная и картонная прочая 20 2 378 12 Изделия хозяйственные из бумаги или картона 20 2 378 13 Принадлежности канцелярские бумажные 20 2 378 14 Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона 10 2 378 15 Издательская продукция печатная 20 2 378 16 Нефтепродукты 25 3 431 17 Шины, покрышки и камеры резиновые 30 7 109 18 Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины 10 8 965 19 Изделия из резины прочие 30 8 965 20 Изделия пластмассовые упаковочные 20 3 844 21 Изделия пластмассовые прочие 15 4 156 22 Зеркала стеклянные 10 2 858 23 Стекло полое 25 2 564 24 Бочки и аналогичные емкости из черных металлов 30 2 423 25 Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов 30 2 423 26 Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия 20 2 423 27 Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование 15 26 469 28 Мониторы, приемники телевизионные 15 26 469 29 Оборудование коммуникационное 15 26 469 30 Техника бытовая электронная 15 26 469 31 Приборы оптические и фотографическое оборудование 15 26 469 32 Элементы первичные и батареи первичных элементов 20 33 476 33 Аккумуляторы свинцовые 20 2 025 34 Батареи аккумуляторные 20 33 476 35 Оборудование электрическое осветительное 15 9 956 36 Приборы бытовые электрические 15 26 469 37 Приборы бытовые неэлектрические 15 26 469 38 Инструменты ручные с механизированным приводом 15 26 469 39 Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное 15 26 469 40 Фильтры для двигателей внутреннего сгорания 15 3 037 41 Упаковка металлическая из стали 30 2 423 42 Упаковка металлическая из алюминия 20 2 423 43 Упаковка из полимерных материалов, не содержащих галогены 20 3 844 44 Упаковка из полимерных материалов, содержащих галогены 20 3 844 45 Упаковка из комбинированных материалов 20 3 844 46 Упаковка из гофрированного картона 45 2 378 47 Упаковка из бумаги и негофрированного картона 20 2 378 48 Упаковка стеклянная 25 2 564 49 Упаковка деревянная и пробковая 20 3 066 50 Упаковка из текстильных материалов 10 16 304 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ от 28 декабря 2021 г. N 2971-р
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»:
1. Утвердить прилагаемые нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 — 2021 годы.
2. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. N 2491-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 50, ст. 7207);
пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2021 г. N 43-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 5, ст. 823);
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2021 г. N 864-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 20, ст. 2955).
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2021 г.
Кто должен платить экологический сбор в 2021 году
Если вы рассматриваете НЭК в качестве подрядчика для выполнения экологического сбора, ознакомьтесь с нашим производственным циклом
- Раздельный сбор у населения
- Покупка отходов у населения
- Покупка у региональных операторов
- Образуем в результате своей деятельности по обработке отходов
Многие наши клиенты сдают нам на уничтожение продукцию в упаковке. Перед сжиганием мы извлекаем часть картона, пластика и утилизируем данные компоненты отдельно. Таким образом образуется дополнительный источник по выполнению норматива утилизации и снижается нагрузка на окружающую среду.
На проверку отчетов у Росприроднадзора есть три месяца. Помимо этого, выполнение нормативов и уплату сумм на защиту экологии инспекторы контролируют во время плановых и внеочередных проверок. За нарушение требований закона о защите окружающей среды от воздействия отходов предусмотрено несколько видов ответственности, в том числе уголовная.
С 19 июня 2021 года в Кодекс об административных правонарушениях введена новая статья 6.35 об ответственности за нарушение санитарных норм при обращении с отходами. По ней штрафы для должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей, для компаний — от 250 000 до 350 000 рублей. По статье 8.2.1 КоАП РФ за разрушение озонового слоя компании заплатят от 250 000 до 400 000 рублей). Статьей 8.5.1 предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов (штраф — от 70 000 до 150 000 рублей для юрлиц), а нормами статьи 8.41.1 КоАП РФ — ответственность за неуплату экосбора. Если его не уплатить за прошлый год, штраф равняется двукратному размеру сбора, но не менее 250 000 рублей.
Правовые документы
- Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р
- Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3722-р
- Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 N 284
- Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488
- Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417
- Статья 6.35 КОАП РФ. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления
- Статья 8.2.1 КОАП РФ. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой
- Статья 8.5.1 КОАП РФ. Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год
- Статья 8.41.1 КОАП РФ. Неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров
- Лицензия на деятельность по обращению с отходами
- Санитарно-эпидемиологическое заключение
- Свидетельство о постановке на спецучет в пробирной палате
- Сертификат соответствия ГОСТ Р
- Отзывы о нас
- Автомобильных шин
- Аккумуляторных батарей
- Банковского оборудования
- Бракованного товара и конфиската
- Бумаги и текстильной продукции
- Бытовой техники
- Оргтехники и компьютеров
- Люминесцентных ламп
- Масел и нефтепродуктов
- Мебели
- Медицинского оборудование
- Медицинских отходов
- Отходов производства
- Промышленного оборудования
- Ртутьсодержащих отходов
- Холодильного оборудования
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть перечень товаров и упаковки, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р. В зависимости от того, являетесь ли вы производителем или импортером товаров и упаковки, включенных в этот перечень, возможны три варианта действий.
- Если в этом перечне нет товаров или упаковки, которые вы производите или импортируете, то отчетность по экологическому сбору вам сдавать не нужно;
- Если в нем есть товары, которые вы производите или импортируете, то вам необходимо формировать отчетность и рассчитывать сумму экологического сбора. При этом платить экологический сбор надо в том случае, когда организация или ИП либо вообще не утилизирует товары, либо утилизирует их в объеме, который не соответствует нормативу, установленному для данного вида товаров на отчетный год. Если же норматив утилизации выполняется в полном объеме, то достаточно формировать отчетность и подтверждать документами проведенную утилизацию, а сам платеж будет нулевым.
- Если вы являетесь производителем или импортером упаковки из данного перечня, учитывайте следующие нюансы:
- экологический сбор за упаковку товаров платят производители этих товаров только в том случае, если реализуют ее конечному потребителю. Об этом сказано в Правилах взимания экологического сбора (утв. постановлением Правительства от 08.10.15 № 1073 в ред. от 23.08.18; далее — Правила взимания экологического сбора). Например, производитель картонных коробок поставил их в розничные магазины для продажи конечным потребителям. В этом случае заплатить экологический сбор за упаковку должен производитель коробок. Если же коробки были реализованы на хлебозавод для упаковки печенья, то экологический сбор за них должен заплатить хлебозавод, поскольку он упаковывает в них свой товар;
- экологический сбор за многооборотную упаковку платят ее производители. Например, хлебозавод упаковывает печенье в картонные коробки, которые затем ставит на поддоны. В этом случае экологический сбор за картонные коробки платит хлебозавод, а за поддоны — производитель поддонов.
Экологический сбор: что нового
Есть несколько способов легального освобождения от уплаты этого сбора:
- Не платят этот взнос экспортеры. Но только в отношении тех товаров, которые отправлены на экспорт. За тот объем, который продается на территории Российской Федерации, сбор уплачивается по тем же правилам, что и для других плательщиков.
- Не облагаются экологическим сбором и производители полуфабрикатов, упаковки. Их продукция используется в процессе производства других предприятий, которые в свою очередь и уплачивают налог на этот объем. Работает тот же принцип, как и при уплате других налогов, например, НДС. Кто реализует продукцию конечному покупателю, тот и платит экосбор.
- Законодательство освобождает от уплаты экосбора предприятие, если оно выполнило норматив переработки или уничтожения образовавшихся из-за ее деятельности отходов. Это стимулирует к организации сбора и переработки отходов своими силами.
Некоторое время Росприроднадзор относил к плательщикам экосбора офисные здания, как объекты IV категории опасности для экологии. Но в последних разъяснениях они были исключены из перечня облагаемых этим налогом.
Стоит отметить, что утилизация отходов I-IV категории относится к лицензируемым видам деятельности. Поэтому средним по размеру предприятиям не всегда выгодно разворачивать собственную систему сбора и переработки тары и товаров. В этом случае выполнения норматива можно добиться, заключив договор на утилизацию с перерабатывающими компаниями.
Альтернатива — заплатить полную сумму экосбора, которая рассчитывается, как произведение ставки на объем производства и на норматив. Если же норма утилизации выполнена не полностью, то правила вычисления размера платежа несколько изменяется. Умножать нужно на разницу между установленным в постановлении нормативом и выполненной его частью.
Отчетность по экологическому сбору состоит из четырех форм:
- Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ (форма утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417 в ред. от 25.07.18). Также см. «Экологический сбор: обновлена форма декларации о товарах и упаковке, подлежащих утилизации».
- Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 08.12.15 № 1342 в ред. от 17.10.18). В данный отчет нужно внести информацию о фактическом количестве товара, утилизированного в текущем году. Также необходимо указать, на основании каких документов была произведена утилизация (договор, акт, лицензия). Если же производитель или импортер не занимался утилизацией товаров, то следует сдать нулевую отчетность о выполнении нормативов утилизации.
- Расчет суммы экологического сбора (форма утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488). Сумма экологического сбора, которую необходимо внести в бюджет, рассчитывается в том случае, если организация вовсе не утилизировала товар, либо утилизировала его в меньшем объеме, чем установлено по нормативу.
- Отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520). Этот отчет сдают только те организации, у которых есть указанные объекты. Отчет состоит из двух форм, которые включают в себя данные о местах сбора отходов и о наличии мощностей по утилизации.
Важно иметь в виду, что первые три вида «экологической» отчетности необходимо составлять именно в указанной выше последовательности. Поясним на примере.
Допустим, в 2021 году издательство выпустило 100 тонн журналов, а в 2021 году — 200 тонн. Указанная печатная продукция была реализована на территории РФ. Чтобы отчитаться по экосбору за 2019 год, нужно выполнить следующие действия.
Сначала необходимо подготовить декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров. В ней нужно прописать количество реализованных журналов за 2021 год — 100 тонн.
Декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным. То есть представить декларацию и отчетность за 2021 год нужно до 1 апреля 2020 года включительно.
Расчет суммы экологического сбора надо сдать до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует внести платеж. То есть направить расчет и заплатить экологический сбор за 2021 год необходимо до 15 апреля 2021 года включительно.
Если плательщик экосбора не сдаст, либо сдаст с опозданием отчетность о выполнении нормативов по утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки), его ждет санкция по статье 8.5.1 КоАП РФ:
- для должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
- для ИП — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
- для юридических лиц — от 70 тыс. до 150 тыс. рублей.
Вся отчетность, которую необходимо подавать производителям и импортерам товаров:
- Декларация количества произведенных товаров и упаковки. Декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом;
- Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от этих товаров и упаковки. Отчетность представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом;
- В случае невыполнения нормативов – расчет суммы экологического сбора и его уплата.
Декларация о выпущенных товарах и упаковке составляется в соответствии с Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417.
Если товар произведен в РФ и вывезен на экспорт, в декларации он не указывается. Производители товаров включают в декларацию информацию о товарах на основе первичных учетных документов. Импортеры товаров – на основании таможенных документов. Декларация заполняется для каждого наименования товара, количество указывается в килограммах. Если вы зарегистрировали юридическое лицо (или ИП) в течение года, то декларация заполняется от даты регистрации до конца года. При этом Росприроднадзор может затребовать в ходе проверки достоверности декларации заверенные копии документов, на основе которых она составлена. декларация предоставляется в срок до апреля года, следующего за отчётным.
Для начала определимся, кто платит экосбор и каковы утилизационные нормативы. В РФ существует перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 №2971-р и рассчитываются в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.
Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:
- рециклинг — применение по прямому назначению;
- регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
- рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.
Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому подобная переработка не учитывается, когда идет расчет экологического сбора в 2021 году. В Письмах Росприроднадзора звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок изделий, а не в процессе всей производственной деятельности.
Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р утвержден Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (далее — Перечень отходов).
Положения Перечня отходов предусматривают реализацию запрета захоронения отдельных видов отходов в три этапа:
1) с 01.01.2018 запрещается захоранивать лом, ртутные, люминесцентные и светодиодные лампы, а также отходы ртутных термометров и вентилей;
2) с 01.01.2019 — стеклянную, полиэтиленовую и полипропиленовую упаковку и тару, пневматические и резиновые шины, камеры и покрышки от них, а также бумажные отходы;
3) с 01.01.2021 — банкоматы, мобильные телефоны, рации, модемы, профессиональные диктофоны, барометры, микроволновые печи, принтеры, сканеры, компьютерные системные блоки и калькуляторы.
Всего в списке 182 наименования отходов с соответствующими им кодами из федерального классификационного каталога отходов[1], предусмотренного ст. 20 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).
Если утверждение порядка сбора ТКО (в т.ч. их раздельного сбора) действительно относится к полномочиям субъектов Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ), то создание объектов утилизации отходов является одним из способов обеспечения выполнения нормативов утилизации производителями и импортерами товаров (ч. 4 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).
Минприроды России, проведя реформу в отрасли обращения с отходами, рассчитывает на привлечение инвестиций в целях строительства объектов утилизации отходов. Это подтверждают слова главы ведомства С.Е. Донского: «Запрет вводится поэтапно, чтобы сформировалось предложение на рынке переработки»[8]. Полагаем, что установление подобного запрета искусственно создает спрос на услуги компаний-утилизаторов, которые могут заняться не строительством новых объектов инфраструктуры, а вполне обоснованно вслед за повышением спроса повысить цены на свои услуги. Производители и импортеры товаров в очередной раз окажутся в наиболее уязвимом положении.
Однако все не так просто. Пунктом 10 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.
В отсутствие указанных документов невозможно провести конкурсный отбор региональных операторов. По состоянию на 01.08.2017 региональные операторы определены только в 10 субъектах Российской Федерации: в Камчатском, Краснодарском, Ставропольском крае, Ивановской, Астраханской, Челябинской, Воронежской области, Республике Калмыкия, Республике Мордовия, г. Севастополе.
СПРАВКА
Министерством природных ресурсов Амурской области разработан проект Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области на период 2018–2028 годов[9] (далее — проект программы). Проект программы включает описание, систему основных мероприятий, мероприятий и плановых показателей, ресурсное обеспечение и прогнозную (справочную) оценку расходов на реализацию мероприятий, а также порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба. В проекте программы недостаточно точно сформулировано приоритетное направление государственной политики (государственной политики вообще или государственной политики в сфере обращения с отходами? — прим. автора): разработчики проекта программы видят его в «кардинальном изменении сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами». Аналогичное замечание можно высказать и в отношении сформулированной цели программы — «предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья». Источники образования ТКО на территории Амурской области разделены на две группы: жилой фонд и прочие (объекты здравоохранения, производственного, торгового назначения, административные, социально значимые объекты и др.). Согласно статистическим данным ежегодно в Амурской области образуется до 500 видов отходов общим объемом более 2300 тыс. т, из них 75 % составляют ТКО. На территории области насчитывается 700 несанкционированных свалок. К мероприятиям в сфере обращения с отходами проект программы относит строительство полигонов размещения и захоронения отходов производства и потребления, строительство мусороперерабатывающих комплексов и мусоросортировочных линий. Несмотря на то что проектом программы предусматривается ресурсное обеспечение, возможны случаи, при которых указанные ресурсы будут отсутствовать или окажутся минимальными. Согласно проекту программы «данный риск может быть частично минимизирован за счет более активного использования мер экологического стимулирования хозяйствующих субъектов к реализации мероприятий в сфере обращения с отходами». В этом случае неясно, о каких мерах экологического стимулирования в проекте программы идет речь.
Тем не менее Перечень отходов даже с учетом действующего регулирования представляет серьезный административный барьер для субъектов предпринимательской деятельности. Если Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р установлены нормативы утилизации отходов от использования товаров на период 2015–2017 гг. в размере от 0 до 20 %, то Перечень отходов, в дополнение к утвержденным нормативам утилизации отходов от использования товаров, фактически устанавливает норматив утилизации по отдельным группам отходов в размере 100 %.
Тем поставщикам, которые самостоятельно не занимаются обработкой, разрешено выполнять обязанность по предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, регулярно уплачивая экосбор. Расчет производится по формуле:
С × М × Н / 1000,
где:
- С — ставка экологического сбора в рублях за тонну, которую утверждает Правительство ( Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 №284);
- М — масса выпущенного на рынок товара (упаковки) в кг;
- Н — норматив утилизации.
Похожие записи: