Нормативы утилизации на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативы утилизации на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Перечень продукции, подлежащей утилизации, нормы переработки, ставка экологического сбора в 2021 году — все это утверждает правительство. Но для начала определимся, когда платят экосбор и каковы утилизационные нормативы.

В РФ существует перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ №3721-р от 31.12.2020 и включает 40 групп товаров и 10 групп упаковки, начиная с текстильных изделий и заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Поставщиков (производителей и импортеров) такой продукции обязали утилизировать отходы после ее использования. Для этого утверждают нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год (см. Распоряжение Правительства РФ №3722-р от 31.12.2020), которые рассчитываются в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.

Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:

  • рециклинг — применение по прямому назначению;
  • регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
  • рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.

Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому, когда идет расчет экологического сбора в 2021 году, подобная переработка не учитывается. В Письмах Росприроднадзора звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок изделий, а не в процессе всей производственной деятельности.

Подтвердить, что компания выполнила требования, позволяют:

  • отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год (см. Постановление Правительства РФ №2010 от 03.12.2020);
  • соответствующие акты;
  • договор с ИП или юрлицом, имеющим право на переработку.

Ставки экологического сбора и нормативы утилизации

Тем поставщикам, которые самостоятельно не занимаются обработкой, разрешено выполнять обязанность по предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, регулярно уплачивая экосбор. Расчет производится по формуле:

С × М × Н / 1000,

где:

  • С — ставка экологического сбора в рублях за тонну (ставки экологического сбора по группам товаров ТН ВЭД утверждает Правительство (см. Постановление от 09.04.2016 №284);
  • М — масса выпущенного на рынок товара (упаковки) в кг;
  • Н — норматив утилизации.

Эту формулу применяют поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, частично выполнила норматив утилизации для экологического сбора в 2021 году, то расчет производят по другой формуле:

С × (Ку – Кд) / 1000,

где:

  • С — ставка сбора;
  • Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
  • Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.

После того как компания рассчитает экологический сбор за прошлый год и уплатит его либо представит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»:

1. Утвердить прилагаемые нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год.

2. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин
  • Срок представления (дата своевременного представления) отчётности до 1 апреля года, следующего за отчётным.
  • В случае представления отчётности на бумажном носителе лично, а также через представителя или курьером датой приёма отчётности является дата проставления отметки о получении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (её территориальным органом).
  • В случае направления отчётности на бумажном носителе посредством почтового отправления датой приёма отчётности считается дата уведомления о вручении.
  • При представлении отчётности на бумажном носителе отчётность представляется в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной с использованием электронных сервисов системы учёта отходов.
  • Данные требования установлены Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации № 2010 от 03 декабря 2020 г.
  • Датой приема отчётности в форме электронного документа считается дата её отправления через электронные сервисы системы учёта отходов.

Правила утилизации отходов в 2021 году: что изменилось

До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.

В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.

Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).

Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).

Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.

Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.

Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.

Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.

В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Утверждены нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год

Экосбор является обязательным условием для выполнения экологических нормативов по утилизации. Уплата экосбора производится до 1 апреля. Отчет предоставляется до 15 апреля. В первую очередь, экологический сбор дает возможность производителям законно утилизировать упаковку и иные материалы.

Инвентаризация выбросов

Согласно статье 32 Приказа Минприроды России от 7 августа 2018 года № 352 на каждом предприятии должен быть отчет об инвентаризации источников выбросов (как самостоятельный документ). По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте ОНВ с указанием даты утверждения. Рекомендуемый образец структуры отчета по инвентаризации выбросов приведен в приложении № 4 к Приказу № 352.

В соответствии со ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ экологический сбор классифицируется как неналоговый доход федерального бюджета России. Экологический сбор должен уплачиваться фирмами и ИП, являющимися производителями либо импортерами изделий, которые по факту утери потребительских качеств подлежат утилизации. Сбор начисляется также в отношении упаковки, в которой поставляется товар.

ВАЖНО! Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р.

В отношении только упаковки сбор уплачивается, если (ст. 24.5 закона № 89-ФЗ, пп. 2, 2(1) Правил взимания экологического сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073):

  • товар не является готовым к употреблению;
  • товар реализуется производителям колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.

Сбор не уплачивается субъектами, осуществляющими утилизацию изделий (их упаковки) с соблюдением соответствующих нормативов утилизации. Однако если производитель или импортер взял на себя обязанность утилизировать отходы, но норматив по утилизации не выполнил, сбор ему придется заплатить.

Денежные средства, поступающие в федеральный бюджет РФ за счет экологического сбора, предполагается направлять на финансирование различных государственных программ, связанных с обеспечением защиты окружающей среды. Например, по строительству заводов, перерабатывающих мусор, полигонов для обезвреживания опасных веществ и др.

Администратор экологического сбора — Росприроднадзор. Данное ведомство является получателем соответствующих платежей, а также субъектом контроля отчетности по нему. Экологический сбор — обязательство, которое многие представители бизнеса рассматривают как весьма схожее с платой за загрязнение окружающей среды. Но отождествлять их неправильно. Почему — расскажем далее.

Плату за негативное влияние на окружающую среду российские фирмы и ИП вносят уже давно — с 2002 года. Данное обязательство регулируется положениями закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а также ст. 23 закона № 89-ФЗ. Администратор у обоих платежей один и тот же — Росприроднадзор.

Несмотря на отнесение обоих платежей к общей юридической отрасли — экологическому праву, экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды (называемая также налогом за негативное воздействие на окружающую среду) — совершенно разные обязательства.

Подробнее см. в этом материале.

Эту обязанность исполняют фирмы и ИП, производственная деятельность которых сопровождается:

  • образованием отходов, требующих консервации на специальных объектах (полигонах, свалках);
  • химическими выбросами в атмосферу;
  • загрязнением водоемов сточными водами.

Подробнее о сравнении экологических платежей читайте в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

Экологический сбор платят лица, которые выпускают или импортируют изделия (их упаковку), требующие утилизации по факту завершения их эксплуатации. Но, обратите внимание, если товары и упаковка товаров импортируются не в целях последующей реализации потребителям, а для собственных нужд, то импортеры не уплачивают экологический сбор и не представляют отчетность. Это подтверждают чиновники — см. «Росприроднадзор уточнил, как производителям и импортерам платить экологический сбор».

Перечень конкретных товаров (и различных видов упаковки для них), которые должны быть утилизированы по факту утери эксплуатационных характеристик, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2020 № 3721-р. Здесь также установлены нормативы для различных типов утилизируемых товаров, за которые нужно уплачивать экологический сбор, чтобы определять объем этих товаров (так же, как и упаковочных материалов для них).

Например, для аккумуляторов (код 27.20 по классификатору ОК 034-2014) в 2021 году норматив по экологическому сбору равен 22% (на 2020 год — 20%). Это значит, что юрлицо (или ИП), утилизирующее отработанные аккумуляторы, должно заплатить сбор 22% (20%) от их общего объема.

Утверждены нормативы утилизации отходов на 2021 год

1. Использовали новый перечень товаров/упаковки и новые нормативы утилизации

В преддверии отчетной кампании за 2020 год вышли два Распоряжения Правительства РФ от 31.12.2020:

  • Распоряжение № 3721-р утвердило перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации;
  • Распоряжение № 3722-р установило нормативы утилизации.

При этом Распоряжения Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р и 2971-р утратили свою силу с 1 января 2021 года.

Это ввело в заблуждение некоторые компании, которые решили, что отчитываться за 2020 год нужно по новым нормативно-правовым актам. Но это не так. Новые распоряжения вступили в силу с 1 января 2021 года, а значит, относятся к отчетности за 2021 год. Распоряжения Правительства № 2970-р и № 2971-р действовали весь 2020 год, поэтому, несмотря на их отмену, к отчетности за 2020 год нужно применять их.

Компании, которые отчитывались в электронном виде, такую ошибку допустить не могли: в системах операторов ЭДО и в личном кабинете природопользователя на сайте РПН были только действующие перечни. А вот тем, кто отчитывался на бумаге, лучше перепроверить свои отчеты.

«>

Для производителей и импортеров, которые в прошлом году перевыполнили норматив утилизации, действует правило. В этом году они могут уменьшить норматив на разницу между фактическими показателями утилизации и нормативами (п. 13 ст. 24.2 Федерального закона от от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Но это правило не распространяется на импортеров и производителей, которым нужно платить экосбор (п. 15 ст. 24.2 Федерального закона от от 24.06.1998 № 89-ФЗ). То же с понижающим коэффициентом, о котором речь шла выше.

Например, компания «Моторика» реализовала за 2019 год 20 т сканеров (группа 32, норматив утилизации на 2020 год — 15 %) в картонных коробках (группа 50, норматив утилизации на 2020 год — 45 %), состоящих на 30 % из вторичного сырья. Всего за 2019 год было реализовано 8 т картона. При этом на утилизацию в 2020 году передали: 0,8 т сканеров и 2,1 т картона. В 2019 году норматив утилизации по картону был перевыполнен на 1,5 т.

Считаем, сколько нужно передать на утилизацию:

Сканеры: 20 000 кг * 0,15 = 3 000 кг.

Картон: 8 000 кг * 0,45 = 3 600 кг.

Таким образом, норматив утилизации по сканерам не выполнен. За сканеры нужно платить экосбор, а значит, учесть перевыполнение норматива утилизации по картону тоже нельзя.

Для подготовки отчетности по экосбору нужно было использовать следующие данные (Постановление Правительства РФ от 23.08.2018 № 986, Письмо Минприроды России от 04.04.2019 № 01-19-44/7874):

  • в декларации за 2020 год — массу реализованных товаров/упаковки за 2020 год;
  • в отчетности о выполнении нормативов утилизации за 2020 год — массу реализованных товаров/упаковки за 2019 год, норматив утилизации на 2020 год;
  • в расчете суммы экосбора — массу реализованных товаров/упаковки за 2019 год, норматив утилизации на 2020 год, ставки платы на 2020 год.

Требование указывать в декларации массу реализованного товара/упаковки за отчетный год, а в отчетности о выполнении нормативов утилизации и расчете суммы экосбора — за календарный год, предшествующий отчетному периоду, действует с отчетности за 2018 год.

Такой принцип введен, чтобы компании могли заблаговременно планировать свои расходы на утилизацию и оплату экосбора, а также выполнять нормативы утилизации.

Например, компания продала партию телевизоров 31 декабря 2019 года. По старому механизму расчета она не смогла бы выполнить положенный норматив утилизации, потому что отчетный год закончился. Оставалось бы только платить экосбор. По текущему правилу компания может в течение 2020 года выполнить нормативы утилизации в полном объеме, и тогда сумма экосбора к уплате будет равна 0.

От вида деятельности компании зависит, куда она должна направлять отчеты. Производители отчитываются в территориальный орган Росприроднадзора, а импортеры, ассоциации и одновременно производители и импортеры — в Центральный аппарат Росприроднадзора (Москва).

Однако для отчетности по экосбору важно определять вид деятельности компании (производитель и/или импортер) применительно именно к экосбору.

Например, компания импортирует овощи и фрукты, для которых на территории РФ изготавливает тару. Упакованные овощи и фрукты компания реализует в России. Объективно она производитель тары и импортер овощей и фруктов. Но с точки зрения экосбора она выступает только производителем, но не импортером, так как овощи и фрукты не подлежат экосбору и отчитываться по ним не нужно. В отчетности по экосбору компания указывает данные только по реализованной таре.

Если указать вид деятельности неправильно, приемный комплекс отклоняет отчет, и он считается несданным.

Экологическая отчетность 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *