Военное положение в России 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Военное положение в России 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 212).
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Путин ввел в действие секретный план обороны России: что это значит
1. Последовательно проводимый Российской Федерацией курс на укрепление обороноспособности, внутреннего единства и политической стабильности, на модернизацию экономики и развитие промышленного потенциала обеспечил укрепление суверенной государственности России как страны, способной проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, эффективно противостоять попыткам внешнего давления.
Конституцией Российской Федерации закреплены фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского общества, безопасности страны, дальнейшего развития России в качестве правового социального государства, в котором высшее значение имеют соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, повышение благосостояния народа, защита достоинства граждан Российской Федерации (далее — граждане).
Только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России. Для этого необходимы согласованные действия по реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, направленные на нейтрализацию внешних и внутренних угроз и создание условий для достижения национальных целей развития.
2. Настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
3. Настоящая Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны.
4. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.
5. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
1) национальная безопасность Российской Федерации (далее — национальная безопасность) — состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны;
2) национальные интересы Российской Федерации — объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии;
3) стратегические национальные приоритеты Российской Федерации (далее — стратегические национальные приоритеты) — важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;
4) обеспечение национальной безопасности — реализация органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности;
5) угроза национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации;
6) система обеспечения национальной безопасности — совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов публичной власти и находящихся в их распоряжении инструментов.
6. Современный мир переживает период трансформации. Увеличение количества центров мирового экономического и политического развития, укрепление позиций новых глобальных и региональных стран-лидеров приводят к изменению структуры мирового порядка, формированию новых архитектуры, правил и принципов мироустройства.
7. Стремление стран Запада сохранить свою гегемонию, кризис современных моделей и инструментов экономического развития, усиление диспропорций в развитии государств, повышение уровня социального неравенства, стремление транснациональных корпораций ограничить роль государств сопровождаются обострением внутриполитических проблем, усилением межгосударственных противоречий, ослаблением влияния международных институтов и снижением эффективности системы глобальной безопасности.
8. Усиливающаяся нестабильность в мире, рост радикальных и экстремистских настроений могут привести к попыткам разрешить нарастающие межгосударственные противоречия за счет поиска внутренних и внешних врагов, к разрушению экономики, традиционных ценностей и игнорированию основных прав и свобод человека.
9. В условиях нарастающей геополитической напряженности внешняя политика Российской Федерации должна способствовать повышению устойчивости системы международных отношений, опирающейся на международное право, принципы всеобщей, равной и неделимой безопасности, углублению многостороннего взаимодействия без разделительных линий и блоковых подходов в целях совместного решения глобальных и региональных проблем при центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций (ООН) и ее Совета Безопасности.
10. Реализация Российской Федерацией государственной политики в области обеспечения национальной безопасности способствует повышению внутренней стабильности, наращиванию экономического, политического, военного и духовного потенциала России, необходимого для укрепления ее роли как одного из влиятельных центров современного мира.
11. В настоящее время усиливается сплоченность российского общества, укрепляется гражданское самосознание, растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, возрастает социальная активность граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения.
12. На должном уровне обеспечиваются государственная и общественная безопасность, территориальная целостность и суверенитет страны, существенно снижен уровень террористической активности. Последовательная реализация военной политики обеспечивает защищенность Российской Федерации от военных опасностей и военных угроз. Эффективно пресекаются попытки внешнего вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.
13. Российская Федерация продемонстрировала всему миру свою экономическую устойчивость и доказала способность противостоять внешнему санкционному давлению. Продолжается работа по снижению зависимости от импорта в ключевых отраслях экономики. Повысился уровень продовольственной и энергетической безопасности.
14. Для перехода Российской Федерации на новый уровень экономического развития и повышения качества жизни граждан принимаются комплексные меры, направленные на преодоление негативных демографических тенденций и решение системных проблем в области здравоохранения, на снижение уровня бедности и расслоения общества по уровню доходов, на улучшение состояния окружающей среды. Развитие научного потенциала, повышение качества и доступности образования ускорят структурную перестройку российской экономики.
15. В целях обеспечения и защиты национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, в том числе от недружественных действий иностранных государств, необходимо повысить эффективность использования имеющихся достижений и конкурентных преимуществ Российской Федерации с учетом долгосрочных тенденций мирового развития.
16. В условиях стагнации и рецессии ведущих экономик мира, снижения устойчивости мировой валютно-финансовой системы, обострения борьбы за доступ к рынкам и ресурсам все большее распространение получает практика использования инструментов недобросовестной конкуренции, протекционистских мер и санкций, в том числе в финансовой и торговой сферах. В целях получения преимуществ ряд государств оказывает на Россию и ее партнеров открытое политическое и экономическое давление. Повышенное внимание мирового сообщества к проблемам изменения климата и сохранения благоприятной окружающей среды используется в качестве предлога для ограничения доступа российских компаний к экспортным рынкам, сдерживания развития российской промышленности, установления контроля над транспортными маршрутами, воспрепятствования освоению Россией Арктики.
17. Рост геополитической нестабильности и конфликтности, усиление межгосударственных противоречий сопровождаются повышением угрозы использования военной силы. Расшатывание общепризнанных норм и принципов международного права, ослабление и разрушение существующих международных правовых институтов, продолжающийся демонтаж системы договоров и соглашений в области контроля над вооружениями ведут к нарастанию напряженности и обострению военно-политической обстановки, в том числе вблизи государственной границы Российской Федерации. Действия некоторых стран направлены на инспирирование в Содружестве Независимых Государств (СНГ) дезинтеграционных процессов в целях разр��шения связей России с ее традиционными союзниками. Ряд государств называет Россию угрозой и даже военным противником. Увеличивается опасность перерастания вооруженных конфликтов в локальные и региональные войны, в том числе с участием ядерных держав. Космическое и информационное пространства активно осваиваются как новые сферы ведения военных действий.
ГОТОВИТСЯ ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ
34. Военно-политическая обстановка в мире характеризуется формированием новых глобальных и региональных центров силы, обострением борьбы между ними за сферы влияния. Возрастает значение военной силы как инструмента достижения субъектами международных отношений своих геополитических целей.
35. Усилению военных опасностей и военных угроз Российской Федерации способствуют попытки силового давления на Россию, ее союзников и партнеров, наращивание военной инфраструктуры Организации Североатлантического договора вблизи российских границ, активизация разведывательной деятельности, отработка применения против Российской Федерации крупных военных формирований и ядерного оружия.
36. На фоне развития потенциала глобальной системы противоракетной обороны Соединенные Штаты Америки (США) проводят последовательный курс на отказ от международных обязательств в области контроля над вооружениями. Планируемое размещение американских ракет средней и меньшей дальности в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе формирует угрозу стратегической стабильности и международной безопасности.
37. Продолжается эскалация напряженности в зонах конфликтов на постсоветском пространстве, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Афганистане и на Корейском полуострове. Ослабление систем глобальной и региональной безопасности создает условия для распространения международного терроризма и экстремизма.
38. Для подготовки к вооруженной защите и вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории организуется оборона страны.
39. Целями обороны страны являются создание условий для мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение ее военной безопасности.
40. Достижение целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путем стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм применения и способов действий Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Вооруженные Силы), других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны. При этом особое внимание уделяется решению следующих задач:
1) своевременное выявление существующих и перспективных военных опасностей и военных угроз;
2) совершенствование системы военного планирования в Российской Федерации, разработка и реализация взаимосвязанных политических, военных, военно-технических, дипломатических, экономических, информационных и иных мер, направленных на предотвращение применения военной силы в отношении России, защиту ее суверенитета и территориальной целостности;
3) поддержание на достаточном уровне потенциала ядерного сдерживания;
4) обеспечение заданной степени готовности к боевому применению Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
5) защита национальных интересов и граждан Российской Федерации за пределами ее территории;
6) сбалансированное развитие компонентов военной организации, наращивание оборонного потенциала, оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов современными вооружением, военной и специальной техникой;
7) совершенствование планирования мер по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и их реализации в необходимом объеме, своевременное обновление и поддержание на достаточном уровне военно-технического потенциала военной организации государства;
8) своевременный учет тенденций изменения характера современных войн и вооруженных конфликтов, создание условий для наиболее полной реализации боевых возможностей войск (сил), выработка требований к перспективным формированиям и новым средствам вооруженной борьбы;
9) обеспечение технологической независимости оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, его инновационное развитие, сохранение лидерства в разработке и производстве новых (перспективных) образцов (комплексов, систем) вооружений, военной и специальной техники;
10) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время;
11) планирование и проведение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
12) поддержание на высоком уровне морально-политического и психологического состояния личного состава, правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах;
13) военно-патриотическое воспитание и подготовка к военной службе граждан;
14) повышение уровня социальной защищенности военнослужащих, членов их семей, граждан, уволенных с военной службы, а также улучшение условий военной службы.
41. Обеспечению государственной и общественной безопасности способствует реализация мер, направленных на усиление роли государства как гаранта безопасности личности и прав собственности, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб по защите основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, совершенствование единой государственной системы профилактики преступности, обеспечение реализации принципа неотвратимости наказания за совершение преступления, а также на формирование в обществе атмосферы нетерпимости к противоправной деятельности.
42. Несмотря на принимаемые меры, в Российской Федерации остается высоким уровень преступности в отдельных сферах. Совершается большое количество преступлений против собственности, в сфере использования водных биологических и лесных ресурсов, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также в кредитно-финансовой сфере. Растет число преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий. Дестабилизирующее влияние на общественно-политическую обстановку оказывают экстремистские проявления.
43. Сохраняются угрозы, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе вследствие изменения климата, лесных пожаров, наводнений и паводков, износа инженерно-технической и транспортной инфраструктуры, заноса и распространения опасных инфекционных заболеваний.
44. Деструктивные силы за рубежом и внутри страны предпринимают попытки использования объективных социально-экономических трудностей в Российской Федерации в целях стимулирования негативных социальных процессов, обострения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, манипулирования в информационной сфере. Не ослабевает активность разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, осуществляемой в том числе с использованием подконтрольных им российских общественных объединений и отдельных лиц. Международные террористические и экстремистские организации стремятся усилить пропагандистскую работу и работу по вербовке российских граждан, созданию на территории России своих законспирированных ячеек, вовлечению в противоправную деятельность российской молодежи. Для распространения недостоверной информации, организации незаконных публичных акций широко используются возможности глобальных интернет-компаний.
45. На фоне сохраняющихся в Российской Федерации социально-экономических проблем растет потребность общества в повышении эффективности государственного управления, обеспечении социальной справедливости, усилении борьбы с коррупцией и нецелевым использованием бюджетных средств и государственного имущества, в проведении не подверженной влиянию групповых и родственных интересов кадровой политики в органах публичной власти и организациях с государственным участием.
46. Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя Российской Федерации, обеспечение ее суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Целью введения законодательства о чрезвычайном положении выступает изменение системы управления в соответствии с требованиями военной ситуации. В этот период не допускается организация выборов и референдумов, а срок полномочий выборных государственных и муниципальных органов продлевается.
В соответствии со статьей 11 федерального конституционного закона от 30 января 2002 года ключевыми полномочиями в условиях военного положения наделяется глава государства. На него возлагается руководство процедурой обеспечения ВП и контроль за исполнением соответствующих мер.
Правительство реализует в основном технические функции, при этом его структура может быть скорректирована президентом. Представительный орган на основании положений Федерального конституционного закона принимает нормативные акты и денонсирует соглашения со странами-агрессорами.
24257
Фото 29852
18437
23544
Фото Видео 15166
8830
- От редакции
- Политика
- Экономика
- Регионы России
- СНГ
- В мире
- Культура
- Идеи и люди
- Наука
- Образование
- Здоровье
- Войны и Армии
- Неделя в обзоре
- Кино
- Стиль жизни
- Филантропия
- Колонка обозревателя
- ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
- Общество
- Я так вижу
Актами агрессии считаются:
— вторжение или нападение вооружённых сил иностранного государства
— оккупация или аннексия территории России с применением вооружённой силы
— бомбардировка территории России иностранным государством
— блокада портов или берегов России
— нападение на вооружённые силы РФ или другие войска
— засылка вооружённых банд или наёмников, применяющих вооружённую силу
— действия одного государства, позволяющего другому использовать свою территорию для актов агрессии
Военное положение вводит президент своим указом. Он должен незамедлительно обнародовать указ по радио и телевидению и опубликовать, а также сразу сообщить о нём Совету Федерации и Думе. Совет Федерации обязан рассмотреть указ в течение 48 часов. Если он его не утвердит, население снова нужно оповестить.
Внутренняя угроза при этом не является поводом для введения военного положения — в этом случае возможно только чрезвычайное положение.
Отменяется военное положение тоже указом президента, при этом население нужно оповестить в том же порядке, в каком его оповещали о вводе.
В российской современной истории военное положение ни разу не вводили.
Запретить (или ограничить) могут:
- работу политических партий, а также общественных и религиозных объединений, чья агитация или деятельность подрывает оборону и безопасность РФ
- деятельность иностранных организаций, в отношении которых получены достоверные сведения о том, что они подрывают оборону и безопасность РФ
- проведение любых массовых мероприятий
- выбор места временного пребывания или жительства
- движение транспортных средств (если запрет не полный, то их будут досматривать)
- нахождение на улицах в определённое время суток
- продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ (а также устанавливается особый режим оборота лекарств и алкоголя)
- выезд граждан за пределы территории Российской Федерации
На территории, где введено военное положение, не проводятся референдумы и выборы.
Телефонные переговоры, почтовые отправления и сообщения в интернете контролируются военной цензурой (для этого создаются специальные органы). Отдельному контролю подлежат транспортные объекты, типографии, вычислительные центры и СМИ.
Ещё в условиях военного положения государство может эвакуировать объекты хозяйственного, социального и культурного назначения, временно отселять жителей в безопасные районы и вводить особый режим въезда на территорию.
К формулировкам, которые используются в законе, возникает много вопросов — не очень ясно, каким транспортным средствам запретят движение, до какого именно часа нельзя будет находиться на улице и что такое, например, «особый режим оборота» лекарств. Уточнения обычно прописываются в подзаконных актах, а конкретные меры устанавливают министерства и федеральные службы на основе указов президента.
Кроме этого, введение военного положения обязывает граждан:
- подчиняться требованиям органов власти, являться по вызову в военные комиссариаты и выполнять всё, что написано в предписаниях, повестках и распоряжениях
- участвовать в работах для нужд обороны, ликвидировать последствия применения оружия, восстанавливать повреждённые объекты, бороться с пожарами и эпидемиями
- предоставлять необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности (впоследствии государство компенсирует его стоимость)
Как сообщил в конце декабря в интервью «Красной звезде» замминистра обороны Алексей Криворучко, в центре внимания военного ведомства «будет своевременное завершение государственных испытаний и принятие на вооружение образцов, определяющих облик перспективных систем вооружения».
«Со следующего года планируется увеличение поставок современной авиационной техники и высокоточного оружия большой дальности, ежегодная закладка строительства шести кораблей различного класса и водоизмещения на отечественных судостроительных верфях, а также закупка комплексов с БПЛА в разведывательно-ударном исполнении», — сказал Криворучко.
О высоком внимании Минобороны к модернизации армии свидетельствует намерение направить в 2021 году на закупку новых типов вооружений и отремонтированных образцов две трети оборонного бюджета РФ.
Как отмечают эксперты, увеличение доли современной техники в войсках в ближайшие годы будет происходить в достаточно непростых финансовых условиях вследствие пандемии коронавируса и сокращения бюджета на оборонные нужды в 2021—2023 годах.
Российское законодательство, разумеется, также подразумевает возможность введения «чрезвычайного положения» и «военного положения» в обостряющихся ситуациях, говорит доцент кафедры экономической безопасности Факультета национальной безопасности ИпиНБ РАНХиГС Павел Грибов. Речь идёт о федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении».
Российское медиапространство буквально взорвало появившееся с утра в четверг сообщение о том, что поступило предложение отменить выборы и, по сути, объявить в стране военное положение.
Удивило то, что оно исходило от ранее малоизвестного человека по имени Евгений Туник, отрекомендовавшегося как «председатель совета директоров Института анализа политической инфраструктуры». В направленном им председателю Госдумы Сергею Нарышкину обращении предлагается изменить законодательство и отказаться от проведения выборов парламента и президента в период экономического давления со стороны Запада, преследующего цель сменить власть в России.
Статистика военного положения берет начало с 1905 года. Однако тогда использовали другой термин – состояние охраны. Особый режим вводился на землях, где разворачивался фронт или возникали народные восстания. Из-за частых революционных потрясений состояние охраны вводилось довольно часто.
Возможность введения особого режима регламентируют следующие акты:
- Россия – ФКЗ от 30.01.2002 №1-ФКЗ.
- Беларусь – Закон РБ от 13.01.2003 №185-З.
- Украина – ЗУ от 12.05.2015 №389-VIII.
- Таджикистан – КЗ от 03.11.1995 №94.
- Америка – раздел 10 Свода законов США.
- Франция – согласно конституции Совет министров принимает Ордонансы на введение осадного положения. Они передаются на утверждение в парламент.
В Украине ввели военное положение 28 ноября 2018 года. Срок – 30 суток. Однако ситуация накалилась гораздо раньше. В марте был арестован керченский Норд, что привело к обострению обстановки в Азовском море. Россия приняла ответные меры – был усилен досмотр судов под украинским флагом.
Последнюю ноябрьскую стычку в Керченском проливе освещали все СМИ. Три корабля под украинскими флагами оказались захваченными пограничниками, как незаконно вторгшиеся в территориальные воды России.
Последовал обмен обвинениями в противозаконности маневров и несоблюдении международного права. Россия задержала украинских моряков. Украина начала подготовку к военному положению. Рада признала необходимость решения проблемы безопасности страны и приняла соответствующий закон. Президент страны П. Порошенко огласил перечень областей, где вводится особый режим.
Порядок введения военного положения предполагает, что президент страны издает соответствующий указ. Изменения обычно касаются разных сфер деятельности государства. Однако главной задачей стран мирового сообщества является установление такого порядка, при котором сводится к минимуму необходимость обращения к институту военного положения для решения возникших проблем.
Статья 9. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения
Статья 22. Уведомление и информирование Организации Объединенных Наций и Совета Европы о введении военного положения и его отмене (прекращении его действия)
Статья 15. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
В России закон о военном положении был принят в 2002 году, он отличается от украинского. Военное положение в России вводится в случае агрессии в адрес страны или угрозы применения силы против «суверенитета, политической независимости и территориальной целостности». Такими угрозами могут считаться вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства, военная оккупация любой территории России, бомбардировка, блокада портов или берегов, нападение на вооруженные силы России в любом месте, засылка иностранным государством или от имени иностранного государства вооруженных сил или наемников, которые применяют силу против российских военных, а также объявление войны России.
Военное положение в России вводится указом президента, о котором он сообщает Совету Федерации и Госдуме. Далее Совет Федерации утверждает указ в течение 48 часов. Если указ не набирает необходимых голосов (более половины от списочного состава), военное положение отменяется.
Далее на территории, на которой объявлено военное положение, вводятся усиление охраны общественного порядка, особый режим работы общественного транспорта. Начинается эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы (временным жильем их обеспечивает государство). Для въезда и перемещения по территории, на которой объявлено военное положение, вводится особый режим.
Режим военного положения предусматривает, как и на Украине, частичную отмену прав и свобод. Так, приостанавливается деятельность политических партий, общественных и религиозных организаций, «ведущих агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность». Такие же запреты могут быть приняты в отношении международных или иностранных организаций, работающих в России. Украинский закон формулирует это чуть иначе, он предполагает возможность запрета деятельности политических партий и общественных объединений, если их деятельность направлена на «ликвидацию независимости Украины или изменение конституционного строя насильственным путем».
У граждан и организаций могут изъять нужное для обороны имущество, хотя потом государство обязано возместить его стоимость. Граждане теряют право выбирать место жительства и право находиться на улице в определенное время суток. Россиянам могут запретить покидать территорию России или ограничить их в таком праве.
На территории России, на которой объявлено военное положение, запрещается проводить митинги, пикеты, забастовки. Все выборы и референдумы на период военного положения отменяются. Также запрещается продажа оружия, алкоголя, а для отдельных лекарств устанавливается особый порядок продажи.
Российское и украинское законодательство различаются в вопросах введения военной цензуры. Скорее всего, это отчасти связано с тем, что украинский закон о военном положении принимали позже российского.
В России в случае введения военного положения вводится военная цензура почтовой переписки, телефонных разговоров граждан, а также сообщений, передаваемых в интернете. Также в законе есть пункт, согласно которому могут вводиться временные меры ограничения на производство и распространение информации.
Украинский закон жестче: он дает право государству в период военного положения регулировать работу типографий, телевидения, радио и других средств массовой коммуникации для проведения разъяснительной работы с гражданами, а также запрещать работу каких-либо СМИ, возможности передачи информации через радиоприемники и компьютерные сети. Также на Украине военные получают право изымать всю технику связи, включая ноутбуки, видеокамеры и так далее, если считают, что их использование вредит военному положению.
В период военного положения могут меняться взаимоотношения России с ООН и Советом Европы. Так, Россия может приостановить свои обязательства по международным договорам, связанным с правами и свободами граждан
Что касается иностранных граждан страны, воюющей с Россией, в таком режиме они подлежат интернированию (изоляции), но только в случае, если против России воюет конкретная страна или группа стран.
Никаких разночтений или домыслов в таком важном вопросе, как введение военного положения в России, быть просто не может. Государство функционирует на основании Конституции и других законодательных актов. В них полностью описано, как следует поступать в критических ситуациях. А то, что военное положение в России относится именно к таковым, наверняка никто не сомневается. Об условиях введения такового написано в 87 статье Конституции РФ. Основной закон говорит о том, кто имеет на это право и при каких обстоятельствах.
Необходимо знать, что регламент введения специального режима прописан с точностью до самых мелких нюансов. Об указе президента РФ мы уже сказали. В нем отражаются следующие данные. Во-первых, четко сообщаются границы территории, на которой вводится таковое положение. Во-вторых, обозначается дата, с которой оно начинает действовать. И самое главное, указываются причины принятия документа. То есть должны быть отражены обстоятельства, послужившие причиной подписания указа президентом РФ. Их также не берут с потолка, но об этом далее. Указ следует, согласно законодательству, тут же передать в Совет Федерации и Государственную думу, которые обязаны рассмотреть его в течение сорока восьми часов. Кроме того, данный документ предписано срочно обнародовать, а именно — огласить посредством печатных и устных СМИ.
Существуют документы, регламентирующие специальный режим. Часть из них, конечно, носит секретный характер. Другие общедоступны. Мы станем опираться на них. Когда вводится военное положение, то жизнь населения и работа предприятий претерпевают изменения. Охрану усиливают, на дорогах ставят посты, ограничивающие движение. Объекты культуры готовят к эвакуации, в некоторых случаях организуют вывоз мирных граждан.
Положение о введении специального режима четко регламентирует деятельность абсолютно всех субъектов государственных взаимоотношений. Людям следует подчиняться правилам, которые им будут разъяснены. Некоторых станут привлекать к работам. Для этого людей должны вызвать в орган власти и передать им предписание. Его невыполнение приравнивается к преступлению. Кроме того, гражданам запрещается нарушать режимы ограничений, в том числе препятствовать в любой форме работе государственных органов.
Несколько слов скажем о работе организаций и учреждений. Она тоже претерпевает серьезные перемены. Частные предприятия могут на время национализировать, чтобы использовать для отражения агрессии. В экономике устанавливается так называемый мобилизационный режим. О свободе предпринимательства на этот период вспоминать не стоит. Все подчиняются приказам, преследующим одну цель, — победить агрессора. Посему, если услышите, что в России введено военное положение, включите телевизор. Если таковое окажется правдой, то будет транслироваться по всем каналам не в виде сообщения, а как перечень предписаний для строгого исполнения. Особый режим – это очень серьезная ситуация, которая касается каждого человека, проживающего на данной территории, без исключения.
Политическая напряженность в стране резко возросла на прошлой неделе после того, как Мин Аун Хлаинг — главнокомандующий Вооруженными силами Мьянмы — заявил, что конституция может быть отменена, если законы не будут должным образом исполняться. Военные Мьянмы впоследствии отрицали, что главнокомандующий угрожал устроить государственный переворот. Они заявляли, что СМИ неверно истолковали его слова.
«Национальная лига за демократию» заявила о своей победе на выборах 8 ноября 2020 года. Тогда правящая партия получила 396 из 476 мест, что позволило ей сформировать правительство во главе с государственным советником Аун Сан Су Чжи еще на пять лет. Поддерживаемая военными «Союзная партия солидарности и развития» получила только 33 места.
Военные несколько раз публично жаловались на фальсификацию выборов и призывали правительство и избирательную комиссию пересмотреть результаты. Избирательная комиссия заявляла, что доказательств заявлений о мошенничестве нет.
Русское законодательство различало военное положение и состояние охраны, усиленной или чрезвычайной. В юридической литературе имперской России (также СССР в 20-е годы XX века) военное положение часто определяли через полицейское (милицейское) понятие «охрана», которое рассматривалось в контексте государственного управления как охраны государственного порядка.
В Российской империи военное положение объявлялось в военное время в пограничных областях государства, прилегающих к театру войны. В мирное время на таком же положении могли быть объявляемы области или города, возмутившиеся против установленного порядка правительством, или в которых для поддержания порядка были признаны необходимыми особые строгие меры. Пример: Польское царство 1905 год[1], Сумской уезд (Харьковская губерния)[2].
В СССР военное положение мог объявить, в соответствии с пунктом «т» статьи 49 Конституции, только Президиум Верховного Совета СССР как сказано в статье «в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности». В соответствии с этим при объявлении военного положения все функции органов государственной власти по вопросам обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности переходили к органам военного управления — военным советам и командованию формирований ВС СССР.
Военное положение в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов было последовательно объявлено, на основании статьи 49 пункта «п» Конституции СССР, Указами Президиума Верховного Совета СССР и не отменялось до конца войны с:
Военное положение в России или в отдельных её местностях вводится указом президента, который должен быть немедленно обнародован по радио и телевидению и официально опубликован. Кроме того, президент должен немедленно сообщить о введении военного положения Совету Федерации и Государственной думе.
Совет Федерации в течение 48 часов решает, утвердить ли президентский указ — и если указ не утвержден, он теряет силу.
Основанием для введения военного положения считается агрессия против России или ее непосредственная угроза. Закон относит к агрессии:
Новый план обороны РФ обеспечит гарантированное сдерживание агрессии НАТО
- Газета «Начало» № 6, 19 (2 декабря) ноября 1905 год, Л. Троцкий, «Военное положение в Польше сброшено!»
- Ответ на запрос Государственной думы о Щербаке 8 июня 1906 года (Столыпин)
- Военная энциклопедия. — 1911 — 1914 годов.
- Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения.
- Контрразведывательный словарь. — Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского, 1972 год.
- Большой Энциклопедический словарь, 2000 год.
- Юридический словарь, 2000 год.
- Политика. Толковый словарь. — М.: ИНФРА-М, Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И. М., 2001 год.
- Толковый Военно-морской Словарь, 2010 год.
- Политическая наука: Словарь-справочник. составитель профессор политических наук Санжаревский И. И.. 2010 год.
- Вы не представились системе
1. Нападение вооруженных сил иного государства на РФ.
2. Военная оккупация территории государства.
3. Бомбардировка иностранным государством или применение оружия против РФ.
4. Блокада берегов или портов другим государством.
5. Нападение другого государства на войска страны, независимо от их места пребывания.
6. Обнаружение на территории государства иностранных банд или групп, которые вооружены и осуществляют акты против России с применением оружия.
Что значит военное положение:
1. Усиливается охрана общественного порядка, обеспечивается общественная безопасность. Охраняются важные военные, государственные специальные объекты, учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность населения. Под жестким контролем находится движение транспорта, связь, объекты, предоставляющие опасность для здоровья людей и природной среды.
2. Вводится особый режим работы объектов, которые обеспечивают движение транспорта.
3. Проводится эвакуация объектов социального, хозяйственного, культурного назначения. Происходит временное переселение жителей страны в более безопасные районы. Им обязательно должно предоставляться жилье, стационарное или временное.
4. Вводится особый режим выезда и въезда на территорию государства, где введено военное положение. Ограничиваются способы передвижения внутри.
5. Приостанавливается деятельность любых политических партий и других общественных организаций, религиозных объединений.
6. Граждане привлекаются к выполнению работ для оборонительных нужд, ликвидации последствий разрушений после атаки агрессора, восстановлению поврежденных объектов, борьбе с эпизоотиями, эпидемиями и пожарами.
7. Военное положение в стране, согласно законодательству, может привести к изъятию имущества у граждан и предприятий с выплатой в последующем стоимости изъятого.
8. Ограничение выбора места пребывания граждан.
1. Обеспечение подконтрольного режима въезда и выезда на и с территории страны, особого передвижения по ней.
2. Спасение и эвакуация жителей, проведение спасательных и неотложных работ.
3. Охрана важных государственных объектов, тех, которые предоставляют повышенную опасность для жизни людей и окружающей среды.
4. Пресечение незаконных вооруженных формирований, диверсионной и террористической деятельности.
1. Руководит организацией, которая осуществляет режимы, предусмотренные военным положением.
2. Контролирует применение мер военного положения.
3. Согласует функционирование и взаимодействие государственной власти.
4. Устанавливает задачи и привлечение Вооруженных Сил России для обеспечения установленного режима.
5. Налагает запрет на деятельность политических партий и иных общественных организаций, которые ведут пропаганду во время военного положения.
6. Введение военного положения Президентом устанавливает запреты на проведение собраний, забастовок, митингов, шествий и демонстраций.
7. Создает условия для прекращения действия международных договоров с тем государством, которое совершает агрессивные акты.
1. Рассматривает и утверждает принятые федеральные законы Государственной Думой по вопросам о военном положении.
2. Рассматривает законы о прекращении взаимодействий Российской Федерации со страной-агрессором.
1. Руководить в своей компетенции федеральными органами исполнительных властей.
2. Обеспечивать режим военного положения.
3. Разрабатывать и обеспечивать меры, направленные на производство государственных нужд.
4. Контролировать заключение и расторжение договоров или контрактов по обеспечению безопасности и обороны страны.
Председатель Правительства России предоставляет Президенту предложения о структуре органов исполнительной власти на время, предусмотренное военным положением.
1. Согласно ст. 18, все граждане Российской Федерации должны соблюдать установленные Конституцией права и свободы, исключение составляют временные ограничения военного положения.
2. Все граждане должны выполнять требования нормативных правовых актов и федеральных законов военного положения.
3. Выполнять требования исполнительной власти и оказывать содействие должностным лицам.
4. Являться в органы исполнительной власти по вызову на территории, где прописаны граждане.
5. Выполнять изложенные в повестках, предписаниях или распоряжениях требования.
6. Участвовать в выполнении ликвидационных работ, вступать в социальные организации и формирования.
7. Предоставлять необходимое для оборонительных нужд имущество с последующей выплатой его стоимости.
Новый закон ужесточит контроль за отсрочками от призыва
Принят Государственной Думой 20 апреля 2021 года
Одобрен Советом Федерации 23 апреля 2021 года
Путин утвердил план обороны на 2021–2025 годы
- Основные задачи военной политики Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Военной доктриной.
- Военная политика Российской Федерации направлена на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил, других войск и органов, повышение мобилизационной готовности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.
Деятельность Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов
- Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность Вооруженных Сил, других войск и органов к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
- Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, положено в основу военной политики Российской Федерации.
- Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов:
В последние годы НАТО значительно увеличило активность вблизи западных границ России. По словам главы военного ведомства, эти учения зачастую носят «открытый антироссийский характер». Сергей Шойгу отметил, что Минобороны нейтрализует возникающие угрозы, повышая боевой потенциал подразделений Западного военного округа. По его словам, в 2017 году проведено более 20 организационных мероприятий, направленных на повышение боевого потенциала округа. Кроме этого, министр отметил в этом году в Вооруженных силах РФ зафиксирован самый высокий уровень морально-психологического состояния военнослужащих.
«Если сравнивать военный потенциал РФ с США и НАТО, то он будет далеко не в нашу пользу. Вооруженные силы РФ в мирное время способны разрешить не более двух вооруженных конфликтов, таких как чеченский, или не более одной локальной войны, не очень большого масштаба, примерно в пределах миллиона человек общей численностью. Угроза выходит за эти рамки, России придется разрешать с применением ядерного оружия», — пояснил Сивков.
Ранее издание The Wall Street Journal сообщило, что министры обороны стран-членов НАТО на встрече 8-9 ноября намерены одобрить создание двух новых командных подразделений по логистике и защите путей снабжения в Европе. Таким образом, союзники адаптируют национальное законодательство, чтобы военное оборудование могло быстрее передвигаться через границу, и работают над улучшением национальной инфраструктуры.
Накануне поздно вечером Минобороны провел учения, где отрабатывались взаимодействие РВСН, атомных субмарин Северного и Тихоокеанского флотов, дальней авиации ВКС России. Владимир Путин принял участие в тренировке по управлению стратегическими ядерными силами. Позднее представитель Кремля заявил, что испытания «ядерной триады» — постоянный процесс. Они проводятся в соответствии с международными нормами и не могут негативно влиять на обстановку в мире. В Минобороны отметили, что учения прошли успешно.
Впрочем, Россия не стремится показывать никому свою силу, а проверяет работоспособность своих вооруженных сил.
Владимир Путин лично запустил четыре баллистические ракеты на учениях Минобороны. Боевой расчет РВСН запустил с космодрома Плесецк межконтинентальную баллистическую ракету «Тополь» по полигону Кура.
Также атомная подводная лодка Тихоокеанского флота выпустила две баллистические ракеты из Охотского моря по полигону Чижа (Архангельская область), а из Баренцева моря атомная подлодка Северного флота запустила баллистическую ракету по полигону Кура.
Самолеты дальней авиации Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3, взлетев с базовых аэродромов Украинка, Энгельс, Шайковка, поразили крылатыми ракетами наземные цели на полигонах Кура (Камчатка), Пембой (Республика Коми) и Теректа (Казахстан).
Анатолий Молчанов
- Завершилась агитация на выборах в Госдуму
- Избирком Красносельского района Петербурга провёл ночью заседание в WhatsApp и увеличил количество переносных ящиков для голосования
- «Мерзавцев гоните подальше!» Элла Памфилова обратилась к членам избирательных комиссий с напутствием перед выборами
- ЦИК: избирательные участки по всей России готовы к выборам
- Ученые доказали высокую эффективность «Спутника V» против «дельта»-штамма коронавируса
- С актёра Паля сняли обвинения в избиении хоккеиста Антипова
- Сотрудников «Магнита» под Астраханью обвинили в отравлении собак. Бьющиеся в конвульсиях животные попали на видео
- Кабмин выплатит пострадавшим от паводка в Крыму почти 400 миллионов рублей
- «Все понятно, все уже решено». Историк Соколов в отчаянии после встречи с судом и грозит обратиться к президенту
- Сели в лужу. На Кораблестроителей отопительный сезон стартовал с квартирного потопа
ФКЗ о военном положении в редакции 2021 года
О важности события часто судят по уровню представительства. На полигоне Мулино в Нижегородской области 13 сентября за основным этапом стратегических учений «Запад-2021» следил президент РФ Владимир Путин — вместе с министром обороны и начальником Генштаба. Путину показали первое применение подразделения боевых роботов, новейшей боевой машины пехоты Б-19, а также ударных беспилотников «Иноходец» и «Форпост».
Нынешние учения не несут серьезных рисков, соглашается Арсений Сивицкий, глава белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований. По его оценке, это во многом вызвано исчерпанием Россией «ресурса геополитического авантюризма» и ее курсом на деэскалацию с Западом.
С изложенными аргументами, однако, едва ли согласны в НАТО, особенно в ее новых членах. Министр обороны Литвы Арвидас Анушаускас не исключил возможности неких гибридных инцидентов в связи с «Западом-2021», генсек альянса Йенс Столтенберг призвал Россию предоставить данные о маневрах из-за возросшей обеспокоенности стран Балтии. А немецкий таблоид Bild даже озаглавил свою публикацию об учениях так: «Путин упражняется в войне против Запада».
Со своей стороны, касаясь масштаба учений, белорусский военный эксперт Егор Лебедок называет их крупными и добавляет, что на полигонах в РБ проходит лишь малая часть «Запада-2021». В целом же это «не белорусско-российские маневры, а российские с незначительным участием белорусов». Арсений Сивицкий признает заметную разницу двух фаз «Запада-2021» и полагает, что Москва сделала все возможное, чтобы показать это отличие и дистанцироваться от Александра Лукашенко, который безуспешно «пытался втянуть Россию в конфронтацию с Западом на своей стороне».
Михаил Ходаренок весьма скептически смотрит и на саму такую группировку, и вообще на военный союз двух стран, которого, по его выражению, по сути нет. Помимо заявлений за последние 27 лет особенно ничего не случилось, полагает Ходаренок, утверждая, что Лукашенко саботирует планы Москвы по созданию единого военного центра принятия решений.
В Литве до 2 декабря 2016 года проходят военные учения «Железный меч» («Iron Sword») сил НАТО, в которых, помимо литовских военнослужащих, принимают участие солдаты из Германии, США, Великобритании и Польши. В Литве разместится дополнительный батальон сил НАТО. На фото: военные учения солдат НАТО, которые прошли в литовском местечке Рукла этой осенью.
В Румынии в 2016 году заработала наземная база противоракетной обороны «Иджис». Аналогичная станция есть в Польше. Вместе с рядом других наземных объектов, а также группой эсминцев румынская база является составной частью программы построения европейской поэтапной адаптивной системы противоракетной обороны (ПРО). Россия считает, что ПРО направлена против нее.
Между тем Россия продолжает укреплять Калининградскую область. Министерство обороны РФ объявило о том, что реализует намерение разместить в западном эксклаве ракетные комплексы «Искандер-М». По данным Минобороны, они способны поражать цели на расстоянии до 500 км, «Искандеры» могут быть оснащены двумя типами ракет — баллистическими и крылатыми, а также теоретически нести ядерный боезаряд.
В России закон о военном положении был принят в 2002 году, он отличается от украинского. Военное положение в России вводится в случае агрессии в адрес страны или угрозы применения силы против «суверенитета, политической независимости и территориальной целостности». Такими угрозами могут считаться вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства, военная оккупация любой территории России, бомбардировка, блокада портов или берегов, нападение на вооруженные силы России в любом месте, засылка иностранным государством или от имени иностранного государства вооруженных сил или наемников, которые применяют силу против российских военных, а также объявление войны России.
Военное положение в России вводится указом президента, о котором он сообщает Совету Федерации и Госдуме. Далее Совет Федерации утверждает указ в течение 48 часов. Если указ не набирает необходимых голосов (более половины от списочного состава), военное положение отменяется.
Далее на территории, на которой объявлено военное положение, вводятся усиление охраны общественного порядка, особый режим работы общественного транспорта. Начинается эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы (временным жильем их обеспечивает государство). Для въезда и перемещения по территории, на которой объявлено военное положение, вводится особый режим.
Режим военного положения предусматривает, как и на Украине, частичную отмену прав и свобод. Так, приостанавливается деятельность политических партий, общественных и религиозных организаций, «ведущих агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность». Такие же запреты могут быть приняты в отношении международных или иностранных организаций, работающих в России. Украинский закон формулирует это чуть иначе, он предполагает возможность запрета деятельности политических партий и общественных объединений, если их деятельность направлена на «ликвидацию независимости Украины или изменение конституционного строя насильственным путем».
У граждан и организаций могут изъять нужное для обороны имущество, хотя потом государство обязано возместить его стоимость. Граждане теряют право выбирать место жительства и право находиться на улице в определенное время суток. Россиянам могут запретить покидать территорию России или ограничить их в таком праве.
На территории России, на которой объявлено военное положение, запрещается проводить митинги, пикеты, забастовки. Все выборы и референдумы на период военного положения отменяются. Также запрещается продажа оружия, алкоголя, а для отдельных лекарств устанавливается особый порядок продажи.
Российское и украинское законодательство различаются в вопросах введения военной цензуры. Скорее всего, это отчасти связано с тем, что украинский закон о военном положении принимали позже российского.
В России в случае введения военного положения вводится военная цензура почтовой переписки, телефонных разговоров граждан, а также сообщений, передаваемых в интернете. Также в законе есть пункт, согласно которому могут вводиться временные меры ограничения на производство и распространение информации.
Украинский закон жестче: он дает право государству в период военного положения регулировать работу типографий, телевидения, радио и других средств массовой коммуникации для проведения разъяснительной работы с гражданами, а также запрещать работу каких-либо СМИ, возможности передачи информации через радиоприемники и компьютерные сети. Также на Украине военные получают право изымать всю технику связи, включая ноутбуки, видеокамеры и так далее, если считают, что их использование вредит военному положению.
В период военного положения могут меняться взаимоотношения России с ООН и Советом Европы. Так, Россия может приостановить свои обязательства по международным договорам, связанным с правами и свободами граждан
Что касается иностранных граждан страны, воюющей с Россией, в таком режиме они подлежат интернированию (изоляции), но только в случае, если против России воюет конкретная страна или группа стран.
Военное положение является крайней мерой при постоянных боевых действиях в стране, чтобы обезопасить население, усилить контроль среди мирного населения и на границах, и т.д.
ВП – это специальный правовой режим во всей стране или отдельных городах, регионах, которые граничат в линей боевых действий (на Украине – Восток). Может использоваться властями при ведении боевых действий или появившейся информации о наступающей агрессии, опасности государственного суверенитета, независимости страны.
Применить в стране подобную крайнюю меру может только лично президент Украины, когда соответствующее предложение внесет СНБО совместно с ВРУ.
Такой приказ уже был введен в 2018 году на некоторых частях Украины на определенное время, позже отменен, в связи с улучшением военной ситуации, ослабления мощности конфликта. В таком случае предусматривается комендантский час, повсеместная проверка документов, усиленный контроль на дорогах, усиленный призыв, чтобы максимально обезопасить страну от военной агрессии.
Так, же как и в 2018 году пограничники будут переведены на усиленный режим несения службы – «1й уровень боеготовности», запрещен въезд со стороны страны агрессора мужчинам призывного возраста, которые могут составлять угрозу национальной безопасности. Исключения могут составлять только «гуманитарные направления» въезда, каждая ситуация будет рассматриваться в индивидуальном порядке.
Путин подписал указ о введении в действие плана обороны на 2021-2025 годы
- Favourites List
- Audio Listining
- Color Mode
- Monthly New Updates
- Газета «Начало» № 6, 19 (2 декабря) ноября 1905 год, Л. Троцкий, «Военное положение в Польше сброшено!»
- Ответ на запрос Государственной думы о Щербаке 8 июня 1906 года (Столыпин)
- Военная энциклопедия. — 1911—1914 годов.
- Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения.
- Контрразведывательный словарь. — Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского, 1972 год.
- Большой Энциклопедический словарь, 2000 год.
- Юридический словарь, 2000 год.
- Политика. Толковый словарь. — М.: ИНФРА-М, Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И. М., 2001 год.
- Толковый Военно-морской Словарь, 2010 год.
- Политическая наука: Словарь-справочник. составитель профессор политических наук Санжаревский И. И.. 2010 год.
В российском праве проводится различие между военным положением и состоянием защиты, усиленным и чрезвычайным. В юридической литературе Российская империя (также в СССР в 1920-х годах) военное положение часто определялось полицейским понятием «защита», которое рассматривалось в контексте государственного управления как защита общественный порядок.
В Российской империи военное положение было объявлено в военное время в приграничных районах государства, прилегающих к театру военных действий. В мирное время провинции или города, которые были возмущены постановлением правительства или в которых считались необходимыми особые строгие меры для поддержания порядка, могли быть объявлены в таком же положении. Пример: Королевство Польское в 1905 году.[1], Сумский уезд (Харьковская область).[2]
в Советский Союз, военное положение могло быть объявлено в соответствии с пунктом «т» статьи 49 Конституции только Президиумом Верховного Совета СССР, как указано в статье «в интересах защиты СССР или сохранения общественный порядок и государственная безопасность ». В соответствии с этим при объявлении военного положения все функции государственных органов по обороне, обеспечению общественного порядка и безопасности государства переходили к органам военного управления — военным советам и командованию Вооруженных Сил СССР.
Военное положение в годы Великая Отечественная война в 1941-1945 гг. последовательно декларировалось на основании статьи 49 абзаца «р» Конституция СССР, от указы из Президиум из Верховный Совет СССР и не отменялся до конца войны с:
- 22 июня 1941 г.[3], в Москве, Ленинграде и большинстве областей, краев, республик европейской части СССР;[4]
- Август 1942 г., в некоторых городах Закавказьена побережье Черного и Каспийского морей;[4]
- Сентябрь 1942 г. в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР;[4]
- Апрель 1943 г., на всех железных дорогах СССР;[4]
Май 1943 г., морским и речным транспортом.[4]
Военное положение в России или в некоторых регионах вводится указ президента, которые должны быть немедленно обнародованы по радио и телевидению и официально опубликованы. В дополнение президент должен немедленно сообщить о военном положении Совет Федерации и Государственная Дума. Совет Федерации в течение 48 часов решает, следует ли утвердить указ президента — а если указ не будет принят, он утратит силу. Основанием для введения военного положения считается агрессия против России или ее непосредственная угроза. Закон относится к агрессии[5]:
- Вторжение иностранных войск или нападение иностранных войск на русских, где бы они ни находились;
- Бомбардировка иностранными войсками или иное применение оружия против России;
- Отправка иностранными государствами агрессивных вооруженных формирований в Россию;
- Блокада российских портов или побережий иностранными войсками;
- Разрешение иностранного государства использовать свою территорию для нападения на Россию.
- Закон рассматривает действия иностранного государства в нарушение международного права, которые прямо указывают на подготовку к агрессии, как прямую угрозу агрессии. В качестве примера в законе приводится объявление войны.
Введение военного положения также предполагает мобилизацию и организацию территориальной обороны. После отражения агрессии или устранения ее угрозы военное положение отменяется.
В законе предусмотрены две группы ограничений, которые могут быть введены в условиях военного положения (а при необходимости и перед ним).
- Ограничения в зоне военного положения:[6]
-
- спецоперация критической инфраструктуры и опасных объектов;
- Эвакуация важных предметов и людей;
- Усиление охраны общественного порядка, критической инфраструктуры и других важных объектов;
- Ограничение въезда, выезда и свободы передвижения, обыска, ограничения выбора места жительства;
- Комендантский час;
- Военная цензура в области связи;
- Повышенная секретность в государственных и местных органах власти;
- Ограничение продажи оружия, опасных веществ, наркотиков, наркотиков и алкоголя, их временное изъятие у граждан;
- Запрет на митинги и забастовки;
- Запрещение общественных, международных или иностранных организаций, подрывающих безопасность страны;
- Принудительный труд для нужд обороны, восстановления разрушенных объектов, борьбы с пожарами и эпидемиями;
- Изъятие частной собственности с последующей компенсацией;
- Интернирование граждан стран-агрессоров (применяется только непосредственно в случае агрессии).
- Общие ограничения, которые могут быть наложены даже там, где не действует военное положение :.[7]
-
- Ограничение хозяйственной деятельности, в том числе оборота имущества;
- Ограничение поиска и распространения информации;
- Смена собственника организаций;
- Изменение рабочего времени
- Выборы Президента Российской Федерации не могут проводиться в период военного положения.
РФ начала вывод из Белоруссии военных и техники после учений «Запад-2021»
С введением военного положения выборы и референдум не проводятся, а полномочия выборных органов власти, органов местного самоуправления и должностных лиц автоматически расширяются.
Основные полномочия по обеспечению военного положения сосредоточены в руках президента России. В Правительство России выполняет в основном технические функции, кроме того, в период военного положения президент может менять свой состав. Российский парламент принимает законы, необходимые для обеспечения военного положения, и продвигает договоры с государствами-агрессорами. В судебная система и прокуратура в условиях военного положения действуют в той же форме, создание чрезвычайных судов в России запрещено.[8] В случае введения военного положения на части территории России может быть введено военное ведомство, ответственное за применение ограничений.[9]
- ЧП в России
- Российская система управления стихийными бедствиями
- Скорая медицинская помощь в России
- Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации
- Федеральное агентство по государственным резервам (Россия)
- Свобода собраний в России
Похожие записи: