Степени родства родственные связи в таблицах тональностей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Степени родства родственные связи в таблицах тональностей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В этой группе 12 тональностей (из которых 8 одного ладового наклонения с исходной тональностью, а 4 – противоположного). Откуда берётся ряд этих тональностей? Здесь всё, как в сетевом маркетинге: к уже найденным тональностям первой степени родства разыскиваются партнёры – свой набор тональностей… первой степени! То есть родственных к родственным!
Ей-богу, всё, как в математике – было шесть, к каждой из них ещё шесть, и 6х6 всего 36 – какая-то запредельность! Короче, из всех найденных тональностей выбираются только 12 новых (появляются в первый раз). Они то и будут образовывать круг второй степени родства.
Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!
Как вы уже, наверное, догадались, тональностями 3-й степени родства являются тональности первой степени родства к тональностям 2-й степени родства. Родственные к родственным родственных. Вот так вот! Увеличение степени родства происходит по одинаковому алгоритму.
Это самый слабый уровень связи тональностей – очень они друг от друга далеки. Сюда относятся по пять тональностей, которые при сравнении с исходными не обнаруживают ни одного общего трезвучия.
Родственные тональности – еще один пласт теоретической базы, необходимый музыканту для более грамотного и осмысленного сочинения музыки. Понимая, как они работают, вы сможете работать с композицией и аранжировкой не на интуитивном, а осознанном уровне, придумывая множество различных ходов для конкретно вашей песни. В этой статье мы подробно расскажем, что такое родственные тональности, как они определяются, и дадим всю необходимую теоретическую базу для понимания предмета.
Для начала сразу же стоит сказать, что параллельные и родственные тональности – это не одно и то же. Если параллельными называются те ключи, ноты в которых совпадают, то родство в музыке определяется по-другому.
Любая гамма содержит в себе семь ступеней, которые определяются тем, в каком порядке идут ноты в ключе. Главные из них – это первая, четвертая и пятая – тоника, субдоминанта, и доминанта. Кроме этого, в тональности есть устойчивые ступени – это первая, третья и пятая, и неустойчивые – это все остальные.
Родственные тональности – это ключи, которые имеют одинаковые аккорды относительно друг друга. При этом трезвучия должны быть построены по натуральному или гармоническому звукоряду – то есть, не быть расширенными, уменьшенными, с удержанием, и так далее.
Родственные тональности. Как определить родство тональностей для мажора и минора
В ряде учебных пособий по вопросу степени родства тональностей можно встретить расхождения. Конкретно: СПб школа (Н.А. Р-Корсаков) описывает 3 степени родства, а Московская школа (П.И. Чайковский) 4. Существенной разницы нет. Там где 4 степени: 2-я степень родства делится на два пункта, а дальше без расхождений. Будьте к этому готовыми. Классическая теория подразумевает 3 степени родства между тональностями, они основываются на общности трезвучий. Рассматривается общность звуков, выстраиваемых в трезвучия.
Расчет вида родства производится по степени общности трезвучий, построенных в каждой тональности.
Для общности рассматриваются расчетные трезвучия, которые располагаются на ступенях звукорядов мажора или минора за исключением VII ступени в мажоре и II ступени в миноре (здесь все просто: на этих ступенях строится уменьшенное трезвучие), а также это трезвучие гармонической субдоминанты (для мажора) и гармонической доминанты (для минора).
Для мажора расчетными будут трезвучия II, III, IV, V, VI и IV гарм. ступеней
1. Первая степень родства двух тональностей подразумевает обязательную принадлежность их тонических трезвучий к числу общих для обеих тональностей аккордов. Сообразительные музыканты догадаются, что в мажоре это тональности трезвучий всех ступеней, кроме VII (ее трезвучие — уменьшенное). Здесь в силу традиций еще приплюсовывается трезвучие гармонической (минорной) субдоминанты. Пример для До мажора будет совсем уж простым, приведем на Фа мажоре. Итак, это тональности:
Gm, Am, Bb, Bbm, C, Dm.
Минорная тональность также имеет шесть тональностей первой степени родства. Это тональности всех натуральных ступеней, кроме II (ее трезвучие также уменьшенное) + тональность гармонической доминанты (V ступени).
Например, для Ре минора это: F, Gm, Am, A, Bb, C.
Если первая тональность находится в первой степени родства к исходной тональности, то и исходная будет находиться с ней в первой степени родства. Пример: Eb и Fm. В этом нет никакого противоречия. Это условие выполняется взаимно попарно и для гармонической субдоминанты мажора и для гармонической доминанты минора (пример: для До мажора Fm – это гарм. субдоминанта, а C в Фа миноре это гармоническая доминанта).
2. Вторая степень родства. Для попадания в разряд второй степени родства наша тональность должна иметь не менее одного общего трезвучия с исходной, но оно не должно быть тоническим (иначе будет 1-я ст. родства). Каждая тональность (и мажорная, и минорная) имеет по 12 тональностей второй степени родства. Для быстрого их определения пользуйтесь нашим программным поиском (см. ниже).
При смене местами исследуемой и исходной тональности условие также не меняется.
3. С третьей степенью родства все совсем просто – это тональности, не содержащие общих трезвучий вообще. Всего их пять. Какие? — смотрите ниже.
Что здесь еще необходимо добавить. Разумеется, бемольные тональности не имеют трезвучий, содержащих диезы, но т.к. темперация в музыке уже принята безоговорочно, и существует всего 5 тональностей третьей степени родства вместо бесконечного их количества, благодаря применению энгармонических эквивалентов тональностям с их трезвучиями. В противном случае ряд продолжился бы не до 5-и, а до абсурдной бесконечности тональностей с абсурдным многократным дублированием бемолей им диезов.
4 степени родства тональностей. Московский бригадный учебник описывает 4 степени родства тональностей. Разница с СПб школой здесь будет лишь в том, что в московской школе вторая степень родства разбивается на две части (2-ю и 3-ю соответственно), оттесняя третью (Питерскую) часть на четвертую позицию. При этом по московской школе ко второй степени родства относятся четыре тональности, имеющие два общих расчетных трезвучия при двух знаках разницы в ключе. Например, фа мажор и соль мажор имеют общее трезвучие ля-до-ми, являющееся трезвучием III ступени в фа мажоре и II — в соль мажоре. В третьей степени родства находятся восемь тональностей, которые имеют одно общее расчетное трезвучие.
Для удобства поиска и для проверки на знание предмета, таблицы поиска удаленных аккордов также настроены и на поиск степеней родства тональностей. Благодаря поиску теперь каждый легко может получить полный список родственных тональностей к любой из выбранных. Поиск за считанные секунды выдаст результат родства, либо позволит определить отношение родства к любым имеющимся парам тональностей. Практическая польза автоматического сервиса по отношению к родству тональностей заключается еще и в том, что ученик (студент) всегда может устроить себе проверку на качество своих познаний в первой, второй или третьей степенях тонального родства.
Тональности первой степени родства таблица
Под родством тональностей также уместно подразумевать наличие общих для двух тональностей звуков
КараокеДжаз практический взгляд на родство тональностей подразумевает 7 видов родства между всеми тональностями, всеми известными и неизвестными (трансформированными) ладами. С прицелом на практическое применение.
Родство тональностей в классическом виде (3 или 4 степени родства) устанавливается по трезвучию, т.е. по факту по нижнему тетрахорду, который в двух вариантах (мажор или минор) неизменен. Внесение изменений в данный тетрахорд перевернет ряд родственных связей. Для примера можно представить дважды гармонические лады или лады народной музыки, там будет другая сетка трезвучий и несколько измененные степени родства, следовательно, т.к. каждый лад добавит как минимум по 1-му какому-нибудь знаку.
Примерять родство тональностей по верхнему тетрахорду никому и в голову не приходило. Выход за рамки замкнутой системы, очевидно, продиктовал условие – остановиться на том, что есть, и ограничить огромное число красок, расстояний и общих звуков рамками трех градаций, т.е. тремя видами родства.
Проблема стоит несколько шире. Сопоставление межтональных связей в музыке только для неизменяемого нижнего тетрахорда – некоего незыблемого столпа по сравнению с верхним – развивает музыкальное мышление с ограничением выбора, подразумевает некое хождение вокруг столбов, от одного к другому, что является еще и высшей формой музыкальной динамики (здесь подразумевается модуляция). Неизменность нижнего тетрахорда – если призадуматься, это и есть господство ионийского (с параллельным минорным) лада над остальными (более семи) ладами, которые исторически равноправны по отношению друг к другу. Так что, мышление отражается на продукте. Вот почему у технарей в искусстве кризис, а у народа в творчестве – нет. При оперировании классическими правилами над ладами народной музыки посыплются многие постулаты, доминантсептаккорд может стать уже не таким и малым мажорным септаккордом, разрешать его уже не будет такой акустической целесообразности, шестая ступень уйдет в разряд диссонансов и т.п. и т.д. Классические правила уже не будут едиными на всю систему. Если любое произведение перенести в другой лад, получится много корявых, или смешных, или неубедительных мест. Это говорит только о том, что в данной системе другие правила, а не о том, что лад хуже подходит для композиции. И т.д., и т.п.
Но вернемся к степеням родства. Базовый вопрос, сколько надо выделить степеней родства между ладами (именно так, а не «тональностями»), — ответ очевиден: семь. Чем нужно руководствоваться? – количеством общих звуков. Что еще примечательного, анализ джазового исполнительства мастеров бибопа, показывает, что ладов намного больше, чем 7 или 9. При игре импровизаций джазмены используют производные лады, существующие в рамках расстояний между основным ладом и ладом удаленного аккорда, т.е. по отношению к основному ладу удаленный аккорд будет звучать максимально приемлемо уже не в ионийском ладу. Здесь и начинается много интересного. Новые аккорды порождают новые лады. Самый плодовитый в этом отношении именно малый мажорный септаккорд, особенно если взять в расчет его акустический атрибут к альтерации (а также к расщеплению) квинты.
Пример2
Но и у других аккордов есть часть этих возможностей.
Родство по верхнему и по нижнему тетрахорду дает динамичную систему и содержит богатый + интересный потенциал.
Уже субдоминанта по отношению к тональности звучит в лидийском ладу. Но здесь она субдоминанта *(неустой). А в случае, если лад сам по себе лидийский, как в данном случае трансформируется какой-нибудь далекий малый мажорный септаккорд? – здесь мы понимаем, что выходим за рамки традиционной гармонии.
Самое большое родство, к примеру, будет у ионийского мажора и миксолидийского лада от доминанты (7 звуков), почему они и образовали такую прочную тональную связь. Это и есть седьмая самая расширенная связь.
- Как исполнять композицию
- Девушка из Ипанемы
- БоссаНова США
- Мой забавный Валентин
- Кул Блюз
- Садись в поезд «А»
- Звезды падают на Алабаму
- Саммертайм
- Перфидия
- На улице Зеленого Дельфина
- Дни вина и роз
- Как импровизировать
- Ноты к минусовкам информ.
- Партии для девушек
KaraokeJazz приложения
I степень родства: к мажору Tp, D, Dp, Sp, S, Sг. К минору Tp, Dнат, Dнатp, Sp, S, Dг. Минорная S и мажорная D – тональности гармонического родства, остальные – диатонического.
II степень родства:
Тональности, родственные для тех, которые входят в группу I степени, образуют группу тональностей II степени родства (при исключении повторяющихся тональностей и дублирующих I степень получается 12 тональностей).
As | A | B | H | (C) | Des | D | Es | E | ||
g | b | h | c |
As | a | b | h | (c) | Des | d | es | e | ||
C | Des | D | F |
У тональностей второй степени родства лишь один-два общих аккорда с главной тональностью.
III степень родства: ни одного общего аккорда с главной тональностью.
Это тональность тритонового соотношения к главной, одноимённая к тритоновой и ряд от неё по квинтовому кругу до параллельной к тритоновой (пять тональностей).
Итого получается 6 тональностей I степени родства, 12 тональностей II степени, 5 тональностей III степени.
I степень – пять тональностей чисто диатонического родства
II степень – четыре тональности с одной парой общих трезвучий, отличаются от главной на 2 знака.
III степень – все остальные, которые не имеют общих трезвучий в пределах диатонических систем.
Принцип родства – в общности систем (единичной и двойной) (единичная – разрешение тритона полутоновым движением вовне или внутрь, в двойной перекрещиваются два тритона, в C-dur это d-as и dis-a). Отсюда два класса тональностей: родственные и неродственные.
Родственные тональности не содержат тритона к T53 главной тональности. Остальные – неродственные.
К C-dur: все пять диатонических трезвучий, одноименная, минорная S и её параллель, большая медианта, однотерцовая к D, увеличенные лады G и As, уменьшенные H и F.
Первый вариант
- Пять тональностей диатонического родства
- Шесть тональностей мажоро-минорного родства (одноименного)
- Остальные – хроматического родства
Второй вариант
- Пять тональностей диатонического родства
- Две тональности полудиатонического родства: минорная S для мажора и мажорная D для минора
- Одноименное мажоро-минорное родства
- Параллели мажоро-минорно родства: большая медианта в мажоре и большая субмедианта в миноре
- Полухроматического родства: неаполитанская (IIb)
- Хроматическое родства – все остальные.
Родственные тональности – еще один пласт теоретической базы, необходимый музыканту для более грамотного и осмысленного сочинения музыки.
Понимая, как они работают, вы сможете работать с композицией и аранжировкой не на интуитивном, а осознанном уровне, придумывая множество различных ходов для конкретно вашей песни.
В этой статье мы подробно расскажем, что такое родственные тональности, как они определяются, и дадим всю необходимую теоретическую базу для понимания предмета.
Для начала сразу же стоит сказать, что параллельные и родственные тональности – это не одно и то же. Если параллельными называются те ключи, ноты в которых совпадают, то родство в музыке определяется по-другому.
Любая гамма содержит в себе семь ступеней, которые определяются тем, в каком порядке идут ноты в ключе. Главные из них – это первая, четвертая и пятая – тоника, субдоминанта, и доминанта. Кроме этого, в тональности есть устойчивые ступени – это первая, третья и пятая, и неустойчивые – это все остальные.
Родственные тональности – это ключи, которые имеют одинаковые аккорды относительно друг друга. При этом трезвучия должны быть построены по натуральному или гармоническому звукоряду – то есть, не быть расширенными, уменьшенными, с удержанием, и так далее.
Если вы видите, что в двух разных тональностях используется один и тот же аккорд – то эти ключи родственны друг к другу.
При этом существует три степени родства, которые определяются в зависимости от места аккорда в звукоряде. Если аккорд на любой ступени в одной тональности является тоникой для другой – то это считается первой степенью родства.
Вторая – когда трезвучие просто присутствует в тональности. Третья – отсутствие общих аккордов вообще.
Для примера возьмем гамму до-мажор. Построив ее по натуральному звукоряду, мы получим следующие ноты:
C D E F G A B
Нам наиболее интересны пять ступеней – II, III, IV, V, VI. Седьмая ступень не является родственной, потому что через нее выстраивается только аккорд со знаком альтерации. Обратившись к кругу тональностей, мы получим следующие аккорды:
Dm, Em, F, G, Am.
При этом, если мы используем гамму гармонического мажора – понижаем шестую ступень ступень – то, у нас появляется аккорд Fm. Итого мы имеем шесть аккордов – и, соответственно, шесть тональностей.
- Родственные тональности первого порядка находятся по названиям этих трезвучий, поскольку они являются тониками в их гаммах. То есть, родственными к до-мажору являются следующие ключи:
- Ре-минор, Ми-минор, Фа-мажор, Фа-минор, Соль-мажор и Ля-минор.
- Родственные тональности второго порядка должны просто содержать в себе хотя бы один из этих аккордов в своей гамме. В случае с до-мажором к ним относятся:
- Ре-мажор – общий аккорд Ми-минор.
- Си-бемоль-мажор – общий аккорд Ре-мажор.
- Ми-бемоль-мажор, Ля-бемоль-мажор, Ре-бемоль-мажор – общий аккорд Фа-минор.
- Попытайтесь сами найти общие тональности второго порядка для до-мажора.
Что такое родство тональностей и родственные тональности
Подробности Категория: Словарь музыкальных терминов
Под родством тональностей подразумевают наличие или отсутствие общих аккордов с учетом их принадлежности к ладам сопоставляемых тональностей
Единая таблица родстваТри степени родства тональностейОпределение степеней родства тональностейАльтернативный программный поиск 3-х ст родства тональностейСтепени родства ладов – расширенная системаПрограммный поиск 7-и степеней родства аккордов, ладов, тональностей
Таблица дает исчерпывающие ответы за доли секунды. Справляйтесь во встроенных комментариях, и тогда легко усвоите суть данной темы.
*Не знаю, насколько востребована в наше время трактовка в виде 4-х степеней родства. Если необходимость острая, пишите в комментариях, сделаем универсальный скрипт, включающий и данные требования (кнопка такая уже прикручена в правом верхнем углу).
Данная тема для студентов является одной из наиболее сложных. К учащимся теоретических отделений по данному вопросу предъявляются бескомпромиссные требования. Сервис дает знания даже при выполнении конкретно поставленной задачи.
От учащегося требуется лишь уверенно нажимать на все имеющиеся кнопки.
- Power-аккорды
- Квинтовый круг тональностей
- Скачать
- Средневековые лады
- Флажолеты
- Ноты на грифе бас гитары
- Ноты на грифе гитары
- Ноты на клавишах рояля
- Определишь интервал на слух?
- Различишь аккорды на слух?
- Схемы аккордов для гитары
- Чистые нотные листы
- Используемые материалы
- Лицензионное соглашение
- Реклама на сайте
- Персональные данные
Тональности 1-й степени родства (родственные)
Самой распространённой (по числу приверженцев) системой родственных связей между тональностями является система Римского-Корсакова. В ней выделяются три степени или уровня родства.
Сюда входят 6 тональностей, которые по большей части различаются на один ключевой знак. Это те тональные строи, тонические трезвучия которых строятся на ступенях гаммы исходной тональности. Это:
- параллельная тональность (все звуки одинаковые);
- 2 тональности – доминантовая и параллельная к ней (разница в один звук);
- ещё 2 тональности – субдоминанта и параллельная к ней (тоже разница на один ключевой знак);
- и последняя, шестая, тональность – здесь случаи-исключения, которые нужно запомнить (в мажоре это тональность субдоминанты, но взятой в минорном гармоническом варианте, а в миноре – тональность доминанты, тоже взятой с учётом альтерации VII ступени в гармоническом миноре, и потому мажорной).
В этой группе 12 тональностей (из которых 8 одного ладового наклонения с исходной тональностью, а 4 – противоположного). Откуда берётся ряд этих тональностей? Здесь всё, как в сетевом маркетинге: к уже найденным тональностям первой степени родства разыскиваются партнёры – свой набор тональностей… первой степени! То есть родственных к родственным!
Ей-богу, всё, как в математике – было шесть, к каждой из них ещё шесть, и 6х6 всего 36 – какая-то запредельность! Короче, из всех найденных тональностей выбираются только 12 новых (появляются в первый раз). Они то и будут образовывать круг второй степени родства.
Как вы уже, наверное, догадались, тональностями 3-й степени родства являются тональности первой степени родства к тональностям 2-й степени родства. Родственные к родственным родственных. Вот так вот! Увеличение степени родства происходит по одинаковому алгоритму.
Это самый слабый уровень связи тональностей – очень они друг от друга далеки. Сюда относятся по пять тональностей, которые при сравнении с исходными не обнаруживают ни одного общего трезвучия.
Родственные тональности – еще один пласт теоретической базы, необходимый музыканту для более грамотного и осмысленного сочинения музыки. Понимая, как они работают, вы сможете работать с композицией и аранжировкой не на интуитивном, а осознанном уровне, придумывая множество различных ходов для конкретно вашей песни. В этой статье мы подробно расскажем, что такое родственные тональности, как они определяются, и дадим всю необходимую теоретическую базу для понимания предмета.
Для начала сразу же стоит сказать, что параллельные и родственные тональности – это не одно и то же. Если параллельными называются те ключи, ноты в которых совпадают, то родство в музыке определяется по-другому.
Любая гамма содержит в себе семь ступеней, которые определяются тем, в каком порядке идут ноты в ключе. Главные из них – это первая, четвертая и пятая – тоника, субдоминанта, и доминанта. Кроме этого, в тональности есть устойчивые ступени – это первая, третья и пятая, и неустойчивые – это все остальные.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «СТЕПЕНИ РОДСТВА ТОНАЛЬНОСТЕЙ»
Если вы видите, что в двух разных тональностях используется один и тот же аккорд – то эти ключи родственны друг к другу. При этом существует три степени родства, которые определяются в зависимости от места аккорда в звукоряде. Если аккорд на любой ступени в одной тональности является тоникой для другой – то это считается первой степенью родства. Вторая – когда трезвучие просто присутствует в тональности. Третья – отсутствие общих аккордов вообще.
Тональностью, параллельной данной называеся тональность, имеющая то же число ключевых знаков (диезов или бемолей), что и данная. В паре параллельных тональностей одна является мажорной (часто вместо мажорная тональнось говорят просто мажор), а другая минорной (параллельный минор). Параллельные друг другу минор и мажор отличаются на две ступени: минор, параллельный данному мажору строится на его шестой ступени (которая является тоникой этого минора); мажор, параллельный данному минору строится, соответственно, на его третьей ступени.
Энгармоничными друг другу называются тональности, состоящие из одних и тех же звуков, и сами по себе (вне отношения с другими тональностями) являющиеся одним и тем же, но называемые и обозначаемые на письме по-разному. Энгармоничны друг другу, например, Соль-бемоль мажор и Фа-диез мажор, или ми-бемоль минор и ре-диез минор.
В следующей таблице показаны обозначения тональностей. Мажорные и минорные тональности расположены в порядке кварто-квинтового круга, после каждого мажора идёт параллельный ему минор. Тональности идут от бемольных к диезным, поэтому в последней графе для верхней части таблицы указано число бемолей, а для нижней — диезов. Первые шесть тональностей в таблице соответственно энгармоничны последним шести.
Русское название | Принятое в теории музыки немецкое | Английское | Количество ключевых знаков (диезов или бемолей) |
---|---|---|---|
До-бемоль мажор | Ces-dur | C-flat major | 7 |
ля-бемоль минор | as-moll | A-flat minor | 7 |
Соль-бемоль мажор | Ges-dur | G-flat major | 6 |
ми-бемоль минор | es-moll | E-flat minor | 6 |
Ре-бемоль мажор | Des-dur | D-flat major | 5 |
си-бемоль минор | b-moll | B-flat minor | 5 |
Ля-бемоль мажор | As-dur | A-flat major | 4 |
фа минор | f-moll | F minor | 4 |
Ми-бемоль мажор | Es-dur | E-flat major | 3 |
до минор | c-moll | C minor | 3 |
Си-бемоль мажор | B-dur | B-flat major | 2 |
соль минор | g-moll | G minor | 2 |
Фа мажор | F-dur | F major | 1 |
ре минор | d-moll | D minor | 1 |
До мажор | C-dur | C major | 0 |
ля минор | a-moll | A minor | 0 |
Соль мажор | G-dur | G major | 1 |
ми минор | e-moll | E minor | 1 |
Ре мажор | D-dur | D major | 2 |
си минор | h-moll | B minor | 2 |
Ля мажор | A-dur | A major | 3 |
фа-диез минор | fis-moll | F-sharp minor | 3 |
Ми мажор | E-dur | E major | 4 |
до-диез минор | cis-moll | C-sharp minor | 4 |
Си мажор | H-dur | B major | 5 |
соль-диез минор | gis-moll | G-sharp minor | 5 |
Фа-диез мажор | Fis-dur | F-sharp major | 6 |
ре-диез минор | dis-moll | D-sharp minor | 6 |
До-диез мажор | Cis-dur | C-sharp major | 7 |
ля-диез минор | as-moll | A-sharp minor | 7 |
Традиционо для ноты си используется латинская буква H, что отражено в классическом немецком обозначении, но в современной практике для си используется латинское B. В случае, когда звук си обозначается как H, для си-бемоль используется буква B. В варианте когда B используется для си , буква H не используется.
Иногда встречающееся «английское» обозначение H minor (H major) для си минора (мажора), видимо, следует считать не вполне корректным, поскольку тогда для обозначения си-бемоль минора (мажора) по-видимому должно использоваться B minor (B major), но это английское обозначение — для си, и это вызвало бы неразрешимую путаницу.
Французские названия тональностей особых сложностей не вызывают: ré mineur, mi bémol majeur, fa dièse mineur и т.п. Особенноcть здесь есть в том, что звук до нередко обозначается как ut: ut mineur — до минор, ut dièse majeur — до-диез мажор и т.д.
Родством тональностей называется соотношение двух тональностей, определяемое количеством и значением общих аккордов (то есть аккордов, состоящих из звуков, которые встречаются в обеих тональностях). Родство тональностей определяется количеством общих звуков. Чем больше общих звуков, тем ближе друг к другу тональности. Существует четыре[1] степени родства тональностей:
- В первой степени родства находятся тональности, тонические трезвучия которых принадлежат к числу общих аккордов.
Каждая тональность имеет шесть тональностей первой степени родства. Для каждой тональности к первой степени родства относятся следующие тональности:
1. параллельная данной
2. натуральной доминанты
3. ей (последней) параллельная
4. натуральной субдоминанты
5. параллельная ей
6. минорной субдоминанты в случае мажора и мажорной доминанты для минора
Каждая пара из этих тональностей имеет много общих аккордов и между собой. Каждая мажорная тональность имеет две мажорных и четыре минорных тональности первой степени родства, тонические аккорды которых являются в ней трезвучиями II, III, IV, IV гармонической, V и VI ступеней (к до мажору — ре минор, ми минор, фа мажор, фа минор, соль мажор, ля минор). Каждая минорная тональность имеет две минорных и четыре мажорных тональности первой степени родства, тонические аккорды которых являются в ней трезвучиями III, IV, V натуральной, V гармонической, VI и VII натуральной ступеней. (к ля минору — до мажор, ре минор, ми минор, ми мажор, фа мажор, соль мажор).
- Группа тональностей второй степени родства объединяет для данного мажора и минора по четыре тональности, имеющие два общих аккорда (не тонической функции) при двух знаках разницы в ключевом обозначении. Например, до мажор и ре мажор имеют общее трезвучие ми-соль-си, являющееся трезвучием III ступени в до мажоре и II — в ре мажоре
- Группа тональностей третьей степени родства объединяет для данного мажора и минора по восемь тональностей, которые имеют одно общее трезвучие лишь в гармоническом ладе (он определяет и взаимоотношение тоник).
- В четвёртой степени родства (далёкое родство) находятся тональности, не имеющие ни одного общего трезвучия (например, до мажор и фа-диез мажор). Каждая тональность имеет пять тональностей четвёртой степени родства (одну того же лада и четыре — противоположного) не считая энгармонических замен.
Степень родства тональностей обусловливает возможность и характер модуляции.
Тональный лад (в наиболее употребительном смысле) — это система мажора и минора в музыке XVII—XIX веков, так называемая «гармоническая тональность» (термин Карла Дальхауза), предполагающая активные динамические смены аккордов-ступеней и модуляцию в качестве высшей формы движения. Тоника в такой системе слышна (подразумевается) даже тогда, когда реально в музыке она отсутствует.
Для гармонической тональности типичны регулярные («метричные») смены местных гармонических центров, не отменяющих центрального тяготения, а наоборот интенсифицирующих его. Для формирования тонального чувства большое значение имеет музыкальный метр и метрическая экстраполяция[2] в форме.
Тональность некоррелятивна модальности, поскольку некоррелятивны основные признаки модальных и тональных ладов. В тональности непременно господствует центр, а звукорядная основа соблюдается в разной мере (например, звукоряд гармонического минора, мелодического мажора отклоняется от основной формы звукоряда этих ладов и т. п.). В модальности звукорядная основа непременна, а тяготения могут быть (например, в многоголосной музыке Машо и Лассо), а могут и вовсе отсутствовать (например, в большом знаменном распеве православных).
Средоточием теории мажорно-минорной тональности является теория функций, рассматривающая значения отдельных аккордов в пределах одной тональности и соотношения тональностей как функций высшего порядка. Главные элементы такого рода тональности — функции тоники (T), доминанты (D) и субдоминанты (S), совокупно именуемые «главными тональными функциями».
Опора на функциональную триаду T-S-D — не единственно возможный способ реализации тональности как ладового принципа, возможны и иные типы тональной структуры. Особую форму рыхлой тональности («прототональности») можно наблюдать в гармонии многоголосных сочинений позднего средневековья и Возрождения[3]. Другие формы тональности (отличные от мажорно-минорной) были разработаны композиторами XIX и XX веков.
Основные категории тональных ладов (на примере гармонической тональности):
- тяготение[4];
- звукоряд (мажорный, минорный)[5];
- альтерация;
- отклонение;
- модуляция.
Функции тональных ладов:
- тоника (центральный элемент системы);
- доминанта;
- субдоминанта;
- медианта и субмедианта;
- двойная доминанта и др. побочные функции.
- И.В. Способин. Элементарная теория музыки. М.: «Музыка».
- И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов. Учебник гармонии., Музыка, 2007.
- Риман Г. Упрощённая гармония или учение о тональных функциях аккордов. Перевод с нем. Ю.Энгеля. М.-Лейпциг, 1896.
- Riemann H. Katechismus der Harmonielehre (theoretisch und praktisch). Leipzig, 1890; со 2-го изд. (1900) под назв. «Katechismus der Harmonie- und Modulationslehre»; с 5-го изд. (1913) под назв. «Handbuch der Harmonie- und Modulationslehre».
- Schoenberg A. Harmonielehre. 3te vermehrte und verbesserte Auflage. Wien, 1922.
- Оголевец А. С. Основы гармонического языка. М. — Л., 1941.
- Dahlhaus C. Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität. Kassel — Basel, 1968.
- Powers H. Tonal Types and Modal Categories in Renaissance Polyphony // Journal of the American Musicological Society, XXXIV (1981), pp. 428-70.
- Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988.
- Anderson N.D. Aspects of Early Major-Minor Tonality: Structural Characteristics of the Music of the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Ph.D. diss. Ohio State University, 1992.
- Hyer B. Tonality // The Cambridge history of Western music theory. New York: Cambridge University Press, 2002, pp.726-752.
- Холопов Ю. Н. Гармония. Практический курс. В 2-х ч. М., 2003.
- Холопов Ю. Н. Категории лада и тональности в музыке Палестрины // Русская книга о Палестрине. Науч. труды МГК. Сб. 32. М.: МГК, 2002, сс. 54-70.
- Лебедев С. Н. Прототональность в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения // Ad musicum. Москва, 2008, сс. 33-47.
Степень родства главным образом регулируется Семейным и Гражданским кодексом. В соответствии с законодательством, близость определяется количеством поколений между родственниками. Например, между матерью и ребенком имеется 1 степень родства, а между бабушкой и внучкой – вторая. Это объясняется тем, что в первом варианте членов семьи разделяет одно рождение, а во втором — уже два.
Почему это важно? Например, потому, что степень родства при наследовании движимого и недвижимого имущества определяет очередь, по которой осуществляется вступление в права. В первую очередь, это близкие родственники. Схожие права и обязанности имеют законные муж или жена. Полный список ближайших родственников указан в семейном законодательстве, это: родители, дети (в том числе приемные), бабушки и дедушки, внуки, братья и сестры. При этом, если речь идет о последних, неважно, сколько у них совместных родителей. В случае одного общего родителя они являются сводными. Если у детей общие мама и папа, они считаются единокровными.
РОДСТВЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ первой степени родства На самом
Законодательство определяет особые семейные связи в правовой системе и устанавливает ряд ограничений либо послаблений. Каждый кодекс по-своему характеризует степень родства в семье. На практике это выглядит следующим образом. Если СК называет родственниками одну группу людей и по ее определению разделяет степень родства, то для УК это совсем другая категория лиц.
В правовых институтах этот термин зачастую фигурирует в гражданском, уголовном, семейном и налоговом кодексах. При этом однозначного перечня близких и дальних родственников законом не предусмотрено.
В каждом отдельном случае родство, с юридической точки зрения, имеет свое конкретное значение. Например, при наследовании имущества в первую очередь учитывают обязательных претендентов, а при разделе имущества супругов считают и несовершеннолетних детей. В уголовном законодательстве и вовсе близкие родственники имеют право отказаться от свидетельствования в отношении друг друга.
Семейный и Налоговый кодекс не относят супругов к близким родственникам, что вполне логично, поскольку они не связаны кровным родством, что является основным критерием установления степени родства в браке. Поэтому муж и жена являются взаимосвязанными лицами и членами семьи, так же как дети и родители. Следовательно, при заключении сделок они несут схожие права и обязанности, которыми наделены близкие родственники.
Еще один нюанс, который необходимо учитывать. Налоговый кодекс не признает отношения родственными, несмотря на совместное проживание и ведение общего хозяйства людьми, не зарегистрировавшими свои отношения официально. Также они не считаются членами семьи.
Это понятие интересует многих людей в процессе возникновения определенных жизненных ситуаций. Ближайшей кровной родней являются родители и рожденные от них дети. Общая мать и отец определяют степень родства (родственные связи в таблицах можно увидеть в статье) между братьями и сестрами. Они не только считаются самыми близкими, но и обладают равными правами и обязанностями в отношении родителей, имеют схожие черты характера, а порой и внешность.
В законодательстве, помимо кровного родства, выделяют еще и другой вид связей. Это — свойские отношения. Они являются единственным видом родства, который основан не на кровной связи, а на факте бракосочетания. Поясним подробнее.
Люди, официально зарегистрировавшие отношения, становятся близкими родственниками. При этом возникает следующая ситуация. Члены семьи с той и другой стороны могут именоваться дальними родственниками по свойским отношениям. Основанием для этого в конкретном случае является свидетельство о заключении брака. При этом обязательства в отношении друг друга несут исключительно супруги.
Этот термин подразумевает объединение людей после процедуры крещения. Причем это не обязательно члены одной семьи. Ребенок при этом обретает крестных родителей. В свою очередь они становятся кумом и кумой для родителей. Тем не менее в соответствии с законодательством, духовное родство не имеет никакой юридической силы, а люди не считаются родственниками. Также они не имеют обязательств по отношению друг к другу.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Вопросы родства в первую очередь регулируются семейным и гражданским законодательством. Так, ГК определяет понятие степени родства как количество рождений, которые разделяют одного родного от другого. Например, родство между матерью и сыном имеет первую степень, а родство между дедушкой и внуком – вторую степень, т.к. в первом случае членов семьи отделяет 1 рождение, а во втором – 2.
Таким образом, ключевым понятием при определении родственных связей является степень родства. Основными степенями являются дети, родители, далее идут бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и т.д. Предположим, что сын или дочь рассматривают свои связи с другими членами семьи, начиная от своих родителей и выше (восходящая линия). Тогда схема родственных связей для него будет выглядеть так.
степень родства | название (статус) родственника | название ребенка этого родственника |
1 | отец, мать | брат, сестра |
2 | братья, сестры, | племянник, племянница |
дедушки, бабушки | отец, мать | |
3 | дяди, тети | двоюродный брат, сестра (кузен/кузина) |
4 | прадедушки, прабабушки | бабушки, дедушки |
5 | двоюродные дедушки, бабушки | двоюродные дяди, тети |
6 | двоюродные дяди, тети | троюродные братья, сестры |
двоюродные племянники, племянницы | внучатый племянник, племянница |
Более наглядно связи можно отразить в виде схемы. В ней описывается прямое и боковое родство. Под прямой понимается линия, которая напрямую идет вверх или вниз (например, от сына к отцу, далее к дедушке и т.п.). Под боковой имеется в виду линия, которая примыкает к прямой (например, через дядю, его сына, который является двоюродным братом, его детей, детей его детей и т.п.).
На схеме степени прямого родства обозначены обычными арабскими цифрами (1, 2, 3, 4), а бокового – римскими (I, II, III, IV).
В законодательстве и на практике также выделяют отношения свойства. Это единственный случай, когда родство выстраивается не на основе кровной связи (т.е. общего биологического предка), а на основе фактического совместного проживания – брака. Так, муж и жена при условии официального заключения брака признаются близкими родственниками. Поэтому все члены их семей с обеих сторон также могут считаться дальними родственниками по отношению свойства.