Отсутствие задолженности по налогам и сборам 44-ФЗ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отсутствие задолженности по налогам и сборам 44-ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Действующее законодательство в сфере контрактной системы устанавливает, что заказчик обязан организовать контроль всех тех участников госзакупок, которые подали заявки. Причем, требований и принципов проверки довольно много.
Отметим, что полный перечень правил закреплен в 31 статье закона №44-ФЗ. Так, п. 5 ст. 31 гласит, что за участником не может числиться задолженность перед бюджетом по налогам за прошлый отчетный год более чем 25% от общей стоимости его балансового имущества.
Причем, поставщик обязан только задекларировать соответствие данному требованию. То есть компания, подавшая заявку, среди прочей документации должна представить декларацию о соответствии общим требованиям, которая подтверждает полную или частичную оплату задолженности по налогам и отсутствие просрочки. Это позволяет фирме участвовать в госзакупках.
Требовать дополнительное подтверждение данной информации заказчик не вправе. Контрактная служба учреждения, либо, специально назначенный управляющий должны организовать самостоятельную проверку задолженности по налогам.
Разберемся, как узнать, есть ли задолженность по налогам.
Проверяем поставщика на задолженность по налогам: пошаговая инструкция
Самый надежный вариант, как проверить есть ли задолженность по налогам у участника закупок — это запросить информацию напрямую в налоговом органе. Для получения документального подтверждения, что поставщик не имеет долгов перед государством, составляется официальный запрос. Причем, документ в налоговую службу (узнать задолженность по налогам) можно направить, как в бумажном, так и в электронном виде. Запрос составляется в произвольном виде, однако, следует указать обязательные реквизиты:
- Наименование ТО ИФНС, должность и ФИО руководителя отдела.
- Наименование компании-заявителя, ФИО руководителя или контрактного управляющего.
- Адрес, телефон и прочую контактную информацию о заявителе.
- Сведения об участнике (полное наименование, ИНН, ОГРН, либо иные сведения для идентификации).
- Дата составления и подпись заявителя.
ВАЖНО! Срок подготовки ответа от ИФНС — не менее 10 рабочих дней. Запланируйте контрольные мероприятия с учетом времени на проверку.
Допустим, что справка из налогового органа на руках, как теперь проверить соответствие УГЗ установленным требованиям? Рассмотрим на конкретном примере.
ООО «Весна» является участником госзакупок. По сведениям ИФНС за компанией числится недоимка по налогу на прибыль за 2017 год в сумме 15 000 рублей. В соответствии с п. 5 ст. 31 закона №44-ФЗ, долг не может превышать 25% от общей балансовой стоимости активов.
Выясняем показатель стоимости активов на основании бухгалтерской отчетности, а именно, на основании бухгалтерского баланс за 2017 год. Получить сведения можно на официальном сайте поставщика, в налоговой инспекции, либо по письменному запросу.
Участвовать в закупке можно даже с задолженностью, но сумма не должна быть больше 25% от балансовой стоимости активов за последний отчетный период.
44-ФЗ не требует подтверждения, участник прикладывает только декларацию соответствия. По 223-ФЗ заказчик может потребовать подтвердить, что задолженности нет. Для этого можно сделать свежую справку об отсутствии задолженности по налогам (справка ИФНС, срок ее действия обычно устанавливает контрагент), которую поставщик предоставляет в составе своей заявки. Налоговая выдает справку по запросу в бумажном или электронном виде.
Иногда такое требование выдвигается, чтобы не дать ненужным поставщикам поучаствовать в закупке. Налоговая готовит справку 10 дней, а срок подачи заявки — обычно 5-7 дней. Поставщик просто не успеет ее получить.
Подготовка документов для участия в торгах
Требование распространяется на участников — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Заказчики проверяют, чтобы на момент тендера в отношении претендента отсутствовало решение арбитражного суда о признании банкротом и открытии конкурсного производства. Для проверки этого обстоятельства удобно использовать интернет-издание «Вестник государственной регистрации».
Конфликт интересов — это ситуация, когда должностное лицо заказчика, уполномоченное принимать решения в ходе тендеров, например руководитель организации, член комиссии или руководитель контрактной службы, состоит в родстве с лицом, заинтересованным в победе одного из участников. Такое положение вещей негативно сказывается на прозрачности тендера, его честности и интересах конкуренции.
Существуют два способа подтверждения соответствия требованиям: декларация и представление документов.
Декларация может быть в виде отдельного документа или в составе заявки. Конкретной формы закон не предусматривает, поэтому составляется она произвольно. Обычно это документ, в котором поставщик указывает свое наименование, юридический адрес, ИНН, а также подтверждает, что соответствует на дату подачи заявки единым требованиям.
Иногда требуется подтвердить соответствие требованиям иным документом. Из следующей таблицы видно, в каких случаях может применяться декларация, а когда — определенные документы.
Требования | Основание для требования | Документы, которые предоставляет участник | НПА |
---|---|---|---|
Участник должен соответствовать требованиям законодательства к лицам, поставляющим товар, или оказывающим услуги, которые представляют собой объект закупки | Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Лицензия | Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ |
Свидетельство о допуске, которое выдала саморегулируемая организация | Статья 52 ГК РФ, приказ Минрегиона от 30.12.2009 № 624 | ||
Другие | Письмо Минэкономразвития от 28.05.2015 № Д28и-1542 | ||
Постановление Правительства от 29.12.2015 № 1457, письмо Минэкономразвития и ФАС от 28.04.2016 № 12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16 | |||
Статья 49 ГК РФ | |||
Отсутствие судебного решения о банкротстве участника, непроведение ликвидации участника | Пункт 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | — |
Деятельность участника закупки не должна быть приостановлена | Пункт 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | — |
Участник не должен иметь недоимки по налогам, сборам | Пункт 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | Письмо Минэкономразвития от 30.09.2015 № Д28и-2971 |
Участник не должен быть судим за преступления в сфере экономики, не должен быть дисквалифицирован | Пункт 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | Письмо Минэкономразвития от 28.01.2015 № Д28и-166 |
Участник должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (если заказчик приобретет по контракту права на такие результаты) | Пункт 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | — |
У участника и заказчика не должно быть конфликта интересов | Пункт 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016 |
Участник закупки не является офшорной компанией | Пункт 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Выписка из ЕГРЮЛ | Письмо Минэкономразвития от 08.02.2016 № Д28и-224; обзор судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016 |
Справка об отсутствии задолженности по налогам: как получить + образец
Заявка отправляется через отделение почты России ценным письмом. Данные вписываются от руки на распечатанном бланке или вносятся на компьютере. Бумага заверяется подписью. Предусмотрена опись вложения. Если вы отправляете заявку на получение справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам по почте, то датой отсчета сроков станет дата вручения адресату почтового оформления. Ее можно уточнить при помощи сервиса отслеживания.
Если есть подозрение о наличии долгов перед ИФНС и налоговой, но нет данных об их размере, имеет смысл сначала уточнить информацию в ИФНС (запросить данные о задолженностях), а потом заказывать справку. Лучше отправиться в отделение самостоятельно (или нанять представителя), чтобы на месте выяснить все нюансы.
Что нужно делать:
- Запросить образец заявления – часто в разных отделениях Москвы и области действуют свои образцы, они используются исключительно для удобства работников, поскольку форма подачи заявления не регламентирована;
- Заполнить заявку, указав способ получения результата, сдать ее инспектору, предоставить паспорт (и доверенность, если нужна);
- Через 5 дней получить документы от налогового органа, покрыть все указанные в нем задолженности и платежи, и уже непосредственно подавать заявление на справку об отсутствии задолженности перед налоговой.
Первый сложный момент – срочность. Если у физических лиц нет времени на 10-дневное ожидание, или если организации нужно оперативно получить информацию о сборах для подачи документов на тендер, встает вопрос о срочном получении документа. Для этого есть два основных пути:
- отправиться в ИФНС и уточнить размер пошлины для того, чтобы получить нужные бумаги уже через 1-3 дня;
- заказать услугу получения справки об отсутствии задолженности перед налоговой у консалтинговой компании в Москве или области – потребуется оформление доверенности, все задачи, связанные с получением бумаги и сбора документов берут на себя сотрудники компании.
Последний вариант подходит для случаев, когда времени нет не только на ожидание документов, но и на заполнение заявок, поездки в территориальные отделения, очереди.
Еще один момент – пребывание в другой стране. Все проще, если справка вам нужна в электронном виде – вы можете получить ее через личный кабинет на сайте ФНС. Если справка нужна в бумажном виде, есть несколько вариантов:
- Нанять уполномоченное лицо, которое закажет и заберет справку по доверенности.
- Заказать справку через сайт, выбрать способ получения письмом по адресу регистрации (за границу документы налогоплательщика не высылаются) и попросить кого-то переслать ее вам.
- Если по адресу регистрации в РФ получить справку некому, можно написать заявление, чтобы документы отправлялись по другому адресу (одно условие – он должен присутствовать в ЕГРН). Форма заявления регламентирована Приказом ФНС России.
В двух словах – справка об отсутствии долгов перед бюджетом необходима физическим и юрлицам, которые должны по каким-то причинам подтвердить свою состоятельность. Процесс оформления и выдачи документа определен законодательно – он содержит сведения о том, что все начисленные суммы по штрафам, налогам, сборам были выплачены.
Как узнать задолженность по налогам и оплатить? Видео инструкция.
Это может произойти в силу разных обстоятельств. Например:
- бухгалтер ошибся при исчислении облагаемой базы или суммы налога. Либо умышленно занизил налогооблагаемую базу. Это выяснилось при камеральной или выездной проверке;
- сумма налога (сбора, взноса) была рассчитана правильно и верно отражена в декларации. Ошибка возникла при заполнении платежного поручения;
- сумма налога (сбора, взноса) исчислена, отражена в декларации и указана в «платежке» верно. Но платеж отправлен по неправильным реквизитам (например, не на тот КБК). Это было выявлено при сверке расчетов с бюджетом;
- бухгалтер «забыл» заплатить налог вовремя.
В зависимости от того, по какой причине возникла недоплата, различаются виды и степени ответственности.
Обнаружив недоимку, инспекторы сначала направят организации требование об уплате налога (сбора, страховых взносов). Здесь существуют определенные правила по срокам:
В общем случае требование направляют в течение трех месяцев с момента обнаружения недоплаты; если сумма недоплаченного налога (а также задолженности по пеням и штрафам по нему) небольшая – меньше 500 рублей, то требование выставят в течение года со дня выявления недоимки; если требование выставляют по результатам налоговой проверки, то срок – 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по итогам такой проверки.
Такие правила установлены статьей 70 НК РФ.
Пункт 4 статьи 69 НК РФ устанавливает – какая именно информация должна содержаться в требовании. Так, в документе должны быть указаны следующие данные:
- сумма задолженности по налогу (сбору, взносу);
- размер начисленных пеней;
- срок исполнения требования;
- меры по взысканию недоимки, которые предпримет налоговая инспекция в случае неисполнения требования;
- основания, по которым взимается налог (сбор, страховой взнос), и нормы налогового законодательства, которые обязывают организацию заплатить его.
Если какие-либо из перечисленных сведений в документе отсутствуют, то оно считается оформленным с нарушениями. Как следствие – налогоплательщик вправе не исполнять его. Такой вывод следует из Постановления Президиума ВАС от 22.07.2003 № 2100/03.
Если требование составлено без нарушений, организация обязана его выполнить. Общий срок исполнения – восемь рабочих дней с даты получения. Но в самом документе может быть проставлен и другой (более длительный) срок. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 69 НК РФ.
Дату получения требования организацией считают в зависимости от того, каким именно способом оно было представлено. Так, если документ отдали непосредственно руководителю в руки, то день получения – это собственно момент вручения документа. Если налоговики отправили требование по почте заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки.
Если же документ переслали в электронном виде по ТКС, то он считается полученным в тот день, когда компания отправила электронную квитанцию о приеме. Такие выводы следуют из пунктов 6 и 8 статьи 69 НК РФ и пунктов 5 и 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200.
Впрочем, требование инспекции можно обжаловать. Для этого компания вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).
Как подтверждается отсутствие задолженности участника?
Если в установленный срок компания не погасит недоимку, контролеры вынесут решение о взыскании. Форма документа утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Оформить его ИФНС обязана в течение двух месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования организацией. Пропустив двухмесячный период, взыскать недоимку с организации инспекция сможет только через суд.
Решение о взыскании направляют компании. Сделать это контролеры должны за шесть рабочих дней с момента его принятия.
В ряде случаев решение могут приостановить или отозвать. Так, оно будет приостановлено в следующих ситуациях:
- фирма получила отсрочку или рассрочку уплаты налога (взноса);
- на счета организации в банках суд наложил арест;
- вышестоящая инстанция велела приостановить взыскание.
Решение отзовут, в частности, если:
- недоимка уже погашена либо признана безнадежной и списана;
- компания подала «уточненку», где сумма налога (взноса) уменьшилась и недоимки не стало.
Такой порядок следует из пунктов 4.1 и 10 статьи 46 НК РФ.
Исполнять решение о взыскании будут за счет средств на счетах организации. В первую очередь, деньги спишут с рублевого расчетного счета. Для этого ИФНС направит в обслуживающий компанию банк поручение на перечисление налога. Банк обязан исполнить его не позднее следующего операционного дня.
Если денег на расчетном счете недостаточно, могут быть задействованы (при определенных условиях) практически любые счета и вклады организации. В частности, валютный счет, депозитные вклады, счет в драгметаллах. Кроме того, при недостаточности средств на счетах и вкладах контролеры вправе взыскать недоимку за счет электронных денег фирмы.
Если средств на счетах и электронных денег компании не хватило для погашения недоимки, налоговики могут взыскать ее за счет прочего имущества организации (п. 7, 10 ст. 46, ст. 47 НК РФ).
Перечень такого имущества приведен в пункте 5 статьи 47 НК РФ. В принципе, это может быть любое имущество фирмы, которое числится на ее балансе – готовая продукция, товары на складе, оборудование, помещения, материалы и т.п. Соответствующее решение ревизоры примут в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (страхового взноса).
Взыскание производится судебным приставом – по решению и на основании постановления ИФНС (п. 9 ст. 47 НК РФ). Формы этих документов утверждены приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179.
Чтобы обеспечить взыскание недоимки, контролеры могут приостановить операции по счетам фирмы или наложить арест на ее имущество. Основание – статьи 76 и 77 НК РФ.
Блокировка счета производится по решению, форма которого утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Его выносят после того, как оформят решение о взыскании долга перед бюджетом. Причем заблокировать могут не только банковские счета, но и «электронные кошельки» компании. Сумма заблокированных средств равна сумме недоимки. То есть, если остаток на счету больше недоплаты налога, разницу фирма может использовать по своему усмотрению.
Арест имущества возможен только с санкции прокурора. Его накладывают в том случае, если денег на счетах недостаточно, чтобы погасить недоимку. Основание для ареста – постановление ИФНС (по форме, утвержденной приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179). Эта обеспечительная мера означает, что владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом компания может только под контролем налоговой инспекции. После погашения недоимки чиновники вынесут решение об отмене ареста.
Решение признать недоимку безнадежной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 НК РФ. В частности, контролеры спишут долг в следующих случаях:
- если компания ликвидируется. Безнадежной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть ее за счет средств учредителей и участников невозможно;
- по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;
- долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий ее банк был ликвидирован;
- если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 руб., а с момента ее образования прошло пять лет.
После того, как инспекция спишет налоговую задолженность, компания вправе списать ее и в своем учете.
Помимо указанных неуплата налогов грозит налогоплательщику и иными неблагоприятными последствиями. Они складываются в смежных к налоговым отношениях и могут создать серьезные преграды в осуществлении предпринимательской деятельности.
Во-первых, неуплата налогов сказывается на возможности участия налогоплательщика в отношениях с отдельными контрагентами.
Например, один из таких запретов установлен при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) все государственные и муниципальные заказчики в случае закупки товаров, работ, услуг должны следовать специальным правилам, предусмотренным этим законом.
Одним из таких правил является предъявление обязательного требования к потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) об отсутствии у него задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе). Поэтому, если у участника закупки есть подобная задолженность, его заявка будет отклонена.
Более того, заказчик обязан отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, если в ходе исполнения договора будет установлено, что он представил о себе недостоверные данные или что он не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам закупки (ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе). Поэтому если такая задолженность возникнет уже после победы в конкурсе, на этапе исполнения контракта, возникает реальный риск неисполнения со стороны заказчика вытекающих из контракта обязательств. Правда, отметим, что практическая применимость подобной нормы сомнительна. Прежде всего из-за того, что у заказчика отсутствуют законные механизмы по проверке соответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) такому требованию. Даже если налоговый орган представит справку о наличии задолженности, определить ее долю в балансовой стоимости активов будет практически невозможно.
Подобный запрет может быть установлен и в отношениях с юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Этот закон, как и Закон о контрактной системе, закрепляет специальные правила закупок товаров, работ, услуг унитарными предприятиями, бюджетными и автономными учреждениями, государственными компаниями и т.п.
Разница между ними заключается лишь в том, что Закон о контрактной системе императивно устанавливает правила закупок, а Закон о закупках предусматривает возможность установления таких правил самими юридическими лицами в разрабатываемых ими положениях о закупках. Так, в силу ч. 5 ст. 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое физическое или юридическое лицо, которое соответствует требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Судебная практика
Анализ арбитражных дел показывает, что заказчики в качестве такого требования нередко вводят отсутствие у участника закупки задолженности по уплате налогов (постановления ФАС Дальневосточного округа от 01.04.2014 по делу № А80-267/2013, Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 по делу № А80-267/2013).
Во-вторых, наличие у налогоплательщика задолженности по уплате налогов может явиться препятствием для осуществления деятельности в отдельных сферах.
Один из ярких примеров – ограничения, установленные в отношении деятельности по производству алкогольной продукции. Согласно Федеральному закону от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» условием для производства организациями алкогольной продукции является наличие у них федеральных специальных марок. В свою очередь для получения этих марок организация должна отвечать определенным требованиям, к числу которых относится и отсутствие у нее задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах.
Еще один пример – деятельность по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.12.1999 № 1344 одним из оснований для отказа в выдаче лицензии на право осуществления такой деятельности является наличие у организации – соискателя лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Кроме того, наличие задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам за последний отчетный период, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности, не позволяет налогоплательщикам в случаях установления запрета рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов заключать договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов (Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении в��дных биологических ресурсов»).
Как получить справку об отсутствии задолженности?
Задолженность по уплате налогов и иных обязательных платежей достаточно часто выступает обстоятельством, препятствующим налогоплательщику осуществлять свою хозяйственную деятельность полноценно. Нередко наличие такой задолженности создает сложности и в не регламентированных правом взаимоотношениях организаций со своими контрагентами. Например, кредитные организации для предоставления кредитов требуют от них добросовестного исполнения обязанностей налогоплательщика.
Связанный материал Списываем задолженность по налогам, пеням и штрафам № 02 / 2013
См. статью «Списываем задолженность по налогам, пеням и штрафам»
В связи с этим возникает вопрос: что делать, если все-таки подобная задолженность у вас образовалась? Естественный ответ – ее добровольное погашение. Однако нередки ситуации, когда сумма задолженности возникает у налогоплательщика в связи с неправомерными действиями налоговой инспекции. В этом случае у компании есть предусмотренные законом возможности по защите своих прав и законных интересов.
Для начала необходимо получить достоверную информацию о том, числится ли за организацией задолженность. Для этого нужно обратиться в инспекцию ФНС России по месту учета с письменным запросом, примерная форма которого содержится в приложении № 8 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н. Справка представляется налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса в инспекцию. Форма такой справки утверждена приказом ФНС России от 21.01.2013 № ММВ-7-12/22@.
Связанный материал Какие акты, действия и бездействие ИФНС можно обжаловать № 10 / 2013
См. статью «Какие акты, действия и бездействие ИФНС можно обжаловать»
Если налогоплательщик считает, что упомянутая в справке задолженность указана неверно, он вправе уточнить информацию (причины возникновения, суммы и т.д.). Кроме того, он может обжаловать в вышестоящем налоговом органе и в суде решения, действия и бездействие налогового органа, послужившие основанием для возникновения у налогоплательщика задолженности.
См. статью «Условия для обжалования актов, действий и бездействия налогового органа»
Основанием для оспаривания числящейся за компанией задолженности является истечение сроков для ее взыскания.
Судебная практика
Пленум ВАС РФ отметил: исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации налоговый орган должен включать в справку об исполнении налоговой обязанности сведения об утрате возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
- Свежие
- Посещаемые
Взыскание задолженности по налогам, страховым взносам, штрафам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика осуществляется налоговым органом в следующем порядке:
- налоговый орган выносит решение о взыскании и направляет в банк поручение на списание денежных средств в бесспорном порядке;
- банк исполняет поручение налогового органа и списывает средства со счетов налогоплательщика в банке, направляя их в бюджет.
Процедура взыскания соответствующих сумм состоит из следующих шагов, предпринимаемых налоговым органом:
- налоговый орган выносит решение о взыскании налоговых доначислений в соответствии с пп. 3, 9, 10 ст. 46 НК РФ в срок не позднее двух месяцев после истечения срока на исполнение требования об уплате, если общая сумма недоимки, пеней и штрафов, указанная в требовании, превышает 3.000 рублей.
При пропуске указанного срока, взыскание доначислений возможно только в судебном порядке. Решение, принятое налоговым органом с пропуском срока, недействительно и исполнению не подлежит, что следует из п. 3 ст. 46 НК РФ;
- не позднее двух месяцев со дня, когда общая сумма недоимок, пеней и штрафов превысит 3.000 рублей, если изначально требование было выставлено на сумму менее 3.000 рублей, но в течение трех лет со дня окончания срока его исполнения общая сумма, подлежащая взысканию с организации, превысила 3.000 рублей;
- не позднее двух месяцев со дня, когда прошло три года с окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате, — если сумма недоимок, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с организации, не превысила 3.000 руб. в течение указанного срока;
В соответствии с п. 5 ст. 46 НК РФ банк списывает задолженность налогоплательщика с тех счетов и в тех суммах, которые налоговый орган указал в поручениях на списание.
В первую очередь банк спишет денежные средства с расчетных (текущих) рублевых счетов налогоплательщика. Если денежных средств на этих счетах недостаточно, то списание будет производиться с валютных счетов, а затем — со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика. В последнюю очередь взыскание обращается на электронные деньги (пп. 5, 6.1 ст. 46 НК РФ).
Необходимо обратить внимание, что иностранную валюту и драгметаллы со счетов налогоплательщика банк, по поручению налогового органа, обязан будет продать и погасить задолженность за счет полученных денежных сумм в рублях. Расходы по этой операции оплачиваются за счет налогоплательщика (п. 5 ст. 46 НК РФ).
Следует иметь в виду, что средства с вкладов (депозитов) можно списать только после окончания срока вклада (депозита) (п. 5 ст. 46 НК РФ). Следовательно, в этом случае банк должен дождаться окончания срока вклада (депозита), и только потом осуществлять списание денежных средств в пользу бюджета.
Образец справки об отсутствии задолженности.
Если средств на счете налогоплательщика будет достаточно, то банк произведет списание в следующем порядке и сроки:
- с рублевых счетов налогоплательщика — не позднее следующего операционного дня с даты, когда банк получил поручение налогового органа;
- с валютных счетов и со счетов в драгоценных металлов — не позднее двух операционных дней с даты, когда было получено поручение;
Порядок списания денежных средств со счетов налогоплательщика регулируется как гражданским (ст. 855 ГК РФ), так и налоговым законодательством (ст. 46 НК РФ). Исходя из этого, если к счетам налогоплательщика предъявляются требования первой и второй очереди, то банк сначала обязан погасит эти требования, а затем будет исполнять последующие требования налогового органа.
Поручение на списание денежных средств банк будет исполнять до тех пор, пока оно не будет приостановлено или отозвано налоговым органом (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).
Например, действие поручения на списание может быть приостановлено определением арбитражного суда при принятии судом обеспечительных мер (ст.ст. 91, 96 АПК РФ).
Случаи, при которых налоговый орган отзывает неисполненные поручения на списание, указаны в п. 4.1 ст. 46 НК РФ:
- налоговая задолженность полностью погашена;
- налогоплательщик получил отсрочку или рассрочку по уплате налогов, пеней, штрафов;
- сумма налога, пеней, штрафа уменьшена в уточненной декларации, направленной налогоплательщиком в налоговый орган;
- суммы недоимок, пени признаны безнадежными к взысканию и списаны;
- в судебном или административном порядке отменены или признаны недействительными соответствующие правоустанавливающие документы, на основании которых налоговый орган осуществлял соответствующие взыскания.
Об отзыве поручений налоговый орган в обязательном порядке выносит решение. В противном случае, налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налогового органа первоначально в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.
Если банк исполнит поручение, которое подлежит отмене, то денежные средства, списанные со счета налогоплательщика, будут считаться излишне взысканными. Налоговый орган обязан их вернуть и уплатить проценты на сумму излишне взысканных денежных средств проценты (пп. 1, 9 ст. 79 НК РФ).
Если задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств налогоплательщика налоговому органу не удалось взыскать полностью, то остаток такой задолженности подлежит взысканию за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).
С этой целью налоговый орган принимает два документа: решение и постановление о взыскании. Постановление налогового органа о взыскании в силу ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» относится к исполнительным документам, что также подтверждено в п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 31.07.2013 г.. в котором говорится, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
Соответственно на основании постановления налогового органа судебные приставы-исполнители будут осуществлять взыскание, обращая его на имущество налогоплательщика.
Как было указано выше, налоговый орган принимает два документа, касающиеся обращения взыскания на имущество налогоплательщика: решение и постановление. Решение принимается в течение одного года с даты окончания срока исполнения требования об уплате налога.
Как и в отельных предыдущих случаях, Правительство РФ увеличило предельный срок вынесения налоговым органом решения о взыскании на шесть месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).
Таким образом, решение о взыскании за счет имущества может быть принято в течение полутора лет после истечения срока исполнения требования об уплате.
При пропуске срока для вынесения решения, взыскать задолженность налоговый орган сможет лишь, обратившись в суд. Решение, принятое с пропуском срока, является недействительным и исполнению не подлежит (п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом решение о взыскании налогоплательщику налоговым органом не направляется.
Все действия по взысканию имущества осуществляет судебный пристав-исполнитель в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».
Для этого судебный пристав-исполнитель совершает необходимые для взыскания юридические действия, в следующем порядке, и в следующие сроки.
1) Пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства в 3-х дневный срок с момента получения им исполнительного документа (п. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
2) Пристав направляет копию постановления должнику и в налоговый орган о возбуждении исполнительного производства либо постановление в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее следующего рабочего дня с даты его вынесения (п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
3) Пристав осуществляет взыскание, если в течение 5 дней, с момента получения постановления, должник не погасит долг (п. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
4) Пристав произведет изъятие и продажу имущества должника-налогоплательщика на торгах, а за счет вырученных от такой продажи денежных средств погасит долги налогоплательщика перед бюджетом, расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Следует иметь в виду, что изъятие и продажа имущества должника-налогоплательщика ничем не отличается от изъятия и продажи имущества иных должников, имеющих задолженность по оплате за поставленные в их адрес товары (работы, услуги).
Для отражения хозяйственных операций применяют План счетов, утвержденный Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Планом счетов предусмотрен, для того чтобы учитывать задолженность по налогам и сборам, счет 68. К нему рекомендуется открывать субсчета и обеспечивать аналитический учет по видам налоговых платежей. По кредиту счета отражается начисление налога, а по дебету его уплата или уменьшение за счет налоговых вычетов.
Бухгалтерский учет ведется методом начисления. Даты начисления и даты уплаты налогов, как правило, не совпадают. Например, налог на прибыль, начисленный к уплате за 2020 год, будет отражен по кредиту счета, а перечислить его организация обязана до 28.03.2019. Это приводит к тому, что на дату начисления налогового сбора по счету 69 возникнет кредитовое сальдо. Это текущая задолженность, она не является просроченной.
Мы проверим все Ваши налоговые задолженности перед ФНС РФ в Государственной информационной системе ГИС ГМП
Мы отправим квитанцию оплаты Вам на электронную почту
Мы вовремя оповестим Вас о новых задолженностях
Возможность оплаты обеспечивается Платежным сервисом А3. Оператор Платежного сервиса «А3» – ООО «А 3», ОГРН 1107746155164. Перевод денежных средств осуществляет ПАО «Промсвязьбанк», лицензия 3251, ОГРН 1027739019142. Безопасность операций подтверждена сертификатом соответствия международному стандарту PCI DSS.
Например: у организации N задолженности нет, но ее обяжут оплатить налоги (задолженности по налогам и сборам) за недобросовестного контрагента.
На сколько это законно?
В некоторых случаях Налоговый Кодекс предусматривает погашение недоимки налогоплательщика третьими лицами.
- Добровольное погашение (п.1 ст. 45 НК РФ);
- При исполнении гражданско-правовых обязательств поручителем или гарантом ( ст. 74, 74.1 НК РФ)
- В рамках противодействия избежанию от налогообложения плательщиком может стать ИНОЕ ЛИЦО (пп. 2, п. 2 ст. 45 НК РФ)
Согласно Федерального Закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ взыскание налоговой задолженности осуществляется не только с организаций, но и с любого лица, признанного судом иным образом зависимым с налогоплательщиком, за которым числится недоимка.
Перечень оснований признания лиц взаимозависимыми установлен п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
Действующее законодательство в сфере контрактной системы устанавливает, что заказчик обязан организовать контроль всех тех участников госзакупок, которые подали заявки. Причем, требований и принципов проверки довольно много.
Отметим, что полный перечень правил закреплен в 31 статье закона №44-ФЗ. Так, п. 5 ст. 31 гласит, что за участником не может числиться задолженность перед бюджетом по налогам за прошлый отчетный год более чем 25% от общей стоимости его балансового имущества.
Причем, поставщик обязан только задекларировать соответствие данному требованию. То есть компания, подавшая заявку, среди прочей документации должна представить декларацию о соответствии общим требованиям, которая подтверждает полную или частичную оплату задолженности по налогам и отсутствие просрочки. Это позволяет фирме участвовать в госзакупках.
Требовать дополнительное подтверждение данной информации заказчик не вправе. Контрактная служба учреждения, либо, специально назначенный управляющий должны организовать самостоятельную проверку задолженности по налогам.
Разберемся, как узнать, есть ли задолженность по налогам.
В настоящее время доступно несколько вариантов, где посмотреть задолженность по налогам. Рассмотрим подробно каждый из них.
Официальный сайт ФНС проверить задолженность поставщика перед бюджетом позволяет без регистрации. Для этого достаточно перейти по ссылке на сайт, ввести ИНН организации, а также указать проверочный код с картинки. Система позволяет быстро узнать наличие задолженности по налогам, сборам и прочим налоговым обязательствам.
Самый надежный вариант, как проверить есть ли задолженность по налогам у участника закупок — это запросить информацию напрямую в налоговом органе. Для получения документального подтверждения, что поставщик не имеет долгов перед государством, составляется официальный запрос. Причем, документ в налоговую службу (узнать задолженность по налогам) можно направить, как в бумажном, так и в электронном виде. Запрос составляется в произвольном виде, однако, следует указать обязательные реквизиты:
- Наименование ТО ИФНС, должность и ФИО руководителя отдела.
- Наименование компании-заявителя, ФИО руководителя или контрактного управляющего.
- Адрес, телефон и прочую контактную информацию о заявителе.
- Сведения об участнике (полное наименование, ИНН, ОГРН, либо иные сведения для идентификации).
- Дата составления и подпись заявителя.
Если компания имеет долги, по которым ФНС уже обратилась в суд, то сведения о принятом решении можно проконтролировать на официальном сайте судебных приставов. Отметим, что сервис позволяет узнать о долгах, по которым было инициировано взыскание задолженности по налогам в судебном порядке. К тому же, информационные базы предоставляют сведения только по индивидуальным предпринимателям и физлицам.
Допустим, что справка из налогового органа на руках, как теперь проверить соответствие УГЗ установленным требованиям? Рассмотрим на конкретном примере.
ООО «Весна» является участником госзакупок. По сведениям ИФНС за компанией числится недоимка по налогу на прибыль за 2017 год в сумме 15 000 рублей. В соответствии с п. 5 ст. 31 закона №44-ФЗ, долг не может превышать 25% от общей балансовой стоимости активов.
Выясняем показатель стоимости активов на основании бухгалтерской отчетности, а именно, на основании бухгалтерского баланс за 2017 год. Получить сведения можно на официальном сайте поставщика, в налоговой инспекции, либо по письменному запросу.
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Согласно части 8 статьи 31 Закона № 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в подпунктах 3 — 5, 7 — 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает требование об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (пункт 5 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ).
Согласно положениям Закона № 44-ФЗ участник декларирует свое соответствие указанному требованию.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона № 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие, в том числе вышеуказанному требованию.
Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7 — 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Согласно части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ отстранение от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляются в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружат, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Если юрлицо или индивидуальный предприниматель пропустит срок уплаты налогов или страховых взносов, нарушив тем самым налоговое законодательство (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ), то у него образуется долг перед бюджетом. Это недоимка по налогам (страховым взносам), то есть в данном случае задолженность (п. 2 ст. 11 НК РФ).
О том, за какие нарушения возникает ответственность и каковы ее размеры, читайте в статье «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций».
Кроме того, бывают ситуации, когда, проверяя налогоплательщика, инспекторы обнаруживают излишне возмещенную ему сумму налогов из бюджета, например, по НДС. И это недоимка по налогам тоже.
Возместить из бюджета можно следующие налоги:
- НДС, когда сумма вычетов превысит сумму исчисленного налога, в том числе с учетом сумм налога, подлежащих восстановлению (п. 2 ст. 173 НК РФ);
- акцизы, когда сумма налоговых вычетов окажется больше суммы акциза, исчисленной по операциям с подакцизными товарами — объектами налогообложения по ст. 182 НК РФ (п. 1 ст. 203 НК РФ).
[1]
О незаконном возмещении НДС и последующей ответственности за это читайте в материале «Что такое незаконное возмещение НДС и какая за это ответственность?».
Перечислять налоги нужно всегда вовремя, иначе возможны последствия — это недоимка по налогам, а также начисление пеней.
Недоимка может быть погашена налогоплательщиком в добровольном порядке. Однако кроме самого налога нужно будет также перечислить пени в бюджет, рассчитанные с учетом количества дней просрочки платежа.
Если налогоплательщик не погасит самостоятельно свою задолженность в виде недоимки по налогу и пеней перед бюджетом, то налоговики будут взыскивать эти суммы уже в принудительном порядке.
В случае невозможности взыскания недоимки по налогам и пеней с налогоплательщика налоговые органы могут списать эту задолженность как безнадежную.
Как получить справку об отсутствии задолженности, которая подойдет для тендера?
Рассмотрим порядок взыскания с налогоплательщика задолженности перед бюджетом по шагам.
Шаг 1. При обнаружении недоимки по налогам налоговый орган должен выставить должнику требование об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:
- Если недоимка по налогу выявлена в ходе налоговой проверки, то не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ).
- Если недоимка выявлена вне рамок проверок налогоплательщика, то срок направления требования будет зависеть от суммы задолженности (пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Так, при задолженности в 500 руб. и более требование должно быть направлено в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а при задолженности менее 500 руб. — в течение 1 года со дня выявления недоимки.
Шаг 2. Налогоплательщику необходимо исполнить требование в течение указанного в нем срока (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Минимальный срок, в который ему необходимо уложиться с погашением недоимки по налогам, пеням и пр., составляет 8 рабочих дней с момента получения. Если требование должником не исполняется, то:
- Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговым органом выносится решение о том, чтобы взыскать задолженность со счетов должника, открытых в банковских и кредитных учреждениях. Отметим, что если речь идет о консолидированной группе налогоплательщиков, то срок вынесения указанного решения налоговым органом продлевается до 6 месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования, направленного ответственному участнику группы (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Порядок взыскания задолженности со счетов налогоплательщика регламентируется ст. 46 НК РФ. Если денежных средств на банковских счетах нет или их недостаточно для погашения задолженности, необходимо перейти к шагу 3.
О том, с каких счетов налогоплательщика может быть взыскана задолженность по налогам и сборам, читайте в материале «С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?».
- По истечении 2, но не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и пр. налоговый орган вправе подать заявление в арбитражный суд, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности. Срок подачи заявления, касающегося взыскания задолженности с участников консолидированной группы налогоплательщиков, продлевается до 6 месяцев после истечения 6-месячного срока бесспорного взыскания задолженности с банковских счетов указанных лиц (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Обратим внимание на то, что если инспекция по уважительным причинам пропустила срок подачи данного заявления, суд может восстановить его (абз. 1 п. 3, подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).
- Не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговый орган подает заявление в арбитражный суд с тем, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности в тех случаях, что предусмотрены подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ. В соответствии с положениями подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ в указанном случае налоговики имеют право обратиться в суд, только если недоимка выявлена в ходе налоговой проверки и числится за должником более 3 месяцев. Бесспорное взыскание недоимки в подобных ситуациях невозможно.
Шаг 3. Если взыскать задолженность за счет денежных средств должника не удается, то:
[3]
- Инспекция не позднее 1 года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности выносит решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). Взыскание недоимки, пеней и пр. за счет имущества производится в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ.
- В период от 1 года до 2 лет после истечения срока исполнения требования налоговики обращаются в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика требуемой задолженности. Если инспекция по уважительным причинам пропустит срок подачи указанного заявления, то судом он может быть восстановлен (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).
Подробнее о процедуре взыскания читайте здесь.
Если срок исковой давности по задолженности перед бюджетом истек, то налоговики не смогут обязать должника заплатить недоимку, несмотря на то что задолженность так и будет числиться за ним. Однако если такая задолженность будет признана безнадежной к взысканию, то она может быть исключена из карточки по расчетам с бюджетом.
Согласно подп. 1–4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной признается задолженность в следующих случаях:
- при ликвидации компании;
- при признании банкротом индивидуального предпринимателя;
- в случае смерти физического лица, если он являлся должником по налогам и сборам;
- при наличии судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней и пр. с должника;
- при вынесении судебным приставом постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии, что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
- размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
- суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Пеня – это разновидность штрафной санкции, которая полагается в виде наказания при несвоевременной уплате налога или при отсутствии его оплаты. Для каждого вида просроченного платежа для физ.лица или организации (юрлица) пеня начисляется по-своему. Чтобы рассчитать её самостоятельно – потребуется знание налоговых законов.
Расчёт штрафов по налогам учитывает несколько показателей – вид субъекта (физ или юрлицо), размер налогового долга, количество дней неуплаты и вид деятельности, по которому произошла недоимка в налоговой. В помощь налогоплательщикам на сайте ФНС открыт раздел, в котором расчёт пени осуществляется автоматически, онлайн, на виртуальном калькуляторе. Как пользоваться данным сервисом?
Отсутствие обязанности перед ИФНС требуются для предоставления по местам требования (для участия в тендерах юридических или совершения каких-либо сделок частными лицами).
Потребность в информации об отсутствии долгов по налогам, представляемая в виде КНД 1120101, возникает:
- если она требуется контрагенту компании, в том числе и ИП;
- для участия в конкурсных, торговых операциях, где требуется отсутствие долговых обязательств по налогам;
- при ликвидации или наоборот расширении компании (для ООО или другой формы собственности предприятия);
- при выходе учредителя из числа собственников;
- для получения финансирования или дотационной государственной помощи.
Потребность физических лиц в данной информации возникает в случаях:
- оформления льгот по налогам (платежам в бюджет);
- продажи или приобретении недвижимости и других ценностей;
- смене гражданства;
- совершение сделок по гражданско-правовым договорам.
Формально КНД 1120101 имеет информацию по унифицированной форме об отсутствии задолженностей по налогам, либо, при их наличии, указываются коды долгов заявителя. Необходимым является наличие печати и подписи на документе КНД 1120101 уполномоченного сотрудника ФНС России. В документе (КНД 1120101) не учитываются суммы по инвестиционным кредитам, обязательствах по которым предоставлена рассрочка, либо есть решения о признании долга исполненным.
Стоит отметить, что запрос на справку КНД 1120101 об отсутствии задолженности по налогам подается лично заявителем (физическим лицом либо собственником предприятия).
Информация формируется по данным на период получения заявки об их предоставлении.
Как получить справку об отсутствии задолженности по налогам
- Заявление о задолженности по налогам образец.doc
- Заявление о задолженности по налогам бланк.doc
(Пока оценок нет)
Заявление в налоговую службу для подтверждения отсутствия задолженности может понадобиться любому гражданину РФ. Причиной для получения такой справки может быть разной, к примеру:
- Учреждение собирает документы для участия в тендере
- Физлицо хочет купить недвижимость по ипотеке.
Задолженность также может быть различной:
- по налогам и сборам
- по выплатам во внебюджетные структуры и т.д.
Данная справка выдается налоговой службой по утвержденному образцу, на основании приказа Министерства доходов и сборов № 567 от 10.10.2013, после получения письменного запроса от заявителя. Документ выдается бесплатно.
При заключении крупного контракта, для участия в тендере или при получении кредита в банке организации необходимо подтвердить свою состоятельность. Одним из критериев является отсутствие задолженности перед бюджетом. Для подтверждения запрашивается форма КНД 1120101. Справка подтверждает, что налогоплательщик является добросовестным. Он оплачивает вовремя все налоги, не имеет долгов по пени и штрафам.
Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо обратиться к приказу ФНС № ММВ-7-8/ от 20.01.2017. Им утвержден формат предоставления, порядок заполнения и образец справки КНД 1120101. Это удостоверение, выдаваемое налоговой инспекцией, дает ответ на вопрос: имеет ли компания долги перед бюджетом. В нем нет расшифровки по конкретным налогам, сборам, пеням и штрафам. Из него нельзя узнать сумму задолженности. Получив документ с записью «организация имеет задолженность», придется дополнительно обратиться в ИФНС, чтобы узнать сумму долга и по какому конкретному налогу ее необходимо перечислить.
За получением документа надо обратиться в ИФНС по месту учета организации. Срок предоставления данных инспекцией — десять рабочих дней после получения запроса налогоплательщика. Подать запрос допускается как лично, посетив ИФНС, так и отправив заявку почтой, либо обратившись к электронным сервисам: оператору электронной отчетности или личному кабинету налогоплательщика.
Порядок обращения зависит от того, в каком виде нужна вам справка о наличии или отсутствии задолженности по налогам:
- на бумаге: составляется бумажное заявление или отправляется обращение через личный кабинет налогоплательщика;
- в электронном виде: обращение направляется заявкой в электронном виде по ТКС.
Для получения электронного документа сделайте запрос через оператора связи или, сокращенно, ТКС. Электронный запрос сформируется по форме КНД 166101 (утверждена приказом ФНС № ММВ-7-6/ от 13.06.2013). Порядок составления обращения аналогичен заявлению на бумаге. Подписывается ЭЦП руководителя и направляется через оператора ТКС в налоговую инспекцию по месту учета.
Отправляя запрос в инспекцию, организация надеется получить справку с записью об отсутствии налоговой задолженности. Что делать, если вам выдана ИФНС справка о наличии задолженности по налогам? Если компания имеет налоговые долги, их необходимо уплатить, после этого повторно запросить необходимые сведения. И получить ответ об отсутствии долгов по налогам и сборам. Имейте в виду, что ИФНС разносит платежи в карточке налогоплательщика с задержкой в два-три дня. Поэтому новую справку запрашивайте не сразу после перечисления долга по налогу, а подождав несколько дней.
Если вы уверены, что задолженности перед бюджетом нет, то необходимо срочно свериться с данными ИФНС и найти ошибку. Для начала запрашивается справка по налогам и сборам по форме КНД 1160080. Это сводный документ, отражающий данные о состоянии расчетов налогоплательщика по всем налоговым платежам. При выявлении отрицательного сальдо по каким-либо налоговым платежам запросите акт сверки по конкретному налогу и детализированную выписку по расчету с бюджетом. Эти действия помогут найти ошибки в учетных данных налоговой инспекции и обратиться с заявлением об их исправлении.